1. Что из данного важным для здорового образа жизни?
а) рациональное питание+
б) личная и общественная гигиена
в) курение
2. Не относится к алкоголю следующее:
а) лимонад +
б) вино
в) пиво
3. Отметьте неправильное высказывание:
а) надо сочетать труд и отдых
б) надо чистить обувь и одежду
в) малоподвижный образ жизни полезен +
4. Как нужно правильно определите последовательность действий первой помощи при ранах?
1. ввести противостолбнячную сыворотку
2. доставить пострадавшего в лечебное учреждение
3. обработать края раны перекисью водорода
4. остановить кровотечение
5. поднять поврежденную часть тела выше туловища
а) 1, 2, 3, 4, 5.
б) 4, 3, 5, 2, 1.+
в) 2, 3, 4, 4, 1.
г) 5, 4, 2, 1, 3.
5. Эти принципы помогают сохранить и укрепить здоровье:
а) научность
б) объективность
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
6. Каждые ________ минут во время умственной работы нужно делать физкультурные паузы:
а) 25 – 30 минут+
б) 40 – 45 минут
в) 55 – 60 минут
г) 70 – 75 минут
7. Выберите элементы, которые включает в себя здоровый образ жизни:
а) активный отдых; закаливание организма; раздельное питание; гигиена труда; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений;
б) двигательный режим; закаливание организма; рациональное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношении;+
в) двигательный режим; молочное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений;
г) двигательный режим; закаливание организма; вегетарианское питание; гигиена тела; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений
8. Работа мышц положительно влияет на:
а) в целом на весь организм;+
б) преимущественно на суставы;
в) на соединительно-тканные структуры опорно-двигательного аппарата;
г) преимущественно на нервные «стволы», иннервирующие мышцы.
9. Признаки отравления наркотическими веществами:
а) повышение мышечного тонуса, сужение зрачков, ослабление их реакции на свет, покраснение кожи;+
б) тошнота и рвота, головокружение, кровотечение из носа, кашель, насморк;
в) горечь во рту, беспричинный смех, пожелтение кожи.
10. Группы, на которые делят школьников в соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности:
а) основную, подготовительную, специальную;+
б) слабую, среднюю, сильную;
в) без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья;
г) оздоровительную, физкультурную, спортивную.
11. Этот фактор не оказывает влияние на здоровье человека:
а) наследственность
б) экологическая обстановка
в) уровень развития науки +
12. Эти продукты должны быть исключены из рациона здорового человека:
а) кисломолочные продукты
б) фаст фуд +
в) овощи и фрукты
13. После того, как поработал, человек должен:
а) отдохнуть +
б) заняться домашними делами
в) выполнить комплекс упражнений
14. Отметьте, что такое личная гигиена:
а) перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний
б) выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний
в) совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья +
15. Выберите основные двигательные качества:
а) умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения
б) гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества +
в) состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений
16. Отметьте правильную последовательность факторов, от которых зависит здоровье человека:
1. деятельность учреждений здравоохранения
2. наследственности
3. состояние окружающей среды
4. условия и образ жизни
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 4, 1, 3;
в) 4, 3, 2, 1;+
г) 3, 1, 4, 2.
17. Что в себя включает самоидентификация человека в западной традиции (несколько вариантов ответа)?
а) телесность;+
б) «Я»;+
в) группу крови;
г) восприятие телесности.+
18. Основными метаболическими показателями тела является(несколько вариантов ответа):
а) глюкоза плазмы;+
б) триглицериды;+
в) N-концевой участок мозгового натрийуретического пептида;
г) антинуклеарные антитела;
д) липопротеиды высокой плотности.+
19. Выберите психотехники, который стали частью современного образа здоровья:
а) майевтика;
б) йога;+
в) медитация;+
г) исихазм;
д) употребление мухоморов и пейотля.
20. Определите, чем обусловлен психологический дискомфорт при сопоставлении желаемой и реальной телесности:
а) недостатками реального тела;
б) законодательными стандартами телесности;
в) идеальной природой символического;+
г) чаще всего психическим расстройством.
21. Выявите причину необоснованного негативного аффекта в отношении здоровья:
а) позитивное сопоставление представления о себе и требований социума;
б) негативное сопоставление представления о себе и требований социума;+
в) отсутствие сопоставления представления о себе и требований социума;
г) нейтральное сопоставление представления о себе и требований социума.
22. Отметьте, как сосуществуют медицинские представления о здоровом образе жизни и социум:
а) медицинские представления существуют в отрыве от социума;
б) медицинские представления модифицируются социумом;+
в) наблюдается диктат доказательной медицины;
г) медицинские представления глубоко маргинальны.
23. Компоненты высокой приверженности(несколько вариантов ответа):
а) директивный стиль врача;
б) отсутствие мотивации;
в) интенциональность пациента;+
г) мотивированность пациента;+
д) забывчивость пациента.
24. Компоненты образа здоровья в хелсизме (несколько вариантов ответа):
а) медитации;+
б) бодипозитивизм;
в) широкая антибиотикопрофилактика;
г) органическая пища;+
д) фитнес.+
25. Определите, что входит в научно обоснованные рекомендации по здоровому образу жизни относительно состояния тела:
а) максимизация мышечной массы;
б) умеренно тренированное тело;+
в) высокие запасы жира;
г) снижение массы тела до индекса массы тела <16.
26. Таким образом обозначается степень следования пациента рекомендациям врача:
а) подвластность;
б) приверженность;+
в) податливость;
г) подчинённость.
27. Выберите основные двигательные качества:
а) Гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества+
б) Умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения
в) Количество движений в единицу времени, максимальная амплитуда движений, мышечная сила
г) Состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений
28. Выберите глобальную функцию психологического уровня организации человека:
а) обеспечение эффективного обучения;
б) совладание со стрессом;
в) обеспечение размножения;
г) связь социальной жизни и физического тела.+
29. Определите, в чём социокультурная специфика положения врача:
а) врач – носитель медицинского знания;+
б) врач – социальный маргинал;
в) врач – часть карательной машины;
г) врач – носитель власти;+
д) врач – репрезентация медицины.+
30. Концепция здорового образа жизни такова:
а) является плодом взаимовлияний ряда областей культуры+
б) определяется директивно
в) является изолированной
г) принадлежит только медицине
Тест по физической культуре
для учащихся 5-6 классов
Подготовила учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №10»
Щербакова Наталья Викторовна
Тест по физической культуре.
1. Первой ступенью закаливания организма является закаливание…
а) водой,
б) солнцем,
в) воздухом,
г) холодом.
2. Умственную работу следует прерывать физкультурными паузами через каждые …мин.
а) 25-30,
б) 40-45,
в) 55-60,
г) 70-75.
3. Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если учащиеся…
а) переоценивают свои возможности,
б) следует указаниям преподавателя,
в) владеют навыками выполнения движений,
г) не умеют владеть своими эмоциями.
4. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорой поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…
а) акробатика,
б) «колесо»,
в) кувырок,
г) сальто.
5. Атлетов, нанесших смертельные раны сопернику во время Игр Олимпиады судьи Эллады:
а) признавали победителем,
б) секли лавровым веником,
в) объявляли героем,
г) изгоняли со стадиона.
6. Упражнения, содействующие развитию выносливости целесообразно выполнять в…
а) в конце подготовительной части занятия,
б) в начале основной части занятия,
в) в середине основной части занятия,
г) в конце основной части занятия.
7. Какой вид старта применяется в беге на короткие дистанции?
а) высокий,
б) средний,
в) низкий,
г) любой.
8. Сколько попыток дается участнику соревнований по прыжкам в высоту?
а) две попытки на каждой высоте,
б) три попытки на каждой высоте,
в) одна попытка на каждой высоте,
г) четыре попытки на каждой высоте.
9. Какой из способов спортивного плавания самый бесшумный?
а) кроль на спине,
б) кроль на груди,
в) баттерфляй (дельфин),
г) брасс.
10. Как дословно переводится слово «волейбол» с английского языка?
а) летающий мяч,
б) прыгающий мяч,
в) игра через сетку,
г) парящий мяч.
11. Сколько игроков играют в волейбол на одной стороне площадки?
а) 5,
б) 10,
в) 6,
г) 7.
12. Какой частью тела футболист не может останавливать мяч во время игры?
а) головой,
б) ногой,
в) рукой,
г) туловищем.
13. В какой стране зародились Олимпийские игры?
а) в Древней Греции,
б) в Риме,
в) в Олимпии,
г) во Франции.
14. Что, прежде всего, следует сделать при оказании первой помощи пострадавшему от ушиба какой-либо части тела о твердую поверхность?
а) охладить ушибленное место,
б) приложить тепло на ушибленное место,
в) наложить шину,
г) обработать ушибленное место йодом.
15. Во время этой игры на площадке находятся две команды по 5 человек:
а) футбол,
б) волейбол,
в) хоккей,
г) баскетбол.
16. Осанкой называется:
а) силуэт человека,
б) привычная поза человека в вертикальном положении,
в) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие,
г) пружинные характеристики позвоночника и стоп.
17. Кто имел право принимать участие в Древнегреческих олимпийских играх?
а) только свободные греки мужчины,
б) греки мужчины и женщины,
в) только греки мужчины,
г) все желающие.
18. Чем отличается кроссовый бег от длительного бега?
а) техникой бега,
б) скоростью бега,
в) местом проведения занятий,
г) работой рук.
19. Гибкость не зависит от:
а) анатомического строения суставов,
б) ростовых показателей,
в) эластичности мышц и связок,
г) температуры тела.
20. Ценности Олимпийских игр.
а) дружба, совершенство, уважение;
б) равенство, богатство, единство;
в) верность, дружба, любовь;
г) дружба, уважение, верность.
21. Под физической культурой понимается:
А) часть культуры общества и человека;
Б) процесс развития физических способностей;
В) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;
Г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.
22. Результатом физической подготовки является:
А) физическое развитие;
Б) физическое совершенство;
В) физическая подготовленность;
Г) способность правильно выполнять двигательные действия.
23. Международный Олимпийский комитет был создан в:
А) Олимпии;
Б) Париже;
В) Люцерне;
Г) Лондоне.
24. Бег с остановками и изменением направления по сигналу преимущественно способствует формированию:
А) координации движений;
Б) техники движений;
В) быстроты реакции;
Г) скоростной силы.
25. Солнечные ванны лучше всего принимать:
A) с 12 до 16 часов дня;
Б) до 12 и после 16 часов дня;
B) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;
Г) с 10 до 14 часов.
26. К циклическим видам спорта относятся…:
A) борьба, бокс, фехтование;
Б) баскетбол, волейбол, футбол;
B) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание;
Г) метание мяча, диска, молота.
Номер вопроса |
ответ |
Номер вопроса |
ответ |
|
в |
14. |
а |
|
б |
15. |
г |
|
б |
16. |
б |
|
в |
17. |
а |
|
г |
18. |
в |
|
г |
19. |
б |
|
в |
20. |
а |
|
б |
21 |
а |
|
г |
22 |
в |
|
а |
23 |
б |
|
в |
24 |
в |
|
в |
25 |
б |
|
а |
26 |
в |
В преддверие нового учебного года современным школьникам очень важно знать, как правильно восстанавливать работоспособность после тяжёлого учебного дня, чтобы поддерживать организм в отличном состоянии. Учеными давно доказано, что правильное чередование физического и умственного труда является важнейшим средством поддержания здоровья. Лучшим отдыхом при умственном утомлении является гимнастика или другая физическая деятельность человека. Необходимо помнить, что последствия утомления при умственной работе ликвидируются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее. В результате продолжительной и интенсивной умственной работы наступает утомление, которое снижает продуктивность работы: ослабевает внимание, память и способность сосредоточиться. Для преодоления умственного переутомления, помимо соблюдения режима дня, очень важно и необходимо выполнять физические упражнения на разные группы мышц, делая физкультурные паузы после каждых 45-60 минут работы.
- Упражнение 1. Стоя, медленно поднять руки верх, сцепить в замок над головой и хорошо потянуться. Медленно опустить руки. Повторить 5 раз.
- Упражнение 2. Поднять руки над головой со сцепленными пальцами, наклониться по 5 раза в обе стороны.
- Упражнение 3. Голову медленно опустить вниз и медленно, спокойно поднять в исходное положение. Повернуть влево – вправо, покачать в обе стороны. В конце каждого движения задержаться на несколько секунд. Повторить 4-6 раз.
- Упражнение 4. Выполните бег на месте по времени до 2-х минут. Сделайте перерыв 1 минуту и еще повторите серию.
- Упражнение 5. Лягте на живот (на ковер, кровать), поочередно поднимайте правую руку и левую ногу одновременно. Повторите до 10 раз.
- Упражнение 6.И.п. упор присев. Выполните упор-присев-упор лежа. Повторите до 10 раз.
Наиболее полный отдых организму, а именно центральной нервной системе дает сон. Он является важным защитным механизмом организма от переутомления и нервного истощения. Поэтому ложитесь спать не позднее половины одиннадцатого вечера. Если у Вас есть возможность поспать дома после уроков 30-40 минут, обязательно воспользуйтесь ею. Вы почувствуете значительный прилив сил и сможете смело садиться за выполнение домашних заданий. Если поспать днем не представляется возможным, то активная прогулка на свежем воздухе: быстрая ходьба, подвижные игры или занятия спортом в секциях дополнительного образования – помогут восстановить умственную работоспособность.
Материал подготовлен Колотильщиковой С.В.
Вопрос №
1
Правильная осанка- это положение тела, при котором человек, стоя спиной к стене, касается ее…
затылком, ягодицами, пятками
лопатками, ягодицами, пятками
затылком, лопатками, ягодицами, пятками
Вопрос №
2
Одно из наиболее важных слагаемых здорового образа жизни…
постельный режим
двигательный режим
танцевальный ритм
Вопрос №
3
Гиподинамия- это…
низкая двигательная активность человека
высокая двигательная активность человека
чрезмерное питание
Вопрос №
4
Недостаток какого витамина снижает зрение и может вызвать куриную слепоту7
витамина А
витамина В
витамина С
Вопрос №
5
Умственную работу школьникам следует прерывать физкультурными паузами через каждые…
25-30 минут
55-60 минут
70-75 минут
Вопрос №
6
Что измеряет спирометр?
артериальное давление
окружность грудной клетки
жизненную емкость легких
Вопрос №
7
Физическое качество ловкость —
это…
способность выполнять движения длительное время
способность овладевать новыми движениями и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
способность выполнять упражнения с большой скоростью
Вопрос №
8
Физическое качество выносливость
— это…
способность выполнять разнообразные двигательные действия
способность при какой-либо двигательной деятельности длительное время противостоять утомлению
способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой
Вопрос №
9
Физическое качество сила — это…
способность выполнять физическую нагрузку длительное время
способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений
способность человека преодолевать сопротивление с максимальной частотой
Вопрос №
10
Какие разновидности отдыха вы знаете?
абсолютный и неабсолютный
активный и пассивный
адекватный и неадекватный
Вопрос №
11
Что нужно делать для предупреждения переутомления во
время занятий физическими
упражнениями?
пить минеральную воду и закусывать чипсами
через каждые 5 мин. измерять частоту сердечных сокращений
правильно дозировать нагрузки и чредовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением
Вопрос №
12
Физическое качество гибкость- это…
. способность человека преодолевать сопротивление с максимальной частотой
способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений
способность выполнять движения с юольшей амплитудой за счет мышечных усилий
Вопрос №
13
Назовите основные физические
качества.
сила, выносливость, гибкость, быстрота, координация
сила, скорость, умения, движения,навыки
выносливость, темп, скорость, умения, навыки
Вопрос №
14
Что относится к показателям
физического развития человека?
жизненная емкость легких, рост, вес
сила воли, решительность, упорство и находчивость
скорость, прыгучесть, гибкость и сила
Вопрос №
15
Физическое качество быстрота — это
…
способность выполнять движения с юольшей амплитудой за счет мышечных усилий
способность, позволяющая выполнять работу с наибольшей частотой движения за единицу времени
способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений
Вопрос №
16
Что необходимо сделать при
растяжении мышц?
наложить на поврежденное место холодный компресс и тугую повязку
промыть поврежденное место чистой водой и обработать перекисью водорода
. смазать йодом или 2%-ным раствором бриллиантовой зелени («зеленкой»)
Вопрос №
17
Какое тестовое задание служит для
определения уровня гибкости?
наклон вперед
прыжок в высоту
подтягивание на перекладине
Вопрос №
18
Как называется принцип
физического воспитания,
предусматривающий сочетание
физического и духовного развития?
принцип оздоровительной направленности
принцип связи с жизнедеятельностью
принцип гармоничного развития личности
Вопрос №
19
Что является причиной травм во время занятий бегом?
попутный ветер
неровности грунта
замечания прохожих
Вопрос №
20
. Как следует рассматривать понятие
«здоровый образ жизни»?
как дань моде
только как достаточную двигательную активность
как норму поведения для сохранения здоровья
Вопрос №
21
Поверхность какого спортивного
снаряда должна быть гладкой и
непокрашенной?
футбольных ворот
баскетбольных щитов
рабочей поверхности перекладины
Вопрос №
22
Какой тест используют для
определения координационных
способностей?
шестиминутный бег
челночный бег
бег 30 метров
Вопрос №
23
К чему приводит курение?
1. к улучшению деятельности нервной
системы, сосудов
к улучшению деятельности нервной системы, сосудов
к повышению иммунитета против простудных заболеваний
к ухудшению снабжения мышц кровью и эластичности лягких
Вопрос №
24
Признаки нехарактерные для
правильной осанки –…
развернутые плечи, ровная спина
приподнятая грудь
запрокинутая или опущенная голова
Вопрос №
25
На что необходимо обратить внимание
после зарядки?
на самочувствие
на погоду
на время
Вопрос №
26
Какой тест используют для
определения скоростных
возможностей?
шестиминутный бег
челночный бег
бег 30 метров
Вопрос №
27
Что можно рекомендовать для
профилактики появления избыточного веса?
обращать внимание на то, чтобы в рационе питания было меньше овощей и фруктов
утром и вечером смотреться в зеркало и наблюдать за своим телосложением
ходить пешком до 5 км в сутки при любой погоде
Вопрос №
28
Динамометр служит для измерения
показателей:
роста
жизненной емкости легких
силы кисти
Вопрос №
29
. Как правильно дышать при
длительной нагрузке высокой
интенсивности?
только через нос
только через рот
через нос и рот одновременно
Вопрос №
30
Сколиоз – это…
искривление позвоночника вперед
искривление позвоночника назад
боковые искривления позвоночника
Вопрос №
31
. К чему приводит неправильная
осанка?
к снижению аппетита
к развитию вегетососудистой дистонии
к смещению внутренних органов
Вопрос №
32
Кифоз – это…
искривление позвоночника вперед
искривление позвоночника назад
боковое искривление позвоночника
Вопрос №
33
Из перечисленных качеств человека
выберите физические …
решительность и находчивость
гибкость и сила
сила воли и упорство
Вопрос №
34
Лордоз – это …
искривление позвоночника вперед
искривление позвоночника назад
боковое искривление позвоночника
Вопрос №
35
Укажите часть тела, на которой нельзя
измерить пульс
в области запястья
в области живота
в области шеи
Вопрос №
36
Наиболее информативным,
объективным и широко используемым
в практике физического воспитания и
спорта показателем реакции организма
на физическую нагрузку является:
время выполнения двигательного действия
частота дыхания
частота сердечных сокращений
Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент
Аннотация
Рациональное сочетание физических и умственных нагрузок представляет собой средство минимизации переутомления организма, восстановления после длительной работы и поддержания здоровья. Поэтому при организации процесса обучения важно использовать физическую деятельность.
Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/12/97172 (дата обращения: 24.02.2023).
Учебная нагрузка предполагает достаточно большой объём учебной работы обучающих и их высокую умственную напряженность. При высокой напряженности умственной деятельности, может возникнуть временное торможение, предохраняющее функциональные системы центральной нервной системы (далее ЦНС) от разобщения [4]. С возникающими в процессе умственной деятельности симптомами утомления сложнее справиться, чем с неблагоприятными последствиями физической работы. После долгой и монотонной умственной работы возникает утомление, снижающее работоспособность: ухудшается внимание, память и сосредоточенность. [2].
Физическая деятельность – эффективный вид отдыха при обучении. Так как двигательная деятельность – это процесс, который задействует не только мышцы, но и участки нервной системы. При физической нагрузки в мышцах возникают сигналы, стимулирующие центральную нервную систему, сохраняющие работоспособность нервных центров. Систематический поток этих сигналов благоприятно влияет на развитие и функции мозга, состояние вегетативной нервной системы.
Динамика умственной работоспособности обучающихся находится в прямой зависимости с объемом физической деятельности, совершаемой в процессе обучения. Систематические занятия физической культурой способствуют улучшению состояния ЦНС, что в свою очередь оказывает положительное действие на умственною работоспособность обучающихся. Для сохранения умственной работоспособности необходимо выполнять физические упражнения по 6-8 ч занятий в неделю [4]. А также необходимо делать перерывы между учебой, в которые совершаются физические упражнения на разные группы мышц, каждые 45-60 минут умственной деятельности [2].
В разные возрастные периоды объём физической деятельности человека и его влияние на умственную работоспособность отличается. В расписание школьников включено достаточное количество занятий по физической культуре между предметами, подразумевающими умственною активность. Кроме этого младшие школьники активно проводят перемены, а обучающиеся средней и старшей школы совершают небольшие по активности действия. У студентов тоже предусмотрены занятия по физической культуре, но в меньших количествах, однако продуктивность сохраняется из-за их продолжительности. Стоит учитывать, что, у всех обучающихся также имеется внеучебная деятельность. Также стоит взять во внимание, что некоторые обучающиеся пропускают занятия по физической культуре или занимаются в специальных группах из-за состояния здоровья.
Рассмотрим принцип взаимодействия физических упражнений и умственной деятельности. Во время умственной работы у человека наблюдается мозговое напряжение, обусловленное концентрацией внимания на небольшом круге объектов. В следствие чего возбудительный процесс в ЦНС сосредоточен в маленькой ограниченной области нервных центров, что вызывает их быстрое утомление. Для умственного труда характерно высокое напряжение ЦНС и органов чувств. Для эффективной работы мозга необходимо, чтобы в ЦНС поступали импульсы от различных систем организма.
Чаще всего умственная деятельность совершается человеком в напряжённом состоянии мышц тела. При большом количестве монотонной работы со временем возникает торможение, ухудшение работоспособности, из-за того, что кора головного мозга утомлена долгим нервным напряжением, распространяющимся в мышцах. Насыщение крови кислородом снижается, что вызывает сонливость, а при эмоциональной нагрузке и частых стрессах также могут возникать головокружение, боль в затылочной части головы или в висках. Чтобы освободить мышцы тела от напряжения, необходимо совершать активные физические упражнения [1].
При умственной деятельности мозгу требуется больший объём кислорода. В процессе физических нагрузок сердцебиение учащается, давление увеличивается, сосуды расширяются, а кровь циркулирует быстрее. Дыхательная система начинает работать более активно, увеличивается количество воздуха, попадающего в организм, так происходит насыщение кислородом всех клеток организма и головного мозга.
Эффективность умственной деятельности зависит от натренированности мозга и мышц тела, которые способствуют тому, что нервная система справляется с умственными нагрузками. Функционирование внимания, памяти, восприятия, способности перерабатывать информацию зависят от физической подготовленности организма. Осуществление психических процессов зависит от таких, физических качеств организма, как выносливость, быстрота, сила и др. Так физические упражнения, совершаемые перед и после умственной работы, влияют на работоспособность организма.
Однако нужно адекватно подходить к сочетанию умственной и физической нагрузок. Для сохранения работоспособности головного мозга и нормального функционирования нервной системы необходимо соблюдать чередование напряжения и сокращения разных групп мышц с ритмическими последующими расслаблением и растяжением. Такие движения характерны для бега, ходьбы, катания на коньках и лыжах. Важно учитывать тот факт, что результаты от занятий спортом и от незначительно повышенной активности являются различными.
Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Ученый заметил, что работоспособность руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой совершать легкую физическую нагрузку. Затем учеными было установлено, что активный отдых применим как к физической, так и к умственной работе. Во время мышечной деятельности начинают функционировать те нервные центры, которые обычно не участвуют в процессе умственных нагрузок. Переключение с интеллектуальной деятельности на физическую позволяет, поддерживать деятельность организма в целом, а также улучшать координационные механизмы в его функционировании [1].
Рациональная организация умственного труда предусматривает включение перерывов (пауз) для отдыха, которые заполняются физическими упражнениями. Такие физкультурные паузы приносят больший эффект восстановления интеллектуальной работоспособности, чем при продолжительном пассивном отдыхе. Сложность и нагрузка физических упражнений, применяемых в перерывах умственной работы, должны соответствовать интенсивности интеллектуальной деятельности.
Физические нагрузки развивают механизмы и способы защитно-приспособительных процессов в головном мозге, делают организм более выносливым, так как стимулируют активность защитных процессов, тем самым повышая интеллектуальную работоспособность и увеличивая продолжительность продуктивной работы [1]. Таким образом, правильная организация учебного процесса обучающихся, должна строиться на принципе постоянного сочетания физической и интеллектуальной деятельности, а также содержать систематические занятия по физической культуре.
Библиографический список
- Пеняева С.М. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 12-16; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1827 (дата обращения: 07.12.2021).
- Как чередовать физическую и умственную нагрузку. URL:http://life.mosmetod.ru/index.php/item/kak-cheredovat-fizicheskuyu-i-umstvennuyu-nagruzku (дата обращения: 08.12.2021).
- В. М. Паршакова Взаимосвязь физической нагрузки с успеваемостью студентов в обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskoy-nagruzki-s-uspevaemostyu-studentov-v-obuchenii (дата обращения: 08.12.2021).
- Щетинина С.Ю., Бурцева Т.В. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-nagruzok-na-dinamiku-umstvennoy-rabotosposobnosti-studentov (дата обращения: 08.12.2021).
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «candy»