«Все работы хороши — выбирай на вкус»
Задача: Знакомство с миром профессии.
Цели:
1. Ознакомить детей с разными видами профессий.
2. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
Оборудование: презентация для интерактивной доски.
ХОД ИГРЫ
- Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята! Я предлагаю посмотреть видеоролики и догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Правильно, мы сегодня с вами приоткроем дверцу в мир профессий. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Его сравнивают со вторым рождением.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь.
Чтобы получше познакомиться с профессиями и тем, чем занимаются люди разных профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности. Путешествовать будем на волшебном паровозике.
— Для того, чтобы отправиться в любое путешествие, нужно с собой в дорогу собрать багаж. Как вы думаете, что нужно взять с собой?
— Какие качества пригодятся нам в пути?
( сообразительность, смекалка, внимание, положительные эмоции, терпение).
Правильно, ребята! Это все нам поможет в путешествии!
— А на каждой станции мы будем класть в чемодан полученные знания о профессиях
Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 2 команды. Придумайте своей команде название. Отправляемся в путь!
И первая станция называется «Знакомство с профессиями».
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
А что такое профессия? (ОД)
-Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
(Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности) — читает ученик.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Надо закончить предложения.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает — молодец!
-Молодцы, ребята, сумели определить все профессии.
-Что мы узнали и уже можем положить в багаж?
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть!»
Отправляемся на следующую станцию!
Следующая станция называется «Профессионалы»
У людей различных профессий есть предметы, которыми они постоянно пользуются. Ваша задача по этим предметам определить профессию человека и что немало важно, какими качествами он должен обладать как профессионал.
Представители от команды подходят к мешочку, вытягивают предмет, называют профессию, которая связана с ним (ассоциации могут быть разными), и качества или характеристику человека.
Мягкая игрушка-животное – ветеринар (добрый), портной (внимательный), рабочий (аккуратный).
Калькулятор – кассир (честный), бухгалтер (требовательный), экономист (справедливый).
Билет – кондуктор (грамотный), контролёр (вежливый), проводник (терпеливый)
Ножницы – парикмахер (творческий), рабочий (аккуратный).
Молоток – столяр (чистоплотный), плотник (добросовестный), мебельщик (трудолюбивый).
-Что положим в багаж? ( Профессионалы-люди, хорошо владеющие своей профессией).
А теперь выйдем из вагона и разомнемся!
Разминка
Девиз: из-за парт скорей вставай, слушай стих и повторяй.
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет третий класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз — кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Отдохнули мы немножко и продолжаем наше путешествие. Следующая станция называется «Важная».
-Ребята, у меня в мешке остался один инструмент! (Половник). Кто им орудует?
-Что вы знаете о профессии повар?
-Какими качествами должны обладать люди, выбравшие эту профессию? Почему?
-Я вам предлагаю послушать причту и подумать, чему она учит.
Профессия ПОВАР (ПРИТЧА).
Собрались однажды мудрецы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:
– Учитель – нужнее всего. Без образования прогресс остановится.
– Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй мудрец.
– Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий.
Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.
– Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.
– Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди готовь обед, – рассердился хозяин.
Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда ученые не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды мудрецы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.
Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и ученый – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: « Поварское дело – не ремесло, а искусство ».
Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме мудреца. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.
– Поварское дело – не ремесло, а искусство, – говорил хозяин после обеда.
-Какую оплошность допустил мудрец?
-Что помогло ему понять свою неправоту? (попробовал себя в качестве повара)
-Ребята, а вы не желаете тоже проверить свои поварские таланты?
Для этого вам придётся работать в команде. Ваша задача приготовить вкусный и полезный салат. Давайте разберёмся, что нужно повару для приготовления салата? (продукты, рецепт, ….)
-Перед вами рецепты с салатами и набор продуктов, из которых их можно приготовить, а также блюдо, в котором вы салат представите на суд зрителей (положите перед собой).
В процессе работы вы должны оформить плакат. Подумайте, как при помощи подручного материала ( пословиц, загадок, стихотворений), которые тоже на столах представить салат и рассказать о его пользе! То есть на плакате должно быть не только блюдо с салатом, а ещё заголовок и тот печатный материал, который вы выберите или напишите сами.
Так как вы будете работать в группе, для выполнения задания, распределите роли. Во-первых, выберите поваров, которые будут готовить салат.(3 ЧЕЛ. 1-РАБОТАЕТ С РЕЦЕПТОМ, ВТОРОЙ ВЫБИРАЕТ ПРОДУКТЫ, 3 ВЫРЕЗАЕТ)
-Запишите в таблицу фамилии и имена.
—Редакторы, которые будут РАБОТАТЬ С плакатом. Подписывать заголовки, наклеивать картинки и тексты! (2 ЧЕЛ).
Спикеры, это те ребята, которые выступят с защитой блюда. Для этого им сначала придётся помочь редакторам отобрать материал, а затем приготовиться к защите -выразительно прочесть или рассказать. Сделать рекламу блюду!(2чел)
Организатор. Его обязанность следить за тем, чтобы все выполняли свою работу, контролировать.
Хранитель времени- следит за часами, поторапливает группу!
-Поднимите руку те ребята, кто понял, что нужно делать? И так , за работу!
Скажите, а только ли поварские таланты вы проверили выполняя проект?
-Какие ещё профессиональные умения пригодились? (редакторские, ораторские…..
Значит можно сделать вывод, что все профессии важны и нужны!
Заключительная часть.
Что из сегодняшнего занятия самое полезное вы возьмете для себя?
Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях. А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии!
Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам побыть флористами. Кто знает, кто такие флористы?
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то приклеиваете розовый цветок если остались какие-то вопросы, то зелёный.
Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Ведь главное: Счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).
До свидания!
Классный
час «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Цель:
Знакомство с профессиями
Задачи
Образовательные задачи:
- расширить представления учащихся о
профессиях; - учить ориентироваться в мире
профессий; - учить видеть необходимость в
определении профессии.
Воспитательные
задачи:
- способствовать сплочению классного
коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; - воспитывать уважение к труду, к людям
любой профессии.
Развивающие
задачи:
- содействовать формированию и развитию
учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также умению
работать в группах; - содействовать развитию
коммуникативной культуры учащихся; - развитие кругозора, мышления,
внимания, наблюдательности; - формировать осознанность,
ответственность за выбор будущей профессии; - формировать познавательный интерес к
людям труда и их профессиям
Оборудование: толковый словарь
Ожегова, мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе PowerPoint, конверты
с заданиями, выставка рисунков и сочинений на тему «Профессии моих родителей»,
«Кем быть?»
1.
Организационный
момент
Прозвенел
звонок веселый.
Мы
начать урок готовы.
Будем
слушать, рассуждать.
И
друг другу помогать!
—
Здравствуйте, учителя, ученые, полицейские и пожарники,
врачи и ветеринары, парикмахеры и мастера маникюра, музыканты и актрисы,
спортсмены, летчики и защитники Отечества.
—
Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?
—
Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и
удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, сошьёте такие сапоги, что
позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды.
2.Введение
в тему
— Чтобы узнать тему нашего
занятия, сыграем в игру «Отгадай загадку»
•
Встанем
мы, когда вы спите,
И муку просеем в
сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. Пекарь
•
Вот
на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. Маляр
•
Кто
у постели больного сидит?
И как лечиться ему говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому кто здоров, — разрешит погулять. Доктор
•
Наведет
стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. Фотограф
•
Он
учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков
уважать. Учитель
•
В
прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много.
Потому что он … Артист
•
В
горячем цехе,
В доменной печи
Он варит сталь,
А это ведь не щи! Сталевар
•
Встаем
мы очень рано.
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Водитель
·
Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я
… Портниха
—Прочитаем
слово, которое получилось по вертикали (Профессии)
— Что такое
профессия?
— Обратимся за
помощью к толковому словарю.
— Прочитаем значение
этого слова в словаре С.И.Ожегова.
В словаре русского языка С.И. Ожегова дано
такое толкование: «Профессия – основной
род занятий, трудовой деятельности»
3.Постановка
учебной задачи.
—
Прочитайте
тему классного часа на доске (на слайде)
(Все работы хороши – выбирай на вкус!)
-Какую
цель поставим на уроке? (больше узнать о профессиях, о их разнообразии)
— Может ли человек получить профессию
сразу, без подготовки?
— Правильно, сначала надо учиться,
приложив много стараний и труда.
—
В мире тысячи профессий. Не легко разобраться в этом многообразии и сделать
свой выбор.
— Прежде всего, нужно выбрать такую профессию, чтобы она
приносила радость и удовольствие. Выбрать себе профессию по душе – дело не
простое, но у вас еще есть время продумать, о том, кем вы будете, когда
вырастите.
4. Игра
«Закончи пословицу» (работа в группах)
— Труд —
основа всей жизни человека. Любой труд почётен. Народ воспевал труд в песнях, слагал пословицы.
— Сейчас вам
предстоит поработать в группах. Каждая группа
должна объяснить смысл пословиц, но вот беда, пословицы «рассыпались». Вам надо
их «собрать», а затем объяснить смысл одной из пословиц.
— Давайте вспомним правила работы в группе.
1. |
на завтра не откладывай! |
2. |
наладится каждая работа. |
3. |
такова и работа. |
4. |
и рыбку из пруда. |
— А теперь проверим, объясним смысл пословиц.
5. Итоги анкетирования
—
Ребята, я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, получить профессию. У
каждого из вас есть мечта о профессии в будущем.
—
К классному часу вы рисовали рисунки «Моя будущая профессия«, мы
провели анкету «Кем мне стать?». Творческая группа класса провела анализ анкет
и сейчас мы послушаем, кем же хотят стать ребята нашего класса.
(Ученик
подводит итог):
—
Проанализировав анкеты и рисунки, мы подвели
итоги — ребята нашего класса хотят стать:
—
У каждого есть своя мечта, о которой
вы рассказали в своих сочинениях. Послушаем сочинение (1 ученик
зачитывает)
6. Физминутка
— Встаньте все. Я
буду называть профессию и то, чем занимается человек этой профессии. Если говорю
правильно – хлопайте в ладоши, если неправильно – топайте.
Врач лечит людей.
Дворник подметает двор.
Повар фотографирует.
Парикмахер варит.
Прачка стирает.
Водитель рисует.
Учитель учит детей.
Художник поливает цветы.
7. Творческая
работа в группах.
— Продолжим
работу в группах. У каждой группы будет название своей профессии. Вам нужно
будет отгадать загадку, прочитать небольшой текст, касающийся этой профессии,
обсудить в группе, узнать, чем занимаются люди этих профессий, какие качества
необходимо вырабатывать для этой профессии. И представить свой постер.
— Обратите
внимание на план работы в группах.
План работы в группах:
1. Загадка.
Отгадать загадку, найти картинку с данной профессией (наклеить ее на постер)
2. Предметы (атрибуты). Выбрать картинки — предметы, которые необходимы для данной
профессии (наклеить их на постер)
3. Текст.
Прочитайте текст.
Обсудите, чем занимаются люди этих профессий.
Подчеркните слова, которые называют качества людей для этой профессии.
4. Подготовить выступление, представить постер.
8.
Выступление групп (1- пожарный, 2- врач, 3- повар, 4- парикмахер)
9.
Детские сочинения о профессии родителей.
— Сегодня
мы знакомимся с миром профессий.
— К
классному часу вы написали сочинения «Профессия моих родителей». Все работы
получились интересными, сейчас мы послушаем одно из них.
11. Итог
— Сегодня мы поговорили лишь о
некоторых профессиях.
— Но уже сейчас можно сделать вывод:
все
работы хороши — выбирай на вкус!
—
Кем хотите стать вы дети?
—
Поскорее нам ответьте!
Ученики
рассказывают:
1)
Я хочу шофером быть,
Грузы разные возить.
2)
Я мечтаю о балете
Лучше нет его на свете!
3)Я
хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его и – нет болезней!
4)В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет,
Справлюсь я, сомнений нет!
5)
Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте,
Шайбу мне забить – пустяк,
Я играю за «Спартак!»
6)Я хочу стать гитаристом.
Замечательным артистом,
Музыка со мною с детства,
Я люблю ее всем сердцем.
7)Я
мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть,
Дни рождения отмечать.
Все:
Все профессии прекрасны,
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
5
Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Цель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий, начальная профориентация.
Задачи:
-
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
-
Расширить знания и представление детей о профессиях.
-
Воспитать уважительное отношение к людям разных профессий.
-
Создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире.
-
Создать условия для повышения готовности обучающихся к социально-профессиональному определению.
Ход классного часа.
I. Вступительное слово учителя
Слайд 2.
Учитель. — Ребята, чтобы понять о чем сегодня пойдет разговор на нашем классном часе, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Класс делится на три команды. Сейчас проверим какая из трех наших команд самая эрудированная.
1п |
о |
в |
а |
р |
||||||||||
2м |
а |
л |
я |
р |
||||||||||
3д |
о |
к |
т |
о |
р |
|||||||||
4ф |
о |
т |
о |
г |
р |
а |
ф |
|||||||
5п |
е |
к |
а |
р |
ь |
|||||||||
6к |
о |
с |
м |
о |
н |
а |
в |
т |
||||||
7с |
а |
д |
о |
в |
н |
и |
к |
|||||||
8п |
о |
г |
р |
а |
н |
и |
ч |
н |
и |
к |
||||
9у |
ч |
и |
т |
е |
л |
ь |
|
||
(Повар)
Пахнет неизменно, По картинам он не мастер – Мастер он по стенам! (Маляр)
Щелкнет раз – и помним вас. (Фотограф)
(Космонавт)
Уж работает в аллеях? В парках и садах у нас Мы встречались с ним не раз. (Садовник)
(Учитель) |
Учитель. — Молодцы, ребята! Так кто же может назвать тему нашего классного часа?
О чем пойдет речь?
(Ответы детей)
— Верно, сегодня тема нашего классного часа «Все работы хороши – выбирай на вкус!”.
Слайд 1
Учитель. — Ребята, вы все знаете, что каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться. Чтобы стать хорошим специалистом нужно много знать и много уметь. Сегодня вы за школьной партой. Учение тоже труд и труд не простой. Пройдут школьные годы и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?» Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе. Наш классный час, который называется «Все работы хороши – выбирай на вкус!» — маленькая частица в этой большой работе. Каждая профессия хороша по-своему. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретая какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
II. Знакомство с профессиями
Учитель. — Как вы думаете, что означает слово «профессия”?
(Ответы детей)
Профессия — это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы уже знаете о профессиях, мы выясним сегодня на нашем занятии. Давайте подробнее поговорим о профессиях из нашего кроссворда.
Слайд 3.
Ученик 1. Профессия повар – на все времена. Люди всегда будут нуждаться в еде. Хотя каждый может что-то приготовить и сам, но иногда хочется посетить кафе или ресторан, заказать вкусное и красиво оформленное блюдо, и просто наслаждаться им, сидя в приятной компании. Это очень востребованная и творческая профессия. Повар нужен в любом заведении общественного питания. Он должен знать множество рецептов и тонкости приготовления, хранения продуктов, уметь отличить качественные продукты от испорченных. Один из знаменитых поваров – Люсьен Оливье, создатель знаменитого салата «оливье».
Слайд 4.
Ученик 2. Маляр — это специалист, который занимается окраской зданий, сооружений, стен, пола, потолка, фасадов, заборов чтобы защитить их сырости и придать красивый вид. У маляра должен быть хороший эстетический вкус, глазомер, координация движения рук, творческое воображение, внимательность и аккуратность в работе, способность работать на высоте.
Слайд 5.
Ученик 3. Профессия доктора — одна из наиболее древних профессий. Первым выдающимся доктором древности был Гиппократ. Врачи до сих пор произносят профессиональную клятву – клятву Гиппократа и этим признают важность своей работы и то, что всегда и везде должны помогать людям. Чтобы стать доктором, нужно много лет учиться в институте. Врачи работают в поликлиниках, больницах, санаториях, на скорой помощи. В медицине много специальностей. Врачи знают, как устроено тело человека. Какие существуют болезни и лекарства от них. Как выздороветь и защитить себя от болезней.
Слайд 6.
Ученик 4. Фотограф фотографирует и делает фотографии очень хорошими. Умеет «поймать» отличный момент и сохранить воспоминание о нем. Чтобы снимок получился качественным недостаточно иметь хороший фотоаппарат, фотограф должен учитывать многое: освещение, время суток, фон, позы. Профессиональный фотограф — это творческая личность с богатым воображением, хорошим вкусом и прекрасным чувством стиля.
Слайд 7.
Ученик 5. Профессия пекаря связана с выпеканием хлеба. Нашим предкам этот продукт доставался тяжелым трудом, недаром они сложили столько пословиц и песен о хлебе. Поэтому-то хлеб так высоко ценится среди других продуктов питания, а вместе с ним и профессия пекаря. Все мы любим мягкие булочки, ароматные караваи и батоны. Но кто сегодня имеет возможность печь хлеб дома? Стремительность жизни, особенно в больших городах, не оставляет для этого времени. Поэтому так нужен труд пекарей, работающих на комбинатах, хлебозаводах или в пекарнях. Пекари должны быть опрятны, внимательны, ответственны в работе. Конечно, нужен и безупречный вкус и обоняние. Но главное, пекарь должен хорошо знать и любить свою работу, вкладывать в нее душу, и тогда хлеб будет получаться вкусным и ароматным.
Слайд 8.
Ученик 6. Для того чтобы стать космонавтом надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации. Космонавтом номер один был Юрий Гагарин. Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. Космонавт должен знать космическую технику, уметь управлять космическим кораблем и проводить ремонтные работы. Чтобы стать космонавтом нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек.
Слайд 9.
Ученик 7. Садовник – специалист по уходу за садом или зеленой территорией. Обычно мы видим лишь результат работы садовников, но не их самих. Однако труд садовника достаточно тяжелый. Садовник поддерживает сад в порядке: ухаживает за растениями, поливает их, пересаживает цветы, обрезает кроны деревьев и кустарников, рыхлит почву, пропалывает грядки, а также подравнивает газоны. Садовник знает, как вырастить живую изгородь, сформировать альпийскую горку, создать цветники. Кроме этого, садовник производит обрезку плодовых деревьев, борется с вредителями и заболеваниями растений. Чтобы стать хорошим садовником нужны знания агрономии и ландшафтного дизайна. В теплое время года он чаще всего работает на открытом воздухе, зимой – может отдыхать или работать в теплицах.
Слайд 10.
Ученик 8. Наша страна имеет границы со многими государствами. Защищают границы нашей Родины пограничники. Они борятся преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, наркотиков. Именно пограничники в вооружённых конфликтах с иностранными государствами принимали первый удар на себя. Так было и 22 июня 1941 года – в первый день Великой Отечественной войны. Пограничник должен знать законы, технику проверки документов и охраны границы.
Слайд 11.
Ученик 9. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Чтобы стать учителем нужно особое призвание. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить передавать свои знания другим. Чтобы стать учителем нужно уметь налаживать правильные отношения с детьми. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, поэтому учителем может стать только внимательный человек. Эта профессия требует от человека выдержки и терпения. Очень важна в профессии учителя речь, она должна быть выразительной, эмоциональной и убедительной. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Учитель — Сегодня мы познакомились с некоторыми профессиями. А как вы думаете, легко ли быть профессионалом в том или ином деле?
Дети — Нет. Чтобы стать хорошим специалистом нужно много знать и уметь.
III. Физкультминутка
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
IV. Игровая ситуация
Учитель: Давайте поиграем. Игра называется “Волшебная коробочка”. Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите: кому принадлежат эти вещи. В коробочку складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (руль, ножницы и расческа, жезл, указка, калькулятор, художественная кисть и др.) Вынимая предмет с завязанными глазами, ребенок на ощупь должен угадать его и представителя профессии, который использует этот предмет.
V. Творческое задание. Учитель. Да, профессий век не счесть, Присмотреться время есть, Кем же вы хотите стать? Любопытно всем узнать.
— А для этого, ребята, я предлагаю вам нарисовать кем бы вы хотели стать в будущем. В какой професии вы себя видите. Нарисуйте и некотрые из вас расскажут почему выбрали именно эту профессию, чем она вас привлекает?
VI. Итог занятия
Учитель. — Сегодня мы говорили о разных профессиях. Сейчас проверим, какие профессии вы запомнили. Слайд 12-15. (Парад профессий)
(Дети называют представленные профессии).
Учитель. — Через несколько лет и вам придётся выбирать профессию. Готовиться к этому нужно сейчас: хорошо учиться, стараться выполнять посильную работу, помогать родителям, одноклассникам и другим людям.
1-й ученик.
За что ни возьмись, нужно мастером стать,
И дело любое уметь выполнять.
2-й ученик.
Сломалась игрушка — сумей починить,
А новую сам научись смастерить.
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всём и везде помогает она.
3-й ученик.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
1-й, 2-й, 3-й ученик хором. У нас белоручек не любят нигде!
Учитель. — Наше занятие подходит к концу. Понравилось ли вам оно? Что нового узнали? О чем еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях? Молодцы, ребята! Вы сегодня показали свои знания о разных профессиях, узнали много нового.
Как видите, дети, профессий немало
Подумай, какую себе выбирать,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
— Всем большое спасибо за внимание и участие!
Кибкало Людмила Филипповна Страница 5
Классный час «Все профессии важны, выбирай на вкус»
Слайд 1
Цели:
-
расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях;
-
развивать понимание того, что любой труд важен и значим;
-
прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка детских рисунков.
Предварительная работа: написание сочинений и рисование рисунков на тему «Кем быть?»; сбор информации о труде родителей.
Слайд
У меня растут года,
Будет восемнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Учитель:
Перед каждым человеком встаёт такой вопрос, когда он заканчивает школу. В современном мире более 50 тысяч профессий.
Сегодня мы продолжим знакомство с миром профессий. В каждой профессии есть самое главное, что привлекает в неё людей. А что такое профессия?
Обратившись к толковому словарю раскроем смысл этого слова. (Слайд)
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Есть множество профессий, известных почти каждому. Ни один человек в своей жизни не может обойтись без повара, продавца, врача, учителя.
Есть профессии, которые нужны только в городской местности, или только в сельской местности.
В разговоре о профессиях очень часто употребляют определения, которые ставят ту или иную профессию в определенный ранг или категорию по самым разным признакам. Говорят: эта профессия престижная (о менеджерах, юристах, финансистах), опасная (о летчиках-испытателях, оперативниках, пожарных). Есть еще одна категория – редкие профессии.
Может ли человек сразу получить профессию? (Нет. Надо сначала учиться.)
-Где получают профессию? (В училищах, техникумах, институтах, университетах.)
Сейчас появились новые профессии, о которых ещё несколько лет назад и не знали: менеджер, стилист, программист, дизайнер.
И хотя у вас ещё много времени до выбора профессии, сегодня мы поговорим о некоторых из них.
Загадки:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач) Слайд
Ворону, корову, щенка и павлина –
Всех примет и вылечит
Доктор звериный. (Ветеринар) Слайд
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто? (Лесничий) Слайд
Встанем он, когда вы спите,
И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь) Слайд
Он склонился над умным станком
Тонкая стружка бежит ручейком. (Токарь) Слайд
Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить. (Воспитатель) Слайд
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) Слайд
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист) Слайд
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар) Слайд
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные) Слайд
«Все работы хороши – выбирай на вкус». Слайд
Учитель:
Какую профессию хотели бы избрать вы и почему? (Ответы детей)
Ваши мечты ещё могут меняться. (Привести примеры из сочинений, которые писали во 2 классе.)
– Я предлагаю на минутку задуматься, во что превратится жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают: на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
– Отдыхает электрик.
(Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютер.)
– Не вышла на работу швея.
(Все люди останутся без одежды.)
– Решил отдохнуть строитель.
(Не будет домов, и людям не где будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.)
– Не вышел на работу повар.
(Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.)
– Отдыхает дворник, техничка.
(Везде будет мусор.)
– Возможна ли жизнь человека без труда?
Хором: «Жизнь – это труд». Слайд
Учитель:
Ваши родители трудятся в различных отраслях: на заводе и в больнице, в милиции и в школе. У кого-то труд умственный, а у кого-то физический. Но все они приносят пользу нашему поселку и государству. Всякий труд в почёте. )
Рассказ о профессиях родителей
Учитель:
Я думаю, что, повзрослев, вы сможете разобраться в огромном мире профессий и выбрать себе по душе. Не зря говорят «Сто дорог – одна твоя». Слайд
Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»
1. Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
2. Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…
3. Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
— А теперь давайте поиграем.
1. Конкурс «Аукцион профессий»
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
-
Кисть, краски (художник)
Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хорошим художником?
Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
-
Парик, костюм (актер)
-
Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
-
Овощи, кастрюля (повар)
Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
-
Расческа, ножницы (парикмахер)
-
Письма, газеты, сумка (почтальон)
-
Градусник, шприц (врач)
Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
-
Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
-
Кирпич, мастерок (строитель)
Учитель: Какие знаете пословицы о труде?
Слайд
Дело мастера боится.
Труд умелые руки любит.
Не за своё дело не берись.
Труд кормит и одевает.
Землю красит солнце, а человека труд.
1 игра
Закончите пословицы.
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда).
Поспешишь, …(людей насмешишь).
Любишь кататься … (люби и саночки возить).
Семь раз отмерь … (один раз отрежь).
Кто не работает, … (тот не ест).
Труд человека кормит, … (а лень портит).
II игра
Закончите предложения в стихотворении.
Трактор водит … (тракторист),
Электричку … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал … (столяр),
В доме свет провел … (электрик),
В шахте трудится … (шахтер),
В жаркой кузнице … (кузнец),
Кто все знает … (молодец)!
Кроссворд «Инструменты» Слайд
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
Замечательный дружище: деревянная ручища, да железный обушок, закалённый гребешок. Он у плотника в почёте – каждый день с ним на работе. (Топор)
У конька, у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)
Везде суёт свой нос витой. Дыру проткнёт в стене, чтобы узнать, а что на той, обратной стороне. (Дрель)
Работа в парах.
Прочитайте названия профессий и определения.
Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:
Кинолог |
Специалист по исследованию космического пространства. |
Ювелир |
Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы. |
Эколог |
Человек, который лечит животных. |
Космонавт |
Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей. |
Ветеринар |
Человек, который занимается изучением и разведением собак. |
4. Итог
Какая же профессия, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной?
(дети отвечают)
-Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
«Прекрасных профессий
На свете не счесть,
И каждой профессии-
Слава и честь!
И каждому делу,
И каждой работе
На каждой бахче,
И на каждом заводе,
И в поле, и в море,
И в небе – по праву
Высокая честь
И народная слава!»
— Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
5
Тема: Все работы хороши, выбирай на вкус.
Цель: Познакомить учащихся с профессиями будущего, повысить
уровень ориентации учащихся в мире профессий; воспитывать интерес к выбору профессии.
Оборудование: Материал для тестирования учащихся,
II Основной этап работы
Вступительное слово учителя.
Вопрос о выборе профессии для многих из вас является непростым. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько их них нам более или менее знакомы? На что ориентироваться? Проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно делать для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Прежде всего, нужно разобраться в своих собственных установках. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. Самой удачной принято считать классификацию профессора Климова.
Его классификация делит все профессии на пять основных типов.
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии,
представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для
них характерен общий предмет труда животные и растения, почва и воздушная среда — природа.
Человек-техник. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности необходимость воздействия на других людей, К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец, политтехнолог, РК-менеджер.
4 Человек- знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, люди, работающие, в лабораториях , научных центрах.
5. Человек художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.
Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь столько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: только ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьезно отнесся к собственному выбору.
Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность — не самый верный принцип выбора.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные
командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей
Проанализируйте профессию, которую, возможно вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Выполните тест.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной
в ней используется?
3. Назвать объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризовать условия работы и режим труда
5. Назвать приблизительный уровень заработной платы специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли Даная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существует ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой
профессии?
Где ее можно получить?
Работа двух учащихся у_доски._
Первый — оптимист. Второй — скептик. В наше время популярна профессия журналиста. Проверим, на сколько реально мы можем ее оценить, каков
уровень осведомленности о ней?
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение.
Высокая зарплата.
Встречи с интересными людьми.
Командировки, дающие возможность многое увидеть.
Использование современной цифровой техники.
Скептик:
Трудности, связанные с устройством на работу.
Частые командировки, осложняющие личную жизнь.
Трудности получения образования.
Большая ответственность.
Нервные перегрузки.
Ненормированный рабочий день.
Тест « Профпригодность »
Проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
1) Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:
а) выспаться
б) посмотреть телевизор вместе с семьей
в) оказаться в кругу друзей
2} Из трех подарков ты бы предпочел:
а) Удочку, набор для вышивания
б) коньки или лыжи
в) турпутевку или билет на интересное представление
3) Отправляться з путешествие лучше всего:
а) в одиночку
б) с семьей или друзьями
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей
4) Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом
в) ощутил бы тоску, страх
5) Свое свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку
б) рисовать, заниматься спортом, музыкой
в) заниматься танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, путешествовать с друзьями.
Ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются одним баллом . буквой «б» — двумя, буквой «в.» — тремя баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей. Это может быть исследовательская деятельность, работа в лесничестве или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера.
Если вы набрали от 8 до 12 баллов. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически
неограничен,
Если в вашем активе от 12 до 15 очков. Снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, учителя, брокера или тренера? У вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудитории и коллективом коллег.
III Итог занятия
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал в тестах всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест пророчит карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием.
Робким и застенчивым неплохо было бы больше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным учится внимательно слушать и быть
сдержаннее.,
А вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой
всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Приложение 1
Тест « Профпригодность » уч-ся 9-Б класса_________________
Выберите один из предложенных ответов на каждый вопрос.
1) Новогодняя ночь для тебя — лучшее время, чтобы:
а) выспаться
б) посмотреть телевизор вместе с семьей
в) оказаться в кругу друзей
2) Из трех подарков ты бы предпочел:
а) Удочку, набор для вышивания
б) коньки или лыжи
в) турпутевку или билет на интересное представление
3) Отправляться з путешествие лучше всего:
а) в одиночку
б) с семьей или друзьями
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей
4} Если.бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом
в) ощутил бы тоску, страх
5) Свое свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку
б) рисовать, заниматься спортом, музыкой
в) заниматься танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, путешествовать с
друзьями.
Ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются одним баллом , буквой
«б» — двумя, буквой «в» — тремя баллами.
I
2 —
3 -_____
4 —
5 -_____ Общая сумма баллов______
Приложение 2
Расшифровка ответов к тесту « Профпригодность »
Ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются одним баллом , буквой «б» — двумя, буквой «в» — тремя баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов — советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей. Это может быть исследовательская деятельность, работа в лесничестве или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера.
Если вы набрали от 8 до 12 баллов. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически неограничен.
Если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, учителя, брокера или тренера? У вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудитории и коллективом коллег.
Цель: развитие познавательного интереса
младших школьников к миру профессий.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес к людям
труда и их профессиям. - Расширить знания и представление детей о
профессиях. - Показать на примере родителей многообразие
профессий и их важность. - Воспитать уважительное отношение к людям
разных профессий
Оборудование:
- Для учителя: мультимедийный проектор, экран,
компьютер, выставка книг о профессиях, выставка
рисунков детей о профессиях их родителей,
непрозрачный мешочек с предметами, призы для
детей, фонограмма песни “ Дворник” (музыка –
М.Протасов, стихи – В.Степанов), презентация
(Приложение 1). - Для детей: листы в клетку, альбомные листы,
цветные карандаши.
Приглашены родители: медсестра, ювелир,
продавец, врач.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
Слайд 1. См. Приложение 1
Учитель. Ребята, по названию классного часа
вы, наверное, догадались, что речь у нас пойдет о
различных профессиях. Профессий на свете очень
много, никто даже сказать не может точно, сколько
их всего. Но их объединяет одно: каждый человек,
приобретя какие-то умения и навыки: учить детей,
строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб,
лечить больных, делает это для других людей.
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о
профессиях: вы расскажете, где работают ваши
родители.
Как вы думаете, почему дети должны знать о
профессии родителей? (Ответы детей.) Может
быть, кому-то понравится профессия родителей и он
захочет, когда вырастет, заниматься этим же
делом.
II. Знакомство с профессиями родителей
Учитель: Давайте рассмотрим рисунки,
которые нарисовали вы к уроку. Расскажите, кем
работают ваши родители.
Дети рассматривают выставку рисунков,
подготовленную к уроку и по очереди рассказывают
о профессиях своих родителей.
– Молодцы! Вы много знаете о труде и
профессиях своих родителей. Ребята, поднимите
руки, кто был на работе у мамы или у папы?
– Не все были. Думаю, после этой встречи вы
постарайтесь побывать на работе у мамы и папы,
полнее узнайте об их профессиях.
Профессий в мире много, и все они удивительно
интересны. Есть профессии, которыми владеют и
папы и мамы, но бывают только мужские или только
женские профессии. Иногда названия профессий
изменяются в зависимости от того, кто этой
профессией занимается: женщина или мужчина.
– Давайте попробуем назвать эти профессии:
Если мужчина – портной, то женщина – … (портниха,
швея).
Если мужчина ткач, то женщину назовём – … (ткачиха).
Мужчина художник, а женщина – … (художница).
Он спортсмен, она – … (спортсменка).
Он актёр, она – … (актриса).
– Молодцы.
Послушайте стихотворение о женских и мужских
профессиях, которое сочинила Настя Доброта.
Вглядитесь в лица людей на фотографиях и скажите,
любят ли они свою профессию?
Слайды 2–22
Дети читают по очереди текст стихотворения.
“Мамины профессии. Папины профессии”. Автор
Настя Доброта.
Учитель: У нас в гостях папа Нины – Рогожин
Алексей Игоревич. Он – ювелир. Людям
непосвященным профессия ювелира кажется
необыкновенно романтичной. На самом деле ювелир –
прежде всего, мастер, владеющий многими
рабочими специальностями: он и токарь, и слесарь,
и шлифовщик, и лудильщик… Дадим ему слово. Он
расскажет об особенностях и сложностях этой
профессии. (Рассказ папы о профессии ювелира).
– А ещё к нам пришла мама Даниила – Попелуха
Наталья Владимировна. Она – врач. Первоначальное
значение слова «врач» – «заклинатель,
колдун». С древних времен врачеватели
считались особенными людьми, лечением
занимались священники, жрецы, шаманы. Считалось,
что врачу помогают боги. Великий философ Древней
Греции Сократ говорил, что все профессии в мире –
от людей и только врач, учитель и судья – от
богов. Послушаем об этой замечательной
профессии. (Рассказ мамы о профессии).
– Большое спасибо. А у нас в гостях мама Леры
– Егорова Ольга Юрьевна. Она – продавец. Эта
профессия существует с давних времен и с тех пор
почти не изменилась. Раньше торговлей занимались
купцы. Они привозили товары из разных стран туда,
где таких товаров не было, и продавали их.
Продавец необходим и тем, кто производит товары,
и тем, кто их покупает. Все разнообразие товаров
никогда не попадет к покупателю без продавца.
Продавец должен уметь заинтересовать покупателя
товаром, помочь ему сделать выбор. Дадим слово
Ольге Юрьевне. (Рассказ мамы о профессии
продавца).
– Сегодня мы познакомились с некоторыми
профессиями наших родителей. А как вы думаете,
легко ли быть профессионалом в том или ином деле?
Дети. Нет. Надо многому учиться. Много
работать.
III. Физкультминутка
Учитель: Угадайте, о какой профессии идёт
речь, и изобразите человека этой профессии.
Звучит фонограмма: “Дворник” (муз. М.Протасов,
ст. В.Степанов) в исполнении дуэта «Подружки»
(О.Ковалёва и Е.Миненкова). Выполняются движения
под музыку.
– Скажите, важная ли это профессия? Почему? А
как мы с вами можем помочь дворникам? (Не сорить,
не бросать мусор.)
IV. Игровые ситуации
Учитель: Давайте с вами немного поиграем.
Игра называется “Волшебный мешочек”. Я вам
покажу инструменты, а вы мне ответите: кто забыл
эти вещи.
В мешочек складываются различные предметы,
связанные с разными профессиями (жезл, указка,
молоток, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая
предмет, ребенок должен угадать, люди какой
профессии пользуются этим предметом и для чего
существует данный предмет.
Игра “Аукцион”
Назовите как можно больше профессий на букву П
(пожарный, повар, плотник, почтальон, портной,
печатник, печник, пилот, пахарь, программист,
психолог, прокурор, парикмахер, переводчик,
провизор, преподаватель, пекарь, прачка,
портретист, прораб, пчеловод, педагог, психиатр,
писатель, плиточник, пиар-менеджер, постановщик,
паяльщик, птичница, пастух). Вручается приз
последнему игроку.
Подумайте, среди каких представителей
профессий могли появиться эти фразеологические
обороты:
Слайд 23
Стричь под одну гребенку. (Парикмахер.)
Шить на живую нитку. (Портной, швея.)
Брать на прицел. (Военный)
Ждать у моря погоды. (Рыбак.)
Сгущать краски. (Художник.)
Играть первую скрипку. (Скрипач, музыкант)
V. Знакомство с профессией архитектора
– Какие строительные профессии вы
знаете?(архитектор, каменщик, крановщик, маляр,
бульдозерист и др.).
– А у кого из ваших родителей строительные
специальности?
– Сегодня вы испытаете свои силы в одной очень
интересной профессии, которая называется
“архитектор”. Попробуйте ее сначала описать
самостоятельно.
(Устные ответы учащихся, затем учитель
обобщает их)
Архитекторы – специалисты, которые создают
здания. А архитектура – это искусство строить
здания, комплексы: жилищные, спортивные,
театральные, парковые сооружения, улицы, города.
– Какие учебные предметы необходимо знать
будущему архитектору? (Математика, история,
география, химия, физика, геометрия.)
– Зачем ему нужна математика, русский язык,
история, география?
– Какими способностями должен обладать
архитектор?
(Сначала ответы дают учащиеся. Учитель
обобщает высказывания учащихся.)
Учитель. Во-первых, архитектор должен
уметь хорошо ориентироваться в пространстве,
представлять в уме будущее сооружение, создавать
его образ. Эту способность вы у себя проверите
сейчас.
Представьте себе, что вы являетесь
архитектором. Сейчас вам предстоит нарисовать
дом. Возьмите карандаш и листок. Найдите точку
внизу листа. Теперь вы ведете карандаш на три
клетки — вверх, одна клетка — влево, две клетки —
вправо вверх наискосок, две клетки вправо, две
клетки — вправо вниз наискосок, одна клетка —
влево, три клетки — вниз, четыре клетки — влево.
Что у вас получилось? (Дом.) Молодцы! Вы
умело ориентируетесь в пространстве.
Работа в группах.
Во-вторых, архитекторы должны уметь
проектировать и конструировать. В этом вы обычно
тренируетесь, когда собираете из деталей
конструктора какое-либо сооружение. Сейчас мы
будем конструировать дома из геометрических
фигур (китайская головоломка, рис. 3).
Задание — сложить дом из любых двух, трех,
четырех элементов. Необходимо найти несколько
вариантов. Проверка результатов на магнитной
доске.
В-третьих, архитекторы — творческие люди. Они
должны иметь хорошее воображение.
VI. Творческое задание
(Работа в паре)
Для проверки этой способности я выступаю в роли
заказчика и обращаюсь к вам, архитекторам, с
просьбой: мне необходимо спроектировать
необычный дом. Вы можете проявить свою фантазию,
но обязаны выполнить три условия:
- Дом должен быть похож на космический корабль.
- Дом должен иметь не менее трёх этажей.
- Все окна в доме должны быть разного размера и
разной формы.
Представление и разбор проектов. Проверка
соответствия выдвигаемым требованиям и оценка
фантазии автора.
VII. Итог урока
Учитель. Сегодня мы говорили о разных
профессиях. Сейчас проверим, какие профессии вы
запомнили.
– Разгадайте кроссворд. Слайды 24-33
- Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
- Кто красит стены? (Маляр.)
- Кто в дни болезней
Будет всех полезней? (Доктор.)
- Наведёт стеклянный глаз.
Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф.)
- Работает на мельнице. (Мельник.)
- Играет на пианино. (Пианист.)
- Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите, это?
- Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Преграждая путь врагу. (Пограничник.)
- Кто учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
Учитель: Какое слово получилось?
Дети. Профессии.
Учитель.
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну, а ты кем хочешь стать?
Подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда
вырастете, почему вы хотели бы выбрать именно эту
профессию, а не другую. Узнайте подробнее об этой
профессии. Постарайтесь подобрать книжки о
выбранной профессии или иллюстрации, на которых
были бы изображены люди, занимающиеся работой,
которая вас заинтересовала.
Я приготовила выставку книг, в которых
рассказывается о некоторых профессиях. Сегодня в
течение дня вы их рассматривали, кого-то из вас
заинтересовали эти книги. Вы можете их взять в
нашей школьной библиотеке.
Слайд 34
VIII. Заключительное слово учителя
Но кем бы ни стали вы –
Врачами или артистами,
Космонавтами, трактористами,
Есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы
Хорошими гражданами.
Гражданин великой своей Родины
Должен быть добрым и благородным,
Умным, честным, великодушным,
Работящим, законопослушным.
Любить свою семью, своих близких,
Не допускать даже помыслов низких.
А если сказать без пафоса, попроще!
Будьте, ребята, людьми хорошими!
На этом мы наш классный час заканчиваем.
Огромное спасибо всем, кто участвовал на нашем
занятии: родителям, гостям, вам, ребята. Вы в
течение двух недель постарались узнать о
профессиях своих родителей, нарисовали
замечательные рисунки, разгадывали ребусы и
кроссворды, участвовали в викторине. Мы ещё не
один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся
подробней с другими профессиями, посетим
предприятия, где работают ваши родители. Скажите,
ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас?
(Учиться). Подводя итоги, хочу отметить всех
ребят, и подарить каждому из вас орудие вашего
труда: ручку, карандаш.
IX. Награждение учеников
Классный час «Все работы хороши — выбираем для души» 3 класс
«Все работы хороши – выбираем для души»
класс: 3 класс.
Цель занятия: создание условий для формирования представлений о мире
профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников
посредством включения их проектную деятельность.
Задачи
Образовательные задачи:
углубить и расширить представления детей о ремёслах (профессиях), через
сообщение новых сведений, через выполнение разнообразных творческих
заданий.
учить ориентироваться в мире профессий.
учить видеть необходимость в определении профессии.
Воспитательные задачи:
способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий для
общества, поддерживать интерес к профессиям.
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать
ценность совместной деятельности;
воспитывать в детях уважительное отношение к людям разных профессий.
Развивающие задачи:
содействовать формированию и развитию учебно—информационных умений и
навыков младших школьников, а также умению работать в группах;
создать условия для проявления учащимися познавательной и творческой
активности.
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие кругозора, мышления, внимания, креативности, наблюдательности.
формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям
Необходимые материалы: таблички (для каждой команды), презентация,
иллюстрации профессий, план описания профессии.
Ход занятия:
Вводная часть.
Не далек тот час, когда перед Вами станет выбор – какую профессию получить.
Мир профессий огромен и насчитывает более 40 тысяч, причем ежегодно
появляются и одновременно исчезают или видоизменяются многие из них. А
что же нужно, чтобы получить хорошую профессию? И какая из профессий
является наиболее важной? Сегодня пока вы сидите за партой, главным для Вас
является получение знаний, которые и будут вашей базой и капиталом для всей
вашей дальнейшей жизни.
Давайте вспомним, с чего все начиналось!
(выступление учеников)
1 Жил человек пещерный
В дебрях седых времен
Дом его был пещерой,
Не было мебели в нём.
Ел лишь сырое мясо
Без вилки, ложки, ножа.
Одеждой была лишь шкура,
Оружие камень большой.
2. Но человек всё думал,
Как дальше так можно жить?
И стал делать он орудия—
Топор, копьё, ножи.
Из шкур стали шить одежду,
Из дерева мебель творить.
Так стал человек разумным.
Детей стал своих учить.
3. Различным ремёслам да делу,
Чтоб им жилось веселей.
Уютными стали жилища,
Чтоб мебель, посуда была.
И двор со скотиной домашней,
И вдоволь еды и питья.
И стали уже развиваться
Профессии разные.
4. Много прошло столетий,
Древность угасла в веках.
Но человек собирает
Злаков зерно на лугах.
Воину нужны доспехи,
Людям продукты и кров.
5.Значит нельзя на свете
Обойтись без мастеров.
Сапожник, столяр, портниха,
Повар, пекарь, гончар,
Врач, музыкант, учитель
Работают и сейчас.
— Что же такое профессия? Какая профессия считается наиболее популярной?
Для ответа на этот вопрос была создана группа экспертов «Знатоки», которая
осуществляла поиск информации в толковом словаре, проводила анкетирование
«Самые востребованные профессии», опрашивая родителей и одноклассников.
Результатом исследования стала таблица, в которой представлены результаты
исследования.
Продолжаем знакомство с профессиями, мы проведем игровой конкурс «Мир
профессий», в которых участвуют 4 команды. Если вы знаете ответ, то
поднимаете карточку—сигнал. Первой отвечает та команда, которая первой
подняла карточку. Если вы неправильно ответили на вопрос, то другая команда
имеет право ответить на этот же самый вопрос. Победителем команды будет та
команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Основная часть:
1 конкурс «Угадай профессию»
Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастухи.)
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
(Каменщики.)
Его работа в глубине,
На самом дне.
Его работа в темноте
И тишине.
Но кто же он,
ответьте на вопрос,
Не космонавт,
а ходит среди звёзд?
(Водолаз.)
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
(Ткачиха)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Милиционер—регулировщик)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер —
Мастер он по стенам!
(Маляр.)
Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый
Нитью белой
Небо сшил, да поспешил:
Хвост у нитки распушил?
(Лётчик.)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(Библиотекарь.)
Кто по адресу любому
Подвезёт вас прямо к дому
На авто зеленоглазом?
Отвечайте, дети, сразу!
(Таксист.)
2 конкурс «Головоломки ребусы».
Отгадать профессии, зашифрованные в ребусах.
Строитель Печник
Парикмахер Инженер
СлесарьРыбак
Редактор Сапожник
3 конкурс: Кому принадлежат эти вещи?
Ложка, нож, поварешка.
Мел, указка, книга.
Мука, сковорода, крем.
Кирпич, цемент, мастерок.
Краска, шпаклевка, валик.
Иголка, нитка, ткань
Тряпка, ведро, швабра.
4 конкурс. «Самая— самая…» называем профессию.
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая денежная (банкир, профессиональные спортсмены, модель)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун)
самая умная (учёный, профессор)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель)
самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)
5 конкурс. «Наборщик» (собрать из букв этого слова новые короткие слова)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
6 конкурс. «БУКВА и ПРОФЕССИЯ»
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.
Чья команда составит наибольшее количество слов, начинающихся с буквы П.
(проводник, плотник, пожарный, полицейский, полярник, пограничник, печник,
пиротехник, повар, пекарь, портной, парашютист)
7 конкурс. «Пословицы о труде и профессиях» Собери пословицы
1. Если нет охоты – мало толку от работы
2. Дело мастера боится.
3. Кто ловок в труде – кует счастье себе
4. Тот человек в почете, чьи руки в работе
5.Труд кормит, а лень портит.
6.Если не трудиться – можно в жизни заблудиться.
7. Кончил дело — гуляй смело.
8. От труда здоровеют, а от лени болеют.
9. На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Мастер—класс профессии «Парикмахер»
Парикмахер: Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда
человек впервые увидел свое отражение в зеркальной поверхности, и ему
захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. В разные времена
«наводить
марафет» и следить за модой могли себе позволить только богатые люди, у
которых были на это время и деньги, а вот профессия парикмахера
(цирюльника) никогда не приносила больших доходов. Цирюльники ходили по
дворам и квартирам, выискивая клиентов. На шее у них неизменно болтался
деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Кроме
стула, неизменной принадлежностью цирюльников, был приборчик. В нем
находились ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения
живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные
медикаменты в темно—синих флаконах.
В наши дни ни один человек не обходится без визита в парикмахерскую. Так
кто же они сегодня — парикмахеры?
Самая распространенная и доступная специализация для начинающих —
парикмахер широкого профиля. Этот специалист не только стрижет, красит,
сушит и завивает волосы, но и мастерски использует машинку и фен, знает
особенности химических составов красок и их биологическое воздействие на
человека. Он работает и с женщинами, и с мужчинами, и с детьми.
Однако модельные и вечерние прически не входят в его компетенцию. Услуги
такого рода оказывает парикмахер—стилист, или парикмахер—технолог. Это более
квалифицированный специалист, в чьи обязанности входят не только
стандартные стрижки, но и:
авангардные стрижки
молодежные и вечерние прически
стрижки горячими ножницами
свадебные укладки
спектральная окраска
все виды завивок.
Практическая работа
Парикмахер: Я покажу вам, как можно заплести косички, а вы попробуйте
заплести их сами.
(Мастер—класс)
Парикмахер: Сегодня я дарю каждому расчёску и прошу запомнить:
пусть ваши расчески будут только для вас, никогда не одалживайте их другим
людям.
О разных профессиях мы вспомнили сегодня. Очень важно, чтобы человек
выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым
делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он
на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать
свой путь. В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы, когда б сказал портной:
— Шить платья мне не хочется, устрою выходной!
И все портные в городе за ним ушли б домой.
Ходили б люди голые по улице зимой.
Подумайте, что было бы, когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется, не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился с подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы, когда б сказал шофер:
— Возить людей не хочется! – и выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы засыпало снежком,
Рабочие на фабрике ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы: «Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется, я в школу не приду!»
Тетради и учебники валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными до старости росли.
Подумайте, какая бы случилась вдруг беда!
Но только так не сделает никто и никогда,
И люди не откажутся от нужного труда:
Учитель обязательно придет на утро в класс,
А пекари старательно хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, что им не поручи,
Портные и сапожники, шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною в одной стране живем,
И каждый честно трудится на месте на своем.
(Л.Куклин)
О чем заставило вас задуматься это стихотворение?
Сегодня вы познакомились с разными профессиями.
Какая же профессия самая важная? Какая самая трудная?
Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Давайте сделаем необычный букет. Я приготовила стебли и сердцевинки, а вы
выбирайте лепестки.
Жёлтый – если вам было интересно.
Красный – если вы узнали много нового.
Синий – кому было скучно.
Ваши знания о профессиях стали ещё больше. Наступит время и вам выбирать
профессию. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное
решение. Желаю вам удачного выбора. А прежде всего, желаю вам быть
добрыми и отзывчивыми людьми.