Ключевой характеристикой специальной проектной компании можно назвать

Специальные проектные компании (SPV) становятся ключевым звеном в реализации крупных инвестиционных проектов по модели проектного финансирования, играя важную роль в проектах государственно-частного партнерства.

Термин «специальная проектная компания» впервые появился во второй половине ХХ века, получив распространение по всему миру после на волне глобальной экономической трансформации последних десятилетий.

Первоначально SPV (Special Purpose Vehicle) рассматривалось как совместное предприятие, создаваемое компаниями-партнерами для реализации проектов с минимизацией финансовой ответственности и риска.

Сегодня специальные проектные компании широко используются при осуществлении проектного финансирования (ПФ), реализации капиталоемких проектов в рамках государственно-частного партнерства, а также в различных схемах секьюритизации активов.

Обычно SPV создается как юридически самостоятельная дочерняя компания, которая служит конкретным экономическим целям материнской компании и полностью отвечает до долгам конкретного проекта. Данное решение позволяет материнской компании уменьшить риск, связанный с участием в новом проекте со значительными капиталовложениями и высоким уровнем неопределенности (например, инновационные технологии).

В самом широком смысле любая специальная проектная компания относится к независимым субъектам коммерческого права, создаваемым для реализации определенной бизнес-идеи.

По сути, это способ организационного взаимодействия компаний-партнеров в контексте проекта.

Имея уникальную структуру, соответствующую каждому конкретному проекту, SPV может функционировать в форме общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества, акции которого разделены между партнерами в соответствии с их участием.

Выбор организационной формы SPV зависит от многих критериев, вытекающих из действующих правовых и налоговых норм принимающей страны, и данное решение должно быть максимально адаптировано к специфике проекта и его целям. Главным преимуществом этой структуры в рамках реализации инвестиционных проектов является забалансовое финансирование, не отягощающее долгами компанию-инициатора.

Эти компании чаще всего учреждаются частными компаниями, так как проектное финансирование связано со снижением финансовых рисков для них.

На практике активы компаний-учредителей передаются специальной проектной компании, чтобы привлекать финансирование без риска (изоляция капитала). Этот подход открывает путь к получению более крупных кредитов под будущие финансовые потоки, не привязанные к активам учредителей. Кроме того, забалансовый характер долга означает, что банкротство SPV не ведет к банкротству инициаторов проекта.

В настоящее время специальные проектные компании широко применяются для реализации дорогостоящих проектов по строительству заводов и электростанций, очистных сооружений, автомобильных и железных дорог, мостов и многих других инфраструктурных объектов.

ESFC Investment Group предлагает финансирование инвестиционных проектов путем создания SPV / SPE.

Наша финансовая команда готова обеспечить профессиональное управление специальной проектной компанией и комплексные консалтинговые услуги для реализации любых бизнес-проектов.

Обратитесь к консультантам ESFC, чтобы узнать подробнее о преимуществах сотрудничества с нами.

Специальная проектная компания как главное звено проектного финансирования

Проектное финансирование (ПФ) в последние десятилетия повсеместно используется для реализации крупных инвестиционных проектов за счет привлечения заемных средств под будущие финансовые потоки проекта.

Эта финансовая модель основана на учреждении специальной проектной компании, единственной целью которой будет развитие инвестиционного проекта, привлечение финансирования и обслуживание долга.

Основные характеристики проектного финансирования с использованием SPV / SPE представлены ниже:

• Формирование денежных потоков, достаточных для погашения основного долга и обеспечения прибыли кредиторам и акционерам.

• Последовательное планирование инвестиционного проекта, независимо от другой деятельности сторон, что позволяет прогнозировать период достижения адекватных денежных потоков и сопоставлять его с графиком получения средств.

• Независимость проекта, которая отражена в правовом статусе проектной компании.

• В финансовой структуре SPV могут доминировать заинтересованные в проекте инвесторы-акционеры, отличные от первоначальных учредителей.

• Специальная проектная компания является владельцем активов проекта, управляет их обслуживанием и надлежащим использованием. SPV заключает цепочку договоров, необходимых для строительства, эксплуатации, технического обслуживания и продажи будущей продукции проекта.

• При проектном финансировании акционеры рискуют только своим вкладом в капитал SPV, хотя в большинстве случаев различные механизмы гарантийного обеспечения дополнительно используются для обеспечения безопасности инвесторов.

Для ПФ характерны сильные начальные инвестиции с незначительным вкладом инициатора (обычно собственные средства составляют 15-35% инвестиций) и длительным периодом развития проекта для достижения адекватной рентабельности.

Также подобным проектам присущи высокие затраты на анализ и предварительные исследования, вследствие чего проектное финансирование применимо преимущественно для крупных и прибыльных проектов, способных выдержать эти затраты.

ПФ требует подготовки информационного меморандума или полного досье со всей необходимой документацией о проекте, подтверждающей привлекательность последнего для продажи инвесторам и кредиторам.

Наша команда может организовать проектное финансирование от А до Я, обеспечив реализацию вашего проекта в кратчайшие сроки.

Общая характеристика специальной проектной компании

Как упоминалось ранее, SPV / SPE — это инструмент, создаваемый для достижения конкретных целей, поставленных спонсорами проекта.

Такой целью может быть реализация инвестиционного проекта или проведение операции (секьюритизация). Обычно материнская компания решает создавать дочернюю компанию, которая послужит конкретной экономической цели и существенно уменьшит финансовый риск.

Финансирование SPV начинается с передачи инициаторами проекта определенных активов.

Следует подчеркнуть, что образованная компания обязательно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом. Это позволяет ей привлекать ресурсы, необходимые для реализации крупных проектов, не подвергая компанию-учредителя риску.

Специальная проектная компания особенно привлекательна для компаний, развивающих крупные инвестиционные проекты

Специальные проектные компании также создаются государственными казначействами. В этом случае предпосылкой для работы на принципах SPV является готовность максимально ограничить государственное финансирование и привлечь финансирования из внешних источников, а также максимальная концентрация усилий партнеров на проекте.

С точки зрения финансирования проекта, к преимуществам SPV можно отнести возможность получения более крупных заемных средств по сравнению с материнской компанией. Такое кредитование, не зависящее от финансового прошлого заемщика (кредитование без резюме), больше всего подходит для молодых компаний с амбициозными планами.

Специальная проектная компания особенно привлекательна для компаний, развивающих крупные инвестиционные проекты. Благодаря этому механизму значительно легче завоевать расположение банков и заинтересовать внешних инвесторов. Цель также состоит в том, чтобы выделить конкретный проект в отдельную компанию и ограничить любые возможные претензии, которые затем могут быть поданы исключительно в адрес этой компании.

При этом все остальные компании в группе занимаются другими задачами и не отвечают, по понятным причинам, по обязательствам SPV / SPE.

Создавая SPV, инициатор проекта получает благосклонность и интерес внешних инвесторов благодаря изоляции активов. Но проблема может заключаться в коротком жизненном цикле такой компании, который ограничен продолжительностью жизни инвестиционного проекта.

Несмотря на отсутствие четкого определения проектной компании, для нее характерны:

• Отношения с другими компаниям (часто являются дочерними предприятиями).
• Отсутствие собственных нефинансовых активов и отдельного штата сотрудников.

Согласно смыслу законов Европейского Союза SPV в основном являются компаниями с ограниченной ответственностью и акционерными обществами. Они предназначены для конкретной цели и призваны изолировать финансовый риск учредителей.

Причины использования SPV для крупных проектов

Среди недостатков крупных компаний эксперты упоминают недостаточную гибкость в действиях и скорость принятия решений.

Компании этого типа обычно представляют собой сложные структуры, объединяющие интересы многих акционеров и управляемые сложными бюрократическими процедурами. Руководители концернов, осознавая ограничения такой структуры, используют проектные компании как высокоспециализированные и гибкие инструменты.

Инфраструктурные проекты, инвестиции в энергетический сектор и концессии на добычу полезных ископаемых давно стали прерогативой компаний SPV (Special Purpose Vehicle), которые создаются для реализации конкретных проектов. Для партнеров, не относящихся к отрасли, эта практика может вызвать вопросы относительно обоснованности изоляции капитала. Однако руководители капиталоемких проектов не сомневаются: SPV в их случае бизнес-необходимость.

Ключевые причины использования проектного финансирования через SPV / SPE перечислены ниже:

• Высокое кредитное плечо: типичная структура проекта на 70-90% состоит из заемных средств.
• Длительный срок реализации инвестиционных проектов, который в некоторых случаях может достигать 25-30 лет.
• Денежные потоки проекта представляют собой источник оплаты возврата инвестиций, а его активы становятся обеспечением.
• Большое разнообразие юридических и организационно-правовых форм проекта, в зависимости от требований участников.

Многочисленные стороны вмешиваются в структурирование проекта, такие как спонсоры и учредители, банки-кредиторы и другие финансовые институты, подрядчики, операторы и проектные консультанты и другое.

В некоторых случаях деятельность SPV контролируется правительством, когда дело доходит до государственных проектов (например, строительство дорог или электростанций).

Финансовая структура проектов разрабатывается таким образом, что ни одна сторона не брала на себя весь риск. Он распределяется между участниками на основе гарантий и различных форм участия. Распределение денежных потоков проекта осуществляется так, чтобы свести к минимуму потенциальные угрозы для проекта и обеспечить приемлемые финансовые результаты для всех участников.

Учреждение специальной проектной компании в каждом случае требует уникального персонализированного подхода к проекту.

Мировой опыт наглядно демонстрирует, как использование SPV / SPE может способствовать эффективному распределению управленческой ответственности за проект и усилению проектного надзора в целом.

В отличие от традиционного кредитования механизм ПФ формирует систему рационального управления рисками. Данный подход помогает участникам принимать скоординированные решения по реализации проекта, при необходимости внося изменения с учетом обратной связи и поступления новой информации.

Специальная проектная компания в контексте государственно-частного партнерства (ГЧП)

Реализация проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) требует использования специальных механизмов для поиска новых источников финансирования с сохранением за государственным сектором права собственности и дальнейшего развития проектов.

Это должны быть механизмы, обеспечивающие эффект финансового рычага и привлечение частного капитала для повышения эффективности использования государственных средств. Проектное финансирование позволяет привлекать высокоспециализированные частные компании для профессионального управления и предоставления различного рода услуг на постоянной основе.

Таблица: Источники финансирования проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Внутренние финансовые ресурсы Привлеченные средства, которые включаются в собственный капитал Привлеченные средства, которые не включаются в собственный капитал
Прибыль и специальные фонды, которые формируются за счет прибыли компании Акционерный капитал Банковские кредиты
Амортизационные отчисления Собственные средства учредителей Кредиты от небанковских учреждений
Страховые выплаты Гранты и пожертвования Эмиссия и размещение облигаций
Основные фонды компании Прямые и непрямые государственные субсидии Государственные кредиты и займы
Другие источники Кредиты от поставщиков и подрядчиков
Лизинг оборудования

Эксперты выделяют три наиболее распространенных инструмента финансирования проектов ГЧП:

Государственное финансирование, при котором государство привлекает заемные средства через кредитование конечного заемщика, гранты, субсидии и гарантии по долговым обязательствам. Обычно органы государственной власти получают кредиты на более выгодных условиях, однако они ограничены финансовыми возможностями бюджета и большим количеством капиталоемких госпрограмм. Низкая эффективность государственного управления коммерческими рисками также сказывается на этих проектах.

Корпоративное финансирование, при котором компания привлекает заемные средства, обеспечивая их возврат своими активами. Данный инструмент требует наличия достаточных активов и предполагает значительный финансовый риск для компании-заемщика. Большинство коммунальных служб и государственных компаний не могут широко использовать данный инструмент.

Проектное финансирование, при котором прямые кредиты предоставляются специально создаваемой проектной компании. В этом случае кредиторы полагаются на будущие денежные потоки проекта для погашения долгов, а обеспечение долга ограничено текущими активами проекта и будущими доходами. Долг SPV / SPE не отражается на балансе компаний-инициаторов проекта.

Специальная проектная компания, создаваемая в контексте государственно-частного партнерства (ГЧП)

Последний финансовый инструмент выделяется многочисленными преимуществами, такими как высокий финансовый рычаг и гибкость, необходимая для успешной реализации крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости.

Роль проектного финансирования в проектах ГЧП

В основе проектного финансирования (ПФ) в ГЧП лежит концепция финансирования инвестиционных проектов под гарантии ожидаемых доходов, которые создаваемое предприятие принесет в период эксплуатации.

ПФ имеет несколько специфических черт, отличающих его от остальных форм привлечения финансовых средств для реализации проекта.

Важнейшая особенность ПФ в том, что основные, оборотные фонды и финансовые потоки отражаются на балансе специальной созданной под проект компании. Иными словами, стоимость проекта изолирована от баланса учредителей, а гарантией возврата кредитов и вложенных средств является только предполагаемый экономический эффект от реализации проекта. Хотя активы заемщика могут выступать в качестве залога, государство, международные организации и финансовые институты имеют право предоставлять разного рода гарантии.

В системе ПФ отсутствует зависимость партнерских проектов от стоимости задействованных активов или процентных ставок, а также от сроков кредитов. Факт успешной реализации проекта является наиболее важным для его участников. Они ставят себя в зависимость от возможностей осуществления проекта и его чувствительности к разного рода негативных и позитивных факторов.

В проектном финансировании частная компания (партнер государства) и другие участники, занятые в проекте, образуют специальную управляющую компанию целевого назначения, регистрируемую как самостоятельное юридическое лицо с отдельными активами.

Таким образом, проектное финансирование по сути является целевым заимствованием без регресса или с ограниченным регрессом инвестора на заемщика (инициатора).

Деятельность компании, учрежденной в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве, подлежит ограничениям, которые в большинстве случаев неблагоприятны для частного капитала. Несмотря на это, реализация проекта в рамках ГЧП обеспечивает более эффективное сотрудничество и позволяет наиболее эффективно организовать инвестиционный процесс, использовать многочисленные преимущества частных компаний и их опыт.

В Евросоюзе и за его пределами становится все более популярной новая концепция государственного управления, заключающаяся в передаче государственных задач в руки частного капитала по формуле государственно-частного партнерства.

Государственные и частные компании все чаще реализуют капиталоемкие проекты ГЧП с помощью совместно созданных специальных проектных компаний.

Преимущества использования SPV в государственно-частном партнерстве

Одним из серьезных препятствий на пути реализации проектов государственно-частного партнерства является потенциальное негативное воздействие проектов ГЧП на государственный долг.

Этого можно избежать путем создания специальной проектной компании, что наряду с другими преимуществами SPV / SPE делает выбор механизма финансирования проектов очевидным.

Неоспоримым преимуществом SPV, безусловно, является более тесное и эффективное сотрудничество партнеров.

Компании как отдельному субъекту легче пройти многоэтапный инвестиционный процесс и осуществлять деятельность на эксплуатационной стадии проекта.

Наблюдательный совет, в свою очередь, обеспечит более эффективный контроль планируемой и реализуемой деятельности.

Не существует единой операционной роли или юридического оформления использования SPV в проектах государственно-частного партнерства. Конкретные требования варьируют в зависимости от договоренностей участников и заинтересованных сторон. Однако во всех случаях SPV создается в соответствии с юридическими и бухгалтерскими стандартами конкретной страны или юрисдикции.

Большинство государственных проектов зависят от поддержки коммерческих банков или других финансовых институтов. SPV обычно предлагает финансовый рычаг и используется для привлечения значительных средств от других кредиторов и инвесторов. SPV защищает государственный орган и все финансирующие стороны от риска контрагентов. В случае заемного финансирования любые требования кредитора ограничиваются активами проектной компании и не затрагивают активов или финансовых интересов участников проекта.

Важным преимуществом использования SPV в проектах государственно-частного партнерства является высокая финансовая гибкость.

Долги проектной компании не влияют на баланс частной компании или государственного агентства. В результате государственное агентство может оставлять больше фискального пространства для других общественно значимых проектов и обязательств.

Реализация подобных проектов может способствовать повышению кредитного рейтинга государственных облигаций, выпущенных для привлечения финансирования. Государственные облигации считаются инвестициями с низким уровнем риска, поскольку они обеспечены или гарантированы государством-эмитентом. Это делает проекты привлекательными для инвесторов.

SPV в рамках государственно-частного партнерства может помочь правительству поддерживать финансовую или фискальную гибкость, позволяя ему при необходимости выпускать облигации для других проектов. Кроме того, высокий кредитный рейтинг по непогашенным облигациям может способствовать снижению процентной ставки, поддерживая расходы на обслуживание госдолга на низком уровне.

Если вас заинтересовала реализация крупных проектов ГЧП в энергетике, транспорте или других областях, свяжитесь с нашими специалистами.

ESFC Investment Group успешно работает во всех ключевых секторах экономики, представляя интересы своих клиентов в десятках стран Европейского Союза, Северной Америки, Латинской Америки, Азии и Африки.

Роль специальной проектной компании в секьюритизации активов

Роль специальной проектной компании в секьюритизации активов

Специальная проектная компания означает юридически самостоятельный и независимый от компании-инициатора секьюритизации субъект, который может иметь статус юридического лица в зависимости от законодательства принимающей страны.

SPV / SPE имеет ограниченную сферу деятельности и нацелена на приобретение прав требования по денежным обязательствам и эмиссию ценных бумаг, обеспеченных вышеуказанными правами требования. Такие компании отличаются особой структурой управления и специальными правилами для инициирования процедур реорганизации и банкротства.

Классическая «забалансовая» секьюритизация происходит следующим образом. Инициатор секьюритизации (originator), обладающий широким портфелем активов (например, права требования по кредитам) передает такие активы специально созданной компании (SPV), которая выпустит ценные бумаги, обеспеченные переданными активами, с целью их последующего размещения среди инвесторов.

Иными словами, специальная проектная компания играет ключевую роль в проектах секьюритизации, превращая низколиквидные права требования в ликвидные ценные бумаги, покупаемые внутренними или внешними инвесторами. В настоящее время это один из наиболее многообещающих финансовых инструментов на мировом рынке, который продолжает укрепляться.

Следует отметить, что в ряде стран SPV не имеет статуса юридического лица, а ее деятельность может существенно отличаться в зависимости от конкретного рынка.

Цели создания специальной проектной компании

Специальная проектная компания или специальное юридическое лицо относится к основным участникам забалансовой секьюритизации активов. SPV / SPE отличается высокой защитой от потенциального банкротства и специальными формами организации и управления, что позволяет более успешно выполнять возложенные функции по сравнению с традиционными типами компаний.

Целью создания специальной проектной компании для обеспечения секьюритизации активов является покупка прав требования по денежным обязательствам инициатора и эмиссия ликвидных ценных бумаг для финансирования их покупки.

Будучи еще новым субъектом, SPV не имеет предыдущей операционной истории и не отягощена никакими финансовыми обязательствами перед кредиторами.

Использование SPV / SPE для секьюритизации активов позволяет «изолировать» определенную группу активов или денежных потоков, защитив их таких образом от нежелательных проектных рисков, связанных с коммерческой деятельностью других участников секьюритизации. Для этого вновь созданное юридическое лицо не должно иметь никакой формальной связи с инициатором. Благодаря последней особенности как проектная компания, так и инвесторы нивелируют риски банкротства инициатора секьюритизации. SPV может получить гораздо более высокий кредитный рейтинг по сравнению с рейтингом секьюритизации.

Роль специальной проектной компании в проектах секьюритизации заключается в следующем:

• Осуществление секьюритизации активов инициатора и их продажа инвесторам в виде высоколиквидных долговых ценных бумаг.
• Обеспечение надежной защиты инвесторов от риска банкротства компании-инициатора.
• Изоляция секьюритизированных активов от кредиторов инициатора.

Часто SPV / SPE не осуществляет никакой хозяйственной деятельности, а также не имеет физического местонахождения и штата сотрудников.

Такой субъект может привлекать специалистов компании-инициатора по контракту. Учитывая эти особенности законодательство определенных стран строго регулирует деятельность специальной проектной компании, ограничивая ее возможности.

Организационно-правовой статус SPV / SPE в рамках секьюритизации

Специальная проектная компания может создаваться в виде общества с ограниченной ответственностью, партнерства, корпорации, акционерного общества, траста, фонда либо другой организационной формы, что определяется требованиями участников и законодательством страны.

Чаще всего этот субъект создается в форме акционерного общества, которое в дальнейшем выпускает и размещает ценные бумаги для неограниченного круга внутренних и внешних инвесторов.

Финансовые эксперты отмечают широкое разнообразие форм SPV в разных странах.

Например, специальная проектная компания довольно часто организовывается как благотворительный или целевой траст в Канаде, Франции, Аргентине и ряде других стран. Доверительные управители или благотворительные фонды позволяют субъекту достичь максимальной независимости от компании-инициатора секьюритизации.

Американские компании часто используют корпорации с ограниченной ответственностью (LLC), что является специфической для Соединенных Штатов организационно-правовой формой.

В США очень широко распространены партнерства с ограниченной ответственностью (LLP), а также трасты.

Это обусловлено особенностями местного законодательства, в том числе в части налогообложения бизнеса.

С другой стороны, европейские компании предпочитают создавать корпорации с ограниченной ответственностью, а также корпорации с ограниченными целями деятельности (LPC). Во многих случаях основателями последних могут выступать благотворительные трасты.

Изоляция от риска банкротства компании

Одним из важнейших преимуществ использования специальной проектной компании для секьюритизации активов является изоляция от риска банкротства (bankruptcy remoteness).

Указанный принцип заключается в защите проекта от банкротства инициатора секьюритизации или SPV / SPE.

Выбор места для создания специальной проектной компании (SPV / SPE)

Изоляция от риска банкротства имеет огромное юридическое и финансовое значение для крупных проектов. Рассмотрение возможности банкротства специальной проектной компании, которая имеет особый юридический статус, может отличаться в разных странах и серьезно зависит от особенностей функционирования местной судебной системы. В любом случае, создаваемая для секьюритизации активов компания должна быть правильно структурирована, чтобы сделать невозможным добровольное или принудительное банкротство.

Изоляция от банкротства требует применения ряда мер, перечисленных ниже:

• Существенное ограничение целей и полномочий SPV.

• Ограничение права проектной компании брать какие-либо долговые обязательства.

• Ограничение или запрет на слияние, поглощение, раздел, ликвидацию, продажу активов и изменение уставных документов.

• Включение в уставные документы компании оговорок, которое ограничивают взаимодействие между инициатором секьюритизации и SPV.

• Внесение в уставные документы отдельных пунктов касательно невозможности процедуры принудительного банкротства компании.

• Наличие независимого руководителя, согласие которого обязательно для инициирования процедуры добровольного банкротства.

• Наличие обеспечения обязательств специальной проектной компании.

Согласно типовым договорам, заключаемым между SPV и кредиторами, последние часто отказываются от права инициировать процедуру банкротства проектной компании в определенных случаях.

Это положение требует осторожности, поскольку не далеко не все страны допускают ограничения процедуры банкротства в договорном порядке.

Правовые последствия банкротства инициатора секьюритизации также имеют большое значение для результатов проекта. Все это подчеркивает необходимость профессиональной организации секьюритизации с привлечением финансовых и юридических экспертов на всех ее стадиях.

В случае банкротства компании-инициатора секьюритизации специальная проектная компания обязана придерживаться принципа действительной продажи активов (true sale). Будучи независимой от активов инициатора секьюритизации, SPV / SPE не должна отвечать по требованиям кредиторов компании-инициатора, а полученные активы не включаются в ликвидационную массу компании-инициатора.

Это особенно важно в контексте возможной консолидации активов инициатора и SPV судами при рассмотрении дела о банкротстве.

Принцип действительной продажи активов наряду с принципом изоляции от банкротства обеспечивает надежность, стабильность и безопасность функционирования специальной проектной компании для секьюритизации активов инициатора.

Принцип true sale заключается в том, что инициатор секьюритизации безусловно и окончательно передает свои требования в пользу SPV / SPE, отказываясь от любых прав по таким активам.

Исключение составляют случаи, когда инициатор должен обслуживать активы после их передачи.

Выбор места для создания SPV / SPE

Ключевое значение для успеха секьюритизации и высокой доходности инвестиций имеет правильный выбор места создания специальной проектной компании.

Обычно компании выбирают для этого территории с благоприятным налоговым климатом, стабильным финансовым законодательством и низким политическим риском. Также принимающая страна или юрисдикция должна предлагать низкий уровень корпоративных расходов и приемлемые требования касательно уставного капитала и ответственности менеджмента.

Учитывая вышеперечисленные требования, многие компании в последние годы выбирали такие удобные юрисдикции, как Нидерланды, Люксембург, Британские Виргинские острова, Острова Кайман, а также Ирландия и ряд других юрисдикций.

Сложность осуществления секьюритизация и продолжающееся расширение финансовых схем и моделей ее использования вынуждает компании прибегать к профессиональной помощи квалифицированных финансовых консультантов. Условия финансового рынка, законодательные рамки и ограничения принимающей страны, требования участников сделки и другие факторы влияют на успех секьюритизации.

Вам нужна профессиональная помощь по созданию и управлению SPV?

Возможно, вы ищете квалифицированную консультацию по вопросам финансового моделирования и проектного финансирования?

Свяжитесь с командой ESFC, чтобы узнать больше о наших услугах.

Правовые основы проектного финансирования с участием специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ)

Основной идеей проектного финансирования с использованием компаний специального назначения (SPV) является отделение (обособление) активов SPV от имущества инициатора сделки (оригинатора). Наличие активов у SPV нивелирует риск обращения на них взыскания по долгам оригинатора (в том числе при банкротстве).

При этом в процессе присвоения проектным облигациям рейтинга рейтинговое агентство оценивает качество пула активов без проведения анализа надежности эмитента — компании специального назначения, в частности, в силу нижеследующего:

• по общему правилу SPV не имеет активов, помимо возникающих у него в ходе реализации сделки;

• правоспособность SPV ограничена, а ее обязательства и расходы лимитированы и в основном предсказуемы.

Реализация сделок проектного финансирования в российском правовом поле до последнего времени была затруднительной, поскольку российское законодательство ранее не позволяло секьюритизировать1 активы, не обеспеченные ипотекой. Российские банки были вынуждены прибегать к дорогостоящим схемам, в соответствии с которыми SPV — эмитент облигаций — создавалась за рубежом, а сделка структурировалась по иностранному праву.

Однако 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым в российское правовое поле были введены два новых вида SPV:

• специализированное финансовое общество (СФО); деятельность СФО направлена на секьюритизацию финансовых активов, по которым имеется стабильный денежный поток (кредиты, займы, лизинговые, факторинговые платежи и т.д.), и не «заточена» под проектное финансирование.

• специализированное общество проектного финансирования (СОПФ); целью создания СОПФ, согласно закону, является «финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества».

Исходя из этого, основными элементами, определяющими деятельность СОПФ, являются следующие:

• СОПФ выполняет функцию финансирования по отношению к третьему лицу;

• такое финансирование осуществляется путем приобретения прав требования, а также иного имущества, возникающего в ходе реализации проекта (а не путем предоставления денежных средств в заем);

• по смыслу закона, финансирование должно использоваться для целей реализации инвестиционного проекта, в частности, для создания нового имущества2;

• СОПФ на определенной стадии проекта финансируется (рефинансируется) за счет эмиссии облигаций.

Следует также отметить, что все доходы, которые получает СОПФ в ходе реализации проекта, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, если они осуществляются в рамках уставной деятельности.

Вместе с тем, несмотря на то, что законодательная база для использования СОПФ действует с 1 июля 2014 года (более полутора лет), по состоянию на начало марта 2016 года ни одна из сделок с участием СОПФ не была завершена. Таким образом, можно констатировать, что возможности финансирования, предлагаемые новым законодательством, до настоящего времени еще не были оценены рынком в полной мере3.

Между тем описанные в Законе механизмы позволяют финансировать через выпуск облигаций как крупные инфраструктурные проекты (в том числе по созданию дорог, мостов, многоквартирных домов для их сдачи в аренду), так и проекты локального значения.

Структуры проекта с участием СОПФ

Из ФЗ «О рынке ценных бумаг» можно вывести две основные модели проектного финансирования через компанию специального назначения:

• путем приобретения СОПФ денежных требований по обязательствам, связанным с реализацией или использованием имущества, создаваемого в рамках проекта;

• путем приобретения СОПФ имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением проекта.

Классическим примером первого способа финансирования инвестиционного проекта (посредством приобретения денежных требований) может служить строительство платного моста. В этой модели застройщик, нуждающийся в финансировании, продает СОПФ будущие права требования к пользователям моста. СОПФ, в свою очередь, приобретает данные требования за счет денежных средств, полученных от размещения облигаций или в результате промежуточного финансирования от государства (банка).

Схематично подобный проект может выглядеть, например, так, как показано на первой схеме. Схема по реализации второго способа финансирования может выглядеть, например, так: как показано на второй схеме.

Между тем возможность реализации данной схемы по российскому законодательству не вполне однозначна. Буквальное прочтение статьи 15.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» вызывает вопрос о допустимости реализации СОПФ своей функции по финансированию проекта исключительно через приобретение имущества (то есть без приобретения денежных требований). Из дословного (языкового) толкования следует, что:

• приобретение денежных требований является центральной и обязательной характеристикой деятельности СОПФ;

• проектное финансирование с участием СОПФ может включать в качестве дополнительного элемента приобретение иного имущества, отличного от денежных требований.

Тем не менее позиция регулятора на финансовом рынке по данному вопросу может быть более либеральной.

Выводы

Предприятия реального сектора экономики нуждаются в финансировании. В настоящее время, на наш взгляд, весьма недооцененными являются механизмы проектного финансирования, заложенные в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Данный Закон позволяет выпускать высоколиквидные долговые инструменты, в том числе облигации специализированных обществ проектного финансирования. В качестве инвесторов в такие облигации при их надлежащем рейтинговании могут выступать в том числе негосударственные пенсионные фонды, заинтересованные в размещении денежных средств в надежные финансовые инструменты. Применение таких инструментов на практике может стать весьма перспективным для развития экономики в целом.


1. Секьюритизация представляет собой способ привлечения финансирования, связанный с выпуском ценных бумаг, обеспеченных залогом активов, которые приносят регулярный доход.

2. Неоднозначным является вопрос о том, может ли быть осуществлено финансирование проекта путем приобретения готового имущества, то есть имущества, созданного не в рамках соответствующего инвестиционного проекта. Консервативный подход состоит в том, что соответствующее имущество, по мысли законодателя, должно быть именно создано в ходе реализации инвестиционного проекта, а срок такого инвестиционного проекта связан со сроком создания данного имущества (согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг», минимальный срок инвестиционного проекта составляет три года). Тем не менее возможна и менее консервативная точка зрения, основанная на буквальном толковании закона, в соответствии с которой имущество не обязательно должно быть вновь создаваемым.

3. Сделок с участием другой формы компании специального назначения, предусмотренной Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» — СФО, пока также немного. Из публичных сделок, насколько нам известно, была закрыта всего одна — сделка по секьюритизации автокредитов АО «Кредит Европа Банк».

Компании спецназначения. Новые возможности для проектного финансирования по российскому законодательству

Фото Тимура Громова, Кублог

Реализация долгосрочных проектов, как правило, требует больших объемов финансовых инвестиций, привлечение которых может стать достаточно сложной задачей для инициаторов проекта. В последние годы одним из основных направлений государственной политики является расширение инвестиционных возможностей бизнеса, в том числе за счет закрепления новых правовых институтов.

Предпосылки появления СОПФ

Одним из нововведений вступившего в силу 1 июля 2014 г. Федерального закона от 21.12.13 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стало появление нового вида компании специального назначения — специализированного общества проектного финансирования (СОПФ).

Появление СОПФ обусловлено потребностью рынка в механизме, позволяющем направить денежные потоки из финансового сектора экономики на реализацию проектов в рамках реального сектора. Таким образом, проектное финансирование с участием СОПФ должно рассматриваться как связующая нить, позволяющая обеспечить «смычку» реального и финансового секторов экономики.

Между тем, несмотря на то что с момента появления СОПФ прошло уже более полутора лет, по состоянию на дату подготовки данной статьи ни одна из сделок с участием СОПФ еще не была завершена. В связи с этим приходится констатировать, что новые возможности финансирования по всей видимости еще не восприняты рынком в полной мере. Рассмотрим некоторые варианты использования СОПФ для финансирования проектов, а также проанализируем преимущества использования СОПФ и отдельные важные моменты, подлежащие учету при структурировании проектов с его участием.

Сфера применения СОПФ и его преимущества

С практической точки зрения сфера применения СОПФ является очень обширной. Описанные в законе механизмы позволяют финансировать как крупные инфраструктурные проекты (в том числе по созданию дорог, мостов и прочих крупных объектов), так и проекты локального значения. При этом использование СОПФ для финансирования проектов имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых необходимо отдельно выделить, в частности, следующие.

Расширение инвесторской базы проекта

Использование СОПФ позволяет привлекать финансирование для проекта со стороны институциональных инвесторов (НПФ, страховые компании и т. д.), приобретающих облигации СОПФ.

Размещение облигаций в пользу институциональных инвесторов становится возможным за счет присвоения им кредитного рейтинга. Так, например, согласно абзацу 2 п. 1.4.7 Положения Банка России от 25.12.14 г. № 451-П (далее — Положение № 451-П) инвестирование средств пенсионных накоплений НПФ в облигации допускается, если выпуску (при отсутствии рейтинга выпуска — эмитенту) ценных бумаг либо поручителю (гаранту) по таким облигациям присвоен рейтинг не ниже уровня, установленного советом директоров Банка России. Информационным сообщением Банка России от 20.10.15 г. «Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений» (далее — Информация ЦБ РФ) в целях применения указанного положения установлены значения уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности выпуска (эмитента/поручителя /гаранта) облигаций (см. таблицу).

Возможность присвоения облигациям СОПФ рейтинга необходимого уровня достигается, в частности, благодаря обособлению активов SPV от имущества инициатора сделки. Подобное обособление позволяет нивелировать риск обращения взыскания на секьюритизируемый актив по долгам инициатора сделки (в том числе при банкротстве). При этом рейтинговое агентство в процессе присвоения проектным облигациям рейтинга оценивает качество пула активов без проведения анализа надежности эмитента — СОПФ, в частности, в силу следующего:

по общему правилу СОПФ не имеет активов, помимо возникающих у него в ходе реализации проекта; правоспособность СОПФ является ограниченной, а его обязательства и расходы лимитированы и в основном предсказуемы.

Налоговые льготы

Еще одним безусловным преимуществом института СОПФ является возможность получения специальных налоговых льгот. Так, согласно п.п. 29 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы СОПФ не подлежат налогообложению по налогу на прибыль, если они получены в рамках его уставной деятельности.

Законодательное определение СОПФ

Ключевые характеристики деятельности СОПФ отражены в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), определяющем предмет и цели его деятельности.

Так, в соответствии с указанной нормой целями и предметом деятельности СОПФ являются финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Исходя из приведенных положений мы полагаем, что основные элементы, определяющие деятельность СОПФ, состоят в следующем:

СОПФ выполняет функцию финансирования по отношению к третьему лицу; такое финансирование осуществляется путем приобретения прав требования, а также иного имущества, возникающего в ходе реализации проекта (а не путем предоставления денежных средств в заем); по смыслу закона финансирование должно использоваться для целей реализации инвестиционного проекта, в частности для создания нового имущества; СОПФ на определенной стадии проекта финансируется (рефинансируется) за счет эмиссии облигаций.

Правовое регулирование отдельных элементов деятельности СОПФ

Далее мы остановимся на подробном анализе отдельных элементов деятельности СОПФ, требующих внимания при структурировании проектов с его участием.

Функция финансирования

Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона № 39-ФЗ финансирование осуществляется «путем приобретения денежных требований, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта». В результате анализа приведенной формулировки Закона № 39-ФЗ можно вывести две основные модели проектного финансирования через компанию специального назначения:

путем приобретения денежных требований по обязательствам, связанным с реализацией или использованием имущества, создаваемого в рамках проекта; путем приобретения имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением проекта.

Финансирование путем приобретения денежных требований

В качестве классического примера финансирования инвестиционного проекта посредством приобретения денежных требований может послужить строительство платной дороги. Схематично данный пример представлен на рис. 1.

Таким образом, функция финансирования экономически состоит в том, чтобы предоставить третьему лицу денежные средства для создания имущества, способного приносить доход от его использования в будущем. Юридически финансирование предоставляется в виде платы за будущие права, которые возникнут при использовании созданного имущества.

Финансирование путем приобретения имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением проекта

Финансирование проекта может осуществляться не только посредством приобретения определенных денежных требований, но также и путем приобретения имущества, необходимого для проекта.

Использование данной формы финансирования может быть проиллюстрировано на примере, в рамках которого СОПФ способствует электрогенерирующей компании в строительстве электрической подстанции (рис. 2).

Необходимо отметить, что буквальное прочтение статьи 15.1. Закона № 39-ФЗ, вызывает вопрос о допустимости реализации СОПФ своей функции по финансированию проекта исключительно через приобретение имущества (т. е. без приобретения денежных требований). Решение данного вопроса во многом будет зависеть от позиции регулятора на финансовом рынке.

Целевой характер финансирования и связь с созданием имущества

Условия инвестиционного проекта должны предусматривать создание определенного имущества как один из результатов проекта. В соответствии с положениями Закона № 39-ФЗ имущество, созданное в результате осуществления проекта, подлежит реализации или должно быть использовано в процессе оказания услуг, производства товаров и (или) выполнения работ.

Эмиссия облигаций

Определение деятельности СОПФ, приведенное в п. 2 ст. 15.1 Закона № 39-ФЗ, указывает на еще один обязательный элемент его деятельности в рамках проекта — эмиссию облигаций. Вывод об обязательности данного элемента основывается на консервативном толковании указанной нормы закона, в рамках которой эмиссия облигаций является одной из целей деятельности СОПФ и, следовательно, обязательна для осуществления.

В свете изложенного возникает вопрос об этапе, не позднее которого должна быть осуществлена эмиссия. В связи с тем, что законодательство не содержит прямого ответа на данный вопрос, представляется, что эмиссия облигаций в принципе может быть осуществлена на любом этапе реализации проекта. Однако к этому вопросу нельзя подходить с формальной точки зрения. Эмиссия облигаций не может планироваться только для того, чтобы выполнить условие закона. В эмиссии облигаций должна быть экономическая необходимость, т. е. за счет эмиссии должны привлекаться средства для долгосрочного финансирования проекта.

Заключение

При условии правильного структурирования проекта финансирование с участием СОПФ, по нашему мнению, может стать очень эффективным способом привлечения средств со стороны крупных игроков финансового рынка, включая таких институциональных инвесторов, как НПФ. Представляется, что существующий в настоящее время невысокий интерес участников финансового рынка в отношении СОПФ будет увеличиваться по мере успешной реализации первых проектов.

Значения уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности выпуска (эмитента/поручителя /гаранта) облигаций

Наименование рейтингового агентства

Уровень рейтинга согласно Информации ЦБ РФ

Fitch-Ratings, 

Standard & Poor’s, 

Moody’s Investors Service

Не ниже суверенного рейтинга РФ в соответствующей валюте, присвоенного соответствующим рейтинговым агентством, сниженного на три ступени
Эксперт РА Не менее «А++» по национальной шкале

11 рис 1.jpg 11 рис 2.jpg

Статья написана в соавторстве с Александром Фильчуковым, юристом Адвокатского бюро 
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Дмитрий Рябых, генеральный директор
Группа компаний «Альт-Инвест»

За последние три года суммарное число сотрудников департаментов проектного финансирования в российских банках выросло со ста-двухсот до, как минимум, тысячи специалистов. Почему эти департаменты выделяются в самостоятельные структуры и в чем особенность их работы? Не затрагивая все аспекты проектного финансирования, попробуем разобраться со спецификой анализа проектов, попадающих в эту категорию.

Понятие проектного финансирования

Проектным финансированием принято называть такой способ привлечения долгосрочного капитала для реализации крупных инвестиционных проектов, при котором единственным источником возврата вложенных средств и главным обеспечением кредита служат денежные потоки, генерируемые самим проектом. Типичными примерами проектного финансирования служат проекты строительства трубопроводов, портовых терминалов, других объектов частной или общественной инфраструктуры. Вообще говоря, проектное финансирование в чистом виде встречается не так уж часто, хотя и охватывает суммарно весьма заметные объемы инвестиций. Тем не менее тема оценки таких проектов в своей актуальности выходит далеко за пределы небольшого числа «чистых» случаев. Для этого есть как минимум две причины:

— проектное финансирование в силу своей сложности аккумулирует и демонстрирует в наиболее полном виде все подходы, роли и допущения, полезные при подготовке любого инвестиционного проекта;

— хотя традиционному пониманию проектного финансирования соответствует не так много случаев, термин этот часто применяется более широко и охватывает также все случаи кредитования проектов, масштаб которых достаточно велик по сравнению с деятельностью заемщика, а сумма кредита не может быть обеспечена залоговым имуществом.

    Второе замечание существенно расширяет спектр рассматриваемых проектов. В частности, под такое определение подпадает большинство случаев жилищного и коммерческого строительства, возведение крупных промышленных объектов и масштабное перепрофилирование или модернизация производства. Это большая и активно развивающаяся область, в которой ежегодно реализуются даже не сотни, а тысячи инвестиционных проектов, и которая охватывает значительную долю всех капитальных вложений российской экономики.

    Итак, какова, в общих словах, структура проекта, который принято считать реализующимся на условиях проектного финансирования?

    В таком проекте задействованы как минимум три участника. Во-первых, это проектная компания, она создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога. Именно использование проектной компании является главной отличительной особенностью этого вида проектов. Ответственность и риски по инвестированному капиталу не возлагаются на проверенное и солидное предприятие, а, как и финансирование, сложным образом распределяются между участниками процесса и регулируются набором контрактов и соглашений. Второй участник — инвестор, вкладывающий средства в собственный капитал проектной компании. Учитывая тот факт, что инвестор, с одной стороны, редко ограничивается лишь денежными вкладами и получением прибыли, а с другой стороны, особенно когда инвесторов несколько, их вложения вообще могут заключаться не в финансовых вливаниях, для обозначения этой категории участников принят несколько другой термин — спонсоры проекта. Спонсоры инициируют — проект, создают проектную компанию и в той или иной форме рассчитывают извлекать выгоду из ее успешной деятельности. И, наконец, третий участник — кредитор. Помимо того, что проектная компания, получающая кредит, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет 70-80% всех капитальных затрат проекта. Понятно, что это ставит кредитора в сложные условия и требует от него не только поиска альтернативных путей защиты своих капиталов, но и особенно тщательного анализа всех тонкостей финансируемого мероприятия.

    Рассмотрим подробнее процедуру оценки, применяемой в департаментах проектного финансирования банков.

    Специфические требования

    Кроме уже упомянутого отсутствия залога и других недостатков «новорожденной» проектной компании с точки зрения потенциального кредитора, можно выделить еще несколько принципиальных особенностей проектного финансирования, которые требуют особого подхода от аналитиков банка:

    — сроки таких проектов обычно достаточно велики. Если в жилищном строительстве небольшие проекты еще могут укладываться в два-три года, то во всех прочих вариантах проектного финансирования речь почти всегда идет о сроках свыше пяти лет, и нет ничего необычного в проектах, которым требуется кредитование на срок больше десяти лет (хотя надо признать, что такие сроки встречаются нечасто);

    — во всех без исключения случаях проектного финансирования инвестиционная фаза (этап «сооружения» проекта) достаточно сложна и ее успешное завершение нельзя гарантировать;

    — исследование рынка выглядит сложнее, чем в случаях с менее значительными инвестициями, так как в процессе реализации таких проектов создаются товары или услуги, для которых трудно подобрать аналоги и историю продаж, а иногда появление на рынке завершенного проекта меняет этот рынок так, что предыдущая история становится не актуальной.

      Эти три отличия требуют от аналитиков адекватной реакции, как в отношении методов исследования, так и в отношении того, какой уровень подготовки проекта можно было бы считать удовлетворительным.

      Организационно защита кредитора от излишних рисков достигается за счет заключения группы проектных контрактов, регулирующих основные вопросы развития проекта и определяющих, как именно риски разных его этапов распределяются между участниками. Число проектных контрактов может быть различным. Документами, входящими в их число, могут быть:

      — проектное соглашение — документ, определяющий условия поставок продукции или услуг проекта в случае, если один из спонсоров проекта является также потребителем готовой продукции (например, если угледобывающая компания является спонсором строительства портового терминала для экспорта своей продукции);

      — контракт на проектирование и сооружение проекта — договора с проектными, инжиниринговыми и строительными организациями, производителями оборудования и другими участниками инвестиционной фазы;

      — контракты на эксплуатацию и техническое обслуживание (если для этих целей приглашаются сторонние организации);

      — контракт на поставку энергии, топлива или сырья там, где это необходимо. Учитывая ситуацию с энергоресурсами, сложившуюся в некоторых регионах России, этот пункт может оказаться очень важным. Естественно, он имеет принципиальное значение и для прогнозирования доходов и затрат;

      — разрешения, которые сами по себе не являются контрактами, но необходимы для заключения всех проектных договоров;

      — соглашение о государственной поддержке, если деятельность в рамках проекта подразумевает ее необходимость;

      — контракты, связанные с оказанием услуг страхования;

      — прямые соглашения, которые связывают кредитора с участниками проектных контрактов. Они необходимы для того, чтобы определить отношение каждого участника проекта к активам, создаваемым и приобретаемым в его рамках, как к объекту возможных имущественных претензий в случае возникновения проблем.

        Чем более полный пакет проектных контрактов подготовлен до привлечения финансирования, тем четче распределены риски проекта, ниже неопределенность результатов для кредитора, а значит — выше вероятность положительных решений и ниже процентная ставка. Редко бывает так, что кредитор получает проект со всеми перечисленными выше документами, но по мере возможности надо стремиться собрать перед финансированием хотя бы часть пунктов из списка.

        После того как необходимые документы собраны, а точнее — параллельно с этим, кредитор начинает анализ потенциала проекта, его возможностей и рисков. Эта работа разбивается на пять достаточно самостоятельных направлений:

        1. Технологический анализ — исследование того, насколько предлагаемый план сооружения проекта и условия его функционирования разумны, и могут ли они быть реализованы. Это может показаться странным, но экономисты и кредитные аналитики департаментов проектного финансирования банков занимаются далеко не только финансовыми расчетами. Им приходится становиться специалистами в строительстве, промышленном производстве, разведении крупного рогатого скота и т. д. Любая тема проекта требует в первую очередь понимания сути бизнеса, и только потом — экономических расчетов. Поэтому в банках, где объем проектного финансирования достаточно велик, сотрудники распределяются по отраслям, чтобы накапливать навыки и знания, характерные для каждой отрасли. Такое внимание к технологическим вопросам не случайно — проекты чаще всего оказываются провальными не потому, что спонсоры неверно оценили рыночный спрос, а потому, что проектная компания не смогла запустить его в срок и в соответствии с планами.
        2. Правовой анализ — вторая по частоте провалов область. Строительство, нефть и другие полезные ископаемые, фармакология — во всех этих отраслях юридические аспекты новых инвестиционных проектов могут оказаться даже более сложными, чем основная инвестиционная часть. Естественно, и внимание со стороны аналитиков здесь должно быть повышенным.
        3. Анализ финансовой состоятельности строится на бюджете проекта и создании достаточного запаса финансовой прочности на всех его этапах. Вопросы финансовой состоятельности решаются в фоновом режиме при построении финансовой модели проекта, центрального аналитического документа, который становится одновременно и инструментом исследования перспектив проекта, и средством для достижения взаимопонимания всех его участников.
        4. Анализ эффективности включает расчет традиционных показателей эффективности проекта с позиции спонсора и кредитора.
        5. Анализ рисков — оценка чувствительности проекта к отклонениям прогнозных данных, изучение различных сценариев его осуществления и анализ возможных убытков спонсора и кредитора.

        Следует заметить, что основной объем работы департамента проектного финансирования кредитора приходится на первые два этапа, а также на сбор и подготовку данных для финансовой модели. Именно на этих этапах труднее всего говорить о единых подходах и методиках, так как индивидуальные особенности каждого проекта здесь доминируют, не оставляя места для стандартизации. А вот на более поздних этапах применяются уже стандартные показатели и подходы, которые можно представить достаточно сжато, и которые практически без изменений повторяются из проекта в проект.

        Показатели и подходы

        В основе всех выводов, касающихся эффективности проекта, его финансовой состоятельности и рисков, лежит исследование построенной финансовой модели. Нет нужды пояснять, насколько важным в таких условиях является разумный, обоснованный и сбалансированный подход при построении базового прогноза доходов и затрат проекта, положенных в основу этой модели. Если хотя бы один из элементов финансового плана не будет иметь под собой достаточных оснований, все перечисленные ниже характеристики могут оказаться бессмысленными. Эти характеристики, непосредственно задействованные при принятии решений, включают:

        1. Традиционные показатели экономической эффективности вложений. Как правило, рассчитывается чистая текущая стоимость денежных потоков (NPV), срок окупаемости инвестиций (PBP) и внутренняя норма рентабельности (IRR). Иногда в этот список вносятся небольшие изменения, но это происходит нечасто. Все показатели рассчитываются как с позиции спонсора проекта, так и с позиции кредитора, что, естественно, подразумевает, что и прогноз денежных потоков проекта должен предусматривать выделение чистого денежного потока для каждого из участников.
        2. Общее покрытие долга. Кредитор не только ограничивает максимальную долю своего участия в проекте, он еще и устанавливает предельную долю доходов проекта, которые могут идти на погашение займа. Обычно эта доля устанавливается через коэффициент общего покрытия долга, который рассчитывается как отношение чистых доходов каждого периода проекта к величине платежей процентов и основного долга, запланированных на этот же период. Нормальное значение этого коэффициента лежит в интервале от 1,2 до 1,5, в зависимости от стабильности доходов проекта. То есть около трети доходов по плану спонсоры должны оставлять себе — это гарантирует кредитору стабильность платежей при колебаниях в деятельности проектной компании.
        3. Точка безубыточности и графики чувствительности. Практически не бывает таких проектов, все коммерческие характеристики которых были бы определены и защищены проектными контрактами. Это значит, что проект реализуется в условиях неопределенности и даже самый обоснованный прогноз его результатов — всего лишь предположение. Поэтому кредитор стремится не только проверить базовый прогноз, но и оценить те пределы, в которых могут отклоняться исходные предпосылки без ущерба для интересов участников проекта. Для этих целей расчеты дополняются анализом чувствительности проекта к изменению ключевых параметров, а также определяются предельные параметры, при которых проект остается финансово состоятельным и экономически эффективным.
        4. Оценка эффективности для пессимистического сценария. Продолжением и развитием предыдущего аналитического блока является исследование одного или нескольких параметров проекта, отличающихся от базового сценария. Задача — изучить возможные убытки, условия их возникновения и способы минимизации.

        В принципе, этот небольшой список можно дополнять по мере необходимости самыми разными аналитическими инструментами и показателями, но нужды в этом обычно не возникает, так как для проектного финансирования характерны высокие уровни неопределенности и большие ограничения возможности использовать финансовую математику. Главный акцент делается на повышение качества модели, применяемой в расчете этого небольшого списка показателей.

        Источники дополнительных гарантий для кредитора

        В условиях высокой неопределенности развития проекта кредитор неизбежно будет выходить за рамки простого изучения бизнес-планов и искать дополнительные подтверждения надежности или признаки повышенного риска. Хотя поиск этот и основывается в большой степени на личном опыте и способности к анализу каждого кредитного аналитика, можно все же выделить ряд характерных признаков, на которые скорее всего отреагирует кредитор.

        Итак, признаки «правильного» проекта, повышающие шансы на финансирование:

        1. Проект прошел стадию предварительного проектирования и имеет подготовленные строительные сметы.
        2. Проект имеет успешно реализованные аналоги, особенно если эти аналоги связаны со спонсорами проекта.
        3. Проектные контракты закрепляют долгосрочные отношения с поставщиками и покупателями.
        4. Проект имеет высокую расчетную эффективность, значительно превышающую стоимость привлекаемого капитала.
        5. Длительность эксплуатации проекта значительно больше, чем срок кредитования.

        Не менее важно и то, кто является спонсором проекта и создателем проектной компании. Кредиторы обычно заинтересованы иметь спонсоров с:

        1. Опытом работы в рассматриваемой отрасли промышленности, и, следовательно, способных решить технические и эксплуатационные задачи по мере реализации проекта.
        2. Достаточной суммой собственного капитала, инвестированного в проект, что должно служить им стимулом для действий по защите своих инвестиций в случае возникновения проблем.
        3. Приемлемой доходностью на их инвестиции в собственный капитал проектной компании, так как в случае низкой доходности у спонсоров может быть недостаточно стимулов для дальнейшего участия в деятельности проектной компании.
        4. Соглашениями о трансфертных ценах с проектной компанией.
        5. Заинтересованностью в долгосрочном успехе проекта.
        6. Финансовыми возможностями (но не обязательствами) поддержать проект, если он столкнется с трудностями.

        Все это не является обязательной частью требований кредитора, но тщательно изучается на этапе проверки должной добросовестности (due diligence) заемщика и в конечном итоге влияет на принятие решения не меньше, чем стандартные показатели.


        Текст работы размещён без изображений и формул.
        Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

        Введение

        Проектное финансирование — разновидность инвестиционного кредита. Способ кредитования проектов, при котором возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, генерируемого самим проектом, то есть без привлечения на цели погашения иных источников денежных средств.

        Существенное отличие классического проектного финансирования от инвестиционного кредита состоит в том, что обеспечением (залогом) обязательств заёмщика при проектном финансировании выступает имущество (недвижимость, оборудование и прочее) самого проекта. Очень часто для проведения проектного финансирования создается специальное юридическое лицо и кредитору передается в залог акции (доли) данного юридического лица.

        Данная схема очень часто применяется в девелопменте, а также при реализации крупных проектов. При этом практически всегда кредитор требует от инициатора проекта участия в проекте собственными средствами (обычно не менее 30% ).

        Цель работы: изучить проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития.

        Задачи работы:

        Рассмотреть проектное финансирование и его особенности;

        Изучить методы сущность, проблемы и перспективы развития проектного финансирования.

        Объект исследования: проектный анализ.

        Предмет исследования: особенности проектного финансирования.

        Проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития.

        В последнее время на отечественном рынке инвестиций стала ярко прослеживаться необходимость в столь привлекательном, как для инициаторов проектов, так и для кредиторов, виде финансирования, которое имеет название проектное финансирование.

        Проектное финансирование это достаточно новый инструмент для мирового финансового рынка. Не смотря на успешную зарубежную практику применения этого инструмента, проектное финансирование в современной России развито достаточно слабо, причиной тому служит то обстоятельство, что применение проектного финансирования сопровождается целой вереницей недосказанности и проблемных моментов, о которых и пойдет речь в данной статье.

        Сложности применения данного вида финансирования начинаются с его определения. Проектное финансирование не имеет единого общепринятого определения как в мировой так и в отечественной практике. Эксперты по данной тематике в своих трудах дают следующие определения проектного финансирования:

        — целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика: обеспечение — денежные потоки проекта;

        — способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования различных инструментов и оптимального распределения рисков (Бенджамин Эсти)» [9, с.86]

        «Проектное финансирование предполагает обеспечение средствами непосредственно проекта, а не фирмы, выступившей ее инициатором. При этом источником средств для инвестора становится денежный поток, генерируемый конкретным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются только те активы, которые были приобретены при его реализации» [7, с.356]

        Обобщив все вышеизложенное можно сделать вывод, что проектное финансирование это особая форма долгосрочного кредитования с привлечением средств от одной или нескольких кредитных организаций в пользу специальной проектной компании, созданной для управления только этим проектом. Обеспечением по кредиту при этом являются денежные потоки и активы, непосредственно сгенерированные проектом или продуктами, которые были созданы в результате проектной деятельности.

        Наличие специальной проектной компании является одним из ключевых условий при осуществлении проектного финансирования.

        За время существования современной России крупных проектов, финансировавшийся по системе проектного финансирования, было очень мало. Однако хотелось бы упомянуть о самых известных и крупнейших проектах:

        1. «Северный поток» — проект по строительству газопровода между Россией и Германией под строительство которого было привлечено 7,4 млрд. евро.

        2. «Голубой поток» — проект по строительству газопровода между Российской Федерацией и Турцией, совокупные затраты составили 3,2 млрд. долларов США;

        3. «Пулково» — строительство нового и ремонт существующего терминалов в аэропорту «Пулково», объем инвестиций составил более 1 млрд. евро.

        4. «ТЭС Полярная» — строительство тепловой электростанции в городе Салехард, Ямало-Ненецком автономном округе, объем необходимого финансирования 420 млн. евро, 70 % необходимых денежных средств было привлечено в виде проектного финансирования Чешским экспортным банком. [11]

        Помимо вышеупомянутых существует еще некоторое количество менее значимых и ресурсоемких проектов, реализуемых на территории и в интересах Российской Федерации.

        Практически все проекты объединяет одна отличительная особенность, то, что кредиторы, осуществляющие проектное финансирование, в большинстве своем являются зарубежными. Данная проблема берет свои корни в особенностях Российского права, которое на сегодняшний день, к сожалению, в части проектного финансирования не является конкурентоспособным в сравнении с зарубежными институтами права.

        И. А. Никонова указывает на то, что в современном Российском законодательстве нет четкого закрепления проектного финансирования и его понимание достаточно упрощенно [9].

        В настоящее время данный вид финансирования законодательно регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложении», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об ипотеке» и Федеральный закон «О банкротстве». Но, к сожалению, ни один из вышеперечисленных документов не является регулятором для таких аспектов проектного финансирования как:

        — законодательное закрепление термина «проектное финансирование»;

        — отделение активов проектной компании от активов компании спонсора проекта;

        — способы и пути предоставления активов проекта в качестве обеспечения по кредиту;

        — возможности и способы реализации коллективных прав кредиторов;

        — безопасность денежных потоков проекта;

        — обеспечение целевого использования денежных потоков проекта;

        — субсидиарность кредиторов;

        — наличие эскроу счетов для контроля денежных потоков проекта со стороны кредиторов.

        Эксперты считают, что в настоящее время все проекты, осуществляемые с помощью привлечения проектного финансирования, реализуются вопреки существующему законодательству [8].

        Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону Министерством экономического развития Российской Федерации был подготовлен законопроект, позволяющий внести положительные изменения в действующее законодательство, что способствовало бы улучшению Российского инвестиционного климата [4].

        К проекту федерального закона прилагается пояснительная записка, содержание которой разъясняет, что благодаря предполагаемым поправкам в Российском законодательстве должна появиться новая организационно-правовая форма юридического лица, которая будет называться «Специализированное хозяйственное общество» далее «СХО», которое будет выполнять функции схожие с функциями которые выполняют проектные компании при рассмотрении зарубежного опыта проектного финансирования [5]

        В зарубежной практике проектная компания именуется SPV (special purpose vehicle), SPV — это специальная проектная компания, учрежденная спонсором (инициатором) проекта, которая осуществляет полное управление проектом. Именно через проектную компанию проходят все денежные потоки, генерируемые проектом, включая расчеты с кредиторами и инициаторами проекта. Проектная компания отвечает за реализацию работ по проекту на всех стадиях инвестиционного проекта [8, с.36].

        В международной практике в состав проектной компании входит офис управления проектами или проектный офис, являющийся подразделением проектной компании, осуществляющий все необходимые действия для поддержки и координации работ по проекту, такие как нормативная и административная поддержка, обучение и инструктаж команды проекта и других сотрудников, обеспечение обмена информации, автоматизация документооборота, материальное обеспечение команды проекта, архивация и хранение документов и т. д.

        По замыслу Минэкономразвития России у СХО в уставе должны быть прописаны все сделки, которые общество вправе осуществлять в рамках проекта, ради которого оно было учреждено, помимо перечисленных сделок, другие сделки общество будет совершать не вправе. Только СХО будет иметь право использовать в своем наименовании юридического лица слова «специализированное хозяйственное общество». Компании имеющие отличный от СХО организационно правовой статус, будут лишены права использования этих слов [5].

        Данное обстоятельство позволит всем контрагентам СХО безошибочно определить, что Общество может совершать лишь ограниченный список сделок, что побудит контрагента к более детальному ознакомлению с уставом СХО.

        Большое опасение со стороны кредиторов вызывал факт возможности реорганизации или ликвидации СХО с последующей сменой менеджмента и возможности потери для кредиторов прав на объект залогового обеспечения по кредиту или недостаточная для покрытия долга стоимость объекта залога, ввиду его незавершенности и невозможности выхода на запланированную проектную мощность. В свою очередь законодатель решил ограничить данную возможность путем наложения запрета на добровольную ликвидацию или реорганизацию Общества, если данное обстоятельство не предусмотрено уставом проектной компании, а также ограничить возможность сторон в части обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве СХО. Это позволяет значительно снизить риск недружественного поглощения СХО и прочих посягательств на активы проекта со стороны третьих лиц. В добавление к вышеизложенному законодатель настаивает на том, что абсолютно все имущество проекта должно выступать в качестве обеспечения по кредиту.

        В ситуации когда объект, под которое было выделено финансирование, уже успешно построен и приносит планируемый доход с обеспечением по кредиту и возвратом средств, взятых проектной компанией в долг, проблем обычно не возникает, но как быть в самом начале инвестиционного проекта, когда объект инвестирования находится только на бумаги и нет четкого понимания полного объема будущих положительных, а зачастую и отрицательных денежных потоков?

        Чтобы как-то урегулировать данное обстоятельство Минэкономразвития предлагает ввести следующее: до получения финансирования, компания инициатор проекта должна будет иметь уже заключенные договора или намеренья о их заключении с будущими пользователями объекта инвестирования или продуктов проекта, сгенерированных объектом, например, договора об оказании услуг, договора купли-продажи или договора аренды. Данные договора необходимо привязать к конкретному объекту недвижимости, который и будет выступать как главный объект обеспечения залога по кредиту. Для точной идентификации места объекта недвижимости планируется осуществлять ее по месту расположения земельного участка для строительства объекта, для этого в законодательство вносится норма, позволяющая зарегистрировать ипотеку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [5].

        Реализация проекта возможна лишь в случае добросовестного исполнения проектной компанией своих обязательств перед кредиторами. Однако что делать в случае неисполнения компанией, ответственной за проект, своих обязательств или исполнения их в объеме, в результате которого объект инвестирования не в состоянии покрыть обязательства и влечет за собой возникновение убытков со стороны кредиторов?

        На этот случай законодатель предоставит возможность кредиторам осуществить замену неблагонадежной проектной компании на другую, которую кредиторы считают более добросовестной. Замена будет осуществляться путем передачи обязанностей по всем договорам заключенным в рамках проекта новой проектной компании, что позволит продолжить работу по проекту со старыми подрядчиками, поставщиками, агентами и прочими заинтересованными сторонами. Для реализации вышеизложенного предполагается внесение изменений в 24 главу Гражданского кодекса Российской Федерации, которое обеспечит законодательство нормами позволяющими осуществлять передачу всех прав и обязанностей по договору в целом, третьим лицам.

        Проектное финансирование преимущественно применяется в случае, когда для реализации инвестиционного проекта необходим значительный объем средств и компания инициатор проекта (спонсор) не располагает необходимым размером активов, которые могли бы выступить в качестве залога по традиционному кредиту.

        Для реализации возможности успешного применения проектного финансирования в отечественной практике необходимо внесение соответствующих поправок в действующее российское законодательство и придания проектному финансированию юридического статуса. Вышеперечисленные поправки в российское законодательство, в случае их доработок и успешного принятия, открывают достаточно хорошие перспективы для успешного развития проектного финансирования на территории Российской Федерации. Учитывая достаточно большой инвестиционный потенциал, проектное финансирование откроет новые горизонты для увеличения темпа экономического развития России, что обеспечит значительный рост ВВП, увеличение уровня жизни и обеспечит Государство новыми рабочими местами.

        Заключение

        Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.

        Под «проектом» обычно понимается уникальное предприятие (мероприятие), предполагающее скоординированные действия его участников. С целью увеличения инвестиционной привлекательности России, все большую актуальность приобретает реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования. В проекте, который принято считать реализующимся на условиях проектного финансирования, задействованы как минимум три участника:

        1) проектная компания. Она создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога.

        2) инвестор, вкладывающий средства в собственный капитал проектной компании. Инвестор, с одной стороны, редко ограничивается лишь денежными вкладами и получением прибыли.

        3) кредитор. Помимо того, что проектная компания, получающая кредит, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет 70-80% всех капитальных затрат проекта.

        В настоящей работе проведен анализ практики применения проектного финансирования в Российской Федерации, выявлены острые проблемы, препятствующие развитию отечественного проектного финансирования, дана оценка имеющейся законодательной базе. Сделан вывод о том, что для успешной реализации проектного финансирования в России необходимо внести поправки в действующее законодательство и придать проектному финансированию юридический статус.

        Список литературы

        1. Батяева А. Динамика портфеля заказов и поведения промышленных предприятий. // Вопросы экономики. – 2018. – №12. – с.125 – 136.

        2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики. – 2015. – №7. – с.104 – 114.

        3. Водянов А. Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации. // Российский экономический журнал. – 2018. – №11 – 12. – с.10 – 21.

        4. Гуржиев В. Факторы инновационной направленности инвестиций. // Экономист. – 2019. – №2. – с.11 – 18.

        5. Ендровицкий Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческих организаций. – Воронеж: Изд-во ВГУ,2011. – 288с.

        6. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 144с.

        7. Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. — М: Вузовский учебник: Инфра-М: 2018. — стр. 356–359

        8. Новицкий Н.А. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. – 2018. – № 3.

        9. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование — М: Альпина Паблишер 2019. — стр.77–121.

        10. Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. — М: Вузовский учебник: Инфра-М: 2018. — стр. 356–359

        Интернет-ресурсы

        11.Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире // Исследования рынка РБК 25.06.2018 режим доступа: http://marketing.rbc.ru/articles/25/06/2013/562949987553142.shtml (дата обращения 15.12.2019)

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:

        Другие крутые статьи на нашем сайте:

        0 0 голоса
        Рейтинг статьи
        Подписаться
        Уведомить о
        guest

        0 комментариев
        Старые
        Новые Популярные
        Межтекстовые Отзывы
        Посмотреть все комментарии