Чтобы понимать, всё вы делаете правильно — или же не совсем, существуют KPI, они же key performance indicators, ключевые показатели. Это некие измеримые величины, глядя на которые можно понять, нужно ли улучшать свои процессы — или всё и так идёт достаточно хорошо. Но, к сожалению, в отечественном авторитейле своя специфика работы с KPI. И о ней мы сегодня поговорим.
KPI в авторитейле в России несовершенны по сразу целому ряду причин. К ним относятся следующие:
- нет единых KPI автосалонов;
- нет отраслевых стандартных KPI;
- учитываются в основном макропоказатели производительности;
- информацию сложно получить;
- трудно сравнивать дилерские показатели.
На Западе, где рынок в целом несколько более развит, ситуация выглядит несколько более оптимистично. Там есть:
- единые KPI автосалонов;
- отраслевые стандарты KPI;
- макро- и микропоказатели производительности;
- лёгкое получение информации;
- простота сравнения дилерских показателей.
Далее приведены несколько важных KPI, на которые необходимо ориентироваться, если вы хотите быть уверены, что у вашего салона дела идут «в гору».
В России существует возможность разработки отраслевых стандартных дилерских KPI для сравнения и отслеживания работы автосалонов — и её не стоит игнорировать.
KPI продаж особо существенны.
Установка KPI продаж важна для отслеживания работы отдельных продавцов и отдела продаж в целом. Примеры целевых показателей такого рода:
Также важны специфические KPI автосалонов. Разберём методологию работы с ними:
- Определите, что важно измерить.
- Определите, какие данные будут необходимы для расчёта этих измерений.
- Установите свои критерии, например, хорошие готовые варианты есть у NADA, Dealer 20 Group, Ward’s Automotive — или используйте свои собственные.
- Соберите все необходимые данные — автоматизируйте этот процесс, получите данные из своих систем.
- Создайте чёткие, краткие, своевременные информационные панели и отчёты для отслеживания мер.
- Проанализируйте данные и ваши результаты
- Установите конкретные пункты действий для дальнейшего улучшения.
Следуйте такому простому алгоритму — и постепенно вы сможете улучшить показатели и результативность вашего автосалона.
Контрибутор: Наумовский Сергей
Сергей Наумовскийhttps://auto-pub.ru/
Наумовский Сергей — ведущий международный автоэксперт с 30-летним опытом. В России участвовал в стратегических инициативах Mitsubishi Corporation, MC Bank Rus, Bosch GmbH, НП ГЛОНАСС, Автонет 2.0 и др. Со-основатель специализированного издательства “Короче, дилер”. Автор книг по автобизнесу, тематических статей и публикаций для “РОАД” и “Автомаркетолог”. Ведущий рубрики РОАД “Мнение эксперта”, участник круглых столов и конференций автобизнеса.
Содержание
- 1 Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
- 2 Оценка имиджа автосервисного предприятия
- 3 Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
- 4 Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания
- 5 Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания
- 6 Составляющие качества услуг автосервиса
- 7 Схема комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра
- 8 Пример оценки эффективности деятельности автоцентра «Камаз»
Эффективность деятельности коммерческих предприятия можно оценить по набору стандартных показателей, при этом, специфика функционирования предприятия и виды его деятельности, могут потребовать дополнительных критериев, показателей и методов оценки эффективности его деятельности.
Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
В качестве основных показателей, характеризующих эффективность деятельности дилерского центра, в т.ч. и станции технического обслуживания, можно выделить следующие:
— количество постов для
обслуживания автотранспортных средств;
— уровень загруженности
постов для обслуживания автотранспортных средств;
— выручка в расчете на
одни пост обслуживания автотранспортных средств;
— прибыль и
рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств;
— уровень технической
обеспеченности и качество оборудования станции технического обслуживания;
— соответствие
оборудования станции технического обслуживания, требуемым стандартам;
— уровень подготовки
специалистов;
— производительность
труда работников;
— объем продаж
автомобилей;
— удельный вес продаж
автомобилей в различных комплектациях;
— объем продаж
автомобильных запасных частей;
— количество обращений
покупателей по гарантийному ремонту и обслуживанию;
— уровень удловлетворенности
клиентов качеством обслуживания и сервисом;
— оборачиваемость
запасов;
— уровень эффективности
использования оборудования;
— доля рынка;
— качественные показатели (наличие комнаты клиента, возможности интернет записи, наличие интернет сайта компании).
Оценка имиджа автосервисного предприятия
Показателем измерения имиджа автотранспортного предприятия является показатель среднего темпа роста доли его маржинального дохода, за определенный период времени, полученного за счет привлечения новых клиентов. Формула расчета данного показателя может быть представлена следующим образом:
ТРмд%=МД1/МД0*100%
где ТРмд – темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %; МД1 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов отчетного периода, ден.ед.; МД2 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов предыдущего периода, ден.ед.; ТРср – средний темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %.
Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
Уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств определяется как отношение количества времени занятого поста для ремонта транспортных средств к общему количеству времени рабочей смены:
Пз=ЗВ/Во *100%
где Пз – уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств, %; ЗВ — времени занятого поста для ремонта транспортных средств; Во — общее количество времени рабочей смены.
Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания
Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств:
Прpost = ПР / Npost
Рpost = Прpost / З
где Прpost — прибыль в расчете на 1 пост обслуживания, руб.; ПР – общая прибыль от обслуживания автомобилей на всех постах, руб.; Npost — количество постов обслуживания; Рpost – рентабельность одного поста обслуживания, %; З – затраты на один пост обслуживания.
Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания
Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания, может рассчитываться как в натуральном, так и в стоимостном выражении:
ПТнат = Nav / ССЧ
где ПТнат — производительность труда в натуральном
выражении, ед./чел.; Nav
–
количество обслуженных автомобилей в анализируемом периоде, ед.; ССЧ –
среднесписочная численность работников.
ПТ= В / ССЧ
где ПТ — производительность труда в стоимостном выражении, руб../чел.; В – выручка от реализации услуг автосервиса, руб.
В дилерских центра,
показатель производительности труда торгового персонала, представляет отношение
величины товарооборота (выручки от реализации автомобилей) к среднесписочной
численности торгового персонала:
ПТдц = В (ТО) / ССЧ (ТП)
где ПТдц — производительность труда в дилерском центре в стоимостном выражении, руб./чел.; В (ТО) – выручка (товарооборот) от реализации автомобилей, руб.; ССЧ (ТП) – среднесписочная численность торгового персонала, чел.
Составляющие качества услуг автосервиса
Качество услуг автосервиса или станции технического обслуживания автомобилей, понимается как совокупность трех составляющих:
— полнота выполнения
работ или требований клиента, предусмотренных технологией на данную работу;
— соответствие системе
нормативных значений и соответствие условий выполнения работ;
— время
(продолжительность) выполнения услуги.
Основными критериями
оценки качества, предоставляемых автосервисом услуг, являются:
— доведение до
минимального значения невыполненных работ;
— сокращение до
минимума количества работ, выполненных не качественно;
— минимизация
фактических отклонений выполненных работ по ремонту услуг и агрегатов от
нормативных требований;
— минимизация потери клиентом времени фактического использования транспортных средств.
Обычно эффективность автосервиса определяют показателями выработки цеха, валовой прибылью и уровнем удовлетворенности клиентов. Часто прибегают к анализу среднего чека, средней наполняемости наряд-заказа, среднего расширения наряд-заказа доп. услугами и остальными показателями, индивидуальными для каждого предпринимателя. Но все-таки, эти данные не способны отразить полной картины происходящего.
Схема комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра
Исходя из этого можно построить схему комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра.
[flat_ab id=»5″]
Таким образом, анализ эффективности деятельности автосервиса (дилерского центра), проводится на основе качественных и количественных показателей.
Пример оценки эффективности деятельности автоцентра «Камаз»
В таблице представлены качественные показатели эффективности деятельности компании.
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. |
Уровень соответствия оборудования СТО требуемым стандартам (в баллах от 1 до 10) |
7 | 7 | 7 |
Уровень квалификации сотрудников станции требуемым характеристикам (в баллах от 1 до 10) |
6 | 7 | 7 |
Уровень качества обслуживания клиентов (в баллах от 1 до 10) |
9 | 8 | 10 |
Наличие комнаты клиента | + | + | + |
Наличие собственного интернет сайта | + | + | + |
Возможность он-лайн записи на техническое обслуживание |
+ | + | + |
Таким образом, по состоянию на конец 2016 года, в компании: уровень соответствия оборудования СТО требуемым стандартам находится на уровне 7 баллов из 10; уровень квалификации сотрудников станции требуемым характеристикам на уровне 7 баллов из 10; уровень качества обслуживания клиентов на максимально уровне – 10 баллов. При этом в компании имеется свой, довольно развитый интернет сайт, на котором есть возможность записи на техническое обслуживание через интернет.
Просмотров 13 902
В конце года все компании подводят итоги своей работы. Мы предлагаем набор процедур по анализу показателей хозяйственной деятельности, которые помогут понять, насколько рационально в течение года использовались ресурсы предприятия.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Когда речь идет о подведении итогов работы предприятия за год, экономисты традиционно уделяют внимание план-фактным отклонениям, динамике показателей за несколько лет, анализу финансовых коэффициентов. При этом специалисты довольно часто упускают из виду вопрос, насколько эффективна была компания в процессе получения конечных годовых показателей своей работы.
Возьмем для примера прибыль. Запланированную годовую сумму прибыли можно получить, предоставляя покупателям дополнительные скидки. С одной стороны, это позволит увеличить продажи, с другой — приведет к росту логистических и коммерческих затрат.
В результате рентабельность бизнеса значительно упадет. Это автоматически снизит конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта, с большой долей вероятности приведет к потере доли рынка в будущем году.
Собственники бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как свою упущенную прибыль и предъявить претензии к руководству компании. Поэтому при подведении итогов работы предприятия за год очень важно оценивать эффективность и выяснять причины ее снижения.
КАКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оценка экономической эффективности деятельности предприятия позволяет понять, насколько рационально использовались имеющиеся ресурсы в процессе достижения запланированных целей.
Такая оценка особенно актуальна в периоды расширения масштабов бизнеса, открытия новых направлений, поскольку помогает своевременно выявить причины снижения эффективности работы компании, принять меры к их устранению.
Оценка эффективности включает набор процедур по анализу динамики различных показателей хозяйственной деятельности предприятия в сравнении с аналогичными показателями прошлых периодов или утвержденными на отчетный период плановыми значениями.
Все анализируемые показатели можно объединить в четыре основные группы (см. рисунок).
По мере развития бизнеса происходит естественная смена критериев оценки успешности и эффективности работы компании. В таблице 1 представлен перечень наиболее распространенных критериев оценки эффективности в привязке к стадиям развития компании.
Качество оценки эффективности работы предприятия по итогам отчетного года зависит от полноты использования методов оценки.
В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:
- трендовый (горизонтальный);
- структурный (вертикальный);
- сравнительный;
- факторный.
Применительно к проведению оценки эффективности работы предприятия каждый из указанных методов представлен в следующих разновидностях (табл. 2).
Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.
КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование частных и обобщающих показателей.
По частным показателям можно определить:
- эффективность применения каждого из ресурсов компании;
- результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.
По обобщающим показателям определяют:
- эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;
- результативность компании в целом.
Порядок оценки эффективности предприятия
Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов.
ЭТАП 1. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:
- рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:
Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %; (1)
- рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %; (2)
- рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:
Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %. (3)
ЭТАП 2. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:
- рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:
Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %; (4)
- рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:
Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %; (5)
- рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %; (6)
- рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:
Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %; (7)
- рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:
Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %. (8)
ЭТАП 3. Проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.
ЭТАП 4. Рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:
- издержкоемкость выпуска продукции;
- выработка и заработная плата на одного сотрудника;
- удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.
Пример оценки эффективности производственной компании
Оценим эффективность производственной компании за 2020 г. Оценку проведем в соответствии с приведенным выше алгоритмом.
Прежде всего нам понадобятся данные о результатах работы компании за несколько отчетных лет (табл. 3), которые включают следующие показатели:
- выручка компании от реализации продукции;
- себестоимость реализованной продукции;
- расходы на реализацию продукции;
- расходы на управление бизнесом.
Также нужны данные о структуре имущества, капитала и обязательств компании за анализируемый период (табл. 4).
На основе имеющихся данных рассчитаем показатели эффективности.
Шаг 1. Рассчитываем показатели общей эффективности деятельности предприятия.
Используем формулы (1)–(3) и находим значения рентабельности бизнеса в целом, рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции.
Шаг 2. Рассчитываем показатели общей эффективности использования ресурсов предприятия.
Используем формулы (4)–(8) и находим значения рентабельности оборотных и внеоборотных активов, собственного, инвестированного и заемного капитала. При расчете рентабельности заемного капитала по формуле (8) в качестве величины заемного капитала используются данные по краткосрочным обязательствам, поскольку данные по долгосрочным обязательствам участвуют в расчете рентабельности инвестированного капитала.
Отражаем полученные результаты в табл. 5 и анализируем их динамику:
Показатели эффективности хозяйственной деятельности компании по итогам 2020 г. улучшились по сравнению с данными 2019 г., однако они ниже показателей 2018 г. Общая эффективность улучшилась незначительно, что говорит о недостаточной степени контроля над управленческими расходами;На основании данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:
- опережающий рост рентабельности реализованной продукции над ростом рентабельности продаж — признак хорошей управляемости себестоимостью выпуска продукции;
- анализ эффективности использования ресурсов показывает, что оборотные активы можно использовать более эффективно. Для этого следует более тщательно контролировать их размер;
- снижение динамики рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что компании нужно повышать эффективность управления капиталом.
Шаг 3. Проводим факторный анализ показателей рентабельности деятельности и ресурсов предприятия.
Здесь можно рассчитать влияние факторов на динамику рентабельности продаж в 2020 г. по отношению к 2019 г. Для данного показателя такими факторами являются:
- выручка от реализации продукции;
- прибыль от продаж.
Чтобы определить влияние указанных факторов, используем метод цепных подстановок и произведем последовательно следующие расчеты:
1) рассчитаем рентабельность продаж, используя выручку 2020 г. и сумму прибыли 2019 г.:
20 000 тыс. руб. / 160 000 тыс. руб. × 100 % = 12,50 %;
2) определим влияние фактора выручки путем вычитания рассчитанной рентабельности продаж (п. 1) из величины фактической рентабельности продаж 2019 г.:
12,50 % – 13,33 % = –0,83 %;
3) определим влияние фактора прибыли от продаж путем вычитания из величины фактической рентабельности продаж за 2020 г. величины, полученной в первом расчете:
14,38 % – 12,50 % = 1,88 %;
4) проверим корректность расчетов. Для этого найдем сумму влияния факторов, рассчитанных в двух предыдущих пунктах (–0,83 % + 1,88 % = 1,05 %), и сопоставим ее с разностью между фактической рентабельностью 2020 г. и 2019 г. (14,38 % – 13,33 % = 1,05 %). Поскольку эти суммы равны, расчет влияния факторов выполнен корректно.
Итоги указанных вычислений представлены в табл. 6.
Шаг 4. Рассчитаем и оценим частные показатели эффективности работы предприятия.
Для проведения заключительного этапа оценки эффективности возьмем данные о выпуске продукции за 2018–2020 гг. (табл. 7).
На основе данных табл. 7 рассчитаем следующие частные показатели эффективности выпуска продукции:
- издержкоемкость основных групп производственных затрат в структуре общей себестоимости продукции;
- издержкоемкость основных групп производственных затрат в тысячах рублей на 1 т продукции;
- производственные показатели выпуска продукции в части выработки в тоннах на одного человека, фонда оплаты труда в тысячах рублей на одного человека и среднемесячной зарплаты в тысячах рублей на одного человека.
Результаты расчетов — в табл. 8.
Полученные данные говорят о том, что к положительным показателям эффективности выпуска продукции можно отнести последовательное снижение доли материалоемкости и энергоемкости в общей структуре себестоимости.
Положительная динамика присутствует и в суммовых показателях этих расходов в расчете на 1 т выпуска продукции. Такие результаты свидетельствуют о достаточной эффективности управления себестоимостью выпуска продукции.
Негативный момент — постоянное снижение выработки продукции в тоннах на одного человека. Это свидетельство недостаточной эффективности управления трудовыми ресурсами.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
- Чтобы качественно оценить эффективность работы предприятия, рассматривают четыре группы показателей:
- общая эффективность деятельности;
- эффективность использования трудовых ресурсов;
- эффективность использования производственных фондов;
- эффективность использования финансовых ресурсов.
- Трендовый, структурный, сравнительный и факторный анализы — главные методы оценки эффективности деятельности любой компании.
- Эффективность работы предприятия оценивают поэтапно:
- рассчитывают общие показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
- рассчитывают общие показатели рентабельности использования ресурсов;
- проводят факторный анализ общих показателей рентабельности;
- рассчитывают частные показатели эффективности деятельности и использования ресурсов.
- Критерии для оценки эффективности работы предприятия следует выбирать в зависимости от стадии развития бизнеса компании.
Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2020.
Просмотров 3.6к. Опубликовано 14.06.2022
Обновлено 14.06.2022
Косвинцев Михаил Михайлович
Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.
Задать вопрос
Владельцы компаний или предприятий часто не способны контролировать растущие темпы производства и проводить анализ всех сотрудников в качестве рабочих единиц, поскольку личных наблюдений для этого недостаточно. Поэтому для оценки продуктивности рабочего персонала и анализа деятельности организации стали использовать ключевой показатель эффективности работы, или KPI.
Данный параметр позволяет грамотно управлять бизнес-процессами, достигать стратегических и тактических целей, повышать мотивацию сотрудников, чтобы зарабатывать больше, улучшать конверсию сайтов. В нашей статье предлагаем рассмотреть, что такое KPI, как его определять, как разрабатывать и внедрять систему на предприятии.
Содержание
- Что такое ключевые показатели эффективности (KPI) простыми словами
- Для чего рассчитывается KPI
- В каких случаях KPI не нужен
- Что значит зарплата — оклад KPI?
- Виды KPI
- KPI в интернет-маркетинге
- KPI в продажах
- KPI в управлении персоналом
- KPI в производстве
- Внутренние и внешние индикаторы
- Что такое цель, факт, база, норма, вес KPI
- Что такое индекс KPI
- Как определить KPI
- Как разработать и внедрить KPI: пошаговая инструкция
- Карта KPI
- Как мотивировать персонал на выполнение KPI
- Правила и примеры расчета KPI
- Как рассчитать зарплату по шкале KPI
- Плюсы и минусы системы KPI
- Проблемы, с которыми вы можете столкнуться
- Ошибки при внедрении и возможные проблемы
- Антикейс внедрения системы KPI
- Когда нет эффекта
- Коротко о главном
Что такое ключевые показатели эффективности (KPI) простыми словами
KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности, КПЭ) — это измеримая величина, которая позволяет видеть, насколько продуктивно работают сотрудники и компания в целом.
Организациями используются разные KPI, например, показатель высокого уровня может быть применен для оценки общей производительности бизнеса, а параметр низкого уровня — процессов в конкретном отделе (по продажам, маркетингу, поддержке и пр.).
Ключевой показатель — это идеал, к которому нужно стремиться каждой компании. Расчет данного количественного параметра можно осуществлять как для конкретных сотрудников или руководителей, так и подразделений в целом.
Часто КПЭ показывает процент выполнения плана по каждой метрике. Например, у маркетологов это количество привлеченных лидов, а у операторов колл-центров — среднее время обработки звонков либо количество повторных обращений клиентов по одинаковым вопросам. Внедрение KPI эффективно практически в любой сфере, где есть измеримые показатели: от продажи продуктов до ремонта жилья.
Для чего рассчитывается KPI
Внедрение системы KPI позволяет выполнять следующие задачи:
- честно и объективно проводить оценку работы и результатов деятельности компании — на основе КПЭ можно справедливо выписывать премии и другие виды вознаграждений сотрудникам;
- планировать объемы, темпы продаж или выполняемых работ;
- стимулировать сотрудников, мотивировать их, показывая, что они способны достигать поставленных целей и задач.
Оценка деятельности компании или работы персонала с помощью ключевого показателя эффективности является хоть и сложной, но наиболее справедливой системой. Она позволяет определить пользу устоявшихся и привычных технологий, бизнес-процессов.
Но многие компании бездумно используют общепризнанные ключевые показатели, которые не всегда подходят именно их бизнесу, из-за чего не приносят нужных результатов. Поэтому важно определить подходящую систему KPI на основе различных форм взаимодействия сотрудников, а также разработать действенную стратегию, которая вела бы к нужной цели.
Для этого необходимо понять цели, варианты их достижения, какие лица могут быть ответственными за реализацию плана. Данный процесс должен быть непрерывным, предусматривать взаимодействие между аналитиками, руководителями отделов и сотрудниками.
В каких случаях KPI не нужен
Решение использовать систему KPI является нецелесообразным в новых компаниях, у которых пока нет людей и ресурсов, чтобы осуществлять расчёты необходимых показателей. КПЭ не уместен там, где невозможно оцифровать задачи или они являются нетипичными, например, для писателей, художников, дизайнеров.
Также KPI не нужен в фирмах, где количество работы зависит не от самого человека. Он неэффективен в случае с сотрудниками, у которых много мелких задач или если можно отслеживать только качественные показатели. Так, нецелесообразно считать количество справок или договоров, оформленных офис-менеджером. Использование ключевого показателя эффективности бессмысленно для подразделений фирмы, от которых зависит деятельность других отделов. Например, системный администратор должен в кратчайшие сроки устранить неполадки сайта. При внедрении KPI ему потребуется принимать заявки, обрабатывать их и ставить задачи в общую очередь. Данный процесс может быть затянут, что влечет задержки работы других сотрудников или целых отделов.
Помимо этого, KPI не нужен, если у компании нет цели. Нет цели — нет показателей эффективности.
Что значит зарплата — оклад KPI?
Использовать ключевой показатель эффективности можно в системе мотиваций. С его помощью руководители повышают заинтересованность каждого сотрудника в достижении конкретных целей. Так, при получении только фиксированной заработной платы у специалистов снижается мотивация работать более эффективно, ведь если выполнять меньше задач, на зарплате это не скажется.
Расчет KPI при определении уровня оплаты труда подталкивает сотрудников превосходить конкретный показатель эффективности для получения премии. Соответственно, при снижении результатов относительно установленного значения зарплата будет снижена.
Таким образом, оклад KPI — это система оплаты труда сотрудников, при которой итоговая сумма является переменной и зависит непосредственно от качества выполнения рабочих обязанностей (поставленных задач).
Виды KPI
Существует много видов KPI, выбор которых зависит от оцениваемого (измеряемого) параметра.
Универсального показателя эффективности не существует — в каждой сфере бизнеса следует использовать свои метрики. Этой особенности нужно соответствовать и устанавливать цели по каждому параметру и контролировать результаты.
Метрики KPI бывают:
- запаздывающими: устанавливают на основании анализа результатов в прошлом;
- опережающими: определяют с ориентиром на будущие результаты.
Выделяют разные критерии, на основе которых определяются KPI:
- по затратам: учитывается объём расхода бюджета, материалов и других ресурсов для выполнения конкретной задачи (с прописыванием допустимых отклонений);
- по производительности: оценивается нагрузка на бюджет, конкретные отделы, сотрудников;
- по эффективности: задают соотношение одних показателей к другим, например, количества привлеченных клиентов относительно затраченного бюджета;
- по результатам: оценивается успешность деятельности менеджеров, подразделений, компании в целом.
KPI в интернет-маркетинге
В сфере интернет-маркетинга используют специальные критерии для оценки показателя эффективности — как правило, они не имеют прямого отношения к сотрудникам. Их расчет осуществляется на основе данных в системах Яндекс.Метрика, Google Analytics.
Исходя из того, что нужно оценивать и анализировать, выделяют следующие виды KPI:
- ROMI: окупаемость маркетинговой инвестиции — показывает, сколько денег, полученных за определённую денежную единицу, было потрачено на рекламу.
- CPC: стоимость клика по рекламным баннерам или объявлениям.
- Количество лидов: позволяет определять число обращений по каждому рекламному каналу.
- Стоимость лидов: определяет соотношение количества обращений с расходами.
KPI в продажах
Ключевые показатели эффективности в продажах устанавливаются с учетом целей компаний, сегмента бизнеса, времени, которое фирма находится на рынке, и прочих критериев.
Например, только открывшемуся магазину нужно привлекать новых клиентов, а уже зрелому — удерживать активных покупателей.
Для розничных магазинов могут быть использованы ключевые показатели:
- показатель среднего чека;
- число сделок, презентаций, встреч;
- количество клиентов (новые, постоянные или активные);
- средний показатель времени от подачи заявки до оказания услуги или заключения сделки по проекту.
Маркетинговые и торговые данные позволяют установить KPI-метрики для всей воронки продаж, получив эффективный КПЭ для оценки успешности бизнеса.
KPI в управлении персоналом
Для определения эффективности работы сотрудников отдела кадров можно использовать универсальную систему KPI, которая основывается на:
- коэффициенте отсутствия;
- стоимости отсутствия;
- удовлетворенности компенсациями;
- коэффициенте продуктивности персонала;
- индексе удовлетворенности персонала;
- индексе вовлечённости сотрудников;
- индексе инновативности работников;
- показателе карьерного роста внутри компании;
- индексе лояльности;
- качестве найма;
- коэффициенте текучести кадров;
- эффективности обучения.
KPI в производстве
Предприятия используют индикаторы KPI, которые учитывают специфику предприятия: например, сюда относятся объемы производства, время выполнения заказов, процент заводского брака, количество трудозатрат на единицу готовых изделий и другие.
На любом предприятии вырабатываются собственные ключевые показатели, но главной целью (как и в сфере продаж) является повышение рентабельности бизнеса и получаемой прибыли.
Внутренние и внешние индикаторы
Ключевые показатели эффективности бывают внешними и внутренними.
Внешние индикаторы указывают на текущие показатели работы отдела при достижении общей цели компании (решение выходить на зарубежные рынки, расширить целевую аудиторию).
Благодаря внутренним метрикам можно прогнозировать результаты внутри компании, определять новые цели и составлять планы.
Что такое цель, факт, база, норма, вес KPI
Для вычисления KPI используют специальные матрицы (таблицы) и вписывают в них набор следующих ключевых показателей:
- Вес KPI — параметр значимости индикатора для фирмы (отображается в виде числового или процентного интервала).
- База — минимально допустимое значение, ниже которого работа не считается выполненной.
- Норма — процент работы или задачи, которые должны выполнить все сотрудники.
- Факт — указание фактического результата работы.· Цель — показатели, к которым необходимо стремиться (как правило, они повышают норму).
Что такое индекс KPI
Индексы KPI служат коэффициентом результативности и вычисляются на основе указанных ключевых показателей — по следующей формуле:
((Факт — База) / (Норма — База)) х 100%
Если полученный результат больше 100%, то сотрудники хорошо справляются со своей работой и заслуживают поощрения.
Если значение ниже, значит работники работают неэффективно и выполняют цели, поставленные руководством.
Как определить KPI
Расчет ключевого показателя эффективности — непростая задача, поскольку конкретные индикаторы всегда должны быть связаны с конкретными бизнес-результатами, которые не всегда легко определить или спрогнозировать.
Чтобы определить KPI, нужно учитывать следующие факторы:
- желаемую цель;
- важность этого результата;
- способ измерения прогресса;
- способы оказания влияния на итоговые показатели;
- перечень ответственных лиц;
- пути осведомления о реализованных планах;
- частоту оценки прогресса.
Чтобы определить KPI, нужно работать с матрицей, состоящей из 5 маркеров: цель, факт, норма, база и вес. KPI рассчитывается на основе значений данных показателей по формуле для индекса КПИ: разница факт/база делится на разницу норма/базы, и всё это умножается на 100%. Если результат больше 100%, значит сотрудник оправдал ожидания. Если показатель ниже, значит сотрудник недостаточно хорошо выполняет свою работу.
Как разработать и внедрить KPI: пошаговая инструкция
Прежде, чем приступить к разработке системы ключевых показателей эффективности на производстве, необходимо рассмотреть стратегические задачи, на основе которых можно определить нормы, начать работать с сотрудниками и приступить к внедрению. Важно помнить, что данный процесс всегда осуществляется «сверху вниз».
Итак, что необходимо сделать руководству:
- внедрить отчёты и систему оценки, повышающие ответственность сотрудников;
- расширить полномочия, повысить квалификацию персонала и расставить акценты по каждому важному для бизнеса направлению;
- сформировать доверительные отношения, здоровую и дружелюбную атмосферу в коллективе.
Внедрение системы KPI состоит из следующих шагов:
- Создание матрицы показателей эффективности. В первую очередь важно определить конкретную цель, которая реально полезна для бизнеса.
- Формирование системы мотивации сотрудников. С учётом ценностей компании, стоит придумать систему мотивации сотрудников.
- Обсуждение с персоналом нововведений (важно объяснять их необходимость, пользу). Далее требуется правильно презентовать KPI команде. Сотрудникам важно понять, почему и каким образом вы решили измерять показатели эффективности. При этом важно вести с работниками диалог, обсуждать точки роста стратегий, их «уязвимые места», что позволит скорректировать конечные КПЭ и «подогнать» их под конкретный бизнес.
- Анализ и пересмотр подхода к контролю за работой персонала.
- Расчёт и фиксирование нормативных показателей эффективности.
- Тестирование выбранной стратегии на фокус-группе.
В первую очередь важно определить конкретную цель, которая реально полезна для бизнеса. С учетом ценностей компании, стоит придумать систему мотивации. Далее требуется правильно презентовать KPI команде. Сотрудникам важно понять, почему и каким образом вы решили измерять показатели эффективности. При этом важно вести с работниками диалог, обсуждать точки роста стратегий, их «уязвимые места», что позволит скорректировать конечные КПЭ и «подогнать» их под конкретный бизнес.
Карта KPI
Карта ключевых показателей — это своеобразная система координат, позволяющая находить место компаний на общем рынке. Основными элементами этой карты являются числовые показатели по различным параметрам и целям.
Обычно она составляется на год вперёд. Такая карта помогает с определением направления развития, разработкой стратегии улучшения позиции, установкой приоритетных целей.
Как мотивировать персонал на выполнение KPI
Крайне важно, чтобы мотивация была чёткая и прозрачная, чтобы сотрудники понимали, ради чего они работают.
Например, руководители могут вводить для сотрудников поощрения и взыскания. При фиксации плановых и фактических показателей начальство может оценивать работу сотрудников и определять, кого следует вознаграждать и за что.
В свою очередь работники будут знать, что они должны сделать для получения бонусов. В качестве вознаграждения можно использовать премии, внеплановые выходные, специальные курсы и тренинги, которые оплачивает компания.
Правила и примеры расчета KPI
Вычисление ключевых показателей осуществляется разными способами: для конкретных сотрудников или отделов, по всем параметрам или только по определённым.
Индивидуальные значения КПЭ для работников вычисляются путем разделения фактических показателей на плановые и умножения полученного результата на 100%.
Для определения KPI подразделения следует сложить ключевые показатели сотрудников и разделить на плановый параметр (например, за неделю или месяц).
Сейчас в сети интернет можно найти различные программы для автоматического и безошибочного расчета соотношения фактических и плановых показателей, но далеко не все подходят для специфических KPI.
Рассмотрим подробно пример, как легко рассчитывать KPI вручную.
Менеджер Антон получает зарплату, которая зависит от планового достижения определенных показателей. За прошедший месяц Антон принёс своей компании 339 уникально-целевых сделок при плановом значении KPI — 290. В этом случае наблюдается перевыполнение показателя эффективности почти на 17% и благодаря чему вместе с фиксированным окладом менеджер получит надбавку, эквивалентную оплате за дополнительные сделки.
Так можно рассчитать персональный KPI. Однако нередко руководители ставят перед своими подчиненными задачи составные задачи или сразу несколько планов. Например, кроме КПЭ уникально-целевые звонки связаны ещё и с задачей уменьшения стоимости лидов.
Предположим, что этот показатель составляет 500 рублей за каждый лид.
Менеджеру Антону чуть-чуть не удалось «дожать» данный ключевой показатель, из-за чего по факту стоимость лида составила 543 руб. Если использовать ранее описанную формулу, то при делении 500 на 543 и умножении на 100% получается, что план по данному параметру выполнен только на 92%. Для определения общего KPI нужно сложить оба показателя и разделить на число задач (две): (92+117) / 2 = 104.5%.
Как рассчитать зарплату по шкале KPI
Плановые показатели сотрудника часто используется для расчета зарплаты. Выделяют фиксированную и переменную части. Первая не зависит от результатов выполненной работы, а вторая напрямую определяется на основе КПЭ.
К примеру, размер месячного дохода менеджера привязан к объему продаж и в среднем составляет 40 тысяч рублей (15 тысяч — фиксированная ставка, 25 тысяч — переменная: для менеджера — это процент с продаж, количество которых как раз является KPI для менеджера).
Благодаря своему трудолюбию, работнику удалось перевыполнить план на 30%. За это ему будет начислена соответствующая премия, которая рассчитывается на основе переменной части: 40 + 7.5 = 47.5 тысяч рублей.
Плюсы и минусы системы KPI
Ключевой показатель эффективности сотрудников внедряют многие компании, ведь данная система имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Справедливая оценка работы сотрудников: КПЭ показывает реальные показатели эффективности труда каждого работника. Это позволяет определить, кто способствует развитию бизнеса, а кто «тормозит» объемы продаж.
- Упрощение фиксирования ошибок: недовыполненный план указывает на проблемы или недостаточно серьезное отношение сотрудников к работе. Система КПИ даёт возможность корректировать схемы и улучшать процессы. Таким образом KPI позволяет быстро выявлять проблемы и находить способы их устранения.
- Точечное отслеживание эффективности деятельности подразделений компании по конкретным регионам, городам, отделам, исполнителям.
- Готовая основа для планов: КПИ даёт прогнозирование выполнения задач по продажам, лидогенерации, выполнению работ и другим направлениям деятельности.
- Дисциплинирование, задание стандартов и требований корпоративной этики.
Несмотря на многочисленные плюсы, система KPI имеет и ряд недостатков:
- Увеличение ресурсов: чтобы внедрить KPI и создать систему контроля и отчётности, нужно много времени и ресурсов.
- Отсутствие понимания: подчинённые сами чинят препятствия, поскольку обычно не понимают, зачем нужно внедрять КПЭ, а руководство не пытается им это объяснить. Поэтому важно вести диалог, чтобы работать сообща.
- Риск искажения показателей: для получения больше премии работники часто выдают «желаемое за действительное», подрисовывая результаты своей работы.· Обратный результат: из-за прописывания в целях чрезмерно завышенных требований можно получить не стимулирование, а демотивирование подчинённых.
Проблемы, с которыми вы можете столкнуться
В процессе внедрения системы ключевых показателей эффективности для сотрудников руководители могут сталкиваться со следующими проблемами:
- недостаток знаний в теме, из-за чего можно неправильно составить план;
- трудность определения реальных показателей эффективности бизнеса.
Ошибки при внедрении и возможные проблемы
При внедрении системы KPI могут быть допущены следующие типичные ошибки:
- Использование шаблонного подхода: каждый бизнес имеет свою специфику, поэтому необходимо не использовать чужие подходы, а разрабатывать собственные методики оценки показателей эффективности, в зависимости от сферы деятельности и рабочих процессов конкретных менеджеров/компаний.
- Применение абстрактных данных: перед внедрением системы КПЭ следует оценить и проанализировать ключевые показатели бизнеса. При использовании неправильных гипотез или второстепенных индикаторов применение KPI будет бессмысленным.
- Отсутствие постановки целей: система должна помогать сотрудникам повышать свой доход благодаря реальному повышению объёмов продаж и привлечению потока новых клиентов. Если же уровень оклада резко снижается, то одной мотивацией невозможно убедить менеджеров больше работать на общий результат.
- Нереальные значения индикаторов: постановка недостижимых целей служит демотиватором. Поэтому важно оценить возможности коллектива и предлагать реальные задачи.
- Отсутствие коммуникаций: многие руководители не привлекают подчинённых к внедрению КПЭ и не обсуждают с ними нововведения, что становится причиной недопониманий и конфликтов, а при усугублении проблемы — массовых увольнений.
Антикейс внедрения системы KPI
Предлагаем рассмотреть случай, где использование KPI негативно отразилось на объеме продаж, результате работы компании или мотивацию сотрудников за довольно короткий период времени.
Фирма, занимающаяся торговлей грузовых шин, установила «плавающую» зарплату менеджеров, которая составляла определённый процент от продаж. Количество продаж существенно выросло, из-за чего затраты на зарплаты увеличились. Для уменьшения оплаты труда руководитель решил внедрить KPI на основе плана продаж.
При покупке товара 1 апреля клиенты могли оплачивать заказы в течение 40 дней, при этом фактом продажи считалась отгрузка продукции. Получается, что менеджеры выполнили продажу, но за текущий месяц заработка так и не было.
План по заказам был выполнен на 100%, но через несколько месяцев образовалась дебиторская задолженность, ведь некоторые покупатели так и не выплачивали положенную сумму денег. Причиной такого недосмотра являлось отсутствие проверки платежеспособности клиентов.
Следующим этапом стало включение в KPI процента просроченных дебиторских задолженностей. Раз клиенты не выполняют свои обязательства, в процесс вступали юристы, и задолженности переставали учитываться в системе КПЭ.
Для решения проблемы менеджеры начали следить за дебиторскими задолженностями, однако клиентов, привыкших к большему времени на перечисление оплаты, это не устроило, из-за чего они ушли к конкурентам.
Для удержания ЦА и выполнения плана менеджеры начали просить у руководства дать скидки на товар. Для этого дирекции нужно было предоставить им доступ к закупочным ценам, что является коммерческой тайной.
Чтобы выполнить запрос и не раскрывать реальные цены, было принято решение придумывать «условные», на основе которых осуществлялся расчёт плана.
Из-за того, что менеджеры должны были регулярно обновлять цены вручную (автоматизировать было нельзя — из-за коммерческой тайны), они тратили меньше времени на свои основные задачи — поиск клиентов и совершение продаж.
Также в систему добавили продажу дополнительных товаров (моторные масла, фильтры). Менеджерам пришлось тратить время на продвижение не только основной, но и второстепенной продукции, что в итоге привело к уменьшению объёмов продаж самих шин.
В данном случае менеджерам были поставлены чрезмерно завышенные задачи, из-за чего работа усложнилась, а хороших результатов КПЭ не дало. К тому же руководство испортило отношения с подчиненными, часть из которых просто решили уволиться.
ВО избежание таких проблем важно грамотно подходить к внедрению KPI для конкретного бизнеса и компании.
Когда нет эффекта
Несмотря на явные плюсы, внедрение KPI иногда оценивается слишком низко. КПЭ является питательной средой для «эффекта кобры», при котором принятые решения не устраняют проблему, а приводят к противоположному результату.
Это обусловлено чрезмерной креативностью сотрудников. При внесении изменений в бизнес-процессы показатели эффективности работы могут бить все рекорды, однако на фоне этого может страдать определённая часть конечных потребителей из-за неудовлетворения своих нужд и ожиданий.
Коротко о главном
KPI — это специальная система оценки эффективности работы и мотивации персонала сотрудников компании.
Ключевые показатели требуют измерения количественных результатов труда работников, напрямую влияющих на оплату зарплату и помогающих мотивировать персонал.
Внедрение KPI является продолжительным и кропотливым процессом, требующим дополнительных финансов и времени. Зато при успешном внедрении КПЭ даст существенные преимущества в управлении компанией, способствует развитию бизнеса.
Внедрение KPI не является панацеей, поэтому система подходит не для всех компаний. Для эффективного развития компании необходимо грамотно составлять план КПИ для конкретного бизнеса.
Чтобы повысить коэффициент работы сотрудников, на предприятиях вводится специальная система Key Performance Indicators (ключевые показатели эффективности). Она позволяет определять текущие задачи, и при помощи различных бонусных программ стимулировать деятельность работников в этом направлении. Такой подход делает людей максимально заинтересованными в реализации поставленных целей, что повышает доходность организации. Что такое KPI-показатели и как их рассчитать с образцами формул и примерами, плюсами и минусами внедрения — опишем по порядку.
Что это такое
Это особый способ выяснить, насколько организованность группы лиц соответствует требованиям компании. Так владельцы бизнеса могут определить результативность того или иного рабочего процесса и корректировать посредством выплаты премий. При этом данные работы каждого отдельного сотрудника привязывают к общим значениям всей команды.
При этом важно сделать так, чтобы разные службы организации не противоречили и не останавливали развитие, а действовали в едином направлении. С помощью активной мотивации персонала и сопоставимых показателей можно добиться улучшение в любых сферах: продажи, привлечение новых клиентов качество отгрузок и прочее.
Виды KPI
У системы Key Performance Indicators нет каких-либо ограничений в выборе приоритетов или применяемых формулах. Поэтому в различных компаниях могут как совпадать способы расчета результативности деятельности, так и разительно отличаться. Чаще всего владельцев интересуют следующие статьи:
- затраты — сколько было потрачено ресурсов в денежном эквиваленте; функционирование — как реагирует потребитель на изменение стратегии и насколько это соотносится с поставленными целями;
- производительность — совокупность задействованных мощностей;
- эффективность — признак по которому определяют, как работает решение, и рассчитывают его по соотношению значений (например, отношение выручки к тратам);
- итоги — получилось ли добиться обозначенных задач.
В зависимости от того, какие показатели хочет определить владелец, формула, как считать KPI, будет отличаться.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Нужно ли внедрять вычисления в бизнес
Конечно, ведь это отличный способ оценить работу сотрудников, подразделений и всей организации в целом. Собственник сможет не только узнать экономическое состояние своего детища, применяя метод сравнения разных периодов в динамике, но и улучшить:
- Заменить фиксированный оклад на зарплаты, соизмеримые фактическому труду каждого отдельного человека. Это исключит ситуации, когда один работает за троих, а другой в это время имитирует занятость.
- Разработать подходящие инструкции, которые позволят совершенствовать результаты: повысить сервис, продажи, кооперацию между отделами и прочее.
- Определить цели и миссию компании, оптимизировать трудовую деятельность контролирующих должностей.
Поэтому знать, как рассчитывается показатель KPI по формуле нужно любому бизнесу, в котором есть необходимость в проведении оценочного анализа всей сферы в целом или каких-либо ее этапов.
Так как владельцы по-разному видят темпы развития предприятия и при этом назначают несколько задач, которых желают достичь, что значительно влияет на выбор системы Key Performance Indicators. Например, одним необходимо увеличить производительность труда сотрудников на 10%. А другие ставят в приоритет достижение роста прибыли с каждой единицы производимой продукции на 5 руб. А третьи хотят и того и другого.
Формулы
Чтобы оценить всех, кто работает в организации, по КиПиАй разрабатывается матрица, или указ о целях. Общая форма выглядит так:
Рассчитывается так:
- G=((F-С)/(D- C))*100%.
Пояснения:
- Ключевые показатели — то, что работодатель хочет получить от персонала. При этом, в зависимости от занимаемой должности, человеку будут предъявлены определенные критерии.
- Веса — указываются числа в диапазоне в интервале от 0 до 1, где один является наиболее высоким значением. Показывает приоритеты, которыми наделен предыдущий столбец с учетом задач организации.
- База — самые минимальные цифры, которых нужно придерживаться. Все, что находится ниже, считается отсутствием результата, становится вопрос о необходимости такого сотрудника.
- Норма — то, сколько было достигнуто за аналогичный промежуток, который был до этого. Это требуется выполнить каждому работнику в обязательном порядке. Если получилось меньше, значит, не справился со своими обязанностями.
- Цель — необходимо достичь в указанный срок. Он призван стимулировать персонал на получение наилучшего положения.
- Факт — сколько по итогу заданного периода.
- Индекс дает понятие о том, как полученное разнится с нормативом.
Образец
Пример методов расчета показателей KPI по формулам можно рассмотреть на примере маркетолога интернет-магазина. Для этого требуется выбрать не менее трех и не более пяти основных коэффициентов, на которые будут опираться руководители и работники:
- 1 — как много было привлечено клиентов на страницу;
- 2 — число покупок, совершенных одним и тем же человеком;
- 3 — оставил ли покупатель благодарный или негативный отзыв, рекомендацию после приобретения товара на аккаунте в социальных сетях или сайте.
Далее нужно определить вес всех полученных результатов, где общая сумма будет равна единице. Максимальное значение отнести к самому важному (приоритетному) обозначению. Получается так:
- новые люди — 0,6;
- повторения — 0,25;
- письменные отметки — 0,15.
Потом потребуется проанализировать данные по статистике за последние шесть месяцев по каждому показателю и составить план:
Key Performance Indicators |
Исходное значение (в среднем за 30 дней) |
Плановое обозначение, больше на 20% |
|
1 |
Прирост клиентов |
160 |
всего 192 новичка |
2 |
Доля человек, повторно приобретших товар |
30 |
42 раза купили снова |
3 |
Сколько лиц, воспользовавшихся услугой, оставили положительный отзыв или рекомендацию на ресурсах предприятия |
35 |
47 оценок |
Введем показатели, пример расчета КПЭ ниже:
Ключевые показатели |
Вес |
Цель |
Факт |
Индекс |
KPI 1 |
0.45 |
20 |
22 |
0.550 |
2 |
0.30 |
20 |
18 |
0.213 |
3 |
0.25 |
20 |
30 |
0.376 |
1 |
Коэффициент результативности |
1.137 |
||
Расчет: Вес*Факт/Цель |
113,7% |
Так и получается, что владелец поставил задание, к которому сотрудник стремился, а фактические цифры — дают понимание того, чего действительно добился сам специалист-маркетолог. По приведенной выше таблице сразу становится понятно, что работник перевыполнил задачу, что считается отличным результатом, а потому поощряется премиальной надбавкой к основной заработной плате.
Как рассчитать формулы КиПиАй:
- Общая сумма вознаграждения 56000 рублей.
- Размер фиксированной ставки 39700 руб.
- То есть, премиальная часть составляет 16300 (при 100%).
В этом примере человек даже превысил по требованиям, поэтому его нужно выплатить полную зарплату и выписать премию:
- 16300/100*13,7=2233,1 (столько будет надбавка);
- Итого: 56000+2233,1=58233,1.
Но вот если индекс ключевых показателей эффективности получился в результате меньше 99%, то сотрудник не только лишается прибавки, но и доли заработной платы пропорционально.
Как рассчитать KPI для магазина
Для того чтобы нормализовать работу в розничной продаже, было изобретено бесчисленное количество расчетов, измеряющих их деятельность. Для начала — это объем проданного товара. На втором месте — оценка приоритетов покупателей в ассортименте, далее соотношение цены. Отсюда же рассчитывается зарплата работника: за основу берутся реализованные продукты и услуги.
Отношение реальных потребителей (тех, кто воспользовался сервисом компании) к потенциальным клиентам (те, кто не решился ничего взять по любой причине) называется конверсией. Она помогает рассчитывать заинтересованность и вовлеченность менеджеров. Например, в зал зашло 300 лиц, из них 80 купили что-либо. Далее следует такой расчет: (80:300)*100 = 26,666%.
Кроме этого, рентабельность работающих в настоящее время в организации людей можно оценить по среднему чеку. Объем всей выручки за день нужно поделить на пробитые чековые ленты, цифра в углу листа. Так можно определить лояльных клиентов, готовых прикупить что-то помимо списка, а также рассчитать, сколько потребуется человек на их обслуживание. Остальных сократить или перевести в другое подразделение.
Количество единиц, проданных одному покупателю, характеризуют правильность выкладки товара и определяют процент влияния маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение продаж.
Легко отслеживать и регистрировать все операции поможет ПО от «Клеверенс» Магазин 15. С его помощью можно оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы: к примеру, проводить приемку товара по штрихкодам или инвентаризацию прямо в торговом зале. Подробнее >>
Как рассчитать показатели KPI для склада
Для эффективной работы в соответствии с поставленными владельцами предприятий приоритетами нужно установить некоторые стандарты. Рассмотрим подходы к организации КиПиАй совокупности клиентского сервиса:
Измеряемое значение |
Заявлено к отгрузке |
Фактически выполнено |
Расхождение |
Key Performance Indicators, % |
Площадь |
К |
I |
K-I |
100-(K-I)*100/К |
Количество строк в заказе |
L |
J |
L-J |
100-(L-J)*100/L |
Число единиц продукции |
Q1 |
A2 |
Q-A |
100-(Q-А)*100/Q |
Сумма/стоимость в деньгах |
S |
C |
S-C |
100-(S-С)*100/S |
Комплексный = 100% при плановых суточных и сезонных отгрузках при наличии ресурсов и технологий |
(K-I)*100/K+(L-J)*100/L+(Q-A)*100/Q+(S-C)*100/S Далее полученную сумму разделить на 4. |
ПО для автоматизации Склад 15, позволяет ускорить проведение операций на складе в 5 раз, что улучшает показатели KPI. Подробнее >>
Подсчет в Excel: примеры и формулы
Вообще владельцам уже давно ничего считать и отслеживать вручную каждую цифру не надо, ведь уже созданы программы, помогающие делать расчеты почти в автоматическом режиме. Однако для некрупного бизнеса или на первоначальном этапе внедрения может ощутимо ударить по бюджету. Как посчитать KPI с меньшими затратами? В таком случае лучше всего сделать математические спекуляции в специализированном приложении или табличных редакторах, которые есть в любом офисе.
Все организации определяют Key Performance Indicators и вес каждого индивидуально. Статистика зависят от потребностей компании. Например:
- Цель — чтобы было продано продуктов на сумму 500 000 рублей каждый месяц. Тогда за основу берется план продаж. Система измерения: фактическое/плановое сложение проданного.
- Задача- необходимо увеличить цену отправки в период, например, месяц, на 20%. Тогда это будет средняя цена отгрузки. Способ подсчета: реальная/запланированная усредненная величина поставки.
- Приоритет — повысить число покупателей на 15% в назначенном регионе. В расчет берутся — количество клиентов в базе данных организации. Как посчитать: подлинное/предполагаемое увеличение потребителей продукта.
Выставление коэффициентов, или ранее называемых весов, бизнесмены выставляют самостоятельно. Например:
- выполнение плана менее 85% — недопустимо.
- показатель 100% — обозначается 0,40.
- результат 120% — 0,005 за каждые 5%.
- нет ошибок — 0,15.
- справились без замечаний — 0,20.
Таблица KPI:
Пояснения:
- Оклад — это то, сколько человек получает по факту отработанных часов без входящих в это время обязанностей по консультированию и прочему. Чтобы считать было удобно, фиксированная и переменная часть в примере сделаны равными.
- Процент выполнения плана продаж и работ берется из уже полученных в течение дня или месяца итогов.
- Чтобы вывести цифру премии, берутся коэффициенты. Вот так выглядит формула в Excel индивидуально по любому сотруднику: =(50%*(ЕСЛИ (D3<80%;0;ЕСЛИ (D3<90%;0,5;ЕСЛИ (D3<100%;1;1,5))))). Так как были взяты одинаковые цифры дополнительной и основной оплаты, то и расчеты для этого подойдут такие же, меняются только ссылки на ячейки.
- =C3*(F3+G3) — так рассчитывается начисляемая дополнительная оплата. Далее производится умножение доплаты на число показателя 1 и 2 по каждому работающему человеку.
- В итоге зарплата — оклад + вознаграждение.
Это всего лишь простой пример, на который можно опираться. Но разрабатывать и внедрять систему каждая компания должна самостоятельно, учитывая собственные потребности.
Образец таблицы
Методика расчета ключевых показателей эффективности KPI:
Процессный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плюсы и минусы
Применение системы при оценке работы розничного магазина позволяет каждому руководителю контролировать процесс. Расчет данных помогает отслеживать следующие факторы:
- выявление проблемных зон в предприятия целиком и по каждому сектору отдельно;
- контроль над качественным предоставлением услуг;
- мониторинг деятельности человеческого ресурса;
- разработка эффективной стратегии дальнейший действий (усиление сильных сторон, устранение слабых мест);
- оценивание рекламных кампаний и промо-акций;
- подсчет ежедневного плана каждому сотруднику.
К минусам таких систем можно отнести:
- расчет эффективности KPI затруднителен, а потому несет необходимость трудовых, временных и денежных трат;
- чаще всего люди настороженно относятся к нововведениям и не понимают, почему они им выгодны;
- не получится по КиПиАй подогнать «творческих» работников, бухгалтерию, IT-отдел, канцелярию и прочих, кто не занимается продажами.
Ошибки внедрения
На одном и том же предприятии применять одинаковые формулы и мотивацию для персонала с разными функциями нельзя. Если для примера брать магазин, то продавцы-консультанты заинтересованы в продажах (чем больше общая покупка, средний чек и приоритетные товары, тем лучше), а кассиры будут думать о скорости пробивания единиц (чтобы между позициями было примерно 3 секунды).
Также следует помнить, что потребители — важная цепочка во всей системе купли-продажи. Компания выигрывает временную прибыль, избавляясь от залежавшегося или наиболее дорогого продукта. А вот клиенты в буквальном смысле покупают продукцию, которая была им не нужна.
Продавцы выполняют приоритеты, консультируя исключительно то, что требуется продать. Организация получает выручку. А человек, приобретший продукцию, в следующий раз не придет, если поймет, что ему все время что-то навязывают и он тратит больше, чем планировали изначально ничего такого приобретать не собирался. То есть, в долгосрочной перспективе владелец теряет прибыль. Если не знаете, как рассчитать KPI грамотно, чтобы клиент возвращался, обращайтесь к профессионалам.
Количество показов: 164138
KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели эффективности. KPI в продажах помогает определить качество работы не только каждого сотрудника, но и компании в целом. Именно KPI должен быть единственным мерилом стоимости труда и показателем результативности каждого филиала/отдела/подразделения/рабочей группы.
Зная, каких KPI мы хотим добиться от менеджеров в продажах в целом, мы можем управлять всем процессом продаж: вносить изменения в маркетинговую воронку, влиять на эффективность и улучшать систему мотивации персонала.
Показатели эффективности должны быть измеримыми, простыми и одинаково понятными для всех, чей результат будет определен конкретным показателем.
Основные виды KPI
- KPI результата – количественные и качественные показатели результата
- KPI затрат – количество затрат ресурсов
- KPI функционирования – насколько соблюдаются установленные процессы
- KPI производительности – соотношение вложенных ресурсов к конечному результату
Подсчет KPI должен быть обоснован пользой от его замеров. Эти показатели должны реально влиять на процесс продаж и зависеть от действий конкретных людей.
В сфере продаж основные замеры эффективности необходимо делать не только в отдела продаж, но и делать замеры каждого этапа работы компании. Существует более 30 показателей, которые нужно замерять. Рассмотрим основные.
Основными KPI могут быть:
- Объем продаж. В начале отчетного периода должен быть установлен план продаж. KPI по объему продаж будет исчисляться, исходя из заданного плана к реально достигнутому результату.
- Количество продаж. Число клиентов, которые совершили покупку (количество чеков).
- Трафик. Количество лидов (потенциальных клиентов), которые положительно отреагировали на ваше рекламное сообщение. За этот показатель больше отвечает отдел маркетинга, но в зависимости от бизнес-процесса трафик клиентов может зависеть также от продавца.
- Средний чек. Внедряется для того, чтобы стимулировать менеджера продавать дополнительные товары. Например, к туфлям предложить сумку или шарф. Стимулируйте сотрудников увеличивать средний чек.
- Конверсия продаж. Количество реальных клиентов относительно потенциальных. Например, к вам обратилось 100 человек, а покупку совершили только 10 клиентов.
- Возврат инвестиций (ROI — от англ. return on investment). Этот показатель измеряется в процентном соотношении чистой прибыли к вложениям на реализацию продукта.
- Уровень обслуживания клиентов. В зависимости от специфики бизнеса, это может определяться количеством жалоб на товар/сервис или количеством положительных отзывов.
Вы должны осознавать, что большой результат приходит от мелких усилий, производимых систематично и в большом количестве. Так и со сделками. Очень многое зависит от того, сколько на ежедневной основе делается звонков, проводится встреч, отправляется коммерческих предложений, выставляется счетов и т.д.
Именно поэтому количество всех этих ежедневных действий должно быть заранее посчитано, донесено до менеджеров и адаптировано для системы KPI в продажах конкретной компании. Совершенно очевидно, что контролировать только то, что происходит на входе (лидогенерация), а потом – на выходе (оплаты) явно недостаточно.
Как подсчитать показатели эффективности?
Итак, как подсчитать эти показатели и на что ориентироваться? Приведем пошаговый план.
1. Соберите данные: долю прибыли в выручке, величину среднего чека, конверсию из заявки в оплату, показатели конверсии между этапами.
2. Проведите анализ результатов предыдущих периодов, подсчитайте потенциальную отдачу от планируемых маркетинговых кампаний, учтите сезонность и другие внешние факторы, чтобы правильно спрогнозировать прибыль. Ведь именно этой цифрой обусловлены показатели ежедневной активности для полноценной системы KPI в продажах.
3. Как только разберетесь с прибылью, приступайте к несложным математическим расчетам. И первое, что вы получите – это выручка. Ее легко посчитать, когда вы знаете прогнозную прибыль и ее долю в обороте.
4. Выручка подсчитана? Теперь поймем сколько оплат должно пройти, чтобы ее закрыть. Вот тут нам и понадобится показатель среднего чека. Разделим величину выручки на него: количество успешных сделок = выручка / средний чек.
5. Дальше выясним показатель лидогенерации. Получить его можно по формуле: количество лидов = количество успешных сделок х 100% / конверсия из заявки в оплату.
6. После этого по промежуточной конверсии между этапами, вы сможете узнать общее количество действий, которые должен будет произвести отдел за весь плановый период, чтобы достичь запланированной прибыли.
7. Дальше вы делите количественный показатель активности каждого этапа за весь прогнозируемый период на количество рабочих дней. Так вы получаете ежедневную нагрузку для всего отдела.
8. Перераспределите нагрузку между сотрудниками в зависимости от их личной конверсии.
9. Сравните полученные результаты со стандартами труда отрасли (приводим их чуть ниже). Если то, что получилось у вас находится в пределах этих стандартов, то это означает, что вы были реалистичны.
10. Внедряем отдельные наиболее «влиятельные» показатели ежедневной активности в качестве ключевых показателей эффективности.
Какие существуют стандарты труда?
Дадим несколько ориентиров. По ним, как по лакмусовой бумажке, вы можете проверить насколько вы были реалистичны в своих прогнозах и требованиях. Количество встреч и звонков изменяется от сегмента к сегменту и зависит от того, совмещают ли ваши продавцы эти 2 вида активности.
Количество встреч
- 25 встреч в FMCG секторе
- 8 встреч в рознице
- 2 встречи в В2В при условии, что нет звонков
- 1 встреча в B2B, если есть звонки
Количество звонков
- 250 звонков в рознице
- 150 звонков в масс-маркете
- 100 звонков в B2B, сектор малого и среднего бизнеса
- 50 звонков в B2B, сектор среднего и крупного бизнеса
- 15 звонков в день при наличии встреч
Если вы воспользуетесь приведенной выше информацией, то сможете установить свои показатели эффективности: средний чек, трафик для подразделения маркетинга, ежедневная активность менеджеров, конверсия из лида в сделку и т. д.
Подобные инновации в компании необходимо внедрять только тогда, когда вы создали прозрачную и понятную систему оценки KPI в продажах. В противном случае вы можете встретить жесткое сопротивление менеджеров работать по новым правилам вплоть до отказа работать и увольнения.
Необходимо донести до подчиненных пользу от таких внедрений. Менеджеры должны четко понимать, как их будут оценивать, и что конкретно они сами могут сделать, чтобы повлиять на эти показатели.
Продавец напрямую должен иметь влияние на KPI. Например, если вы поставите KPI менеджера прибыль компании, то это вряд ли как-то замотивирует сотрудника работать лучше.
Просто потому, что продавец физически не способен влиять на этот показатель. Ведь на KPI по прибыли влияют множество факторов, которые не зависят от менеджера. Например, маржа или качество выстроенной маркетинговой воронки.
Но, например, объем выручки или средний чек вполне понятные KPI, которые зависят от эффективности работы продавца.
Зачем внедрять КPI:
- Мотивация сотрудников
- Создание прозрачной системы оценки результатов и оплаты труда
- Вовлеченность менеджеров в достижение целей компании
- Контроль качества процессов продаж
В компаниях существуют два способа стимулировать персонал: материальная (заработная плата менеджеров) и нематериальная мотивация менеджеров (карьерный и личностный рост).
Из чего состоит заработная плата менеджера:
- Мягкий оклад (10%)
- Твердый оклад (30%)
- Бонус (60%)
Мягкий оклад напрямую зависит от того, какие KPI покажет менеджер в конце месяца. Именно по показателям эффективности в продажах оцениваются сотрудники.
Поэтому, зная это, сотрудник будет прилагать все усилия для улучшения материального результата. В этом результате заинтересованы как компания, так и сам сотрудник.
Представьте, что менеджер компании работает с учетом того, что заработок его зависит только от объема продаж. Тогда есть риск, что он сосредоточится на продажах товаров в наличии, товаров, которые сами себя продаю или реализуются быстро и помногу. Естественно, он будет ориентироваться на работу только с крупными клиентами.
Но такая тактика будет неверной. Ведь у компании есть задача продавать весь ассортимент, развивать и расширять клиентскую базу, работать под заказ (более высокая цена). Поэтому правильно будет установить ключевые показатели эффективности, которые помогут перечисленные задачи решить. Это может быть:
- Продажа определенного ассортимента товара
- Увеличение числа клиентов
- Увеличение среднего чека
- Увеличение продаж товаров под заказ.
Ещё больше идей и примеров по этой теме вы получите на наших авторских бесплатных вебинарах. Регистрируйтесь!
Мы рассмотрели основные KPI, по которым должны быть оценены ваши менеджеры. Пересмотрите свои стандарты оценки качества труда и систему мотивации сотрудников. Внедрите необходимы изменения в своим бизнесе.