ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.
Степени готовности и их характеристика
Перевод ГО на военное положение – это один из наиболее ответственных и сложных периодов деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.
В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:
- «Повседневная»;
- «Первоочередные мероприятия ГО первой группы»;
- «Первоочередные мероприятия ГО второй группы»;
- «Общая готовность гражданской обороны».
Приведение в готовность ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечивает устойчивое управление силами ГО в военное время, снижение потерь населения и личного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите, повышению устойчивости работы объектов ГО в военное время и подготовку сил и средств к всестороннему обеспечению населения при нападении противника.
Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.
Для сокращения сроков перевода ГО на военное положение, еще до ввода в действие планов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй группы, повышающих готовность служб гражданской обороны. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.
При планомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение, с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первой группы, начальник ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав согласно штату и направлениям деятельности.
Непосредственно в пункте постоянной дислокации органа управления организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию. Специалистами органа управления и членами штаба ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана ГО по обеспечению населения в военное время.
В ходе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовность защищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала.
В этот период осуществляется подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты личному составу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационного резерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и приборов радиационной и химической разведки.
На запасные загородные пункты управления (ЗЗПУ) министерств и ведомств, субъектов РФ, в целях медицинского обеспечения боевых расчетов ПУ осуществляется закладка медикаментов.
В учреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля ГО (СНЛК) приводятся в рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные для обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражения продуктов, пищевого сырья и питьевой воды.
Уточняется укомплектованность формирований и учреждений ГО личным составом и дефицитными специалистами, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие и исправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование из различных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГО на недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.
Важным разделом работы штаба ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первой группы является уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время по следующим показателям:
- Обеспеченность формирований и учреждений ГО автономными источниками электроэнергии.
- Состояние укомплектованности формирований и учреждений ГО специалистами.
- Обеспеченность формирований и учреждений ГО всеми видами имущества.
- Готовность дублеров штабов ГО взять на себя управление.
- Состояние связи и управления.
Одновременно на объектах ГО проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.
При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы осуществляется перевод руководящего состава ГО на круглосуточную работу. Начальник ГО дает распоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточной работы и контролирует его выполнение. На загородный запасный пункт управления ГО направляется оперативная группа.
Приводится в полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами ГО. Уточняется план выезда на ЗЗПУ основного состава штаба ГО, доводятся до работников штаба места сбора и их основные обязанности.
Загородные запасные пункты управления ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе мест расположения ЗЗПУ учитывается возможность использования существующих и строящихся линий связи.
В этот период приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения медицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортные формирования. Для этого соответствующий начальник ГО дает распоряжение оповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах; организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты, табельного имущества и приборов; доукомплектовать медицинские формирования личным составом, подготовить технику и приборы к работе; проверить готовность, организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку по ГО.
Одновременно приводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения, предназначенные для укрытия личного состава службы и больных. Осуществляется проверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличия аварийных запасов воды, продовольствия, наличия средств связи и оповещения и подготовка их к работе. В убежища категорированных городов закладываются коллективные медицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощи укрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственно медицинскими службами ГО городов, городских районов, объектов экономики в срок до 12 часов, а в быстровозводимые убежища – по мере их введения в эксплуатацию. Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинских предметов зависят от количества укрываемых.
На 100–150 человек закладывается аптечка коллективная по описи №1, на 400–600 человек – по описи №2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера комплектуется дополнительно набор фельдшерский, врача – набор врачебный.
Аптечки коллективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами), медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающими объекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечной сети и магазинах ТПО «Медтехника».
Из запасов объектов рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты.
В этот период производится выписка части больных из лечебных учреждений на амбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового лечения и сроки стационарного лечения.
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории. Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженность объектов внешней среды отравляющими и радиоактивными веществами. Мероприятия по индикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.
При наличии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизация населения. Прививочные бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений. Соответствующие вакцины и сыворотки обеспечиваются за счет учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В целях обеспечения радиационной безопасности, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. На объектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения – приводятся в готовность автономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов, подготавливается аварийное освещение.
Одним из наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведение подготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. В этих целях начальник МС ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отдела медицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края, республики в составе РФ) организуют проверку наличия ордеров приписываемых зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы, а также степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учреждений ББ МС ГО в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению в сжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.
В целях обеспечения своевременного развертывания лечебных учреждений в загородной зоне за каждым лечебно-эвакуационным направлением закрепляется необходимое количество формирований гражданской обороны. Для оснащения лечебных учреждений МС ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченность санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляется выдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складов мобилизационного резерва.
Одновременно приводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия (ПРУ), ведется работа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больных в лечебных учреждениях. Личному составу формирований ГО выдаются приборы радиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защиты вывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономики категорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военное время, развертываются медицинские пункты.
При введении «Общей готовности ГО» штаб ГО совместно с отделом медицинской защиты главного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит в готовность органы управления, формирования и учреждения службы, организует работу учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора в составе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава служб ГО. С этой целью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органов управления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами ГО, взаимодействие со службами ГО, уточнение планов обеспечения населения.
В этот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов. Проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Без прекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются, приводятся в готовность все формирования медицинской службы ГО. В этот период в круглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферного воздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ, БС.
При переводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведению мероприятий по защите личного состава формирований МС ГО, медицинского персонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражения вероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытие названных контингентов осуществляется следующим образом: в категорированных городах – в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне – в противорадиационных укрытиях и приспособленных подвалах.
В этот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам МС ГО санитарно-транспортные формирования ГО.
Нетранспортабельные больные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах, развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10% коечной емкости учреждения мирного времени.
При проведении мероприятий «Общей готовности ГО» проводится подготовка лечебных учреждений категорированных городов к эвакуации в загородную зону, что требует большого внимания со стороны медицинской службы ГО: необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение; определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации; наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи; выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ; уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств.
С учетом возможности внезапного нападения противника, важным мероприятием в этот период является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коек МС ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.
Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при степени готовности «Общая готовность ГО» направлено на сохранение здоровья населения и личного состава формирований и учреждений ГО, а также на профилактику возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятся Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и создаваемыми на их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями ГО на всей территории области (края, республики в составе РФ), в том числе в районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированного населения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертывания эвакуационных органов.
При получении соответствующих распоряжений медицинская служба ГО организует медицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинских формирований повышенной готовности в загородную зону.
Основные мероприятия проводимые при введении различных степеней готовности.
При обострении международной обстановки, когда будет установлено, что агрессор готовится к нападению на страну, решением Президента России может быть объявлено об угрозе нападения. Это время, предшествующее возможному нападению противника, используется для осуществления заранее запланированных мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства и приведения полную готовность системы гражданской обороны.
Предупреждение об угрозе нападения противника может быть передано по радио, телевидению, опубликовано в печати, а также доведено различными средствами: звучанием электросирен, прерывистыми производственными и транспортными гудками, а на местах частыми ударами по звучащим предметам.
Учитывая ограниченное время для принятия мер защиты, населению необходимо действовать организованно, строго выполнять правила поведения, установленные органами власти и распоряжением начальника гражданской обороны. Всем гражданам следует всемерно содействовать штабам и службам гражданской обороны, организующим проведение защитных мероприятий.
Прежде чем приступить к раскрытию темы, необходимо дать некоторые определения.
СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ – установленное соответствующими документами состояние органов внутренних дел (сил), органов и служб гражданской обороны, из которого они в требуемые сроки могут приступить к выполнению боевой задачи. Степени готовности устанавливаются в целях обеспечения готовности органов внутренних дел (сил), органов и служб гражданской обороны к переводу на работу в условиях военного времени и поддержания их на надлежащем уровне боевой готовности.
СИГНАЛЫ ОПОВЕЩАНИЯ – звуковые, световые или иные условные знаки для передачи информации об опасности.
Наименование степеней готовности, порядок из введения и действия личного состава органов внутренних дел, а также органов и служб гражданской обороны регламентируется соответствующими приказами МВД России и директивами Начальника гражданской обороны Российской Федерации.
ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ППС ГО ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
При переводе органов внутренних дел (гражданской обороны) на работу в условиях военного времени в соответствии со степенями готовности осуществляются следующие основные мероприятия:
- Осуществляется оповещение и сбор личного состава к месту службы.
- Приводятся в готовность к работе органы управления, пункты управления (ЗРП) и узлы связи ППС ГО
- Задействуются планы и расчеты ППС ГО, в первую очередь по вопросам защиты личного состава и техники.
Для данного периода времени устанавливаются определенные нормативы для сбора к месту службы личного состава, вводу в боевой расчет резервной пожарной и специальной техники, а также других мероприятий.
В каждом подразделении ГПС в городах , отнесенных к группам по гражданской обороне и на категорированных предприятиях оставляются по одной автоцистерне, остальная техника выводится в загородную зону, в других подразделениях ГПС оставляется минимально необходимое количество пожарной техники ( по решению руководителя подразделения) а остальная – выводится в загородную зону.
Выводу в загородную зону, в том числе и для создания СОПС ( сводных отрядов противопожарной службы) при проведении рассредоточения подлежат не менее 70% личного состава органов управления и подразделений ГПС в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне и на категорированных предприятиях, и не менее 50% – в остальных населенных пунктах и на предприятиях.
Эвакуация членов семей личного состава ГПС проводится по планам эвакокомиссий.
Ответственность за оповещение и своевременный сбор личного состава несут непосредственные руководители. Они обязаны разрабатывать схему оповещения подчиненного личного состава, копия которой передается сотруднику, ответственному за разработку документов оповещения и сбора.
Сотрудники и работники ГПС обязаны своевременно сообщить своему непосредственному руководителю сведения об изменении домашнего адреса и номера телефона.
Оповестители обязаны знать лиц, которых необходимо оповещать и способ их оповещения.
Руководители подразделений ГПС, которым поручено оповещение нарочными, выделяют для этих целей необходимое количество личного состава и техники, проводят инструктаж и знакомят оповестителей с маршрутами следования.
При получении информации (распоряжения) сотрудник (работник) обязан прибыть к месту службы в минимально короткий срок в установленной форме одежды по сезону, позволяющей работать на пожарах в полевых условиях, иметь при себе установленные предметы экипировки (таблица 1), о прибытии доложить своему непосредственному начальнику и действовать согласно полученным указаниям.
«ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ППС ГО ПО СИГНАЛАМ ГО»
СИГНАЛЫ ГО:
- ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА
- ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ
- РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ
ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА.
При внезапном нападении – по сигналу оповещения «Воздушная тревога» («ВТ») выполняются следующие мероприятия:
- В минимально короткое время личный состав и техника ГПС укрываются в имеющихся защитных сооружениях, а личный состав и техника, не обеспеченные защитными сооружениями, выводятся за пределы зон возможных сильных разрушений. При этом личному составу выдаются табельные индивидуальные средства защиты и он действует под руководством начальника караула в соответствии с инструкцией.
- Осуществляется светомаскировка зданий и техники.
- При необходимости и по мере возможности вызывается на службу руководящий состав для обеспечения руководства органами управления и подразделениями ГПС.
- Приводятся в рабочее состояние все средства связи и оповещения.
В нерабочее время личный состав ГПС укрывается по месту жительства в имеющихся защитных сооружениях.
Сигнал «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» дается сиренами, проигрыванием по радиотрансляционным сетям и радиовещательным станциям граммофонной или магнитофонной записи. Прерывистыми производственными и транспортными гудками. Продолжительность подачи гудков и других сигналов 2-3 минуты.
Сигнал «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» может быть подан внезапно до объявления об угрозе нападения противника. Защита населения особенно проживающего в крупных городах, в этой обстановке усложняется. Однако и в этих условиях все граждане, где бы их ни застал сигнал «Воздушная тревога», должны немедленно принять меры защиты. Прежде всего следует как можно быстрее покинуть здания (они при ядерном взрыве могут разрушаться и завалить находящихся в них людей) и укрыться в любом защитном сооружении, расположенном в жилом массиве или общественном месте, а также подвальном убежище. Для защиты также пользуются станциями и тоннелями метро, подвальными помещениями, расположенными под домами капитального типа, подземными коллекторами. Если невозможно использовать для защиты подземные сооружения, то рекомендуется расположиться вдали от дома на бульваре, сквере, за насыпью дороги, в котловане строящегося здания и т.д.
Органы гражданской обороны сообщают населению заблаговременно, в мирное время места укрытия по сигналу «Воздушная тревога». Но может случиться так, что сигнал «Воздушная тревога» застанет людей в незнакомом месте города. В этом случае расположение защитных сооружений и пути следования к ним укажут посты гражданской обороны и милиции.
Все укрывшиеся в защитных сооружениях должны в них оставаться до тех пор, пока не будет подан сигнал «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ»или дано разрешение на выход.
По сигналу «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ», если удар не состоялся, проигрывается по радиотрансляционным сетям граммофонная запись с установленным речевым текстом и музыкальным сопровождением. По этому сигналу население выходит из убежищ и противорадиационных укрытий и продолжает выполнять обязанности, прерванные сигналом «Воздушная тревога».
В городах, населенных пунктах, по которым противником был нанесен ядерный удар, сигнал, «Отбой воздушной тревоги» не подается. В этом случае по сохранившимся радиотрансляционным сетям, радиовещательным точкам и другим средствам связи передаются указания для населения и формированиям ГО исходя из конкретно сложившейся обстановки.
После получения сигнала «Отбой воздушной тревоги» личный состав ГПС приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных объявленной степенью готовности органов внутренних дел (гражданской обороны).
Если ядерный удар нанесен, то личный состав ГПС выполняет противопожарное обеспечение СиДНР (спасательных и других неотложных работ), которое включает в себя:
- Пожарную разведку в очагах массового поражения, на маршрутах ввода сил ГО и на объектах ведения СиДНР.
- Проведение первоочередных аварийно – спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
- Локализацию и ликвидацию пожаров или снижение интенсивности горения на маршрутах ввода сил ГО и на объектах ведения СиДНР.
Противопожарное обеспечение СиДНР проводится непрерывно и круглосуточно. Для ведения пожарной разведки в очагах поражений в подразделениях ГПС заблаговременно обучаются и оснащаются необходимыми средствами защиты и приборами отделения пожарной разведки.
Ведение пожарной разведки, а также тушение пожаров осуществляется в соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны.
Тушения пожаров на участках (объектах) производится с целью создания необходимых условий для успешного розыска и извлечения людей из убежищ, из-под завалов, из горящих и задымленных зданий и сооружений. В первую очередь тушение пожаров производится на путях эвакуации людей из убежищ, в смежных помещениях, расположенных над убежищами, а также в местах расположения воздухозаборных устройств. При задымлении эвакуационных путей и убежищ и их проветривании необходимо использовать переносные дымососы.
При невозможности быстрого проникновения к очагу пожара через имеющиеся проемы проделать отверстия в стенах и перекрытиях.
После ликвидации пожаров подразделения ГПС оказывают помощь спасательным командам в извлечении людей из убежищ и из-под завалов. В первую очередь спасаются дети и женщины По мере необходимости техника подвергается специальной обработке, а личный состав проходит санитарную обработку в местах и в порядке, определяемых руководством ведения СиДНР.
Сигнал «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» по средствам связи и сообщений населению по местным радиотрансляционным сетям с конкретными рекомендациями о действиях населения при эвакуации. Подача на местах звукового сигнала частными ударами по звучащим предметам.
Личный состав подразделений ГПС при работе в зоне радиоактивного заражения должен выполнять основные требования, предъявляемые к проведению тех или иных работ. Весь личный состав обеспечивается средствами индивидуальной защиты, а также общевойсковыми защитными костюмами.
Для выяснения обстановки в зоне радиационной опасности проводится разведка, места повышенного радиоактивного фона отмечаются и наносятся и определяются маршруты для передвижения или работы личного состава. При этом в каждой работающей группе находится один дозиметрист, непрерывно проверяющий обстановку, своевременно соблюдающий об изменении обстановки. Старший группы следит за временем работы личного состава и отвечает за своевременным выводом из зоны облучения. Контроль радиационного облучения личного состава проводится для установления боеспособности подразделения, определения степени тяжести поражений и проведение лечебно – профилактических мероприятий.
Групповой контроль облучения применяется в подразделениях ГПС и караулах. Доза облучения измеряется с помощью одного – двух индивидуальных дозиметров.
Индивидуальный контроль облучения применяется в отношениях тех, кто выполняет боевые задачи в отрыве от своих подразделений ГПС.
Полученные личным составом примерные дозы облучения периодически записываются в карточки учета доз радиоактивного облучения, которые хранятся личным составом при себе.
Сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» передается по средствам связи и сообщений по местным радиотрансляционным сетям и конкретными рекомендациям о действиях населения и формирований с учетом примененного вида отравляющего вещества.
В зависимости от физико – химических свойств, метеорологических условий, рельефа местности, плотности застройки и способов применения все отравляющие вещества способны сохранять свои поражающие свойства в течении различного времени, то есть имеют различную стойкость.
К средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда, после выхода из зараженной местности проводится дезактивация индивидуальных средств защиты специальными растворами.
При перемещении по зараженной местности весь личный состав должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты.
Как правило, при передвижении автомобильных колонн, маршруты определяются по результатам проведения разведки.
Разведка проводится от начала движения по зараженной местности и до полного выхода с участка. Для обнаружения и определения типа и ориентировочной концентрации примененного противником отравляющего вещества пользуются приборами химической разведки. Наиболее распространенными являются войсковые приборы химической разведки ВПХР. После определения вещества, которым заражен участок местности, разведка устанавливает зоны ограждения
Перед работой на пораженных участках местности проверяются подготовка и исправное состояние индивидуальных средств защиты.
Во время непосредственной работы необходимо следить за состоянием своей защитной одежды (Л-1).
В случае порыва защитных средств или проникновения на участке тела химических и бактериологических веществ, обязательно вводятся препараты – нейтрализаторы того или иного отравляющего вещества и пострадавший с зараженного участка немедленно удаляется.
После окончания работы весь личный состав выводится с зараженного участка, обязательно направляется через контрольные посты для прохождения санитарной обработки.
При бактериологическом заражении на территории очага бактериологического заражения немедленно вводится карантин.
КАРАНТИН – это система режимных и противоэпидемических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения и ликвидацию последствий применения бактериологического оружия в самом очаге. Карантин вводят, если вид примененного возбудителя не установлен или если обнаружено применение противником возбудителей чумы, холеры, атуральной оспы и других особо опасных заболеваний.
Основные мероприятия, проводимые при введении различных степеней готовности
ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ
Подготовка к ведению гражданской обороны (ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
При переводе в готовность сил гражданской обороны предусмотрены четыре степени готовности:
1. «Повседневная».
Органы управления и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.
2. «Мероприятия по гражданской обороне 1-й очереди».
Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени. С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На запасные пункты управления (ЗПУ) высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения. Приводятся в готовность защитные сооружения (ЗС) на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года. Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.
3. «Мероприятия по гражданской обороне 2-й очереди».
Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время. Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность. Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.
На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты. Посты радиационного и химического наблюдения (РХН), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство. Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам. Могут быть и другие мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения ГО в готовность.
4. «Мероприятия по гражданской обороне 3-й очереди».
Такая степень готовности когда органы управления вводят в действие планы ГО в полном объеме, организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия, обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время. В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России. Они, в зависимости от подготовки, вводятся приказами руководителей гражданской обороны. Созданные на объектах НАСФ в готовность приводятся по решению Руководителя ГО (Председателя КЧС и ОПБ) объекта согласно разработанных командирами НАСФ «Плана приведения формирования в готовность».
Степени готовности с повседневной последовательно повышаются: после выполнения «Первоочередных мероприятий 1 очереди» выполняется более высокая — выполнение «Первоочередных мероприятий 2 очереди», затем «Мероприятиия по ГО 3 очереди».
В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС
Нештатное аварийно-спасательное формирование (команды, группы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных поврежденных защитных сооружений и выполнение других работ.
В зависимости от характера выполняемых задач нештатное аварийно-спасательное формирование усиливается формированием спасательных служб.
Аварийно-технические формирования сил ГО, предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.
Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСНДР (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, проведения противорадиационных и противохимических мероприятий, охраны общественного порядка и др.), усиления других формирований и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач.
Все формирования приводятся в готовность по установленным степеням готовности с вводом в действие Плана гражданской обороны объекта при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.
Мероприятия, выполняемые в различных степенях готовности:
Первоочередные мероприятия ГО 1-ой очереди:
(Все мероприятия проводятся скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени).
- сбор руководящего состава НАСФ (формирований ГО);
- доведение обстановки и постановка задач;
- уточнение (корректировка) Плана приведения формирования ГО объекта экономики в готовность;
- уточнение взаимодействия с другими формированиями ГО объекта экономики при решении поставленных задач;
- уточнение порядка обеспечения действий формирований в местах проведения АСНДР;
- проверка связи и оповещения на рабочих местах;
- проверка готовности отведенных защитных сооружений, для укрытия личного состава НАСФ;
- уточнение порядка выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГО;
- уточнение мероприятий по усилению охраны объекта, противопожарной защиты и общественного порядка;
- по решению РГО объекта экономики, исходя из особенностей объекта и состояния ГО, могут проводиться другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности формирования ГО к действиям.
Первоочередные мероприятия ГО 2-ой очереди:
(Формирования ГО, рабочие и служащие объекта экономики проводятмероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнениезадач в мирное и военное время).
- приведение средств связи и оповещение в полную готовность.
- приведение в полную готовность защитных сооружений;
- дооборудование подвальных и других заглубленных помещений подПРУ;
- приведение в готовность в пункте постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) формирования ГО повышенной готовности;
- выдача средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля рабочим и служащим из запасов объектов городов, отнесенных кгруппам по ГО, объектов особой важности и первой категории;
- проведение массовой иммунизации личному составу формированийГО по эпидпоказаниям;
- изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости);
- участие в проведении противопожарных мероприятий;
- участие в проведении снижения запасов взрыво- и пожароопасныхвеществ на объекте экономики, расположенного в городе;
- по решению РГО объекта экономики могут проводиться другие подготовительные мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведенияформирования ГО к действиям.
Общая готовность гражданской обороны:
(Вводится в действие План ГО в полном объеме, организуются и проводятся предусмотренные Планом мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время)
- выдача средств индивидуальной защиты (всему населению);
- приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) всех НАСФ (формирований ГО);
- уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий;
- проведение в полном объеме мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;
- в полном объеме проведение мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время объекта экономики;
- подготовка к выводу из города, отнесенного к группе по ГО формирований ГО повышенной готовности, предусмотренных Планом ГО, для подготовки загородной зоны к размещению эваконаселения и использование формирований ГО в случае необходимости для ведения работ в очаге поражения, зоне заражения;
- подготовка формирований ГО, входящих в состав группировки сил ГО (КНС, личному составу формирований доводятся сигналы сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок построения колонн и управления ими в период ввода группировки сил ГО в очаги поражения).
Часть формирований решением соответствующего РГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
Для организованного приведения формирований в готовность к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для каждого формирования разрабатывается План приведения в готовность.
План приведения в готовность включает:
- порядок оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;
- место и время сбора личного состава;
- место, порядок и сроки получения личным составом имущества, снаряжения, инструментов и других материальных средств;
- порядок и время проверки готовности;
- порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора (сосредоточения) или в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижения в район сбора (сосредоточения) или к участку (объекту) работ;
- организация комендантской службы;
- порядок материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействий и управления.
Готовность формирований проверяется на контрольных проверках, учениях и тренировках, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки готовности формирований определяются:
- реальность расчета по созданию формирований;
- готовность НАСФ и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирования характеру и объему выполняемых задач и особенностям деятельности объекта;
- обеспеченность формирования СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
- время сбора формирования и выхода его в район сосредоточения (сбора) и к объектам (местам) работ.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для главных управлений, учреждений и организаций МЧС России является План приведения главного управления, учреждения и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.
При введении режима функционирования повышенной готовности для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):
- оповещение и сбор личного состава;
- перевод органов управлений на усиленный режим работы (организация круглосуточного дежурства лиц руководящего состава);
- приведение в готовность дежурных сил авиационно-спасательных центров МЧС России на аэродромах базирования;
- проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС сил постоянной готовности и ОГ с последующей их отправкой;
- приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, пожарно-спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения и имущества – в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
- организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
- организация работы ОШ ЛЧСП;
- уточнение мероприятий планов действий (взаимодействия) главных управлений;
- осуществление непрерывного сбора и оценки данных обстановки в зоне возможной ЧС;
- уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
- возвращение в места (пункты) постоянной дислокации подразделений ФПС, спасательных воинских формирований МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
- уточнение состава группировки сил и средств (включая АМГ), определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша. Погрузка техники и имущества группировки сил, а также посадка личного состава на транспорт;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
При введении для органов управления и сил МЧС России режима чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:
- организуется взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения о возникшей ЧС и порядке их действий;
- выдвигается группировка сил и средств МЧС России в зону ЧС;
- выполняются работы по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств МЧС России, а также первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и о ходе работ по ее ликвидации.
Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз.
Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.
Целью тренировки было совершенствование теоретических знаний и отработка практических навыков руководителей и должностных лиц в вопросах организации и управления мероприятиями при переводе Учреждения на работу в условиях военного времени.
В ходе тренировки были отработаны вопросы:
1. Организация оповещения и сбора руководящего состава Учреждения после получения сигнала оповещения о переводе на работу в условиях военного времени.
2. Оперативность и точность приема-передачи поступающих сигналов.
3. Организация сбора и обмена информацией в процессе тренировки.
4. Проведение практических мероприятий по проверке оперативной готовности личного состава Учреждения к выполнению мероприятий по предназначению.
После получения сигнала о начале тренировки было проведено оповещение руководящего состава и работников, осуществлено усиление пропускного режима на объектах учреждения за счет собственных сил и средств. Начальником учреждения было проведено совещание с руководителями структурных подразделений, на котором до них была доведена информация о переводе Учреждения на работу в условиях военного времени, а также уточнены сроки выполнения мероприятий согласно Плану перевода.
Также в рамках тренировки была проведена проверка оперативной готовности дежурной и резервной смен военизированного горноспасательного отряда быстрого реагирования (поисково-спасательного отряда), перевод их в режим «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».
АКТ ПОТОЯННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ – одна из составных частей мобилизационного плана предприятия (учреждения, организации), в которой должны быть отражены результаты готовности предприятия (учреждения, организации) к выполнению мобилизационных заданий на расчетный год с указанием: наличия и соответствия заданиям, технологической документации, расчетов потребности и обеспеченности предприятия (учреждения, организации) производственными площадями, технологическим оборудованием, энергоресурсами, комплектующими изделиями, транспортом, трудовыми ресурсами и т. д. Кроме того, в акте отражается наличие планов (графиков) ввода в действие производственных мощностей с указанием объемов капитальных вложений и сроков их освоения, а также проверяется реальность и полнота выполнения мероприятий мобилизационного плана в установленные сроки.
АКТ ПРОВЕРКИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ – итоговый документ по результатам проверки мобилизационной подготовки предприятия (учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности), имеющего мобилизационные задания, содержащий оценку готовности предприятия (учреждения, организации) к мобилизационному развертыванию, выполнению установленного мобилизационного задания. Форма акта предусмотрена в соответствующих методических документах.
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА – представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
ВОЕННАЯ УГРОЗА – угроза безопасности Российской Федерации, связанная с переводом напряженности в межгосударственных отношениях в плоскость военного противостояния.
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – время, наступающее с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекающее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
ВОЕННО-ОБУЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ – граждане, пребывающие в запасе, имеющие военную подготовку по военно-учетным специальностям или гражданские профессии, подготовка по которым позволяет назначать их на воинские должности без дополнительной подготовки.
ВОЙНА – общественно-политическое явление, особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами с переходом к применению вооруженного насилия для достижения политических целей. Согласно ст.18 Закона «Об обороне» состояние войны наступает с началом военных действий и прекращается с их окончанием. Войны подразделяют: по масштабам в зависимости от количества участвующих государств и по пространственному размаху – на мировые, региональные и локальные; по типу противоречий – на межгосударственные и внутригосударственные; по военно-политической и международной правовой легитимности – на справедливые (оборонительные, направленные на защиту страны) и несправедливые; по применяемым средствам – на войны с применением оружия массового поражения и войны с применением только обычных средств поражения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ – особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ – правовой акт, с указанием государственного заказчика и поставщика, предусматривающий объемы и сроки поставок для федеральный государственных нужд , в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, военной продукции, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ (в том числе работ по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации) и предоставление услуг, а также экспортно-импортных поставок в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также объемы ассигнований на эти цели.
ГОТОВНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА – состояние экономики страны, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационным планам и устойчивому функционированию по обеспечению потребностей военной организации государства, неотложных нужд экономики и населения в военное время.
ДОКУМЕНТЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ – законодательные и нормативные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации, приказы, директивы, методические указания по планированию и организации мобилизационной подготовки и мобилизации, мобилизационные планы, а также расчеты и переписка по вопросам мобилизационной подготовки.
ЖИВУЧЕСТЬ ЭКОНОМИКИ – способность экономики государства сохранять и быстро восстанавливать свой потенциал для продолжения выпуска военной и народнохозяйственной продукции в условиях разрушающих воздействий войны. Обеспечивается устойчивым управлением экономикой, комплексным развитием экономики регионов, рассредоточением производства на территории государства, дублированием производства важнейших видов продукции, особенно военной, накоплением и рациональным размещением материальных резервов, защитой рабочих от средств поражения, бесперебойным снабжением всеми видами ресурсов, обеспечением устойчивости средств коммуникаций и т. д.
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время войны, в том числе укрытия в средствах коллективной защиты, осуществления эвакуации, а также при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ в зоне ведения военных действий, или пострадавшей вследствие этих действий.
ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА – территория для размещения эвакуируемого из города населения, расположенная за пределами зоны возможного нарушения условий жизнедеятельности и поражения людей, нанесения ущерба их здоровью, окружающей природной среде и материальным ценностям в случае воздействия по городу современных средств поражения или ЧС природного и техногенного характера.
ЗАДАНИЕ ПО ПЛАНУ НА РАСЧЕТНЫЙ ГОД – мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание предприятию (учреждению, организации) по производству (ремонту) продукции в течение календарного года с момента перевода предприятия (учреждения, организации) на работу по условиям военного времени с указанием его номенклатуры, количества, сроков поставки и потребителей, а также задания по выполнению определенных работ или оказанию услуг в военное время.
ЗАПАСНЫЕ ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ – комплекс специально оборудованных сооружений и помещений, оснащенных техническими средствами связи и необходимыми коммуникациями, предназначенных для обеспечения управления подчиненными структурами в военное время и размещения соответствующего аппарата управления.
ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ – инженерное сооружение для защиты людей, техники и имущества от поражающих факторов современных средств поражения, опасностей, возникающих а результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах или стихийных бедствий. Для защиты населения могут приспосабливаться подвалы жилых домов, фабричных и заводских зданий, метро, шахты т. п.
КОНТРОЛЬ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ – контроль состояния мобилизационной подготовки предприятия (учреждения, организации), осуществляемый головными по виду военной продукции министерствами (ведомствами) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности этих предприятий (учреждений, организаций). К этому виду контроля относится также контроль, осуществляемый органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за состоянием мобилизационной подготовки предприятий (учреждений, организаций) территориального подчинения, а также в пределах и в объеме своих полномочий и других предприятий (учреждений, организаций), расположенных на данной территории.
ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – это совокупность действий медицинской службы, которые включают в себя: розыск, сбор раненых на поле боя, последовательное и преемственное оказание им медицинской помощи в сочетании с эвакуацией на те этапы, где будут проведены эффективное их лечение и медицинская реабилитация.
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЗАПАСА – граждане, состоящие на воинском учете, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, предназначенные на воинские должности и должности гражданского персонала военного времени в соединения и воинские части, а также находящиеся в остатках свободных ресурсов.
МЕСТНАЯ ОБОРОНА – составная часть общегосударственных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых в Вооруженных Силах Российской Федерации штатными и нештатными органами управления и силами с целью защиты личного состава воинских частей, предприятий и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях и ЧС природного и техногенного характера.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕЕНОЙ ВЛАСТИ – способность органа государственной власти к своевременному выполнению мероприятий перевода на работу в условиях военного времени и решению задач военного времени.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ – подготовка к работе в военное время, содержащая разработку распорядительных, плановых, нормативных, и иных документов по переводу органа управления на работу в условиях военного времени и руководству управляемой структурой в мобилизационный период и в военное время, создание необходимой материальной базы, обучение руководителей и специалистов аппарата органа управления, выполнение других мероприятий по обеспечению мобилизации, входящих в компетенцию органа управления.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, включая экономику субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, в целях удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск и населения в условиях военного времени.
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ – штатные подразделения или, в зависимости от объема работ, специально назначенные работники в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющих мобилизационные задания или задачи по мобилизационной работе. На эти подразделения возлагается организация планирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, координация и контроль проводимых в этой области работ.
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – сырье, материалы, отдельные виды комплектующих изделий и полуфабрикатов, специальная технологическая оснастка и оборудование, техника, имущество и другие материальные ценности, накапливаемые в мирное время и предназначенные для обеспечения производства по выпуску (ремонту) военной продукции и другой важнейшей продукции, а также для обеспечения бесперебойной работы предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, здравоохранения и развертывания, специальных формировании в военное время.
МОБИЛИЗАЦИЯ – комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ – максимальные производственные возможности промышленного предприятия по выпуску заданной номенклатуры продукции, достигнутые после окончания периода развертывания производства и перехода на режим военного времени в течение года.
НАИБОЛЬШАЯ РАБОТАЮЩАЯ СМЕНА – максимальная (при работе в несколько смен) численность смены рабочих и служащих (как правило, первая смена).
НОМЕНКЛАТУРА – 1) систематизированный перечень названий, материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг; 2) расположенная по уровням важности, подчинения иерархическая система должностей, а также верхний уровень такой системы в аппарате управления.
ОБОРОНА – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности ее территории. Основу обороны составляют комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также преднамеренных (вынужденных) военных (боевых) действий группировок ВС (войск и сил) в различных физических сферах с опорой на средства огневого поражения, других видов, способов и форм защиты своих войск (сил) и активного воздействия по противнику, проводимых в целях отражения вторжения (нападения) и срыва наступления противника, удержания территории (важных районов, рубежей и объектов), выигрыша времени, создания условий для перехода в контрнаступление (наступление) и достижение других целей. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – состояние государства, характеризующееся подготовленностью его Вооруженных Сил, населения и экономики к отражению нападения.
ОПОВЕЩЕНИЕ – способ доведения в короткие сроки до органов управления войск и населения информации о действиях противника и сложившейся обстановке путем передачи установленных сигналов: об опасности воздушного нападения, радиоактивного, химического и биологического заражения, о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. Для оповещения населения используются средства массовой информации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – процесс деятельности командования и штабов по согласованию действий объединений, соединений и частей с целью достижения максимальной эффективности решения задач в операции (боевых действиях). Организация взаимодействия проводится в два этапа. Первый – при принятии решения и планировании операции (боевых действий). Второй – при практической отработке плана взаимодействия с войсками и силами на картах, макете местности, а при наличии времени — также на местности.
ОТРАСЛЬ – часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов.
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – вид медицинской помощи, включающий комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ (или медицинскими работниками) с использованием табельных и подручных средств.
ПЕРЕПОДГОТОВКА – усовершенствование оперативной, тактической и специальной подготовки или переучивание на новую военную специальность личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, пребывающих в запасе с поступлениями в войска (силы) новой техники, развертыванием частей и соединений, утратой знаний и навыков, изменениями взглядов на ведение боевых действий и другими причинами.
ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
ПОТЕРИ БЕЗВОЗВРАТНЫЕ – часть боевых потерь. Включают: убитых (пораженных), пропавших без вести, попавших в плен, умерших от ран (отравлений, поражений) и уволенных вследствие инвалидности военнослужащих, а также вооружение, военную технику и др. материальные средства, которые нельзя привести в готовность к применению по предназначению.
РАЗРАБОТЧИКИ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ПЛАНА ЭКОНОМИКИ – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие планирование и координацию деятельности мобилизационной подготовки предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности) – поставщиков (производителей) продукции (работ, услуг) в расчетном году.
РАСЧЕТНЫЙ ГОД – период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Ввод в действие плана расчетного года осуществляется при объявлении мобилизации Указом Президента Российской Федерации.
РЕСУРСЫ – совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использовании при решении определенных и непредвиденных задач в обычных, оптимальных и экстремальных условиях без относительно времени использования. Ресурсы включают запасы и резервы.
САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА – 1) механическая очистка и мытье кожных покровов и слизистых оболочек людей, подвергшихся заражению опасными химическими, биологическими веществами, а также обеззараживание и очистка их одежды и обуви при выходе из зоны заражения. 2) – комплекс мероприятий по обеззараживанию личного состава, зараженного отравляющими, радиоактивными или биологическими средствами; подразделяется на частичную и полную, является составной частью специальной обработки войск.
СЕПАРАТИЗМ – стремление к отделению, которое должно привести к отколу части государства или государственного образования (сецессия). Конечной целью является образование нового автономного государства или присоединение к другому государству. Тенденции к сепаратизму часто образуются у национальных меньшинств и как следствие пограничных конфликтов (конфликтов граничащих друг с другом стран).
СКРЫТЫЙ СПОСОБ МОБИЛИЗАЦИИ — это такой способ, когда мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск без разглашения действительных целей проводимых мероприятий.
СОСТАВ ПРИПИСНОЙ – военнообязанные, приписанные к воинским частям и направляемые для их укомплектования при мобилизации.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ – организационные структуры, создаваемые на военное время для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и устойчивости функционирования экономики Российской Федерации.
СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДРАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – система режимов работы органов государственной власти по переводу управляемых структур на работу в условиях военного времени; каждой из повышенных степеней готовности соответствует свой набор выполняемых мероприятий; повышенные степени могут вводиться как поэтапно, так и минуя излишнее.
СУЖЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – институт принятия распорядительных документов по вопросам обороны и мобилизационной подготовки не полным составом руководства, утвержденным главой администрации, (как правило, руководитель и часть его заместителей, имеющих прямое отношение к вопросам обороны, а также руководитель мобилизационного органа); в территориальных органах управления в состав суженного заседания вводятся руководители силовых структур; вместо «заседание» могут использоваться термины «коллеги», «совещание», «совет» и другие.
СХЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ – приложение к оперативному плану, документ, содержащий графическую и текстовую информацию об очередности и порядке вызова в рабочее и не рабочее время руководителей и других должностных лиц аппарата органа управления; в схеме указываются адреса, телефоны, вид транспорта, срок прибытия на рабочее место и другая необходимая информация.
ТАБЕЛЬ СРОЧНЫХ ДОНЕСЕНИЙ – документ, определяющий периодичность докладов вышестоящим организациям о выполнении мобилизационных мероприятий; в табеле срочных донесений используются кодовые обозначения (например, №№ пунктов формализованного плана перевода органа управления на работу в условиях военного времени).
ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ – обширная территория части континента с омывающими ее морями или акваториями океана (моря) с островами и прилегающим побережьем континентов, а также воздушно-космическое пространство над ними, в пределах которых развертываются стратегические группировки Вооруженных Сил и могут вестись военные действия стратегического масштаба.
УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД – отрезок времени (различной продолжительности), который обычно предшествует началу войны. Характеризуется крайним обострением международной обстановки и противоречий между вероятными противниками. Угрожаемый период используется для повышения боевой готовности Вооруженных Сил, их стратегического развертывания и перевода экономики на военное положение.
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
УЧЕТ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ – учет граждан, пребывающих в запасе, в организациях, осуществляемый военно-учетными подразделениями (специально назначенными работниками) организаций, в целях своевременного бронирования граждан, пребывающих в запасе, заблаговременной подготовки необходимых кадров для замены специалистов, подлежащих призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации и оказания помощи военным комиссариатам в проведении оборонных мероприятий и поддержании ими воинского учета в актуальном состоянии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ – потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерации. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых на эти цели.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – Администрации Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшие судебные органы Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства и приравненные к ним иные органы власти и управления. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ – комплекс мероприятий по переводу на работу по планам расчетного года отдельных отраслей (сфер) экономики, экономики отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных организаций и предприятий.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Классифицируют ЧС по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные, военные) и по масштабам потерь и ущерба (глобальные, национальные, региональные, местные, локальные, частные).
ЭВАКУАЦИЯ – вывод (вывоз) раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, народно-хозяйственных ценностей из районов боевых действий в тыл, а также из зон заражения, разрушений, пожаров, затоплений и др. экологических бедствий в безопасные районы. Может осуществляться эвакуация войск из приморских районов, блокированных с суши противником.
ЭКСТРЕМИЗМ – типы политического мышления и поведения, расположенные на крайних полюсах шкалы «левые – правые», принятой для операционализмами по литических ориентаций (крайние левые – крайние правые).
ЭПИДЕМИЯ – массовое, прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания людей в какой либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.