Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказываем, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.
Виды налоговых требований
Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.
Требование о представлении пояснений
Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.
Также налоговая может запрашивать пояснения, если:
- в отчётах показаны убытки;
- вы применяете налоговые льготы;
- есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
- в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.
Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.
В требовании о представлении пояснений налоговики должны указать:
- причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
- какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
- срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.
При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.
Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.
Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.
Требование о представлении документов (информации)
Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:
- основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
- срок передачи в ИФНС документов;
- какие именно нужны документы или информация.
Точного перечня того, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.
В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.
Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.
Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.
Если ваш контрагент числится в другой налоговой инспекции, к требованию приложат копию поручения об истребовании документов, которое составляет ИФНС проверяемой организации или ИП. В этом поручении прописано какие документы нужны чужой инспекции и по какой причине у вас их запрашивают. Если вы с контрагентом зарегистрированы в одной ИФНС, то получите просто требование, без копии поручения.
Уведомление о вызове в налоговый орган
При камеральной проверке вас могут вызвать в налоговую инспекцию для устных пояснений. В этом случае вам пришлют уведомление о вызове в налоговый орган. В нём должны быть:
- адрес налоговой инспекции и номер кабинета, в который вас вызывают;
- дата явки и режим работы;
- подробное описание цели вызова.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ вызывать для устных пояснений могут по вопросам уплаты налогов, в связи с налоговой проверкой и в других случаях, связанных с налоговым законодательством.
Требование об уплате
Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа пришлют, если вы пропустили сроки уплаты, ошиблись в реквизитах, перечислили в бюджет меньше чем нужно или не заплатили вообще. В таком требовании указывают сумму задолженности и срок, в течение которого её нужно погасить. Если не успеете оплатить, вам могут заблокировать расчётный счёт.
Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!
Когда требование считается полученным
Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
В остальных случаях есть нюансы:
- требование отправили по почте заказным письмом. Оно автоматически считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня. Неважно даже, что на самом деле письмо вы могли не получить;
- требование направили по ТКС через оператора ЭДО. Электронное письмо нужно открыть, затем подписать и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Так вы подтверждаете, что получили требование. Дата получения — та, которая указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня. Если вы не обязаны сдавать отчётность исключительно в электронном виде, но пользуетесь ЭДО, можете вообще не открывать требование, присланное по ТКС. Наказания за это не будет. Не дождавшись от вас квитанции о приёме, ИФНС отправит бумажное требование заказным письмом. Но если вы относитесь к тем, кто должен отчитываться строго в электронной форме, нужно подтвердить получение не позднее чем на шестой рабочий день после отправки, иначе вам могут заблокировать расчётный счёт;
- требование прислали через личный кабинет ИП или юрлица. Считается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Сроки ответа на требования
Срок, в течение которого налоговики ждут от вас ответ, указывают в требовании. Например, документы нужно передать в течение:
- 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
- 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Срок исполнения требования об уплате — 8 рабочих дней, если в нём не указан более длительный срок.
Как отвечать на требования
На любые письменные требования налоговой нужно ответить в указанный срок. На одни можно отвечать в свободной форме, на другие — только по установленной форме.
Если не успеваете подготовить документы
Если на проверку запросили много документов, и вы понимаете, что не успеете их подготовить, нужно письменно сообщить об этом в ИФНС в течение рабочего дня, следующего за получением требования. Отправьте в налоговую уведомление о невозможности представления документов в установленные сроки, в котором укажите:
- почему вам нужно больше времени на подготовку;
- дату, до которой вы их отправите (ограничений нет, ставьте любой разумный срок).
В течение двух дней вы получите решение, в котором вам либо продлят срок, либо откажут. Инспекторы не обязаны учитывать ваши обстоятельства, решение они примут на своё усмотрение. На сколько дней продлить срок налоговики тоже решают сами.
Налоговая запросила документы, которых нет
Такое же уведомление нужно отправить, если налоговая требует документы, которых у вас нет после пожара, наводнения, изъятия в ходе следствия и по другим не зависящим от вас причинам. Но факт их отсутствия нужно подтвердить документально.
Бывает, что ИФНС ошибочно запрашивает документы по контрагенту, с которым вы никогда не работали. В этой ситуации тоже лучше уведомить инспекцию, почему вы не можете их передать. Ответить нужно в первый рабочий день после получения требования.
У вас требуют документы повторно
Если ИФНС запросила у вас документы, которые вы уже предоставляли в рамках этой же проверки, ещё раз отправлять их не нужно. Но на такое требование всё равно нужно ответить — уведомить, почему вы не передаёте документы. Отправить уведомление нужно в срок, установленный для передачи запрошенных документов. Есть исключения. Повторно документы всё же придётся отправить, если:
- ИФНС потеряла их из-за обстоятельств непреодолимой силы, например, пожара или наводнения;
- вы передавали ИФНС оригиналы, которые вам потом вернули.
Налоговая запросила документы за период старше 3 лет
ИФНС может требовать документы по контрагенту за любой период. Тут не действует правило о том, что проверять могут только за 3 предыдущих календарных года. Не давать документы можно лишь в случае, если прошёл срок хранения и они уже уничтожены. В этом случае тоже нужно уведомить ИФНС, по какой причине у вас их больше нет.
Как подготовить бумажные копии документов
Запрашиваемые копии документов можно передать в налоговую лично или через уполномоченного представителя, отправить по почте заказным письмом. Можно отправить сканы — по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Бумажные копии нужно предварительно подготовить по правилам ФНС.
- Все документы раскладывают так, чтобы каждая пачка не превышала 150 листов. Исключение — многостраничный документ, его делить на части не нужно
- Листы в каждой отдельной пачке нумеруют, начиная с «1».
- В пачке документов делают сбоку по 2 — 4 прокола и прошивают толстой иглой с прочной нитью. Концы нитей выводят на оборотную сторону последнего листа, делают узел и заклеивают прямоугольником из бумаги размером примерно 4-6 см на 4-5 см — это наклейка для заверительной надписи.
- Сшивать документы нужно крепко, но так, чтобы было видно всю информацию на листах и можно было делать читаемые копии каждого листа.
- На бумажной наклейке нужно написать должность того, кто заверяет документы, поставить его личную подпись, фамилию с инициалами, «Пронумеровано, прошнуровано» — количество листов (цифрами и прописью) и дату заверения. Печать ставят, если она есть.
Заверять документы для налоговой у нотариуса не надо. Это может сделать сам ИП, руководитель или его уполномоченный представитель.
Если документов немного, их можно не сшивать. Проставьте на них «Копия верна», должность, ФИО заверяющего, подпись и дату с печатью (если есть).
Передавать документы в налоговую нужно с сопроводительным письмом. Напишите в нём дату и номер требования, список документов с общим количеством листов. Вместо списка можно составить отдельную опись и приложить к письму. Если несёте документы в налоговую лично, сделайте второй экземпляр описи и попросите инспектора на нём расписаться.
Как ответить на требования о представлении пояснений
Пояснения пишут в произвольной форме и отправляют в электронном виде или на бумаге. Исключение — требование пояснений по ошибкам, противоречиям или несоответствиям в декларации по НДС, если вы обязаны сдавать её в электронном виде. Такие пояснения нужно отправлять только в электронном виде по утверждённому формату.
На требование пояснений по поводу ошибок и расхождений в отчётности в зависимости от ситуации нужно:
- сдать уточнённый отчёт, учитывая все замечания инспекции — если действительно были ошибки, занижающие налоги или страховые взносы;
- написать только пояснения — если указанные инспекторами недочёты не повлияли на сумму к уплате;
- сдать уточнённый отчёт, в которой частично исправить найденные налоговиками ошибки и приложить пояснения о том, что в остальном у вас всё верно.
К пояснениям можно дополнительно приложить бухгалтерские и налоговые регистры, справки и другие документы, подтверждающие ваши доводы (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Если в требовании не указано, какие конкретно ошибки и недочёты выявлены, оно считается незаконным. Пояснения по ним можно не давать. Но лучше сообщите об этом налоговикам письменно, чтобы избежать санкций.
Что будет, если не ответить на требование налоговой
Если вы проигнорировали требование о представлении документов или опоздали его выполнить, это считается налоговым правонарушением, за которое штрафуют:
- на 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- на 400 руб. за каждый документ, если в течение 12 месяцев уже было такое же нарушение (п. 4 ст. 114 НК РФ)
- на 300 — 500 руб. — должностное лицо организации (по решению суда).
За непредставление пояснений и информации организацию и ИП могут оштрафовать по ст. 129.1 НК РФ — на 5 тыс. руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф вырастет до 20 тыс. руб.
За отказ передать документы или пояснения по контрагенту или за опоздание с их передачей штрафуют по п. 2 ст. 126 НК РФ — на 10 тыс. руб.
Есть ещё один минус. Не отреагировав на требование, вы повышаете шансы на то, что к вам придут с проверкой. Непредставление налоговикам пояснений и документов — это один из общедоступных критериев отбора для включения организаций и ИП в план выездных проверок.
Консультация эксперта
В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.
***
Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.
При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.
Виды налоговых требований.
1. Требование о представлении документов (информации).
Этим требованием ИФНС запрашивает документы и информацию, необходимые для налогового контроля. Форма такого требования утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 17.05.2021) «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, …» {КонсультантПлюс}
2. Требование о предоставлении пояснений.
Его форма также утверждается Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 17.05.2021) {КонсультантПлюс}. Пояснения могут запрашиваться, например, при камеральной проверке, если проверяющие нашли ошибки или противоречия в декларации; проверяющие нашли несоответствия между сведениями в отчетности и данными, которые есть у них; вы заявили в уточненной декларации (расчете) сумму к уплате меньше, чем изначально; вы заявили в отчетности убыток; вы заявили льготы; вы заявили инвестиционный налоговый вычет в декларации по налогу на прибыль. Кроме того, пояснения могут запросить в рамках проведения налогового мониторинга.
3. Требование об уплате налога.
Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждено Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ (ред. от 01.06.2021) «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» {КонсультантПлюс}.
Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., — не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.
Действия при получении требования
Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.
В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.
Если требование вручили лично под расписку — дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Если требование направлено в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронного документооборота, датой получения такого требования считается дата, указанная в квитанции о приёме документа. Об этом сказано в пункте 10 Приказа ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ (ред. от 23.10.2020) «Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» {КонсультантПлюс}.
Здесь возникает вопрос, а в какой срок необходимо направить такую квитанцию? В соответствии с п.п. 5.1. п. 5 ст. 23 НК РФ, вы обязаны передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме требования в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом.
Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.
Ведение бухгалтерии на аутсорсинге. Весь функционал автоматизирован современными программными разработками, которые может предоставить компания «Что делать Консалт»
Штраф за несвоевременный ответ на требование
Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.
Требование о представлении документов:
- 200 руб. за каждый неподанный документ — если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
- 200 руб. за каждый неподанный документ — если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
- 10 000 руб. за непредставление документов — если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание — п. 2 ст. 126 НК РФ.
Требование о предоставлении информации:
- 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
- 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.
Требование о предоставлении пояснений:
- 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
- 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.
Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.
Требование об уплате налога:
- Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.
Основания для уменьшения штрафа
Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.
Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.
Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ — 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.
За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.
В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.
В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.
Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»
Обращаем ваше внимание на налоговый обзор правовых позиций высших судов за II квартал 2021 года. Самые важные дела из этого обзора Михаил Заплатников рассмотрел в выпуске программы «Бухгалтер Live»
Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru
Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.
Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?
Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).
Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.
Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.
Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок
Какие документы могут запросить налоговики
К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:
- При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
- При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
- Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
- Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.
Срок передачи данных в инспекцию
Если инспекторы затребовали документы самой компании в рамках налоговой проверки, подготовить и направить сведения нужно в течение 10 дн. Немного больший срок предоставляется КГН — 20 дн., и иностранным предприятиям — 30 дн. (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.
Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой
За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.
Штрафы по статье 126
В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:
- 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
- 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.
Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.
Санкции по ст. 129.1
По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:
- 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
- 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.
За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.
Обратите внимание!
Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.
Что еще может грозить нарушителям
Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.
Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.
Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.
Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:
- будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
- ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.
Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.
1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.
В каких случаях можно избежать штрафов?
Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.
Например:
- Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
- В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
- При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.
При этом важно не игнорировать ошибочный запрос, а направить вежливый мотивированный отказ со ссылками на положения НК РФ.
Если объем затребованных документов очень велик или по каким-то иным объективным обстоятельствам организация не в состоянии исполнить указание налоговиков вовремя — можно ходатайствовать о продлении срока (п. 3 ст. 93 НК РФ). Однако направить прошение об отсрочке необходимо не позже дня, следующего за днем получения запроса из ИФНС.
Можно ли снизить сумму штрафа
Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.
Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):
- нарушение допущено впервые;
- большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
- незначительность просрочки;
- нахождение части документации ОП в головной организации;
- одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.
При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.
В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.
Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.
В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.
Основания для запроса документов
«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.
Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).
Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке
Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.
Запросы при проверке контрагента
Порядок запроса у налогоплательщика информации о его контрагенте урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления запроса. Начнем с описания данной процедуры.
Направление требования
В подавляющем большинстве случаев инициатором запроса выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. К этому требованию должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В такой ситуации ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).
Внимание!
Указанная ситуация возможна вне зависимости от основания, по которому адресат запроса состоит на учете в ИФНС, выставившей требование. Это может быть учет по месту нахождения «обособки», недвижимости или учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему (постановление АС Дальневосточного округа от 15.05.18 № Ф03-1515/2018 по делу № А04-8106/2017).
Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы или информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если запрашиваются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).
В то же время следует учитывать, что отсутствие копии поручения не всегда признается грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) на том лишь основании, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если УФНС или суд сочтут его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.
Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО
Подать бесплатно
Содержание требования
Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности налоговиков. Дело в том, что Налоговый кодекс не установил для этого случая каких-либо ограничений по составу запрашиваемых документов (информации) или по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Поэтому в большинстве случаев споры по поводу содержания требования заканчиваются победой налоговиков.
Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).
Проверить контрагента на банкротство
А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС вправе потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).
При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы для проверки контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).
Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами
Попробовать бесплатно
Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судей, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление АС Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).
Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы, содержащие персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из этих норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 21.01.20 № 21). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. «Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику»).
Заказать услуги по защите персональных данных
Сведения по конкретной сделке
Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков направлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).
Составляйте договоры ГПХ по готовым шаблонам
Составить бесплатно
Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).
На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.
В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), в нем должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. «Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов»). При этом налоговики считают, что достаточно указать период времени, за который запрашиваются документы, а также их перечень, без каких-либо индивидуализирующих признаком (решение ФНС от 23.09.19 № КЧ-4-9/19237@; «Должен ли налогоплательщик представить документы по сделкам с контрагентом, если в требовании не указаны их реквизиты»?
Суды относятся к вопросу идентификации документов по сделке также достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18). Аналогичный вывод содержится и в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 04.03.21 № А45-15387/2020.
Внимание!
К запросу «по сделке» никакие поручения от других ИФНС не прилагаются. Это правило действует, даже если контрагент по сделке и получатель запроса состоят на учете в разных инспекциях (постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.03.21 № Ф04-421/2021 по делу № А45-17306/2020).
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 000 рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 000 рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). К аналогичному выводу пришли недавно и судьи АС Западно-Сибирского округа (постановление от 01.02.22 № А70-6808/202; см. «Суд подтвердил: за непредставление документов и информации инспекция вправе выписать два штрафа»). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
Внимание!
Облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов. Такой сервис встроен, в частности, в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Сервис дает возможность быстро загрузить и отправить отсканированные документы в инспекцию.
Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам
Откуда возникают претензии налоговой инспекции
Налоговые органы обладают большим объемом информации, которая поступает из внешних источников и от самих налогоплательщиков. Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет анализировать отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.
Распространена практика, когда ИФНС проводит налоговый контроль удаленно: через интернет запрашивает пояснения по выявленным фактам, истребует необходимые документы, предлагает налогоплательщикам самостоятельно исправить ошибки и представить уточненную декларацию.
Налоговые органы направляют в адрес большое количество требований о представлении пояснений и документов — более 5 млн в год.
ФНС России планирует значительно сократить их количество, исключив те, что направлять нецелесообразно (Доклад руководителя ФНС России Даниила Егорова на XVIII Всероссийском налоговом форуме 13.12.2022).
В каких случаях налоговая инспекция может направить требование
Все права налоговых органов по направлению требований представить документы и пояснения регламентирует Налоговый кодекс. Это в полной мере относится не только к налогам, но и к страховым взносам (п. 2.1 ст. 31 НК РФ).
Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.
Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог
Это один из самых распространенных случаев.
Что может налоговая инспекция: запросить пояснения либо предложить налогоплательщику самостоятельно исправить ошибку и представить уточненную декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
По какой форме налоговая вышлет требование: форма «Требование о представлении пояснений» приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
- Его обязанность — представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил ошибку, и представить уточненную налоговую декларацию.
- Его право, но не обязанность — приложить к пояснениям документы.
Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы
Что может налоговая инспекция: при камеральной проверке налоговая вправе потребовать не только пояснения, но и документы. Но только в случаях, указанных в ст. 88 НК РФ:
- в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
- представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
- в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
- представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
- выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия;
- проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов, — запрашиваются документы, связанные с исчислением этих налогов;
- установлены противоречия сведений деклараций по НДС (единой, УСН, ЕСХН) и данных по прослеживаемым товарам — можно истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.
По какой форме налоговая представит требование: форма «Требование о представлении документов (информации)» утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Способы вручения требования (п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ):
Способ вручения требования |
Срок, когда налогоплательщик получил требование |
---|---|
1. Лично налогоплательщику или его представителю под расписку |
День вручения требования |
2. По почте заказным письмом |
Шестой день с даты отправки |
3. Через интернет:
|
|
4. Через МФЦ |
Следующий рабочий день после получения его МФЦ |
Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверок:
- при выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ);
- при камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.
Обратите внимание на то, что указано в требовании: в требовании о представлении документов в связи камеральной проверкой декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ. Она указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов.
Если указана только ст. 93 и из требования видно, что документы нужны в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:
- временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
- перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ.
Если есть еще и ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине: налоговой нужна информация в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.
Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: представить истребуемые документы в течение 10 дней.
Бесплатные вебинары в Контур.Школе
Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика
Расписание вебинаров
Специальные сроки представления документов по требованиям:
- для консолидированной группы налогоплательщиков — 20 дней;
- для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, — 30 дней;
- по декларации, в которой заявлена ставка НДС 0%, — 30 дней (кроме услуг tax-free, по которым установлен срок 20 дней).
Если налогоплательщик не может представить документы в срок: уведомьте об этом налоговый орган не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, это не гарантирует, что вам продлят сроки. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать вам. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.
Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у организации запрашивает документы, так как она его контрагент или обладает информацией, связанной с проверяемым
Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Требование направляет налоговая инспекция, в которой организация состоит на учете. Она действует по поручению инспекции, проверяющей плательщика, по которому и запрашиваются документы.
Особенность: в требовании будет две ссылки — на ст. 93 НК, где установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для запроса документов.
Форма требования предполагает, что налоговая должна указать, по какой конкретно проверке запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.
По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на конкретное контрольное мероприятие носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.
Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: исполнить требование в пять дней. Срок могут продлить, если налогоплательщик направит уведомление, что невозможно исполнить требование в установленное время.
Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки
Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в нем расплывчатая: можно запрашивать документы, когда «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.
Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам: представить документы надо в течение 10, а не 5 дней.
Пункты 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают еще два основания:
- Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
- Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.
Эти случаи не так распространены, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.
Что делать, если пришло требование от налоговой инспекции
Определите основание, по которому направлено требование. Если налоговая требует пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/628@), направляйте в налоговую именно пояснения, а не документы. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили в декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.
Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:
- Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичку по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и пр. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
- Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики могут запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.
Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.
Представлять или нет документы, если налоговики превысили свои полномочия
Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:
- 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.
1. Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.
2. Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:
- запросить у этой инспекции пояснения по действиям;
- обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.
Наиболее эффективное действие — официально направить жалобу в порядке ст. 139 НК РФ.
Бесплатные вебинары в Контур.Школе
Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика
Расписание вебинаров
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п. 1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить показатели своей деятельности.
3. Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию в дальнейшем. Будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.
Права налогоплательщика при камеральной проверке
Комментирует Юлия Шиляева, налоговый юрист, руководитель налогово-правового направления АБ «ЮРКОМПЭКС», ведущая программы повышения квалификации в Контур.Школе по теме «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС»:
Ниже в разделе «Шпаргалка» вы найдете полезную подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.
- Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
- Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Истребование документов. Подборка судебных решений и писем
414.6 КБ
Скачать
Дата публикации: 17.03.2014 12:30 (архив)
С 2014 года вступили в силу новые правила проведения камеральных проверок. В частности, изменениям подверглись правила о предоставлении дополнительных документов и сведений.
Так, втрое увеличилось количество случаев, когда от налогоплательщика можно потребовать пояснения. Однако законодатель не указал, что же конкретно считается пояснениями. В результате под видом пояснений налоговые органы нередко требуют дополнительные документы.
Назовем новые правила
Поправки в статью 88 НК РФ, регулирующую порядок проведения камеральных проверок, были внесены Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Инспекторы получили право требовать от налогоплательщика пояснения не в одном, а в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):
1. Если при «камералке» выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа (представленных налогоплательщиком или полученных в ходе налогового контроля).
2. При представлении «уточненки» с суммой налога к уменьшению;
3. При предоставлении декларации, в которой заявлен убыток.
Для представления пояснений по любому названному основанию, установлен единый срок — 5 рабочих дней после получения от налоговой инспекции соответствующего требования.
Что такое пояснения?
Налоговый кодекс не дает четкого ответа на самый главный вопрос: что же такое эти пояснения? Могут ли эти пояснения быть, к примеру, устными? Или могут ли инспекторы под видом пояснений запрашивать дополнительные документы?
Обратите внимание: важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации — вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Но в этом случае инспекция присылает официальное уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.
Пояснениям налогоплательщика в рамках «камералки» целиком посвящен пункт 3 статьи 88 НК РФ. А про истребование документов в рамках камеральной проверки говорится в других пунктах этой же статьи: 6, 8, 9 и так далее. Из этого следует, что законодатель четко отделил право налоговой инспекции требовать документы от права требовать пояснения. А значит, логично предположить, что пояснения и документы, как говорится, «две большие разницы».
Подтверждением этого вывода может служить и пункт 4 статьи 88 НК РФ, в котором говорится буквально следующее: «Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».
Как видим, здесь законодатель противопоставил пояснения и документы, сделав это в пределах одного пункта статьи 88 НК РФ. При этом законодатель четко указал: если инспекция требует именно пояснения, то представление документов — это право, а не обязанность налогоплательщика. На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов.
Письменно или устно?
Перейдем теперь к следующему вопросу: как должны быть оформлены пояснения? Налоговый кодекс разъяснений по этому вопросу не содержит. Но из того противопоставления пояснений и документов, о котором мы говорили чуть выше, следует, что пояснения вовсе не обязательно должны быть письменными.
Ведь документ, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Право использовать это определение в налоговых целях нам дает статья 11 НК РФ, поскольку своего определения термина «документ» Налоговый кодекс не содержит.
Выходит, что, получив от инспекции требование представить пояснения, налогоплательщик может действовать по любому из трех сценариев.
Во-первых, подготовить письменные пояснения и направить их в налоговую инспекцию. Во-вторых, придти/позвонить в инспекцию и сообщить свое мнение проверяющим устно. В-третьих, дополнить свои пояснения (как устные, так и письменные) какими-либо подтверждающими документами.
Пояснения не представлены
Налоговый кодекс установил пятидневный срок для предоставления налогоплательщиком своих пояснений. Нормы, устанавливающей ответственность за непредставление пояснений, НК РФ не содержит. Если организация проигнорирует требование о представлении пояснений, инспекция должна будет действовать по общему алгоритму камеральных проверок.
А именно: при обнаружении нарушения налогового законодательства будет составлен акт проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ, на основании которого в дальнейшем может быть принято решение о доначислении налогов, пеней и привлечении к ответственности.
Пояснения представлены с опозданием
В Налоговом кодексе прямо не указано, что истечение пятидневного срока, отведенного на представление пояснений, делает их представление невозможным. Другими словами, срок этот не пресекательный. Значит, подать документы можно и за пределами.
Более того, в пункте 5 статьи 88 НК РФ сказано, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И при этом никаких ограничений или исключений по документам, представленным с нарушением пятидневного срока, эта норма не устанавливает. В итоге получаем, что если налогоплательщик успел представить свои пояснения и документы до завершения проверки и (или) составления акта, то инспекторы обязаны их рассмотреть.