У истоков инноваций
В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания — периодический закон химических элементов, — выдвинул идею использовать трубопровод для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.
Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в мешках из цельной шкуры животных и бочках на телегах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.
Трубу видно с Шаболовки
Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».
Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2023 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, — 145 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.
Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник — В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную Шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.
И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. тонн в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для транспортировки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.
Магистральная эра
Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку — Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. тонн в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.
До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп — Краснодар, Калужская — Афипская и Махачкала — Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.
Первые советские
Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный — Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку — Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир — Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный — Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев — Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.
В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай — Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек — Грозный и Гора — Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.
Для фронта и тыла
Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха — Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань — Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку — Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.
В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
От Волги до Байкала
Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы — Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль — до Бугуруслана.
В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.
С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы — Уфа, Шкапово — Ишимбай, Миннибаево — Ромашкино — Бавлы, Ромашкино — Клявлино, Альметьевск — Ромашкино — Куйбышев, Бугуруслан — Куйбышев, Куйбышев — Саратов, Покровское — Сызрань, Софийск — Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек — Суат — Грозный — первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.
К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы — Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы — Омск, Омск — Новосибирск и Новосибирск — Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы — Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.
Испытание «Дружбой»
В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.
В 1962 году в отношении СССР рядом западных стран были введены санкции, предусматривающие в том числе эмбарго на поставку труб большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Однако уже в марте 1963 года с конвейера Челябинского трубопрокатного завода сошла первая партия аналогичных труб отечественного производства. На одной из них появилась памятная надпись — «Труба тебе, Аденауэр!!!», адресованная тогдашнему канцлеру ФРГ. Фотография рабочих ЧТПЗ на фоне этой трубы облетела мировую прессу и вошла в историю трубопроводного транспорта. А сами трубы впоследствии использовались в строительстве «Дружбы».
К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.
Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.
Прирастать Сибирью
В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн тонн нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.
И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим — Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык — Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск — Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн тонн сырья в год.
Рекорды на фоне застоя
К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн тонн углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.
За девятую пятилетку (1971 — 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов — почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык — Уфа — Курган — Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев — таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев — Тихорецкая — Новороссийск.
В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса — Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск — Курган — Куйбышев и Холмогоры — Сургут.
Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн тонн жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн тонн в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут — Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.
Ветер перестройки
К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск — Конда, Уренгой — Холмогоры, Чимкент — Чарджоу, в 1990 году — нефтепровод Тенгиз — Гурьев — Астрахань — Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.
В это время Главтранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».
Ежегодно Главтранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки – 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.
Эпоха возрождения
Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.
Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть», а на базе бывшего аппарата главка — ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».
Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.
В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получило и ОАО «АК «Транснефть».
Динамичные нулевые
Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку — Тихорецк — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершило строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная — Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.
Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн тонн в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн тонн нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн тонн. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн тонн, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн тонн нефти в год.
В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса — Ухта до 23 млн тонн нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».
Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.
Курс на восток
2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, — подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. — Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».
Одновременно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.
Время новых возможностей
Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.
В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе — Самотлор (протяженность — 429 км, мощность — 25 млн тонн в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.
Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье — Пурпе (мощность — до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность — 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.
В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет, трасса которого должна была пройти в основном по территории Красноярского края. Строительство нефтепровода позволило приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.
В 2016 году в рамках реализации проекта завершено строительство магистрального нефтепровода пропускной способностью 8,6 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 15 млн тонн в год), включающего в себя объекты линейной части, строительство новых и расширение существующих нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком, объекты внешнего электроснабжения, объекты эксплуатации и инфраструктуры.
Глобальная модернизация
В рамках проекта «Север» Компанией реализована возможность транспортировки дизельного топлива в направлении порта Приморск по магистральным трубопроводам в объёме до 25 млн тонн в год.
Первый этап проекта, обеспечивающий увеличение объёма транспортировки дизельного топлива до 15 млн тонн в год, завершён в 2016 году. В рамках расширения выполнено строительство и реконструкция перекачивающих станций, а также перевод магистральных трубопроводов Ярославль — Кириши — 2 и Кириши — Приморск с транспортировки нефти на транспортировку дизельного топлива.
В 2018 году завершен второй этап реализации проекта «Север» с увеличением объёма транспортировки дизельного топлива с 15 до 25 млн тонн в год. В рамках расширения выполнено строительство новых и реконструкция существующих нефтепродуктопроводов, перекачивающих станций, а также перевод магистрального нефтепровода Горький — Ярославль под перекачку нефтепродуктов.
В 2017 году завершена реализация первого этапа проекта «Юг».
Работы по реконструкции магистральных трубопроводов на участке Тихорецк — Новороссийск проводились для увеличения пропускной способности до 6 млн тонн в год. В рамках реализации первого этапа выполнено соединение существующих лупингов со строительством 90 км линейной части трубопровода, строительство новой и реконструкция существующих перекачивающих станций, строительство и реконструкция резервуаров общей емкостью 70 тыс. м3.
В рамках второго этапа осуществлялось строительство магистрального нефтепродуктопровода на участке Волгоград — Тихорецк пропускной способностью до 6 млн тонн в год. В рамках реализации второго этапа выполнено строительство трубопровода протяженностью 495 км, строительство новых перекачивающих станций с объемом резервуарного парка общей емкостью 80 тыс. м3 и сливной железнодорожной эстакады.
Основные объекты для обеспечения транспорта нефтепродуктов, объекты эксплуатации и инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2017 году — обеспечена возможность приема дизельного топлива производства Волгоградского НПЗ в объёме до 4 млн тонн ежегодно и его транспортировки по системе магистральных нефтепродуктопроводов в порт Новороссийск.
В 2018 году завершено строительство сливной железнодорожной эстакады на ГПС «Тингута», позволяющей принимать в систему магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» до 2 млн тонн нефтепродуктов ежегодно с дальнейшей их транспортировкой в направлении порта Новороссийск.
На полную мощность
В рамках поэтапного увеличения пропускной способности ВСТО выполнено строительство новых и проведена реконструкция действующих перекачивающих станций.
В 2019 году ТС ВСТО на участке от головной перекачивающей станции «Тайшет» до перекачивающей станции «Сковородино» выведена на максимальную проектную мощность 80 млн тонн в год, а на участке от перекачивающей станции Сковородино до порта Козьмино на максимальную проектную мощность 50 млн тонн в год.
Фундамент энергетической безопасности страны
Основные приоритеты ПАО «Транснефть» на ближайшие годы — это инновационное развитие производственной деятельности и повышение уровня надежности, промышленной и экологической безопасности, энергоэффективности системы магистральных трубопроводов.
Важнейшими направлениями развития определены цифровизация и импортозамещение. Компания переходит на использование отечественного программного обеспечения и аппаратных средств во всех сферах деятельности. Особенное внимание уделяется системам цифрового диспетчерского управления и мониторинга инфраструктуры, информационной безопасности, киберзащиты.
Полное наименование: Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть».
Сокращенное наименование: ОАО «АК «Транснефть».
Наименование на английском языке: Oil Transporting Joint Stock Company «Transneft».
Сокращенное наименование на английском языке: JSC «Transneft».
Юридический адрес: 119180, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57.
ИНН:7706061801
КПП:770601001
ОГРН: 1027700049486
ОКПО:44463
Уставной капитал: 7 101 722 руб.
Общее количество акций: 7 101 722 шт.
Количество обыкновенных акций: 5 546 847 шт.
Номинальная стоимость обыкновенных акций: 1 руб.
Учредитель: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации.
Доля Российской Федерации: 78,1057%.
Держатель реестра акционеров: ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.».
История
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 96 от 5 февраля 1970 г. было создано Главное производственное управление по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР. На него были возложены функции по приемке нефти от нефтепромыслов и поставке ее потребителям, включая экспорт за пределы бывшего СССР. Главное производственное управление «Главтранснефть» было ликвидировано в 1991 г. одновременно с упразднением Министерства нефтяной промышленности СССР.
ОАО «АК «Транснефть» учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 №810.
Транспортировка российской нефти по системе ОАО «АК «Транснефть» в 2014 г.
составила 87,6% от общего показателя добычи нефти на территории Российской Федерации, что определяет доминирующее положение компании в области транспортировки нефти.
Профиль деятельности
Основной вид деятельности: по ОКВЭД 60.30.1 «Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов».
Иные виды деятельности:
- Оказание услуг в области транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределами;
- Привлечение и осуществление инвестиций в развитие системы магистрального нефтепроводного транспорта, в том числе сферы производства товаров, работ и услуг по обслуживанию системы магистральных нефтепроводов, с целью поддержания нормативного рабочего состояния, повышения эффективности и безопасности их работы;
- Осуществление научно-технической, производственно-хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, в том числе посреднической, на территории Российской Федерации и за ее пределами;
- Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны;
- Транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
- Хранение и реализация нефти, газа и продуктов их переработки.
Органы управления и контроля
Подведомственность: Министерство энергетики Российской Федерации.
Общее собрание акционеров: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Совет директоров (7 чел.):
2013-2014 Варниг Маттиас, Вьюгин Олег Вячеславович, Гришанков Михаил Игнатьевич,
Катькало Валерий Сергеевич, Мишарин Александр Сергеевич, Токарев Николай Петрович, Шматко Сергей Иванович.
2014-2015 Варниг Маттиас — Председатель, Вьюгин Олег Вячеславович, Гришанков Михаил Игнатьевич, Катькало Валерий Сергеевич, Мишарин Александр Сергеевич, Токарев Николай Петрович, Молодцов Кирилл Валентинович.
2015-н.в. — Варниг Маттиас, Токарев Николай Петрович, Гришанков Михаил Игнатьевич, Катькало Валерий Сергеевич, Чилингаров Артур Николаевич, Клебанов Илья Иосифович, Новак Александр Валентинович.
Коллегиальный исполнительный орган (правление) (11 чел.):
Токарев Николай Петрович, Гришанин Максим Сергеевич, Лисин Юрий Викторович, Андронов Сергей Александрович, Барков Михаил Викторович, Король Борис Михайлович, Маргелов Михаил Витальевич, Ревель-Муроз Павел Александрович, Рушайло Владимир Борисович, Сапсай Алексей Николаевич, Шарипов Рашид Равелевич.
Единоличный исполнительный орган (президент):
2007-н.в. — Токарев Николай Петрович.
Ревизионная комиссия (3 чел.):
2013-2014 — Зенков Олег Сергеевич, Слигун Наталья Анатольевна, Югов Александр Сергеевич.
2014-2015 — Зенков Олег Сергеевич, Слигун Наталья Анатольевна, Сергейчук Виталий.
2015-2016 — Зенков Олег Сергеевич, Трегубенко Ольга Леонидовна, Шумов Павел Геннадьевич Юрьевич.
2016-н.в. — Зенков Олег Сергеевич, Шумов Павел Геннадьевич Юрьевич, Гладков Александр Алексеевич.
Аудитор: ЗАО «КПМГ».
Финансово-экономическое состояние
Основные финансово-экономические показатели ОАО «АК «Транснефть» за 2011 — 1-е полугодие 2016 гг.
Штатная численность работников: средняя численность работников на 30 июня 2016 г. — 1 213 человек.
Контакты
Эл. почта: transneft@ak.transneft.ru
Тел.: (495) 950-81-78
Факс: (495) 950-89-00
Адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57
Сайт работает в тестовом режиме.
Работы завершатся в ближайшее время
Полное название:
Публичное акционерное общество «Транснефть»
Отрасль:
Нефтегазовая промышленность
Руководство:
Токарев Николай Петрович
- На этой странице:
- История
- Чем занимается
- Финансовые показатели
- Владельцы
- Руководство
- Ключевые персоны
- География работы
- Реквизиты
История
Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”» было учреждено постановлением правительства от 14 августа 1993 года. В 2001 году компания завершила строительство нефтепровода Суходольная—Родионовская. В 2006-2009 годах состоялось сооружение первой очереди проекта Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) протяженностью 2,6 тыс. км. В 2007 году началась интеграция АО «Транснефтепродукт» в систему группы «Транснефть», закончившаяся в 2015 году. В 2011 году компания ввела в эксплуатацию нефтепровод Пурпе—Самотлор. В 2016 году «Транснефть» завершила строительство первого этапа проекта «Север».
Чем занимается
ПАО «Транснефть» является государственной транспортной монополией, оператором магистральных нефтепроводов, крупнейшей в мире трубопроводной компанией. Эксплуатирует более 68 тыс. км магистральных нефтепроводов, насчитывает более 500 насосных станций. Транспортирует свыше 85% российской нефти.
Руководство
Токарев Николай Петрович
Должность: Президент, председатель правления
Дата начала полномочий:
15 октября 2007 года
Ключевые персоны
Токарев Николай
Должность: Президент, председатель правления
В 80-х и 90-х годах работал в горнорудной промышленности, в управлении делами президента РФ. С 1999 по 2000 годы был руководителем службы безопасности ОАО «АК «Транснефть». С 2000 по 2007 годы был генеральным директором государственного предприятия «Российское внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть» (с 2004 года – ОАО «Зарубежнефть»). С 15 октября 2007 года — президент ПАО «Транснефть».
Новак Александр
Должность: Председатель совета директоров
С 2002 по 2008 годы работал в администрации Красноярского края заместителем губернатора, председателем правительства. С 2008 по 2012 годы был заместителем министра финансов РФ. С мая 2012 года является министром энергетики РФ. В августе 2015 года избран председателем совета директоров ПАО «Транснефть».
География работы
Трубопроводы компании проходят по территории России. Основные нефтепроводы: Дружба, Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Пурпе-Самотлор, Балтийская трубопроводная система (БТС). Под контролем холдинга находятся порты Козьмино на Дальнем Востоке и Приморск на Балтийском море.
Реквизиты
Адрес:
119180, г. Москва, ул. Полянка Б., д. 57
ОГРН:
1027700049486
ИНН:
7706061801
ОАО «АК «Транснефть» | |
Тип |
Открытое акционерное общество |
---|---|
Листинг на бирже |
ММВБ: TRNFP |
Год основания |
1993 |
Расположение |
|
Ключевые фигуры |
Маттиас Варниг (председатель совета директоров) |
Отрасль |
Топливно-энергетический комплекс |
Продукция |
транспорт |
Оборот |
▲ 447,5 млрд руб., (МСФО, 2010 год) |
Чистая прибыль |
▲ 119,2 млрд руб. (МСФО, 2010 год)[1] |
Число сотрудников |
84 тыс. (2008 год) |
Сайт |
www.transneft.ru |
«Трансне́фть» (ММВБ: TRNFP, РТС: TRNFP ) — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве.
Основные направления деятельности[2]:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
- диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
- обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.
«Транснефти» принадлежит около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти[3].
Содержание
- 1 История
- 1.1 Восточный нефтепровод
- 1.2 Каспийский трубопроводный консорциум
- 1.3 Слияния и поглощения
- 2 Собственники и руководство
- 3 Деятельность
- 3.1 Структура компании
- 3.1.1 Транспортировка нефти
- 3.1.2 Транспортировка нефтепродуктов
- 3.2 Основные нефтепроводы
- 3.3 Основные продуктопроводы
- 3.4 Текущие проекты
- 3.5 Прочие активы
- 3.6 Показатели деятельности
- 3.7 Фотогалерея
- 3.1 Структура компании
- 4 Логотип и смена фирменного стиля
- 5 Аварии на объектах компании
- 5.1 Разлив нефти под Новосибирском
- 5.2 Разлив нефти под Ленском
- 6 Критика
- 6.1 Информационная закрытость
- 6.2 Строительство Восточного нефтепровода
- 6.3 Благотворительная деятельность
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
История
Строительство нефтепровода Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, 70е годы
В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти[4]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод «Дружба» (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России)[5].
Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года.
Восточный нефтепровод
28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России[6]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.
2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию предусмотрен в 4 квартале 2012 года.[7].
Каспийский трубопроводный консорциум
В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, находящихся в федеральной собственности.
Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.
Слияния и поглощения
В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости» почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры называемого другом премьер-министра России Владимира Путина предпринимателя А. Р. Ротенберга (получил около $500 млн)[8].
Собственники и руководство
100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[9]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос» и «Нафта-Москва», но они продали их неизвестным лицам.
16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».
Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Маттиас Варниг.
Деятельность
«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года)[10].
Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).
Структура компании
Компания управляет следующими дочерними обществами[11]:
Транспортные организации | Сервисные организации | Вспомогательные организации | Доверительное управление |
---|---|---|---|
Транспортировка нефти
Транспортировка нефтепродуктов
|
|
|
|
Основные нефтепроводы
- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год)
- Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)
- Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)
- Нефтепровод Баку — Новороссийск
- Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе
Основные продуктопроводы
- Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
- Нефтепродуктопровод Южный
Текущие проекты
Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди)[7]. Также среди крупнейших текущих проектов:
- Балтийская трубопроводная система-II (35 млн т. в год)
- Вторая очередь НПП Северный (увеличение мощности до 17 млн т. в год)
- Мурманский нефтепровод
- Заполярье — Пурпе — Самотлор[12]
- Тихорецк — Туапсе-2 (12 млн т. в год)[13]
- Расширение КТК (67 млн т. в год)[14]
Прочие активы
«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты[8].
Показатели деятельности
За 2005 год трубопроводами компании было перекачано 453,8 млн тонн нефти. Запасы нефти в системе трубопроводов по состоянию на 30 сентября 2005 года составляли 27,3 млн тонн.
За 2006 год трубопроводами компании было перекачано 458,5 млн тонн, в том числе на экспорт было сдано 251,6 млн тонн, что на 2,2 млн тонн выше показателя 2005 года[15].
Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2007 год — 221,9 млрд руб. (за 2006 год — 202,4 млрд руб.), чистая прибыль — 64,7 млрд руб. (54,9 млрд руб.). Выручка по российским стандартам в 2006 году — 194,5 млрд руб., чистая прибыль — 3,5 млрд руб[10][16].
Фотогалерея
-
Спецморнефтепорт Приморск
-
Нефтепровод «Россия-Китай»
-
Морской терминал в г. Новороссийске
-
Спецморнефтепорт Козьмино
Логотип и смена фирменного стиля
С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также была деформирована. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику будет завершен до конца 2012 года[17].
-
Старый логотип
-
Новый логотип с 2012 года
Аварии на объектах компании
Разлив нефти под Новосибирском
В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти[18]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково[19]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы“, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается»[18].
Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ[20].
Разлив нефти под Ленском
20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт[21]. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров[21]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации[21]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода[22].
В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены[23]. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории[22].
Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла[24]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу»[25]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.
Критика
Информационная закрытость
«Транснефть», контролирующая общероссийскую систему нефтепроводов, неоднократно критиковалась за нехарактерную для публичной компании информационную закрытость[26]. В частности, известный блогер Алексей Навальный, являющийся миноритарным акционером компании, неоднократно пытался получить различные документы о деятельности компании, включая протоколы заседаний совета директоров[27]. Президент компании Николай Токарев в 2008 году заявлял: «Мне абсолютно все равно, как они [привилегированные акции] котируются, сколько стоят». Во второй половине 2011 года компания изменила ориентиры в этой области, официально заявив о принятии курса на диалог с инвесторами и рост капитализации (по мнению экспертов, это стало одной из причин укрепления курса акций «Транснефти» осенью 2011 года)[28].
Строительство Восточного нефтепровода
В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[6]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия[6]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[6]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО[6][29]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов»[30][6][29]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело[31][32][33].
16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[34]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[35] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти»[35]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ[36][37][38][39][40][41].
Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[42]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО»[43].
Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[30]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[44]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[45] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей[33]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[46]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено[33].
29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура[47]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой»[48][49][50].
Благотворительная деятельность
Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»)[9]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб.[51], в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб.[52]
«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным, являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств[53][51].
В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет руководитель Управления делами Президента России Владимир Кожин)[54].
Примечания
- ↑ Чистая прибыль «Транснефти» по МСФО в 2010 г. составила 119,2 млрд руб.
- ↑ Основные направления деятельности // transneft.ru
- ↑ Транснефть: о компании // transneft.ru (Проверено 24 февраля 2011)
- ↑ Первый российский нефтепровод //
- ↑ ОАО «МН «Дружба» //
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Ъ-Газета — успокоили спецкорреспондента отдела бизнеса Дениса Ъ-Реброва
- ↑ 1 2 ВСТО-2 // transneft.ru
- ↑ 1 2 Елена Мазнева, Анастасия Дагаева, Оксана Гавшина. Миллиард на премию // Ведомости, 27.01.2011, № 13 (2779) (Проверено 27 января 2011)
- ↑ 1 2 Ирина Малкова. Кому помогает «Транснефть» // Ведомости, № 82 (2352), 07 мая 2009
- ↑ 1 2 Елена Мазнева. Смена курса // Ведомости, № 141 (2163), 31 июля 2008
- ↑ Организации системы «Транснефть» //
- ↑ Заполярье — Пурпе — Самотлор // transneft.ru
- ↑ Тихорецк — Туапсе-2 // transneft.ru
- ↑ Расширение КТК // transneft.ru
- ↑ Аналитики: Смена руководства «Транснефти» пошла бы компании на пользу
- ↑ Вера Сурженко. $16,4 млрд за две трубы // Ведомости, № 141 (1915), 1 августа 2007
- ↑ В ОАО «АК „Транснефть“ введена новая корпоративная символика
- ↑ 1 2 „Следов экологической катастрофы на реке Балта не видно“
- ↑ YouTube: Транснефть: катастрофа под Новосибирском
- ↑ Росприроднадзор снял претензии к «Транснефти» из-за аварии на нефтепроводе Омск-Иркутск
- ↑ 1 2 3 Из нефтепровода ВСТО произошла утечка 450 кубометров нефти. rg.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС (21 января 2010 г.). Проверено 21 января 2010.
- ↑ 1 2 В Якутии аварийные работы на трубопроводе Восточная Сибирь завершатся 28 января. Вести (25 января 2010 г.). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 25 января 2010.
- ↑ Александр Тутушкин, Иван Васильев. Первая утечка // Ведомости, 22.01.2010, 10 (2528)
- ↑ «Транснефть» использует дуршлаг
- ↑ «Транснефть» опровергла информацию об аварии на ВСТО — 19 Февраля 2010 — Уххан сирэ
- ↑ Продать «Транснефть», www.finansmag.ru. Проверено 21 ноября 2011.
- ↑ Иван Трефилов.. Гражданин Навальный рассекретил госкомпании, www.svobodanews.ru. Проверено 21 ноября 2011.
- ↑ Оксана Гавшина, Антон Трифонов.. Инвесторы обнаружили, что «Транснефть» чудесно преобразилась, www.vedomosti.ru. Проверено 21 ноября 2011.
- ↑ 1 2 Счетная палата Российской Федерации
- ↑ 1 2 Степашин: при строительстве ВСТО не похищали $4 млрд
- ↑ С Вайнштока сняли ауру молчания // wek.ru, 30.04.2010.
- ↑ Вайншток, Семен // Лентапедия
- ↑ 1 2 3 Счётная палата без работы не остаётся // Парламентская газета, 26 марта — 1 апреля 2010
- ↑ NEWSru.com Навальный обнародовал данные о строительстве ВСТО: под этот проект у россиян украдено 4 млрд долларов. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2010.
- ↑ 1 2 Навальный: сумма хищений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей // Газета.ру 16.11.2010.
- ↑ Яндекс. Новости о скандале вокруг ВСТО
- ↑ Навальный обвинил «Транснефть» в растрате
- ↑ Навальный обнародовал часть засекреченного доклада о «распилах» в «Транснефти»
- ↑ Навальный: сумма финансовых нарушений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей
- ↑ Блогер Алексей Навальный опубликовал в ЖЖ собственное расследование деятельности «Транснефти»
- ↑ «Навальный — это хобби» www.vz.ru
- ↑ Блогер Навальный: в «Транснефти» похитили более $4 млрд // Николай Воронин, BBC, 17 ноября 2010 года
- ↑ Глава «Транснефти»: Навальный действует, как деревенский дурачок // vesti.ru (Проверено 1 марта 2011)
- ↑ Алексей Навальный Все спрашивают комментарий по этому поводу. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 18 ноября 2010.
- ↑ Аудитор Счетной палаты: шумиха вокруг ВСТО, возможно, поднята по заказу
- ↑ Алексей Навальный Счётная палата: Украли совсем немножно. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 20 ноября 2010.
- ↑ Путин пообещал проверить заявление Навального о «распилах» в «Транснефти» // Lenta.ru от 30.12.2010
- ↑ Путин о Тимченко: «Я никогда не лез в его дела» :: Статьи :: РБК daily
- ↑ Путин защитил «Транснефть» от обвинений в хищениях // Lenta.ru, 28-09-2011
- ↑ Владимир Путин: «Транснефть» чиста// rufox.ru 28/09/2011
- ↑ 1 2 Анна Перетолчина. Отдала $100 млн // Ведомости, № 100 (2618), 03 июня 2010
- ↑ Елена Мазнева, Оксана Гавшина. Улица «Транснефти». // Ведомости, 07.06.2011, № 102 (2868). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 7 июня 2011.
- ↑ Миноритарии «Транснефти» заставили милицию проверить, на что компания жертвует деньги // polit.ru (Проверено 3 июня 2010)
- ↑ Оксана Гавшина. Никаких секретов. // Ведомости, 27.07.2011, № 137 (2903). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 3 августа 2011.
Ссылки
Транснефть на Викискладе? |
- Официальный сайт компании
Состав индекса РТС (с 18 сентября 2012 года по 17 декабря 2012 года) |
---|
Акрон • АФК Система • Аэрофлот • Банк Возрождение • Банк ВТБ • Банк Санкт-Петербург • Башнефть • ВСМПО-АВИСМА • Газпром • Группа компаний ПИК • Группа ЛСР • Дикси • Интер РАО ЕЭС • ЛУКойл • Магнит • Магнитогорский металлургический комбинат • Мечел • Мечел(ап) • Мосэнерго • МТС • Московская объединённая электросетевая компания • Мостотрест • М.видео • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Новороссийский морской торговый порт • Норильский никель • ОГК-2 • Полиметалл • Распадская • Роснефть • Ростелеком • Ростелеком(ап) • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Северсталь • Сургутнефтегаз • Татнефть • Татнефть(ап) • ТНК-BP • Транснефть • Уралкалий • Фармстандарт • ФосАгро • ФСК ЕЭС • Холдинг МРСК • Э.ОН Россия |
База расчёта индекса ММВБ (с 18 сентября 2012 года по 17 декабря 2012 года) |
---|
АФК «Система» • Аэрофлот • Банк ВТБ • Газпром • Интер РАО ЕЭС • ЛУКойл • Магнит • ММК • Мечел • МТС • Мосэнерго • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Норильский никель • Распадская • Роснефть • Ростелеком • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Сбербанк России (прив.) • Северсталь • Сургутнефтегаз • Сургутнефтегаз (прив.) • Татнефть • Транснефть (прив.) • Уралкалий • ФСК ЕЭС • Холдинг МРСК • Э.ОН Россия |
База расчёта индекса ММВБ 10 (по состоянию на 4-ый квартал 2012 года) |
---|
ВТБ · Газпром · Лукойл · Норильский никель · Роснефть · Сбербанк · Сбербанк (п) · Сургутнефтегаз · Уралкалий · ФСК ЕЭС |
База расчёта индекса MSCI Russia |
---|
АФК Система (GDR) · ВТБ · Вимм-Билль-Данн (ADR) · Газпром · Интер РАО ЕЭС · ЛУКойл · Магнит (GDR) · Мечел (ADR) · МТС (ADR) · НЛМК (GDR) · Новатэк (GDR) · Норильский никель · Полиметалл · Полюс Золото · Распадская · Роснефть · РусГидро · Сбербанк · Сбербанк (п) · Северсталь · Сургутнефтегаз · Сургутнефтегаз (п) · Татнефть · Транснефть (п) · ТМК (GDR) · Уралкалий · ФСК ЕЭС · Э.ОН Россия |