Компания оао акционерная компания по транспорту нефти транснефть

У истоков инноваций

В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания — периодический закон химических элементов, — выдвинул идею использовать трубопровод для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.

Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в мешках из цельной шкуры животных и бочках на телегах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.

У истоков инноваций

Трубу видно с Шаболовки

Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».

Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2023 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, — 145 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.

Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник — В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную Шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.

И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. тонн в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для транспортировки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.

Трубу видно с Шаболовки

Магистральная эра

Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку — Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. тонн в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.

До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп — Краснодар, Калужская — Афипская и Махачкала — Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.

Магистральная эра

Первые советские

Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный — Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку — Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир — Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный — Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев — Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.

В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай — Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек — Грозный и Гора — Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.

Первые советские

Для фронта и тыла

Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха — Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань — Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку — Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.

В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Для фронта и тыла

От Волги до Байкала

Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы — Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль — до Бугуруслана.

В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.

С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы — Уфа, Шкапово — Ишимбай, Миннибаево — Ромашкино — Бавлы, Ромашкино — Клявлино, Альметьевск — Ромашкино — Куйбышев, Бугуруслан — Куйбышев, Куйбышев — Саратов, Покровское — Сызрань, Софийск — Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек — Суат — Грозный — первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.

К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы — Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы — Омск, Омск — Новосибирск и Новосибирск — Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы — Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.

От Волги до Байкала

Испытание «Дружбой»

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.

В 1962 году в отношении СССР рядом западных стран были введены санкции, предусматривающие в том числе эмбарго на поставку труб большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Однако уже в марте 1963 года с конвейера Челябинского трубопрокатного завода сошла первая партия аналогичных труб отечественного производства. На одной из них появилась памятная надпись — «Труба тебе, Аденауэр!!!», адресованная тогдашнему канцлеру ФРГ. Фотография рабочих ЧТПЗ на фоне этой трубы облетела мировую прессу и вошла в историю трубопроводного транспорта. А сами трубы впоследствии использовались в строительстве «Дружбы».

К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

Испытание «Дружбой»

Прирастать Сибирью

В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн тонн нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.

И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим — Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык — Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск — Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн тонн сырья в год.

Прирастать Сибирью

Рекорды на фоне застоя

К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн тонн углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.

За девятую пятилетку (1971 — 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов — почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык — Уфа — Курган — Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев — таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев — Тихорецкая — Новороссийск.

В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса — Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск — Курган — Куйбышев и Холмогоры — Сургут.

Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн тонн жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн тонн в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут — Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.

Рекорды на фоне застоя

Ветер перестройки

К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск — Конда, Уренгой — Холмогоры, Чимкент — Чарджоу, в 1990 году — нефтепровод Тенгиз — Гурьев — Астрахань — Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.

В это время Главтранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».

Ежегодно Главтранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки – 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.

Ветер перестройки

Эпоха возрождения

Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.

Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть», а на базе бывшего аппарата главка — ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».

Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получило и ОАО «АК «Транснефть».

Эпоха возрождения

Динамичные нулевые

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку — Тихорецк — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершило строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная — Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн тонн в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн тонн нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн тонн. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн тонн, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн тонн нефти в год.

В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса — Ухта до 23 млн тонн нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».

Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.

Динамичные нулевые

Курс на восток

2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, — подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. — Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».

Одновременно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.

Курс на восток

Время новых возможностей

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе — Самотлор (протяженность — 429 км, мощность — 25 млн тонн в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье — Пурпе (мощность — до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность — 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.

В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет, трасса которого должна была пройти в основном по территории Красноярского края. Строительство нефтепровода позволило приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.

В 2016 году в рамках реализации проекта завершено строительство магистрального нефтепровода пропускной способностью 8,6 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 15 млн тонн в год), включающего в себя объекты линейной части, строительство новых и расширение существующих нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком, объекты внешнего электроснабжения, объекты эксплуатации и инфраструктуры.

Время новых возможностей

Глобальная модернизация

В рамках проекта «Север» Компанией реализована возможность транспортировки дизельного топлива в направлении порта Приморск по магистральным трубопроводам в объёме до 25 млн тонн в год.

Первый этап проекта, обеспечивающий увеличение объёма транспортировки дизельного топлива до 15 млн тонн в год, завершён в 2016 году. В рамках расширения выполнено строительство и реконструкция перекачивающих станций, а также перевод магистральных трубопроводов Ярославль — Кириши — 2 и Кириши — Приморск с транспортировки нефти на транспортировку дизельного топлива.

В 2018 году завершен второй этап реализации проекта «Север» с увеличением объёма транспортировки дизельного топлива с 15 до 25 млн тонн в год. В рамках расширения выполнено строительство новых и реконструкция существующих нефтепродуктопроводов, перекачивающих станций, а также перевод магистрального нефтепровода Горький — Ярославль под перекачку нефтепродуктов.

В 2017 году завершена реализация первого этапа проекта «Юг».

Работы по реконструкции магистральных трубопроводов на участке Тихорецк — Новороссийск проводились для увеличения пропускной способности до 6 млн тонн в год. В рамках реализации первого этапа выполнено соединение существующих лупингов со строительством 90 км линейной части трубопровода, строительство новой и реконструкция существующих перекачивающих станций, строительство и реконструкция резервуаров общей емкостью 70 тыс. м3.

В рамках второго этапа осуществлялось строительство магистрального нефтепродуктопровода на участке Волгоград — Тихорецк пропускной способностью до 6 млн тонн в год. В рамках реализации второго этапа выполнено строительство трубопровода протяженностью 495 км, строительство новых перекачивающих станций с объемом резервуарного парка общей емкостью 80 тыс. м3 и сливной железнодорожной эстакады.

Основные объекты для обеспечения транспорта нефтепродуктов, объекты эксплуатации и инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2017 году — обеспечена возможность приема дизельного топлива производства Волгоградского НПЗ в объёме до 4 млн тонн ежегодно и его транспортировки по системе магистральных нефтепродуктопроводов в порт Новороссийск.

В 2018 году завершено строительство сливной железнодорожной эстакады на ГПС «Тингута», позволяющей принимать в систему магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» до 2 млн тонн нефтепродуктов ежегодно с дальнейшей их транспортировкой в направлении порта Новороссийск.

Глобальная модернизация

На полную мощность

В рамках поэтапного увеличения пропускной способности ВСТО выполнено строительство новых и проведена реконструкция действующих перекачивающих станций.

В 2019 году ТС ВСТО на участке от головной перекачивающей станции «Тайшет» до перекачивающей станции «Сковородино» выведена на максимальную проектную мощность 80 млн тонн в год, а на участке от перекачивающей станции Сковородино до порта Козьмино на максимальную проектную мощность 50 млн тонн в год.

На полную мощность

Фундамент энергетической безопасности страны

Основные приоритеты ПАО «Транснефть» на ближайшие годы — это инновационное развитие производственной деятельности и повышение уровня надежности, промышленной и экологической безопасности, энергоэффективности системы магистральных трубопроводов.

Важнейшими направлениями развития определены цифровизация и импортозамещение. Компания переходит на использование отечественного программного обеспечения и аппаратных средств во всех сферах деятельности. Особенное внимание уделяется системам цифрового диспетчерского управления и мониторинга инфраструктуры, информационной безопасности, киберзащиты.

Фундамент энергетической безопасности страны

gimyrf.ru

Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»

Полное наименование: Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть».
Сокращенное наименование: ОАО «АК «Транснефть».
Наименование на английском языке: Oil Transporting Joint Stock Company «Transneft».
Сокращенное наименование на английском языке: JSC «Transneft».
Юридический адрес: 119180, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57.

ИНН:7706061801
КПП:770601001
ОГРН: 1027700049486
ОКПО:44463

Уставной капитал: 7 101 722 руб.

Общее количество акций: 7 101 722 шт.
Количество обыкновенных акций: 5 546 847 шт.
Номинальная стоимость обыкновенных акций: 1 руб.

Учредитель: Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации.

Доля Российской Федерации: 78,1057%.

Держатель реестра акционеров: ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.».

История

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 96 от 5 февраля 1970 г. было создано Главное производственное управление по транспортировке и поставкам нефти Миннефтепрома СССР. На него были возложены функции по приемке нефти от нефтепромыслов и поставке ее потребителям, включая экспорт за пределы бывшего СССР. Главное производственное управление «Главтранснефть» было ликвидировано в 1991 г. одновременно с упразднением Министерства нефтяной промышленности СССР.
ОАО «АК «Транснефть» учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров  —  Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 №810.
Транспортировка российской нефти по системе ОАО «АК «Транснефть» в 2014 г.
составила  87,6%  от общего показателя  добычи нефти на территории Российской Федерации, что определяет доминирующее положение компании в области транспортировки нефти.

Профиль деятельности

Основной вид деятельности: по ОКВЭД 60.30.1 «Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов».

Иные виды деятельности:

  • Оказание услуг в области транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределами;
  • Привлечение и осуществление инвестиций  в развитие системы магистрального нефтепроводного транспорта, в том числе сферы производства товаров, работ и услуг по обслуживанию системы магистральных нефтепроводов, с целью поддержания нормативного рабочего состояния, повышения эффективности и безопасности их работы;
  • Осуществление научно-технической, производственно-хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, в том числе посреднической, на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны;
  • Транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
  • Хранение и реализация нефти, газа и продуктов их переработки.

Органы управления и контроля

Подведомственность: Министерство энергетики Российской Федерации.

Общее собрание акционеров: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Совет директоров (7 чел.):
2013-2014 Варниг Маттиас, Вьюгин Олег Вячеславович, Гришанков Михаил Игнатьевич,
Катькало Валерий Сергеевич, Мишарин Александр Сергеевич, Токарев Николай Петрович, Шматко Сергей Иванович.
2014-2015 Варниг Маттиас — Председатель, Вьюгин Олег Вячеславович, Гришанков Михаил Игнатьевич, Катькало Валерий Сергеевич, Мишарин Александр Сергеевич, Токарев Николай Петрович, Молодцов Кирилл Валентинович.
2015-н.в. —  Варниг Маттиас, Токарев Николай Петрович, Гришанков Михаил Игнатьевич, Катькало Валерий Сергеевич, Чилингаров Артур Николаевич, Клебанов Илья Иосифович, Новак Александр Валентинович.

Коллегиальный исполнительный орган (правление) (11 чел.):
Токарев Николай Петрович, Гришанин Максим Сергеевич, Лисин Юрий Викторович, Андронов Сергей Александрович, Барков Михаил Викторович, Король Борис Михайлович, Маргелов Михаил Витальевич, Ревель-Муроз Павел Александрович, Рушайло Владимир Борисович, Сапсай Алексей Николаевич, Шарипов Рашид Равелевич.

Единоличный исполнительный орган (президент):

2007-н.в. — Токарев Николай Петрович.

Ревизионная комиссия (3 чел.):
2013-2014 — Зенков Олег Сергеевич, Слигун Наталья Анатольевна, Югов Александр Сергеевич.
2014-2015 — Зенков Олег Сергеевич, Слигун Наталья Анатольевна, Сергейчук Виталий.
2015-2016 — Зенков Олег Сергеевич, Трегубенко Ольга Леонидовна, Шумов Павел Геннадьевич Юрьевич.
2016-н.в. — Зенков Олег Сергеевич, Шумов Павел Геннадьевич Юрьевич, Гладков Александр Алексеевич.

Аудитор: ЗАО «КПМГ».

Финансово-экономическое состояние

Основные финансово-экономические показатели ОАО «АК «Транснефть» за 2011 — 1-е полугодие 2016 гг.

Штатная численность работников: средняя численность работников на 30 июня 2016 г. — 1 213 человек.

Контакты

Эл. почта:  transneft@ak.transneft.ru
Тел.: (495) 950-81-78
Факс: (495) 950-89-00
Адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57

Сайт работает в тестовом режиме.
Работы завершатся в ближайшее время

ПАО «Транснефть»

Полное название:
Публичное акционерное общество «Транснефть»

Отрасль:
Нефтегазовая промышленность

Руководство:
Токарев Николай Петрович

    На этой странице:

  • История
  • Чем занимается
  • Финансовые показатели
  • Владельцы
  • Руководство
  • Ключевые персоны
  • География работы
  • Реквизиты

История

Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть”» было учреждено постановлением правительства от 14 августа 1993 года. В 2001 году компания завершила строительство нефтепровода Суходольная—Родионовская. В 2006-2009 годах состоялось сооружение первой очереди проекта Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) протяженностью 2,6 тыс. км. В 2007 году началась интеграция АО «Транснефтепродукт» в систему группы «Транснефть», закончившаяся в 2015 году. В 2011 году компания ввела в эксплуатацию нефтепровод Пурпе—Самотлор. В 2016 году «Транснефть» завершила строительство первого этапа проекта «Север».

Чем занимается

ПАО «Транснефть» является государственной транспортной монополией, оператором магистральных нефтепроводов, крупнейшей в мире трубопроводной компанией. Эксплуатирует более 68 тыс. км магистральных нефтепроводов, насчитывает более 500 насосных станций. Транспортирует свыше 85% российской нефти.

Руководство

Токарев Николай Петрович

Должность: Президент, председатель правления

Дата начала полномочий:

15 октября 2007 года

Ключевые персоны

Николай  Токарев

Токарев Николай

Должность: Президент, председатель правления

В 80-х и 90-х годах работал в горнорудной промышленности, в управлении делами президента РФ. С 1999 по 2000 годы был руководителем службы безопасности ОАО «АК «Транснефть». С 2000 по 2007 годы был генеральным директором государственного предприятия «Российское внешнеэкономическое объединение «Зарубежнефть» (с 2004 года – ОАО «Зарубежнефть»). С 15 октября 2007 года — президент ПАО «Транснефть».

Александр  Новак

Новак Александр

Должность: Председатель совета директоров

С 2002 по 2008 годы работал в администрации Красноярского края заместителем губернатора, председателем правительства. С 2008 по 2012 годы был заместителем министра финансов РФ. С мая 2012 года является министром энергетики РФ. В августе 2015 года избран председателем совета директоров ПАО «Транснефть».

География работы

Трубопроводы компании проходят по территории России. Основные нефтепроводы: Дружба, Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), Пурпе-Самотлор, Балтийская трубопроводная система (БТС). Под контролем холдинга находятся порты Козьмино на Дальнем Востоке и Приморск на Балтийском море.

Реквизиты

Адрес:
119180, г. Москва, ул. Полянка Б., д. 57

ОГРН:
1027700049486

ИНН:
7706061801

ОАО «АК «Транснефть»
Tn-11.jpg
Тип

Открытое акционерное общество

Листинг на бирже

ММВБ: TRNFP
РТС: TRNFP

Год основания

1993

Расположение

Flag of Russia.svg Россия: Москва

Ключевые фигуры

Маттиас Варниг (председатель совета директоров)
Николай Токарев (президент)

Отрасль

Топливно-энергетический комплекс

Продукция

транспорт

Оборот

447,5 млрд руб., (МСФО, 2010 год)

Чистая прибыль

119,2 млрд руб. (МСФО, 2010 год)[1]

Число сотрудников

84 тыс. (2008 год)

Сайт

www.transneft.ru

«Трансне́фть» (ММВБ: TRNFP, РТС: TRNFP ) — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве.

Основные направления деятельности[2]:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
  • диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
  • обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.

«Транснефти» принадлежит около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти[3].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Восточный нефтепровод
    • 1.2 Каспийский трубопроводный консорциум
    • 1.3 Слияния и поглощения
  • 2 Собственники и руководство
  • 3 Деятельность
    • 3.1 Структура компании
      • 3.1.1 Транспортировка нефти
      • 3.1.2 Транспортировка нефтепродуктов
    • 3.2 Основные нефтепроводы
    • 3.3 Основные продуктопроводы
    • 3.4 Текущие проекты
    • 3.5 Прочие активы
    • 3.6 Показатели деятельности
    • 3.7 Фотогалерея
  • 4 Логотип и смена фирменного стиля
  • 5 Аварии на объектах компании
    • 5.1 Разлив нефти под Новосибирском
    • 5.2 Разлив нефти под Ленском
  • 6 Критика
    • 6.1 Информационная закрытость
    • 6.2 Строительство Восточного нефтепровода
    • 6.3 Благотворительная деятельность
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Строительство нефтепровода Усть-Балык-Курган-Уфа-Альметьевск, 70е годы

В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти[4]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод «Дружба» (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России)[5].

Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года.

Восточный нефтепровод

28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России[6]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.

2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию предусмотрен в 4 квартале 2012 года.[7].

Каспийский трубопроводный консорциум

В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, находящихся в федеральной собственности.

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.

Слияния и поглощения

В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости» почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры называемого другом премьер-министра России Владимира Путина предпринимателя А. Р. Ротенберга (получил около $500 млн)[8].

Собственники и руководство

100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[9]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос» и «Нафта-Москва», но они продали их неизвестным лицам.

16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».

Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Маттиас Варниг.

Деятельность

«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года)[10].

Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).

Структура компании

Компания управляет следующими дочерними обществами[11]:

Транспортные организации Сервисные организации Вспомогательные организации Доверительное управление
Транспортировка нефти
  • ОАО «Уралсибнефтепровод»
  • ОАО «Транссибнефть»
  • ОАО «СЗМН»
  • ОАО «Сибнефтепровод»
  • ОАО «МН «Дружба»
  • ОАО «Центрсибнефтепровод»
  • ОАО «Черномортранснефть»
  • ОАО «Верхневолжскнефтепровод»
  • ООО «Балтнефтепровод»
  • ОАО «Приволжскнефтепровод»
  • ОАО «Северные магистральные нефтепроводы»
  • ООО «Востокнефтепровод»
  • ООО «Дальнефтепровод»
  • ОАО «Заполярье»
Транспортировка нефтепродуктов
  • ОАО «АК «Транснефтепродукт»
  • ОАО «Мостранснефтепродукт»
  • ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт»
  • ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт»
  • ОАО «Рязаньтранснефтепродукт»
  • ОАО «Сибтранснефтепродукт»
  • ООО «Петербургтранснефтепродукт»
  • ОАО «Уралтранснефтепродукт»
  • ООО «Балттранснефтепродукт»
  • ООО «ЛатРосТранс».
  • ОАО «Связьтранснефть»
  • ООО «Транснефть Финанс»
  • ООО «Спецморнефтепорт Приморск»
  • ООО «Спецморнефтепорт Козьмино»
  • ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга»
  • ОАО «НМТП»
  • ООО «Приморский торговый порт»
  • ООО «ЦУП ВСТО»
  • ОАО «Волжский подводник»
  • ОАО «Гипротрубопровод»
  • ОАО ЦТД «Диаскан»
  • ЗАО «Центр МО»
  • ООО «ДСД»
  • ОАО «Энерготерминал»
  • ООО «Транснефтьстрой»
  • ООО «Транснефтьэнерго»
  • ОАО «ВОСТОКНЕФТЕТРАНС»
  • ОАО «СвязьстройТН»
  • ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис»
  • ООО «Транснефть-Сервис»
  • ЗАО «МПС»
  • ЗАО «Транснефть-Сервис»
  • ООО «НИИ ТНН»
  • ОАО «Телекомнефтепродукт»
  • ООО «БалттрансСервис»
  • ООО «ТК-БА»
  • ЗАО «ОМЕГА»
  • ООО «Транснефть-Логистика»
  • ООО «Центр разработки и внедрения информационных систем»
  • НПФ «Транснефть»
  • ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ»
  • ООО «ТрансПресс»
  • ООО «Петротранс-Приморск»
  • ООО «Транснефть Усть-Луга»
  • ОАО «МТП «Приморск»
  • ЗАО «Трансфлот»
  • ООО УК «ТН Инвест»
  • ОАО «ТД «Транснефтепродукт»
  • ООО «СОТ-ТРАНС»
  • ООО ЧОП «СТНП»
  • Каспийский Трубопроводный Консорциум

Основные нефтепроводы

  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год)
  • Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)
  • Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)
  • Нефтепровод Баку — Новороссийск
  • Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе

Основные продуктопроводы

  • Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
  • Нефтепродуктопровод Южный

Текущие проекты

Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди)[7]. Также среди крупнейших текущих проектов:

  • Балтийская трубопроводная система-II (35 млн т. в год)
  • Вторая очередь НПП Северный (увеличение мощности до 17 млн т. в год)
  • Мурманский нефтепровод
  • Заполярье — Пурпе — Самотлор[12]
  • Тихорецк — Туапсе-2 (12 млн т. в год)[13]
  • Расширение КТК (67 млн т. в год)[14]

Прочие активы

«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты[8].

Показатели деятельности

За 2005 год трубопроводами компании было перекачано 453,8 млн тонн нефти. Запасы нефти в системе трубопроводов по состоянию на 30 сентября 2005 года составляли 27,3 млн тонн.

За 2006 год трубопроводами компании было перекачано 458,5 млн тонн, в том числе на экспорт было сдано 251,6 млн тонн, что на 2,2 млн тонн выше показателя 2005 года[15].

Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2007 год — 221,9 млрд руб. (за 2006 год — 202,4 млрд руб.), чистая прибыль — 64,7 млрд руб. (54,9 млрд руб.). Выручка по российским стандартам в 2006 году — 194,5 млрд руб., чистая прибыль — 3,5 млрд руб[10][16].

Фотогалерея

  • Спецморнефтепорт Приморск

  • Нефтепровод «Россия-Китай»

  • Морской терминал в г. Новороссийске

  • Спецморнефтепорт Козьмино

Спецморнефтепорт Козьмино

Логотип и смена фирменного стиля

С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также была деформирована. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику будет завершен до конца 2012 года[17].

  • Старый логотип

  • Новый логотип с 2012 года

Аварии на объектах компании

Разлив нефти под Новосибирском

В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти[18]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково[19]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы“, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается»[18].

Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ[20].

Разлив нефти под Ленском

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт[21]. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров[21]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации[21]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода[22].

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены[23]. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории[22].

Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла[24]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу»[25]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.

Критика

Информационная закрытость

«Транснефть», контролирующая общероссийскую систему нефтепроводов, неоднократно критиковалась за нехарактерную для публичной компании информационную закрытость[26]. В частности, известный блогер Алексей Навальный, являющийся миноритарным акционером компании, неоднократно пытался получить различные документы о деятельности компании, включая протоколы заседаний совета директоров[27]. Президент компании Николай Токарев в 2008 году заявлял: «Мне абсолютно все равно, как они [привилегированные акции] котируются, сколько стоят». Во второй половине 2011 года компания изменила ориентиры в этой области, официально заявив о принятии курса на диалог с инвесторами и рост капитализации (по мнению экспертов, это стало одной из причин укрепления курса акций «Транснефти» осенью 2011 года)[28].

Строительство Восточного нефтепровода

В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[6]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия[6]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[6]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО[6][29]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов»[30][6][29]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело[31][32][33].

16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[34]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[35] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти»[35]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ[36][37][38][39][40][41].

Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[42]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО»[43].

Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[30]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[44]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[45] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей[33]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[46]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено[33].

29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура[47]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой»[48][49][50].

Благотворительная деятельность

Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»)[9]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб.[51], в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб.[52]

«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным, являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств[53][51].

В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет руководитель Управления делами Президента России Владимир Кожин)[54].

Примечания

  1. Чистая прибыль «Транснефти» по МСФО в 2010 г. составила 119,2 млрд руб.
  2. Основные направления деятельности // transneft.ru
  3. Транснефть: о компании // transneft.ru  (Проверено 24 февраля 2011)
  4. Первый российский нефтепровод //
  5. ОАО «МН «Дружба» //
  6. 1 2 3 4 5 6 Ъ-Газета — успокоили спецкорреспондента отдела бизнеса Дениса Ъ-Реброва
  7. 1 2 ВСТО-2 // transneft.ru
  8. 1 2 Елена Мазнева, Анастасия Дагаева, Оксана Гавшина. Миллиард на премию // Ведомости, 27.01.2011, № 13 (2779)  (Проверено 27 января 2011)
  9. 1 2 Ирина Малкова. Кому помогает «Транснефть» // Ведомости, № 82 (2352), 07 мая 2009
  10. 1 2 Елена Мазнева. Смена курса // Ведомости, № 141 (2163), 31 июля 2008
  11. Организации системы «Транснефть» //
  12. Заполярье — Пурпе — Самотлор // transneft.ru
  13. Тихорецк — Туапсе-2 // transneft.ru
  14. Расширение КТК // transneft.ru
  15. Аналитики: Смена руководства «Транснефти» пошла бы компании на пользу
  16. Вера Сурженко. $16,4 млрд за две трубы // Ведомости, № 141 (1915), 1 августа 2007
  17. В ОАО «АК „Транснефть“ введена новая корпоративная символика
  18. 1 2 „Следов экологической катастрофы на реке Балта не видно“
  19. YouTube: Транснефть: катастрофа под Новосибирском
  20. Росприроднадзор снял претензии к «Транснефти» из-за аварии на нефтепроводе Омск-Иркутск
  21. 1 2 3 Из нефтепровода ВСТО произошла утечка 450 кубометров нефти. rg.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС (21 января 2010 г.). Проверено 21 января 2010.
  22. 1 2 В Якутии аварийные работы на трубопроводе Восточная Сибирь завершатся 28 января. Вести (25 января 2010 г.). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 25 января 2010.
  23. Александр Тутушкин, Иван Васильев. Первая утечка // Ведомости, 22.01.2010, 10 (2528)
  24. «Транснефть» использует дуршлаг
  25. «Транснефть» опровергла информацию об аварии на ВСТО — 19 Февраля 2010 — Уххан сирэ
  26. Продать «Транснефть», www.finansmag.ru. Проверено 21 ноября 2011.
  27. Иван Трефилов.. Гражданин Навальный рассекретил госкомпании, www.svobodanews.ru. Проверено 21 ноября 2011.
  28. Оксана Гавшина, Антон Трифонов.. Инвесторы обнаружили, что «Транснефть» чудесно преобразилась, www.vedomosti.ru. Проверено 21 ноября 2011.
  29. 1 2 Счетная палата Российской Федерации
  30. 1 2 Степашин: при строительстве ВСТО не похищали $4 млрд
  31. С Вайнштока сняли ауру молчания // wek.ru, 30.04.2010.
  32. Вайншток, Семен // Лентапедия
  33. 1 2 3 Счётная палата без работы не остаётся // Парламентская газета, 26 марта — 1 апреля 2010
  34. NEWSru.com Навальный обнародовал данные о строительстве ВСТО: под этот проект у россиян украдено 4 млрд долларов. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2010.
  35. 1 2 Навальный: сумма хищений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей // Газета.ру 16.11.2010.
  36. Яндекс. Новости о скандале вокруг ВСТО
  37. Навальный обвинил «Транснефть» в растрате
  38. Навальный обнародовал часть засекреченного доклада о «распилах» в «Транснефти»
  39. Навальный: сумма финансовых нарушений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей
  40. Блогер Алексей Навальный опубликовал в ЖЖ собственное расследование деятельности «Транснефти»
  41. «Навальный — это хобби» www.vz.ru
  42. Блогер Навальный: в «Транснефти» похитили более $4 млрд // Николай Воронин, BBC, 17 ноября 2010 года
  43. Глава «Транснефти»: Навальный действует, как деревенский дурачок // vesti.ru  (Проверено 1 марта 2011)
  44. Алексей Навальный Все спрашивают комментарий по этому поводу. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 18 ноября 2010.
  45. Аудитор Счетной палаты: шумиха вокруг ВСТО, возможно, поднята по заказу
  46. Алексей Навальный Счётная палата: Украли совсем немножно. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 20 ноября 2010.
  47. Путин пообещал проверить заявление Навального о «распилах» в «Транснефти» // Lenta.ru от 30.12.2010
  48. Путин о Тимченко: «Я никогда не лез в его дела» :: Статьи :: РБК daily
  49. Путин защитил «Транснефть» от обвинений в хищениях // Lenta.ru, 28-09-2011
  50. Владимир Путин: «Транснефть» чиста// rufox.ru 28/09/2011
  51. 1 2 Анна Перетолчина. Отдала $100 млн // Ведомости, № 100 (2618), 03 июня 2010
  52. Елена Мазнева, Оксана Гавшина. Улица «Транснефти». // Ведомости, 07.06.2011, № 102 (2868). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 7 июня 2011.
  53. Миноритарии «Транснефти» заставили милицию проверить, на что компания жертвует деньги // polit.ru  (Проверено 3 июня 2010)
  54. Оксана Гавшина. Никаких секретов. // Ведомости, 27.07.2011, № 137 (2903). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 3 августа 2011.

Ссылки

commons: Транснефть на Викискладе?
  • Официальный сайт компании

Состав индекса РТС (с 18 сентября 2012 года по 17 декабря 2012 года)

Акрон • АФК Система • Аэрофлот • Банк Возрождение • Банк ВТБ • Банк Санкт-Петербург • Башнефть • ВСМПО-АВИСМА • Газпром • Группа компаний ПИК • Группа ЛСР  • Дикси  • Интер РАО ЕЭС • ЛУКойл • Магнит • Магнитогорский металлургический комбинат • Мечел • Мечел(ап) • Мосэнерго • МТС • Московская объединённая электросетевая компания • Мостотрест • М.видео • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Новороссийский морской торговый порт • Норильский никель • ОГК-2 • Полиметалл • Распадская • Роснефть • Ростелеком • Ростелеком(ап) • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Северсталь • Сургутнефтегаз • Татнефть • Татнефть(ап) • ТНК-BP • Транснефть • Уралкалий • Фармстандарт • ФосАгро • ФСК ЕЭС • Холдинг МРСК • Э.ОН Россия

База расчёта индекса ММВБ (с 18 сентября 2012 года по 17 декабря 2012 года)

АФК «Система» • Аэрофлот • Банк ВТБ • Газпром • Интер РАО ЕЭС • ЛУКойл • Магнит • ММК • Мечел • МТС • Мосэнерго • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Норильский никель • Распадская • Роснефть • Ростелеком • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Сбербанк России (прив.) • Северсталь • Сургутнефтегаз • Сургутнефтегаз (прив.) • Татнефть • Транснефть (прив.) • Уралкалий • ФСК ЕЭС • Холдинг МРСК • Э.ОН Россия

База расчёта индекса ММВБ 10 (по состоянию на 4-ый квартал 2012 года)

ВТБ · Газпром · Лукойл · Норильский никель · Роснефть · Сбербанк · Сбербанк (п) · Сургутнефтегаз · Уралкалий · ФСК ЕЭС

База расчёта индекса MSCI Russia

АФК Система (GDR) · ВТБ · Вимм-Билль-Данн (ADR) · Газпром · Интер РАО ЕЭС · ЛУКойл · Магнит (GDR) · Мечел (ADR) · МТС (ADR) · НЛМК (GDR) · Новатэк (GDR) · Норильский никель · Полиметалл · Полюс Золото · Распадская · Роснефть · РусГидро · Сбербанк · Сбербанк (п) · Северсталь · Сургутнефтегаз · Сургутнефтегаз (п) · Татнефть · Транснефть (п) · ТМК (GDR) · Уралкалий · ФСК ЕЭС · Э.ОН Россия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии