Консультация «Работа с детьми в утренние часы»
«Утренний круг, как способ организации речевого общения детей»
УТРО
Содержание
Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
Планирование утреннего отрезка времени.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим детского сада.
Утренний приём – наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Это работа по:
-исправлению и воспитанию у детей правильного произношения;
-развитию устной речи и выработке правильной интонации;
-физическому воспитанию, стимулирование двигательной активности.
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно – печатных игр – забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазанье, подлезание, прокатывание мяча обруча, кегли).
Планируют дидактические игры
В циклограмме пишется название и цель игры.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы, возникшие по инициативе детей.
В циклограммах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, дедушке, о младших братьях и сёстрах, об объектах природы и многом другом. Беседы – могут сопровождаться рассматриваем доступных детям иллюстраций. В циклограмме старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних животных. о жизни посёлка. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.
В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.
В плане также отражается кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно – гигиенических навыков.
Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и наоборот, если занятия предполагают большую подвижную активность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.
Мероприятия. По содержанию утренний отрезок времени включает:
-утреннюю гимнастику,
-игровую деятельность,
-познавательную деятельность,
-трудовую деятельность,
-индивидуальную работу (указываются конкретно имена тех детей, с кем будут заниматься),
-утренний круг, круг Радости ориентирован на общий настрой группы на день.
На утро до завтрака планируется утренняя гимнастика (разученный комплекс меняется через две недели). С утра начинается и реализация модели двигательной В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей – игры, общение, труд, индивидуальную работу.
С утра начинается и реализация модели двигательной активности воспитанника, с включением здоробьесберегающей технологии.
Требования
-Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребёнок должен увидеть результат своей работы. Сюжетно – ролевый и строительные игры не планируются.
-Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку.
-Нельзя планировать утром деятельность в которой предполагается использование колющих и режущих предметов, мелких предметов.
-Планируются только знакомые для детей виды деятельности.
«Утренний круг», выступает как индикатор взаимоотношений среди воспитанников.
Существенным для всего живого в мире является ритм. Взрослый человек научился преодолевать ритмы дня и ночи, весны и лета, осени и зимы. Детский организм должен в определённое время принимать пищу, в определённые часы спать и бодрствовать. Чем ритмичнее протекает жизнь маленького человечка, тем здоровее он будет. Ребёнку также необходимо ритмичное принятие душевной пищи: чтобы игра и учение были попеременно включены в течении дня.
Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребёнка. Так, утром ребёнок приходит в детский сад и воспитателю важно настроить всю группу, как единый музыкальный инструмент, т.е. создать атмосферу доброжелательности. В этом ему помогает «утренний круг».
Воспитатель встречает детей доброжелательной улыбкой, спокойствием. Аура его чиста и открыта.в арсенале воспитателя много различных игр. Он играет с детьми заинтересованно, радостно: сценарий «утренний круга» он знает наизусть.
В комплекс «утреннего круга» предусмотрены ритмические, психофизические упражнения.
Цели и задачи:
-Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.
-Развивать навыки (введения коммуникации, планирования собственной деятельности и т.п.)
-Развивать умения «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей.
-Учить объяснять словами своё эмоциональное состояние.
-Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплементы ит.п.).
-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
-Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
-Учить внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказыванием других.
-Учить делать выбор.
-Учить планировать собственную деятельность.
-Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Структура:
Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).
Игра ( тренинг, пение, слушание).
Обмен новостями.
Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
Дети в утреннем кругу дарят друг другу комплименты, выражают симпатии, выбирают место рядом с товарищем, при грамотном наблюдении за детьми в процессе «утреннего круга» педагог может чётко спрогнозировать свою работу на обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий.
Продуманное и хорошо организованное
проведение утреннего приема
детей имеет большое значение в режиме дня.
Принимать детей можно как на воздухе,
так и в помещении. Предпочтительно проводить приём детей в любое время года в хорошую погоду на
свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например, если воспитатель начинает
работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их, или же принимает
группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких
случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь
детское внимание.
Утренний прием в детском саду нужно начинать с профилактического
осмотра своих воспитанников.
Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно определить по
внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский
сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много
двигаются. Каждое утро необходимо проводить беседы с родителями о том, как спал
ребёнок, с каким настроением проснулся. Бывает и так, что в детский сад пришли
уже с капризами, то желательно выяснить причину плохого настроения. Если
возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется
температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей,
то воспитатель изолирует
его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи
и приглашает медицинского работника, если таковой имеется.
В ясельных группах прием проходит с
ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение
температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре
дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как
встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой.
Воспитатели должны встречать детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением,
добрыми, ласковыми словами, не зависимо от того, в какой возрастной группе на
данный момент работают. Ведь доброжелательная интонация, хорошее
настроение воспитателя,
помощника воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания,
завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что
стоит на полочке и ждёт тебя.» Если ребенка встретили ласковыми
словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее
пребывание в детском саду.
В ясельной группе, куда приходят
совершенно новые, маленькие детки, воспитателю необходимо стараться быть лаской,
добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации
ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в
угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт,
погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям.
Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям,
создавая радостное настроение. Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его,
найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не
торопить, не кричать.
У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по
дороге в детсад, кого встретил?», либо взять такую же ноту,
повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.
Для установления эмоционального контакта
большое значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает создание
условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо
соответствующим образом организовать обстановку, подбирая пособия (музыка,
спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие
музыкальные, механические и т. д.) Когда дети все соберутся в группе,
можно сказать:
«Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет
сегодня весело, хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу
хорошего дня.
От того, как прошел утренний прием, как
ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у
окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в
дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием
заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Приветливая встреча детей воспитателем влияет
на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их
ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.
Наблюдательный воспитатель
видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет
педагогический такт:
либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть
одному, успокоиться.
Особого внимания требует ребенок,
впервые пришедший в детский сад. Поэтому его надо занять игрушкой, отвлечь от
грустных мыслей, стремлюсь сделать переход из домашней обстановки в детский сад
менее болезненной.
Нежелание идти в сад иногда проявляется
и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут
крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми
обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать
ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. С такими
родителями нужно разговаривать, убеждать их в том, что все это отрицательно
действует на ребёнка, отражается на его настроении и что после ухода близких он
долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, надо
переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать
небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить
настольные, дидактические игры.
Во время приема детей воспитатель должен
обращать внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагать ребенку привести
себя в порядок, помочь ему. Приучать детей пользоваться зеркалом, проверять
свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая
привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы приучать детей
здороваться со всеми, кто их встречает, следить, чтобы они были вежливы и
дружелюбны в обращении друг с другом. Некоторые педагоги делают ошибку, когда
говорят детям «когда
приходишь в детский сад нужно здороваться». Надо здороваться со
всеми, кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.
Ребенка, который долго не посещал
детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой.
Если ребенок пропустил детский сад более трех дней родители должны предоставить
справку о том, что ребенок здоров.
Если прием проходит на участке, то при
входе в помещение воспитатель должен обращать внимание детей на то, чтобы они
тщательно вытирали обувь, чтобы не нести мусор с улицы в помещение. В приёмной комнате
приучать детей раздеваться самостоятельно, аккуратно убирать в свой шкафчик
одежду и переобуваться.
Заранее продумывать, как организовать
деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки
к завтраку. В это время дети в основном играют. Поэтому необходимо подготовить
игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и
играть, не мешая друг другу. Поощрять игры, возникающие по инициативе самих
детей, помогать осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия.
Предлагать детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также
подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность
детей. Можно их привлекать к уходу за растениями (полить цветы, взрыхлить землю
и т.д., убрать игрушки на места, переодеть кукол и т. д.) Дети выполняют
трудовые поручения под наблюдением воспитателя и с его помощью.
В старшем возрасте дети дежурят в уголке
природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и
индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом
взрослых, за природными явлениями и др.
Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует
у них привычку быть занятым. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу
дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах,
если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года). Если погода не
позволяет, то в хорошо проветренном помещении (в группе, физкультурном или
музыкальном зале).
После гимнастики идет подготовка к
завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.
Таким образом, утренний приём детей имеет большое
значение в организации всего дня. Каждый воспитатель имеет возможность занять и
заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и
настроение воспитанников. В плане необходимо конкретно определить ту
деятельность, которая будет проводиться, с указанием названия и цели
деятельности. При организации утреннего приёма планируются такие виды
деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая
деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня.
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. Предпочтительно проводить приём детей в любое время года в хорошую погоду на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например, если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их, или же принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.
Утренний прием в детском саду нужно начинать с профилактического осмотра своих воспитанников. Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много двигаются. Каждое утро необходимо проводить беседы с родителями о том, как спал ребёнок, с каким настроением проснулся. Бывает и так, что в детский сад пришли уже с капризами, то желательно выяснить причину плохого настроения. Если возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей, то воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника, если таковой имеется.
В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Воспитатели должны встречать детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением, добрыми, ласковыми словами, не зависимо от того, в какой возрастной группе на данный момент работают. Ведь доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, помощника воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что стоит на полочке и ждёт тебя.» Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
В ясельной группе, куда приходят совершенно новые, маленькие детки, воспитателю необходимо стараться быть лаской, добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение. Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не торопить, не кричать.
У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?», либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.
Для установления эмоционального контакта большое значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирая пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие музыкальные, механические и т. д.) Когда дети все соберутся в группе, можно сказать: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.
От того, как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Приветливая встреча детей воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Поэтому его надо занять игрушкой, отвлечь от грустных мыслей, стремлюсь сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненной.
Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. С такими родителями нужно разговаривать, убеждать их в том, что все это отрицательно действует на ребёнка, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, надо переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.
Во время приема детей воспитатель должен обращать внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагать ребенку привести себя в порядок, помочь ему. Приучать детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы приучать детей здороваться со всеми, кто их встречает, следить, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом. Некоторые педагоги делают ошибку, когда говорят детям «когда приходишь в детский сад нужно здороваться». Надо здороваться со всеми, кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более трех дней родители должны предоставить справку о том, что ребенок здоров.
Если прием проходит на участке, то при входе в помещение воспитатель должен обращать внимание детей на то, чтобы они тщательно вытирали обувь, чтобы не нести мусор с улицы в помещение. В приёмной комнате приучать детей раздеваться самостоятельно, аккуратно убирать в свой шкафчик одежду и переобуваться.
Заранее продумывать, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Поэтому необходимо подготовить игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Поощрять игры, возникающие по инициативе самих детей, помогать осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Предлагать детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Можно их привлекать к уходу за растениями (полить цветы, взрыхлить землю и т.д., убрать игрушки на места, переодеть кукол и т. д.) Дети выполняют трудовые поручения под наблюдением воспитателя и с его помощью.
В старшем возрасте дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др.
Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах, если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года). Если погода не позволяет, то в хорошо проветренном помещении (в группе, физкультурном или музыкальном зале).
После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.
Таким образом, утренний приём детей имеет большое значение в организации всего дня. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет проводиться, с указанием названия и цели деятельности. При организации утреннего приёма планируются такие виды деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).
- Как воспитателю подготовиться к приходу детей в детский сад
- Как воспитателю встретить детей утром
- Какие активные действия провести воспитателю утром в группе
Утро задает настроение детям и воспитателям на весь день. Чтобы день начался на позитивной ноте, воспитателю нужно выполнить утренние «ритуалы» : в спокойном режиме подготовиться к новому рабочему дню, встретить малышей с улыбкой, уделить внимание детям, которые еще не адаптировались, и организовать деятельность группы. Подборка советов из этой статьи поможет правильно распределить своё время и сделать акцент на важных утренних задачах.
Как воспитателю подготовиться к приходу детей в детский сад
Один воспитатель в спешке бежит на работу, на ходу планирует первое занятие и в возбужденном состоянии встречает малышей. А другой — заранее пришел в садик, спокойно подготовил комнату к занятию и настроил себя на продуктивный день. Какой воспитатель с большей вероятностью расположит к себе детей и родителей?
Несколько советов, как начать рабочий день:
-
Приходите на работу заранее, за 15-20 минут до появления первого ребенка. Это время вам пригодится для подготовки к занятию.
-
Проветрите помещение. Продумайте, какие игры вам потребуются для первого занятия, и расположите их удобным для детей образом. Например, можно подготовить спортивный инвентарь для утренней зарядки и подобрать бодрую музыку.
-
Подумайте о вопросах, которые вы хотите задать родителям при встрече. Например, как себя чувствует ребенок, как он отзывается о садике дома, выучил ли ребенок песенку для мероприятия.
Если воспитатель подготовился ко встречи с детьми, он выйдет к ним в спокойном и расслабленном состоянии. Родители почувствуют, что их дети остаются в надежных руках.
Как воспитателю встретить детей утром
Дети хорошо чувствуют отношение к себе, поэтому не давайте им повода сомневаться в том, что вы рады их видеть.
-
Улыбайтесь. По возможности поинтересуйтесь у каждого, как начался его день, как настроение и что интересного произошло в жизни. Заведите диалог с родителями.
-
Если ребёнок недавно пришел в группу и еще не успел адаптироваться, попросите родителей привести его раньше других детей, чтобы у вас было время индивидуально пообщаться с ним. Если таких детей несколько, назначьте им конкретное время прихода, чтобы они приходили в разное время. В отдельной статье читайте другие советы по адаптации детей к детскому саду.
-
Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за их эмоциональным и физическим состоянием. Если вы заметили нездоровые признаки, сразу обсудите их с родителями. Возможно, ребенок плохо спал, значит, он может капризничать днем. Или он простыл, тогда его лучше отправить домой.
-
Обратите внимание на внешний вид ребенка. Проследите, чтобы дети переобулись и переоделись при входе в садик. Помогите им при необходимости.
-
Понаблюдайте за тем, как дети прощаются с родителями. Если этот процесс затягивается или наоборот происходит слишком быстро, дети после ухода родителей могут расстроиться. Сообщите об этом родителям и дайте рекомендации, как сделать прощание более безболезненным для ребенка.
-
Если ребенок расстроен и не хочет оставаться в детском саду, отвлеките его и переключите внимание на то, что ему нравится. Например, на любимую игру или занятие. Тогда ребенок быстрее успокоится, а его настроение улучшится.
-
Научите детей здороваться при встрече — с воспитателями, друг с другом и с родителями других деток. Это поможет создать благоприятную обстановку в детском саду, научит детей быть вежливыми и доброжелательными.
После приветствия детей по отдельности можно приступать к групповым занятиям.
Какие активные действия провести воспитателю утром в группе
Занимайте детей с первых минут пребывания в садике, чтобы сохранить дисциплину.
-
Когда все дети в сборе, можно поприветствовать их — пожелать им доброго утра, настроить на веселый день и рассказать, чем они могут заниматься до завтрака. Предложите детям улыбнуться друг другу и дать хорошее пожелание на новый день.
-
Перед завтраком проведите зарядку. Если погода хорошая, организуйте зарядку на свежем воздухе. Сопровождайте движения музыкой и стихотворениями.
-
Утром можно подключить детей к трудовой деятельности. Например, попросить полить цветы. Параллельно можно провести познавательную беседу о растениях.
-
В свободное время предложите детям поиграть в игры. Дети не должны сидеть без дела.
-
Перед завтраком детей нужно успокоить. Проведите с ними короткую беседу о том, как вести себя за столом и о необходимости мыть руки перед завтраком. Чтобы детям было интересно, можно выучить с ними стихотворение на эту тему. Теперь можно вести их на завтрак.
-
После завтрака можно приступать к занятиям. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. Например, можно начать с упражнений на мелкую моторику. Заранее распишите для себя план занятий и подготовьте необходимые материалы.
От первых часов пребывания в группе зависит настроение и дисциплина на весь день. Ключевая задача воспитателя утром — поприветствовать детей и занять их играми или другой совместной деятельностью. Такое начало дня обеспечит детям спокойное, радостное и в то же время деятельное настроение на весь день.
Организация утреннего приёма детей в ГБДОУ
Зубарева Ирина Далимовна
Большое значение в организации всего дня в детском саду имеет утренний приём детей, проводимый как в тёплый, так и в холодный период года. Перед приёмом детей воспитатель должен обязательно проветрить группу. В тёплый период года воспитатель выходит встречать детей на площадку, берёт с собой выносной материал для организации совместных и самостоятельных игр детей, а также для индивидуальной работы с детьми. Это различные наборы для игр с песком, с водой. Для спортивных игр и для утренней гимнастики выносятся различные мячи, скакалки, кегли, кольцебросы. обручи и т.д.
Для рисования на твёрдой поверхности – мелки, карандаши с бумагой, фломастеры, раскраски.
Как в тёплый, так и в холодный период года воспитатель осуществляет приём детей в группу с помощью утреннего фильтра. Воспитатель принимает ребёнка у родителя, осматривает ребёнка, задаёт необходимые вопросы родителю. Выявленные больные дети в детский сад не допускаются. Также родителям не разрешается отправлять ребёнка в группу одного, оставлять в раздевалке без присмотра взрослого или с посторонними лицами.
Воспитатель, независимо от своего настроения, должен быть приветливым с детьми и их родителями, стараться создавать хорошее настроение на весь день окружающим его людям.
Цели и задачи организации утреннего приёма детей в средней группе.
Цель: обеспечение постепенного вхождения ребёнка в жизнь детского сада, создание спокойного психологически-комфортного настроя у детей.
Задачи: 1. Формировать привычку у детей следовать правилам этикета в ситуации встречи;
2. Развивать привычку бережного и внимательного отношения к своему здоровью, формировать представление детей о физиологических и функциональных характеристиках организма человека;
3. Развивать умение детей самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами личной гигиены: мыть руки перед едой, после улицы, посещения туалета. Обращать внимание на свой внешний вид: быть чистым, аккуратно одетым, с подстриженными ногтями, девочки причёсаны, мальчики подстрижены и причёсаны. Соблюдать правила безопасного поведения в туалетной комнате.
4. Развитие навыков самоорганизации, активного освоения развивающего пространства. Воспитателю необходимо обращать внимание во время утреннего приёма на настроение детей, их внешний вид, приучать детей здороваться друг с другом и со взрослыми. Напоминать детям о культуре общения: разговаривать тихо, не кричать, учиться слушать друг друга, не ссориться, договариваться и уступать друг другу. Есть дети, которые трудно расстаются с родителями. Этим детям нужно уделять больше внимания с помощью беседы, тактильных прикосновений: обнимания, взять за руку, погладить по голове. Можно разрешить приносить из дома любимую игрушку, которая будет отвлекать ребёнка от грустных мыслей. Необходимо с родителями таких детей провести беседу, объяснить, почему их ребёнок капризничает по утрам. В уголке для родителей разместить необходимую информацию.
Приняв ребёнка от родителей, сразу приступаем к водным процедурам. Напоминаем с помощью алгоритма действий, как нужно мыть руки: намочим ладошки под струёй воды, намылим их мылом (сделали «рукавички из пены»), смыли грязную пену: руки стали чистые, а вода грязная. Вытираем насухо полотенцем ладошки и каждый пальчик в отдельности. Используем при выполнении культурно-гигиенических процедур потешки, пестушки:
- Чище умойся, воды не жалей,
Будут ладошки снега белей.
- 2. Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана,
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
- Расти, коса, до пояса
Не вырони не волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
- Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый, здравствуй.
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
Утренний приём – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребёнком. В это время успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает в себя:
— игровую деятельность;
— беседы с детьми;
— рассматривание предметов и иллюстраций;
— наблюдение и дежурство в уголке природы, а также дежурство по столовой и подготовка к занятиям;
— разнообразная избирательная деятельность детей.
Хорошо утром проводить с детьми работу по исправлению звукопроизношения, по развитию устной речи («Расскажи, где ты был с семьёй в выходные дни», «Какая у тебя любимая игрушка?», «Какое животное есть у тебя дома» и т.д.). Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций, фотографий, картин. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях, сёстрах, игрушках, знакомых животных и объектах природы. В календарных планах старшей и подготовительной к школе групп намечается, кроме указанных выше, ещё беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города и др. Количество видов деятельности в утренние часы: Младшая, средняя группы – 3-4 вида; Старшая, подготовительная – 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель самостоятельно определяет, сколько должно быть видов деятельности, опираясь на примерные каноны. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует изобразительную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, красками, карандашами, книгами для раскрашивания, конструирование из бумаги, природного и бросового материала.
В плане отражается трудовая деятельность детей. Дежурства не планируются на каждый день. Но если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия, воспитатель вправе внести это в план. В утренний отрезок времени дети свободно и с большим интересом занимаются развивающими играми, направленными на развитие психических процессов, мелкой моторики и сенсорики.
Проводится с детьми ежедневная утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
В зависимости от возраста детей и состояния их здоровья продолжительность утренней гимнастики составляет:3-4 года – 5-7 мин, 4-5 лет – 6-8 мин; 5-6 лет – 8-10 мин; 6-7 лет – 10-12 мин. Утреннюю гимнастику подразделяют на 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений. Начинается она с различных видов ходьбы и бега с последующей ходьбой. Это разминка. Основная часть – это ОРУ с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Заключительная часть утренней гимнастики: проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному физическому развитию детей:
— Упражнения на восстановление дыхания;
— Пальчиковая гимнастика;
— Упражнения для глаз;
— Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и др.
После утренней гимнастики дети приступают к дежурству по столовой и к завтраку. Во время приёма пищи воспитателю также необходимо следить за детьми, их правильной посадкой за столы, следить за осанкой (Дети сидят на стульях «спинка к спинке»). Учить детей правильно держать столовые приборы (вилку, ложку). Есть не спеша, аккуратно, бесшумно, не крошить хлеб на стол. Для детей с плохим аппетитом проговариваются потешки:
- «Не хочу есть кашу», —
Кричала девочка Маша.
«Правильно» — думала каша –
«Хорошая девочка Маша».
- А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда –
Не останется следа.
- За столом кроты сидят,
Нос воротят, не едят: —
Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам
Бедным маленьким кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте всё, что вам дают.
Намечая конкретные мероприятия на утренний отрезок времени, необходимо учитывать характер предстоящей НОД. Если деятельность спокойного характера, требуется умственная активность и усидчивость детей (математика, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, изодеятельность), на утро надо планировать деятельность детей, вызывающую их физическую активность и наоборот, если планируется музыкальное или физкультурное занятие, то утренняя деятельность должна быть спокойной.
Только действуя и планируя утренний приём детей таким образом, воспитатель может добиться психологически комфортного настроя у детей на предстоящий день, а значит решить те задачи, которые он поставил перед собой для успешного воспитания и обучения детей своей группы.
Список используемой литературы:
1. «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2. «Режим дня в детском саду» Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова
3. «Организация режимных процессов в ДОУ» В.А.Зебзеева 4. Дошкольная педагогика
Консультация для воспитателей ДОО
«Организация утреннего сбора в группе детского сада»
Шахрай Екатерина Анатольевна, старший воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка — детский сад №96
г. Томск
«Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно», Л.В.Свирская.
Утренний сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи группового сбора
Формировать доброжелательные отношения между детьми, создавая атмосферу поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
Побуждать детей к обмену информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересах.
Расширять представления дошкольников об окружающем.
Развивать речь, умение вступать в диалог, отвечать на вопросы.
Формировать мотивацию к предстоящей деятельности.
Познакомить детей с материалами в центрах активности на текущий день.
Активизировать интерес детей к планированию деятельности в центрах активности.
Формировать умение осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Организация утреннего группового сбора подразумевает:
— Установленное время проведения группового сбора в режиме дня
— Наличие структуры группового сбора
— Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.)
— Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых
— Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста
— Содержание группового сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей
Структура утреннего сбора:
1. Начало группового сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование грампластинок и аудиокассет)
• Любимая песня группы — 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
• Сюрпризный момент — внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» — сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на групповой сбор и т.д.
• Дидактическая игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей» — это может любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в детский.сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины. Перед групповым сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
• Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд», колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и «привозят» на место группового сбора.
• Любимая детьми игра (например «Ручеек»), затеянная на месте группового сбора
• Ребенок — дежурный по сбору детей па групповой сбор.
В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.
2. Организация круга.
Дети вместе с взрослыми в течение сбора
сидят в кругу – на стульчиках,
обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом ( подушечки, карточки — символы, карточки для выбора, веревочка, обруч, на ленточках-лучиках общего солнышка группы и т. д.)
Каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
3. Приветствие
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Выделяют разные способы приветствия:
типичные виды приветствий — вербальное и невербальное. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза.
приветствия с действиями
приветствия с передачей предмета (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.)
с именными карточками
стихотворные приветствия (песни, считалки, речевки)
приветствия на разных языках, разных народов
пожелания
эпитеты, комплименты
подарки
Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.
4.Обмен новостями
Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».
— Новости о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
— плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);
— особые объявления — день рождения, посещение гостей, достижения детей и др
5. Динамическая пауза
Проводится динамическая пауза в соответствии с темой недели.
6.Проблемная ситуация
Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
Совместное планирование деятельности на текущий день Информационный лист
Идеи записываются на большом листе бумаги
Они выполняются печатными буквами
Обязательно подписывается имя автора идей
Предложения детей не подвергаются литературной обработке
Идеи детей и взрослых записываются разными единожды выбранными цветами (напр, зеленый цв.- идеи детей, синий цв.-взрослые идеи)
Вариант оформления- «Паутинка»; «модель трех вопросов»: что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать.
Для того, чтобы сделать такие записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их идеи. Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.
Ежедневно на групповом сборе ребята определяют, сколько присутствует сегодня мальчиков и сколько девочек; фиксируя это на специальном стенде.
Вспоминают тех, кто болеет, кто в отпуске и не может быть вместе со всеми.
Записывается в информационный лист дата, день недели, время года, планы на день.
7.Игра
пальчиковые
дидактические
словесные
элементы тренинга
психогимнастика
игры-шутки
игры-цепочки
игры-фантазии
пение
загадки
скороговорки и т.д.
8. Центры активности
Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
Работа в центрах активности
Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором ребенка
Выбор центра-обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается утренний сбор
Надоске выбора ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений, фото и т.д.
Детисвободно перемещаются между центрами
Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка
Правила общения
Запретных тем не существует
Новости не регламентируются, у одного ребенка их может быть несколько
Не подвергаются селекции
Не вытягиваются насильно
Не запрещаются
Новости принимаются как факт
С детьми обговариваются правила и их формулировки.
Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков и символов.
Правила всегда формулируются позитивно.
«Хитрости»
реагирования на новости детей
Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупкой вещей
Не морализируйте
Реагируйте на чувства детей
Не оценивайте
Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного спокойно, уверенно сказав «так бывает»
Учитесь управлять своим взглядом.
Значение утреннего сбора:
Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание
Ощущение общности и внимания к каждому ребенку
Тренинг коммуникативных умений детей
Общий план работы по теме на несколько дней – «Паутинка»
Индивидуальные планы детей на день
Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации утреннего сбора у детей и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация и методика проведение утреннего приема детей в ДОУ»
подготовила: старший воспитатель Иванова А.А.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дети. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
Во время утреннего приёма решаются задачи всех образовательных областей.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Утренний приём отражается в календарном плане воспитателей и соответствует календарно-тематическому планированию «Образовательной программы ДОУ».
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. В летний и теплый период утренний прием воспитатель обязательно проводит на свежем воздухе.
Прием детей начинается обычно с 7.00 часов и продолжается до 8.20 часов. Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно, проветрить помещение. Подготовить материал для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей — дидактические игры, картины, различные атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр, изобразительные средства, музыкальные композиции и т.д. Педагог подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.
Первое, на что должен обратить внимание воспитатель во время утреннего приема – это состояние здоровья ребёнка. В период пандемии строго ведется утренний фильтр. Если педагог внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются. Если у воспитателя возникло подозрение, что ребенок не здоров, он беседует с родителями, узнает, как малыш спал, не жаловался ли на что-либо, и измеряет ему температуру. Если заболевание у ребенка выявилось после ухода родителей, воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более пяти дней, родители должны представить справку о том, что ребенок здоров.
Встречая каждого ребёнка, воспитатель беседует с ним о погоде на улице, о настроении, с которым дошкольник пришел в детский сад. У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детский сад, кого встретил?». В младших группах минута вхождения более театрализована. Ребенка может встречать вместе с воспитателем сказочный персонаж. Педагог использует песенки, потешки, яркие игрушки, которые помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Ритмичный текст стихов, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение.
Утром, если дети приходят постепенно, удобно проводить индивидуальную работу, которая планируется заранее с конкретным ребёнком или с небольшой группой детей. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций.
Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст.
Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: прыгалки, обручи, мячи, кегли.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Так же в утренний отрезок времени планируются наблюдения за комнатными растениями в уголке природы, проводится работа с календарём природы (дети отмечают день недели, число, месяц, осадки). В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др. Вовлекая малышей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Утренний приём — наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, дидактических, игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). В плане указывается название и цель игры.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.
От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня. От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
< Предыдущая | Следующая > |
---|