Экономики, страдающие от высокого уровня коррупции, что подразумевает злоупотребление властью в форме денег или власти для достижения определенных целей незаконными, нечестными или несправедливыми способами, не способны процветать так же полно, как страны с низким уровнем коррупции. коррупции. Коррумпированная экономика не может нормально функционировать, потому что коррупция мешает естественным законам экономики функционировать свободно. В результате коррупция в политической и экономической деятельности страны причиняет страдания всему ее обществу.
Ключевые выводы
- Страны с высоким уровнем коррупции не могут эффективно функционировать или процветать на экономическом уровне, что причиняет страдания обществу в целом.
- В странах с развивающейся рыночной экономикой уровень коррупции, как правило, намного выше, чем в развитых странах.
- Коррупция может привести к неравномерному распределению богатства, поскольку малые предприятия сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний, которые установили незаконные связи с государственными чиновниками.
- В коррумпированной экономике ресурсы распределяются неэффективно, и компании, которые в противном случае не были бы квалифицированы для получения государственных контрактов, часто получают проекты в результате взяточничества или откатов.
- Качество образования и здравоохранения также ухудшается в условиях коррумпированной экономики, что приводит к общему снижению уровня жизни граждан страны.
Данные о влиянии коррупции
По данным формирующейся рыночной экономикой намного выше, чем в развитых странах.
На приведенной ниже карте показаны различные уровни восприятия коррупции в 2016 году в разных странах. Более темные цвета представляют более высокие уровни восприятия коррупции, а более светлые цвета – более низкие уровни. На основе этой карты мы видим, что регионы с развитой экономикой Северная Америка, Западная Европа и Австралия – имеют низкий уровень восприятия коррупции. Напротив, почти во всех странах с развивающейся экономикой отмечается высокое восприятие коррупции.
Высокие цены за низкое качество
Коррупция в том, как заключаются сделки, заключаются контракты или проводятся экономические операции, ведет к возникновению монополий или олигополий в экономике. Те владельцы бизнеса, которые могут использовать свои связи или деньги для подкупа государственных чиновников, могут манипулировать политикой и рыночными механизмами, чтобы гарантировать, что они являются единственным поставщиком товаров или услуг на рынке.
Поскольку монополисты не должны конкурировать с альтернативными поставщиками, они стремятся поддерживать свои цены на высоком уровне и не вынуждены повышать качество товаров или услуг, которые они предоставляют, рыночными силами, которые действовали бы, если бы у них была значительная конкуренция. В эти высокие цены заложены также незаконные издержки коррупционных сделок, которые были необходимы для создания такой монополии. Если, например, компании, занимающейся строительством домов, пришлось давать взятки должностным лицам, чтобы получить лицензию на ведение деятельности, эти понесенные расходы, конечно, отразятся на искусственно завышенных ценах на жилье.
Неэффективно распределенные ресурсы
Наилучшая практика заключается в том, что компании выбирают своих поставщиков через тендерные процессы (запросы на тендер или запросы предложений), которые служат в качестве механизмов, позволяющих выбирать поставщиков, предлагающих наилучшее сочетание цены и качества. Это обеспечивает эффективное распределение ресурсов. В коррумпированной экономике компании, которые в противном случае не смогли бы выиграть тендеры, часто получают проекты в результате несправедливых или незаконных тендеров (например, тендеров, предполагающих откаты ).
Это приводит к чрезмерным расходам на выполнение проектов, а также к некачественным или неудачным проектам, что приводит к общей неэффективности использования ресурсов. Государственные закупки, пожалуй, наиболее уязвимы для мошенничества и коррупции из-за большого размера финансовых потоков. По оценкам, в большинстве стран государственные закупки составляют от 15% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП).
Неравномерное распределение богатства
Коррумпированная экономика характеризуется непропорционально малочисленным средним классом и значительным расхождением между уровнем жизни высшего и низшего классов. Поскольку большая часть капитала страны сосредоточена в руках олигархов или лиц, поддерживающих коррумпированных государственных чиновников, большая часть созданного богатства также переходит к этим лицам.
В коррумпированной экономике малые предприятия не получили широкого распространения и обычно не приветствуются, потому что сталкиваются с недобросовестной конкуренцией и незаконным давлением со стороны крупных компаний, связанных с государственными чиновниками. Некоторые отрасли более подвержены коррупции, чем другие, что делает малые предприятия в этих секторах еще более уязвимыми для неэтичной деловой практики.
Низкий стимул для инноваций
Поскольку нельзя доверять правовой системе коррумпированной экономики, в которой могут быть сфальсифицированы судебные решения, потенциальные новаторы не могут быть уверены, что их изобретение будет защищено патентами и не будет скопировано теми, кто знает, что им это сойдет с рук путем подкупа властей.. Таким образом, существует сдерживающий фактор для инноваций, и в результате развивающиеся страны обычно являются импортерами технологий, поскольку такие технологии не создаются в их собственных обществах.
Теневая экономика существует
Малые предприятия в коррумпированных странах стараются избегать официальной регистрации своего бизнеса в налоговых органах, чтобы избежать налогообложения. В результате доход, генерируемый многими предприятиями, существует за пределами официальной экономики и, следовательно, не подлежит государственному налогообложению и не включается в расчет ВВП страны.
Еще один минус теневого бизнеса заключается в том, что они обычно платят своим сотрудникам меньшую заработную плату, ниже установленной государством минимальной суммы. Кроме того, они не обеспечивают приемлемых условий труда, в том числе соответствующих пособий по медицинскому страхованию для сотрудников.
Низкие иностранные инвестиции и торговля
Коррупция – одно из препятствий для иностранных инвестиций. Инвесторы, которые стремятся к справедливой и конкурентной деловой среде, будут избегать вложений в страны с высоким уровнем коррупции. Хотя инвестирование в развивающиеся рынки остается популярной областью инвестирования, инвесторы, естественно, не решаются рисковать своими деньгами в странах, которые известны высоким уровнем коррупции. Исследования показывают прямую связь между уровнем коррупции в стране и показателями конкурентоспособности ее деловой среды.
Плохое образование и здравоохранение
Рабочий документ Международного валютного фонда (МВФ) показывает, что коррупция отрицательно сказывается на качестве образования и здравоохранения в странах с развивающейся экономикой. Коррупция увеличивает стоимость образования в странах, где взяточничество и связи играют важную роль в найме и продвижении учителей. В результате качество образования снижается, что сказывается на общем состоянии экономики.
Кроме того, коррупция при назначении поставщиков медицинских услуг и наборе персонала, а также при закупке предметов медицинского назначения и оборудования в странах с развивающейся экономикой приводит к неадекватному медицинскому обслуживанию и некачественному или ограниченному медицинскому снабжению, что снижает общее качество здравоохранения.
Суть
Многие страны с развивающейся экономикой страдают от высокого уровня коррупции, что замедляет их общее развитие. Все общество страдает из-за неэффективного распределения ресурсов, наличия теневой экономики, некачественного образования и здравоохранения. Таким образом, коррупция ухудшает положение этих обществ и снижает уровень жизни большей части их населения.
С точки зрения теории распространенная в обществе коррупция препятствует эффективности. На Рисунке 9.2 изображена ситуация со множественными коррупционными равновесиями с точки зрения отдачи от честного и нечестного поведения. Хорошее равновесие (точка А) обеспечивается тем, что выгоды от коррупционной активности меньше, чем от честного поведения: слишком сложно найти нечестного контрагента, слишком высоки риски поимки и т.д. Однако при появлении критической массы коррупционеров (точка B на графике), напротив, выигрыши от честного поведения падают (представьте фирму в коррумпированной стране с высокими барьерами, которая отказывается платить взятки), поэтому общество начинает перемещаться в плохое равновесие Z. Важная характеристика этого порочного круга в том, что, с одной стороны, каждому экономическому агенту выгоднее быть коррумпированным, чем честным, а с другой стороны, все экономические агенты (за исключением, может быть, некоторых клептократов и олигархов) предпочли бы оказаться в хорошем равновесии А. Другими словами, даже отдельные бизнесмены и чиновники, которые являются бенефициарами коррупционных сделок, могли бы получить больше выгод, если бы экономика была свободна от коррупции – за счет снижения рисков, роста доверия к политическим институтам, увеличения производительных стимулов, увеличения конкуренции и деловой активности.
Рисунок 9.2. Выгоды от честного и коррумпированного поведения в разных равновесиях
Довольно долгую интеллектуальную историю имеет концепция «коррупции как смазки в колесах»1. Известный политолог Самюэль Хантингтон сформулировал это так: «С точки зрения экономического роста, единственной вещью, хуже, чем жесткая, централизованная, коррумпированная бюрократия, является жесткая, централизованная и честная бюрократия». Другими словами, коррупция оказывается полезной для экономической динамики в неэффективной институциональной среде с плохим обеспечением контрактов и высокими административными барьерами. Эта концепция, получившая название «смазки в колесах», содержит серьезный логический изъян, поскольку базируется на предпосылке об экзогенных и статичных институтах. Если же предположить, что чиновники, собирающие взятки за обход неэффективных правил, являются выгодополучателями их существования, то сама возможность коррупции может быть стимулом к установлению барьеров для входа на рынок. Другими словами, из того, что взятка может повысить деловую активность, поскольку помогает открыть бизнес, который без взяток не был бы открыт, не следует, что коррупция полезна для экономического роста. Тот факт, что для открытия бизнеса требуются нелегальные платежи, свидетельствует о низком качестве экономических институтов, способствующих извлечению ренты, а не производству стоимости.
Известное исследование С. Дянкова с соавторами свидетельствует о том, что величина [[административных барьеров]] (легальных денежных сборов и времени ожидания) на регистрацию нового бизнеса положительно связана с уровнем коррупции и размерами теневого сектора, однако не связана с качеством производимых в экономике общественных благ и защитой потребителей2. Это указывает на эндогенный характер регулирования, которое в условиях [[экстрактивных институтов]] устанавливается скорее с целью извлечения ренты.
Исследования масштабной антикоррупционной кампании в Бразилии подтверждают условность коррупционных выигрышей3. Случайные аудиторские проверки муниципалитетов с последующим раскрытием результатов, запущенные в 2003 году, привели к тому, что разрушились многие устойчивые коррупционные трансакции. Анализ 1881 аудиторского отчета и 14000 компаний привел к парадоксальным на первый взгляд результатам. С одной стороны, фирмы, чьи контрагенты в муниципалитетах подверглись аудиту, существенно потеряли доступ к государственным контрактам. С другой стороны, эти же фирмы в течение трех лет росли на 4.8% быстрее по сравнению с фирмами, которых не затронули аудиторские проверки. При этом существенно увеличивалась активность фирм в смысле инвестиций, займов и продаж. И, что важно, эти положительные эффекты в основном возникали за счет тех фирм, которые до антикоррупционных проверок предоставляли товары и услуги высокого качества – то есть рынок стал лучше санировать неэффективные компании.
Межстрановые сравнения указывают на отрицательную связь между коррупцией и экономическим ростом4. Можно обозначить следующие возможные передаточные механизмы:
-
Коррупция снижает эффективность фирм (рост неопределенности, поддержка неэффективных фирм и т.д.). Исследования показывают, что показатели коммерческих компаний гораздо чувствительнее к необходимости платить взятки, чем к налогам. Например, обследование нескольких сотен фирм в Уганде показало, что негативное влияние коррупции на рост продаж в три раза сильнее, чем эквивалентное по размеру налогообложение5. Это можно объяснить непрозрачностью и непредсказуемостью нелегальных платежей, резко увеличивающей трансакционные издержки коррупционной сделки. Налоги вводятся унифицированно на всех игроков рынка, поэтому преодолеть налоговое бремя проще всего наиболее эффективным компаниям. В случае вымогательства взяток более важна переговорная сила фирмы, то есть ее способность отказать в уплате нелегального платежа6. Такая возможность отказа тем выше, чем выше альтернативные возможности использования капитала (в соответствии с концепцией вымогательства, которую мы описали в Главе 4). Это может быть связано со спецификой отрасли – например, зависимостью от государственных услуг, или инфраструктуры, или с наличием покровителей.
-
Коррупция искажает государственное производство товаров и услуг с точки зрения структуры, цены, качества. Паоло Мауро на большом массиве данных показал, что в странах с высоким уровнем коррупции искажается структура государственных расходов — в частности, снижается финансирование образования и здравоохранения7. Кроме того, откаты и непрозрачные закупки могут приводить к завышению цен на товары и услуги, производимые государством. Например, в России в 2010 году региональные больницы закупали томографы по цене, в несколько раз превышающей доступную на рынке8.
-
Коррупция снижает эффективность государственного регулирования экономики – то есть ухудшается интернализация негативных внешних эффектов. Ниже приведены несколько примеров.
-
Полевой эксперимент в Индии показал, что водители, у которых есть финансовый стимул получить права в короткие сроки, получают их с большей вероятностью даже при отсутствии водительских навыков. Как выяснилось, экзаменаторы в индийской полиции случайным образом затягивают получение прав, вымогая взятки, вне всякой связи с умением водить9.
-
На китайских промышленных предприятиях, в которых хотя бы один из управляющих ранее занимал государственный пост от вице-мэра и выше, смертность рабочих от несчастных случаев в два – три раза выше, чем на предприятиях, не обладающих политическими связями. При этом проверки выдают этим фирмам меньше предписаний о нарушениях требований безопасности10.
-
Землетрясения одинаковой мощности привели к шестизначному числу погибших на Гаити в 2010 году и к отсутствию жертв в Новой Зеландии. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, 83% жертв землетрясений начиная с 1980 года жили в странах, чрезмерно коррумпированных, то есть коррумпированных более страны с сопоставимым уровнем дохода11.
-
Leff N. H. (1964). Economic development through bureaucratic corruption. American behavioral scientist, 8(3), 8–14.↩︎
-
Djankov S., La Porta R., Lopez-de-Silanes F., & Shleifer A. (2002). The regulation of entry. The quarterly Journal of economics, 117(1), 1–37.↩︎
-
Colonnelli E., Lagaras S., Ponticelli J., Prem M., & Tsoutsoura M. (2022). Revealing corruption: Firm and worker level evidence from Brazil. Journal of Financial Economics, 143(3), 1097–1119.↩︎
-
Mauro P. (1995). Corruption and growth. The quarterly journal of economics, 110(3), 681–712; Mo P. H. (2001). Corruption and economic growth. Journal of comparative economics, 29(1), 66–79.↩︎
-
Fisman R., & Svensson J. (2007). Are corruption and taxation really harmful to growth? Firm level evidence. Journal of development economics, 83(1), 63–75.↩︎
-
Svensson J. (2003). Who must pay bribes and how much? Evidence from a cross section of firms. The Quarterly Journal of Economics, 118(1), 207–230.↩︎
-
Mauro P. (1998). Corruption and the composition of government expenditure. Journal of Public economics, 69(2), 263–279.↩︎
-
Золотые томографы. The New Times https://newtimes.ru/articles/detail/32488/.↩︎
-
Bertrand M., Djankov S., Hanna R., & Mullainathan S. (2007). Obtaining a driver’s license in India: an experimental approach to studying corruption. The Quarterly Journal of Economics, 122(4), 1639–1676.↩︎
-
Fisman R., & Wang Y. (2015). The mortality cost of political connections. The Review of Economic Studies, 82(4), 1346–1382.↩︎
-
Ambraseys N., & Bilham R. (2011). Corruption kills. Nature, 469(7329), 153–155.↩︎
Обеспечение темпов роста экономики на уровне не ниже среднемировых и вхождение в пятерку крупнейших стран
Национальные цели в сфере экономики: вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение устойчивого роста экономики темпами выше среднемировых, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора — базовые национальные цели развития. Их достижение позволит создать надежный фундамент для роста реальных доходов населения, снижения бедности и достижения других национальных целей. Без устойчивой и конкурентоспособной экономики невозможно обеспечить достойный уровень благосостояния и качества жизни граждан.
Для ускорения темпов экономического роста необходимо добиться:
— повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП;
— роста уровня занятости в экономике и повышения производительности труда;
— повышения конкурентоспособности российских товаров и предприятий и роста вовлеченности в глобальную торговлю.
I. Ключевая задача повышения качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП. В части бюджетной и налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям:
Системные меры, в том числе:
— Формирование стабильных фискальных условий. За последнее время уже немало сделано в части формирования стабильных и предсказуемых фискальных и финансовых условий: введены «бюджетные правила», заложены основы долгосрочного бюджетного планирования, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы.
Кроме того, предполагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия — изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год. Преемственность бюджетной и налоговой политики и последовательность реализации принятых решений должны повысить доверие к созданным институтам и способствовать улучшению инвестиционного климата.
— Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей. В рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.
— Формирование справедливых конкурентных условий. В целях устранения несправедливых конкурентных преимуществ теневого сектора и роста доходов бюджетов бюджетной системы будет продолжена реализация комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы — в том числе за счет цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство. Особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов. Развитие новой формы налогового контроля — налогового мониторинга, позволит крупным компаниям организовать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом и обеспечение доступа к данным в режиме реального времени. Налоговый мониторинг позволяет оперативно согласовывать подходы по налогообложению, осуществлять консультирование по совершенным и планируемым сделкам посредством представления мотивированного мнения налогового органа, сократить трудозатраты организаций на сопровождение налоговых проверок, представление уточненных налоговых деклараций, пояснений и истребуемых документов. Такой доступ позволяет применить риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.
Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Уравнивание налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов Российской Федерации, аналогично налоговой ставке в размере 13 процентов, применяемой к доходам резидентов Российской Федерации.
Стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
— наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.
— предоставление права на налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 января 2022 года, сырьем для которой является этан, в целях обеспечения развития новых проектов в нефтегазохимической отрасли и создания стимулирующих условий для вовлечения в глубокую переработку такого вида углеводородного сырья как этан.
— разработка законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего предоставление инвесторам «базовой» налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов.
II. Росту занятости и повышению производительности труда будут способствовать:
— повышение продолжительности здоровой жизни и повышение экономической активности населения (в том числе в результате реализации национальных проектов «Демография», «Здравоохранение» и др.);
— снижение уровня структурной безработицы за счет модернизации работы служб занятости и мобильности населения (национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»);
— снижение административных барьеров, внедрение современных управленческих технологий — методов «бережливого» производства — управление запасами, логистика, другие способы улучшения производственных процессов (национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»); а также более широкое использование цифровых технологий и стимулирование инновационной деятельности и внедрение инновационных решений в производственные и управленческие процессы (национальная программа «Цифровая экономика»).
— увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»).
В части налоговых мер предполагается:
— Присоединение ряда субъектов Российской Федерации к участию в эксперименте по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), а также предоставление права применять НПД физическими лицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС.
— снижение административной нагрузки за счет отмены представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы.
— введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН.
— предоставление права рыбохозяйственным организациям, являющимися налогоплательщиками ЕСХН, учитывать в расходах при исчислении налога расходы, связанные с участием в аукционах на приобретение доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
— предоставление права налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим специальным налоговым режимам).
Что такое экономический рост и на него влияет обычный человек
Говоря об макроэкономике, часто можно услышать термин экономический рост. Он неразрывно связан уровнем развития страны с экономической точки зрения, а также уровнем жизни каждого отдельного гражданина государства. Что это означает — в статье.
Экономический рост связан с экономическим развитием стран и благосостоянием населения, а повлиять на его может каждый отдельный человек.
- Что такое экономический рост
- Типы и факторы экономического роста: синергетический эффект
- Стадии экономического роста: как развивается бизнес
- Как измеряется экономический рост страны
- Экономическое развитие и его связь с экономическим ростом
- Каким образом можно ускорить или снизить темпы экономического роста
- Как обычный человек может повлиять на экономический рост
- Кто в России отвечает за экономический рост и экономическое развитие страны
- Кратко
Что такое экономический рост
Экономический рост — это процесс улучшения производства, в результате которого увеличивается количество и качество товаров и услуг, которое способна производить экономика. Иными словами, экономический рост показывает, насколько развивается экономика отдельно взятой страны.
Если рассматривать, насколько богат отдельно взятый человек, то это можно понять, прежде всего, по уровню его дохода. Чем больше человек зарабатывает денег, тем больше общественных благ он может себе позволить и тем более качественную жизнь может обеспечить себе и своей семье. То, насколько богат человек, можно оценить по тому, на какой машине он ездит, в каком доме живет, куда ездит отдыхать и даже какими видами спорта увлекается.
С экономикой страны ситуация схожая. Чем больше страна зарабатывает за счет производства товаров и услуг, тем больше могут себе позволить жители страны. Отличие в том, что доходы страны измеряются в ВВП. Соответственно, если растет ВВП, то в стране наблюдается экономический рост.
Типы и факторы экономического роста: синергетический эффект
В экономической науке выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный экономический рост предполагает увеличение количества производимых товаров и услуг при сохранении на прежнем уровне технической составляющей производства. Инструментом при таком подходе может стать наем дополнительных сотрудников или увеличение инвестиций в производство, закупку сырья и расширение производства. Данные способы позволяют нарастить производство того же товара или услуги и, тем самым, поднять общий уровень ВВП.
Интенсивный экономический рост связан с качественным улучшением производства. Например, проводятся исследования для сокращения потребляемого сырья при производстве единицы продукции, улучшается технология производства. Таким образом, интенсивный экономический рост основывается на использовании более современных и прогрессивных способах производства товаров и услуг.
Важно понимать, что в современном мире не существует примеров, где наблюдается только один из типов экономического роста. К примеру, могут проводиться процедуры найма дополнительных работников и обучение старых сотрудников новым технологиям производства. Согласно исследованиям американских экономистов Кемпбелла Макконнелла и Стэнли Брю экономический рост страны определяется шестью факторами:
- Количество и качество природных ресурсов. От наличия сырья зависит возможность производить больше товаров и услуг.
- Количество и качество трудовых ресурсов. От этого фактора зависят объемы и качество произведенных товаров и услуг.
- Объем основного капитала. Этот фактор ограничивает количество средств, которые можно вложить в развитие производства.
- Технологии. Этот фактор определяет, каким образом можно изготовить товары и услуги.
- Фактор спроса. Необходим для обеспечения экономического роста.
- Фактор эффективности. К этому фактору относятся как природные, так и человеческие ресурсы. Их необходимо задействовать так, чтобы использование ресурсов происходило с наименьшими затратами.
Стадии экономического роста: как развивается бизнес
В 1959 году американский профессор экономики Уолт Ростоу вывел пять стадий экономического роста, а 1971 году в своей работе он добавил шестую.
Первая стадия — традиционное общество. Она характеризуется тем, что большинство человеческих ресурсов занято в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, обществу была присуща иерархическая система, где власть принадлежала правительствам и собственникам земель.
Вторая стадия — переходное общество. На этой стадии создаются предпосылки для перехода к более развитому типу производства, что сопровождается радикальными преобразованиями в сельском хозяйстве, внешней торговле и транспорте.
Третья стадия — подъем. Данной стадии характерен рост инвестиций в производство. Он составляет от 5% до 10% национального дохода. Кроме того, происходит развитие одной или нескольких новых сфер промышленности, что приводит к распространению тенденции развития на остальную часть экономики. Появляется новый класс общества — предприниматели. Данная стадия длится приблизительно 30 лет, после которых поддерживать такие темпы роста экономики становится невозможным.
Четвертая стадия — быстрое созревание. На данной стадии происходит развитие урбанизации и повышение качества труда. Помимо этого, наблюдается переход к более качественному управлению производством.
Пятая стадия — эпоха высокого массового потребления. Этот этап характеризуется повышением спроса на товары длительного пользования и услуги, поскольку население уже способно обеспечить себя товарами первой необходимости. Возникает такое явление, как государство всеобщего благосостояния, где высшей целью общества является безопасность и социальное благополучие.
Шестая стадия — поиск качества жизни. Последняя, на данный момент, стадия развития предполагает переход от потребления к духовному развитию. В таких условиях происходит развитие информационного общества.
Как измеряется экономический рост страны
Для измерения экономического роста страны используются количественные и качественные показатели.
К количественным показателям относится ВВП, то есть стоимости выпускаемой продукции в стране. Темпы роста ВВП в год выражаются в процентах и показывают, насколько ежегодно растет экономика страны. Сам по себе этот показатель может говорить об экономическом росте страны в рамках мировой экономики, однако он не показывает, насколько хорошо живет население страны. Для этой цели используется показатель ВВП на душу населения. Он получается при делении ВВП на количество населения страны. Таким образом можно получить информацию о среднем благосостоянии граждан отдельной страны в сравнении с населением других стран.
Качественные показатели описывают социальную составляющую жизни страны. К ним относится количество свободного времени, уровень социальной защиты, уровень образования населения, объемы инвестиций в повышение квалификации сотрудников и т.д.
Экономическое развитие и его связь с экономическим ростом
Экономическое развитие — это процесс улучшения экономики путем изменения способов производства товаров и услуг, качества жизни населения, всестороннего развития человеческого капитала и общественных отношений.
Экономическое развитие имеет связь с качественными показателями экономического роста.
Термин экономическое развитие был введен Йозефом Шумпетером в его его труде «Теория экономического роста» в 1911 году. По его мнению, различие между экономическим развитием и экономическим ростом заключается в качественном изменении экономики страны в отличие от количественных изменений, свойственных экономическому росту. Экономическое развитие подразумевает нововведения в производстве товаров и услуг, инновации и качественное изменение управления производством. Для экономического развития характерен риск и новаторство, проявляющиеся в инвестировании в новые отрасли экономики. Кроме того, качество жизни населения также растет вместе с темпами экономического развития. Ведущая роль в процессе экономического развития отводится человеческому капиталу как драйверу инноваций и технологического развития экономики.
К основным показателям экономического развития страны относят:
- показатели валового внутреннего продукта и валового национального дохода на душу населения;
- конкурентоспособность экономики на мировой арене;
- участие в международных экономических организациях — ВТО, АТЭС, АСЕАН, Всемирный банк и т.д.;
- уровень рейтингов кредитоспособности страны, присваиваемый международными рейтинговыми агентствами — Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s;
- уровень инвестиций в развитие человеческого капитала — образование, профессиональная подготовка, обучение передовым навыкам в разных отраслях экономики;
- уровень коррупции в стране.
Каким образом можно ускорить или снизить темпы экономического роста
Чтобы добиться увеличения темпов экономического роста, необходимо в первую очередь, инвестировать средства в развитие собственных производств, новые отрасли экономики и развивать человеческие ресурсы страны. Показательными примерами увеличения темпов экономического роста являются экономики Японии и Китая.
В истории Японии встречается понятие японского экономического чуда. Это период в истории Японии с конца 1950-х годов до нефтяного кризиса 1973 года. Данный период характеризуется беспрецедентными темпами роста японской экономики — 10% ежегодно. Причиной такого бурного подъема японской экономики является совокупность факторов экономического роста. После окончания Второй мировой войны экономика Японии была разрушена, а сама страна была оккупирована США. Для того, чтобы встроиться в новую мировую систему Японии пришлось кардинально перестроить свою милитаризованную экономику и поставить ее на новые рельсы. В течение двух десятилетий в Японии были развиты такие отрасли, как металлургия, нефтехимия и судостроение. Далее к этим отраслям добавились автомобилестроение и бытовая техника. Отрасли развивались и в качественном отношении, благодаря чему весь мир узнал о таких брендах как Toyota, Mazda, Sony и т.д.
Китайская экономика также прошла этап экономического чуда, однако в более поздние сроки. После неудачной политики «Большого скачка вперед», которая привела к голоду в стране, был выбран другой путь для достижения экономического роста. Пришедший к власти в КНР Дэн Сяопин провел реформы, которые изменили экономику Китая. Были привлечены американские инвестиции в экономику и началось создание собственных производств. В то время Китай переживал экстенсивный рост экономики, где качеству труда и произведенных товаров отдавалась второстепенная роль. Главным было количество товаров, которые можно продать за рубеж. Так продолжалось до середины нулевых годов, после чего Китай, уже вступивший в ВТО и считавшийся мировым центром производства любых товаров, стал инвестировать средства в качественный рост экономики. Благодаря этому в стране развились отрасли автомобилестроения, производство микроэлектроники и бытовой техники, развивались информационных технологии. Ежегодные темпы роста экономики какое-то время достигали более 10%. Все это привело к тому, что Китай сегодня является прямым экономическим конкурентом США как в традиционных, так и в новых отраслях экономики.
Эти примеры показывают, что стимулировать экономический рост можно путем развития собственного производства товаров и услуг, создания новых отраслей экономики, привлечения инвестиций в страну. Важную роль играет качественная составляющая в производстве, благодаря развитию которой можно конкурировать с другими странами по части экономики.
Замедление темпов экономического роста едва ли можно назвать осознанным шагом для страны. Более того, умышленное замедление темпов роста экономики не может быть полезным ни в каком случае. Однако неумышленное замедление роста экономики имело место в мировой истории.
Эпоху правления Леонида Брежнева неофициально называют «застоем». Такое название используется из-за практической остановки роста экономики и сельского хозяйства. В период холодной войны большая часть средств направлялась на развитие военной промышленности. В то же время остальные сферы экономики, в том числе агропромышленность, нуждались в реформах, на которые не оставалось средств. Попытки преобразований в отраслях не увенчивались успехом, а сельское хозяйство страдало от так называемых студенческих «поездок на картошку». Из-за этого колхозы фактически лишались работы, а количество испорченного урожая продолжало расти. Наблюдалась и миграция сельского населения в города, что также не способствовало росту сельского хозяйства. Однако эти проблемы не были так заметны, поскольку страна хорошо жила за счет больших доходов от продажи энергоносителей. Ввиду всех этих условий рост экономики СССР значительно замедлился.
Как обычный человек может повлиять на экономический рост
Может показаться, что темпы экономического роста страны зависят от действий крупных компаний и государственных регуляторов, которые имеют значительные ресурсы и могут влиять на развитие производственных мощностей и рост ВВП. Но даже в рамках крупных экономических субъектов каждый отдельный работник вносит свой вклад в общий рост экономики страны. Исходя из этого, каждый гражданин может влиять на темпы роста экономики, даже если вклад незаметен на общих показателях.
Например, индивидуальный предприниматель Иван продает на рынке мясо. Он работает в одиночку и придерживается старых методов ведения бизнеса, которые он выучил в 90-е годы: покупать и перепродавать подороже, не вкладывать много средств в рекламу, не думать о новшествах, так как они могут навредить работающей схеме. Вскоре Иван начинает понимать, что ему хочется большего. Он начинает развивать сеть своих мясных магазинов, привлекает членов семьи к своему делу, запускает рекламу своей сети магазинов. В итоге он создает свое мясное производство, чтобы не тратить средства на закупку товара у других, создает рабочие места и платит зарплату работникам. Вследствие всего этого он вносит дополнительный вклад в ВВП страны, стимулируя рост экономики.
Влияние на экономический рост может быть также негативным. Допустим, студент Алексей, большой любитель читать, регулярно покупал новые книги. В один день он прочитал в новостях, что один из крупнейших пиратских сервисов разблокировали, и решил узнать, есть ли на этом сервисе интересные ему книги. Увидев множество бесплатных произведений, Алексей теперь предпочитает скачивать их с пиратского сайта и не тратить деньги на книги в магазине. Алексей сокращает ВВП на сумму, которую он потратил бы на новые книги, если бы не стал пользоваться пиратским сервисом.
Таким образом, каждый отдельный человек своими действиями может влиять на экономический рост страны как позитивно, так и негативно.
Кто в России отвечает за экономический рост и экономическое развитие страны
В России структурой, ответственной за экономический рост и развитие государства, выступает Министерство экономического развития. В его функции входит контроль внешнеэкономической деятельности, стратегическое планирование экономики страны, поддержка малого и среднего бизнеса в России, инновационная политика государства, предотвращение образования естественных монополий, регулирование инвестиционной политики государства и т.д.
Таким образом Министерство экономического развития курирует микро- и макроэкономику России, а также создает правовую основу по вышеназванным направлениям деятельности. Его деятельность заключается в контроле использования государственных субсидий для эффективного внедрения новшеств в экономику страны.
Еще одним регулирующим органом является Министерство финансов. Его вклад в регулирование экономического роста заключается в контроле над использованием государственных денег.
Кроме того, частные компании оказывают влияние на уровень развития экономики и темпы экономического роста. При здоровой конкуренции в стране создаются такие условия, при которых компаниям необходимо прибегать к экстенсивным и интенсивным методам роста, чтобы поддерживать и наращивать конкурентное преимущество. Вследствие конкуренции появляются инновации в различных секторах экономики, создаются более эффективные способы производства товаров и услуг, наблюдается развитие человеческого капитала.
Таким образом не только государство находится в ответе за экономический рост и развитие в стране, но и частный сектор. Все зависит от степени вмешательства государства в экономику.
Кратко
- Экономический рост — это процесс, который характеризуется увеличением производства товаров и услуг. Он выражается в ВВП. Выделяют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. История насчитывает 6 этапов роста мировой экономики — от традиционного общества до поиска качества жизни.
- Экономическое развитие подразумевает качественный рост экономики страны и благосостояния общества, инновации в производстве и общий уровень социальной жизни населения страны.
- Темпы экономического роста зависят от вложений в развитие и расширение производственных мощностей страны, уделения достаточного внимания развитию человеческих ресурсов и создания новых отраслей экономики.
- Каждый житель отдельно взятой страны оказывает своими действиями влияние на экономический рост и итоговые объемы ВВП страны.
Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.
Читайте также
По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них — изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в «экономику знаний», развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.
«Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, — подчеркнул Андрей Клепач. — В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%».
Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.
По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе — для поддержания доходов населения.
«Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста», — отметил Андрей Клепач.
Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.
«Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни», — процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема — в социальной сфере.
«Наша экономика — это на 50% потребительский спрос, — уверен Александр Широв. — Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. — отметил ученый. — Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах».
«Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них — это повышение уровня жизни и доходов населения, — поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. — Есть два взаимосвязанных пути — экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта».
По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. «Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, — отметил Александр Дынкин. — Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%».
«В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать».
Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.
«Нам нужен финансовый форсаж — следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, — уверен Абел Аганбегян. — У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов».
По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.
Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.
По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.
Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.
По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».
Елена Александровна Страдина
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Коррупция – это собирательная категория, которая включает в себя преступления и правонарушения, связанные с использованием должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды.
Понятие и сущность коррупционной деятельности в современном мире
По общему признанию инновационная модель развития экономики не может быть полностью реализована при существовании в экономической жизни общества и развитии такого явления, как коррупция. Огромные масштабы коррупционных правонарушений и высокий уровень коррупции являются одними из главных препятствий проведению в стране эффективной экономической политики.
Коррупция подразумевает наличие сговора между участниками экономических отношений. А сговор – это основание для монополизации экономики. Следовательно, коррупция умаляет конкуренцию, которая является условием для нормального функционирования рыночной экономики.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Коррупцией называют неправомерную деятельность должностных лиц, которые, используя в корыстных целях свое служебное положение, извлекают имущественные блага. Фактором возникновения и развития коррупции является наделение государственных служащих властных полномочий по управлению отношениями в экономической среде.
В большинстве случаев подобное управление проявляется в следующих формах:
- распоряжение бюджетными средствами;
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.
Современные аспекты влияния коррупции на развитие экономики
Негативным эффектом увеличения масштабов коррупции является сильное инфляционное давление, оказываемое на национальную экономику. Это связано с тем, что коррупционеры либо завышают стоимость государственных закупок, либо вымогают взятки у предприятий. Для последних взятки являются дополнительными издержками, поэтому они должны быть учтены посредством повышения цен на собственную продукцию.
По мнению экспертов средний уровень инфляции, вызванной коррупционными отношениями, может составлять около 15 %, а в некоторых отраслях – достигать даже 60 % от реальной стоимости. Таким образом, коррупционеры, незаинтересованные в снижении издержек общества, способствуют росту цен, снижению уровня жизни населения и ограничению роста производства в стране.
«Влияние коррупции на экономическое развитие России на современном этапе» 👇
Отсюда следует формирование в обществе предпосылок для роста социальной напряженности, что может иметь более масштабные и негативные последствия для государства и граждан.
Коррупция приводит к тому, что издержки и риски предприятий растут, а их прибыль минимизируется. Следовательно, их количество в экономике страны постепенно будет идти вниз. Другими факторами монополизации экономики в условиях повсеместной коррупции является создание искусственных барьеров для входа на рынок новых производителей, нарушение открытости рыночной информации, принудительное укрупнение предприятий со стороны государства.
Монополии для экономики, как правило, вызывают отрицательные изменения. Так, снижается эффективность использования экономических ресурсов, снижаются объемы производства, тормозятся процессы инвестирования и, соответственно, обновления основных фондов, провоцируется рост цен на продукцию для конечного потребления.
Кроме того, коррупция по своей сути является формой перераспределения национального дохода в обществе. Часть дохода законопослушных домохозяйств, фирм и государства изымается коррупционерами. Причем из-за ограничений, которые наложены на возможность расходовать средства внутри страны, нечистые на руку чиновники выводят значительный объем денег за рубеж, оказывая, тем самым, влияние и на развитие мировой экономики.
Особенности коррупции в Российской Федерации
По данным за последний год, общая сумма взяток только по уголовным делам в отношении государственных служащих высокого статуса составила 6,7 млрд рублей. Каждый год в России случается несколько крупных резонансных коррупционных дел. При этом объем теневой экономики уже превышает 20 трлн рублей, что говорит о большой доле нераскрытых до сих пор коррупционных взаимодействий.
Коррупционные правонарушения получили широкое распространение в Российской Федерации в 1990-е гг. Это было связано со становлением в нашей страны рыночной экономики, отсутствием детального законодательства, соответствующего новым реалиям, и неэффективностью системы государственного контроля и работы правоохранительных органов.
Фактически коррупция за пару десятилетий трансформировалась в полноценный социальный институт. Об этом говорит наличие у российской коррупции таких отличительных черт, как:
- между субъектами коррупционной деятельности распределяются роли;
- выполнение коррупцией определенных функций в обществе (например, ускорение решения вопросов, снижение транзакционных издержек и т.д.);
- наличие установленных «правил игры» и их соблюдение субъектами коррупционных отношений;
- существование среди коррупционеров «негативного отбора», т.е. отсеивания честных чиновников.
В современной России особенностью взаимодействия власти и бизнеса в рамках института коррупции является функционирование неформальных общностей, которые были построены на системе ролей (семейных, дружеских, корпоративных, клановых и т. п.). Т.е. вместо одиночных коррупционеров в большинстве случаев действуют неформальные «коррупционные сети», в основе которых лежат собственные цели создания, правила поведения, занятие определенным видом деятельности.
Современная антикоррупционная политика Российской Федерации направлена на регламентацию вопросов, которые напрямую связаны с функционированием системы государственной и муниципальной службы, деятельностью акционерных обществ с участием государства в их уставном капитале, государственных компаний и корпораций, где, как предполагается, в наибольшей степени распространены «коррупционные сети».
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дедов Антон
Российский государственный аграрный университет –
МСХА имени К.А. Тимирязева, экономический факультет, II курс
Научный руководитель:
Гайсин Р.С., д.э.н., профессор
Коррупция
тормозит экономический рост России. Эта проблема носит специфический характер:
ее невозможно решить, затратив денежные средства или усовершенствовав
законодательную базу, т.к. решение зависит в основном от эстетических понятий
человека, причем не одного, а всего, да, именно ВСЕГО общества в целом. Именно
из-за коррупции в России не добиваются успешного решения многих задач,
поставленных перед страной.
Коррупция
проникла во все сферы российского общества. Неверие в то, что ее можно
искоренить, настолько укоренилось среди россиян, что речь идет даже об
«оптимальном уровне» коррупции.
Корни
коррупции уходят к обычаю делать подарки: чем подарок дороже, тем больше
вероятность того, что тебя выделят из числа других просителей, так, например,
в первобытных обществах плата жрецу или
вождю была нормой.
Коррупция в
России стала системой общественных отношений, которая определяет недостатки
политического, социального и экономического развития страны.
Прежде чем
говорить о радикальных мерах, которые можно и нужно применять для искоренения
взяточничества в России, необходимо осознать губительный вред, который приносят
взяточничество и коррупция.
Писатель
Владимир Войнович пишет[1]: «Мой
приятель Борис уезжал от меня после ужина в сильном подпитии. Я предложил ему
забрать машину завтра, а пока вызвать такси. Он спросил: а зачем? Я сказал:
«Ты же выпил. Не боишься, что милиция остановит?» «Не боюсь, —
сказал он. — У меня есть бумажка с портретом Бенджамина Франклина, она мне
всегда поможет». — Он показал мне свои водительские права и вложенную в
них стодолларовую купюру. Я, конечно, знал, что милиционеры на дороге берут
взятки, но высказал предположение, что может все-таки попасться какой-нибудь
неподкупный. «Не может, — возразил Борис. — За место, на котором он стоит,
милиционер должен платить стоящему над ним, а из чего он будет платить, если
сам брать не будет? Да ты не знаешь разве, что половина новых владельцев машин
ездят по Москве с купленными правами? И техосмотр проходят заочно. Чудаков,
которые пытаются пройти техосмотр честно, замучают придирками, а сто баксов
сунешь и можешь кататься хоть без тормозов»».
Сел бы
приятель Владимира Войновича пьяным за руль, если бы московская милиция была
неподкупна? Нет, конечно. Но милиционеры, которые за $100 закрывают глаза на
пьяных водителей, фактически дают «зеленый свет» этому злу, создавая угрозу
безопасности детям, старикам и всем остальным пешеходам и законопослушным
водителям, которые могут встретиться на пути пьяного водителя. Возникает
вопрос «Что страшнее: пьяные водители на дорогах или сотрудники ГИБДД, за
взятку создающие атмосферу безнаказанности пьянству и фактически его
поощряющие?» Думается, последнее намного опаснее. Конечно, это не относится ко
всем работникам ГИБДД. Речь идет об изъянах системы правовой, организационной,
порождающие такие явления и в других органах.
Коррупция искажает
развитие бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления, стимулы
к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает
социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в
политический процесс.
Нам нужно
понять, что коррупция приносит нашей стране ущерб в сотни, тысячи и миллионы
раз больший, чем весь суммарный доход, вся та подчас иллюзорная прибыль,
которую получают все российские взяточники. Коррупция без преувеличения
является раковой опухолью на теле экономики России.
Уровень коррупции измеряется с помощью «Индекса восприятия
коррупции». В соответствии с этим индексом минимальная коррупция оценивается 10
баллами, максимальная – 0 баллами. Россия, например, по уровню коррупции
занимает 147-е место из 180. Индекс восприятия коррупции в России равен 2,1.
Для сравнения, лучшими странами в этом отношении являются Дания, Швеция, Новая
Зеландия, с индексами 9,3. Худшей страной является Сомали с индексом 1,0[2].
По оценке экспертов, размер взяток
практически сравнялся с ВВП России. Ежегодно 40% своих доходов мы отдаем
коррупционерам в качестве дополнительного «налога».[3]
Рисунок 1 —
Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции (чем больше
индекс, тем меньше уровень коррупции), 132 страны мира.
Источник: http://www.corrupzia.ru
Каждая точка
на рисунке соответствует одной стране. Линия на рисунке — тренд, показывает
тенденцию изменения индекса конкурентоспособности в зависимости от индекса
восприятия коррупции, рассчитанную по статистическим данным.
Из рисунка видно: в мире не
существует страны с очень высоким уровнем коррупции и одновременно с высоким
уровнем конкурентоспособности. Это общее правило, из которого нет
исключений. В мире также нет стран с низким уровнем коррупции и с низким
уровнем конкурентоспособности. Это тоже общее правило, из которого нет
исключений. А ведь именно конкурентоспособность предприятий является
определяющим фактором экономического успеха на мировой арене! Итак, уничтожив
коррупцию в нашей стране, мы подстегнем развитие ее конкурентоспособности и
дадим возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу, обеспечивая
этим стремительный рост конкурентоспособности российских предприятий и
экономики в целом.
Рисунок 2 — Зависимость уровня инфляции
стран мира в % от индекса восприятия коррупции.
Источник: http://rating.rbc.ru.
Статистические исследования показывают, что коррупция
во всем мире выше там, где доходы на душу населения меньше, но при этом
коррупция очень сильно зависит от такого показателя, как уровень инфляции в
стране. Чем выше уровень инфляции, тем, как правило, коррупция выше. Вывод
напрашивается сам собой: если мы хотим, чтобы в России уровень инфляции был
низким, коррупцию необходимо ликвидировать!
Особую
опасность коррупция представляет в сферах, от которых зависит повседневная
жизнедеятельность россиян — здравоохранение, обеспечение безопасности,
жилищно-коммунальное хозяйство, образование и т. п.
Желание
ускорить процесс решения проблемы — самая распространенная причина дачи взятки.
Не дашь взятку — придется смириться с тем, что твои документы будут оформляться
месяцами, а вопрос — решаться годами.
Для эффективной
борьбы с коррупцией мы должны осознать: коррупция приводит к росту
преступности, наркомании, оказывает губительное влияние на экономику нашей
страны. В каком-то смысле коррупция является корнем, источником очень многих
проблем и пороков общества. И без уничтожения коррупции невозможно снизить
уровень преступности, эффективно бороться с наркоманией и терроризмом,
построить эффективную экономику, снизить уровень инфляции. Борьба со многими
пороками общества без уничтожения коррупции подобна борьбе с ветряными
мельницами.
Также нам
нужно осознать: коррупция может и должна быть уничтожена. Приведу
несколько примеров зарубежного осознания уничтожения коррупции из статьи
Александра Плясовских[4] (он —
Президент общественной организации «Россия без коррупции», доктор технических
наук):
«Несколько лет тому назад я был в гостях у
знакомого в Ташкенте, который является далеко не бедным человеком. Он привез
меня домой на своей новой машине Ford. Я был удивлен тем, что машина без
сигнализации и спросил: «Почему ты не поставишь сигнализацию?» Его ответ меня
просто поразил. Он сказал: «А зачем? У нас ввели закон, по которому за кражу
машины дают 15 лет тюрьмы, и теперь машины не крадут».
Недавно
я ездил из России в Финляндию на машине, где за нарушения правил дорожного
движения установлены довольно большие штрафы. Как ни удивительно, но те люди,
которые в России не соблюдают правила дорожного движения, пересекая границу с
Финляндией, моментально становятся законопослушными!»
Эти
примеры говорят о том, что если бы в нашей стране была введена эффективная
система законодательных мер, при которой жить честно станет выгодно, а брать и
давать взятки — очень невыгодно, тогда коррупция в обществе значительно
снизится!
Теперь
о радикальных мерах, которые необходимо использовать в России.
Как
избавиться от взяточничества и коррупции в особо крупных размерах? Во-первых,
необходимо ввести мощный экономический противовес корыстной заинтересованности
во взятке. Взятка должна быть экономически очень невыгодна!
Уважаемые
защитники прав взяточников: вспомните террористический акт в театре на Дубровке
и взорванные самолеты Ту-134 и Ту-154. Этих событий никогда бы не произошло,
если бы не коррупция правоохранительных органов. Введя жесткое наказание за
взяточничество в особо крупном размере, мы введем не жестокое наказание, мы
обеспечим уничтожение коррупции и вместе с ней — уничтожение многих пороков
общества, источником которых является коррупция. Мы подрубим один из мощных
корней преступности, наркомании, сексуального рабства, работорговли и других
пороков общества.
А если
кого-то из чиновников не остановит введение такой жесткой меры, то жалеть их
тем более не нужно, потому что за деньги такой человек продаст родную мать и
всех вместе взятых россиян. От таких чиновников нам нужно без сожаления
избавляться, как от раковой опухоли, чумы и проказы.
Для обеспечения
эффективной борьбы со взяточничеством сотрудников правоохранительных органов
необходимо поощрять в размере 50% суммы штрафа за взятку. Если, скажем,
правоохранительные органы поймают за руку взяточника, берущего $100 тысяч, они
в качестве вознаграждения должны получить $200 тысяч, но не из государственного
кармана, а из штрафа, который должен заплатить взяточник. Это даст возможность
победить коррупцию не за счет налогоплательщиков, которым коррупция и так
обходится очень дорого, а за счет самих взяточников.
Теперь о
казни взяточников. В России за взятку в размере от $50 тысяч должна быть
предусмотрена не физическая, а публичная политическая казнь с широким
освещением ее средствами массовой информации. Взяточник должен быть публично и
пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые
«взяткоемкие» должности, то есть должности, на которых имеется возможность
брать взятки. Он должен быть пожизненно лишен всех привилегий и званий. Он
должен быть лишен всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию.
Неплохо бы организовать «сайт позора», где были бы изложены подробности дел и
политической казни коррупционеров. Думается, этот сайт стал бы одним из самых
посещаемых российских сайтов. Политическая казнь коррупционеров должна
совершаться без права реабилитации. Срок тюремного заключения за взяточничество
не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.
Как только
брать взятки в России станет невыгодно, их сразу же перестанут брать!
Мы предлагаем
не ужесточение наказания за взяточничество. Мы предлагаем полную ликвидацию
коррупции в нашей стране путем создания мощных экономических рычагов
противодействия коррупции, путем создания мощных противовесов корыстной
заинтересованности коррупционеров, а также путем политической казни
взяточников. При этом люди естественным образом перестанут брать и давать
взятки, подобно тому как наши водители соблюдают правила дорожного движения в
Финляндии. Коррупция в нашей стране будет уничтожена за деньги самих же
коррупционеров. Раковая опухоль коррупции на теле экономики нашей страны будет
вырезана. Без введения подобного рода радикальных мер ликвидация коррупции в
России представляется невозможной.
При этом
уволятся все сотрудники правоохранительных органов, ГИБДД, все государственные
чиновники, все преподаватели и врачи, которые работали на своих должностях
из-за возможности получить взятки. Но это и хорошо! Это сделает наше общество
более безопасным, уровень наркомании и преступности в России начнет
сокращаться, безопасность на дорогах станет выше. Уничтожение коррупции даст
положительный импульс к развитию экономики, к совершенствованию
законодательства, и в конечном итоге к процветанию нашей страны.
Далее вкратце
рассмотрим основные меры, предложенные
Национальным Антикоррупционным Советом Российской Федерации. В этом нам поможет
«Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции»[5] от 6
апреля 2010 года.
С момента создания
Совета (это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана
противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два
года. Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы
создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной
базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее
время.
Налажена
также антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. На сегодняшний
день такую экспертизу прошли около 800 тысяч различных законов и их проектов.
Ещё одним
направлением реализации Национального плана стало совершенствование
организационных основ противодействия коррупции. Во всех государственных
органах созданы подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и
иных правонарушений. Президиумом Совета осуществляется мониторинг их работы.
Благодаря
концентрации усилий правоохранительных органов на борьбе с коррупцией в 2009
году по сравнению с 2008-м число зарегистрированных преступлений против
интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления выросло на 6,5
процента, а количество выявленных фактов взяточничества – на 5 процентов. Всего
было выявлено в прошлом году 13 тысяч фактов взяточничества.
Увеличилось и
количество привлечённых к ответственности руководителей органов государственной
власти и местного самоуправления. Так, пресечены факты преступной деятельности
исполняющего обязанности вице-премьера Республики Карелия, вице-губернатора
Курганской области, заместителей губернаторов Брянской, Волгоградской,
Орловской областей, должностных лиц правительств Амурской и Новосибирской
областей, председателя Государственной Думы Ставропольского края.
Всё это результат более целеустремленной и
эффективной работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению
преступлений коррупционной направленности.
Ключевой
задачей Национального плана названо повышение прозрачности работы судов. Каждый
суд должен иметь официальный сайт, на котором будут размещаться принятые
решения. Такие сайты уже созданы во всех арбитражных судах и федеральных судах
общей юрисдикции. С 2008 года работает специализированная база решений, которые
содержат решения всех 112 арбитражных судов. Все судебные акты публикуются на
портале в течение пяти суток. С июля этого года публиковать информацию о
решениях в открытом доступе должны все суды включая мировые.
С самого
начала работы президиумом Совета был организован мониторинг выполнения
положений Национального плана в федеральных округах. Назовём его основные
результаты. В 76 субъектах Федерации приняты законы, регламентирующие вопросы
противодействия коррупции.
Завершается
процесс принятия региональных целевых программ противодействия коррупции.
Правда, в ряде регионов: в Амурской, Брянской, Саратовской, Ярославской
областях, – их финансирование явно недостаточно.
Анализ хода
выполнения Национального плана помогает выработать векторы дальнейшего развития
государственной антикоррупционной политики. С этой целью подготовлен проект
Национальной стратегии противодействия коррупции. Её принятие соответствует
международным обязательствам нашей страны и позволит определиться с базовыми
направлениями работы на перспективу.
Безусловным
приоритетом стратегии является искоренение причин и условий, порождающих
коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами – предупреждение и
профилактика коррупции, уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные
преступления, и минимизация их последствий. Подготовлена и новая редакция
Национального плана противодействия коррупции, рассчитанного на 2010–2011 годы.
В нём систематизирован перечень задач органам государственной власти всех
уровней.
Уничтожение
коррупции будет способствовать тому, что наша страна станет мощной,
экономически сильной державой, будет занимать лидирующие позиции на мировой
арене. Мы не будем зависеть от американского доллара и евро, нам не будут
страшны различного рода мировые кризисы.
[2] Шок! Как влияет коррупция на нашу зарплату [Электронный
ресурс] http://www.corrupzia.ru
[4] Уничтожить взяточника
или о политической смерти российских коррупционеров. Открытое письмо. Президенту
России Дмитрию Медведеву. [Электронный ресурс] http://disput1.narod.ru/prezidenty.htm
[5] Стенографический отчёт о
заседании Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] http://www.korupcii.net/