Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.
На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
История
К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.
Некоторые исследователи полагают, что пещерные храмы были воздвигнуты христианами, бежавшими из Византии уже в I веке н. э. В толще мелованной горы они находили спасение и успокоение и сделали это место отправной точкой в распространении христианства на территории нынешней России.
Другие исследователи считают, что подземные храмы были созданы иконопочитателями, спасавшимися от гонений в VIII—X вв.
Существует также точка зрения, согласно которой пещерные храмы появились не ранее XVII столетия и были созданы бежавшими от преследований иноками-малороссами.
Первые письменные упоминания о пещерах приходятся на конец XVIII — начало XIX веков, но и тут нет никаких убедительных свидетельств ни о времени создания пещер, ни о внутренней жизни храма. Принято считать, что в этот период времени Костомаровские пещеры строились верующими крестьянами, а сама территория являлась скитом Белогорского мужского монастыря. Несмотря на различные точки зрения по поводу времени строительства пещер, все исследователи соглашаются с тем фактом, что строительство происходило в несколько этапов. Последний всплеск строительства произошел в XIX веке, а в XX веке началось возведение храма Серафима Саровского, которое было приостановлено по причине из-за революции 1917 года. В 30-е годы храм был официально закрыт.
В 1946 Костомаровская обитель вновь продолжила свою историю, получив официальное разрешение на проведение богослужений. В это время происходит регистрация общины верующих, и появляется постоянный священник. Однако спустя 13 лет во время хрущевских гонений церковь снова прекращает свое существование.
После долгих лет забвения, начиная с 1997 года, происходит восстановление Костомаровских пещер и воздвигается Спасский женский епархиальный монастырь.
Объекты на территории Костомаровского монастыря
Спасский храм
Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.
Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.
Пещера покаяния
Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.
Костомаровская Голгофа
Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!
Другие объекты на территории монастыря
На территории обители также находятся:
- Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
- Храм Серафима Саровского;
- Три пещерные кельи затворников;
- А также трапезная монастыря и монастырский магазин.
Расписание богослужений
- В будние дни: литургия в 7:00; вечернее богослужение в 17:00;
- В субботу: литургия в 7:30; вечернее богослужение в 17:00;
- В воскресенье: литургия в 8:30; вечернее богослужение в 17:00.
В летнее время службы проходят в пещерном храме, а зимой — в наземном.
Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря
Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.
Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).
Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.
Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:
- В будние дни с 9:00 до 17:00;
- В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.
Правила поведения
На территории монастыря запрещено:
- посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
- заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
- снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
- рвать цветы и траву;
- ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
- писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
- размещать транспорт на территории монастыря
Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь
Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря
На общественном транспорте:
Из Воронежа по железной дороге (ж/д расписание — по ссылке) через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом «Воронеж-Россошь» с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Оставшийся участок можно преодолеть на такси или попутным транспортом.
Удобная альтернатива — паломнические автобусные туры из Воронежа c возвращением в город.
На автомобиле:
Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 «Дон». После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем «Острогожск». Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели «Монастырь». Координаты для навигатора — 50°41’05.8″N 39°44’53.9″E.
Видео о Костомаровском Спасском монастыре
Отзывы с FOURSQUARE
Ирина
октябрь 2018
Вид с холма и крестом необыкновенный, поднимитесь обязательно
Смотреть отзывы на
Куда сходить и что посмотреть в Костомарово
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
- Описание
-
Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь — одна из действующих культурных площадок,
на основе которой проводится
большое количество различных
мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Воронеже.Для гостей города
храм
монастырь
представляет интерес как
памятник строительного искусства и национальной
культуры, возможный пункт экскурсионной программы.
Это также центр духовной
жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.Более подробную информацию можно
получить по телефону 79518657489
или
найти на сайте kostomarovo.ru.Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь
располагается по адресу:
р-н,
Воронежская область, с. Костомарово, Монастырская улица, 1.
На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться
Специалисты Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь
Похожие культурные места
Часто задаваемые вопросы
о Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь
-
📍 Какой адрес у Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь?
Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь находится по адресу Россия, Воронежская область, с. Костомарово, Монастырская улица, 1.
-
☎️ Как связаться с Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь?
Компания принимает звонки
по номеру +7 (951) 865-74-89.
-
⭐ Как воспользовавшиеся услугами заведения
оценивают его уровень на сайте Zoon.ru?
Средняя оценка компании от пользователей Zoon.ru: 3.
Вы можете написать свой отзыв о Костомаровский Спасский женский епархиальный монастырь!
-
✔️ Можно ли доверять информации, размещённой на данной странице?
Zoon.ru старается размещать максимально
точную и свежую информацию о заведениях.
Если вы нашли ошибку и/или являетесь представителем
данного заведения, то, пожалуйста, воспользуйтесь
формой обратной связи.
Средняя оценка — 3,0 на основании 1 оценки
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
- история монастыря
- святыни
- храмы и богослужения
- служение
- галерея
- новости
- публикации
- контакты
История
О времени создания пещер не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. Гипотеза о возникновении пещер в первые века христианства, была выдвинута в конце XIX – начале XX века археологом Струковым Д. М. Он делал свои выводы на основании того, что пещерные храмы Подонья были созданы в соответствии с древними традициями первохристианских культовых сооружений Рима, Палестины, Сирии, Афона и Кавказа.
Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.
Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.
После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).
В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.
В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.
Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.
Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.
Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.
В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.
С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.
Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.
Игумения Елена (Золотухина)
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.
Над входом в пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь мучениц . Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.
Богослужения в храме совершаются в праздники: Рождество Христово, Пасха Христова, Троица, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, Успение Пресвятой Богородицы, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа; День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Начало ночного богослужения в 23.00. Литургия в уставном порядке монастыря в зависимости от дня недели, на который выпадает указанный праздник.
Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
1997 г.
Каждый день
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
17 : 0 |
Вечернее богослужение |
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
7 : 0 |
Божественная литургия |
По: суб., праздники
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
7 : 30 |
Божественная литургия |
Храм в честь преподобного Серафима Саровского .
1903 г.
Храм был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
17 : 0 |
Вечернее богослужение |
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
7 : 0 |
Божественная литургия |
По: суб., праздники
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
7 : 30 |
Божественная литургия |
По: вск., праздники
время |
богослужение |
примечание |
---|---|---|
8 : 0 |
Божественная литургия |
Служение
Просветительская деятельность
С детьми в КУВО «Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области сестры монастыря проводят просветительские беседы на нравственно-религиозные темы
В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.
фотогалерея
Социальная деятельность
За материальной помощью в обитель обращаются
малоимущие семьи. Престарелым людям монастырь помогает вспахивать огороды,
ремонтировать хозяйственные постройки, пенсионерам оплачивает подписку
периодических изданий. Монастырь
активно сотрудничает с КУВО
«Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,
расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области, оказывает
материальную помощь в виде продуктов питания и денежных средств.
фотогалерея
Новости
12 апреля 2022
02 декабря 2021
12 апреля 2022
02 декабря 2021
Все новости
Публикации
Игумения Елена (Золотухина)
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Костомаровский Спасский женский монастырь
Игумения Елена (Золотухина)
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Костомаровский Спасский женский монастырь
Все публикации
Как добраться?
На общественном транспорте:
Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.
На автомобиле:
Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.
Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово. Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу.
Возврат к списку
Костомаровский Свято-Спасский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на майские в Россию
- Горящие туры в Россию
Недалеко от одного из самых старых придонских поселений Воронежской области, села Костомарово, расположился Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь. На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь.
Древняя святыня
О точной дате создания пещерного монастыря у села Костомарово до сих пор ничего не известно. Но есть данные о том, что он существовал еще 900 лет назад. Именно тогда здесь началось строительство подземного храма Спаса Нерукотворного образа. Он был основан в 12 веке и разрастался на протяжении нескольких столетий вплоть до 19. Некоторые источники утверждают, что пещерный храм настолько огромен, что может вместить в себе до двух тысяч человек. Несмотря на, и вправду, внушительные размеры подземного сооружения, цифра эта преувеличена.
Из-за схожести ландшафтов или по каким-то другим причинам издавна за здешними местами закрепилось название Русская Палестина. Есть здесь и своя гора Фавор — под ней расстилается село Костомарово, и Гефсимания, и Кедрон, и даже Голгофа с крестом.
Своды храма опираются на 12 больших по размерам и основательных меловых колонн, или столпов, в его стенах — кельи для монахов-затворников. Здесь же находится пещера Покаяния: к ней ведет длинный узкий коридор, потолок которого становится с каждым шагом все ниже и ниже, поэтому войти в пещеру можно лишь согнувшись в поклоне.
Свято-Спасский женский монастырь
Вторая пещерная церковь монастыря — храм Серафима Саровского, его строительство началось в 1903 году, но до революции завершено не было. Лишь в 2005 году, после реставрации, храм получил свой нынешний облик с главкой на вершине дивы — мелового останца. Летом монахини молятся в нем или пещерном Спасском храме, а зимой — в недавно построенной наземной церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Также на территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. А еще на окрестных возвышенностях растет завезенная с Афона трава ладанка, растерев которую между пальцев, можно почувствовать запах ладана.
В обоих пещерных храмах с недавнего времени начали появляться фрески: белгородский мастер вырезает их на стенах прямо из меловой породы – впечатляющая картина.
Во время войны в пещерах Свято-Спасского монастыря местные жители спасались от бомбежек, а после ее окончания, уже в 1960-е годы храмы были закрыты — пещеры даже затапливали водой. В это время пострадала одна из реликвий Спасского храма — Валаамская икона Божией Матери, по преданию, ее монастырю подарил император Александр I. В икону, написанную на листе железа, стреляли шесть раз, следы от пуль видны и по сей день.
Как добраться
ИзВоронежа до Костомаровского Свято-Спасского монастыря можно доехать так: сначала электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.
На автомобиле: по трассе М4, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через села Сончино и Юдино до Костомарово. Телефон монастыря: (47394) 5-31-90.
На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.
Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.
Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:
Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.
Панорама Костомарово. Фото: Михаил Усенко
Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.
Вид на въезд в Костомаровский монастырь. Фото: Михаил Усенко
1. Костомарово на карте
В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.
Вот расстояния от некоторых городов:
- От Воронежа до Костомарово – 170 км, 2,5 часа в пути.
- Москва-Костомарово — по трассе М-4 через Воронеж около 690 км, время в пути – от 8 часов, без учета пробок.
- Поездом от Москвы до станции Лиски дорога займет 12 часов; отрезок пути Лиски – Костомарово (60 км) преодолевается электричкой (до ст. Евдаково) за 40-50 минут. От ст. Евдаково (Каменка) до Костомарово – 25 км (на такси или попутке).
- Лиски – Дивногорье – Костомарово, расстояние 71 км, и от Костомарово до Белогорья еще 70 км. Карта показывает, что надо делать большой крюк через районный центр Подгоренский — прямой дороги вдоль берега Дона нет, т. к. местность пересечена холмами и балками.
- Острогожск-Костомарово, расстояние 63 км, на машине час езды. На поезде надо ехать через Лиски, делать пересадку до Евдаково, а там добираться на такси – 100 км.
- Расстояние от ж/д станции Россошь до Костомарово по трассе не больше 70 км, преодолевается только на собственной машине за 1 час.
- Маршрут Белгород-Костомарово популярен среди паломников из соседней с Воронежем Белгородской области. Экскурсионный автобус едет 270 км, время в пути 3,5 часа.
2. Костомарово: историческая справка
Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.
К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.
Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.
Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.
- Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
- Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси.
Карта Киевской Руси (X-XII век)
- В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
- В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
- В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
- В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.
Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.
3. Спасский монастырь: описание
Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.
Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.
Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.
Спасский собор
Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.
Спасский храм
Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.
Спасский собор
Расписание богослужений в Спасском соборе:
- Литургия по будням — в 7:00; по субботам – в 7:30; по воскресеньям и праздничным дням – в 8:30.
- Вечерняя служба – в 17:00.
- Экскурсии по храму — с 9:00 до 17:00 по будням; с 10:30 до 16:00 – по праздникам и в воскресенье.
Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.
Храм Серафима Саровского
По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.
Храм Серафима Сарофского
Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.
Храм Взыскание погибших
Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.
Храм Взыскание погибших
Пещеры затворников
Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.
Келья
Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.
Святыни
В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.
- Костомаровская «Расстрельная» — список с образа Валаамской Божией Матери конца XIXвека. Икона изображает Богородицу в полный рост стоящей на облаке. Она прижимает к груди Сына, благословляющего землю. Образ написан на цинковом листе, влажный климат пещер его не повредил, зато человеческая злоба оставила на нем 6 пулевых ранений. К какому периоду гонений на церковь относятся эти пули, никто не знает. Обретенная в 1997 году, она через пять лет стала кровоточить. Сейчас чудотворный образ пребывает в наземном храме Взыскание погибших.
Костомаровская «Расстрельная» икона
- «Святое семейство – учитель труда» — икона, связанная скорее с традициями западного Возрождения, чем с православной иконографией. Все члены Святой семьи на ней заняты не молитвой, а физическим трудом: праведный Иосиф передает Божественному Сыну секреты плотницкого мастерства, а Богородица прядёт пряжу. Считается, что молитвы перед этим образом помогают в устроении семейных проблем. Во время войны матери молились перед ней о возвращении сыновей – и получали по своим молитвам.
Икона Святое семейство — «Учитель труда»
К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.
Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:
- женщинам полагается быть в юбках, с покрытой головой, без вызывающей косметики;
- мужчинам – без головных уборов, в одежде, закрывающей руки и ноги;
- не разрешается фотографировать в храмах и оставлять надписи на меловых стенах;
- не благословляется рвать цветы и траву, гулять в местах, где имеются заграждения.
План Костомарово
4. Прогноз погоды в Костомарово
Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.
Погода в Костомарово сегодня:
Кликните на ссылку, чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.
5. Экскурсии
В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.
Название | Фирма | Программа | Цена |
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово | Weatlas | Посещение Костомаровского Спасского монастыря | 2596 |
Костомарово. Паломничество | Воронежский паломник | Посещение храмов и святынь Спасского монастыря
Трапеза |
1200 |
Спасский женский монастырь | Терра Воронеж | Целый день в Костомарово | 1800 |
Тайны пещерных храмов
Костомарово-Дивногорье |
Федерация туризма | Святыни Спасского монастыря
Музей-заповедник в Дивногорье |
2877 |
Костомарово, Русская Палестина | МариНика-тур | Целый день в Костомарово | |
Пещерные храмы Дивногорья | Экстрагид | Малые Дивы + Спасский монастырь | 3500 |
Воронеж – Костомарово – Дивногорье
2 дня |
Вокруг света | 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья
2 день. «Дворцы Воронежского края» + «Символы столицы Черноземья» |
6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря
Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.
Как добраться на общественном транспорте
Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.
- К ним и надо приурочить выезд из Воронежа до Подгоренского, время в пути между этими пунктами составляет 3,5 часа.
- По маршруту Россошь-Костомарово надо сесть в Россоши на автобус, идущий в Воронеж, доехать до остановки «Подгоренское, поворот», (20-30 минут), а затем пересесть на транспорт, идущий в Костомарово.
Как добраться на собственном автомобиле
На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.
- По трассе М-4 до поворота на Лиски – платный участок; далее на запад: Лиски – Щербаково; от Щербаково – поворот к югу на Каменку, где стоят указатели на Монастырь .
- Из Воронежа выехать на запад (трасса Р298), затем свернуть к югу на Острогожск, далее через Каменку в Костомарово. Эта дорога, хотя и хуже по качеству, зато гораздо живописнее, чем федеральная трасса.
Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.
Костомарово зимой
7. Гостиница Спасского монастыря
Гостевой дом в Костомарово находится в живописном месте, на возвышенности, в 1 км от центра села и на таком же расстоянии – от монастыря. Адрес отеля: ул. улица Донская 57 кв 1. Гостям предоставляется платная парковка – 100 руб./сут. В гостинице есть семейные и групповые номера на 2-8 человек, любители путешествовать в одиночку могут забронировать одноместный номер. Стоимость ночевки на одного человека – 500 руб. В номерах имеются кухонные принадлежности, утюг, холодильник, ванная комната. Белье и полотенца предоставляются за дополнительную плату. Недалеко от гостиницы есть магазины, пляж, места для ловли рыбы. Из окон гостиного дома открывается прекрасный вид на окрестности.
8. Контактная информация
Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/
Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.
Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89
Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:
- 9:00 – 17:00 – по будним дням;
- 10:30 – 16: 30 – в воскресенье и праздники.
***
Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.
Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.
Лариса Ищенко
В статье использованы материалы с сайтов kostomarovo.ru, maps.google.com, yandex.ru/maps, livemaster.ru
Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.
На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
© Михаил Анисимов
История
Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.
Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…
К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.
В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.
Правила поведения
На территории монастыря запрещено:
- посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
- заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
- снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
- рвать цветы и траву;
- ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
- писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
- размещать транспорт на территории монастыря
Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь
Современное состояние
В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм
Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.
В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).
Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.
Объекты на территории Костомаровского монастыря
Спасский храм
Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.
Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.
Пещера покаяния
Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.
Костомаровская Голгофа
Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!
Другие объекты на территории монастыря
На территории обители также находятся:
- Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
- Храм Серафима Саровского;
- Три пещерные кельи затворников;
- А также трапезная монастыря и монастырский магазин.
© cvetik.f Che
Престольные праздники
- 29 (16) августа
Нерукотворённого образа Господа Иисуса Христа - 18 (5) февраля
Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» - 30 (17) сентября
Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - 15 (2) января и 1 августа (19 июля)
Преподобного Серафима Саровского - 9 октября (26 сентября) и 21 (8) мая
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 9 июля (26 июня)
Икона Божией Матери «Тихвинская»
Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря
Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.
Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).
Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.
Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:
- В будние дни с 9:00 до 17:00;
- В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.
© Михаил Анисимов
Как добраться
Адрес:
396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово
Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».
Экскурсии
В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.
Название | Фирма | Программа | Цена |
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово | Weatlas | Посещение Костомаровского Спасского монастыря | 2596 |
Костомарово. Паломничество | Воронежский паломник | Посещение храмов и святынь Спасского монастыря Трапеза |
1200 |
Спасский женский монастырь | Терра Воронеж | Целый день в Костомарово | 1800 |
Тайны пещерных храмов Костомарово-Дивногорье |
Федерация туризма | Святыни Спасского монастыря Музей-заповедник в Дивногорье |
2877 |
Костомарово, Русская Палестина | МариНика-тур | Целый день в Костомарово | |
Пещерные храмы Дивногорья | Экстрагид | Малые Дивы + Спасский монастырь | 3500 |
Воронеж – Костомарово – Дивногорье 2 дня |
Вокруг света | 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья 2 день. «Дворцы Воронежского края» + «Символы столицы Черноземья» |
Воронежский Синай, или пещерная обитель
Костомаровский Спасский женский монастырь
Палящее солнце, сухая трава, редкий низкорослый кустарник… Захватывающее сочетание небесной сини с ослепительной белизной меловых склонов, великолепное в своей предельной простоте. Путники, медленно поднимающиеся по избитой тропинке к кресту, установленному на вершине холма… Такое ощущение, что ты перенесся во времени назад, в библейские века.
Нет, мы не в Египте или Палестине. Это русская земля, придонские степи, воронежское Белогорье, местечко Костомарово, Спасский женский монастырь. Его уникальность заключается в том, что храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах, которых так много по берегам Дона.
Создание пещерных храмов и монастырей началось в глубокой древности. На заре христианства верующие в Древнем Риме, скрываясь от гонений и преследований властей, совершали богослужения и совместные молитвы в подземных катакомбах. На Востоке пещеры использовали монахи-отшельники, стремившиеся уйти от внешнего мира ради благодати молитвенного уединения. А первые пещерные монастыри, по мнению историков, возникли в IV веке в Палестине.
Появление подобных обителей на русской земле, ставшее продолжением восточных традиций, началось со времени Крещения Руси и длилось до XIX века. В IX веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский пещерный монастырь. Его основатель, отец русского монашества преподобный Антоний, принес сюда со Святой Горы Афон традицию пещерного уединения. Атмосфера подземных келий с их невероятной тишиной и отгороженностью от внешнего мира очень соответствовала духу христианских подвижников, стремившихся всю свою жизнь посвятить служению Господу. Потому таким большим уважением и почетом у русских людей всегда пользовались и сами пещерные монастыри, и тяжелая, самоотверженная жизнь их обитателей. Среди наиболее известных подобных сооружений Подмосковья – Талицкие пещеры в Пушкинском районе и Гефсиманский скит в Сергиевом Посаде.
Появлению же пещерно-храмовых строений в Воронежской области способствовало наличие в земной коре мощных меловых отложений.
Исторически Придонье находилось на перекрестке торговых путей, важнейшим из которых была река Дон. В разное время эти места заселяли самые разные, ныне исчезнувшие народы и племена: скифы, сарматы, аланы… С X по XVII век (почти семь столетий) эти земли регулярно страдали от набегов кочевников: печенегов, половцев, крымских и монгольских татар. Дикое поле, вытоптанное копытами лошадей, заброшенные монастыри и храмы, – вот во что превратили кочевники здешнюю землю.
Возможно, именно этим можно объяснить отсутствие подлинных исторических сведений о времени возникновения Костомаровской пещерной обители. Хотя существует несколько версий.
Так, в конце XIX века археолог и краевед Д.М. Струков выдвинул гипотезу, согласно которой пещерные обители возникли здесь очень давно, в первые века христианства. Его предположения основывались на наличии архитектурных признаков, придающих им схожесть с пещерными храмами в горной Каппадокии (север современной Турции), появление которых историки относят к I тысячелетию до Рождества Христова.
Ряд исследователей полагают, что время появления Белогорских пещерно-храмовых сооружений совпадает с периодом иконоборческой ереси (с VIII по X век), когда иконопочитатели, скрываясь от преследований, бежали из Византии на север через Кавказ, Крым и Придонье, создавая в этих местах пещерные храмы.
Мне же очень нравится предание о том, что 2000 лет назад сюда с миссией отправился святой апостол Андрей Первозванный, который проповедовал Евангелие скифским народам. «У этих народов зерно христианства в свое время даст росток», – писал святой апостол о русичах, которые пришлись ему «более всего по душе». Согласно этому преданию, верный ученик Христа основал здесь первую христианскую общину, не сомневаясь в том, что вера в единого Бога заполнит сердца людей, поклонявшихся до этого разным богам, и останется с ними на века. Именно святому апостолу Андрею многие сказания приписывают основание здесь первых пещерных храмов.
Первые же письменные упоминания о здешних пещерных строениях появились уже в середине XVII века. Согласно этим сведениям, на территории современного Спасского женского монастыря в то время находилась Дивногорская мужская обитель. Опираясь на эти данные, исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов в конце XIX века предположили, что монастырь в Костомарове создали иноки из Малороссии, бежавшие сюда от унии и жестокости польской шляхты. Храня память о киевских пещерах, они начали создавать храмы в здешних меловых породах. Правда, Никольский допускает, что монахи могли найти уже готовые и заброшенные строения и обосноваться в них. В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что внутреннее устройство пещер более напоминает стиль древневизантийский, нежели киевский.
Строительство пещерных галерей продолжилось в XIX веке, и, по воспоминаниям старожилов, здесь продолжала существовать Дивногорская мужская обитель. У местных жителей и паломников особым почетом пользовалась пещера Покаяний, в которой верующих исповедовал святой старец.
С началом советского периода печальная участь православных святынь Руси, к сожалению, постигла и монастырь в Белогорье. Начались религиозные гонения, а пещерные обители были закрыты и разорены. Но многие монахи, скрываясь в самых удаленных келиях подземных лабиринтов, продолжали тайно нести свой молитвенный подвиг. Зная об этом, жители окрестных сел поддерживали подвижников, собирая и передавая им в подземелье пищу и одежду.
Особо почитаемым в этих местах в те годы был блаженный старец Петр, обладавший даром прозорливости и врачевания. Его родственник, местный старожил Павел Никифорович Еремеенкo рассказывал, что Петр вырубил в Костомаровских меловых холмах небольшую пещеру, в которой и жил. Принимал отец Петр и непосредственное участие в строительстве Спасского храма. Интересно, что свои наставления верующим он излагал в форме мудрых притч и иносказаний, постижение смысла которых требовало глубокого размышления.
В конце 30-х годов XX века старец Петр Еремеенко был подвергнут религиозным гонениям, схвачен и отправлен в Острогожскую тюрьму. По официальным данным, там он и умер, хотя до сих пор существует предание, что старец исчез из закрытой тюремной камеры. Тюремные власти, чтобы опровергнуть слухи, велели вынести тело умершего из тюрьмы и предъявили толпе… правда, с закрытым лицом. В память о старце Петре на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест. Паломники и сегодня продолжают обращаться к старцу Петру с просьбами о помощи.
Перед арестом отец Петр предсказал появление в обители еще одного пламенного подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Действительно, после войны появился здесь юродивый Андрей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени “Андрюшка”», – так писали о нем представители властей.
Отец Андрей, в миру Андрей Васильевич Попов, был родом из местной деревни Клеповка. В 12 лет он остался без родителей и познал тяжкую долю сироты. А на путь веры встал уже после того, как во время Великой Отечественной войны чудом выжил в страшном бою. С ужасом наблюдая, как вокруг него гибнут люди, Андрей, не переставая молиться о спасении, укрылся в небольшой воронке. Вот здесь и произошло чудо: немецкий танк, проползший над его головой, даже не задел Андрея. Тогда-то он и дал себе обещание до конца дней служить Господу.
Вернувшись с войны, Андрей Попов стал посещать дома, где собирались верующие для совместной молитвы (тогда в селе не было церкви), а позже оставил свой дом, отправился в пещеры и организовал там православную общину.
В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Отец Андрей участвовал и в работах по расширению Спасского храма: занимался созданием придела святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «И помог нам Господь в трудах неусыпных, – и кончил алтарь я святой, и народ весь печальный и скорбящий бежал в гору святую, и укреплялась вера», – так позже написал он об этом.
В общине Андрей был очень почитаемым старцем, к нему всякий раз обращались прихожане за советом и молитвенной помощью. Как когда-то старец Петр, словесную помощь верующим отец Андрей оказывал в иносказательной, не всякому понятной, форме.
В 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, а деятельность православной общины прекращена. Незадолго до этого представители сельской управы жестоко избили отца Андрея, они издевались над ним и собирались арестовать. Тогда старец решил оставить мир людей и стать затворником. Он скрылся в одной из самых дальних подземных пещер и в уединении и молитве провел долгие 13 лет.
Дошедшие до нас его записи рассказывают о том, что отец Андрей преодолел самые суровые монастырские испытания: он молился в столпнике так, «что одежда ветшала от пота». Стоял он, привязав себя к стене, чтобы не упасть от бессилия: «….и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир…» Затворничество – невероятно тяжелая миссия, и в особо трудные дни отец Андрей обращался к Божией Матери с просьбой о помощи. Выйдя из затвора по истечении 13 лет, он отправился в странствие по святым местам. Люди отмечали, что в исходящей от отца Андрея благодати и в невероятной белизне его лица было что-то поистине неземное.
Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на одном из деревенских кладбищ, и с этих пор его могила является местом почитания и паломничества. В свое время отец Андрей предсказал возрождение Костомаровской обители, назвав ее Новым Иерусалимом: «…И потекут сюда со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить благодать». Предсказание сбылось, началось восстановление древней монастырской земли! В 1993 году приступили к расчистке пещер, а в 1997 году открыли теперь уже женский Спасский епархиальный монастырь.
Сначала у подножия меловых холмов среди полуразрушенных заброшенных пещерных сооружений поселились всего три монахини. Одна из них, игумения Серафима стала первой настоятельницей обители. В настоящее время все пещерные храмы полностью восстановлены и даже построен новый – в честь Божией Матери «Взыскание погибших»; отстроены также сестринские корпуса и хозяйственные помещения, действует гостиница для паломников.
Невероятное внешнее сходство монастырских пейзажей со Святой Землей дополнено и схожими названиями: гора Фавор, поток Кедрон, поклонный крест на горе Голгофа… Меловые холмы огибает извилистая дорога, на которую выходят входы в восемь основных пещер.
Самым древним из монастырских строений является Спасский собор. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Звонница, сверкающие купола, увенчанные крестами, будто опираются на две меловые скалы, которые здесь называются «дивы». Поистине дивное создание! Храмовая пещера представляет собой целый комплекс: кельи, усыпальницы, храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии. Своды храма лежат на больших меловых колоннах, в стенах прорублены келии с крошечными оконцами. В затворнических пещерах встречаются и специальные углубления – столпники, в которых монахи молились стоя, привязывая себя к стене.
Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная на листе цинка, пользуется особым почитанием паломников. На ней сохранились следы от пуль, когда в святые образы стреляли большевики. Еще одна особо почитаемая икона пещерной обители – «Святое Семейство», – перед этим образом молятся о благополучии и мире в семье. В одной из пещер храма, по свидетельствам старожилов, большевики расстреливали монахов и верующих. На стенах до сих пор сохранились следы крови погибших священников.
В 1903 году в обители начали возводить еще один храм монастыря, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, но после революции строительство остановилось и завершилось лишь недавно. Храм был освящен 15 января 2005 года, уже после основания здесь женского Спасского монастыря. Уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой толще стен храма, поражают утонченностью и одновременно скромностью и великолепием! Они аскетичны, как и все убранство пещер и помогают посетителям настроиться на главное: на веру, живущую в их сердцах, на постижение внутреннего, духовного состояния!
Не прекращается поток паломников в самую удаленную обитель монастыря – пещеру Покаяния. Продвигаясь по пещерным коридорам, освещаемым тусклым светом лампад и свечей, погружаясь в покой и безмолвие, верующие будто следуют «из времени в вечность», совершая путь в глубину своей души. По мере удаления от входа всё внешнее отступает, и путник остается наедине с собой и с теми самыми главными вещами, которые есть в его жизни.
Раньше сюда приходили на таинство исповеди. Низкий потолок, очень узкие проходы невольно заставляют посетителей продвигаться по лабиринту в позе смирения, впитывая дух древности, сложных человеческих судеб, исторических загадок и тайн, которым наполнена атмосфера обители. Для многих здесь наступает момент истины…
Новый XXI век стал началом эпохи возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в Спасском соборе, зимой – в храме «Взыскание погибших».
Постоянно растет количество сестер, желающих нести в монастыре молитвенную и трудовую службу. С каждым годом увеличивается и число паломников, приезжающих в Костомарово из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них возвращаются сюда вновь и вновь. Проникаясь необыкновенной красотой этих мест, они снова и снова вдохновляются невероятной силой духа, преданностью вере, – всем тем, что навеки хранят для потомков своды, галереи и самые удаленные уголки величественных пещерных сооружений Костомаровской Спасской обители!
Виктория Михайлова
Распечатать
23 сентября 2018
Социальные сети
Короткая ссылка:
скопировано
Содержание
- 1 Как добраться до Костомаровского монастыря
- 2 В Воронежской области находится три пещерных монастыря
- 2.1 Свято-Успенский Дивногорский монастырь
- 2.2 Белогорский Воскресенский монастырь
- 3 Икона Костомаровской Божьей Матери была расстреляна большевиками во время Гражданской войны
- 3.1 О чем молятся иконе
Костомарово — небольшое село в Подгоренском районе, Воронежская область.
Там, где раскинулись костомаровские холмы, находится Костомаровский Спасский монастырь.
Некоторые ученые считают, что обитель основали еще в дохристианскую эпоху, но документальных подтверждений этому не сохранилось.
Костомаровский женский монастырь уникален по своему расположению — часть церквей располагается в меловых пещерах.
Благодаря этому он притягивает к себе не только паломников, но и обычных туристов, которые любят путешествовать по России.
Первые письменные упоминания о Костомаровских пещерах относятся к концу XVIII — началу XIX века.
Историки П. В. Никольский и В. Н. Тявешов считали, что монастырь в Костомарово основали в середине XVII века иноки-малороссы.
Однако существуют и другие версии. Согласно им Костомаровский монастырь может считаться одной из древнейших обителей в России.
Спасский монастырь — одна из старейших обителей России.
Некоторые теории гласят, что с Костомарово началось распространение христианства на современных территориях России.
Есть предположения, что во времена иконоборчества в Византии многие христиане бежали именно сюда. Здесь они обрели новый дом и начали вести просветительскую деятельность.
Исследователи считают, что во времена первого письменного упоминания Костомаровских пещер, здесь располагался скит Белогорского мужского монастыря.
После Октябрьской революции пещерный монастырь был закрыт большевиками. Не смотря на это, в пещерах продолжали жить подвижники. Самый известный из них — блаженный старец Петр.
В конце 30-х годов блаженный старец Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму.
Во время Великой Отечественной войны костомаровские пещеры укрывали местных жителей от немецких оккупантов.
В 1946 году в Спасской пещерной церкви вновь начали проводить богослужения. Но уже в 1959 году храм вновь закрыли из-за антирелигиозной компании Хрущева.
В июне 1997 года обитель вернули РПЦ. Монастырь возобновил свою работу уже как женский. До сих пор ведется восстановление монастыря, пострадавшего во времена советской власти.
Официальный сайт женского монастыря https://www.kostomarovo.ru
Как добраться до Костомаровского монастыря
Свято-Спасский монастырь находится близ Дивногорья, примерно в 150 километрах от Воронежа. Из Воронежа нужно выехать на Ростовское шоссе и двигаться на юг.
После свернуть на Лиски и Каменку. После Каменки каждый встречный подскажет вам как доехать — через села Сончино и Юдино до Костомарово.
В Воронежской области находится три пещерных монастыря
В Воронежской области находится три самых больших в России пещерных монастыря. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, Белогорский Воскресенский монастырь и Спасский пещерный монастырь в Костомарово.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь
В вопросе древности историки отдают предпочтение Дивногорскому Упенскому монастырю, хотя споры о датах основания каждого монастыря ведутся до сих пор.
Первые письменные упоминания об обители относятся к 1653 году. Согласно легендам, первые иноки поселились тут вместе с казаками, которых послали оберегать границы от набегов кочевников.
Расцветать костомаровская обитель стала при царе Алексее Михайловиче. По его воле на территории монастыря была построенная водяная мельница, которую не обложили налогом.
Вторая была построена на деньги местной знатной дворянки.
В течение ста лет Дивногорский монастырь превратился в самую богатую обитель в округе.
Известность монастырю принесла не только его история, но и чудотворная икона Сицилийской Божьей матери. Согласно легенде, икона была обнаружена на одном из столбов при строительстве монастыря.
На сегодняшний день церковь ее имени — единственная сохранившаяся пещерная постройка монастырского комплекса.
Белогорский Воскресенский монастырь
Белогорский монастырь был основан жительницей Белогорья, которая получила благословение на монашеские труды. Вместе с подвижниками она принялась за работу по раскопкам. Строители выкопали примерно два километра пещер внутри меловых столбов.
Из-за раскопок возник конфликт между основательницей монастыря и местными жителями. Спор дошел до таких масштабов, что решил его в итоге император Александр I.
Он пожаловал женщине денежное вознаграждение за ее труды и решил конфликт в пользу строителей монастыря.
После смерти основательницы обители, жительницы Белогорья, монастырь стал мужским.
Монастырским постройкам архитекторы придали византийский облик. В XIX веке при монастыре действовала школа для мальчиков. Уроки в школе вел настоятель монастыря.
К сожалению, с приходом к власти большевиков обитель была закрыта, а все исторические постройки были уничтожены. Монахи вернулись в монастырь уже после распада СССР. По сей день они занимаются восстановлением монастыря.
Интересно, что белогорские пещеры считаются самым крупным монастырским подземельем в России, которое было создано искусственным образом.
Икона Костомаровской Божьей Матери была расстреляна большевиками во время Гражданской войны
Костомаровскую икону Божьей Матери написал академик В. В. Шокарев в конце XIX века. Икону художник выполнил на железе, так как влажность меловых пещер не позволяет хранить деревянные иконы.
Согласно преданию, икону даровал монастырю император Александр I в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства.
После Октябрьской революции Спасский скит закрыли.
Во время закрытия один из красноармейцев расстрелял икону, пытаясь попасть в лик Богородицы и Богомладенца. Чудом, у него не удалось сделать этого и ни один лик не пострадал.
О чем молятся иконе
- об исцеление от болезней;
- просят совета, как правильно решить возникшую проблему;
- просят помощи в разрешении трудных жизненных ситуаций.