Жалобы и обращения на действия страховых организаций в рамках ОСАГО принимает Российский союз автостраховщиков (РСА).
Бесплатная «Горячая линия РСА» 8-800-200-22-75, +7 (495) 641-27-85 (для жителей Москвы).
Отдел РСА по работе с обращениями граждан принимает население по графику:
понедельник – с 9:00 до 12:00,
среда – с 15:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 12:00 часов
по адресу: г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
Телефон: +7 (495) 771-69-44, доб. 150, 157, 207.
Почтовый адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
Скачать Бланк обращения в РСА
О поддельных бланках полисов ОСАГО сообщайте: +7 (495) 771-69-44 доб. 151, 246; e-mail: gureevat@autoins.ru
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Страховая компания не имеет права отказать в заключении договора ОСАГО, так как полис «автогражданки» — это обязательный документ, без него автовладелец не может водить машину. Однако у автовладельцев нередко возникают трудности с оформлением полисов. Разобрались, почему это может происходить, насколько это законно и что делать, чтобы проблем с оформлением ОСАГО не возникало.
Может ли страховая отказать в ОСАГО
Нет, страховая компания не может отказывать клиенту в заключении договора ОСАГО. Однако количество жалоб граждан в Банк России из-за трудностей с оформлением электронных полисов ОСАГО каждый год остается достаточно большим.
Единственные причины, по которым могут возникнуть сложности — некорректно оформленные документы владельца авто или сбой при оформлении полиса в электронном виде.
Причины отказа в страховании автомобиля
ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому формально, если гражданин не оформил полис «автогражданки», то он не имеет права управлять автомобилем. За езду без полиса обязательного автострахования полагается штраф, который составляет 800 рублей. Причем выписывать такие штрафы сотрудники ГИБДД могут хоть каждый день — штрафы могут преследовать водителя весь срок его езды без страховки. Но проблема заключается не только в штрафе: если произойдет ДТП, в котором водитель без полиса окажется виновником, компенсировать ущерб пострадавшей стороне ему придется из своего кармана. Поэтому по закону страховщик обязан заключать договор со всеми водителями вне зависимости от того, соответствует клиент каким-то параметрам или нет. Но страховщикам, разумеется, невыгодно продавать полисы убыточным для них клиентам — то есть тем водителям, которые потенциально могут принести ущерб компании. Поэтому для таких клиентов они назначают премию выше.
Здесь уместно вспомнить о таком понятии, как «скоринг». Термин «скоринг» изначально относился к кредитной сфере. Он означает некую систему оценки заемщика, по которой банк определяет вероятность того, вернет ли клиент кредит. Это понятие также используется и в страховании.
Страховые компании используют различные факторы, по которым оценивают клиентов по ОСАГО на предмет вероятности наступления убытка. Если шанс наступления убытка высокий, то страховые присваивают низкий скорбалл. Чем этот балл выше, тем больше вероятность оформления страховки по более низкой цене.
Что такое скоринг ОСАГО и как увеличить количество выгодных предложений от страховых компаний
Существует ряд причин, по которым скорбалл клиента может быть снижен, а премия может вырасти:
- Недостаточная квалификация водителя. Маленький стаж вождения или просто молодой возраст автомобилиста — это один из факторов для снижения скорбалла в ОСАГО. Сложности могут возникать у водителей со стажем менее трех лет или если самому водителю не исполнилось 25 лет. Цена полиса ОСАГО для такого водителя может быть выше из-за выбранного страховщиком большого значения базового тарифа.
- Несоответствие автомобиля требованиям страховой компании. Чаще всего страховщики неохотно страхуют старые модели, автомобили с большим пробегом, а также праворульные машины: если машина попадет в ДТП, то на СТО могут возникать сложности с поиском нужных для нее деталей.
- История аварий и штрафов водителя.
Страховщик может увеличивать стоимость страховки, если автомобилист часто попадает в аварии. Это определяет показатель коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который рассчитывается индивидуально для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, случившихся по его вине. Именно по этому показателю страховщик прогнозирует, попадете ли вы в новую аварию или нет, и в соответствии с этим может увеличить стоимость полиса, выбрав высокое значение базового тарифа.
Что такое КБМ и как он влияет на цену ОСАГО
- Отсутствие необходимых документов и информации
Это единственная причина для отказа в оформлении ОСАГО, которая находится в рамках правового поля. Если клиент не смог предоставить все необходимые документы для заключения договора или не дает осмотреть свой автомобиль, страховая может отказать в заключении договора ОСАГО. При этом страховая компания должна оформить официальный отказ на бумаге и отправить копию в Банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА).
Как избежать отказа в страховке
Единственная законная причина для отказа в оформлении ОСАГО — некорректно заполненные данные водителя и автомобиля. Поэтому чтобы избежать отказа в страховке, всегда внимательно проверяйте данные, которые вы вносите в анкету.
Подготовка документов и информации для страховой компании
Для того чтобы оформить полис ОСАГО онлайн, вам потребуется минимальный набор документов. Чтобы не возникло сложностей и задержек в процессе оформления, достаточно проследить за корректностью введенных данных. На калькуляторе ОСАГО Банки.ру вы можете оформить ОСАГО с выгодой до 74% в ведущих российских страховых компаниях. Из документов вам потребуются:
- Паспортные данные.
- Данные о водительских правах всех лиц, которые будут управлять автомобилем.
- Данные о машине: ПТС или СТС.
Соблюдение правил дорожного движения и предотвращение аварий
Для того чтобы полис ОСАГО стоил меньше, необходимо улучшать свой стиль вождения, что повлияет на показатель коэффициента «бонус-малус». Обновление значения КБМ происходит каждый год 1 апреля. То есть если в течение года по вине водителя произойдет авария, то она будет учитываться в расчете КБМ уже на следующий период. Узнать свой реальный КБМ можно на сайте РСА. Максимальное значение этого показателя может доходить до 3,92 — во столько раз подорожает ваш ОСАГО по сравнению с базовым тарифом.
Выбор страховой компании с учетом требований и рекомендаций
Онлайн-калькулятор Банки.ру быстро ранжирует страховщиков по нужным вам критериям. А в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру можно прочитать отзывы других клиентов о страховщиках и найти наиболее подходящую вам компанию.
Что делать, если вам все-таки отказали в покупке ОСАГО
Проверка причин отказа и возможных способов их устранения
Если вы предоставили все необходимые документы, но вам все равно отказали в страховке, то необходимо сделать следующее:
- Получить письменный отказ от сотрудника компании или зафиксировать неудачную попытку покупки полиса на видео или фото. Узнать имя и фамилию сотрудника, который не продал вам полис. Обратиться к вышестоящему начальству.
- Если это не помогло, то с этими данными можно направить жалобу в Банк России и в РСА, а позже обратиться в суд.
Обращение к другой страховой компании или поиску альтернативных вариантов страхования
Если вы не можете получить услугу у определенного страховщика, то можно обратиться в другую страховую компанию — онлайн-калькулятор чаще всего предлагает несколько альтернативных вариантов.
Обратите внимание!
- Если оформить полис онлайн не получается — при оформлении наблюдаются технические сбои, проблемы с введением кодов или система не дает прикрепить нужные документы, подождите некоторое время и повторите попытку.
- Если вы оформляете полис у конкретного страховщика и сайт так и не заработал, идите в офис страховщика и добивайтесь письменного отказа.
- При навязывании дополнительных услуг или явном завышении стоимости полиса требуйте расшифровку установленных вам надбавок и направляйте жалобу в РСА и Банк России.
- Обязательно оставьте отзыв о неправомерных действиях страховой компании в Народном рейтинге страховых компаний на Банки.ру.
Если полис все-таки не удалось купить вовремя, то никаких санкций в отношении водителя за разрыв периода страхования не будет. Самое главное — не использовать автомобиль без полиса ОСАГО и оформить полис в другой страховой компании.
Заключение
Помните, что страховщик имеет право отказать водителю в оформлении полиса ОСАГО только в трех случаях:
- Если автомобилист не предоставил полный пакет документов или не дал осмотреть свой автомобиль.
- Если вы оформляете полис на сайте страховщика, который действительно не работает для всех клиентов и из-за технического сбоя оформление полисов приостановлено.
- Если вы оформляете полис в офисе, у страховщика закончились физические бланки для оформления полиса, а онлайн-сервис не работает.
В остальных случаях страховщик обязан по закону продать вам страховку. На возможность купить полис никак не должны влиять ни стаж водителя, ни его возраст, ни пробег или марка автомобиля, ни аварийность автомобилиста.
Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе

Автомобилисты из категории «невыгодных» жалуются на невозможность купить полис ОСАГО даже в электронном виде
Поделиться
В России, похоже, повторяется ситуация пятилетней давности: оформить полис ОСАГО снова удается далеко не всем, а перед офисами страховых компаний растягиваются многочасовые очереди. При этом использование автомобиля без обязательной страховки запрещено, более того, ГИБДД начала затягивать гайки в этом вопросе, подтвердив законность ареста «безосажных» водителей. С чем связан очередной кризис и как все-таки оформить полис, мы спросили у экспертов.
Сразу несколько читателей прислали свои истории в редакцию 74.RU. Один из них не может оформить страховку на сына, другой столкнулся с этой же проблемой, потому что сам имеет низкий стаж — чуть более трех лет (при возрасте 36 лет). В третьем случае автомобилист не может застраховать грузовой автомобиль, а четвертый обратившийся имеет повышенный коэффициент бонус-малус (КБМ). Расскажем историю последнего, потому что в целом все ситуации похожи.
— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.
В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.
— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.
Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определенного шага, система зависала. Он обратился в другие страховые, но результат оказался похожим. Автовладелец оформил письменную претензию и отвез в офис «АСКО-Страхования», но ответа пока не получил.
Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос
Скриншот: читатель 74.RU
Поделиться
— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.
Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.
Мы обратились за комментарием в компанию «АСКО-Страхование», где описанные трудности назвали лишь частными случаями.
— У компании «АСКО-Страхование» десять офисов для работы с клиентами, и да, периодически в том или ином офисе возникает наплыв автомобилистов, поэтому мы советуем пользоваться сайтом и заранее уточнять, в каком офисе свободно, — сообщил представитель компании.
Что касается сбоев в работе программы, то с «невыгодностью» клиента они не связаны:
— Да, к сожалению, случаются программные сбои, и, если они на нашей стороне, мы стараемся устранить их максимально быстро, — объяснили в «АСКО-Страховании». — Но бывают сбои и в работе с базой данной РСА, и здесь мы зачастую ничего не можем сделать. Но проблема не носит системного характера — это просто временные сложности.
Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.
По мнению директора «Центра страхования» Кирилла Смолина, проблема всё же носит системный характер и продолжает усугубляться:
— Во многих страховых сегментация клиентов на «выгодных» и «невыгодных» встречалась и раньше, но «АСКО-Страхование» до последнего времени работала мягче, страхуя всех обратившихся, включая «токсичные» категории вроде таксистов и водителей грузовиков, — говорит специалист. — Видимо, недавно компания изменила подходы и теперь стремится тем или иным образом отсечь часть клиентов, которые имеют невыгодные с точки зрения страховой статистики параметры.
Помимо специфических категорий (мотоциклисты, таксисты, владельцы коммерческого транспорта), в список «невыгодных» чаще всего попадают неопытные и аварийные водители. Проблема существует не первый месяц: например, вот история молодого автомобилиста, которого бортанули страховые. Зачастую не спасает и электронное оформление полиса, которое всё равно идет через сайт страховой компании, позволяя ей отсечь «невыгодного» клиента с помощью ряда уловок (например, поймав его не несоответствии тех или иных параметров в базе данных).
Кирилл Смолин считает, что проблема связана с очередным витком борьбы страховых за повышение тарифов. Если не принять мер, может вернуться практика продажи ОСАГО «невыгодным» клиентам только в пакете с другими продуктами страховых.
Напомним, что страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса и может лишь установить для отдельных, «невыгодных» категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:
— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.
Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.
Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.
Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8-800-250-40-72 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.
Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.
Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.
Для борьбы с нездоровой ситуацией было принято несколько мер, в частности, электронная продажа полисов и очень спорная система «Единый агент». Для борьбы с навязанными страховками жизни или имущества Банк России ввел период охлаждения, позволяющий в течение 14 суток расторгнуть ненужный договор.
Ситуация на рынке более-менее стабилизировалась, но реформа ОСАГО продолжилась. В 2017 году состоялся переход на «натуральное ОСАГО», когда приоритетной формой компенсации ущерба стало направление на ремонт. В 2019 году для решения участившихся споров между клиентами и страховыми добавили новую инстанцию — финансового омбудсмена. При оформлении мелких ДТП приоритетным способом стал европротокол — лимит выплат подняли до 400 тысяч, а саму процедуру упростили.
Для фундаментального решения проблем с доступностью ОСАГО власти выбрали путь «либерализации» процедуры: если в нулевых годах стоимость полиса определялась самим законом об ОСАГО, то постепенно появился тарифный коридор, что позволило страховым гибче подходить к тарификации разных групп клиентов. В 2020 году тарифная вилка была расширена и сейчас составляет 2471–5436 рублей. Кроме того, власти ввели более детальную сетку коэффициентов, например возраста и стажа, что должно было снять проблему молодых водителей. На практике же даже возросшие тарифы не сделали ОСАГО полностью доступным, а значит, стоит ждать очередного витка «либерализации» (то есть повышения) ставок.
Если страховая компания отказала в выплате, или вы получили меньше, чем положено, обратитесь в суд. Но сначала обязательно направьте страховщику досудебную претензию.
Важно! Направляя досудебную претензию по ОСАГО, используйте дополнительные рычаги воздействия на страховую компанию.
Обратиться можно:
- в Российский союз автостраховщиков (подать жалобу);
- в Банк России (подать жалобу);
- в территориальный отдел Роспотребнадзора.
Что нужно знать о претензионном порядке, чтобы получить достойную страховую выплату и дополнительные денежные компенсации?
Зачем писать досудебную претензию по ОСАГО
С 2014 года соблюдать досудебный порядок урегулирования споров по ОСАГО — обязательно в силу закона (ст. 16.1 № 40-ФЗ). Если сразу обратиться в суд, то иск рассматривать не будут.
Поэтому пишем претензию по любому спорному вопросу. В частности, когда страховая компания:
- отказывается платить или снижает сумму страховой выплаты;
- нарушает сроки выплаты;
- выполняет некачественный ремонт;
- привлекает «своих» экспертов и оценщиков, что влияет на результаты экспертизы;
- производит неверные расчеты (коэффициента «бонус-малус», страховой суммы);
- навязывает дополнительные услуги и т. д.
Но: написать претензию — не значит просто соблюсти формальность. Если страховщик добровольно не исполнит требования, то вы, как потребитель, сможете взыскать через суд штраф в размере 50 % от суммы, назначенной к взысканию (п.6, ст. 13 Закона о защите прав потребителей № 2300).
То есть, если в вашу пользу суд назначит 100 000 рублей, то получите 150 000 рублей. Единственное, нужны будут доказательства, что вы правильно направили претензию (об этом далее).
Какие ещё компенсации можно требовать?
В досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО можно требовать оплаты (возмещения):
- расходов на ремонт транспортного средства;
- утраты товарной стоимости;
- услуг эвакуатора;
- услуг дорожных рабочих;
- услуг хранения поврежденного автомобиля;
- стоимости ремонта дорожных знаков, ограждений;
- доставки пострадавших в больницу;
- стоимости экспертизы,
а также других расходов, которые возникли в связи с наступлением страхового случая (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда № 58).
Задержка исполнения обязательств по договору ОСАГО страховой компанией компенсируется неустойкой в размере:
- 1 % от суммы положенной выплаты;
- 0,5 % от стоимости ремонта за каждый день просрочки.
Дни просрочки начинаем считать: в первом случае с 21-го дня, во втором с 31-го дня с даты, когда страховая компания получила ваше заявление о страховой выплате (проведении ремонта).
Дополнительно денежную компенсацию морального вреда и потребительский штраф 50 % вы сможете требовать только в судебном порядке.
Как правильно написать досудебную претензию по ОСАГО
Подробно о требованиях к претензии по ОСАГО говорится в п. 5.1 Главы 5 Положения Банка России № 431-П.
Досудебная претензия в страховую по ОСАГО должна включать:
- наименование и адрес компании страховщика;
- ФИО, адрес, реквизиты банковского счета потерпевшего (выгодоприобретателя);
- подробные требования к страховщику со ссылками на законодательные нормы и доказательства из списка приложений;
- ФИО отправителя, должность (если претензию направляет юр. лицо), подпись;
- список приложений.
Все ваши права и требования должны быть подкреплены доказательствами. К претензии нужно приложить оригиналы или заверенные копии: паспорта заявителя, документа о праве собственности на автомобиль (ПТС), полиса ОСАГО. экспертного заключения и т. д.
Важно! Главное, ничего не упустить, иначе страховая компания проигнорирует претензию, а суд посчитает досудебный порядок несоблюдённым и откажет во взыскании потребительского штрафа 50 % от суммы, назначенной к взысканию в вашу пользу.
Если вам нужна помощь, мы поможем правильно написать претензию по ОСАГО и собрать все необходимые документы (доказательства).
Как направить?
Направить претензию можно любым способом, если он позволяет подтвердить доставку. Самый надежный вариант — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Можно отнести лично в офис страховой компании.
Не обязательно обращаться именно в то отделение, где оформляли договор. Обратитесь в ближайший к вам, но предоставьте сведения о предыдущих обращениях (п. 22 ПП № 58).
Обязательно проследите, чтобы отметку о принятии поставило уполномоченное лицо. Если это не директор, попросите предъявить доверенность на право получения входящих документов.
Претензию можно направить по e-mail, если такая возможность подробно прописана в договоре. Например, претензию в Росгосстрах можно направить на e-mail: dp@rgs.ru.
Важно! Доказать, что сообщение было направлено и доставлено, должен отправитель (п.67 Постановления Пленума ВС № 25).
Верховный суд в одном из дел по ОСАГО признал досудебный порядок несоблюденным, хотя истец направлял претензию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Почта России направила письмо назад отправителю через 9 дней со дня его поступления на почту, ещё до того, как истек срок хранения письма (30 дней). А еще через месяц его получил истец. Доказательств, что страховая уклонялась от получения корреспонденции, истец суду не предоставил.
Сколько ждать ответ?
Если в течение 10 дней с момента получения претензии страховщиком выплаты не поступили на ваш счет, можно обращаться в суд.
Но в целом лучше подождать месяц: пока письмо дойдет, пока его получат (до 30 дней срок хранения корреспонденции — отслеживайте движение письма на сайте Почты России по трек-номеру), потом 10 дней на ответ и 3-5 (иногда больше) дней на доставку письма от страховой компании.
Если отнесете лично, то подождите 10 дней, и можно идти за ответом.
Письменный отказ, частичная выплата, игнорирование претензии — всё это повод обратиться в суд за защитой своих прав и взыскания всех положенных денежных компенсаций.
Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки такого нарушения. Подробнее о порядке подачи заявлений можно узнать здесь.
Таким образом, в случае если в действиях каких-либо лиц, в том числе страховых организаций, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, можно подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление.
Обращаем внимание, что в целях оперативного рассмотрения заявления целесообразно подавать его в территориальный орган ФАС России, на территории которого, по мнению гражданина, совершено нарушение страховой организацией.
Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы размещен здесь.
При наличии соответствующих доказательств, действия страховых организаций, связанные с отказом от оформления полиса ОСАГО без заключения дополнительных добровольных договоров страхования, могут содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган рассматривает такие действия на предмет их соответствия требованиям статей 10 (при наличии доминирующего положения и злоупотребления таким положениям), 11 (при наличии антиконкурентных соглашений) Закона о защите конкуренции.
Документом, свидетельствующим о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в указанных действиях страховых организаций, может быть письменный отказ страховщика от заключения с гражданином договора ОСАГО.
Подробнее со способом получения такого документа можно ознакомиться здесь.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор ОСАГО является публичным.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные частью 4 статьи 445 ГК РФ, согласно которым в случае, если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015 — 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» субъект страхового дела обязан соблюдать требования страхового законодательства.
Куда ещё можно обратиться по факту вероятного нарушения страхового законодательства .