В октябре Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА)[1] провела главное профессиональное событие для российского юридического лизингового сообщества — 15-ю ежегодную конференцию «День юриста лизинговой компании — 2020». В этом году конференция прошла онлайн. Важным моментом стало обсуждение консультативного заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о том, нужно ли признавать лизинговые компании некредитными финансовыми организациями. Как оно повлияет на дальнейшее развитие регулирования отрасли? Ответы на эти вопросы и основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.
В 2016 году Национальный совет по финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова принял решение о необходимости введения регулирования на рынке лизинга. В январе 2019 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (№ 586986-7). Однако до сих пор ситуация остается неопределенной, лизинговая отрасль все еще находится на развилке.
На дальнейшее формирование подходов к регулированию лизинговой отрасли может повлиять консультативное заключение Суда ЕАЭС, выпущенное в июле 2020 года. Основные его выводы:
1) услуги лизинговых компаний, не являющихся банками, входят в предмет регулирования Протокола по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
2) введение пруденциального регулирования лизинговой деятельности, осуществляемой лизинговыми компаниями, не являющимися банками, в том числе в установлении требований к минимальному размеру собственного капитала, финансовых нормативов и отчетности, соответствует Союзному договору;
3) государство — член Союза при введении пруденциального регулирования вправе устанавливать особенности налогообложения прямыми налогами.
Консультативное заключение Суда ЕАЭС — весомый аргумент в пользу позиции Центробанка о необходимости признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Однако заключение носит рекомендательный характер и не возлагает обязанности по его исполнению на страны — участницы ЕАЭС.
К заключению суда ЕАЭС приложены мнения судей, участвовавших в рассмотрении вопроса. Например, судья Татьяна Нешатаева считает, что финансовый лизинг состоит из двух групп правоотношений: привлечения финансирования для приобретения предмета лизинга и передачи предмета лизинга в аренду лизингополучателю. Странно, что лизингом считаются лишь отношения, первоначально связанные с заемными кредитными средствами, а передача в наем оборудования за плату относится к классическим арендным отношениям и в отсутствие отношений займа, кредита эти отношения не могут считаться лизингом. Таким образом, считает Татьяна Нешатаева, лизинговые услуги, оказываемые не банковскими организациями, должны регулироваться Протоколом № 17 по финансовым услугам (приложение № 17).
Иное мнение у судьи Дениса Колоса: финансовый лизинг, осуществляемый иными, кроме кредитных, организациями-субъектами, регулируется правилами Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Протокол по финансовым услугам применяется, только если услуги оказываются определенными указанными в нем субъектами: банками, лицами, работающими на рынке ценных бумаг и страхования. Именно это имели в виду авторы протокола № 17 при разработке документа, но Суд их позицию не учел. Соответственно, лизинговые компании не входят в этот перечень, а финансовый лизинг не попадает в предмет регулирования протокола.
Денис Колос в своем мнении указал на логическое противоречие в консультативном заключении. В протоколе достаточно четко прописаны вопросы регулирования деятельности в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг. Однако непонятно, как применять эти положения к лизинговым компаниям, которые не являются участниками ни одного из этих секторов. И еще один важный момент: установление не существовавших ранее пруденциальных требований ухудшает условия взаимного доступа на рынки стран — участниц Союза по сравнению с правовым регулированием, действовавшим при подписании договора. Это нивелирует принципы поэтапной либерализации, на которых строится Евразийская интеграция, и является нарушением статей 66 и 67 договора как основополагающего акта Союза.
Судья Константин Чайка считает, что предмет регулирования Протокола по финансовым услугам определен исчерпывающе и не может быть расширен за счет включения в него новых финансовых услуг. Поскольку протокол вводит специальные нормы по отношению к самому договору, то, соответственно, нельзя расширительно толковать нормы, которые приведены в протоколе. Таким образом, лизинг, оказываемый не банками, не попадает под регулирование протокола о финансовых услугах.
С точки зрения Константина Чайки, применение мер пруденциального регулирования в отношении услуг финансового лизинга, оказываемых банками, обусловлено происхождением денежных средств, инвестируемых в приобретение предмета лизинга, и направлено на защиту прав и законных интересов вкладчиков, а не участников лизинговых правоотношений. Подобное уяснение цели пруденциального регулирования исключает его применение к деятельности лизинговых компаний, не являющихся банками, поскольку при приобретении предмета лизинга они не используют денежные средства, привлекаемые во вклады и депозиты.
Сейчас российский законопроект о регулировании лизинговой отрасли готовится к рассмотрению во втором чтении с учетом заключения Суда ЕАЭС в поддержку признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Таким образом, требование о включении в реестр может быть распространено на все лизинговые компании, и если организация в течение переходного периода не вошла в реестр или была исключена из него, она должна незамедлительно прекратить лизинговую деятельность. Соответственно, компания не может работать с заключенными ранее договорами, которые придется расторгнуть либо продать.
Однако, по мнению ОЛА, этот запрет может привести к дестабилизации рынка. Также существует риск ухода с рынка небольших региональных компаний, не попавших в реестр по тем или иным причинам.
Еще один элемент реформы, предложенный Центральным банком, — обязательное требование учета по единому плану счетов (ЕПС) для некредитных финансовых организаций. Затраты по переходу на учет по ЕПС оцениваются в 0,5% годовой выручки компании, требования к собственному капиталу, предусмотренные новым законопроектом, оставлены без изменений, переходный период составит два года.
ОЛА считает, что переход на ЕПС не является оптимальным решением и не позволит достичь тех целей, о которых заявляется в реформе, поскольку он не охватывает весь рынок, оставляет без внимания дочерние компании, оказывающие арендные услуги, и не дает регулятору полной картины. При этом переход на ЕПС связан с полной заменой учетных систем лизинговой компании, средний срок их замены составит не менее двух лет. В ситуации, когда лизинговые компании с 1 января 2022 года обязаны перейти на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»[2], для перехода на ЕПС следует делать перевод не раньше чем через три года после перехода на этот стандарт.
Кто должен быть регулятором лизинговой отрасли?
Основная задача регулирования лизинговой отрасли — не только транспарентность, но и увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Лизинг должен стать инвестиционным инструментом, посредством которого государственные субсидии распределяются адресно наиболее доступным и эффективным образом. С этой точки зрения адекватным регулятором для лизинговой отрасли является Министерство экономики. Такое предложение сделали Российский союз промышленников и предпринимателей, Подкомитет по лизингу при Торгово-промышленной палате, Российская торгово-промышленная палата и другие общественные объединения. А контрольно-надзорную функцию нужно делегировать другому органу, считают представители бизнеса. Регулирование должно стать продуктом взаимодействия государства, бизнеса и потенциального регулятора, то есть изначально учитывать интересы всех сторон.
Как защитить физлиц от злоупотреблений при возвратном лизинге?
При работе над законопроектом по лизингу важно учитывать актуальную проблему возвратного лизинга для физических лиц. Сложившаяся на рынке ситуация свидетельствует о необходимости введения ограничений в данной сфере. С 2019 года часть ломбардов, микрофинансовых организаций занялись возвратным лизингом для физлиц, выйдя из-под контроля Банка России. Клиенту предлагаются заемные средства с оформлением возвратного лизинга на имущество, а в случае неплатежеспособности клиента предмет лизинга изымается по решению суда. Данная практика требует комплексной оценки и принятия мер на государственном уровне.
Возвратный лизинг для физлиц оказался востребован во время пандемии, предоставляя бизнесу возможность реструктуризации долга. Однако существуют риски, что под видом реструктуризации вырастет практика недобросовестных займов и кредитов для физлиц с использованием жилья в качестве обеспечения. А использование в названии договора слова «лизинг» позволит не выполнять обязательные требования к потребительским кредитам и займам под залог жилой недвижимости. Посредничество брокеров в данной схеме существенно снижает сумму средств, фактически полученных клиентом по договору, также в цену договора возвратного лизинга включается выкупная стоимость и плата за временное владение и пользование предметом лизинга, что также противоречит интересам клиента. Лизинг не должен быть средством обхода существующих законодательных ограничений. Сложившаяся практика является аргументом Центробанка в пользу ужесточения контроля в данной сфере.
По мнению ОЛА, бизнес по предоставлению денежных средств для физических лиц должен иметь законные ограничения и не развиваться в хаотичном порядке, как это происходит сейчас. Недвижимое имущество жилого назначения должно полностью выйти из сферы этой деятельности и не должно использоваться в качестве предмета лизинга. Введение бизнес-модели возвратного лизинга в законное русло положительно отразится и на правах потребителей, и на судебной практике классического лизинга.
Что еще обсудили на конференции?
Спикеры конференции говорили про инновационные технологии — от новых предметов лизинга до роботизированной проверки правовых вопросов. Так, был озвучен опыт успешного внедрения инновационных технологий в ключевые юридические процессы, когда функции сотрудника юридической службы по экспертизе правоспособности корпоративных клиентов выполняет робот-юрист. Проведение данной проверки имеет ключевое значение для любой финансовой организации, поскольку допущенные ошибки могут повлечь значительные материальные и репутационные риски.
Важной информацией стал обзор моратория на банкротство и его влияние на права лизингодателя. 1 апреля 2020 года в Законе о банкротстве появилась ст. 9.1, согласно которой для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Основная цель — поддержать должников, оказавшихся в сложной ситуации по ряду непредвиденных причин, одной из которых стала эпидемия коронавируса.
Оживление участников онлайн-конференции вызвала проблема расчетов старого и нового лизингополучателя в ситуациях замены лизингополучателя в договоре, а также проблемы квалификации лизинговых платежей при долгой передаче предмета лизинга (длительная поставка, монтаж, просрочка) для налоговых целей. Основная проблема лежит в плоскости различия гражданско-правовых квалификаций и налоговой квалификации лизинга.
В ходе конференции был проведен обзор актуальной практики Верховного суда в сфере лизинга. За прошедший год Верховный суд сформировал несколько правовых позиций, которые следует учитывать в практике лизинговых компаний. Они в частности, касаются, последствий непоставки лизингового имущества, существенного нарушения требований к качеству актива, его повреждения или утраты, а также хранения после расторжения договора лизинга.
Участники конференции обсудили перспективы применения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», спорные вопросы реализации сделок возвратного лизинга, проблематику расторжения договора лизинга и выбора надлежащего способа защиты прав лизингодателя, в частности процедур взыскания периодических лизинговых платежей и изъятия имущества. Также прозвучал доклад, посвященный вопросам оценки изъятого имущества в судебной практике столицы и регионов.
Подробнее об итогах конференции можно прочитать на сайте ОЛА здесь: http://assocleasing.ru/novosti/663
[1] ОЛА является крупнейшим Российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, представляющим интересы 101 компании, объем бизнеса которых составляет около 80% официального рынка лизинга России. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской конфедерации лизинговых ассоциаций (Leaseurope).
[2] С 1 января 2022 года вступает в силу ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н. Он затронет бухгалтерский учет арендных отношений в РФ, уже сейчас лизинговым компаниям нужно активно готовиться к введению нового стандарта.
УДК 347:339.187.62
И.В. САХАРОВА,
старший преподаватель кафедры теории государства и права Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса
В статье рассматривается правовой статус лизинговой компании по российскому законодательству, и анализируются проблемы, вытекающие из нормативного определения лизинговых компаний.
Ключевые слова: лизинг, лизинговая компания, лизингодатель.
In the article the legal status of leasing company according to the Russian legislation is considered and the problems resulted from the legal definition of leasing companies are analysed.
Кeywords: leasing, leasing company, lessor.
Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[1] (далее — Закон о лизинге)).
На наш взгляд, понятие лизинговой компании сформулировано в Законе о лизинге недостаточно определенно, что обусловило наличие в литературе различных толкований особенностей ее правового статуса. Понятие лизинговой компании является более узким, чем понятие лизингодателя, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица (п. 1 ст. 4 Закона о лизинге). Поскольку лизинговая компания является лизингодателем, постольку на нее распространяются и все требования, предъявляемые к последнему. Вместе с тем, лизинговые компании выделены Законом о лизинге среди других лизингодателей по следующим признакам. Во-первых, исходя из определения п. 1 ст. 5 Закона о лизинге, в качестве лизинговой компании может выступать только коммерческое юридическое лицо. Во-вторых, для признания коммерческого юридического лица лизинговой компанией необходимо, чтобы оно выполняло функции лизингодателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами. Именно второе требование, а вернее нечеткость его формулирования, вызывает два вопроса: необходимо ли прямо указывать лизинговую деятельность в учредительных документах лизинговой компании? вправе ли последняя осуществлять иные виды деятельности наряду с лизинговой деятельностью?
В литературе было высказано мнение о том, что «на российские лизинговые компании распространяется принцип специальной правоспособности, при которой они могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления только функций лизингодателя… Осуществление только лишь функции лизингодателя (лизинговой деятельности) должно быть закреплено в их учредительных документах, иначе … они не могут быть признаны лизинговой компанией»[2]. Необходимо, однако, отметить, что в приведенной работе цитируемого автора был также сделан противоположный вывод о том, что «российские лизинговые компании обладают общей гражданской правоспособностью»[3]. Другие исследователи, как правило, придерживаются либо первого[4], либо второго мнения[5].
Анализируя объем правоспособности лизинговой компании, нельзя не коснуться вопроса об объеме правоспособности юридических лиц вообще, поскольку этот вопрос в настоящее время является дискуссионным в науке гражданского права. Как известно, общая (универсальная) правоспособность означает для субъекта возможность участвовать в любых гражданско-правовых отношениях, в то время как специальная (ограниченная) правоспособность — только в определенном круге таких отношений. Ранее действовавшее гражданское законодательство закрепляло за юридическими лицами специальную правоспособность, что однозначно следовало из ст. 26 Гражданского кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г.): «Юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности».
Действующий в настоящее время Гражданский кодекс РФ также закрепляет, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49). Однако в отношении коммерческих юридических лиц в п. 1 ст. 49 ГК РФ содержится следующее правило: «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».
Анализируя данную норму, Е.А. Суханов делает следующий вывод: «Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями … общую правоспособность»[6].
Аналогичной позиции (в части признания за большинством коммерческих юридических лиц общей правоспособности) придерживаются и другие авторы[7].
Вместе с тем определенное распространение в литературе получила и противоположная точка зрения[8]. Так, С.А. Зинченко, Д.Ю. Шапсугов и С.Э. Корх в ходе системного анализа норм Гражданского кодекса, определяющих правосубъектность коммерческих организаций, приходят к выводу о том, что все они обладают специальной правоспособностью. Свою позицию названные авторы аргументируют следующим образом. Из абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК РФ вытекает обязанность любого юридического лица определять цель своей деятельности в учредительных документах. Далее законодатель классифицирует по цели деятельности организации на две разновидности: коммерческую и некоммерческую (ст. 50 ГК РФ). В свою очередь в учредительных документах коммерческих организаций должны быть указаны сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п. 2 ст. 52 ГК РФ). К таким сведениям для всех коммерческих организаций относится цель их деятельности (п. 1 ст. 49 и п. 1 ст. 50 ГК РФ). Авторы подчеркивают, что дискуссия об объеме правоспособности коммерческих юридических лиц возникла, в том числе, из-за неудачной редакции абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ, из которой не вполне понятно, имеют ли коммерческие организации право осуществлять не только предпринимательскую, но и любую другую деятельность[9].
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[10] (далее — Постановление № 6/8), коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Несложно заметить, что в приведенном Постановлении правоспособность коммерческих организаций хотя и названа общей, но в то же время понимается как возможность осуществлять любые виды именно предпринимательской, а не какой-либо другой деятельности. Иными словами, исходя из приведенного разъяснения, норму абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ следует толковать не буквально, а ограничительно, а именно — во взаимосвязи с абз. 1 п. 1 ст. 49 и п. 1 ст. 50 ГК РФ. Это означает, что возможность коммерческих организаций иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, изначально определяется тем, что, во-первых, такие организации являются юридическими лицами, во-вторых, относятся к коммерческим юридическим лицам, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что объем правоспособности большинства коммерческих организаций (по сравнению с объемом правоспособности других юридических лиц, и, в частности, некоторых других коммерческих организаций) законодательно ограничен минимально, и в этом смысле может претендовать на статус общего, по крайней мере, по отношению к ограниченному объему правоспособности унитарных предприятий и иных видов коммерческих организаций, предусмотренных законом. Ведь и правоспособность физических лиц, общий характер которой никем не оспаривается, далеко не «безгранична» и изначально обусловлена правовым статусом этих лиц. Например, физическое лицо (в отличие от юридического) в принципе не может иметь филиал или представительство.
В то же время, если правоспособность физических лиц одинакова для всех граждан, отличаясь только от правоспособности других субъектов (юридических лиц, государства), то правоспособность юридических лиц не является единой для всех юридических лиц и дифференцируется в зависимости от основной цели деятельности юридического лица и его организационно-правовой формы. И сколь бы «широкой» ни была правоспособность большинства коммерческих организаций, она, безусловно, не означает для них возможности иметь абсолютно любые гражданские права и нести абсолютно любые гражданские обязанности, которые в принципе могут иметь те или иные юридические лица (скажем, некоторые права политических партий или же религиозных организаций). В этом смысле правоспособность коммерческих юридических лиц всегда является специальной, поскольку обусловлена основной целью их деятельности. Однако в силу того, что правоспособность некоторых коммерческих организаций обусловлена еще и предметом их деятельности, т. е. является еще более ограниченной, использование терминов «общая правоспособность» и «специальная правоспособность» вполне может рассматриваться как юридико-технический прием для разграничения коммерческих юридических лиц с различным объемом правоспособности.
При анализе правового статуса лизинговой компании мы сознательно не будем оперировать терминами «общая правоспособность» и «специальная правоспособность», а ограничимся лишь описанием объема правоспособности лизинговой компании.
Итак, по объему правоспособности коммерческие юридические лица можно разделить на две основные группы: организации, правоспособность которых определяется только их статусом как коммерческих юридических лиц, и организации, правоспособность которых дополнительно ограничена законом (здесь мы не будем рассматривать организации, правоспособность которых ограничена их учредителями, поскольку это не имеет значения для определения законодательно закрепленного правового статуса лизинговой компании).
Коммерческие организации первой группы могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 18 Постановления № 6/8). Определение же в учредительных документах предмета и целей деятельности таких организаций не является обязательным (абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Коммерческие организации второй группы (например, унитарные предприятия, банки, страховые организации) не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ (п. 18 Постановления № 6/8). При этом предмет и цели деятельности таких организаций должны быть обязательно определены в учредительных документах (абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Представляется, в силу того, что правоспособность коммерческих организаций второй группы существенно ограничена, указание на это (применительно к конкретным организациям) должно быть выражено в законе достаточно определенно.
Так, в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) прямо определено, какие виды деятельности вправе осуществлять кредитная организация и какой деятельностью ей запрещено заниматься (статьи 1 и 5), а также предусмотрено, что устав кредитной организации должен содержать перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (ст. 10). Федеральный закон от
29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»1 прямо предусматривает, что акционерный инвестиционный фонд имеет исключительный предмет деятельности (абз. 1 п. 1 ст. 2) и не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2); положение об этом должно содержаться в его уставе (абз. 1 ст. 6).
Что касается лизинговых компаний, то они определены в Законе о лизинге как коммерческие организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей (п. 1 ст. 5).
Приведенная норма хотя и допускает неоднозначное толкование, но, на наш взгляд, не содержит как прямого указания на необходимость определения предмета и целей деятельности в учредительных документах лизинговой компании, так и прямого запрета на осуществление лизинговой компанией иных видов деятельности, кроме лизинговой деятельности. Думается, что требование к лизинговой компании выполнять функции лизингодателя «в соответствии со своими учредительными документами» будет выполняться как в случае, если такие функции будут прямо определены в учредительных документах компании, так и в случае, если выполнение этих функций не будет противоречить учредительным документам компании. Под компаниями же, выполняющими функции лизингодателя, допустимо понимать и компании, выполняющие только такие функции, и компании, выполняющие эти функции время от времени наряду с другими функциями.
Иными словами, исходя из нормы п. 1 ст. 5 Закона о лизинге, лизинговой компанией может быть названа любая коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься, или же напротив лизинговая деятельность прямо определена в учредительных документах как вид деятельности данной организации; такая организация может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если только их осуществление не ограничено в учредительных документах, но при этом она должна осуществлять и лизинговую деятельность.
Попытаемся проанализировать, насколько целесообразным является определение правового статуса лизинговой компании так, как он определен в действующем законодательстве.
Как было показано, под определение лизинговой компании, данное в п. 1 ст. 5 Закона о лизинге, подпадает очень большой круг субъектов. В сущности, исходя из норм закона, отличие лизингодателя от лизинговой компании заключается только в том, что в качестве последней могут выступать исключительно коммерческие организации.
Однако, с одной стороны, такое понимание лизинговой компании можно было изложить в Законе о лизинге гораздо короче, просто указав, что лизингодатели, являющиеся коммерческими организациями, признаются лизинговыми компаниями, поскольку необходимость выполнения ими функций лизингодателя «в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами» следует из общих норм гражданского законодательства; с другой стороны, при таком понимании лизинговых компаний их выделение в законе в качестве особой группы лизингодателей практически лишено смысла. Более того, определение правового статуса лизинговой компании в том виде, в каком он определен в Законе о лизинге, является причиной ряда правовых коллизий.
Так, в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности кредитная организация помимо банковских операций вправе осуществлять некоторые перечисленные в законе сделки, в том числе и «лизинговые операции» (ст. 5). При этом устав кредитной организации должен содержать перечень осуществляемых банковских операций и сделок (ст. 10). В свою очередь, кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ч. 1 ст. 1).
Иными словами, можно сказать, что кредитные организации являются коммерческими организациями, выполняющими в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. А это означает, что кредитные организации, в том числе банки, в полной мере подпадают под определение лизинговой компании, изложенное в п. 1 ст. 5 Закона о лизинге.
Вместе с тем совершенно очевидно, что правовой статус кредитных организаций, определенный Законом о банках и банковской деятельности, исключает возможность именовать их лизинговыми компаниями.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) лизинговые компании отнесены к числу финансовых организаций (ст. 4). При этом правовой статус финансовых организаций отличается от правового статуса других хозяйствующих субъектов.
Так, специальными правовыми нормами регламентируется государственный контроль за экономической концентрацией (в том числе слияние и присоединение финансовых организаций, круг сделок и иных действий, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган) и многие другие вопросы. В силу того, что под определение лизинговой компании, сформулированное в п. 1 ст. 5 Закона о лизинге, подпадают очень многие коммерческие юридические лица, в том числе и те, которые осуществляют лизинговую деятельность эпизодически, наряду с другими основными видами деятельности, все они могут быть признаны финансовыми организациями в соответствии с Законом о защите конкуренции, что, разумеется, не отвечает целям специального правового регулирования деятельности финансовых организаций.
Анализ проблем, являющихся следствием неудачной редакции определения лизинговой компании, данного в п. 1 ст. 5 Закона о лизинге, можно было бы продолжить (например, проблем, связанных с отнесением тех или иных организаций к лизинговым компаниям при предоставлении последним государственной поддержки). Однако, думается, приведенных примеров достаточно для иллюстрации нецелесообразности определения правового статуса лизинговой компании так, как это сделано в действующем законодательстве.
Представляется, закрепление за лизинговыми компаниями правового статуса, отличного от правового статуса других лизингодателей, должно основываться на принципе придания первым статуса профессиональных субъектов лизинговых отношений. Коммерческая организация, именуемая лизинговой компанией, должна специализироваться на осуществлении именно лизинговой деятельности, а не осуществлять ее эпизодически в дополнение к другой основной деятельности. При этом в силу того, что в настоящее время определенное распространение получает практика оказания лизингодателем лизингополучателю (в том числе, потенциальному) различного рода услуг, которые не всегда связаны с исполнением конкретного договора лизинга, и поэтому не могут предусматриваться его условиями, представляется неоправданным сводить деятельность лизинговой компании исключительно к лизинговой деятельности, под которой понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его во временное владение и пользование на основании договора лизинга[11].
Кроме того, считаем вполне обоснованным предоставление лизинговой компании права осуществлять и такие виды деятельности, которые непосредственно не связаны с лизинговой деятельностью. Это имеет особое значение в силу специфики нормативной концепции договора лизинга в России: объект лизинга должен приобретаться в соответствии с заключенным договором лизинга; объектом лизинга не может быть имущество, уже имеющееся в собственности лизингодателя к моменту заключения договора лизинга; не допускается неоднократная передача одного и того же объекта лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга одним и тем же лизингодателем (например, после расторжения договора лизинга).
Так, Порядок использования средств Уставного капитала ОАО «Росагролизинг», направляемых на обеспечение агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней, утвержденный решением Совета директоров ОАО «Росагролизинг», протокол № 1 от 6 марта 2003 г. (с изм. от 22 марта 2007 г)2, содержит следующее положение: денежные средства ОАО «Росагролизинг», в части инвестированных в уставный капитал средств федерального бюджета, используются целевым образом, в том числе на обеспечение предприятий агропромышленного комплекса, на основе договоров поставки/купли-продажи с возможной рассрочкой или отсрочкой платежа, материально-техническими ресурсами, племенной продукцией, отдельными агрегатами сельскохозяйственной техники, а также иным имуществом, в том числе изъятым в связи с расторжением договоров финансовой аренды (лизинга) (п. 2). Однако при осуществлении лизинговой компанией других видов деятельности, помимо лизинговой, должно соблюдаться условие о приоритетности последней.
Таким образом, полагаем, выделение лизинговых компаний среди других лизингодателей целесообразно проводить по двум критериям:
1) лизинговая компания — это коммерческое юридическое лицо;
2) лизинговая деятельность является для лизинговой компании приоритетной перед другими видами деятельности.
С учетом сделанных выводов считаем возможным изложить п. 1 ст. 5 Закона о лизинге
в следующей редакции: «Лизинговая компания — коммерческая организация, осуществляющая лизинговую деятельность в качестве основного вида деятельности.
Учредительные документы лизинговой компании должны содержать положение о том, что основным видом деятельности этого юридического лица является лизинговая деятельность.
Наименование лизинговой компании должно содержать указание на основной вид деятельности этого юридического лица посредством использования слов «лизинг» и(или) лизинговый»».
Библиография
1 СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376.
2 Асташкина А. В. Правовое положение российских лизинговых компаний в современном гражданском праве: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 72.
3 Там же. С. 74.
4 См.: Груздева А.А. Лизинг в гражданском праве России: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. С. 104.
5 См., например: Комментарий к Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» / Под ред. Н.М. Коршунова. — М.: НОРМА, 2003. С. 33, 34 (автор комментария к ст. 5 — Ю.С. Харитонова).
6 Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. — М.: БЕК, 2002. С. 190.
7 См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. — М.: Контракт, Инфра-М, 2002. С. 135—136 (автор комментария к ст. 49 ГК РФ — В.А. Рахмилович); Брагинский М., Ярошеко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. № 2. С. 10.
8 См., например: Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Новый Гражданский кодекс и предпринимательство: проблемы регулирования // Хозяйство и право. 1995. № 10. С. 91—92; Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. — М.: Юристъ, 2007. С. 128 (автор параграфа — В.В. Долинская); Зинченко С.А., Галов В.В., Представительство в гражданском и предпринимательском праве России. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. С. 119.
9 См.: Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999. С. 117—118.
10 Российская газета. 1996. 13 авг. (№ 152).
11 Так, лизингодатели могут оказывать следующие услуги: услуги по сервисному, гарантийному и послегарантийному обслуживанию объекта лизинга; услуги по доставке, монтажу, наладке и пуску объекта лизинга; услуги по поиску объекта лизинга, отвечающего требованиям лизингополучателя; услуги по проведению различных исследований производственных и потребительских рынков, составлению на их основе прогнозов и планов развития; услуги по подбору и обучению персонала, необходимого для эксплуатации объекта лизинга; юридические услуги и др. (см.: Карпенко М.Н. Управление развитием лизинговых услуг: Автореф. дис. … канд. экон. наук. — М., 2006. С. 12—15). Отметим, что термин «услуги» употребляется в данном случае с определенной долей условности (если иметь в виду понятие услуги в гражданском праве), поскольку на лизингодателя могут быть возложены обязанности не только по оказанию услуг, но и по проведению работ.
12 См.: Росагролизинг. URL: http://www.rosagroleasing.ru (дата обращения — 23 марта 2009 г.)
Небанковская
кредитная организация
— кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские
операции, предусмотренные Федеральным
законом «О банках и банковской
деятельности». Именно банки являются
первым, исходным звеном в сфере финансового
рынка, тогда как все НКО — звено вторичное,
производное. Поэтому существуют
обстоятельства, ставящие банки в особое
положение в экономике:
1) способность
банков выпускать в обращение и изымать
из него деньги, т.е. снабжать экономический
оборот большим или меньшим объемом
платежных средств и тем самым регулировать
массу денег в обращении;
2) первичный характер
денег по отношению ко всему финансовому
инструментарию, включая ценные бумаги,
с которым преимущественно работают и
предприятия, и НКО;
3) обслуживание
небанковских кредитных организаций в
банках наравне с прочими клиентами —
юридическими и физическими лицами.
Только банки
способны реализовать в своей деятельности
полный набор денежных отношений
(операций), т.е. они по определению
являются финансовыми организациями,
ориентированными на универсальность
деятельности в своей сфере. В отличие
от них прочие кредитные организации
всегда остаются узкоспециализированными,
т.е. каждая организация действует на
ограниченном числе сегментов финансового
рынка.
К числу НКО
(кредитных организаций, не являющихся
банками) относятся:
• фондовые и
валютные биржи;
• страховые и
финансовые компании;
• небанковские
депозитно-кредитные организации (НДКО);
• инкассаторские
организации;
• клиринговые
организации (палаты, центры);
• инвестиционные,
пенсионные и благотворительные фонды;
• брокерские,
дилерские, лизинговые и факторинговые
фирмы;
• кредитные
потребительские кооперативы, кредитные
союзы, общества и товарищества, кассы
взаимопомощи;
• ломбарды.
Вначале рассмотрим
подробно следующие виды НКО:
• расчетные
небанковские кредитные организации
(РНКО);
• небанковские
кредитные организации, осуществляющие
депозитно-кредитные операции (НДКО).
Небанковским
кредитным организациям выдаются лицензии
Банка России на осуществление банковских
операций, установленных в приложении
№ 9 к инструкции Банка России «О порядке
принятия Банком России решения о
государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций» от
14 января 2004 г. № 109-И — для РНКО и в
приложении 10 к той же инструкции — для
небанковских кредитных организаций,
осуществляющих депозитно-кредитные
операции.
Расчетные
небанковские кредитные организации
представлены на рынке расчетными
палатами (центрами), клиринговыми
организациями.
В зависимости от
функционального назначения данные
организации вправе обслуживать
юридические лица на межбанковском,
валютном рынках и рынке ценных бумаг,
проводить расчеты по пластиковым картам,
инкассировать денежные средства,
векселя, платежные и расчетные документы,
осуществлять кассовое обслуживание
юридических лиц, операции по купле-продаже
иностранной валюты в безналичной форме,
а также сделки, предусмотренные их
уставами.
РНКО не вправе
привлекать денежные средства юридических
и физических лиц во вклады для их
размещения от своего имени и за свой
счет. Они вправе предоставлять кредиты
своим клиентам на завершение расчетов
по совершенным сделкам. Временно
свободные денежные средства расчетные
организации могут размешать только в
виде вложений в ценные бумаги Правительства
РФ с нулевым риском, а также хранить на
корреспондентских счетах в Банке России
и кредитных организациях, осуществляющих
деятельность по проведению расчетов.
Расчетные небанковские кредитные
организации представляют отчетность
и их деятельность регулирует Банк России
в порядке, установленном для банков.
Перечень банковских
операций, право на осуществление которых
предоставляет лицензия на осуществление
банковских операций со средствами в
рублях или со средствами в рублях и
иностранной валюте для расчетных
небанковских кредитных организаций:
• открытие и
ведение банковских счетов юридических
лиц;
• осуществление
расчетов по поручению юридических лиц,
в том числе банков-корреспондентов, по
их банковским счетам;
• инкассация
денежных средств, векселей, платежных
и расчетных документов и кассовое
обслуживание юридических лиц;
• купля-продажа
иностранной валюты в безналичной форме;
• осуществление
переводов денежных средств по поручению
физических лиц без открытия банковских
счетов (за исключением почтовых
переводов).
Небанковские
кредитные организации, осуществляющие
депозитно-кредитные операции,
могут выполнять отдельные банковские
операции, предусмотренные ст. 5 Федерального
закона «О банках и банковской деятельности»,
на основании лицензии на осуществление
банковских операций, выданной Банком
России.
Регистрация и
лицензирование НДКО осуществляются в
соответствии с Федеральным законом «О
банках и банковской деятельности», в
порядке, предусмотренном Инструкцией
Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И «О
порядке применения федеральных законов,
регламентирующих процедуру регистрации
кредитных организаций и лицензирования
банковской деятельности» и иными
нормативными актами Банка России.
Небанковские
депозитно-кредитные организации на
основании лицензии Банка России имеют
право привлекать денежные средства
юридических лиц во вклады (на определенный
срок), размещать их от своего имени и за
свой счет, покупать и продавать иностранную
валюту в безналичной форме, выдавать
банковские гарантии, а также осуществлять
иные сделки, не отнесенные законодательством
к банковским операциям, в том числе
выдавать поручительства за третьих
лиц, приобретать права требования от
третьих лиц, осуществлять доверительное
управление денежными средства и иным
имуществом клиентов, проводить лизинговые
операции и др.
НДКО вправе
осуществлять банковские операции и
сделки в валюте Российской Федерации,
а при наличии соответствующей лицензии
— в иностранной валюте, в том числе:
• привлечение
денежных средств юридических лиц во
вклады (на определенный срок);
• размещение
привлеченных во вклады денежных средств
юридических лиц от своего имени и за
свой счет;
• куплю-продажу
иностранной валюты в безналичной форме
(данную операцию НДКО вправе осуществлять
исключительно от своего имени и за свой
счет;
• выдачу банковских
гарантий.
НДКО не вправе
осуществлять следующие банковские
операции:
• привлечение
денежных средств физических лиц во
вклады (до востребования и на определенный
срок) и юридических лиц во вклады до
востребования;
• открытие и
ведение банковских счетов физических
и юридических лиц;
• осуществление
расчетов по поручению физических и
юридических лиц, в том числе
банков-корреспондентов, по их банковским
счетам;
• инкассация
денежных средств, векселей, платежных
и расчетных документов и кассовое
обслуживание физических и юридических
лиц;
• купля-продажа
иностранной валюты в наличной форме;
• привлечение во
вклады и размещение драгоценных металлов;
• осуществление
переводов денежных средств по поручению
физических лиц без открытия банковских
счетов.
НДКО не разрешается
открывать филиалы и создавать дочерние
организации за рубежом.
Лизинговые |
Лизинговая компания
— коммерческая организация, выполняющая
функции лизингодателя и получившая
лицензию на осуществление лизинговой
деятельности; может заниматься
долгосрочной арендой движимого и
недвижимого имущества. Лизинговые
компании могут быть резидентами и
нерезидентами.
Лизинг
— вид инвестиционной деятельности по
приобретению имущества и передаче его
на основании договора лизинга физическим
или юридическим лицам за определенную
плату и на определенных условиях с
правом выкупа имущества лизингополучателем.
Лизинг имеет
существенные
преимущества
для организаций по сравнению с другими
способами приобретения имущества
(покупка за счет собственных средств,
банковского кредита, ссуд и т.д.):
• 100-процентное
кредитование (при использовании обычного
кредита организация обязана около 15%
стоимости покупаемого имущества оплатить
за счет собственных средств);
• возможность
реализации организацией крупного
проекта без наличия значительных
финансовых ресурсов;
• использование
в качестве обеспечения лизинговой
сделки самого имущества;
• гибкость
лизинговых соглашений (размер и срок
ссуды ограничены, при лизинге можно
выбрать удобную схему финансирования.);
• возможность
погашения кредита, полученного при
лизинговой сделке, за счет средств от
реализации продукции, произведенной
на взятом в лизинг оборудовании;
• распределение
лизинговых платежей на весь срок лизинга,
что позволяет высвободить денежные
средства для вложения их в другие активы;
• возможность для
организации получать другие кредиты и
займы, поскольку лизинг не увеличивает
долговые обязательства организации в
бухгалтерском балансе и не изменяет
соотношение собственных и заемных
средств;
• освобождение
организации от уплаты налога на имущество,
так как имущество, полученное по договору
лизинга, может не числиться на балансе
организации (при оперативном лизинге)
в течение всего срока действия договора
лизинга;
• экономия на
уплате налога на прибыль организаций,
поскольку лизинговые платежи относятся
на издержки производства лизингополучателя.
Основной целью
деятельности лизинговой компании
является получение прибыли, определяемой
как разница между доходами и расходами
компании. Доходом лизинговой компании
является ее вознаграждение, включающее
оплату услуг по осуществлению лизинговой
сделки и процент за использование
собственных средств лизинговой компании.
Состояние лизинга
в России и СНГ оценивается неудовлетворительно:
на долю России, имеющую самые большие
в СНГ объемы лизинга, приходится лишь
0,28% общего объема лизинговых операций
50 ведущих стран мира (для сравнения:
Япония имеет 15—18%, США — 47%). Россия
находится в конце третьего десятка из
50 участников в рейтинге стран по развитию
лизинга. В СНГ наиболее распространен
прямой лизинг сельскохозяйственной
техники, автолизинг и лизинг компьютерной
техники. Судя по материалам Второго
лизингового конгресса СНГ, за последние
пять лет наблюдается лавинообразный
спрос на лизинг, и прежде всего на
автолизинг: количество автомобилей,
реализованных в лизинг, возросло в 40
раз — до 4000 тыс. штук, т.е. наблюдается
50—100% прироста в год.
Наиболее успешна
деятельность не банков, а лизинговых
компаний финансово-промышленных групп,
которые используют лизинг как механизм
инвестирования. Таким образом, в России
лизинг становится инструментом проектного
финансирования, а клиент воспринимается
как развивающаяся компания. Эксперты
считают, что основным фактором,
сдерживающим развитие лизинга в России,
является отсутствие кредитной информации
и кредитной культуры.
Факторинговые |
Факторинговая компания
— коммерческая организация, предоставляющая
услуги по финансовому и организационному
обеспечению товарного кредита. Она
также покупает право на взыскание
дебиторской задолженности.
Факторинговые
услуги могут оказывать и банки. Субъекты
факторинговой деятельности — факторинговая
компания (посредник между поставщиком
и покупателем), поставщик и покупатель.
Кредитование при
факторинге отличается от обычного
кредитования.
1. Кредит
выдается на определенный срок и в
обусловленный кредитным договором
день. Факторинговый кредит выдается в
день поставки товаров на срок фактической
отсрочки платежа.
2. Кредит
возвращается заемщиком банку. Факторинговый
кредит погашается дебиторами поставщика.
3. Кредит
выдается на заранее оговоренную сумму
в пределах лимита. Факторинговый кредит
не лимитируется и может резко увеличиваться
с ростом объема продаж.
4. Для
получения кредита необходимо представить
много документов. Факторинговый кредит
выдается автоматически при предоставлении
счетов-фактур.
5. Выдача
кредитов не сопровождается дополнительными
услугами, выдача факторингового кредита
предусматривает предоставление таких
услуг.
6. При
выдаче кредита требуется залог, при
выдаче факторингового кредита он
отсутствует (вернее, в качестве залога
выступают отпущенные поставщиком товары
и услуги).
7. Оплата
процентов за кредит включается в
себестоимость продукции в размере
ставки рефинансирования Центрального
банка
РФ плюс 3%. Проценты
за пользование факторинговым кредитом
полностью включаются в себестоимость
продукции.
За предоставляемые
услуги факторинговая компания получает:
• комиссионные
(за инкассацию счетов);
• процент за
факторинговые кредиты (обычно он больше
ставки рефинансирования Банка России);
• плату за
дополнительные услуги (консультирование
по вопросам организации расчетов,
оказание юридических услуг в подготовке
деловых бумаг и документов по
кредитно-финансовым вопросам и т.д.).
Ломбарды |
Ломбарды
— кредитное учреждение, выдающее ссуды
под залог движимого имущества. Ломбарды
на территории нашей страны действуют
на основе Положения о лицензировании
деятельности ломбардов № 1014, которое
было принято постановлением Правительства
РФ 27 декабря 2000 г. Это Положение было
разработано в соответствии с Федеральным
законом «О лицензировании отдельных
видов деятельности». Под деятельностью
ломбарда в настоящее время с правовой
точки зрения понимается деятельность
по принятию от граждан в залог в целях
выдачи краткосрочных кредитов и/или на
хранение движимого или невостребованного
имущества в порядке, установленном
законодательством РФ. Лицензирующим
органом является исполнительная власть
субъектов РФ.
В России существуют
государственные и частные коммерческие
ломбарды. В частных (коммерческих)
ломбардах в основном выдают кредиты
под залог изделий из драгоценных металлов
и камней, в государственных — под залог
любых вещей, имеющих рыночную стоимость.
Отношения залога регулируются Гражданским
кодексом Российской Федерации и Законом
РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. № 2872-1.
Особенности залога
в ломбарде отражены в ст. 358 Гражданского
кодекса Российской Федерации. Субъекты
залоговой сделки:
• залогодатели —
граждане;
• залогодержатели
— специализированные организации —
ломбарды, занимающиеся предпринимательской
деятельностью по принятию в залог от
граждан движимого имущества в обеспечение
краткосрочного кредита на основании
лицензии (с февраля 2002 г. деятельность
ломбардов не лицензируется);
Предмет залога
— движимые вещи, предназначенные для
удовлетворения личных потребностей
граждан.
Залоговые отношения
оформляются договором путем выдачи
ломбардом залогового билета по форме
БО-7.
В залоговом билете
содержатся следующие сведения:
• описание расчетов
при приеме в залог и при выкупе вещей;
• продолжительность
залога;
• процент за
кредит;
• плата за хранение
вещей;
• дата окончательного
льготного срока залога;
• стартовая
продажная цена на торгах и т.п.
На оборотной
стороне залогового билета расположен
текст договора залога.
Закладываемые
вещи передаются ломбарду, который не
вправе пользоваться и распоряжаться
заложенными вещами. Ломбард обязан
производить страхование заложенных
вещей, принимать меры по сохранению
предмета залога, нести ответственность
за утрату и повреждение заложенной
вещи. В случае невозвращения в установленный
срок кредита, полученного под залог
вещей, ломбард имеет право по истечении
льготного месячного срока на основании
исполнительной надписи нотариуса
продавать заложенное имущество. После
этого требования ломбарда к залогодателю
погашаются, даже если сумма, вырученная
при продаже заложенного имущества,
недостаточна для их полного удовлетворения.
Если выручка от реализации залога
превышает сумму требования залогодержателя,
то разница возвращается залогодателю.
Кредитные |
Кредитные потребительские
кооперативы граждан — потребительский
кооператив граждан, добровольно
объединившихся для удовлетворения
потребностей в финансовой взаимопомощи.
Они создаются в
соответствии с Федеральным законом «О
кредитных потребительских кооперативах
граждан» от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ по
признаку общности места жительства,
трудовой деятельности, профессиональной
принадлежности и т.п.
Количество членов
кооператива не может быть меньше 15 и
больше 2000 человек.
Основными принципами
деятельности кредитных потребительских
кооперативов являются:
• добровольность
вступления в кооператив;
• свобода выхода
из него;
• равенство прав
и обязанностей всех членов кооператива
при принятии решений независимо от
размеров паевых взносов;
• личное участие
в управлении кооперативом.
Кредитные
потребительские кооперативы подлежат
государственной регистрации. Органами
управления являются общее собрание
членов кооператива, правление, ревизионная
комиссия и комитет по займам, исполнительным
органом — директор. Высший орган —
общее собрание членов кооператива.
Инвестиционные |
Инвестиционные фонды
— находящийся в собственности акционерного
общества либо в общей долевой собственности
физических и юридических лиц имущественный
комплекс, пользование и распоряжение
которым осуществляет управляющая
компания исключительно в интересах
акционеров этого акционерного общества
или учредителей доверительного
управления.
Образование и
функционирование инвестиционных фондов
регламентируются Федеральным законом
«Об инвестиционных фондах» от 29 ноября
2001 г. № 156-ФЗ.
Существуют два
вида инвестиционных фондов — акционерные
и паевые.
Акционерный
инвестиционный фонд
(АИФ) — открытое акционерное общество,
исключительным предметом деятельности
которого является инвестирование
имущества в ценные бумаги и иные объекты,
предусмотренные российским
законодательством. Другие виды
предпринимательской деятельности фонд
не имеет права осуществлять. Этот фонд
должен получить лицензию. Имущество
фонда состоит из двух частей: инвестиционных
резервов и имущества для обеспечения
деятельности органов управления фонда.
Инвестиционные
резервы передаются в доверительное
управление управляющей компании на
основании договора о передаче ей
полномочий единоличного исполнительного
органа фонда.
Рассматриваемый
фонд имеет право размещать только
обыкновенные именные акции путем
открытой подписки. Главным органом
фонда является общее собрание акционеров,
исполнительным органом — совет
директоров.
Паевой инвестиционный
фонд (ПИФ) —
обособленный имущественный комплекс,
переданный в доверительное управление
управляющей компании учредителями.
Имущество ПИФ является общим имуществом
владельцев инвестиционных паев и
принадлежит им на праве общей долевой
собственности. Раздел имущества и
выделение из него в натуре не допускается.
Управляющая компания осуществляет
сделки с имуществом от своего имени в
качестве доверительного управляющего.
Сейчас инвестиционные фонды находятся
в трудном положении из-за проблем на
рынке ценных бумаг, поэтому их включение
в кредитную систему нам представляется
преждевременным, несмотря на то что
законодательство позволяет инвестировать
средства ПИФ в депозиты, считая тем
самым их ссудным капиталом. Им запрещено
выдавать кредиты, списывать свои
обязательства, приобретать имущество,
выступать инвестором своего ПИФ.
В 2003 г. происходило
активное создание новых категорий ПИФ:
индексного, денежного рынка, венчурного.
Почти половина действующих ПИФ была
создана в январе—октябре 2003 г.
Пенсионный |
Проведение пенсионной
реформы в России существенно повышает
роль Пенсионного фонда
РФ как финансово-кредитного
учреждения. В соответствии с Федеральным
законом «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»
от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ введено
обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 1
Положения о Пенсионном фонде Российской
Федерации (России), утвержденного
постановлением Верховного Совета РФ
от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд
РФ является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением и
создан в целях государственного
управления финансами пенсионного
обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить,
что согласно положениям ст. 5 Федерального
закона «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»
от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ ПФ РФ является
государственным учреждением и осуществляет
функции страховщика в системе обязательного
пенсионного страхования. При этом он
имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый
федеральным законом, средства которого
являются федеральной собственностью,
не входят в состав других бюджетов и
изъятию не подлежат.
Кроме того,
вышеуказанным Федеральным законом
устанавливается, что Пенсионный фонд
РФ и его территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного
пенсионного страхования в Российской
Федерации, в которой нижестоящие органы
подотчетным вышестоящим.
Таким образом,
Пенсионный фонд РФ является государственным
учреждением, наделенным публично-властными
полномочиями и имеющим специальную
правоспособность. Основными его
субъектами являются:
• страховщик —
Пенсионный фонд и его территориальные
органы; негосударственные пенсионные
фонды;
• страхователи —
лица, производящие выплаты физическим
лицам (организации, индивидуальные
предприниматели, физические лица);
индивидуальные предприниматели,
адвокаты;
• застрахованные
лица — лица, на которые распространяется
обязательное пенсионное обеспечение.
В соответствии с
действующим законодательством Пенсионный
фонд РФ осуществляет пенсионное
обеспечение более чем 90 тыс. граждан,
проживающих в 75 государствах, в том
числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся
по месту их постоянного проживания в
63 государствах.
В системе
индивидуального (персонифицированного)
учета фонда зарегистрировано более 62
млн застрахованных работников и свыше
38 млн пенсионеров. С ПФ РФ сотрудничает
4,3 млн работодателей-страхователей.
Фонд осуществляет ежегодную рассылку
извещений об объеме пенсионных прав
граждан и обязательствах государства
перед ними более чем 54,6 млн застрахованных,
имеющим в структуре пенсии накопительную
часть, и более 20 млн, имеющим только
страховую часть пенсии, в том числе
работающим пенсионерам.
При этом Пенсионный
фонд РФ — одна из немногих вертикально
интегрированных структур в современной
российской власти. Он включает: семь
управлений по федеральным округам
Российской Федерации, 86 отделений, в
том числе в г. Байконур. Общее количество
территориальных органов ПФР — 2192. Они
доходят до уровня районов во всех
субъектах Российской Федерации, сохраняя
отношения субординации. Это дает
возможность осуществлять единую
стратегию управления пенсионной системой
на всем социальном пространстве России.
Негосударственные
пенсионные фонды — особая
организационно-правовая форма
некоммерческой организации социального
обеспечения, исключительным видом
деятельности которой является
негосударственное пенсионное обеспечение
участников фонда на основании договоров
с вкладчиками фонда в пользу его
участников. Эти фонды создаются в
соответствии с Федеральным законом «О
негосударственных пенсионных фондах»
от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ.
Фонды осуществляют
свою деятельность независимо от
государственного пенсионного обеспечения.
Их учредителями могут быть юридические
и физические лица. Фонд отвечает по
своим обязательствам всем принадлежащим
ему имуществом. Он подлежит обязательной
регистрации, его учредительными
документами являются устав и учредительный
договор, органами управления являются
совет фонда и исполнительная дирекция.
Инкассаторские |
Инкассация
— в наиболее распространенном смысле
упорядоченная сдача (приемка) наличных
денежных средств предприятиями,
организациями (их структурными
подразделениями) учреждениям банков.
Однако инкассировать
можно не только денежные средства, но
и валютные ценности, ценные бумаги,
финансовые, платежные и коммерческие
документы, различные денежные эрзацы,
например телефонные жетоны. Правовая
основа инкассации вытекает из
установленного законом и иными
подзаконными актами РФ порядка расчетов
и платежей на территории РФ.
Инкассация
осуществляется на договорной основе и
может представлять собой сложную
операцию с участием двух и более
субъектов. При инкассации наличных
денежных средств одной стороной
обязательно выступает банк или кредитное
учреждение. Банк может инкассировать
наличные деньги у своих клиентов
самостоятельно, в этом случае банк
организует инкассацию с помощью
специально созданной службы. Для
проведения инкассации банк на договорной
основе может привлекать третьих лиц,
например специализированные инкассаторские
организации, а также пользоваться
услугами других банков.
Операции с валютными
ценностями, включая драгоценные камни
и металлы, осуществляются на основании
специальных лицензий ЦБ. Иные ценности
предприятия инкассируют с помощью своих
структурных подразделений (такого рода
операции осуществляются на основе
внутренних регламентов).
В Российской
Федерации небанковские кредитные
организации инкассации ведут свою
деятельность на основании указания
Централ ьного Банка РФ от 1 июня 1998 г. №
244-У’: «Кредитные организации, создаваемые
для осуществления инкассации (прием,
доставка и сдача) денежных средств,
векселей, платежных и расчетных
документов, подлежат регистрации в
Банке России в качестве небанковских
кредитных организаций в соответствии
с инструкцией Банка России «О порядке
регистрации кредитных организаций и
лицензирования банковской деятельности»
от 27 сентября 1996 г. № 49.
Инкассация денежных
средств, векселей, платежных и расчетных
документов должна быть обеспечена
надежной охраной. Охрана может
осуществляться организацией,
специализирующейся на предоставлении
такого рода услуг, на основании
соответствующего договора с небанковской
кредитной организацией, либо осуществляется
собственной службой безопасности
небанковской кредитной организации. В
случае, если охрана будет осуществляться
собственной службой безопасности,
небанковская кредитная организация
после регистрации в Банке России должна
согла-
совать устав службы
безопасности в органах внутренних дел
по месту своего нахождения.
Для получения
лицензии на осуществление операций по
инкассации небанковская кредитная
организация должна представить в
территориальное учреждение Банка России
нотариально удостоверенные копии
документов:
• согласованного
с органами внутренних дел устава службы
безопасности;
• разрешения
органа внутренних дел на хранение и
использование служебного оружия;
• документов,
подтверждающих право собственности
или аренды на автомобили.
Если охрана
инкассации будет осуществляться
организацией, специализирующейся на
охранной деятельности, небанковская
кредитная организация для получения
лицензии на осуществление операции по
инкассации должна представить в
территориальное учреждение Банка России
нотариально удостоверенные копии
документов организации, специализирующейся
на охранной деятельности: свидетельства
о государственной регистрации; устава;
лицензии на охранную деятельность;
разрешения органа внутренних дел на
хранение и использование служебного
оружия; договора на охрану с данной
организацией и документов организации
инкассации, подтверждающих право
собственности или аренды на автомобили.
Тест 1
-
Кредиты могут
выдавать:
а) малые предприятия;
б) инвестиционные
фонды;
г) частные лица.
-
При межбанковском
кредите заемщиком является:
а) предприятие;
б) частное лицо;
в) банк.
3. Основными видами
обеспечения кредита являются:
а) поручительство;
б) кредитное
соглашение;
в) учетная ставка.
4. Налоговый кредит
представляет собой:
а) кредит под залог
ценных бумаг;
б) отсрочку по
уплате налогов;
в) изменение уплаты
налога с последующей поэтапной уплатой
сум-
мы кредита и начисленных процентов.
5. Кредитные
организации, имеющие статус банка, могут
совершать
операции:
а) кредитные;
б) кредитные и
депозитные;
в) кредитные,
депозитные и расчетные.
6. Небанковской
операцией является
а) лизинг;
б) выдача банковских
гарантий;
в) инкассация
денежных средств.
-
Кредитная система
может быть:
а) национальной;
б) региональной;
в) мировой.
-
Механизм кредитования
— это:
а) совокупность
приемов, при помощи которых выплачивается
процент;
б) механизм
формирования ссудного капитала;
в) совокупность
организационно-технических приемов,
при помощи которых осуществляется
предоставление и возврат банковских
ссуд.
9. Количественное
выражение цены кредитных ресурсов
определяется:
а) процентом;
б) ставкой процента;
в) нормой процента.
10. Основное
назначение банка — это:
а) страховая защита
своих имущественных интересов;
б) посредничество
в движении средств от кредитора к
заемщику;
в) социальное
обеспечение физических и юридических
лиц.
Тест
2
1. Банковская
система включает:
а) центральный
банк, кредитные организации, биржи и
инвестиционные фонды;
б) центральный
банк, кредитные организации и их
ассоциации;
в) центральный
банк, кредитные организации, их ассоциации
и страховые компании.
-
Универсальные
банки осуществляют:
а) широкий круг
банковских операций;
б) одну или несколько
банковских операций;
в) только кредитные
операции.
-
Образовывать
платежные средства, выпускать платежные
средства в
оборот,
осуществлять изъятие платежных средств
из оборота могут:
а) биржи;
б) банки;
в) инвестиционные
фонды.
-
Основное назначение
банка — это:
а) страховая защита
своих имущественных интересов;
б) посредничество
в перемещении денежных средств от
кредиторов к заемщикам и от продавцов
к покупателям;
в) социальное
обеспечение физических и юридических
лиц.
-
Одним из свойств
банковской системы является то, что
она выступает как система типа:
а) закрытого;
б) открытого;
в) смешанного;
г) полуоткрытого.
-
Увеличение ЦБ
кредитных ресурсов коммерческих банков
— это:
а) кредитная
рестрикция;
б) кредитная
экспансия;
в) кредитная
политика.
-
Рефинансирование
осуществляется путем:
а) проведения
кредитных аукционов;
б) проведения
кредитных аукционов и предоставления
ломбардного кредита;
в) проведения
кредитных аукционов, предоставления
ломбардного кредита и выписки векселей.
-
Юридический статус
банка определяется:
а) банковским
законодательством;
б) центральным
банком;
в) президентом
страны;
г) парламентом
государства.
-
Основными мерами
денежно-кредитного регулирования,
осуществляемого Центральным банком
РФ, являются:
а) операции на
открытом рынке;
б) управление
наличной денежной массой;
в) операции на
открытом рынке и управление наличной
денежной массой, резервирование денег
коммерческих банков путем депонирования
в ЦБ РФ.
10. Центральные
банки возникли путем наделения
коммерческих банков правом:
а) проведения
расчетов в народном хозяйстве;
б) эмиссии банкнот;
в) кредитования
предприятий и организаций;
г) аккумуляции
временно свободных денежных средств.
Тест 3
-
Коммерческий банк
— это организация, созданная для:
а) привлечения
денежных средств и размещения их от
своего имени на условиях возвратности,
платности и срочности;
б) защиты имущественных
интересов, связанных с имуществом и
ответственностью
граждан;
в) кредитный
кооператив граждан.
-
Основные банковские
услуги — это:
а) валютный обмен;
б) хранение
ценностей;
в) как валютный
обмен, так и хранение ценностей.
-
Операции,
направленные на формирование ресурсов
коммерческого
банка, называются:
а) активными
операциями;
б) пассивными
операциями;
в) комиссионными
операциями.
-
Активные операции
банка
в зависимости
от их экономического содержания
делятся на:
а) инвестиционные;
б) информационные;
в) расчетно-кассовые.
-
К числу пассивных
операций относятся:
а) трастовые
операции;
б) кредитные
операции;
в) инвестирование
в уставный капитал.
-
Размещение
собственных и привлеченных средств
банка для получения
прибыли — это:
а) пассивные
операции;
б) активные операции;
в) комиссионные
операции.
-
К числу основных
комиссионных операций
относятся:
а) расчетно-кассовые
операции;
б) инвестиционные
операции;
в) гарантийные
операции.
-
Операции, которые
банк выполняет по поручению своих
клиентов и
взимает с
них плату, называются:
а) активными
операциями;
б) комиссионными
операциями;
в) пассивными
операциями.
-
Корреспондентские
счета — это:
а) депозиты до
востребования банков, имеющих
договорные
отношения
друг с другом;
б) сберегательные
вклады граждан;
в) срочные депозиты.
Когда речь заходит о кредитной организации, большинство из нас сразу вспоминает банк. На самом деле это понятие намного шире, и необязательно связано с выдачей кредитов. Наша статья – о том, что такое кредитные организации, об их видах, функциях и специфике деятельности.
Что такое кредитная организация
Согласно российскому законодательству, кредитная организация – это юридическое лицо, имеющее право заниматься банковскими операциями в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности». На каждый вид таких операций у организации должна быть лицензия Центрального Банка РФ. Основная цель работы кредитного учреждения – получение прибыли, то есть речь идет исключительно о коммерческих компаниях. Существовать такая организация может в различных формах собственности, подробнее об этом поговорим в соответствующей главе.
Для кредитных организаций есть ограничения по видам деятельности. Так, КО не может:
- оказывать услуги по страхованию клиентов;
- быть посредником в торговых операциях или торговать самостоятельно (за исключением продажи собственных финансовых услуг);
- заниматься производственной деятельностью.
Виды кредитных организаций
Существует три вида кредитных учреждений, причем название не должно вводить в заблуждение — далеко не все они вправе кого-либо кредитовать.
Банки
Это организации, у которых есть право на оказание полного спектра финансовых услуг. Они подразделяются на универсальные и специализированные (в России на сегодняшний день все банковские организации имеют универсальные лицензии, но есть планы по специализации прежде всего региональных банков). Любой банк может выдавать кредиты и привлекать вклады населения.
Небанковские кредитные организации
У НКО (не путать с некоммерческими организациями!) есть право получить лицензии на несколько видов финансовых услуг (не более десяти). Обычно это расчетные, платежные либо депозитно-кредитные небанковские организации (ломбарды, клиринговые компании и так далее). К крупным НКО относятся, например, «Москлирингцентр», «Национальный расчетный депозитарий», «Вестерн Юнион ДП Восток» и другие.
Прочие кредитные организации
Юрлица, имеющие право на оказание одной или нескольких финансовых услуг (например, инкассаторы, факторинговые компании и так далее).
Функции кредитных организаций
У кредитных организаций в РФ есть две основные функции, они могут присутствовать как вместе (например, у банков), так и по отдельности:
1 Кредитное обслуживание
К нему относятся все операции, касающиеся выдачи средств под проценты: открытие счетов, выпуск и обслуживание кредитных карт, рефинансирование и реструктуризация кредитов и т.д.
2 Расчетно-кассовое обслуживание
К этому виду относятся следующие операции:
- открытие и ведения счетов (расчетных, текущих, депозитных и прочих);
- проведение платежей по поручению клиентов;
- обмен и купля-продажа валюты;
- предоставление банковских гарантий;
- инкассация средств, векселей, платежных документов.
- прочие финансовые услуги
Также кредитные организации в рамках РКО осуществляют лизинговые операции, проводят сделки с драгметаллами и драгоценными камнями, операции с ценными бумагами, предоставляют в аренду сейфы, консультируют и информируют о финансовых услугах.
Конкретный набор функций для каждой кредитной организации определяется лицензией Центробанка РФ. Для банков это расширенный список, для НКО и прочих кредитных организаций – ограниченный несколькими или даже одним пунктом.
Какие права есть у кредитных организаций
У банковских и небанковских кредитных организаций в объеме прав есть как сходства, так и отличия. Среди них следующие:
- Кредитная организация самостоятельно решает, какие финансовые услуги будет оказывать. Рамки установлены федеральным законом и лицензиями, получаемыми от Центрального банка РФ.
- Банковская кредитная организация вправе заниматься всем спектром услуг, НКО может выбрать часть услуг.
- Кредитная организация имеет право информировать физических и юридических лиц о своих услугах, в том числе в форме рекламы.
Какие обязанности у кредитных организаций
- предоставлять полную информацию обо всех услугах;
- предоставлять информацию о лицензии Центробанка на оказываемую услугу (в том числе копию лицензии);
- для проведения любой операции получать письменное разрешение клиента (подпись в договоре, расходном/приходном ордере, квитанции и так далее);
- сохранять тайну о кредитных операциях клиента (в том числе никому не передавать персональные данные заемщика – это правило, к слову, нередко нарушается, причем даже у крупных банков, сотрудники которых «сливают» базы данных своих клиентов на сторону);
- содействовать в проведении проверок сотрудниками Центробанка РФ;
- приостанавливать движение средств по счету клиента по требованию налоговой инспекции или суда.
Формы собственности кредитной организации
Согласно законодательству РФ, кредитные организации в нашей стране могут иметь две формы собственности:
Акционерное общество (АО)
С 2015 года такие общества подразделяются на публичные (ПАО, бывшие ОАО) и непубличные (НАО, бывшие ЗАО). Разница между ними в объемах публикуемой отчетности, в размере уставного капитала, в структуре органов управления и еще в некоторых нюансах. Непубличные акционерные общества вправе не указывать свою «непубличность», так что если видите на дверях банка вывеску «АО» — это значит, что кредитная организация непубличная. В России ПАО – это крупнейшие банки: Сбербанк, ВТБ, ПочтаБанк и многие другие. Непубличные – это, например, банк «Россия», «ОТП банк», «Русский стандарт», «Тинькофф» и прочие.
Общество с ограниченной ответственностью
Обычно с такой формой собственности работают небанковские организации – конторы микрозаймов, расчетно-кассовые центры, инкассаторы и другие. В отличие от акционерных обществ, по своим обязательствам эти компании отвечают только в объеме уставного капитала.
До 2014 года кредитные организации могли существовать в форме обществ с дополнительной ответственностью (организаций, в которых учредители отвечают перед клиентами всем своим имуществом), но на практике этот редкий вид практически не использовался в России и в итоге был упразднен.
Правовые основы работы кредитных организаций
В России действует достаточно много правовых актов, регулирующих деятельность кредитных организаций – как банковских, так и всех остальных. Выделим главные из них:
- Конституция РФ (статья 8 – гарантии свободы экономической деятельности и частной собственности).
- Гражданский кодекс РФ (главы 21-26, включающие общие положения об обязательствах и правилах их исполнения, глава 42, регулирующая общие вопросы займа и кредита и некоторые другие);
- Нормы банковского права (закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ; закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1; закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ.
- Уголовный кодекс РФ (статья 159.1 – «Мошенничество в сфере кредитования»; статья 176 – «Незаконное получение кредита»; статья 177 – «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»и некоторые другие.
- Прочие законы и подзаконные акты (закон «О некоммерческих организациях»; закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»и другие.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Всегда думал, что банк и кредитная организация – одно и то же, а оказывается, это не так?
Банк – один из видов кредитных организаций. Его деятельность регулируется специализированным законом, для него установлены специальные стандарты деятельности. Но наряду с банками есть и другие кредитные организации – небанковские, которые имеют лицензию не на все виды финансовых операций, а только на некоторые. К примеру, микрофинансовая организация не может привлекать вклады граждан или заниматься обменом валюты.
Что такое финансово-кредитные организации?
Финансово-кредитные организации – это часть финансовой системы государства, наряду с банками. К ФКО относятся финансовые, инвестиционные, трастовые компании, кредитные и кредитно-потребительские товарищества, общества взаимного кредита, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, страховые компании, факторинговые и лизинговые компании, расчетно-кассовые и клиринговые центры, финансовые биржи и другие организации, связанные с кредитованием (как прямо, так и косвенно). Деятельность этих учреждений и фирм регулируется как банковским законодательством, указаниями ЦБ РФ, так и нормативными актами других ведомств.
В чем отличие компании микрозаймов от банка?
Отличия есть как с точки зрения условий кредитования, так и с точки зрения регулирования деятельности двух видов кредитных организаций. МФО не может выдавать займы размером больше 1 миллиона рублей. Деньги клиентов микрофинансовая организация может привлекать только в форме пожертвований, благотворительных взносов или кредитов. Микрозаймы выдаются по упрощенной процедуре по сравнению с банковскими кредитами: заявки рассматриваются за несколько минут, нужно меньше справок, почти никогда не требуется подтверждение доходов. Но и стоит такой займ в десятки раз дороже, чем кредит в банке. Лицензии нужны и банку, и МФО, однако для микрофинансистов гораздо меньшие ограничений: например, нет минимального размера уставного капитала (для банков – 300 миллионов рублей).
К какому виду кредитных организаций относится кредитный потребительский кооператив (КПК)?
Несмотря на название, кредитный потребительский кооператив относится к некредитным финансовым организациям, их деятельность регулируется не законодательством о кредитных организациях, а собственным законом — №190-ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации». Отличие КПК от кредитной организации в том, что кредитный кооператив — это добровольное объединение граждан, направленное на удовлетворение лишь собственных потребностей с использованием собственных же средств. Это некоммерческая организация, она не оказывает услуги кредитования в той форме, которая предусмотрена законом для кредитных организаций: деньги выдаются только членам кооператива и только при условии уплаты взносов. Выдавать кредиты сторонним лицам с целью получения прибыли в виде процентов, кредитный кооператив не вправе. КПК не входит в банковскую систему РФ, его деятельность не нуждается в лицензировании. При этом работу кооперативов контролирует Центробанк РФ путем внесения их в реестр и периодических проверок. Контроль этот по сравнению с контролем над кредитными организациями намного менее жесткий. Как следствие, процент мошенничеств в сфере кредитного кооперирования намного выше, чем у кредитных организаций.
Заключение
Кредитные организации имеют такое название не потому, что каждая из них занимается кредитованием физических или юридических лиц. Просто российское законодательство позволяет каждой из КО выдавать деньги под проценты – при наличии лицензии от Центрального банка РФ. Также лицензии можно получить и на другие виды деятельности, не связанные с кредитованием.
Кредитным учреждением может быть как банк, так и небанковская организация (НКО), и некоторые другие организации. Для этого такое юрлицо должно быть коммерческой компанией (либо акционерным обществом, либо обществом с ограниченной ответственностью) и иметь лицензию от ЦБ РФ.
Наиболее контролируемые государством кредитные организации – это банки, у которых должен быть значительный уставный капитал, они обязаны участвовать в системе страхования вкладов, их отчетность находится под наблюдением Центробанка.
Небанковские КО также постепенно охватываются законодательными ограничениями. Ушли в прошлое произвольные (порой запредельные) процентные ставки по микрокредитам, ЦБ РФ все чаще отзывает лицензии у клиринговых компаний, все жестче контролирует другие небанковские кредитные структуры. Клиентам это чаще всего на пользу: сокращаются возможности для финансовых ухищрений кредитных организаций-«однодневок», а тарифы становятся более вменяемыми.
Видео на десерт: Необычные товары известных брендов