В законодательстве Российской Федерации закреплена обязанность владельца транспортного средства (ТС) застраховать свое имущество на случай возникновения непредвиденных рисков в ситуациях, когда будет причинен вред имуществу, жизни или здоровью других людей. И это именно обязанность, а не право автолюбителя. Автомобиль представляет собой источник повышенной опасности, а водитель не всегда имеет достаточно денежных средств для возмещения ущерба. Но другие люди не должны из-за этого страдать. Поэтому ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 26 июня 2022 г. — так называемого «Закона об ОСАГО» — и предписывает всем автовладельцам страховать свое ТС в обязательном порядке.
Полис ОСАГО является страховым договором, по которому страховая компания выплачивает пострадавшей стороне стоимость причиненного ущерба, если застрахованный признан виновным в ДТП. Но некоторые владельцы задумываются над тем, чтобы получить 2 полиса ОСАГО на одну машину. Ведь у страховки ограниченный лимит, и его может не хватить для выплат. Или водителя не устраивает первая страховая и он хочет заключить договор с другой.
Можно ли сразу оформить два полиса страхования на одну машину?
Есть общая программа АИС ОСАГО, показывающая, заключен договор или нет. Причем разные страховые видят сведения и от своих коллег. Поэтому, если вы захотите заключить два полиса ОСАГО на одну машину в разных страховых компаниях, вам просто откажут.
Если подавать документы одновременно, то данные в систему могут вовремя и не попасть. И договоры заключат.
А вот два полиса ОСАГО на одну машину в одной страховой вам точно никак не выдадут. Или это могут сделать знакомые, но такие действия будут рассматриваться в будущем (если вы попадете в аварию) как мошеннические. И привлекать к ответственности по уголовной статье будут как самого владельца, так и страхового агента.
Можно ли получить вторую выплату на одну машину
Полис ОСАГО предполагает, что пострадавшему возмещается ущерб в пределах общего страхования. И существует определенный лимит: для возмещения ущерба имуществу — 400 тыс. руб., для возмещения вреда здоровью или жизни человека — 500 тыс. руб.
Если пострадавший подает на возмещение сразу в две страховые, он фактически пытается нарушить закон и получить двойную выгоду. А это уже уголовная статья за мошенничество. Этим могут пользоваться как настоящие преступники, так и лица, не знающие норм закона. Думая, что получат в два раза больше денег, они также становятся правонарушителями.
Есть одно «но». Пункт 5 ст. 4 ФЗ № 40 говорит о том, что автовладелец имеет право дополнительно застраховать свою ответственность, если считает, что страховой суммы не хватит.
Так, было введено понятие ДСАГО — добровольного страхования автогражданской ответственности. Это совершенно другой договор и другие суммы.
Случаи, когда необходимо оформить второй полис
Бывают ситуации, когда просто необходимо сделать два полиса ОСАГО на одну машину. И другого варианта здесь нет. Например, вы купили транспортное средство, которое уже было у кого-то в собственности. И оно застраховано. Но вам необходимо заключить новый договор, чтобы не нарушать закон.
Случаются ситуации, когда автомобилисты оформляют второй документ и по ошибке. К примеру, владелец заключил договор страхования, указав в нем только себя. Но затем передал право управления (по договору аренды или по доверенности) другому человеку, который вместо того, чтобы вписать себя в страховку, заключает на машину второй договор ОСАГО.
Важно знать! Юридическая практика показывает, что при наличии на одну машину двух действующих полисов ОСАГО второй договор считается недействительным до тех пор, пока не вышел срок действия первого. Даже если транспортное средство продано, к новому владельцу просто переходят права по предыдущему полису. И если он не уведомил вовремя страховую компанию о смене собственника (и соответственно не была произведена замена стороны договора), то в любых возмещениях по авариям в данном случае страховая законно откажет.
Как быть, если у виновника аварии два полиса
К сожалению, в данной ситуации прежде всего будут страдать лица, не являющиеся виновниками ДТП. Если на транспортное средство оформлено два полиса ОСАГО одновременно, могут возникнуть следующие сложности:
С развитием электронных систем наличие двух полисов стало достаточно редким случаем. Страховой агент должен видеть все заключенные договоры подобного плана. Чаще всего возможностью оформить два полиса ОСАГО на один автомобиль пользуются мошенники, работающие организованной группой. И тогда потерпевший оказывается в крайне невыгодном положении, пострадав дважды.
Но если новый владелец все-таки предупредил страховщиков о возможности наличия старого договора, а они не предприняли мер для прояснения ситуации, то доказать факт добросовестности собственника вполне возможно. Проверять автомобиль на наличие страховки — это обязанность и нового владельца, и страховщика. Страхование должно быть прозрачным и не создавать неблагоприятных условий для других лиц.
Иногда после ДТП, когда начинается разбирательство, выясняется, что на один автомобиль оформлено два полиса ОСАГО. Некоторые граждане уверены, что две страховки лучше, чем одна и рассчитывают на двойные выплаты, но действительность разочаровывает таких людей. Почему так происходит, что из этого получается, как делается проверка договора осаго, почему ее необходимо делать при покупке автомобиля – рассказывается ниже.
Два полиса – кто может застраховать автомобиль кроме владельца
Ситуация с двумя полисами тесно связана с вопросом кто может быть страхователем по осаго. По закону оформить полис ОСАГО может любой водитель, имеющий право управлять автомобилем. Очень часто, при продаже автомобиля продавец забывает передать новому владельцу документы на страховку. Новый владелец заключает новый договор, не догадываясь, что ТС уже застраховано. Так и возникают сложные ситуации, когда у владельца транспортного средства оформлено 2 полиса осаго на одну машину.
Другой вариант, когда легковой/грузовой автомобиль передается во временное пользование другому водителю. Это может быть передача в аренду или просто управление по доверенности. Лицо, допущенное к управлению ТС, оформляет ОСАГО, но транспорт уже застрахован.
Законно ли применение двух полисов
Некоторые водители задаются вопросом – может ли оформить осаго не владелец транспортного средства. Да, закон допускает оформление полиса арендатором или просто человеком, имеющим доверенность на управление автомобилем, причем доверенность на оформление автогражданской ответственности не требуется.
Юристы отмечают, что наличие двух действующих полисов невозможно, поэтому последний по времени заключения договор признается недействительным. В законодательстве отмечено, что даже после продажи ТС полис ОСАГО действителен до конца срока, а все права и обязанности по нему переходят к новому владельцу автомобиля. Если новый владелец не уведомил страховую компанию о переходе прав собственности, а заключил новый договор, в случае ДТП ему будет отказано в возмещении ущерба.
Последствия наличия двух полисов ОСАГО для владельца ТС
При наличии у виновника аварии двух полисов, потерпевший может обратиться в суд для получения компенсации. В этом случае требования потерпевшего удовлетворяются за счет средств виновника. Владелец автомобиля с 2 полисами может попробовать обратиться в первую страховую компанию, если срок договора с ними еще не закончился, они могут оплатить страховой случай. Если же срок действия первого полиса завершен, то виновнику дорожно-транспортного происшествия придется оплачивать ущерб из своего кармана.
Два полиса осаго на разных водителей могут принести неприятности и потерпевшему. Так выглядят действия пострадавшей стороны при наличии двойной страховки:
- обращение в указанную виновником ДТП страховую компанию для оценки ущерба;
- оплата ремонта за свой счет, в надежде на получение страховых выплат;
- после сообщения о существовании другой страховой компании, ТС уже отремонтировано и предъявить его для осмотра невозможно.
В результате потерпевшему приходится обращаться в суд, чтобы возместить свои расходы. Иногда делу может помочь получение в страховой компании оригиналов экспертизы транспортного средства.
Получение во второй СК оригинальной документации выполненной оценки не всегда приводит к нужному результату, потому что не все страховщики принимают оценки сторонних компаний. Думается, это достаточно полный ответ на вопрос можно ли иметь два полиса осаго.
Меры безопасности
Чтобы избежать появления из ниоткуда второго полиса «автогражданки», надо выполнить простые действия. После покупки автомобиля надо задать вопрос владельцу о наличии полиса ОСАГО и сроке его действия. Даже если продавец уверяет в его отсутствии, убедиться в этом поможет Моторное (транспортное) страховое бюро. На его сайте можно проверить наличие автострахования по старому номеру транспортного средства. Только после такой проверки можно задуматься, где лучше застраховать автомобиль осаго.
Если бывший владелец транспортного средства заключил договор автострахования гражданской ответственности, покупатель может выполнить одно из следующих действий:
- получить оригинал полиса у старого владельца;
- закрыть договор и забрать остаток средств;
- перенести остаток средств от старого договора на новый.
Убедиться в наличии или отсутствии договора необходимо, чтобы избежать проблемы с ОСАГО в будущем, ведь при регистрации автомобиля, покупатель сдает старые номера транспортного средства и получает новые. При проверке по базе данных по новому номеру, наличие полиса ОСАГО не может быть выявлено, поэтому в дальнейшем, в случае дорожно-транспортного происшествия можно попасть в неприятную ситуацию.
Заключение договора страхования во второй компании
Некоторые владельцы спрашивают, можно ли застраховать машину по осаго в двух страховых компаниях одновременно. Чаще всего такой вопрос возникает в связи с необходимостью изменить условия договора, когда нет возможности прибыть в офис прежней страховой компании. Да, такой вариант решения допускается, если при заключении договора клиент предупредил о наличии первого полиса.
К счастью, сейчас в законодательство внесены необходимые изменения и появилась возможность удаленного оформления страховки. Для оформления ОСАГО онлайн необходимо зайти на сайт страховой компании и внести данные о машине и владельце транспортного средства. Полис ОАГО, полученный по интернету можно распечатать и возить с собой, сотрудники ГАИ легко смогут его проверить по базе данных.
Заключение
Из всего изложенного выше, становится понятно, что наличие второго полиса ОСАГО возможно только, если при получении нового полиса страховщик был предупрежден о существовании старого. Это подтверждает необходимость тщательно проверять существование предыдущей страховки и, только будучи полностью уверенным в ее отсутствии, заключать новый договор.
Пожалуйста, оцените статью
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Стоимость ОСАГО — чувствительная тема для автовладельцев ввиду обязательности этого вида страхования. Тарифы на полисы находятся под пристальным вниманием ЦБ РФ. Разобрались, что такое базовая ставка, КБМ, КВС, КТ, КМ и как они влияют на цену полиса обязательной «автогражданки».
Полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) страхует ответственность водителя перед третьими лицами. Это значит, что в случае повреждения чужого имущества, а также причинения вреда жизни и здоровью других лиц ущерб пострадавшей стороне выплатит страховая компания, в которой виновник ДТП приобрел ОСАГО, однако в рамках лимитов. Лимит выплат в настоящее время за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тыс. рублей, а по имуществу — 400 тыс. рублей. Если сумма ущерба превысит эти значения, разницу придется доплачивать водителю-виновнику за свой счет. За езду без полиса ОСАГО по закону предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
Из чего складывается цена на ОСАГО
Российские страховщики при формировании цены полиса для каждого автовладельца должны следовать правилам (в редакции согласно последним изменениям на данный момент), установленным Банком России. В соответствии с ними, страховой тариф ОСАГО складывается из шести коэффициентов и базовой ставки, границы которой определяет ЦБ РФ.
В настоящее время минимальная базовая ставка ОСАГО для физлиц составляет 1 646 рублей, а максимальная — 7 535 рублей. Для одного и того же страхователя базовая ставка у разных страховщиков может различаться даже более чем в два раза, однако она в любом случае будет в рамках тарифного коридора. Чтобы выбрать оптимальный вариант полиса, можно воспользоваться калькулятором ОСАГО Банки.ру. Он сравнивает тарифы ведущих страховых компаний и позволяет оформить полис с выгодой до 74%.
Размер ставки зависит от набора факторов, который отличается у разных страховщиков. Большинство компаний учитывает марку авто и даже цвет, семейное положение автовладельца, пол, допущенных к управлению лиц, был ли пролонгирован договор и т. д. Однако страховщики не имеют права ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.
Финальная цена полиса формируется из базовой ставки, умноженной на ряд коэффициентов ОСАГО. В отличие от базовой ставки, которая варьируется в рамках тарифного коридора, коэффициенты остаются у всех страховщиков неизменными.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по такой формуле:
БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = итог
Расшифровываем:
- БТ (базовый тариф) — от 1 646 до 7 535 рублей.
- КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
- КБМ (коэффициент «бонус-малус»): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав он равен 1,17).
- КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
- КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
- КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
- КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.
Какие коэффициенты влияют на стоимость ОСАГО
Коэффициент территории (КТ) рассчитывается на основе адреса регистрации, указанного в паспорте, свидетельства о регистрации транспортного средства или ПТС. Его размер зависит от количества страховых выплат в конкретном регионе. Чем выше на улицах автомобильный трафик, тем чаще происходят ДТП и выплаты, по этой логике самые высокие КТ обычно в мегаполисах.
На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) приводится список КТ в некоторых крупных городах.
Территория преимущественного использования ТС |
Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин |
Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
Москва |
2 |
1,2 |
Московская область |
1,7 |
1 |
Санкт-Петербург |
1,8 |
1 |
Ленинградская область |
1,3 |
0,8 |
Екатеринбург |
1,8 |
1 |
Уфа |
1,8 |
1 |
Якутск |
1,2 |
0,7 |
Краснодар, Новороссийск |
1,8 |
1 |
Пермь |
2 |
1,2 |
Владимир |
1,6 |
1 |
Полный список всех территориальных коэффициентов содержится в указании ЦБ РФ.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) отражает степень аккуратности вождения автовладельца. Чем чаще водитель попадает в ДТП, тем выше будет КБМ, и наоборот.
Данный коэффициент присваивается ежегодно с 1 апреля и действует до 31 марта следующего года. Если в полис вписано несколько водителей с разными КБМ, то для расчета стоимости полиса используется наибольший КБМ.
Свой КБМ можно проверить на сайте РСА.
1 апреля 2022 года Банк России ввел классы КБМ и заменил старые коэффициенты на новые: от 0,46 до 3,92. Для наиболее аварийных водителей они выросли, а для аккуратных — стали ниже. При получении прав в первый раз присваивается КБМ 1,17.
Что такое КБМ и как он влияет на цену ОСАГО
Коэффициент «бонус-малус» определяется классом водителя, который, в свою очередь, присваивается в зависимости от количества выплат по ОСАГО при ДТП и варьируется от класса М до 13-го.
№ п/п |
Класс КБМ на период КБМ |
Коэффициент КБМ на период КБМ |
Класс КБМ |
||||
Отсутствие страховых возмещений за период КБМ |
Одно страховое возмещение за период КБМ |
Два страховых возмещения за период КБМ |
Три страховых возмещения за период КБМ |
Более трех страховых возмещений за период КБМ |
|||
1 |
М |
3,92 |
0 |
М |
М |
М |
М |
2 |
0 |
2,94 |
1 |
М |
М |
М |
М |
3 |
1 |
2,25 |
2 |
М |
М |
М |
М |
4 |
2 |
1,76 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
5 |
3 |
1,17 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
6 |
4 |
1 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
7 |
5 |
0,91 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
8 |
6 |
0,83 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
9 |
7 |
0,78 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
10 |
8 |
0,74 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
11 |
9 |
0,68 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
12 |
10 |
0,63 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
11 |
0,57 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
14 |
12 |
0,52 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
15 |
13 |
0,46 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
- у водителя с классом от М до 12-го за год езды без выплат при ДТП класс повышается на один пункт;
- у водителя с 13-м классом при вождении без ДТП КБМ на следующий год остается минимальным;
- если произошло хотя бы одно ДТП с выплатой по ОСАГО, класс падает на несколько пунктов, и вернуться к предыдущему классу можно будет только спустя несколько лет.
Коэффициент ограничения (КО) касается количества водителей, которые могут управлять авто. Так, если в полис вписаны конкретные водители, то КО будет равен 1. Если же транспортным средством может управлять неограниченный круг лиц, то КО составит 2,32. Для машин, принадлежащих компаниям, КО составляет 1,97.
Функция «мультидрайв» в ОСАГО и каско: что это такое, как работает и кому может быть полезна
Коэффициент «возраст-стаж водителя» (КВС), как следует из названия, учитывает индивидуальные характеристики автовладельца. По статистике, чем моложе и неопытнее водитель, тем чаще он попадает в ДТП, поэтому и ОСАГО для него будет стоить дороже.
Что такое КВС в полисе ОСАГО и на что он влияет
Для начинающих водителей моложе 22 лет и со стажем до одного года коэффициент самый высокий — 2,27. А у автомобилистов старше 59 лет с водительским опытом более 14 лет — самый низкий (0,83). Всего существует 58 групп по сочетанию возраста и стажа.
Стаж ↠ Возраст↡ |
0 |
1 |
2 |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10–14 |
>14 |
16–21 |
2,27 |
1,92 |
1,84 |
1,65 |
1,62 |
— |
— |
— |
22–24 |
1,88 |
1,72 |
1,71 |
1,13 |
1,10 |
1,09 |
— |
— |
25–29 |
1,72 |
1,60 |
1,54 |
1,09 |
1,08 |
1,07 |
1,02 |
— |
30–34 |
1,56 |
1,50 |
1,48 |
1,05 |
1,04 |
1,01 |
0,97 |
0,95 |
35–39 |
1,54 |
1,47 |
1,46 |
1,00 |
0,97 |
0,95 |
0,94 |
0,93 |
40–49 |
1,50 |
1,44 |
1,43 |
0,96 |
0,95 |
0,94 |
0,93 |
0,91 |
50–59 |
1,46 |
1,40 |
1,39 |
0,93 |
0,92 |
0,91 |
0,90 |
0,86 |
>59 |
1,43 |
1,36 |
1,35 |
0,91 |
0,90 |
0,89 |
0,88 |
0,83 |
Обратите внимание! Стаж считается с момента получения водительских прав, даже если вы с тех пор не садились за руль. При смене водительского удостоверения и покупке ОСАГО нужно проконтролировать, чтобы стаж был учтен корректно, иначе цена полиса может вырасти.
Коэффициент мощности автомобиля (КМ) применяют только для легковых авто. Для грузовиков, мопедов и тракторов КМ не используется.
На КМ влияет количество лошадиных сил (л. с.), указанных в паспорте автомобиля. Если же их нет, то страховщик возьмет данные из каталогов заводов-исполнителей. Мощность в киловаттах пересчитывают по формуле: 1 кВт/ч = 1,35962 л. с.
Самый низкий КМ присваивается малолитражкам мощностью до 50 л. с. — 0,6, а самый высокий — 1,6 — мощным автомобилям, у которых под капотом больше 150 л. с. Всего существует шесть градаций КМ (Источник).
Мощность двигателя, л. с. |
Коэффициент |
До 50 включительно |
0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно |
1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно |
1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно |
1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно |
1,4 |
Свыше 150 |
1,6 |
Коэффициент сезонности (КС) помогает сэкономить на страховке, если авто используется не круглый год, а, например, только летом. Автовладелец может прописать в полисе период использования и получить пониженный КС. Так, если выбрать период три месяца, то коэффициент составит 0,5. Важно помнить, что полис в любом случае оформляется на один год, изменить можно только период использования авто.
Период использования транспортного средства |
Коэффициент |
Три месяца |
0,5 |
Четыре месяца |
0,6 |
Пять месяцев |
0,65 |
Шесть месяцев |
0,7 |
Семь месяцев |
0,8 |
Восемь месяцев |
0,9 |
Девять месяцев |
0,95 |
Десять месяцев и более |
1 |
Коэффициенты, которые больше не действуют
До 5 сентября 2020 года для расчета стоимости ОСАГО применялись также еще два коэффициента — нарушений (КН) и использования прицепа (КПр). Однако они были отменены.
Заключение
Формирование цены на ОСАГО довольно прозрачно, стоимость можно не только самостоятельно подсчитать, но и спрогнозировать на следующий год. Сделать это можно как в ручном режиме, узнав и перемножив свои коэффициенты, так и воспользовавшись онлайн-калькулятором.
Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе
Если вы заметите, что ваши подсчеты не совпадают с предложенной ценой, то всегда можно обратиться за разъяснениями в компанию.
Наиболее часто ошибки возникают при расчете КБМ. Например, водитель замечает, что его КБМ завышен. В этом случае нужно написать обращение в свободной форме своему страховщику, указав, где и когда вы покупали ОСАГО в предыдущие годы, а он направит данные для перепроверки в РСА. Союз проверит сведения в течение пяти дней и направит результаты проверки страховой компании. Если в базе будет значиться несколько КБМ, то вам присудят наименьший из них. Если разногласия разрешить не удастся, вы имеете право обратиться с жалобой в Банк России.
Какие проблемы могут возникнуть из-за нескольких полисов на один автомобиль
В Федеральном законе «Об ОСАГО» и Правилах ОСАГО нет прямого запрета заключать одновременно два договора ОСАГО на одно и то же транспортное средство. Поэтому для владельца двух полисов не будет никаких санкций.
Но, в случае ДТП получить выплату по обоим полисам не получится. Если виновником аварии окажется автовладелец, у которого два полиса на машину — компенсацию выплатит только один страховщик, в пределах установленного по ОСАГО лимита. Читать подробнее о выплатах по ОСАГО→
Вероятно, что при попытке оформить второй полис ОСАГО, страховщики не будут делать предложение. Они проверяют данные, представленные клиентом, в базе АИС ОСАГО — при наличии действующего полиса клиенту откажут в оформлении второго.
Если хотите увеличить сумму выплат в случае ДТП, можете дополнительно застраховать свой автомобиль: оформить добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) или каско.
Почему на автомобиль может быть два полиса ОСАГО одновременно
По закону страхователем может быть любой водитель, который допущен к управлению автомобилем. Оформить полис можно даже без доверенности, достаточно знать данные автомобиля и владельца. Поэтому часто возникают ситуации, когда появляется два полиса ОСАГО на один и тот же автомобиль.
При продаже автомобиля старый владелец не сообщает о страховке — новый оформляет ОСАГО на себя. Часто при продаже автомобиля продавец забывает сообщить новому владельцу о страховке или переоформить полис на него. После сделки новый собственник отправляется в страховую компанию и заключает новый договор страхования, не подозревая, что на машину продолжает действовать предыдущий полис. Читать подробнее, как можно переоформить полис ОСАГО при продаже автомобиля →
Страховку оформляет водитель, допущенный к управлению. Другой вариант, когда автомобиль передаётся в управление другому водителю. По требованию закона водитель оформляет ОСАГО, но не уточняет у владельца, есть ли уже действующий договор. В этом случае лучше вписать водителя в страховку, а не покупать новый полис — так будет дешевле. Читать подробнее о том, как добавить водителя в полис →
Владелец авто приобретает новый полис до истечения срока действия предыдущего. Бывают случаи, когда автовладелец забывает или путает дату, когда кончается действие страховки и оформляет новый полис ОСАГО. Или наоборот, хочет перестраховаться и оформляет новый полис заранее, пока действует текущий. Мы рекомендуем продлевать «стык в стык»: чтобы новый полис начал действовать сразу как кончится предыдущий. Так вы сможете сэкономить на полисе — некоторые компании дают скидки за продление полиса без перерыва. И не будете переплачивать за страховку в те дни, когда у вас еще действует полис
Владелец авто пытается сэкономить на страховке. Если у водителей разные коэффициенты, покупать полис ОСАГО может быть дорого. Например, когда оформляете полис вместе с водителем-новичком, стоимость полиса может увеличиться в 2-3 раза. Поэтому некоторые автовладельцы оформляют разные страховки, чтобы сэкономить деньги. В такой ситуации мы рекомендуем оформлять «открытый» полис ОСАГО. Цена такого полиса не зависит от коэффициента бонус-малус (КБМ) и коэффициента возраста и стажа (КВС). В некоторых ситуациях открытый полис может стоить дешевле, чем вписать в страховку водителя с высоким КБМ и небольшим стажем. Читать подробнее об «открытом» полисе →
Сэкономить на страховке можно, если страховаться без перерыва
Некоторые страховые компании дают скидки за продление полиса без перерыва, а другие — за переход из другой страховой компании. Непрерывное продление полиса также может повлиять на размер базовой ставки. При расчете цен на bip.ru можно увидеть специальные предложения и сравнить: какое окажется самым выгодным для вас.
Читать подробнее о других способах сэкономить на ОСАГО →
Как не допустить оформления сразу двух полисов
Чтобы избежать путаницы с компенсацией ущерба при ДТП и не переплатить за ОСАГО, перед покупкой полиса необходимо проверять, есть ли действительный полис на автомобиль.
Если покупаете автомобиль с пробегом, спросите у владельца, есть ли страховка. Когда вы поставите на учёт автомобиль на себя и получите новые номера, уже не сможете проверить, есть ли на него действующий полис — проверка проводится по актуальному номерному знаку автомобиля, а не по предыдущему.
Если получили автомобиль в аренду или временное управление — узнайте о страховке у владельца или проверьте самостоятельно онлайн. Проверить наличие полиса ОСАГО на автомобиль, а также узнать вписан ли в страховку водитель можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Вам понадобятся данные о машине: VIN-номер, госномер, номера кузова и шасси. Если хозяин автомобиля сообщил вам данные полиса, но вы хотите убедиться в его подлинности и сроке действия — воспользуйтесь сервисом от bip.ru. Проверить полис →
На чтение 2 мин Просмотров 6.4к.
Можно ли осуществлять страхование ОСАГО одновременно у двух страховщиков? Если да, то можно ли требовать осуществления страховых возмещений в полном объеме от каждого из страховщиков?
Под страхованием ОСАГО следует понимать заключение договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств между страховщиком и страхователем.
Можно ли заключать несколько договоров ОСАГО?
Для начала стоит понять, можно ли вообще заключать несколько договоров ОСАГО на одно авто?
Страховое законодательство не содержит норм, которые бы ограничивали страхователя в количестве заключенных договор данного типа. Заключение договора страхования является ничем иным, чем сделкой.
Если закон прямо не запрещает заключать несколько договоров страхования, то такая сделка не противоречит закону.
При заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности страхователь обязан сообщить страховщику обо всех действующих договорах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, заключенных с другими страховщиками, а также, по требованию страховщика, предоставить информацию обо всех известных обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки страхового риска.
Таким образом, чтобы заключить несколько договоров страхования, страхователь обязан уведомить страховщика об уже существующих договорах страхования ОСАГО с другими страховщиками.
Вывод: осуществлять страхование ОСАГО у нескольких страховщиков можно. Единственным требованием к страхователю является обязанность сообщать страховщику об уже существующих договорах страхования ОСАГО.
Как требовать возмещения ущерба от страховщиков, с которыми заключены полисы ОСАГО, при наступлении страхового случая?
Открытым остается вопрос, а можно ли потребовать возмещения ущерба от всех страховщиков, с которыми заключены полисы ОСАГО, на один автомобиль?
Нужно понимать, что несколько договоров ОСАГО позволяют страхователю лишь право выбирать того страховщика, который будет осуществлять возмещение.
Данный вывод можно сделать из следующего: основанием для отказа страховщика в осуществлении страховых выплат или страхового возмещения является получение страхователем полного возмещения убытков по имущественному страхованию от лица, виновного в их причинении.
Данная норма касается ситуаций, когда возмещение нанесенного ущерба осуществляется виновником ДТП по имущественному страхованию. Логическим выводом, который вытекает из трактовки данной нормы является то, что убытки(вред) не могут быть возмещены больше, чем один раз, если первичное возмещение осуществлялось в полном объеме.
Вывод: в случае наступления страхового случая возмещение будет производить тот страховщик, к которому будет предъявлено требование относительно осуществления страхового возмещения.
Напоследок следует отметить, что заключение нескольких полисов ОСАГО в отношении одного и того же предмета – пример очень теоретический и на практике практически не встречается.
Автор статьи: страховой брокер Дмитрий Ефимович Фельдман. Около двенадцати лет проработал руководителем отдела продаж автосалона, являясь также региональным внештатным страховым агентом нескольких страховых компаний. Имея широкий круг знакомств, собрал отличный клиентский портфель по автострахованию. Делюсь как собственными наработками, так и новостной информацией по нюансам автомобильного страхования.
Главные мысли:
- Законодательство не содержит запрета на оформление двух полисов обязательного страхования.
- Вероятность двойного страхования практически исключается, так как в закон включена норма об обязательном уведомлении СК при отчуждении автомобиля в 5-ти дневный срок.
- Два полиса ОСАГО не означают увеличения лимита, он останется прежним — 400 000 рублей для возмещения имущественного ущерба и 500 000 — для компенсации вреда здоровью и жизни.
- Не оформляйте два полиса ОСАГО, оптимальнее будет «расширить» границы страхового возмещения, купив ДСАГО.
Оформление двух и более страховок на один автомобиль теоретически возможно и прямо не запрещено законодательством. Чаще всего такое «наложение» происходит при реализации машины. В октябре 2022 г. были внесены изменения в законодательную базу, согласно которым бывший владелец обязан в письменном виде сообщить в страховую компанию об отчуждении машины или снятии с учёта по другой причине. Эта норма должна исключить вероятность оформления более одной обязательной страховки на одну машину. Какие последствия ждут владельца и потерпевших, если оформлены два полиса ОСАГО на одну машину, рассмотрим подробно в статье.
Содержание
- Распространенные варианты появления двух полисов ОСАГО на одну машину
- Какие последствия ожидают владельца авто с двумя полисами ОСАГО
- Кто страхователь,если есть два полиса
- Как не допустить оформления двух полисов
Распространенные варианты появления двух полисов ОСАГО на одну машину
При оформлении обязательного страхования ответственности водителя перед третьим лицами требуется предоставление информации о собственнике транспортного средства. Если страхователь и владелец не совпадают, то также необходимо подтвердить законность использования машины непосредственно водителем.
Если полис вы приобретаете на сайте компании, то от вас может понадобиться только предоставление сведений. В этом варианте не всегда корректно проводится проверка наличия действующей страховки и вполне возможно приобрети второй полис ОСАГО на одну и ту же машину.
Ранее самым распространенным случаем покупки двух обязательных страховок на автомобиль являлся переход права собственности на авто: в период действия одного полиса заключалось соглашение обязательного страхования с новым владельцем.
Последними изменениями в законе была зафиксирована обязанность бывшего собственника уведомлять страховщика о реализации авто. Это способствовало изменению ситуации. Уведомление оформляется в письменном виде. После обращения ранее приобретенный полис прекращает действия. Чаще бывшему собственнику производят возврат денег за неиспользованный период страхования. До момента покупки обязательной страховки автомобиль, а точнее новый владелец остается без страховки.
Два полиса могут появиться в результате передачи авто во временное пользование другому водителю по договору аренды или в пользование на основании доверенности. Добросовестный водитель оформляет полис ОСАГО, несмотря на наличие основной страховки на машину у собственника. Целесообразнее было бы вписать нового пользователя в действующее соглашение по ОСАГО. Это будет правильно с юридической точки зрения и не повлечет трудностей со страховым возмещением.
Еще один вариант, когда возможно действие в один момент двух обязательных автостраховок — заключение соглашения на будущий год за некоторое время до истечения действующего полиса.
Застраховать машину в нескольких страховых компаниях одновременно или оформить два документа в одной теоретически возможно, но нецелесообразно. Это дополнительные расходы и препятствия для получения компенсации потерпевшими.
Какие последствия ожидают владельца авто с двумя полисами ОСАГО
Даже если автомобиль застрахован дважды это не означает увеличения «потолка» выплат, больше 400 000 рублей для восстановления машины или 500 000 для компенсации ущерба, нанесенного жизни и здоровью страховщиками выплачено не будет.
Единственный плюс — возможность выбрать ту компанию, которая будет осуществлять возмещение.
Основанием для отказа в удовлетворении требования потерпевшего со стороны СК может служить получение компенсации от виновного лица. Наличие второго полиса не может рассматриваться таковым.
Но и в этом вопросе все не так однозначно. Так страховщики будут пытаться минимизировать свои убытки, а выплата по ОСАГО это и есть убытки, поэтому велика вероятность судебных разбирательств, в том числе оспаривания оснований для заключения соглашения. То есть выплата возмещения будет затянута, может возникнуть подозрение в страховом мошенничестве. А практической пользы от наличия двух обязательных страховок нет.
Получается, что с экономической точки зрения вы заплатите за второй полис, а выплаты сможете получить только по одному. Практичнее приобрести полис добровольного страхования — ДСАГО, то есть увеличить стандартную сумму покрытия с 400 000 до приемлемой для вас.
С учетом увеличения цен на запасные детали машин именно ДСАГО будет актуальным. В больших населенных пунктах количество машин больше и средняя стоимость авто также выше, поэтому риск нехватки суммы страхового покрытия значительно увеличивается. Покрыть эти расходы при наступлении страхового случая можно только добровольным страхованием.
Кто страхователь, если есть два полиса
Страхователем выступает лицо, которое заключило договор с компанией. Такой обязанностью обладает любой водитель, допущенный к управлению транспортом на законном основании собственником имущества. Законом на него возложена обязанность осуществить страхование своей ответственности перед третьими лицами.
Объектом выступает не машина, а материальные интересы, связанные с наступлением страхового события.
Есть мнение, что недействительным будет полис, оформленный позже, но здесь не все так однозначно. Во-первых, в более ранней страховке и той, что заключена уже после, должен фигурировать один и тот же причинитель вреда. Если в одном из документов его нет, то и обязательств у страховой компании по отношению к этому водителю не возникает.
Другой момент состоит в том, что само наличие двух полисов, в которых в качестве страхователя указано одно и то же лицо автоматически не влечет его недействительность. Тем более, если страхователь при заключении договора уведомил компанию о наличии другого действующего полиса.
Страховщик, выявив такой факт, вправе отказать в заключении договора ОСАГО, сославшись на отсутствие обязанности по страхованию в связи с тем, что авто фигурирует уже в другом документе, застрахованном другим лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Оформить 2 страховки на одну машину не получится.
Как не допустить оформления двух полисов
При переходе права собственности вы должны поинтересоваться, оформлена ли страховка, каков срок ее действия. Оптимальный вариант — это предложить бывшему владельцу не просто уведомить страховщика, а еще потребовать возврата денег за неиспользованный период действия полиса. Вам, как новому собственнику, необходимо предъявить в страховую компанию основание для перехода права (чаще это договор купли-продажи) и заключить соглашение об обязательном страховании ответственности водителя перед третьими лицами на свое имя. Этот механизм гарантирует отсутствие проблем с компенсацией у потерпевших при наступлении страхового события. А значит, что-то оплачивать из своего кармана вам уже не придется.
Два полиса ОСАГО на одну машину в разных страховых компаниях или у одного страховщика на сегодняшний день практически нереальная картина. Последними изменениями на страхователя возложена обязанность по уведомлению СК об отчуждении авто при продаже или снятии с регистрационного учета по иной причине. Помимо прочего при обращении в СК владелец должен уведомить и о наличии действующего полиса. Если несмотря на указанные вводные СК все же заключила с вами договор обязательного страхования, то остается загадкой, зачем платить дважды за одну и ту же услугу. Тем более цена полиса с 13 сентября текущего года значительно увеличилась. Практичнее будет оформить добровольное страхование к обязательному, увеличив размер возможного ущерба и защитив себя от риска непокрытия всей суммы убытков.
Хотя никакие законы не запрещают вам приобретать два автополиса у двух разных компаний, страховщик не позволит вам приобрести два полиса на один и тот же автомобиль. Если вы попали в автомобильную аварию, подача двух требований в двух разных страховых компаниях представляет собой страховое мошенничество даже с двумя автополисами.
Могу ли я иметь 2 отдельных страховых полиса на 2 автомобиля? Да, вы можете иметь два страховых полиса на разные автомобили., но в конечном итоге вы заплатите больше денег за страховку. Многие страховые компании предлагают страхователям скидки на несколько автомобилей при страховании более одного автомобиля.
Сколько автомобилей я могу застраховать на свое имя? Ответ предоставлен. «Большинство компаний позволяют вам добавлять четыре или пять машин к вашей страховке. Не существует регулируемого государством лимита для автомобилей или водителей по одному полису, поэтому это зависит исключительно от страховой компании.
Кроме того, могу ли я быть основным водителем на 2 автомобилях?
Может ли один человек быть основным водителем двух автомобилей? Да. Большинство, если не все, страховые компании разрешат вам указать одного основного водителя для двух или более автомобилей.. На самом деле, многие компании даже предоставят вам скидку на несколько автомобилей, если вы зарегистрируете несколько автомобилей.
Могу ли я застраховать 2 автомобиля с одинаковой скидкой?
К сожалению, вы можете использовать только один набор скидок без претензий на один автомобиль в любой момент времени. Чтобы получить несколько наборов скидок без претензий, вам необходимо застраховать несколько транспортных средств одновременно..
Могу ли я разделить отсутствие претензий между двумя автомобилями? Могу ли я разделить накопленный NCB на две машины? Нет. Вы можете использовать существующий NCB только в одном полисе для одного автомобиля, но вы можете создать отдельный NCB в другом полисе автострахования для второго автомобиля.
Могу ли я застраховать 2 машины на свое имя? Могу ли я застраховать 2 машины на свое имя? Да. Если у вас есть две машины и вы являетесь их основным водителем, вы можете застраховать обе машины на свое имя.. Просто убедитесь, что основной водитель действительно является основным пользователем транспортного средства, а не какими-либо поименованными водителями.
Сколько автомобилей я могу иметь в одном полисе? Хотя установленного стандарта нет, большинство страховых компаний разрешают своим клиентам страховать до 4 водителей и 4 транспортных средств у нас единая политика. Это не означает, что вы не можете застраховать больше водителей и/или транспортных средств в своей страховой компании, если в этом возникнет необходимость.
Сколько автомобилей я могу застраховать?
Как правило, страховщики позволяют вам покрыть максимум четыре из пяти транспортных средств по одному полису. Это означает, что вы можете застраховать до 5 автомобилей.
Могу ли я застраховать 2 машины на свое имя? Могу ли я застраховать 2 машины на свое имя? Да. Если у вас есть две машины и вы являетесь их основным водителем, вы можете застраховать обе машины на свое имя.. Просто убедитесь, что основной водитель действительно является основным пользователем транспортного средства, а не какими-либо поименованными водителями.
Как недорого застраховать вторую машину?
Полисы страхования нескольких автомобилей
Страхование нескольких автомобилей покрывает более одного автомобиля по одному и тому же страховому полису. Он предлагает те же функции, что и полис для одного автомобиля, но с дополнительным преимуществом скидки на второй автомобиль. Это может сделать его одним из самых дешевых способов застраховать более одного автомобиля.
Сколько автомобилей вы можете застраховать на свое имя? Как правило, страховщики позволяют вам покрыть максимум четыре из пяти транспортных средств по одному полису. Это означает, что вы можете застраховать до 5 автомобилей.
Максимальный бонус без претензий — 9 лет?
Наш максимальный уровень бонуса за отсутствие претензий (также известный как скидка за отсутствие претензий) составляет 9 лет., поэтому он будет автоматически отображаться как таковой в вашем уведомлении о продлении.
Может у вас нет претензий на две машины?
Можно ли использовать заявки без бонуса на две машины/транспортные средства? Короткий ответ: «обычно нет, нет‘. Тем не менее, вы должны проверить условия вашего конкретного страховщика на предмет использования бонусных требований на двух транспортных средствах. Бонусы без претензий распространяются только на один автомобиль.
Можете ли вы быть основным водителем на 2 автомобилях? Поименованному водителю по закону не разрешается управлять транспортным средством больше, чем главный водитель., тем не мение. Если указанный водитель управляет транспортным средством больше, чем основной страхователь, это является нарушением закона и полностью аннулирует полис.
Стоит ли правовая защита автомобилей? Учитывая относительно небольшие ежегодные затраты, Покрытие юридической защиты автомобиля потенциально может сэкономить вам тысячи долларов на дорогостоящих судебных издержках.. Некоторые полисы также включают бесплатные юридические консультации по целому ряду личных вопросов, таких как занятость, семья, передача прав и завещание (управление завещанием умершего).
Стоит ли защищать НИЗ?
Скидка на отсутствие претензий (NCD) может сыграть важную роль в снижении годовой страховой премии. Если вы не предъявляете претензии по страховке автомобиля, то страховая компания не обязана выплачивать вам сумму. По умолчанию это означает, что вы являетесь более безопасным водителем и, следовательно, обходится дешевле.
Могу ли я сохранить свой бонус за отсутствие претензий в качестве именинного водителя? Если вы являетесь именным водителем, и у вас есть собственная страховка, и вы подаете иск как именный водитель, вы обычно не теряете свой бонус без претензий. В большинстве случаев это касается страхователя.
Почему я не могу использовать бонусные заявки на две машины?
Каждый автомобиль уникален. Вот почему ваш бонус за отсутствие претензий не будет автоматически применяться к другим транспортным средствам в соответствии с полисом. Тем не менее, хотя это может показаться разочаровывающим, у этого также есть свои преимущества: это означает, что вы должны подать страховой иск на один из ваших автомобилей, это не повлияет на другие автомобили в полисе.
Делает ли добавление имени водителя страховку дешевле? Сколько стоит страховка автомобиля с именным водителем? Добавление именованного водителя часто удешевляет страховые взносы. потому что предполагается, что вы будете тратить меньше времени на вождение, так как автомобиль находится в совместном пользовании. Это снижает вероятность попадания в аварию и подачи претензии, что отражается в более дешевых ценах на страхование автомобиля.