Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
- Дымовой шашкой
- Спасательным линем
- Самозажигающимся огнём
- Гидрокостюмы
- Спасательный круг
- Спасательный жилет
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
Символ, изображённый на рисунке, обозначает
- Спуститься по штормтрапу
- Спуститься по тросу с мусингами
- Вести наблюдение за водной поверхностью
- Вести наблюдение за палубой и надстройкой
- Отойти от борта судна на безопасное расстояние
- Способность выпрямляться после переворота
- Наличие аварийного выхода при повреждении
- Наличие ремня безопасности для каждого члена экипажа
- Недопущение попадания воды внутрь при её переворачивании
- Дежурные шлюпки
- Спасательные плоты
- Спасательные шлюпки
- Дежурные шлюпки
- Спасательные плоты
- Спасательные шлюпки
- Две губки
- Ручной насос
- Плавучий безопасный нож
- Комплект ремонтных принадлежностей
- Свисток
- Электрический фонарь
- Ракеты
- Фальшфейеры
- Дымовые шашки
- Сигнальное зеркало
- Инструкция по сохранению жизни
- Инструкция по немедленным первоочередным действиям после посадки в спасательный плот
- Таблица спасательных сигналов
- Инструкция по сохранению жизни
- Смачиванием тента забортной водой
- Смачиванием одежды забортной водой
- Нахождением в тени паруса или борта шлюпки
- Отсутствует дыхание
- Не прощупывается пульс
- Зрачки расширены и не реагируют на свет фонаря
- Руль
- Румпель
- Не опускать в воду руки и ноги
- Не опускать в воду блестящие предметы
- Не опускать в воду окровавленные предметы
- Сжаться комочком и подтянуть ноги к груди
- По возможности как можно меньше двигаться
- Не стараться плыть к шлюпке, а ждать когда она подойдёт
- Делать простейшие движения руками и ногами
- Всем улечься на дно плавсредства и плотно прижаться друг к другу
- В дневное время смачивать одежду
- Не снимать одежду и в головной убор
- Не выходить из-под укрытия на солнце
- Энергично массировать сведённые мышцы
- Несколько раз ущипнуть или уколоть больное место
- Постараться выпрямить сведённую ногу при помощи рук
- Конденсатом
- Собранной дождевой водой
- Влагой из пойманной рыбы
- Рвота и обезвоживание организма
- Повышение чувствительности к гипотермии
- Раздувающиеся и колючие
- С острыми наростами вместо чешуи
- С шипами и колючими иглами на теле
2.1.3. АВТОМАТИЧЕСКИ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДЫМОВЫЕ
ШАШКИ СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов, требуемые правилом III/7.1.3, должны:
.1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде;
.2 не загораться вспышкой и не выбрасывать пламя в течение всего времени действия дымовой шашки;
.3 не заливаться водой на волнении;
.4 продолжать дымообразование по меньшей мере в течение 10 с при погружении их полностью в воду;
.5 выдерживать испытание сбрасыванием, требуемое пунктом 2.1.1.6.
Скачать документ целиком в формате PDF
Индивидуальные спасательные средства.
Назначение и структура Международного кодекса по спасательным средствам (Кодекса ЛСА) – International life-saving APPLIANCES Code (LSA Code).
Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) – означает Международный кодекс требований к спасательным средствам, принятый Комитетом по безопасности на море, резолюцией MSC 48(66), в июле 1996 года.
Цель кодекса ЛСА – установление международных стандартов к спасательным средствам, требуемых, Гл. 3 «Спасательные средства и устройства», Международной Конвенции СОЛАС- 74/96 .
Содержание Кодекса ЛСА.
Глава 1. Общие положения (общие требования к спасательным средствам).
Глава 2. Индивидуальные спасательные средства.
Глава 3. Визуальные спасательные средства.
Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные плоты.
Глава 5. Дежурные шлюпки.
Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.
Глава 7. Другие спасательные средства.
Какие общие требования предъявляются Кодексом ЛСА ко всем спасательным средствам?
Все спасательные средства должны: быть изготовлены надлежащим образом и из надлежащих материалов; быть в рабочем состоянии при хранении их при температуре воздуха от –30 до +650С; быть в рабочем состоянии при погружении их в морскую воду при температуре от –1 до +300С; где это применимо, быть стойкими к гниению, коррозии и не подвергаться чрезмерному воздействию морской воды, нефти, или грибков; не терять своих качеств, если они открыты воздействию солнечных лучей; быть хорошо видимого цвета всюду , где это будет способствовать их обнаружению; быть снабжены световозвращающим материалом; если они предназначены для использования на волнении, удовлетворительно работать в таких условиях; иметь четко нанесенную информацию об одобрении, включая название Администрации одобрившее средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения; быть, обеспечены защитой от повреждений и телесных травм, а также короткого замыкания цепи электрического тока.
Назначение и состав индивидуальных спасательных средств?
Согласно гл. 2 Кодекса ЛСА к индивидуальным спасательным средствам относятся: спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде; спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении; гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде; защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа — удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде; теплозащитное средство — мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде;
Какие требования предъявляются Кодексом ЛСА к спасательным кругам?
Каждый спасательный круг должен: иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.), внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм; изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер; иметь массу не менее 2,5кг.;не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с; иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг, (прим .Автора); поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг); выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр > 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли; не поддерживать горение и не плавиться после охвата пламенем в течение 2 секунд.
Какие требования предъявляются к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)?
Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.
Какие требования предъявляются к автоматическим действующим дымовым шашкам?
Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.
Какие требования предъявляются к спасательным линям спасательных кругов?
Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;
иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютона).
Какое количество спасательных кругов должно быть на пассажирском и грузовом судне?
Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:
Длина судна (м) |
Минимальное количество СК |
До 60м |
8 |
От 60-120м. |
12 |
От 120-180м. |
18 |
От 180-240м. |
24 |
240м. и более |
30 |
Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:
Длина судна (м) |
Минимальное количество СК |
До 100м. |
8 |
От 100-150м |
10 |
От 150-200м |
12 |
200м и более |
14 |
Какие требования предъявляются к распределению спасательных кругов на судах?
Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить ( не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита – название судна и порт приписки;
Какие требования предъявляются Кодексом ЛСА к спасательным жилетам (СЖ)?
По конструкции СЖ изготавливаются двух видов: жесткие— с эластичным или твердым плавучим материалом; и надувные, с не менее 2-мя камерами плавучести.
СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:
а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации;
б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.; было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания; его было удобно носить; в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета; СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 200 от его вертикального положения; и
поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой. Спасательный жилет должен: быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа. Надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).
Какими сигнальными устройствами оборудован спасательный жилет?
Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:
а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;
б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;
в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;
г) быть белого цвета;
д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);
каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.
Какое количество спасательных жилетов предусматривается на судах, где они размещаются?
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:
— для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);
— в удаленных местах расположения спасательных плотов. Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах — местах сбора, либо непосредственно по пути движения. СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шлюпки и плоты;
Какие требования предъявляются Кодексом ЛСА к гидрокостюмам (ГКС)?
Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;
б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;
в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;
г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;
д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;
Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:
— подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;
— выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;
— прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;
— проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.
Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 50С, при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 20 С при отсутствии волнения;
Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком, предписанным пунктом 2.1.11. Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.
Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.
Какие требования предъявляются Кодексом ЛСА к защитным костюмам. (ЗКС)?
Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);
используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации; закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног;
имелся карман для переносного УКВ радиотелефона; обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов. ЗК должен позволять одевшему его человеку: подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м; прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений; проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот; а также выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.
Какие требования предъявляются Кодексом ЛСА к теплозащитным средствам (ТЗС)?
ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м2К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение; закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица. Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке; быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от — 30˚С до +20˚С.
Какое количество ГКС предусмотрено на пассажирском судне в спасательных средствах?
Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и , кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.
Какое количество ГКС предусмотрено на грузовом судне?
Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предус — матриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.
На 78 сессии Комитета по безопасности на море (КБМ) ИМО были приняты поправки к Конвенции СОЛАС 74 (Резолюция MSC.152(78) от 21.05.04 г.). Резолюцией вносятся поправки к Правилам 19, 20 и 32 Главы III. Поправки вступили в силу с 01 июля 2006 года. Согласно новому требованию Правила III/32.3 СОЛАС 74 на всех грузовых судах, начиная с 01 июля 2006 года, каждый находящийся на борту человек должен быть обеспечен гидрокостюмом. Для грузовых судов, построенных до 01 июля 2006 года, дается отсрочка до первого ближайшего освидетельствования оборудования и снабжения (ежегодное/промежуточное/очередное освидетельствование), произведенного 01 июля 2006 года или после этой даты. На грузовых судах традиционной архитектуры с одной кормовой надстройкой, на которых вахта несется на ходовом мостике и в машинном отделении, гидрокостюмы (ГКС) требуются в количестве, соответствующем численному составу экипажа. Для людей на вахте не требуется иметь дополнительные ГКС, если ГКС постоянно хранятся в ясно обозначенных местах вблизи расположения коллективных спасательных средств или мест сбора. В этом случае для вахты необходимо иметь только спасательные жилеты, требуемые Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96. Если ГКС закреплены за каждым членом экипажа и хранятся в каютах, то следует иметь дополнительные ГКС, наряду с жилетами, на ходовом мостике и в машинном отделении по числу несущих вахту людей. На судах, на которых имеется дополнительный спасательный плот в носу, нет необходимости иметь дополнительные гидрокостюмы вблизи этого плота. На грузовых судах, на которых имеются места несения вахты, удаленные от мест постоянного хранения ГКС (не имеется в виду эпизодическое нахождение людей в каком-либо месте, удаленном от мест постоянного хранения ГКС), следует иметь дополнительные ГКС в количестве, равном количеству людей, несущих вахту. Эти ГКС должны постоянно храниться в местах нахождения вахты. Данное положение в каждом
конкретном случае требует специального рассмотрения Регистра. Если гидрокостюмы не требуют ношения спасательных жилетов, то есть удовлетворяют положению пункта 2.3.1.2 Международного Кодекса по спасательным средствам (Кодекс ЛСА), то нет необходимости иметь на судне спасательные жилеты, за исключением тех, которые требуются Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96.
Как правильно надеть спасательный жилет?
1. Pull the JACKET down over your head.(1.2.)
Наденьте ЖИЛЕТ через голову.(поз. 1.2.)
2. Put the belt behind your back & through the buckle. Tighten well.(3.4.)
Пропустите ремень за спиной и через пряжку. Хорошо затяните.(поз.3.4.)
3. When jumping from a great height press your hands against the JACKET as the picture shows.(5.)
Когда прыгаете с большой высоты то прижмите руки к ЖИЛЕТУ как показано на рисунке.(поз. 5.)
Как правильно надеть гидрокостюм?
Гидрокостюм лишен главного недостатка спасательного жилета, а именно полного отсутствия теплозащиты. Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.
Процесс надевания гидрокостюма представлен далее на рисунках. Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.
1. Наденьте гидрокостюм согласно позициям 6,7,8.
2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма – 9.
3 . Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма -10.
Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в спасательном жилете?
Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:
— надеть спасательный жилет; крепко прижать СЖ руками;
осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть,
оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;
— в полете: согнуть ноги в коленях, прижать к груди
СЖ руками, чтобы исключить травмы при рывке
от удара о воду, голову держать прямо, чтобы не удариться
лицом о воду.
Как правильно выполнить прыжок в воду с борта судна в гидрокостюме?
Для выполнения прыжка в воду с высоты необходимо:
Присесть и выжать воздух из ГК, руки скрестить на груди, удерживать клапан и капюшон от сбрасывания при ударе о воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться ногами от борта судна (если ничего не мешает сделать шаг вперед); голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду; при входе в воду ноги удерживать вертикально, не давая им всплыть вперед головы, при всплытии сделать выдох, удерживаться на спине, надуть подушку.
Как правильно удержаться на воде без спасательного жилета и в спасательном жилете?
Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.
В спасательном жилете: пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью включить сигнальную лампочку(дернуть за шнур включателя батареи или шнур водоналивной батарейки, встречаются лампочки которые автоматически включаются при попадании в воду). Для привлечения внимания воспользуйтесь свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.
Для уменьшения потери тепла в воде, подтяните ноги к животу, руки прижмите к бокам и груди. При такой позе омывание водой самых чувствительных частей тела уменьшается, а время выживания при неподвижности увеличивается в 2 раза.
Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, в ночное время включить один сигнальный огонь на спасательном жилете и ждать помощи.
При плавании в спасательном жилете (при сильном волнении) в ожидании помощи необходимо удерживать корпус тела под углом 30-400 к поверхности моря на спине, опираясь головой на подголовник жилета, подрабатывая ногами, удерживаться против волны. При большом волнении приводить корпус тела в вертикальное положение для уменьшения заливания лица. Подплывая к спасательному средству, работать руками и ногами на спине, оберегая голову от удара о спасательное средство, развернуться ногами вперед и остерегаясь затягивания под корпус спасательного средства забраться на спасательное средство.
Без спасательного жилета: корпус тела приводится в горизонтальное положение на спине, подрабатывая ногами; руки расставить перпендикулярно телу, а ноги немного раздвинуть, стараясь увеличить не омываемую поверхность тела. Лишних движений не совершать, лежать спокойно, ждать спасения, соблюдать выдержку и хладнокровие.
«Человек за бортом» Вы очевидец. Ваши действия?
- Если Вы обнаружили человека за бортом, кричите как можно громче:
- Немедленно выбрасывайте за борт спасательный круг.
- Поднимите тревогу и сообщите на мостик.
- По необходимости выбрасывайте другие спасательные круги.
- Вытянутой рукой показывайте в сторону потерпевшего.
«Человек за бортом, правый борт/левый борт!»
Какова методика пользования спасательным кругом?
Человек в воде должен поймать спасательный линь, подтянуть к себе спасательный круг. Положить руки на спасательный круг и надавить вниз, когда круг займет вертикальное положение, пропустить в него голову и руки. Спасательный круг должен находиться под руками. Человек должен спокойно сохранять данное положение и дожидаться помощи.
Как правильно использовать теплозащитное средство (ТЗС)?
- Извлечь из контейнера ТЗС и развернуть его.
- Расстегнуть молнию, поместите ноги через верхнее открытие. Подгоните ТЗС так, что бы ноги оказались на дне.
- Возьмите верх капюшона и натяните через спасательный жилет и голову.
- Застегните молнию изнутри мешка.
2.1 Спасательные круги
2.1.1 Спецификация спасательного круга
Каждый спасательный круг должен:
.1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;
.2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;
.3 поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;
.4 иметь массу не менее 2,5 кг;
.5 не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с
.6 иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга или прикрепленного к нему оборудования;
.7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;
.8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.
2.1.2 Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов
Самозажигающиеся сигнальные огни, требуемые правилом 111/7.1.3, должны:
.1 быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;
.2 быть белого цвета и должны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд во всех направлениях верхней полусферы или давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, по меньшей мере, с такой же эффективной силой света;
.3 иметь источник энергии, обеспечивающий выполнение требований пункта 2.1.2.2 в течение по меньшей мере 2 ч;
.4 выдерживать испытание сбрасыванием, требуемое пунктом 2.1.1.6.
2.1.3 Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов, требуемые правилом III/7.1.3, должны:
.1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде:
.2 не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия дымовой шашки;
.3 не заливаться водой на волнении;
.4 продолжать дымообразование при полно погружении в воду по меньшей мере на 10 с;
.5 выдерживать испытание сбрасыванием, требуемое пунктом 2.1.1.6.
2.1.4 Плавучие спасательные лини
Плавучие спасательные лини, требуемые правилом III/7.1.2, должны:
.1 быть не скручивающимися;
.2 иметь диаметр не менее 8 мм;
.3 иметь разрывное усилие не менее 5 кН.
2.2 Спасательные жилеты
2.2.1 Общие требования к спасательным жилетам
2.2.1.1 Спасательный жилет должен не поддерживать горения или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2с.
2.2.1.2 Конструкция спасательного жилета для взрослого человека должна быть такой, чтобы:
.1 по крайней мере 75% лиц, совершенно не знакомых с конструкцией жилета, могли правильно воспользоваться им в течение не более одной минуты без всякой помощи, подсказок или предварительной демонстрации;
.2 после демонстрации надевания все лица смогли правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;
.3 было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась вероятность неправильного надевания;
.4 его было удобно носить;
.5 в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.
Жесткий спасательный жилет
2.2.1.3 Спасательный жилет для взрослого человека должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:
.1 поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° от его вертикального положения; и
.2 поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.
2.2.1.4 Спасательный жилет для взрослого человека должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.
2.2.1.5 Конструкция детского спасательного жилета должна удовлетворять тем же требованиям, которые предъявляются к спасательному жилету для взрослого человека, но:
.1 допускается оказание помощи малолетним детям при надевании жилета;
.2 требуется только чтобы поддержание рта обессилевшего или потерявшего сознание над водой находилось на расстоянии, соответствующем размеру ребенка; и
.3 допускается оказание помощи детям при посадке в коллективное спасательное средство из воды, однако подвижность ребенка не должна существенно ограничиваться надетым жилетом.
2.2.1.6 В дополнение к маркировке, требуемой пунктом 1.2.2.9, маркировка детского спасательного жилета должна содержать:
.1 пределы роста или веса ребенка, при которых жилет выдерживает испытания и удовлетворяет критериям, рекомендованным Организацией *;
.2 символ «child», как в одобренном Организацией** символе детского спасательного жилета «спасательный жилет для детей».
2.2.1.7 Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч.
2.2.1.8 Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.
2.2.2 Надувные спасательные жилеты
Спасательный жилет, плавучесть которого обеспечивается надуванием, должен иметь не менее двух отдельных камер, отвечать требованиям пункта 2.2.1, и должен:
.1 надуваться автоматически при погружении, иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением, а также eго конструкция должна быть такой, чтобы предусматривалась возможность надувания ртом;
.2 отвечать требованиям пунктов 2.2.1.2, 2.2.1.3 и 2.2.1.4 в случае потери плавучести какой-либо одной из камер;
.3 отвечать требованиям пункта 2.2.1.7 после надувания с помощью автоматического механизма.
Спасжилет надувной КАСКАД-Н (ВВ)
2.2.3 Сигнальные огни спасательных жилетов
2.2.3.1 Каждый сигнальный огонь спасательного жилета должен:
.1 иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;
.2 иметь источник энергии, способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 ч;
.3 быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, насколько это практически возможно;
.4 быть белого цвета.
2.2.3.2 Если сигнальный огонь, упомянутый в пункте 2.2.3.1 является проблесковым, он должен, кроме того:
.1 снабжаться ручным выключателем; и
.2 давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, и иметь эффективную силу света не менее 0,75 кд.
2.3 Гидрокостюмы
2.3.1 Общие требования к гидрокостюмам
2.3.1.1 Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
1 его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с любой соответствующей одеждой* и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования;
.2 он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того как полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
.3 он закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидрокостюму перчатки;
.4 он имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха; и
.5 после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в него не попадало чрезмерное количество воды.
2.3.1.2 Гидрокостюм, отвечающий также требованиям раздела 2.2 может использоваться без спасательного жилета.
Новейший спасательный гидрокостюм с улучшенной термозащитой отечественного производства ГТСК
2.3.1.3 Человек в гидрокостюме со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен иметь возможность:
.1 подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
.2 выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;
.3 прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидрокостюма и без телесных повреждений; и
.4 проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.
2.3.1.4 Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем, отвечающим требованиям пункта 2.2.3, и свистком, предписанным пунктом 2.2.1.6.
2.3.1.5 Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Человек в гидрокостюме должен быть способен надеть спасательный жилет без посторонней помощи.
2.3.2 Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов
2.3.2.1 Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:
.1 иметь маркировку, указывающую на то, что он должен надеваться на теплую одежду; и
2 иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2° после пребывания его в течение часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
2.3.2.2 Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2°С при отсутствии волнения.
2.3.3 Требования к плавучести
Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5.
2.4 Защитные костюмы
2.4.1 Общие требования к защитным костюмам
2.4.1.1 Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
.1 обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 Н;
.2 используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;
.3 закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук и, если разрешает Администрация. Перчатки и головной капюшон должны быть выполнены с учетом условий использования защитного костюма;
.4 можно было распаковать и одеть его без посторонней помощи в течение 2 мин;
.5 не поддерживалось горение или продолжалось плавление костюма после полного охвата пламенем в течение 2 с;
.6 имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;
.7 обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120°.
2.4.1.2 Защитный костюм, удовлетворяющий требованиям раздела 2.2, может использоваться без спасательного жилета.
2.4.1.3 Защитный костюм должен позволять одевшему его человеку:
.1 подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
.2 прыгать в воду ногами вперед с высоты не менее 4,5 м и при этом без повреждения или смещения костюма и без получения телесных повреждений;
.3 проплыть в воде не менее 25 м и забраться в спасательную шлюпку или плот;
.4 надеть спасательный жилет без посторонней помощи;
.5 выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказанию помощи другим лицам и использованию дежурной шлюпки.
2.4.1.4 Защитный костюм должен иметь сигнальный огонь, удовлетворяющий требованию пункта 2.2.3, и свисток, удовлетворяющий требованию пункта 2.2.1.8.
2.4.2 Требования к теплоизоляционным свойствам защитных костюмов;
2.4.2.1 Защитный костюм должен:
.1 иметь маркировку с инструкцией, что используется с соответствующей теплой одеждой, если он изготовлен из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами;
.2 быть таким, чтобы будучи надетым в соответствии с нанесенной на него инструкцией, продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту человеку после одного его прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
2.4.3 Требования к остойчивости
Человек в защитном костюме, отвечающем требованиям настоящего правила, должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5 си сохранять это положение. Костюм не должен способствовать перевороту человека лицом вниз в условиях волнения.
2.5 Теплозащитные средства
2.5.1 Теплозащитное средство должно изготавливаться из водонепроницаемого материала, обладающего теплопроводностью не выше 7800 Вт/(м^2*К), и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потерю тепла телом человека как конвекционным путем, так и через испарение.
2.5.2 Теплозащитное средство должно:
.1 закрывать все тело человека любого размера (роста) в спасательном жилете, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к теплозащитному средству перчатки;
.2 быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;
.3 быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде не более чем за 2 мин, если оно мешает ему плыть.
2.5.3 Теплозащитное средство должно выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от-30 до +20°С.
Индивидуальные спасательные средства.
Спасательный круг.
Спасательный круг представляет собой жесткий объем, изготовленный из цельного куска пенопласта или другого одобренного материала, обшитый тканью из синтетического волокна.
Круг должен иметь массу не менее 2,5 кг и обладать плавучестью, обеспечивающей поддержание в пресной воде груза железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч.
Спасательный круг с линем и самозажигающимся буем
Наружный диаметр круга должен быть не более 800 мм, а внутренний — не менее 400 мм. Круг окрашивается либо в белый и красный, либо в оранжевый цвет. Не менее чем в четырех местах закрепляются полоски световозвращающего материала. На круг наносятся надписи — название судна и порт его приписки. По внешнему периметру круга в четырех местах на равных расстояниях закрепляется спасательный леер.
Спасательный круг должен выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию от ватерлинии судна при наименьшей осадке до места установки круга или 30 м, в зависимости от того, что больше. Круг, помещенный в открытое пламя на 2 с, не должен загораться.
Круги должны распределяться по обоим бортам судна на всех открытых палубах. Хотя бы один круг должен быть размещен вблизи кормы судна. Круг должен удерживаться в гнездах (обоймах) только своим весом так, чтобы его легко можно было сбросить, а при затоплении судна он должен свободно всплывать. По меньшей мере, один круг на каждом борту должен быть снабжен плавучим спасательным линем — прочным нераскручивающимся тросом длиной 30 м или не менее чем в два раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией, смотря по тому, что больше. Линь должен быть надежно закреплен на судне. Круги с линем служат для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде около борта судна, когда оно неподвижно (при стоянке у причала или на якоре). Они устанавливаются там, где имеется постоянная вахта или постоянно находятся люди; при стоянке у причала — возле трапа или сходни.
Самозажигающийся спасательный буй.
Не менее половины находящихся на судне спасательных кругов должны быть снабжены буями с самозажигающимися огнями. Горение самозажигающегося огня должно обеспечиваться в течение не менее 2 ч; огонь может быть проблесковым с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин. Не менее двух спасательных кругов снабжаются светодымящими буями с автоматически действующими дымовыми шашками. Эти круги устанавливаются на крыльях ходового мостика с каждого борта. Шашка должна равномерно выделять дым хорошо видимого цвета (обычно — оранжевого), находясь на плаву на тихой воде, в течение не менее 15 мин, не заливаться водой на волнении, не выбрасывать пламени, не давать вспышек и продолжать дымообразование при погружении в воду не менее чем на 10 с.
Буй с самозажигающимся огнем или с дымовой шашкой крепится коротким линем к спасательному кругу. Такой круг должен иметь массу, достаточную для того, чтобы при сбрасывании приводить в действие устройство разобщения буя от судна, но не менее 4 кг. При сбрасывании круга буй разобщается от крепления и увлекается за борт. При этом автоматически приводится в действие дымовая шашка, а при попадании буя в воду начинает работать источник электроэнергии. На танкерах самозажигающиеся огни работают от сухих электрических батарей.
Спасательный круг немедленно сбрасывается упавшему за борт или обнаруженному в воде человеку. Подплыв к спасательному кругу, человек хватается за линь или спасательный леер и подтягивает круг к себе. Затем нужно взяться двумя руками за поверхность круга и нажать вниз и от себя так, чтобы круг опрокинулся через голову на себя (не нужно подныривать под круг). Положив обе руки на круг, нужно ожидать помощи. Двигаться надо как можно меньше, чтобы сократить теплоотдачу.
При оставлении судна спасательные круги используются людьми, которые по каким-либо причинам не смогли оказаться в спасательной шлюпке или плоту. За спасательный леер, обнесенный вокруг круга, могут удерживаться несколько человек. Поэтому при оставлении гибнущего судна рекомендуется сбрасывать в воду как можно больше кругов.
Спасательный жилет.
Спасательный жилет обеспечивает всплытие на поверхность человека, оказавшегося в воде, и поддержание его в таком положении, чтобы лицо находилось над поверхностью воды.
Жилет изготавливается из прочных синтетических или натуральных тканей. Положительная плавучесть обеспечивается твердыми водоизмещающими наполнителями либо надувными камерами. Надувные спасательные жилеты должны иметь две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются от баллончика с газом, приводимым в действие одним движением, а также могут надуваться ртом. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5 % после погружения его в пресную воду на 24 ч.
Жилет не должен гореть или плавиться после того, как он был охвачен пламенем в течение 2 с.
Полоски световозвращающего материала наносятся на жилет таким образом, чтобы они были видимы во всех направлениях как с надводного, так и с воздушного судна.
Жилет должен иметь маркировку изготовителя.
Жилет закрепляется на теле человека лямками или ремнями. Жилет должен быть таким, чтобы его можно было надевать вовнутрь любой стороной, либо чтобы исключалась возможность его неправильного надевания. Конструкция спасательного жилета должна позволять человеку после однократного показа правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин.
Жилет должен быть таким, чтобы его было удобно носить, чтобы в нем можно было прыгать в воду с высоты до 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения самого жилета, чтобы в нем можно было проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот.
Жилет должен поворачивать тело потерявшего сознание человека из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой, в течение не более 5 с. В пресной воде при отсутствии волнения жилет должен поддерживать потерявшего сознание или обессилевшего человека так, чтобы его рот находился на расстоянии не менее 120 мм от воды, а тело было отклонено от вертикали на угол не менее 20о и не более 50о.
Спасательный жилет снабжается сигнальным свистком на шнуре и электрической лампочкой с питанием от водоналивной батарейки, обеспечивающей достаточную силу света в течение не менее 8 ч. Чтобы привести батарейку в действие в ночное время, нужно выдернуть за штерт пробки, закрывающие отверстия в ее корпусе. Водоналивная батарейка работает только от морской (соленой) воды; в пресной воде химическая реакция, вызывающая загорание лампочки, не происходит.
Жилет может быть снабжен обычной батарейкой, которая включается в работу при замыкании электрической цепи. Вода действует как проводник, замыкая цепь и зажигая лампочку. Батарейка этого типа работает и в пресной воде.
Спасательные жилеты должны иметься на каждого находящегося на судне человека и, кроме того, на весь состав вахтенной службы. Они размещаются так, чтобы были легко доступны (в каютах, на местах несения вахты). Если жилеты не распределены между всеми лицами, находящимися на судне, то допускается хранение не более 20 жилетов в одном, легко доступном месте.
На жилет несмываемой краской наносится название судна и порта его приписки, на жилеты членов экипажа — судовые номера, на жилеты лиц вахтенной службы — надписи «Вахтенный механик», «Вахтенный помощник капитана» и т. п.
Если спасательный жилет снабжен ремнями с пряжками и застежками, то сразу после получения его членом экипажа он должен быть подогнан так, чтобы плотно прилегал к телу. При хранении жилета и перед его надеванием нужно проверять наличие лампочки и свистка, закрытие пробками отверстий в батарейке, состояние лямок или ремней. По судовым тревогам нужно выходить к местам сбора с жилетом, а надевать жилет перед оставлением судна.
По команде о надевании спасательных жилетов нужно по расположению лампочки определить наружную сторону жилета, надеть жилет через голову, затянуть лямки, перекрестив их за спиной, и завязать впереди на талии, или застегнуть ремни. Лямки следует завязывать «бантиком», так, чтобы можно было при необходимости легко отдать узел, дернув за любой конец.
Если спасающиеся вынуждены прыгать в спасательных жилетах с борта судна в воду, то для прыжка следует выбирать возможно более низкое место и такое, чтобы в воде волны и течение относили от судна. Перед прыжком нужно крепко прижать руками жилет сверху, так как при попадании в воду противоположно направленные сила веса тела и выталкивающая сила плавучести жилета могут привести к тяжелой травме. Одной рукой, прижимая жилет, зажать нос и прикрыть рот, чтобы избежать попадания в них холодной воды, что может повлечь холодовый шок. Убедившись, что место приводнения свободно от препятствий, шагнуть вперед. Голову держать прямо, закрыть глаза, плотно соединить ступни. Всплывая после прыжка на поверхность, открыть глаза и посмотреть вверх; если грозит опасность удариться о какой-либо плавающий предмет, отгрести в сторону.
После всплытия нужно как можно быстрее отплывать от опасного района. Плыть надо на спине, грести руками, как веслами.
Оказавшись в воде, необходимо использовать все возможности, чтобы попасть на спасательный плот. Для привлечения внимания применять свисток, звук которого разносится на значительно большее расстояние, чем звук человеческого голоса. В темное время суток привести в действие электрическую лампочку, выдернув за шнур пробки водоналивной батарейки.
Схватившись за леер спасательного плота, нужно его не отпускать, так как плот может отнести ветром. Забравшись внутрь плота, не снимать спасательный жилет, кроме тех случаев, когда надо отжать намокшую одежду.
Если попасть на спасательный плот невозможно, нужно свести к минимуму теплопотери: прижать колени к подбородку, локти — к бокам, засунув ладони под мышки, или же прижать к телу вытянутые руки и плотно сжать вытянутые ноги. Если в воде оказалось несколько человек, необходимо соединиться вместе, прижаться друг к другу как можно плотнее, обняться руками, переплести ноги. Это не только уменьшит потери тепла, но и укрепит моральное состояние, а, значит, повысит шансы на спасение.
Документ создан: 18.07.2014 16:03. Изменен: 18.07.2014 16:03
Глава 2. Индивидуальные спасательные
средства.
Глава 3. Визуальные спасательные средства.
Глава 4. Спасательные шлюпки и спасательные
плоты.
Глава 5. Дежурные шлюпки.
Глава 6. Спусковые и посадочные устройства.
Глава 7. Другие спасательные средства.
Общие требования предъявляются
Кодексом ЛСА ко всем спасательным
средствам
Все спасательные средства должны: быть
изготовлены надлежащим образом и из
надлежащих материалов; быть в рабочем
состоянии при хранении их при температуре
воздуха от –30 до +650С; быть в
рабочем состоянии при погружении их в
морскую воду при температуре от –1 до
+300С; где это применимо, быть
стойкими к гниению, коррозии и не
подвергаться чрезмерному воздействию
морской воды, нефти, или грибков; не
терять своих качеств, если они открыты
воздействию солнечных лучей; быть
хорошо видимого цвета всюду, где это
будет способствовать их обнаружению;
быть снабжены световозвращающим
материалом; если они предназначены для
использования на волнении, удовлетворительно
работать в таких условиях; иметь четко
нанесенную информацию об одобрении,
включая название Администрации одобрившее
средство, а также указания на любые
эксплуатационные ограничения; быть,
обеспечены защитой от повреждений и
телесных травм, а также короткого
замыкания цепи электрического тока.
Требования предъявляемые к
самозажигающимся сигнальным огням
(светящимся буям)?
Самозажигающиеся сигнальные огни
спасательных кругов должны: быть белого
цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех
направлениях или иметь проблесковый
огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь
источник энергии на 2 часа (на танкерах
самозажигающиеся огни должны работать
от электрических батареей (аккумуляторов));
выдерживать испытание сбрасыванием с
высоты 30м.
Требования предъявляемые к автоматическим
действующим дымовым шашкам
Автоматические действующие дымовые
шашки: должны давать дым хорошо видимого
цвета в течение 15 минут; не гореть
вспышками и не выбрасывать пламени, не
заливаться водой при волнении; продолжать
дымообразование при полном погружении
в воду в течение 10 сек.
Требования предъявляемые к спасательным
линям спасательных кругов
Плавучие спасательные лини: должны быть
не скручивающимися; иметь диаметр не
менее 8мм;
иметь разрывное усилие не менее 5 кН
(килоньютона).
Какое
количество спасательных кругов должно
быть на пассажирском и грузовом судне?
Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на
пассажирском судне:
Длина судна (м) |
Минимальное количество СК |
До 60м |
8 |
От 60-120м. |
12 |
От 120-180м. |
18 |
От 180-240м. |
24 |
240м. и более |
30 |
Согласно правилу 32 гл. III.
СОЛАС на грузовом судне:
Длина судна (м) |
Минимальное количество СК |
До 100м. |
8 |
От 100-150м |
10 |
От 150-200м |
12 |
200м и более |
14 |
Требования предъявляемые к распределению
спасательных кругов на судах
Спасательные круги: должны быть
распределены таким образом, чтобы быть
легкодоступными на обоих бортах судна
и по возможности на всех простирающихся
до борта открытых палубах; по меньшей
мере, один СК должен размещаться в близи
кормы судна; крепиться таким образом,
чтобы их можно было быстро сбросить (
не должны прикрепляться наглухо); один
спасательный круг на каждом борту судна
должен быть снабжен плавучим спасательным
линем длиной 30м; 50% спасательных кругов
должны быть снабжены самозажигающимися
огнями, не менее 2-х из них должны быть
снабжены автоматически действующими
дымовыми шашками, и иметь возможность
быстро сбрасываться с ходового мостика;
на каждом спасательном круге должно
быть нанесено печатными буквами
латинского алфавита –название судна
и порт приписки;
Требования Кодекса ЛСА к спасательным
жилетам
По конструкции СЖ изготавливаются
двух видов:
Жесткие — с эластичным или твердым
плавучим материалом; иНадувные, с
не менее 2-мя камерами плавучести.
СЖ должен не поддерживать горение и не
продолжать плавиться, после того он был
полностью охвачен пламенем в течение
2 сек. Конструкция спасательного жилета
должна быть такой, чтобы:
а) по крайне
мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией
могли им правильно воспользоваться в
течение не более 1 мин., без всякой помощи,
подсказок и демонстрации;
б) после
демонстрации надевания все лица смогли
надеть его правильно и без посторонней
помощи в течение не более 1 мин.; было
совершенно ясно, что его можно надевать
лишь на одну сторону или чтобы, по
возможности, исключалась возможность
неправильного надевания; его было
удобно носить;
в нем можно было прыгать в воду
с высоты не менее 4,5м. без получения
телесных повреждений и без смешения
или повреждения при этом спасательного
жилета; СЖ должен обладать достаточной
плавучестью и остойчивостью в пресной
воде и поддерживать рот обессилевшего
или потерявшего сознание человека на
расстоянии не менее 120мм от воды так,
чтобы тело человека было отклонено
назад под углом не менее 200от его
вертикального положения; и
поворачивать
за время не более 5 с тело потерявшего
сознание человека в воде из любого
положения в такое, при котором его рот
находится над водой. Спасательный
жилет должен: быть таким, чтобы в нем
можно было проплыть короткое расстояние
и забраться в спасательную шлюпку или
в спасательный плот; плавучесть
спасательного жилета не должна уменьшаться
более чем на 5% после погружения его в
пресную воду на 24 часа; надувной
спасательный жилет должен иметь не
менее двух отдельных камер плавучести
и надуваться: автоматически при погружении
в воду; иметь устройство, для надувания
приводимое в действие вручную одним
движением и ртом (через трубку).
Сигнальные
устройства спасательного жилета
Каждый спасательный жилет оборудуется
сигнальным огнем, который должен:
а) иметь силу света не менее 0,75 кд во
всех направлениях верхней полусферы;
б) иметь источник энергии способный
обеспечивать силу света 0,75 кд в течение
не менее 8 часов;
в) быть видимым, когда он прикреплен к
спасательному жилету, в наибольшей
части сегмента верхней полусферы, на
сколько это практически возможно;
г) быть белого цвета;
д) если сигнальный огонь является
проблесковым, то он должен снабжаться
ручным выключателем и давать проблеск
не менее 50 и не более 70 проблесков в
минуту (сила света не менее 0,75 кд);
каждый спасательный жилет снабжается
свистком, который надежно крепится к
спасательному жилету с помощью шнура.
Количество спасательных жилетов
предусмотренное на судах и места их
размещения
Для
каждого находящегося на борту человека
должен быть предусмотрен СЖ; на детей
должны быть предусмотрены СЖ «Child»,
в количестве 10% от числа пассажиров).
Дополнительно:
— для вахтенного персонала (на мостике,
посту управления двигателем и в любом
другом посту, где несется вахта);
— в удаленных местах расположения
спасательных плотов. Спасательные
жилеты должны размещаться так, чтобы
они были легко доступны, а место их
хранения должно быть ясно обозначено;
при использовании СЖ в спасательных
шлюпках они не должны препятствовать
входу в СШ, не должны мешать усаживаться
и пристегивать привязные ремни; каждое
пассажирское судно должно дополнительно
иметь спасательных жилетов не менее 5%
от общего числа пассажиров, которые
хранятся на видном месте на палубе или
в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах,
удаленных от путей прямого сообщения
между общественными помещениями и
местами сбора, то для таких пассажиров
СЖ должны храниться либо: в общественных
местах, местах сбора, либо непосредственно
по пути движения; СЖ должны храниться
так, чтобы их распределение и надевание
не препятствовало организованному
продвижению к местам сбора и посадки в
спасательные шлюпки и плоты;
Требования предъявляемые Кодексом
ЛСА к гидрокостюмам
Гидрокостюм должен изготавливаться
из водонепроницаемых материалов таким,
чтобы:
а) его можно было распаковать и надеть
без посторонней помощи в течение не
более 2 мин вместе с соответствующей
одеждой и спасательным жилетом, если
ГКС требует его использования;
б) не поддерживал горение или не
продолжал плавиться после того, как
полностью охвачен пламенем в течение
2с;
в) закрывал все тело, за исключением
лица. Руки также должны быть закрыты,
если не предусмотрены постоянно
прикрепленные к ГКС перчатки;
г) имел в районе ног приспособление для
стравливания излишков воздуха;
д) после прыжка в воду с высоты не менее
4,5м в него не попадало чрезмерное
количество воды;
Человек в гидрокостюме (со спасательным
жилетом, если ГКС требует его использования)
должен иметь возможность:
— подниматься и спускаться по вертикальному
трапу длиной не менее 5м.;
— выполнять обычные обязанности, связанные
с оставлением судна;
— прыгать в воду с высоты не менее 4,5м.,
без повреждения или смещения при этом
ГК и без телесных повреждений;
— проплыть короткое расстояние и забраться
в коллективное спасательное средство.
Гидрокостюмы изготавливаются двух
видов: из материалов с теплоизоляционными
свойствами (с теплоизоляцией) и из
материалов не обладающими теплоизоляционными
свойствами (без теплоизоляции).
Гидрокостюм без теплоизоляции должен
иметь маркировку указывающую на то,
что он должен одеваться на теплую одежду
и обеспечивать достаточную теплозащиту
после одного прыжка в нем в воду с высоты
4,5м так, чтобытемпература тела
человека не падала более чем на 20С
после пребывания его течение часа в
циркулирующей воде с температурой 50С,
при отсутствии волнения. Гидрокостюм
с теплоизоляцией должен обеспечивать
достаточную теплозащиту после одного
прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобывнутренняя температура тела человека
не падала более чем на 20С
после пребывания его в течение 6 часов
в циркулирующей воде от 0 до 20 С
при отсутствии волнения;
Гидрокостюм, обладающий плавучестью и
предназначенный для использования без
спасательного жилета, должен быть
снабжен сигнальным огнем и свистком
предписанным пунктом 2.1.11. Если гидрокостюм
требует использования спасательного
жилета, то спасательный жилет надевается
поверх гидрокостюма, без посторонней
помощи.
Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме
со спасательным жилетом должен быть
способен переворачиваться в пресной
воде из положения лицом вниз в положение
лицом вверх за время не более 5 секунд.
Требования Кодекса ЛСА к защитным
костюмам.
Защитный костюм должен изготавливаться
из водонепроницаемых материалов таким,
чтобы:
обеспечивалась его собственная
плавучесть не менее 70 H(7кг);
используемый материал снижал риск от
перегрева организма при спасательных
операциях и эвакуации; закрывалось все
тело за исключением лица, кистей рук, а
если разрешает Администрация и ног;
имелся карман для переносного УКВ
радиотелефона; обеспечивалось боковое
зрение в секторе не менее 120 градусов.
ЗК должен позволять одевшему его
человеку: подниматься и спускаться по
вертикальному трапу длинной не менее
5 м; прыгать в воду с высоты 4,5м без
получения телесных повреждений; проплыть
в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку
или плот; а также выполнять все вахтенные
обязанности по оставлению судна, оказания
помощи другим лицам, и пользование
дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает
теплозащиту после прыжка в воду с полным
погружением таким образом, чтобы
температура тела человека не падала
быстрее чем на 1,5˚С после первого
получасового пребывания в воде с
температурой 5˚ С.
Требования предъявляемые Кодексом
ЛСА к теплозащитным средствам
ТЗС изготавливается из водонепроницаемого
материала с коэффициентом теплопроводности
не выше 7800 Вт/(м2К)и
иметь такую конструкцию, которая снижала
бы потери тепла телом человека, как
конвенционным путем, так и через
испарение; закрывать все тело человека
в спасательном жилете, за исключением
лица. Должно быть таким, чтобы его можно
было распаковать и легко надеть без
посторонней помощи в спасательной
шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;
быть таким, чтобы человек мог снять его
в воде не более чем за 2 минуты, если оно
мешает ему плыть; выполнять свои функции
при температуре от — 30˚С до +20˚С.
Какое количество ГКС предусмотрено
на пассажирском судне в спасательных
средствах?
Для каждой имеющейся на борту всех
пассажирских судов спасательной шлюпки
должно быть предусмотрено, по меньшей
мере, три (3) ГК и , кроме того, по
теплозащитному средству на каждое лицо,
не имеющее ГК.
0Какое
количество ГКС предусмотрено на грузовом
судне?
Для каждой имеющейся на борту спасательной
шлюпки грузового судна должно быть
предусмотрено, по меньшей мере, три
гидрокостюма. Или если администрация
сочтет это необходимым и практически
возможным по одному гидрокостюму, на
каждое находящееся, на борту судна лицо.
Для остальных лиц теплозащитные средства.
ГКС и теплозащитные средства могут не
предусматриваться, если на каждом борту
имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка
свободного падения. На грузовых судах
(L<85м, кроме танкеров),
должно быть предусмотрено по одному ГК
на каждое находящейся, на борту лицо.
На 78 сессии Комитета по безопасности
на море (КБМ) ИМО были приняты поправки
к Конвенции СОЛАС 74 (Резолюция MSC.152(78)
от 21.05.04 г.). Резолюцией вносятся поправки
к Правилам 19, 20 и 32 Главы III. Поправки
вступили в силу с 01 июля 2006 года. Согласно
новому требованию Правила III/32.3 СОЛАС
74 на всех грузовых судах, начиная с 01
июля 2006 года, каждый находящийся на
борту человек должен быть обеспечен
гидрокостюмом. Для грузовых судов,
построенных до 01 июля 2006 года, дается
отсрочка до первого ближайшего
освидетельствования оборудования и
снабжения (ежегодное/промежуточное/очередное
освидетельствование), произведенного
01 июля 2006 года или после этой даты. На
грузовых судах традиционной архитектуры
с одной кормовой надстройкой, на которых
вахта несется на ходовом мостике и в
машинном отделении, гидрокостюмы (ГКС)
требуются в количестве, соответствующем
численному составу экипажа. Для людей
на вахте не требуется иметь дополнительные
ГКС, если ГКС постоянно хранятся в ясно
обозначенных местах вблизи расположения
коллективных спасательных средств или
мест сбора. В этом случае для вахты
необходимо иметь только спасательные
жилеты, требуемые Правилом III/7.2.1.2
Конвенции СОЛАС 74/96. Если ГКС закреплены
за каждым членом экипажа и хранятся в
каютах, то следует иметь дополнительные
ГКС, наряду с жилетами, на ходовом мостике
и в машинном отделении по числу несущих
вахту людей. На судах, на которых имеется
дополнительный спасательный плот в
носу, нет необходимости иметь дополнительные
гидрокостюмы вблизи этого плота. На
грузовых судах, на которых имеются места
несения вахты, удаленные от мест
постоянного хранения ГКС (не имеется в
виду эпизодическое нахождение людей в
каком-либо месте, удаленном от мест
постоянного хранения ГКС), следует иметь
дополнительные ГКС в количестве, равном
количеству людей, несущих вахту. Эти
ГКС должны постоянно храниться в местах
нахождения вахты. Данное положение в
каждом конкретном случае требует
специального рассмотрения Регистра.
Если гидрокостюмы не требуют ношения
спасательных жилетов, то есть удовлетворяют
положению пункта 2.3.1.2 Международного
Кодекса по спасательным средствам
(Кодекс ЛСА), то нет необходимости иметь
на судне спасательные жилеты, за
исключением тех, которые требуются
Правилом III/7.2.1.2 Конвенции СОЛАС 74/96.
Рис.
8
Гидрокостюм лишен
главного недостатка спасательного
жилета, а именно полного отсутствия
теплозащиты. Использование гидрокостюма
значительно увеличивает вероятность
выживания человека в холодной морской
воде.
Процесс надевания гидрокостюма
представлен далее на рисунках. Перед
тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно
надеть максимальное количество одежды
и снять обувь.
1.Наденьте гидрокостюм согласно
позициям 6,7,8.
2. Присядьте, чтобы выпустить
воздух из костюма – 9.
3 . Встаньте, застегните
грудную и лицевую части костюма -10.
Как правильно
выполнить прыжок в воду с борта судна
в спасательном жилете?
Для выполнения прыжка в воду с
высоты необходимо:
— надеть спасательный жилет; крепко
прижать СЖ руками;
осмотреть место приводнения, глубоко
вдохнуть,
оттолкнуться ногами от борта вперед,
лицом к морю;
Рис.
6
— в полете: согнуть ноги в коленях,
прижать к груди
СЖ руками, чтобы исключить травмы при
рывке
от удара о воду, голову держать прямо,
чтобы не удариться
лицом о воду.
Как правильно
выполнить прыжок в воду с борта судна
в гидрокостюме?
Для выполнения прыжка в воду с высоты
необходимо:
Присесть и выжать воздух из ГК, руки
скрестить на груди, удерживать клапан
и капюшон от сбрасывания при ударе о
воду; сделать глубокий вдох, оттолкнуться
ногами от борта судна (если ничего не
мешает сделать шаг вперед); голову
держать прямо, чтобы не удариться лицом
о воду; при входе в воду ноги удерживать
вертикально, не давая им всплыть вперед
головы, при всплытии сделать выдох,
удерживаться на спине, надуть подушку.
Как правильно
удержаться на воде без спасательного
жилета и в спасательном жилете?
Оказавшись в воде, прежде всего,
необходимо сориентироваться относительно
непосредственной опасности, чтобы
избежать ее.
В спасательном жилете: пока послушны
руки, следует оправить на себе одежду
и жилет, а ночью включить сигнальную
лампочку(дернуть за шнур включателя
батареи или шнур водоналивной батарейки,
встречаются лампочки которые автоматически
включаются при попадании в воду). Для
привлечения внимания воспользуйтесь
свистком, звук которого слышен над водой
лучше крика.
Для уменьшения потери тепла в воде,
подтяните ноги к животу, руки прижмите
к бокам и груди. При такой позе обмывание
водой самых чувствительных частей тела
уменьшается, а время выживания при
неподвижности увеличивается в 2 раза.
Если в воде рядом находятся несколько
человек, необходимо как можно теснее
прижаться друг к другу, сохраняя
вертикальное положение, в ночное время
включить один сигнальный огнь на
спасательном жилете и ждать помощи.
При плавании в спасательном жилете (
при сильном волнении) в ожидании помощи
необходимо удерживать корпус тела под
углом 30-400 к поверхности моря, на
спине, опираясь головой на подголовник
жилета, подрабатывая ногами, удерживать
против волны. При большом волнении
приводить корпус тела в вертикальное
положение для уменьшения заливания
лица. Подплывая к спасательному средству,
работать руками и ногами на спине,
оберегая голову от удара о спасательное
средство, разворачиваясь ногами вперед,
остерегаясь затягивания под корпус
спасательного средства.
Без спасательного жилета: корпус тела
приводится в горизонтальное положение
на спине, подрабатывая ногами; руки
расставить перпендикулярно телу, а ноги
немного раздвинуть, стараясь увеличить
не омываемую поверхность тела. Лишних
движений не совершать, лежать спокойно,
ждать спасения, соблюдать выдержку и
хладнокровие.
«Человек
за бортом» Вы очевидец. Ваши действия?
-
Если Вы обнаружили человека за бортом,
кричите как можно громче: -
Человек за бортом, правый борт/левый
борт! -
Немедленно выбрасывайте за борт
спасательный круг. -
Поднимите тревогу и сообщите на мостик.
-
По необходимости выбрасывайте другие
спасательные круги. -
Вытянутой рукой показывайте в сторону
потерпевшего.
Соседние файлы в папке КУРС СШиП_1
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #