Одним
из самых влиятельных теоретиков
менеджмента XX века является Питер
Фердинанд Друкер
(нем. Peter
Ferdinand Drucker;
19 ноября 1909 – 11 ноября 2005) – американский
ученый австрийского происхождения,
экономист, публицист, педагог. Питера
Друкера можно с уверенностью отнести
к истинным классикам мировой управленческой
мысли (см.
доп. материал).
Его
работы широко известны во всем мире.
Они издаются и переиздаются большими
тиражами и служат источниками для
изучения современной теории бизнеса
во многих университетах и бизнес-школах.
В его научных трудах затрагивается
широкий круг экономических и политических
проблем, но знаменитым он стал благодаря
работам по вопросам управления. П. Друкер
сформировал теорию о глобальном рынке,
является автором концепции «информационного
работника». Главным вкладом ученого
является систематизация знаний по
проблемам управления и выделение
менеджмента в отдельную науку.
Одними
из первых работ П. Друкера являются
«Концепция корпорации» и «Практика
менеджмента». В них П. Друкер выделил
три основополагающие функции менеджера:
управление бизнесом, управление другими
менеджерами и управление работниками.
Наиболее известна концепция П. Друкера
об управлении
по целям (Management
by
Objectives
– МВО). Это
система менеджмента, в соответствии с
которой конкретные рабочие цели
вырабатываются совместно с подчиненными
и их менеджерами, прогресс продвижения
к ним периодически оценивается, а
вознаграждения распределяются на основе
этой оценки.
В
1966 году Питер Друкер выпустил книгу
«Эффективный
управляющий»
(«The Effective
Executive»). В
этой работе ученый выступил не только
в качестве теоретика, но и в качестве
практика, дающего конкретные советы.
Друкер утверждает, что эффективности
нельзя научить, но ей можно и нужно
научиться самому.
В
течение шести десятилетий П. Друкер был
советником таких топ-менеджеров, как
Уолтер Ристон из Citicorp,
Давид Рокфеллер из Chase
Manhattan Corp.,
Генри Льюс из Time
Inc., Марк
Уиллес из Times
Mirror Co.
Контрольные вопросы:
1.
Назовите
наиболее известных представителей
школы количественных методов.
2.
В
каких ситуациях
использование
количественных методов исследования
приобретает особую важность?
3.
На какие научные
теории опираются количественные методы
в менеджменте?
4.
В чем заключается
системный подход к менеджменту?
5.
В какие годы
получил развитие системный подход к
менеджменту?
6.
В чем заключается
ситуационный подход к менеджменту?
7.
Кем впервые
была предложена общая теория систем?
8.
О чем говорит
слово «открытая» в термине «открытая
система» применительно к хозяйственным
организациям?
9.
Кто в 1920-е годы
первым сформулировал «закон ситуации»?
10.
Что называется
процессом в менеджменте?
11.
Что такое
целенаправленность процесса?
12.
Что в рамках
процессного подхода означает термин
«взаимодействие»?
Практические задания:
Задание
1. Прочитайте
кейс «Развитие компании «Инфо-Инвест».
Компания
«Инфо-Инвест» работает на рынке
информационных технологий около десяти
лет, оказывая услуги по разработке и
установке корпоративных информационных
сетей и систем информационной безопасности.
В
момент образования компании в 2001 году
численность ее сотрудников, включая
основателя, занимавшего тогда пост
Генерального директора, составляла
всего девять человек. В 2002 году в компании
уже работали 32 сотрудника. В 2005-м
численность персонала увеличилась до
56 человек. В этом же году у компании
насчитывалось всего пять постоянных
клиентов, но уже к началу 2007 года
количество заказчиков, заключивших
договора с «Инфо-Инвест» на условиях
длительного обслуживания сетей, достигло
двадцати двух. При этом чистая прибыль
компании по сравнению с 2005 годом выросла
почти в 3 раза.
В
2011 году численность персонала составляет
более 120 человек. Прибыль превышает 150
млн. руб. в год, что на 90 млн. руб. больше,
чем в 2007 году. В 2009 году компания заключила
два договора о стратегическом партнерстве:
с банком «Регион-Развитие» и компанией
«Oracle». По прогнозам в 2012 прибыль должна
вырасти в 1,5 раза за счет заключения
договоров еще с пятью постоянными
клиентами.
Учредители
«Инфо-Инвест» полагают, что успех
компании обусловлен тем, что с 2005 по
2006 годы удалость создать команду
эффективных менеджеров, владеющих
современными технологиями управления.
Задания:
1.
Ответьте на
вопросы:
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Чем |
|
2 |
По |
2.
Составьте
таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте
количественные характеристики,
используемые в кейсе, по их содержанию.
№ |
Название |
Единица |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
3.
Постройте
два-три графика, иллюстрирующих динамику
развития компании «Инфо-Инвест».
График |
График |
График |
Задание
8. Ситуационный подход
Вспомните
какой-либо эпизод из понравившейся вам
книги, фильма или мультфильма. Кратко
опишите его. Запишите происходящие в
эпизоде события, которые можно было бы
назвать признаками или симптомами
складывающейся ситуации. Можно ли по
этим признакам правильно понять ситуацию?
Что необходимо для более точной
идентификации ситуации?
Задание
9. Процессный подход
Поставьте
перед собой цель – успешно сдать экзамен
по какой-либо дисциплине. Представьте
управление достижением этой цели в виде
процесса, состоящего из четырех
взаимосвязанных этапов. Запишите в
диаграмме названия этих этапов (см.
образец ниже). Запишите также, какие
коммуникации (общение, информация и
т.п.) потребуются вам для этого.
Задание
10. Системный подход
На
рисунке (см. ниже) приведена упрощенная
схема взаимодействия кондитерской
фабрики с компаниями-партнерами.
1.
Скопируйте
схему и обозначьте на ней:
а)
буквами –
компании-партнеры (в фигурах);
б)
цифрами –
потоки ресурсов (над стрелками).
О
М
У
Ф
З |
1
2
3
4
5 |
2.
Опишите
проблемы, которые могут возникнуть у
кондитерского комбината, в случае
«выпадения» из системы одного элемента,
укажите примерное время наступления
последствий.
Элемент |
Проблема |
Время |
Продуктовый |
||
Один |
||
Завод |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подборка по базе: Все мои задачи.docx, Решение задач.ppt, Лабор. практикум по бухгалтерскому учету.doc, Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.docx, Технологическая карта Решение задач 2 класс.doc, типовая задача 5.pdf, Метод.рекомендации по подготовке уч-ся к решению задая по паниме, схема для задач.docx, ЭПП задача по нормативам.docx, ФОС задачи (4).docx
Практикум по решению задач № 1 Тема 1. Понятие менеджмента.
Цель: практическое изучение основных функций менеджмента.
Обучаемым предлагается:
1. Привести примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности.
2. Перерисовать и заполнить следующую таблицу (см. пример):
Вид
деятельности |
Основные функции менеджмента | ||||
Планирование | Организация | Мотивация | Контроль | Координация | |
Магазин
(пример) |
Объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров. | Распределение обязанностей между консультанта-ми; отчетность кассиров перед старшим кассиром. | Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессио-нальный рост: стажер — продавец — ст. продавец. | Рабочего времени и качества работы продавцов; количества товаров на складе; объемов продаж. | Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком. |
Автозавод | |||||
Университет | |||||
Ресторан | |||||
Спортивный комплекс | |||||
Другая организация |
Ожидаемый результат: формирование понимания сущности основных функций менеджмента и специфики их реализации в организациях различных видов экономической деятельности.
Практикум по решению задач № 2 Тема 2. История теории и практики управления.
Цель: практическое изучение основ системного подхода к менеджменту.
Обучаемым предлагается:
1. Изучить упрощенную схему взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
2. Перерисовать схему и обозначить на ней:
а) буквами — компании-партнеры (в фигурах);
б) цифрами — потоки ресурсов (над стрелками).
Условные обозначения:
О — оптовая торговая фирма «Мир продуктов»;
М — магазин розничной торговли «Сапфир»;
У — Московский государственный университет пищевых производств;
Ф — фабрика, производящая продукты питания ООО «Заря»;
З — завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш».
1 — какао, сахар, масло;
2 — потенциальные работники комбината;
3 — выручка кондитерского комбината (деньги);
4 — пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);
5 — готовые кондитерские изделия.
3. Описать проблемы, которые могут возникнуть у кондитерского комбината, в случае «выпадения» из системы одного элемента, указать примерное время наступления последствий.
Ожидаемый результат: формирование первичного навыка описания и анализа деятельности предприятия на основе системного подхода к менеджменту.
Практикум по решению задач № 3 Тема 3. Планирование деятельности организации.
Цель: Формирование у обучаемых первичных способностей распределению и делегированию полномочий персонала.
Задание:
1. Представьте себя в роли руководитель информационно-аналитического отдела, занимающегося поиском и обработкой информации, необходимой топ-менеджменту компании ООО «Техно-Инвест» для принятия стратегических решений.
2. Изучите условия и задачи:
Отделу необходимо срочно подготовить доклад-презентацию о популярности среди молодежи современных Интернет-планшетов. Доклад-презентация должен быть составлен на основе результатов предварительного анализа рынка. Он должен включать в себя презентацию в MS Power Point (с таблицами, диаграммами и т.п.) и доклад на 10-12 минут.
Время, отводимое на подготовку доклада – один рабочий день. Распорядок работы отдела: рабочее время – 9.00-18.00; перерыв – 13.00-14.00.
Кадровый состав информационно-аналитического отдела:
• Вы – руководитель отдела, опытный менеджер, хорошо знающий способности своих сотрудников.
• Анна – секретарь-референт, опытный специалист по подготовке текстов, член Союза писателей г. Москвы.
• Андрей – опытный инженер-программист, разработчик систем поиска информации в Интернет.
• Николай – экономист, хорошо разбирающийся в специфике рынка информационных технологий.
• Елена – математик, специалист по статистике, умеет строить удобные для восприятия диаграммы и графики.
• Наталия – специалист по работе с изображениями и презентациями, опытный дизайнер, имеет сертификат пользователя MS Power Point.
Ресурсы и оборудование, имеющиеся в распоряжении отдела:
• рабочее помещение на шесть человек;
• персональный компьютер №1 (с выходом в Интернет);
• персональный компьютер №2 (без выхода в Интернет);
• цветной принтер;
• носители информации (диски, флэш-карты и т.п.);
• канцелярские принадлежности;
• телефон;
• компьютерный проектор с экраном.
3. Составить план срочной работы вашего отдела на следующий рабочий день (см. образец оформления плана).
4. Необходимо учесть рекомендации по составлению плана:
а) подумать, на какие этапы (задачи) следует разбить работу отдела и в какой последовательности они должны выполняться;
б) подумать, какое мероприятие следует провести в начале рабочего дня (до начала выполнения задания каждым сотрудником), а какое – в конце;
в) правильно распределить задачи, время и ресурсы между исполни-телями исходя из их способностей и навыков;
г) при составлении плана срочной работы следует учитывать, что у каждого сотрудника отдела уже есть свое задание в соответствии с ранее составленным оперативным планом на текущий месяц (такие задания мож-но обозначать фразой «текущее задание»);
д) форма для составления плана приведена на следующей странице;
е) нарисовать диаграмму Ганта, отражающую последовательность и взаимосвязанность этапов плана.
Контрольная работа № 1.
Задание 9.Прочитайте кейс. Письменно ответьте на вопросы:
а) чем занимается компания «Инфо-Инвест»?
б) по каким характеристикам можно судить о развитии компании?
Развитие компании «Инфо-Инвест»
Компания «Инфо-Инвест» работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с «Инфо-Инвест» на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3 раза.
В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн руб. в год, что на 90 млн руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком «Регион-Развитие» и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г. прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.
Учредители «Инфо-Инвест» полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г. удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задание 10. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики, используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики | Единица измерения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание 11.Поставьте перед собой цель успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
|
Задание 12.На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
1. Обозначьте на ней:
а) буквами — компании-партнеры (в фигурах):
О — оптовая торговая фирма «Мир продуктов»;
М — магазин розничной торговли «Сапфир»;
У — Московский государственный университет пищевых производств;
Ф — фабрика, производящая продукты питания, ООО «Заря»;
З — завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш»;
б) цифрами — потоки ресурсов (над стрелками):
1 — какао, сахар, масло;
2 — потенциальные работники комбината;
3 — выручка кондитерского комбината (деньги);
4 — пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);
5 — готовые кондитерские изделия.
Первое упоминание о процессном подходе как отдельной области исследования относится к 1920-м гг., когда в одной из компаний, где клерки работали с документами, был проведен анализ эффективности работы с использованием процессного подхода. Руководитель решил проанализировать, как часто сидящие в одном большом помещении сотрудники передают друг другу документы. Была составлена схема, отражающая размещение сотрудников в помещении и все возможные взаимодействия между ними. За небольшой промежуток времени была собрана статистика всех взаимодействий. По результатам анализа была проведена простая оптимизация: наиболее часто взаимодействующих между собой сотрудников посадили рядом. В результате меньше времени тратилось на передачу документов. Это стало первым известным примером проведения описания и оптимизации процессов в бизнесе.
Традиционно управление организациями строилось через выделение и обособление отдельных функций управления: планирования, контроля, учета, финансов, кадров, маркетинга, снабжения, сбыта и т.д. В 1980-е гг. появились идеи перехода к принципиально новому виду построения организаций и группировке в них работ — управлению через бизнес-процессы.
Основой любого процесса является целенаправленность, взаимодействие и последовательность. Целенаправленность — это способность процесса достигать определенного результата — обязательный элемент процессного подхода и основной критерий оценки для выбора процессов и показателей эффективности.
Примечание. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и связующих процессов — коммуникации и принятия решения (рис. 1.3).
Иллюстрация процессного подхода к управлению
─────────── ────────────── ─────────── ────────────── ──────────
Маркетинг Исследования Закупки Производство Сбыт
/ / / и разработки / / / / / / /
/───────┬───/ /──────┬───────/ /──────┬────/ /───────┬──────/ /────┬─────/
/│ /│ /│ /│ /│
┌──┴────────────┴────────────────┴──────────────┴─────────────┴──┐
│ ┌────────────┐ │
┌──┴─────────┐ ┌───>│Планирование├─────┐ │
┌┴───────────┐│ │ └────────────┘ │/ │
┌┴───────────┐├┘ ┌────┴─────┐ ┌──────┴────┐ ┌────────┴───┐
│Коммуникация├┘ │ Контроль │ │Организация│ ┌┤ Принятие │
│ │ └────┬─────┘ └──────┬────┘ ┌┤│ решения │
└────┬───────┘ /│ ┌────────────┐ │ ││└───────────┬┘
│ └────┤ Мотивация │<────┘ │└───────────┬┘
│ └────────────┘ └──────────┬─┘
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1.3
Взаимодействие — важная категория, определяющая, насколько результат, полученный в ходе процесса, соответствует потребностям потребителя этого результата. Причем под термином «потребитель» далеко не всегда понимается клиент организации, это может быть сотрудник другого, а иногда и того же отдела, управляющий частью общего процесса компании.
Последовательность (поток) представляет собой очередность действий, выполняемых в соответствии со всеми установленными условиями и определяющих направление дальнейшего движения. Правильно выстроенная последовательность позволяет избавиться от ненужных операций, сократить длительность и стоимость процесса, добиться улучшения качества результата.
Чтобы достичь поставленных целей, менеджмент компании должен уметь управлять необходимыми процессами, обеспечивая их взаимосвязанное исполнение. Для этого необходимо создать так называемую процессную структуру компании — связь процессов с системой ее целей (целевой структурой компании).
Процессы можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Основными называются процессы, в результате которых создается добавленная стоимость (новое качество). Такие процессы «пересекают» различные бизнес-функции компании. Внутри их происходит взаимодействие организации с партнерами и потребителями. К данной категории относятся снабжение, производство, сбыт, логистика. Вспомогательные процессы — это процессы управления (планирование, учет, анализ), процессы создания инфраструктуры управления и бизнеса (информационного обеспечения, системы качества, производственных систем); процессы разработки новых продуктов и услуг.
В современном понимании процессный подход — это управление организацией путем построения системы процессов, управления ими и постоянного улучшения процессов в целях построения системы менеджмента качества — совокупности организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Например, в международных стандартах системы менеджмента качества о процессном подходе говорится следующее.
Для любознательных… Из международного стандарта ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности»…
Настоящий международный стандарт стимулирует применение процессного подхода при разработке и внедрении системы менеджмента качества и повышении ее результативности и эффективности в целях повышения удовлетворенности заинтересованных сторон за счет обеспечения соответствия их требованиям.
Чтобы организация действовала результативно и эффективно, она должна определить и управлять рядом связанных работ (деятельностей). Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях приобретения способности превращать входы в выходы, рассматривается как процесс. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход для следующего.
Применение внутри организации системы процессов совместно с идентификацией, взаимодействием и управлением этими процессами может быть названо процессным подходом.
Преимуществом процессного подхода является возможность осуществления текущего (оперативного) управления посредством связи между отдельными процессами внутри системы процессов, их объединения и взаимодействия.
Ситуационный подход к менеджменту. В основе ситуационного подхода к менеджменту лежит понятие «ситуация» (от средневекового лат. situatio — положение) — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.
В современных условиях внутренняя и внешняя среда любой организации подвержены резким изменениям. Постоянно возникают такие обстоятельства, которые сильно влияют на организацию в каждый конкретный период времени. Набор возникающих в организации обстоятельств и условий и называют управленческой (организационной) ситуацией.
Еще в 1920-е гг. Мэри Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний. В 1940 — 1950-х гг. в теории управления развивалась эмпирическая школа. Представители этой школы Питер Ф. Друкер, А. Чандлер и Р. Дэйвис особое значение придавали распространению опыта, конкретных приемов и методов управления. Толчком к созданию ситуационной теории послужили исследования Т. Бернса и Г. Сталкера, проведенные ими в 1960 — 1961 гг. на двадцати машиностроительных, электронных и текстильных фирмах Великобритании.
Подлинными основателями ситуационного подхода к изучению организаций признаются американские исследователи П. Лоуренс и Дж. Лорш, развившие модель Бернса и Сталкера. Разработанная ими модель основана на конкретных характеристиках, детально описывающих ситуацию. В рамках этой модели каждая ситуация может рассматриваться как однородная или разнородная, агрессивная или нейтральная, сплоченная или разобщенная и т.д.
Примечание. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившейся ситуации.
Методология ситуационного подхода к управлению состоит в том, что от менеджера требуется (см. рис. 1.4):
1) знание методов управления, доказавших свою эффективность;
2) умение прогнозировать вероятные последствия применения каждого метода управления;
3) навык правильной идентификации (распознавания) сложившейся ситуации;
4) навык выбора оптимального для данной ситуации решения (метода управления).
Иллюстрация методологии ситуационного подхода к управлению
┌────────────────┐
│ Методы │
│ управления │
└───┬──┬──┬──┬───┘
┌──── Внешние ┌ Симптомы Оценка ┐ │ │ │ │
│ факторы │ ситуации ситуации │ │ │ │ │
│ ├─┐ │ │/│/│/│/
┌┼─┘ ┌──────────┐ ┌ └─┘ ┐ ┌───────────────┐ │ ┌───┴──┴──┴──┴───┐
│├─┐ │ │─┼─────┼─>│ │ │ │ │
│└─┘ /│ │ │ │┌┼─┘ │ │┌──┘
└──┐/ │ │─┼─────┼─>│ Идентификация ││├─┐ │ Выбор ││┌─┐
│ Ситуация │ │ (оценивание) ││└─┘ /│ оптимального ││├─┘ /
┌──┘ │ │─┼─────┼─>│ ситуации │└──┐/ │ метода │└┼─┐/
│┌─┐ │ │ │ │ │ │ │
│├─┘ /│ │─┼─────┼─>│ │ │ │ │
└┼─┐/ └──────────┘ └ ─ ─ ┘ └───────────────┘ └────────────────┘ │
│ │
└─── Внутренние факторы Оптимальное решение ┘
Рис. 1.4
Вклад П. Друкера в теорию и практику менеджмента. Одним из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в. является Питер Фердинанд Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker; 1909 — 2005) — американский ученый австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог. Питера Друкера можно с уверенностью отнести к истинным классикам мировой управленческой мысли.
Его работы широко известны во всем мире. Они издаются и переиздаются большими тиражами и служат источником для изучения современной теории бизнеса во многих университетах и бизнес-школах. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер сформировал теорию о глобальном рынке, является автором концепции «информационного работника». Главный вклад ученого — систематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента в отдельную науку.
Одними из первых работ П. Друкера являются «Концепция корпорации» и «Практика менеджмента». В них П. Друкер выделил три основополагающие функции менеджера: управление бизнесом, управление другими менеджерами и управление работниками. Наиболее известна концепция П. Друкера об управлении по целям (Management by Objectives — MBO). Это система менеджмента, в соответствии с которой конкретные рабочие цели вырабатываются совместно с подчиненными и их менеджерами, прогресс продвижения к ним периодически оценивается, а вознаграждения распределяются на основе этой оценки.
В 1966 г. Питер Друкер выпустил книгу «Эффективный управляющий» («The Effective Executive»). В этой работе ученый выступил не только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Друкер утверждает, что эффективности нельзя научить, но ей можно и нужно научиться самому.
В течение шести десятилетий П. Друкер был советником таких топ-менеджеров, как Уолтер Ристон из Citicorp, Давид Рокфеллер из Chase Manhattan Corp., Генри Льюс из Time Inc., Марк Уиллес из Times Mirror Co.
1.5. Развитие управленческой мысли в России
В развитии науки о менеджменте в России можно выделить пять периодов:
1) 1900 — 1910-е гг. — этап зарождения;
2) 1920-е гг. — этап интенсивного развития на мировом уровне;
3) 1930 — 1950-е гг. — этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
4) 1960 — 1980-е гг. — этап активного возрождения;
5) 1990-е гг. — по настоящее время — этап «догоняющего» развития.
В начале XX в. в научной общественности России широкое распространение получили идеи Ф. Тейлора. Настоящий «тейлоровский бум» пришелся на 1911 — 1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда (НОТ) — Ф. Гилбрета, Г. Гантта и др.
Мощный толчок процессу становления отечественной науки о менеджменте дала первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г. Среди основных докладчиков были такие российские ученые, как Александр Александрович Богданов, Владимир Михайлович Бехтерев, Осип Аркадьевич Ерманский, Станислав Густавович Струмилин, Алексей Капитонович Гастев и др.
Именно после проведения этой конференции в России начали создаваться десятки специализированных институтов, лабораторий, опытных станций по научной организации труда. Такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Есманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и др., начали формировать первые отечественные научные школы. Основной задачей научно-исследовательских институтов и лабораторий являлось создание систематизированных концепций в области менеджмента.
Как отмечалось выше, основы современных представлений о теории организации были заложены российским ученым, выдающимся мыслителем-энциклопедистом XX в. Александром Александровичем Богдановым (Малиновским) (1873 — 1928). Его основным трудом является книга «Тектология. Всеобщая организационная наука», исходным пунктом которой стало признание, что к изучению любого явления необходимо подходить с точки зрения его организации.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927). К сожалению, до сих пор недостаточно исследованы организационно-управленческие идеи выдающегося русского ученого в области психологии академика Владимира Михайловича Бехтерева. В основе его взглядов лежала мысль о том, что научно организованный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от «тейлоризма» и «фордизма» в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо.
Алексей Капитонович Гастев (1882 — 1939). Одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области управления был основатель Центрального института труда (ЦИТ) Алексей Капитонович Гастев, создавший собственную научную школу. А. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, справедливо полагая, что успешное развитие отечественной организационно-управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в развитых странах. Однако в отличие от идей Ф. Тейлора в теории А. Гастева центральное место занимал человеческий фактор. По существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе А. Гастев и его сторонники обосновали решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.
Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, как Я.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельбицкий и др. Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений».
Николай Андреевич Витке (1893(4?) — дата смерти неизвестна). Еще в 1925 г. Н.А. Витке утверждал, что «современный администратор — это прежде всего социальный техник или инженер — в зависимости от его положения в организационной системе — строитель людских отношений».
«Сами по себе, — рассуждал Витке, — ни самая точная распланировка производственного процесса, ни самая идеальная регламентация служебных функций, ни самая механизированная регулировка… не способны создать эффективную организацию. Против воли людей или даже при отсутствии этой воли не сложить социально-трудового автоматизма… не создать социально-трудовой организации: аппарат будет безжизненным».
В отличие от большинства советских ученых, работавших в направлении научной организации труда (НОТ), Н. Витке сделал акцент на рационализацию не отношений «человек — техника», а отношений «человек — человек», обозначив тем самым новое научное направление. Он рассматривал человека в качестве единственно возможного объекта управления, понимая под управлением направление воли людей и их энергии для достижения цели. Административную функцию в управлении Н. Витке считал центральной, интегрирующей другие направления управленческой работы.
Н. Витке и его сторонники подчеркивали значимость авторитета руководителя, указывая, что подлинный авторитет основывается не на страхе подчиненных, а на действительном уважении, которое руководитель может только заслужить. По мнению Н. Витке, для того чтобы быть подлинным лидером, руководитель должен иметь сильный характер, твердую волю и определенные взгляды, он должен четко знать, чего хочет, к чему стремится, и все в коллективе должны это чувствовать. Его распоряжения должны быть точны и определенны.
Наиболее полно идеи научной школы Н.А. Витке изложены в его главной работе «Организация управления и индустриальное развитие», 1925 г. К сожалению, на определенном историческом этапе идеи Н.А. Витке встретили в нашей стране непонимание и жесточайшую критику.
В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в СССР состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка». Были закрыты многие институты и лаборатории НОТ, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы Центра.
К счастью, к концу 1950-х — началу 1960-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. Рост масштабов производства и числа хозяйственных связей усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. При этом в эти годы снова стал возможным доступ к западной литературе по менеджменту. Эти обстоятельства породили сильнейший «управленческий бум», продолжавшийся до 1980-х гг.
Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что данная глава учебника представляет собой лишь краткий обзор истории управленческой мысли, предназначенный для первоначального ознакомления с проблематикой менеджмента в его исторической ретроспективе. Для более глубокого и всестороннего изучения процесса развития менеджмента как науки рекомендуем прочитать следующие книги:
1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
2. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001 (Бизнес-класс).
3. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: ИНФРА-М, 2010 (Учебники ЭФ МГУ им. Ломоносова).
Контрольные вопросы
1. Как классифицируются научные направления менеджмента?
2. В чем состоит вклад в научный менеджмент Фредерика Тейлора?
3. В чем состоит вклад в науку об управлении Анри Файоля?
4. В чем состоит вклад в науку об управлении Питера Друкера?
5. Дайте общую характеристику гуманитарному направлению менеджмента.
6. Объясните сущность системного подхода к менеджменту.
7. Объясните сущность ситуационного подхода к менеджменту.
8. Объясните сущность процессного подхода к менеджменту.
9. Назовите российских ученых, внесших вклад в развитие менеджмента в России.
Практикум к главе 1
Задание 1. Классификация направлений и школ менеджмента
Запишите названия изученных школ и подходов менеджмента в соответствии с приведенной ниже схемой.
┌─────────────────────────────────────┐
│ Научные направления │
└────────────────┬────────────────────┘
│
│ ┌────────────────────────────────┐
├────┤ Классическое │
│ └────────────────┬───────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 1.1 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 1.2 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ └───┤ 1.3 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
├────┤ Гуманитарное │
│ └────────────────┬───────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 2.1 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ └───┤ 2.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
└────┤ Современное │
└────────────────┬───────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.1 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.3 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
└───┤ 3.4 │
└──────────────────────────────┘
Задание 2. Школа научного менеджмента
1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда? В чем состоял его вклад в развитие идей школы? Как вы думаете, за что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?
Задание 3. Административная школа
1. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже), придумайте и запишите краткие примеры реализации каждого принципа.
N п/п | Принципы | Собственные объяснения и примеры |
1 | Разделение труда | |
2 | Власть | |
3 | Дисциплина | |
4 | Единство распорядительства (командования) | |
5 | Единство руководства | |
6 | Подчинение частных интересов общему | |
7 | Вознаграждение | |
8 | Централизация | |
9 | Иерархия | |
10 | Порядок | |
11 | Справедливость | |
12 | Постоянство состава персонала | |
13 | Инициатива | |
14 | Единение персонала |
Задание 4. Бюрократическая школа
1. Дайте характеристику бюрократической школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Почему понятие «бюрократия» в наши дни часто употребляется в негативном значении? Дайте свою оценку этому понятию с учетом изученного материала.
Задание 5. Школа человеческих отношений
1. Дайте характеристику школе человеческих отношений: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Что такое хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).
Задание 6. Школа наук о поведении
1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Вспомните основные положения теорий X и Y, предложенных американским ученым Дугласом Мак-Грегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе менеджером? Почему?
Задание 7. Школа количественных методов
Прочитайте кейс:
Развитие компании «Инфо-Инвест»
Компания «Инфо-Инвест» работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с «Инфо-Инвест» на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3 раза.
В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн руб. в год, что на 90 млн руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком «Регион-Развитие» и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г. прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.
Учредители «Инфо-Инвест» полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г. удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задания:
1. Письменно ответьте на вопросы:
а) чем занимается компания «Инфо-Инвест»?
б) по каким характеристикам можно судить о развитии компании?
2. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики, используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики | Единица измерения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
3. Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании «Инфо-Инвест».
Задание 8. Ситуационный подход
Вспомните какой-либо эпизод из понравившейся вам книги, фильма или мультфильма. Кратко опишите его. Запишите происходящие в эпизоде события, которые можно было бы назвать признаками или симптомами складывающейся ситуации. Можно ли по этим признакам правильно понять ситуацию? Что необходимо для более точной идентификации ситуации?
Задание 9. Процессный подход
Поставьте перед собой цель успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│1├───────────── │2├───────────── │3├───────────── │4├─────────────
└─┘ └─┘ └─┘ └─┘
/ / / / / / / /
/───────────────/ /───────────────/ /───────────────/ /───────────────/
Задание 10. Системный подход
На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
┌───┐ ┌────────────────────┐ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ ┌──>│ │
└───┘ │ │ │ └───┘
┌───┐ │ │ ┌───┐ │ ┌───┐
│ ├───────────────>│Кондитерская фабрика├────────>│ ├─────────┼──>│ │
└───┘ │ │ └─┬─┘ │ └───┘
┌───┐ │ │ │ │ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ │ └──>│ │
└───┘ ┌─>│ │ │ └───┘
│ └────────────────────┘ │
└───────────────────────────────────┘
1. Перерисуйте схему и обозначьте на ней:
а) буквами — компании-партнеры (в фигурах):
О — оптовая торговая фирма «Мир продуктов»;
М — магазин розничной торговли «Сапфир»;
У — Московский государственный университет пищевых производств;
Ф — фабрика, производящая продукты питания, ООО «Заря»;
З — завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш»;
б) цифрами — потоки ресурсов (над стрелками):
1 — какао, сахар, масло;
2 — потенциальные работники комбината;
3 — выручка кондитерского комбината (деньги);
4 — пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);
5 — готовые кондитерские изделия.
На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
┌───┐ ┌────────────────────┐ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ ┌──>│ │
└───┘ │ │ │ └───┘
┌───┐ │ │ ┌───┐ │ ┌───┐
│ ├───────────────>│Кондитерская фабрика├────────>│ ├─────────┼──>│ │
└───┘ │ │ └─┬─┘ │ └───┘
┌───┐ │ │ │ │ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ │ └──>│ │
└───┘ ┌─>│ │ │ └───┘
│ └────────────────────┘ │
└───────────────────────────────────┘
1. Перерисуйте схему и обозначьте на ней:
а) буквами — компании-партнеры (в фигурах):
О — оптовая торговая фирма «Мир продуктов»;
М — магазин розничной торговли «Сапфир»;
У — Московский государственный университет пищевых производств;
Ф — фабрика, производящая продукты питания, ООО «Заря»;
З — завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш»;
б) цифрами — потоки ресурсов (над стрелками):
1 — какао, сахар, масло;
2 — потенциальные работники комбината;
3 — выручка кондитерского комбината (деньги);
4 — пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);
5 — готовые кондитерские изделия.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Отдельный скрипач сам управляет собой,
оркестр нуждается в дирижере.
К.Маркс
— Понятия «менеджмент» и «управление»
— Понятие «организация»
— Система менеджмента в организации
— Основные функции менеджмента
— Методы менеджмента
— Виды менеджмента
2.1. Понятия «менеджмент» и «управление»
Современный термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность — результативное и эффективное управление организациями.
Примечание. Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрирование) — это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Что же означает понятие управление?
Примечание. Управление — это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 2.1).
Упрощенная схема процесса управления
Ограничения и критерии Воздействия
эффективности управления разнообразных факторов
┌┐ ┌┐
┌ Цель ┘└/ ┌ Управленческое ┘└/ Результат ┐
│ управления / │ воздействие / управления │
│ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐ │
│ │ │ │ │ │ │
┌┼─┘ │ │ ┌┼─┘ │ │ ┌┼─┘
│├─┐ │ Субъект управления │ │├─┐ │ Объект управления │ │├─┐
│└─┘ / │ (руководитель, │ │└─┘ / │ (организация, │ │└─┘ /
└──┐/ │ менеджер, координатор)│ └──┐/ │ подразделение, сотрудник)│ └──┐/
│ │ │ │
┌──>│ │ │ ├────┐
│ └───────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │
│ Обратная связь │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2.1
Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров могут значительно повыситься объемы производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п.
Говорят гуру… Установите четкие критерии успеха. Можно легко запутаться в том, что на самом деле демонстрирует успех. Продажи ли это, или прибыли, или возврат вложенного капитала.
С.Крейнер
Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность». Результативность — это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность — это способ достижения цели, образно говоря — путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность — это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Говорят гуру… Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг <1>.
———————————
<1> Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
И.Н.Герчикова
Под ограничениями понимаются те условия (ситуации), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафные санкции по отношению к сотрудникам — законами государства и т.п.
Важным элементом процесса управления является обратная связь — передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь — это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.
Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником — это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы «субъект управления» — тот, кто управляет, — имел четкие ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны прийти?)
2. Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? (Каких результатов мы уже достигли?)
3. Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?)
4. Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?)
Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности от ее деятельности путем рациональной организации производственного процесса. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Иногда для объяснения, что такое управление, используется следующее определение.
Примечание. Управление — это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.
Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:
1) материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.);
2) финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.);
3) человеческие (работники, персонал организации);
4) информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.);
5) временные (рабочее время).
Как мы видим, управление — это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат — продукция, которую производит предприятие, или услуги, оказываемые клиентам.
Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем». Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент — это управление особого рода, управление деятельностью организаций.
Часто менеджмент определяют следующим образом.
Примечание. Менеджмент — это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой результативности и эффективности их работы.
Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.
Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте: на какие особенности указывает каждое из них?
Примечание. Менеджмент — это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).
Примечание. Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.
Говорят гуру… В конечном счете работа менеджера состоит в том, чтобы заставить обычных людей достигать невероятных результатов.
К.Бартлетт
В современном языке термин «менеджмент» означает (рис. 2.2):
— вид профессиональной деятельности;
— категорию людей (представителей определенной профессии);
— аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);
— процесс управления организацией;
— науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);
— искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления — менеджера).
Различные значения термина «менеджмент»
┌───────────────┐
│Категория людей│
└───────────────┘
┌───────────┐ / ┌────────────────┐
│ Искусство │/└─────────────────┐ /┐┌ ┌─────────────┘│Вид деятельности│
│ │┌────────────────┐│ ││ │┌────────────┐/│ │
└───────────┘ ┌┴┴───┴┴───┴┴┐ └────────────────┘
│ Менеджмент │
┌───────────┐ └┬┬───┬┬───┬┬┘ ┌────────────────┐
│ Наука │/└────────────────┘│ ││ │└────────────┘│ Аппарат │
│ │┌─────────────────┘ ┘└/ └─────────────┐/│ управления │
└───────────┘ / └────────────────┘
┌───────────────┐
│ Процесс │
└───────────────┘
Рис. 2.2
Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим <1>.
———————————
<1> См.: Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Экономический аспект представляет собой управление процессом производства за счет грамотной координации материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.
Говорят гуру… Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать.
П.Капица
Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематизированном выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.
Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно называть менеджером.
Примечание. Менеджер — наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов — менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.
2.2. Понятие «организация»
Теперь постараемся понять, что же такое организация. В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:
а) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);
б) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).
Рассмотрим самое простое определение организации как объекта.
Примечание. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща, наиболее эффективно используя преимущества совместного труда.
Говорят гуру… Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Б.Мильнер
Как правило, любая работа — и простая, и тем более сложная — требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому и по каким вопросам будет подчиняться, кто и как будет контролировать работу, какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.
Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них другие задачи. У каждого своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса — управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер — создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.
Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.
Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или, в общем, управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.
Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.
Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).
Примечание. Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.
Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства, и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.
Таким образом, менеджмент — это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом «менеджмент» обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о менеджменте в государственных и муниципальных организациях или о менеджменте общественных организаций. Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного — public administration).
Говорят гуру… Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером, и прежде всего руководителем высшего звена управления, того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка <1>.
———————————
<1> Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
И.Н.Герчикова
Итак, вы познакомились с понятием «организация», в гл. 5 «Организационная деятельность менеджера» вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также основные типы организационных структур управления. Вторая часть учебника «Теория организации» полностью посвящена изучению организаций.
2.3. Система менеджмента в организации
Как вы уже знаете, ни одна организация не может работать без управления. Говоря об аппарате управления организацией, часто употребляют выражение «система менеджмента». Что это такое?
Примечание. Система менеджмента организации — это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.
Элементами системы менеджмента организации являются менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.
Тем не менее все системы менеджмента, иначе говоря системы управления организациями, имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Подробнее о работе
- 5 страниц
- 2022 год
-
5
просмотров - 3 покупки
Имею юридическое образование. Специализируюсь на работах по истории, праву и философии.
200 ₽
Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Задание 4 Процессный подход к управлению
Поставьте перед собой цель – успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (рисунок 2). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются Вам для этого.
Задание 5 Система управления в организации
Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления организацией или исполнителю. Используйте следующие обозначения: Т – топ-менеджмент; С – средний уровень менеджмента; Н – низший уровень менеджмента; И – исполнители (работники).
Задание 6 Разработайте собственный жизненный план на пять или более лет.
Задание 1 Построить дерево целей коммерческого предприятия для увеличения прибыли.
Задание 2 Составить план проведения годовой инвентаризации имущества и обязательств коммерческой организации и диаграмму Гантта, отражающую последовательность и взаимосвязанность этапов плана.
Задание 3 Системный подход к управлению организацией (предприятием).
На рисунке 1 приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
1 Перерисуйте схему и обозначьте на ней: а) буквами – компании-партнеры (в фигурах): О – оптовая торговая фирма «Мир продуктов»; М – магазин розничной торговли «Сапфир»; У – Московский государственный университет пищевых производств; Ф – фабрика, производящая продукты питания ООО «Заря»; З – завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш»; б) цифрами – потоки ресурсов (над стрелками): 1 – какао, сахар, масло; 2 – потенциальные работники комбината; 3 – выручка кондитерского комбината (деньги); 4 – пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.); 5 – готовые кондитерские изделия.
2 Опишите проблемы, которые могут возникнуть у кондитерской фабрики в случае «выпадения» из системы одного элемента, укажите примерное время наступления последствий. Проблемы, которые могут возникнуть это застои на производстве, снижения качества готовой продукции, а также низкая производительность труда. Примерное время наступления последствий месяц после возникновения первых проблем.
Использовались источники научной литературы за последние 4 года.
Форма заказа новой работы
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Задание 4 Процессный подход к управлению
Поставьте перед собой цель – успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (рисунок 2). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются Вам для этого.
Задание 5 Система управления в организации
Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления организацией или исполнителю. Используйте следующие обозначения: Т – топ-менеджмент; С – средний уровень менеджмента; Н – низший уровень менеджмента; И – исполнители (работники).
Задание 6 Разработайте собственный жизненный план на пять или более лет.
Задание 1 Построить дерево целей коммерческого предприятия для увеличения прибыли.
Задание 2 Составить план проведения годовой инвентаризации имущества и обязательств коммерческой организации и диаграмму Гантта, отражающую последовательность и взаимосвязанность этапов плана.
Задание 3 Системный подход к управлению организацией (предприятием).
На рисунке 1 приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
1 Перерисуйте схему и обозначьте на ней: а) буквами – компании-партнеры (в фигурах): О – оптовая торговая фирма «Мир продуктов»; М – магазин розничной торговли «Сапфир»; У – Московский государственный университет пищевых производств; Ф – фабрика, производящая продукты питания ООО «Заря»; З – завод по производству пищевого оборудования ОАО «Продмаш»; б) цифрами – потоки ресурсов (над стрелками): 1 – какао, сахар, масло; 2 – потенциальные работники комбината; 3 – выручка кондитерского комбината (деньги); 4 – пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.); 5 – готовые кондитерские изделия.
2 Опишите проблемы, которые могут возникнуть у кондитерской фабрики в случае «выпадения» из системы одного элемента, укажите примерное время наступления последствий. Проблемы, которые могут возникнуть это застои на производстве, снижения качества готовой продукции, а также низкая производительность труда. Примерное время наступления последствий месяц после возникновения первых проблем.
Использовались источники научной литературы за последние 4 года.
Купить эту работу
Контрольная работа по дисциплине «Экономика предприятия»
200 ₽
или заказать новую
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания
от 200 ₽
Гарантии Автор24
-
Гарантийный срок
10 дней с момента оплаты работы
-
Критерии обращения по гарантии
Работа не соответствует заявленному описанию или уникальность
менее
50% -
Куда обращаться
Оформить жалобу в личном кабинете
Инструкция
Ознакомиться с подробной инструкцией можно по
ссылке
Понравилась эта работа?
или
31 мая 2022 заказчик разместил работу
Выбранный эксперт:
Имею юридическое образование. Специализируюсь на работах по истории, праву и философии.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза |
Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что |
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—5 дней |
200 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе
69123 Контрольной работы
— поможем найти подходящую
5
Похожих
работ
Отзывы студентов
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа