Назовите имя женщины которая была возлюбленной маяковского во время работы над поэмой во весь голос

sett98

+30

Решено

2 года назад

Литература

Студенческий

Назовите имя женщины, которая была возлюбленной Маяковского во время работы над поэмой «Во весь голос».

Смотреть ответ

Ответ

1
(1 оценка)

0

scarblase
2 года назад

Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи

Ответ: Софля Шамардина

Объяснение:

(1 оценка)

Остались вопросы?

Задай вопрос

Найди нужный

Новые вопросы по предмету Математика

Твір на тему ‘хомяк’ (хомяк на імя сільвер)

1. Ким працював Джабез Вилсон певний час?​

ОСЕНЬ В середине октября деревня опустела – все дачники уехали в город, и среди домов одиноко бродила кошка. Звали ее Ия. Она была в серо-белую …

Лист Літературному герою Ромео даю 80 балів​

Скласти інформаційний грон «Герберт Веллс» Допоможіть будь ласка даю 60 БАЛІВ!!!!!!!!! УМОЛЯЮЮЮ​

Назовите имя женщины, которая была возлюбленной Маяковского во время работы над поэмой «Во весь голос».

Поэма «Во весь голос» могла бы стать завершающим произведением в творческом пути Владимира Маяковского. Стоит отметить, что поэт успел написать лишь вступление. Однако, по мнению многих литературоведов, творение Маяковского является полноценным произведением. Какова основная мысль текста? В чем заключается особенность его композиции? Об этом и о многом другом Вы узнаете, рассмотрев подробный анализ стихотворения «Во весь голос» по плану от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, размер, направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы, проблемы, настроение
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства художественной выразительности 

История создания 

Произведение «Во весь голос» вышло в свет незадолго до смерти Владимира Маяковского. Дата написания стихотворения совпала с периодом, когда поэт усиленно готовился к выставке по случаю двадцатилетия его творческого пути. Читатель может подумать, что для Маяковского это время было особенно радостным, однако это не совсем так. Дело в том, что многие коллеги поэта позволяли себе делать резко критиковать его творчество. Отношения с близкими тоже не складывались. Поэт чувствовал себя покинутым. Можно предположить, что эти обстоятельства и подтолкнули поэта к созданию поэмы «Во весь голос». 

Известно, что Владимир Владимирович вначале задумал написать грандиозное произведение, но в итоге написал только его вступление. Дальнейшую работу над произведением Маяковский приостановил: возможно, он не смог его дописать, потому что запал прошел и появились новые идеи. Но биография Маяковского позволяет сделать вывод, что поэт уже тогда чувствовал глубокую неудовлетворенность от жизни.

Стихотворение, которое приобрело заголовок «Первое вступление к поэме»,  было создано Маяковским в январе 1930 года, а уже через три месяца автор покончил с собой. 

Жанр, размер, направление

Конечно же, к жанру поэмы произведение «Во весь голос» можно отнести лишь условно, ведь Маяковский не завершил его. Однако, знакомясь с произведением, читатель замечает, что у поэта получилось создать поистине эпичное творение. Основной чертой текста является масштабность мыслей. 

Создавая свое произведение, Владимир Владимирович использовал тоническую систему стихосложения. Таким образом, основной акцент поэт сделал на словесном ударении и ритме. Поэт особое внимание обращает на те слова, которые позволяют ему максимально точно выразить главную мысль. 

Течение, в рамках которого работал поэт, называется «футуризм» и принадлежит к эпохе модернизма в России.

Композиция 

Произведение Маяковского «Во весь голос» имеет одночастную композицию. Можно заметить, что на протяжении всего повествования раскрывается одна и та же мысль. 

Автор неспроста использовал такой важный композиционный приём, как антитеза. С помощью него Владимир Владимирович противопоставляет унылую будничную действительность со светлым будущим. В своём произведении Маяковский старается продемонстрировать реальную картину действительности, сложившуюся в очень сложное время. 

Образы и символы

В поэме Маяковский создал несколько образов, которые позволили ему максимально чётко раскрыть идею произведения. 

Главное место в произведении «Во весь голос» занимает, конечно же, образ лирического героя. Это убежденный большевик, враг буржуев, гроза капитализма. Он видит свое призвание в том, чтобы бороться с пережитками старого мира и его болезненными социальными язвами. В агитации он нашел свое предназначение. С ее помощью он вытесняет из будущего такие понятия, как проституция, сифилис, туберкулез. По его мнению, людей можно научить культуре и сознательности. Чтение Маркса и классовая борьба сделают свое дело.

Зная, что народ испытывает голод и несчастье, он сам не стремится к благополучию и сытости. Чистая сорочка — вот все, что ему нужно. Очень интересной является позиция главного героя по отношению к славе. По мнению поэта, благодаря его большому творческому наследию он уже заслужил место в истории. Однако лирический герой не желает, чтобы его возвеличивали в мраморном памятнике. Ему не нужна слава в традиционном понимании этого слова. Он мечтает о социализме, который помогают строить его стихотворения. Воплощение светлых идей — вот его единственная награда. Ему не нравится просто возвышаться над теми, кто тешится буржуазной поэзией. Он желает, чтобы его помнили, как водопровод, дошедший из Рима. Иными словами, он хочет быть полезным будущим поколениям людей и считает свои произведения грозным оружием.

Не менее важное значение в произведении имеет образ будущего. Интересно, что главный герой заявляет о завтрашнем дне так, как будто в стране уже приняты все условия коммунизма, как будто социализм — дело решенное. Лирический герой заявляет читателю о том, что очень много трудился ради светлого будущего. И оно само по себе является наградой для творца. Его имя не будет мертвым грузом учебников. Оно сольется с теми благами цивилизации, которые воплотятся в жизнь благодаря ему. «Коммунистическое далеко», по его мнению, будет лишено нищеты, несправедливости и многих других негативных явлений.

Образ поэзии и образ поэта тесно связаны между собой. Так, поэзия представляет собой оружие, а поэт выступает в качестве водовоза. Главный герой предпринимает попытку посмотреть на себя со стороны его далёких потомков. Он сопоставляет свою личность с «ассенизатором и водовозом», оказавшимся под влиянием революции. Его работа — очистить искусство и принести свежие мысли в культурный контекст. Перо помогает ему в этом.

По мнению лирического героя, его стихотворение, подобно рядовому, должно «погибнуть» в строю. Не столь важно, будут ли потомки зубрить его работы. Намного важнее то, чтобы цель, ради которой были сотворены сборники поэта, осуществилась и воплотила в себе все старания Маяковского. 

Интересно, что автор предрек свою кончину в этих строках, как будто уже был близок к роковому решению — покончить с собой:

С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.

Забавно, что Маяковский вставил в текст «шпильку», направленную против Сергея Есенина. «Песенно-есененный провитязь» — это саркастичное описание лирики Есенина, построенной вокруг деревенской тематики и народного фольклора. Маяковскому не нравилось это подражание старине и заигрывание с крестьянскими мотивами.

Высмеивая традиционную лирику, автор использует созвучие слов «романс» и «донос», меняя их местами: «Строчить романсы на вас…». По его мнению, нет особой разницы: что то, что это делается ради выгоды и низменных интересов. Для создания тонкой поэтической издевки он создает неологизмы: «мандолинят», «амурно-лировой охоте» и др. И все же свой выбор он считает некоей жертвой, ведь «наступает на горло собственной песне», уделяя более пристальное внимание не творчеству, а агитации.

Темы, проблемы, настроение

Итоги творческого пути Маяковского — основная тема произведения «Во весь голос». На протяжении двадцати лет Владимир Владимирович творил, создавая великолепные стихотворения. Он боролся с пороками и негативными явлениями действительности, чтобы приблизить наступление социализма. Он уже готов войти в вечность, ведь сделал свой вклад. Его не волнует слава, он желает лишь наступления новой эры, ради которой взялся за перо.

Тематика и проблематика стихотворения «Во весь голос» представлены в перечне: 

  1. Тема творчества особенно волновала поэта, поэтому он обратился именно к ней. По его мнению, поэт — это такой же труженик, как и все. Будучи водовозом и ассенизатором, он очищает искусство от всего устаревшего и фальшивого, а на его месте оставляет лишь новые мысли и образы, питающие культуру. Поэзию он считает оружием, которое сохранит свою актуальность и спустя века.
  2. Тема памяти. Маяковский пытается понять, какое место заслуживает его творческое наследие в общем потоке общественно-социальной гражданской лирики. Ради этой цели автор рассказывает читателю всё правду о своей личности, а также делится своими рассуждениями о славе. Он равнодушен к мрамору и «вдовице-славе», единственной наградой он признает социализм, который станет памятником для всех тех, кто вкладывал в него усилия. Его стихи могут остаться безымянными, но место им найдется в реализованном «идеальном мире».
  3. Проблема близорукого и фальшивого искусства. Автор высмеивает тех поэтов, которые являются мещанами в искусстве. Они лишь развлекаются в никчемном розарии, который заплеван и загажен реальными социальными проблемами. А им не находится места в стихах. Политика страуса с головой в песке приводит поэтов к заслуженному забвению.
  4. Проблема морального устаревания. Поэт признает, что и сам превращается в «ископаемое» и готов уйти со сцены, когда эта метаморфоза произойдет. Таков его нелегкий выбор.
  5. Проблема жертвы. Объективные нужды требуют от творца самоотречения. Герой «наступает на горло своей песне», чтобы описать то, что важнее его переживаний.

Настроение стихотворения «Во весь голос» боевое, оптимистичное. Герой верит в прекрасное далеко социализма. Есть и интонация насмешки, ведь он высмеивает тех поэтов, которые далеки от действительности.

Основная идея 

Смысл стихотворения «Во весь голос» состоит в том, что лучшая награда для поэта новой формации — это реализация его общественно-политических идей (наступление социализма). Не слава и не красота слога мотивируют его трудиться. Он даже готов отречься от своих нужд и наступить на горло личной песне, лишь бы приносить обществу реальную пользу, а не бестолковые строки о розах и мимозах. 

Поэт утверждает, что поэзия представляет собой огромный и общественно значимый труд, который, однако, может остаться анонимным для потомков. Не столь важно, кто сделал это, как в случае с водопроводом. главное, что все пользуются. 

По мнению Маяковского, именно поэтическое творчество должно заставлять народ стремиться к счастливом будущему, основанному на принципах социализма. Автор заявляет, что поэт обязан в своих произведениях освещать серьёзные общественные проблемы. А как это сделать, если творец оторван от народа? Поэтому Владимир Владимирович сопоставляет поэта со скромным тружеником, который ни в коем случае не должен стремиться к материальным благам и наградам. Такова главная мысль стихотворения Маяковского «Во весь голос».

Средства художественной выразительности 

В произведении «Во весь голос» Владимир Маяковский использовал такие тропы и СХВ: 

  1. Метафоры позволяют максимально точно раскрыть идею поэмы (например, «строчечный фронт», «поэзия — баба капризная» и другие). 
  2. Очень выразительными у автора получились эпитеты (к примеру, «зияющие заглавия», «старое, но грозное оружие»). 
  3. Также в произведении автор использовал сравнение («мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни»).
  4. Жаргонизмы, подчеркивающие близость в народу и его лексике: «в окаменевшем го*не»; «где б***ь с хулиганом».
  5. Ирония: «Жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой». Поэт подкалывает сам себя, ведь всю жизнь он очень боялся антисанитарии, так как его отец умер в цвете лет от заражения крови из-за ржавого гвоздя.
  6. Развернутая метафора: сад поэзии.
  7. Окказионализмы: «кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки».
  8. Звукопись: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н…».
  9. Историзмы: «агитпроп».
  10. 10.Олицетворения: «Мой стих дойдет»; «Мой стих… прорвет».

Поэма «Во весь голос»

История создания

Поэма была написана незадолго до самоубийства Маяковского — зимой 1929−1930 годов. В это время поэт готовился к выставке, приуроченной к двадцатилетию его творческой деятельности. Но в то же время Владимир Владимирович пребывал в мрачном настроении. Его работы критиковали, и многие современники отзывались о поэте в негативном ключе.

В. В. Маяковский

Возможно, что именно это заставило Маяковского напрямую обратиться к потомкам. Он задумал целую поэму «Во весь голос», но написал только вступление. Неизвестно почему поэт решил не продолжать работу. Возможно, что он не захотел писать или не смог. Вступление было готово в январе 1930 года, но уже в апреле Маяковский трагически умер.

Если разбираться детально, отрывок нельзя назвать поэмой. Но его называют так, потому что вступление планировалось добавить к крупному произведению.

Эта поэма одна из самых откровенных работ поэта. В ней Владимир Владимирович подвел итог 20 лет творчества.

Краткое содержание

Лирический герой обращается к потомкам, которые будут изучать достижения предков. Он уверен, что дойдут они и до его творчества. Возможно, что даже какой-то ученый вспомнит героя. Он вспомнит, что жил когда-то певец кипяченный и враг сырой воды.

Маяковский читает стихи

Но лирический герой призывает профессора снять очки-велосипеды и послушать историю из первых уст. Он называет себя ассенизатором и водовозом, его мобилизовала и призвала революция. Он ушел из обычной поэзии, где нужно прославлять разных дам.

Лирический герой называет себя агитатором, горланом-главарем. Он предсказывает, что его стихи дойдут до потомков через головы поэтов и правителей. Они прорвут громаду лет, случайно их обнаружат потомки, и стихи будут словно оружие.

Лирический герой завещает 20 лет своего творчества рабочему классу. Он вспоминает, как ему велели идти под красный флаг и читать Маркса. В качестве памятника поэт готов увидеть социализм.

Сам же он не заработал особых денег, но ему достаточно чистой рубашки. И когда лирический герой придет в ЦКК, он поднимет над рвачами-поэтами, все свои партийные книжки.

Главная мысль

Работа Маяковского грубая, но в то же время правдивая. Он решил рассказать о своем времени и не приукрашивать его, поэтому его слова звучат жестоко и так честно.

Портрет Маяковского

Главная мысль произведения простая — настоящее творчество смогут оценить только потомки. При жизни автор ничего не заработает и не получит особого признания. Но это не имеет значения, ведь намного важнее то, что поэт не продается и не прогибается под потребности толпы.

Интересно то, что в тексте Маяковский пренебрежительно отзывается о Есенине. Его он называет обычным песенным творцом. Не ценит Владимир Владимирович и обычных лириков. По его мнению, задача поэта — правдиво отражать действительность.

Анализ текста

Текст написан в жанре поэмы, хоть это достаточно условное обозначение. Отрывок небольшой по размеру, но он поражает масштабностью мысли. Маяковский использовал тоническую систему. Именно она лучше всего отразила эмоции и бунтарское настроение.

Маяковский с возлюбленной

В композиции поэмы можно выделить несколько частей:

  1. Обращение к потомкам.
  2. Рассказ о состоянии поэзии.
  3. Задача творческой деятельности.

Маяковский предельно откровенен в произведении. Он выделяет главную роль поэзии — социальная нагрузка. Слова должны побуждать людей, а не складываться в красивые, но бессмысленные творения, поэтому многих современников поэт не оценивал как достойных.

При написании поэмы Маяковский использовал следующие средства выразительности:

Маяковский и Лиля Брик

  • эпитеты — поэт называет оружие грозным, певца кипяченным, а садоводства барскими;
  • метафоры — автор рассказывает о рое вопросов, харкающем туберкулезе, строчечном фронте;
  • сравнения — поэт сравнивает поэзию с капризной бабой, открытие тома Маркса с распахиванием ставен.

В тексте можно найти много грубых слов. Все это оправданно — Маяковский хотел привлечь внимание большинства и показать, в чем же именно заключается миссия настоящего поэта. Можно считать, что поэма стала его предсмертным посланием.

Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 — начале 1930 гг.

Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке — 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.

анализ во весь голос маяковский

«Во весь голос», Маяковский: анализ

В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.

В некотором роде это стихотворение стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».

Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».

во весь голос маяковский анализ

Стихи как орудие

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковского говорит о том, что поэт бросает камень в тех конкретных «творцов», которые старались писать в стиле «чистого» искусства.

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

анализ поэмы во весь голос маяковского

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание — реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее.
Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом — построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

маяковский во весь голос анализ стихотворения

Крик души

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковского говорит о том, что Владимир Владимирович заставляет свой народ о многом задуматься и пробудиться к решительному действию. В этом он видит истинный смысл своей поэзии.

во весь голос маяковский анализ вступления

Заключение

Из вступления к поэме «Во весь голос» стало понятно, что оно представляет собой в некотором виде завещание, написанное практически за три месяца до его трагической гибели. Этот вопрос еще более интересен, так как осталось неясным, убили поэта или это было самоубийство. Многие историки и эксперты криминалистики, исследуя все факты, документы и свидетельства, пришли к мнению, что его все-таки убили. А убили из-за того, что он начал вникать в дела правительства Сталина, который уклонился от того ленинского курса, о котором так мечтали миллионы людей. Темное это дело, такое же, как и с Есениным.

Однако самым интересным остается то, что вера его все-таки стала колебаться в конце жизни, и на то были у него свои причины. Даже у такого отъявленного коммуниста в итоге вечером 13 апреля 1930 года вырвется из души «О, Господи!». В эту минуту рядом с ним будет находиться его любимая женщина, Полонская, которая очень удивится этому восклицанию и переспросит его о том, верующий ли он. И Владимир ответит ей, что уже и сам не понимает, во что он верит…

Трудно дать простое и внятное определение такой важной для советской поэзии фигуре, как Лиля Брик: обозначить ее как «писательницу» или «мемуаристку» — значит слишком сузить спектр ее влияния. Слишком примитивно было бы назвать ее женой Маяковского, тем более что официально женаты они никогда не были. Тем не менее именно Лиле Брик мы обязаны лучшими произведениями Маяковского — поэмой «Про это» и эталоном любовной лирики XX века «Лиличка! Вместо письма». Сегодня, 11 ноября, исполняется 130 лет со дня рождения одной из самых необычных героинь отечественной культуры ХХ столетия. «Известия» рассказывают о том, чем Лиля Брик запомнилась современникам и потомкам.

Любовное настроение

Многочисленные биографы, говоря о «всесторонней одаренности» этой удивительной женщины, все-таки сходятся в том, что главным талантом ее было «любить и быть любимой». Несомненных доказательств какого-то конкретного дарования — литературного, режиссерского, актерского — Лиля Юрьевна не оставила, хотя пробовала себя во всех этих сферах в перерывах между занятиями основной «профессией», заключавшейся в том, чтобы «воспламенять воображение поэтов». Такую участь «профессиональной музы» в каком-то смысле предсказал отец Лили, присяжный поверенный Юрий Коган, когда назвал родившуюся в 1891 году старшую дочь в честь возлюбленной Иоганна Вольфганга Гете Лили Шенеман. В стихотворении Гете «Зверинец Лили» звучат амбивалентные нотки: «О чем тут спрашивать! Звать Лили эту фею. // Не приведи господь вам повстречаться с нею», и похожими метаниями от обожания к ненависти и обратно отмечены вдохновленные Лилей произведения Владимира Маяковского.

Его знакомство с супружеской четой Брик произошло в 1915 году и началось с того, что талант футуриста Маяковского потряс Лилиного мужа Осипа Брика, издавшего за свой счет поэму «Облако в штанах». Постепенно близкое общение Маяковского с Бриками переросло в удивительный семейный «тройственный союз». Однако мещанское подозрение о сексуальном ménage à trois Лиля Юрьевна, известная своей раскрепощенностью в личной жизни, неизменно опровергала, подчеркивая, что все члены этой необычной семьи жили хоть и в одной квартире, но в разных комнатах и старались брать пример с героев любимого ими романа Чернышевского «Что делать?».

123

Фото: РИА Новости

Лиля Брик, Осип Брик, сотрудник советского посольства и Владимир Маяковский в Париже, 1923 год

Поэзия вносила дополнительную остроту в сожительство Маяковского с Бриками. Не ограничиваясь банальными посвящениями любимой женщине, Маяковский называл Лилю своим соавтором, и это была не просто фигура восторженной речи влюбленного. Конкретный пример «совместного творчества» поэта и его музы связан со стихотворением «Лиличка! Вместо письма», точнее, с такими невинными, в сущности, строчками: «Вспомни — // За этим окном // впервые // руки твои, исступленный, гладил». Несмотря на то что первоначально в тексте упоминались не руки, а ноги, больше соответствовавшие реальному эпизоду из жизни, Лиля Юрьевна настояла на замене, а впоследствии снабдила стихотворение такой пометкой на полях: «Очень похоже на М-го: вместо «руки» сначала было «ноги». Но он, хотя и прочел мне «ноги», но написать, видно, рука не повернулась. Он был очень целомудрен в проявлении своих чувств».

Эпистолярный роман

Своего рода поэмой выглядит переписка Маяковского и Лили Брик, при чтении которой сводит скулы от бесконечных «щененков» и «лиленков» (как называют друг друга поэт и муза). В итоге остается тягостное ощущение, что выворачивающимся наизнанку простодушным мужчиной, находящимся в постоянном любовном исступлении, манипулирует довольно хитрая женщина, играющая на его чувствах. Но это субъективное впечатление стороннего наблюдателя, а Лиля Юрьевна видела ситуацию изнутри и знала, что жестокость пойдет только на пользу поэту, написавшему «Про это» за два месяца принудительной разлуки с любимой:

Автор цитаты

«Не раз в эти два месяца я мучила себя упреками за то, что Володя страдает в одиночестве, а я живу обыкновенной жизнью, вижусь с людьми, хожу куда-то. Но поэма не была бы написана, если б я не хотела видеть в Маяковском свой идеал и идеал человечества. Звучит громко, но тогда это было именно так».

Действительно ли Лиля Брик хорошо разбиралась в поэзии или просто интуитивно чувствовала, что такая экстраординарная личность, как Маяковский, сделает ей имя на много десятков лет вперед, но факт остается фактом: знаменитая фраза Сталина о «лучшем и талантливейшем» поэте советской эпохи впервые появилась в резолюции на письмо, написанное вождю в 1935 году Лилей Юрьевной. В письме она сетовала, что самый революционный поэт, покончивший с собой в 1930-м, незаслуженно забыт, и смогла переломить ситуацию. В итоге она стала редактором посмертного полного собрания сочинений Маяковского, а позже — главной «душеприказчицей» поэта, без одобрения которой не обходилась ни одна связанная с ним публикация.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

Лиля Брик и Владимир Маяковский на отдыхе в Крыму, 1926 год

Фото: РИА Новости

Письмо Сталину заметно выделяется своей серьезной продуманностью и взвешенностью на фоне остального эпистолярного наследия Лили Брик, и нелегко удержаться от конспирологической гипотезы, что оно написано под чью-то диктовку. А лиц, заинтересованных в том, чтобы с максимальной эффективностью разыграть такую козырную карту, как Маяковский, в советском литературном пейзаже было немало. Взять хотя бы последнего мужа Лили Юрьевны, Василия Катаняна, удобно и прочно обосновавшегося в нише главного советского «маяковеда».

Лиля Юрьевна впоследствии оценивала это письмо неоднозначно и сама уже была не рада, что Маяковского стали насаждать, «как картошку», по образному выражению Бориса Пастернака: «…Иногда я жалела, что послала его. По обычаям того времени Маяковского начали подавать тенденциозно, однобоко, кастрировали его. Похвала Сталина вызвала кучу фальшивых книг о нем».

Свара за поэта

В конце 1950-х, когда Сталин уже не мог заступиться ни за Маяковского, ни за его пассию, советский литературный истеблишмент предпринял целую кампанию против Лили Юрьевны, чересчур интимно приватизировавшей главного пролетарского «агитатора, горлана, главаря». Однако ее имя так прочно сплавилось с именем Маяковского, что разделить их уже не было никакой возможности. И правда, при попытках вообразить, что представляет из себя Лиля Брик в отрыве от Маяковского, сталкиваешься с недостатком информации и сохранившихся артефактов.

Лиля Брик

Лиля Брик, конец 1920-х годов

Фото: commons.wikimedia.org

Мало что уцелело от кинокартины «Закованная фильмой», где Лиля Юрьевна проявила себя как актриса. Маяковский там играет художника, который ищет большую, но чистую любовь, а находит ее в лице балерины — Лили Брик, и в жизни увлекавшейся танцами и занимавшейся балетом. Отголоски этого ее увлечения можно расслышать в фильме «Стеклянный глаз» 1929 года, где Лиля Брик указана в качестве режиссера и автора сценария совместно с Виталием Жемчужным. Процентов на 80 фильм состоит из хроникальных кадров, перемежающихся титрами, самый неожиданный из которых — «Чарльстон», иронически вклеенный посреди танцев африканских аборигенок. Такая шутка представляется вполне в стилистике Л.Ю. Брик с ее циничным чувством юмора, в полной мере проявившимся в ее знаменитом рецепте обольщения:

Автор цитаты

«Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».

Для довершения психологического портрета Лили Брик можно процитировать еще одну ее остроту, родившуюся в ответ на многочисленные обвинения в том, что жестокое обращение Лилички с Маяковским стало причиной его самоубийства: «Конечно, Володе хорошо было бы жениться на нашей домработнице Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне. Тогда меня, думаю, оставили бы в покое». Впрочем, глядя через прошедший почти век, думается, что не отстали бы и тогда.

Финальный аккорд

Конец 1960-х ознаменовался очередной кампанией по «очищению» имени Маяковского от упоминаний о Лиле. «Бездельник О. Брик и проповедница разврата Л. Брик» — так формулировал в письме главному советскому идеологу Михаилу Суслову один видный литературовед. Впрочем, «бездельник» Осип Максимович был давно в могиле, а сама «проповедница разврата», хотя и оставалась, по свидетельству общавшихся с ней, по-прежнему удивительно привлекательной, явно не без тоски встречала старость. Тяжелым ударом стала для нее смерть в 1970 году любимой младшей сестры, не менее знаменитой и важной для литературы — но уже французской — Эльзы Триоле.

123

Фото: ТАСС/Александр Саверкин

Лиля Брик, 1977 год

На официальные мероприятия по поводу 80-летия Владимира Маяковского ее не пригласили. Впрочем, в этом не было нужды — все, кто что-то значил в культурной жизни СССР, да и мира, сами приехали в гости к Лиле Юрьевне. В 1976-м уже ее чествовали в Париже, банкет в Maxim’s устраивал Ив Сен-Лоран, среди приглашенных был весь французский бомонд, от литераторов до виноделов. Ей исполнилось 85, и годы брали свое — вести прежний привычный образ жизни становилось всё труднее. 12 мая 1978 года, неудачно упав, Лиля Брик оказалась прикована к постели с переломом шейки бедра.

Она была обречена на неподвижность надолго — учитывая возраст, возможно, навсегда. Этого вынести Лиля уже не могла. 4 августа, дождавшись, пока муж уедет по делам, она покончила с собой в Переделкино. В предсмертной записке Лиля Юрьевна просила никого не винить в своей смерти.

Советская пресса обошла молчанием уход музы Маяковского — некролог опубликовала лишь «Литературка». За границей отклик был куда сильней. «Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь», — написала одна японская газета. Точнее, пожалуй, не скажешь.

Владимир Маяковский – один из самых ярких поэтов серебряного века. Еще при жизни его неоднозначно воспринимали литературные критики и общественность, отношения с женщинами складывались тоже непросто. Его донжуанский список хоть и уступает Пушкину или Есенину, но тоже не мал. Всю свою жизнь он искал ту единственную женщину, которая смогла бы стать его женой и музой. Его многочисленные романы всегда развивались стремительно, какие-то длились несколько месяцев, другие – треть жизни. Но ни одни отношения так и не закончились браком. В статье мы поговорим о любимых женщинах Маяковского.

Маяковский

Софья Шамардина

В литературном обществе Петербурга ее называли «первая артистка-футристка», Софья Шамардина была настоящей знаменитостью серебряного века. Женщина отличалась экспрессивностью, она водила на цепи ручного волка и выступала под псевдонимом Эсклармонда Орлеанская.

Молодая Соня приехала в Петербург из Минска, чтобы покорять творческую сцену. По словам современников, она была не только талантливой, но и очень красивой девушкой.

Первая встреча артистки и поэта произошла в 1913 году, их познакомил Корней Чуковский. Софье на тот момент было 17, Владимиру – 20 лет. Между молодыми людьми моментально вспыхнул роман. Софья Шамардина не только разделяла быт поэта, но и принимала участие в театральной постановке «Владимир Маяковский», организовала турне футуристов в 1913-1914 годах по России.

Софья Шамардина

Роман между Софьей и Владимиром был бурный, но продолжался недолго, около года. Потом девушка забеременела. Биографы Маяковского считают, что сделать аборт ее подтолкнул Чуковский, соврав ей, что ее мужчина болен сифилисом.

После непростого разрыва Софья Шамардина вернулась в Минск, вскоре вышла замуж за председателя Совнаркома БССР. Молодожены довольно быстро переехали в Москву, а в 37-м году ее муж, Язэп Адамович, покончил с собой. Бывшая любовь поэта в этом же году была сослана в сибирские лагеря, где провела 17 лет.

Маяковский иронизировал по поводу того, что Софья стала партийным работником и женой чиновника. Он жалел, что она забросила творчество, подшучивал над ней: «Одеваешься под Надежду Крупскую».

Мария Денисова

С Марией поэт познакомился в турне футуристов в 1914 году, вероятно, во время своего выступления в Русском театре. В первый же день знакомства Маяковский и Денисова гуляли всю ночь. В одном из воспоминаний Василий Каменский (один из поэтов-футуристов) рассказывает: «Владимир вернулся под утро. Улыбающийся и рассеянный, совсем не похожий на себя».

Мария Денисова и Владимир Маяковский проводили много времени вместе, но на предложение руки и сердца девушка ответила отказом. Свои чувства поэт отразил в поэме «Облако в штанах», в которой его возлюбленная из Одессы стала лирическим героем.

Мария Денисова

Маяковский вернулся в Москву, а Денисова вскоре вышла замуж. Во время войны она занималась оформление агитационных поездов, но получила ранение. Впоследствии она станет скульптором с международным признанием. Ее муж не понимал увлечение творчеством, о чем она делилась и с поэтом: «Работать не дает. Домострой и тирания». Мария Денисова переписывалась с Маяковским вплоть до его смерти в 1930 году.

Современники описывали Денисову как «высокую и стройную девушку с сияющими глазами».

Лиля Брик

Женщина была на 2 года старше поэта, но формальная разница ощущалась очень заметно – в отношениях именно она заняла лидирующую позицию. Лиля и Владимир познакомились в 1915 году, к тому моменту она уже была замужем за Осипом Бриком. Изначально поэт встречался с ее сестрой, Эльзой, но после прочтения Маяковским своей поэмы «Облако в штанах» Лиля не смогла устоять перед харизмой автора.

Осип Брик помог издать поэму на собственные средства, во время работы над ней все трое очень сдружились. Не желая покидать свою новую любовь, Владимир остался жить с семьей Брик. Постепенно их дом превратился в один из самых модных литературных салонов Петербурга. Между Лилей и Маяковским был уже откровенный роман, который Осип воспринял совершенно спокойно. С 1918 года поэт и Брики окончательно съехались, а затем втроем переехали в Москву.

Брики и Маяковский

О своей любви Лиле Маяковский рассказывал везде. Особенно эмоционально он передал свои чувства в:

  • поэмах «Люблю», «Флейта-позвоночник»;
  • в стихотворении «Лиличке».

Отношения между Владимиром Маяковским и Лилей Брик были эмоциональные, сопровождались регулярными сценами и скандалами. Женщина называла поэта скучным, в итоге перестала быть верна и ему. Впрочем, это не мешало держать мужчину на коротком поводке – Маяковский караулил ее в парадной, передавал подарки, письма и свои новые стихи.

Формально отношения закончились в 1922 году, когда поэт уехал на гастроли во Францию, а затем в Мексику и США. Последняя встреча состоялась за пару месяцев до самоубийства поэта. По завещанию полный архив Маяковского перешел семье Брик. Лиля самостоятельно занималась изданием сочинений поэта.

Лиля Брик

До своих последних дней Лиля носила кольцо, подаренное ей Маяковским, с гравировкой «Л.Ю.Б.», ее инициалами.

Элли Джонс

Однако не только Брик позволяла себе отношения на стороне, несмотря на мужа и любовника в лице поэта. При всей своей любви к Лиле Маяковский мог сорваться. Так, в 1925 году во время поездки в Нью-Йорк он встретил советскую эмигрантку Елизавету Зиберт (впоследствии Элли Джонс). Роман был бурный, но непродолжительный. Его итогом стало рождение единственного ребенка поэта, дочери Елены Патриции.

Узнав о рождении девочки, Маяковский пытался снова уехать в Америку, но его не выпустили из страны. Встреча с Элли-Елизаветой и дочкой состоялась только в 1928 году в Ницце.

Патриция Томпсон, родилась и умерла в Нью-Йорке, где работала преподавателем. Она является автором более 15 книг, включая очерки о поездке Маяковского в США.

Элли Джонс

Наталья Брюханенко

Наталья, еще будучи студенткой, работала в Госиздате и была большой поклонницей творчества поэта. Их первая встреча произошла, когда Маяковскому было 33, а ей – 20 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте, между ними был бурный роман.

В 1928 году поэт решил прекратить отношения, признавшись Наталье, что любит Брик. Он предложил ей: «Хотите, буду продолжать любить вас. Но на втором месте». Девушка отказалась. Но и после этого они не раз пересекались на поэтических вечерах, концертах. Последняя встреча состоялась за четыре дня до смерти поэта – Брюханенко приходила домой к Маяковскому править рукописи.

Наталья Брюханенко

Владимир Маяковский был внимателен и галантен к юной Наталье. Своим друзьям он представлял ее как «Мой товарищ-девушка».

Татьяна Яковлева

В 1928 году Владимир Маяковский был в поездке во Франции, где и познакомился с Татьяной Яковлевой с легкой руки сестры Лили Брик. В первый же вечер знакомства поэт проводил ее до дома, накрыл своим пальто в такси.

После встречи влюбленные гуляли каждый день, роман продолжался около двух недель. На время этих отношений поэт даже перестал писать в Москву. Перед возвращением на родину Маяковский сделал предложение Татьяне Яковлевой, но она отказалась. Перед своим отъездом он заключил договор с цветочной компанией, поэтому женщина еще долгое время получала букет живых цветов каждое воскресенье.

Впоследствии Татьяна Яковлева вышла замуж за Александра Либермана, творческого директора журнала Vogue. Их квартира в Нью-Йорке долгое время была местом для встреч творческих людей. В ней побывали многие знаменитости – от Сальвадора Дали до Трумена Капоте.

Татьяна Яковлева

Вероника Полонская

Актриса театра МХАТ стала последним увлечением поэта. Женщина была младше Маяковского на 15 лет, была замужем за актером Михаилом Яншиным. Несмотря на теплые чувства и регулярные встречи, поэт постоянно устраивал скандалы Веронике. Их отношения были в бесконечной стадии разрыва. Последнюю точку в их романе поставила смерть поэта в 1930 году.

Именно Полонская была последней, кто видел поэта живым. Она проводила время с Владимиром, пока Брики были в Европе. Днем она отправилась на репетицию в театр, но, не успев выйти из подъезда, услышала выстрел. Считается, что мужчина умер у нее на руках.

Вероника Полонская

Знаменитая предсмертная записка была написана еще за 2 дня до рокового события. В ней он просил никого не винить, своей семьей он назвал маму, сестер, Лилю Брик и Веронику Полонскую.

Маяковский прожил короткую, но яркую жизнь. Именно женщины во многом вдохновляли его, были музами. Каждый роман поэта по-своему красив и трагичен. Владимир Маяковский покончил с собой 14 апреля 1930 года, оставив после себя бессмертное творчество.

Первое вступление в поэму

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем говне,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии —
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь —
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот —
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки —
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина —
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н…»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где блядь с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,—
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,—
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг —
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше —
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди,—
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Анализ стихотворения «Во весь голос» Маяковского

Одним из последних произведений Маяковского стало стихотворение «Во весь голос» (1929-1930 гг.). Изначально поэт задумывал его как вступление к эпической поэме, полностью посвященной грандиозной картине строительства социализма. Планы Маяковского не получили дальнейшего развития, поэтому стихотворение рассматривается как законченное.

К концу 20-х гг. Маяковский все чаще испытывает разочарование от действительности, которое обостряется неудачами в личной жизни. Поэт продолжает находить изъяны в советском обществе и выступает с их осуждением. К этому времени уже складывается жесткая идеологическая линия, которую запрещено переступать. Несмотря на прошлые заслуги, творчество Маяковского подвергается резкой критике. Его возражения никого не интересуют. Поэт понимает, что коммунистические лозунги о свободе и равноправии – всего лишь ширма. Не добившись понимания, он пишет предполагаемый пролог «Во весь голос», в котором обращается к будущим поколениям, достигнувшим коммунизма.

Один из главных приемов произведения – антитеза. Маяковский противопоставляет действительность счастливому будущему. Поэт ведет мысленный разговор с будущим исследователем. Он хочет развернуть перед ним истинную картину жизни в свое непростое время. Автор называет себя «ассенизатором», «водовозом». Этим он подчеркивает, что люди, живущие во время революции, не гнушались ради великой цели самой черной и неблагодарной работой. Они знали, что их труды будут оправданы.

Маяковский уверен, что тоже мог бы «строчить романсы». Это намного спокойнее и прибыльнее. Но он не стремился к благополучию, так как понимал нужды общества. Свое творчество поэт сравнивает с «грозным оружием», способным пробиться через века и удивить потомков своей мощью. Слова и рифмы Маяковского – непобедимое войско, рвущееся в бой.

В стихотворении вообще очень много слов и фраз, связанных с войной. Тем самым поэт делает скрытый упрек своим критикам. Он напоминает людям, живущим в мирное время, что когда-то был в первых рядах сражающихся за светлые идеалы и не щадил своей жизни. Революционное поколение было воспитано не на философских спорах и рассуждениях («диалектика… бряцанием боев… врывалась в стих»).

Маяковский считает, что своим творчеством заслужил достойное место в истории, но не желает, чтобы его возвеличили в бронзе или мраморе. Лучшим памятником для него и для всех павших в боях будет «построенный социализм».

Ради будущего здорового и сильного поколения Маяковский готов терпеть всю грязь и мерзость окружающего мира. Он уверен, что все испытанные им страдания окупятся в будущем. Люди, живущие при коммунизме, даже не смогут представить себе, насколько ужасно жили их предшественники.

Стихотворение «Во весь голос» можно расценить, как утопическую мечту Маяковского. Он сам еще при жизни стал свидетелем краха своих надежд, а обещанный коммунизм до сих пор никому не удалось построить.

  • Следующий стих → Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
  • Предыдущий стих → Александр Блок — Скифы

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Владимир Маяковский — Во весь голос на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии