Ндс в транспортной компании при перевозке грузов

НДС транспортные услуги облагаются в зависимости от того, кем они оказываются и где осуществляются. Налоговое законодательство предусматривает обложение НДС транспортных услуг по всем возможным ставкам, а некоторые нормы позволяют вообще не начислять этот налог.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

А о том, как облагаются НДС транспортные услуги по договору перевозки при импорте товаров в РФ, вы можете узнать из Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, получите го бесплатно на пробной основе.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2022 году».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

extern

Сдать отчетность транспортной организации в срок и без ошибок.

Попробовать

Расходы можно рассмотреть с двух сторон: прямые (непосредственно связанные с перевозками) и косвенные. К первым относятся траты на приобретение и страхование транспорта, ГСМ, техобслуживание, медосмотры водителей и т.п.

Существует другая часть расходов, которые напрямую не связаны с основной деятельностью. Например, доставка воды для сотрудников.

Так как перевозка — основной вид деятельности, прямые расходы учитываются на счете 20. Косвенные расходы собираются на счете 26. С 2021 года затраты, собранные на счете 26, списываются в дебет счета 90.08 (п. 26 ФСБУ 5/2019).

Для перевозок обычно используют собственный транспорт. В некоторых случаях организация может взять машину в аренду. Например, для перевозки крупногабаритного груза. Арендная плата составляет часть расходов и отражается на счете 20 (25, 26).

Автомобиль для перевозок можно приобрести в лизинг. Если транспорт учитывается на балансе лизингополучателя (транспортной компании), бухгалтер отразит операции проводками:

  • Дебет 08 Кредит 76 — автомобиль поступил от лизингодателя.
  • Дебет 01 «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 08 — оформлен ввод в эксплуатацию.
  • Дебет 76 «Арендные обязательства»  Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — начислены лизинговые платежи.
  • Дебет 20 (25, 26) Кредит 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» — начислена амортизация.

Для лизингового имущества можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Чтобы не возникли налоговые разницы, лучше применять одинаковый «ускоряющий» коэффициент в бухгалтерском и налоговом учете (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). 

Если автомобиль выкупит лизингополучатель, следует сформировать проводки внутри счетов:

  • Дебет 01 «Собственное имущество» Кредит 01 «Имущество, полученное в лизинг». 
  • Дебет 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг»  Кредит 02 «Амортизация собственного имущества».

Если автомобиль учитывается на балансе лизингодателя, проводки будут отличаться от указанных выше:

  • Дебет 001 — автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости.
  • Дебет 20 (25, 26) Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — отражен лизинговый платеж.

После выкупа автомобиль списывается с забалансового учета (делается запись по кредиту счета 001). В рамках балансовых счетов выкуп автомобиля у лизингодателя нужно отразить проводкой: Дебет 01  Кредит 02.

Оказание транспортных услуг оформляется стандартными проводками. Выручка записывается как Дебет 62 Кредит 90, НДС с выручки — Дебет 90 Кредит 68. Затраты компании на оказание услуги перевозки списываются в дебет счета 90.

Если организация помимо перевозок занимается продажей товаров, то проводки могут быть иными. Когда в договоре зафиксировано, что продавец осуществляет доставку товара своими силами и стоимость транспортировки входит в цену товара, бухгалтер делает запись: Дебет 44 Кредит 10 (60, 69, 70 и т.д.) — отражены затраты на доставку. Здесь можно учесть зарплату водителя, бензин, израсходованный на транспортировку и т.п. Дебет 90 Кредит 44 — затраты списываются на себестоимость.

Дебет Кредит Содержание операции
08 76 Поступление автомобиля по договору лизинга (учет на балансе лизингополучателя)
01 08 Ввод в эксплуатацию
20 02 Начисление амортизации
001   Лизинговый автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости (учет на балансе лизингодателя)
20 76 Отражен в составе затрат ежемесячный лизинговый платеж (учет на балансе лизингодателя)
  001 Лизинговый автомобиль списан с забалансового учета (выкуплен или истек срок договор)
01 02 Автомобиль выкуплен после лизинга и поставлен на баланс
62 90 Отражена выручка компании при оказании услуг
90 68 Выделен НДС с оказанной услуги
20 (25, 26) 60 Списана арендная плата по транспорту, взятому в аренду
19 60 Отражен НДС по аренде (если обе стороны работают на ОСНО)
20 (25, 26) 68 Начислен транспортный налог
68 51 Налог перечислен в ФНС
002   Принятие груза на ответственное хранение

Основной штат сотрудников составляют водители. Персонал должен проходить медосмотры, в том числе перед выходом в рейс. Кроме того, водителям при длительных поездках положены перерывы на отдых. Медицинские осмотры, перерывы и т.п. оплачиваются компанией.

Что взять под контроль транспортной организации? Выделим основные моменты:

  1. Транспорт должен быть учтен: на балансе или за балансом в зависимости от ситуации. Тогда затраты можно принять к учету обоснованно.
  2. Автотранспорт должен пройти регистрацию в ГИБДД.
  3. Необходимо платить транспортный налог.
  4. Обязательный учет и контроль ГСМ. Списание по нормам, утвержденным законодательством и нормативными актами компании.
  5. Ведется учет не только транспорта, но и запчастей. Например, важно организовать учет зимней и летней резины.
  6. Транспорт должен быть застрахован. Сумма по полису включается в затраты равными частями ежемесячно.
  7. Необходимо проходить техосмотры и периодическое обслуживание транспорта.
  8. Нужно оформлять путевые листы на поездки.

Компании, занимающиеся перевозками, могут работать на ОСНО или УСН. У индивидуального предпринимателя есть дополнительный выбор — работа на патенте (ПСН).

Налоги транспортной организации в целом не отличаются от налогов любой другой компании. У перевозчиков в силу специфики возникает обязанность по уплате транспортного налога. Особенности расчета и уплаты прописаны в ст. 356-363 НК РФ. ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога, компании остается ее перечислить. Декларацию сдавать не нужно. Налог по итогам года бухгалтер перечислит до 1 марта. Регионы вправе установить отчетные периоды, тогда в течение года организация обязана уплачивать авансовые платежи.

extern

Отслеживайте сроки и статусы уплаты налогов и сдачи отчетности в онлайн-таблице Контур.Экстерна

Узнать больше

Все затраты должны быть документально подтверждены и обоснованы, иначе ФНС может аннулировать такие расходы и доначислить налог на прибыль.

ГСМ списывают согласно нормам, учитывая данные путевых листов. Существуют летние и зимние нормы расхода. Всё, что сверх установленных лимитов, списывается за счет прибыли (т. е. не уменьшает налогооблагаемую базу). Лимиты расходования ГСМ утверждает руководитель, издав приказ.

В расходах с целью уменьшения налоговой базы можно учесть проезд по платным дорогам (ст. 264 НК РФ). Такие траты должны быть обоснованы: необходима ускоренная доставка скоропортящихся товаров, такие правила установлены  в договоре и т.д.

Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения. На ОСНО сдают декларации по прибыли, НДС, 6-НДФЛ. Компании на упрощенке сдают декларацию по УСН. Специальной налоговой и бухгалтерской отчетности у транспортной компании нет. Бухгалтерский и налоговый учет ведется согласно требованиям и нормам ПБУ, Закона № 402-ФЗ и НК РФ.

Чтобы контролировать работу водителей, начислять зарплату и списывать ГСМ, бухгалтеры используют путевые листы (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. На любую перевозку груза, багажа или пассажиров нужно выписать путевой лист. Срок документа зависит от продолжительности рейса.

Организация должна вести журнал учета путевых листов. Разрешено вести записи вручную на бумаге, при этом пронумеровав и прошнуровав листы. Также предусмотрен электронный вариант журнала, в котором сведения нужно заверять  усиленной квалифицированной электронной подписью.

При перевозке грузов следует оформлять договор и транспортную накладную (Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). С 2022 года транспортную накладную можно составлять и подписывать в электронном виде. Документ содержит 17 разделов, стоимость перевозок указывается в рублях. Транспортная накладная подтверждает расходы в рамках главы 25 НК РФ (письмо ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).

Некоторые перевозчики прикладывают к грузам товарно-транспортную накладную, но она не является обязательной.

Учет в транспортных организациях имеет свои особенности. Чтобы подтвердить  расходы, придется позаботиться о специальных документах. Их отсутствие при проверке повлечет штрафы и снятие расходов.

extern

Подготовить, проверить и сдать отчетность транспортной организации через интернет.

Узнать больше


4 особенности бухучета в транспортной компании в 2020-2021

30 Декабрь 2020

Любой отраслевой учет специфичен. Деятельность по осуществлению перевозок, грузовых и пассажирских, накладывает на бухгалтерию определенный отпечаток. Особенности бухучета у перевозчика обусловлены наличием транспортных средств, которые стоят или не стоят на балансе, могут находиться в собственности, в аренде, в пользовании по договору лизинга. Также имеют значение затраты, связанные с регистрацией автомобилей, страхованием, подготовкой водителей, медобслуживанием и профосмотрами. Добавьте к этому затраты на специальные материалы, от ГСМ до запчастей. И о транспортном налоге забывать не стоит. Он начисляется по нормам, закрепленным в 28 главе НК РФ, но имеет региональные особенности.
Отметим также актуальную для перевозчиков необходимость смены режима налогообложения. Это касается только пользователей ЕНВД, который прекращает свое действие в 2021 году. Это влечет за собой коррекцию бухгалтерского, налогового учета.
Что касается непосредственных особенностей бухучета у перевозчика, давайте рассмотрим ТОП-5. 


Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО. 


Оказание услуг

Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.


Такие разные затраты

Учет затрат у перевозчика осуществляется в соответствии с ПБУ и требованиями НК РФ. Но есть вещи, на которые бухгалтеру компании следует обратить особое внимание:
Учет транспортных средств. Он будет отличаться в зависимости от того, находятся ли машины в собственности, они взяты в лизинг с отражением на балансе лизингодателя или самой транспортной компании. Если учет машин ведется некорректно, затраты по его содержанию могут быть необоснованными. Стоит ли говорить о том, что такие ошибки могут дорого обойтись. Налоговая не преминет сделать доначисления и оштрафовать за занижение налоговой базы.
Регистрация транспорта, для которого эта процедура является обязательной. И начисление, уплата транспортного налога. За 2020 год платеж налоговики рассчитают самостоятельно. Если вы не согласны с расчетом, начисление можно оспорить. Чтобы избежать юридических ошибок и сэкономить время, обратитесь для решения проблемы к специалистам!
Нормы списания ГСМ. Горючка, необходимая для работы транспорта, относится в затраты. Но при этом важно соблюдать установленные нормы. Они могут определяться законодательно (актуально для отдельных отраслей) или локально, то есть самими перевозчиками. В том и другом случае без грамотной организации учета расхода ГСМ по каждой единице техники не обойтись. А бухгалтеру следует учитывать специфику отнесения излишнего расхода в затраты без уменьшения базы по прибыли.
Есть в транспортном секторе и другие расходы, которые включаются в состав затрат и влияют на налогообложение прибыли. Страхование техники и периодический техосмотр мы уже упоминали. Остановимся на расходах, связанных с профильным персоналом. В учете бухгалтерия транспортной компании должна отражать затраты на первичные, предрейсовые медосмотры водителей. Также в расходную статью следует включить оплату обязательных перерывов в работе, предусмотренных ТК РФ для таких сотрудников.
На этом затратная специфика не заканчивается. Есть еще оплата услуг сторонних исполнителей, которые организовывают и проводят погрузку, разгрузку, взвешивание грузов, очистку транспорта и т.п. Также в расходную статью включается платный въезд на определенные территории, плата за использование подъездного пути и другое.
Отраслевая специфика требует от бухгалтера соответствующих компетенций. Без опытного специалиста грамотно организовать и корректно вести учет у перевозчика невозможно. 


Транспортная экспедиция и посредничество

Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:

  • Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
  • Дт002 – принятие груза на ответхранение.
  • Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
  • Кт002 – передача груза клиенту.
  • Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
  • Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
  • Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.

Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика).


Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности. Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.
Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика.

Количество показов: 18309

Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям


Другие материалы категории «Статьи»

Сотрудничество с физлицами подорожало во всех сферах – изменения в 2023

Работаем с самозанятыми, не рискуя

Кассовые разрывы в торговле и производстве

Беспроцентные займы  в сфере услуг: условия, налоговые риски и последствия

Особенности  и бухгалтерский учет обеспечительного платежа по аренде

Торговля: уменьшение санкций за просрочку оплаты при заключении договора


Читать все статьи категории «Статьи»

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • НДС при грузоперевозках

НДС при грузоперевозках

Подборка наиболее важных документов по запросу НДС при грузоперевозках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 164 «Налоговые ставки» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Компания осуществляла поставку нефтепродуктов с территории РФ за ее пределы и для осуществления этой деятельности заключила договор тайм-чартера, который предполагал вывоз товара за пределы территории РФ на танкере. В ходе движения по маршруту судно столкнулось с препятствием и получило повреждения, несовместимые с дальнейшим следованием по маршруту, в порту Мурманска груз был перегружен на судно, принадлежащее другому перевозчику, и вывезен за пределы территории РФ. В связи с тем что формально первая часть реализации товара перестала отвечать требованиям подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, первый перевозчик без согласования с заказчиком исчислил и уплатил НДС по ставке 18 процентов (в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года), а впоследствии в судебном порядке взыскал соответствующую сумму с заказчика в качестве задолженности по договору тайм-чартера. Заказчик оспорил конституционность подп. 12 п. 1, п. 3 ст. 164, п. 14 ст. 165 НК РФ, поскольку они препятствуют применению налоговой ставки 0 процентов по формальным основаниям в случае, когда по непредвиденным и не зависящим от воли сторон обстоятельствам внутрироссийский этап перевозки был оформлен самостоятельными документами (аннулирован общий коносамент на всю международную перевозку и выдано два новых — на внутрироссийский этап и на перевозку за пределы РФ). КС РФ пришел к выводу, что указанные положения НК РФ Конституции РФ не противоречат. При этом КС РФ отметил, что по общему правилу обложение НДС экспортируемых товаров осуществляется в стране назначения (принцип страны назначения). Нарушение принципа взимания НДС в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории РФ разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается НДС по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции. КС РФ указал, что в случае, когда перевозка после ее начала была разбита на два этапа вследствие непредвиденных обстоятельств, доказательством намерения осуществить экспортную перевозку может выступать аннулированный коносамент, а для целей документального подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов налогоплательщик может представить любые документы, свидетельствующие об экспортной направленности операции, наряду с контрактом, аннулированным коносаментом и новыми коносаментами, с тем чтобы положения п. 14 ст. 165 НК РФ были соблюдены. При этом суд в каждом конкретном случае должен устанавливать наличие у налогоплательщика таких документов по факту состоявшегося экспорта для целей подтверждения права на применение ставки 0 процентов. КС РФ указал, что положения подп. 12 п. 1 и п. 3 ст. 164, а также п. 14 ст. 165 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку они предполагают применение ставки НДС 0 процентов в отношении операций по реализации услуг по предоставлению морских судов в пользование на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки вывозимых за пределы РФ товаров и в том случае, если налогоплательщик фактически оказывал соответствующие услуги только на внутрироссийском этапе международной перевозки в связи с наступлением непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств, прервавших осуществление международной перевозки, и если им будут представлены документы, достоверно подтверждающие связь указанных услуг с завершенной экспортной операцией, подлежащей обложению НДС по ставке 0 процентов, а также факт наступления непредвиденных и не зависящих от воли сторон обстоятельств, в связи с которыми продолжение международной перевозки стало невозможным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Дата публикации: 13.06.2013 17:17 (архив)

В договорах на приобретение товаров нередко встречается условие об организации доставки товаров от склада продавца до склада покупателя продавцом. Может ли покупатель принять к вычету НДС, связанный с расходами по транспортировке товаров, если в соответствии с условиями договора доставку товаров организует продавец, привлекая транспортную компанию, а покупатель возмещает продавцу стоимость понесенных расходов? Как оформляется счет-фактура на стоимость возмещаемых услуг?

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). Счет-фактуру на услуги по транспортировке товаров выставляет компания-перевозчик.

Если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.

В случае оформления договора комиссии либо агентского договора, согласно которому продавец оказывает покупателю товаров услуги по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров, покупатель (принципал) вправе принять к вычету НДС по услугам транспортировки на основании счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом). Продавец должен составить счет-фактуру в соответствии с Правилами его заполнения (раздел II приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Согласно подп. «в» п. 1 данных Правил комиссионер (агент), приобретающий товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывает полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг (т. е. транспортной компании), а не комиссионера (агента).

На этот и другие вопросы участников круглого стола, организованного редакцией журнала, ответил заместитель начальника Управления налогообложения ФНС России Д.С. Сатин, журнал «Налоговая политика и практика», № 6/2013. В договорах на приобретение товаров нередко встречается условие об организации доставки товаров от склада продавца до склада покупателя продавцом. Может ли покупатель принять к вычету НДС, связанный с расходами по транспортировке товаров, если в соответствии с условиями договора доставку товаров организует продавец, привлекая транспортную компанию, а покупатель возмещает продавцу стоимость понесенных расходов? Как оформляется счет-фактура на стоимость возмещаемых услуг?

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). Счет-фактуру на услуги по транспортировке товаров выставляет компания-перевозчик.

Если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.

В случае оформления договора комиссии либо агентского договора, согласно которому продавец оказывает покупателю товаров услуги по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров, покупатель (принципал) вправе принять к вычету НДС по услугам транспортировки на основании счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом). Продавец должен составить счет-фактуру в соответствии с Правилами его заполнения (раздел II приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Согласно подп. «в» п. 1 данных Правил комиссионер (агент), приобретающий товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывает полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг (т. е. транспортной компании), а не комиссионера (агента).

На этот и другие вопросы участников круглого стола, организованного редакцией журнала, ответил заместитель начальника Управления налогообложения ФНС России Д.С. Сатин, журнал «Налоговая политика и практика», № 6/2013.




Как отстоять НДС и прибыль по транспортным расходам в налоговых спорах

Мы начинаем цикл статей о том, как компаниям, осуществляющим реальную финансово-хозяйственную деятельность, защитить свои права в спорах с налоговыми органами.

Начнем с короткого вступления.

Все статьи и наши советы основываются на реальной практике (арбитражные суды, досудебные споры и т.д), однако, в силу наших обязательств перед клиентами, мы не называем номера арбитражных дел и названия компаний. Желающие могут найти подробности через «Мой Арбитр».

Наши советы имеют смысл только для тех компаний, которые реально правы и готовы отстаивать свою правоту. Мы не защищаем компании, занимающиеся реальным уходом от налогов и, вероятнее всего, для них наши советы будут скорее вредны, чем полезны.

Статьи разбиты на два блока, в первом блоке мы рассмотрим ситуации, когда налоговая доначисляет налоги, пени и штрафы за нарушения, которых не было. К сожалению, такое встречается достаточно часто.

Второй блок будет посвящен налоговым спорам, имеющим возможность двоякой трактовки в зависимости от конкретных обстоятельств проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

Рассмотрим часто встречающуюся проблему отстаивания в налоговых спорах расходов на транспортировку товаров. Почему такие споры возникают постоянно:

  • транспортировка товаров — неотъемлемая составляющая практически каждого бизнеса;
  • крайне редко компании имеют свой автопарк, закрывающий потребности на 100%,
  • т. к. перевозка нужна здесь и сейчас (а не через месяц), то компании физически не в силах полноценно проверить каждый грузовой автомобиль, который им подали для загрузки (кому принадлежит, кто эксплуатирует, как владелец и организатор перевозки платят налоги и т. д.)

Итак, в процессе выездной или камеральной проверки налоговый орган снимает ваши расходы за транспортировку товаров, сырья и т. д. Аргументация налоговой — не представлены ТТН (ТН), данные документы заполнены не до конца, в них имеются неточности и другое.

Несмотря на созвучные названия, ТН и ТТН — разные документы.

ТТН — это товарно-транспортная накладная, обязательная для применения до 1 января 2013 года. С 2013 года ТТН уже необязательна. Это прямо прописано в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минфина № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“».

Цитата:

«С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению».

Проще говоря, никто не запрещает применять ТТН, но заполнять ее можно так, как это будет удобно всем хозяйствующим субъектам и на налогообложение никак не влияет.

ТН — это транспортная накладная. Это действующий документ, с ним ситуация немного сложнее.

Некоторое время назад налоговые эффективно использовали отсутствие ТН, как аргумент для снятия транспортных расходов и в некоторых письмах ФНС можно прочитать, что налоговая считает ТН обязательным документом для подтверждения транспортных расходов. Скорее всего, если вам будут говорить об отсутствии ТН, то сошлются, например, на письмо от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110.

Надо ссылаться на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» .

Цитата:

«20. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 ГПК, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ)».

Т. е. надо сослаться на нормативный документ, имеющий большую юридическую силу.

Как ни странно, косвенные расходы, в которые входят и транспортные, совсем необязательно подтверждать ТН или ТТН, а вполне можно и актами выполненных работ (об этом говорит НК)

Полная цитата статьи 252 НК:

«Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.»

Таким образом, смело ссылаемся на данную статью НК и, одновременно, говорим о том, что обязательность доказывать заключение договора перевозки только транспортной накладной прямо противоречит позиции Верховного Суда РФ. Даже если налоговый орган вы не убедите, то в суде наверняка отстоите свою позицию.

Если налоговая указывает на отсутствие в актах номеров машин и фамилий водителей (что вполне может быть), что делать?

Опровергать ссылкой на ФЗ «О Бухгалтерском учете», где четко прописано, какие реквизиты являются обязательными для первичного документа (а акт выполненных работ является первичным документом).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Данный перечень является закрытым, статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ не предусматривает расширение приведенного перечня иными реквизитами.

Сюда же полезно привести письмо Минфина 04.02.2015 № 03-03-10/4547 «О несущественности ошибок в первичных учетных документах» с безапелляционной фразой:

«Ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль».

Логика законодателя, вообще говоря, правильная. Существуют обязательные реквизиты первичного документа, которые мы с вами обязаны проверять. Если не сделали — мы виноваты сами и в своих претензиях права налоговая. Таков закон и он логичен.

А вот если к обязательным реквизитам претензий нет, а налоговая начинает сомневаться в иных данных, указанных в актах (номера машин, тип автокрана, фамилия водителя и т. д.) — это не повод для непринятия данного документа, а повод для проведения проверки.

Если в процессе проведения проверки нашли другие машины, которые на самом деле перевозили груз или доказали, что поставки физически не было — это основание для доначислений.

А просто сомнения или фраза «Мне эти документы не нравятся» не являются основанием и доначисления незаконны.

Часто встречающийся в данных спорах вопрос «А как доказать факт поставки?» решается просто — через систему электронной налоговой отчетности, которую использует налогоплательщик. По всем спорным перевозкам готовим связку документов:

  • акт, с указанием адреса доставки (загрузки),
  • товарную накладную, в которой связываются адрес из акта и название/ИНН контрагента,
  • счет-фактуру, в которой связываются ИНН контрагента и № счета-фактуры,
  • выписку из системы электронной налоговой отчетности (СБИС или аналоги), в которой видно, когда данные по счет-фактуре были переданы в электронную систему.

Надо понимать, что все представленные данные налоговая обязательно проверит. Если вы реально осуществляли перевозку, то все подтвердиться и суд, наверняка, примет вашу сторону, а если не подтвердиться (или выясниться, что корректировка с указанными данными по системе электронной налоговой отчетности была совсем недавно) — вы, безусловно, проиграете.

Встречающаяся в судах ситуация, когда в подобном случае налоговая будет говорить:

  • «нас документы не убедили»;
  • «а в некоторых документах есть ошибки в необязательных данных»;
  • «а может быть налогоплательщик возил что-то иное или другими машинами».

Пусть вас не пугает, т. к. по данному вопросу практически всегда суды ведут себя адекватно и соблюдают презумпцию невиновности «налогоплательщик прав, если не доказано обратное».

Вторая часть данного спора — обоснованность транспортных расходов. Ситуация встречается намного реже, т. к. обычно все же перевозки осуществляются от поставщика или клиенту, но иногда встречаются, когда оспаривается перевозка со склада на склад или с одной производственной площадки на другую.

В этом случае надо понимать основной принцип — первоочередное значение имеет не доказательство совершения перевозки (свидетельства грузчиков, кладовщиков, учеты журнала въезда-выезда и т.д.), а доказательство экономического смысла данных действий.

Если вы после перевозки на другой склад (к примеру, региональный) развозили груз маленькими машинами — собираем документы об этом (товарные накладные, чтобы доказать идентичность товара, фото приемки регионального покупателя — чтобы доказать, что поставка 20 тонной машиной была физически невозможна и т. д.)

Если привозили на склад накопительный и затем грузили, к примеру, на судно — собираем документы и показываем прослеживаемость движения груза, судовые документы, документы о выгрузке в порту получателя.

Если везли на другую производственную площадку — собираем документы об оборудовании, находящемся на ней, и технологических операциях, которые можно было сделать только на данной площадке.

В споре об экономическом смысле перевозки, суд будет в большей степени следовать здравому смыслу и документам, подтверждающим необходимость такой операции, чем документам, формально говорящим о ее реальном совершении.

К примеру, практически нереально доказать экономический смысл перевозки одного и того же груза с места на место в течение дня, даже если все свидетели говорят о том, что груз реально перевозился.

Выводы:

1. Если вы реально осуществляли транспортные перевозки с привлечением сторонних компаний — есть огромная вероятность отстоять данные затраты в налоговом споре, даже если вы не можете предъявить ТТН или ТН.

2. Стратегия защиты в подобной ситуации — не спорить по поводу правильно / неправильно оформлены ТН или ТТН, а доказывать реальность перевозок и их экономическую обоснованность.

3. Вероятность отстоять свою позицию по транспортным расходам в досудебном споре очень сильно зависит от налогового органа, а вот в судах, как правило, реальные транспортные расходы можно отстоять почти всегда. К сожалению, по многим другим видам налоговых споров, все обстоит далеко не так радужно.

Будем благодарны за комментарии к данной статье. Если у вас есть предложения по обсуждению каких-то иных ситуаций — будем рады высказать свое мнение.

В следующей статье мы рассмотрим поведение в ситуации «неожиданно выяснилось, что поставщик является проблемным».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии