Нужно чтобы вы всегда начинали работу в 9 часов грамматическая основа

{{ word.morphem }}
{{ word.word }}

Характеристика

По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}

По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}

Простое

Сложное

По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}

По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами

Осложнено однородными членами

Осложнено вводными словами

Осложнено обращениями

Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.

Cложноподчиненное предложение.

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Как сделать синтаксический разбор предложения в режиме онлайн?

С нашим сервисом легко и просто.

*Обратите внимание, что в русском алфавите «е» и «ё» — разные буквы. Старайтесь вводить в поисковую строку текст без орфографических и пунктуационных ошибок, так как они негативно влияют на результат разбора.

Пользователям с разными статусами открыто различное количество знаков для разбора:

  1. Юзерам, пользующимся сервисом без регистрации — 10 000 символов,

  2. Пользователям, прошедшим регистрацию — 15 000 символов,

  3. Людям, оформившим PRO версию — 100 000 символов. Также, в эту опцию включены отключение рекламных показов и выделенная очередь, позволяющие осуществлять разбор намного быстрее.

Сервис Текстовод Синтаксис предназначен, в большей степени, для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов высших учебных заведений.

Также, наша программа может помочь повысить качество текста в работе копирайтера или текстового редактора. Любой специалист, работающий с текстами, знает, что разбор предложения по частям речи способствует уменьшению и стилистических ошибок тоже.

Для чего нужен синтаксический разбор предложения?

Исходя из определения, синтаксис необходим для характеристики предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Как происходит синтаксический разбор предложения в нашей программе?

Последовательность выполнения разбора на Текстоводе абсолютно идентична синтаксическому разбору, производимому по школьной программе России.

Ниже предоставлен алгоритм разбора предложения.

*Имейте ввиду, что некоторые действия можно выполнять устно.

Этап I. Прочитайте и, при необходимости, спишите предложение.

Этап II. Определите цель высказывания предложения.

Выберите подходящий вариант:

  • Повествование (например, «Мама работает.»)

  • Вопрос (к примеру, «Мама работает?»)

  • Побуждение (образец, «Мама, работай!»)

Этап III. Уточните эмоциональную окраску, исходя из знаков препинания в конце предложения.

Тут 2 варианта:

  • Восклицательное.

  • Не восклицательное.

Этап IV. Выясните, простое предложение или сложное.

Подсказка: простое содержит одну-единственную грамматическую основу, а сложное две и более.

В зависимости от IV-го этапа, синтаксический разбор делится на 2 направления.

1. Произведите разбор простого предложения.

Этап V. Определите, односоставное или двусоставное предложение.

В первом случае, предложение имеет один главный член (подлежащее или сказуемое), во втором варианте, и подлежащее, и сказуемое являются главными членами.

Этап VI. Уточните, каким является ваше предложение: распространённым или нераспространённым.

В распространённом предложении есть главные и второстепенные члены.

В нераспространённом же содержится лишь одна грамматическая основа (состоящая из подлежащего и сказуемого).

Этап VII. Отнесите предложение к осложнённому или неосложнённому.

Осложнённое, когда есть:

  • обращения,

  • вводные слова,

  • прямая речь,

  • дополнения,

  • причастные или деепричастные обороты, однородные члены.

Неосложнённое предложение не содержит осложнений.

Этап VIII. Определите какое предложение: полное или неполное.

Неполное имеет недостающие члены. В противоположном случае, когда все члены, необходимые для полноты построения предложения на месте, предложение считается полным.

Этап IX. Выделяются (подчеркиваются) члены предложения

Этап X. Уточните все части речи.

  • В нашем сервисе части речи находятся над словами. Они указаны в сокращенном виде. Расшифровку вы найдете по ссылке, которая находится под разбором.

Этап XI. Изобразите графическую схему предложения.

2. Далее необходимо выполнить разбор сложного предложения.

Этап XII. Найдите средство связи в предложении (интонация, подчинительные или сочинительные союзы).

Этап XIII. Подумайте над способом соединения простых предложений в составе сложного.

Бывают союзная связь (с помощью союзов) и бессоюзная (соединение только интонацией).

Этап XIV. Определите тип вашего предложения.

Выделают следующие типы: сложносочинённое (в составе сочинительные союзы), сложноподчинённое (в предложении есть подчинительные союзы), бессоюзное, с комбинированными видами связи (соответственно, присутствуют оба вида союзов).

Этап XV. Далее, каждую часть сложного предложения разберите отдельно как простое (этапы IX — XII).

Как найти грамматическую основу предложения

В предложении, как единице связанной речи, все слова различаются по функциям и делятся на главные и второстепенные. Главные члены выражают ключевое содержание высказывания и являются его грамматической основой. Без них предложение не имеет смысла и не может существовать.

Как найти грамматическую основу предложения

Инструкция

Чтобы выделить грамматическую основу любого предложения, надо найти и подчеркнуть его главные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно всегда стоит в начальной форме (именительном падеже или инфинитиве) и, как правило, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее почти всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» истина не всегда лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не сторонник крутых мер. Прилагательным или причастием: «кто?» сытый голодного не разумеет; «кто?» отдыхающие ждали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до велика вышли в поле. Составным наименованием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.

Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и сложным.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло вовремя. Составное именное сказуемое состоит из двух частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» — сказуемое). Составное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Сложное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат всегда «что делал?» хотел работать адвокатом. Последняя часть предложения («хотел работать адвокатом») является сложным сказуемом, потому что только все слова в совокупности дают нужную информацию о подлежащем.

Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите простое оно или сложное, состоящее из двух и более простых. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от количества простых предложения, входящих в состав сложного. Например: мы опоздали, потому что лил дождь. «Мы опоздали» и «лил дождь» — грамматические основы сложноподчиненного предложения.

Найдите в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово или словосочетание, которое на них отвечает. Затем от найденного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и найдите сказуемое.

Если есть только один из главных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не нужно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Умного человека распознаешь сразу». «Темнее».

При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

Обратите внимание

Будьте внимательны, если в предложении есть слова «быть», «являться», «казаться». Подчеркнув только их, легко ошибиться и пропустить еще одну часть сказуемого.

Полезный совет

Слова «можно», «нужно», «нельзя», «необходимо» входят в составное сказуемое.

Источники:

  • Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Задание 2.

ТЕОРИЯ

Грамматическая основа предложения

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА  — это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб, который в летний зной дарил тишину и прохладу.  Ядро предложения: рос дуб, который дарил

Трудности при определении подлежащего

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;

Ср.: Книга, книга лежала на столе, была открыта. Книга=которая.

Никогда не знаешь, чудо ждет тебя завтра.

  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
  • подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво. Василий Петрович Комунаров-Подольский гордился своим происхождением.

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что 

  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
  • сказуемое может быть простым или составным;

Трудности при определении сказуемого

Простое глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй.  Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
  • ​​фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.


 
Составное глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
  • ​вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
  • ​вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;
  • кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
  • словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.​

​Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово «начнут» , так как оно не называет главного действия, которое выполняют «они». Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнетВ данном предложении глаголы «закончит» и «начнет» приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
  • ​если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово «написать» является дополнением (попросили о чем? написать);
  • ​если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
  • ​если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

Составное именное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ  и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ  и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.
  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол «казалась» получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым. Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).

ПРАКТИКА

Часть 1.

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

1. Это многое в тебе объясняет.

2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.

3. Почему-то раньше всё было просто.

4. Я целую чистые, святые руки твои!

5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.

7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.

9. Какой приказ отдаст он своему воину?

10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.

11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

12. Или была им недовольна?

13. Кларнет — её любимейший инструмент!

14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.

15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?

16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.

17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.

18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?

20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.

23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.

24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.

26. Он был как все.

27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.

29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.

30. Все сразу начали бы глядеть на него.

Ответы:

1. это объясняет

2. она не будет ни спать, ни есть.

3. всё было просто

4. Я целую

5. Не будет

6. работа делает молодым и счастливым

7. найти не трудно

8. часы показывали

9. он отдаст приказ

10. кусты жирные, мясистые

11. думаешь

12. была недовольна

13. кларнет инструмент

14. он заметил

15. ты можешь подсказывать

16. положил

17. он будет строить

18. способность дарована

19. пригласить

20. я вышел и сел

21. собравшиеся боятся пропустить

22. Михаил Семёнович Щепкин любил вспоминать

23. Пушкин, Библия, Шекспир были спутниками

24. жизнь была непростой

25. учитель был Игнатий Дмитриевич Рождественский

26. он был как все

27. он приткнул и обернулся

28. завёл Иван Филиппов

29. привелось участвовать

30. все начали бы глядеть

Часть 2.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

(10)Только её слёзы лёгкие были.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

(11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь…

3. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

 (13)Детское ликование не остановить.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

(15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

 (15)Теперь всё было кончено!

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

 (21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

 (21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

(34)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

 (27)Взрослых нигде не было видно.

12.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся.

Русский язык 9 класс — Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА — С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Повторение темы способы выражения главных членов предложения

Упражнение № 1

Допишите следующие утверждения:

Грамматическая основа предложения — это … и

По количеству грамматических основ предложения делятся на … и … .

Простые предложения — это такие предложения, в которых … грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, в которых … грамматические основы.

Для того чтобы правильно определять структуру предложения, необходимо правильно выделять главные члены предложения.

    Подлежащее обозначает производителя действия и отвечает только на вопросы именительного падежа: кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются (это дополнение).

Мне надо доделать упражнение (Мне — это дополнение, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?).

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? И слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

2) В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. (Которые — это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчиненного предложения.)

3) В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. (Что — это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит действие «было связано».)

4) Подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев — именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

А) слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже.

Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.

Б) Слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестер поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.

В) Слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если сказуемое стоит в форме множественного числа).

Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.

    Сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?:сказал, сделал, начал заниматься.

Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что сказуемые бывают простыми и составными.

Простое глагольное может быть выражено:

— глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споет. Пусть она споет! Давай спой! Спела бы ты.

— инфинитивом: Жить — Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

— фразеологизмом: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

1. Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблен в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

2. Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце! (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошел (сказуемое НЕ ПОШЕЛ БЫ).

Ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» — обстоятельство места.)

Составное глагольное сказуемое= вспомогательный глагол + инфинитив:

    Он стал говорить взволнованно.

A) Вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) Вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

B) Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

Г) Краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж.

Они вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.

Д) НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

— нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Они начнут готовиться к соревнованиям. В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет сочетание слов «начнут готовиться»: вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» — лексическое, то есть непосредственно называет действие).

Инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если

A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили ее спеть что-нибудь. Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в этом случае будет являться дополнением.

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чем? приехать в гости; предложил что? пойти на дискотеку.

Б) Инфинитив зависит от глагола движения: Он пришел узнать информацию о предстоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употребленный при глаголе движения «пришел», является обстоятельством цели.)

B) К инфинитиву можно задать вопрос, КАКОЙ? Охота странствовать напала на него.

Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами — второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет — часть составного глагольного сказуемого.

Составное именное сказуемое =

Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа — врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

А) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

В) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть:

Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «оказался», так как оно не дает исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол-связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» — лексическое, то есть непосредственно характеризует подлежащее.

Упражнение № 2

Задание № 1. Выпишите грамматическую основу предложения.

А ей теперь нужен только покой.

    Ответ: покой нужен

Задание № 2. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мы ввели ей тонизирующее средство.

Ответ: мы ввели

Задание № 3. Выпишите грамматическую основу предложения.

И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.

    Ответ: люди покинули

Задание № 4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Ответ: выражение было нежным и спокойным

Задание № 5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.

    Ответ: он встал, поднял, впустил

Задание № 6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.

Ответ: подбирали

Задание № 7. Выпишите грамматическую основу предложения.

Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.

    Ответ: Монтэг вышел, пересёк

Задание № 8. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мне прислали роль сегодня утром.

Ответ: прислали

Задание № 9. Выпишите грамматическую основу предложения.

И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.

    Ответ: пожарные бежали, взламывали

Задание № 10. Выпишите грамматическую основу предложения.

Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.

    Ответ: свет отражался, переливался, мерцал

Упражнение № 3

Задание № 1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

Ответ: 3

Задание № 2. Укажите количество грамматических основ в предложении.

В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга.

Ответ: 2

Задание № 3. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Монтэгу чудилось, что он слышит каждое движение ее рук в такт шагам, что он услышал даже тот легчайший, неуловимый для слуха звук — светлый трепет ее лица, когда, подняв голову, она увидела вдруг, что лишь несколько шагов отделяют ее от мужчины, стоящего посреди тротуара.

Ответ: 5

Задание № 4. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально поглядела на Монтэга, и ее темные, лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее.

Ответ: 5

Задание № 5. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Потом, видя, что девушка, как завороженная, смотрит на изображение саламандры, на рукаве его тужурки и на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил.

Ответ: 2

Задание № 6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, легонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.

Ответ: 3

Задание № 7. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру.

Ответ: 1

Задание № 8. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Это тонкое лицо напоминало циферблат небольших часов, слабо светящийся в темной комнате, когда, проснувшись среди ночи, хочешь узнать время и видишь, что стрелки точно показывают час, минуту и секунду, и этот светлый молчаливый лик спокойно и уверенно говорит тебе, что ночь проходит, хотя и становится темнее, и скоро снова взойдет солнце.

Ответ: 7

Задание № 9. Укажите количество грамматических основ в предложении.

В ее глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, он увидел свое отражение, темное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное — даже складки у рта, — как будто ее глаза были двумя волшебными кусочками лилового янтаря, навеки заключившими в себе его образ.

Ответ: 2

Задание № 10. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Ее лицо было, как остров, покрытый снегом, если дождь прольется над ним, оно не ощутит дождя, если тучи бросят на него свою вечно движущуюся тень, оно не почувствует тени.

Ответ: 5

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

«Лицей
№ 1»
 р.п.Чамзинка Республики Мордовия

431700,
Республика Мордовия,

р.п.
Чамзинка, ул. Ленина, д. 18, т. 2-17-46

Грамматическая основа предложения

(подготовка учащихся

к выполнению тестового задания 2

в формате ОГЭ по русскому языку

в 9 классе)

Учитель русского
языка и литературы

Печказова С.П.

р.п. Чамзинка

 2022 г.

Задание 2

ФОРМУЛИРОВКА
ЗАДАНИЯ:

Укажите
варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Запишите
номера ответов.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

1) подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и
отвечает на вопрос 
кто? что? 

Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на
вопрос
 кому? и подлежащим не являются: 

Мне не нравится
этот цвет

(в этом предложении подлежащим
является цвет, так как он совершает действие);

2. в придаточной части сложноподчиненное предложения
роль подлежащего часто выполняют союзные слова 
КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ,
КОТОРЫЕ, ЧТО: 

Книга, которая лежала
на столе, была открыта. 

(в придаточной части предмет, совершающий
действие, называется словом которая — это и есть подлежащее); 

3) подлежащее может быть выражено словом с
количественным значением + именем существительным в родительном падеже:
 Несколько человек пришли на
лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около
тысячи предложений
 поступило в газету от читателей:

4) подлежащее может быть выражено словом в
именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый
из нас
 
хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо
оценили рукопись;

5) подлежащее может быть выражено словом в
именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое
в форме множественного числа): Мы с Тамарой 
ходим парой;

​6) подлежащее может быть выражено именем
собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море
 очень
красиво.

СКАЗУЕМОЕ

сказуемое обозначает действие
подлежащего и отвечает на вопросы: 

что
делает предмет? (
Дети играют в мяч.)

 каков
предмет? (
Дети взволнованы предстоящей поездкой в столицу.)

 что
это такое? (
Сентябрь – первый осенний месяц.)

Сказуемое может быть простым
или составным

Виды сказуемых:

1.
простое глагольное сказуемое (ПГС)  

2.
составное глагольное сказуемое (СГС)

3.
составное именное сказуемое (СИС)

ПГС =

глагол в любом
наклонении (изъявительном, условном, повелительном)

У ручья трава зазеленела
(зазеленеет, зазеленела бы, будет зеленеть).

СГС =

вспомогательное слово

(начать, 
перестать, прекратить, хотеть, продолжить, мочь, желать, рад, готов, должен,
обязан, намерен и т.д.)

+ н.ф.глагола

У ручья трава стала 
(начала, продолжала, могла, готова, намерена) зеленеть.

СИС =

гллагол-связка

(быть, делаться,
стать, являться, считаться, казаться,  прийти, приехать, вернуться, сидеть,
стоять т др.)

+ именная часть

(существительное,
прилагательное, причастие, наречие, числительное, местоимение)

Он был
весельчаком
. Он весельчак. Весь сад в цвету.

У ручья трава была
(стала, казалась, стояла,  считалась) зелёной.

 Брови её были
сдвинуты
.  Хлеба обмолочены. Ей туфли впору будут.

 Два да три будет
пять
.

Вишнёвый сад
теперь мой.

Задание 2

ПРАКТИКА

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ

1. Укажите грамматическую
основу предложения:

1. Алексей погиб, спикировав на своём
крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. 2. На дворе
светает. 3. Надо иметь совесть. 4.Мне уже рассказывали о её сыне.

5. У него жизнь короткая. 6. Жизнь
без оглядки, в полную силу прожита. 7. Алиса могла свободно войти в театральный
двор. 8. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел,
оттаивал. 9. Книга была дорогой. 10. Несколько студентов пришли в лабораторию
позже.

2. Укажите количество
грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. И вот однажды Анна Николаевна
сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в
магазин наглядных пособий. ___ 2.Почему в этот день нельзя сделать так, как я
хочу? ___  3.Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка»  – это лишь
вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх
фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. ___ 4. Алиса могла свободно
войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не
могли попасть в этот интересный мир. ___ 5.Когда я уселась в учительской за
тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. ___  6. Коров они успели
вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не  подберёшься. ___
7.Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели
ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! ___ 8.Сидя на подоконниках,
разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. ___ 9.Краб был
страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть
бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. ___ 10.На палубе корабля
играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи
Вера Бородулина. ___

3. Подчеркните  сказуемые.

1) Выбирать книгу пришлось долго. 2)
Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от
Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль
оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты
настежь.

4. Назовите тип
сказуемого:

1) Вечером я буду смотреть мой
любимый сериал.
___ 2)
Катя была так счастлива помочь им.
___ 3) Голос девушки был чист и звонок подобно
трелям соловья.
___ 4)
Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате.
___ 5) Играйте честно,
в противном случае вас дисквалифицируют.
___ 6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина. ___ 7) Иван Иванович
был сильно опечален моим уходом из команды.
___ 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.

5. Из ниже представленных
предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите
сказуемые:

1) Лето только началось, и впереди
нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3)
Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду
участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у
родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что
мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.

ПГС

СГС


предложений:


предложений:

6. Самостоятельно найдите
в каждом предложении сказуемое и определите его тип:

1) Я хотел бы встретиться с тобой
завтра вечером. ______2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. ______3)
Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. ______4) Выйду
прогуляться на полчасика. ______5) Не будь занудой, моя дорогая. ______6) Я так
сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова. ______7) Я больше
не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно. ______

8) Телефон с громким стуком упал на
пол, но остался цел и невредим. ______9) В июле мы планируем сделать ремонт. ___
10) Этот фильм оказался дешевкой. ______ 11) Я хотел бы научиться плавать, да
вот только воды страшно боюсь. ______12) Кошка по-хозяйски развалилась на
столе.

7. Укажите сказуемое,
которое выделено и охарактеризовано правильно:

До поездки оставалось несколько
недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать,
— купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные!
Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца.
Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем
уровне.

1) Оставалось – ПСГ. 2) Нужно
подготовиться – СГС. 3) Сделать – ПСГ. 4) Постарается воплотить задумку – СГС

8. Задание 2 ОГЭ.
Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой
существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений
вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы
способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность
внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под
адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих
приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению
окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться,
изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)
среда постоянно меняется (предложение 1)

2)
нарушения вызывают (предложение 2)

3)
они способны адаптироваться (предложение 3)

4)
понимается приспособление (предложение 4)

5)
изменение могло бы погубить (предложение 5)

9. Задание 2 ОГЭ.
Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Самое большое скопление воды на
поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на
отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его
в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом
океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный,
который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его
отдельное существование и обосновывают это целой системой научных
доказательств.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)
это Мировой океан (предложение 1)

2)
разделяют (предложение 2)

3)
части есть (предложение 3)

4)
выделяют (предложение 4)

5)
учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предл. 5)

10. Задание 2 ОГЭ.
Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала
особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и
вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу
с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что
совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что
глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть
тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой
тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)
натуралистов поражала (предлож. 1)

2)
может быть (предложение 2)

3)
считают (предложение 3)

4)
возможно (предложение 4)

5)
установлено (предложение 5)

КЛЮЧ

1.
Укажите грамматическую основу предложения:

1. Алексей погиб, спикировав на
своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. 2. На
дворе светает. 3. Надо иметь совесть. 4.Мне уже рассказывали
о её сыне.

5. У него жизнь короткая. 6. Жизнь
без оглядки, в полную силу прожита. 7. Алиса могла
свободно войти в театральный двор. 8. Под солнечными лучами белый,
запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. 9. Книга была
дорогой.
10. Несколько студентов пришли в лабораторию позже.

2. Укажите
количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. И вот однажды Анна Николаевна
сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в
магазин наглядных пособий. (3) 2.Почему в этот день нельзя сделать так, как я
хочу? (2) 3.Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка»  – это лишь
вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх
фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (4) 4. Алиса могла свободно
войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не
могли попасть в этот интересный мир. (3) 5.Когда я уселась в учительской за
тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (3) 6. Коров они успели
вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не  подберёшься. (3)
7.Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели
ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (4) 8.Сидя на подоконниках, разведчики
смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (3) 9.Краб был страшно большой
и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки,
какие-то швы, зубчатые гребешки. (2) 10.На палубе корабля играл мелодии
Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.
(3)

3. Найдите сказуемые.

1) Выбирать книгу пришлось долго. 2)
Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от
Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль
оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты
настежь.

ОТВЕТ:
1) Пришлось выбирать.. 2) Вызывает. 3) Планета. 4) Нет; начинаю переживать. 5)
Оказался скучным. 6) Холодная.. 7) Были распахнуты.

4. Назовите тип
сказуемого:

1) Вечером я буду смотреть мой
любимый сериал. 2) Катя была так счастлива помочь им. 3) Голос девушки был чист
и звонок подобно трелям соловья. 4) Сегодняшний матч – самый важный этап в
чемпионате. 5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют. 6) Я
был рад помочь вам, дорогая кузина. 7) Иван Иванович был сильно опечален моим
уходом из команды. 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.

ОТВЕТ:
ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.

5. Из ниже представленных
предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите
сказуемые:

1) Лето только началось, и впереди
нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3)
Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду
участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у
родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что
мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.

ПГС

СГС

№ предложений:

№ предложений:

ОТВЕТ:
ПГС: 1) Началось, ожидали. 2) Пускай оставит. 3) Прочитайте. 4) Буду
участвовать. 5) Уехал. 6) Давайте потанцуем. 7) Боялся, заблудимся. СГС: 7)
Начала петлять. 8) Перестань мучить.

6. Самостоятельно найдите
в каждом предложении сказуемое и определите его тип:

1) Я хотел бы встретиться с тобой
завтра вечером. 2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. 3) Сестра
попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. 4) Выйду прогуляться на
полчасика. 5) Не будь занудой, моя дорогая. 6) Я так сильно испугалась, что еще
долго не могла вымолвить ни слова. 7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне
было стыдно. 8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и
невредим. 9) В июле мы планируем сделать ремонт. 10) Этот фильм оказался
дешевкой. 11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь.
12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.

ОТВЕТ:
1) Хотел бы встретиться – СГС. 2) Вернулся усталый – СИС. 3) Попросила – ПСГ.
4) Выйду – ПСГ. 5) Не будь занудой – СИС. 6) Испугалась — ПСГ, не могла
вымолвить – СГС. 7) Не мог смотреть – СГС. 8) Упал – ПСГ, остался цел, невредим
– СИС. 9) Планируем сделать – СГС. 10) Оказался дешевкой – СИС. 11) Хотел бы
научиться плавать – СГС, боюсь – ПСГ. 12) Развалилась – ПСГ.

7. Укажите сказуемое,
которое выделено и охарактеризовано правильно:

До поездки оставалось несколько
недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать,
— купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные!
Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца.
Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем
уровне.

1) Оставалось – ПСГ. 2) Нужно
подготовиться – СГС. 3) Сделать – ПСГ. 4) Постарается воплотить задумку – СГС

ОТВЕТ:
4)

8. Задание 2. Синтаксический
анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой
существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений
вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы
способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность
внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под
адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих
приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению
окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться,
изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда
постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения
вызывают (предложение 2)

3) они способны
адаптироваться (предложение 3)

4) понимается
приспособление (предложение 4)

5) изменение
могло бы погубить (предложение 5)

ОТВЕТ: 35

9. Задание 2.
Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Самое большое скопление воды на
поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на
отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его
в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом
океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный,
который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его
отдельное существование и обосновывают это целой системой научных
доказательств.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой
океан (предложение 1)

2) разделяют
(предложение 2)

3) части есть
(предложение 3)

4) выделяют
(предложение 4)

5) учёные
отказываются признавать (и) обосновывают (предл. 5)

ОТВЕТ: 45

10. Задание 2 ОГЭ.
Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала
особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и
вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу
с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что
совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что
глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть
тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой
тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов,
в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в
одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов
поражала (предлож. 1)

2) может быть
(предложение 2)

3) считают
(предложение 3)

4) возможно
(предложение 4)

5) установлено
(предложение 5)

ОТВЕТ: 45

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии