Нужно ли экономическое образование для открытия бизнеса

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Мне 24 года. У меня долгая и мучительная история с высшим образованием, которая сейчас закончилась тем, что я учусь на вечернем отделении филологического факультета МГУ на бюджетной основе, отделение русского языка и литературы.

С момента рождения моего сына во мне проснулся неиссякаемый источник энергии и мотивации, поэтому учиться мне нравится, просто потому что мне нравится узнавать новое и слушать умных людей. Восстановилась в институте, чтобы закончить и получить корочку, так как на моей текущей работе невозможно получить повышение без хотя бы номинального высшего образования и я поняла, что корочку лучше иметь. Ну и ездить, будучи в декрете, на учебу по вечерам — для меня настоящая отдушина. Но я понимаю, что не с филологией хочу связать свою будущую занятость.

На текущий момент я понимаю, что в будущем (ближайшем или не очень) я не хочу работать в компании. Хочу своё дело. Не важно даже, будет ли это маникюрный салон по франшизе, маленькая кофейня или что-то гораздо более значимое, благотворительный проект или школа родительства, чёткого понимания, что это будет, у меня нет — но именно для этого в том числе я и хочу получить экономическое (или бизнес) образование.

Я чувствую в себе много энергии, я готова работать много и даже больше, мне нравится организовывать процессы, управлять, нести ответственность, у меня есть опыт работы в коммерции, маркетинге, в сфере услуг, даже опыт продаж на «Озоне». Я думаю, что для меня нет ничего невозможного, потому что у меня есть огромное желание.

Я сказала, хочу получить экономическое образование. Слышала истории про то, как начинающих бизнесменов кидают, разводят и подставляют, просто потому что у них нет необходимых знаний. Не хочу, чтобы мой бизнес основался на «жизненном опыте», понахватанных отовсюду знаний и опыте знакомых. Я хочу быть уверенной и подкованной. Но я понимаю, что рассуждаю о том, о чем не очень много имею представления. Поэтому и пишу сюда.

Поделитесь, пожалуйста, мнением и опытом: если я хочу в будущем иметь своё дело, какое образование вы бы рекомендовали мне получить и как по вашему я могу это сделать? Магистратура, второе высшее, курсы, переподготовки, что угодно. Буду рада абсолютно любому опыту. Способна также выдержать критику. Спасибо.

#статьи

  • 9 ноя 2021

  • 0

Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать

Эксперты обсудили, нужно ли формировать стандарт бизнес-образования и что не даёт развивать предпринимательские компетенции со школьной скамьи.

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Хотя на рынке дополнительного образования отмечается бум предпринимательских курсов, на уровне университетов и тем более школ такие программы остаются редким явлением. Среди них — проект Минобрнауки «Стартап как диплом», московский ​​«Предпринимательский класс» и некоторые региональные инициативы, например «Лига школьного предпринимательства» в Ульяновской области и «Это бизнес, детки» в Тюменской области.

При этом единые стандарты предпринимательского образования ещё не сформированы — это касается и федерального проекта «Стартап как диплом» (притом что в 2021 году к программе присоединились ещё 25 регионов), и программ MBA, которые пришли в Россию больше 20 лет назад.

Но так ли вообще необходим подобный стандарт и можно ли сформулировать единые требования к компетенциям предпринимателя? Что мешает массово учить предпринимательским навыкам школьников и студентов нашей страны? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Московского международного салона образования (ММСО), и мы предлагаем ознакомиться с главными тезисами спикеров. Посмотреть полные записи дискуссий можно на YouTube:

  • сессия «Стандарт предпринимательского образования: от идеи до единорога»;
  • сессия «Что мешает распространить предпринимательское образование?».

По вопросу, так ли необходим единый стандарт предпринимательского образования, прозвучали разные мнения. Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Московской школы управления «Сколково», считает, что выработка стандарта просто не имеет смысла, потому что сама деятельность предпринимателя меняется слишком быстро. Особенно в эпоху стремительного технологического прогресса — стандарт может устареть буквально в момент публикации.

Елена утверждает, что вместо этого стоит говорить о том, что именно делает предприниматель и в каком контексте он работает. Сам навык предпринимательства эксперт предложила рассматривать через три составляющие:

  • инкубация, то есть умение запускать своё дело;
  • акселерация — умение развивать, масштабировать бизнес;
  • трансформация — умение менять бизнес-модели.

Также Елена отмечает важность креативного мышления, необходимого для поиска бизнес-идей. И, по её мнению, не лишним будет знать историю предпринимательства — на эту тему Московская школа управления «Сколково» в сотрудничестве с Arzamas запустила курс лекций «Деловые люди XIX века». Но самое важное, по мнению спикера, — это практика:

«В принципе, ключевая предпринимательская компетенция приобретается только в формате learning by doing. И, соответственно, предпринимательское образование, с моей точки зрения, может быть только в смысле деятельностном».

Андрей Андрусов, инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», учитель проектной деятельности в «Класс-Центре» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», считает, что стандарт предпринимательского образования должен формироваться через количественные показатели — какой процент прошедших курс или программу действительно запустил свой бизнес и получает прибыль.

Эксперт полностью согласен с Еленой Бондаренко, что главное в обучении будущих предпринимателей — это деятельность. Поэтому своим ученикам он рекомендует начать запускать собственные бизнес-проекты как можно раньше. Кроме проработки собственно предпринимательских навыков, такой подход, по мнению спикера, замечательно мотивирует школьников изучать новое. В процессе работы над проектом у них появляются вопросы, например «Как установить цену?» или «Где лучше продвигать свой продукт?», которые часто опережают программу. Поэтому ученики начинают искать ответы самостоятельно:

«На самом деле это уникальный предмет. У меня <ученики> учебник читают в сентябре, многие читают сразу до конца. Вы видели кого-нибудь из учащихся, которые читают учебник, например, по истории, сразу до конца года, так, на всякий случай? А они читают, потому что им это нужно сейчас для конкретной практической деятельности. Мне кажется, бросать учеников вот в эту реальность и помогать, поддерживать, когда они сталкиваются с проблемами, — это самый лучший способ обучения».

Иную точку зрения озвучил Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета. По его мнению, нет никаких препятствий для того, чтобы формировать стандарт предпринимательского образования на основе компетенций. В пример спикер приводит ФГОС ВО (3++), в которых как раз упор делается на компетенции, как универсальные, так и профессиональные: «Там не написано, что надо изучать историю в объёме 50 часов. Там написано, что нужно сформировать историческое мышление. В этом смысле мы можем задать вопрос, какой стандарт должен быть у предпринимательского образования».

Так как само предпринимательство может иметь самые разные формы — от открытия своей булочной до успехов Илона Маска, — Андрей Щербенок считает, что стандарт соответствующего образования должен в первую очередь отражать междисциплинарность, в противовес традиционному подходу, когда дисциплины изучаются отдельно и независимо друг от друга:

«Вы не можете осуществлять деятельность в рамках какой-то одной „оптики“, экономической, или технологической, или социальной, или какой-то ещё. Как только вы начинаете что-то делать, вы сразу сталкиваетесь с тем, что вы должны одновременно мыслить как экономист, как финансист, как психолог, как технолог. Должны понимать огромное количество вещей. И самое главное — всё это должно связываться в какую-то систему. Поэтому, мне кажется, в этом стандарте предпринимательского образования должна быть междисциплинарность».

Также Щербенок не согласился с выступавшими ранее экспертами в том, что лучший способ обучать предпринимательству — сразу бросать учащегося в деятельность. По мнению Андрея, когда человек начинает работу, например, над технологическим проектом без базовых знаний, то в процессе он усвоит только тот минимум информации, который необходим для решения насущных задач. И в результате останется на поверхностном уровне понимания темы. Но здесь же, по словам спикера, возникает дилемма:

«С одной стороны, мы должны сразу бросить в деятельность, но тогда у нас будут очень поверхностные деятельные люди, которые делают всякую фигню. А с другой стороны — академики, „ботаны“, которые в тему погрузились, но никогда в деятельность не выйдут. Мне кажется, хорошее предпринимательское образование должно это каким-то образом диалектически сочетать. Как это сделать — это следующий вопрос».

Исследование Global Entrepreneurship Monitor показало, что по всем параметрам, связанным с предпринимательской средой (государственная поддержка, доступная инфраструктура, предпринимательское образование, наличие растущих рынков и так далее), Россия не дотягивает до общемировых показателей. Эти данные озвучил Алексей Комаров, академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE» и директор проекта «Сколково Практикум Штаб». Так, наша страна находится на 25-м месте в рейтинге из 45 анализируемых стран по предпринимательскому образованию в школе, а по бизнес-программам вне школы (сюда входит вузовское и дополнительное образование) — на 36-м месте.

Спикер считает, что в сфере предпринимательского образования не хватает объединения усилий разных игроков — то есть государственных и частных образовательных организаций, — чтобы растить число предпринимателей в обществе и повышать их вклад в экономику, обучая вести дела эффективно и грамотно.

Алла Аргунова, основатель и директор частной школы «Путь к успеху», в которой бизнес-образование включено на уровне основной программы, утверждает, что в плане теоретической подготовки, тренировки hard и soft skills, а также проектной деятельности сложностей нет. Однако проблемы возникают, когда юные предприниматели доходят до стадии реализации бизнес-проекта:

«Как только мы завершаем проектный менеджмент, начинаются индивидуальные шаги. Нужна сеть менторов. У нас нет экосистемы, чтобы это реализовать. И если ребёнок хочет что-то производить, что-то создавать, ему нужна технологическая база, на которой будет происходить эта реализация продуктов».

Основатель ONE! International School Максим Натапов не согласен с тем, что любой детский бизнес-проект непременно нужно доводить до реализации. Он придерживается мнения, что не всем школьникам дано стать предпринимателями, но для всех полезно развивать бизнес-мышление и веру в себя, знакомиться с предпринимательской культурой, формировать понимание, что не страшно ошибаться, что даже после провалов можно подняться и двигаться дальше.

Похожее мнение выразила Кнарик Арабян, соосновательница детской бизнес-школы KinderMBA. Эксперт разделяет бизнес-образование на два направления: развитие предпринимательского мышления у школьников и, собственно, подготовку предпринимателей. Если второй путь в результате должен привести к созданию собственного бизнеса, что, очевидно, не для всех, то первый полезен для любого ребёнка без исключения:

«Предпринимательство, если раскладывать его на части, — это навыки, знания, командная работа. Оно позволяет концентрировать в себе всё сразу. Все soft skills и все знания, включая предметные. В предпринимательстве ты делаешь продукт, а продукт всегда посвящён какой-то конкретной предметной области, в которой ты должен быть специалистом. Продукт может быть в области биологии, физики, химии — и это сразу даёт прикладное применение тем знаниям, которые ты получаешь. Автоматически повышается мотивация учиться».

При этом спикер на собственном опыте столкнулась с преградами для внедрения в школы программ по проектной и предпринимательской деятельности. По словам Кнарик, здесь не обойтись без государственной поддержки, потому что школы, как и родители, заинтересованы в подобных проектах, но всё упирается в экономику.

Рассуждая о том, как популяризировать предпринимательское образование и сделать его доступнее, спикеры сошлись во мнениях.

Андрей Щербенок озвучил мысль, что предпринимательская деятельность по своей сути нерациональна, так как связана с риском и большими затратами личных ресурсов. Ведь гораздо разумнее, по словам эксперта, «стать квалифицированным инженером, получать стабильную зарплату и ни о чём не „париться“». Чтобы человек стал предпринимателем, он должен захотеть что-то изменить в конкретной сфере деятельности и поверить, что это ему по силам. А для этого ему необходимо взаимодействовать с людьми, которые «горят» своим делом, — с наставниками, единомышленниками. Поэтому без сообщества, в котором бы происходил обмен опытом и знаниями, невозможно по-настоящему развивать предпринимательскую культуру, считает Щербенок.

Алексей Комаров тоже подчеркнул важность формирования сообщества и выстраивания коммуникации между разрозненными образовательными организациями. При этом спикер отметил, что в России достаточно хорошо развиты образовательные технологии, и этот задел мог бы помочь нашему бизнес-образованию стать конкурентоспособным на международном уровне.

Также всё эксперты согласились с тем, что начинать формировать предпринимательское мышление и соответствующие компетенции следует ещё со школьной скамьи. И озвучили несколько аспектов, которые для этого необходимы.

Во-первых, по словам Аллы Аргуновой, был бы очень полезен фонд-инкубатор, через который инвесторы и бизнес-ангелы смогли бы финансировать лучшие проекты юных предпринимателей.

Во-вторых, спикер отметила важность привлечения взрослых экспертов-менторов, которые бы направляли школьников и подсказывали, что и как делать. Ими могут быть и родители — в качестве примера Алла привела кейс, когда первоклассник придумал проект кинестетик-планшета для слабовидящих, который в итоге стал семейным бизнесом.

В-третьих, по словам экспертов, очень не хватает сообщества предпринимателей, которые были бы готовы предоставить свои производственные площадки для создания продуктов, придуманных детьми. Например, школьник-предприниматель хочет издать книгу и обращается в конкретное издательство, готовое помочь.

И наконец, остаётся проблема подготовки учителей, которые могли бы вести предпринимательские классы. Как отметила Кнарик Арабян, для массового включения подобных программ в школьное образование очень не хватает педагогов с нужными компетенциями. Андрей Андрусов считает, что занять эту позицию вполне может подготовленный учитель и без личного опыта ведения бизнеса. Но как и где обучать педагогов преподавать бизнес-дисциплины — отдельный вопрос.

Научитесь: Основы пред­при­ни­ма­тельст­ва: начни свой бизнес
Узнать больше


16 июля 2020

Содержание:

  • Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО?
  • Кому нужно высшее образование?
  • Бизнесмены без образования, есть такие?
  • Развитие и неформальное обучение для бизнесменов
  • Где научиться основам бизнеса?

В 1975 году Стив Возняк прервал обучение в Университете Калифорнии и после этого создал компьютер, который принес ему богатство и славу. Коллега Возняка, Стив Джобс, приложил максимум усилий, чтобы техника Apple завоевала мировой рынок. И он тоже не окончил университет, прервав обучение.

Двух этих знаковых личностей часто приводят в пример, когда заходит речь об образовании и факультетах для предпринимателей. Ведь получается: чтобы завоевать рынок и получить невероятно высокие прибыли, не нужен диплом. Однако люди часто забывают, что Стив Возняк в итоге вернулся в вуз, чтобы получить степень бакалавра, а сам Стив Джобс признавал, что получил в университете знания, которые пригодились ему в будущем. Поэтому ответ на вопрос, нужно ли образование для бизнеса, не лежит на поверхности.

Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО?

Закон не требует образования от предпринимателей. Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать общество с ограниченной ответственностью, не нужно предъявлять диплом. Минимальный пакет документов включает удостоверение личности, заявление, квитанцию об оплате государственной пошлины, возможно – уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Как видите, документов, подтверждающих образование, в списке нет. А вот достижение совершеннолетия, гражданство или вид на жительство подтвердить придется.

Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО

Однако уже на этапе создания ИП или ООО образование не помешает. Почему? Для начала потребуется выбрать коды деятельности по ОКВЭД, затем правильно заполнить заявление и сформировать пакет документов, выбрать систему налогообложения. Это только звучит просто. На практике многие начинающие предприниматели предпочитают обратиться за помощью специалистов: при малейшей ошибке в документах заявление отклонят, но сумму пошлины никто не вернет. Кроме того, уже на этом этапе закладываются многие принципы, по которым бизнес будет работать, поэтому регистрироваться нужно с ясным представлением о том, как коды ОКВЭД, система налогообложения и многое другое будут влиять на дело в будущем.

Кому нужно высшее образование?

Можно ли без образования открыть бизнес? Конечно, закон этого не запрещает. Однако недаром многие предприниматели получают образование уже после того, как построили свое дело и вышли на определенный уровень. Они чувствуют недостаток знаний и навыков, идут учиться осознанно, точно понимая, чего хотят. Так что высшее образование нужно всем бизнесменам. Оно дает много серьезных преимуществ:

  • Разностороннее развитие.

Может казаться, что изучение разноплановых предметов бесполезно, однако на практике оно помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, учит принимать верные решения и лучше ориентироваться в ситуации на рынке. Образованного человека сложнее обвести вокруг пальца даже в вопросах, в которых он не является профи. Кроме того, часто сложно предсказать, какие знания и навыки пригодятся на практике. Например, Стив Джобс прошел, казалось бы, абсолютно бесполезный курс каллиграфии. Однако только благодаря этому у ПК появилась хорошая система шрифтов.

  • Узкоспециализированные знания и навыки.

Некоторые сферы требуют глубоких знаний: инженерия, энергетика, цифровые технологии и безопасность, архитектура и многое другое. Чтобы работать в ряде сфер, необходима серьезная профессиональная подготовка, которую может дать только высшее образование.

  • Доверие и репутация.

Новичок с высшим образованием вызывает больше доверия, чем человек без него. Конечно, когда вы сделаете себе имя, обзаведетесь связями и сформируете репутацию, диплом отойдет на второй план. Но сделать все это без образования намного сложнее, чем с ним.

  • Полезные связи.

Высшее образование – это не только знания, но также знакомства: с однокурсниками, преподавателями, студентами и аспирантами из других вузов, участниками конференций. Не все ваши университетские друзья будут работать по специальности, но приобретенные в вузе связи пригодятся, когда вы будете искать поддержки в разных сферах.

Однако главная причина, чтобы получить высшее образование, окончив факультеты управления и предпринимательства – это выработка привычки к непрерывному обучению и умение работать с информацией. Качественное образование учит разбираться в незнакомых темах, искать достоверные источники, анализировать и систематизировать данные.

Получи
образование с грантом
до 150 000 рублей

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Больше о жизни факультета:

К тому же реальность современной жизни такова, что людям приходится учиться и переучиваться по нескольку раз. Этому способствует стремительное развитие технологий, изменения на рынке. Специалист, который смог обучиться один раз, при сохранении привычки к учебе сможет переучиться столько раз, сколько пожелает. Не стоит забывать и том, что некоторые сферы деятельности требуют не практических, а фундаментальных знаний, которые можно получить только в вузе.

Итак, нужно ли образование для бизнеса? Оно не обязательно, но с ним ваш карьерный, предпринимательский путь будет намного легче и проще. Особенно если вы научитесь получать необходимые знания, а не просто штудировать предметы.

Бизнесмены без образования, есть такие?

Люди, которые задаются вопросом, можно ли без образования открыть бизнес, часто слышат об успешных предпринимателях без диплома. Действительно, такие примеры есть. Один из самых известных бизнесменов, не получивший высшего образования, – это Генри Форд, создатель Ford Motor Company. Он закончил только церковную школу и всю жизнь писал с ошибками, однако ничуть не считал себя невежественным. Форд полагал, что человеку важнее уметь пользоваться собственным умом, чем уметь штудировать учебники.

Первый в мире долларовый миллиардер Джон Рокфеллер также не получил высшего образования, хотя окончил бухгалтерские курсы. Он уверял, что образование – только отличный старт для карьеры, но чтобы стать настоящим специалистом, необходимо много трудиться и ставить перед собой ясные цели.

Впрочем, самый известный предприниматель без диплома – это Стив Джобс. Он бросил обучение в университете, хотя и посещал некоторые творческие занятия вроде каллиграфии после того, как оставил обучение. Однако не будем забывать, что основной вклад в технологии Apple сделал все же Стив Возняк, которые более серьезно подошел к обучению.

Еще один прекрасный пример предпринимателя без образования – Амансио Ортега, основатель компании Inditex, которой принадлежат «Зара», «Бершка», «Страдивариус» и другие всемирно известные бренды. Ортега родился в бедной семье, которая не могла дать ему высшего образования. Но он много и упорно работал и какое-то время возглавлял список самых богатых людей планеты.

Развитие и неформальное обучение для бизнесменов

Многие предприниматели так или иначе приходят к осознанию важности образования. Однако высшая школа кажется им слишком дорогой, а учеба там – слишком длительной. Поэтому они предпочитают более неформальные форматы: курсы, семинары, бизнес-школы или узкоспециализированные краткосрочные программы. Они позволяют получить необходимые знания достаточно быстро и без догматичности, которая отталкивает некоторых людей от институтов и университетов.

Где научиться основам бизнеса?

Факультет бизнеса «Капитаны» предлагает образование для будущих предпринимателей, руководителей бизнеса и менеджеров высшего звена. Современный учебный корпус находится в самом центре страны. Преподавание ведут доктора наук, а также действующие предприниматели и владельцы бизнесов, которые делятся своими знаниями и опытом со студентами.

Где научиться основам бизнеса?

Программа наших направлений «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» и «Государственное и муниципальное управление» включает не только теоретическую, но и практическую подготовку. На протяжении обучения каждый студент создает собственный коммерческий проект, изучает рынок и осваивается на нем. Программа предусматривает также практику, которая проходит на прогрессивных крупных и средних предприятиях. Студенты проходят управленческие и бизнес-модули, что помогает им получить необходимые для эффективной работы навыки. К тому же, студентов ждет активная общественная жизнь, они обзаводятся не только полезными знаниями, но и связями.

Я бы хотел начать с мысли, простой и очевидной всем предпринимателям. Очевидной им, но не всем за пределами этого круга.

Предприниматели — движущая сила общества.

Юваль Ной Харари в своей книге Homo Deus отлично описывает, почему капитализм победил социализм. Потому что система, в которой множество людей каждый день что-то пробуют, рискуют, находят новое, ошибаются, разоряются, богатеют, — такая система выигрывает у той, где все решения на пятилетку вперед принимает одна группа престарелых аппаратчиков.

Среда, в которой люди неустанно создают новое, рискуя своими деньгами, неустанно пробуют, — эта среда побеждает. И эти люди мы с вами.

У нас с вами незавидная участь. На нас — огромная ответственность за себя, свои бизнесы, за людей, которые там работают. Наша жизнь и раньше была не сахар, но теперь…

Мы с вами проживаем очень непростой год. И то, что мы до сих пор на плаву, это наша заслуга. Много кто любит говорить, как нам помогает, но мы же знаем правду.

Предприниматели — это генераторы идей. Это люди, которые планируют свое будущее на годы вперед. Когда-то Илон Маск сказал, что не боится конкуренции с крупнейшими автоконцернами, потому что их возглавляют нанятые топ-менеджеры. У которых горизонт планирования — годовой бонус. А он, как и мы, думает на десятилетие вперед.

На это нас двигает конкуренция с такими же, как мы. Посмотрите сами. Любая система, где нет конкуренции, не развивается. Вот наша система образования. Нет конкурентов у государственной школьной и вузовской системы — и она отстает от реальной жизни на десятилетия.

Или вот сравните РЖД и «Аэрофлот». Обе госкомпании. Но одна из них работает на конкурентном рынке, а вторая — монополист. Ну и у кого из них наблюдается прогресс? Или вот «Почта России». Пока ее частные перевозчики не начали со всех сторон подъедать, она так и была неизменной с середины прошлого века.

Почему винтовка М16, при всей гениальности изобретения, была такой ненадежной? Потому что она была сконструирована на другой порох. Но чиновники решили сэкономить. Как бы чего не вышло. Ну вот так и получилось.

Что делают чиновники в госкомпаниях и в органах власти? Боятся принять решение. Что делаем мы, предприниматели? Рискуем.

И этот риск рождает открытия нового, рождает прогресс. Именно поэтому мы с вами — движущая сила общества. Яндекс и Apple не рождаются в госкомпаниях. Они рождаются у таких, как мы.

Ну, на этом хорошие новости заканчиваются. Потому что конкуренция, которая благо для общества, нам с вами приносит сплошные неприятности. И это идет по нарастающей. Растет не только общее число изменений, растет ускорение этих изменений. Мне кажется, мы достигли апогея непредсказуемости.

Вру, конечно. Завтра будет еще сложнее.

Что мы с вами можем противопоставить этим изменениям? Умение быстро учиться и быстро меняться. 

Давайте на секундочку заглянем в собственный мозг. Там у нас с вами ежесекундно работают десятки миллиардов нейросетей. И они делают одно: предсказания. Наш мозг занят одним-единственным важным делом. Он пытается предсказать будущее. Нет, не кто будет следующим президентом США или какой завтра будет курс доллара. Большинство его предсказаний куда более приземленные. Мой мозг предсказывает сейчас, что пол подо мной не рухнет, сверху не прилетит кирпич, что я держу смартфон в руке с достаточным усилием, чтобы его не выронить.

Самый простой пример ненадежного предсказания: когда ребенок учится есть кашу сам, у него часто возникает ошибка, где будет рот, когда он подносит ложку к голове. Но сетки в мозгу быстро тренируются, и скоро предсказания становятся точными.

Еще пример. Половина фильмов ужасов построена на том, что если в темноте под тревожную музыку раздается странный звук, надо пойти и проверить, что там такое. Почему это происходит? Мозг строит предсказание и понимает, что данных, чтобы построить модель, недостаточно, надо получить данные. И отправляет тушку за ними.

Если тушка выжила и новые данные получены, нейросетки обновляют свои предсказательные модели. Итак, биологический смысл образования, заложенный в нас эволюцией, — тренировка предсказательных моделей мозга.

Но и у предпринимателя одна из важнейших ролей — предсказывать. Наши сотрудники — это пользователи прогноза погоды, а мы — метеорологи. Мы предсказываем, принимаем решения. «Давайте сделаем вот так». Это наше предсказание, нам оно кажется верным. А коллеги уже берутся его исполнять. Для них всегда больше определенности, чем для нас. У нас по жизни — наивысший уровень неопределенности.

Так вот. Этот уровень неопределенности, как я уже сказал, можно уменьшать обучением. Тренировать нейросетки, чтобы больше ситуаций было для них знакомыми и понятными. Такими тренировками мы создаем «островки безопасности» в своем мозгу — зоны, где мы знаем, какие решения нужно принимать.

Островки безопасности, то есть знакомые и понятные ситуации, уменьшают неопределенность и, как следствие, вариативность.

Если вы включите Яндекс.Навигатор на знакомом маршруте, вы легко найдете кучу ошибок в проложенном пути, вы знаете, как ехать эффективнее. Но в незнакомом мегаполисе он будет лучше, чем ничего. Намного лучше. Не факт, что самым эффективным способом, но вы доберетесь. Этот маршрут и есть островок безопасности.

Или представьте себе, а может быть вспомните, что вы впервые в жизни оказались в китайском городе и вам надо поесть. Дело же даже не в том, что будет недостаточно вкусно или вы не любите жаренных скорпионов. А вообще все непонятно. И если в этот момент увидеть Макдональдс, в которой вы в обычной жизни ни шагу, то тут же окажется, что это не самый плохой вариант.

Этим решением мы уменьшили неопределенность? Да. Но не только. Это еще дает нам возможность использовать мозг для более насущных вопросов. Островки безопасности дают возможность концентрироваться на важном.

Я был очень рад, что мой любимый новосибирский ресторанчик «Библиотека» хорошо пережил первую волну пандемии. Когда я спросил ее владелицу Наташу, как ей это удалось, она сказала: «Я еще в начале марта поняла, на примере итальянских и испанских коллег, что нам предстоит и начала учиться жить в предстоящей ситуации. Оттренировала коллектив на отработку онлайн-заказов, заранее начала клиентам говорить про эту опцию, реструктуризировала закупки и т. д.». Она создала себе островки безопасности, и когда волна пришла, она думала про то, что не учла, а не про все навалившиеся беды сразу.

Эти островки безопасности и есть смысл обучения. Обучить себя предсказывать ситуации чуть лучше. Чем хорош бухгалтер, который прошел пару дюжин налоговых проверок? У него этих островков в мозгу — три вагона, хоть отбавляй. Он реагирует лучше, потому что мозг свободен для неожиданных поворотов.

Итак, первый тезис: учиться нужно для того, чтобы как можно точнее предсказывать будущее и освобождать мозг для решения тех проблем, которые предсказать не удалось.

Как же эффективно учиться?

Правило первое: не надо учиться впрок. Определите, какие самые острые проблемы стоят перед вами в ближайший квартал. Учитесь решать их.

Правило второе: носители экспертизы — это не бизнес-тренеры, это профессионалы в своем деле. Научитесь отвечать себе на вопрос «А кто лучше всех умеет то-то и то-то?». Но тут такая беда, особенно в регионах. Я предыдущие 20 лет прожил в Новосибирске. Я помню это у себя и встречаю у других. Проблема называется «я тут один в окопе против танков». Вот это окопное мышление реально мешает людям пойти познакомиться и поговорить с другими такими же. Повторюсь — не со всеми подряд, а с теми, кто лучший в конкретном вопросе, который для вас важен.

У вас должен быть список фамилий, которые реально что-то крутое делают в том, что для вас насущно. И это не всегда те, кого вы знаете, кто на слуху.

Когда несколько лет назад мы захотели построить у себя крутую систему клиентского сервиса, то пошли опрашивать профессионалов из этой отрасли, кого они уважают, кого считают эталоном. И очень был удивлен, когда мне назвали Nespresso. Да ребят, вы чего, какое Неспрессо? Я 10 лет ими пользуюсь и вообще не помню случая, чтобы я столкнулся с их поддержкой. И тут-то до меня дошло…

Так что искать надо не где светло, а где потерял. Но тут есть еще один момент. Третий принцип.

Искать надо не тех, кто с громким именем. И не потому, что они бесполезные. Если я сейчас каким-то чудом получу возможность поужинать с владельцем Амазона, то никакого толка от этой встречи не получу. Потому что он настолько далеко от меня, что мне не хватит знаний, чтобы задавать вопросы, которые дадут пользу. А то, что интересно мне, для него было настолько давно, что он уже не помнит, как это делать.

Искать надо тех, кто делал руками и не очень давно, 3–5 лет назад. От них есть польза. Ну или вот я пришел в Skyeng с должности топ-менеджера Яндекса. И оказался чудовищно бесполезен. Потому что я умел руководить, а руководить было не кем. То, что я делал руками, я делал 15 лет назад, за это время все поменялось.

Острое ощущение: вчера ты успешный топ, а сегодня ты ничего не умеешь. И я пошел к тем, кто прошел такой же путь. И тогда, за несколько встреч, я понял, я увидел у других, что я уже умею делать. За несколько недель я перетренировал свои нейросетки на новые модели.

Я нашел, у кого было эффективно учиться, и по цене пары ужинов научился у них тому, что умею делать хорошо. И тогда я начал ходить и договариваться о партнерских проектах с большими игроками, и это дало нерыночное преимущество перед сотнями других школ, от которых мы тогда ничем не отличались.

Итак, повторю первые три правила. Учиться не впрок, а самому актуальному. Всегда иметь списки людей, кто круче в этих насущных проблемах. И эти люди — не обязательно звезды и те, кого вы знаете. Они просто недавно и эффективно прошли тот путь, что вам сейчас предстоит.

Ну и наконец, четвертое правило. Чертовски банально оно звучит, пока не сталкиваешься с тем, как все подряд его нарушают.

Бессмысленно учиться, если ты потом применяешь не все, а только самое интересное. У меня был такой случай. Лет 20 назад меня заинтересовало, как работает MLM. Это бы период, когда слово «гербалайф» было страшным ругательством.

Вот я попадаю на стадион. Все как в низкобюджетных голливудских фильмах: софиты, под рев толпы на сцену выводят ряженых актеров, вот мол, вчерашняя уборщица в школе, а ныне зарабатывает десять тысяч долларов в месяц.

Сижу и думаю, ну вот зачем я тут, неужто нельзя было по телеку просто посмотреть такое, без поездок ради дешевого шоу. Но проходит несколько недель, и я встречаю одну из тех женщин, что были на сцене.

И понимаю, что, судя по прикиду, она действительно недавно очень разбогатела, а так-то была школьной уборщицей в Северном Казахстане. И вот тут-то меня и накрыло. Вот это вот известное, про если умный, то почему бедный.

А потом я понял. Там, за этим MLM, стоит методический центр, который разрабатывает учебные программы. И тетка берет такую инструкцию, там написано: «Делай раз», — она идет и делает раз. Делай два. Ну и так пункт за пунктом. Ребята типа меня читают: так, это понятно, это понятно, это понятно, а вот это прикольно, этого я еще не пробовал.

Меня добрую сотню раз спрашивали, как нам в Skyeng удалось построить огромный бизнес, где практически все работают на удаленке. И я добрую сотню раз отвечал. И почти каждый раз видел, что в момент, когда я говорил про должностные инструкции, ежедневные планы и отчеты, глаза собеседника туманились, он уходил мыслями в себя, возвращаясь, как только я переставал говорить про скучную рутину.

Последнее правило обучения: то, что и ежу понятно, тоже надо делать. Не выбрасывать мысли только потому, что они вам очевидны. Ну и вторая крайность — я учусь, учусь, учусь, а применять мне некогда.

В заключение. Знаете, какой самый популярный вопрос от предпринимателей я слышу, когда рассказываю, что учиться надо у других таких же? «А почему они будут со мной разговаривать?» Я же говорю — «окопное мышление». Я, танки и подмога не пришла, подкрепление не прислали.

Мой ответ такой: те, кто научился что-то делать круче других, почти всегда понимают, зачем нужно встречаться с такими же. Они сами ходят и спрашивают других. Для них это естественно.

Мы все когда-то это умели. В детстве. Подходишь к песочнице, там незнакомые дети играют. И ты просто спрашиваешь: «Можно с вами поиграть?» Да — отлично, нет — тоже отлично, пойду к другим.

Чаще всего люди не отвечают мне только по одной причине — я их не спросил.

Желаю всем предпринимателям учиться самим и помогать другим. Ну и пережить этот чертов год.

Аудиоверсия этой статьи

Нужно ли образование
предпринимателю — вопрос, по поводу которого всегда будут вестись споры.
Ведь есть успешные компании, созданные людьми, окончившими только
школу. Например, Генри Форд основал Ford Motor Company, не имея высшего
образования, а Стив Джобс бросил вуз, что не помешало ему открыть Apple.
Есть и такие, кто прошли много бизнес-курсов, но свое дело так и не открыли

Содержание

Нужно
ли предпринимателю образование для создания успешного бизнеса
Владельцам
какого бизнеса не обойтись без профильного образования
Когда
нужно дополнительное образование
Выбор формы обучения

У кого-то может стоять внутренний барьер
— убеждение, что обязательно нужно MBA, а бюджета и времени на программу не
хватает. Но образование,
необходимое бизнесмену,
не сводится к MBA. Более того, в ряде случаев такое обучение может быть
менее полезным, чем другие формы. Рассмотрим, какие варианты
образовательных программ есть для предпринимателей.

Нужно ли предпринимателю
образование для создания успешного бизнеса

Споры по этому вопросу ведутся по той
причине, что обилие разных программ приводит к расфокусированности. Непонятно,
как выбрать
то, что действительно будет полезно конкретному человеку.

Единые стандарты предпринимательского образования не
сформированы. Программ немногим меньше, чем организаций, которые их
разрабатывают. Поэтому для некоторых бизнесменов проще учиться на собственном
опыте и ошибках.

Однако люди, основавшие компании,
понимают важность постоянного самообразования. Они регулярно проходят тренинги,
курсы, посещают конференции и семинары. Прицельно ищут и внедряют инструменты.
Опрометчиво считать, что учиться не нужно: ошибки, допущенные из-за незнания,
могут стать роковыми даже для изначально успешного бизнеса.

Любое качественное образование дает:

  • систематизацию, структурирование знаний —
    это фундамент, на котором будет проще построить практику;

  • возможность взглянуть на свой бизнес под другим углом;

  • нетворкинг, полезные знакомства с коллегами, обмен ценным опытом,
    инсайтами — если программа предполагает очное обучение или в группе;

  • разностороннее развитие, расширение кругозора — предприниматель
    получает больше идей и информации для принятия управленческих решений;

  • возможность лучше ориентироваться на рынке по сравнению с
    необразованными конкурентами;

  • умение обучаться постоянно и быстро искать нужную информацию;

  • навыки самодисциплины, самомотивации,
    целеустремленности.

Предприниматели, которые считают, что образование не
нужно и
диплом ничего не дает, могут иметь такие представления из-за того, что обучение в
академической среде нередко оторвано от реальности, реалий бизнеса.
Но есть курсы и программы экспертов, которые делятся прикладными знаниями.

Образование без практики, стремление
быть «вечным студентом» — другая крайность. Бизнес — постоянная зона
неопределенности. Практика формирует мышление предпринимателя. Не-предприниматель,
сталкиваясь с проблемой, будет искать помощи у окружающих.

Как правило, становится предпринимателем,
тот, кто сам находит выход и берет ответственность за свои решения.
И качественное образование нужно, чтобы понимать, как действовать.

Владельцам какого бизнеса не
обойтись без профильного образования

Для создания бизнеса во многих
направлениях не нужно иметь диплом строго определенной специальности. Но нужно знание
основ в таких дисциплинах, без которых не обходится построение успешной предпринимательской
деятельности:

  1. Экономика, финансы. Это специфические сферы,
    и детально разобраться в них непросто, но вовсе без таких знаний не
    получится понять, как устроен рынок и какие процессы на нем происходят,
    как считать прибыль и управлять потоками денежных средств.

  2. Бухгалтерский, налоговый учет — умение их вести позволяют
    заниматься бизнесом легально, сокращать затраты за счет оптимизации налогов,
    а в случае, если бизнес крупный, — контролировать главного бухгалтера.

  3. Маркетинг. Представления о продажах и продвижении на рынке — залог
    того, что у клиентов появится знание о товарах и услугах предпринимателя.
    Если бизнесмен
    не понимает, кого и как заинтересует его продукт, успеха, скорее
    всего, не последует.

  4. Менеджмент. Эту дисциплину нужно изучать,
    чтобы понимать, как налаживаются и работают бизнес-процессы, как
    осуществляется управление людьми, проектами и компанией
    в целом.

При выборе форм собственности бизнеса
на этапе регистрации предпринимательства закон не требует, чтобы у
будущего ИП или учредителя ООО было образование. Исключения составляют
случаи, когда выбрана сфера деятельности по ОКВЭД, предполагающая наличие
лицензии. Например, фармацевтическая отрасль. Для получения разрешения на
нее понадобится диплом.

Виды деятельности, подлежащей лицензированию

Есть также направления, где профильное образование необходимо
еще и потому, что бизнесмену нужно говорить с командой на одном языке и
досконально знать процессы:

  • инженерия,

  • энергетика,

  • производство,

  • цифровые технологии,

  • искусственный интеллект,

  • робототехника,

  • безопасность,

  • архитектура,

  • медицина,

  • хранение и обезвреживание химического оружия,

  • геодезия и картография,

  • гидрометеорология,

  • маркшейдерские работы и другие.

В этих сложных сферах требуется глубокое
понимание причинно-следственных взаимосвязей и обширные научные знания. Так,
руководителю металлургического промышленного предприятия будет сложно управлять
бизнесом,
если он только окончил MBA, но ничего не знает о металлургии и технологических
процессах.

Когда нужно дополнительное образование

Дополнительное образование нужно в
зависимости от цели предпринимателя и стоящих перед ним бизнес-задач,
вызовов, которые бросает ему рынок. Многие предприниматели идут учиться, потому что
нужны конкретные инструменты, методики, систематизация знаний либо есть
потребность в общении с коллегами, нетворкинге, обмене идеями. Кроме того, на
рынке постоянно происходят изменения.

Опытные предприниматели подчеркивают,
что дополнительное образование нужно всегда. Успешные бизнесмены практически
каждый день уделяют внимание самообразованию: читают профильные СМИ и литературу,
общаются с коллегами.

Сегодня можно получить бесплатный доступ
к курсам и лекциям мировых университетов вроде Гарварда и Стэнфорда, прослушать
записи тренингов известных экспертов на YouTube и других площадках.

Интернет, книжные магазины, бизнес-клубы,
инкубаторы, акселераторы, митапы, отраслевые выставки и конференции открывают
неограниченные возможности. Дополнительное образование в виде самообучения могут
получать даже предприниматели-новички на старте, у которых нет нескольких
сотен тысяч рублей, чтобы оплатить MBA.

Деловая среда Премиум, страница подписки.

Практика необходима, но теория тоже
нужна. Предпринимателям-практикам
может не хватать структурированности, системности. Они знают о многих вещах, но
им бывает трудно выстроить взаимосвязи. Когда предприниматель на практике
решает задачу, его знания могут оставаться поверхностными.

Выбор формы обучения

Чтобы выбрать форму обучения,
программу, нужно
продумать свои цели, предпочтения, задачи. Также нужно учитывать
бюджет и время: некоторые программы требуют личного присутствия, встреч,
выполнения объемных заданий.

Когда выбор сузился до конкретной
программы или образовательной организации, необходимо изучить содержание курса,
по возможности лично пообщаться с выпускниками, найти максимум информации о
преподавателях.

MBA
— магистр делового администрирования.
Программа MBA
может дать знания, необходимые для бизнеса, а также обеспечить отличный нетворкинг.
Такие программы рассчитаны на широкий профиль либо на отдельные направления бизнеса.
Слушатели обмениваются опытом, кейсами, разбирают бизнес-ситуации из своей
практики.

Программы MBA имеют высокий порог входа:
для поступления нужен опыт работы руководителем от двух лет и законченное высшее
образование. Формат обучения может быть разным: занятия проходят несколько
раз в неделю очно либо ведутся дистанционно полностью.

Второе
высшее.
При грамотном выборе вуза и специальности второе высшее
образование углубляет знания или расширяют компетенции. Такие
образовательные программы, как «Менеджмент организации», «Управление проектами»,
помогут получить информацию для создания и развития бизнеса.

Если программа MBA ориентирована на
практику, то второе высшее образование — это аналог первого, оно
подразумевает упор на теорию. Некоторые вузы устраивают студентам не только
лекции, но и занятия в формате деловых игр, дискуссий. Учиться можно
очно-заочно (вечерами), заочно, дистанционно.

Магистратура.
Она предполагает углубление в уже полученную специальность.
Но можно, получив одну специальность, пойти в магистратуру на другую, например
на менеджмент. Стандартная магистратура делает упор на теорию. Есть также вузы,
где магистерские программы предполагают разбор кейсов, что делает их похожими
на MBA. Форматы обучения такие же, как и при втором высшем образовании.

Профессиональная
переподготовка.
Эта форма предполагает изучение
профильных дисциплин. Также это могут быть краткосрочные программы mini MBA. В
среднем длятся 6–12 месяцев и не требуют больших затрат. Программы
профпереподготовки частично совпадают с MBA, но слушатели получают не степень
MBA, а диплом о профессиональной переподготовке или повышении квалификации.
Формат может быть очно-заочный, заочный, дистанционный.

Повышение
квалификации.
Эти программы короче, чем
профессиональная подготовка. Охватывают один аспект, например особенности управления
бизнесом в сфере образования. Они полезны для предпринимателя тем, что
помогают получить знания по конкретным интересующим их направлениям.

Комплексные
программы.
Некоторые вузы и образовательные
платформы предлагают комплексные программы для предпринимателей. Это курсы
для предпринимателей,
разработанные
университетами, бизнес-школами, организациями поддержки бизнеса,
крупными компаниями.

Telegram Деловой среды

Анонсы встреч с экспертами и работающие советы — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Курсы.
Курсы прикладного характера могут дать базовую
структурированную информацию о бизнесе, полезную на начальном этапе. Но они не
предполагают глубокого погружения в теорию и большого объема практических
знаний, помогающих вести бизнес.

При выборе важно обращать внимание на
репутацию компании-организатора,
отзывы студентов, опыт спикеров. Такие курсы могут проходить в офлайн- и
онлайн-формате, содержать видеолекции, марафоны и электронные письма по
подписке.

Тренинги,
семинары.
Это экспресс-форматы, которые проходят в
течение нескольких дней или часов, представляют собой интенсивное обучение. Они
дают конкретные практические инструменты.

Такой формат полезен предпринимателю,
если есть точечный целевой запрос получить какой-либо навык, например, развить
креативность и узнать, какими способами можно генерировать идеи по решению бизнес-задач.

На тренинге даются полезные материалы,
чек-листы, формы,
которые можно адаптировать к своему бизнесу и внедрять в работу.

Обучение необходимо для развития бизнеса:
в сегодняшнем переменчивом мире важно вовремя получать информацию и уметь ее
анализировать. Качественное образование помогает выработать важный навык предпринимателя
— привычку учиться и быстро реагировать.

Выбор формы и формата обучения зависит
от текущих бизнес-задач.
Образование
и новые знания — один из инструментов для достижения целей предпринимателя.

Автор:
Ксения Воловик

  • 16:15
    «Идет инвентаризация»: «Казанскую ярмарку» обанкротят ради человейников?

  • 14:40
    Китайские авто, дог-френдли и новый бизнес-класс: «Делимобиль» расширил парк, но урезал страховку в Казани

  • 10:48
    Власти России упростили порядок размещения летних кафе

  • 09:36
    В Верховном суде Татарстана процесс по банде «Тукаевские» отложат по болезни подсудимого

  • 21 мар, 23:33
    Минсельхоз России убрал из целей госпрограммы потребление рыбы в объеме 25 килограммов в год на человека

  • 21 мар, 21:21
    Россия продлила решение о добровольном сокращении добычи нефти до конца июня

  • 21 мар, 21:00
    Итоги дня: российско-китайские переговоры, Татарстан готовится к паводкам, подорожание риса

  • 21 мар, 20:49
    Сайты автопроизводителей Porsche и Seat стали недоступны для российских пользователей

  • 21 мар, 12:47
    Компанию из Башкирии оштрафовали за рекламу в Казани услуг по уклонению от службы в армии

  • 21 мар, 10:59
    Под Казанью при перевозке 1,4 кг мефедрона задержали приезжих из Питера

  • 21 мар, 00:35
    В нескольких российских городах начали продавать китайские кроссоверы Aito M7

  • 20 мар, 21:00
    Итоги дня: встреча Путина и Си Цзиньпина, аномальное потепление в Татарстане, коллегия МВД России

  • 20 мар, 19:11
    Татарстан планирует организовать бизнес-миссию в африканские страны

  • 20 мар, 16:10
    На охрану казанской «Чаши» выделят 5,5 миллиона рублей

  • 20 мар, 11:44
    «Не бесполезные мы люди»: в Казани суд наказал штрафами капитана и организатора «подводного рейса»

  • 20 мар, 11:43
    «Татнефть» в 2022 году увеличила добычу нефти на 4,6% — до 29 млн тонн

  • 20 мар, 10:30
    На первых весенних ярмарках казанцы скупили продукции на 54 миллиона рублей

  • 20 мар, 10:18
    На российском авторынке выросли продажи автозапчастей

  • 20 мар, 10:03
    В Казани стартует суд над организатором и капитаном «подводного рейса»

  • 20 мар, 04:32
    Экскурсионные услуги в Татарстане за год подорожали на треть

  • 19 мар, 13:30
    От ремонта брюк до рытья могил: за что и сколько татарстанцы платят специалистам сферы бытового обслуживания

  • 19 мар, 04:32
    В начале года в Татарстане вырос пассажирооборот общественного транспорта

  • 19 мар, 01:24
    Уличное освещение в Казани восстановят за 18,8 миллиона рублей

  • 18 мар, 16:19
    В России упростили покупки до 15 тысяч рублей в зарубежных онлайн-магазинах

  • 18 мар, 13:30
    Казани требуется около 2,5 тысячи парковок для электросамокатов: почему властям надо учесть заключение ИЗиСП

  • 18 мар, 12:10
    Иран откроет прямые рейсы в Казань и Санкт-Петербург

  • 17 мар, 19:59
    «Татнефть» в 2022 году увеличила чистую прибыль по МСФО на 43%

  • 17 мар, 18:00
    В России средний чек на услуги стоматологов достиг 6 305 рублей — это много или мало?

  • 17 мар, 17:23
    «Мы понимаем, что некоторые банки против»: ЦБ хочет ввести новый предел банковского перевода «самому себе»

  • 17 мар, 14:30
    Ирек Галиев обновил логотип пекарен в рамках ребрендинга сети

  • 17 мар, 14:16
    VK продала киберспортивную команду Virtus.pro за 174 млн рублей

  • 17 мар, 13:49
    В суд Казани привезли полпреда Дагестана — его арестовали

  • 17 мар, 13:05
    За неделю в Татарстане подешевели макароны, гречка и печенье

  • 17 мар, 12:25
    Ледовый каток на территории стадиона «Ак Барс Арена» демонтируют за 1,5 млн рублей

  • 17 мар, 11:21
    Zara и Bershka намерены закрыть больше половины магазинов в России

  • 17 мар, 11:11
    В Татарстане впервые с начала года подешевели все овощи из «борщевого набора»

  • 17 мар, 10:16
    «Осталось досидеть 2 месяца?»: в Казани за растрату под миллиард топ-менеджеры банков получили по 3 года

  • 17 мар, 09:57
    В Казани сельскохозяйственные ярмарки пройдут на 15 торговых площадках

  • 17 мар, 09:30
    Средняя цена свежих огурцов в Татарстане опустилась ниже уровня начала года

  • 16 мар, 21:47
    Nokian Tyres получила от «Татнефти» 285 млн евро за шинный бизнес в России

Новости раздела

Опрос предпринимателей: нужно ли высшее образование для ведения бизнеса

Опрос предпринимателей: нужно ли высшее образование для ведения бизнеса

Мнение о необходимости высшего образования для ведения бизнеса поддерживают сегодня далеко не все. Олег Тиньков, например, уверен, что предпринимателю оно скорее вредит. Так ли это — об этом в канун Дня знаний в субботнем «Бизнес-задачнике» «Реального времени» рассуждают бизнесмены и управленцы.

Не так давно в разговоре с журналистом Владимиром Познером предприниматель Олег Тиньков заявил: «Чтобы быть предпринимателем, не нужно никакого образования. Нужно иметь природный талант, цепкость, силу воли и характера. Ты должен любить находиться в стрессе, быть психологом и стратегом. Предпринимателю скорее даже вредит образование. Если мой сын бросит университет через три курса, это будет самая лучшая для меня ситуация».

На ваш взгляд, стоит ли потенциальному предпринимателю идти в вуз?


  • Сергей Шубин

    Сергей Шубин
    генеральный директор компании «Автолига»

    Для карьеры, возможно, высшее образование будет плюсом, но его наличие необязательно. У меня есть друг, у которого нет высшего образования. При этом он владеет крупной российской компанией в области франшиз. Я уверен, что предпринимателями не рождаются. Можно абсолютно любого человека обучить вести бизнес.

    У меня два высших образования. Я не скажу, что стал умнее, но для меня это своего рода жизненная школа. Вуз научил меня договариваться, быстро разрешать вопросы, находить правильный подход к людям. А нужные знания я сейчас сам осваиваю: покупаю курсы, прохожу тренинги, читаю книги. Вкладываю только в то, что мне интересно. 95% вузовской программы было мне неинтересно. И если бы можно было не ходить на эти занятия, я бы их не посещал.


  • Фанис Садыков

    Фанис Садыков
    сооснователь Interactive Platform

    Думаю, все индивидуально. Предприниматель — это человек, который не действует по шаблону. Это личность, которая сама пробивает себе дорогу. Поэтому однозначного ответа нет. Кому-то будет полезным отучиться, другому образование и вовсе не важно.

    Образование нужно лишь в том случае, если ты выбрал его осознанно и планируешь работать по профилю. Но, на мой взгляд, сегодня куда важнее самообразование. Мир настолько быстро меняется, и, если не познавать ничего нового, можно остаться позади.


  • Адель Ягудин

    Адель Ягудин
    совладелец сети Cava, партнер компании Indever по РТ

    Считаю, что высшее образование нужно. Другой момент — чтобы стать предпринимателем, образование не требуется. Бизнесом можно начать заниматься по наитию, развивать тему, которая нравится. Но дальше возникнет много проблем, которые неизбежны по мере роста предприятия. Это: трудовые отношения, уплата налогов, договоры аренды, договоры поставки и так далее. Среднестатистический гражданин с такими вопросами не сталкивается.

    Поэтому я специально получил второе высшее по направлению «менеджмент организации». Причем 90% нашей группы составляли действующие предприниматели, которые пришли за дополнительными знаниями в этой сфере. Это необязательно должно быть полноценное обучение в вузе, годового курса вполне достаточно. Но навыки, связанные с предпринимательским делом, обязательно нужно получить.

    При подборе кадров я редко ориентируюсь на диплом. Хотя все зависит от должности. В Indever для нас важнее послужной список кандидата, в кофейне мы растим управляющих из наших сотрудников, а для юристов, например, конечно, будет важно наличие высшего образования.


  • Альберт Махмутов

    Альберт Махмутов
    директор винного бара «Истина»

    Во время обучения в вузе человек не столько получает знания по профилю, сколько общается с образованными людьми, находится в определенной социальной когорте, которая также стремится к развитию. Мне высшее образование помогло расширить кругозор и позволило посмотреть на мир другими глазами.

    Я сильно ощущаю разницу при взаимодействии с людьми с высшим образованием и без него. Как минимум у людей с высшим образованием лучше прокачаны коммуникативные навыки.


  • Филипп Зарубин

    Филипп Зарубин
    генеральный директор Федеральной юридической службы

    Здесь нет правильного ответа, потому что бизнес бывает разный. Есть высокотехнологичные отрасли, есть бизнес по принципу «купи-продай». Если человек хорошо считает деньги и умеет продавать, зачем ему высшее образование? Для бизнеса со специальными знаниями — конечно, обязательно нужен диплом.

    В целом высшее образование просто помогает человеку быть осознанным.


  • Ленар Тахаутдинов

    Ленар Тахаутдинов
    генеральный директор компании Stugs

    Раньше думал, что высшее образование не нужно. Сейчас считаю иначе. Когда человек начинает карьеру, все эти дипломы и корочки влияют на его имидж. Это как упаковка, внешний вид товара. Когда нет имени, в ход идут корочки. Если ты завоевал имя, как Тиньков, конечно, тебе все это уже не нужно, потому что прокачан личный бренд. Но чтобы его прокачать, нужны «бонусы».

    Что касается практики, то здесь для бизнесмена важнее смекалка, нежели вузовские знания.


  • Вардан Нерсисян

    Вардан Нерсисян
    основатель компании «Лаваш36»

    В образовании, которое сейчас существует, необходимости нет. Но предприниматель постоянно должен заниматься самообразованием. Если человек не будет работать над собой, он просто не сможет развивать бизнес. Это различные курсы, книги, семинары. При найме сотрудников тоже не обращаю внимание на наличие высшего образования. Можно сделать неправильный кадровый выбор. Нужно смотреть на другие характеристики человека. Конечно, многое зависит от области. Естественно, научному сотруднику образование очень важно, но для нас это необязательный пункт.


  • Ринат Гарипов

    Ринат Гарипов
    генеральный директор компании Space for Soul/Architects

    Среди моих знакомых есть долларовые миллионеры. И высшего образования у них нет. Поэтому думаю, что наличие диплома необязательно.

    При проектировании мне помогают знания, которые я получил в вузе в том числе. Но если рассматривать работу как бизнес-модель, то здесь больше помогает дополнительное образование — частные школы, бизнес-клубы.

    При найме сотрудников пункт «высшее образование» для нас тоже не играет роли. У нас работают студенты, есть сотрудники, которые не поступали в вузы, но по портфолио, по качеству работ видно, что они профессионалы. За все время работы мы ни одного из наших сотрудников не попросили предъявить диплом.


  • Алексей Бездеткин

    Алексей Бездеткин
    коммерческий директор службы доставки Boxberry

    На мой взгляд, в вуз стоит идти в том случае, если человек ощущает недостаток знаний и уверен, что именно это учебное заведение поможет восполнить информационный пробел. В нынешних условиях высшее образование становится условностью. Есть множество других способов получить нужные сведения, часто опережающие классическое образование по эффективности. Вебинары, дистанционное образование, курсы, тренинги и даже социальные сети (YouTube, например) могут быть более полезными для начинающего предпринимателя. В вузах дают основы, а с практическими вопросами в бизнесе придется разбираться самому. Поэтому я согласен с Тиньковым.


БизнесКейс Ягудин Адель НаилевичШубин Сергей Андреевич

  • «Реальное время» в Яндекс.Дзен

  • Добавьте «Реальное время» в избранные источники Яндекс.Новости

  • Подпишитесь на «Реальное время» в Google Новости

комментарии 7

Спецпроекты

Рекомендуем


Как стать предпринимателем

Предпринимать – это начинать что-то новое, организовывать, устраивать, запускать. При этом предпринимательская деятельность имеет рисковый характер, ведь сам по себе старт любого проекта ещё не гарантирует его успешности. Как стать предпринимателем с нуля, чтобы снизить возможные риски? Как стать ИП и получить официальное право заниматься бизнесом? Можно ли хотя бы в общих чертах предсказать, принесёт своё дело доход или нет? На эти и другие вопросы вы узнаете ответ из нашей статьи.

Кто вы по духу – предприниматель или наёмный работник

Психологи выделяют особый тип мышления – предпринимательское. Определённый процент людей имеет такой тип мышления с рождения, но его можно и развить. Основными особенностями этого мышления называют инициативность, умение идти на риск, готовность к неудачам, ответственность, коммуникабельность.

Настоящего предпринимателя не остановит от реализации своей идеи отсутствие ресурсов на старте. Он будет идти вперёд, даже если всё его окружение или обстоятельства будут против. Таких людей очень немного, но даже они не всегда добиваются успеха.

Большинство людей имеет мышление наёмного работника. Они ориентированы на работу под контролем начальника и выполнение только определённых должностных функций. Конечно, работа по найму тоже может принести значительные доходы, но не случайно больше половины работников периодически думает о том, как стать успешным бизнесменом. Конкуренция на рынке труда очень высока. Чтобы рассчитывать на высокую зарплату, надо приносить своему работодателю доход в несколько раз больше, чем он вам оплачивает.

Если вы пока не готовы идти на риск самостоятельной предпринимательской деятельности, но при этом не хотите всю жизнь работать на кого-то, выход есть. Надо начать свое дело, не увольняясь с работы. Как стать бизнесменом, продолжая работать по найму? Для тех, кто хочет совместить работу и бизнес, мы подготовили 10 важных советов.

С чего начать своё дело

Итак, если вы в принципе готовы начать своё дело, надо понять, как стать предпринимателем с нуля. Основная идея бизнеса – доход приходит от людей, чьи потребности или запросы вы удовлетворяете на высоком уровне.

Все виды предпринимательской деятельности можно разделить на три большие группы: услуги, торговля, производство. Надо выбрать то направление, которое вам нравится, и где вы видите определённый потенциал.

Свою бизнес-идею надо хорошо изучить, потому что в реализации каждой из них есть множество нюансов. Где найти такую информацию? Возможно, вы знакомы с этим бизнесом изнутри, потому что работаете в аналогичной сфере. А может быть, вы потребитель или клиент того направления, которое хотите запустить.

Для наших читателей мы подготовили серию книг про популярные у малого бизнеса виды деятельности. Это розничная и оптовая торговля, интернет-магазин, общепит, сфера услуг красоты, юридические услуги. Серия «Начни свой бизнес» доступна для всех пользователей сервиса Регберри в личном кабинете.

После того, как вы выбрали свою идею, и на теоретическом уровне уже представляете себе, как стать предпринимателем с нуля, надо подготовить бизнес-план. Конечно, этот документ совсем не гарантирует предпринимательского успеха, но хотя бы обозначит рамки реализации вашей идеи:

  • необходимые затраты;
  • анализ рынка потребителей;
  • маркетинговый анализ;
  • предполагаемые доходы;
  • срок окупаемости проекта.

Хороший бизнес-план могут составить профессиональные маркетологи, но их услуги достаточно дороги. Что делать, если вы не готовы тратить на бизнес-план 30-50 тысяч рублей?

Этот документ можно разработать на специальном государственном портале для начинающих предпринимателей. Бизнес-навигатор оценивает перспективность бизнес-идеи для почти 200 российских городов.

Бизнес навигатор

Причем, расчёты строятся на основании реальных статистических данных спроса потребителей на конкретный товар или услугу. Кроме того, используются данные о доходности 5 000 действующих предпринимательских субъектов.

Бизнес-навигатор позволяет выбрать направление деятельности по любому из следующих критериев:

  1. По соотношению спроса и предложения. В выбранном вами городе будут первыми предложены районы, где есть недостаточно удовлетворенный спрос потребителей по конкретным направлениям. Вы сразу увидите, где не хватает точки общепита, фитнес-клуба или магазина мебели.
  2. По сумме инвестиций. Бизнес без вложений – это, конечно, миф. Да, некоторые услуги можно оказывать, имея только телефон, компьютер и автомобиль. Это личные ресурсы, которые можно использовать в бизнесе, но за которые вы уже однажды заплатили. А минимальная сумма инвестиций, которую навигатор берёт в расчёт, это 50 000 рублей.
  3. По типу бизнеса. Здесь вы можете выбирать из целого списка объектов: магазины, сфера бытовых услуг, досуг, спортклубы и др.

Работа в навигаторе интуитивно понятна, и на выходе вы получаете бесплатный бизнес-план, который соответствует требованиям Фонда поддержки малого предпринимательства. После изучения подготовленного документа можно перейти к правовой части вопроса: «Как стать бизнесменом?»

В какой форме регистрировать бизнес

Вести предпринимательскую деятельность можно как в формате юридического лица (ООО/АО), так и оставаясь физическим лицом (ИП). В России примерно поровну и тех, и других субъектов предпринимательской деятельности. Но если это ваш первый бизнес, то его проще начинать в статусе индивидуального предпринимателя.

Конечно, могут быть причины, по которым вы сразу захотите регистрировать компанию, а не ИП. Обычно общество с ограниченной ответственностью регистрируют, если бизнес начинают несколько партнёров или в будущем предполагается привлечение серьёзных инвестиций.

О том, как стать ИП, мы расскажем дальше, а в этой таблице вы найдёте несколько самых важных отличий двух организационно-правовых форм. Но помните, что в вопросе, как стать бизнесменом, выбор формы регистрации бизнеса всё-таки не играет определяющей роли.

Индивидуальный предприниматель

Общество с ограниченной ответственностью

Полная имущественная ответственность физического лица по обязательствам его бизнеса. Арест может быть наложен даже на имущество, которое не использовалось в предпринимательской деятельности или приобреталось до начала бизнеса.

Учредители отвечают по долгам ООО в пределах доли в уставном капитале. Однако, если у ликвидируемой организации есть долги по налогам, а средств ООО недостаточно, то их должны выплатить сами учредители. Кроме того, собственники бизнеса могут быть привлечены к субсидиарной ответственности уже за счёт своего личного имущества.

Простой вывод прибыли от бизнеса, нет дополнительного налога.

Прибыль ООО распределяется между участниками в виде дивидендов, на которые надо заплатить 13% НДФЛ.

Простое управление, не надо вести бухучёт, легко прекратить предпринимательскую деятельность.

Есть обязательный корпоративный документооборот, необходимо вести бухучёт, ликвидация компании – сложный и длительный процесс.

Больше налоговых льгот, сравнительно низкие штрафы.

Меньше вариантов налогообложения, высокие штрафы, которые налагают и на организацию, и на руководителя.

Меньше разрешённых видов деятельности, большинство предпринимателей занимается мелкой торговлей или оказанием услуг населению. Масштаб дела, как правило, небольшой, нельзя официально привлечь партнеров. Снятие ИП с учёта прекращает бизнес.

Разрешены все легальные виды деятельности, в том числе, все лицензионные направление. В бизнес можно привлечь новых партнёров или инвесторов, состав первоначальных участников может быть полностью изменен без прекращения деятельности ООО.

Как открыть ИП

О том, как стать индивидуальным предпринимателем в организационном смысле, вы можете узнать из нашей подробной инструкции. А здесь мы приведём краткий чек-лист для тех, кто хочет подготовить документы для регистрации ИП с помощью нашего бесплатного сервиса.

  1. Зарегистрируйтесь в личном кабинете пользователя, указав свой email.
  2. Определитесь, какими видами экономической деятельности вы будете заниматься и подберите соответствующие им коды ОКВЭД.
  3. Заполните поля формы в сервисе для подготовки документов. Для этого вам надо указать свои полные паспортные данные.
  4. Узнайте контакты налоговой инспекции, которая принимает документы на регистрацию ИП. Регистрация индивидуальных предпринимателей происходит по адресу прописки в паспорте. Если постоянной прописки нет, но есть временная, то регистрация допускается на этот временный адрес.
  5. Оплатите квитанцию на госпошлину на сумму 800 рублей по реквизитам конкретной ИФНС. Если вы подаёте документы на регистрацию в МФЦ, в квитанции надо указать реквизиты самого многофункционального центра, а не инспекции.
  6. Выберите систему налогообложения, на которой будете работать, и подготовьте заявление о переходе на льготный режим. Если этого не сделать, для вас по умолчанию будет действовать общая система (ОСНО), где самая высокая налоговая нагрузка.
  7. Подайте в налоговую инспекцию или МФЦ заполненное заявление по форме Р21001, копию паспорта, квитанцию об уплате пошлины. Если вы решили перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН), то заявление о переходе, подготовленное в нашем сервисе, подаётся вместе с документами на регистрацию ИП.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Если у вас остались вопросы по регистрации ООО или ИП, оставьте заявку на бесплатную консультацию по регистрации бизнеса. В рабочее время вам перезвонят специалисты из вашего региона и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии