Обеспечение общественной безопасности сотрудниками ОВД во время проведения массовых мероприятий
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Отделение финансов, экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Обеспечение общественной безопасности сотрудниками ОВД во время проведения массовых мероприятий
Выполнила:
Алинова Гюльмира Джалаловна
Студентка 1013 группы
Специальность: 030503 Правоведение
Руководитель:
Санкт-Петербург, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий
.2 Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий
Глава 2. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, управление силами и средствами
.1 Административно-правовые средства предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий
.2 Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий
Заключение
Перечень принятых сокращений
Список использованной литературы
Введение
правовой общественный безопасность
Актуальность темы исследования состоит в том, что поддержание надлежащего уровня общественного порядка создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, обеспечения прав и законных интересов граждан, а также осуществления хозяйственной деятельности. Новое качество проблемы общественной безопасности связанное с её обострением обусловлено рядом факторов (социально-экономических, правовых, политических и т.д.) как всеобщих, так и специфических. К первым относятся: изменения форм общественного строя, вызвавшие растущее стремление населения выражать свое мнение в формах непосредственной демократии (демонстрации, митинги) провал социально-экономических «реформ», вынуждающих порой население идти на крайние меры выражения своего недовольства путем целенаправленных массовых протестных действий: рост демократического правосознания, развитие института «прав человека», осознание своих гражданских прав, свобод и обязанностей, с одновременным ростом правосознания относительно мер, принимаемых правоохранительными органами при выполнении своих функций; активизация религиозной жизни, выражающаяся в многотысячных религиозных празднествах; развитие массовой и рок культуры, вкупе с необходимостью экономической поддержки крупных спортивных и зрелищных комплексов, окупающихся лишь при наличии многотысячной аудитории; значительное увеличение рисков связанных с угрозой индивидуальной и коллективной безопасности со стороны международного терроризма и национального экстремизма; рост объема производства и потребления алкоголя, его всеобщая доступность; распространение наркотиков; дальнейшая маргинализация населения, превращение его в «толпу». Нельзя не отметить влияние низкой профессиональной этики и журналистской культуры в средствах массовой информации, разжигающих порой негативные общественные настроения.
Цель настоящей работы: теоретическое раскрытие содержания общественной безопасности.
Задачи исследования:
Рассмотреть такие нарушения общественного порядка при массовых мероприятиях.
Изучить деятельность органов внутренних дел при обеспечении безопасности.
Объект исследования:
Общественные отношения, которые складываются в результате деятельности ОВД во время проведения массовых мероприятий.
Предмет исследования:
Обеспечение общественной безопасности, как одна из задач сотрудников ОВД.
В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно-научные методы: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.
Теоретическая основа исследования: в качестве источников исследования в настоящей работе использовались нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации; Федеральные законы, а также научная литература.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий
Массовое мероприятие — это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Виды массовых мероприятий:
)По содержанию:
общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);
культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);
спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).
)По значимости:
международные;
региональные;
местные.
)По способу возникновения:
организованные;
спонтанные.
)По месту проведения:
в зданиях, сооружениях:
на открытой местности.
)По периодичности проведения:
разовые;
повседневные;
периодические.
)По возможности участия:
общедоступные;
ограниченные количеством участников или социальным статусом.1
1.2 Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий
Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:
. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.
. Оказание содействия в организации массового мероприятия.
. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.
. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.
Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:
силы полиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы полиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные полиции;
специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;
силы криминальной полиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.
Мероприятия, проводимые в подготовительный период:
. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.
. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.
. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
. Производится расчет необходимого количества сил и средств.
. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).
. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.
. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.
Виды нарядов:
группа оцепления, включая полицейские и войсковые цепочки;
пост наблюдения;
группа сопровождения, патруль;
КПП;
резерв.
Мероприятия, проводимые в исполнительный период:
. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.
. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.
. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.
Заключительный период:
. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников
мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).
. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.
. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка мости личного состава органов внутренних дел и приданных сил.
Глава 2. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, управление силами и средствами
Полиция обязана: обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах. [4, п.8 ст 10]
Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.
Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.
При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановки.
Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи.
Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами.
Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.
При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ и действующего законодательства Российской Федерации.
После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:
уточнение программы, места, времени и порядка его проведения,
возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка, и принимаются меры к устранению недостатков;
проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:
содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
меры по обеспечению пожарной безопасности;
организация медицинского и материально-технического обеспечения.
План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.
В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.
В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.
Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.
2.1 Административно-правовые средства предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий
Уполномоченный представитель органа внутренних дел, а также сотрудники правоохранительных органов (милиция) обязательно присутствуют на «санкционированных» публичных мероприятиях. Их основная задача в соответствии с «Уставом патрульно-постовой службы» следить за соблюдением общественного порядка и обеспечивать безопасность собравшихся.
Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
В случае невыполнения требования об устранении нарушения, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается.
В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок прекращения публичного мероприятия применяется в случае возникновения массовых беспорядков; погромов, — поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведений публичного мероприятия обязан:
документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной наполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводить до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке,
По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения);
)требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
В свою очередь, уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
)обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Закон о собраниях содержит ряд ограничений в отношении места и времени проведения публичных мероприятий. По правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Закона о собраниях, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит:
) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода, железных дорог, нефте -, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям
Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
) пограничные зоны, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан.
) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
В целях соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка и безопасности при проведении публичного мероприятия органы исполнительной власти, рассматривающие соответствующие уведомления, информируют о предстоящем публичном мероприятии иные органы исполнительной власти. Так, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности информирует:
) Главное управление внутренних дел для принятия мер по обеспечению правопорядка в местах проведения публичных мероприятий;
) Управление охраны по федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации;
) Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
) Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству;
) Комитет по здравоохранению. При проведении публичных мероприятий с числом участников более 500 человек Комитет по здравоохранению обеспечивает возможность оказания медицинской помощи;
) Комитет по транспорту при проведении публичных мероприятий, предполагающих либо перемещение его участников, либо прекращение или изменение схемы движения транспорта с целью принятия необходимых мер по обеспечению бесперебойной работы наземного пассажирского транспорта. В случаях прекращения или изменения маршрутов движения наземного пассажирского транспорта на период проведения публичных мероприятий Комитет по транспорту своевременно информирует об этом население;
) администрацию района по месту проведения публичного мероприятия (если публичное мероприятие предполагается на территории нескольких районов, например шествие, то информируются администрации всех районов, на территории которых будет проведено публичное мероприятие);
) аппарат губернатора;
) Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями при проведении публичного мероприятия политической партией или общественным объединением;
) Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при проведении публичного мероприятия по вопросам противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, антинаркотической пропаганды;
) дирекцию федерального государственного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» при проведении публичного мероприятия на Дворцовой площади и прилегающих к ней территориях;
) иные исполнительные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Администрация района информирует:
) районное управление внутренних дел района, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия;
) районный отдел Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
) Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
) Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при проведении публичного мероприятия по вопросам противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, антинаркотической пропаганды;
) иные исполнительные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Заключение
Итак, охрану общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях, осуществляют сотрудники полиции общественной безопасности органов внутренних дел. Особыми условиями, в которых зачастую работают сотрудники полиции, являются групповые правонарушения и массовые беспорядки на предприятиях и улицах города (района). С целью предотвращения и пресечения групповых правонарушения и массовых беспорядков в структурных подразделениях ОВД формируются группы реагирования и разрабатываются специальные операции. Виновных в организации групповых правонарушениях и массовых беспорядков привлекают к административной и уголовной ответственности.
Административно — правовая охрана общественного порядка в особых условиях, осуществляемая структурными подразделениями ОВД и другими правоохранительными органами необходима для обеспечения безопасности социальных слоёв населения РФ и Российской Федерации в целом.
Перечень принятых сокращений
1. ОВД- органы внутренних дел
2. ОМОН- отряд мобильный особого назначения
. ДПС- дорожно-патрульная служба
. ГИБДД- государственная инспекция безопасности дорожного движения.
5. ОБЭП- отдел по борьбе с экономическими преступлениями <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&sqi=2&ved=0CCcQFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259E%25D1%2582%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB_%25D0%25BF%25D0%25BE_%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258C%25D0%25B1%25D0%25B5_%25D1%2581_%25D1%258D%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B8_%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25BC%25D0%25B8&ei=PcrOUu_6AYrh4QTOgoGwCQ&usg=AFQjCNFDzl6R7xjj3—G_lLJsCBcKtyx8Q&bvm=bv.59026428,d.bGE>
6. КПП- контрольно-пропускной пункт
. УВДТ- управление внутренних дел на транспорте
. ОВДТ- отдел внутренних дел на транспорте
. МВД- министерство внутренних дел
. РФ- Российская Федерация
. ГУВД- главное управление внутренних дел
. УВД- управление внутренних дел
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1)Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Российская газета 8.12.1994 г. № 238-239
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. От 21.102013) // «Российская газета», 31.12.2001, № 256.
)Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 N 2-ФКЗ, от 07.03.2005 N 1-ФКЗ)
)Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ « О полиции» (принят ГД ФС РФ 28.01.2011); (действующая редакция от 25.11.2013)
Учебная и научная литература:
5)Батычко В.Т. «Правоохранительные органы в вопросах и ответах», 2010 г., с 289, 177.
)Ветров Н.И. «Уголовное право. Общая часть», учебник, Москва, издательство Академии МВД РФ, 2010 г., с 181.
)Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы», учебник, Зерцало-М, Москва, 2010 г., с 369.
)Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И. «Правоохранительные органы Российской Федерации», учебник, «Омега-Л», 2009 г., с 165.
10)Звягин М.М. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и права граждан на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации // Современное право. 2007., с 204.
)Савюк Л.К. «Правоохранительные органы», учебник, НОРМА, Москва, 2009 г., с 196.
)Тонков Е.П., Кнайкин В.С. «Правоохранительные органы Российской федерации», учебное пособие, Белгород, изд-во БелГУ, 2010 г., с 327.
13)Чичин С.В. Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охране и обороне особо важных объектов: Учебно-методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2006., с 139.
14)
Электронные ресурсы:
14) Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф. (www.consultant.ru)
) Правовая информационная система Гарант (www.garant-park.ru/present)
) Правовая информационная система Кодекс (www.kodeks.ru)
) Справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ (http://rospravosudie.com/)
Глава VIII. ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
173. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.
174. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.
175. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.
176. Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи.
Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.
177. При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующего законодательства Российской Федерации.
178. После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:
— уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
— осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка, и принимаются меры к устранению недостатков;
— проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
179. На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:
— содержание и программа мероприятия, место, время его проведения, ожидаемое количество участников и зрителей;
— границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;
— состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;
— порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;
— организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;
— маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;
— порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;
— меры по обеспечению пожарной безопасности;
— организация медицинского и материально — технического обеспечения.
План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.
180. В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.
181. В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.
Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.
182. Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.
183. При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.
Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.
183.1. Цепочка — выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.
В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности.
Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные — при интервале 1 — 2 м, усиленные — при интервале менее 1 м, многорядные — в два и более рядов.
С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.
183.2. Группа сопровождения — обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.
183.3. Пост наблюдения — обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
183.4. Резерв — предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.
В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.
Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10 — 15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.
183.5. Группа патрулирования — формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.
183.6. Группа ограничения движения транспорта — формируется из работников дорожно — патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно — спасательных служб.
183.7. Группа разъяснения законов — формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
183.8. Группа обеспечения связи — формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.
183.9. Группа оцепления (блокирования) — формируется из личного состава подразделений патрульно — постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.
183.10. Группа фиксации правонарушений — формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.
184. Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.
185. В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях о времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.
186. Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:
— знать и умело выполнять поставленную задачу;
— проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;
— находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;
— удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;
— в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.
187. Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы — специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.
188. По миновании надобности вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба).
После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновление нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта, а также проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.
189. При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.
1 2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1 Понятие сил и средств общественного порядка и общественной безопасности 7
1.2 Классификация сил и средств общественного порядка и общественной безопасности 12
1.3 Особенности обеспечения охраны общественного порядка и безопасности 17
Вывод по главе 1 21
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 23
2.1 Организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции 23
2.2 Организационно-функциональная характеристика сил и средств полиции общественной безопасности, используемых на патрульных участках 42
2.3. Международный опыт применения сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях в стране 47
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬХОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ВВЕДЕНИЕ
Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами была отражена важнейшая функция государства, которая лежит на органах внутреннего правопорядка, а именно – обеспечение безопасности общества. Хотелось бы обратить внимание, что согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Выбранная тема выпускного квалификационного исследования, безусловно, актуальна, т.к. процесс обеспечения личной безопасности человека и гражданина, его законодательных прав и свобод – это одна из основных функций государственной власти.
Для того, чтобы эти задачи эффективно реализовывались необходимо создать специальную правовую базу и механизм, обеспечивающий безопасность каждого человека в отдельности и общества в целом.
Исходя из этого, можно сказать, что изучение данной темы важно в первую очередь для общества, так как своевременное выделение проблемы может быть залогом её решения.
Только при условии существования общественного порядка можно гарантировать положительные условия для удовлетворения естественных потребностей человека и гармоничного развития общества. Именно поэтому, как уже говорилось ранее, одной из основных задач любого государства является обеспечение общественного порядка, без которого невозможно развитие страны ни в какой из сфер жизни общества.
В процессе проведения исследований по данной теме можно определить уникальные особенности организации системы охраны общественного правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий в России, выделить проблемные зоны, выяснить причины их появления и, наконец, предотвратить нежелательные последствия в настоящем и будущем времени.
Последнее можно сделать путём составления программы по совершенствованию системы общественного правопорядка.
На данный момент по результатам предварительного анализа, можно сказать, что действующее в Российской Федерации законодательство, диктующее основные нормы работы правоохранительных органов может обеспечить эффективное развитие данной системы. Кроме того, существенным положительным аспектом в работе является желание существенной части населения страны сотрудничать с органами, обеспечивающими общественный правопорядок.
Общественный порядок и общественная безопасность являются важными элементами правовой основы жизнедеятельности граждан и общества в целом. Но, несмотря на принимаемые сегодня меры, состояние общественного порядка и безопасности в России нельзя признать удовлетворительным по следующим причинам:
1) большая часть правонарушений, совершаемых в общественных местах, прямо или косвенно посягает на общественный порядок и общественную безопасность, личную безопасность граждан;
2) статистика свидетельствует, что в нашей стране привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан. то же время необходимо отметить, что латентность административных правонарушений имеет более широкое распространение, чем латентность преступлений. Поэтому официальные статистические данные в значительной степени свидетельствуют об объеме работы правоохранительных органов, а не о фактически совершенных административных правонарушениях;
3) правовая, экономическая и социальная реформы привели к возникновению в стране ситуации, при которой резко возросло количество лиц без определенного места жительства и рода занятий. Сегодня такого рода лица стали не только своеобразным элементом социального ландшафта страны, но также усилили угрозу общественному порядку и общественной безопасности.
В связи с этим исследование организационно-функциональных аспектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности становится актуальным и востребованным как в теоретическом, так и практическом отношениях.
Объектом данного исследования выступает организационно-функциональна характеристика сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Предмет исследования – деятельность органов, обеспечивающих организацию охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Цель данной работы – комплексное изучение организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
– изучить понятие сил и средств организации общественного порядка и общественной безопасности, привести их классификацию;
– исследовать особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности;
– охарактеризовать организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями органов внутренних дел;
– рассмотреть принципы организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
– дать организационно-функциональную характеристика сил и средств организации охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
– рассмотреть международный опыт применения сил и средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей:
а) введения, в рамках которого представлены: актуальность работы, предмет и объект исследования, цель и задачи работы;
б) первой части, где даётся характеристика органам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность;
в) второй части, в которой рассмотрены основные функциональные характеристики процесса обеспечения общественного правопорядка;
г) третьей части; здесь рассматриваются основные проблемы, с которым сталкиваются органы общественной безопасности при выполнении своих служебных обязанностей во время массовых мероприятий;
д) заключения, где подводятся выводы по выполняемой работе;
е) списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие сил и средств общественного порядка и общественной безопасности
Общественный порядок и общественная безопасность – это основные объекты деятельности органов безопасности обществ в любом современном государстве. Естественно, что со временем у этого вида социально-правовых отношений образовались уникальные особенности, благодаря которым реализовывается деятельность органов общественного правопорядка:
1. Общественный порядок и общественную безопасность касается всех постоянных и непостоянных жителей государства с момента их появления на территории государства и вплоть до того, как они его покинут.
2. Как правило, общественный порядок и общественная безопасность касается поступков, которые оказывали прямое влияние на жизнь общества. Они должны быть публичны, понятны и открыты для всех жителей государства. И, наконец, общественная деятельность относится к обыкновенным действиям и поступкам, совершаемыми членами общества.
3. Механизмом регулирования общественного порядка могут выступать не только правовые нормы, но и другие виды общественных норм (мораль, технические правила и т.д.).
4. В процессе деятельности по обеспечению общественного правопорядка регистрируется огромное количество правонарушений, сумма которых составляет более двух миллионов . По этой причине органы правопорядка вынуждены применять различные меры принуждения по отношению к нарушителям.
5. На сегодняшний день хотя и отмечается снижение количества преступлений, тоже ссылка связанных с незаконным оборотом веществ и объектов, которые несут опасность для общества. Например, приобретение хранение, использование и перевозка огнестрельного оружия, взрывчатых и химически опасных вещества, радиоактивных изотопов и т.д. Поэтому государство вынуждено поручить лицензионно-разрешительную деятельность некоторым структурным подразделениям органов общественного правопорядка, с целью предотвращения последствий от неправильной перевозки и пресечения незаконного использования данных предметов.
6. С областью обеспечения общественной безопасности тесно взаимосвязаны различные антисоциальные общественные явления: проституция и др. Для борьбы с ними в крупных населённых пунктах могут быть созданы специальные подразделения.
7. Общественной безопасности часто могут угрожать различные массовые мероприятия, отличительной особенностью которых является большое скопление народа на сравнительно небольшой площади. В этих условиях создаётся большая степень опасности для жизни граждан и нормального функционирования общества. Подобные мероприятия могут иметь политический (митинга, демонстрации, шествия), культурный (фестивали, концерты, местные праздники), спортивный (олимпиады, футбольные, хоккейные и пр. матчи) и религиозный (крестный ход, освящение) характер.
8. Помимо всего вышеназванного к сфере обеспечения общественного порядка можно также отнести различные виды незаконных массовых мероприятий: вооружённые и невооружённые конфликты, террористические акты и т.п. Очень часто подобные действия могут сопровождаться убийствами, поджогами, разрушением железнодорожных путей, мостов и линий связи и электропередачи.
9. И, наконец, с областью общественной безопасности тесно связаны чрезвычайные ситуации, которые возникают при наступлении
крупных стихийных бедствий, пожаров, техногенных катастроф, эпидемий и других явлений, которые могут помешать гармоничному развитию общества. Для устранения последствий данных явлений необходимо проводить комплекс восстановительных мероприятий.
Благодаря названным выше особенностям была продемонстрирована важность деятельности органов внутренних дел, а также определены основные правоохранительные функции и полномочия. Главной целью обеспечения общественного порядка является установление безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для удовлетворения естественных потребностей человека, организация процесса труда и отдыха, правильное взаимодействие между людьми (уважительное отношение друг к другу, соблюдение основных моральных и этических норм). Система общественного правопорядка складывается за счёт соблюдения основных норм права и морали в обществе. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что общественный порядок и общественная безопасность складывается не столько из установления основных социальных норм, но и общественных правоотношений .
В чём же заключается суть любых общественных отношений? Основа общественных отношений заключается в удовлетворении нужд людей в общении и получении материальных и духовных ценностей в общественных местах. Общественные места можно разделить на три вида:
а) общественные места постоянного пользования: улицы, площади, скверы, общественный транспорт и т.п.;
б) общественные места временного пользования: магазины, театры, стадионы и т.д.;
в) общественные места эпизодического пользования: лес, озеро, река и т.п.
Средствами регулирования таких отношений являются общественные и социальные правовые нормы, а также нормы морали, обычаи и правила поведения. С помощью правовых норм: устанавливаются основные обязательные правила поведения, вводятся необходимые запреты и разрешения, определяются задачи и функции государственных органов, а также методы деятельности органов, обеспечивающих общественную безопасность и формирование охраны общественного порядка.
Общественный порядок – это система общественных взаимоотношений, которые складываются в общественных местах различного вида на основе норм права и других социальных норм, направленные на обеспечение нормальных условий для труда и отдыха людей, а также уважения людей по отношению друг к другу.
С понятием «общественный порядок» тесно взаимосвязано понятие «общественная безопасность». Общественная безопасность – это система общественных отношений, которые складываются по техническим, строительным, социальным, экономическим, культурным и другим видам норм для использования предметов, которые могут нести общественную опасность для каждого человека или общества в целом.
В каких случаях могут складываться условия общественной опасности? Угроза общественной безопасности может возникнуть при нарушении правил эксплуатации и автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспортных средств; при неправильной эксплуатации дорожных, ремонтных, пожароопасных объектов и устройств; и, наконец, обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и сильнодействующими веществами .
Основным элементом в механизме охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является патрульно-постовая служба полиции (ППСП) которая, исходя из поставленных перед ней задач, обеспечивает правопорядок на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, а также безопасность личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования. ППСП полиции рассматривается на двух уровнях.
1) как система аппаратов и подразделений, предназначенных для организации решения задач охраны общественного порядка и обеспечения безопасности и функционирующих на федеральном уровне в составе Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП) .
2) как вид деятельности, предназначенной для непосредственного решения задач охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на территориальном уровне.
На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1 Под силами общественного порядка и общественной безопасности понимают личный состав подразделений органов внутренних дел, которые выполняют возложенные на них задачи по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
2 Под средствами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности понимают специальные автомобили: бронемашины, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, катера и другие транспортные средства; центры управления нарядами, аппаратные программные комплексы; средства теленаблюдения, видеонаблюдения, радионаблюдения; оружие, снаряжение, специальные средства, осветительные приборы, ограждения, а также служебные животные.
1.2 Классификация сил и средств общественного порядка и общественной безопасности
В литературе силы полиции общественной безопасности с учетом назначения, роли и места подразделяются на основные, дополнительные и приданные.
Основными силами, обеспечивающими правопорядок являются подразделения патрульно-постовой службы полиции.
Строевые подразделения ППСП должны использоваться только по своему прямому назначению. Привлечение их к решению задач, не связанных с охраной общественного порядка, категорически запрещается.
Дополнительные силы состоят из частей и подразделений органов внутренних дел, которые наряду с выполнением своих основных функций осуществляют функции ППСП. К ним относятся: подразделения дорожно- патрульной службы, управляющий состав органов внутренних дел привлекаемых к охране общественного порядка, а также может быть привлечен личный состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Основные и дополнительные силы ППСП полиции находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану общественного порядка на закрепленных территориях и действуют в их пределах.
Приданные силы представляют собой части и подразделения органов внутренних дел, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления ППСП при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий во время стихийных бедствий). В качестве приданных сил ППСП могут использоваться отряды полиции особого назначения, резервные части и подразделения МВД, УВД, личный состав специализированных учебных заведений, часть сил территориальных органов внутренних дел, направляемых для охраны общественного порядка в другой орган.
В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, при групповых антиобщественных проявлениях, массовых беспорядках, проведении мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников в столицах республик, краевых и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот ППСП созданы специальные подразделения полиции. В обычных условиях эти подразделения привлекаются в районах со сложной оперативной обстановкой .
Для успешного осуществления возложенных на них задач силы ППСП обеспечиваются различными техническими средствами и служебными животными. К числу широко применяемых технических средств относятся: патрульные автомашины, бронемашины, мотоциклы, катера, велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные автомобили и вертолеты. Наряды полиции обеспечиваются необходимым табельным вооружением, снаряжением и специальными средствами. В качестве служебных животных в ППСП полиции наиболее широко используются лошади и собаки.
Для начала необходимо определить, что для успешного выполнения поставленных перед ними задач, в состав органов, обеспечивающих общественную безопасность и порядок должны входить высококвалифицированные кадры, поддержка которых обеспечивается применением высоких технологий.
Также необходимо учесть, что эффективная работа правоохранительных органов зависит не только от того какие люди и с использованием каких средств выполняют возложенные на них обязанности, но и от того как эти органы организованы, расставлены и используются. Причём это проблема может возникнуть не только в некоторых малонаселённых регионах страны, но и в довольно крупных муниципальных образованиях.
А теперь хотелось бы уделить особое внимание классификации различных сил и средств, используемых для обеспечения безопасности общества. Силы подразделений полиции ООП состоят из нескольких структурных элементов, в том числе: личный состав подразделения, другие подразделения и службы, которые также взаимодействуют с различными группами органов внутренних дел и других лиц, которые принимают участие в обеспечении безопасности.
Уникальными особенностями различных отрядов органов внутренних дел являются:
1) большая численность сил, обеспечивающих внутреннюю безопасность;
2) по сути дела, это вооружённая и хорошо организованная группа людей, которая осуществляет защиту общественного порядка, опираясь на действующее законодательство;
3) наличие необходимых технических возможностей для эффективной борьбы с преступностью;
4) деятельность органов правопорядка должна проходить в тесном союзе с различными общественными объединениями, которые также заинтересованы в организации общественного порядка .
Силы обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность можно разделить на четыре группы:
1 основные;
2 дополнительные;
3 приданные;
4 взаимодействующие.
К основным силам можно отнести личный состав различных структурных подразделений органов правопорядка, к задачам которых можно отнести обеспечение общественного правопорядка. Примерами таких подразделений являются: личный состав транспортных и территориальных органов полиции, которые выполняют задачи по обеспечению патрульно- постовой службы на закреплённой за ними территории.
Далее мы рассмотрим дополнительные силы, в состав которых входят подразделения полиции, которые также принимают участие в обеспечении общественного правопорядка, но выполняют иные специальные задачи также имеющие важное значение для системы. Примерами таких дополнительных сил могут служить: офисные работники различных структурных подразделений органов правопорядка, которые периодически могут привлекаться к участию в патруле и иных формах обеспечения общественного правопорядка; личный состав внутренних войск МВД России; курсанты и другие обучающиеся на будущих работников правоохранительных органов; дорожно-патрульная служба ГИБДД; внештатные сотрудники органов, обеспечивающих общественную я безопасность; подразделения, которые находятся вне системы органов правопорядка .
Приданными силам называют органы внутренних дел, которые включаются в систему только в том, случае если в их вмешательстве есть острая необходимость. Они служат для усиления органов общественного правопорядка. Примерам таких оборонных сил могут служить: вооружённые силы Министерства обороны РФ и спецназ органов внутреннего правопорядка.
И, наконец, хотелось бы обратить внимание на взаимодействующие силы. К таким видам органов относятся силовые ресурсы, которые участвуют
в установлении правопорядка, но только по ограниченному ряду вопросов, которые определены специальными законодательными актами. К этому виду сил правопорядка относятся: ФСБ и прочие специальные службы, в том числе добровольческие отряды.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к силам органов внутреннего правопорядка относятся личный состав полиции, различные органы и физические лица, которые входят в систему обеспечения внутренней безопасности, а также субъекты, которые оказывают поддержку органам правопорядка или принимают участие в их деятельности .
С целью повышения эффективности деятельности органов правопорядка, ими используются специальные технические средства, благодаря которым может быть повышена их мобильность манёвренность и сила. Кроме того, благодаря этим техническим приспособлениям может быть существенно упрощена задача координаторов и руководителей различных подразделений.
Технические средства, которые могут быть использованы при обеспечении правопорядка разделяют на четыре группы:
1 транспортные средства (патрульные автомобили, вертолёты, велосипеды, катера и другой транспорт, предназначенный для нужд полиции);
2 средства связи (радио и звукопередатчики, телефоны, телевизоры, сигнализация и другие виды технических приспособлений, используемых для связи между специалистами по безопасности);
3 табельное оружие, снаряжение, специальные средства и аппаратура для усиления работников полиции (огнестрельное оружие, средства защиты и т.д.);
4 в последнюю, особую группу, входят животные, которые могут усилить органы правопорядка (служебные собаки, лошади и т.д.).
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что основным критерием классификации сил и средств общественного порядка и безопасности является повышение эффективности решения соответствующих задач, которые стоят перед подразделениями органов внутренних дел и на основе этого они подразделяются на: основные, дополнительные, приданные. Некоторые авторы дополняют данный перечень сил и средств таким видом как взаимодействующие. Я считаю это целесообразным, так как не малое значение в эффективности правопорядка могут оказывать различные общественные объединения, народные дружины и другие.
1.3 Особенности обеспечения охраны общественного порядка и безопасности
В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции», возлагавшего на милицию задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» определяет в качестве направления деятельности полиции обеспечение правопорядка в общественных местах (п. 6 ч. 1 ст. 2). Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.
В современной научной литературе общественный порядок и общественная безопасность связывается только с правовыми нормами и трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах . Под публичными (общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны,
спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Общественный порядок и общественная безопасность может быть нарушен и в непубличных местах, в частности в жилище, когда ущемляются права других граждан, в т. ч. и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т. п.).
В связи с этим применительно к Федеральному закону «О полиции» обеспечение правопорядка можно охарактеризовать как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства – и в иных местах деятельность полиции по надзору за соблюдением действующего там законодательства и защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных и административно наказуемых посягательств, а также общественно опасных событий .
Утвержденное приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах детально регламентирует вопросы обеспечения правопорядка в общественных местах.
Понятием «обеспечение правопорядка в общественных местах» охватывается и обеспечение общественной безопасности, т. е. защита всех и каждого от неосторожных противоправных деяний, последствий использования источников повышенной опасности, стихийных сил природы, катастроф, аварий и т. п.
Вместе с тем, специфика и особая значимость ряда направлений обеспечения общественной безопасности, обусловили выделение такого направления деятельности полиции, как обеспечение безопасности дорожного движения. Выделение этого направления связано с особой значимостью данной проблемы и роли полиции в ее решении.
Достаточно сказать, что ежегодно в России происходит более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых получают ранения свыше 257 тыс. человек, а погибают около 26 тыс .
Основные требования к организации данной работы установлены в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»
Вывод по главе 1
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями как в организации, так и в тактике ее осуществления и это зависит от: местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел; от наличия полного обеспечения техническими, специальными средствами сотрудников.
На сегодняшний день основная задача по обеспечению лежит на различных подразделениях органов внутренних дел. Именно они занимаются созданием и динамичным развитием системы общественной безопасности. В данном случае под этим понятием понимают совокупность общественных взаимоотношений, которые складываются в общественных местах различного вида на основе норм права и других социальных норм, направленные на обеспечение нормальных условий для труда и отдыха людей, а также уважения людей по отношению друг к другу.
Среди основных видов сил, обеспечивающих охрану общественного порядка можно выделить четыре группы:
1 основные (личный состав транспортных и территориальных органов полиции, которые выполняют задачи по обеспечению патрульно-постовой службы на закреплённой за ними территории);
2 дополнительные (офисные работники различных структурных подразделений органов правопорядка, которые периодически могут привлекаться к участию в патруле и иных формах обеспечения общественного правопорядка и т.д.);
3 приданные (вооружённые силы Министерства обороны РФ и спецназ органов внутреннего правопорядка);
4 взаимодействующие (ФСБ и прочие специальные службы, в том числе добровольческие отряды).
1 2
Некоторые тезисы из работы по теме Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий
Введение
Проблема общественной безопасности и общественного порядка при проведении массовых мероприятий связана с ее обострением и объясняется определенными факторами — социально-экономическими, правовыми, политическими и т.д., как всеобщими, так и специфическими.
К всеобщим факторам относятся: изменения форм общественного строя, вызывающие стремление населения выражать свое мнение в формах непосредственной демократии (демонстрации, митинги), провал социально-экономических «реформ», который порой вынуждает население идти на крайние меры выражения своего недовольства путем целенаправленных массовых протестных действий; растущее демократическое правосознание, развитие института «прав человека», активизация религиозной жизни, которая выражается в многочисленных религиозных празднествах; массовая и рок культура, совместно с необходимостью экономической поддержки крупных спортивных и зрелищных мероприятий, окупающихся лишь при наличии многочисленной аудитории; значительное увеличение рисков связанных с угрозой индивидуальной и коллективной безопасности со стороны международного терроризма и национального экстремизма;…………
Глава 1. Общетеоретические аспекты обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий
1.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий
Массовое мероприятие представляет собой заранее спланированное и определенное по времени, месту, количеству участников и причинам собрание людей, которое носит характер праздника, рекламного или культурного мероприятия, или деловой встречи.
Сегодня различного рода массовые мероприятия выступают наиболее популярной формой досуга и общественной активности населения. Такие мероприятия удовлетворяют потребности личности в части приобщения к достижениям спорта, искусства, культуры, политической жизни. В условиях демократии реализация конституционных прав и свобод граждан связана в значительной мере с их активным участием во всевозможных массовых мероприятиях, которые проводятся органами государства, политическими движениями и партиями, а также разными спортивными, религиозными, профсоюзными, культурнымии другими организациями .
……..