Образование форм будущего времени глаголов самостоятельная работа 4 класс

Имя учащегося:__________________________

Дата выполнения задания:________________________________

Самостоятельная работа

Образование форм будущего времени глаголов

Инструкция к заданию.

  1. Определите вид глагола.

  2. Если глагол совершенного вида, то образуйте простую форму будущего времени.

Если глагол несовершенного вида, то образуйте сложную форму будущего времени.

Образец:

1) (Что делать?) светить – глагол несовершенного вида. Значит, от него можно образовать сложную форму будущего времени: будет светить.

2) (Что сделать?) осветить — глагол совершенного вида. Значит, от него можно образовать простую форму будущего времени: осветит.

Образуй формы будущего времени от данных глаголов в указанном лице и числе, которые записаны в скобках.

Глагол неопределённой формы (инфинитив)

Простая форма будущего времени

Сложная форма будущего времени

танцевать (1 лицо ед.ч.)

спеть (2 лицо множ.ч.)

нарисовать (1 лицо множ. ч.)

беречь (3 лицо ед. ч.)

приколоть (2 лицо ед.ч.)

узаконить (3 лицо множ. ч.)

сеять (1 лицо ед. ч.)

сверкать (1 лицо множ. ч.)

решать (3 лицо ед. ч.)

усвоить (2 лицо ед. ч.)

усваивать (2 лицо ед. ч.)

затронуть (3 лицо множ. ч.)

стоить (2 лицо множ. ч.)

оспорить (1 лицо ед.ч.)

лаять (3 лицо множ. ч.)

прощать (1 лицо множ. ч.)

сменить (2 лицо ед. ч.)

оборвать (2 лицо ед. ч.)

сесть (3 лицо множ. ч.)

любить (3 лицо ед.ч.)

Критерии оценивания задания:

оценка «5» — верно образованы формы будущего времени у 20 глаголов;

«4» — верно образованы формы будущего времени у 16-19 глаголов;

«3» — верно образованы формы будущего времени у 15-10 глаголов;

«2» — верно образованы формы будущего времени менее чем у 10 глаголов.

Оценка: __________________

Имя учащегося:__________________________

Дата выполнения задания:________________________________

Самостоятельная работа

Образование форм будущего времени глаголов

Инструкция к заданию.

  1. Определите вид глагола.

  2. Если глагол совершенного вида, то образуйте простую форму будущего времени.

Если глагол несовершенного вида, то образуйте сложную форму будущего времени.

Образец:

1) (Что делать?) светить – глагол несовершенного вида. Значит, от него можно образовать сложную форму будущего времени: будет светить.

2) (Что сделать?) осветить — глагол совершенного вида. Значит, от него можно образовать простую форму будущего времени: осветит.

Образуй формы будущего времени от данных глаголов в указанном лице и числе, которые записаны в скобках.

Глагол неопределённой формы (инфинитив)

Простая форма будущего времени

Сложная форма будущего времени

скакать (1 лицо ед.ч.)

подумать (2 лицо множ.ч.)

прыгать (1 лицо множ. ч.)

лечь (3 лицо ед. ч.)

зашить (2 лицо ед.ч.)

заплатить (3 лицо множ. ч.)

краснеть (1 лицо ед. ч.)

освещать (1 лицо множ. ч.)

танцевать (3 лицо ед. ч.)

задуть (2 лицо ед. ч.)

задувать (2 лицо ед. ч.)

замыслять (3 лицо множ. ч.)

рубить (2 лицо множ. ч.)

спорить (1 лицо ед.ч.)

шуршать (3 лицо множ. ч.)

смешить (1 лицо множ. ч.)

позвонить (2 лицо ед. ч.)

обмануть (2 лицо ед. ч.)

спрятать (3 лицо множ. ч.)

кричать (3 лицо ед.ч.)

Критерии оценивания задания:

оценка «5» — верно образованы формы будущего времени у 20 глаголов;

«4» — верно образованы формы будущего времени у 16-19 глаголов;

«3» — верно образованы формы будущего времени у 15-10 глаголов;

«2» — верно образованы формы будущего времени менее чем у 10 глаголов.

Оценка: __________________

Ф.И._________________________________________________ Самостоятельная работа. Вариант 1

1. Подчеркни глаголы будущего времени.

Зеленеет, светит, съест, сверкает, согреет, чернел, хлопочет, стрекочет, вырастет,  пробежит,   ответит, любит.

2. Напиши данные глаголы в неопределённой форме.

поют — ___________________________             летит — __________________________

ходит — __________________________ смеялся — ________________________

3. Укажи время глаголов.

Идёт (__________) , считал (__________), летит ((__________), падают (__________), разглядел (__________), перейдёт (__________), выливал (__________), согнёт (__________), бродит (__________), заходит (__________), споёт (__________), прыгал (__________), ценит (__________), узнает (__________), пугал (__________), рисовал (__________), сидел (__________), решит (__________).

4. Напиши глаголы в форме настоящего времени единственного числа.

сделает — _______________________ напишет — ______________________________

подумает — ______________________ закроет — _______________________________

Ф.И._________________________________________________ Самостоятельная работа. Вариант 2

1.  Подчеркни глаголы будущего времени.

Ходит, посидит, твердят, жил, сгрызёт, держит, приготовит, кричит,  высушит, пугал,  нарисует, зазвенела.

2. Напиши данные глаголы в неопределённой форме.

Читают — __________________________       прыгает — _____________________________

смотрит — _________________________     плакал — ______________________________

3. Укажи время глаголов.

Сидят (__________), говорят (__________), стучат (__________), прекратят (__________), кладут (__________), давал (__________), бил (__________), прочитает (__________), бросают (__________), построят (__________), отбивал (__________), сдвинет (__________), бьют (__________), скачет (__________), решит (__________), нагнул (__________), росла (__________), дозревал (__________). 

4. Напиши глаголы в форме настоящего времени единственного числа.

спал — ___________________________             сидел — ___________________________
кричал — _________________________      бежал — ___________________________

Ответы: В а р и а н т  1

1.  съестсогреетвырастетпробежитответит.

3. Напиши данные глаголы в неопределённой форме.

петь     лететь ходить      смеяться

4. Укажи время глаголов.

Идёт (наст. вр.), считал (прош. вр.), летит (наст. вр.), падают (наст. вр.), разглядел (прош. вр.), перейдёт (будущ. вр.), выливал (прош. вр.), согнёт (будущ. вр.), бродит (наст. вр.), заходит (наст. вр.), споёт (будущ. вр.), прыгал (прош. вр.), ценит (наст. вр.), узнает (будущ. вр.), пугал (прош. вр.), рисовал (прош. вр.), сидел (прош. вр.), решит (будущ. вр.).

5. Напиши глаголы в форме настоящего времени единственного числа.

делает        пишет думает         закрывает

В а р и а н т  2

1.  посидит, сгрызётприготовит, высушит, нарисует.

3. Напиши данные глаголы в неопределённой форме.

читать           прыгать смотреть      плакать

4. Укажи время глаголов.

Сидят (наст. вр.), говорят (наст. вр.), стучат (наст. вр.), прекратят (будущ. вр.), кладут (наст. вр.), давал (прош. вр.), бил (прош. вр.), прочитает (будущ. вр.), бросают(наст. вр.), построят (будущ. вр.), отбивал (прош. вр.), сдвинет (будущ. вр.), бьют (наст. вр.), скачет (наст. вр.), решит (будущ. вр.), нагнул (прош. вр.), росла (прош. вр.), дозревал (прош. вр.). 

5. Напиши глаголы в форме настоящего времени единственного числа.

спит          сидит кричит      бежит

Ф.И. 
________________________________ Дата___________________

Самостоятельная
работа

Вариант 1

1. Образовать
формы глаголов.

Начальная
форма

Изъявительное
наклонение

Условное
наклонение

Повелительное
наклонение

ответить

запеть

шуметь

играть

нарисовать

снимать

2. Выписать глагол
и определить его признаки.

Петя прочитал сказку Шарля Перро
«Красная Шапочка»

1) ________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

Грузовая машина едет по лесной
дороге.

1) ________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

Ребята, напишите сочинение на тему
«Мой летний отдых»

1) ________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

3. Выделить основу
глагола.

Беречь, грести, кричала, смотрите,
ходить, бегает, пиши.

Ф.И. 
________________________________ Дата___________________

Самостоятельная
работа

Вариант 2

1. Образовать
формы глаголов.

Начальная
форма

Изъявительное
наклонение

Условное
наклонение

Повелительное
наклонение

любить

посмотреть

допеть

читать

написать

бросать

2. Выписать глагол
и определить его признаки.

Мой дедушка хорошо играет в
шахматы.

1) ________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

Я проснулся на берегу озера.

1) ________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

Валя посмотрела бы фильм, но позже.

1)
________________________________________________________________

2) Постоянные признаки:
____________________________________________

3) Непостоянные признаки:
__________________________________________

3. Выделить основу
глагола.

Везти, ночевать, пишите, стеречь,
блестело, рисует, уходи.

Тема: Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего сложного  времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. в парах;
4.самостоятельная (разноуровневая работа)
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки для работы в парах.

3.Карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап. (слайд №1)

                     1)  орг. момент (слайд №2)

                            Прозвенел в коридоре школьный звонок.

                            Это значит пора, начинать нам урок.

Учитель: — Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Тогда повернитесь к гостям и улыбнитесь.

                      2) приветствие гостей ( слайд № 3)

                          Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

                          Возможно, есть классы и лучше и краше.

                          Но пусть в нашем классе вам будет светло

                          Пусть будет уютно и очень легко!

                          Поручено нам,  вас сегодня встречать,

                          Начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель: — Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

                        3) психологический настрой

Учитель: — А теперь садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Ведь доброжелательная улыбка – это залог хорошего настроения.

                        4) аутогенная тренировка

Учитель: — Теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

                             У меня хорошее настроение

                              Я могу быть добрым и терпеливым

                              Я успею сделать все.

                              Я буду предельно внимателен на уроке.

Учитель: — Молодцы, ребята.

— Пусть урок принесет вам радость.

II. Чистописание ( слайд № 4)   (чистописание)

—  Продолжаем урок. Посмотрели все ли готово у вас к уроку.(ручки, тетрадки,  учебники). Если готово, то тогда  отгадайте следующий  этап урока.(чистописание)

— Но, чтобы мы хорошо писали нам нужно сделать массаж для рук

     1) при помощи карандаша трем ладоши с внутренней стороны затем с тыльной.

     2) заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

     3) дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.

 Учитель: — Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

(слайд № 5).

 — Не забывайте  о правилах письма.

— Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.  (слайд № 6)

Учитель: — А какой сегодня праздник ? Что вы знаете о нем?

ΙΙΙ. Актуализация  опорных знаний

Учитель:  —  На каждом уроке  русского языка мы с вами узнаем что – то новое  и интересное о языке.

 А писатель К.Г.Паустовский говорит так: (слайд № 7)

     « Языку мы  учимся и должны  учиться  до последних дней своей жизни».

Учитель: — А зачем  это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.

        Я предлагаю  продолжить такую фразу ( слайд №8)

     «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок)

— А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка

Учитель:  Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

                                            «Аукцион Знаний» (слайды  № 9 – 16 )

     — А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.

      1)Что такое глагол?(открывается буква)

      2)Что обозначает глагол?

      3)На какие вопросы отвечает глагол?

      4)Чем в предложении является глагол?

      5)Как изменяется глагол?

     6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает      неопределенная форма глагола?

      -Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).

     ΙV. Постановка учебной задачи.

      Учитель: -Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А  что еще хотите узнать?    (о времени)

     Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине         времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.

-А что вы знаете о времени?

— Что это такое?

— Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд № 17)

 «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

     V. Ус воение новых знаний. Знакомство с темой урока.

Учитель: -Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола. А о каком, вы должны разобраться сами и сформулировать тему урока.

Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.

Прочитайте выразительно четверостишья слайд № 18)

Учитель:  — Давайте найдем глаголы и определим время глаголов.

                  — Как определить время?  (нужно поставить к глаголу вопрос)

                  — Ставим вопрос и определяем время.

                  — У глаголов 1 столбика,  сразу определили время? ( да)( будущее)

                  — А у глаголов 2 – го столбика? (нет)

                   — Почему? ( поставили вопрос, а время определить не можем)

                   — Значит , неверно поставили вопрос?

                   — С каким словом сочетаются глаголы (кататься и раздаваться)? (будем)

Учитель: — Как можно назвать глаголы 1 – 2 четверостишия?

— В русском языке для них есть специальное название (будущее простое и будущее ………время)

                   — Вывод:   Какой сделаем вывод о глаголах  2 – го  четверостишия? (глагол в будущем времени может быть выражен одним словом и двумя словами)

Например:   Что сделаю?  Нарисую

                      Что буду делать? Буду рисовать

Учитель: — Кто сможет сформулировать тему урока?

                  — О чем будем говорить на уроке? ( о будущем сложном времени глагола)

Учитель: — А теперь обратимся  к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.98.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

 Учитель: — Кто же скажет? Как же образуются глаголы будущего сложного времени? (При помощи двух глаголов). А каких, вы скажите, когда послушаете сказку.

Учитель: — Послушайте сказку и скажите, о чем она?

Сказка «О глаголе Н.Ф.»

Сказал как-то глагол неопределенной формы:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

-Лучше будущее, -говорит глагол, чтобы хоть немного оттянуть время.

-Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный — только окончания мелькают. А глагол Н.Ф.  и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он – глагол Н.Ф., у него нет времени

Учитель: — Итак, кто скажет по – научному, как образуются глаголы  будущего сложного времени.?

Дети: при помощи вспомогательного глагола «Быть» и глагола «Н.Ф.»

VII. Физминутка  по методике Базарного для глаз ( слайд № 19)

VIII. Первичная проверка понимания изученного

Учитель:  — А сейчас проверим, как вы поняли изученный материал.

  1. работа в парах по карточкам.  

— Каждая пара получает карточку в которой записано по 2 глагола Ваша задача образовать глаголы простого и сложного будущего времени используя слова (я, ты, он, мы, вы, они)

2) проверка на слайде № 20

IX. Первичное закрепление.

  1. самостоятельная работа  (слайд № 21)

Учитель: — Сейчас мы отработаем практические умения через  выполнение заданий  различного уровня.

1 уровень

Задание: Запишите глаголы в 2 столбика

(будут рисовать , нарисую, напишут, буду читать, прочитаю, буду бегать)

1 уровень

Задание: Выполнить упр. 442, страница 99

3 уровень

Задание: Творческая работа «Оживи текст»

 Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна»

Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы.

( Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель.  Бегут говорливые ручиь. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы)

X. Применение новых знаний

           2)  коллективная работа (устно)   (слайд № 22- 23)

Учитель: — А сейчас давайте раскроем скобки в стихотворении, вставляя  вместо глаголов н.ф. глаголы будущего простого и сложного времени. Должно получиться красивое стихотворение.

                 Мирно и радостно мы  (жить),

                 Вместе  (играть),

                 Крепко (дружить),

                 Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

                 И ( исполнить) в жизни все наши мечты!

Учитель: —  Получилось. Давайте проверим.

XI. Информация о домашнем задании.Инструктаж

Учитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем Д/з ( слайд № 24)

  1. УПР №  441, стр. 99
  2. Правило срт. 98

XII. Подведение итогов урока.

Учитель: — Теперь скажите, что вы сегодня нового открыли о глаголе на уроке русского языка? (узнали ,что есть глаголы будущего сложного времени)

— Как же образуются глаголы будущего сложного времени? При помощи какого глагола? (вспомогательного глагола  быть и  глагола Н.Ф.)

XIII. Оценивание.

Учитель:-  Давайте оценим вашу работу сегодня на уроке. Попробуйте оценить каждый своего соседа.

XIV. Рефлексия. (слайд № 25)

Учитель: — Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с изображением  солнца. Каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

       -Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы показываете солнце , которое улыбается.

       -Если не совсем уверены в том, что  всё поняли, то вы показываете солнышко с тучкой.

       -Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке, тогда солнце с зонтиком.

Учитель: — Я вижу, что вы все поняли, так как показали улыбающееся солнце.

Вам понравился урок?

Всем спасибо за урок!( слайд № 26)

МОУ «Клименковская СОШ»

Открытый урок

русского языка

по теме:

«Будущее сложное время глагола.

Образование глаголов

 будущего сложного времени»

Подготовила:

учитель начальных классов

Лаврова Т.А.

Клименки 2012г.

Контрольная работа по теме «Время глагола»

Ф.И. ______________________________________________________________

Вариант 1

  1. Запишите глаголы в три столбика.

Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, спала, будет играть, читаем.

_______________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ ________________________

  1. Напишите глаголы прошедшего времени.

Лампа свети_____ . Мать говори_____ . Варенье ки­пе____ . Солнце свети____ .

Столб стоя___ . Вода ки­пе_____ . Суп кипе____ .

Определите род глаголов.

  1. Спиши, употребляя глаголы в форме будущего сложного времени. Определи лицо и число записанных глаголов. Выдели окончания.

Скоро на небе (засиять) месяц.__________________________________

____________________________________________________________

Осенью тучи (покрыть) небо.___________________________________

____________________________________________________________

Ты быстро (прочитать) книгу.__________________________________

____________________________________________________________

  1. Определи время глаголов, число, где возможно лицо или род.

Повторяю___________, засмеялся_________, идешь__________, прибежал__________, посмотрит_________, будет играть________, спрыгнет________, хвалим__________.

  1. Прочитай текст. Измени его так, чтобы действия, о которых сообщается в тексте, происходили в настоящем. Запиши получившийся текст. Укажи лицо и число глаголов. Выдели окончания.

Я любил бывать весной в деревне. В прошлогодней траве синели подснежники. Молодые берёзки покрывались нежной листвой. Выползали после зимней спячки муравьи. В садах цвели яблони и груши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Время глагола»

Ф.И._____________________________________________________________________

Вариант 2

  1. Запишите глаголы в три столбика:

Закроют, строим, нарисовал, бегали, надену, гу­ляете, будем есть, иду, ловил, светит.

________________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ ________________________

________________ _____________________ _________________________

  1. Напишите глаголы прошедшего времени.

Папа писа____ . Девочка прыга_____ . Солнце гре_____ . Автобус еха___ . Небо потемне____ .

Книга лежа_____ . Мороз удари____.

Определите род глаголов.

  1. Спиши, употребляя глаголы в форме будущего сложного времени. Определи лицо и число записанных глаголов. Выдели окончания.

Скоро на небе (засиять) месяц.__________________________________

____________________________________________________________

Осенью тучи (покрыть) небо.___________________________________

____________________________________________________________

Ты быстро (прочитать) книгу.__________________________________

____________________________________________________________

  1. Определи время глаголов, число, где возможно лицо или род.

Повторяю___________, засмеялся_________, идешь__________, прибежал__________, посмотрит_________, будет играть________, спрыгнет________, хвалим__________.

  1. Прочитай текст. Измени его так, чтобы действия, о которых сообщается в тексте, происходили в настоящем. Запиши получившийся текст. Укажи лицо и число глаголов. Выдели окончания.

Я любил бывать весной в деревне. В прошлогодней траве синели подснежники. Молодые берёзки покрывались нежной листвой. Выползали после зимней спячки муравьи. В садах цвели яблони и груши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проверочная работа по теме «Глагол»

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;               б) предмет;    

в) действие предмета.

2.Отыщи глаголы:

а)   весёлый         в)  бег                   д) смеяться

б)   играть            г)  пришёл            е)  улыбка

3. Слово улетают отвечает на вопрос:

а)   что сделал?    в)  что делали?   д) что сделают?

б)   что делать?    г)  что делают?  е)  что делаете?

4. Выбери все глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

а)   смотрят         в)  бегали             д) посадить

б)   играть            г)  шагать            е)  строить

5. Найди глаголы в форме единственного числа:

а)   шелестят         в)  кормили              д) веселятся

б)   спешит            г)  подошёл            е)  почистит

6.Подбери антоним к  глаголу терять:

а)  покупать         в)  забывать            д) выбирать

б)  собирать         г)  находить            е)  строить

7. Измени форму числа у глаголов, запиши и укажи число и вид.

Прилетел —    ___________________________

Строят — _______________________________

Нарисует — _____________________________

Пели — _________________________________

Насобирают — __________________________ _

8.  Определи лицо глаголов:

Читает -__________________________

Ждали — __________________________

Пропеть — _________________________

Зеленеть — __________________________

Выглянут — __________________________

Блестят — ____________________________

Зажурчит — ___________________________ 

9. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

В феврале часто воют вьюги.

Скоро в рощах запоют соловьи.

В солнечный день ребята отправились за ягодами.

Проверочная работа по теме «Глагол»

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;     б) предмет;    

в) действие предмета.

2.Отыщи глаголы:

а)   весёлый         в)  бег                   д) смеяться

б)   играть            г)  пришёл            е)  улыбка

3. Слово улетают отвечает на вопрос:

а)   что сделал?    в)  что делали?   д) что сделают?

б)   что делать?    г)  что делают?  е)  что делаете?

4. Выбери все глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

а)   смотрят         в)  бегали             д) посадить

б)   играть            г)  шагать            е)  строить

5. Найди глаголы в форме единственного числа:

а)   шелестят         в)  кормили              д) веселятся

б)   спешит            г)  подошёл            е)  почистит

6.Подбери антоним к  глаголу терять:

а)  покупать         в)  забывать            д) выбирать

б)  собирать         г)  находить            е)  строить

7. Измени форму числа у глаголов, запиши и укажи число и вид.

Прилетел —    ___________________________

Строят — _______________________________

Нарисует — _____________________________

Пели — _________________________________

Насобирают — __________________________ _

8.  Определи лицо глаголов:

Читает -__________________________

Ждали — __________________________

Пропеть — _________________________

Зеленеть — __________________________

Выглянут — __________________________

Блестят — ____________________________

Зажурчит — ___________________________ 

9. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

В феврале часто воют вьюги.

Скоро в рощах запоют соловьи.

В солнечный день ребята отправились за

ягодами.

Фамилия, имя ученика ______________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

1.Восстановить предложение.

Глагол – это часть речи, которая обозначает ________________________________ и отвечает на вопросы __________________________________________________________________________

2. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? _____________________________________

3. От данных имен существительных образовать глаголы.

Что делает? Что делают?

Свет — _________________________ ______________________________

Крик — __________________________ ______________________________

Корм ___________________________ ______________________________

Звон ____________________________ ______________________________

4. Написать слова, противоположные по значению.

Говорить — ____________________________ смеяться — ________________________________

Падать — ______________________________ ненавидеть — ______________________________

Радоваться — ______________________________ болтать — _________________________________

5. Вставить пропущенные орфограммы и окончания глаголов «-о », «-а », «-и».

Наступил__ утро. Вот уже погасл__ п__следняя зв__зда. На в__рш__не ели заиграл__ лучи со__нца. Со__нце взошл__ над лесом. Р__са забл__стел__ всеми цв__тами радуги. Под тяжест__ю тракторов загудел__ з__мля.

6. От данных имен существительных образовать глаголы трех времен.

Прош.вр. Наст.вр. Буд.вр.

Крик __________________________________________________________________

Треск ___________________________________________________________________

Зелень ____________________________________________________________________

Рассказ ____________________________________________________________________

Молчание ____________________________________________________________________

7. Дописать слова, отвечающие на вопрос «что делать?».

____________________________ на работу _________________________________ птиц

____________________________собаку _________________________________гвоздь

___________________________ о Москве ________________________________ товарищу

___________________________ стихотворение _______________________________ деревья

__________________________ растения _______________________________ грядки

8. Данные словосочетания заменить одним глаголом.

Оказывать помощь — ________________________________________________

Вести наблюдение — __________________________________________________

Давать совет — _______________________________________________________

Покрываться цветами — _______________________________________________

Принимать решение — ________________________________________________

Издавать крик — _____________________________________________________

Нести службу — _______________________________________________________

9. Вставить пропущенные буквы.

Поб__лели п__ля и пригорки. Тонким льдом п__крылась р__ка, уснула, как в ска__ке. Ходит з__ма по г__рам, по д__линам, п__глядывает по ст__р__нам. Зайцу белую шу__ку п__д__рила, теперь его никто не заметит. А л__се – ярко-рыж__ тепл__ плат__е оставила. Пов__дёт л__са в стор__ну пуш__стым хв__стом _ будто искры рассыплет по снегу.

10. Данные фразеологические обороты заменить глаголами – синонимами.

Клевать носом — _______________________ бить баклуши — ______________________________

Зарубить на носу — ______________________ надуть губы — __________________________________

Повесить голову — _______________________ замести следы — ________________________________

Сидеть сложа руки — __________________________ повесить нос — ____________________________

  1. От данных имен существительных образовать глаголы в неопределенной форме.

Смех ___________________________________ свет — ___________________________________

Хлопоты — _____________________________ письмо — ________________________________

Смотр — ______________________________ помощь — ________________________________

Стрельба — ______________________________ просьба — ________________________________

Свист — ________________________________ плата- ___________________________________

  1. Вставить пропущенные буквы. Указать время и число глаголов.

П__ля __пустели. Цв__ты исчезли. Ж__лтая тр__ва клонится к з__мле, как будто просит снега. Одна только оз__мь поднимается ровным з__лёным к__вром. К__решки хлеба сохр__нятся невр__димыми. В__сной они выгл__нут на свет з__лёными ст__бельками.

  1. Вставить пропущенные буквы, разобрать по составу.

Пог__стил, пож__лел, зав__зал, закр__пил, пок__рмил, выч__стил, покл__вал, осл__бел,

разгл__дел, распл__скал, заскр__пел, задр__жал.

  1. Данные глаголы поставить в прошедшее время мужского рода.

Залезет — ________________________________ замёрзнет — _______________________________

Приползёт — _____________________________ достигнет — _______________________________

Исчезнет — ______________________________ отгрызёт — _________________________________

Озябнет — _______________________________ ослабнет — _________________________________

  1. Подчеркнуть глаголы неопределенной формы.

Пишут, говорил, наказывать, смотреть, питаться, пьют, шить, поест, выживать, охраняет, плакать,

ползти, зашумели, помочь, печь, готовить, обходить, идет, просит, мычать залаять, обошёл.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

1. Глагол отвечает на вопросы

а) какой? какая? какое?            б) кто? что?                   в) что делать? что сделать?

2. Глагол- это

а) часть слова                           б) часть речи                   в) член предложения

3. Глагол по временам

а) изменяется                            б) не изменяется

4. Глагол по числам

а) изменяется                             б) не изменяется                              

5. Какое слово является глаголом

а) сторож                                  б) сторожит                        в) сторожевая

6. Укажи глагол в неопределенной форме

а)  ночевала                                б) расцветает                    в) нарисовать

7. Укажите глагол настоящего времени

а) улетят                                      б) накрывает                     в) запрыгает

8. Укажите глагол во множественном числе будущего времени

а) зацветут                                   б) посинела                      в) наливают

9. Перед глаголами

а) бывают предлоги                    б) предлогов не бывает

10. Выпиши глагол  ___________________________________________

а)    (за)рядка                                б)   (за)рядила                  в)    (за)рекой

11. В предложении глагол бывает

а)  подлежащим                           б) сказуемым

12.  Подчеркни в предложении глаголы.

Кот Васька ловко спрыгнул со стола и подбежал к мышке.

13.  Измени глаголы летать, прибежать  по временам

Настоящее время

Будущее простое время

Будущее сложное время

   
   

14. Определи у глаголов время, лицо, число и выдели окончание:

Читаешь —  ______________________________________________________________

Напишет- ________________________________________________________________

Смотрите — ______________________________________________________________

Споёт — __________________________________________________

                                                                              Вариант 1

1.От данных существительных образуй глаголы единственного числа: мороз, сторож, бег.

2. Запиши глаголы в три столбика.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

 Наблюдали, алеет, смотрел, запоют, отрывает, заблестят, побегут, выполнила, шагает.

3. Укажи время, число и род (если возможно) глаголов.

Несли, промок, посвистывает, летят, соберёшь.

4. Разбери по составу слова: ловила, повисли, добежать.

5. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы: смотр, корм, крик.

6.Определи спряжение глаголов: закрыть, молчать, говорить, бежать, свистеть, строить, ходить.

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выпиши глаголы из предложений, определи их время, лицо, число и спряжение.Вы слышали, как п…ют еж…? Я пр…сыпаюсь от странных звуков. Люди о…считают время готовности перед п…лётом. Я люблю ч…тать ска…ки.

                                                                          Вариант 2

1. От данных существительных образуй глаголы единственного числа: цвет, дело, сад.

2. Запиши глаголы в три столбика.

 Настоящее время

 Прошедшее время

  Будущее время

 Читали, желтеет, решал, заработают, отправляет, порадуются, напишет, сделала, спит.

 3. Укажи время, число и род (если возможно) глаголов.

Замёрзла, ловил, споёте, работает, выкинешь.

4. Разбери по составу слова: росли, выход, побледнели.

5. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы: посадка, свет, груз.

6. Определи спряжение глаголов: поливать, нести, читать, красить, болеть, учить, рыть.

7.   Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выпиши глаголы из предложений, определи их время, лицо, число и спряжение. Со…нце л…ёт на землю т…пло и дарит людям свет. З…звенят по камушкам руч…йки. На распустившийся цв…ток сел пёстрый мотылёк. Мы научились красиво п…сать.

Русский язык — Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной — С. Ю. Михайлова 2015

1. Найдите и выпишите все глаголы в форме настоящего и будущего времени. Определите и напишите в скобках лицо и число каждого глагола.

Галки стаями летят — будет дождь. Если дуб оденется листвою раньше ясеня, то ждите сухого лета. Ворона купается — к дождю. Когда рябины расцветают позднее обычного — ожидается затяжная осень. Снегирь под окном чирикает — к оттепели. Птицы возятся в пыли — к дождю. Поле шумит — к ясной погоде.

Настоящее время …

Будущее время …

Ответ:

Настоящее время — летят (3 л., мн. ч.), купается (3 л., ед. ч.), расцветают (3 л., мн. ч.), чирикает (3 л., ед. ч.), возятся (3 л., мн. ч.), шумит (3 л., ед. ч.)

Будущее время — будет (3 л., ед. ч.), оденется (3 л., ед. ч.), ждите (3 л., ед. ч.), ожидается (3 л., ед. ч.)

2. Запишите пословицы и поговорки, поставив глаголы в форму настоящего времени 1-го лица множественного числа.

Вместе воевать — вместе горевать. Сразу всему не научиться. С толковым — найти, с глупым — потерять. С разумными поговорить, так самим умнее стать.

Ответ:

Вместе воюем — вместе горюем. Сразу всему не научимся. С толковым — найдём, с глупым — потеряем. С разумными поговорим, так сами умнее станем.

3. Образуйте от глаголов в устойчивых выражениях две формы 2-го лица будущего времени: простую и сложную. Заполните таблицу.

Простая форма

Сложная форма

Прийти в себя

Подвести итог

Не вешать нос

Будет ли сохраняться мягкий знак в записанных глаголах? Подчеркните правильный ответ.

Да.         Нет.

Впишите одно из устойчивых выражений в предложение.

Если вдруг что-то не получается, не выходит, то … раньше времени.

Ответ:

Простая форма

Сложная форма

Прийти в себя

прийти в себя

будешь приходить в себя

Подвести итог

подведешь итог

будешь подводить итог

Не вешать нос

не повесишь нос

не будешь вешать нос

Если вдруг что-то не получается, не выходит, то не вешай нос раньше времени.

4. Прочитайте глаголы. Напишите, в какой форме они стоят.

Есть, кушать, уминать, поглощать, уплетать, уписывать, лопать.

В … форме.

Образуйте от первых четырёх глаголов форму 2-го лица множественного числа простого будущего времени.

Подчеркните те глаголы, которые можно употреблять в литературной речи.

Ответ:

В начальной форме.

Мы будем есть, мы будем уминать, мы будем поглощать, мы будем уплетать.

5. Выберите из скобок и выпишите один глагол, синонимичный тому, который содержится в предложении.

Старый кот уже не ловит мышей. (Не охотится, не может догнать, не реагирует, не интересуется.)

С рокотом пролетает над лесом самолёт. (Проносится, проплывает, кружится.)

Лучи солнца освещают лес. (Пригревают, радуют, пробуждают, озаряют.)

Ответ:

Старый кот уже не может догнать мышей.

С рокотом проносится над лесом самолёт.

Лучи солнца озаряют лес.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии