Уровень лояльности — это показатель удовлетворенности и качества отношений между работниками и администрацией, характеристика степени доверия подчиненных руководителям. Обеспечить преданность персонала сложнее, чем осуществить косметические улучшения в кадровой политике или внедрить технологические новшества. Преданность, понимаемая как высшая степень лояльности, доверия сотрудников организации и готовность поддержать ее в трудные моменты — основной результат деятельности всего менеджмента организации и, в первую очередь, ее службы персонала.
Лояльность можно определить как степень принятия работником целей и ценностей организации, проявляющуюся в действиях и поведении, способствующих, противоречащих или нейтральных (не наносящих вреда) по отношению к деятельности организации.
Лояльность — следствие, результат процесса идентификации, самоотождествления сотрудника с теми требованиями, которые составляют тот идеальный образ работника, который видится ее руководством и большинством персонала в связи с ее миссией и ценностями и материализуется в фактических действиях и поведении.
Уровень лояльности — это показатель удовлетворенности и качества отношений между работниками и администрацией, характеристика степени доверия подчиненных руководителям. Согласно результатам глобального исследования лояльности сотрудников, полностью лояльные или преданные компании сотрудники составляют лишь 34%, а остальные подразделяются на тех, кто работает в данной организации в силу отсутствия альтернативы (31%), на тех, которые готовы уйти в любую минуту (27%), и на тех, которые могут при удобном случае перейти на другую работу (8%).
Лояльность может быть как реальной, действительной, так и внешней, показной, демонстрируемой. Таким образом, оценить лояльность работника организации можно, измерив величину его личного вклада в достижение целей компании. С точки зрения управления имеет значение лояльность как интегральная характеристика трудового поведения персонала организации в целом или сотрудников отдельных структурных подразделений.
1. Признаки лояльности
Для характеристики рассматриваемой стороны поведения работников используются также такие понятия: преданность (Г. Десслер), благонадежность, приверженность (Т. Соломанидина) и др. Один из наиболее авторитетных специалистов по организационному поведению, С.П. Роббинз, для обозначения высшей степени лояльного поведения использует еще одно понятие — организационное гражданство. Этим термином он обозначает поведение, обусловленное главным образом «доброй волей работника», не связанное с формальными требованиями, зафиксированными в нормативных документах (уставах, должностных инструкциях и т.п.), но в то же время, и это главное, способствующее «эффективному функционированию организации».
Таким образом, можно выделить два главных признака лояльности сотрудника организации:
- наличие определенных, нигде официально не зафиксированных обязательств, соответствующих целям и интересам организации;
- добровольное соблюдение этих обязательств без всякого внешнего давления.
Как любое другое свойство человека, лояльность может иметь разную степень фактического наличия и проявления — от минимальной, низкой, до высокой и максимальной. Создание подобной шакалы предполагает выбор индикаторов — доступных наблюдению и четкой фиксации признаков, соответствующих определенным уровням проявления лояльности. Такими индикаторами (на субъективном уровне) могут, например, служить привязанность к организации, готовность добросовестно работать в ней при любых условиях и с полной отдачей сил, добровольно следовать этическим предписаниям корпоративной культуры. Сюда можно добавить стремление избегать деструктивных конфликтов в процессе трудового взаимодействия, постоянное внесение предложений, связанных с совершенствованием работы подразделения или организации в целом, и др.
2. Объективные показатели лояльности
Объективными показателями лояльности служат соблюдение установленного трудового распорядка, отсутствие опозданий, прогулов, своевременное и качественное выполнение производственных заданий, исправная работа инструментов и оборудования, содержание в порядке рабочего места, соблюдение технологических требований.
Лояльность персонала зависит от целого ряда факторов, подразделяющихся на три группы:
- факторов, связанных с объективными условиями труда в данной организации и на данном рабочем месте;
- вытекающих из представлений и установок руководства относительно человеческих ресурсов;
- личностных особенностей сотрудников.
Работа в организации может быть привлекательна для сотрудника вследствие ее широкой известности, высокого статуса, хорошей заработной платы и социального пакета, стабильного характера производственного процесса, комфортного психологического климата. Лояльность также непосредственно связана с качеством отношения руководства к персоналу. В какой мере сотрудники ощущают заботу о них со стороны администрации? Что делает она для создания атмосферы доверия к своим действиям? Искренни ли действия, призванные создать такую атмосферу, или они просто дань формальному ритуалу? Ответы на подобные вопросы, опирающиеся на объективные данные, и будут показателями лояльности.
Наконец, на субъективном уровне лояльность как поведение зависит от личности работника. Кто-то не склонен часто менять работу, а кто-то, наоборот, не может долго трудиться, не меняя места работы. Одни предпочитают делать профессиональную карьеру в той организации, в которой они начали работать, другие строят свой карьерный рост, переходя из одной организации в другую. Связано это в основном с характером, воспитанием, индивидуальными потребностями, ценностями, жизненным опытом, а не с объективными свойствами организации. Очевидно, что существует положительная связь между степенью лояльности и стажем работы в организации: чем дольше сотрудник работает в ней, тем выше уровень его лояльности.
Большое значение имеют также возраст и семейное положение. По данным исследований, 61% желающих сменить работу составляет молодежь в возрасте 22-29 лет. Это неженатые мужчины или незамужние женщины, рассматривающие организацию, в которой они работают, лишь как этап карьеры.
3. Дезинтеграция работника и организации
Обеспечить преданность персонала значительно сложнее, чем осуществить внешние косметические улучшения в кадровой политике или внедрить те или иные технологические новшества. Преданность, понимаемая как высшая степень лояльности, доверия сотрудников организации, в которой они работают, и готовность поддержать ее в трудные моменты — основной результат деятельности всего менеджмента организации и, в первую очередь, ее службы персонала.
Это процесс постепенного разрыва отношений сотрудничества между работником и организацией, обусловленный нарушением психологического контракта, являющегося внутренней личностной основой добросовестного выполнения трудовых функций и заданий руководства, а также инициативного трудового поведения.
Значение процесса дезинтеграции важно в основном по отношению к работникам, прошедшим стадию адаптации и находящимся в состоянии карьерного роста, удовлетворенным профессией и трудом. Это работники, которые в свое время успешно влились в коллектив, овладели необходимыми трудовыми навыками, приобрели по этой причине определенный статус, но по некоторому стечению внешних и внутренних обстоятельств решили покинуть организацию.
Часто дезинтеграция работника и организации — следствие некомпетентности или неделовой мотивации ее менеджмента и службы персонала.
Механизм процесса дезинтеграции описал французский исследователь М. Кохэн в своей работе, посвященной стимулированию труда работников предприятий. В ней он дает полезную для практики управления организационным поведением схему постепенной дезинтеграции сотрудника и предприятия (табл. 1), поэтапно прослеживая возникновение, укрепление, развитие и действие установки работника на психологическое «выпадение» из ролевой структуры предприятия.
Таблица 1. Связь процессов дезинтеграции работника и организации с дефектами управления персоналом
Этапы и стадии психологической дезинтеграции работника и организации | Психологические состояния | Дефекты в системе работника управления персоналом, ошибки в кадровой политике |
Возникновение | ||
Недоумение | Все позитивные представления, связанные с предприятием, начинают рушиться | Отсутствие процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием |
Испуг | Неизвестно, что делать и как себя вести | Работник с самого момента найма ощущает себя потерянным в фирме |
Уныние | Ощущение, что нет необходимости проявлять себя | Отсутствие планирования карьеры, лишающее работника перспектив |
Косность | Осознание того, что ничего не переменишь | Отсутствие информированности, в результате чего работник слабо отождествляет себя с интересами фирмы |
Критика | Склонность искать обоснования разрушения своих иллюзий в действиях других | Отсутствие плановой работы по формированию резерва, вследствие чего работник считает служебную иерархию закрытой, привыкает противопоставлять себя ей |
Укрепление | ||
Непонимание | Отсутствие ясности в отношении того, почему организация не заинтересована в дальнейшем развитии сотрудника | Отсутствие описания должности (должностных инструкций), позволяющее работнику полагать, что предприятие не в состоянии точно определить свои функции |
Недоверие | Сотрудник все меньше и меньше проявляет себя профессионально | Отсутствие ответственности, замораживающее инициативу работника |
Безынициативность | Нежелание проявлять какую бы то ни было инициативу | Отсутствие информации; работник все больше и больше утрачивает связь с целью развития организации |
Неуважение | Сотрудник перестает относиться к фирме с уважением, теряет всякий энтузиазм при выполнении заданий | Отсутствие коммуникаций, не позволяющее работнику высказать свои претензии и получить удовлетворяющий его ответ |
Отчуждение | Чувство опустошенности при мыслях о работе; сотрудник все меньше и меньше отождествляет себя с коллективом | Отсутствие должной четкости организационных структур, подрывающее доверие работника к организации |
Развитие | ||
Возмущение | Склонность негодовать но пустякам | Отсутствие продвижения, делающее невыгодным для работника качественное проявление себя в труде |
Псевдо- ответственность |
Начальство утрачивает всякий авторитет | Отсутствие системы повышения квалификации; работник, не получая никакой поддержки в стремлении к профессиональному совершенствованию, считает, что предприятие в этом не заинтересовано |
Нарушения режима | При случае — любое возможное нарушение распорядка | Отсутствие диалога с начальством, исключающее решение проблем работника |
Пассивное принятие | Подчинение любому распоряжению | Отсутствие делегирования полномочий, препятствующее любым попыткам децентрализации принятия решений |
Притязания | Склонность присоединяться к коллективным протестам и др. | Отсутствие поставленной перед коллективом цели, снижающее уровень мотивации труда работников |
Лень | Постоянная индифферентность и апатия становятся каждодневными | Отсутствие моральной поддержки, ведущее к фрустрации |
Упадок | ||
Автоматизм | Утрачивается всякая сознательная реакция на происходящее | Отсутствие доверия работникам со стороны менеджеров |
Анонимность | Смешивание с другими, согласие на утрату собственной личности | Отсутствие механизмов участия в делах подразделения и организации |
Сдача психологических позиций | Ощущение себя чужим в коллективе, в котором трудится. Морально он не является больше членом коллектива организации | Отсутствие целей, связанных с организацией, и каких-либо возможностей для развития |
Акту увольнения предшествует процесс дезинтеграции личности и предприятия, состоящий из четырех стадий, последовательно ведущих к уходу из организации: возникновение, укрепление, развитие и упадок.
- На первой стадии происходит разрушение позитивных представлений о компании и осознание того, что ничего нельзя изменить.
- На второй возникает непонимание, почему организация не заинтересована в развитии сотрудника. Он все меньше проявляет себя профессионально и перестает доверять фирме.
- На третьей преобладает чувство возмущения, начальство утрачивает авторитет, появляется склонность подчиняться любому распоряжению, каждодневная апатия и лень.
- Для четвертой стадии характерны автоматизм, утрата сознательной реакции на происходящее, стремление смешаться с другими, не высовываться. Психологически человек перестает быть членом коллектива. В этом случае процедура увольнения становится чисто формальным актом.
Свой анализ роста психологической дезинтеграции человека и предприятия М. Кохэн сопровождает параллельным описанием типичных ошибок и недочетов в кадровой политике предприятия, приводящих к развитию этого негативного процесса.
4. Составляющие лояльности
Лояльность сотрудников организации имеет три составляющих: эмоциональную, прагматическую и нормативную.
- Эмоциональная сторона лояльности заключается в чувстве привязанности к организации, связанном дружескими отношениями с многими сотрудниками, с ностальгическими воспоминаниями о важных и приятных событиях, произошедших за годы работы в ней, признанием заслуг и поощрениями. В основе такой привязанности лежит чувство идентичности сотрудника и организации, вовлеченности в ее дела, переживание ее успехов и неудач. В то же время эмоциональная составляющая лояльности обусловлена социально-психологическими потребностями в принадлежности к группе, общении, безопасности, соучастии и сопричастности к общим делам.
- Прагматическая составляющая основана на трезвом расчете и сопоставлении выгод, которые дает работа в организации, и ожидаемых возможных потерь, связанных с уходом. Сознание превышения потерь над выгодами заставляет сотрудника быть лояльным с практической точки зрения.
- Нормативная компонента связана с наличием определенных обязательств, которые нужно выполнять как по причине осознания личной ответственности за взятые обязательства перед самим собой (чувство долга), так и в силу формальных обязательств, вытекающих из трудового контракта.
Изучение лояльности персонала диктуется необходимостью противостоять негативным тенденциям последних лет, связанным с ростом текучести персонала, чреватым потерями прибыли и снижением конкурентоспособности. Недостаточно лояльные сотрудники работают менее эффективно и качественно, чаще ошибаются, допускают хищения, распускают слухи, занимаются интригами, нарушают дисциплину и совершают другие проступки, наносящие вред компании. Именно эта категории работников составляет основную часть потока увольняющихся.
Обеспечить преданность персонала сложнее, чем осуществить косметические улучшения в кадровой политике или внедрить технологические новшества. Преданность, понимаемая как высшая степень лояльности, доверия сотрудников организации и готовность поддержать ее в трудные моменты — основной результат деятельности всего менеджмента организации и, в первую очередь, ее службы персонала.
Лояльность можно определить как степень принятия работником целей и ценностей организации, проявляющуюся в действиях и поведении, способствующих, противоречащих или нейтральных (не наносящих вреда) по отношению к деятельности организации.
Лояльность — следствие, результат процесса идентификации, самоотождествления сотрудника с теми требованиями, которые составляют тот идеальный образ работника, который видится ее руководством и большинством персонала в связи с ее миссией и ценностями и материализуется в фактических действиях и поведении.
Уровень лояльности — это показатель удовлетворенности и качества отношений между работниками и администрацией, характеристика степени доверия подчиненных руководителям. Согласно результатам глобального исследования лояльности сотрудников, полностью лояльные или преданные компании сотрудники составляют лишь 34%, а остальные подразделяются на тех, кто работает в данной организации в силу отсутствия альтернативы (31%), на тех, которые готовы уйти в любую минуту (27%), и на тех, которые могут при удобном случае перейти на другую работу (8%).
Лояльность может быть как реальной, действительной, так и внешней, показной, демонстрируемой. Таким образом, оценить лояльность работника организации можно, измерив величину его личного вклада в достижение целей компании. С точки зрения управления имеет значение лояльность как интегральная характеристика трудового поведения персонала организации в целом или сотрудников отдельных структурных подразделений.
1. Признаки лояльности
Для характеристики рассматриваемой стороны поведения работников используются также такие понятия: преданность (Г. Десслер), благонадежность, приверженность (Т. Соломанидина) и др. Один из наиболее авторитетных специалистов по организационному поведению, С.П. Роббинз, для обозначения высшей степени лояльного поведения использует еще одно понятие — организационное гражданство. Этим термином он обозначает поведение, обусловленное главным образом «доброй волей работника», не связанное с формальными требованиями, зафиксированными в нормативных документах (уставах, должностных инструкциях и т.п.), но в то же время, и это главное, способствующее «эффективному функционированию организации».
Таким образом, можно выделить два главных признака лояльности сотрудника организации:
- наличие определенных, нигде официально не зафиксированных обязательств, соответствующих целям и интересам организации;
- добровольное соблюдение этих обязательств без всякого внешнего давления.
Как любое другое свойство человека, лояльность может иметь разную степень фактического наличия и проявления — от минимальной, низкой, до высокой и максимальной. Создание подобной шакалы предполагает выбор индикаторов — доступных наблюдению и четкой фиксации признаков, соответствующих определенным уровням проявления лояльности. Такими индикаторами (на субъективном уровне) могут, например, служить привязанность к организации, готовность добросовестно работать в ней при любых условиях и с полной отдачей сил, добровольно следовать этическим предписаниям корпоративной культуры. Сюда можно добавить стремление избегать деструктивных конфликтов в процессе трудового взаимодействия, постоянное внесение предложений, связанных с совершенствованием работы подразделения или организации в целом, и др.
2. Объективные показатели лояльности
Объективными показателями лояльности служат соблюдение установленного трудового распорядка, отсутствие опозданий, прогулов, своевременное и качественное выполнение производственных заданий, исправная работа инструментов и оборудования, содержание в порядке рабочего места, соблюдение технологических требований.
Лояльность персонала зависит от целого ряда факторов, подразделяющихся на три группы:
- факторов, связанных с объективными условиями труда в данной организации и на данном рабочем месте;
- вытекающих из представлений и установок руководства относительно человеческих ресурсов;
- личностных особенностей сотрудников.
Работа в организации может быть привлекательна для сотрудника вследствие ее широкой известности, высокого статуса, хорошей заработной платы и социального пакета, стабильного характера производственного процесса, комфортного психологического климата. Лояльность также непосредственно связана с качеством отношения руководства к персоналу. В какой мере сотрудники ощущают заботу о них со стороны администрации? Что делает она для создания атмосферы доверия к своим действиям? Искренни ли действия, призванные создать такую атмосферу, или они просто дань формальному ритуалу? Ответы на подобные вопросы, опирающиеся на объективные данные, и будут показателями лояльности.
Наконец, на субъективном уровне лояльность как поведение зависит от личности работника. Кто-то не склонен часто менять работу, а кто-то, наоборот, не может долго трудиться, не меняя места работы. Одни предпочитают делать профессиональную карьеру в той организации, в которой они начали работать, другие строят свой карьерный рост, переходя из одной организации в другую. Связано это в основном с характером, воспитанием, индивидуальными потребностями, ценностями, жизненным опытом, а не с объективными свойствами организации. Очевидно, что существует положительная связь между степенью лояльности и стажем работы в организации: чем дольше сотрудник работает в ней, тем выше уровень его лояльности.
Большое значение имеют также возраст и семейное положение. По данным исследований, 61% желающих сменить работу составляет молодежь в возрасте 22-29 лет. Это неженатые мужчины или незамужние женщины, рассматривающие организацию, в которой они работают, лишь как этап карьеры.
3. Дезинтеграция работника и организации
Обеспечить преданность персонала значительно сложнее, чем осуществить внешние косметические улучшения в кадровой политике или внедрить те или иные технологические новшества. Преданность, понимаемая как высшая степень лояльности, доверия сотрудников организации, в которой они работают, и готовность поддержать ее в трудные моменты — основной результат деятельности всего менеджмента организации и, в первую очередь, ее службы персонала.
Это процесс постепенного разрыва отношений сотрудничества между работником и организацией, обусловленный нарушением психологического контракта, являющегося внутренней личностной основой добросовестного выполнения трудовых функций и заданий руководства, а также инициативного трудового поведения.
Значение процесса дезинтеграции важно в основном по отношению к работникам, прошедшим стадию адаптации и находящимся в состоянии карьерного роста, удовлетворенным профессией и трудом. Это работники, которые в свое время успешно влились в коллектив, овладели необходимыми трудовыми навыками, приобрели по этой причине определенный статус, но по некоторому стечению внешних и внутренних обстоятельств решили покинуть организацию.
Часто дезинтеграция работника и организации — следствие некомпетентности или неделовой мотивации ее менеджмента и службы персонала.
Механизм процесса дезинтеграции описал французский исследователь М. Кохэн в своей работе, посвященной стимулированию труда работников предприятий. В ней он дает полезную для практики управления организационным поведением схему постепенной дезинтеграции сотрудника и предприятия (табл. 1), поэтапно прослеживая возникновение, укрепление, развитие и действие установки работника на психологическое «выпадение» из ролевой структуры предприятия.
Таблица 1. Связь процессов дезинтеграции работника и организации с дефектами управления персоналом
Этапы и стадии психологической дезинтеграции работника и организации | Психологические состояния | Дефекты в системе работника управления персоналом, ошибки в кадровой политике |
Возникновение | ||
Недоумение | Все позитивные представления, связанные с предприятием, начинают рушиться | Отсутствие процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием |
Испуг | Неизвестно, что делать и как себя вести | Работник с самого момента найма ощущает себя потерянным в фирме |
Уныние | Ощущение, что нет необходимости проявлять себя | Отсутствие планирования карьеры, лишающее работника перспектив |
Косность | Осознание того, что ничего не переменишь | Отсутствие информированности, в результате чего работник слабо отождествляет себя с интересами фирмы |
Критика | Склонность искать обоснования разрушения своих иллюзий в действиях других | Отсутствие плановой работы по формированию резерва, вследствие чего работник считает служебную иерархию закрытой, привыкает противопоставлять себя ей |
Укрепление | ||
Непонимание | Отсутствие ясности в отношении того, почему организация не заинтересована в дальнейшем развитии сотрудника | Отсутствие описания должности (должностных инструкций), позволяющее работнику полагать, что предприятие не в состоянии точно определить свои функции |
Недоверие | Сотрудник все меньше и меньше проявляет себя профессионально | Отсутствие ответственности, замораживающее инициативу работника |
Безынициативность | Нежелание проявлять какую бы то ни было инициативу | Отсутствие информации; работник все больше и больше утрачивает связь с целью развития организации |
Неуважение | Сотрудник перестает относиться к фирме с уважением, теряет всякий энтузиазм при выполнении заданий | Отсутствие коммуникаций, не позволяющее работнику высказать свои претензии и получить удовлетворяющий его ответ |
Отчуждение | Чувство опустошенности при мыслях о работе; сотрудник все меньше и меньше отождествляет себя с коллективом | Отсутствие должной четкости организационных структур, подрывающее доверие работника к организации |
Развитие | ||
Возмущение | Склонность негодовать но пустякам | Отсутствие продвижения, делающее невыгодным для работника качественное проявление себя в труде |
Псевдо- ответственность |
Начальство утрачивает всякий авторитет | Отсутствие системы повышения квалификации; работник, не получая никакой поддержки в стремлении к профессиональному совершенствованию, считает, что предприятие в этом не заинтересовано |
Нарушения режима | При случае — любое возможное нарушение распорядка | Отсутствие диалога с начальством, исключающее решение проблем работника |
Пассивное принятие | Подчинение любому распоряжению | Отсутствие делегирования полномочий, препятствующее любым попыткам децентрализации принятия решений |
Притязания | Склонность присоединяться к коллективным протестам и др. | Отсутствие поставленной перед коллективом цели, снижающее уровень мотивации труда работников |
Лень | Постоянная индифферентность и апатия становятся каждодневными | Отсутствие моральной поддержки, ведущее к фрустрации |
Упадок | ||
Автоматизм | Утрачивается всякая сознательная реакция на происходящее | Отсутствие доверия работникам со стороны менеджеров |
Анонимность | Смешивание с другими, согласие на утрату собственной личности | Отсутствие механизмов участия в делах подразделения и организации |
Сдача психологических позиций | Ощущение себя чужим в коллективе, в котором трудится. Морально он не является больше членом коллектива организации | Отсутствие целей, связанных с организацией, и каких-либо возможностей для развития |
Акту увольнения предшествует процесс дезинтеграции личности и предприятия, состоящий из четырех стадий, последовательно ведущих к уходу из организации: возникновение, укрепление, развитие и упадок.
- На первой стадии происходит разрушение позитивных представлений о компании и осознание того, что ничего нельзя изменить.
- На второй возникает непонимание, почему организация не заинтересована в развитии сотрудника. Он все меньше проявляет себя профессионально и перестает доверять фирме.
- На третьей преобладает чувство возмущения, начальство утрачивает авторитет, появляется склонность подчиняться любому распоряжению, каждодневная апатия и лень.
- Для четвертой стадии характерны автоматизм, утрата сознательной реакции на происходящее, стремление смешаться с другими, не высовываться. Психологически человек перестает быть членом коллектива. В этом случае процедура увольнения становится чисто формальным актом.
Свой анализ роста психологической дезинтеграции человека и предприятия М. Кохэн сопровождает параллельным описанием типичных ошибок и недочетов в кадровой политике предприятия, приводящих к развитию этого негативного процесса.
4. Составляющие лояльности
Лояльность сотрудников организации имеет три составляющих: эмоциональную, прагматическую и нормативную.
- Эмоциональная сторона лояльности заключается в чувстве привязанности к организации, связанном дружескими отношениями с многими сотрудниками, с ностальгическими воспоминаниями о важных и приятных событиях, произошедших за годы работы в ней, признанием заслуг и поощрениями. В основе такой привязанности лежит чувство идентичности сотрудника и организации, вовлеченности в ее дела, переживание ее успехов и неудач. В то же время эмоциональная составляющая лояльности обусловлена социально-психологическими потребностями в принадлежности к группе, общении, безопасности, соучастии и сопричастности к общим делам.
- Прагматическая составляющая основана на трезвом расчете и сопоставлении выгод, которые дает работа в организации, и ожидаемых возможных потерь, связанных с уходом. Сознание превышения потерь над выгодами заставляет сотрудника быть лояльным с практической точки зрения.
- Нормативная компонента связана с наличием определенных обязательств, которые нужно выполнять как по причине осознания личной ответственности за взятые обязательства перед самим собой (чувство долга), так и в силу формальных обязательств, вытекающих из трудового контракта.
Изучение лояльности персонала диктуется необходимостью противостоять негативным тенденциям последних лет, связанным с ростом текучести персонала, чреватым потерями прибыли и снижением конкурентоспособности. Недостаточно лояльные сотрудники работают менее эффективно и качественно, чаще ошибаются, допускают хищения, распускают слухи, занимаются интригами, нарушают дисциплину и совершают другие проступки, наносящие вред компании. Именно эта категории работников составляет основную часть потока увольняющихся.
Koнcтaнтин Элиacoвич Oкcинoйд, кандидат философских наук
elitarium.ru/
Тесты по основам менеджмента с ответами
Правильные ответы выделены курсивом и +
1. Управление – это:
+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
2. Менеджмент – это:
— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
+ эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:
— Ч. Бебидж;
— М. Вебер;
+ Ф. Тейлор.
4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:
— 1850;
-1790;
+ 1832;
5. Кто автор этих слов: «Управление – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым дешевым и наилучшим способом»?
— Ч. Бебидж;
— М. Вебер;
+ Ф. Тейлор.
6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?
— функциональное;
+ горизонтальное;
+ вертикальное;
-прямое.
7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?
— 5;
+3;
-9.
8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?
— заместители;
+ руководители подразделений;
— руководители групп.
9. Функции менеджмента бывают:
— общие, индивидуальные;
— групповые, специфические;
— конкретные, расширенные;
— правильного ответа нет.
10. Выберите правильные функции менеджмента:
+ планирование;
+ коодинирование;
— распределение;
— стимулирование;
— все ответы верны.
Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант
1. Планирование – это:
+ управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;
— перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
2. Сформулируйте задачи планирования:
+ перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;
— обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.
— создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.
3. По форме планирование бывает:
— тактическое;
— конкретное;
+ перспективное.
4. Необходимость планирования заключается в определении:
+ конечных и промежуточных целей;
+ задач, решение которых необходимо для достижения целей;
+ средств и способов решения задач;
— правильного ответа нет.
5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?
— перспективное;
+ среднесрочное;
— оперативное.
6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:
+ перспективное;
— среднесрочное;
— оперативное.
7. Организация – это:
— процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
+ это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:
— планирования;
+ организации;
— контроля.
9. Выберите основные принципы организации менеджмента:
— непрерывность;
— ритмичность;
— надежность;
+ все ответы верны.
10. Функции административно-оперативного управления:
+ определение структуры предприятий;
— периодическое или непрерывное сравнение;
+ установление ответственности.
Тесты по менеджменту 3-ий вариант
1. Регулирование – это:
+ управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;
+ функция менеджмента.
2. Принципы регулирования:
+ рациональность;
— ритмичность;
— надежность;
+ достоверность.
3. Задача регулирования:
— обновление планируемых заданий;
+ обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;
— корректировка результатов деятельности;
4. Виды регулирования:
+ реактивное;
-операционное;
+ упреждающее.
5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:
— реактивное;
— операционное;
+ упреждающее.
6. Назовите этапы регулирования:
+ информационная подготовка для принятия решений;
+ разработка и принятие решений;
— определение структуры предприятия.
7. Дайте правильное определение функции координации:
+ управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;
— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
8. Назовите функции менеджмента:
— ритмичность;
+ мотивация;
— законность;
9. Тип власти, который может использовать менеджер:
— экспертная;
— эталонная;
— законная;
+ все ответы верны.
10. Влияние – это:
+ поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;
— волевое отношение между людьми, основанное на силе;
— убеждение человека в чем-либо.
Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4
1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:
+ убеждение;
-принуждение;
+ участие сотрудников в управлении.
2. Задачи контроля:
— сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;
+ оценка состояния и значимости полученных результатов;
— разработка и принятие решений.
3. Анализ – это:
+ это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;
— управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;
— это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:
— А. Файолль;
— Ч. Бебидж;
+ М. Вебер.
5. Назовите психологические методы управления:
+ метод профессионального отбора;
— метод социального нормирования;
+ метод гуманизации труда.
6. Какие приемы используются при психологических методах управления?
+ интервью;
+ беседы;
+ тесты;
— наблюдения.
7. Назовите социальные методы управления:
— метод профессионального отбора;
+метод социального нормирования;
— метод гуманизации труда.
8. Управление – это:
— эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.
+ процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;
— особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;
9. Назовите этапы регулирования:
— определение структуры предприятия;
+ информационная подготовка для принятия решений;
+ разработка и принятие решений;
10. Социальные методы управления:
— метод управления группами;
— метод ролевых изменений;
— метод управления групповыми явлениями;
+ все ответы верны.
Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:
1 Тест. Что такое менеджмент?
1. Разновидность науки управления.
2. Группа руководителей.
3. Разновидность управленческой деятельности.
4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.
+ 5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.
2. Задачами менеджмента являются:
1. Тактическая.
2. Стратегическая
3. Оперативная
+ 4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.
5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.
3. Функции менеджмента – это …
1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.
+ 2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.
3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.
Тест № 4. Функции менеджмента
1. Инновационный менеджмент.
2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
+ 3. Организация, планирование, контроль, мотивация.
4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.
5. Целенаправленность.
5. Тест. Процесс менеджменту – это …
1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.
3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.
+ 4. Правильные ответы 1 и 3.
6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.
+ 1. Единоначалия и коллегиальность.
2. Организация.
3. Достижение цели.
4. Планирование.
7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.
1. Наличие формальных и неформальных организаций.
2. Выход на внешний рынок.
3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.
+ 4. Наличие современных технологий.
8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.
1. В количестве членов организаций.
2. В контактах с внешней средой.
+ 3. В способе возникновения.
4. В связях между членами организации.
9. Организация – это:
1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.
+ 2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.
3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.
4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.
10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.
1. Долгосрочные.
2. Общие.
3. Территориальные.
+ 4. Экономические
11. Выберите правильные ответы:
1. Организация |
А – процесс установления пропорций и согласование действий в системе управления. |
2. Мотивация |
Б – процесс приобщения рабочих до высокопроизводительности труда. |
3. Координация |
В – процесс формирования структуры управления и создания определенного порядка в работе. |
4. Контроль |
Г – система наблюдения и проверки функционирования предприятия. |
1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г
12. Функция организации базируется на таких категориях:
1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.
2. Полномочие, ответственность.
+ 3. Полномочие, ответственность, делегирование.
13. Полномочия – это:
+ 1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.
2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
14. Ответственность – это:
1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.
+ 2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
15. Делегирование – это:
1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.
2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.
+ 3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
17. Управленческое решение это:
1. Формы влияния на исполнителей.
2. Организационный инструмент в руках работников управления.
+ 3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.
4. Разрешение.
18. Дайте определение понятий:
1. Власть |
А – поведение руководителя, что меняет отношение подчиненных к нему. |
2. Влияние |
Б – способность вести за собой. |
3. Лидерство |
В – способность и возможность менеджера влиять на деятельность и поведение рабочих. |
4. Обычаи |
Г – общепринятые повторяющиеся социальные действия, что становятся обычными. |
1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.
Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?
1. Знание по специальности.
+ 2. Практичность ума.
3. Спонсорство.
4. Любовь к чтению художественной литературы.
20. Что Вы понимаете под словом «группа».
1. Количество людей, едущих в одном автобусе.
2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.
+ 3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.
4. Четко определенное количество людей.
21. Кто такой формальный лидер:
1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.
+ 2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.
3. Целеустремленный менеджер.
4. Главный специалист.
22. Группы работников делят на такие категории:
+ 1. Формальные и неформальные.
2. Простые и сложные.
3. Открытые и закрытые.
23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.
1. Наличие непосредственных производственных связей.
+ 2. Наличие высокой активности.
3. Психологический климат.
4. Общность целей и задач.
24. Назовите причины конфликтов:
1. Психологическая совместимость
2. Конкуренция.
+ 3. Режимы труда и отдыха.
4. Сотрудничество.
25. Путь разрешения конфликтов:
1. Премирование.
+ 2. Компромисс.
3. Поездка на природу.
4. Гласное обсуждение.
26. Стресс – это:
1. Перегрузка нервной системы.
2. Рассеянность.
+ 3. Вегетативно-психологическое состояние.
4. Увольнение с работы.
27. Руководитель авторитарного стиля руководства:
+ 1. Много работает, требует этого от других.
2. Много работаем сам.
3. Делится властью с подчиненными.
4. Ценить подчиненных.
28 — Тест. Руководитель демократического стиля руководства.
1. Не терпит критики.
2. Ждет указаний сверху.
3. Избегает конфликтов.
+ 4. Коллегиально решает проблемы коллектива.
29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.
+ 1. Одобрение.
+ 2. Реализация.
+ 3. Подготовка.
30. Что относится к методам принятия управленческих решений:
+ 1. Мозговая атака.
2. Организация.
3. Формулировка.
4. Форма контроля.
Семинар «Как, не нарушая ТК, заставить работников трудиться»,
актуально на 24 марта 2015 г.
Трудовая функция и должностные обязанности
Предмет трудового договора
Главным документом, который регулирует трудовые отношения работодателя с конкретным работником, является трудовой договор. Это соглашение, которое они заключают, договариваясь о дальнейшем взаимодействии. Работодатель по такому соглашению обязуется предоставить человеку работу, которая заключается в определенной трудовой функции, обеспечить надлежащие условия труда, своевременно и полностью выплачивать зарплату. Работник при этом берет на себя обязательство не только соблюдать правила трудового распорядка работодателя, о чем мы с вами уже поговорили, но лично выполнять указанную в договоре трудовую функциюСтатья 56 ТК РФ
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные [ТК РФ и иными НПА]… содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать [ПВТР]… действующие у данного работодателя..
Поэтому трудовая функция работника, согласно статье 57 Трудового кодекса РФ, относится к обязательным условиям трудового договора.
Итак, скажите своими словами, что является предметом трудового договора? О чем работодатель договаривается с работником?
О том, что работник должен трудиться, выполнять определенную работу.
А что должен работодатель?
Работодатель должен эту работу оплачивать.
Все верно. Работодатель покупает у работника его личный труд и платит за это деньги. Но когда на практике я беру в руки трудовой договор, то в большинстве случаев вижу в нем все что угодно, кроме предмета трудового договора. Там может быть написано, что работодатель имеет право применять к работнику дисциплинарные взыскания, а работник — создавать профсоюзы. Что работодатель обязан два раза в месяц выплачивать заработную плату в размере 10 тысяч рублей, а работник — соблюдать нормы охраны труда и сообщать о хищениях. Однако сам предмет в большинстве трудовых договоров отсутствует. Это, конечно, нонсенс. Возникает вопрос: что покупает работодатель за 10 тысяч рублей? Какую функцию? Сообщения работника о кражах в компании? Или соблюдение норм охраны труда?
Как описать трудовую функцию
В любом трудовом договоре в первую очередь должна быть четко описана трудовая функция работника: должность, профессия или специальность, конкретный вид поручаемой работы. То есть на какой позиции и что именно должен делать работникСтатья 57 ТК РФ
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).. Подробно расписывать его функции или кратко, работодатель решает сам. Но здесь нужен определенный баланс: с одной стороны, написать все, что важно работодателю, с другой стороны, не вдаваться в несущественные для обеих сторон мелочи.
Справка
Если для конкретной должности (профессии) предусмотрены льготы или компенсации либо установлены ограничения по привлечению к труду, эту должность (профессию) надо указывать в трудовом договоре в строгом соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартомст. 57 ТК РФ.
На сегодняшний день действуют Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащихутв. Постановлением Минтруда от 21.08.98 № 37 и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочихутв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 № 31/3-30.
Сейчас идет работа по замене квалификационных справочников профессиональными стандартами. Профстандарты содержат трудовые функции работников в соответствующей профессии, возможные наименования должностей и требования к образованию.
И справочники, и профстандарты носят рекомендательный характер, если для должности (профессии) не предусмотрены льготы, компенсации или ограниченияст. 57 ТК РФ. Правда, предполагается, что в будущем для некоторых организаций профстандарты будут обязательныпроект Закона № 537948-6.
Когда в трудовом договоре та или иная функция не закреплена, работник в один прекрасный момент может отказаться ее выполнять и в ответ на просьбу что-то сделать просто сказать, что он это делать не обязан. Предположим, согласно трудовому договору с секретарем-референтом ее трудовая функция заключается в организации рабочего времени руководителя, приеме телефонных звонков, писем и посетителей. В таком случае, если ее попросить принести кофе, формально она вправе отказаться это сделать, сказав, что это не входит в ее обязанности.
С другой стороны, вынуждена признать, что урегулировать в трудовом договоре трудовую функцию детально, вплоть до самых элементарных операций, невозможно. Предугадать все, что конкретному работнику придется делать, работая в организации, на стадии заключения трудового договора — нереально. Жизнь все равно внесет свои коррективы.
Кроме того, закрепляя функции работника в трудовом договоре, следует помнить, что в дальнейшем изменить их и выйти за пределы функционала, установленного в договоре, уже не получится. Ни приказом руководителя, ни иным распорядительным документом обязать человека делать что-то отличное от того, что перечислено в его трудовом договоре, нельзя. В отдельных случаях, конечно, допускается перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу, но лишь на срок до 1 месяца. Непосредственно же условия трудового договора могут быть изменены только по письменному соглашению сторон этого договора. Иными словами, все, о чем вы договорились с работником в трудовом договоре, можно поменять тоже только по договоренности.
Трудовая функция работника не может быть изменена работодателем в одностороннем порядке даже при смене организационных или технологических условий труда. Например, при структурной реорганизации производства, переменах в его технике и технологии, совершенствовании рабочих мест на основе их аттестации. Поэтому, повторюсь, излишняя конкретизация обязанностей работника не всегда нужна и не всегда полезнаСтатья 60 ТК РФ
Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных [ТК РФ]… и иными федеральными законами.
Статья 72 ТК РФ
Изменение определенных сторонами условий трудового договора… допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных [ТК РФ]… Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Статья 72.2 ТК РФ
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя… необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если [они]… вызваны [указанными] чрезвычайными обстоятельствами… При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
Статья 74 ТК РФ
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
.
Справка
Об изменениях условий трудового договора по организационным или технологическим причинам организация обязана уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяцаст. 74 ТК РФ. Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему другую работу у себя по всем вакантным должностям. Если такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор с ним может быть прекращенп. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Скажите, а если работник не справляется со своей трудовой функцией, работодатель может уменьшить ему оклад? Например, у менеджера по продажам оклад 50 тысяч плюс 1,5 процента с продаж свыше 10 миллионов рублей, но на 10 миллионов он не продает.
Во-первых, трудовой функцией работника в вашем примере является не продажа товаров на 10 миллионов рублей, а просто продажа. Поэтому то, что он не продает на эту сумму, не означает, что он со своей трудовой функцией не справляется. Десять миллионов — это количественная характеристика. Это критерий для начисления стимулирующей выплаты работнику, премии, бонуса, в частности, как в вашей ситуации, в размере 1,5 процента от суммы продаж.
Во-вторых, согласно статье 129 Трудового кодекса РФ должностной оклад — это фиксированный размер оплаты труда за календарный месяц, в него не включаются компенсационные и стимулирующие выплатыСтатья 129 ТК РФ
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.. То есть это фиксированная сумма, выплачиваемая за выполнение работником трудовой функции. В вашем случае — это 50 тысяч рублей. И размер оклада не зависит от того, хорошо или плохо он эту функцию выполняет. Даже если он с ней не справляется, основанием для пересмотра и снижения оклада это не является.
Если же вы хотите от работника большего, чем просто выполнение трудовой функции, например, как в вашей ситуации, чтобы он обеспечивал определенный уровень продаж, стимулируйте его к этому. Как правило, для этого заработная плата и устанавливается продажникам в виде минимального оклада, условно 15 тысяч рублей, и премий за достижение того или иного объема продаж. Продал на 2 миллиона — получи к окладу премию в размере 10 тысяч рублей, продал на 4 миллиона — премию в размере 20 тысяч рублей и так далее.
Скажу больше — условия оплаты труда, в том числе оклад, обязательны для отражения в трудовом договореСтатья 57 ТК РФ
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника…. А менять условия трудового договора в одностороннем порядке, если это не связано с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель не вправе.
Быть ли должностной инструкции
Но вернемся к трудовой функции работника. Поскольку она в обязательном порядке закрепляется в трудовом договоре, то должностной инструкции у работодателя может и не быть, инструкция не является обязательным документом. В Трудовом кодексе РФ такой документ в принципе не назван. Поэтому его отсутствие нарушением трудового законодательства не будет.
Но должностная инструкция — это крайне полезный для работодателя документ. Что она собой представляет? В ней указывают требования к той или иной позиции в структуре организации. Именно из должностной инструкции становится ясно, выполнение каких функций предполагает та или иная должность, какие полномочия предоставлены человеку на этой должности, к чему его обязывает работодатель и какую ответственность налагает за неисполнение этих обязанностей. Также должностная инструкция может устанавливать порядок субординации и взаимодействия человека на указанной позиции с другими позициями и подразделениями компанииПисьмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6
Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0
Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.
Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю… распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
.
Справка
Строго говоря, для работников, принимаемых на работу по профессиям рабочих, утверждается не должностная, а производственная инструкция (по профессии). Но оба документа несут одинаковую смысловую нагрузку — конкретизируют трудовую функцию, должностные обязанности работникаПисьмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ.
На мой взгляд, должностная инструкция дает отличную возможность работодателю четко регламентировать, что он ждет от работника на занимаемой им должности. Но честно могу сказать, что я крайне редко наблюдаю, чтобы российские работодатели эффективно использовали эту возможность. Поэтому я вам немного расскажу о западной практике, как там разрабатываются должностные инструкции для разных позиций.
Как устанавливать должностные обязанности
Условно в коллективе можно выделить три категории работников. Первая категория — это исполнители, то есть работники, которые выполняют четко определенные операции: принимают посетителей, сдают отчетность, доставляют товары, готовят документы и так далее. У такого работника в должностной инструкции регламентируются трудовые действия и порядок их совершения. Иными словами, для него разрабатывается пошаговый алгоритм: что, кому, в какой срок и в какой форме надо сделать. Исполнителю обозначается определенный порядок действий, а он строго ему следует.
Вторая категория работников — это так называемые операционные руководители. Как правило, это руководители структурных подразделений, отделов, департаментов, цехов. У таких работников, конечно, тоже могут быть отдельные трудовые действия, например ежемесячно представлять отчет о работе подразделения. Но придумать им четкий сценарий на каждый день, расписав каждый шаг, уже невозможно. В основном они обеспечивают выполнение определенных задач. Например, начальник цеха обеспечивает выполнение плана, главный бухгалтер — своевременную подготовку и сдачу финансовой и налоговой отчетности и так далее. Как именно операционный руководитель должен решать эту задачу, по большому счету неважно. Он использует те инструменты, которые считает необходимыми, но, конечно, в рамках трудового законодательства и предоставленных ему полномочий.
И наконец, третья категория работников — это топ-менеджеры, руководители высшего звена, например директор по развитию. Трудовые действия таких работников (за редким исключением) практически невозможно четко регламентировать. Их должностная инструкция, как правило, состоит из целей. Например, должностной обязанностью директора по развитию может быть стратегическое планирование, разработка новых направлений работы, выполнение утвержденного советом директоров плана по развитию бизнеса. Если совет директоров определил, что раз в год у компании должен появляться новый продукт, или ежегодно выручка должна увеличиваться на 10 процентов, или количество филиалов по всей России должно быть определенной величины, то над достижением заявленных целей он и будет работать.
Иными словами, операционным и топ-руководителям в инструкциях, по сути, прописываются требования к результату, а не действия, ведущие к нему.
Однако в российской практике обязанности работника в должностных инструкциях в большинстве своем указываются именно в формате трудовых действий, независимо от того, о ком идет речь — об исполнителе или руководителе. Причем довольно редко эти действия хорошо сформулированы. Именно поэтому эффективно применять эти должностные инструкции зачастую затруднительно. Конечно, можно на их основе требовать от работников выполнения определенных действий, как от роботов: встал, пошел, сдал, принял, расписался. Но этим все исчерпывается. А возможность требовать достижения каких-то результатов остается вне досягаемости работодателя, что, согласитесь, прискорбно. Поэтому оптимальный вариант должностной инструкции работника — это сочетание ряда необходимых действий и обязательных для выполнения задач.
Оформление должностной инструкции
Теперь несколько слов об оформлении должностной инструкции. У работодателя есть два основных варианта.
Первый предполагает, что должностная инструкция существует в качестве отдельного локального нормативного акта. В этом случае работник должен быть ознакомлен с ней под роспись до подписания трудового договора, как это предусмотрено для всех ЛНА, связанных с трудовой деятельностью работникаСтатья 68 ТК РФ
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника….
Второй вариант — это когда должностная инструкция объединяется с трудовым договором. То есть она оформляется как приложение к договору, а в самом договоре указывается, что она является его неотъемлемой частью. В этом случае дублировать трудовую функцию в тексте договора уже нет необходимости. Многие работодатели идут именно по этому пути, чтобы, с одной стороны, выполнить требования статьи 57 Трудового кодекса РФ, согласно которой включение в трудовой договор трудовой функции является обязательным, а с другой стороны, не повторять одно и то же дважды — и в трудовом договоре, и в должностной инструкции.
В остальном Роструд рекомендует при подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений учитывать требования ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительной документацииПисьмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ
При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования… ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.
.
Справка
Когда должностная инструкция оформлена как приложение к трудовому договору, она считается неотъемлемой частью этого договора. Соответственно, и изменения в нее могут быть внесены только в том же порядке, что и в трудовой договор. Для этого потребуется согласие работника и дополнительное соглашение к договоруст. 72 ТК РФ.
Гораздо проще, когда должностная инструкция представляет собой отдельный ЛНА. Тогда согласия работника на внесение в нее изменений и дополнений, конкретизирующих трудовую функцию, не требуется. Достаточно ознакомить работника с новой редакцией должностной инструкции. Но необходимо учитывать, что в указанном случае вводить дополнительные обязанности для работника таким образом нельзя, так как это подразумевает расширение трудовой функции, определенной трудовым договором. Выполнение дополнительной работы может быть поручено работнику только с его согласия и за дополнительную платустатьи 60.2, 151 ТК РФ. Иными словами, изменения, вносимые в должностную инструкцию, могут только фиксировать и детализировать имеющиеся у работника обязанности, но не вводить новые, не предусмотренные его трудовой функцией.
О том, как правильно формулировать положения правил внутреннего трудового распорядка, мы поговорили, о том, как надо указывать трудовую функцию работника, — тоже. Теперь перейдем к дисциплинарным взысканиям, основаниям и условиям их наложения. Разберем процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности в целом.
Читать далее
Почему одних руководителей уважают, а других нет? Как хорошему начальнику удается найти общий язык со всеми и создать настоящую команду? Мы уже писали про качества настоящего лидера — но это только полдела. Еще важно не допускать распространенных ошибок, которые сильно портят авторитет. Что это за ошибки — давайте разбираться.
Смертельная ошибка № 1 — некомпетентность и непрофессионализм
Руководитель, который не разбирается во всех тонкостях процесса — как дирижер оркестра, не знающий нотной грамоты. Вы обязаны знать, как все работает, причем в деталях. Подчиненные вечно бегают к начальству с вопросами. А как сделать тут, а что предпринять здесь и так далее. На большинство рабочих вопросов начальник должен отвечать навскидку. Не думать полдня, советуясь с коллегами и мониторя интернет, а сразу.
Недаром в советское время директоров выращивали с низов. Так человек проходит весь путь от работника до руководителя высшего звена. Только зная все тонкости работы, можно ставить адекватные и выполнимые задачи подчиненным.
Пример
Вы открываете магазин. Нанимаете администратора и даете поручение найти поставщиков и требуете, чтобы товар был на полках к завтрашнему утру. Это нереально. Если бы разбирались в вопросе, то знали бы, что такие вещи не делаются по щелчку пальца. Поставщиков надо для начала найти, потом заключить с ними договора поставок, обменяться реквизитами, согласовать детали доставки и оплаты. И только потом делать заказ, который еще надо привезти. Упс, а вы-то и не знали. И поставили администратору невыполнимую задачу. Догадайтесь, что он о вас теперь думает? Если, конечно, еще не сбежал от такого хозяина.
Понятно, что все знать невозможно. Если не можете сразу ответить подчиненному, возьмите небольшую паузу. Прямо так и скажите: “Навскидку не отвечу, надо уточнить детали”. И в кабинет — читать книжку или искать информацию в других источниках.
Смертельная ошибка № 2 — неумение делегировать полномочия
Каждый второй руководитель попадается на эту удочку. Причина в том, что они считают, что могут сделать все лучше работников. Да а кто спорит-то? Но вы здесь не для этого! Ваша задача — руководить процессом. Каждый должен заниматься своим делом. Усвойте простое правило: не делайте того, что можно поручить другому. Директор должен подписывать бумаги, заниматься стратегией и глобальными вопросами, менеджер — звонить клиентам, а водитель — рулить. А если в вашей компании, как в известном стихотворении, “рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают”, то получится вот что:
- без вас ничего не будет работать. Сотрудники будут ждать, что босс придет и все сделает за них;
- у вас ни на что не будет хватать времени;
- вы потеряете авторитет у подчиненных. Начальник отдела, меняющий туалетную бумагу в уборной, уважения не вызывает.
Пример из жизни
Был такой замдиректора, который никому не доверял. Вечно боялся, что менеджер прихватит пачку бумаги, когда пойдет на склад, и унесет ее домой. Поэтому выдавал бумагу сам. Когда бухгалтер уходила в отпуск, он лично раздавал листочки с месячной зарплатой. А то поручишь кому-то — узнают о зарплате начальства и разболтают всем, вот такая была логика. По непонятным причинам зам обзванивал клиентов, хотя это вполне можно было поручить любому менеджеру. В результате бедолага регулярно “получал” от директора за то, что не успевал выполнять свою непосредственную работу. А сотрудники хихикали за спиной.
Смертельная ошибка № 3 — нарушение субординации
Простое человеческое желание быть ближе к коллективу может принести серьезные неприятности. Подчиненные должны четко чувствовать дистанцию. Иначе сядут на шею. Человеческая натура такова, что как только работники почувствуют вас “своим”, они почему-то станут считать, что им позволено нарушать дисциплину, не особо усердствовать на работе и им за это ничего не будет.
Если вы стали руководителем нового коллектива, это проще. Нет эмоциональных связей с сотрудниками — стройте отношения с чистого листа так, как считаете нужным. Если вас повысили — поставили руководить теми, с кем вы еще вчера ходили на обеденный ланч — будет намного сложнее. Придется перестраивать отношения. Однако это неизбежно, если вы хотите эффективно руководить.
Пример
Вы были менеджером, а теперь стали руководителем отдела продаж. Буквально — начальником своих друзей. Придется выбирать — быть хорошим другом или хорошим боссом. Лучшее, что можно сделать, — это провести четкую грань: работа/досуг. Объясните коллективу, что с 9 до 18 вы их начальник. Вы общаетесь с руководством, обедаете с другими начальниками отделов. А вне работы все остается по-старому: дружеские посиделки, футбол-кино, разговоры и все дела.
Смертельная ошибка № 4 — излишняя мягкость
Босс должен уметь карать и миловать. Мямля, который не может наказать провинившегося сотрудника, — плохой руководитель. Это часть работы: наказывать нарушителей, штрафовать и лишать премий. К сожалению, без отрицательной мотивации никуда. Иначе эффект будет, как в предыдущем пункте: коллектив расслабится и станет работать хуже. Это часть воспитательной работы — прямо как с детьми.
Тем более нельзя быть мягкотелым с контрагентами, банком, арендодателем и прочее. Одно из главных качеств крутого топ-менеджера — умение жестко вести деловые переговоры, не поступаясь интересами компании. Торгуйтесь об уменьшении аренды до последнего. Выбивайте у поставщиков скидки и не соглашайтесь с базовыми ценами. Штрафуйте подрядчиков, если те накосячили.
Смертельная ошибка № 5 — не следовать новым веяниям
“Мы всегда так делали” — худшее, что может сказать руководитель. Непрерывное и быстрое развитие — вот залог успеха современного бизнеса. Новые тенденции и тренды появляются чуть ли не каждый день. Тот, кто держит нос по ветру и своевременно внедряет новшества, получает конкурентные преимущества.
Потому руководитель должен обучаться сам и прокачивать своих сотрудников. Все новые приемы работы сразу внедрять в дело. Ну или, по крайней мере, пробовать. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Попробовал одно, не пошло — пробуем по другому. Не мытьем, так катаньем. А если работать по старинке и не развиваться — рано или поздно вас обойдут конкуренты. Причем скорее рано, чем поздно.
Пример
Сейчас в моде интернет-маркетинг — продвижение товаров и услуг через всемирную паутину. Любая компания должна иметь свой сайт, группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах. Но и этого уже мало. Вести и продвигать эти ресурсы должны специальные агентства, иначе в поисковой выдаче они будут так далеко, что пользователь их просто не найдет. Так вот, если не следовать этой тенденции, об успехе в бизнесе можно забыть.
Смертельная ошибка № 6 — никого не слушать
Модель “Я начальник, ты — дурак” заведомо проигрышная. А вот многие руководители так не считают и вовсю применяют авторитарный стиль общения. Или думают, что если они прислушаются к мнению подчиненных и сделают так, как те предлагают, это пошатнет их авторитет. Это ошибка.
Советуйтесь с работниками по вопросам, в которых сомневаетесь. Особенно с опытными. К новичкам тоже стоит прислушаться. У них свежий взгляд на вещи — это помогает видеть то, что вы давно перестали замечать. Уважения коллектива это только добавит. Подчиненные будут знать, что их начальник не упертый баран, который принимает решения не потому что так лучше, а потому, что он так сказал. Но не увлекайтесь. Многие настолько привыкают советоваться, что уже не могут принять решения сами. Отсюда — следующая ошибка.
Смертельная ошибка № 7 — боязнь нести ответственность
Принимать решения и брать ответственность на себя — прямая обязанность любого начальника. Это работник может кивнуть головой на босса и сказать, что он приказал так делать. И часто руководители ответственности боятся. Это приводит к печальным последствиям:
- решение вопроса затягивается;
- высшее руководство начинает сомневаться в вашей компетенции;
- работники перестают обращаться по рабочим вопросам. Толку то, если босс будет думать неделю.
Чтобы с уверенностью принимать правильные решения, надо быть профессионалом. Отчего возникают сомнения? Обычно от незнания. Видите, как ошибки и их последствия переплетены между собой? Учитесь, будьте компетентным профи — и самые сложные решения будут даваться легко. А ответственность будет только в виде премий и удовлетворения.
Смертельная ошибка № 8 — выделять любимчиков и изгоев
Ко всем членам коллектива относитесь одинаково. Если за одни и те же провинности с одного дерут в хвост и в гриву, а другого гладят по головке — в команде быстро произойдет раскол. И она развалится. Любимчиков не любят. С таким никто не захочет работать в паре. Может дойти и до подсиживаний с подставами. Подробнее об этих ситуациях можно почитать в нашей статье про токсичных сотрудников.
Поэтому главное правило в этом контексте такое: “Если что-то можно, то можно всем. Если нельзя — нельзя никому”
Единственное исключение из правил — новички. Им позволительны мелкие провинности, но только в работе. Ну не может человек с первого дня делать все правильно и вовремя. Ему нужно какое-то время, чтобы научиться — мы писали об этом в статье про адаптацию новичка в коллективе. А вот к дисциплине приучайте сразу. Небольшие опоздания, незапланированные перекуры и прочие мелочи могут быстро превратиться в привычку. Такие вещи надо пресекать.
Смертельная ошибка № 9 — раздолбайство
Это можно описать так: делегировал-делегировал, да переделегировал. Можно настолько увлечься распределением полномочий, что перестать работать вообще. К сожалению директор, спихнувший все на заместителей и появляющийся в офисе на часок после обеда, — явление не единичное.
В целом главное здесь — чувствовать грань. С одной стороны, у идеального начальника все работает его непосредственного участия. С другой — нужно всегда держать руку на пульсе: знать, как идут дела, принимать ключевые решения, планировать основные направления развития.
Еще важно принимать участие в неформальной жизни команды. Не отстраняйтесь от новогодних корпоративов и выездов на природу, посещайте выступления вашей спортивной команды, если она есть. Словом, не игнорьте движуху вне офиса.
Смертельная ошибка № 10 — неумение планировать время
Вечно ничего не успеваете, опаздываете на важные деловые встречи, остаетесь после работы что-то доделывать? Это явные признаки провала в тайм-менеджменте. Последствия могут быть ужасными, и это не шутка:
- вы будете срывать важные сделки и упускать выгодные контракты;
- потеряете доверие партнеров. Слово бизнесмена должно быть твердым, как пармезан. Простите, как камень. С тем, кто обещал перезвонить и не сделал этого, работать не будут;
- сотрудники будут брать с вас пример. Если босс все время опаздывает, не успевает позвонить, забывает о поручениях — коллектив быстро скопируют такое поведение. Помните, что работники во многом берут пример с руководителя.
Поэтому научитесь планировать свое время. Если у вас нет прирожденной пунктуальности — придется учиться. Успокоим: планирование — это вопрос привычки. Сначала будет даваться нелегко, а потом все пойдет как по маслу.
Выбирайте любой способ: модные приложения-органайзеры, бумажный ежедневник, напоминалки на телефоне — и вперед. Главное, составляйте план на некоторое время вперед и строго придерживайтесь его.
Если вы нашли у себя хотя бы одну такую ошибку — это повод задуматься. Но не переживайте — такое встречается практически у всех. Теперь вы знаете, что нужно делать. Предупрежден — значит вооружен! Удачи в бизнесе!
Возможно вам также будет интересно:
Статья 15 тк рф
|
Архив статей 2023 Март
|