Обязанность вести реестр собственников помещений в доме – лицензионное требование к работе управляющих организаций. Также законодательство обязывает УО по запросу инициаторов общих собраний передавать им такой реестр. На примере судебного дела рассказываем, может ли УО отказать в выдаче реестра и требовать подтверждения факта подготовки ОСС.
Собственник помещения в доме обратился в УО за реестром собственников для проведения ОСС
В управляющую организацию с просьбой предоставить реестр собственников для проведения внеочередного собрания собственников обратился член Совета МКД. Поскольку УО не провела годовое ОСС, а собственник был недоволен тем, как организация выполняет условия договора управления, он решил выступить инициатором общего собрания.
В повестку дня инициатор включил вопросы по выбору новой УО и установлению более низкого размера платы за содержание жилого помещения в доме, о чём он письменно сообщил в управляющую организацию, приложив запрос на реестр собственников.
Но УО отказала инициатору. Член Совета МКД ещё несколько раз обращался за реестром, но каждый раз получал отказ, поэтому подал иск в суд с требованием принудить управляющую организацию передать инициатору ОСС реестр собственников. Истец указал на незаконность действий УО и попросил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Управляющие организации обязали вести реестр собственников
УО отказала собственнику из-за отсутствия доказательств созыва общего собрания
Управляющая организация в суде повторила причины своего отказа выдать реестр собственников истцу: к заявлению инициатор собрания не приложил документы, которые бы подтверждали факт, что по инициативе истца на момент направления запроса созывается ОСС.
Список таких документов, по мнению УО, предусмотрен ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ: уведомление о проведении собрания с обязательным указанием даты, времени, повестки дня, а также документы, подтверждающие факт уведомления всех собственников о проведении собрания.
Компания настаивала на том, что по смыслу ст. 45 ЖК РФ намерение провести ОСС не может считаться основанием для обязательного предоставления УО в адрес заявителя реестра собственников. Это бы нарушило нормы № 152-ФЗ о работе с персональными данными собственников.
О новом лицензионном требовании – ведении реестра собственников
Суд первой инстанции предложил истцу доказать УО факт созыва собрания
Суд первой инстанции, принимая решения по делу, опирался на толковании норм ст. 45 ЖК РФ. В соответствии с ч.ч. 1, 2 указанной статьи, собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание. При этом собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников.
Для получения реестра собственников инициаторы собрания могут письменно, в том числе через ГИС ЖКХ, обратиться в УО, правление ТСЖ, ЖК/ЖСК, которые должны предоставить актуальную версию документа в течение пяти дней с момента получения запроса.
При этом суд сделал вывод, что по буквальному толкованию п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ УО/ТСЖ обязана предоставить реестр только инициатору ОСС и только в том случае, если он представит доказательства созыва собрания. Это предотвратит злоупотребление правом получать реестр со стороны собственников, потому что теоретически каждый из них может обращаться в УО/ТСЖ за реестром ежедневно.
Следовательно, УО имела право отказать истцу в выдаче реестра, поскольку последний не представил доказательств созыва в доме ОСС. Требования управляющей организации доказать факт подготовки собрания суд посчитал законными и отклонил иск. Судья предложил члену Совета МКД повторно обратиться в управляющую организацию, направив вместе с заявлением на реестр собственников документы, подтверждающие созыв общего собрания (решение Первомайского районного суда Омска от 19.06.2018 по делу № 2-1647/2018).
Как оформить реестр собственников помещений в МКД в 2018 году
Апелляционный суд потребовал от УО предоставить истцу реестр собственников без всяких условий
Собственник не стал повторно писать запрос в УО, а подал апелляционную жалобу в областной суд, настаивая на том, что ЖК РФ не содержит норм, позволяющих управляющей организации требовать от инициатора общего собрания доказательств деятельности по созыву и организации собрания.
Отказ УО нарушает его права как потребителя и нормы законодательства, что должно трактоваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ – отказ в предоставлении информации.
Апелляционный суд, рассматривая обстоятельства дела, исходил из того, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, введённой в начале 2018 года № 485-ФЗ, УО, ТСЖ, кооператив обязаны вести реестры собственников, а также по запросу инициаторов ОСС – предоставлять документ в течение пяти дней с момента поступления такого запроса. Инициировать собрание может любой из собственников помещений в доме.
При этом, как отметил судья, согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого документа инициаторам в целях созыва и организации ОСС не требуется. Подобные действия УО не расцениваются, как нарушение № 152-ФЗ и правил обработки ПДн.
В соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, каждый собственник в доме должен быть лично уведомлён о проведении общего собрания, если иное не было установлено на предыдущих ОСС. Ни УО, ни истец не представили суду доказательств, что собственники принимали иной порядок уведомления о проведении ОСС.
Следовательно, чтобы исполнить требования ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, инициатору собрания необходим реестр собственников помещений. В его отсутствие, в том числе из-за отказа УО предоставить документ, инициатор ОСС не имеет возможности уведомить собственников. Поэтому требование УО о предоставлении документов, подтверждающих факт созыва им общего собрания, неправомерно.
Судья согласился с доводом истца о том, что нормы ЖК РФ не предусматривают каких-либо ограничений для собственников в отношении обращений в УО с запросом о предоставлении реестра в целях проведения ОСС.
В обращении, направленном в УО, инициатору собрания достаточно указать цель запроса, при этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются по умолчанию и не подразумевают злоупотребления правами (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
Суд отменил решение первой инстанции, обязав УО предоставить истцу реестр собственников, а также оплатить компенсацию морального вреда 3 000 рублей и штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 1 500 рублей (апелляционное определение Омского областного суда от 20.09.2018 по делу № 33-5731/2018).
За отказ УО предоставить реестр инициатору – штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ
Управляющие организации в соответствии с требованиями ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ обязаны вести реестр собственников и предоставлять его по письменному запросу инициаторов общих собраний собственников помещений в доме.
При этом, как следует из приведённого выше судебного определения, делать это необходимо без требования, чтобы обратившийся за реестром собственник предоставил доказательства, что он готовит ОСС. Добросовестность инициатора собрания подразумевается по смыслу п. 5 ст. 10 ГК РФ.
Предоставление реестра собственников по запросу инициатора – лицензионное требование к деятельности УО. Поэтому за отказ управляющую организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наложение штрафа на юридических лиц от 250 000 до 300 000 рублей.
Извините, произошла ошибка.
Попробуйте позже.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с указанной нормой закона, реестр собственников помещений в многоквартирном доме, предоставляется для организации проведения общего собрания лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, и управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) не вправе отказать в предоставлении данного реестра.
Предоставление реестра собственников помещений в доме – обязанность УК
14 декабря 2020
Наиболее распространенная проблема, с которой сталкиваются инициативные граждане при желании провести общее собрание в своем доме, это получение актуального реестра всех фактических собственников помещений. Отсутствие достоверных сведений нередко становится причиной признания общих собраний неправомочными, допуска к голосованию жильцов, не являющихся собственниками помещений в доме, и, в конечном счете, приводит к объявлению решений, принятых на общем собрании, недействительными.
Реестр собственников жилья является важнейшим документом, позволяющим определить наличие кворума и количество голосов, отданных за или против вынесенного на общее собрание вопроса.
В нем в рамках действующего законодательства содержится информация, идентифицирующая каждого владельца жилого и нежилого помещения в доме:
- Фамилия, имя, отчество (если собственник – физическое лицо);
- Полное наименование и основной государственный регистрационный номер (если собственник – юридическое лицо);
- Номер помещения в многоквартирном доме;
- Сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений.
Законодатель закрепил прямую обязанность управляющей организации вести достоверный реестр собственников помещений в доме и предоставлять его инициатору общего собрания по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней с момента получения такого запроса. При этом, согласие остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения собрания не требуется.
Непредоставление реестра собственников инициатору общего собрания является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к деятельности управляющих организаций, и влечет за собой принятие мер административного воздействия.
Мосжилинспекция заставила управляющую организацию актуализировать реестр собственников помещений
В Мосжилинспекцию обратилась жительница дома 10 в Грузинском переулке с жалобой на ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанности по ведению реестра собственников помещений.
Как сообщила заявительница, по ее письменному запросу управляющая организация предоставила неактуальный реестр собственников помещений в указанном доме.
В ходе внеплановой документарной проверки факты, изложенные в обращении, подтвердились. Мосжилинспекция установила, что информация о регистрации сделок с недвижимостью длительный период не актуализировалась, представленный в Инспекцию реестр содержал недостоверные сведения о количестве и площади помещений в доме.
Мосжилинспекция обязала управляющую организацию актуализировать необходимые сведения. За нарушение лицензионных требований управляющая организация и ее руководитель были привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В настоящее время предписание надзорного органа исполнено в полном объеме.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр.
Согласно пп.д(1)) п.26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).
На этот опрос отвечает автор канала «Старший по дому». Из статьи 45 ЖК РФ мы знаем, что реестр собственников – это сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Если кратко, то это таблица, в которой указаны Ф.И.О. собственников или наименование организаций с их ОГРН, номера помещений, доля в собственности. Всё. Контактов собственников в реестре собственников нет. Других данных в соответствии с законом реестр собственников содержать не обязан, но для удобства в него также могут быть включены площади помещений, номера прав собственности и даты их регистрации. Все эти данные можно взять из выписок на помещения из Росреестра.
В первую очередь, реестр собственников нужен для проведения общего собрания собственников (ОСС). Но это не единственный способ его применения на благо дома.
Любые вопросы, возникающие в сообществе дома, которые жители пытаются решить с привлечением Совета дома, проще решать, если Совету дома достоверно известно, кто является собственников того или иного помещения в МКД.
Также есть такое понятие, как массовые собственники. Это лица, которые владеют несколькими квартирами или нежилыми помещениями в одном жилом доме. Часто эти массовые собственники являются аффилированными управляющей компании и застройщику лицами.
Если вы располагаете реестром собственников, вы можете узнать структуру собственности в МКД, чтобы понять расклад сил на предстоящем ОСС. Конечно, на ОСС такие собственники будут голосовать так, как скажет руководство УК. Например, в нашем доме после составления реестра собственников я построил диаграмму, которая иллюстрирует структуру собственности в доме.
Жилищный кодекс обязывает управляющие организации вести реестр собственников (Ст. 45, ч. 3.1), и при поступлении письменного запроса от любого собственника в УК она обязана в течение пяти дней этот реестр предоставить. Но, как показывает практика, УК не заинтересованы в том, чтобы Советы домов располагали таким серьёзным рычагом воздействия на них, как реестр собственников. Поэтому УК обычно при поступлении им таких запросов предоставляют собственникам неполный или неактуальный реестр, по которому невозможно провести ОСС. При этом органы ГЖН в данной ситуации обычно не предпринимают никаких мер дисциплинарного воздействия на УК и, как правило, в ответ на жалобы собственников о том, что УК не предоставляет полный и актуальный реестр собственников, отправляют собственников в суд.
Если вы оказались в такой же ситуации, советую вам воспользоваться очень полезным инструментом – ФГИС ЕГРН (Федеральная Государственная Информационная Система ведения Единого Государственного Реестра недвижимости). Сервис предоставляется на официальном сайте Росреестра, доступ в личный кабинет которого можно осуществить через ЕСИА (Госуслуги).
Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО
«Объединение Советов многоквартирных домов»
(РЦОК НП «ЖКХ Контроль»)