КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ
(УРОК № 1РОДНОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Чупина Т.И. «Ильинской СОШ» филиал МБОУ «Кучукская СОШ»
Шелаболихинского района Алтайского края
ЦЕЛИ:
1.
2.
ПОЗНАКОМИТЬ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕКСТА-
ОПИСАНИЯ
ОТРАБАТЫВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕКСТОВ ОПИСАНИЯ
(
Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат
утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари, висят в застывшем воздухе. На цветочных лепестках, на листьях деревьев, на стеблях травы блестят
171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Объясните почему.
хрустальные капли росы. Тёплые лучи солнца ласково гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.
2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите, что каждую группу предложений объединяет своя тема.
ОПИСАНИЕ
Описание – текст, в котором
изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п.
К тексту – описанию можно поставить вопрос к а к о й?
Описание
Изображение предметов, людей,
животных, явлений
природы
Какой?
Мир в покое.
Можно
изобразить на одном
фото, рисунке.
Содержание текста
Вопрос
Приметы
Человек и природа. Природа — наш дом.
Природа нуждается в защите. Друзья природы.
172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или
главная мысль отражена в каждом из них.
Берегите лес!
Как сберечь зелёные насаждения.
Быть другом природы — великое счастье! Охрана природы.
Зелёный патруль. Посадите дерево!
173. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его, выбрав название из
ряда предложенных в упражнении 172.
Зелёный патруль — это общественная форма организации охраны растительного мира.
Зелёные патрули создаются в школах,
оздоровительных лагерях, высших учебных заведениях, чтобы бороться с нарушителями законов об охране природы, принимать
активное участие в озеленении городов и посёлков, распространять знания о значении природы в жизни людей.
2) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные
территории? 3) Насколько важной является деятельность
зелёного патруля?
Смысловая часть текста
— завершённая часть
Лингвистические заметки
(единица) текста, предложения в которой объединены общей темой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.
Микротема — это часть общей темы текста. Тема текста может объединять две микротемы и более, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную
законченность.
Ключевые слова — это слова и словосочетания, которые помогают понять тему и идею текста.
Лингвистические заметки
Композиция текста — это его строение,
взаимное расположение частей. Обычно текст включает следующие композиционные
части:
- вступление, в котором определена или намечена тема;
- основную часть, в которой тема получает своё развитие;
- заключение, в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или
явлений с целью пояснить один с помощью другого.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном
значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, т.е.
скрытое сравнение.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство,
заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.
- Козёл был чёрный с белыми пятнами. Одного глаза на белой
- Жил-был у бабушки серенький козлик…
половине морды у него не было, а глаз на чёрной половине был открыт и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный,
убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.
1. Однажды всей дружной компанией одноклассники
181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
отправились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью
деревья и травы. 3. Это только считается, что все люди любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а кто- то с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на
подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком. 5. В прошлую субботу моя собачка Бублик
чуть не потерялась. 6. Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной.
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она
ОПИСАНИЕ СНЕЖИНКИ
была похожа
блестящую на
на пушинку, солнце. В стороны
расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина
была словно
крошечная
шестиконечная звёздочка.
(Из сочинения ученицы)
Описание даёт возможность представить
предмет, человека, животное, природу,
местность, помещение. Главными в описаниях
являются признаки, и каждое новое
предложение содержит указание на новые
признаки.
Обычно в таких текстах сначала называется
предмет описания, затем передаётся общее
впечатление от предмета или характеризуется
предмет в целом, а затем описываются детали.
182. 1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича —описание
помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Несмотря на потёртую обивку старомодной мебели и
старенькие вещи, бывшие в кабинете, всё в этой небольшой
комнате имело необыкновенно опрятный и даже
приветливый вид, сияя тою умопомрачающею чистотой,
какая только бывает на военных кораблях. Пол сверкал,
точно зеркало. Дверные ручки, оконные задвижки и медные
кнопки гвоздиков, на которых висели, занимая сплошь всю
стену, фотографии в чёрных простых рамках, — блестели под
лучами редкого петербургского солнца, светившего в течение
целого августовского дня. Занавески на окнах были
ослепительной белизны; фикусы, аралии и пальмочки
вымыты и выхолены.
Одним словом, решительно всё в комнате
свидетельствовало о привычке хозяина к порядку и щепетильной чистоте, и всё, казалось, дышало приветливостью. Даже хорошенькая «Верушка», как звал Максим Иванович маленькую канарейку, и та, заливавшаяся во всё горло, казалась
необыкновенно чистенькой и весёлой, а клетка, которую адмирал собственноручно чистил два раза в день, просторная, белая клетка, усыпанная
песком, содержалась в безукоризненном порядке.
Кабинет напоминал каюту, и в нём даже пахло немного кораблём от острого смолистого запаха мата, лежавшего вместо коврика под ногами адмирала.
Домашнее задание:
описание своей комнаты
Однажды мы пошли в поход. Поход проводился всем классом прямо в лесу. К Субботе все хорошо подготовились и собрали много вещей с собой. В лес мы приехали на автобусе, полянку искали сами. Когда нашли удобное место, все начали разбирать палатки и решать кто с кем будет жить.
В первый же день все наблюдали за жвотными. Встретили зайчиков, кукушек, лисиц и белок. После прогулки, у нас был обед: мы ели то, что запасли на эту неделю. После обеда мы играли в лесу, а потом готовились ко сну. Учителся проверяли, не убежал ли кто-нибудь в глубоки лес? не потерялся ли кто-нибудь? А потом мы спали, и на следузий день мы снова гуляли.
Так прошла наша неделя похода.
Однажды мы с друзьями пошли в поход. Упаковали рюкзаки, положили с собой: ложки, термос, полотенце, спички, одноразовую посуду и палатку.
Когда мы туда приехали, мы пошли пешком. Зашли в тайгу, а там грибов и ягод, хоть
отбавляй! Начали их собирать.
Вечерело. Мы с полными корзинами ягод и грибов искали место для ночлега. Вот, хорошее место. Установили палатку, разложили все ягоды и грибы по посуде, грибы пожарили. Пока грибы жарились мы ели ягоды. Вот и грибы готовы! Сели за ужин, всё съели и легли спать.
Спим и слышим чьи-то шаги. Мы сильно перепугались, один из нас сказал:”А вдруг, это привидение?”. Самый старший из нас вышел на улицу посмотреть что там происходит. Когда он зашел, у него на руках лежал серый, колючий клубок. Это был ёжик! Так мы провили в лесу две недели и поехали домой. Весёлый у нас был поход!
Перед вами сочинение на тему: Что случилось со мной однажды в походе.
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Когда мы с ребятами и Олегом Борисовичем через некоторое время пришли на то же место, там уже никого не было. А рядом журчал родник, который нам предстояло очистить. (254 слова)
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Когда мы с ребятами и Олегом Борисовичем через некоторое время пришли на то же место, там уже никого не было. А рядом журчал родник, который нам предстояло очистить.
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Когда мы с ребятами и Олегом Борисовичем через некоторое время пришли на то же место, там уже никого не было. А рядом журчал родник, который нам предстояло очистить.
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города. Материал с сайта //iEssay.ru
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Когда мы с ребятами и Олегом Борисовичем через некоторое время пришли на то же место, там уже никого не было. А рядом журчал родник, который нам предстояло очистить.
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию.
Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Когда мы с ребятами и Олегом Борисовичем через некоторое время пришли на то же место, там уже никого не было. А рядом журчал родник, который нам предстояло очистить.
Что случилось со мной однажды в походе
Увлекательное это занятие — ходить в поход. Всякий раз происходит что-нибудь интересное, необычное.
Однажды мы, одноклассники, вместе с руководителем туристического кружка Олегом Борисовичем отправились в экологическую экспедицию. Нашей задачей, кроме отдыха и развлечений, было очистить родник рядом с одним из сёл в шестидесяти километрах от нашего города.
Часть пути мы проехали на автобусе, другую — прошли пешком и на окраине деревни устроили небольшой лагерь из нескольких палаток. Назначили дежурных, я оказался среди них. Нужно было принести хвороста, развести костёр, приготовить обед. Я отправился в ближайший лесок за дровами. «Осторожно, там могут быть звери!» — крикнул кто-то вслед. Я не придал значения этим словам. Смело углубился в лес, стал собирать сушняк. И вдруг сбоку я услышал треск, а никто из ребят не шёл следом, это точно. Я испугался, но нашёл в себе мужество посмотреть в ту сторону. В восьми-десяти шагах стоял небольшой кабан, чёрный с серыми полосками, маленькими глазками, вытянутым шевелящимся носом. Мы пристально смотрели друг на друга, оценивая ситуацию. Не знаю, что испытывал зверь, глядя на меня, а я был не в восторге от этой встречи. «А вдруг здесь целая семья, и сейчас из-за дерева выскочит разъярённая мать, чтобы защитить детёныша от двуногого существа?» — пронеслось в моей голове. Как бы то ни было, а нужно покидать это место, и чем быстрее, тем лучше. Я повернулся назад: дорога к отступлению была свободна. Так быстро бегать мне ещё никогда не приходилось.
Долгожданный поход
Я мечтала побывать на море. И вот настал этот долгожданный день. Мы с группой детей и воспитателями пошли в поход, на Татарский пролив.
Собрав рюкзаки и все необходимое, мы отправились знакомиться с природой Советской Гавани. Шли не один час, и на нашем пути встречалось много интересного. Встретился кедр, на вид ему было сто лет, его ствол двое ребят с трудом могли обхватить, такой он был толстый и высокий. Его хвоя была одновременно колючей и мягкой, и источала терпкий запах смолы. Также нам встретилась ель, интересным был тот факт, что, у ее корней, на земле, лежало очень много пустых еловых шишек. Мы с ребятами насчитали тридцать две штуки! Над ними потрудилась труженица белочка, заготовила припасы на зиму. Было очень интересно, почему именно эта ель больше всего заинтересовала белку? Наверное, потому что на ней росли самые вкусные шишки, или ее дом находится на этом дереве. Обсуждая это предположение, мы продолжили свой путь. Спустя полчаса, дорога стала уходить вверх на сопку. Все дружно решили остановиться, устроить привал. Чтобы подняться вверх, потребуется много сил.
Перекусив, я легла отдохнуть, перевернувшись на спину свой взгляд, устремила вверх. Небо было голубым, голубым, кругом ни облачка. А какой воздух чистый и свежий. Как же приятно вот так полежать на лоне природы, подальше от городской суеты и загазованности.
Все дружно стали взбираться на сопку. Шли друг за другом, по тропинке. На нашем пути встретилось большое разнообразие ягод: морошка, брусника, дымника, черника и сикса – она растет во мху. Все ягоды очень вкусные. Мы набрали их в кузовок, чтобы потом полакомиться. Все очень устали и хотели пить, но тут мы услышали знакомый звук, журчание ручья, – это был шестой ключ. Дружной гурьбой бросились к источнику, вода оказалась очень вкусной, освежающей, чистой как слеза. Спустя пять минут мы продолжили нелегкий, но интересный путь. Я с нетерпением ждала, что же ждет нас впереди. Лес, то и дело встречал нас, то белоствольными березками, то темной, непролазной чащей. Но вот остался один рывок, ребята по очереди «вползали» на пику сопки. Моим глазам предстала захватывающая картина, синее бескрайнее море, которое с тихим шелестом омывало берег. А вокруг него нависли скалы, подставляя свою грудь волнам. И такая гордость захлестнула меня за нашу Родину, что у меня открылось второе дыхание. Вся наша веселая компания ринулась вниз на встречу с морем.
Спускаясь вниз, мой нос уловил дурманящий запах багульника, тут и там рос высокий и красивый папоротник. А вот мимо, яркого, с большими плодами, куста шиповника просто пройти не смогли. Насобирали ягоды для чая. Виднелся повсюду боярышник, зверобой. А вот «вороний глаз» нам показался подозрительным, так как мы видели его впервые.
Наконец – то мы прибыли к месту привала. Я тут была впервые, у меня захватило дух. Какая все- таки неописуема красивая природа нашего родного края. Это был необычайно красивый пейзаж.
Все дружно занялись делом: раскладывать вещи, продукты, ставить палатки. Развели костер и начали варить уху. Пока варилась уха, мы с ребятами спустились к морю. С моря дул прохладный ветерок, и я ощутила запах моря. Гуляя по берегу, мы находили различные ракушки, интересной формы и цвета камушки. Весь берег был усыпан галькой и морской капустой – ламинарией, она такая длинная и скользкая. Я зашла в воду, она оказалась очень холодной, не смотря на жаркий день, но зато говорят лечебная.
После вкусного обеда, ребята решили поиграть в бадминтон. В это время маленький бурундук, пробрался к нашему столу, нашел там печенье, схватил его и стремглав убежал. Только и видели мы его полосатую спинку. За время пребывания там, эту хитрую мордочку видели не один раз.
Вечером перед ужином, ребята нашли грот. Который сразу же захотелось исследовать. Но там было темно, и у нас не было фонарика, тогда решили, отложили это исследование на утро.
Поужинав, все устроились у костра, пели песни, рассказывали смешные и страшные истории, анекдоты. Было очень интересно. Мы с ребятами до сих пор вспоминаем этот поход. И ждем – не дождемся лета, чтобы опять туда отправиться.
1.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ текста
2.
171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст?
Объясните почему.
Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы
морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат
утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари,
висят в застывшем воздухе. На цветочных лепестках,
на листьях деревьев, на стеблях травы блестят
хрустальные капли росы. Тёплые лучи солнца ласково
гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.
2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите,
что каждую группу предложений объединяет своя тема.
3.
ОПИСАНИЕ
Описание – текст, в котором
изображаются предметы, люди,
животные, природа и т.п.
К тексту – описанию можно
поставить вопрос к а к о й?
4.
Описание
Содержание
текста
Изображение
предметов,
людей,
животных,
явлений
природы
Вопрос
Приметы
Мир в
покое.
Какой?
Можно
изобразить
на одном
фото,
рисунке.
5.
172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или
главная мысль отражена в каждом из них.
Человек и природа.
Природа — наш дом.
Природа нуждается в защите.
Друзья природы.
Берегите лес!
Как сберечь зелёные насаждения.
Быть другом природы — великое счастье!
Охрана природы.
Зелёный патруль.
Посадите дерево!
6.
173. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его, выбрав название из
ряда предложенных в упражнении 172.
Зелёный патруль — это общественная форма
организации охраны растительного мира.
Зелёные патрули создаются в школах,
оздоровительных лагерях, высших учебных
заведениях, чтобы бороться с нарушителями
законов об охране природы, принимать
активное участие в озеленении городов и
посёлков, распространять знания о значении
природы в жизни людей.
2) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные
территории? 3) Насколько важной является деятельность
зелёного патруля?
7.
Лингвистические заметки
Смысловая часть текста — завершённая часть
(единица) текста, предложения в которой
объединены общей темой (микротемой) и
связаны грамматически и по смыслу.
Микротема — это часть общей темы текста.
Тема текста может объединять две микротемы и
более, чтобы раскрыть тему, выразить главную
мысль и придать тексту относительную
законченность.
Ключевые слова — это слова и словосочетания,
которые помогают понять тему и идею текста.
8.
Лингвистические заметки
Композиция текста — это его строение,
взаимное расположение частей. Обычно текст
включает следующие композиционные
части:
1)вступление, в котором определена или
намечена тема;
2)основную часть, в которой тема
получает своё развитие;
3)заключение, в котором автор подводит
итоги: делает выводы, даёт свои оценки.
9.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или
явлений с целью пояснить один с помощью другого.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном
значении на основе сходства в каком-либо
отношении двух предметов или явлений, т.е.
скрытое сравнение.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство,
заключающееся в приписывании неодушевленным
предметам признаков и свойств живых существ.
10.
Деревья
окружены
сияющим,
белым снегом, ели повесили громадные
тяжёлые лапы, берёзы склонились и
некоторые
даже
согнулись
макушками до самой земли и стали
кружевными арками.
11.
181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи
могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
1. Однажды всей дружной компанией одноклассники
отправились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля
заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью
деревья и травы. 3. Это только считается, что все люди
любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а ктото с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на
подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым
цветком. 5. В прошлую субботу моя собачка Бублик
чуть не потерялась. 6. Поездка в зимние каникулы с
классом в музей оказалась очень интересной.
12.
ОПИСАНИЕ СНЕЖИНКИ
Какая чудесная снежинка села на
мою ладонь! Крупная, мохнатая, она
была
похожа
на
пушинку,
блестящую на солнце. В стороны
расходилось шесть равных лучиков,
похожих на еловые лапки, а середина
была
словно
крошечная
шестиконечная звёздочка.
(Из сочинения ученицы)
13.
Описание даёт возможность представить
предмет, человека, животное, природу,
местность, помещение. Главными в описаниях
являются признаки, и каждое новое
предложение содержит указание на новые
признаки.
Обычно в таких текстах сначала называется
предмет описания, затем передаётся общее
впечатление от предмета или характеризуется
предмет в целом, а затем описываются детали.
14.
182. 1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича —описание
помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и
заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в
целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Несмотря на потёртую обивку старомодной мебели и
старенькие вещи, бывшие в кабинете, всё в этой небольшой
комнате имело необыкновенно опрятный и даже
приветливый вид, сияя тою умопомрачающею чистотой,
какая только бывает на военных кораблях. Пол сверкал,
точно зеркало. Дверные ручки, оконные задвижки и медные
кнопки гвоздиков, на которых висели, занимая сплошь всю
стену, фотографии в чёрных простых рамках, — блестели под
лучами редкого петербургского солнца, светившего в течение
целого августовского дня. Занавески на окнах были
ослепительной белизны; фикусы, аралии и пальмочки
вымыты и выхолены.
15.
Одним словом, решительно всё в комнате
свидетельствовало о привычке хозяина к порядку и
щепетильной чистоте, и всё, казалось, дышало
приветливостью. Даже хорошенькая «Верушка»,
как звал Максим Иванович маленькую канарейку,
и та, заливавшаяся во всё горло, казалась
необыкновенно чистенькой и весёлой, а клетка,
которую адмирал собственноручно чистил два раза
в день, просторная, белая клетка, усыпанная
песком, содержалась в безукоризненном порядке.
Кабинет напоминал каюту, и в нём даже пахло
немного кораблём от острого смолистого запаха
мата, лежавшего вместо коврика под ногами
адмирала.
16.
Домашнее задание:
описание своей комнаты
👉 Ответы к странице 139. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Первая часть ответа на предыдущей странице 138
2) Определите тип речи каждого фрагмента. Если затрудняетесь, задайте следующие вопросы: «Почему кота Лукьяна можно назвать интеллектуалом?», «Что произошло в тот день, когда авторитет кота упал в глазах его хозяйки?»
Ответ:
Первый фрагмент по типу речи — рассуждение, потому что отвечает на вопрос «Почему?».
Второй фрагмент по типу речи — повествование, потому что отвечает на вопрос «Что произошло?».
Задание 181
1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
Ответ:
1. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
2. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
3. Рассуждение, так как отвечает на вопрос «Почему?».
4. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».
5. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
6. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».
7. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».
8. Описание, так как отвечает на вопрос «Какого?».
2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.
Ответ:
Я использовал тип речи — рассуждение, когда выполнял задание 1 этого упражнения, потому что отвечал на вопрос «Почему?».
3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).
Ответ:
В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. Мы пошли гулять в лес, и я отпустил его с поводка, чтобы он вдоволь набегался. Гуляя по лесу, я упустил его из виду. Я начал волноваться за его жизнь, и сразу позвал его: «Бублик, Бублик, ко мне!». Он не отзывался несколько минут. Я уже отчаялся, как вдруг, из кустов выбегает Бублик. Я так обрадовался, сказал ему, чтобы больше не убегал так далеко, и мы пошли домой.
Задание 182
1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича — описание помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Ответ:
Назначение вступления — передать основную тему рассказа — описать общую обстановку в кабинете. Во вступлении говорится, что кабинет напоминает каюту корабль по своей чистоте и порядку, что сразу указывает на то, что его владелец — служил на корабле.
В основной части автор уже выделяет значимые детали: ручки мебели, ее запах и состояние, мат на полу и т.д.
Назначение заключительной части — подвести итоги — рассказать о том, что хозяином кабинета действительно является адмирал, и именно поэтому интерьер кабинета напоминает каюту корабля.
Продолжение на следующей странице 140
Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему. 1 Однажды всей дружной компанией одноклассники отправились в настоящее путешествие. 2 В леса и поля заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью деревья и травы. 3 Это только считается, что все люди любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а кто-то с нетерпением ждёт зимы. 4 В моей комнате на подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком. 5 Я долгое время не мог понять принцип работы кондиционера, но мой друг легко сумел мне объяснить. 6 В субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. 7 Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной. 8 В корне слова «подберёзовик» есть орфограмма. 2
Показать ответы
- Главная
- /
- Русский язык
- /
- ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ (5-7 ПРЕ…
Русский язык, 21.04.2020 13:00, Rytdg
Всего ответов: 3
Посмотреть ответы
Другие вопросы по: Русский язык
Придумать предложение со словом свежий — с толкованием недавно приготовленный, полученный, еще не успевший испортиться….
.(:подберите к наречиям синонимы с приставкой не-.запишите слова парами. тотчас, кратко, грубо, скучно. различно, внезапно, беспрерывно, легкомысленно, враждебно. для справки:немед…
Составьте по одному предложению с междометиями: караул! шабаш! батюшки! брысь! ату!…
Сочинение на тему » роль имён существительных в речи»…
Морфологический разбор глаголов: наблюдал, идёшь, развешана….
Темы : дни недели рассказывают о себе (о том, почему так называются вторник, четверг и пятница)….
Знаешь правильный ответ?
ПРОДОЛЖИТЕ ТЕКСТ (5-7 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) Однажды всей дружной компанией одноклассников отправились в насто…
Популярные вопросы
.(Плот связан из 10 сосновых бревен. обьем каждого бревна равен 1,6м в кубе. можно ли на этом плоту переправить груз массой 10т7)….
Вусеченном конусе диагональ осевого сечения равна 10,радиусы оснований 2 и 4.найдите высоту конуса чертёж…
Твір про процес праці в художньому стилі на будь яку тему заздалегідь дякую! бажано на листок…
Скакими из ниже веществ реагирует оксид кальция? напишите уравнения реакции a): li2o b)cu c)hno3 d)mgo…
При продаже компьютера в его цену включают налог на добавленную стоимость, который составляет 8 %. покупатель приобрел компьютер по цене 23003 рубля. какова собственная стоимость к…
Написать словосочетание к словам-и определить род, падеж, число-с вежливым, серебряный, старый, старинный, красивого, верный…
Найди неизвестные стороны и периметры прямоугольника.. длина ширина площадь периметр ? см 7см 84см в квадр ? см 16см ? мм 80мм в квадр ? мм 35м ? м 700м в квадр ? м ? м 20м 500м в…
3примера нарушения прав потребителя…
Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (аn), если а1 = -15 и d = 3…
Написать сочинение по картине ф. а. васильев. «мокрый луг»…
Больше вопросов по предмету: Русский язык
Случайные вопросы
- Главная
- /
- Русский язык
- /
- Прочитайте вступления тек…
Русский язык, 30.04.2020 12:45, Anechka6665
Всего ответов: 1
Посмотреть ответы
Другие вопросы по: Русский язык
Какой из этих шуточных лозунгов устроен не так как другие? а)норы зверью б) болота комарью в) гнёзда совью г) сыр воронью д) дорогу дурачью. когда неодобрительно говорят о похожих…
А)глаголы которые могут употребляться с постфиксом-ся; б)глаголы, которые без постфикса -ся не употребляются. стучаться, белеться, бояться, улыбаться, держаться, смеяться, цеплять…
Морфологический разбор слова «тонкие» разбор по буквам слова «друзья» + ,нн)ого, ,нн)ого, перечувствова(н, нн)ого…
Слова с непроверяемыми гласными в корне слова. если можно то ещё бы, слова с чередующимися корнями ( -бер- бир- ; дер- дир ; стрел — стрил ; мер — мир; и т. д. ) штуки 3 хотябы…
Запиши, правельно сочетая форму глагола с личными местоимениями. : в безударной позиции в окончании глагола хотеть пишется е. класть — т. д. хотеть — т. д….
Нало разобрать предложения по членам..: земледелие возникло более десяти тысяч лет назад. клинообразные значки- это особое письмо двуречья, клинопись. разновидностью жертвоприноше…
Знаешь правильный ответ?
Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? (описан…
Популярные вопросы
Брусок массой 10 кг под действием силы 20 н двигается по горизонтальной поверхности с ускорением 1.5 мс2. какая сила трения между бруском и поверхностью?…
.(Прямокутний аркуш паперу завдовжки 56см і завширшки 48см потрібно розрізати без відходів на найменшу кількість рівних квадратів. скільки квадратів одержимо? (просьба расписать !…
Из 7 монет одна фальшивая. она тяжелее остальных. как за не более двух взвешиваний на чашечных весах без гирь можно найти фальшивую монету….
Просклонать по падежам предложение, знание, участие, явление….
Перевод в оригинальном стиле. it is cold. a chill wind blows from the bosphorus. we had come on our trip in late march, expecting sunshine and mild heat, and found hail-storms. whe…
Выведите все точные квадраты натуральных чисел, не превосходящие данного числа n. формат входных данных задано единственное число n. формат выходных данных необходимо вывести все т…
Раннеспелость томата «причуда» доминирует над позднеспелым томатом «великан». скрестили растения раннеспелого сорта с позднеспелым. какие по генотипу и фенотипу гибриды будут получ…
Записаны подряд семь цифр 4 9 2 1 5 0 8 зачеркни 4 цифры так. чтобы оставшееся трехзначное число было наибольшим и наименьшим…
В12.00 из города выехал мотоциклист со скоростью 36,4 км/ч, а в 15.00 вслед за ним выехал второй мотоциклист со скоростью 37,2 км/ч. какое расстояние будет между мотоциклистами в 1…
Выбрав удобный порядок действий, вычислить: а) 4/7*(-9,27)-4/7*(-2,27) ; б) 3/8*(-7/16)*(-2 целых 2/3)*(-1 целая 1/7)….
Больше вопросов по предмету: Русский язык
Случайные вопросы