Однажды всей дружной компанией одноклассники отправились в настоящее путешествие тип речи

👉 Ответы к странице 139. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Первая часть ответа на предыдущей странице 138

 

 

 

2) Определите тип речи каждого фрагмента. Если затрудняетесь, задайте следующие вопросы: «Почему кота Лукьяна можно назвать интеллектуалом?», «Что произошло в тот день, когда авторитет кота упал в глазах его хозяйки?»


Ответ:

Первый фрагмент по типу речи — рассуждение, потому что отвечает на вопрос «Почему?».

Второй фрагмент по типу речи — повествование, потому что отвечает на вопрос «Что произошло?».

Задание 181

1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.


Ответ:

1. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».

2. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».

3. Рассуждение, так как отвечает на вопрос «Почему?».

4. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».

5. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».

6. Повествование, так как отвечает на вопрос «Что случилось?».

7. Описание, так как отвечает на вопрос «Какой?».

8. Описание, так как отвечает на вопрос «Какого?».

 

2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.


Ответ:

Я использовал тип речи — рассуждение, когда выполнял задание 1 этого упражнения, потому что отвечал на вопрос «Почему?».

 

3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).


Ответ:

В прошлую субботу моя собачка Бублик чуть не потерялась. Мы пошли гулять в лес, и я отпустил его с поводка, чтобы он вдоволь набегался. Гуляя по лесу, я упустил его из виду. Я начал волноваться за его жизнь, и сразу позвал его: «Бублик, Бублик, ко мне!». Он не отзывался несколько минут. Я уже отчаялся, как вдруг, из кустов выбегает Бублик. Я так обрадовался, сказал ему, чтобы больше не убегал так далеко, и мы пошли домой.

Задание 182

1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича — описание помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.


Ответ:

Назначение вступления — передать основную тему рассказа — описать общую обстановку в кабинете. Во вступлении говорится, что кабинет напоминает каюту корабль по своей чистоте и порядку, что сразу указывает на то, что его владелец — служил на корабле.

В основной части автор уже выделяет значимые детали: ручки мебели, ее запах и состояние, мат на полу и т.д.

Назначение заключительной части — подвести итоги — рассказать о том, что хозяином кабинета действительно является адмирал, и именно поэтому интерьер кабинета напоминает каюту корабля.

 

Продолжение на следующей странице 140

КОМПОЗИЦИОННЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ

(УРОК № 1РОДНОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель начальных классов

Чупина Т.И. «Ильинской СОШ» филиал МБОУ «Кучукская СОШ»

Шелаболихинского района Алтайского края

ЦЕЛИ:

1.

2.

ПОЗНАКОМИТЬ С КОМПОЗИЦИОННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕКСТА-

ОПИСАНИЯ

ОТРАБАТЫВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕКСТОВ ОПИСАНИЯ

(

Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат
утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари, висят в застывшем воздухе. На цветочных лепестках, на листьях деревьев, на стеблях травы блестят

171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Объясните почему.

хрустальные капли росы. Тёплые лучи солнца ласково гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.

2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите, что каждую группу предложений объединяет своя тема.

ОПИСАНИЕ

Описание – текст, в котором

изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п.

К тексту – описанию можно поставить вопрос к а к о й?

Описание

Изображение предметов, людей,

животных, явлений

природы

Какой?

Мир в покое.
Можно
изобразить на одном
фото, рисунке.

Содержание текста

Вопрос

Приметы

Человек и природа. Природа — наш дом.
Природа нуждается в защите. Друзья природы.

172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или

главная мысль отражена в каждом из них.

Берегите лес!

Как сберечь зелёные насаждения.

Быть другом природы — великое счастье! Охрана природы.

Зелёный патруль. Посадите дерево!

173. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его, выбрав название из

ряда предложенных в упражнении 172.

Зелёный патруль — это общественная форма организации охраны растительного мира.

Зелёные патрули создаются в школах,

оздоровительных лагерях, высших учебных заведениях, чтобы бороться с нарушителями законов об охране природы, принимать

активное участие в озеленении городов и посёлков, распространять знания о значении природы в жизни людей.

2) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные

территории? 3) Насколько важной является деятельность

зелёного патруля?

Смысловая часть текста

— завершённая часть

Лингвистические заметки

(единица) текста, предложения в которой объединены общей темой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.

Микротема — это часть общей темы текста. Тема текста может объединять две микротемы и более, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную

законченность.

Ключевые слова — это слова и словосочетания, которые помогают понять тему и идею текста.

Лингвистические заметки
Композиция текста — это его строение,

взаимное расположение частей. Обычно текст включает следующие композиционные

части:

  • вступление, в котором определена или намечена тема;
  • основную часть, в которой тема получает своё развитие;
  • заключение, в котором автор подводит итоги: делает выводы, даёт свои оценки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению

образность и эмоциональность.

СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или

явлений с целью пояснить один с помощью другого.

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном

значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, т.е.

скрытое сравнение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство,

заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

  • Козёл был чёрный с белыми пятнами. Одного глаза на белой
  • половине морды у него не было, а глаз на чёрной половине был открыт и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный,

    убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.

  • Жил-был у бабушки серенький козлик…

1. Однажды всей дружной компанией одноклассники

181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.

отправились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью
деревья и травы. 3. Это только считается, что все люди любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а кто- то с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на
подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым цветком. 5. В прошлую субботу моя собачка Бублик
чуть не потерялась. 6. Поездка в зимние каникулы с классом в музей оказалась очень интересной.
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она

ОПИСАНИЕ СНЕЖИНКИ

была похожа

блестящую на

на пушинку, солнце. В стороны

расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина

была словно

крошечная

шестиконечная звёздочка.

(Из сочинения ученицы)

Описание даёт возможность представить

предмет, человека, животное, природу,

местность, помещение. Главными в описаниях

являются признаки, и каждое новое

предложение содержит указание на новые

признаки.

Обычно в таких текстах сначала называется

предмет описания, затем передаётся общее

впечатление от предмета или характеризуется

предмет в целом, а затем описываются детали.

182. 1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича —описание

помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.

Несмотря на потёртую обивку старомодной мебели и

старенькие вещи, бывшие в кабинете, всё в этой небольшой

комнате имело необыкновенно опрятный и даже

приветливый вид, сияя тою умопомрачающею чистотой,

какая только бывает на военных кораблях. Пол сверкал,

точно зеркало. Дверные ручки, оконные задвижки и медные

кнопки гвоздиков, на которых висели, занимая сплошь всю

стену, фотографии в чёрных простых рамках, — блестели под

лучами редкого петербургского солнца, светившего в течение

целого августовского дня. Занавески на окнах были

ослепительной белизны; фикусы, аралии и пальмочки

вымыты и выхолены.

Одним словом, решительно всё в комнате

свидетельствовало о привычке хозяина к порядку и щепетильной чистоте, и всё, казалось, дышало приветливостью. Даже хорошенькая «Верушка», как звал Максим Иванович маленькую канарейку, и та, заливавшаяся во всё горло, казалась

необыкновенно чистенькой и весёлой, а клетка, которую адмирал собственноручно чистил два раза в день, просторная, белая клетка, усыпанная

песком, содержалась в безукоризненном порядке.

Кабинет напоминал каюту, и в нём даже пахло немного кораблём от острого смолистого запаха мата, лежавшего вместо коврика под ногами адмирала.

Домашнее задание:
описание своей комнаты

  • Главная
  • /
  • Русский язык
  • /
  • 60 баллов! 3 класс Прочит…


Русский язык
, 21.04.2020 10:23, Ariana20199

Всего ответов: 2

Показать ответы

Другие вопросы по: Русский язык

Геометрия

Втреугольнике авс отрезок ад является биссектрисой. вычислите длины отрезков вд и дс, если ав = 14 см, вс = 20 см, ас = 21см….

Опубликовано: 27.02.2019 08:50

Ответов: 3

Математика

.(Вася прочитал 24% страниц книги, а потом еще 7/15 страниц книги. после этого ему осталось прочитать 44 страницы. сколько страниц в книге?)….

Опубликовано: 27.02.2019 18:50

Ответов: 1

Алгебра

1)сравните числа — 0,52 и 17/32 ( это дробь) 2) расположите в порядке возрастания — 3/4 и 37/500 и 0,7 3) расположите в порядке убывания 1/3 и 0,3 и 0,33 и 4/11…

Опубликовано: 28.02.2019 11:30

Ответов: 2

Математика

Стороны основания прямоугольного параллелепипеда равны 24см и 10 см, а его диагональ образует с плоскостью основания угоа в 45 градусов. найдите боковое ребро параллелепипеда…

Опубликовано: 28.02.2019 12:50

Ответов: 1

Математика

Шесть одинаковых по длительности сеансов радиосязи продолжались 1 час 12 минут. какова длительность одного сеанса….

Опубликовано: 01.03.2019 00:00

Ответов: 3

Математика

Площадь прямоугольника равна 63,45м квадратных, а длинна-13,5м найдите площадь квадрата если его периметр равен периметру прямоугольника…

Опубликовано: 01.03.2019 21:20

Ответов: 2

Знаешь правильный ответ?

60 баллов! 3 класс Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вс…

Популярные вопросы

Математика

.(Втрамвае ехало в 3 раза больше женщин, чем мужчин. когда на остановке вышли двое мужчин и семь женщин, а вошли четверо мужчин и одна женщина, пассажиров стало 36.сколько женщин б…

Опубликовано: 28.02.2019 07:20

Ответов: 3

Обществознание

Выберите правельный ответ: 1)первые государства образовались: а) 30 тысюлет назад б)5 тысяч лет назад в)тысячу лет назад…

Опубликовано: 28.02.2019 22:40

Ответов: 2

Математика

Какие двузначные числа можно записать, используя только цифры 0 и 1?…

Опубликовано: 28.02.2019 22:50

Ответов: 3

Химия

Вичислить количество и массу вещества и число молекул для 2.24 литра карбон оксида со2…

Опубликовано: 28.02.2019 23:40

Ответов: 1

Алгебра

Преобразуйте многочлены в стандартный вид: -7х(во 2 степени) +х+(х+6х во 2) (12-5р во2) +(р во2 + 2р во2 — р+15)…

Опубликовано: 01.03.2019 03:00

Ответов: 1

Математика

Eсли известно, сколько стоит книга и что блокнот в 7 раз дешевле книги, то как узнать, сколько стоит 1 блокнот? 4 блокнота?…

Опубликовано: 01.03.2019 16:10

Ответов: 2

Математика

Из бочки вылели 7/2 находившегося там керосина. сколько лит. керосина было в бочке, если из неё вылели 84литра?…

Опубликовано: 01.03.2019 19:50

Ответов: 2

Математика

Дана зашифрованная запись abc *cba =692443, где каждая буква заменяет цифру, разные буквы- разные цифры. какая цифра обозначена буквой а…

Опубликовано: 02.03.2019 00:30

Ответов: 2

Геометрия

Вравнобокой трапеции авсd угол а = 75 градусов, диаганали ac и bd пересекаются в точке о, се перпендикулярен аd, се=ае, bo=5. найти боковые стороны данной трапеции….

Опубликовано: 02.03.2019 03:20

Ответов: 3

Физика

Масса тела 500г, найдите силу тяжести m=500г fтяжести — ?…

Опубликовано: 02.03.2019 09:30

Ответов: 2

Больше вопросов по предмету: Русский язык
Случайные вопросы

1.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ текста

2.

171. 1) Прочитайте. Можно ли сказать, что вы прочитали текст?
Объясните почему.
Морозная ночь. Утро. Земля и воздух словно скованы
морозом. Со склонов гор стекает нежный аромат
утренних цветов. Крупные звёзды, как яркие фонари,
висят в застывшем воздухе. На цветочных лепестках,
на листьях деревьев, на стеблях травы блестят
хрустальные капли росы. Тёплые лучи солнца ласково
гладят деревья. Мелкие звёзды усеяли всё небо.
2) На какие группы можно разделить предложения? Докажите,
что каждую группу предложений объединяет своя тема.

3.

ОПИСАНИЕ
Описание – текст, в котором
изображаются предметы, люди,
животные, природа и т.п.
К тексту – описанию можно
поставить вопрос к а к о й?

4.

Описание
Содержание
текста
Изображение
предметов,
людей,
животных,
явлений
природы
Вопрос
Приметы
Мир в
покое.
Какой?
Можно
изобразить
на одном
фото,
рисунке.

5.

172. Прочитайте заголовки текстов и определите, тема или
главная мысль отражена в каждом из них.
Человек и природа.
Природа — наш дом.
Природа нуждается в защите.
Друзья природы.
Берегите лес!
Как сберечь зелёные насаждения.
Быть другом природы — великое счастье!
Охрана природы.
Зелёный патруль.
Посадите дерево!

6.

173. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его, выбрав название из
ряда предложенных в упражнении 172.
Зелёный патруль — это общественная форма
организации охраны растительного мира.
Зелёные патрули создаются в школах,
оздоровительных лагерях, высших учебных
заведениях, чтобы бороться с нарушителями
законов об охране природы, принимать
активное участие в озеленении городов и
посёлков, распространять знания о значении
природы в жизни людей.
2) Каковы обязанности тех, кто патрулирует зелёные
территории? 3) Насколько важной является деятельность
зелёного патруля?

7.

Лингвистические заметки
Смысловая часть текста — завершённая часть
(единица) текста, предложения в которой
объединены общей темой (микротемой) и
связаны грамматически и по смыслу.
Микротема — это часть общей темы текста.
Тема текста может объединять две микротемы и
более, чтобы раскрыть тему, выразить главную
мысль и придать тексту относительную
законченность.
Ключевые слова — это слова и словосочетания,
которые помогают понять тему и идею текста.

8.

Лингвистические заметки
Композиция текста — это его строение,
взаимное расположение частей. Обычно текст
включает следующие композиционные
части:
1)вступление, в котором определена или
намечена тема;
2)основную часть, в которой тема
получает своё развитие;
3)заключение, в котором автор подводит
итоги: делает выводы, даёт свои оценки.

9.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или
явлений с целью пояснить один с помощью другого.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном
значении на основе сходства в каком-либо
отношении двух предметов или явлений, т.е.
скрытое сравнение.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство,
заключающееся в приписывании неодушевленным
предметам признаков и свойств живых существ.

10.

Деревья
окружены
сияющим,
белым снегом, ели повесили громадные
тяжёлые лапы, берёзы склонились и
некоторые
даже
согнулись
макушками до самой земли и стали
кружевными арками.

11.

181. 1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи
могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.
1. Однажды всей дружной компанией одноклассники
отправились в настоящее путешествие. 2. В леса и поля
заглянула Осень и тронула своей волшебной кистью
деревья и травы. 3. Это только считается, что все люди
любят лето. Многим, наоборот, нравится осень, а ктото с нетерпением ждёт зимы. 4. В моей комнате на
подоконнике стоит глиняный горшок с очень красивым
цветком. 5. В прошлую субботу моя собачка Бублик
чуть не потерялась. 6. Поездка в зимние каникулы с
классом в музей оказалась очень интересной.

12.

ОПИСАНИЕ СНЕЖИНКИ
Какая чудесная снежинка села на
мою ладонь! Крупная, мохнатая, она
была
похожа
на
пушинку,
блестящую на солнце. В стороны
расходилось шесть равных лучиков,
похожих на еловые лапки, а середина
была
словно
крошечная
шестиконечная звёздочка.
(Из сочинения ученицы)

13.

Описание даёт возможность представить
предмет, человека, животное, природу,
местность, помещение. Главными в описаниях
являются признаки, и каждое новое
предложение содержит указание на новые
признаки.
Обычно в таких текстах сначала называется
предмет описания, затем передаётся общее
впечатление от предмета или характеризуется
предмет в целом, а затем описываются детали.

14.

182. 1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича —описание
помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и
заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в
целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.
Несмотря на потёртую обивку старомодной мебели и
старенькие вещи, бывшие в кабинете, всё в этой небольшой
комнате имело необыкновенно опрятный и даже
приветливый вид, сияя тою умопомрачающею чистотой,
какая только бывает на военных кораблях. Пол сверкал,
точно зеркало. Дверные ручки, оконные задвижки и медные
кнопки гвоздиков, на которых висели, занимая сплошь всю
стену, фотографии в чёрных простых рамках, — блестели под
лучами редкого петербургского солнца, светившего в течение
целого августовского дня. Занавески на окнах были
ослепительной белизны; фикусы, аралии и пальмочки
вымыты и выхолены.

15.

Одним словом, решительно всё в комнате
свидетельствовало о привычке хозяина к порядку и
щепетильной чистоте, и всё, казалось, дышало
приветливостью. Даже хорошенькая «Верушка»,
как звал Максим Иванович маленькую канарейку,
и та, заливавшаяся во всё горло, казалась
необыкновенно чистенькой и весёлой, а клетка,
которую адмирал собственноручно чистил два раза
в день, просторная, белая клетка, усыпанная
песком, содержалась в безукоризненном порядке.
Кабинет напоминал каюту, и в нём даже пахло
немного кораблём от острого смолистого запаха
мата, лежавшего вместо коврика под ногами
адмирала.

16.

Домашнее задание:
описание своей комнаты



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


Шайхутдинова Е.Д..pptx


Шайхутдинова Е.Д. — ч.2.pptx


Шайхутдинова Е.Д. ч.1.pptx

Выбранный для просмотра документ Шайхутдинова Е.Д..pptx

РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи»подготовлена  учителем  МБОУ...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов

  • Сейчас обучается 74 человека из 32 регионов

  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи»подготовлена  учителем  МБОУ...

    1 слайд

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    5 класс

    Тема урока: « Типы речи»
    подготовлена учителем МБОУ Олонской СОШ
    Шайхутдиновой Еленой Дмитриевной

  • Какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке?-познакомимся , какие типы...

    2 слайд

    Какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке?

    -познакомимся , какие типы речи есть в русском языке;
    -будем учиться определять тип речи в тексте;

  • По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему п...

    3 слайд

    По-разному можно текст создавать:
    Можно красиво все описать,
    Можно проблему поднять, рассуждать,
    Можно и случай какой рассказать.

     Каждый получим с особым лицом.
    В каждом особую прелесть найдем.
    Ну, а поможет речи нам тип,
    Ведь на урок наш он темой проник.

  • Наша задача: 
1. Познакомиться с тремя типами русской речи;
2. Научиться отли...

    4 слайд

    Наша задача:
    1. Познакомиться с тремя типами русской речи;
    2. Научиться отличать их друг от друга;
    3. Применить полученные знания при работе с текстом

  • Какие типы речи различают в русском языке?

В русском языке различают 3 типа...

    5 слайд

    Какие типы речи различают в русском языке?

    В русском языке различают 3 типа речи:
    повествование
    описание
    рассуждение

  • Как определить тип речи?

    6 слайд

    Как определить тип речи?

  • Определите тип текста:     Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко б...

    7 слайд

    Определите тип текста:
    Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
    Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
    «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
    ЭТО ТЕКСТ ( тема, основная мысль, связь предложений)
    Тип ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, т...

    8 слайд

    Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

     ЭТО ТЕКСТ ( тема, основная мысль, связь предложений)
    Тип ОПИСАНИЕ

  • Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, чт...

    9 слайд

    Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
    Вот почему мы все любим Нордика
    ЭТО ТЕКСТ ( тема, основная мысль, связь предложений)
    Тип РАССУЖДЕНИЕ

  • Определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.....

    10 слайд

    Определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

    .

    Текст № 1

    Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
    Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
    На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
    (По Ю. Алешковскому)
    ТИП речи — ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Текст № 2	В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься....

    11 слайд

    Текст № 2
    В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
    Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
    (По И. Соколову-Микитову)

    ТИП речи — ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Текст № 3	Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прек...

    12 слайд

    Текст № 3

    Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …золотым.
      Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
    В детские годы складывается характер человека.
    Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
    (В. Солоухин)
    ТИП речи — РАССУЖДЕНИЕ

  • Итог: Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились? Как м...

    13 слайд

    Итог: Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
    Чему научились? Как мы определяем тип речи?
    Домашнее задание:
    Составить самостоятельно и написать сочинение-миниатюру о своём любимом животном , доказать, какого типа получился текст?
    Замечательно будет, если получится сразу три текста.

Выбранный для просмотра документ Шайхутдинова Е.Д. — ч.2.pptx

РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи» часть 2подготовлена  учите...



Скачать материал

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи» часть 2подготовлена  учите...

    1 слайд

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    5 класс

    Тема урока: « Типы речи»
    часть 2
    подготовлена учителем МБОУ Олонской СОШ
    Шайхутдиновой Еленой Дмитриевной

  • Определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.....

    2 слайд

    Определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

    .

    Текст № 1

    Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
    Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
    На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
    (По Ю. Алешковскому)
    ТИП речи — ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Текст № 2	В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься....

    3 слайд

    Текст № 2
    В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
    Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
    (По И. Соколову-Микитову)

    ТИП речи — ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Текст № 3	Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прек...

    4 слайд

    Текст № 3

    Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …золотым.
      Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
    В детские годы складывается характер человека.
    Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
    (В. Солоухин)
    ТИП речи — РАССУЖДЕНИЕ

  • Итог: Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились? Как м...

    5 слайд

    Итог: Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
    Чему научились? Как мы определяем тип речи?
    Домашнее задание:
    Составить самостоятельно и написать сочинение-миниатюру о своём любимом животном , доказать, какого типа получился текст?
    Замечательно будет, если получится сразу три текста.

Выбранный для просмотра документ Шайхутдинова Е.Д. ч.1.pptx

РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи»часть 1подготовлена  учител...



Скачать материал

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РУССКИЙ ЯЗЫК5 классТема урока:  « Типы речи»часть 1подготовлена  учител...

    1 слайд

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    5 класс

    Тема урока: « Типы речи»
    часть 1
    подготовлена учителем МБОУ Олонской СОШ
    Шайхутдиновой Еленой Дмитриевной

  • Какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке?-познакомимся , какие типы...

    2 слайд

    Какую цель мы поставим для себя сегодня на уроке?

    -познакомимся , какие типы речи есть в русском языке;
    -будем учиться определять тип речи в тексте;

  • По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему п...

    3 слайд

    По-разному можно текст создавать:
    Можно красиво все описать,
    Можно проблему поднять, рассуждать,
    Можно и случай какой рассказать.

     Каждый получим с особым лицом.
    В каждом особую прелесть найдем.
    Ну, а поможет речи нам тип,
    Ведь на урок наш он темой проник.

  • Наша задача: 
1. Познакомиться с тремя типами русской речи;
2. Научиться отли...

    4 слайд

    Наша задача:
    1. Познакомиться с тремя типами русской речи;
    2. Научиться отличать их друг от друга;
    3. Применить полученные знания при работе с текстом

  • Какие типы речи различают в русском языке?

В русском языке различают 3 типа...

    5 слайд

    Какие типы речи различают в русском языке?

    В русском языке различают 3 типа речи:
    повествование
    описание
    рассуждение

  • Как определить тип речи?

    6 слайд

    Как определить тип речи?

  • Определите тип текста:     Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко б...

    7 слайд

    Определите тип текста:
    Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
    Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
    «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
    ЭТО ТЕКСТ ( тема, основная мысль, связь предложений)
    Тип ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, т...

    8 слайд

    Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

     ЭТО ТЕКСТ ( тема, основная мысль, связь предложений)
    Тип ОПИСАНИЕ

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 172 630 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 30.05.2016
  • 4284
  • 9
  • 30.05.2016
  • 539
  • 0
  • 30.05.2016
  • 373
  • 0
  • 30.05.2016
  • 1536
  • 12

Рейтинг:
4 из 5

  • 30.05.2016
  • 7464
  • 8
  • 30.05.2016
  • 718
  • 0
  • 30.05.2016
  • 1089
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тема урока: Типы речи.

Цели урока:

  • обучение анализу текста;
  • формирование умения сопоставлять три типа речи
    (описание, повествование, рассуждение;
  • развитие устной и письменной речи: осмысление
    учащимися своего речевого опыта с точки
    зрения дифференциации
    высказывания;

Оборудование: интерактивная доска,
распечатки рабочих текстов для каждого
учащегося.

ХОД УРОКА

I. Чтение текстов (тексты и вопросы
проецируются на доску, тексты взяты из учебника
для 5 класса под редакцией В.В.Репкина)

1. Живая метель

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он
велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я
потихоньку вышел к реке.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем
над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья
носились в воздухе, опускались, опять взмывали
вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а
плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок
опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и
ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за
беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник.
Взглянув в реку, он сказал6 «Подёнка!» И объяснил,
что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но
купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел
на берегу, наблюдая за живой метелью.

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как
лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна
замирает в полёте, плавно опускается на воду и
плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно
рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек
и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки
нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из
личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на
воду, откладывает яички и погибает. За свою
короткую жизнь бабочка не успевает
проголодаться.

3. Странное имя

Однажды в жаркий день я увидел над рекой
множество крохотных бабочек.
«Подёнка», – сказал знакомый лесник.  «Что за
странное название?» – подумал я и спросил у
своего спутника, не знает ли он, почему так
назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя им дали не случайно.
Подёнка живёт всего один день. Появится из
личинки, покружится над водой, отложит яички – и
погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую
жизнь она не успевает проголодаться.
«Да, точное имя у этой беззаботной крохи», –
подумал я.

II. Работа с текстами

Вопросы, по предшествующим текстам:

1. Одинаковы ли предложенные тексты по
содержанию сообщений?
2. В каком тексте автор повествует об истории
своего знакомства с подёнкой? (Живая метель)
3. В каком тексте содержится описание подёнки?
(Подёнка)
4. В каком тексе излагается рассуждение о
названии бабочки?  (Странное имя)

III. Определение учащимися темы и целей
урока

  1. Судя по началу работы над текстами, по характеру
    текстов, можно определить тему урока?
  2. Для чего, с какой целью вам предложены три
    текста?
  3. Значит, чему  можно научиться на уроке,
    работая с разными текстами, но объединёнными
    общей темой? (определяем цель урока и задачи,
    необходимые для  достижения цели).

IV. Сопоставительный анализ текстов

1. Работа над текстом «Живая метель», в котором повествуется
об истории знакомства с подёнкой:

  • какие эпизоды этой истории выделяет автор?
  • случаен ли порядок этих эпизодов?)
  • можно ли поменять местами части повествования?
  • можно ли содержание этого текста
    сфотографировать на одном снимке или слайде?

Особенности повествования (выводы
на доске и в тетрадях учащихся):

  • говорится в тексте о событиях и действиях (что
    было сначала, потом, затем …и наконец);
  • можно задать вопрос что произошло?;
  • нельзя сфотографировать на один снимок или
    слайд;
  • нельзя поменять части.

Вывод об особенностях каждого текста будут
формулировать учащиеся после обсуждения (все
предложения выносятся на интерактивную
доску,  затем идет обсуждение правильности
ответа и оценивание).

2. Работа с текстом «Подёнка», в котором
содержится описание подёнки:

  • какая из особенностей подёнки описана в каждой
    части?
  • можно ли рассказать об этих особенностях в
    другом порядке? (Можно)
  • придётся ли при этом вносить какие-либо
    изменения в каждую из частей описания? (Нет)
  • можно ли описание подёнки передать на
    одном снимке или слайде? (Да)

Особенности описания (выводы):

  • в каждой части описана какая-то особенность
    предмета, явления;
  • можно задать вопрос какая?;
  • описание можно передать на одном снимке или
    слайде;
  • части можно поменять местами.

3. Работа с текстом «Странное имя», в котором
содержится рассуждение о названии
бабочки:

  • В какой части автор говорит о возникшем у него
    вопросе? (Вступление)
  • В какой части сформулирован ответ на вопрос?  (Во
    вступлении и вопрос, и утвердительный ответ на
    него – тезис)
  • Какая информация содержится в основной части
    текста?  (Доказательство правильности
    утверждения)
  • Что содержится в заключение текста? (Сформулирован
    вывод)
  • Можно ли поменять части рассуждения или
    сфотографировать?  (Невозможно)

Особенности рассуждения (выводы):

  • излагаются причины явлений, событий, названий в
    их взаимосвязи;
  • части невозможно поменять местами;
  • можно поставить вопрос почему?;
  • невозможно сфотографировать на один снимок или
    слайд.

V.  Решение задач для закрепления
изученного на уроке

1. Работа с учебником «Русская речь»:

1.1.Чтение § 16;

1.2. Выполнение упражнения 143

– Сделайте вывод: какой тип речи в этом тексте
является основным? Почему?

2. Выполнение упражнения №144

–  Какой тип речи в этом тексте является
основным?

3. Выполнение упражнения № 145, № 150

–  Докажите что это – рассуждение.

Вывод: Тексты одного типа речи
встречаются крайне редко. Как правило, в тексте
можно выделить все типы речи. Необходимо
определить какой тип речи в тексте является
основным.

VI. Моделирование макета текстов разных
типов речи
(модели предлагают учащиеся на
интерактивной доске, текст – «конфета» взято у
Н.А.Шапиро).

Например: 

VII. Домашнее задание по выбору

  • § 16, №146 по учебнику «Русская речь»;
  • § 16, создать текст по выбору (описание,
    рассуждение, повествование) о домашнем животном;
  • § 16, №149 по учебнику «Русская речь».

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии