Охарактеризуйте деятельность м е салтыкова во время его работы в редакции современник

Автор статьи

Юлия Рафикова

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Редактор — это человек, который проверяет и правит текст произведения в соответствии с требованиями жанра, готовит издание к печати.

Начало редакторской деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков является выдающимся русским писателем-реалистом, критиком, автором острых сатирических произведений.

В качестве редактора Салтыков-Щедрин впервые стал работать в «Современнике» в конце 1862 года. Писатель был ближайшим помощником Некрасова. Михаил Евграфович принимал участие в распределении материала, вел переговоры с цензорами, переписывался с авторами. В период с 1863 по 1864 годы он вел хроники «Наша общественная жизнь». В них писатель обсуждал проблемы культурной и общественной жизни России с позиции революционной демократии. В этот период Салтыков-Щедрин опубликовал около тысячи страниц текста в журнале «Современник», завершил работу над циклом «Невинные рассказы», написал первые четыре очерка «Помпадуров и помпадурш». Кроме того, в этот период он сотрудничал с сатирическим отделом журнала «Свисток».

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

В деятельности Салтыкова-Щедрина в качестве редактора отражение нашли его эстетические и политические взгляды. Писатель пропагандирует материалистическую эстетику, разработанную В. Г. Белинским и развитую Чернышевским и Добролюбовым, а также пропагандирует революционно-демократическую программу.

Издание «Современника» в 1866 году было запрещено. В 1867 году Некрасов заключил договор с А. А. Краевским, издателем «Отечественных записок», и стал фактическим редактором и издателем этого журнала. Редакторскую деятельность в журнале стали осуществлять совместно с Некрасовым и ближайшие его сотрудники по «Современнику» — Г. В. Елисеев и М. Е. Салтыков-Щедрин. Некрасов осуществлял общее руководство изданием, Салтыков-Щедрин заведовал беллетристическим отделом, Елисеев возглавлял публицистический. Салтыков-Щедрин и Некрасов вывели журнал на новый уровень. «Отечественные записки» стал лучшим после «Современника». литературно-общественным журналом второй половины 19 века. В работе журнала принимали участие крупнейшие русские писатели, среди которых: Г. Успенский, А. Островский, В. Слепцов, В. Гаршин, А. Левитов, Д. Мамин-Сибиряк.

«М.Е.Салтыков-Щедрин как редактор» 👇

Салтыков-Щедрин позиционировал журнал как орган, формирующий и руководящий общественным мнением. Такое руководство общественным мнением редакторами-издателями рассматривалось как основная задача всех журнальных изданий. Редактор, решая ее, выдвигал определенные требования к подбору авторов, отбору произведений для публикации, выбору проблем и тем, поднимаемых в журнале. Салтыков-Щедрин разделял мнение, что «литература и пропаганда — это одно и то же».

Салтыков-Щедрин на посту редактора «Отечественных записок»

В конце 1876 года Некрасов серьезно заболел, и Салтыков-Щедрин возглавил редакцию журнала один. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин продолжал руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление здесь выражалось яснее, чем в публицистическом.

Особое место в редакторской деятельности писателя занимали организационные аспекты.

Выбор литературных произведений для «Отечественных записок» основывался в первую очередь на идейной основе произведения. Свой выбор редакция останавливала на произведениях, которые:

  • Были направлены против остатков крепостничества;
  • Раскрывали сложное положение народа;
  • Имели демократическое направление.

Замечание 1

В журнале публиковались сочинения, которые отвечали требованиям художественности, но все-таки на первом месте в принципах их отбора был критерий демократичности.

Как отмечал Барыкин, Салтыков-Щедрин как редактор, нетерпимо относился к несоответствию между общими направлениями журнала и линией предлагаемых к публикации произведений. Поэтому он при отборе материала строго придерживался требований, чтобы в произведении проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы труды, помещаемые в журнале, не противоречили друг другу.

Замечание 2

К языку произведений Салтыков-Щедрин предъявлял особую требовательность.

Интересно отношение редактора к начинающим авторам. Он внимательно читал их творения, затем назначал личную встречу для беседы, вносил правки, если видел, что произведение недостаточно отточено, но в целом соответствует требованиям журнала. «Школу Щедрина» прошли многие талантливые писатели, среди них – Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк.

Салтыков-Щедрин, как и Белинский, большую роль отводил библиографическому отделу. В нем печатались разные формы рецензий – пародии, статьи, фельетоны, в целом отражавшие общее демократическое направление «Отечественных записок».

В историю теории редактирования Салтыков-Щедрин вошел как редактор, который много работает над текстами авторов, иногда существенно изменяя отдельные фрагменты произведения. Для молодых писателей это была школа литературного мастерства. Л. Ф. Тоскин в своей статье «М. Е. Салтыков-Щедрин» приводит несколько примеров довольно активного вмешательства редактора в авторские тексты.

В сущности, работу Салтыков-Щедрина над произведениями начинающих писателей нельзя назвать редактированием в современном смысле. Работа Салтыкова-Щедрина – это передача писательского опыта начинающим авторам. В переписке писателя с авторами и редакторами содержатся основные принципы оценки Салтыковым-Щедриным литературных произведений, большая часть которых была реализована им в журнале «Отечественные записки». М. Е. Мордовченко в своей статье, посвященной Салтыкову-Щедрину, дает подробный анализ правки редакторов двух очерков Г. Успенского. Салтыков-Щедрин к этим очеркам, как и ко всем другим литературным произведениям, подходи с позиции революционной демократии и в первую очередь обращал свое внимание именно на идейную сторону произведений — об этом свидетельствуют правки, вносимые редактором.

Работа Салтыкова-Щедрина над произведениями начинающих авторов свидетельствует о его стремлении как можно более широко их представить на страницах журнала «Отечественные записки».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК Печать

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК

Щедрин в Салтыков выходит в отставку и задумывает основать передовой журнал, одним из главных сотрудников которого должен был стать Чернышевский. Правительство, как огня боявшееся свободного слова, не разрешило издания журнала, задача которого заключалась в том, чтобы «иметь постоянно в виду народ и его потребности».

В том же году арестован был Чернышевский и на восемь месяцев закрыты «Современник» и «Русское слово». Когда издание «Современника» возобновилось, Щедрин вошёл в редакцию опального журнала. За два года работы в журнале (1863-1864) Щедрин напечатал в нём большое количество рассказов, очерков, статей и рецензий, вёл ожесточённую полемику с либеральной и реакционной печатью, оттачивая оружие сатирической литературы, непревзойдённым мастером которой ему суждено было стать. «Жить для него — значило писать или что-нибудь делать для литературы».

После трёхлетнего перерыва в журнальной деятельности Щедрин вместе с Некрасовым с 1868 г. стал во главе «Отечественных записок». «Отечественные записки», руководимые Некрасовым и Щедриным, остались верными великим традициям «Современника». Журналу Щедрин отдал все свои силы, знания и талант: он правил рукописи начинающих автороз, вёл переписку с иногородними сотрудниками, объяснялся с цензурным комитетом, сам много писал. Именно в эти годы (1868-1884) были созданы им такие замечательные произведения, как «История одного города», «Благонамеренные речи», «Господа Го-ловлёвы», большинство «Сказок», «Господа ташкентцы» и многие другие. «Отечественные записки»-лучший, самый передовой журнал эпохи — сгруппировали вокруг себя плеяду замечательных писателей. Сам Щедрин писал: «Это был единственный журнал, имевший физиономию журнала, насколько это в По-шехонье возможно… Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом».

В условиях постоянных цензурных притеснений «Отечественные записки» всё-таки умели говорить читателю опасную для правительства правду. Роль Щедрина в журнале была огромна. Суровый и беспощадный со всеми либеральными краснобаями, он необыкновенно внимательно и заботливо помогал творческому росту близких ему по духу молодых писателей. Всё передовое и прогрессивное, что было в тогдашней России, считало «Отечественные записки» своим органом. Студенты Дерптского университета писали сатирику: «Ваш голос разделил всё мало-мальски мысляшее на две резко различающиеся половины, и под Ваше великое честное знамя стало всё молодое, горячее и искренне ищущее правды и света».

Писатель-борец, исключительно к беззаветно преданный литературе, Щедрин был примером для своих товарищей по журналу. Некрасов писал: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно, а теперь оно жестоко; Салтыков нёс его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли». Значение боевой журнальной деятельности Щедрина прекрасно понимали и его политические враги. «Отечественные записки»,- писала реакционная газета «Гражданин»,- это не что иное, как Щедрин».

Правительство принимало все меры к тому, чтобы парализовать «вредное направление» журнала; сочинения Щедрина и других сотрудников журнала урезывались и запрещались цензурой.

Издание «вредного» журнала несколько раз приостанавливалось, но, несмотря ни на что, связь между писателем-гражданином и его печатным органом и «другом-читателем» всё более и более крепла.

В апреле 1884 г. журнал, которому Щедрин отдал шестнадцать лет жизни, был закрыт навсегда. «Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб»,- писалось в одной из прокламаций о закрытии «Отечественных записок».

← ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

  ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САЛТЫКОВА — ЩЕДРИНА →

Еще по данной теме::

  •  
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА
    Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них п…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
    Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ
    Типичными фигурами для эпохи…

  • СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ
     
    Тупые и жестокие царские администр…

  •  
    НАРОД И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ
    Большая группа сказок посвяшена теме: народ и господствующие кла…

  • Рождение М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин) родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова.

  • Несколько стихотворений Салтыкова-Щедрина было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом

  • Другие стихотворения Салтыкова-Щедрина, написанные им ещё в лицее, были напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах.

  • Библиографические заметки в «Отечественных записках»

    Литература занимала Салтыкова-Щедрина гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках»), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

  • Начало работы в «Современнике»

    С 1860 года Салтыков-Щедрин печатается почти исключительно в «Современнике». Он ведет в «Современнике» публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», разоблачая деятельность вчерашних консерваторов и крепостников, вскрывая мелочный характер совершающегося обновления. Он пишет литературно-критические статьи и рецензии, отстаивая принципы реализма и высокой гражданственности в литературе. Он выступает с полемическими заметками по ряду злободневных вопросов современной жизни.

  • Салтыков-Щедрин ведет в «Современнике» публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», разоблачая деятельность вчерашних консерваторов и крепостников, вскрывая мелочный характер совершающегося обновления. Он пишет литературно-критические статьи и рецензии, отстаивая принципы реализма и высокой гражданственности в литературе. Он выступает с полемическими заметками по ряду злободневных вопросов современной жизни.

  • Уход из «Современника»

    Несправедливые, оскорбительные нападки со стороны ряда печатных органов, внутриредакционные расхождения с некоторыми из сотрудников «Современника», постоянные цензурные придирки, а нередко и запрещение того или иного рассказа — все это заставило Салтыкова-Щедрина осенью 1864 года уйти из «Современника» и на какое-то время прервать свою литературную деятельность.

  • Начало работы в «Отечественных записках»

    Но уже в 1868 году, окончательно порвав с государственной службой, Салтыков-Щедрин возобновляет свою работу в журнале — теперь он приходит работать в «Отечественные записки», возглавляемые его давним соратником Некрасовым. С этим журналом неразрывно связана вся дальнейшая жизнь Салтыкова-Щедрина. Все эти годы он был одним из самых активных руководителей журнала, а с 1878 года, после смерти Некрасова, стал его редактором.

  • Как только «Отечественные записки» перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Михаил Салтыков стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884 года, М. Е. Салтыков работал исключительно для них.

  • В этот период написано большинство самых крупных и знаменитых произведений. Среди них цикл сатирических рассказов под названием «Помпадуры и помпадурши» (1863-1873), сатирический роман-хроника «История одного города» (1871), знаменитый роман «Господа Головлевы» (1880 год). Одновременно с этим романом Салтыков-Щедрин создает сатирические циклы: «В среде умеренности и аккуратности», «Убежище Монрепо», «Круглый год» и другие произведения.

  • Руководитель «Отечественных записок»

    После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

  • Уход из «Отечественных записок»

    В апреле 1884 года журнал «Отечественные записки» был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

  • После запрета «Отечественных записок» Михаил Салтыков-Щедрин помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» — уже после его смерти, в 1890 году.

  • Смерть М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Здоровье Михаила Евграфовича, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»… Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён на Волковском кладбище.

суббота, 30 января 2016

0.Общая характеристика
Начало 60-х годов XIX века в истории России обозначено как время освобождения крестьянства от крепостной зависимости, время активизации в общественном движении нового класса — разночинцев, время подъема национального самосознания.
В 60-е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов, которые определили характер развития книгоиздания.
Во-первых, несколько ослабела цензура. В 1865 году был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на редактора и издателя, которые должны были предугадывать возможные замечания цензора.
Во-вторых, революционное движение общественной мысли сосредотачивается на двух задачах: подготовка революции и просвещение народа
в-третьих, в издательском потоке используются самые разнообразные типы и виды изданий, учитывающие интересы практически всех слоев населения. Кроме того, существует как легальная, так и нелегальная печать. Это обстоятельство влияет на критерии отбора произведений. Для легальных изданий отбор осуществляется с учетом цензуры, для нелегальных — исходя из задач революционной борьбы, задач пропаганды революционных идей.

Редакторская школа этого времени ориентирована на серьезную, общественно значимую литературу, а также на выпуск просветительских изданий для народа. В подготовке крупных изданий принимали участие многие сотрудники типографии, редакторы, переводчики, корректоры, иллюстраторы.
Постепенно формировалась сеть издательств и редакций, определялись функции, задачи, обязанности редактора, работающего в издательстве или журнале. Окончательно выделяется профессия редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качество изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оценку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими позициями.
Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором, происходит становление редакционно-издательского процесса. Редактор становится основным организатором издания, определяет главные аспекты работы над произведением, формирования справочного аппарата иллюстрирования.

1. Щедрин и Современник
Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием «Современника» и его издателей, редакторов. Крестьянский вопрос постепенно занимает основное место в журнале. Отбор материалов осуществляется таким образом, чтобы в совокупности они показывали общее направление издания. Можно сказать что опыт «Современника» данного периода показывает, за счет чего может редакция формировать общий облик издания.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в «Современнике» с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой. Активно участвует в подготовке журнала и вскоре становится его ведущим публицистом, постоянным автором материалов хроники «Наша общественная жизнь» — ежемесячных обозрений общественной и культурной жизни России. За два года Салтыков-Щедрин опубликовал в «Современнике» тысячу страниц журнального текста.
В редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную Белинским, а затем развитую Чернышевским и Добролюбовым.
Обратим внимание на то, что Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность — руководить общественным мнением — рассматривалась редакторами-издателями того времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение Щедрина, что «литература и пропаганда — это одно и то же».
В 1866 году издание «Современника» было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по «Современнику» — М.Е. Салтыков-Щедрин, он заведовал беллетристическим отделом, Г.В. Елисеев публицистическим.
Некрасов и Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после «Современника» русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.
С конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию «Отечественных записок» один, так как Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин продолжает руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление там было выражено яснее, чем в публицистическом.

2. Щедрин-редактор
Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты. Основой отбора произведений литературы в «Отечественных записках» было идейное содержание произведения. Редакция останавливала свой выбор на произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности.
Щедрин, как редактор, нетерпимо относился к несоответствиям между общими направлениями журнала и линией произведений, предлагаемых к публикации. Поэтому при отборе материалов Щедрин придерживался того требования, чтобы проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы помещаемые в журнале труды не противоречили друг другу. Так в 1880 году Салтыков-Щедрин отвергает один из лучших романов П.Д. Боборыкина, хотя до этого «Отечественные записки» публиковали его произведения.
Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, который много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные части произведения.
Исследовавший редакторский опыт Салтыкова-Щедрина В.Е. Барыкин пришел к выводу, что «читая чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно, не превращался в литературного правщика, заботящегося только о внешнем лоске произведения. Он оставался общественным деятелем, человеком передового мировоззрения; принимая или отвергая ту или иную рукопись, внося в нее значительную правку, или, наоборот, печатая ее без изменений».
Высокую требовательность предъявлял Щедрин к языку произведений. Он говорил: «Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонанса, чтобы оно было именно то самое, которое следует».
В 1868 г. «Отечественных записках» был напечатан роман Ф.М. Решетникова «Где лучше?». Рукопись с правкой не сохранилась, отмечает К.М. Накорякова, но письма Щедрина к Некрасову содержат замечания по рукописи. Первая оценка по-щедрински резка: «Роман Решетникова — такой навоз, который с трудом читать можно. Однако я его выправлю и думаю, что в этом виде можно его печатать». И позже: «..я многое урезал и сократил, но все-таки советовал бы внимательнее прочитать корректуру; вероятно придется еще кой-что исключить». «В романе, — пишет он далее, — такая бездна ненужных и ни с чем не вяжущихся подробностей, что даже ничем объяснить себе нельзя». Однако он тщательно правил текст потому, что «общее впечатление -хорошее, наглядно рисующее безвыходность некоторых отношений». И далее: «Решетников… неумением распорядиться своим материалом… положительно вредит самому себе; но в то же время, он чувствует правду, он пишет правду, и из этой правды до того естественно вытекает трагическая истина русской жизни, что она становится понятною даже и без особенных усилий со стороны автора…»
Характерно отношение Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам: он внимательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вносил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но недостаточно отделано. Многие писатели прошли «школу Щедрина» в «Отечественных записках». Среди них Мамин-Сибиряк, Г. Успенский, Салов.
Салтыков не только внимательно читал все поступающие рукописи, но и своеобразно работал с ними, становясь иногда едва ли не соавтором произведения. Он придумывал новые заглавия. В одной повести он убрал главного героя и вычеркнул целую сюжетную линию, за что получил авторскую благодарность, а читатели даже ничего не заметили. «Соавторство» Салтыкова было не насилием, а практической демонстрацией литературного мастерства, выявлением авторского лица, школой для начинающих авторов (опытные уже завоевали право писать так, как хотели). Проходило время, и читатели с удивлением замечали: те, кто блеснул в «Отечественных записках», часто не могли больше создать ничего интересного.
В статье » М.Е. Салтыков-Щедрин — редактор» Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет: Н.К. Михайловский приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть которого «Чиншевики» Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам. Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентиментальная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин, редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с героем»
Некоторые статьи, принадлежащие начинающим или малоизвестным авторам, Салтыков-Щедрин переделывал, почти что писал заново; затем перечитывал все другие произведения, входящие в книгу журнала, наконец, — статьи постоянных сотрудников. Все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения, просил сотрудников редакции или самих авторов исправить. Материалы журнала были очень разнородны, и если произведение заслуживало внимания, он стремился сохранить там все ценное, был предельно бережен при изменении авторского текста.
Как и Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отделу. Здесь помещались различные формы рецензий — статьи, пародии, фельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демократические направление журнала.

Особенности Щедрина-редактора: забота об идейной стороне издания, принципиальность, уважение к автору, стремление получить его согласие на необходимые исправления.
Работа Щедрина над произведениями начинающих авторов — это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому.

3. Список литературы
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. — М., 1973. — Сб. 26. — С. 49..
Сбитнева А. Литературное редактирование: история, теория, практика. Учебное пособие. Изд-во Флинта-Наука, 2000. 378 с.


@темы:

литературка

М.Е. Салтыков-Щедрин
в качестве редактора впервые начинает
работать в
«Современнике»
с конца 1862 года. Он был ближайшим
помощникомНекрасова,
принимал участие в распределении
материала, вел переписку с авторами,
переговоры с цензурой. В 1863 и 1864 годах
он выступает как автор хроники «Наша
общественная жизнь», в материалах
которой с позиций революционной
демократии обсуждает проблемы общественной
и культурной жизни России. В это время
он опубликовал до тысячи страниц
журнального текста в «Современнике»,
закончил цикл «Невинные рассказы»,
создал первые четыре очерка «Помпадуров
и помпадурш», сотрудничает в сатирическом
отделе журнала «Свисток».

В редакторской
деятельности
Салтыкова-Щедрина
нашли отражение его политические и
эстетические взгляды. Он пропагандирует
революционно-демократическую программу,
отстаивает материалистическую эстетики,
разработаннуюБелинским,
а затем развитуюЧернышевским
иДобролюбовым.

В 1866 году издание
«Современника»
было запрещено. В конце 1867 года Некрасов
заключает договор с издателем журнала«Отечественные
записки»А.А.
Краевским и становится фактическим
издателем и редактором журнала. Совместно
с Некрасовым редактором журнала
становятся его ближайшие сотрудники
по«Современнику»
М.Е.
Салтыков-Щедрин иГ.В.
Елисеев.

Общее руководство
журналом осуществлял
Некрасов,
беллетристическим отделом заведовалСалтыков-Щедрин,
публицистическим —Елисеев.Некрасов
иСалтыков-Щедрин
превратили журнал в лучший после
«Современника» русский
литературно-общественный журнал второй
половины XIX века. К участию в работе
журнала были привлечены крупнейшие
русские писатели: А. Островский, Г.
Успенский, а также известные писатели
своего времени В. Слепцов, А. Левитов,
В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую
работу отличали идейность и принципиальность.
Они сформировали журнал, имеющий
определенное политическое лицо. Об этом
свойстве, как об одном из основных
свойств журнального издания,
Салтыков-Щедрин
писал: «Если журнал не ищет твердых
понятий о том, куда он идет и чего хочет,
если он занимается донашиванием чужих
одежд и догладыванием чужих оглодков,
заслуживает ли он чести называться
органом и руководителем общественного
мнения? Нет, не заслуживает».

Обратим внимание
на то, что
Салтыков-Щедрин
обозначает журнал как орган и руководитель
общественного мнения. Именно эта
возможность — руководить общественным
мнением — рассматривалась
редакторами-издателями того времени
как основная задача журнальных изданий.
Решая ее, редактор выдвигал определенные
требования к отбору произведений,
подбору авторов, выбору тем и проблем,
рассматриваемых в журнале, которые
определяло мнениеЩедрина,
что «литература и пропаганда — это
одно и то же».

С конца 1876 года
Щедрин
возглавляет редакцию«Отечественных
записок» один, так как Некрасов тяжело
заболел. После смерти Некрасова Щедрин
руководит беллетристическим отделом,
и демократическое направление было
выражено в этом отделе яснее, чем в
публицистическом.

Важное место в
редакторской деятельности Щедрина
занимали организационные аспекты.

Н.К.
Михайловский, работавший со Щедриным,
отмечал, что именно
Щедрин
придал журналу «цельность и
определенность физиономии»,
способствовал тому, что «Отечественные
записки» стали журналом, а не просто
сборником «более или менее интересных
или неинтересных статей». Очевидно, цельность журнала, как и
цельность «Современника» приНекрасове,
обеспечивалась стремлением редактора
выдерживать определенную идейную
направленность за счет того, чтобы все
отделы отвечали его общему направлению.
Большинство сотрудников журнала
придерживалось одной общественно-политической
и эстетической линии в своих взглядах
— это были единомышленники.

Основой отбора
произведений литературы в «Отечественных
записках» было идейное содержание
произведения. Редакция останавливала
свой выбор на произведениях, направленных
против остатков крепостничества,
раскрывающих тяжелое положение народа,
имеющих демократическое направление.
Кроме того, в журнале публиковали
сочинения, отвечающие требованиям
художественности, хотя на первом месте,
повторяем, стоял критерий демократичности.
По поводу отбора произведений в журнал
Ф.М.
Достоевский писал: «Тут может быть
лишь один вопрос: настолько ли имя Ваше
ретроградно, что уже, несмотря ни на
что, Вам надо будет непременно отказать?
Они именно держатся такого взгляда, и
прийди хоть сам Мольер, но если он
почему-либо сомнителен, то и его не
примут».

Исследовавший
редакторский опыт
Салтыкова-ЩедринаВ.Е.
Барыкин пришел к выводу, что «читая
чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно,
не превращался в литературного правщика,
заботящегося только о внешнем лоске
произведения. Он оставался общественным
деятелем, человеком передового
мировоззрения; принимая или отвергая
ту или иную рукопись, внося в нее
значительную правку, или, наоборот,
печатая ее без изменений, Щедрин делал
то дело, благодаря которому «Отечественные
записки» заняли такое важное место
в истории русской культуры и общественной
жизни.

Барыкин
отмечает, что прежде всего
Щедрин,
как редактор, нетерпимо относился к
несоответствиям между общими направлениями
журнала и линией произведений, предлагаемых
к публикации. Поэтому при отборе
материалов Щедрин придерживался того
требования, чтобы проявлялось четкое
отношение автора к общественно-политическим
проблемам, и чтобы помещаемые в журнале
труды не противоречили друг другу.

Например, в 1880 году
Салтыков-Щедрин
отвергает один из лучших романовП.Д.
Боборыкина, хотя до этого «Отечественные
записки» публиковали его произведения.
По этому поводуБоборыкин
пишетН.К.
Михайловскому: «Вчера получили письмо
от Михаила Евграфовича, где говорится,
что роман мой идет «совершенно в
разрез» с общим направлением
беллетристики «Отечественных
записок»… и что ему «не хочется
печатать 6 частей вещи, «которой не
сочувствуешь»».

Высокую
требовательность предъявлял
Щедрин
к языку произведений. Он говорил: «Надо
каждое слово рассчитать, чтобы оно не
представляло диссонанса, чтобы оно было
именно то самое, которое следует».

Характерно отношение
Салтыкова-Щедрина
к начинающим авторам: он внимательно
читал их произведения, назначал встречи
для личного разговора, вносил серьезную
правку, если видел, что произведение
может быть напечатано, но недостаточно
отделано. Многие писатели прошли «школу
Щедрина» в«Отечественных
записках». Среди нихМамин-Сибиряк,Г.
Успенский, Салов.

Как и
Белинский,
Щедрин большую роль отводил
библиографическому отделу. Здесь
помещались различные формы рецензий —статьи,пародии,фельетоны,
которые в целом самым активным образом
отражали общее демократические
направление журнала.

Салтыков-Щедрин
вошел в историю теории редактирования
как редактор, который много работает
над текстами авторов, порою в корне
изменяя отдельные части произведения.
По сути, для молодых начинающих писателей
это была своеобразная школа литературного
мастерства. В статье »
М.Е.
Салтыков-Щедрин — редактор»Л.Ф.
Тоскин приводит ряд примеров довольно
активного вмешательства Щедрина в
авторский текст. Он пишет:«Н.К.
Михайловский приводит случай с молодым
талантливым писателем Котелянским,
повесть которого «Чиншевики» Щедрин
не только исправил и сократил, но и
вытравил на всем протяжении повести
одно из действующих лиц, со всеми его
довольно сложными отношениями к другим
оставшимся действующим лицам.А.М.
Скабичевский приводит не менее характерный
пример, как одна сентиментальная
романистка окончила свой роман смертью
героини от чахотки, а Щедрин, редактируя
рукопись, внес изменение и закончил
роман браком героини с героем».

Работу
Щедрина над произведениями начинающих
авторов, в сущности, нельзя рассматривать
как редактирование в том смысле, в каком
мы рассматриваем редакторскую деятельность
в данном конспекте лекций. Работа Щедрина
— это своеобразная передача писательского
опыта одного писателя другому. В
эпистолярном наследии Щедрина — в его
переписке с авторами и редакторами —
содержатся общие принципы оценки
Щедриным произведений литературы,
многие из которых реализованы им в
«Отечественных записках». В статье
М.Е.
Мордовченко«М.Е.
Салтыков-Щедрин — редактор» дан
подробный анализ правки Щедриным двух
очерковГ.И.
Успенского. Правка говорит о том, что Щедрин подходил
к этим очеркам, как и к другим литературным
произведениям, с позиций революционной
демократии и прежде всего обращал
внимание на идейную сторону произведений.

Но работа
Щедрина
над сочинениями молодых начинающих
авторов говорит о том, что Щедрин
стремится как можно более широко
представить их на страницах«Отечественных
записок». Именно здесь начал печататьсяД.Н.
Мамин-Сибиряк, часто публиковалсяВ.М.
Гаршин.

По поводу своей
работы с авторами
Салтыков-Щедрин
писал: «Наиболее талантливые люди
шли в «Отечественные записки», как
в свой дом, несмотря на мою нелюдимость
и отсутствие обворожительных манер.
Мне доверяли, моему такту и смыслу, и
никто не роптал, ежели я изменял и
исправлял…».

Обратим внимание
на слова «талантливые люди шли в
«Отечественные записки», как в свой
дом…».
Щедрин,
очевидно, прекрасно понимал, как важно
иметь вокруг издания талантливый
авторский актив. Ведь одно из важнейших
направлений работы любого издательства
— формирование авторского актива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание:

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин
  2. М.Е.Салтыков-Щедрин — редактор
  3. Анализ правки очерка Г.Успенского «Подгородний мужик»
  4. Заключение
Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.12.2018
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

«Я убежден, что господин Щедрин будет принадлежать к числу колоссальных писателей, чья слава не уменьшается, а, напротив, увеличивается с каждым поколением и веком. Да, господа, оплакивая печальное состояние современной литературы! Если ваши крики были справедливыми, а вся наша современная литература оказалась бесполезной, то не забывайте: в ваше время есть мистер Щедрин, и одного мистера Щедрина достаточно, чтобы считать ваши крики жалкой, позорной слепотой».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — не только замечательный писатель, но и уникальный публицист. На мой взгляд, те, кто считает Щедрина прежде всего писателем-сатириком, поступают неправильно, забывая о его актуальном публицисте. Салтыков-Щедрин остро осознавал проблемы своего возраста, быстро реагировал на них и выражал мысли во многом опережая современников. Его журналистика глубока, она затрагивает многие аспекты общества. «Сатира Салтыкова — это не только разрушение, но и созидание, ибо в ее основе лежит «до боли сердечной» любовь к России, высокий нравственный идеал, воплощение которого неразрывно связано с осуществлением общественных идеалов равенства и справедливости», — пишет Г.С.Лапшина в книге «Страницы минувшего. Отечественная публицистика XIX — нач. XX в.». С этими словами я полностью согласен. Журналистика Салтыкова-Щедрина актуальна и по сей день. Его сатира на бюрократическую жизнь, коррупцию и другие аспекты жизни в России жесткая, но справедливая. Мало кто посмел так открыто и четко выразить свою позицию, более того, неугодную властям. Но Щедрин не боялся, он боролся за справедливость и честность на протяжении всей своей жизни.

Салтыков беспощадно осуждает основы буржуазного и дворянского общества. Он всегда остается объективным. Однако в середине XIX века из-за жесткой цензуры автор не смог полностью разоблачить пороки общества, показать всю несостоятельность российского административного аппарата.

С помощью сказок «для детей зрелого возраста» Салтыков-Щедрин смог донести до современников резкую критику существующего общественного строя.

Конечно, многие писатели и поэты использовали сказку в своих работах. С его помощью писатели высмеивали тот или иной порок человека и всего общества. Но рассказы Щедрина резко индивидуальны и отличаются друг от друга. Во всех аспектах его творчества сатира была главным оружием писателя.

A.M.Скабичевский писал о Щедрин следующим образом: «В конце концов, это один из тех народных и, в то же время, универсальные сатирики, как Рабле, Мольера, Сфивта, Грибоедова и Гоголя, чей смех слышен с грозовыми валками под арки веков. В лице господина Щедрина у нас есть сатирик, который, вероятно, со временем будет поставлен беспристрастными судьями-потомками не только на одном уровне с Гоголем, но и во многих отношениях выше его». И это абсолютно верно. Действительно, нет сомнений в актуальности работ Салтыкова-Щедрина сегодня.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сам Салтыков-Щедрин считал, что пишет не смешные, а страшные вещи. Когда он читал свои произведения перед публикой и слышал смех в аудитории, он был ужасно обижен. Поэтому видеть только смех в произведениях Щедрина — значит пропускать лучшие страницы его творчества.

Журналистская и редакционная деятельность Салтыкова-Щедрина началась в «Современнике», новым этапом его творчества стали «Отечественные записки». Здесь он проработал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 год. Работы Щедрина появлялись почти в каждой книге журнала и во многом определяли характер самой публикации. В этот период писатель публикует большие сатирические рецензии — циклы сочинений, в которых он сочетает в себе умение писателя с талантом публициста. Эта жанровая форма позволила автору быстро реагировать на новости дня, на самые насущные проблемы нашего времени. Несмотря на то, что каждую часть можно считать отдельной работой, тексты были объединены идеологическим и тематическим единством. Это сделало каждый обзор и цикл полной художественной и журналистской работой.

В 1868-1869 годах автор публикует два цикла в «Отечественныч записках»: «Признаки времени» и «Письма о провинции». В 1870-1871 гг. Щедрин дополняет их отдельными главами.

«Письма о провинции» — это цикл, состоящий из 12 писем. Здесь Салтыков-Щедрин как бы подводит итог десятилетия, прошедшего после реформы, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 года? Почему социальный подъем 60-х не принес ожидаемых результатов? В чем причина поражения революционного движения? Эти проблемы, конечно же, были очень острыми и волновали всех граждан России.

«В течение некоторого времени жизнь в провинции менялась. Понемногу в эту жизнь входят новые элементы, которые захватывают большую массу актеров. Формируются рудименты ментальной жизни, и хотя она еще далека от независимости, по крайней мере, нет такого общего праздности, который в буквальном смысле слова раздавил провинциальное общество двенадцать или тринадцать лет назад».

«Письмо первое» посвящено анализу отношений между двумя « партиями » постреформенной провинции. Первая «партия» — это образ «историографов». Это чиновники-администраторы и деятели дворянского самоуправления, проникнутые духом крепостничества. До недавнего времени они играли роль официального и единственного деятеля «письменной истории» России.

Теперь «историографы» вынуждены допускать «пионеров» — либерально настроенных чиновников и руководителей учреждений, созданных в результате реформ: публичный суд, земство и т.д., к «устройству судьбы» России. Однако они не могут предоставить новые принципы вопреки «историографам».

В этом письме чувствуется глубина иронии Щедрина по отношению к таким типам «исторических фигур». Это обусловлено его взглядом на «письменную историю» в целом, как на «призрачную» историю, то есть происходящую без активного участия масс и противоречащую их интересам.

В «Письмах о провинции» Салтыков-Щедрин писал о причине неудачи борьбы с самодержавием. По его мнению, причина кроется в том, что «движение реформаторов», как он условно назвал движение 60-х годов, было слишком разнородным. Тем не менее, основной упор делается на русских либералов с их постоянной готовностью к компромиссу: «Мы думали достичь результата, который был вполне ясным и определенным, но на пути мы думали, что и волки были накормлены, и овцы были безопасно — и что — то совершенно неожиданное».

Хотя крепостное право было законно отменено еще в 1861 году, остатки феодализма, к сожалению, все еще остаются. Щедрин пишет, что крепостное право живет во всем — «в нашем характере, в нашем мышлении, в наших обычаях, в наших действиях. Все, на что мы не смотрим, все выходит из этого и опирается на него».

В «Письме пятом» Салтыков-Щедрин подвел итоги содержания предыдущих писем. Он разъясняет причины, препятствующие «развитию скромных начинаний, которые являются основой русской жизни» крестьянскими, судебными и земскими реформами. Щедрин видит главное препятствие в развитии союза между «историографией» и «отчуждением». По мнению автора, любой полезный общественный вопрос в условиях послереформенной России приспособлен для «личного внутреннего пользования» правящих классов. «Чужеядство» является наследием дореформенной эпохи, и писатель объединяет два вышеупомянутых понятия в единую формулу: «чужеядство-крепостничество».

«Письмо шестое», пожалуй, одно из самых глубоких отражений щедринской бедности крестьянских масс, не только материальных, но и духовных. Здесь он обсуждает, как передовые представители образованных слоев общества должны относиться к простым людям. Историческая концепция «Письма шестого» получила художественную реализацию в гротескном мире «История одного города», над которым в то время уже работал Щедрин. Именно в этом «письме» впервые было изложено глубокое понимание Салтыковым людей с оттенком трагедии, которое затем сформулировал писатель при объяснении идеологической направленности «Истории одного города».

По своей сути история рассказывает о многих исторических деятелях России и о некоторых событиях, описанных в Описи Градоначальников эпохи. Сам Щедрин писал: «Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах». Но помимо явных параллелей в «Сказании о шести градоначальницах», которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти в результате дворцовых переворотов. В повести также присутствует большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других.

В 1872 году Салтыков-Щедрин опубликовал на страницах «Отечественных записок» «Дневник провинциала в Петербурге». Этот цикл посвящен развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической и духовной жизни России. Щедрин создал типичные образы представителей русской буржуазии 70-х и 80-х годов и ее идеологов — либералов. В дальнейшем разоблачение либерализма станет одной из главных тем его работ.

Губернатор — это человек, воспитанный на идеалах 40-х годов. История рассказана от первого лица и показывает либерал в развитии. «Дневник губернатора в Петербурге» раскрывает социальную сущность либерализма как идеологии эксплуататоров. Капиталист, по мнению Щедрина, является хищником. Он осуществляет хищничество на практике, а либерал — это «пенкосниматель». Он оправдывает хищничество и «сочиняет правила на предмет наилучшего производства хищничества». Либеральная комбинаты жадность и политическая трусость. Он боится всего: людей, революции. Он спокоен только тогда, когда в стране царит самодержавие. Либерал сделает все, чтобы набить себе карманы. Но Щедрин не оправдывает людей: он показывает испуганного человека на улице, неспособного встать, чтобы сражаться. Автор осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует реформы царского правительства, в частности судебного. По мнению автора, это было сделано только для того, чтобы адаптировать автократический режим к потребностям капиталистического развития.

В «Круглом годе» Салтыков-Щедрин обсуждает вопрос о государстве. «На сколько веков русское государство живет славный и полностью самостоятельную жизнь, но мы, граждане этого государства, по- прежнему продолжают вести себя так, как будто монгольское иго тяготеет над нами или австриец держит нас в плену».

В «Круглом годе» сатирик борется с молодыми бюрократами-монархистами: «Я боюсь этих оживленных молодых людей, которые ради карьеры готовы отречься от своего отца и матери, которые, так сказать, едва выходят из их колыбели уже трясет указом перса, словно угрожая невидимому врагу: вот я!».

Он также выступает против репрессий правительства, напуганных революционной борьбой народной воли. Писатель защищает честную журналистику и литературу от правительства и от «московских икотов» Каткова и Леонтьева. «Я страстно и исключительно предан литературе, для меня нет образа более привлекательного, более достойного похвалы, более дорогого, чем образ, представленный литературой. Лично я всем обязан литературе, всем лучшим моментам в жизни, всем утешениям и совершенно искренне вижу в этом единственное преимущество, которое я получил в жизни».

В 1880 году, после поездки в Европу, Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественнхы записках» цикл сочинений «За рубежом». Здесь сразу видно, что Щедрин симпатизирует прогрессивной, революционной Франции. Но он также решительно осуждает жадность и жадность французской буржуазии. Он высмеивает героя либеральной французской буржуазии Гамбетты, ее умного защитника, который провозгласил оппортунизм суть всей своей политической деятельности.

Он называет Францию ​​1970-х годов «республикой без республиканцев». Сатирик оценил буржуазную республику как классическую форму буржуазного правления.

Но как бы то ни было, это все же книга о России. Писатель пытается подчеркнуть общность России и Франции. В аллегорической сцене — диалоге «мальчик без штанов» и «мальчик в штанах» — Щедрин поднимает вопрос о природе будущего развития России. Он приходит к выводу, что Россия, как и многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Однако русским людям не хватает буржуазности. Но немецкий «мальчик в штанах» этим все пропитан. Так что русские простые люди смогут победить эксплуатацию и продвинуться по пути революционного развития. Салтыков-Щедрин снова критикует реакционную политику русского царя и дворянства. Он создает сатирический образ триумфальной свиньи, которая пожирает беспомощную камбалу правды, ставшей символом политической реакции 80-х годов, последовавшей вскоре после казни Александра II народной волей.

«Письма к тетеньке» (1881–1882) посвящены образу русского общества в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей сразу после разгрома народнического движения. Щедрин начал свою «переписку» со своей тетей, то есть с русской либеральной интеллигенцией, летом 1881 года, в разгар так называемой «эры народной политики». Либеральная интеллигенция оккупировала во время кризиса самодержавия на рубеже 70-80-х годов. видное место в общественной жизни страны. И сам Щедрин высоко оценил его значение как образованного слоя общества, способного изменить жизнь в России к лучшему. В «Письмах к тетеньке» писатель осуждает буржуазно-аристократическое государство со всеми его институтами. Он пишет, что это оружие угнетения народных масс. Он осуждает либеральную прессу и развивает эту идею в серии статей «В меру умеренности и точности». Прототипом газеты «Что вы собираетесь дальше?», а ее редактором, Молчалиным II, был Суворин, издатель газеты «Новое время». Салтыков-Щедрин рисует «кухню» редакции, показывает нелепость основных жанров буржуазной газеты. Даже название редакции газеты — «О распространении на все населенные пункты империи прав и преимуществ, изложенных в Хартии о предупреждении и пресечении преступлений» — является пародией на содержание и характер ведущих статьи, на сложный, напыщенный, бюрократический язык. В главе «Тряпичкины-очевидцы» Салтыков-Щедрин жалуется на отсутствие честного, правдивого легальной печати в России, которые могли бы служить интересам народа. В образе Тряпичкина были воплощены все коррумпированные журналисты, готовые писать только ради денег и лицемерия. Однако в цикле «Мелочи жизни» писатель также рисует образ демократического журналиста, работающего на благо людей. У него есть свой собственный читатель-друг, который готов помочь журналисту в любой момент. Сам Салтыков-Щедрин был именно таким журналистом-борцом за честные идеи.

Профессия редактора появилась несколько веков назад. Памятники древнерусской литературы XII-XVII веков часто доходят до нас в нескольких разных вариантах. Вы можете отследить, какие правки вносит каждый новый писец в текст, пытаясь улучшить и дополнить работу.

С появлением первых печатных книг в конце XV-го века начали складываться вполне определенные редакционные традиции. Составителю книги теперь приходилось обращать внимание не только на содержание, но и на подбор шрифтов и картинок. Таким образом, книги, изданные первопечатником Иваном Федоровым, отличаются продуманным дизайном.

Сам термин «редактор» был внесен в русские словари в начале XIX в. В «Новом словотолкователе», вышедшем в 1806 г., приводится его значение: «редактор — издатель, уложителъ, составщик чего-либо на письме». Этот новый термин вытеснил старые — «справщик», «спасатель», «переписчик», обозначавшие профессии участников процесса подготовки книги к печати. Термины «издатель» и «редактор» долгое время употреблялись как синонимы. В середине XIX в., когда характер издательской деятельности стали определять законы коммерции, «письменную часть» работы над текстом стали поручать специально нанятому для этого человеку. Была введена отдельная плата за редактирование.

Редакционный опыт XIX века действительно уникален. Газеты, журналы и издательства возглавлялись самыми образованными и талантливыми людьми эпохи. Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.А.Бестужев-Рюмин, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой — это лишь немногие имена, которые остались в истории литературного редактирования XIX века. Именно тогда сложились традиции высокого уровня периодических изданий и бережного отношения к публикуемым произведениям.

М.Е.Салтыков-Щедрин — редактор

40–60-е годы XIX века стали эпохой расцвета журналов. Именно в эти десятилетия журналы заняли прочное место как в литературной, так и в общественной жизни. Одним из наиболее продвинутых изданий того времени был «Современник». Журнал «Современник» был основан в 1836 году А.С.Пушкиным. Первоначально там публиковались стихи, проза, критические, исторические, этнографические и другие материалы. После смерти Пушкина журнал продолжал издаваться в течение 1837 г. группой писателей во главе с П.А.Вяземским, затем П.А.Плетневым (1837-1846). В сентябре 1846 года «Современник» был передан Н.А. Некрасову и И.И.Панаеву. Именно под редакцией Некрасова журнал приобрел наибольшую популярность и стал заметно влиять на общественное мнение.

С конца 1862 г. М.Е.Салтыков-Щедрин начал принимать активное участие в издании журнала. Он стал ведущим публицистом журнала, автором хроники «Наша общественная жизнь» — ежемесячных обзоров общественно-культурной жизни России, центрального отдела «Современника». Кроме того, Салтыков-Щедрин участвовал в создании журнала «Отечественные записки», где возглавлял художественный отдел.

«Как редактор журнала Салтыков резко отличался от всех других редакторов, в том числе и от Некрасова, — писал его соредактор «Отечественные записки» Г.З.Елисеев. Большинство наших редакторов, набирая сотрудников из леса и сосны, так как они говорят, выглядят как плохие кучера, которые не позволяют лошадям бегать спокойно и равномерно, вытащить их из стороны в сторону, как известно, нет ничего хуже, чем такие кучеры, нет ничего хуже, чем такие редакторов. это напрасно время от времени они проводят встречи со своими сотрудниками о том, о чем писать в тот или иной момент, они бесполезно потеют, с утра до вечера сидят за вычиткой, пытаясь ослабить или смягчить ту или иную резкую фразу с учетом некоторых соображений о возможные читатели и т.д. Все это не приводят ни к чему, для возбуждения нервной болезни в сотрудниках, которые в конечном счете заканчивается в их полной деперсонализации исключения».

Другой сотрудник Салтыкова-Щедрина для журнала Н.К.Михайловский отметил в своей работе такое качество, как «правдивое и живое отношение к бизнесу». Благодаря этому Салтыков-Щедрин как редактор создал целостное издание, все материалы которого гармонично подчинены одной общей цели.

По свидетельству коллег Салтыкова-Щедрина, статьи, принадлежащие начинающим или малоизвестным авторам, он часто переделывал, почти писал снова. Не менее тщательно он перечитал статьи постоянных сотрудников и попросил исправить все, что казалось ему ненужным или вызывало сомнения. Иногда он даже менял сюжет работы. «Я помню, как Щедрин гильотировал один слишком затянутый роман Гирса», — писал В.Немирович-Данченко в своих мемуарах. Михаилу Евграфовичу не понравился роман, он попросил автора прикончить его, а он, напротив, пообещал прислать еще две с половиной части. И вдруг в новом номере журнала прочитать описание ужаса грандиозной природной катастрофы, в которой погибли все его актеры. Однако, если произведение действительно заслуживало внимания, Салтьев-Щедрин стремился сохранить в нем все ценное, крайне осторожны при изменении авторского текста.

Несмотря на свою природную резкость и раздражительность, Щедрин привлекал к себе людей своей искренностью и прямотой. Если он обещал прочитать статью в такое-то время, он наверняка ее прочитал. Если ему не понравилась статья, он отвечал автору и всегда объяснял почему. И в результате он сказал бы: «Самые талантливые люди были в «Отечественных записках», в его доме, несмотря на отсутствие у меня неприличных и обаятельных манер. Они доверяли мне, моему такту и здравому смыслу. Никто не ворчал, если бы я изменился и исправлено. В «Отечественных записках» мы слабые вещи, но глупые — случилось».

К сожалению, почти не сохранилось рукописей, по которым можно судить о редакторской деятельности М.Е.Салтыкова-Щедрина. Но одним из уцелевших источников является рукопись части очерков Глеба Успенского «Из деревенского дневника».

Основная проблема общественной жизни в 60-80-х годах XIX в. был крестьянский вопрос. «Отечественные записки» были нужны материалы о селе, в которых автор Г.Успенский, редакция была крайне заинтересована. Однако не все взгляды Успенского были разделены редакцией. Работая над рукописью, Салтыков-Щедрин писал Михайловскому: «Успенский полностью сбился с пути, он придерживается такой философии, что дьявол болен. По крайней мере, вы привели его в чувство. На каждом шагу возникают противоречия, одна мысль бьет другую, и я сижу и приводю эти противоречия в порядок». Философия Успенского, которую Щедрин не принимал, состояла в том, чтобы преувеличивать роль крестьянской общины, в идее сохранения патриархальных обычаев в деревне. Щедрин мало что делал для того, чтобы править текстом, в котором дано реалистическое описание села, и он решительно изменил все места, в которых автор выражал свои взгляды на крестьянскую жизнь.

В рассуждениях Успенского о приходе цивилизации в село Щедрин удалил все, что было написано об общине, оставив только описание бедности крестьян. Закончив редактирование, он пишет Успенскому: «…Я посылаю вам доказательства вашей статьи, которую я только что прочитал. Я искренне прошу вас признать проблемы, которые я сделал. Ваша статья произвела на меня сильное впечатление, и я всерьез начинаю думать, что вы увлечены идеалами Достоевского и Аксакова… Я повторяю: в таком виде, то есть с поставленными вопросами, статья приобретет этнографический характер. смысл и перестать быть предвзятым».

Анализ правки очерка Г.Успенского «Подгородний мужик»

Рассмотрим подробнее правку очерка Г.Успенского «Подгородний мужик». Это произведение было напечатано вместе с двумя другими очерками писателя под общим названием «из деревенского дневника» в сентябрьской книжке «Отечественных записок» в 1880 г.   

Пересмотр Салтыкова-Щедрина состоял прежде всего в сокращении ненужных слов и фраз, которые только загромождали изложение. Редактор внес стилистические исправления, тщательно исправил пунктуацию, разделил громоздкие, очень длинные фразы на несколько и т.д. Например (в квадратных скобках, зачеркнутых редактором): «Что крестьянин чувствовал себя удушливым в этой непрерывной (мастерской) работе и (для блага всех видов владельцев, своих и чужих, которыми он был) холоден в этой узости общинных форм (что было доступно) — это свидетельствует о непрекращающихся попытках основать сообщества, нацеленные ни на одного черного (неблагодарного общественная работа во имя фискальных интересов: но сообщество убеждений (справедливость условий жизни сообщества) справедливость по отношению к человеку в целом, а не только к плательщикам . Или: « (И) эти дылды (эти с букетами и шарами) — наши деревенские, и (легко понять) конечно что именно (дылде) им следовало бы воевать с быком, вместо того, чтобы прыгать с «пукетом» (тогда как). А для девочки самым подходящим делом было бы сидеть дома, расти, учиться (фантазия!) и много-много — отогнать хворостиной свинью, сующую свое рыло куда не следует и т.д. Несложно заметить, что после редакторской правки текст становится гораздо легче для восприятия.

Те отрывки в тексте также были удалены, что могло привести к появлению цензуры. Самые большие редакционные поправки встречаются в тех местах, где речь идет о крестьянском сообществе. Для Салтыкова-Щедрина даже малейшие надежды Успенского на крестьянскую общину как средство спасения деревни от расслоения, от развития в ней капиталистических отношений, от роста «бедности » были совершенно неприемлемы.

Вот наглядный пример такой поправки: «Итак, к чему, к чему привел этот новгородский республиканец, пройдя через поселения в парнях, через бродяжничество и шатаясь среди хозяев, через плуги и укусы, через Одним словом, проколоть и прогнать через душу и землю, пройдя все 26 томов и, наконец, дойдя до кадриль, пинжак и сигарету Питера? Во-первых — из коммунальных форм он не сохранил полностью даже легенды, уже были следы коммунального труда коммунальной экономики, которая, по нашему мнению, является именно тем, для чего коммуна, из чего она состоит. исцеляющая сила и спасение от роста бедности и вообще от несправедливости экономических отношений между людьми. Коммунальное хозяйство — это, во-первых, право всех ртов получать кусок хлеба, как и все души — получать землю для хлеба, во-вторых, это своего рода экономика, в которой право на хлеб основано на том факте, что при коммунальной экономике не будет абсолютно ни калек, ни глухих, ни искалеченных или дряхлых беспомощных стариков, ни одного слона, до последней девочки или мальчик, которого он знает, как прогнать свинью из анбара с хлебом и т.д. с помощью прутьев, — словом, ни одной человеческой души, которая никак не могла бы участвовать в общей гармонии труда, чего бы не было поглощенный этой коммунальной рабочей машиной, которая производит коммунальный хлеб. Мы не пишем программы для организации общественного труда, но мы говорим, что он разделен на треугольники и т.д., Остается основной мирской заботой, но в отношении правильного и справедливого использования коммунальных сил для совместной работы и правильного и справедливого распределения из хлеба, полученного в результате такой работы (мы больше ничего не хотим), похоже, ничего не было сделано в этом отношении. Тем не менее, мы, вероятно, не можем утверждать, но мы можем утверждать следующее). На наших глазах уже 28 крупных представителей третьего имения в 28 ярдах села. Как крестьяне, они, несомненно, получают ровно столько же на общественной земле, насколько это справедливо для них (они наделены словом «как крестьяне» совершенно справедливо), но каким-то образом они овладевают, как правило, покупают украденную древесину у жителей. и у одного из них есть рысак и кабриолет. «Царапина — какой мастер». Но он не хозяин, а крестьянин, иногда обязан, и его земля находится в мирском владении — и все же он правит, а остальные крадут лес для него, другие просто «сражаются» — и земля, повторяем, имеет был перераспределен среди всех — правильно. Несмотря на эту правильность, вы постоянно слышите — «ему и скоту нечего есть!». «А другой, бедный кусок в две копейки (и тот) слаще серебряного рубля!» — очень часто говорит член сообщества.

Из приведенного выше отрывка легко проследить, как Салтыков-Щедрин, оставив практически нетронутым, за исключением незначительных стилистических поправок, описание деревни, решительно удаляет большой кусок текста, в котором автор выражает свои идеи о заслуги крестьянской общины.

В целом, текст Успенского, после исправления Салтыковым-Щедриным, без сомнения выглядит более гармоничным и стилистически грамотным. Многие недостатки (повторяющиеся слова, излишне громоздкие грамматические структуры и т.д.) Были исправлены, а также было удалено много ненужных деталей, которые мешают восприятию текста. Но следует отметить, что основная идея, заложенная в текст Успенского, искажена.

Однако, судя по сохранившимся источникам, Успенский, высоко оценивая литературный талант Щедрина, принял свои редакционные поправки без возражений. «Щедрин — писатель, писатель-фантаст, за которым огромный опыт и огромный труд», — писал Успенский В.А.Гольцеву. — Я знаю его, ценю, уважаю, и знаю еще, что он может мне указать».

Заключение

При рассмотрении правки Салтыковым-Щедриным очерка Г.Успенского «Подгородний мужик» несложно выявить основные принципы работы его как редактора. Салтыков-Щедрин четко видел цели того журнала, в котором он работал, и старался подчинять этим целям все произведения, печатающиеся в номере, чтобы добиться целостности. При редактировании очерка Г.Успенского он безжалостно вычеркивает все места, которые кажутся ему сомнительными, могут вызвать недовольство цензуры и т.п. Редактор заботиться не столько о сохранении индивидуальности того или иного автора, сколько о качестве журнала в целом.

Также нельзя не отметить высокий профессионализм Салтыкова-Щедрина. Он исправляет все стилистические недостатки, делая текст намного более гармоничным, логичным и легким для чтения.

Без сомнения, редакционная деятельность Салтыкова-Щедрина является примером работы образованного и талантливого человека. Хотя отметка, которую он оставил в истории литературного редактирования, менее яркая, чем та, которую он оставил в истории русской литературы, Салтыков-Щедрин как издатель может служить достойным примером для подражания для современных редакторов и журналистов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии