Охарактеризуйте деятельность м е салтыкова во время его работы в редакции современника

Автор статьи

Юлия Рафикова

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Редактор — это человек, который проверяет и правит текст произведения в соответствии с требованиями жанра, готовит издание к печати.

Начало редакторской деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков является выдающимся русским писателем-реалистом, критиком, автором острых сатирических произведений.

В качестве редактора Салтыков-Щедрин впервые стал работать в «Современнике» в конце 1862 года. Писатель был ближайшим помощником Некрасова. Михаил Евграфович принимал участие в распределении материала, вел переговоры с цензорами, переписывался с авторами. В период с 1863 по 1864 годы он вел хроники «Наша общественная жизнь». В них писатель обсуждал проблемы культурной и общественной жизни России с позиции революционной демократии. В этот период Салтыков-Щедрин опубликовал около тысячи страниц текста в журнале «Современник», завершил работу над циклом «Невинные рассказы», написал первые четыре очерка «Помпадуров и помпадурш». Кроме того, в этот период он сотрудничал с сатирическим отделом журнала «Свисток».

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

В деятельности Салтыкова-Щедрина в качестве редактора отражение нашли его эстетические и политические взгляды. Писатель пропагандирует материалистическую эстетику, разработанную В. Г. Белинским и развитую Чернышевским и Добролюбовым, а также пропагандирует революционно-демократическую программу.

Издание «Современника» в 1866 году было запрещено. В 1867 году Некрасов заключил договор с А. А. Краевским, издателем «Отечественных записок», и стал фактическим редактором и издателем этого журнала. Редакторскую деятельность в журнале стали осуществлять совместно с Некрасовым и ближайшие его сотрудники по «Современнику» — Г. В. Елисеев и М. Е. Салтыков-Щедрин. Некрасов осуществлял общее руководство изданием, Салтыков-Щедрин заведовал беллетристическим отделом, Елисеев возглавлял публицистический. Салтыков-Щедрин и Некрасов вывели журнал на новый уровень. «Отечественные записки» стал лучшим после «Современника». литературно-общественным журналом второй половины 19 века. В работе журнала принимали участие крупнейшие русские писатели, среди которых: Г. Успенский, А. Островский, В. Слепцов, В. Гаршин, А. Левитов, Д. Мамин-Сибиряк.

«М.Е.Салтыков-Щедрин как редактор» 👇

Салтыков-Щедрин позиционировал журнал как орган, формирующий и руководящий общественным мнением. Такое руководство общественным мнением редакторами-издателями рассматривалось как основная задача всех журнальных изданий. Редактор, решая ее, выдвигал определенные требования к подбору авторов, отбору произведений для публикации, выбору проблем и тем, поднимаемых в журнале. Салтыков-Щедрин разделял мнение, что «литература и пропаганда — это одно и то же».

Салтыков-Щедрин на посту редактора «Отечественных записок»

В конце 1876 года Некрасов серьезно заболел, и Салтыков-Щедрин возглавил редакцию журнала один. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин продолжал руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление здесь выражалось яснее, чем в публицистическом.

Особое место в редакторской деятельности писателя занимали организационные аспекты.

Выбор литературных произведений для «Отечественных записок» основывался в первую очередь на идейной основе произведения. Свой выбор редакция останавливала на произведениях, которые:

  • Были направлены против остатков крепостничества;
  • Раскрывали сложное положение народа;
  • Имели демократическое направление.

Замечание 1

В журнале публиковались сочинения, которые отвечали требованиям художественности, но все-таки на первом месте в принципах их отбора был критерий демократичности.

Как отмечал Барыкин, Салтыков-Щедрин как редактор, нетерпимо относился к несоответствию между общими направлениями журнала и линией предлагаемых к публикации произведений. Поэтому он при отборе материала строго придерживался требований, чтобы в произведении проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы труды, помещаемые в журнале, не противоречили друг другу.

Замечание 2

К языку произведений Салтыков-Щедрин предъявлял особую требовательность.

Интересно отношение редактора к начинающим авторам. Он внимательно читал их творения, затем назначал личную встречу для беседы, вносил правки, если видел, что произведение недостаточно отточено, но в целом соответствует требованиям журнала. «Школу Щедрина» прошли многие талантливые писатели, среди них – Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк.

Салтыков-Щедрин, как и Белинский, большую роль отводил библиографическому отделу. В нем печатались разные формы рецензий – пародии, статьи, фельетоны, в целом отражавшие общее демократическое направление «Отечественных записок».

В историю теории редактирования Салтыков-Щедрин вошел как редактор, который много работает над текстами авторов, иногда существенно изменяя отдельные фрагменты произведения. Для молодых писателей это была школа литературного мастерства. Л. Ф. Тоскин в своей статье «М. Е. Салтыков-Щедрин» приводит несколько примеров довольно активного вмешательства редактора в авторские тексты.

В сущности, работу Салтыков-Щедрина над произведениями начинающих писателей нельзя назвать редактированием в современном смысле. Работа Салтыкова-Щедрина – это передача писательского опыта начинающим авторам. В переписке писателя с авторами и редакторами содержатся основные принципы оценки Салтыковым-Щедриным литературных произведений, большая часть которых была реализована им в журнале «Отечественные записки». М. Е. Мордовченко в своей статье, посвященной Салтыкову-Щедрину, дает подробный анализ правки редакторов двух очерков Г. Успенского. Салтыков-Щедрин к этим очеркам, как и ко всем другим литературным произведениям, подходи с позиции революционной демократии и в первую очередь обращал свое внимание именно на идейную сторону произведений — об этом свидетельствуют правки, вносимые редактором.

Работа Салтыкова-Щедрина над произведениями начинающих авторов свидетельствует о его стремлении как можно более широко их представить на страницах журнала «Отечественные записки».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК Печать

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК

Щедрин в Салтыков выходит в отставку и задумывает основать передовой журнал, одним из главных сотрудников которого должен был стать Чернышевский. Правительство, как огня боявшееся свободного слова, не разрешило издания журнала, задача которого заключалась в том, чтобы «иметь постоянно в виду народ и его потребности».

В том же году арестован был Чернышевский и на восемь месяцев закрыты «Современник» и «Русское слово». Когда издание «Современника» возобновилось, Щедрин вошёл в редакцию опального журнала. За два года работы в журнале (1863-1864) Щедрин напечатал в нём большое количество рассказов, очерков, статей и рецензий, вёл ожесточённую полемику с либеральной и реакционной печатью, оттачивая оружие сатирической литературы, непревзойдённым мастером которой ему суждено было стать. «Жить для него — значило писать или что-нибудь делать для литературы».

После трёхлетнего перерыва в журнальной деятельности Щедрин вместе с Некрасовым с 1868 г. стал во главе «Отечественных записок». «Отечественные записки», руководимые Некрасовым и Щедриным, остались верными великим традициям «Современника». Журналу Щедрин отдал все свои силы, знания и талант: он правил рукописи начинающих автороз, вёл переписку с иногородними сотрудниками, объяснялся с цензурным комитетом, сам много писал. Именно в эти годы (1868-1884) были созданы им такие замечательные произведения, как «История одного города», «Благонамеренные речи», «Господа Го-ловлёвы», большинство «Сказок», «Господа ташкентцы» и многие другие. «Отечественные записки»-лучший, самый передовой журнал эпохи — сгруппировали вокруг себя плеяду замечательных писателей. Сам Щедрин писал: «Это был единственный журнал, имевший физиономию журнала, насколько это в По-шехонье возможно… Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом».

В условиях постоянных цензурных притеснений «Отечественные записки» всё-таки умели говорить читателю опасную для правительства правду. Роль Щедрина в журнале была огромна. Суровый и беспощадный со всеми либеральными краснобаями, он необыкновенно внимательно и заботливо помогал творческому росту близких ему по духу молодых писателей. Всё передовое и прогрессивное, что было в тогдашней России, считало «Отечественные записки» своим органом. Студенты Дерптского университета писали сатирику: «Ваш голос разделил всё мало-мальски мысляшее на две резко различающиеся половины, и под Ваше великое честное знамя стало всё молодое, горячее и искренне ищущее правды и света».

Писатель-борец, исключительно к беззаветно преданный литературе, Щедрин был примером для своих товарищей по журналу. Некрасов писал: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно, а теперь оно жестоко; Салтыков нёс его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли». Значение боевой журнальной деятельности Щедрина прекрасно понимали и его политические враги. «Отечественные записки»,- писала реакционная газета «Гражданин»,- это не что иное, как Щедрин».

Правительство принимало все меры к тому, чтобы парализовать «вредное направление» журнала; сочинения Щедрина и других сотрудников журнала урезывались и запрещались цензурой.

Издание «вредного» журнала несколько раз приостанавливалось, но, несмотря ни на что, связь между писателем-гражданином и его печатным органом и «другом-читателем» всё более и более крепла.

В апреле 1884 г. журнал, которому Щедрин отдал шестнадцать лет жизни, был закрыт навсегда. «Это был почти единственный орган русской печати, в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всём их объёме. За это он должен был погибнуть и погиб»,- писалось в одной из прокламаций о закрытии «Отечественных записок».

← ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ

  ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САЛТЫКОВА — ЩЕДРИНА →

Еще по данной теме::

  •  
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА
    Сказки Щедрина — политические сказки-сатиры. В них п…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
    Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…

  •  
    СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ
    Типичными фигурами для эпохи…

  • СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ
     
    Тупые и жестокие царские администр…

  •  
    НАРОД И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ
    Большая группа сказок посвяшена теме: народ и господствующие кла…

  • Рождение М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин) родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова.

  • Несколько стихотворений Салтыкова-Щедрина было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом

  • Другие стихотворения Салтыкова-Щедрина, написанные им ещё в лицее, были напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах.

  • Библиографические заметки в «Отечественных записках»

    Литература занимала Салтыкова-Щедрина гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках»), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

  • Начало работы в «Современнике»

    С 1860 года Салтыков-Щедрин печатается почти исключительно в «Современнике». Он ведет в «Современнике» публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», разоблачая деятельность вчерашних консерваторов и крепостников, вскрывая мелочный характер совершающегося обновления. Он пишет литературно-критические статьи и рецензии, отстаивая принципы реализма и высокой гражданственности в литературе. Он выступает с полемическими заметками по ряду злободневных вопросов современной жизни.

  • Салтыков-Щедрин ведет в «Современнике» публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», разоблачая деятельность вчерашних консерваторов и крепостников, вскрывая мелочный характер совершающегося обновления. Он пишет литературно-критические статьи и рецензии, отстаивая принципы реализма и высокой гражданственности в литературе. Он выступает с полемическими заметками по ряду злободневных вопросов современной жизни.

  • Уход из «Современника»

    Несправедливые, оскорбительные нападки со стороны ряда печатных органов, внутриредакционные расхождения с некоторыми из сотрудников «Современника», постоянные цензурные придирки, а нередко и запрещение того или иного рассказа — все это заставило Салтыкова-Щедрина осенью 1864 года уйти из «Современника» и на какое-то время прервать свою литературную деятельность.

  • Начало работы в «Отечественных записках»

    Но уже в 1868 году, окончательно порвав с государственной службой, Салтыков-Щедрин возобновляет свою работу в журнале — теперь он приходит работать в «Отечественные записки», возглавляемые его давним соратником Некрасовым. С этим журналом неразрывно связана вся дальнейшая жизнь Салтыкова-Щедрина. Все эти годы он был одним из самых активных руководителей журнала, а с 1878 года, после смерти Некрасова, стал его редактором.

  • Как только «Отечественные записки» перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Михаил Салтыков стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884 года, М. Е. Салтыков работал исключительно для них.

  • В этот период написано большинство самых крупных и знаменитых произведений. Среди них цикл сатирических рассказов под названием «Помпадуры и помпадурши» (1863-1873), сатирический роман-хроника «История одного города» (1871), знаменитый роман «Господа Головлевы» (1880 год). Одновременно с этим романом Салтыков-Щедрин создает сатирические циклы: «В среде умеренности и аккуратности», «Убежище Монрепо», «Круглый год» и другие произведения.

  • Руководитель «Отечественных записок»

    После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.

  • Уход из «Отечественных записок»

    В апреле 1884 года журнал «Отечественные записки» был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

  • После запрета «Отечественных записок» Михаил Салтыков-Щедрин помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» — уже после его смерти, в 1890 году.

  • Смерть М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Здоровье Михаила Евграфовича, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»… Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён на Волковском кладбище.

суббота, 30 января 2016

0.Общая характеристика
Начало 60-х годов XIX века в истории России обозначено как время освобождения крестьянства от крепостной зависимости, время активизации в общественном движении нового класса — разночинцев, время подъема национального самосознания.
В 60-е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов, которые определили характер развития книгоиздания.
Во-первых, несколько ослабела цензура. В 1865 году был введен новый закон о печати. Этот закон освобождал журналы от предварительной цензуры, но всякий журнал мог быть закрыт после двух предупреждений. По сути, предварительная цензура возлагалась теперь на редактора и издателя, которые должны были предугадывать возможные замечания цензора.
Во-вторых, революционное движение общественной мысли сосредотачивается на двух задачах: подготовка революции и просвещение народа
в-третьих, в издательском потоке используются самые разнообразные типы и виды изданий, учитывающие интересы практически всех слоев населения. Кроме того, существует как легальная, так и нелегальная печать. Это обстоятельство влияет на критерии отбора произведений. Для легальных изданий отбор осуществляется с учетом цензуры, для нелегальных — исходя из задач революционной борьбы, задач пропаганды революционных идей.

Редакторская школа этого времени ориентирована на серьезную, общественно значимую литературу, а также на выпуск просветительских изданий для народа. В подготовке крупных изданий принимали участие многие сотрудники типографии, редакторы, переводчики, корректоры, иллюстраторы.
Постепенно формировалась сеть издательств и редакций, определялись функции, задачи, обязанности редактора, работающего в издательстве или журнале. Окончательно выделяется профессия редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качество изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оценку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими позициями.
Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором, происходит становление редакционно-издательского процесса. Редактор становится основным организатором издания, определяет главные аспекты работы над произведением, формирования справочного аппарата иллюстрирования.

1. Щедрин и Современник
Можно сказать, что прогрессивное книгоиздание формировалось во многом под влиянием «Современника» и его издателей, редакторов. Крестьянский вопрос постепенно занимает основное место в журнале. Отбор материалов осуществляется таким образом, чтобы в совокупности они показывали общее направление издания. Можно сказать что опыт «Современника» данного периода показывает, за счет чего может редакция формировать общий облик издания.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в качестве редактора впервые начинает работать в «Современнике» с конца 1862 года. Он был ближайшим помощником Некрасова, принимал участие в распределении материала, вел переписку с авторами, переговоры с цензурой. Активно участвует в подготовке журнала и вскоре становится его ведущим публицистом, постоянным автором материалов хроники «Наша общественная жизнь» — ежемесячных обозрений общественной и культурной жизни России. За два года Салтыков-Щедрин опубликовал в «Современнике» тысячу страниц журнального текста.
В редакторской деятельности Салтыкова-Щедрина нашли отражение его политические и эстетические взгляды. Он пропагандирует революционно-демократическую программу, отстаивает материалистическую эстетики, разработанную Белинским, а затем развитую Чернышевским и Добролюбовым.
Обратим внимание на то, что Салтыков-Щедрин обозначает журнал как орган и руководитель общественного мнения. Именно эта возможность — руководить общественным мнением — рассматривалась редакторами-издателями того времени как основная задача журнальных изданий. Решая ее, редактор выдвигал определенные требования к отбору произведений, подбору авторов, выбору тем и проблем, рассматриваемых в журнале, которые определяло мнение Щедрина, что «литература и пропаганда — это одно и то же».
В 1866 году издание «Современника» было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по «Современнику» — М.Е. Салтыков-Щедрин, он заведовал беллетристическим отделом, Г.В. Елисеев публицистическим.
Некрасов и Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после «Современника» русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.
С конца 1876 года Щедрин возглавляет редакцию «Отечественных записок» один, так как Некрасов тяжело заболел. После смерти Некрасова Щедрин продолжает руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление там было выражено яснее, чем в публицистическом.

2. Щедрин-редактор
Важное место в редакторской деятельности Щедрина занимали организационные аспекты. Основой отбора произведений литературы в «Отечественных записках» было идейное содержание произведения. Редакция останавливала свой выбор на произведениях, направленных против остатков крепостничества, раскрывающих тяжелое положение народа, имеющих демократическое направление. Кроме того, в журнале публиковали сочинения, отвечающие требованиям художественности, хотя на первом месте, повторяем, стоял критерий демократичности.
Щедрин, как редактор, нетерпимо относился к несоответствиям между общими направлениями журнала и линией произведений, предлагаемых к публикации. Поэтому при отборе материалов Щедрин придерживался того требования, чтобы проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы помещаемые в журнале труды не противоречили друг другу. Так в 1880 году Салтыков-Щедрин отвергает один из лучших романов П.Д. Боборыкина, хотя до этого «Отечественные записки» публиковали его произведения.
Салтыков-Щедрин вошел в историю теории редактирования как редактор, который много работает над текстами авторов, порою в корне изменяя отдельные части произведения.
Исследовавший редакторский опыт Салтыкова-Щедрина В.Е. Барыкин пришел к выводу, что «читая чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно, не превращался в литературного правщика, заботящегося только о внешнем лоске произведения. Он оставался общественным деятелем, человеком передового мировоззрения; принимая или отвергая ту или иную рукопись, внося в нее значительную правку, или, наоборот, печатая ее без изменений».
Высокую требовательность предъявлял Щедрин к языку произведений. Он говорил: «Надо каждое слово рассчитать, чтобы оно не представляло диссонанса, чтобы оно было именно то самое, которое следует».
В 1868 г. «Отечественных записках» был напечатан роман Ф.М. Решетникова «Где лучше?». Рукопись с правкой не сохранилась, отмечает К.М. Накорякова, но письма Щедрина к Некрасову содержат замечания по рукописи. Первая оценка по-щедрински резка: «Роман Решетникова — такой навоз, который с трудом читать можно. Однако я его выправлю и думаю, что в этом виде можно его печатать». И позже: «..я многое урезал и сократил, но все-таки советовал бы внимательнее прочитать корректуру; вероятно придется еще кой-что исключить». «В романе, — пишет он далее, — такая бездна ненужных и ни с чем не вяжущихся подробностей, что даже ничем объяснить себе нельзя». Однако он тщательно правил текст потому, что «общее впечатление -хорошее, наглядно рисующее безвыходность некоторых отношений». И далее: «Решетников… неумением распорядиться своим материалом… положительно вредит самому себе; но в то же время, он чувствует правду, он пишет правду, и из этой правды до того естественно вытекает трагическая истина русской жизни, что она становится понятною даже и без особенных усилий со стороны автора…»
Характерно отношение Салтыкова-Щедрина к начинающим авторам: он внимательно читал их произведения, назначал встречи для личного разговора, вносил серьезную правку, если видел, что произведение может быть напечатано, но недостаточно отделано. Многие писатели прошли «школу Щедрина» в «Отечественных записках». Среди них Мамин-Сибиряк, Г. Успенский, Салов.
Салтыков не только внимательно читал все поступающие рукописи, но и своеобразно работал с ними, становясь иногда едва ли не соавтором произведения. Он придумывал новые заглавия. В одной повести он убрал главного героя и вычеркнул целую сюжетную линию, за что получил авторскую благодарность, а читатели даже ничего не заметили. «Соавторство» Салтыкова было не насилием, а практической демонстрацией литературного мастерства, выявлением авторского лица, школой для начинающих авторов (опытные уже завоевали право писать так, как хотели). Проходило время, и читатели с удивлением замечали: те, кто блеснул в «Отечественных записках», часто не могли больше создать ничего интересного.
В статье » М.Е. Салтыков-Щедрин — редактор» Л.Ф. Тоскин приводит ряд примеров довольно активного вмешательства Щедрина в авторский текст. Он пишет: Н.К. Михайловский приводит случай с молодым талантливым писателем Котелянским, повесть которого «Чиншевики» Щедрин не только исправил и сократил, но и вытравил на всем протяжении повести одно из действующих лиц, со всеми его довольно сложными отношениями к другим оставшимся действующим лицам. Скабичевский приводит не менее характерный пример, как одна сентиментальная романистка окончила свой роман смертью героини от чахотки, а Щедрин, редактируя рукопись, внес изменение и закончил роман браком героини с героем»
Некоторые статьи, принадлежащие начинающим или малоизвестным авторам, Салтыков-Щедрин переделывал, почти что писал заново; затем перечитывал все другие произведения, входящие в книгу журнала, наконец, — статьи постоянных сотрудников. Все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения, просил сотрудников редакции или самих авторов исправить. Материалы журнала были очень разнородны, и если произведение заслуживало внимания, он стремился сохранить там все ценное, был предельно бережен при изменении авторского текста.
Как и Белинский, Щедрин большую роль отводил библиографическому отделу. Здесь помещались различные формы рецензий — статьи, пародии, фельетоны, которые в целом самым активным образом отражали общее демократические направление журнала.

Особенности Щедрина-редактора: забота об идейной стороне издания, принципиальность, уважение к автору, стремление получить его согласие на необходимые исправления.
Работа Щедрина над произведениями начинающих авторов — это своеобразная передача писательского опыта одного писателя другому.

3. Список литературы
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
Барыкин В.Е. Из редакторского опыта М.Е. Салтыкова-Щедрина. Книга. Исследования и материалы. — М., 1973. — Сб. 26. — С. 49..
Сбитнева А. Литературное редактирование: история, теория, практика. Учебное пособие. Изд-во Флинта-Наука, 2000. 378 с.


@темы:

литературка

М.Е. Салтыков-Щедрин
в качестве редактора впервые начинает
работать в
«Современнике»
с конца 1862 года. Он был ближайшим
помощникомНекрасова,
принимал участие в распределении
материала, вел переписку с авторами,
переговоры с цензурой. В 1863 и 1864 годах
он выступает как автор хроники «Наша
общественная жизнь», в материалах
которой с позиций революционной
демократии обсуждает проблемы общественной
и культурной жизни России. В это время
он опубликовал до тысячи страниц
журнального текста в «Современнике»,
закончил цикл «Невинные рассказы»,
создал первые четыре очерка «Помпадуров
и помпадурш», сотрудничает в сатирическом
отделе журнала «Свисток».

В редакторской
деятельности
Салтыкова-Щедрина
нашли отражение его политические и
эстетические взгляды. Он пропагандирует
революционно-демократическую программу,
отстаивает материалистическую эстетики,
разработаннуюБелинским,
а затем развитуюЧернышевским
иДобролюбовым.

В 1866 году издание
«Современника»
было запрещено. В конце 1867 года Некрасов
заключает договор с издателем журнала«Отечественные
записки»А.А.
Краевским и становится фактическим
издателем и редактором журнала. Совместно
с Некрасовым редактором журнала
становятся его ближайшие сотрудники
по«Современнику»
М.Е.
Салтыков-Щедрин иГ.В.
Елисеев.

Общее руководство
журналом осуществлял
Некрасов,
беллетристическим отделом заведовалСалтыков-Щедрин,
публицистическим —Елисеев.Некрасов
иСалтыков-Щедрин
превратили журнал в лучший после
«Современника» русский
литературно-общественный журнал второй
половины XIX века. К участию в работе
журнала были привлечены крупнейшие
русские писатели: А. Островский, Г.
Успенский, а также известные писатели
своего времени В. Слепцов, А. Левитов,
В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую
работу отличали идейность и принципиальность.
Они сформировали журнал, имеющий
определенное политическое лицо. Об этом
свойстве, как об одном из основных
свойств журнального издания,
Салтыков-Щедрин
писал: «Если журнал не ищет твердых
понятий о том, куда он идет и чего хочет,
если он занимается донашиванием чужих
одежд и догладыванием чужих оглодков,
заслуживает ли он чести называться
органом и руководителем общественного
мнения? Нет, не заслуживает».

Обратим внимание
на то, что
Салтыков-Щедрин
обозначает журнал как орган и руководитель
общественного мнения. Именно эта
возможность — руководить общественным
мнением — рассматривалась
редакторами-издателями того времени
как основная задача журнальных изданий.
Решая ее, редактор выдвигал определенные
требования к отбору произведений,
подбору авторов, выбору тем и проблем,
рассматриваемых в журнале, которые
определяло мнениеЩедрина,
что «литература и пропаганда — это
одно и то же».

С конца 1876 года
Щедрин
возглавляет редакцию«Отечественных
записок» один, так как Некрасов тяжело
заболел. После смерти Некрасова Щедрин
руководит беллетристическим отделом,
и демократическое направление было
выражено в этом отделе яснее, чем в
публицистическом.

Важное место в
редакторской деятельности Щедрина
занимали организационные аспекты.

Н.К.
Михайловский, работавший со Щедриным,
отмечал, что именно
Щедрин
придал журналу «цельность и
определенность физиономии»,
способствовал тому, что «Отечественные
записки» стали журналом, а не просто
сборником «более или менее интересных
или неинтересных статей». Очевидно, цельность журнала, как и
цельность «Современника» приНекрасове,
обеспечивалась стремлением редактора
выдерживать определенную идейную
направленность за счет того, чтобы все
отделы отвечали его общему направлению.
Большинство сотрудников журнала
придерживалось одной общественно-политической
и эстетической линии в своих взглядах
— это были единомышленники.

Основой отбора
произведений литературы в «Отечественных
записках» было идейное содержание
произведения. Редакция останавливала
свой выбор на произведениях, направленных
против остатков крепостничества,
раскрывающих тяжелое положение народа,
имеющих демократическое направление.
Кроме того, в журнале публиковали
сочинения, отвечающие требованиям
художественности, хотя на первом месте,
повторяем, стоял критерий демократичности.
По поводу отбора произведений в журнал
Ф.М.
Достоевский писал: «Тут может быть
лишь один вопрос: настолько ли имя Ваше
ретроградно, что уже, несмотря ни на
что, Вам надо будет непременно отказать?
Они именно держатся такого взгляда, и
прийди хоть сам Мольер, но если он
почему-либо сомнителен, то и его не
примут».

Исследовавший
редакторский опыт
Салтыкова-ЩедринаВ.Е.
Барыкин пришел к выводу, что «читая
чужую рукопись, Салтыков-Щедрин, конечно,
не превращался в литературного правщика,
заботящегося только о внешнем лоске
произведения. Он оставался общественным
деятелем, человеком передового
мировоззрения; принимая или отвергая
ту или иную рукопись, внося в нее
значительную правку, или, наоборот,
печатая ее без изменений, Щедрин делал
то дело, благодаря которому «Отечественные
записки» заняли такое важное место
в истории русской культуры и общественной
жизни.

Барыкин
отмечает, что прежде всего
Щедрин,
как редактор, нетерпимо относился к
несоответствиям между общими направлениями
журнала и линией произведений, предлагаемых
к публикации. Поэтому при отборе
материалов Щедрин придерживался того
требования, чтобы проявлялось четкое
отношение автора к общественно-политическим
проблемам, и чтобы помещаемые в журнале
труды не противоречили друг другу.

Например, в 1880 году
Салтыков-Щедрин
отвергает один из лучших романовП.Д.
Боборыкина, хотя до этого «Отечественные
записки» публиковали его произведения.
По этому поводуБоборыкин
пишетН.К.
Михайловскому: «Вчера получили письмо
от Михаила Евграфовича, где говорится,
что роман мой идет «совершенно в
разрез» с общим направлением
беллетристики «Отечественных
записок»… и что ему «не хочется
печатать 6 частей вещи, «которой не
сочувствуешь»».

Высокую
требовательность предъявлял
Щедрин
к языку произведений. Он говорил: «Надо
каждое слово рассчитать, чтобы оно не
представляло диссонанса, чтобы оно было
именно то самое, которое следует».

Характерно отношение
Салтыкова-Щедрина
к начинающим авторам: он внимательно
читал их произведения, назначал встречи
для личного разговора, вносил серьезную
правку, если видел, что произведение
может быть напечатано, но недостаточно
отделано. Многие писатели прошли «школу
Щедрина» в«Отечественных
записках». Среди нихМамин-Сибиряк,Г.
Успенский, Салов.

Как и
Белинский,
Щедрин большую роль отводил
библиографическому отделу. Здесь
помещались различные формы рецензий —статьи,пародии,фельетоны,
которые в целом самым активным образом
отражали общее демократические
направление журнала.

Салтыков-Щедрин
вошел в историю теории редактирования
как редактор, который много работает
над текстами авторов, порою в корне
изменяя отдельные части произведения.
По сути, для молодых начинающих писателей
это была своеобразная школа литературного
мастерства. В статье »
М.Е.
Салтыков-Щедрин — редактор»Л.Ф.
Тоскин приводит ряд примеров довольно
активного вмешательства Щедрина в
авторский текст. Он пишет:«Н.К.
Михайловский приводит случай с молодым
талантливым писателем Котелянским,
повесть которого «Чиншевики» Щедрин
не только исправил и сократил, но и
вытравил на всем протяжении повести
одно из действующих лиц, со всеми его
довольно сложными отношениями к другим
оставшимся действующим лицам.А.М.
Скабичевский приводит не менее характерный
пример, как одна сентиментальная
романистка окончила свой роман смертью
героини от чахотки, а Щедрин, редактируя
рукопись, внес изменение и закончил
роман браком героини с героем».

Работу
Щедрина над произведениями начинающих
авторов, в сущности, нельзя рассматривать
как редактирование в том смысле, в каком
мы рассматриваем редакторскую деятельность
в данном конспекте лекций. Работа Щедрина
— это своеобразная передача писательского
опыта одного писателя другому. В
эпистолярном наследии Щедрина — в его
переписке с авторами и редакторами —
содержатся общие принципы оценки
Щедриным произведений литературы,
многие из которых реализованы им в
«Отечественных записках». В статье
М.Е.
Мордовченко«М.Е.
Салтыков-Щедрин — редактор» дан
подробный анализ правки Щедриным двух
очерковГ.И.
Успенского. Правка говорит о том, что Щедрин подходил
к этим очеркам, как и к другим литературным
произведениям, с позиций революционной
демократии и прежде всего обращал
внимание на идейную сторону произведений.

Но работа
Щедрина
над сочинениями молодых начинающих
авторов говорит о том, что Щедрин
стремится как можно более широко
представить их на страницах«Отечественных
записок». Именно здесь начал печататьсяД.Н.
Мамин-Сибиряк, часто публиковалсяВ.М.
Гаршин.

По поводу своей
работы с авторами
Салтыков-Щедрин
писал: «Наиболее талантливые люди
шли в «Отечественные записки», как
в свой дом, несмотря на мою нелюдимость
и отсутствие обворожительных манер.
Мне доверяли, моему такту и смыслу, и
никто не роптал, ежели я изменял и
исправлял…».

Обратим внимание
на слова «талантливые люди шли в
«Отечественные записки», как в свой
дом…».
Щедрин,
очевидно, прекрасно понимал, как важно
иметь вокруг издания талантливый
авторский актив. Ведь одно из важнейших
направлений работы любого издательства
— формирование авторского актива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: 1_ИКТ_3 класс_Раздел 5_Творчество и компьютер_Тема_Фигуры в граф, Лекция 3_Текстовый редактор Word.doc, 3 D редакторы.ppt, реферат графические редакторы.docx, _VideoPad редакторында видеоны өңдеу.Жоба құру_.docx ҚМЖ.docx, Текстовый редактор.doc, АКТ, 3-сынып. ҚМЖ, Графикалық редактормен танысу, құрал-жабдықта, Мәтіндік редактор.docx, Сборник практических работ в текстовом редакторе MS Word для уча, Работа с редактором формул.docx


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа 1 им. А. Ж. Доттуева”

Реферат
Тема

“М. Е. Салтыков-Щедрин как редактор журналов

«Современник»,«Отечественные записки».”

Выполнила:

Энеева Салима Махтиевна.

Ученица 10-го “Б” класса

ФИО руководителя:

Текуева Роза Омаровна.

Кенделен 2021 г.

Профессия редактора появилась уже несколько веков назад. Памятники древнерусской литературы XII – XVII веков нередко доходят до нас в нескольких различных вариантов. Можно проследить, какие правки вносил в текст каждый новый переписчик, стараясь улучшить, дополнить произведение.

С появлением первых печатных книг в конце XV века начали складываться вполне определенные редакторские традиции. Составитель книги теперь должен был обращать внимание не только на содержание, но на подбор шрифтов, рисунков. Так, книги выпущенные первопечатником Иваном Федоровым, отличаются вдумчиво подобранным оформлением.

Сам термин «редактор» был внесен в русские словари в начале XIX в. В «Новом словотолкователе», вышедшем в 1806 г., приводится его значение: «редактор – издатель, уложителъ, составщик чего-либо на письме». Этот новый термин вытеснил старые – «справщик», «спасатель», «переписчик», обозначавшие профессии участников процесса подготовки книги к печати. Термины «издатель» и «редактор» долгое время употреблялись как синонимы. В середине XIX в., когда характер издательской деятельности стали определять законы коммерции, «письменную часть» работы над текстом стали поручать специально нанятому для этого человеку. Была введена отдельная плата за редактирование.

Редакторский опыт XIX века поистине уникален. Во главе газет, журналов и издательств стояли самые образованные и талантливые люди эпохи. Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.А. Бестужев-Рюмин, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой – вот только несколько имен, оставшихся в истории литературного редактирования XIX века. Именно тогда сложились традиции высокого уровня периодических изданий и бережного отношения к публикуемым произведениям.

М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор
40-е – 60-е годы XIX века стали эпохой расцвета журналов. Именно в эти десятилетия журналы заняли прочное место, как в литературной, так и в общественной жизни. Одним из наиболее передовых изданий того времени был «Современник». Журнал «Современник» был основан А.С. Пушкиным в 1836 году. Изначально там публиковались стихи, проза, критические, исторические, этнографические и другие материалы. После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала издавать группа писателей во главе с П.А. Вяземским, затем П.А. Плетнёв (1837-1846). В сентябре 1846 «Современник» был передан в руки Н.А. Некрасова и И.И. Панаева. Именно под редакторством Некрасова журнал обрел наибольшую известность и стал заметно влиять на общественное мнение.

С конца 1862 г. активное участие в издании журнала стал принимать М.Е. Салтыков-Щедрин. Он стал ведущим публицистом журнала, автором хроники «Наша общественная жизнь» – ежемесячных обозрений общественной и культурной жизни России, центрального отдела «Современника». Кроме того, Салтыков-Щедрин участвовал в создании журнала «Отечественные записки», где руководил беллетристическим отделом.

«В качестве редактора журналов Салтыков… резко отличался от всех других редакторов, в том числе и от Некрасова, – писал его соредактор по «Отечественным запискам» Г.З. Елисеев. – Большая часть наших редакторов, набирая сотрудников с бору и сосенки, что называется, похожа на дурных кучеров, которые не дают лошадям бежать спокойно и ровно, дергают их из стороны в сторону. Известно, что нет ничего хуже таких кучеров, нет ничего хуже таких редакторов. Напрасно они держат то и дело совещания со своими сотрудниками, о чем писать в тот или другой момент, напрасно потеют, сидя с утра до вечера над корректурами, стараясь ослабить или смягчить ту или иную резкую фразу в виду тех или других соображений о возможных читателях и т.п. Все это ни к чему не приводит, кроме возбуждения нервной болезни в сотрудниках, кончающейся в конце концов совершенным их обезличением»

Другой сотрудник Салтыкова-Щедрина по журналу – Н.К. Михайловский отмечал в его работе такое качество, как «правдивое и живое отношение к делу». Благодаря этому Салтыков-Щедрин в качестве редактора создавал целостное издание, все материалы в котором были гармонично подчинены одной общей цели.

По свидетельствам коллег Салтыкова-Щедрина, статьи, принадлежащие начинающим или мало известным авторам, он нередко переделывал, почти что писал вновь. Не менее тщательно он перечитывал и статьи постоянных сотрудников и просил исправить все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения. Иногда он даже изменял сюжет произведения. «Я помню, как Щедрин гильотинировал один слишком затянувшийся роман Гирса, – писал в своих воспоминаниях В.И. Немирович-Данченко. – Роман не понравился Михаилу Евграфовичу, он просил автора прикончить его, а тот, наоборот, пообещал прислать еще две с половиной части. И вдруг в новой книжке журнала с ужасом прочел описание грандиозной стихийной катастрофы, в которой погибли все его действующие лица». Впрочем, если произведение действительно заслуживало внимания, Салтыов-Щедрин стремился сохранить в нём все ценное, был предельно бережен при изменении авторского текста.

Несмотря на природную резкость и раздражительность, Щедрин искренностью и прямотой привлекал к себе людей. Если он обещал прочесть статью в такой-то срок, то непременно читал ее. Если статья не нравилась ему, он так и отвечал автору и всегда объяснял почему. И в результате сам Щедрин мог сказать: «Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу. Никто не роптал, ежели я изменял и исправлял. В «Отечественных записках» бывали слабые вещи, но глупых – не бывало»

К сожалению, почти не сохранилось рукописей, по которым можно судить о редакторской деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина. Но одним из уцелевших источников является рукопись части очерков Глеба Успенского «Из деревенского дневника».

Основным вопросом общественной жизни в 60–80-х годах XIX в. был вопрос крестьянский. «Отечественным запискам» были нужны материалы о деревне, и в таком авторе, как Г. Успенский, редакция была крайне заинтересована. Однако не все взгляды Успенского редакция разделяла. Работая над рукописью, Салтыков-Щедрин писал Михайловскому: «Успенский совсем с пути сбился, такую философию заковыривает, что чертям тошно. Хотя бы Вы его вразумили. На каждом шагу противоречия, одна мысль другую побивает, а я сижу и привожу эти противоречия в порядок»4. Философия Успенского, которую не принимал Щедрин, состояла в преувеличении роли крестьянской общины, в идее сохранить патриархальные нравы в деревне. Щедрин мало правил текст там, где дается реалистическая характеристика деревни, и решительно изменял все места, в которых автор выражал свои взгляды на крестьянскую жизнь.

В рассуждениях Успенского о приходе цивилизации в деревню Щедрин вычеркнул все, что было написано по поводу общины, оставив только описание нищеты крестьян. Закончив правку, он пишет Успенскому: «… посылаю Вам корректуры Вашей статьи, которую только что сейчас прочитал. Убедительнейше прошу допустить те выпуски, которые я сделал. Статья Ваша произвела на меня тяжелое впечатление, и я серьезно начинаю думать, что Вы увлекаетесь идеалами Достоевского и Аксакова… Повторяю: в том виде, т.е. с сделанными выпусками, статья получит этнографический смысл и перестанет быть тенденциозною».

 Работа Щедрина над сочинениями молодых начинающих авторов говорит о том, что Щедрин стремится как можно более широко представить их на страницах «Отечественных записок». Именно здесь начал печататься Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто публиковался В.М. Гаршин.

По поводу своей работы с авторами Салтыков-Щедрин писал: «Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял…» .

Обратим внимание на слова «талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом…». Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства — формирование авторского актива.

Обратим внимание на слова «талантливые люди шли в «Отечественные записки», как в свой дом…». Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства — формирование авторского актива.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии