Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Окинавская Хартия
глобального информационного общества
(Принята 22 июля 2000 года лидерами стран G8, Окинава)
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий.
3. Стремясь к достижению этих целей, мы вновь подтверждаем нашу приверженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как, свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Мы будем осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечения экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.
Использование возможностей цифровых технологий
Введение
Стремительное развитие новых информационных и
телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной
информационной революции, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности
общества — политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру,
международные отношения в целом. Информационные ресурсы становятся одним из
ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния.
Результатом разворачивающейся информационной революции становится формирование
новой экономики и нового типа общества — информационного. Прогресс в области
новых информационных технологий открывает огромные возможности для решения
разного рода экономических, социальных проблем, однако далеко не все
человечество сегодня способно ими воспользоваться: четыре целых восемь десятых
миллиарда людей из шести миллиардов живут в бедности, еще два миллиарда к этому
числу добавится в течение следующих пятидесяти лет. В то время как
интеллектуальная элита и аналитики обсуждают перспективы формирования
глобального информационного общества, треть населения планеты на самом деле
никогда не пользовались даже простым телефоном. Больше того, беспрецедентное
ускорение информационно-технологических процессов не только закрепляет
существующий разрыв между странами т.н. «золотого миллиарда» и остальным миром,
но и с каждым днем значительно его увеличивает.
Глава I. Информационное общество
Неудивительно то, что отличительной чертой современного
этапа мирового развития цивилизации является перемещение центра тяжести в
общественном разделении труда из сферы материального производства в область
получения, переработки, передачи, хранения и использования информации. В связи,
с этим, по-моему, и появились новые термины, обозначающие современные средства
передачи, хранения и использования информации.
Если углубиться немного в историю, то мы можем выяснить, что термин
«Информационное общество» возник во второй половине 60-х гг. XX века, когда
человечество впервые осознало наличие «информационного взрыва». Количество
информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать.
Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) ввел в научный оборот теорию трех революций,
согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции
и стоит на пороге революции информационной.
Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным
обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой.
Название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Оно стало
основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим
исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив
развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили,
что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по
качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения,
распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по
требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для
них форме.
Информационное общество (Information society) — это концепция
постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в
которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного общества являются:
* увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание
доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем
продукте;
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего
эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым
информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных
продуктах и услугах.
Наряду с термином «информационное общество» UNESCO использует
термин «общество знаний», где акцент ставится не на
технических аспектах, а на содержательной стороне проблемы – информационных
ресурсах.
Глава II
. Окинавская Хартия глобального
информационного общества
В конце 2000 года всю планету обошли телевизионные кадры, демонстрирующие
расправу с «электронным злом», организованную противниками глобализации.
Разъяренная толпа крушила системные блоки и мониторы, забыв на время о лидерах
стран Европейского Союза, собравшихся на свой очередной саммит во французском
курортном городе Ницца.
И хотя мир давно привык к ожесточенным схваткам демонстрантов с силами
правопорядка, нападениям на дорогие автомобили и высокопоставленных чиновников,
варварство по отношению к «умным» машинам вызвало искреннее удивление. Борьба с
компьютерами никак не вписывалась в стандарты поведения современных анархистов.
Чтобы понять логику их поступков, вернемся в июль 2000 года, в Японию, в
Окинаву, где состоялась встреча лидеров Большой семерки и России (G8).
Нормативным документом современного информационного общества была провозглашена
Хартия информационного общества (Окинавская Хартия), принятая 22
июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки».
Хартия представляет собой документ, который вбирает в себя основные принципы
построения глобального информационного общества. В положениях отражается
необходимость предоставления ведущей роли в развитии информационных технологий
частному сектору, создания адекватной правовой и социальной базы, преодоление
неравного доступа к информации.
«Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять
при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества:
— информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных
факторов, влияющих на формирование общества XXI в.;
—
суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее
способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей;
—
стремясь к достижению этих целей, руководители стран «восьмерки» подтверждают
свою приверженность принципу участия в этом процессе исходя из того, что все
люди повсеместно без исключения должны иметь возможность пользоваться
преимуществами глобального информационного общества;
— руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении
усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы,
стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и
финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации
глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность
сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и
обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе;
— Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и
в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и
знаний.
В Хартии выделяются четыре раздела, раскрывающих основные подходы по
использованию возможностей цифровых технологий, преодолению
электронно-цифрового разрыва, содействию всеобщему участию, дальнейшему
развитию. Отмечается, что задача создания предсказуемой, транспарантной и не
дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного
общества, лежит на правительствах. Необходимо заботиться о том, чтобы правила и
процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в
экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между
государственным и частным секторами, а также транспарантной и технологической
нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать
укреплению делового и потребительского доверия.
«Восьмерка» рекомендует, в частности, совместную работу представителей
органов власти стран по защите интеллектуальной собственности в области
информационных технологий, подтверждает обязательство правительств использовать
только лицензированное программное обеспечение, продвижение рыночных
стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной
совместимости, повышение доверия потребителя к электронным рынкам в
соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством
эффективных саморегулирующих инициатив, таких, как кодексы поведения, маркировка
и другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения
сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров,
включая использование альтернативных механизмов разрешения споров, развитие
эффективного и значимого механизма защиты личной жизни потребителя, а также
защиты личной жизни при обработке личных данных, с обеспечением при этом
свободного потока информации, дальнейшее развитие и эффективное
функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и
других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
Отмечается также, что усилия международного сообщества, направленные на
развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться
согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности
кибер — пространства. «Восьмерка» берет на себя обязательство обеспечить
осуществление эффективных мер, как это указано в Руководящих принципах по
безопасности информационных систем ОЭСР, в борьбе с преступностью в
компьютерной сфере. Будет расширено сотрудничество стран «группы восьми» в рамках
Лионской группы по транснациональной организованной преступности. «Восьмерка»
будет и далее содействовать установлению диалога с представителями
промышленности о безопасности и доверии в киберпространстве. Необходимо также
найти эффективные политические решения таких актуальных проблем, как, например,
попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы. «Восьмерка» будет и
далее привлекать представителей промышленности и других посредников для защиты
важных информационных инфраструктур.
«Восьмерка» согласилась учредить Группу по возможностям информационной
технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить усилия в целях формирования широкого
международного подхода. Группа будет изыскивать пути к принятию конкретных мер
в приоритетных областях, в том числе по формированию политического,
нормативного и сетевого обеспечения.
Подчеркивая необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным
технологиям между развитыми и развивающимися странами, участники саммита
выразили уверенность, что солидная основа политики и действий в информационной
сфере способна изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального
и экономического прогресса во всем мире. Было также отмечено, что эффективное
партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество,
является одним из ключевых элементов рационального развития информационного
общества. При этом главная задача заключается не только в стимулировании и
содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации
его экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих
целей были определены следующие направления работы:
• проведение
экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости,
эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы
мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению
социального согласия;
• рациональное
управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со
стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых
информационных технологий;
• разработка
информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и
экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих
нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
• развитие
людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством
образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на
специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики;
• активное
использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном
секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг,
необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Было признано, что частный сектор играет существенную роль в разработке
информационных и коммуникационных сетей, формировании и развитии глобального
информационного общества в целом. Однако задача создания предсказуемой и
недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для
информационного общества, лежит на правительствах. В частности, необходимо
чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к
информационно-телекоммуникационным технологиям, соответствовали коренным
изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства
между государствами и частным сектором. В целях максимизации
социально-экономической выгоды информационного общества участники саммита
согласились со следующими основными принципами и подходами и рекомендовали их
другим странам:
• продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для
информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг, включая
недискриминационное и основанное на затратах подключение к основных
телекоммуникациям;
• защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет
важное значение для продвижения нововведений, связанных с ними, развития
конкуренции и широкого внедрения новых технологий; важно вновь подтвердить
обязательство правительств использовать только лицензированное программное
обеспечение;
• ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют
важное значение для развивающегося информационного общества и экономики;
повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить
преимущества информационного общества; таможенные и экспедиторские процедуры
также важны для развития информационных структур;
• развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей
либерализации, улучшение сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте
жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в
области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и
применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;
• последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные
на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и
прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
• продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин
до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской
конференции ВТО;
• продолжение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты
функциональной совместимости;
• повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с
руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных
саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка, другие
программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей,
которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая
использование альтернативных механизмов разрешения споров;
• развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни
потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных,
обеспечивая при этом свободный поток информации;
• дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной
идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения
безопасности и достоверности операций.
Участники саммита выразили уверенность в том, что усилия международного
сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества,
должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и
свободного от преступности киберпространства. В результате, в ходе саммита было
принято решение расширить сотрудничество стран большой «восьмерки» в рамках
Лионской группы по транснациональной организованной преступности.
Подчеркивалась также необходимость найти эффективные политические решения
актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и
компьютерные вирусы.
Важное место в развернувшихся дискуссиях занял вопрос о преодолении
электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для рассмотрения и
выработки более широкого международного подхода к решению проблемы равного
доступа к новым информационным технологиям на саммите было принято решение об
учреждении Группы по возможностям информационных технологий (Digital Opportunities Task Force
, DOT Force).
Её задачи — активно содействовать диалогу с развивающими странами,
международными организациями и другими участниками для продвижения
международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного
и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, расширения
доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала; поощрять усилия
“восьмерки” в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области
информационных технологий и содействовать более тесному политическому диалогу
между партнерами, а также более интенсивно работать над тем, чтобы мировая
общественность больше знала о стоящих перед ней вызовах и имеющихся
возможностях.
Для выполнения этих задач Группой разрабатываются и анализируются варианты
принятия конкретных мер в следующих приоритетных областях:
формирование
политического, нормативного и сетевого обеспечения:
• поддержка
политического консультирования и укрепление местного потенциала с тем, чтобы
способствовать проведению направленной на создание конкуренции гибкой и
учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
• содействие
обмену опытом между развивающимися странами партнерами, более эффективному и
широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в области
развития, включая такие направления, как сокращение бедности, образование,
здравоохранение и другие, не менее важные.
• совершенствование
системы управления, включая изучение новых методов комплексной разработки
политики, а также поддержка усилий МБР и других международных организаций в
целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте
всевозможных программ сотрудничества.
улучшение
технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:
• мобилизация
ресурсов в целях улучшения информационно-коммуникационной инфраструктуры,
уделять особое внимание партнерскому подходу со стороны правительств,
международных организаций и частного сектора;
• поиск
путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической
совместимости;
• поддержка
программ доступа на местном уровне;
• поощрение
технологических исследований и прикладных разработок в соответствии с
конкретными потребностями развивающихся стран, а также производства современной
информационно содержательной продукции, включая расширения объема информации на
родных языках.
укрепление
человеческого потенциала:
• уделение
повышенного внимания базовому образованию, расширение возможностей пожизненного
обучения с упором на развитие навыков использования
информационно-телекоммуникационных технологий;
• содействие
подготовке специалистов в сфере информационных технологий и других актуальных
областях, а также в нормативной сфере;
• разработка
инновационных подходов в целях расширения традиционной технической помощи,
включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;
и
поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли:
• оценка
и расширение возможностей использования электронной торговли посредством
консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем
мобилизации ресурсов в целях содействия предпринимателям в использовании
информационно-телекоммуникационных технологий для повышения эффективности их
деятельности и расширения доступа к новым рынкам;
• обеспечение
соответствия возникающих “правил игры” усилиям в сфере развития и укрепления
способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих
правил.
Заключение
Появление Окинавской хартии было не просто значительным событием, а велением
времени. Несмотря на некоторую перегруженность декларативными и лозунговыми
формулировками, она содержит ряд важнейших концептуальных положений.
Уже во вступлении отмечалось, что сегодня информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) стали двигателем мировой экономики и одной из мощнейших сил,
формирующих облик двадцать первого столетия. Именно эти технологии способны
оказать решающее влияние на образ жизни миллионов людей, их образование и труд,
на создание и укрепление гражданского общества во многих государствах планеты.
Однако, по мнению многих, кроме неоспоримых преимуществ информационная
революция породила и целый ряд весьма серьезных проблем. Одна из них — неравный
доступ к информации, получивший название «цифровой пропасти». Дело в том, что
отдельные люди и целые сообщества, имеющие меньший по сравнению с другими
доступ к информации, имеют, соответственно, и меньшие возможности для участия в
современной экономике, основанной на информационных технологиях. Следствием
такого положения вещей является неравенство граждан различных стран в получении
достойного образования, повышении квалификации, переобучении, ознакомлении с
достижениями мировой культуры и т.д. В итоге это грозит катастрофическим
увеличением разрыва материальных и социальных показателей целых регионов и еще
большим расслоением населения планеты на богатых и бедных.
Обеспокоенность развитых стран этими глобальными тенденциями объясняется не
только страхом перед серьезными социальными потрясениями и нарастанием
враждебных настроений в развивающихся государствах. Дальнейшее увеличение
цифровой пропасти способно расколоть мир на несколько цивилизаций,
несовместимых ни экономически, ни социально. Такой ход событий больно ударит не
только «неудачников», но и «победителей», которые потеряют огромные рынки сбыта
и источник дешевой рабочей силы.
Для того чтобы эти мрачные прогнозы не стали реальностью, необходима разработка
жизнеспособной стратегии преодоления «цифровой пропасти» как на международном,
так и на национальных уровнях. Другими словами, необходимы скоординированные
действия влиятельных международных организаций и правительств отдельных
государств. Понятно, что для этого нужны правила, на которых базировалось бы
подобное сотрудничество.
Я согласна с мнением многих, что Окинавская хартия стала тем документом,
который собрал воедино принципы построения глобального информационного
общества. Какие же требования выдвигает современная цивилизация к странам,
желающим подняться на более высокую технологическую ступень?
Во-первых,
ведущая роль в развитии информации и систем коммуникации должна принадлежать
частному сектору.
Подобный
подход не только не принижает, а, наоборот, повышает роль структур
государственной власти, от которых требуется проведение предсказуемой,
прозрачной и недискриминационной политики по отношению к представителям
бизнеса. Именно государство должно создать такую регулирующую среду, которая не
препятствовала бы продуктивным инициативам частного сектора в создании
обстановки, благоприятной для развития ИКТ.
Во-вторых,
для успешного вхождения в глобальное информационное общество каждое государство
должно создать соответствующую правовую и социальную базу. Ее создание включает
следующий комплекс мер:
·
подготовка людских ресурсов, отвечающих требованиям информационного века;
·
использование программного обеспечения в полном соответствии с принципами
защиты прав на интеллектуальную собственность;
·
создание и развитие эффективного национального законодательства, адекватно
отражающего роль ИКТ в современном обществе и укрепляющего доверительные
отношения между бизнесом и потребителями;
·
содействие установлению единых стандартов, соответствующих динамике развития
рынка;
·
развитие и обеспечение необходимой защиты потребителя в интерактивном мире.
В создании глобального информационного общества важную роль должна была сыграть
Всемирная торговая организация (WTO).
Именно ей предстояло наполнить экономическим смыслом благие намерения Большой
семерки. От WTO требовались
дополнительные усилия, чтобы на основе инноваций, конкуренции и распространения
информационных технологий развивать международную торговлю.
Кроме WTO,
многостороннюю помощь развивающимся странам во внедрении ИКТ должны были
оказывать и международные финансовые структуры; среди них особо выделяется
Всемирный банк. Он имеет огромный опыт в осуществлении программ, которые
создают условия для роста и распространения средства связи и способствуют более
широкому доступу населения к информации.
Окинавская хартия призывала к участию в глобальном информационном обществе и
соответствующие международные форумы: Конференцию Организации Объединенных
Наций по торговле и развитию (UNCTAD)
и Программу развития ООН (UNDP).
Объединение
различных международных и национальных структур вокруг идеи развития ИКТ и
стало предметом волнений анархистов в Ницце — они увидели в ней локомотив
глобализации. Возможно, они правы, поскольку именно информация является мощной
объединяющей силой в современном мире. Нет сомнений, что ИКТ способны не только
материализовать идеи, заложенные в Окинавской хартии, но и обеспечить их
безусловную победу.
Окинавский экспресс уже давно в пути. Счастливчики, успевшие приобрести
билеты, уже отправились в постиндустриальную эпоху вместе с самыми развитыми
странами планеты. Очень не хотелось бы всем другим остаться на перроне и
беспомощно смотреть вслед стремительно удаляющемуся информационному будущему.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Содержание:
- Использование возможностей цифровых технологий
- Преодоление цифрового разрыва
- Содействие всеобщему участию
- Дальнейшее развитие
- Заключение
Предмет: | Информатика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 05.08.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по информатике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В июле 2000 года на Окинаве «Большая восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой изложены основные принципы вступления государств и стран в такое общество.
Большая восьмерка провозгласила основные положения, которые страны будут применять при реализации политики формирования и развития информационного общества.
Информационные и коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества 21-го века. Их революционное влияние касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
ИТ быстро становится жизненно важным двигателем мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и бизнес-сообществам более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. У всех нас есть большие возможности.
Суть управляемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности помогать людям и обществу использовать знания и идеи. Информационное общество позволяет людям более полно использовать свой потенциал и реализовать свои чаяния. С этой целью лидеры стран «восьмерки» примут меры для обеспечения того, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения социального благосостояния, стимулирования социальной гармонии и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии. прозрачное и ответственное управление, международный мир и стабильность.
Стремясь достичь этих целей, лидеры «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди во всем мире, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основана на демократических ценностях, которые стимулируют человеческое развитие, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к характеристикам других людей.
Лидеры «Большой восьмерки» будут направлять усилия правительств по укреплению соответствующей политики и нормативно-правовой базы, которая стимулирует конкуренцию и инновации, обеспечивает экономическую и финансовую стабильность, стимулирует сотрудничество, оптимизирует глобальные сети и борется со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сетей, чтобы сократить цифровой разрыв, инвестировать в людей и обеспечить глобальный доступ и участие в процессе.
Лидеры «восьмерки» отмечают, что Хартия — это, прежде всего, призыв ко всем как в государственном, так и в частном секторах преодолеть международный разрыв в информации и знаниях. Прочная основа политики и действий в области ИТ может изменить то, как страны взаимодействуют, чтобы способствовать социальному и экономическому прогрессу во всем мире. Эффективное партнерство между участниками, в том числе совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.
Хартия состоит из четырех разделов: использование цифровых технологий; преодоление цифрового разрыва; продвижение инклюзивности; дальнейшее развитие.
Использование возможностей цифровых технологий
Задача состоит не только в том, чтобы стимулировать и облегчить переход к информационному обществу, но и в полной мере реализовать его экономические, социальные и культурные преимущества.
Для достижения этих целей важно строить работу в следующих ключевых областях:
- осуществление экономических и структурных реформ с целью создания атмосферы открытости, эффективности, конкуренции и использования инноваций, которые будут дополнены мерами по адаптации к рынкам труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социальной сплоченности;
- рациональное макроэкономическое управление, способствующее более точному планированию со стороны бизнеса и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;
- развитие информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ через конкурентные рыночные условия и соответствующие инновации в сетевых технологиях, их обслуживании и применении;
- развитие людских ресурсов, способных удовлетворить требования эпохи информации посредством образования и обучения на протяжении всей жизни, и удовлетворение растущего спроса на ИТ-специалистов во многих секторах нашей экономики;
- активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению услуг в режиме реального времени, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Частный сектор играет жизненно важную роль в развитии информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, прозрачной и недискриминационной политики и нормативно-правовой базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо следить за тем, чтобы связанные с ИТ правила и процедуры соответствовали фундаментальным изменениям в экономических операциях, принимая во внимание принципы эффективного государственно-частного партнерства, а также прозрачность и технологическую нейтральность. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению доверия бизнеса и потребителей.
Чтобы максимизировать социальные и экономические выгоды информационного общества, G8 соглашается со следующими основными принципами и подходами и рекомендует их продолжать поощрять конкуренцию и открывать рынки для информационных технологий и телекоммуникационных продуктов и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к ключевым телекоммуникациям.
Защита прав интеллектуальной собственности в информационных технологиях. Это важно для продвижения инноваций, связанных с ИТ, поощрения конкуренции и широкого внедрения новых технологий. «Большая восьмерка» приветствует совместную работу представителей органов власти стран по защите интеллектуальной собственности и поручает своим экспертам обсудить дальнейшие направления работы в этой области.
Подтверждает обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение.
Ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, важен для информационного общества и экономики. Повышение их эффективности и конкурентоспособности расширит преимущества информационного общества. Таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур.
Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, совершенствования сетей и связанных с ними услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжения работы в области электронной торговли в ВТО и других международные форумы и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле.
Последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на общих принципах, включая недискриминацию, равенство, упрощение и другие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):
- продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до ее повторного рассмотрения на следующей министерской конференции ВТО;
- продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты взаимодействия;
- повышение доверия потребителей на электронных рынках в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных инициатив по саморегулированию, таких как кодексы поведения, маркировка и другие программы подтверждения надежности, и изучения вариантов решения проблем, с которыми потребители сталкиваются в трансграничных спорах, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;
- разработка эффективного и значимого механизма защиты личной конфиденциальности потребителя, а также защиты личной жизни при обработке персональных данных при обеспечении свободного потока информации;
- дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и надежности операций.
Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными усилиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. «Большая восьмерка» привержена обеспечению реализации эффективных мер по борьбе с компьютерной преступностью, изложенных в Руководстве ОЭСР по безопасности информационных систем. Сотрудничество стран G8 в рамках лионской группы по транснациональной организованной преступности будет расширяться.
«Большая восьмерка» продолжит развивать диалог с промышленностью по вопросам безопасности и доверия в киберпространстве. Также необходимо найти эффективные политические решения для насущных проблем, таких как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы. «Большая восьмерка» будет и позволит ей привлекать отраслевых и других посредников для защиты важных информационных инфраструктур.
Преодоление цифрового разрыва
Проблема преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними заняла важное место в национальных дискуссиях. Каждый должен иметь доступ к информационным и коммуникационным сетям. «Группа восьми» подтверждает свою приверженность постоянным усилиям по разработке и реализации стратегии решения этой проблемы. Отрадно, что и промышленность, и гражданское общество все больше склоняются к тому, чтобы признать необходимость преодоления этого разрыва.
Мобилизация знаний и ресурсов в этой области является необходимым условием для решения этой проблемы. «Большая восьмерка» будет и впредь стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом с учетом высоких темпов развития технологий и рынков. Ключевым компонентом стратегии должно быть постоянное движение к всеобщему доступу для всех.
«Восьмерка» продолжит:
- содействовать созданию благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления государственных услуг в области связи;
- искать дополнительные возможности, в том числе доступ через учреждения, открытые для широкой публики;
- уделять приоритетное внимание улучшению доступа к сети, особенно в отсталых городских, сельских и отдаленных районах.
Уделять особое внимание потребностям и возможностям людей, пользующихся меньшей социальной защитой, людей с ограниченными возможностями, а также пожилых людей и активно реализовывать меры, направленные на обеспечение их более легкого доступа. Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользователя», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкое использование бесплатного, общедоступного контента и программного обеспечения, открытого для всех пользователей, при соблюдении прав интеллектуальной собственности.
Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых будут отвечать требованиям информационного века. «Большая восьмерка» стремится предоставить всем гражданам возможность учиться и приобретать навыки в области ИТ с помощью образования, обучения на протяжении всей жизни и обучения. «Большая восьмерка» будет и впредь стремиться к достижению этой амбициозной цели, предоставляя школам, классам и библиотекам компьютерное оборудование, которое может работать в режиме реального времени, а также направлять туда учителей с навыками работы с ИТ и мультимедиа.
Кроме того, будут приняты меры по поддержке и стимулированию малых и средних предприятий, а также самостоятельно занятых лиц, что даст им возможность подключаться к Интернету и эффективно его использовать. Будет поощряться использование ИТ с целью предоставления гражданам возможностей для обучения на протяжении всей жизни с использованием передового опыта, особенно тех категорий граждан, которые в противном случае не имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
Информационные технологии открывают перед развивающимися странами великолепные возможности. Страны, которым удалось направить свой потенциал в нужное русло, могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение своих насущных задач в области развития таких, как сокращение бедности, здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование, использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной торговли. Некоторые развивающиеся страны достигли значительных успехов в этих областях.
Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба, связанную с преодолением существующих различий в области информации и знаний. «Восьмерка» отдает должное тому вниманию, которое уделяют этой проблеме многие развивающиеся страны. В действительности, все те развивающиеся страны, которые не успевают за более высокими темпами развития ИТ, оказываются, лишены возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуникаций и образования.
«Восьмерка» признает, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие условий и потребностей, сложившееся в развивающих странах. Здесь не может быть «уравнительного» решения. И это в свою очередь говорит о той важной роли, которую должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая собственные инициативы о принятии последовательных национальных программ с целью осуществления политических мер, направленных на поддержку развития ИТ и конкуренции в этой сфере, а также создания нормативной базы, использование ИТ в интересах решения задач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ресурсов, имеющих навыки работы с ИТ, с целью поощрения выдвигаемых на локальном уровне инициатив и местного предпринимательства.
Дальнейшее развитие
Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для создания рамочных условий для развития ИТ важную роль и в дальнейшем будет играть двустороннее и многостороннее сотрудничество. Международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития, особенно Всемирный банк, весьма пригодны для этой цели и могут разрабатывать и осуществлять программы, которые будут способствовать росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и обучение.
Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается роль частного сектора в продвижении ИТ в развивающихся странах. Он может существенно способствовать международным усилиям по преодолению цифрового разрыва. ИТ глобальны по сути и требуют глобального подхода.
«Восьмерка» приветствует предпринимаемые усилия по преодолению международного электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области развития и по линии международных организаций и частных групп. Приветствуется также вклад частного сектора в лице таких организаций, как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный Диалог Бизнеса по вопросам электронной торговли (1 ДБ), а также глобальный форум.
Как отмечается в декларации о роли информационных технологий в контексте основанной на знаниях глобальной экономики, которая была принята Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) на уровне министров, существует необходимость расширения международного диалога и сотрудничества в целях повышения эффективности программ и проектов в области информационных технологий совместно с развивающимися странами и сведения воедино («наилучшего опыта», а также мобилизации ресурсов всех участников для того, чтобы способствовать ликвидации электронно-цифрового разрыва. «Восьмерка» будет и далее содействовать укреплению партнерства между развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом, включая местные фирмы, фонды и учебные заведения, а также международные организации. «Восьмерка» будет работать над тем, чтобы развивающиеся страны в партнерстве с другими участниками могли получать финансовое, техническое и политическое обеспечение в целях создания благоприятного климата для использования информационных технологий.
«Восьмерка» согласилась учредить Группу по возможностям информационной технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить усилия в целях формирования широкого международного подхода. Группа ДОТ будет созвана для изучения наилучших возможностей подключения к работе всех участников.
Эта группа высокого уровня в тесной консультации с другими партнерами и с учетом потребностей развивающихся стран:
- активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями и другими участниками в целях развития международного сотрудничества с целью создания политической, нормативной и сетевой поддержки, а также улучшения технической совместимости, расширения доступа, сокращения затрат, укрепления человеческого потенциала и поощрения участия в глобальных торговля электронными сетями;
- поощрять собственные усилия G8 по сотрудничеству в пилотных программах и проектах в области ИТ;
- содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать над тем, чтобы мировое сообщество больше пило о своих проблемах и возможностях;
- изучить вклад частного сектора и других групп заинтересованных сторон, таких как Глобальная инициатива по созданию цифровых мостов;
- представить доклад о результатах работы личным представителям G8 до следующей встречи в Генуе.
Для выполнения этих задач группа будет искать способы предпринять конкретные действия в следующих приоритетных областях:
- формирование политической, нормативной и сетевой поддержки;
- поддержка политических консультаций и укрепление местного потенциала в целях содействия ориентированной на конкуренцию, гибкой и социально чувствительной политике, а также нормативной поддержки;
- содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
- содействие более эффективному и более широкому использованию ИТ в процессе развития, включая такие широкие области, как сокращение масштабов нищеты, образование, здравоохранение и культура;
- совершенствование системы управления, в том числе изучение новых методов разработки комплексной политики;
- поддержка международных организаций в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте программ сотрудничества, таких как программа InfoDev;
- б) улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:
- мобилизация ресурсов для улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделяя особое внимание подходу «Партнерство» со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО;
- поиск путей сокращения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;
- поддержка локальных программ доступа;
- содействие технологическим исследованиям и разработке приложений в соответствии с конкретными потребностями развивающихся стран; улучшенная совместимость между сетями, сервисами и прикладными системами;
- стимулирование производства современных информационных и контентных продуктов, в том числе расширение объема информации на их родных языках.
Наращивание человеческого потенциала:
- уделять повышенное внимание базовому образованию, а также расширять возможности обучения в течение всей жизни с упором на развитие навыков в области ИТ;
- содействие подготовке специалистов в области информационных технологий и других соответствующих областях, а также в области регулирования;
- разработка инновационных подходов к расширению традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение и местное обучение;
- создание государственной сети других учреждений и институтов, включая школы, исследовательские центры и университеты;
- поощрение участия в глобальных сетях электронной коммерции: оценка и расширение возможностей использования электронной коммерции путем предоставления консультаций при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов.
- помочь предпринимателям использовать ИТ для повышения эффективности и расширения доступа на новые рынки;
- обеспечение соответствия появляющихся «правил игры» усилиям в области развития и укрепление способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил.
Заключение
Таким образом, Окинавская хартия является важным документом, предназначенным для организации и активизации деятельности стран и правительств на пути к активному формированию глобального информационного общества планеты Земля. Основная роль в этом сложном интегрированном процессе в Уставе отводится нормативной поддержке, и ее роль определяется.
«Большая восьмерка» говорит о необходимости создания и укрепления нормативно-правовой базы информационного общества, его дальнейшего развития, подготовки специалистов в области регулирования и развития международного сотрудничества в области нормативно-правовой поддержки информационного общества.
Информационное право представляет собой нормативную базу информационного общества. Информационное право как нормативно-правовая база информационного общества, как и само информационное общество, только формируется.
1.2. хартия глобального информационного общества (окинава)
В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения государств и стран в такое общество.
«Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. Это следующие положения.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого руководители стран «восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности.
3. Стремясь к достижению этих целей, руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.
В Хартии выделяется четыре раздела:
использование возможностей цифровых технологий;
преодоление электронно-цифрового разрыва;
содействие всеобщему участию;
дальнейшее развитие.
Использование возможностей цифровых технологий
6. Задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;
рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;
разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах нашей экономики;
активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан,
7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, транспарентной и не дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо позаботиться о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государственным и частным секторами, а также транспарентности и технологической нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потребительского доверия.
В целях максимизации социальной и экономической выгоды информационного общества «восьмерка» согласна со следующими основными принципами и подходами и рекомендует их:
продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационной технологии и телекоммуникационной продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основным телекоммуникациям:
защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии. Это имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ИТ, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий. «Восьмерка» приветствует совместную работу представителей органов власти стран по защите интеллектуальной собственности и поручает своим экспертам обсудить дальнейшие направления работы в этой сфере;
подтверждается обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение;
ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для информационного общества и экономик. Повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества. Таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;
развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответствующих услуг
и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;
последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;
продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;
повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких, как кодексы поведения, маркировка и другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;
развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни потребителя, а также защиты личной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации;
дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
8. Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. «Восьмерка» берет на себя обязательство обеспечить осуществление эффективных мер — как это указано в Руководящих принципах по безопасности информационных систем ОЭСР — в борьбе с преступностью в компьютерной сфере. Будет расширено сотрудничество стран «Группы восьми» в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. «Восьмерка» будет и далее содействовать установлению диалога с представителями промышленности о безопасности и доверии в киберпространстве. Необходимо также найти эффективные политические решения актуальных
проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы. «Восьмерка» будет и далее привлекать представителей промышленности и других посредников для защиты важных информационных инфраструктур.
Преодоление электронно-цифрового разрыва
9. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними занял важное место в национальных дискуссиях. Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. «Восьмерка» подтверждает приверженность предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке и осуществлению стратегии, направленной на решение данного вопроса. Приветствует то, что и промышленность, и гражданское общество все более склоняются к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация знаний и ресурсов в этой области — необходимое условие урегулирования данной проблемы. «Восьмерка» будет и далее стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы развития технологий и рынка.
10. Ключевой составляющей стратегии должно стать непрерывное движение в направлении всеобщего доступа для всех.
«Восьмерка» будет и далее:
содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;
изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики;
уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;
содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей
программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность,
11. Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века, «Восьмерка» обязуется предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки. «Восьмерка» будет и далее стремиться к осуществлению этой масштабной цели, предоставляя школам, классам и библиотекам компьютерное оборудование, способное работать в режиме реального времени, а также направлять туда преподавателей, имеющих навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами. Кроме того, будут осуществляться меры по поддержке и стимулированию малых и средних предприятий, а также людей, работающих не по найму, предоставляя им возможность подключаться к сети Интернет и эффективно ею пользоваться. Будет поощряться использование ИТ в целях предоставления гражданам возможности пожизненного обучения с применением передовых методик, в особенности тем категориям граждан, которые в противном случае не имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
12. Информационные технологии открывают перед развивающимися странами великолепные возможности. Страны, которым удалось направить свой потенциал в нужное русло, могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение своих насущных задач в области развития таких, как сокращение бедности, здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование, использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной торговли. Некоторые развивающиеся страны достигли значительных успехов в этих областях.
13. Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба, связанную с преодолением существующих различий в области информации и знаний. «Восьмерка» отдает должное тому вниманию, которое уделяют этой проблеме многие развивающиеся страны. В действительности, все те развивающиеся страны, которые не успевают за более высокими темпами развития ИТ, оказываются лишены возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике.
Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуникаций и образования.
14. «Восьмерка» признает, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие условий и потребностей, сложившееся в развивающих странах. Здесь не может быть «уравнительного» решения. И это в свою очередь говорит о той важной роли, которую должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая собственные инициативы о принятии последовательных национальных программ с целью осуществления политических мер, направленных на поддержку развития ИТ и конкуренции в этой сфере, а также создания нормативной базы, использование ИТ в интересах решения задач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ресурсов, имеющих навыки работы с ИТ, с целью поощрения выдвигаемых на локальном уровне инициатив и местного предпринимательства.
Дальнейшее развитие
15. Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для создания рамочных условий для развития ИТ важную роль и в дальнейшем будет играть двустороннее и многостороннее сотрудничество. Международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития, особенно Всемирный банк, весьма пригодны для этой цели и могут разрабатывать и осуществлять программы, которые будут способствовать росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и обучение. Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается роль частного сектора в продвижении ИТ в развивающихся странах. Он может существенно способствовать международным усилиям по преодолению цифрового разрыва. ИТ глобальны по сути и требуют глобального подхода.
16. «Восьмерка» приветствует предпринимаемые усилия по преодолению международного электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области развития и по линии международных организаций и частных групп. Приветствуется также вклад частного сектора в лице таких организаций, как Глобальная инициатива
по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный Диалог Бизнеса по вопросам электронной торговли (ГДБ), а также глобальный форум.
17. Как отмечается в декларации о роли информационных технологий в контексте основанной на знаниях глобальной экономики, которая была принята Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) на уровне министров, существует необходимость расширения международного диалога и сотрудничества в целях повышения эффективности программ и проектов в области информационных технологий совместно с развивающимися странами и сведения воедино «наилучшего опыта», а также мобилизации ресурсов всех участников для того, чтобы способствовать ликвидации электронно-цифрового разрыва. «Восьмерка» будет и далее содействовать укреплению партнерства между развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом, включая местные фирмы, фонды и учебные заведения, а также международные организации. «Восьмерка» будет работать над тем, чтобы развивающиеся страны в партнерстве с другими участниками могли получать финансовое, техническое и политическое обеспечение в целях создания благоприятного климата для использования информационных технологий.
18. «Восьмерка» согласилась учредить Группу по возможностям информационной технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить усилия в целях формирования широкого международного подхода. Группа ДОТ будет созвана для изучения наилучших возможностей подключения к работе всех участников.
Эта группа высокого уровня в режиме тесных консультаций с другими партнерами и воспринимая потребности развивающихся стран будет:
активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями и другими участниками для продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала, а также поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли;
поощрять собственные усилия «восьмерки» в целях сотрудничества в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области ИТ;
содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать над тем, чтобы мировая общественность больше знала о стоящих перед ней вызовах и имеющихся возможностях;
изучить вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие заинтересованные группы, например Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва;
представить доклад по итогам работы личным представителям «восьмерки» до следующей встречи в Генуе.
19. Для выполнения этих задач группа будет изыскивать пути к принятию конкретных мер в указанных ниже приоритетных областях:
а) формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала, с тем чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
содействие более эффективному и широкому использованию ИТ в области развития, включая такие широкие направления, как сокращение бедности, образование, здравоохранение и культура;
совершенствование системы управления, включая изучение новых методов комплексной разработки политики;
поддержка международных организаций в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте программ сотрудничества, таких, как программа «InfoDev»;
б) улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:
мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания «партнерскому» подходу со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО:
поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;
поддержка программ доступа на местном уровне;
поощрение технологических исследований и прикладных разработок в соответствии с конкретными потребностями развивающихся стран;
улучшения взаимодействия между сетями, службами и прикладными системами;
поощрение производства современной информационно-содержательной продукции, включая расширение объема информации на родных языках;
в) укрепление человеческого потенциала:
удаление повышенного внимания базовому образованию, а также расширению возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования ИТ;
содействие подготовке специалистов в сфере ИТ и других актуальных областях, а также в нормативной сфере;
разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;
создание сети государственных учреждений и институтов, включая школы, научно-исследовательские центры и университеты;
г) поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли:
оценка и расширение возможностей использования электронной торговли посредством консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов в целях содействия предпринимателям в использовании ИТ для повышения эффективности их деятельности и расширения доступа к новым рынкам;
обеспечение соответствия возникающих «правил игры» усилиям в сфере развития и укрепление способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил.
Таким образом, Окинавская Хартия являет совой важнейший документ, призванный организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества планеты Земля. Большая роль в этом сложном комплексном процессе в Хартии отводится нормативному обеспечению, определяется его роль. «Восьмерка» говорит о необходимости создании и укрепления нормативной базы информационного общества, о его дальнейшем развитии, о подготовке специалистов в нормативной сфере, продвижении международного сотрудничества в области нормативного обеспечения информационного общества.
Информационное право составляет нормативную базу информационного общества. Информационное право как нормативная база информационного общества, как и само информационное общество, только формируется.