ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение поясного времени для разных городов России»
Цель работы: формирование умений определять поясное время, разницу во времени между различными городами.
Оборудование: атлас, рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
Задача. Сколько часов в Магадане, когда в Москве 9ч.
Краткая запись условия:
Москва — 9 ч.
Магадан — ? ч.
Решение.
1) определить, в каких часовых зонах находятся данные пункты:
Москва — во 2-м, Магадан — в 9-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
9 -2 = 7 (ч.)
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
9 + 7 = 16 (ч.)
Ответ. В Магадане 16 ч.
Выполнить самостоятельно
Вариант 1.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 2.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), если в Москве 10 часов (2 часовая зона)?
Вариант 3.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 4.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 5.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Норильске (5 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 6.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Определите поясное время в Братске (6 часовая зона), если в Москве (2 часовая зона)? полдень?
Вариант 7.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 8.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Чите (7 часовая зона), когда в Норильске (6 час. пояс) 13 часов?
Вариант 9.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Курске (2 часовая зона), когда в Калининграде (1 часовая зона) 10 часов утра?
Вариант 10.
1. Дайте определение «Местное время».
2.Сколько времени в Калининграде (1 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 7 часов утра?
Вариант 11.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Сколько времени в Ростове-на-Дону (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 12.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Краснодаре (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 13.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Хабаровске (8 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 14.
1. Дайте определение «Среднеевропейское время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона), 12 часов дня?
Вариант 15.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени будет в Магадане (9 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 16.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени в Ярославле (2 часовая зона), когда в Оренбурге (3 часовая зона) 21 час?
Вариант 17.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Сочи (2 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 18.
1. Дайте определение «Местное время».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Новосибирске (4 часовая зона) 17 часов?
Вариант 19.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Когда в Москве (2 часовая зона) полдень, то который час в Оренбурге (3 часовая зона)?
Вариант 20.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени будет в Хабаровске (8 часовая зона), когда в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) 10 часов?
Вариант 21.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. Определите поясное время Магадана (9 часовая зона), если в Москве 6 часов (2 часовая зона).
Вариант 22.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Сколько времени в Омске (4 часовая зона), когда в Москве 15 часов (2 часовая зона)?
Вариант 23.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Сколько времени будет в Мурманске (2 часовая зона), когда в Якутске (7 часовая зона) 12 часов дня?
Вариант 24.
1. Дайте определение «Декретное время».
2. Сколько времени в Магадане (9 часовая зона), когда в Москве (2 часовая зона) полночь?
Вариант 25.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите поясное время в Ярославле (2 часовая зона), когда в Магадане (9 часовая зона) 22 часа.
Вариант 26.
1. Дайте определение «Летнее время».
2. Самолет вылетел из Хабаровска (8 часовая зона) в Санкт-Петербурге (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 9 часов. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Вариант 27.
1. Дайте определение «Поясное время».
2. Определите, когда должен совершить посадку в Москве (2 часовая зона) самолёт, вылетевший из Читы (7 часовая зона) в 7 часов по местному времени, если расчётное время полёта составляет 8 часов?
Вариант 28.
1. Дайте определение «Гринвичское время».
2. В Норильске (5 часовая зона), было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву (2 часовая зона). Самолёт летел 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Москве?
Вариант 29.
1. Дайте определение «Часовой пояс».
2. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 часовая зона) самолет, вылетевший из Екатеринбурга (4 часовая зона) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа?
Вариант 30.
1. Дайте определение «Часовая зона».
2. Самолет вылетел из Омска (4 часовая зона) в Санкт-Петербург (2 часовая зона) в 12 часов дня. Время полета – 4 часа. Когда по расписанию приземлится самолет в Санкт-Петербурге?
Практическая
работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России»
Вариант
1.
1.Рассчитать
поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время
равно 10.00.
2. Определите, когда по московскому времени
совершит посадку в Москве (2 часовой пояс) самолет, вылетевший из Екатеринбурга
(4 часовой пояс) в 15 часов по местному времени и находившийся в полете 2 часа.
3.Определите
поясное время в Хабаровске, если в Челябинске 07.00 часов.
4.На сколько часов
и куда надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы в Новосибирск?
5. Определите
время в перечисленных населенных пунктах, если в Иркутске 14:00.
—
Санкт-Петербург
—
Ижевск
—
Москва
—
Владивосток
Используя карты
атласа, приведите пример центра субъекта РФ, время в котором отличается от
времени в Иркутске отличается на (-2) часа.
6. Расположите регионы
России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Смоленская область
Б) Республика Алтай
В) Пермский край.
7. Когда и кем был освоен
Русский Север?
8. Что изменилось в
характере географических исследований в 18 веке?
Максимальное
количество баллов 12. Оценка «5» – 12-11 баллов; оценка «4» – 10-8 баллов,
оценка «3» – 7-5 баллов, менее 4 баллов оценка «2».
Практическая
работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России»
Вариант
2.
1. Город К.
расположен в 5 часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город М.,
если разница во времени между ними 3 часа?
2. Во сколько часов по местному времени
родные из Лос-Анджелеса (16 часовой пояс) должны позвонить к родственникам в
Москве (2 часовой пояс), чтобы поздравить с Новым Годом в момент его
наступления.
3.Сколько времени
в Магадане, если в Екатеринбурге 05.00
4. Почему при
перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в
Мурманск на такое же почти расстояние не надо?
5. Определите
время в перечисленных населенных пунктах, если в Иркутске 14:00.
—
Салехард
—
Магадан
— Чита
—
Калининград
Используя
карты атласа, приведите пример центра субъекта РФ, время в котором отличается
от времени в Иркутске отличается на (-1) часа.
6. Расположите регионы
России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
Запишите в ответ получившуюся последовательность букв
А) Свердловская область
Б) Амурская область
В) Новгородская область.
7. Когда начались
и с чем был связаны походы русских в Сибирь?
8. Охарактеризуйте
результаты Первой и Второй Камчатских экспедиций.
Максимальное
количество баллов 12. Оценка «5» – 12-11 баллов; оценка «4» – 10-8 баллов,
оценка «3» – 7-5 баллов, менее 4 баллов оценка «2».
Практическая
работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России»
Вариант
3.
1.
Рассчитать поясное время в Париже (0 часовой пояс) при условии, что в
Архангельске 13.00. (3 часовой пояс)
2.
В городе Красноярске должен состояться очередной этап географической олимпиады.
Вам необходимо позвонить и оставить заявку до 15.00 местного времени. Успеваете
ли вы сделать заявку сегодня, если в вашем населенном пункте уже 13.00.
Приведите свои расчеты.
3.
Сколько времени в Екатеринбурге, если в Калининграде 14.00.
4.
На сколько часов и куда надо перевести стрелки часов при перелете из
Новосибирска в Берлин?
5. Определите
время в перечисленных населенных пунктах, если в Иркутске 14:00.
—
Архангельск
—
Красноярск
—
Владивосток
—
Ханты-Мансийск
Используя карты
атласа, приведите пример центра субъекта РФ, время в котором отличается от
времени в Иркутске отличается на (+1) часа.
6. Расположите регионы России в той последовательности, в которой
их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность
букв.
А) Тюменская область
Б) Республика Татарстан
В) Амурская область.
7. Назовите земли,
открытые и присоединенные к Московскому княжеству в 14-15 веках?
8. Какова роль
Русского географического общества в исследовании территории России?
Максимальное
количество баллов 12. Оценка «5» – 12-11 баллов; оценка «4» – 10-8 баллов,
оценка «3» – 7-5 баллов, менее 4 баллов оценка «2».
Практическая работа №2
«Определение поясного времени в различных пунктах России».
Для выполнения работы воспользуйтесь картой «Часовые зоны Российской Федерации»
в атласе на стр.17
Вариант 1
-
Определите местное время в Новгороде, Липецке, Калининграде, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Самолет вылетел из Омска в Санкт-Петербург в 13:00 часов дня по местному времени. Время полета – 4 часа. Сколько времени будет в Санкт-Петербурге, когда приземлится самолет? Все расчеты запишите в тетрадь.
Вариант 2
-
Определите местное время в Тюмени, Магадане, Махачкале, если в Омске 17 часов 00 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, если в Волгограде 14 часов 30 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Самолет вылетел из Читы в Мурманск в 16:00 часов дня по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска – 5 ч. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Все расчеты запишите в тетрадь.
Практическая работа №2
«Определение поясного времени в различных пунктах России».
Для выполнения работы воспользуйтесь картой «Часовые зоны Российской Федерации»
в атласе на стр.17
Вариант 1
-
Определите местное время в Новгороде, Липецке, Калининграде, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Самолет вылетел из Омска в Санкт-Петербург в 13:00 часов дня по местному времени. Время полета – 4 часа. Сколько времени будет в Санкт-Петербурге, когда приземлится самолет? Все расчеты запишите в тетрадь.
Вариант 2
-
Определите местное время в Тюмени, Магадане, Махачкале, если в Омске 17 часов 00 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, если в Волгограде 14 часов 30 минут. Все расчеты запишите в тетрадь.
-
Самолет вылетел из Читы в Мурманск в 16:00 часов дня по местному времени. Время полета из Читы до Мурманска – 5 ч. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится? Все расчеты запишите в тетрадь.
Цели урока: сформировать понятие о часовых поясах, линии перемены дат; развивать умение определения времени суток в различных точках России; выявить причинно-следственные связи различия часовых поясов.
Оборудование: атлас России, карта часовых поясов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Дать физико-географическую характеристику морей.
— Каково значение Северного морского пути?
— Какими ресурсами располагают моря?
— Каковы экологические проблемы морей?
I II. Изучение нового материала.
Изучение этой темы требует очень большой четкости в изложении нового материала, необходимо актуализировать опорные знания детей о смене дня и ночи. Прежде всего, нужно понять связь вращения Земли и времени. Мысленно остановим вращение Земли. Это можно сделать на глобусе. Установим его так, чтобы территория России оказалась освещенной, т. е. на территории страны — день, соответственно в противоположном полушарии Земли — ночь.
1. Поясное время.
Наша планета вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Что при этом происходит?
Запись на доске:
360° за 24 часа
15° за 1 час (60 минут)
1° за 4 минуты
В разных у местах земного шара, расположенных на разных меридианах, т.е. имеют разную долготу, в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например, когда в Москве 15 часов, в Якутске — 21 час, а в Петропаловске-Камчатском — полночь. Но на одном и том же меридиане каждой его точке от Северного до южного полюсов время суток. оказывается одним и тем же. Но меридианов на Земле очень много, в соседних городах и селах местное время отличается на минуты и секунды. Пользоваться практически местным временем неудобно. Поэтому астрономы предложили ввести систему поясного времени.
Земля была разбита на 24 пояса. Каждый включает 150 долготы.
Анализ рис. 9 на стр. 22 учебника.
Время пояса отличается от времени в соседних поясах на 1 час. Поскольку Земля вращается с запада на восток, то время пояса, расположенного восточнее, — на 1 час больше, а время пояса, расположенного западнее, — на 1 час меньше.
Время в пределах одного часового пояса называется поясным.
Счет поясам ведут от нулевого (он же 24-й) пояс, посередине которого проходит нулевой (Гринвичский) меридиан.
Где же начинаются новые сутки на Земле? На 1800 меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.
Кто читал Роман Ж. Верна «Вокруг света в 80 дней»: Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе целые сутки оказались. А спутники Фернанда Магеллана потеряли сутки во время кругосветного плавания. Ни те, ни другие не учли линии перемены дат. Пересекая ее с запада на восток, мы «попадаем во вчерашний день», т. е. выигрываем сутки. А пересекая 1800 меридиан с востока на запад, «теряем сутки». Например, на Чукотке 6 декабря, а на Аляске еще 5 декабря.
Работа с картой часовых поясов
— В каких часовых поясах находится Россия?
— Почему объединены 11 и 12 часовые пояса?
— почему границы поясов проходят не по меридианам?
— Что такое декретное время? (Специальным постановлением (декретом) Совета Народных Комиссаров в 1930 году поясное время на территории страны было переведено на один час вперед. Это было сделано для более эффективного, полного использования дневного времени суток).
С 1981 г. В России введено летнее время. С 1 апреля по 1 октября стрелки часов переводятся на 1 час вперед
Территория России располагается в пределах 11 часовых поясов, со II Московского по XII. Одиннадцать часов разделяют Калининградскую область от Чукотки на востоке
IV. Практическая работа
Сначала провести тренировочную работу по карте в учебнике или в атласе
— Определите время в Иркутске или Магадане, если в Москве 12.00 часов (18.00 ч и 20.00 часов соответственно)
— В Анадыре 0 часов, который час в Москве?
— Определите местное время на 300 в.д. и 300 з.д., если на 00 12.00 часов (14.00 ч и 10.00 ч соответственно)
— На сколько часов и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переедем из 2-го часового пояса в 5-й; 9-й?
V. Решение задач на определение поясного времени.
1. Определить летнее время
I вариант в Якутске;
II вариант в Магадане;
III вариант в Анадыре, если в Москве 10 часов утра.
2. Учащиеся отвечают на вопросы внутри параграфа стр. 21, 22 учебника.
3. Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.
Последовательность выполнения задания:
А) определить долготу каждого из выбранных городов (Ярославль – 400 в.д., Якутск – 1300 в.д.)
Б) вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов, разъединяющих эти города (1300 – 400 = 900, 900 : 150 = 6 поясов);
В) определить время в городе Якутске (10 + 6 = 16 часов) Ответ: в Якутске 16 часов.
VI. Подведение итогов урока и задание на дом: § 3. Составить 2 задачи на определение поясного времени и решить их.
Содержание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Итоговые задания по теме Наша Родина на карте мира
- Темы проектных работ
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Используя карты учебника, расскажите, какие территории были освоены русскими к началу XVII в.
К началу XVII века русскими были освоены территории Западной Сибири, Европейского Севера, а также северной части Восточной Сибири.
2. На контурной карте обозначьте основные географические объекты, открытые русскими землепроходцами в XVI—XVII вв.
3. Что изменилось в характере географических исследований в XVIII в.?
Географические исследования в XVIII веке приобрели больший научный облик, земли не просто открывались, но и наносились на карту, совместно с изучением природы и этносов на территории.
4. Охарактеризуйте результаты Первой и Второй Камчатских экспедиций.
Результатами Первой и Второй Камчатской экспедиций стало создание карт азиатской части страны, как внутренних, так и примыкающих к Северному Ледовитому и Тихому океанам, открытие новых путей в Северную Америку. Произведено описание природы и народов Сибири и Дальнего Востока.
5. Какова роль Русского географического общества в исследовании территории России? Расскажите о результатах работы экспедиций РГО в XIX и ХХ вв.
Роль Русского географического общества в исследовании территорий России огромна. Общество спонсировало экспедиции по всей территории страны для изучения её природных и народов, составления точных карт. По результатам работы РГО в XIX-XX веках были составлены полные карты Российской империи, появилось описание природы и населения различных уголков страны, началось формирование учения о географическом районировании территории России.
6. Что вы знаете о деятельности РГО в наши дни?
В наше время РГО занимает популяризацией географии среди населения. РГО спонсирует экологические, туристические и этнографические проекты, а также фундаментальные исследования в Арктике и Антарктике.
7. По материалам учебника и дополнительным источникам информации (в том числе интернет-ресурсам) подготовьте сообщение «Русские имена на карте мира».
Русские имена на карте мира занимают достаточно большую нишу. В каждом уголке планеты найдется географическое название в честь русских исследователей или правителей, будь то побережье Папуа-Новой Гвинее (Берег Маклая) или острова в Северном Ледовитом океане. Это связано с тем, что русские исследователи внесли значительный вклад в изучении природы и населения всей планеты.
Стр. 33
Итоговые задания по теме Наша Родина на карте мира
1. Покажите на карте государственную границу Российской Федерации, назовите пограничные государства.
Приграничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия и КНДР, а также с США и Япония (по морю).
2. Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. Назовите особенности географического положения России. Сравните его с географическим положением любой страны Европы и Северной Америки. Особенностями географического положения России являются: северное положение территории и пересечение территории Северным полярным кругом, выход к морям трёх океанов, огромная протяженность в направлении с запада на восток, большое количество стран-соседей. Географическое положение
России схоже с географическим положением Канады по всем перечисленным пунктам, кроме количества стран-соседей, у Канады это только США и Дания (Гренландия).
3. Объясните причины отличия морей Северного Ледовитого океана от морей Тихого океана и морей Тихого океана от Атлантического.
Моря Северного Ледовитого океана отличаются от морей Тихого океана из-за северного положения (климат). Низкая солёность вод Северного ледовитого океана, по сравнению с Тихим, связана с впадением в него большого количества крупных рек. Также океаны различаются средними и абсолютными глубинами, так как моря Северного Ледовитого океана находятся на шельфе материка (отсюда малая глубина), а моря Тихого океана располагаются на стеке литосферных плит, где Тихоокеанская плита «ныряет» под Евразиатскую плиту.
Моря Тихого океана отличаются от морей Атлантического океана температурой воды, так как российские моря Атлантического океана находятся либо южнее, либо в зоне воздействия теплых течений. Соленость вод Тихоокеанских морей выше, так как в него впадает меньшее количество крупных рек, чем в моря Атлантического океана. Глубины морей Атлантического океана также меньше глубин Тихого океана, так как все моря Атлантического океана внутренние и расположены на шельфе Евразии.
4. Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).
Крупные города России, отделённые наибольшим числом часовых поясов:
Калининград – Петропавловск-Камчатский (10 поясов).
Москва – Анадырь (9 поясов).
Москва – Новосибирск (сравним города-миллионеры) (3 пояса).
5. Расскажите об основных этапах освоения территории России. Назовите и покажите на карте географические объекты, носящие имена первопроходцев и географов.
Основные этапы освоения территории России:
Освоение Европейского севера новгородцами и поморами в X-XII веках, проникновение их в Предуралье, на Урал и в Западную Сибирь. Присоединение Предуралья (Коми и Пермь Великая в XIV-XV веках). XV-XVIII века завоевание и освоение Сибири и Дальнего Востока, картирование территории, первые полные описания природы и народов.
Географические объекты, носящие имена первопроходцев и географов: мыс Дежнёва, мыс Челюскин, море Лаптевых, Берингово море, залив Шелихова, пролив Крузенштерна, пролив Вилькицкого, пролив Невельского, пролив Дмитрия Лаптева, остров Шмидта, хребет Черского, Командорские острова, Берингов пролив, остров Врангеля.
Стр. 33
Темы проектных работ
1. Очерк для школьного сайта «Роль Русского географического общества в исследовании и освоении территории России».
Роль Русского географического общества в исследовании территорий России огромна. Общество спонсировало экспедиции по всей территории страны для изучения её природных и народов, составления точных карт. По результатам работы РГО в XIX-XX веках были составлены полные карты Российской империи, появилось описание природы и населения различных уголков страны, началось формирование учения о географическом районировании территории России.
2. Исследование «Оправдан ли сезонный перевод часов?».
Сезонный перевод часов оправдан, хотя и нарушаются биологические ритмы человека и, если рассмотреть сельское хозяйство, животных, но лишь на время. Перевод часов позволяет экономить электроэнергию на освещение производственных помещений, квартиры и улиц. Перевод часов позволяет человеку вставать «раньше» когда солнце уже светит, тогда как без перевода часов, человек просыпается раньше нужного из-за яркого летнего солнечнего света. Зимой же это позволяет как бы «увеличить» длину светового дня.
Практические работы по географии 8 класс.
1. Практическая работа №1: «Характеристика географического
положения России».
2. Практическая работа№2: «Сравнение географического положения
России и других стран»
3. Практическая работа№3: «Определение поясного времени для разных
городов России»
4. Практическая работа №4: «Анализ карт административно
территориального и политико—административного деления страны»
5. Практическая работа№5: «Выявление зависимости между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп
полезных ископаемых»
6. Практическая работа№6: «Определение по картам закономерностей
распределения солнечной радиации, средних температур, годового
количества осадков по территории страны».
7. Практическая работа№7: «Определение по синоптической карте
особенностей погоды для различных пунктов».
8. Практическая работа№8: «Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям».
9. Практическая работа №9: «Зависимость между режимом, характером
течения рек, рельефом и климатом».
10. Практическая работа №10: «Объяснение закономерностей размещения
разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных
явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»
11. Практическая работа№11: « Оценка обеспеченности водными
ресурсами крупных регионов России».
12. Практическая работа№12: «Знакомство с образцами почв своей
местности и особенностями их использования».
13. Практическая работа №13: «Составление прогноза изменений
растительного и животного мира при заданных условиях изменения
других компонентов».
14. Практическая работа №14: «Анализ физических карты и карт
компонентов природы».
15. Практическая работа№15: «Анализ карт населения России».
16. Практическая работа№16: «Определение основных показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий»
17. Практическая работа№17: «Выявление территориальных аспектов
межнациональных отношений»
18. Практическая работа №18: «Анализ экономических карт для
определения типов территориальной структуры хозяйства».
19. Практическая работа№19: «Группировка отраслей по различным
показателям».
20. Практическая работа №20: «Оценка природно—ресурсного потенциала
России, проблем и перспектив его рационального использования».
21. Практическая работа №21: «Определение по картам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме «Характеристика географического положения России»
Цель: развитие знаний об особенностях географического положения
России, представлений об обширности территории страны.
Оборудование: физическая карта России, мира, атлас за 8 класс,
контурные карты.
Инструктивная карточка
1. По физической карте атласа определите крайние точки Российской Федерации на
западе, востоке, юге и севере. Нанесите их на контурную карту, определите и надпишите
их географические координаты. Нанесите государственную границу России, выделите
государства, имеющие с Россией самую короткую и самую длинную государственную
границу.
Определите наибольшую протяженность территории России с запада на восток и с
севера на юг, сравните с протяженностью других стран, полученные данные надпишите
на контурной карте.
2. Сравните площадь Российской Федерации (17 075 400 км
2
) с площадью других
государств мира. Выпишите в тетрадь пять самых больших по площади государств с их
столицами.
3. Составьте рассказ об изменении географического положения России в XX веке.
Выпишите в тетрадь основные исторические события, которые вызвали изменение
географического положения нашего государства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Сравнение географического положения России и других стран»
Цель: сравнить географическое положение России и других стран, выявить
благоприятные и неблагоприятные черты географического положения России по
отношению к другим странам.
Оборудование: физическая и политическая карта России и мира, атлас за 8 класс.
Инструктивная карточка
1. Постройте диаграмму, используя приведенные в таблице данные.
Сравнение России с государствами
Площадь крупнейших государств мира,
млн км
2
Как можно доказать, что Россия – северная страна?
Какие особенности экономико—географического положения благоприятны для
развития нашей страны?
3. Заполните таблицы и сделайте выводы
Сравнение географического положения России с положением других государств.
1. Положение по отношению к экватору.
2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
3. Положение на материке, части света.
4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
5. Соседние государства.
6. Координаты крайних точек страны.
7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
Преимущества, связанные
с географическим положением России
Сложности,
связанные
с географическим
положением
России
1. Мы имеем открытие выходы в моря в Азии и Европе. Многие же
государства таких выходов не имеют и вынуждены транспортировать
свои грузы через соседние государства (т. е. пользоваться транзитом).
Значение прямого выхода к морю велико. Ряд государств добивались его
даже военными средствами. Россия, например, при Петре I «прорубила
окно» в Европу после длительной войны со Швецией
2. Мы граничим в основном с дружественными государствами.
Добрососедство необходимо всем. А для страны с такими
протяженными границами, как наши, это особенно важно
3. Значительная часть нашей территории равнинная. Это облегчает
хозяйственную деятельность населения. Среди зарубежных государств
многие имеют гористый рельеф
4. Наша страна расположена в двух частях света: Европе и Азии
1. С какой страной Россия имеет сходное географическое положение .
2. Географическое положение , каких стран значительно отличается от
географического положения России .
Практическая работа № 3.
Тема: «Анализ карт административно— территориального и политико—
административного деления страны
Цель: дать понятие «федерация » и административно— территориальный состав страны
Ход урока:
1. Официальное название России— Российская Федерация. Что означает слово «
федерация?» (союз, объединение) Федерация – форма государственного устройства, при
которой части федеративного государства являются государственными образованиями
(субъектами), обладающими определённой политической самостоятельностью
2. Почему Россия стала федерацией?
Причины: • Большая площадь; • Большое количество присоединённых территорий и
народов, проживающих на них; • Трудности в управлении такой большой и разнородной
территорией.
3. Для укрепления эффективности государственной власти, совершенствования
контроля за исполнением законов, Конституции России были образованы –
федеральные округа. Федеральный округ — административно— территориальная
единица прямого подчинения центральным властям государства, не являющаяся
субъектом федерации
1 3 м а я 2 0 0 0 г. – 7 Ф О 1 9 я н в а р я 2 0 1 0 г. – 8 Ф О
4.Типы субъектов Российской Федерации § 9 краёв § 46 областей § 2 города
федерального значения § 21 республика § 1 автономная область § 4 автономных
округа Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких
субъектов 83. Государственно—территориальные образования Национально—
территориальные образования
5.Работа по к/карте: обведите границы и подпишите все субъекты РФ
6.Заполните таблицу «Административные единицы и их центры
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
по теме «Определение поясного времени для разных городов России»
Цель: формирование умений определять местное и поясное время, разницу во времени
между различными городами.
Оборудование: рисунок в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва — 10 ч.
Якутск — ?
Последовательность выполнения задания:
1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва — во 2—м, Якутск — в 8—м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
8 — 2 = 6:
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку — увеличивается:
10 + 6 = 16.
Ответ: в Якутске 16 ч.
Выполнить самостоятельно .
1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске—Камчатском 8 ч
вечера.
2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч. 1. Определите
разницу во времени между городами а) Екатеринбург и Верхоянск, б) Магадан и
Иркутск. В каких часовых поясах находятся эти города?
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
3. В Чите 18 ч. определить поясное время в Москве.
Дополнительные задания
1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы
перелетим из 3—го часового пояса в 8—й? в 1—й?
2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а
при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
3. Чем отличается поясное время от декретного?
4. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом
поясе (2—ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
5. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно
было послано из Владивостока I января?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых»
Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные
закономерности.
Оборудование: тектоническая, геологическая, физическая карты России, атлас за 8
класс.
Инструктивная карточка
1. Заполните таблицу, рассмотрев пример Западно—Сибирской низменности.
Тектонические
структуры, зале—
гающие в основании
территории
Вывод о связи тектонического
строения с рельефом и полезными
ископаемыми
2. Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Русской
равнины по следующему плану:
1) Где находится территория?
2) К какой тектонической структуре приурочена?
3) Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это
отразилось в рельефе?
4) Как изменяются высоты по территории?
5) Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они
создали?
6) Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?
Задание 3. Дайте характеристику рельефа своей местности. Объясните осо—
бенности. Оцените влияние рельефа на жизнь и деятельность человека. Дайте оценку
минерально—сырьевых ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
по теме «Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны»
Цель: Изучить закономерности распределения солнечной радиации, температур и
осадков по территории нашей страны, объяснить выявленные закономерности
Оборудование: климатические карты России, атлас за 8 класс, рисунки в учебнике.
Инструктивная карточка
1. Пользуясь картами и рисунками в учебнике и в атласе проанализируйте закономерности
распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для
различных территорий России.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Суммарная солнечная
радиация
Среднегодовое кол
—во
осадков
Оценка
климатических
условий
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
по теме «Определение по синоптической карте особенностей
погоды для различных пунктов. Составление прогноза
погоды»
Цели: I. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для
различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего
слоя тропосферы — погоду.
Оборудование: синоптические карты России
Инструктивная карточка
1. Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой
климат более благоприятный для жизни человека.
2.
1. Температура воздуха,
средняя, максимальная,
минимальная.
3. Облачность; если есть
осадки, то какие
4. Какой атмосферный
фронт оказывает влияние
на состояние погоды,
воздушные массы
5. Характеристика
климата.
Практическая работа№8:
Тема: «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
Цель: рассмотреть способы адаптации человека к разнообразным климатическим
условиям
1.Беседа
Что такое «адаптации»? (Приспособление организма к природной среде)
В каком климатическом поясе мы живем? Что характерно для данного климата? Какое
влияние оказывает климат на человека? Климат определяет для человека:
характер жилья и одежды;
характер питания;
расселение человека
уровень развития производительных сил;
внешний облик (строение глаз, цвет кожи, форма носа, рост и телосложение и т.д.)
на самочувствие человека.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
2.Заполнение таблицы
Приспособление человека к климатическим условиям
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
по теме «Составление характеристики одной из рек с использованием
климатических карт и климатограмм»
Цель: развитие умений давать характеристику рекам,
используя карты и другие источники информации.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс,
дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Дайте определения следующих понятий:
«питание реки» —
«режим реки» —
«годовой сток реки» —
«падение реки» —
2. Дайте характеристику одной из рек России по плану:
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. К бассейну какого океана принадлежит.
4. Источники питания.
5. Режим реки.
6. Падение и уклон реки.
7. Характер течения.
8. Хозяйственное использование.
9. Проблемы экологии и возможные пути их решения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
по теме
«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с
ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа
и климата»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды».
2. Формирование умений выявлять закономерности размещения разных видов вод
суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
3. Формирование умений определять причинно—следственные связи.
4. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
5. Формирование умений работать с различными источниками информации.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
сравнивать.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Определите понятие «опасные природные явления», связанные с темой
«Внутренние воды».
2. Перечислите виды вод суши, расположенные на территории объекта*.
3. Перечислите виды опасных природных явлений, происходящих на территории
объекта*.
4. Определите размещение вод суши на территории другого субъекта РФ, сравните с
полученными результатами на территории объекта*.
5. Определите главные закономерности размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории объекта *.
6. Определите причинно—следственные связи (объясните полученные
закономерности).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.
по теме «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»
Цели:
1. Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».
2. Формирование умений определять причинно—следственные связи, давать
характеристику по плану.
3. Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную
речь.
4. Формирование умений работать с различными источниками информации.
5. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное,
прогнозировать, выполнять оценочные действия.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.
Инструктивная карточка
1. Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный
кадастр».
2. Дайте характеристику водным ресурсам по плану:
а) значение;
б) категория по степени исчерпаемости;
в) составные части;
г) распространение по территории;
д) пути и способы рационального использования.
3. Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на
жизнь и хозяйственную деятельность человека.
4. Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную
деятельность человека? Почему?
5. Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность
человека? Почему?
6. Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории
объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.
7. Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на
территории объекта*.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.
по теме
«Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования»
Цель: сформировать представление о почвах края
Оборудование: Атлас РТ края, энциклопедия алтайского края, почвенная карта России.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите почвенную карту и подготовьте материал по анализу почв;
а) какие почвы есть в крае;
б) какова их география;
в) какие преобладают, почему.
2. Оцените почвы края по плодородию.
3. С чем связаны проблемы их оскудения?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.
по теме « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при
заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
Цели:
1. Формирование понятия «природные ресурсы».
2. Закрепление понятий по изученным темам.
3. Закрепление знаний о природных компонентах, их взаимообусловленность.
4. Формирование умений определять причинно—следственные связи, зависимости
между природными компонентами и природными ресурсами.
5. Формирование умений переводить письменную информацию в схему.
6. Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
«Природные ресурсы – это важнейшие компоненты природной среды, которые
непосредственно используются людьми в самых разных целях, но особенно в
производстве, служат его сырьевой и энергетической базой»
1. Определите зависимость между природными компонентами в природной зоне
(по выбору) и оформите результаты работы в виде схемы природного комплекса
(ПК), указав стрелками выявленные взаимосвязи.
2. Подчеркните или выделите цветом природные ресурсы ПЗ.
3. Сделайте выводы:
а) о зависимости между компонентами природы;
б) о зависимости между компонентами природы и природными ресурсами.
в) о изменении растительного и животного мира при антропогенном
вмешательстве.
Ход работы:
1. Используя представленный шаблон, охарактеризуйте
изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления
климата на
планете, спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
Глобальное потепление
климата
Изменение годового кол—
ва осадков
______________
Изменение внутренних
вод______
Изменение
растительности_________
Изменение животного
мира______
2. Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонен
тами природы причинно—следственные связи;
3. Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависи
мости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14
по теме
«Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления
взаимосвязей между ними в разных природных зонах»
Цели: 1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации
для решения практических задач.
Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная
литература.
Инструктивная карточка
1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать
самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными
ресурсами на примере зоны степей.
2. Результат работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в
табличной форме.
Годовое
количество
осадков
Практическая работа 15:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт,
анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и
размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны,
относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской
языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России.
В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города—миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются
особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните
причины различий показателя плотности населения для разных регионов
России.
Практическая работа 16:
Определение и анализ основных статистических показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных
территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать
представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской
Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный
показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002
года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний
период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время.
Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи
населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей
области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации.
Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях
естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните
его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста
населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав
населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную
литературу, заполните таблицу.
Численность городского
населения
Доля городского
населения
Численность сельского
населения
Практическая работа 17:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных
отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного
состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Субъекты федерации,
соответствующие ареалу
расселения
Русские
Украинцы
Белорусы
Немцы
Чеченцы
Кабардино—
балкарцы
Ингуши
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью
коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения
нашей страны.
Практическая работа 18:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной
структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать
информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России
сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена
добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные
районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 19:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать
представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Отрасли, входящие в
комплекс
Осуществление работ по
получению, хранению,
распространению научных знаний
Обеспечение вооруженных сил
новейшей военной техникой,
вооружениями, боеприпасами
Танкостроение,
самолетостроение,
радиотехническая
промышленность и т.д.
Обеспечение всех отраслей
экономики разнообразными
машинами и механизмами
Приборостроение,
судостроение,
автомобилестроение,
тракторостроение,
электроника и др.
Производство и распределение
энергии в разнообразных видах и
формах
Нефтяная, газовая, угольная
промышленность,
электроэнергетика
Металлургический,
химико—лесной
Производство конструкционных
материалов и химических веществ
Черная и цветная
металлургия, химическая
промышленность
лесоперерабатывающая
промышленность и др.
Производство, переработка и
доведения до потребителя
сельскохозяйственной продукции
Растениеводство,
животноводство, пищевая
промышленность, легкая
промышленность
Оказание разнообразных услуг
Транспорт, связь,
образование,
здравоохранение, банковские
услуги, ЖКХ и др.
Практическая работа 20:
Оценка природно—ресурсного потенциала России, проблем и перспектив
его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с
помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал
учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно—ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 21:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника,
справочных материалов с целью определения основных районов размещения
растениеводства и животноводства, определение факторов специализации
отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
1.Пшеница
а) озимая
б) яровая
Теплый климат,
увлажнение
Лесостепная и
степная зоны
Теплый климат,
увлажнение
степная зона,
предгорные
районы
Умеренный климат
увлажнение
Густонаселенные
районы
Лесная зона,
лесостепная
зона
Теплый климат,
увлажнение
Степная зона и
предгорные
районы
2.КРС
а) мясное
б) молочное
Лесостепь и
степь.
Лесная зона
Густонаселенные
Районы,
пригородные
районы
Лесная зона,
лесостепь,
степь
Не требовательны к
влажным кормам
(нужен корм ягель)
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов
России?
В России 11 часовых зон.
- Калининградское время. -1 час от московского, +2 UTС.
- Московское время +3 UTС.
- Самарское время. +1 мск, +4 UTС.
- Екатеринбургское время. +2 мск, +5 UTС.
- Омское время.+3 мск, +6 UTС.
- Красноярское время. +4 мск, +7 UTС.
- Иркутское время +5 мск, +8 UTС.
- Якутское время. +6 мск, +9 UTС.
- Владивостокское время. +7 мск, +10 UTС.
- Среднеколымское время. +8 мск, +11 UTС.
- Камчатское время. +9 мск, +12 UTС.
Чтобы определить поясное время в каком то пункте, нужно посчитать разницу в часовых зонах. Например, в Москве 15 часов. Иркутское время +5 мск. Т.е., когда в Москве 15 часов, в Иркутске будет 20 часов.
Если во Владивостоке 21 час, то в Екатеринбурге будет 16.00, так как разница между этими городами – 5 часов.
Опубликовано 29 февраля, 2020