Бизнес ,
02 ноя 2019, 14:00
0
Защита персональных данных помешала взысканию долгов за вывоз мусора
Региональные мусорные операторы столкнулись с трудностями при истребовании долгов через суд. Они обязаны указывать персональные данные должников, но не имеют права их получить
После вступления в силу закона, который обязал коммунальщиков при взыскании долгов через суд указывать персональные данные ответчиков, судебные приказы перестали работать, а взыскание усложнилось. Об этом РБК заявил гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев в интервью, публикация которого запланирована на вторник.
«Теперь, чтобы запустить судебную процедуру для взыскания долгов, нужны дополнительные данные. Легальной возможности их получить нет», — подчеркнул Буцаев. По его словам, дополнительная сложность, которая касается мусорной отрасли, — размер платы такой, что даже если истребовать долг за год, расходы на судебное разбирательство будут больше самого долга.
В конце 2018 года федеральным законом 451 были внесены изменения в том числе в процедуру подготовки судебных разбирательств по имущественным спорам.
Региональным операторам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) теперь нужен доступ к информации паспортных столов о количестве проживающих, а также информация собственника объекта для выставления корректных счетов за оказанные услуги и решения вопросов в судебном порядке, пояснил РБК представитель РЭО. Но регоператоры не являются операторами персональных данных и испытывают сложности с правильным выставлением счетов за услуги, а также с решением вопросов в судебном порядке, добавил он.
В июне 2019 года первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов внес законопроект, предполагающий, что организации ЖКХ смогут запрашивать персональные данные о пользователях своих услуг у госорганов (МВД и Росреестра) и управляющих организаций — ТСЖ, ЖСК. Предоставление информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг не предполагает согласия субъекта персональных данных, в отношении которого запрашивается информация, подчеркивается в документе. Отсутствие таких сведений сейчас создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности, указано в пояснительной записке к законопроекту.
Пока региональные операторы по вывозу мусора сталкиваются с «серьезной проблемой» неплатежей, подчеркнул Буцаев.
Заместитель гендиректора Российского экологического оператора Алексей Макрушин в конце октября заявил, что около 10% региональных операторов по вывозу бытового мусора находятся в «тяжелом финансовом состоянии» из-за неплатежей и низких тарифов. «Мы наблюдаем, что в регионах региональные операторы с такими тарифами очень скоро станут банкротами», — сказал он. По его словам, без поддержки они могут прекратить свое существование. «У нас на карандаше 21 региональный оператор», — добавил он. Всего в России были выбраны 245 региональных операторов, 215 из них уже приступили к работе.
По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светланы Бик, в бизнес-процессе вывоза мусора в России имеются серьезные «недостачи», которые операторы не могут перекрыть за счет кредитов. «Финансовая модель в нормальном бизнес-процессе не может выдержать недостачу в 30%», — сказала она. Решить проблему может пересчет тарифа за вывоз мусора, уверена она.
Вопросов о платежах за вывоз мусора поступает очень много.
1. «Договор не заключал, а квитанции приходят»
К сожалению, не удается освободиться от платы за вывоз ТКО по этому основанию. Судебная практика складывается не в пользу жильцов.
Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.
Есть реальные примеры, когда плату за вывоз мусора отменяли, установив, что услуга не оказывалась (Карталинский горсуд, Челябинская область, дело 2-559/2018).
2. «Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»
Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).
Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).
Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).
А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).
3. «В квартире никто не прописан — начисляют плату за мусор»
По Правилам № 354 плата за вывоз ТКО может начисляться по двум вариантам: либо по количеству жильцов, либо по общей площади жилого помещения.
Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).
А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.
Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.
Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).
Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).
Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).
И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).
Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.
Плата за сбор и вывоз бытовых отходов появилась в квартплате россиян с 1 января. И тут же вызвала немало вопросов. В первую очередь — из-за начисленных сумм. Следом отреагировали контролирующие органы, и это уже может стать проблемой для всей мусорной реформы.
100 тысяч за идею
Первая ласточка прилетела из Челябинска. В двухмиллионном городе около сорока человек пожаловались в местное управление Федеральной антимонопольной службы, что с них берут слишком много. Например, в квартире живёт три человека, а плата им приходит на пятерых. В УФАС, разумеется, встали на сторону горожан. И предписали региональному оператору «Центр коммунального сервиса» точно установить, сколько людей проживает как постоянно, так и временно в каждой квартире города. И даже уточнили: «любыми доступными способами». Срок сначала назначили до 31 мая, потом продлили до 30 июня. Он на исходе, но работа не выполнена.
Оказалось, что «любых доступных способов», которые были бы ещё и законными, нет. Сотрудники челябинского экологического портала «Пчела» даже провели эксперимент: попытались собрать требуемые сведения в управляющих компаниях, паспортных столах — им всюду отказывали, ссылаясь на закон о персональных данных. За неделю видеоролик об этом посмотрели 110 тысяч человек — челябинцев явно эта проблема волнует. «Пчела» пообещала заплатить 100 тысяч рублей тому, кто предложит легальный способ установить точное количество жильцов в квартирах. Идей пока не поступало. А сотрудники портала признались, что и не надеются их услышать: законных методов обойти защиту персональных данных нет.
Эта история вполне может повториться ещё в 59 регионах России, где тоже выбрали подушевой тариф за вывоз отходов, когда плата рассчитывается от количества людей, живущих в квартире.
Люди или метры?
Тем временем в самом Челябинске ждут последствий. Город едва оправился от прошлогоднего кошмара, когда мусор вообще не вывозили: переполненную городскую свалку по требованию Минприроды закрыли как не отвечающую нормам, а предприятия, работающие с отходами, предпочли разорвать договоры с управляющими компаниями, чем гонять машины на полигон в 70 километрах от Челябинска. Мэрия нашла нового оператора — тот самый «Центр коммунальных услуг». Мусор опять начали вывозить. Но если санкции УФАС парализуют работу, город снова превратится в помойку.
В самом «Центре коммунального сервиса» напомнили, что по Жилищному кодексу не они должны считать людей, а УК обязаны предоставлять им сведения, необходимые для начисления квартплаты.
«Однако в жизни эта норма не действует, — сообщили в пресс-службе челябинского оператора. — Мы рассылаем письма в адрес УК, ТСЖ с требованиями предоставить такие данные, однако в ответ либо получаем отказ, либо они вообще игнорируются».
Обращения в прокуратуру результата пока не дали. Правда, толку бы всё равно не было: в УК тоже не знают, сколько у них живёт людей. Исходя из их сведений, мусора должно получаться намного меньше, чем фактически вывозят из города. А значит, ситуация, когда в квартире зарегистрировано трое, а живёт пятеро, встречается намного чаще, чем наоборот. Только эти люди не жалуются, а молча платят меньше, чем должны.
Самарские «мёртвые души»
Проблема начисления платы за вывоз мусора проявилась и в Самарской области, где, как пишет «Комсомольская правда», регионального оператора по обращению с отходами уличили в том, что компания «прописала» в доме жителя села Утевка несколько лишних человек. Об этом стало известно после обращения мужчины в прокуратуру. Проверка показала, что заявителю начислили плату за 14 человек, притом что фактически в доме были зарегистрированы всего 5.
Как пишет агентство REGNUM, собираемость платы за вывоз мусора в Самарской области за пять месяцев года составила меньше 50 процентов. Такие данные привели на заседании общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды в губернской думе.
Депутат Самарской думы Михаил Матвеев считает, что такая низкая собираемость связана в том числе с отсутствием у регоператора адекватной базы жителей.
«Регоператор, начав свою деятельность, не имел базы персональных данных плательщиков. Для того чтобы её корректно получить, он должен был чуть ли не от самих граждан получить согласие на то, что они предоставляют ему свои данные. В конечном итоге, какими они базами пользовались, до конца не понятно, как и то, насколько это было законно — передача частной компании персональных данных. Но мы знаем, что с этой базой у них огромная путаница. Есть немало примеров, когда люди получали счета с абсолютно неадекватным либо количеством прописанных, либо количеством квадратных метров, либо ещё с чем-то таким», — пояснил депутат корреспонденту ИА REGNUM.
Впрочем, от подобной ситуации застрахованы 11 регионов, где решили, что платить за вывоз мусора лучше исходя из площади жилья. Тут тоже есть подвох: тот, у кого три квартиры, платит, будто живёт во всех трёх сразу. С другой стороны, торжествует социальная справедливость: богатые платят больше. Да и информация о площади квартир в отличие от сведений о жильцах не относится к персональным данным. Когда законодатель даёт субъектам Федерации право выбора системы оплаты, это, конечно, хорошо. Но тут, по мнению экспертов, надо либо делать второй шаг и дать мусорным операторам законный инструмент выяснения точного количества жильцов — даже тех, кто его арендует, — либо определить, что способ оплаты может основываться только на открытых данных. Иначе — не логично.
Причём затягивать с решением проблемы нельзя, так как она может ещё сильнее обостриться, когда мусорная реформа коснётся городов федерального значения.
(Оренбург) 28.12.2018 Рубрика: ЖКХ
Оплата вывоза мусора
У меня частный дом, свой контейнер под мусор. Я не подписывал ни с кем договор на вывоз мусора. С нового года администрация города уведомила, что будут взимать с каждого жителя по 120 руб. за вывоз мусора, а у меня трое несовершеннолетних детей. Если я оплачу хоть одну квитанцию за вывоз мусора, то автоматически даю свое согласие. Что мне грозит, если я не буду оплачивать вывоз мусора?
Дмитрий Бурняшев
Консультаций: 156
Раздел XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), посвящен предоставлению коммунальной по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Ранее данная услуга называлась, как правило, «вывоз мусора или твердых бытовых отходов» и входила в разряд жилищных услуг. Изменения были обусловлены проведением на территории России «мусорной реформы».
Согласно п. 148 (1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Эта же норма предусматривает, что договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (действия, которые свидетельствуют о воле лица заключить сделку, к таким действиям относят в том числе оплату услуг).
Однако отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освободит от оплаты услуг по вывозу мусора по следующим причинам.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.
Во-вторых, согласно п. 148(11) Правил региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Это означает, что вне зависимости от наличия между потребителем и региональным оператором договора услуга должна оказываться.
В-третьих, наличие мусора (ТКО) будет всегда по объективным причинам, поскольку в процессе жизнедеятельности так или иначе возникают бытовые отходы.
В итоге можно сделать выводы.
1. Услуга по вывозу мусора официально называется «обращение с твердыми коммунальными отходами».
2. Договор на вывоз мусора заключается как в письменной форме, так и путем совершения гражданами действий, подтверждающих волю заключить договор и пользоваться услугой.
3. Услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в отношении собственников и пользователей домовладений со дня возникновения на дом права собственности или иного права проживания в доме у граждан, вне зависимости от договорных отношений с потребителями.
Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.
Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.
Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме. Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?
Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?
Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?
Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.
Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.
В частном секторе кроме собственников домов передать информацию о зарегистрированных людях просто некому. Поэтому собственники сами должны сообщить регоператору, сколько человек живет в доме. Но то, что вы не передали данные о прописанных, конечно, не дает оператору права указывать лишних людей в квитанции.
Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.
Объясню эту сложную систему в деталях.
Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем
Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.
Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.
Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.
В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:
- вы заключили обычный письменный договор, то есть обратились в офис регоператора и попросили выдать подписанный им документ. Один подписанный экземпляр остается у вас, один — у регоператора;
- вы стали собственником дома, который находится в зоне работы того или иного регионального оператора. Бумажный договор необязателен, потому что договор считается заключенным как бы сам по себе;
Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.
Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.
Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.
То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.
Где коммунальщики берут сведения о проживающих
В многоквартирных домах сведения о собственниках регоператору обязаны передавать управляющая компания или ТСЖ. Они же обязаны компенсировать регоператору штрафы за неверные начисления в квитанциях, если ошибки появились из-за некорректных данных от УК и ТСЖ. Про эти штрафы я расскажу ниже. Но в частном секторе вся ответственность лежит на собственниках.
Чтобы уточнить данные по числу проживающих, лучше заключить письменный договор с регоператором. Так вы не только передадите информацию для начислений, но и сразу получите на руки документ со всеми условиями вывоза мусора. Для этого нужно подать региональному оператору заявление.
В заявлении укажите:
- Паспортные данные собственника дома.
- Номер телефона.
- Адрес дома и его общую площадь.
- Количество зарегистрированных по месту жительства людей.
- Сведения о субсидиях на ЖКУ.
К заявлению нужно приложить копии паспорта и документа о праве собственности на дом: выписки из ЕГРН или старого свидетельства о праве собственности.
В течение 10 рабочих дней вам должны выдать проект договора на вывоз ТКО. Чтобы подписать документ, обычно нужно прийти в один из офисов регоператора.
Ответственность коммунальщиков за ошибки в расчетах
Если вам приходит квитанция с начислениями на большее количество людей, чем прописано в доме, вы вправе требовать перерасчета на основании документов жилищного учета. В разных регионах они называются по-разному, часто это справка о составе семьи или справка о регистрации.
Если же количество прописанных в доме людей в квитанции указано верно, но на самом деле они там не живут, вы сможете получить перерасчет, только если подтвердите, что эти люди оплачивают вывоз мусора в другом месте. Например, если принесете справку, что дети временно зарегистрированы в вузовских общежитиях. Такой перерасчет делают только на шесть месяцев назад. Или если кто-то из членов семьи на 14 дней уезжал в командировку, то на основании проездных документов вам могут сделать перерасчет за 12 дней — за вычетом дат отъезда и возвращения.
Собственники квартир в многоквартирных домах могут требовать выплаты штрафа в свою пользу, если УК или регоператор необоснованно начисляли им дополнительные суммы. Размер штрафа — 50% от лишних начислений. Чтобы получить сумму штрафа, собственники должны написать заявление в свободной форме, которое регоператор обязан рассмотреть за 30 дней. Деньги на руки не выдают, но на сумму штрафа уменьшают долг или начисления в будущем. Это регоператор должен сделать в течение двух месяцев после письменного обращения.
Для собственников частных домов такой нормы нет, хотя потребовать излишне уплаченные суммы можно было бы по нормам гражданского кодекса о неосновательном обогащении. Но похоже, это не ваш случай: лишние начисления появились, потому что вы не представили сведения о прописанных в доме. Регоператор обязан все правильно пересчитать и списать пени — на этом все.
Чем грозит судебный иск от регоператора
Коммунальщики вправе через суд требовать уплаты долга. Долги за ЖКУ обычно взыскивают в приказном порядке. Это не обычный судебный иск, а ускоренный порядок рассмотрения дела: суд не вызывает должника, чтобы выяснить его мнение. Если по документам долг есть, то судья выносит приказ о взыскании.
Копию приказа направляют должнику — только после этого он узнает, что дело рассмотрел суд. У должника есть 10 дней, чтобы подать возражения. Если неплательщик это сделал, будет уже полноценное судебное разбирательство: участников вызовут к судье и выслушают мнение каждого.
Но бывает, что должник не получает приказ вовремя. Через 10 дней приказ отправляют приставам, а те списывают деньги с банковского счета или блокируют пустой счет.
Позже можно будет отменить судебный приказ и обжаловать списание денег с вашего счета, но это большая бумажная волокита. Поэтому лучше сразу разобраться с долгом и сходить с документами в офис регоператора. Ваш регоператор, кстати, готов делать перерасчет на основании фотографий документов, если прикрепить их в личном кабинете на сайте.
1. Что такое Региональный оператор по обращению с ТКО?
В России реализуется реформа в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами. Это одна из составляющих национального проекта «Экология». В соответствии с ней в каждом регионе РФ должна быть определена полномочная компания в сфере обращения с ТКО. В Саратовской области реформа стартовала 12 августа 2018 года, когда Региональный оператор (АО «Управление отходами») начал деятельность в левобережных районах области – Зона 1.
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг — введен новый раздел XV(1), полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с изменениями услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной. Это значит, что ежемесячная оплата услуги – обязанность и для физических лиц, и для юридических.
Региональный оператор обеспечивает транспортировку, обработку и захоронение только твердых коммунальных отходов 4-5 классов опасности.
Реквизиты организации:
Региональный оператор Саратовской области
Филиал АО «Управление отходами» в г. Саратове
ОКПО 27799497; ОГРН 1117746488232
ИНН 7725727149
КПП 645043002
Контактный телефон: 8 (8452) 25-64-90
Адрес организации:
410031, Саратов, ул. Валовая 2/10
E-mail: roso@uo-system.ru
сайт: https://www.regoperator.ru/
Зона деятельности Регионального оператора
К зоне деятельности 1 отнесены все районы Левобережья, Вольский и Хвалынский районы, а также г. Саратов.
К зоне деятельности 2 отнесены все районы Правобережья, кроме Вольского и Хвалынского районов, а также г. Саратов.
2. Что такое ТКО?
Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Отходы, образованные вне жилых помещений, не относятся к ТКО, например, ветки деревьев, кустарников, листва, ботва, навоз и пр.
3. Что такое КГО?
Крупногабаритные отходы (КГО) — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156)
Строительные отходы и отходы, образовавшиеся в результате капитального ремонта помещений и зданий, Региональный оператор не вывозит.
4. Кто должен заключать договоры на вывоз мусора?
В соответствии с ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» Регоператор по обращению с отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления в зоне деятельности Регоператора.
Собственниками ТКО являются:
собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 Жилищного Кодекса РФ);
собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.) (п.148(1) ПП №354);
управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 Жилищного Кодекса РФ);
собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 Жилищного Кодекса РФ).
Юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО.
Управляющие организации в соответствии со ст. 24.7 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить с Регоператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме и своевременно оплачивать услуги в соответствии с тарифом, установленным Комитетом государственного регулирования тарифов СО.
5. Какая периодичность вывоза ТКО, КГО?
Для ТКО:
— при температуре воздуха от +5 и ниже не должен превышать трое суток.
— при температуре от +5 и выше — не более одних суток.
(согласно п. 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», нормативам СанПиН 42-128-4690-88).
Для КГО – не реже 1 раза в неделю (согласно нормативам СанПиН 42-128-4690-88).
Для юридических лиц, заключивших договор с Региональным оператором, — сроки и периодичность вывоза ТКО указаны в договоре с оператором.
6. Как начисляется плата за услугу по обращению с ТКО?
Ежемесячная плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из размера тарифа и норматива накопления ТКО, которые установлены Комитетом госрегулирования тарифов и Министерством природных ресурсов Саратовской области соответственно. Исходя из них и численности конкретного населенного пункта определяется размер платы, которая выставляется.
7. Норматив накопления ТКО
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 47 от 5 февраля 2018 года.
ЗОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 |
ЗОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 |
|||||
Населенные пункты с численностью |
Норматив накопления |
Норматив накопления |
Размер платы |
Размер платы |
Размер платы |
Размер платы |
менее 1 тыс. человек |
0,0426 |
1,28 |
1,89 ₽ |
56,75 ₽ |
1,43 ₽ |
42,93 ₽ |
от 1 тыс. до 10 тыс. человек |
0,056 |
1,7 |
2,48 ₽ |
75,37 ₽ |
1,88 ₽ |
57,02 ₽ |
от 10 тыс. до 100 тыс. человек |
0,073 |
2,8 |
3,24 ₽ |
124,14 ₽ |
2,45 ₽ |
93,91 ₽ |
100 тыс. человек и более |
0,08 |
3 |
3,55 ₽ |
133,01 ₽ |
2,68 ₽ |
100,62 ₽ |
8. Кто устанавливает тариф на обращение с ТКО?
Единый тариф по 2-ой зоне на 2020 год установлен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.12.2019 г. № 48/1 — составляет 402,46 рублей за 1 кубометр ТКО.
9. Нужен ли каждому жителю договор в письменной форме?
Договор на услугу по обращению с ТКО с населением – это публичная оферта. Он опубликован в СМИ вместе с информацией о тарифе. После этого он считается автоматически заключенным с каждым домовладением. Заключение договора в письменной форме для собственников жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах не нужно.
10. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
Согласно Правилам обустройства мест накопления ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039), обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.
11. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?
· Органы местного самоуправления: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (ч.2 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
· Управляющие организации по управлению многоквартирными домами: Должны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (п. 3.7.1 Постановления Госстроя РФ 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
12. Кто решает, где устанавливаются контейнеры?
Вопросы организации мест накопления (контейнерных площадок) в населенных пунктах, а также покупка самих контейнеров находятся в зоне ответственности органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. За ними же закреплена обязанность определения мест организации контейнерных площадок, ведения реестра мест накопления и размещения его в публичном доступе. Точка установки контейнерной площадки определяется районной администрацией с учетом плотности застройки и доступности контейнеров для обслуживающей спецтехники. Региональный оператор не вправе самостоятельно устанавливать контейнеры, его обязанность – осуществлять транспортирование ТКО с мест накопления, определенных органами местного самоуправления. Однако, местные жители в праве обратиться в администрацию с инициативой об их переносе при соблюдении вышеназванных требований.
13. Как платить за услугу по обращению с ТКО?
Оплатить услугу по обращению с ТКО по отдельному платежному документу без комиссии возможно в личном кабинете на сайте «Городского расчетного центра» https://саррц.рф/ и на сайте «ПлатежЦентра» https://платежцентр.рф/.
Оплата с комиссией также принимается в отделениях «Почты России», «Сбербанка» и других кредитных учреждениях.
14. Откуда у Регионального оператора данные физических лиц для начисления платежей?
База данных абонентов формировалась на основании сведений, полученных из открытых источников информации. Сведения о правообладателе, а также информация об объекте недвижимости закреплены в Росреестре и находится в свободном доступе.
В случае если собственник не согласен с информацией, размещенной в квитанции, он в праве предоставить иные сведения, которые будут подтверждены документально.
15. Какие документы необходимо предоставить для проведения перерасчета?
Для корректного начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений на лицевой счет
необходимо предоставить специалисту СарРЦ следующие документы:
— копия правоустанавливающего документа на жилое помещение (свидетельство о праве собственности/договор социального найма /выписка ЕГРН);
— паспорт (документ, удостоверяющий личность);
— копии чеков об оплате (для решения вопросов о зачислении денежных средств на лицевой счет);
— копия справки с места жительства (скан или ксерокопия домовой книги).
— документ, подтверждающий временное отсутствие.
Кроме того можно обратиться по телефону (8452) 39-02-27 (по вопросам начислений за услугу «Обращение с TKO»)
16. Как и кому предоставляются льготы и субсидии?
Льгота предоставляется на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Ряд категорий граждан имеют право на льготы при оплате услуги по обращению с ТКО: ветераны труда, признанные на федеральном уровне, ветераны военной службы, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды боевых действий и приравнённые к ним граждане, Почетные граждане Саратовской области, а также жители, чьи расходы на оплату ЖКХ превышают максимально допустимую долю трат на этот вид услуг в совокупном доходе семьи.
За более подробной информацией необходимо обратиться в Министерство социального развития Саратовской области по телефону: 8 (8452) 65-39-22.
17. Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?
Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и СанПиН. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.
При обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра Региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, Региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы.
18. Я проживаю в сельской местности и у нас нет коммунальных услуг?
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги. (п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе и за обращение ТКО (п. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ).
19. Что будет, если я отказываюсь платить за вывоз мусора?
При возникновении задолженности в оплате услуги по обращению с ТКО срок более 3 месяцев региональный оператор в праве обратиться для взыскания задолженности через суд. В этом случае долг будет взыскан по решению суда, в том числе к оплате будут предъявлены судебные издержки и пени. Общий долг будет принудительно списан с банковской карты и банковского счета. Кроме того, судебные приставы наложить арест на движимое или недвижимое имущество должника вплоть до момента погашения задолженности.
20. Какой порядок действия юридических лиц при взаимодействии с Регоператором?
Каждое юридическое лицо, предприниматель, собственник нежилых помещений обязан иметь договор в письменной форме на услугу по обращению с ТКО с Региональным оператором. В соответствии с ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО действовали только до начала работы Регоператора — 12 августа 2018 года. После начала его деятельности оплата за услугу по обращению с ТКО может производиться только в адрес Регоператора. Все ранее действующие договоры на вывоз ТКО становятся неправомерными. Нормативы накопления ТКО для каждой категории юрлиц и предпринимателей установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 47 от 5 февраля 2018 г. «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области».
Сведения о не оформивших договоры юридических лицах и предпринимателях передаются Регоператором в надзорные органы для последующего привлечения к административной ответственности. Отсутствие договора также грозит штрафными санкциями.
В случае возникновения просроченной задолженности 2 и более месяцев Региональный оператор начинает процесс взыскания задолженности через суд. В этом случае должник по решению суда погашает не только основную сумму долга, но и пени, судебные издержки и пр. Также должнику могут наложить арест на банковские счета организации, произвести принудительное списание средств с них, наложить арест на движимое и недвижимое имущество.
По материалам сайта: svyatslav.ru
Что делать, если компания по вывозу ТКО выставляет квитанции по количеству прописанных в частном доме по устаревшим данным?
Ответы на вопрос:
Добрый день!
Вам нужно подать претензию с требованием пересчета.
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте! Для начала напишите заявление о перерасчете, приложив подтверждающие документы. Если перерасчет не сделают, то пишите жалобу в жилищную инспекцию.
Вам помог ответ?ДаНет
Спасибо. Но в теме вопроса помечено: как избежать перерасчета?. Дело в том, что родственники прописались и не знали, что нужно самостоятельно подавать данные в компанию по обращению с ТКО.
Вам помог ответ?ДаНет
При непредоставлении данных в компанию по обращению с ТКО вы избежите перерасчета.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Откуда квитанция за вывоз мусора в данном случае?
В частном доме были прописаны трое, в 2013 году по причине смерти один был выписан, но оплату за электроэнергию и вывоз тбо до сих пор производят за троих. ОДИН ПРОПИСАННЫЙ ИНВАЛИД 3 группы, оформлена скидка на 50%.Но все равно ничего не делается. И еще откуда обслуживающая компания по вывозу мусора берет данные о прописанных и имеют ли они право присылать квитанции бездоговора на обслуживание.
Где взять справку о прописанных в частном доме?
Каким образом доказать что в частном доме прописано и проживает 2 человека, а не 3 как указано в квитанции за вывоз мусора. Справки о составе семьи теперь не выдают, домовые книги отменены, в миграционной службе дают справке не общие, а на каждого в отдельности т.е. что за документ предъявить в мусорную компанию о количестве прописанных в частном доме.