Перечислите реквизиты акта прокурорского реагирования

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правовые средства проку­рорского реагирования

Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры:

    1. к их устранению и недопущению в буду­щем;
    2. к привлечению к установленной законом от­ветственности виновных лиц.

Правовые средства проку­рорского реагирования на нарушения законов (правовые средства проку­рорского надзора) предусмотренные законодательством, регулирующим прокурорский надзор, специфические полномочия прокуроров, т.е. права и обя­занности, обеспечивающие устранение нарушений зако­нов, а также совершаемые в установленном порядке действия по устра­нению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответствен­ности виновных лиц

Виды средств прокурорского реагирования (по своему внешнему выраже­нию, порядку применения):

1) общие для всех от­раслей прокурорского надзора и участков деятельности про­куратуры:

    • опротестование про­тиворечащих закону актов;
    • внесение представлений об уст­ранении нарушений законов.

2) специфические, характерные для отдельных отраслей надзора и участков деятельности:

    • дача заключений;
    • заявление ходатайств прокурором в суде.

Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним

Средства реагирования реализуются посредством пись­менных или устных актов прокурорского надзора, основны­ми из которых являются:

    1. протесты;
    2. представления;
    3. поста­новления;
    4. предостережения.

Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в по­рядке уголовного судопроизводства, установлена письмен­ная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.

Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обла­дает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, вос­становить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.

Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответ­ственности виновных лиц.

Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распоряди­тельный характер, обязывающий органы дознания и след­ствия выполнить определенные действия.

Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным ли­цам в связи с определенными фактами (нарушениями зако­нов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным за­коном образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное со­ставление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий проку­роров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:

    • характера нару­шений законов, их причин;
    • распространенности нарушений;
    • вредных последствий, вызванных нарушением законов;
    • сте­пени вины правонарушителей.

Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и из­бираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наи­более быстро в плане устранения и предупреждения нару­шений законов.

Требования к актам прокурорского реагирования:

    1. своевременность;
    2. оперативность;
    3. обоснованность;
    4. упреждающий характер;
    5. комплексность;
    6. реальность и адекватность;
    7. дополненность мерами пре­дупредительно-профилактического характера.

Опротестование правовых актов, противоречащих закону

В случаях выявления правовых актов или их отдель­ных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» приносит протест

    • в орган или должностному лицу, ко­торые издали эти акты, либо
    • в вышестоящий орган или вы­шестоящему должностному лицу или
    • обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодатель­ством.

Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают, что протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болез­ненно, чем направляемые в суды заявления о признании со­ответствующих актов недействующими.

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издав­шим незаконный акт; в протесте наряду с другими вопроса­ми ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностного лица, издавшего незаконный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов, а так­же, когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного наруше­ния закона.

Если же имеются основания полагать, что протест про­курора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест останется неудовлетворенным и не имеется воз­можности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган, а также если при рассмотрении заявления в суде нарушение закона будет установлено в более короткие сроки, прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

Практикой и юридической наукой выработаны обяза­тельные реквизиты протеста:

    1. наименование органа или дол­жностного лица, которым вносится протест;
    2. название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается;
    3. краткое изложение содержания неза­конного акта;
    4. изложение существа нарушений;
    5. ссылка на закон, который нарушен;
    6. предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.;
    7. указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
    8. должностное положение и классный чин прокурора, при­несшего протест, и его подпись.

В тех случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом, в соответствии с требова­ниями ст. 23 ФЗ  прокурору сообщается о дне заседания этого органа. Сложилась практика выступлений прокуроров на сессиях представительных органов и заседа­ниях администрации с обоснованием внесенных протестов, дающих положительные результаты. В этих случаях проку­рор имеет возможность ответить на вопросы депутатов и других лиц, разъяснить требование закона и сущность допу­щенного нарушения, его вредные последствия и тем самым способствовать принятию решения о признании акта недей­ствующим.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение пред­ставительного органа — на ближайшей сессии. При исключи­тельных обстоятельствах, требующих незамедлительного ус­транения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Более оператив­ной отмене незаконных актов может способствовать принесе­ние прокурором устных протестов, обладающих такой же юридической силой, что и письменные протесты. Устные про­тесты обычно приносятся в ходе проверки. При этом к мате­риалам проверки необходимо приобщать копию незаконного акта или его отдельного предписания и копию акта, его отме­няющего. Незаконные устные акты подлежат опротестова­нию прокурором в обычном порядке.

Из смысла само­го опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с зако­ном незаконного акта. , а также конкретные требования прокурора по устранению допущен­ного нарушения закона (устранить вредные последствия, вызванные изданием акта, прекратить противоправную дея­тельность, возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.).

Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необос­нованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявле­нию обычно прилагаются:

    • копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
    • копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
    • решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в со­ответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российс­кой Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд.

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о при­знании правового акта недействующим, может быть оспоре­но им в кассационном порядке.

Внесение представлений об устранении нарушений закона

Представление является наиболее часто применяе­мым средством реагирования прокурора на нарушения зако­на. Оно в соответствии со ст. 24 ФЗ вно­сится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допу­щенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе обстоя­тельно проведенной прокурорской проверки или несколь­ких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

В описательной части представления обычно перечисля­ются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их со­вершении или потворствующие этому.

Представление явля­ется универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по пре­имуществу правового характера, направленные как на уст­ранение и предупреждение нарушений законов и способ­ствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

Особое внимание при подготовке представлений обра­щается на их юридическую обоснованность, достовер­ность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представ­лениях, должны быть тщательно проверенными. Предло­жения, включаемые в представления, должны быть конк­ретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предуп­реждению.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целе­сообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего долж­ностного лица на выявленные нарушения в подведомствен­ном органе, то представление следует внести в адрес выше­стоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление долж­но быть рассмотрено органом (должностным лицом), кото­рому оно адресовано, с принятием конкретных мер по уст­ранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщает­ся в письменной форме прокурору. При рассмотрении пред­ставления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом засе­дании в обоснование внесенного представления.

На основе анализа практики исполнения законов и в осо­бенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные пред­ставления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представле­ниях обычно прокурором предлагаются меры, направлен­ные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. В них может ста­виться также вопрос о привлечении к дисциплинарной от­ветственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

Вынесение прокурором постановлений

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственнос­ти, и решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом, прокурор выносит мотивиро­ванное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Такое по­становление может выноситься как в отношении должност­ных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении имеет определенное це­левое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствую­щего органа или должностного лица к допущенному нару­шению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответ­ственности виновного в целях пресечения и предупрежде­ния в будущем противоправных действий.

Постановление содержит следующие реквизиты:

    • наиме­нование «постановление», дату и место его вынесения;
    • дол­жность и фамилию прокурора;
    • описание обстоятельств на­рушения со ссылкой на закон, который нарушен;
    • указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
    • пред­ложение прокурора о наложении административного взыс­кания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
    • наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
    • ссылка на необходимость уведомления проку­рора о времени и месте рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении;
    • должность, классный чин, фами­лию прокурора и его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассмагривается в сроки, установленные КоАП РФ для конкретных составов административных пра­вонарушений.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурор­ского надзора за исполнением законов признаков преступ­ления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит поста­новление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по правилам, установленным УПК РФ.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подверг­нутых административному задержанию или аресту несудеб­ными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления об освобождении из-под стражи лица, аре­стованного в административном порядке.

Военные прокуроры в случаях выявления военнослужа­щих, незаконно содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисциплинарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося моти­вированное постановление об освобождении из-под стра­жи военнослужащего, незаконно содержащегося на гаупт­вахте.

Принятие прокурором мер к возмещению материаль­ного ущерба (вреда), причиненного правонарушениями

В этих целях прокуроры нередко в представлениях об устране­нии нарушений закона ставят вопрос о привлечении к матери­альной ответственности работников, виновными действиями которых причинен ущерб государственным, и муниципаль­ным предприятиям.

Прокуроры требуют также в устной или письменной формах, в том числе и путем постановки соот­ветствующего вопроса в представлениях, чтобы государ­ственные органы, и в первую очередь органы контроля, предъявляли иски в суды и арбитражные суды, включая и регрессные иски о взыскании материального ущерба, причи­ненного нарушениями законов. Установив, что руководители государственных органов не принимают меры к возмеще­нию материального ущерба, прокурор реагирует на это, вплоть до постановки вопроса о привлечении к дисциплинар­ной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.

Прокуроры вправе предъявить иски в суды и арбитраж­ные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений. Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процессуального права и доказательства, подтверждающие заявленные требования. Форма и содержание этих документов должны соответство­вать требованиям, предусмотренным гражданско-процессу­альным и арбитражно-процессуальным кодексами.

Объявление предостережений о недопустимости на­рушения закона

Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»  прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, законо­датель совершенно определенно высказался в том, что:

    1. правом объявления предостережения облада­ют только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
    2. предостережение объявляется только долж­ностным лицам;
    3. предостережение объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
    4. предостережение объявляется только в письменной форме;
    5. предостережение применяется в целях предуп­реждения правонарушений.

Положения ст. 251 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или об­щественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредствен­но обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъяс­няет должностному лицу требования соответствующих пра­вовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необ­ходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправ­ные действия не будут прекращены. Поэтому предостереже­ние правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствую­щих законов должностным лицам, нарушенных ими, повы­шения их правовых знаний.

Продолжение противоправной деятельности либо совер­шение нового правонарушения после применения к долж­ностному лицу предостережения должно влечь за собой бо­лее строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рас­сматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Как
составляющая средств прокурорского
реагирования, акты прокурорского
реагирования, выполняют особое
предназначение, являясь важнейшим
инструментом прокурора в деле обеспечения
исполнения закона.
Анализ
дефиниций «средства прокурорского
реагирования» и «акты прокурорского
реагирования» свидетельствует о том,
что они взаимосвязаны, но не далеко
тождественны. Определенной проблемой,
обуславливающей различие данных правовых
средств прокурора, является то что,
законом не определено и не закреплено
в конкретной правовой норме, как само
понятие акта прокурорского реагирования,
так и форма его выражения. Отсюда
многочисленные интерпретации данного
порового явления среди различных ученых
России как советского, так и постсоветского
периода.
Определение
понятия актов прокурорского реагирования
обусловлено полномочиями прокурора.
Именно полномочия прокурора представляют
собой тот критерий, который дает
возможность определить их характерные
черты и отличить от иных средств
обеспечения исполнения закона находящихся
в арсенале органов прокуратуры РФ.

Акты
прокурорского реагирования должны
соответствовать требованиям:

законности,
которая является основным требованием
к любому акту прокурорского
реагирования;

императивности,
т.е. содержать обязательное регламентированное
законом требование о его рассмотрении,
исполнении, а в предусмотренных
законом случаях письменном сообщении
прокурору о результатах рассмотрения
акта;

-оперативности,
под которой понимаются предусмотренные
законом сроки внесения акта, рассмотрения
его адресатом и направления прокурору
уведомления о результатах его рассмотрения;

индивидуальности,
в соответствии с которой акт прокурорского
реагирования является отдельным
самостоятельным по содержанию отличающейся
от других. Индивидуальные отличия
конкретного акта заключается не в
причислении его к определенному виду
актов прокурорского реагирования,
(протест, постановление, предостережение
и т.д.), а в его фактической и юридической
регламентации (фактических данных,
время, место, субъект, характер
правонарушения, конкретные причины и
условия совершения правонарушения и
т.д.);

убедительности,
что обеспечивается юридической
и фактической аргументацией,
профессиональной (юридической)
грамотностью (имеется в виду правовая
квалификация нарушения закона, надлежащее
толкование нарушенных норм права,
подлежащих применению), указаниями
на последствия, а также избежанием
ошибок, логической грамотностью
(объективное изложение фактов, правильная
оценка, выводы), стилистической,
синтаксической, орфографической
грамотностью, а также надлежащим
техническим оформлением (поля, красная
строка, реквизиты);

результативности,
в соответствии с которой, применение
акта должно фактически устранять
выявленные нарушения закона, восстанавливать
нарушенные права субъектов, привлекать
виновных лиц к предусмотренной
законом ответственности.

письменности,
поскольку
любой акт прокурорского реагирования
составляется по установленной
письменной форме;

субъектности,
включающий в себя два компонента.
Во-первых, это должностные лица, которые
вправе применить тот либо иной акт
прокурорского реагирования. Во-вторых,
круг субъектов, в отношении которых
могут быть применены акты прокурорского
реагирования.

опосредованности,
сущность которой сводится к тому, что
прокурор, не наделен компетенцией
самостоятельно устранять выявленные
нарушения закона, а обязан направлять
предусмотренные законом акты прокурорского
реагирования, содержащие требования
об устранении выявленных нарушений
закона, компетентным органам или
должностным лицам.

В
соответствии с действующим законодательством
адресат, которому направлен акт
прокурорского реагирования, обязан в
установленный законом срок его рассмотреть
и направить прокурору письменное
сообщение о результатах рассмотрения
и принятых мерах. Требования же, касающиеся
устранения выявленных прокурором
нарушений закона, не являются для
адресата обязательными для исполнения.
Приведенное суждение на первый взгляд
кажется нелепым и некорректным, в связи
с чем, требует особого внимания и
разъяснения.

В
действующем законе о прокуратуре
содержится специальная 6 статья, в
которой прямо указывается на то, что
требования прокурора, вытекающие из
его полномочий, перечисленных в ст. 9.1,
22, 27,30,33 подлежат обязательному исполнению.
Но это не означает, что любое требование
прокурора, изложенное в акте прокурорского
реагирования, подлежит обязательному
исполнению. Исполнению подлежат лишь
законные (в самом широком смысле данной
дефиниции) требования прокурора.
Следовательно, право оценивать требования
прокурора с точки зрения его законности
и решать вопрос об удовлетворении этих
требований (с возможными негативными
последствиями, которые обязательно
наступят для субъекта, в случае признания
требований прокурора законными) остается
за адресатом. При этом адресат должен
понимать, что в случае невыполнения им
требований прокурора, изложенных в акте
прокурорского реагирования и признания
в последствии судом этих требований
законными, он будет привлечен к
предусмотренной законом ответственности
за неисполнение законных требований
прокурора.

В
литературе, к числу требований к актам
прокурорского реагирования относят
также комплексность и законченность.
Акты прокурорского реагирования должны
быть упреждающими, достаточно острыми,
маневренными, адекватными, дополняться
мерами предупредительно-профилактического
характера. Лишь при этом меры
прокурорского воздействия будут наиболее
результативны.

Исходя
из изложенного, акты
прокурорского реагирования — это
специфические правовые средства
прокурорского реагирования на выявленные
нарушение закона, применяемые в
установленном законом порядке
компетентными должностными лицами
органов прокуратуры в ходе осуществления
своих надзорных и ненадзорных полномочий.

Акты
прокурорского реагирования подразделяют:

-по сфере
применения, на общие
и специальные
;

-по
характеру, на предупредительные,
пресекательные и карательные.

Общие
акты

как средства прокурорского реагирования
на выявленные нарушения законности
применяются во всех направлениях
прокурорской деятельности направленной
на обеспечение исполнения закона.

Специальные
акты

характерны для отдельных направлений
деятельности прокуратуры.

Предупредительные
акты

направлены на предупреждение возможного
нарушения закона (например, предостережение).

Пресекательные
акты

применяются в качестве правовых средств
пресечения пролонгированных, длящихся
нарушений закона.

Карательные
акты

направленны на привлечение виновных
лиц к установленной законом
ответственности (например, постановление
о возбуждении производства об
административном правонарушении.

Как
показывает практика, применение того
либо иного акта прокурорского реагирования
обусловлен проявлением в прокурорской
деятельности принципа целесообразности
и зависит от характера выявленных
нарушений законов, обстоятельств их
совершения, распространенности нарушений
закона, наступивших негативных
последствий, степени вины лица, нарушившего
закон.

Квалифицированное
составление и надлежащее применение
актов прокурорского реагирования,
четкое изложение в них требований
прокурора, направленных на обеспечение
исполнения закона, является неотъемлемым
условием прокурорской деятельности.

Действующий
закон о прокуратуре РФ включает в
себя нормы, регулирующие пять видов
актов прокурорского реагирования:
протест (ст. 23 и п.3 ст. 36); представление
(ст. 24); постановление о возбуждении
производства об административном
правонарушении (ст. 25); предостережение
о недопустимости нарушения закона
(ст. 25.1), требование об изменении
нормативного правового акта (ст. 9.1).

Протест представляет
собой официальное возражение прокурора,
вынесенное от имени государства,
обращенное к органам государственной
власти, управления, коммерческим и
некоммерческим структурам, должностным
и приравненным к ним лицам, суду, по поводу
принятия незаконных правовых актов
об их отмене или изменении.

В
зависимости от функциональной
принадлежности различают протест:


применяемый в порядке осуществления
надзорной функции прокуратуры:

-приносимый
на судебное решение по делу об
административном правонарушении.

Протест
применяемый в порядке осуществления
надзорной функции
преследует
две цели:


устранение
нарушения закона в незаконном правовом
акте и их последствий;


восстановление нарушенных прав
поднадзорных субъектов.

Цели
протеста определяют его структуру
содержание. Структура протеста, состоит
из четырех частей:

вступительной —
содержит сведения об адресате,
наименовании акта и предмете
опротестования;

описательной —
излагается описание содержания
незаконного правового акта либо его
части;

мотивировочной.
Это главная часть протеста, в которой
прокурор убеждает адресата в необходимости
отмены или изменения незаконного
правового акта, указывает нормы
нарушенного закона;

резолютивной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
есть связующее звено, в котором содержится
указание на изложенное и норму
права, предусматривающую полномочия
прокурора на принесение протеста
(ст. 23 и п.3 ст. 36 закона о прокуратуре
РФ).

Резолютивная
часть протеста приносимого в порядке
осуществления надзорной функции
прокурора начинается со слов
«требую» и состоит из требовательного
и распорядительного компонентов.

Требовательный
компонент, включает в себя:

во-первых,
указание прокурора об отмене
или изменении незаконного правового
акта;

во-вторых,
требование о восстановлении нарушенных
прав и охраняемых законом интересов
граждан;

в-третьих,
устранения последствий незаконного
правового акта.

Распорядительный компонент
содержит указание прокурора
об обязательности рассмотрения
протеста в предусмотренный законом
10-дневный срок, и незамедлительном
сообщении прокурору о принятых мерах.
В случае, когда протест направляется
коллективному органу, прокурор требует
о сообщении ему времени рассмотрения
протеста, для решения вопроса и принятии
личного участия в заседании органа,
рассматривающего протест.

Протест
приносимый на незаконный судебный акт
вынесенный по административному делу
представляет собой официальное возражение
прокурора, вынесенное от имени государства,
обращенное к суду по поводу принятия
незаконного судебного акта об его отмене
или изменении.

Протест
приносимый прокурором на судебный акт
по делу об административном правонарушении
(п.3 ст.36 закона о прокуратуре РФ),
преследует цель отменить или изменить
незаконное постановление судьи по делу
об административном правонарушении,
он является ненадзорным актом прокурорского
реагирования, что обусловлено
независимостью судов.

Структура
ненадзорного протеста прокурора и
состоит из следующих частей:

вступительной,
содержащий сведения о суде, в который
направляется представление, наименовании
судебного акта и предмете опротестования;

описательной,
излагается описание содержания
незаконного судебного акта либо его
части;

мотивировочной,
в которой прокурор убеждает суд в
необходимости отмены или изменения
незаконного судебного акта, указывает
нормы нарушенного закона;

-заключительной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения. Она начинается
со слова «предлагаю» и включает в себя
предложение прокурора об отмене или
изменении незаконного судебного акта.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
протеста есть связующее звено, в котором
содержится указание на изложенное и
норму права, предусматривающую полномочия
прокурора на принесение протеста
(соответствующие нормы КоАП РФ, в которых
содержится право прокурора на принесение
протеста).

В
резолютивной части протеста, приносимого
прокурором на постановление судьи по
делу об административном правонарушении
(п.3 ст.36 Закона о прокуратуре) прокурор
предлагает суду изменить либо отменить
незаконное решение по административному
делу.

Заканчивается
протест указанием даты его направления,
наименования, классного чина, фамилии
и инициалов и подписью прокурора,
принесшего протест.

Представление
прокурора.

В соответствии с действующим
законодательством представление
прокурора представляет собой один из
разновидностей актов прокурорского
реагирования на выявленное нарушение
закона, приносимое уполномоченным
должностным лицом органов прокуратуры
в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенное нарушение
закона.

В
зависимости от функциональной
принадлежности представление прокурора
подразделяются на надзорные, приносимые
прокурором в порядке осуществления
своей надзорной функции, и ненадзорные,
приносимые прокурором при осуществлении
деятельности, по обеспечению исполнения
закона, но не связанной с осуществлением
надзора.

Представление
в порядке осуществления прокурорского
надзора — это имеющий своим предметом
совокупность нарушений законов надзорный
акт прокурорского реагирования вынесенный
от имени государства прокурором либо
его заместителем, адресуемый к компетентным
органам и должностным лицам,
с требованием его безотлагательного
рассмотрения и принятия в установленный
срок мер по устранению выявленных
нарушений законов, причин и условий,
способствующих им, а также привлечению
к установленной законом ответственности
виновных лиц и сообщения прокурору
в письменной форме о результатах
рассмотрения его требований и  принятых
мерах.

Представлению,
применяемому в порядке осуществления
прокурорского надзора свойственен
признак комплексности.
Суть комплексности состоит в том, что:


данный акт, как правило, приносится
не на одно единичное выявленное
нарушение закона, а на совокупность
нарушений законов (два и более).


в представлении приводятся не только
установленные факты нарушений закона,
но также причины и условия,
способствующие совершению данных
нарушений, и содержатся требования
принять конкретные меры, направленные
на их устранение.


указанное представление является
единственным актом прокурорского
реагирования, в котором прокурор
вправе поставить вопрос о привлечении
виновного лица к дисциплинарной
и материальной ответственности
(последней с согласия лица).

Следовательно,
комплексность как признак или особенность
представления прокурора, приносимого
в порядке осуществления прокурорского
надзора, заключается в целевом
назначении данного акта реагирования.
Его целью является разработка системы
мероприятий, реализация которых должна
привести к улучшению состояния
законности на поднадзорной органам
прокуратуры объекте.

Структура
представления, приносимого в порядке
осуществления прокурорского надзора
состоит из четырех частей:


вводной
части, включающей в себя адресат,
к которому обращается прокурор, его
полное и официальное наименование;


описательной,
в которой описываются факты нарушения
закона, дается характеристика состояния
законности на проверенном объекте.
Описательная часть данного представления
начинается с указания на источник
информации, послуживший основанием
проверки, затем излагаются количество
выявленных нарушений закона, степень
их тяжести, размер причиненного вреда,
дается динамика нарушений закона. Такое
подробное изложение оказывает позитивное
психологическое воздействие на должностное
лицо или орган, в адрес которого
внесено представление;


мотивировочной,
в которой анализируются выявленные
прокурором причины и условия,
способствующие совершению нарушений
закона. При этом, каждая причина
указывается и обосновывается отдельно
с приведением конкретных установленных
фактов и юридической квалификации
деяния. Все нарушенные законы
подразделяются на основные и примыкающие
к ним. Основные — сами нарушения
закона (факты выявленных нарушений),
примыкающие — причины и условия,
способствующие совершению основного
нарушения закона;


заключительной
части, состоящей из трех компонентов:
требовательного, — содержащего
требования прокурора о принятии мер
по устранении нарушений закона;
карательного — содержащего указание
на привлечение виновных лиц
к предусмотренной законом
ответственности; распорядительного —
содержащего указание на безотлагательное
рассмотрение представления, необходимость
принятия в месячный срок мер
по устранению и предупреждению
нарушений закона и указание
на обязательность письменного
сообщения прокурору о результатах
принятых мер.

Завершается
представление указанием даты его
вынесения, наименования прокурора, его
фамилии и инициалов, классного чина
и подтверждается его подписью.

Представление
может быть направлено любому компетентному
органу или должностному лицу, (вышестоящему
или контролирующему органу) способному
устранить выявленные в ходе проверки
нарушения закона. В этом отличие
представление прокурора приносимого
в порядке осуществления прокурорского
надзора от протеста прокурора, который
направляется только лицу, издавшему
незаконный акт.

Ненадзорное
представление прокурора.

Содержание данного акта прокурорского
реагирования существенно отличается
от представления прокурора, применяемого
в порядке осуществления прокурорского
надзора. Цель и содержание ненадзорного
представления, применяемого прокурорами
участвующими в рассмотрении судами дел
урегулированы действующим процессуальным
законодательством, обуславливающим
его виды, сроки и порядок применения.

Ненадзорные
представления прокурора определяются
как приносимые в суд официальное
заявления прокурора об отмене
или изменении конкретного, незаконного
судебного акта в целом либо в его
части.

Положив
в основу разграничения данных актов
прокурорского реагирования судебную
инстанцию и наименование судебного
акта, на который приносятся ненадзорные
(судебные) представления выделяют
следующие виды ненадзорных представлений:

— апелляционные;

— кассационные;

— надзорные;

— частные.

Структура
ненадзорного представления аналогична
протесту прокурора и состоит из следующих
частей:

вступительной
— содержащий сведения о суде, в который
направляется представление, наименовании
судебного акта и предмете обжалования;

описательной
— излагается описание содержания
незаконного акта либо его части;

мотивировочной
в которой прокурор убеждает суд в
необходимости отмены или изменения
незаконного судебного акта, указывает
нормы нарушенного закона;

заключительной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения.
Она
начинается со слова «предлагаю» и
включает в себя предложение прокурора
об отмене или изменении незаконного
судебного акта.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
есть связующее звено, в котором содержится
указание на изложенное и норму права,
предусматривающую полномочия прокурора
на принесение представления (соответствующие
процессуальные нормы в которых содержится
право прокурора на принесение
представления).

В
отличие от надзорного, ненадзорные
представления, приносимые прокурором
на судебные акты, не имеют признака
комплексности, следовательно, не является
комплексным актом прокурорского
реагирования. Цель ненадзорного
представления отмена либо изменение
незаконного правового акта, вынесенного
судом. Различаются и сроки рассмотрения
судом различных видов указанных
представлений. Так, в соответствии с
ст. 389.4 УПК РФ апелляционное представление
должно быть подано в 10-дневный срок со
дня постановления приговора или иного
решения суда. В соответствии
со ст. 389.10 УПК РФ рассмотрение
уголовного дела в апелляционном порядке
должно быть начато в районном суде не
позднее 15 суток, в верховном суде
республики, краевом или областном суде,
суде города федерального значения, суде
автономной области, автономного округа,
окружном (флотском) военном суде – не
позднее 30 суток и в Верховном суде
Российской Федерации – не позднее 45
суток со дня поступления его в суд
апелляционной инстанции. Кассационное
представление и надзорные преставления
рассматривается в соответствии со
ст.ст.401.2, 409.9 и 412.2, 412.6 УПК РФ.

Постановление
прокурора о возбуждении производства
об административном правонарушении —
это надзорный акт прокурорского
реагирования на выявленное
административное правонарушение, целью
которого является возбуждение деятельности
компетентных органов или должностных
лиц и привлечение виновных лиц
к административной ответственности.

Основанием
вынесения прокурором постановления о
возбуждении производства об административном
правонарушении является совершение
лицом административного проступка
деяния, за который законом предусмотрено
применение административного наказания.
Данный акт прокурорского реагирования
преследует две цели:

-во-первых,
привлечение виновного лица к административной
ответственности;

-во-вторых,
возбуждение деятельности соответствующих
компетентных органов или должностных
лиц, к которым обращается прокурор.

При
вынесении постановления прокурора о
возбуждении производства об административном
правонарушении необходимо установить
все обстоятельства правонарушения
(состав, субъект, должностное положение,
лица совершившего проступок, его возраст
(поскольку административная ответственность
наступает с 16 лет); место совершения
проступка; объект; объективная
и субъективная сторона проступка,
мотив, цель, форма вины, связь совершенных,
противоправных действий с наступившими
последствиями).

Указанное
постановление состоит из четырех
частей:

вводная,
включает в себя сведения о наименовании
акта, времени и месте его составления,
лице, его составившем, и источнике
информации о правонарушении;

описательная,
содержит подробное изложение обстоятельств
административного правонарушения. Все
факты, как правило, излагаются
в хронологической последовательности,
указываются время и место совершения
правонарушения, должностное положение
лица, какие действия были совершены,
потерпевшие и т.д. Заканчивается она
изложением доводов правонарушителя;

мотивировочная,
в которой излагается обоснование
наличия в действиях виновного лица
административного проступка. Указываются
нарушенные нормы материального
права, дается характеристика мотивов,
которыми руководствовалось лицо,
приводятся опровержения доводов
правонарушителя, дается оценка его
мотивов и методов, указываются нормы
административного права, предусматривающие
административную ответственность,
содержащиеся в КоАП РФ и других
нормативных правовых актах;


резолютивная,
содержащая в себе логические выводы
из предшествующего изложения и состоит
из двух компонентов: постанавливающего
и распорядительного.

Постанавливающий
компонент содержит указание прокурора
о возбуждении производства
об административном правонарушении
в отношении конкретного лица,
о необходимости его привлечения
к административной ответственности.

Распорядительный,
указание о направлении постановления
и материалов проверки компетентным
органам или должностным лицам,
уполномоченным принимать меры
административного воздействия. В данном
компоненте также содержится указание
на обязательность рассмотрения
постановления в установленный законом
15-дневный срок и посменном сообщении
прокурору о результатах рассмотрения
(ст. 29.6 КоАП РФ).

При
этом следует обратить внимание на то,
что резолютивная часть постановления
прокурора о возбуждении производства
об административном правонарушении
направляемое в суд (так же, как и в
протесте прокурора не решение суда,
вынесенное по делу об административном
правонарушении) не имеет распорядительного
компонента в связи что обусловлено
независимостью судов.

Как
и другие акты прокурорского реагирования,
постановление прокурора о возбуждении
производства об административном
правонарушении завершается указанием
наименования прокурора, его фамилии
и инициалов, классного чина и подписи.

Предостережение прокурора
о недопустимости нарушения закона —
это надзорный акт прокурорского
реагирования, направленный в будущее
и представляющий собой требование
прокурора, обращенное к должностному
и иному лицу, пытающемуся нарушить
закон, о недопустимости противоправных
действий и разъяснения последствий,
которые наступят в случае совершения
им таких действий.

Данный акт прокурорского реагирования
имеет превентивный (предупредительный),
характер и применяется в тех случаях,
когда нарушение закона еще не совершено,
но прокурору стало достоверно известно
о том, что конкретное должностное
либо иное лицо намерено совершить
нарушение закона (ст. 25.1 Закона
о прокуратуре).

Предостережение
о недопустимости нарушения закона
является самостоятельным надзорным
актом прокурорского реагирования, актом
индивидуального воздействия на должностных
и иных лиц, пытающихся совершить
единоличные противоправные деяния,
не влекущие по своей общественной
опасности административной или уголовной
ответственности, но способные
причинить вред гражданам либо
государственным или общественным
интересам.

Основная
цель предостережения прокурора
о недопустимости нарушения закона
заключается в пресечении и предупреждении
нарушения закона.

Данный
акт прокурорского реагирования
применяется лишь в том случае, когда
прокурору стало достоверно известно
о том, что конкретное должностное и
иное лицо намерено совершить нарушение
закона, т.е. лишь на основании тщательно
проверенных данных, исключающих
предположения, неясности и неточности.
Особенностью данного предостережения
является то, что его составление,
объявление осуществляется, как правило,
первыми лицами прокуратуры, прокурором
либо его заместителем, в кабинете
прокурора. Объявляется и вручается
данный акт прокурорского реагирования
под роспись соответствующего должностного
либо иного лица.

В
случае неисполнения законных требований
прокурора, изложенных в предостережении,
должностное и иное лицо, которому оно
было объявлено, может быть привлечено
к предусмотренной законом
ответственности.

Особенностью
данного акта прокурорского реагирования
является и то, что в подавляющем
большинстве случаев предостережение
применяется в отношении должностных
лиц. К иным лицам, в отношении которых
может быть применен указанный акт
прокурорского реагирования, относятся
лица, намеренные допустить нарушения
законодательства о противодействии
экстремистской деятельности.

Структура
предостережения о недопустимости
нарушения закона состоит из трех частей:

вводной,
включает в себя сведения о наименовании
акта; источнике информации о правонарушении;

описательной,
содержит данные о характере и правовой
квалификации будущего нарушения закона;

резолютивной,
содержащей требование прокурора о
недопустимости нарушения закона и
наступлении возможных негативных
правовых последствиях для нарушителя
закона.

Как
и другие акты прокурорского реагирования,
предостережение
о недопустимости нарушения закона
завершается указанием наименования
прокурора, его фамилии и инициалов,
классного чина и подписи, после чего
обязательно ставиться подпись лица,
которому было объявлено, вручено
предостережение.

К
актам прокурорского реагирования
следует отнести требование
прокурора
,
регламентированное ст. 9.1 Закона о
прокуратуре и ч.3 ст. 37 УПК РФ, а также
предусмотренные федеральным законом
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 2 июля
2013г.) «О противодействии экстремистской
деятельности» предупреждение
(ст. 7, 8) и решение
прокурора

(ст. 10).

Действующим
законодательством понятие и структура
данных правовых средств не урегулированы.

Вопроса
для самоконтроля

  1. Дайте
    определение правовой категории
    «правовые средства прокурора».

  2. На
    какие группы подразделяются правовые
    средства прокурора?

  3. Каково
    понятие прокурорской проверки и к
    какому виду правовых средств она
    относиться?

  4. Какие
    акты прокурорского реагирования
    вправе (обязан) вносить прокурор
    субъекта Российской Федерации?

  5. Каковы
    требования, предъявляемые к актам
    прокурорского реагирования?

  6. Каков
    срок рассмотрения протеста, представления,
    постановления прокурора, о возбуждении
    административного производства
    вносимого в порядке надзора?

  7. Какие
    непроцессуальные средства прокурорского
    реагирования вправе, обязан применять
    прокурор района?

  8. Назовите
    ненадзорные процессуальные правовые
    средства прокурора.

  9. Определите
    понятие сигнализационные средства?

Литература

1.Ергашев
Е. Р. К вопросу о понятии и классификации
правовых средств органов прокуратуры
в теории прокурорского надзора /
Е. Р. Ергашев // Российский юридический
журнал. — 2007. — № 1.

2.Ергашев
Е.Р. Представление как акт прокурорского
реагирования в уголовном судопроизводстве//
Уголовное право, 2007, N 4;

3.Ергашев
Е.Р. К вопросу о правовых средствах
прокурора, участвующего в рассмотрении
судами гражданских и арбитражных дел//
Арбитражный и гражданский процесс,
2007, N 7;

4.Ергашев
Е.Р. Представление как акт прокурорского
реагирования в уголовном судопроизводстве
Учебное пособие Екатеринбург, УрГЮА,
2008 г.

5.Ергашев
Е.Р. Предостережение о недопустимости
нарушения закона как надзорный акт
прокурорского реагирования Учебное
пособие Екатеринбург, УрГЮА, 2009 г

6.Ергашев
Е. Р., Корешникова Н.Р. Основные правовые
средства прокуратуры Российской
Федерации как инструмент обеспечения
исполнения закона: Монография:
Екатеринбург, 2010;

7.
Ергашев Е. Р. Протест прокурора: Учебное
пособие: Екатеринбург, 2010;

8.
Ергашев Е. Р., Пригорща П.А. Требование
прокурора как инструмент обеспечения
исполнения закона: Монография:
Екатеринбург, 2010;

9.
Григоренко В. Н., Демидов Н. К. Предостережение
о недопустимости нарушения закона:
Метод. пособие. М., 1986.

10.Настольная
книга прокурора под общей редакцией
Кехлерова С.Г., Капинус О.С.под научной
редакцией Винокурова А.Ю.: Москва, 2012;

Глава7

Организация
работы в органах прокуратуры Российской
Федерации

В
результате освоения данной темы студент
должен:

знать:
— понятие и виды организации работы в
органах прокуратуры РФ;


систему и виды мероприятий, составляющих
организацию работы в органах прокуратуры
РФ;


понятие распределений поручений,
принципы распределения поручений;


виды полномочий прокурора; понятие
планирования в органах прокуратуры РФ
его характерные черты и виды;

уметь:

-различать
виды организации работы в органах
прокуратуры РФ;

-определять
конкретные мероприятия надзорной и
ненадзорной деятельности прокуратуры;

-распределять
поручения, составлять индивидуальные
и перспективные и текущие планы.

владеть:
оперированием основными понятиями
организации работы в органах прокуратуры
Российской Федерации.

Администрация муниципального образования

Администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области

Интернет-приёмная

216100, Смоленская обл. п. Красный, ул К. Маркса, д. 16

8 (48145) 4-14-49

krasniy@admin-smolensk.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии