Статьи
Психология и педагогика
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. Кандидат социологических наук, психолог, член Тьюторской ассоциации Инна Карпенкова рассказала в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», как создаются в школе комфортные условия для ребенка с ОВЗ.
19 ноября 2018
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
-
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
-
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
-
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
-
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды:
-
Гуманистические ценности.
-
Ориентация на улучшение качества жизни.
-
Акцент не на результат, а на процесс.
-
Понимание целей инклюзии.
-
Исследовательская позиция.
-
Командная работа.
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Купить
Согласно профстандарту «Специалист в области воспитания. Тьютор», в задачи тьютора входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов.
Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды:
-
Формирование правильного отношения к детям с ОВЗ («Уроки доброты» от РООИ «Перспектива», личный пример).
-
Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.
-
Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.
-
Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).
Читайте ещё:
- Социализация детей с ОВЗ
- Инклюзивное образование детей-аутистов
- Оснащение кабинета для инклюзивного образования
- Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подготовка учителей к работе с детьми с ОВЗ
Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:
-
Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.
-
Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.
-
Если что-то пошло не так — сделать самому.
-
Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.
Информационная среда:
-
Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).
-
Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).
-
Индивидуальный учебный план.
Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ
Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:
-
Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).
-
Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).
-
Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).
-
Образование (дополнительное, индивидуальное).
-
Финансовое обеспечение семьи.
На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
#ADVERTISING_INSERT#
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-210 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют со стороны педагога дополнительную подготовку и особое внимание. Сейчас мы говорим не о коррекционных , а об общеобразовательных заведениях. У педагогов возникает много вопросов. Меняется ли количество человек в группе или классе, если в нем есть дети с ОВЗ? Сокращается ли количество рабочих часов? Какие компенсации можно получить?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили нормы по ОВЗ для педагогов. Сначала определим понятие «дети с ОВЗ». В ФЗ «Об образовании» написано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это лица с подтвержденными комиссией особенностями в физическом и (или) психологическом развитии, для обучения которых нужны дополнительные условия.
Сколько детей с ОВЗ должно быть в группе детского сада?
В составе группы
компенсирующей направленности должно быть не больше 6 человек (группа до 3 лет) и 10 (группа от 3 лет), если детям поставлен один из диагнозов: тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, умственная отсталость легкой степени, слабовидящие. Число детей в группах меняется в зависимости от диагноза, нормы по каждому прописаны в СанПин.
Согласно
п.1.12 СанПиН в комбинированных группах, где пребывают здоровые дети и дети с ОВЗ, должно быть не более 10 человек, в том числе не более 3 с ОВЗ (группа до 3 лет). В группах с детьми старше 3 лет количество варьируется от 10 до 17 человек, в том числе не более 3-5 детей с ОВЗ в зависимости от заболеваний.
Сколько детей с ОВЗ должно быть в начальной школе?
В законах нет отдельной информации по начальной, средней и старшей школе, она представлена в общем виде для 1-11 общеобразовательных классов. Это касается и учителей-предметников: у них те же нормы.
В
компенсирующих классах максимальное количество учащихся – 20 человек. Это зафиксировано в
СанПин 2.4.2.2821-10.
В
таблице Приложения 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 представлены правила наполнения классов для обучающихся с ОВЗ. Например, общая наполняемость класса при 1 глухом – не более 20 человек, при 2 глухих – не более 15. Нарушение норм ведет к серьезным административным взысканиям.
Сколько часов должен работать воспитатель в группе с детьми с ОВЗ?
Согласно
Приложению к Приказу о продолжительности рабочего времени педагог, работающий в группе с детьми с ОВЗ, трудится 25 часов в неделю за ставку заработной платы. При этом неважно 1 ребенок с ОВЗ в группе или несколько.
Детские сады работают по 12-часовому режиму, педагоги работают в две смены по 6 часов, в неделю получается 30 часов – это 1,2 ставки. Фактически воспитатель перерабатывает и может оформить совместительство согласно
ст.282 ТК РФ.
Сколько часов должен работать педагог в школьном классе с детьми с ОВЗ?
В
приказе Минобрнауки России № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» для учителей 1-11 классов образовательных учреждений, работающих с учащимися с ОВЗ, установлена норма в 18 часов в неделю.
По нормам
СанПиН В классах компенсирующего обучения уроки длятся не более 40 минут. У начальных классов (кроме первого) может быть не более 5 уроков в день, и не более 6 уроков у 5-11-х классов. Учеба первых, пятых, выпускных девятых и одиннадцатых классов должна быть в первую смену.
Коррекционно-развивающие занятия идут не сверх недельной нагрузки учащихся, а в ее пределах. Для избежания переутомлениях в компенсирующих классах устраивают облегченный день (четверг или пятницу).
Дополнительные дни к отпуску и надбавки за работу с детьми с ОВЗ
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют право взять отпуск на 56 (а не 42) календарных дня.
Сколько детей должно быть в группе, чтобы я получила длинный отпуск?
Заработная плата педагогов, трудящихся в инклюзивной среде, однозначно должна быть выше, чем их коллег с обычными группами и классами. Однако органы государственной власти переложили этот вопрос на сами образовательные учреждения.
Педагогам приходится самим выходить на переговоры с работодателем, предлагая изменения в положении об оплате труда и стимулирующих выплатах. Большинство работодателей соглашаются на увеличение зарплаты или доп. выплаты, так как в регионах страны на детей с ОВЗ выделяется повышенный подушевой коэффициент.
Полный перечень нормативных документов в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обычной в обиходе вещью в настоящее время стали компьютеры, которые заполнили буквально все пространство на работе, в школе, дома. Еще десяток лет назад дети проводили свое основное время на улице, при этом полноценно общаясь. Теперь же досуг ребенка, причем любого возраста, сводится к игре на компьютере. Тем более что погода нынешней зимой совсем не манит традиционными забавами, вроде катания на санках и ватрушках, коньках, игр в хоккей и в снежки… Однако нельзя забывать о вредном влиянии, которое компьютер может оказать на здоровье. Вместе с тем некоторые родители, наоборот, слишком боязненно относятся к этому виду техники. Поэтому нужно знать об основных рисках для здоровья при работе за компьютером и способах их устранения.
Относиться к тому, что ваш ребенок готов часами просиживать за компьютером, играть в игры, блуждать по Интернету, общаться в социальных сетях или просто плутать по сайтам, нужно спокойно. Главное понять, носит эта потребность навязчивый, патологический характер или нет. Тем не менее, родителям необходимо стараться регулировать время нахождения ребенка за компьютером, и, особенно, в Интернете. Медики советуют ограничивать это время полутора-двумя часами в день. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста – получасом. Если подросток проводит у экрана монитора более четырех часов в день, то это повод бить тревогу. В этом случае родителям пора призадуматься над собственным семейным укладом и планировать совместный досуг таким образом, чтобы у ребенка как можно реже возникало желание погрузиться в виртуальный мир.
Необходимо отметить, что если родители разносторонне развивают своего ребенка и у него есть какие-либо увлечения, кроме компьютера, то время пребывания в сети у него будет сокращеноестественным путем, так как, помимо занятий в школе и подготовки домашнего задания, он должен успеть подышать свежим воздухом, посетить кружки и секции. Если же досуг подростка не организован, вероятность более длительного нахождения за компьютером и тесного общения с интернет-средой не исключена.
Непрерывная и бесконтрольная работа за компьютером опасна несколькими факторами: сидячим положением, электромагнитным излучением; нагрузкой на зрение, негативным влиянием на психику и нервную систему в целом, воздействием пыли и грязи и др.
Электромагнитное излучение является самой распространенной причиной, по которой родители боятся за здоровье детей. Правда, до сих пор данные о патогенности этого излучения не однозначны: в основном подозрения. Точно доказанным можно считать лишь понижение содержания отрицательных ионов в воздухе вокруг компьютера – именно из-за этого после работы за компьютером может быть резь в глазах и сухость кожи. Однозначно можно рекомендовать самые простые меры:
— ставить системный блок подальше: в угол, под стол, за защитный экран;
— приобрести современную модель монитора с минимальным излучением;
— не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен, использовать «спящий» режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);
— использовать ионизатор воздуха, насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.
Второй аспект – это нагрузка на мышцы и суставы. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка было правильно организовано. Спинка должна быть такой, чтобы на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник. Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться). Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом. Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.
Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея. Если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.
Во время перерывов и работы рекомендуется поддерживать хорошую осанку, выполнять упражнения на выпрямления позвоночника и для кистей рук. Важно подобрать подходящую клавиатуру и мышь, чтобы они не вызывали болевых ощущений даже при длительной работе.
Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка: возможно развитие близорукости. При этом играют роль характеристики самого оборудования, то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка – вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:
— расстояние до экрана должно быть не менее 60–70 сантиметров;
— на поверхности монитора не должно быть бликов света – ни от окна, ни от светильников. Хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным;
— если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 сантиметров от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние);
— в работе надо делать перерывы, во время которых лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз;
— используйте монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться;
— поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.
Во избежание психологической зависимости важно не переутомляться и дозировать время нахождения за компьютером, регулярно отдыхать и садиться к экрану только в хорошем настроении.Компьютерные игры могут сильно различаться по своим характеристикам, а значит, и по тому, как они влияют на психику ребенка. Обращайте внимание на то, во что играет ребенок и как это меняет его состояние, настроение, образ жизни.
Рабочее место надо поддерживать в чистоте, чтобы избежать респираторных и инфекционных заболеваний. Комнату, в которой стоит компьютер, надо часто проветривать. Работающая техника способна влиять на температуру и влажность помещения, поэтому позаботьтесь о том, чтобы в детской стоял увлажнитель воздуха.
Будьте примером для своих детей: подчеркивайте словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности.
Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:
- Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе
- Методы и программы работы с детьми с ОВЗ в школе
- Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
- План работы по инклюзивному образованию в школе
Особенности работы с детьми ОВЗ в школе
Принцип инклюзивности
В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.
Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:
Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.
Специальный персонал
Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.
Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.
К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».
Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.
ПМПК и варианты программ
Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.
Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.
Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:
- I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
- II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
- III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
- IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.
Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе
Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).
Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:
Адаптированная программа | Специальная индивидуальная программа развития | ||
---|---|---|---|
60% — жизненные компетенции | 70% — жизненные компетенции | Жизненные компетенции занимают до 90% программы | |
40% — предметные области | 30% — предметные области |
Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.
Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения предлагает опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На сайте вуза опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как «Практика школьного воспитания».
Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
Переподготовка
Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.
Рабочие часы
Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.
Нагрузка на педагога
Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Нормы следующие:
- один учитель-дефектолог на 6–12 детей;
- один учитель-логопед на 6–12 детей;
- один учитель-психолог на 20 детей;
- один тьютор и ассистент на 1–6 детей.
Наполняемость классов
Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.
Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.
Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:
Нозологическая группа | Норматив, чел. |
---|---|
Глухие | 6 |
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 10 |
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 6 |
Слепые | 8 |
Слабовидящие | 12 |
С тяжелыми нарушениями речи | 12 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | 10 |
Задержка психического развития | 12 |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) | 12 |
Расстройство аутистического спектра | 8 |
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития) | 5 |
План работы по инклюзивному образованию в школе
Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.
Материально-техническая база
Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).
В целом безбарьерная среда включает такие требования:
- расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
- установка перил вдоль стен внутри здания;
- устройство разметки и визуальной навигации;
- установка пандусов;
- переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.
Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016).
Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.
Организационно-методическое обеспечение
Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287). Их можно взять в предыдущей версии стандартов, но мы предлагаем воспользоваться рекомендациями Минпросвещения.
Источники для формирования планов и программ
Примеры программ опубликованы на специальной странице Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.
Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Формирование планов
Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал методические рекомендации по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.
Работа с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.
Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.
Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Как сохранить здоровье при работе за компьютером
Жизнь современного человека практически невозможно представить без компьютера и интернета. Многие люди используют компьютер для работы, проводя у монитора до 8 часов ежедневно. А уж количество владельцев персональных компьютеров или ноутбуков, использующих такую технику в свободное от работы время, в последние годы увеличилось многократно. Интернет дает нам огромное количество возможностей для развития и отдыха. Получается, что современный человек целый день проводит, работая за компьютером, а вечером он отдыхает, общаясь в социальных сетях. Такая картина давно стала привычной для многих из нас. Но давайте не будем забывать о своем здоровье – это самый главный дар, который нужно беречь.
Сохранить здоровье при работе за компьютером вполне реально. Нужно соблюдать некоторые несложные рекомендации. Только помните, они действуют, если следовать им постоянно. Также их нужно использовать в качестве профилактики. Если уже есть определенные проблемы со здоровьем, то нужны более серьезные меры.
Пять рекомендаций, как сохранить здоровье при работе за компьютером:
- Регулярные перерывы
При работе за компьютером нельзя забывать о перерывах. Старайтесь через полтора-два часа делать перерыв на 10-15 минут. В это время разберите бумажные документы, выпейте воды, пройдитесь по комнате, посмотрите в окно. Очень важно во время перерывов выполнять упражнения, которые помогают снизить усталость и сохранить здоровье.
- Отдых глазам
Это дополнение к предыдущему пункту о перерывах. Не забывайте периодически делать гимнастику для глаз. Для снятия усталости: закройте глаза, прикройте веки ладонями и постарайтесь увидеть белый лист.
Упражнения для глаз. Отвернитесь от монитора, закройте глаза, широко открывайте глаза, считая до 4х, затем закрывайте, посчитав до 6. Переведите взгляд на кончик носа, досчитав до 4х, затем посмотрите вдаль, досчитав до 6. Выполняйте вращения глазами, при неподвижном положении головы. Выполнить упражнения по 5 раз.
- Правильная поза
Во время работы за компьютером старайтесь следить за своей позой и осанкой. Ноги, должны упираться в пол или специальную подставку. Монитор должен быть расположен максимально удобно, чтобы солнечные лучи или свет от искусственных источников не попадали на экран. Подгоняйте по высоте компьютерное кресло так, чтобы взгляд упирался чуть ниже верхней точки монитора.
Во время работы кисти рук лучше всего держать горизонтально, локти должны быть согнуты под прямым углом и опираться на подлокотники кресла. Периодически делайте простейшую разминку для рук и пальцев, т. е. просто сгибайте и разгибайте их.
При длительной работе за компьютером старайтесь чаще меняйте позу на более удобную. Спина должна быть прямой, но не напряженной. Если появляется ощущение усталости или боли в спине, откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и полностью расслабьтесь на 2−3 минуты. После этого немного походите по комнате, потянитесь.
- Удобное рабочее место
В первую очередь, это кресло. Оно должно иметь спинку, подлокотники и мягкое сидение. На рабочем столе предметы должны располагаться так, чтобы до них можно было спокойно дотянуться рукой. При этом самые необходимые предметы должны располагаться на расстоянии локтя, вещи, которые также часто вам используются должны быть на расстоянии вытянутой руки. Книги и бумаги удобнее хранить на специальных подставках.
- Прогулки и достаточная физическая активность
Идеально, записаться на фитнес или в тренажерный зал. Но если нет такой возможности, то делайте по утрам зарядку, больше ходите пешком, а выходные старайтесь провести активно.
Сохранить здоровье при работе за компьютером не сложно, но нужно приложить определенные усилия. Но, согласитесь, это того стоит. Постепенно эти полезные действия войдут в привычку, вы их будете выполнять автоматически. А пока просто начните следить за своим здоровьем.
Следуйте советам, напечатанным выше, и работайте на компьютере на здоровье!
Список литературы:
- О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»
- Г.Г. Демирчоглян «Человек у компьютера: как сохранить здоровье?»