2. Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральным законом.
Комментарий к статье 20
1. Войны между государствами, кем бы они ни велись, всегда сопряжены с увеличением армий, напряжением внутренних ресурсов страны в целях одержания верха над противником. Объем и содержание мобилизации зависят главным образом от характера и цели войны того или иного периода. Так, до Первой мировой войны под мобилизацией понимался лишь перевод вооруженных сил и части экономики страны (в основном металлообрабатывающей промышленности и транспорта) с мирного положения на военное.
Подобного рода содержание мобилизации в то время обусловливалось тем, что для ведения войн требовались армии относительно небольшой численности. Войны велись на ограниченных пространствах, и этот фактор не влек за собой необходимости заблаговременной подготовки к войне всего экономического хозяйства государства. К тому же снабжение войск обеспечивалось, как правило, за счет мобилизационных запасов, созданных в мирное время, и продукцией, производимой военными заводами.
Первая мировая война внесла существенные коррективы в содержание мобилизации. Во время этой войны нельзя было обойтись лишь доукомплектованием имевшихся в мирное время частей и соединений, а потребовалось развертывание армий военного времени (в Первой мировой войне количество соединений по сравнению с мирным временем увеличилось примерно в два раза, а общая численность армий — в четыре — пять раз).
Значительный рост численности вооруженных сил, большой масштаб военных действий неизбежно повлекли за собой резкое увеличение потребностей в людских ресурсах и материально — технических средствах. Имевшиеся военные заводы не в состоянии были обеспечить своей продукцией эти возросшие запросы. Накопленные запасы мирного времени были израсходованы в первые месяцы войны. Воюющие страны должны были значительную часть отраслей гражданской промышленности переключать на военное производство. Мобилизация приобретала уже разносторонний, всеобщий характер.
В годы Второй мировой войны масштабы мобилизации еще больше возросли.
В 1938 — 1941 гг. численность вооруженных сил основных воюющих государств увеличилась в четыре — шесть раз. Количество мобилизованных в этих странах составило значительный процент от общей численности населения. Если в Первую мировую войну из пяти взрослых мужчин двое находились в вооруженных силах, то во Второй мировой войне — уже каждый второй.
В современной или будущей войне могут принять участие мощные коалиции стран, располагающие миллионными армиями, огромным экономическим потенциалом, обширными территориями.
В таких условиях война потребует крайнего напряжения физических и духовных сил населения, постановки на службу войне всей экономики воюющих стран, что практически означает всестороннюю мобилизацию.
2. В Российской Федерации основы мобилизации определены Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ.
Согласно данному Закону под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Объявление мобилизации входит в компетенцию Президента Российской Федерации (ст. 4 комментируемого Федерального закона и ст. 4 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). Президент объявляет о мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. В зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на общую и частичную.
Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны.
Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения). Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства.
Определение вида мобилизации вооруженных сил, масштабов ее проведения зависит каждый раз от складывающейся политической, военной и международной обстановки.
В содержание мобилизации входят следующие основные мероприятия:
— проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
— проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
— проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени.
Организация и порядок мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
4. Перевод органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени заключается в установлении Президентом Российской Федерации режима их деятельности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области мобилизации. В целях обеспечения живучести предусматривается работа указанных органов на запасных пунктах управления. Для обеспечения укомплектованности специалистами в условиях военного времени осуществляется бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Конкретное содержание мероприятий, проводимых в период мобилизации, определяется в мобилизационных заданиях (заказах) или задачах по мобилизационной работе. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие такие задания, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
5. Для обеспечения исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также для руководства подведомственными мобилизационными органами функционирует Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) (Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 31 августа 1998 г. N 1025с), которое является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
ГУСП осуществляет свою деятельность в интересах Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения на ГУСП возлагаются следующие основные задачи:
— обеспечение работы, жизнедеятельности и безопасности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководства федеральных органов государственной власти, их аппаратов и Администрации Президента Российской Федерации в период их пребывания на специальных объектах;
— обеспечение функционирования специальных объектов и объектов мобилизационного назначения, а также осуществление контроля готовности к использованию по предназначению запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
— координация работы по защите информации от утечки по техническим каналам на специальных объектах, запасных пунктах управления федеральных органов исполнительной власти и в административных зданиях федеральных органов государственной власти;
— контроль за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти.
6. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральным законом «Об обороне» предусмотрена деятельность федерального органа по обеспечению мобилизационной подготовки, которым на данный момент является Служба специальных объектов при Президенте РФ (Положение о Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350).
Согласно Положению о Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации на нее при проведении мобилизации, в военное время возлагаются следующие задачи:
— обеспечение жизнедеятельности, функционирования и безопасности на специальных объектах должностных лиц федеральных органов государственной власти и аппаратов этих органов, а также оперативных групп соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
— участие в осуществлении контроля за мобилизационной готовностью, техническим состоянием и эксплуатацией запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
— организация и проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну.
7. Следующим элементом мобилизации является перевод экономики страны на работу в условиях военного времени.
Экономика военного времени — это материально — техническая база мобилизации. Очевидно, что в условиях современной широкомасштабной войны может потребоваться громадное количество вооружения, боеприпасов, боевой техники и различных видов материально — технических средств. В целях снабжения воюющего государства и прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации материально — техническими средствами потребуется перевод всей экономики страны на военное производство. Перевод экономики страны на работу в условиях военного времени осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Организация и порядок мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Выполнение обязанностей по переводу экономики страны на военное производство возлагается на Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на организации и должностных лиц этих организаций.
В соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О военном положении» к конкретным мероприятиям по переводу экономики на работу в военное время можно отнести:
— перепрофилирование различных производств на производство продукции военно — технического назначения;
— ввод мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции;
— введение ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
— изменение формы собственности организаций, порядка и условий процедур банкротства;
— возмездное изъятие в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами имущества у организаций, граждан и других лиц;
— установление особенностей функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем;
— изменение режима трудовой деятельности;
— бронирование специалистов для производственных нужд предприятий, организаций и т.д.
8. Важной составной частью мобилизации является мобилизация вооруженных сил, которая представляет собой процесс быстрого и планомерного развертывания вооруженных сил и перехода их на организацию и штаты военного времени. Посредством мобилизации производится пополнение вооруженных сил людьми, военной техникой, вооружением, материальными средствами.
Для материального обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ определяются потребности Вооруженных Сил в вооружении, военной технике, боеприпасах и других материальных средствах, осуществляется текущее и перспективное планирование обеспечения материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, а также накопление и размещение этих средств в мирное время в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и за счет других источников, предусмотренных законодательством. В военных округах создается запас мобилизационных ресурсов, резервов для войск (сил).
Пополнение Вооруженных Сил военной техникой, оружием и боеприпасами осуществляется за счет расконсервирования заблаговременно создаваемых мобилизационных запасов. Дальнейшее пополнение производится за счет налаженного выпуска необходимой техники и вооружения в условиях работы экономики военного времени.
9. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно — транспортная обязанность (Положение о военно — транспортной обязанности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175).
Военно — транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.
Данная обязанность распространяется на:
— федеральные органы исполнительной власти;
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
— организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации (далее — организации);
— граждан — владельцев транспортных средств (далее — граждане).
В период мобилизации и в военное время военно — транспортная обязанность исполняется путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями.
Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Приказом министра обороны РФ от 4 декабря 2000 г. N 570 утвержден Перечень промысловых и специальных судов, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам.
10. Укомплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по штатам военного времени осуществляется путем призыва граждан на военную службу. С объявлением мобилизации лица, состоящие к этому времени в рядах Вооруженных Сил, задерживаются до особого распоряжения.
Для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно — территориальных) образований и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами воинских частей и специальных формирований в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Решение о планируемом призыве на военную службу (направлении на работу) военными комиссарами заблаговременно доводится до граждан путем вручения им мобилизационных предписаний и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах. Кроме того, всем гражданам, приписанным к воинским частям (предназначенным в специальные формирования), а также гражданам, предназначенным в аппарат усиления военных комиссариатов, соответствующими военными комиссариатами (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) выписываются персональные повестки.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований
11. Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определен Положением о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1998 г. N 1216.
Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации.
Приказы об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации, района, города без районного деления, иного муниципального (административно — территориального) образования издаются военными комиссарами во исполнение указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации и на основании соответствующего приказа министра обороны Российской Федерации, директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказа директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации или директора Службы внешней разведки Российской Федерации.
Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется в объемах, установленных мобилизационными планами воинских частей и специальных формирований, предусматривающих их перевод на организацию и состав военного времени.
Сроки и места явки граждан, подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), определяются в мобилизационных планах воинских частей и специальных формирований и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и персональных повестках.
12. Оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации и необходимости их явки на пункты предварительного сбора (пункты сбора) организует и проводит военный комиссариат совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления). К оповещению привлекаются должностные лица организаций и лица, предназначенные в аппарат усиления военных комиссариатов, при этом используются технические средства связи и посыльные.
Для оповещения граждан по месту работы в организациях и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения оборонных мероприятий. Ответственность за организацию указанных штабов возлагается на руководителей организаций и военных комиссаров.
Порядок использования местной радиовещательной сети, телевидения, других средств массовой информации, в том числе электронных, для передачи приказа военного комиссара о проведении общей или частичной мобилизации определяется в мирное время на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
13. Явка (доставка) граждан на пункты предварительного сбора (пункты сбора) или непосредственно в воинские части и специальные формирования осуществляется на основании мобилизационных предписаний и персональных повесток.
Для перевозки граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), используются прежде всего общественный пассажирский транспорт, пригородные поезда и суда, привлекается в установленном порядке автотранспорт организаций и автотранспорт, изъятый у граждан для укомплектования воинских частей и специальных формирований, следующий своим ходом в попутном направлении.
Призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане направляются на пункты встречи пополнения воинских частей и специальных формирований либо на пункты сбора в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Передача в воинские части и специальные формирования граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), осуществляется на пунктах приема личного состава воинских частей и специальных формирований или непосредственно на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Через пункты сбора осуществляется, как правило, отправка граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации.
Непосредственно в воинские части и специальные формирования могут быть направлены призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане:
а) привлекаемые к выполнению первоочередных работ в воинских частях и специальных формированиях при их переводе на организацию и состав военного времени;
б) работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму (по операционным кредитам или штатным расписаниям) и приписанные к ним (предназначенные в них).
В целях обеспечения планомерной работы пунктов предварительного сбора (пунктов сбора), ритмичности накопления и последующей отправки команд органы местного самоуправления выделяют в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 1997 г. N 706-34, необходимые здания (помещения) для размещения таких пунктов. Указанные здания (помещения) должны быть хорошо известны призываемым на военную службу (направляемым на работу) гражданам и располагаться на основных маршрутах их следования.
Сбор призываемых на военную службу (направляемых на работу) граждан, проживающих в сельской местности, и доставка их на пункты предварительного сбора (пункты сбора) производятся органами местного самоуправления. Передача указанных граждан представителям воинских частей на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) осуществляется по именным спискам, заверенным руководителем органа местного самоуправления. Одновременно с именными списками представляются персональные повестки неоповещенных граждан с указанием причин их неоповещения.
14. Общее руководство мобилизационной подготовкой и проведением мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет министр обороны.
Центральным органом по обеспечению мобилизации Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. На этот орган возложена разработка мобилизационного плана Вооруженных Сил. Он определяет количество частей, соединений, учреждений, подлежащих развертыванию или формированию, возможные сроки готовности, устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, по мобилизации от субъектов Российской Федерации исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву, намечает мероприятия по подготовке граждан, состоящих в запасе (резерве), планирует создание запасов материально — технических средств и решает другие вопросы.
Мобилизационную работу ведут также главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, флотов, соединений и частей, начальники гарнизонов.
Части, соединения, учреждения, дислоцированные на территории военного округа, независимо от их оперативной подчиненности, по вопросам мобилизации подчиняются, как правило, командующему войсками военного округа.
В гарнизонах, в которых находятся две или более части, работу по реализации мобилизационных мероприятий проводит штаб начальника гарнизона.
15. Мобилизации в военное время всегда предшествует мобилизационная подготовка, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с комментируемым Федеральным законом специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
К основным мероприятиям мобилизационной подготовки согласно ст. 2 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» относятся следующие:
— нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
— научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки;
— определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
— разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
— оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
— создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
— создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
— подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
— подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
— создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
— создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
— подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
— создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
— подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
— организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
— подготовка граждан по военно — учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
— проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
— повышение квалификации работников мобилизационных органов;
— международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
централизованное руководство;
заблаговременность, плановость и контроль;
комплексность и взаимосогласованность.
3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
17.1) организация функционирования, поддержание в готовности к использованию по назначению и обеспечение безопасности отнесенных к ведению федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектов мобилизационного назначения (далее — специальные объекты) и объектов их инфраструктуры;
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 336-ФЗ)
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
(пп. 19.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
26 февраля 1997 года N 31-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
24 января 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
13 февраля 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,
от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
3. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;
2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
3) создают мобилизационные органы;
4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
5) разрабатывают мобилизационные планы;
6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;
7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
12) организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
13) организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
15) исключен. — Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.
3. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с настоящим Федеральным законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 9. Обязанности организаций
1. Организации обязаны:
1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);
3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
9) обеспечивать поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
11) создавать военно — учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности граждан
1. Граждане обязаны:
1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 11. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 16. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.