Перевод системы мчс россии на работу в условиях военного времени

осуществление комплекса заранее спланированных и подготовленных организационных, технических, финансовых и других мероприятий по  переводу  органов  управления,  сил и средств системы МЧС России в требуемое состояние боевой готовности к выполнению возложенных задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия по переводу системы МЧС России на работу в условиях военного времени проводятся поэтапно в рамках общего перевода страны на условия военного времени. На первом этапе — уточняется готовность системы МЧС России к переводу с мирного на военное время и проводятся работы, обеспечивающие выполнение этих мероприятий; на втором этапе выполняются мероприятия, скорректированные на первом этапе в соответствии со сложившейся обстановкой; на третьем этапе завершается  выполнение  мероприятий  по приведению системы МЧС России в готовность к работе   в условиях военного времени. Перевод системы МЧС России на работу в условиях военного времени предусматривает следующие основные мероприятия: развёртывание системы управления (перевод органов управления на структуру, состав дежурных смен и режим работы военного времени, маскировку и охрану мест дислокации, подготовку рабочих мест на пунктах управления, подготовку систем связи, скрытого управления, защиты информации, оповещения и информации к работе в условиях военного времени и др.); организацию управления и руководство ГО на территории страны в пределах своей компетенции (защита населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, радиационная и химическая защита, защита жизнеобеспечения населения в условиях военного времени; организация и ведение АСДНР и др.); руководство подчиненными силами и средствами при переводе системы МЧС России на условия военного времени.

Мобилизационная тренировка по переводу Учреждения на работу в условиях военного времени.

Целью тренировки было совершенствование теоретических знаний и отработка практических навыков руководителей и должностных лиц в вопросах организации и управления мероприятиями при переводе Учреждения на работу в условиях военного времени.

В ходе тренировки были отработаны вопросы:

1.      Организация оповещения и сбора руководящего состава Учреждения после получения сигнала оповещения о переводе на работу в условиях военного времени.

2.      Оперативность и точность приема-передачи поступающих сигналов.

3.      Организация сбора и обмена информацией в процессе тренировки.

4.      Проведение практических мероприятий по проверке оперативной готовности личного состава Учреждения к выполнению мероприятий по предназначению.

После получения сигнала о начале тренировки было проведено оповещение руководящего состава и работников, осуществлено усиление пропускного режима на объектах учреждения за счет собственных сил и средств. Начальником учреждения было проведено совещание с руководителями структурных подразделений, на котором до них была доведена информация о переводе Учреждения на работу в условиях военного времени, а также уточнены сроки выполнения мероприятий согласно Плану перевода.

Также в рамках тренировки была проведена проверка оперативной готовности дежурной и резервной смен военизированного горноспасательного отряда быстрого реагирования (поисково-спасательного отряда), перевод их в режим «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».

Зарегистрировано в Минюсте России 7 августа 2015 г. N 38411


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 1 июля 2015 г. N 337

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МЧС РОССИИ ОТ 6.08.2004 N 372

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» <1>, Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» <2>, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» <3>, постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» <4>, Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» <5>, Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России, Минкомсвязи России, Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376 <6>, приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 1998, N 29, ст. 3395; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10, N 6, ст. 637, N 44, ст. 4534; 2010, N 11, ст. 1176; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7613; 2013, N 14, ст. 1663.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст. 6454.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431;’2009, N 22, ст. 2697,N 51, ст. 6285; 2010, N19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. Ш), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267; N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643,N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52 (ч. П), ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6932; ,2012, N 37, ст. 5002; 2015, N 11, ст. 1607.

<6> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 сентября 2006 г., регистрационный N 8232.

Внести изменения в приложения к приказу МЧС России от 6.08.2004 N 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» <7> с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 24.10.2006 N 604 <8>, от 2.07.2007 N 370 <9>, от 6.08.2007 N 417 <10>, от 8.09.2008 N 528 <11>, от 11.01.2012 N 2 <12>, от 10.12.2013 N 787 <13>, от 21.03.2014 N 125 <14>, согласно приложению.

<7> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2004 г., регистрационный N 5977.

<8> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2006 г., регистрационный N 8518.

<9> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2007 г., регистрационный N 9855.

<10> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 сентября 2007 г., регистрационный N 10109.

<11> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 сентября 2008 г., регистрационный N 12324.

<12> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23195.

<13> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2014 г., регистрационный N 31246.

<14> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 марта 2014 г., регистрационный N 31740.

Министр
В.А. ПУЧКОВ

Приложение
к приказу МЧС России
от 01.07.2015 г. N 337

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МЧС РОССИИ ОТ 6.08.2004 N 372

Внести в приложения к приказу МЧС России от 6.08.2004 N 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (далее — Приказ) следующие изменения:

1. В приложении N 1 к Приказу:

в пункте 12 главы III:

подпункты 6, 11 изложить в следующей редакции соответственно;

«6) организует деятельность подчиненных подразделений, приданных подразделений авиационно-спасательных центров МЧС России и других сил МЧС России на территории субъекта Российской Федерации;

11) осуществляет постановку на учет и ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, проходящих службу в Главном управлении МЧС России и подчиненных подразделениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивает их жилыми помещениями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;»;

дополнить подпунктами 11.1 — 11.4 следующего содержания:

«11.1) осуществляет учет, постановку на учет, принимает решение о снятии с учета, о предоставлении военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам ФПС единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения;

11.2) осуществляет ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей;

11.3) осуществляет проверку документов представляемых военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудниками ФПС для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;

11.4) осуществляет ведение учета жилищного фонда, а также подготовку предложений о потребности в жилых помещениях по Главному управлению МЧС России;»;

подпункт 12 дополнить словами «в том числе федеральных государственных бюджетных учреждений в виде субсидий»;

в подпункте 17 после слов «за созданием» дополнить словами «и поддержанием в состоянии готовности»;

подпункт 20 изложить в следующей редакции:

«20) осуществляет контроль за созданием, совершенствованием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;»;

в подпунктах 23 слово «учреждений» заменить словом «организаций»;

подпункт 31 изложить в следующей редакции:

«31) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также осуществляет контроль и координацию деятельности по мобилизационной подготовке и мобилизации Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений;»;

в подпункте 38 слово «учреждениях» заменить словом «организациях»;

дополнить подпунктами 57 — 62 следующего содержания:

«57) организует воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Главном управлении МЧС России и подчиненных подразделениях, и обеспечивает представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

58) организует подготовку персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе образовательных организаций МЧС России;

59) организует работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Главном управлении МЧС России и подчиненных подразделениях;

60) создает в установленном порядке запасные пункты управления и готовит их к работе в условиях военного времени;

61) разрабатывает и представляет на утверждение начальнику регионального центра МЧС России планы непосредственной подготовки к переводу и перевода Главного управления МЧС России на работу в условиях военного времени;

62) участвует в установленном порядке в осуществлении методического руководства органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и контролирует проведение мероприятий в этой области.»;

в главе V:

абзац 1 пункта 14 дополнить словами «одновременно по занимаемой должности являющийся главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору»;

в пункте 15:

подпункт 14 изложить в следующей редакции:

«14) утверждает должностные оклады в установленных пределах по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам ФПС, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Главного управления МЧС России, руководителям подчиненных подразделений в пределах выделенных бюджетных ассигнований на денежное довольствие и заработную плату; представляет на утверждение положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России;»;

дополнить подпунктами 31 — 34 следующего содержания:

«31) определяет конкретные размеры премий военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам ФПС, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Главного управления МЧС России, руководителям подчиненных подразделений в пределах средств за счет бюджетных ассигнований, а также за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности;

32) обеспечивает проведение в Главном управлении МЧС России и подчиненных подразделениях мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

33) утверждает в установленном порядке государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подчиненных федеральных государственных бюджетных учреждений;

34) заключает соглашения по финансированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подчиненных федеральных государственных бюджетных учреждений.».

2. Пункты 50, 53 приложения N 2 к Приказу изложить в следующей редакции соответственно:

«N п/п Полное наименование территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации
50. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (место нахождения — п. Мурино)
53. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (место нахождения — г. Химки)»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС РОССИИ)

ПРИКАЗ12.05.2020 Москва № 305

О некоторых вопросах прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в особых условиях

В соответствии с частью 1 статьи 35 и частью 4 статьи 59 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказываю:

Утвердить:

Порядок изменения режима служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, возложения на него дополнительных служебных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода его в другое подразделение без изменения характера службы и установления иных особых условий и дополнительных ограничений без его согласия согласно приложению № 1.

Порядок предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей в особых условиях согласно приложению № 2.

Министр Е.Н. Зиничев

Приложение № 1

УТВЕРЖДЕН приказом МЧС России от 12.05.2020 № 305

Порядок изменения режима служебного временисотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, возложения на него дополнительных служебных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода его в другое подразделение без изменения характера службы и установления иных особых условий и дополнительных ограничений без его согласия

В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации пожаров, последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций (далее – особые условия) допускается на срок не более шести месяцев в течение календарного года в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудник) без его согласия:

Изменение режима служебного времени.

Возложение на сотрудника дополнительных служебных обязанностей.

Командирование в другую местность.

Временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее – ФПС ГПС).

Перенос отпусков, за исключением предоставляемого сотруднику женского пола отпуска по беременности и родам, а также предоставляемого сотруднику отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отзыв из отпуска в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 65 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перенос дней отдыха за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ограничение выезда в свободное от выполнения служебных обязанностей время за пределы субъекта Российской Федерации, в котором сотрудник выполняет служебные обязанности.

Привлечение сотрудника к прохождению службы в особых условиях осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальником (руководителем) главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, организации или учреждения МЧС России, подразделения ФПС ГПС (далее – подразделение) либо лицами, их замещающими (далее – начальники), и оформляется приказом.

В приказе, предусмотренном пунктом 2 настоящего Порядка, указываются:

Наименование структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, подразделения с указанием его структурного подразделения либо перечень сотрудников, привлекаемых к службе в особых условиях.

Особые условия, дополнительные служебные обязанности и ограничения, указанные в пункте 1 настоящего Порядка.

Срок привлечения к службе в особых условиях.

Приказ доводится сотруднику под роспись должностным лицом по поручению начальника, издавшего приказ, либо должностным лицом кадрового подразделения.

Сотрудник, командированный в другую местность, временно переведенный в другое подразделение без изменения характера службы в период службы в особых условиях, исполняет приказы и распоряжения начальника подразделения, в которое сотрудник командирован (переведен).

Приложение № 2

УТВЕРЖДЕН приказом МЧС России от 12.05.2020 № 305

Порядокпредоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей в особых условиях

Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей в особых условиях (далее – дополнительный отпуск), предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141 -ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудник) в соответствии с частью 4 статьи 59 Закона.

Дополнительный отпуск предоставляется по желанию сотрудника непосредственно после выполнения служебных обязанностей в особых условиях, одновременно с основным отпуском или отдельно от него в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

В приказе о предоставлении сотруднику отпуска количество дней дополнительного отпуска указывается в отдельной строке.

Количество календарных дней дополнительного отпуска устанавливается исходя из продолжительности исполнения служебных обязанностей в особых условиях и составляет:

3 календарных дня – до 30 суток включительно;

5 календарных дней – от 31 суток до 60 суток включительно;

6 календарных дней – от 61 суток до 90 суток включительно;

7 календарных дней – от 91 суток до 120 суток включительно;

8 календарных дней – от 121 суток до 150 суток включительно;

9 календарных дней – от 151 суток до 180 суток включительно;

10 календарных дней – свыше 180 суток.

Обновлено: 22.03.2023

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилиза­ции охватывают:

  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • экономику государства;
  • Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования, специальные формирования.

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

  • централизованное руководство;
  • заблаговременность, плановость и контроль;
  • комплексность и взаимосогласованность.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

  • в мирное время – мобилизационная подготовка.
  • при переходе с мирного на военное время – мобилизация.
  • в военное время – выполнение планов расчетного года.
  • при переходе с военного времени на мирное время –демобилизация.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил РФ на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой. Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Мобилизационный план – это совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий. Он разрабатывается в мирное время с учетом конкретных особенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода.

Мобилизационные задания (заказы) – задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) — поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

Мобилизационные мощности (объекты) – мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

Государственные заказчики. Государственными заказчиками по поставкам продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд по данным расчетного года являются федеральные органы исполнительной власти, определенные постанов­лением Правительства РФ.

Государственными заказчиками по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики являются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные постановлением Правительства РФ.

Организации-исполнители – организации (предприятия), имеющие мобилизаци­онные задания (заказы), поставляющие продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Состояние войны – объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров России.

Военное время – наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Организационные основы мобилизационной подготовки. Нормативное правовое обеспечение мобилизационной подготовки в системе МЧС России. Основные понятия и определения периода нарастания угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации и перевода на работу в условиях военного времени органов управления, сил и организаций МЧС России.
Теоретическое занятие – 2 часа.

Мобилизационная подготовка – это комплекс государственных мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на мобилизацию всех общественных структур в кратчайшие сроки. Также под этим понятием может подразумеваться психологическая подготовка населения к грядущей угрозе. В нашей статье мы постараемся осветить этот вопрос более подробно, а также поговорим о мобилизационной подготовке Российской Федерации и том, в чем она заключается.

Понятие и формулировка

К сожалению, многие начинающие аналитики путают понятие мобилизационной подготовки и мобилизации. В Российской Федерации практически ежегодно проводятся учения по подготовке к военным действиям. Однако настоящая мобилизация – явление довольно редкое. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе и не совершать распространенных ошибок, давайте для начала ознакомимся с двумя этими понятиями, а уже потом перейдем к их детальному разбору.

  1. Мобилизация – комплекс различных мероприятий, направленных на перевод экономики страны и различных субъектов в военное положение. Подобное действие может проводиться только в военное время. Основную работу по мобилизации выполняют вооруженные войска и специальные формирования.
  2. Мобилизационная подготовка – это все мероприятия, проводимые в мирное время. Они направленные на подготовку населения и экономики страны к возможной мобилизации. Подготовка может проводиться не только в вооруженных силах, но и в школах, больницах, на предприятиях и т. д.

Таким образом, мобилизация и мобилизационная подготовка в Российской Федерации неразрывно связаны между собой. Однако они имеют довольно разные формулировки понятий. Подготовка к мобилизации – это всего лишь комплекс процедур, которые проводятся в «профилактических» целях и могут никогда не пригодиться. А вот мобилизация – это серьезное мероприятие, которое проводится в военное время и направлено на защиту государства.

Подготовка к мобилизации в РФ

Согласно закону о мобилизации и мобилизационной подготовки в РФ, группа учреждений обязана заблаговременно проводить различные мероприятия, направленные на повышение подготовки населения к возможной мобилизации. Однако подобные действия должны проводиться по определенным правилам, наиболее важные из которых описаны в списке ниже.

Мобилизация российских сил

  1. Централизованное руководство. Управление подготовительными мероприятиями должно осуществляться центральным штабом. Он дает распоряжение различным министерствам, а те – определенным учреждениями. После этого каждый главврач или директор школы обязан дать соответствующее распоряжение на проведение мобилизационной подготовки среди персонала, учащихся и так далее.
  2. Заблаговременное исполнение. Подобным пунктом пренебрегают чаще всего. Каждое управляющее лицо должно понимать, что от его ответственного подхода зависит уровень подготовки граждан к возможной угрозе. Именно поэтому мобилизационная подготовка должна проводиться в определенные сроки, а не тогда, когда на это уже не останется времени. Поэтому важно соблюдать график подготовительных мероприятий.
  3. Согласованность и комплексность. Некоторые организации проводят мобилизационную подготовку «для галочки», чтобы к ним потом не обратились с вопросом соответствующие органы. Однако подобное халатное отношение напрямую противоречит тем целям, которые преследует подобная процедура. Поэтому необходимо не только вовремя согласовывать мероприятие с соответствующими органами, но и вести его согласно всем правилам.

Если на вашем предприятии или в учебном заведении соблюдаются все вышеописанные правила, то можете быть уверенны в том, что в случае угрозы сможете защитить своих близких, следуя ранее изученным методикам. В следующих разделах будет представлена более детальная информация по поводу того, как должна проводиться качественная мобилизация в нашей стране.

Задачи мобилизационной подготовки

Как уже говорилось ранее, управление мобилизационной подготовкой играет очень важную роль для сохранения жизни граждан в случае опасности. Однако чтобы более детально разобраться в том, что собой представляет подобная процедура, необходимо изучить основные задачи и цели, которые она преследует:

  • методичное и научное обеспечение гражданского населения;
  • подготовка органов государственной власти к условиям военного времени;
  • обучение вооруженных воинских формирований ведению боевых действий;
  • разработка мобилизационных планов для поддержания экономики на войне;
  • создание особых формирований для проведения мобилизации;
  • оценка мобилизационной готовности государства.

Мобилизационные войска в Украине.

Стоит также отметить, что для подобных задач Россия довольно часто вступает в сотрудничество с другими странами, особенно если речь касается военных учений. Такие мероприятия помогают добиться более качественной подготовки за короткое время и испытать собственные силы с потенциальным врагом, о планах которого заранее ничего не известно.

Мобилизационная подготовка здравоохранения

Этот пункт заслуживает особого упоминания в нашей статье, поскольку не все до конца понимают, зачем медицинским учреждениям проводить подобную процедуру. Однако, если призадуматься, то именно во врачах нуждается любая страна, которая была втянута в конфликт. Поэтому министерство здравоохранения должно также выполнять комплекс различных процедур, направленных на подготовку к мобилизации:

  • разработка методических и правовых документов в военное время;
  • подготовка всех учреждений и организаций к периоду мобилизации;
  • проведение различных мероприятий по подготовке особых формирований;
  • накопление и создание ресурсов, необходимых в военное время;
  • организация воинского учета среди обычного населения;
  • бронирование граждан, находящихся в запасе.

Мобилизация медиков.

Кроме того, отдельного внимания заслуживает повышение квалификации рабочих, поскольку без должных навыков врач просто не сможет принимать за день несколько десятков пациентов с различными травмами. Для этого нужно обладать не только безупречными знаниями в области медицины, но и особой психологической подготовкой, чтобы не впасть в панику при виде оторванной конечности контуженого солдата. Врач должен быть компетентным и хладнокровным.

Создание гражданской обороны

Как правило, понятие мобилизационной подготовки и гражданской обороны неразрывно связаны друг с другом. Так сложилось исторически в нашей стране. Когда неприятель наступает, на нашу Родину, все население становится на ее защиту: от подростков до стариков. Подобные формирования называются гражданской обороной и появляются только в военное время. Однако их обучение может проходить и в период мобилизационной подготовки.

Мобилизация гражданской обороны

Гражданская оборона имеет множество направлений, в зависимости от деятельности, которую она выполняет и возможностей участников. Одни формирования направлены на защиту гражданского населения в военное время, другие – выполняют роль спасателей и достают людей из-под обломков, третьи – доставляют в блокадные районы гуманитарный груз, а четвертые – просто трудятся на благо общества, производя необходимую для фронта продукцию.

План мобилизационной подготовки для гражданской обороны может отличаться в каждом регионе в зависимости от вида деятельности, которую выполняет подобное формирование. К примеру, среди школьников старших классов нередко формируются группы, основной задачей которых является помощь людям, попавшим в беду. Волонтеры помогают с хозяйством инвалидам, старикам, женщинам, чьи близкие ушли на фронт или погибли на войне.

Подготовка ФСБ к мобилизации

Стоит отметить, что мобилизационная подготовка органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы безопасности, имеет огромную роль, поскольку подобные подразделения оказывают огромное влияние на сохранение порядка в военное время. К сожалению, даже во время оккупации находятся личности, которые хотят нажиться на чужом горе. Предотвратить это помогает Федеральная служба безопасности, которая стоит на страже правопорядка.

Российские солдаты ФСБ.

Кроме того, специальные подразделения ФСБ нередко выполняют особые операции по захвату вражеских командиров в заложники или устранению особо опасных целей. Чтобы провести столь важное мероприятие с особой точностью, используются различные методы мобилизационной подготовки в государственных органах. Подразделения организуют постоянные учения по освобождению заложников или захвату груза, обучая настоящих профессионалов своего дела.

Призыв на службу граждан в запасе

Итак, теперь вы знаете, что мобилизационная подготовка – это очень важное мероприятие, которое может спасти жизни многих граждан в военное время. Стоит также отметить, что во время мобилизации создается срочный призыв, которому подлежат практически все граждане, кроме тех, кто имеет неснятую судимость по особо тяжким преступлениям. Кроме того, отсрочка предоставляется следующей категории граждан:

  • имеющим на иждивении более четырех детей (для женщин – один ребенок);
  • матерям, которые воспитывают более двух детей до 16 лет без мужа;
  • депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;
  • инвалидам и гражданам с последней категорией пригодности.

Девушка-солдат.

Кроме того, отсрочка может предоставляться гражданам, которые вынуждены ухаживать за больными родственниками или детьми-инвалидами, болезнь которых подтверждается соответствующим документами. Все остальные граждане, пребывающие в запасе, призываются на военную службу и выполняют ту деятельность, которая подходит под их состояние здоровья. Допустимые категории годности к мобилизации: А, Б, В, Г.

Также мобилизации подлежат все граждане, прошедшие срочную военную службу и находящиеся в запасе вооруженных сил. Подобный приказ распространяется на всех мужчин, возраст которых не превышает 60 лет. Для этого военные комиссариаты могут формировать специальные приемные пункты в различных государственных учреждениях: школах, университетах, больницах, детских садах и так далее.

Чем занимаются мобилизационные силы?

В период военного времени мобилизационные силы могут выполнять самую разную работу, которая подходит под профессиональные навыки, род деятельности, возможности и так далее. Мобилизация вовсе не означает то, что женщины и старики пойдут на фронт, как это было во времена Великой Отечественной войны. Некоторые граждане остаются жить в своих домах, но при этом занимаются работой, которая приносит пользу государству и фронту.

Солдат на КПП.

Если речь идет о тренировочной мобилизации, то подобное мероприятие чаще всего проводится лишь в войсках. Однако существует и возможность мобилизации гражданского населения. В этом случае все люди распределяются согласно своим обязанностям и начинают подготовительные работы. Такие мероприятия редко проводятся дольше нескольких дней, однако, вполне вероятно, что мобилизационная подготовка затянется на неделю, а то и две.

Обязанности организаций при мобилизации

Если случится так, что на нашу страну нападет враг, то государство объявит незамедлительную мобилизацию сил по всей стране. В этом случае организации, которые подлежат мобилизации, должны будут следовать определенным правилам. Ниже приведен небольшой алгоритм действий, по которому действуют большинство предприятий.

  1. Объявляется общая мобилизация сотрудников или учащихся.
  2. Проводится мероприятие по призыву и обеспечивается готовность к действию.
  3. Создаются особые мобилизационные органы, куда назначают рабочих.
  4. Разрабатываются мобилизационные планы, не превышающие полномочий.
  5. Выполняются особые мобилизационные заказы, назначаемые государством.

Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание. В военное время государство выступает в роли заказчика различных услуг и работ, которые выполняются на региональном и федеральном уровне. При помощи таких заказов удается поддерживать экономику страны на оптимальном уровне, а также обеспечить армию всеми необходимыми ресурсами для ведения боевых действий. В качестве примера можно взять Великую Отечественную войну, когда даже школьники изготавливали на станках детали для ручных гранат и отправляли их на фронт.

Видеоролик и заключение

Надеемся, теперь вы понимаете, что мобилизационная подготовка – это совокупность мер, которая направлена на обучение населения защищать свое государство. Если информации из статьи вам показалось недостаточно для усвоения материала или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, настоятельно рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, автор которого рассказывает о принципах частичной и полной мобилизации, а также приводит понятные примеры.

Мобилизационная подготовка – это комплекс государственных мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на мобилизацию всех общественных структур в кратчайшие сроки. Также под этим понятием может подразумеваться психологическая подготовка населения к грядущей угрозе.

Многие путают понятие мобилизационной подготовки и мобилизации, поэтому перейдем к их детальному разбору:

  1. Мобилизационная подготовка – это все мероприятия, проводимые в мирное время, направленные на подготовку населения и экономики страны к возможной мобилизации. Подготовка может проводиться не только в вооруженных силах, но и в школах, больницах, на предприятиях и т. д.
  2. Мобилизация – комплекс различных мероприятий, направленных на перевод экономики страны и различных субъектов в военное положение. Подобное действие может проводиться только в военное время. Основную работу по мобилизации выполняют вооруженные войска и специальные формирования.

Стоит также отметить, что во время мобилизации создается срочный призыв, которому подлежат практически все граждане, кроме тех, кто имеет неснятую судимость по особо тяжким преступлениям. Кроме того, отсрочка предоставляется следующей категории граждан:

  • имеющим на иждивении более четырех детей (для женщин – один ребенок);
  • матерям, которые воспитывают более двух детей до 16 лет без мужа;
  • депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;
  • инвалидам и гражданам с последней категорией пригодности.

Кроме того, отсрочка может предоставляться гражданам, которые вынуждены ухаживать за больными родственниками или детьми-инвалидами, болезнь которых подтверждается соответствующим документами. Все остальные граждане, пребывающие в запасе, призываются на военную службу и выполняют ту деятельность, которая подходит под их состояние здоровья. Допустимые категории годности к мобилизации: А, Б, В, Г.

Также мобилизации подлежат все граждане, прошедшие срочную военную службу и находящиеся в запасе Вооруженных Сил. Подобный приказ распространяется на всех мужчин, возраст которых не превышает 60 лет. Для этого военные комиссариаты могут формировать специальные приемные пункты в различных государственных учреждениях: школах, университетах, больницах, детских садах и так далее.

Обязанности организаций при мобилизации

Если случится так, что на нашу страну нападет враг, то государство объявит незамедлительную мобилизацию сил по всей стране. В этом случае организации, которые подлежат мобилизации, должны будут следовать определенным правилам. Ниже приведен небольшой алгоритм действий, по которому действуют большинство предприятий.

  1. Объявляется общая мобилизация сотрудников или учащихся.
  2. Проводится мероприятие по призыву и обеспечивается готовность к действию.
  3. Создаются особые мобилизационные органы, куда назначают рабочих.
  4. Разрабатываются специальные мобилизационные планы, не превышающие полномочий.
  5. Выполняются особые мобилизационные заказы, назначаемые государством. В военное время государство выступает в роли заказчика различных услуг и работ, которые выполняются на региональном и федеральном уровне. При помощи таких заказов удается поддерживать экономику страны на оптимальном уровне, а также обеспечить армию всеми необходимыми ресурсами для ведения боевых действий.

Подготовка к мобилизации имеет очень важное значение для любого современного государства. В Российской Федерации подобная деятельность проводится лишь частично и только в отдельных учреждениях. К примеру, подготовка к возможной мобилизации осуществляется среди юношей в старших классах в школе, когда они проходят военные сборы. Там их впервые обучают стрелять из автомата и подниматься по тревоге. Девушки же проходят основы медицинской подготовки. Будьте уверены, подобные знания определенно не будут лишними, поскольку никто не знает, что произойдет в завтрашний день.

Читайте также:

      

  • План конспект урока алгоритмическая конструкция ветвление 7 класс
  •   

  • Русь расправляет крылья конспект урока 4 класс
  •   

  • Виды оркестров симфонический камерный духовой народный джазовый эстрадный 4 класс конспект
  •   

  • Конспект урока про здоровье
  •   

  • Природные особенности черного моря конспект

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии