Пфр требует подтвердить что компания по праву не сдает сзв м

С тех пор как ввели форму СЗВ-М, не утихают споры по поводу того, должны сдавать этот отчет некоммерческие организации или не должны.

Ранее неоднократно ПФР со ссылкой на мнение Минтруда заявлял, что на руководителей НКО надо сдавать СЗВ-М, даже если они работают бесплатно.

Впрочем, на практике это сомнительное разъяснение ПФР многие игнорировали и не сдавали СЗВ-М на общественников.

Так поступила и НКО в форме ассоциации (код ОКОПФ 20600) из Ставропольского края. Однако недавно из ПФР пришло уведомление с требованием сдать отчеты (СЗВ-М СЗВ-ТД) за 2019 — 2020 годы.

Отчеты были составлены и сданы, однако озвученная сумма штрафа заставила руководителя НКО одуматься и обнулить сданные отчеты.

Тем более, что пока происходил весь этот сыр-бор вокруг несданных отчетов, ПФР успел переменить свое мнение и теперь уже не возражает против отсутствия СЗВ-М по НКО.

Историей поделился наш читатель. В местном отделении ПФР ему рассказали о полученном недавно внутреннем письме, согласно которому некоторые организации могут не сдавать СЗВ-М.

Как определить, кто относится к этой некоторой освобожденной категории?

По словам сотрудников ПФР, такие организации они определяют в своей программе, ориентируясь на код ОКОПФ: те, у кого код начинается на 20 и на 7, могут СЗВ-М не сдавать.

Отметим, код ОКОПФ 20 00 00 — это организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями. Среди них:

2 01 00

Потребительские кооперативы

2 02 00

Общественные организации

2 06 00

Ассоциации (союзы)

2 07 00

Товарищества собственников недвижимости

2 11 00

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

2 12 00

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Код ОКОПФ 70 00 00 — это организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями. Среди них:

7 04 00

Фонды

7 14 00

Автономные некоммерческие организации

7 15 00

Религиозные организации

7 16 00

Публично-правовые компании

7 50 00

Учреждения

image_pdfimage_print

СЗВ-М — ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.

Содержание

  • Напомним о санкциях
  • Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М
  • Забытые сотрудники
  • Ошибочные данные по нескольким работникам
  • Когда исправление ошибки в СЗВ-М грозит штрафом
  • Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки
  • Какие обстоятельства могут признать смягчающими
    • Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока
  • Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа
  • Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М
  • Как оплатить штраф за СЗВ-М

Напомним о санкциях

За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблиц:

Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать Сумма штрафа Законодательная норма
Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных) Для компании: 500 руб. за каждое застрахованное лицо ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ
Для должностного лица страхователя (руководителя, бухгалтера): 300-500 руб. ст. 15.33.2 КоАП РФ
Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы (при количестве работников от 25 человек) Для компании: 1000 руб. ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Сумма штрафа зависит от количества застрахованных лиц, данные о которых поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.

Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка, исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.

Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М

Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.

Отметим, что п. 40 Инструкции по ведению персонифицированного учета, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 22.04.2020 N 211Н, говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.

Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.

О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.

Забытые сотрудники

Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.

Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.

Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:

Контур.Фокус

  1. Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
  2. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета. А за это штраф не налагается.

Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.

Ошибочные данные по нескольким работникам

В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.

В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.

Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?

Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда судьи принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.

Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».

Когда исправление ошибки в СЗВ-М грозит штрафом

В случае, когда произошло нарушение срока сдачи СЗВ-М, организации могут грозить штрафные санкции. Такое может произойти даже в том случае, когда организация самостоятельно внесла коррективы и исправила ранее допущенные ошибки в СЗВ-М.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27 утверждён список персональных данных, которые организация в обязательном порядке передает в Пенсионный фонд о каждом из своих сотрудников.

Обзор Определения Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О. Организация передала всю необходимую информацию о сотрудниках в Пенсионный фонд в виде персонифицированного учёта по форме СЗВ-М в установленный законодательством срок, а позже самостоятельно обнаружила ошибку в собственной отчётности и представила в ПФР уточняющую форму.

В результате чего ПФР применил к организации штрафные санкции, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за нарушение сроков сдачи отчётности. Данное решение было оспорено, после чего отменено и признано недействительным в связи с тем, что, согласно положениям законодательства РФ, организации имеют законное право самостоятельно выявлять, а также исправлять выявленные ошибки в уже ранее представленных персональных данных сотрудников, в случае, если организация обнаружила данные ошибки до того, как они были обнаружены сотрудниками Пенсионного фонда при проверке отчётности.

Однако, за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ генерального директора.

Контур.Фокус

Контур.Фокус

Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчётности, а также отказ в её привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.

В ответ на это генеральный директор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о признании ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению руководителя, вменённый ему штраф является штрафом за деяние, которое не признано правонарушением организации.

КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.

Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки

Страхователь отправил форму СЗВ-М в срок, но впоследствии в уже представленном отчёте самостоятельно обнаружил ошибку. С целью исправления ситуации, работодатель подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.

Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 40 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.20 № 211н.

Если рассматривать прецеденты, то оказывается, что штрафов удаётся избежать даже тем фирмам, которые внесли в отчётность исправления уже после того, как ошибка была обнаружена сотрудниками Пенсионного фонда в ходе проведения проверки, о чём организации и было сообщено.

Например, имеется прецедент того, как штрафные санкции были оспорены индивидуальным предпринимателем, перепутавшим в отчётности графы, которые были отведены для имени и отчества. Судебные органы высказались в поддержку предпринимателя в связи с незначительностью характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.18 № А27-6320/2018). Аналогичное решение было принято по делу в отношении компании, которая допустила ошибку в отчестве работника (определения ВС РФ от 28.09.18 № 309-КГ18-14482).

Какие обстоятельства могут признать смягчающими

Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:

  1. Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
  2. Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
  3. Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
  4. Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
  5. Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.

Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока

Судебное постановление Смягчающие обстоятельства, учтенные судом Штраф ПФР (в рублях) Штраф по решению суда (в рублях)
постановление АС Центрального округа от 04.09.19 № А83-2432/2019
  • просрочка 1 день;
  • нарушение совершено впервые;
23 500 2 350
постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.05.21 № А70-18969/2020
  • просрочка 1 день;
  • взносы заплачены своевременно в полном объеме
39 000 3 900
постановление АС Волго-Вятского округа от 28.03.19 № А43-18123/2018
  • просрочка 1 день;
  • страхователь сам обнаружил и исправил нарушение
556 000 278 000
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.09.17 № А78-15400/2016
  • просрочка 14 дней;
  • нарушение совершено по неосторожности
208 000 1 000
постановление АС Волго-Вятского округа от 28.03.19 № А43-18123/2018
  • просрочка 1 день;
  • нарушение совершено впервые;
  • страховые взносы уплачены своевременно и в полном объеме
500 000 250 000
Постановление АС Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016
  • просрочка 16 дней;
  • тяжелые личные обстоятельства бухгалтера
54 500 5 450
Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.07.17 № А28-11249/2016
  • отсутствие электроэнергии и неисправность сетевого оборудования
74 000 0

Узнайте, как правильно заполнить ежегодную форму СЗВ-СТАЖ.

Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа

Для того, чтобы избежать уплаты штрафа, нужно не допускать нарушений правил сдачи отчёта о застрахованных лицах. Документацию и отчётность удобнее всего подготавливать и представлять в ПФР не в крайний день срока подачи отчётности, а хотя бы за 2-3 дня до того, как закончится срок, отведённый инспекторами для сдачи документации. Это минимизирует риски опоздания, например, по причине технических сбоев. В противном случае можно нарваться на штрафные санкции за непредоставление СЗВ-М.

Читайте пошаговое руководство по заполнению СЗВ-М

При сдаче отчётности необходимо как можно более внимательно и тщательно проверять направляемые в Пенсионный Фонд сведения. Даже после того, как передача документации завершена. В случае, когда страхователь самостоятельно обнаружит ошибку и сделает это раньше, чем сотрудник ПФР, организация освобождается от уплаты штрафных санкций.

В ситуации, когда штраф уже выписан, и его сумма существенна, не бойтесь обращаться в суд. Именно арбитры смогут решить, какая сумма является правомерной за опоздание или допущенные ошибки в СЗВ-М. Судебная практика подтверждает, что судьи часто снижают размер штрафных санкций в том случае, когда организация ссылается на незначительную просрочку или наличие смягчающих обстоятельств, заключающихся в технических сбоях, произошедших не по вине компании, поломки техники, или в случае впервые совершенного правонарушения.

При сдаче отчётности по форме СЗВ-М и других, наиболее комфортно чувствуют себя те работодатели, которые используют для подготовки и проверки отчётности веб-сервис «Контур.Экстерн». Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются без участия пользователя. Если данные, которые ввёл страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М

При оформлении возражения по акту проверки ПФР с целью последующего обжалования в суде, необходимо указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность нарушения срока сдачи отчётности;
  • объективные обстоятельства: сбой в системе, поломка ПК;
  • сотрудник не уведомил своевременно о смене персональных данных или поздно принёс документы;
  • впервые допущенная ошибка;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • отсутствие урона для бюджета.

Штрафные санкции могут быть полностью аннулированы по решению суда, при условии, что со стороны ПФР имели место нарушения закона в части:

  • формирования акта нарушения;
  • соблюдения сроков отправки акта страхователю;
  • предоставления возможности добровольно исправить ошибку;
  • сроков выдачи СНИЛС работникам.

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Как оплатить штраф за СЗВ-М

Контур.Норматив

В случае, когда руководство организации принимает решение о добровольной оплате вменённых штрафных санкций, важно помнить о том, что платёжное поручение имеет ряд особенностей и нюансов в графах:

  • назначения  платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер регистрации компании в качестве страхователя;
  • реквизиты документа о наложении штрафных санкций на организацию или требования о его оплате

Чаще всего организации принимают решение об оплате штрафа уже по истечению срока штрафа, который, как правило, составляет 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока оплаты штрафа является для ПФР своего рода сигналом к началу подготовки судебного иска. Поэтому, после принятия решения об оплате, необходимо убедиться в отсутствии иска к компании, в противном случае штраф с компании спишут ещё раз.

Вопрос 1. 

На кого конкретно страхователи должны представлять ежемесячную отчетность?

Ответ. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[1] страхователи представляют ежемесячную отчетность о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг).

Указанные сведения должны быть представлены на лиц, с которыми в отчетном периоде (месяце) заключены, продолжают действовать или прекращены следующие договоры:

— трудовые договоры;

— договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

— договоры авторского заказа;

— договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

— издательские лицензионные договоры;

— лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Таким образом, для решения вопроса о представлении либо непредставлении на конкретное застрахованное лицо ежемесячной отчетности необходимо исходить из следующего:

1) какой договор заключен между работодателем и застрахованным лицом (вид договора);

2) действовал ли данный договор в отчетном периоде – месяце («Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М[2]  подлежат представлению, если в отчетном периоде соответствующий договор действовал как минимум 1 день);

3) не имеет значения, производились ли в отчетном периоде начисление и выплата заработной платы (вознаграждения) по данному договору и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Исключение составляют договоры авторского заказа и договоры, заключенные с авторами произведений. Порядок представления Сведений по форме СЗВ-М на лиц, заключивших данные договоры, изложен в ответе на вопрос № 16.

Рассмотрим данную ситуацию на примерах.

Пример 1.

Застрахованное лицо, работавшее по трудовому договору, было уволено (трудовой договор расторгнут) 1 февраля 2021 года (т.е. в феврале 2021 года у данного застрахованного лица был только один рабочий день).

В данном случае имеет место ситуация, когда договор прекращен в отчетном периоде – феврале 2021 года. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Пример 2.

Между страхователем и застрахованным лицом 31 декабря 2020 года (последний рабочий день декабря 2020 года) заключен гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение определенных видов работ. Поскольку работы по данному договору еще не выполнены, то, соответственно, на момент представления ежемесячной отчетности за декабрь 2020 года Акт приемки выполненных работ не оформлен, а также не произведена оплата по этому договору.

Договор заключен в отчетном периоде – декабре 2020 года. Соответственно, страхователь обязан представить на такое застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года. 

Пример 3.

Застрахованное лицо работает у страхователя с 2012 года по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. С сентября 2020 года по настоящее время данный работник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

В отчетном периоде – феврале 2021 года договор продолжает действовать. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Пример 4.

Застрахованное лицо работает у страхователя с 2010 года по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. С 1 по 28 февраля 2021 года указанный работник находился в отпуске без сохранения заработной платы.

В отчетном периоде – февраль 2021 года договор продолжает действовать. Соответственно, страхователь обязан представить на данное застрахованное лицо Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

 Аналогичным образом решается вопрос с представлением ежемесячной отчетности и в случаях, когда работник, фактически состоящий со страхователем в трудовых отношениях (т.е. имеет место ситуация, когда в отчетном периоде договор действовал хотя бы один день), не работал (т.е. по каким-либо причинам не соблюдал правила внутреннего трудового распорядка). Например, в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также в период прогула, простоя (как по вине администрации, так и по вине работника) и в других подобных ситуациях.

Одновременно обращаем внимание, что если организация производила какую-либо выплату застрахованному лицу вне рамок трудового договора или договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг (например, выплата вознаграждения к праздничной дате бывшим работникам организации, выплата стипендии учащимся и т.п.), на таких застрахованных лиц Сведения по форме СЗВ-М представлению не подлежат.  

Вопрос 2.

Может ли организация представить «нулевые» Сведения по форме СЗВ-М (без заполнения информации о застрахованных лицах).

Ответ. Правовые основания для приема от страхователей «нулевых» Сведений по форме СЗВ-М (без заполнения информации о застрахованных лицах) у органов ПФР отсутствуют. Данные сведения в обязательном порядке должны содержать информацию о конкретных застрахованных лицах.

Вопрос 3. 

Должны ли представлять Сведения по форме СЗВ-М страхователи, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие)[3]?

Ответ. Указанные в вопросе категории страхователей ежемесячную отчетность НА СЕБЯ не представляют.

Однако если самостоятельные плательщики страховых взносов имеют наемных работников (т.е. лиц, с которыми у них заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера), то, соответственно, названные страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-М на своих работников.

При этом необходимо иметь в виду, что с 01.01.2017 в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов из Пенсионного фонда РФ налоговым органам изменился порядок регистрации в органах ПФР физических лиц, заключивших договоры с работниками (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих), а также порядок представления ими отчетных документов.

В связи с этим самостоятельные плательщики страховых взносов, являющиеся работодателями, должны представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц в органы ПФР с указанием регистрационного номера, присвоенного им как физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы за себя. Регистрационный номер в ПФР, присвоенный самостоятельным плательщикам страховых взносов, имеющим наемных работников, до 01.01.2017, при представлении отчетности в органы ПФР использовать не следует.

Вопрос 4. 

Следует ли представлять ежемесячную отчетность на сотрудников правоохранительных органов и иных силовых ведомств?

Ответ. Сведения по форме СЗВ-М следует представлять на застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[4]).

На военнослужащих, сотрудников органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других силовых и правоохранительных органов обязательное пенсионное страхование не распространяется. Соответственно, ежемесячную отчетность на них представлять не следует.

Однако данное правило не распространяется на лиц, работающих в названных органах по вольному найму. Если между соответствующим органом и работником заключен трудовой или гражданско-правовой договор, то на таких сотрудников должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М.

Вопрос 5. 

Следует ли представлять Сведения по форме СЗВ-М на безработных граждан?

Ответ. На граждан, состоящих на учете в органах занятости населения в качестве безработных, Сведения по форме СЗВ-М не представляются.

Вопрос 6. 

Следует ли представлять ежемесячную отчетность на иностранных граждан и лиц без гражданства?

Ответ. Сведения по форме СЗВ-М следует представлять на застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно статье 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются:

1) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;

2) временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства;

3) иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, при условии, что такой гражданин не относится к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[5].

Соответственно, на указанных иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми у работодателя заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М.

На иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, относящихся к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ, не распространяется обязательное пенсионное страхование, они не являются застрахованными лицами. Соответственно, на таких лиц Сведения по форме СЗВ-М представлению не подлежат.

Вопрос 7. 

Должны ли самостоятельные плательщики страховых взносов заполнять такой реквизит Сведений по форме СЗВ-М, как код причины постановки на учет налогоплательщика[6]?

Ответ. Заполнение всех реквизитов о страхователе, указанных в разделе 1 Сведений по форме СЗВ-М, в том числе и идентификационный номер налогоплательщика[7] и КПП страхователя, является обязательным.

Однако у самостоятельных плательщиков страховых взносов КПП отсутствует. Соответственно, названная категория страхователей при представлении Сведений по форме СЗВ-М на лиц, состоящих с ними в трудовых или гражданско-правовых отношениях, данный реквизит не заполняет.

Вопрос 8. 

Сведения по форме СЗВ-М представляет обособленное подразделение. Как в этом случае следует заполнять реквизиты ИНН и КПП?

Ответ. Обособленные подразделения юридических лиц заполняют данные реквизиты следующим образом:

— ИНН головной организации, поскольку у обособленного подразделения свой ИНН отсутствует;

— КПП обособленного подразделения (не головной организации).

Вопрос 9. 

В разделе 4 Сведений по форме СЗВ-М предусмотрено заполнение такой информации о застрахованном лице, как ИНН застрахованного лица. Является ли заполнение такого реквизита обязательным? Не последует ли применение финансовых санкций за представление недостоверных сведений, если в Сведениях по форме СЗВ-М указанный реквизит будет отсутствовать?

Ответ. Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а также формой СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено, что ИНН застрахованного лица заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН работника.

Таким образом, в случае, если страхователь не располагает информацией об ИНН работника, то данный реквизит в форме СЗВ-М не заполняется. При этом у органов ПФР отсутствуют правовые основания для отказа в приеме от страхователей Сведений по форме СЗВ-М, в которых не заполнены данные об ИНН застрахованного лица.

Вопрос 10.

Следует ли представлять ежемесячную отчетность крестьянским (фермерским) хозяйствам[8]?

Ответ. КФХ, зарегистрированные в органах ПФР после 01.01.2017, состоят на учете в органах ПФР как:

1) КФХ, в которых помимо главы хозяйства есть и члены КФХ (89 категория – на учете в органах ПФР зарегистрирован глава КФХ, уплачивающий страховые взносы за себя и за членов КФХ).

В данном случае глава КФХ не должен представлять Сведения по форме СЗВ-М (как на себя, так и на членов).

2) Глава КФХ, у которого нет членов (96 категория – на учете в органах ПФР зарегистрирован глава КФХ, уплачивающий страховые взносы только за себя).

В данном случае глава КФХ на себя представлять Сведения по форме СЗВ-М не должен.

КФХ (как 89, так и 96 категории) могут иметь наемных работников, т.е. лиц, с которыми у КФХ заключены трудовые или гражданско-правовые договоры (НЕ ПУТАТЬ с членами КФХ).

В данном случае КФХ представляет Сведения по форме СЗВ-М на наемных работников.

Следует учитывать, что КФХ, зарегистрированным в органах ПФР до 01.01.2017 и использующим труд наемных работников, был присвоен код категории страхователя 24. Указанная категория КФХ должна сдавать Сведения по форме СЗВ-М на наемных работников по 89 или 96 категории.

Пример.

КФХ зарегистрировано в территориальных органах ПФР 01.02.2018.

КФХ состоит из трех членов хозяйства, один из которых выбран главой данного хозяйства. Кроме того, глава КФХ заключил трудовые договоры на неопределенный срок с двумя работниками.

Данное хозяйство зарегистрировано в органах ПФР по 89 категории (глава КФХ, имеющего членов).

Соответственно, глава КФХ должен представить Сведения по форме СЗВ-М только на наемных работников – на двух застрахованных лиц (с указанием регистрационного номера по 89 категории).

На себя и членов хозяйства Сведения по форме СЗВ-М глава КФХ представлять не должен.

Вопрос № 11. 

Какую отчетность о страховом стаже своих работников должен ежегодно представлять в органы ПФР страхователь?

Ответ. Страхователь ежегодно должен представлять в органы ПФР «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п[9].

Сведения по данной форме представляются страхователями за отчетные периоды, начиная с календарного 2017 года.

Вопрос № 12. 

На кого страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. Указанные сведения должны быть представлены страхователем на каждое работающее у него застрахованное лицо (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).

Вопрос № 13. 

В какие сроки страхователь должен представлять в органы ПФР Сведения по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), должны представлять Сведения по форме СЗВ-СТАЖ ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Так, отчетность за календарный 2019 год необходимо будет представить не позднее 2 марта 2019 года.

Вопрос № 14.

Какая информация отражается в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ?

Ответ. В Сведениях по форме СЗВ-СТАЖ отражается информация о периоде работы застрахованного лица в течение календарного года, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.

Вопрос 15.

Должна ли организация, не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, у которой отсутствуют наемные работники, представлять Сведения по форме СЗВ-М и Сведения по форме СЗВ-СТАЖ на учредителя, исполняющего функции руководителя, если с ним не заключен трудовой договор?

Ответ. С апреля 2018 года изменился порядок представления Сведений по форме СЗВ-М страхователями, не ведущими финансово-хозяйственную деятельность, у которых отсутствуют наемные работники (с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договоры), а функции руководителя выполняет единственный учредитель или один из учредителей организации.

Начиная с отчетного периода – апрель 2018 года указанные страхователи должны представлять Сведения по форме СЗВ-М на следующие категории застрахованных лиц:

— на единственного участника (учредителя), члена организации, собственника ее имущества, который исполняет функции руководителя без заключения трудового или гражданско-правового договора;

— на одного из участников (учредителей) организации, на которого возложены функции руководителя без заключения трудового или гражданско-правового договора.

Кроме того, начиная с отчетного периода – календарный 2018 год, на указанные категории застрахованных лиц страхователи обязаны сдавать Сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Информация о периодах работы застрахованного лица в разделе 3 Сведений по форме СЗВ-СТАЖ заполняется следующим образом:

— календарные месяцы, в которых выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица не производились (и, соответственно, страховые взносы не начислялись), необходимо отразить в графе 11 «Исчисление страхового стажа. Дополнительные сведения» с кодом «НЕОПЛ»;

— календарные месяцы, в которых были начислены выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица и, соответственно, произведены начисления страховых взносов, отражаются как периоды работы, включаемые в страховой стаж (без указания какого-либо кода).

Вопрос 16. 

В каком порядке должны быть представлены Сведения по форме СЗВ-М на лиц, заключивших договоры авторского заказа и на авторов произведений?

Ответ. На лиц, заключивших договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, Сведения по форме СЗВ-М необходимо представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации только за те отчетные месяцы, в которых в отношении данных лиц страхователем было произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Например, если денежное вознаграждение по договору авторского заказа, на которое начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, выплачено автору только один раз за год – в декабре 2021 года, сведения по форме СЗВ-М страхователь должен будет представить на данное застрахованное лицо только за отчетный период – декабрь 2021 года. В этом случае представлять ежемесячную отчетность за январь – ноябрь 2021 года не следует.

Вопрос 17.

Должны ли представлять Сведения по форме СЗВ-М организации, осуществляющие благотворительную деятельность?

Ответ. Исходя из положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках благотворительной деятельности, условия осуществления которой согласно статье 17.1 названного закона могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем, и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 названного закона, или в иных общественно полезных целях.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев (волонтеров), за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

В связи с этим в случае, если в рамках заключаемых с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовых договоров добровольческие (волонтерские) организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, на таких застрахованных лиц Сведения по форме СЗВ-М представляются.

Вопрос № 18. 

Какие меры ответственности предусмотрены в отношении страхователей за представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в том числе, Сведений по форме СЗВ-М и Сведений по форме СЗВ-СТАЖ) с нарушением установленных сроков, а также в случае представления неполных и (или) недостоверных сведений?

Ответ. За непредставление в установленный срок, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета к страхователям применяются следующие меры ответственности:

— финансовые санкции в виде штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ). Данная мера ответственности применяется к страхователю (работодателю);

— наложение административного штрафа на должностное лицо страхователя в размере от 300 до 500 рублей (статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

[1] Далее – Закон № 27-ФЗ

[2] Далее – Сведения по форме СЗВ-М

[3] Далее – самостоятельные плательщики страховых взносов

[4] Далее – Закон № 167-ФЗ

[5] Далее – Закон № 115-ФЗ

[6] Далее – КПП

[7] Далее – ИНН

[8] Далее – КФХ

[9] Далее – Сведения по форме СЗВ-СТАЖ

ОПУБЛИКОВАНО 30.12.2020 15:43
ОБНОВЛЕНО 15.02.2021 11:50

Судебный вердикт: когда ПФР не может взыскать штраф за просрочку сдачи СЗВ-М


22.04.2020


Судебный вердикт: когда ПФР не может взыскать штраф за просрочку сдачи СЗВ-М

Верховный Суд РФ в определении от 13.01.2020 № А34- 2099/2019 признал, что ПФР вправе взыскать с организации штраф за несдачу персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М в течение 6 месяцев с момента просрочки исполнения требования об уплате штрафа. При пропуске 6-месячного срока взыскать с организации штраф уже не получится.

Предмет спора: организацию оштрафовали за несвоевременную сдачу персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М. В ее адрес было направлено требование о необходимости уплаты штрафа. Данный штраф организация не уплатила, и ПФР обратился в суд. Суды также отказались взыскивать с организации штраф, поскольку ПФР пропустил 6-месячный срок на взыскание штрафа. Спор дошел до Верховного Суда РФ.

За что спорили: 9 500 рублей.

Кто выиграл: организация.

В Верховном Суде РФ представители ПФР настаивали на том, что штраф за несдачу персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М разрешается взыскивать с организаций и ИП в течение 3 лет.

Данный срок надлежит исчислять с момента, когда фонд узнал о несвоевременной уплате или неуплате штрафа. В связи с этим ПФР считал, что не пропустил сроки на взыскание с организации штрафных санкций.

Верховный Суд РФ признал вышеуказанные доводы ПФР несостоятельными и противоречащими законодательству. 

ВС РФ пояснил, что организации обязаны представлять отчетность по форме СЗВ-М ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете»).

За непредставление СЗВ-М в установленный срок либо представление неполных или недостоверных сведений к организации применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (работника).

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты организацией или ИП штрафа его взыскание производится территориальными органами ПФР судебном порядке.

Взыскание штрафа производится органами ПФР в порядке, установленном в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ. Согласно этой норме, заявление о взыскании может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа (штрафа).

В спорном случае ПФР пропустил 6-месячный срок на подачу в суд соответствующего заявления. В связи с этим, заключил ВС РФ, штраф за несдачу персонифицированной отчетности взысканию с организации не подлежит.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии

Отправить на почту

Печать

Написать комментарий

Если СЗВ-М сдали не вовремя, ПФР может по ошибке увеличить пенсию работающему пенсионеру. Должен ли работодатель возмещать фонду излишне выплаченную сумму, если, например, ПФР располагал верными данными или получил их позже, но все равно перечислял повышенную пенсию? Читайте об этом в обзоре.

Если на дату решения об индексации ПФР знал корректные данные, во взыскании убытка могут отказать

Организация опоздала с подачей сведений о работающем пенсионере на один месяц: СЗВ-М за март она подала в мае.

ПФР проиндексировал сотруднику пенсию. После получения достоверных данных фонд попытался взыскать излишне выплаченную сумму с работодателя. Тот не стал возмещать убыток.

АС Центрального округа встал на сторону организации.

Суд указал: на момент, когда ПФР принимал решение об увеличении пенсии, он уже располагал верными данными. Так, информацию о работающем пенсионере фонд мог увидеть в СЗВ-М за апрель и в отчетности за I квартал. Организация подала их до решения об индексации.

Суды часто отказывают ПФР во взыскании убытков, если он получил корректные сведения из других источников, но не учел их и вынес решение об индексации. В таких случаях нет связи между излишне выплаченной пенсией и действиями работодателя. Например, аналогичные выводы сделали:

  • АС Уральского округа. ПФР вынес решение о повышении пенсии, ориентируясь на СЗВ-М только за один месяц. При этом все отчеты, которые фонд получил до решения, включали информацию о работающем пенсионере;
  • АС Центрального округа. ПФР также не учел сведения из отчетности за другие месяцы. Суд отметил: на основании достоверных данных фонд мог отменить решение об индексации еще до начала выплат. ВС РФ не стал пересматривать дело;
  • АС Московского округа. Организация опоздала с СЗВ-М за февраль. Решение об индексации ПФР вынес почти через год — в январе. Суд отметил: фонд не мог не знать о сотруднике-пенсионере, поскольку все последующие отчеты работодатель сдавал в срок. В другом случае АС Московского округа рассмотрел похожую ситуацию. Он указал: если обрабатывать входящую информацию надлежащим образом, ПФР может предотвратить излишнюю выплату пенсии. ВС РФ отказал в передаче дела на пересмотр;
  • АС Дальневосточного округа. Работодатель не включил работающего пенсионера в СЗВ-М за март. Ошибку исправил почти через год. Во всех остальных отчетах он указывал этого сотрудника и сдавал документы в срок. ПФР не учел корректные сведения и около года выплачивал пенсию в повышенном размере;
  • АС Поволжского округа. Фонд начал перечислять проиндексированную пенсию с ноября. Месяцем ранее (в октябре) он получил отчет с верными данными. Суд отметил: после подачи СЗВ-М с правильными сведениями ПФР мог принять решение о прекращении выплаты пенсии в повышенном размере.

Есть и противоположная практика: суды считают, что данные из последующих отчетов неважны. К такому выводу пришел АС Волго-Вятского округа. Свою позицию он объяснил так: если ПФР в каком-то месяце не получил сведения о сотруднике-пенсионере, он считает его неработающим и должен проиндексировать пенсию. Если после этого лицо возобновило работу, ему продолжают выплачивать пенсию в повышенном размере. Поэтому для фонда указание в последующих отчетах такого лица как работающего не имеет значения.

Если организация подала СЗВ-М позже срока, убыток могут взыскать за весь период без отчетности

Работодатель опоздал с подачей СЗВ-М за сентябрь. Фонд ошибочно проиндексировал пенсию работающему пенсионеру и перечислил ее за период с сентября по март следующего года. Организация не стала возмещать излишне выплаченные суммы.

АС Восточно-Сибирского округа взыскал с нее убыток только до момента, когда фонд получил верные сведения. Суд указал: на дату принятия решения об индексации пенсии у ПФР не было достоверных данных о сотруднике. По вине организации переплачены средства за 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь). После получения отчетности фонд должен был прекратить выплату повышенной пенсии.

Аналогичные выводы сделал и АС Северо-Западного округа. Организация подала СЗВ-М за апрель только в феврале следующего года. При этом отчеты за май и все последующие месяцы она сдавала в срок. ПФР почти год ошибочно выплачивал повышенную пенсию. Фонд настаивал на том, что у него нет обязанности какими-то дополнительными способами проверять, работает пенсионер или нет.

Суд взыскал с организации убыток только за один месяц без отчета. Он установил: на дату решения об индексации пенсии ПФР имел достоверные сведения. Кроме того, при получении СЗВ-М за май фонд мог уточнить, почему в нем есть данные о сотруднике-пенсионере, которых нет в апреле.

В другой ситуации организация почти 1,5 года не включала в СЗВ-М сведения о работающем пенсионере. Из-за этого ПФР ошибочно проиндексировал пенсию и выплачивал ее около года. Фонд потребовал возместить убыток, но организация отказалась.

АС Северо-Западного округа удовлетворил требование ПФР. Суд указал: в данном случае между действиями (бездействием) работодателя и убытком есть связь. На дату решения об индексации ПФР не знал, что сотрудник-пенсионер продолжает работать. Организация не представила эти данные. Убыток возместили до даты, когда ПФР мог принять решение о прекращении индексации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии