По мнению аристотеля серединой страсти общения в приятной компании является остроумие

Аристотель создал принцип, с помощью которого оценивал не только поступки, но и характеры. В этой части говорим о правиле золотой середины.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Рассмотрим правило «золотой середины», предложенное Аристотелем.

❗️ Учение о «золотой середине» — запрос на реалистичную моральную аксиому. Принцип «подставь вторую щеку» звучит красиво, но он совершенно нереалистичен. Он утверждает, что нельзя отвечать злом на зло, но в реальной жизни терпению рано или поздно приходит конец. Поэтому возникает запрос на более реалистичные моральные аксиомы — такой является аристотелевское учение о золотой середине.

Аристотель сделал несколько важных открытий в области морали 👇

📌 Добродетель — путь к счастью, и отчасти само счастье, которому можно научиться. По Аристотелю, добродетель — это «правильный нрав»: устойчивая внутренняя черта характера, которая помогает обуздать свои страсти и следовать правильному поведению. Аристотель утверждает, что добродетели можно научиться, «натренировать» ее.

🗣 «Счастье — это деятельность души в полноте добродетели».

🔎 Оценивать самого человека. Аристотель предлагает оценивать не последствия поступков и даже не их мотивы, а самого человека. Сделает этот поступок меня лучше или хуже? Помогает ли он культивировать какую-то добродетель? Или же он наоборот делает меня хуже и способствует пороку? Порок — это негативные черты характера, дурные, а добродетели — хорошие черты характера.

⚖️ Добродетель — середина между двумя крайностями. Обычно считается, что добродетели и пороки существуют парами: есть добродетель и есть соответствующей ей порок. Мужество и трусость, щедрость и жадность. Аристотель спрашивает, почему мы не видим другую сторону мужества? Мужество — это не просто противоположность трусости — это еще и противоположность безрассудной отваге. Мужество — это спокойное, уравновешенное отношение к опасности, а безрассудная отвага — бессмысленный риск, который часто является оборотной стороной трусости. Такое поведение демонстрируют люди, которые обезумели от страха и потеряли представление о реальности. Мужество находится одинаково далеко от этих двух полюсов. Так Аристотель формулирует понятие «золотой середины»: добродетель — есть середина между двумя крайностями.

🗣 «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает».

📕 Любопытно, что само название «золотая середина» Аристотель не использует. Оно закрепилось позже благодаря римскому поэту Горацию.

Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, —
Дивных чертогов.

Правило «золотой середины» относится не ко всем добродетелям. Давайте посмотрим, как Аристотель пришел к такому выводу.

Рассуждая о том, как устроена добродетель, Аристотель делит все добродетели на два вида.

1️⃣ Дианоэтические — добродетели разума: благоразумие, мудрость.

2️⃣ Этические — добродетели воли: это мужество, дружба, щедрость.

Если знание — это обладание истиной, его противоположность — ложь, а где тогда золотая середина? Может быть правильнее ориентироваться не на истину, а на что-то среднее между истиной и ложью? Среднее между истиной и ложью — это полуправда, но полуправда — это все равно ложь. Значит, есть такие вещи, между которыми середины нет.

➡️ Получается, что правило «золотой середины» относится только к этическим добродетелям.


💡 Этическая добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком какого-то качества и его избытком.

Список этических добродетелей по Аристотелю 👇

1️⃣ трусость — мужество — бессмысленное геройство

2️⃣ бесчувствие — благоразумие — распущенность

3️⃣ скупость — щедрость — расточительство

4️⃣ мелочность — великолепие — пышность

5️⃣ малодушие — великодушие — дерзость

6️⃣ застенчивость — честолюбие — тщеславие

7️⃣ безвольность — сдержанность — гневливость

8️⃣ притворность — правдивость — хвастовство

9️⃣ неотесанность — остроумие — шутовство

🔟 зловредность — дружелюбие — угодливость

💁🏻‍♂️ Рецепт морального совершенства. Чтобы научиться добродетели, нужно сначала при помощи разума понять, где находится «золотая середина» и потом при помощи воли стараться удерживать себя в этой середине.

Этика Аристотеля привлекательна своей реалистичностью и практичностью. Но не все так просто.

Рассмотрим пример, о котором рассказывает Сократ 👇

🗡 Представим, что друг дал вам свой меч. Настало время его возвращать, но вы узнаете, что друг собирается покончить жизнь самоубийством и поэтому просит вернуть меч. Что делать? Вернуть или не возвращать? Две добродетели борются — добродетель честности заставляет вас вернуть меч, это же долг, а добродетель дружбы заставляет заботиться о жизни друга.

😧 Один поступок может быть одновременно и хорошим, и плохим. Конфликт двух добродетелей объясняет, что здесь наша моральная оценка амбивалентна. Поступки могут быть одновременно хорошими и плохими, потому что в них одновременно может культивироваться одна добродетель и ущемляться другая. В этом заключается главная трудность — выбор между двумя добродетелями. Мы не получаем ответа на вопрос: как поступить правильно?

📈 Объективной иерархии добродетелей не существует. В данной ситуации можно было бы сделать правильный выбор, если бы существовала объективная, единая шкала добродетелей, на которой добродетели были бы расставлены по иерархии, в порядке убывания важности. Такая система получила название трансцендентная иерархия ценностей, то есть независимая от нас. Но это философское понятие оказалось нереалистичным. Ни один философ не сумел обосновать подобную шкалу, а история культуры показывает, что у разных народов разные ценности в разных приоритетах.

ВикиЧтение

Этика
Апресян Рубен Грантович

Учение Аристотеля о добродетелях

Учение Аристотеля о добродетелях

Аристотель различает разумные и нравственные добродетели, или, иными Словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Как строителями становятся на основе опыта строительства домов, а музыкантами — практикуясь в игре на инструментах, так и справедливыми люди становятся, поступая справедливо, благоразумными — поступая благоразумно, мужественными — действуя мужественно. Русское слово «добродетель» также указывает на практические основания нравственных качеств человека, однако одновременно подсказывает, что эти качества утверждаются активно, деятельно: в деянии добра.

Однако не всякие действия сами по себе ведут к добродетели и удерживают от порока. Добродетель — и в этом заключается ключевой момент учения Аристотеля — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Другое важное определение добродетели состоит в том, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствии и страдании, а порочность — это ее противоположность»[122].

Добродетель и порок у Аристотеля не симметричны. Мера противостоит безмерности; но безмерность «разномерна»: безмерностей много, тогда как мера — только одна. Так и в отношении каждой добродетели Аристотель выявляет два порока, которые в свою очередь внутренне неоднородны.

Будучи серединой между крайностями пороков, добродетель оказывается вполне строгой и определенной; порок же беспределен. Добродетель как бы устанавливает предел пороку — формирует бесформенное. Эта мысль в различных вариациях проходит через всю историю европейской философии: добро проявляется через ограничение, формование стихии естества, зло — бесформенно (в смысле необузданно). Вышеприведенное кантовское понимание добродетели как «силы в исполнении своего долга» или «образа мыслей, имеющего твердую основу», оказывается вполне созвучным аристотелевскому пониманию (хотя непосредственно оно восходит к стоической традиции). При том, что высказывание Канта следует отнести к первому подходу в понимании добродетели (как обобщающего выражения характера), а трактовку Аристотеля — ко второму (добродетели — моральные качества человека), оба мыслителя указывают на одно: добродетель — это внутренний порядок, или склад души; этот порядок не случается, а обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснение своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности. Этим очерком предваряется подробный анализ отдельных добродетелей. Итак, добродетель — это середина между пороками чрезмерности и недостаточности того качества, которое олицетворяет добродетель. Так в отношении к опасности мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью. В отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса, благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать (поскольку ни во времена Аристотеля, ни в наши специального термина нет) «бесчувственностью». В отношении к материальным благам щедрость — это середина между мотовством и скупостью.

В отношении к чести и бесчестию величавость — это середина между спесью и приниженностью. Так и ровность — середина между гневливостью и «безгневностью»; правдивость — середина между хвастовством и притворством; остроумие — середина между шутовством и неотесанностью; дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством; стыдливость — середина, между бесстыдством и робостью. И т. д.

Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с нашими современными представлениями о должном и предосудительном. Схема Аристотеля интересна не только как пример определенной — телеологической[123] — теории добродетели. В ней показана континуальность (непрерывность и органическая целостность) нравственного опыта человека. Неявность практической границы между добродетелью и пороками (при ее концептуальной однозначности) подчеркивает трудность осуществления человеком своего нравственного предназначения в той ситуации, каковой является жизнь, когда каждое деяние прямо или косвенно опосредовано выбором между добром и злом, добродетелью и пороком (малодушное воздержание от принятия решения тоже отражает определенный, хотя и скрытый выбор).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

9. Учение Аристотеля о душе

9. Учение Аристотеля о душе
Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании. Аристотель был первым, кто

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум
Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа —

34. Учение Аристотеля о бытии

34. Учение Аристотеля о бытии
Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия.

От учения о долге к учению о добродетелях

От учения о долге к учению о добродетелях
Мораль в понимании Канта укоренена в недосягаемых глубинах ноуменального мира и устремлена в бесконечность бессмертной души и Бога. Она словно сказочная птица поднимает человека вверх и несет его по воздуху на волшебных крыльях

Глава V. О добродетелях благожелательных и почтенных

Глава V. О добродетелях благожелательных и почтенных
Эти различные усилия – одно со стороны свидетеля, чтобы войти в положение человека, испытывающего некоторые ощущения, другое – со стороны последнего, чтобы стать на точку зрения свидетеля его чувствований, –

7. Логика Аристотеля и его учение о методе

7. Логика Аристотеля и его учение о методе
В философии стоицизма, выступившего несколькими десятилетиями позже Аристотеля, логика понималась как некая специальная наука, составляющая часть науки в более обширном смысле слова. Напротив, для Аристотеля логика — не

I. 2 О ДОБРОДЕТЕЛЯХ

I. 2 О ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Поскольку зло, «сковав мир законом необходимости», присутствует здесь повсеместно, душа же всячески стремится избежать зла, значит, самим нам следует спасаться бегством. Но что это за бегство и куда бежать? «Бегство — посильное уподобление Богу», —

VIII. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ВОСПИТАНИИ

VIII. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ВОСПИТАНИИ
25. Вступление. Теорию греческого эстетического воспитания приходится конструировать, как и многое другое, из классической древности, на основании отрывочных данных и случайных текстов. Небогат рассуждениями на эту тему и Аристотель.

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм

§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм
Однако есть еще нужда в важных дополнениях. Прежде всего надо обратить внимание на то, что любой переход от феномена к рефлексии, каковая сама реально анализирует таковой, или же к совершенно иначе

§6. О так называемых добродетелях

§6. О так называемых добродетелях

1.»Добродетель»
а) Очень важно отдавать себе отчет в содержании того, что по–гречески звучит как aret? и по–латыни как virtus. Обычный перевод этих терминов как»добродетель»совершенно никуда не годится. Такой перевод установился отчасти

Учение B.C. Соловьева о добродетелях

Учение B.C. Соловьева о добродетелях
В новоевропейской философии роль добродетели как этической категории существенно снижается, она уступает место категориям свободы воли, долга и блага. Ситуация меняется со второй половины XIX в. Один из опытов переосмысления учения о

Христианская мистерия или дзэнская свобода Эзотерическая культура (Даниил Андреев. «Роза Мира») Эзотерическое сознание (учение дзэн) Эзотерическая свобода (учение Кришнамурти)

Христианская мистерия или дзэнская свобода
Эзотерическая культура (Даниил Андреев. «Роза Мира»)
Эзотерическое сознание (учение дзэн)
Эзотерическая свобода (учение Кришнамурти)

Врач Никита Данилов
Воспоминание участника эзотерического семинара
Вадим Розин наилучшим

Глава 6. Учение Аристотеля о четырех причинах: действующая, материальная, формальная и конечная (Четыре причины)

Глава 6. Учение Аристотеля о четырех причинах: действующая, материальная, формальная и конечная (Четыре причины)
Физика, книга II, главы 3–9.Метафизика, книга I, главы 5–10; книга V, глава 3; книга VI, главы 2, 3; книга VII, глава 17; книга VIII, главы 2–4; книга IX, глава 8; книга XII, главы 4,

  1. Аристотель о высшем благе

Высшее
благо в этике Аристотеля – понятие
довольно строгое. Оно характеризуется
по крайней мере тремя
признаками
,
которые одновременно являются исходными
специфическими чертами моральной
личности.

  • Во-первых,
    личное благо не
    тождественно общей абстрактной идее,
    выражающей некое совершенство вообще
    .
    Если бы такая идея и существовала,
    говорит Аристотель, полемизируя со
    своим учителем Платоном, то и в этом
    случае она не представляла бы для этики
    интереса. Этика имеет дело с достижимым,
    осуществимым, практически реализуемым
    благом.
    Высшее благо является определенной
    характеристикой деятельности индивидов
    .

  • Во-вторых,
    благо
    вообще есть цель деятельности
    ,
    то, ради чего она предпринимается (как,
    например, здоровье во врачебном
    искусстве, победа в сражении).
    Высшее благо – это тоже цель, но особая.

    В иерархии человеческих целей оно
    занимает высшую ступень, являясь своего
    рода целью целей. Если все прочие цели
    могут одновременно быть средствами по
    отношению к целям более высоким, то к
    высшему благу стремятся ради него
    самого; оно всегда является целью, но
    никогда средством.

    Высшее благо потому и есть высшее, что
    оно подчиняет себе, внутренне организует,
    придает единство всем прочим целям.

  • В-третьих,
    высшее
    благо тождественно блаженству, счастью
    .
    Это не сумма благ, не большее благо, а
    нечто совершенное и завершенное в себе.
    Блаженство не может стать предметом
    похвалы, ибо похвала предполагает
    критерий и наличие чего-то более
    совершенного; оно самоочевидно и
    вызывает безусловное уважение. Из
    важнейших понятий этики Аристотеля
    блаженство (высшее благо) является
    самым общим, простым, бедным, это не
    основной принцип нравственной
    деятельности, а ее исходный пункт и
    общая перспектива, указывающая лишь
    на то, что эта деятельности стремится
    к своему совершенству. Называя высшее
    благо блаженством, Аристотель выражает
    типичную для античного мироощущения
    идею. Любопытно, что он вводит это
    положение следующим образом: «все
    согласны, что высшее благо есть
    блаженство». Во всяком случае,
    эвдемонистические установки, с которых
    начинает Аристотель, были свойственны
    всей античной этике.

Учение
Аристотеля о высшем благе создает
образ человека, который не удовлетворяется
стихийным течением своей жизни и
стремится сознательно подчинить ее
некой единой цели
.
Эта цель является стремлением
к предельному, высшему, совершенному
,
притом к такому предельному, которое
доступно индивиду и оказывается
максимальным развитием его возможностей.
Высшее благо равно блаженству и есть
деятельность, стремящаяся к совершенству,
т.е. деятельность, сообразная с
добродетелью.

  1. Этика золотой середины. Аристотель о сущности добродетели.

Так
как добродетель является функцией
практической деятельности, то она каждый
раз индивидуализирована: «поступок
связан с частным обстоятельством». Или,
говоря по-другому, добродетельность в
каждом отдельном случае имеет свою
собственную меру, определить которую
невозможно без соответствующих навыков,
привычки, без сформировавшегося в живом
опыте общения такта. Чтобы добиться
формирования надлежащих привычек,
такта, чтобы правильно в каждой ситуации
находить меру добродетельности,
необходимо в страстях и действиях
добиваться середины. Речь идет об
известном аристотелевском принципе
«золотой середины». Что здесь имеется
в виду?

Существуют
три душевных состояния, два из которых
порочны: одно — в силу избытка, другое
— в силу недостатка. И только третье,
расположенное между этими двумя крайними
точками, является похвальным. «Как в
страстях, так и в поступках пороки
переступают должное либо в сторону
избытка, либо в сторону недостатка,
добродетель же умеет находить середину
и ее избирает». Мужество — середина по
отношению к двум крайностям: трусости
и безумной отваге. Щедрость же
соответственно находится между скупостью
и расточительностью, мотовством и т. д.
«Добродетель, следовательно, есть некое
обладание серединой; во всяком случае,
она существует постольку, поскольку ее
достигает».

Но
Аристотель говорит не об арифметической
середине. Середина, по мнению Аристотеля,
тождественна совершенству. Ошибаться
можно различно, а действовать правильно
только одним путем. Добродетели суть
середина, если их рассматривать с точки
зрения сущности, но по своему совершенству
и значению их можно назвать крайностями,
т. е. они представляют собой крайнее
совершенство. В избытке и недостатке
самих по себе нет середины. Так и в
середине нет избытка и недостатка.
Словом, речь идет о том, чтобы в каждом
отдельном действии достигать того
единственного, в этом смысле крайнего,
предельного совершенства, которое
свойственно этому действию. Допустим,
этическая добродетель возникла из
причины и проявляется в форме в нужном
месте, в нужное время и при нужных
обстоятельствах. А также направлена
она на того, кто ее заслуживает. В таком
случае она будет золотой серединой.
Т.е. совершенством.

Аристотель
определял сущность этической добродетели
как срединное состояние между крайностями
противоположных аффектов, давал описание
главных добродетелей той и другой части
души, после чего переносил свое внимание
на соотношение разума и эмоций внутри
человека. Вопреки Сократу Аристотель
возводил начало добродетели не к разуму,
а к движению чувств, однако именно
мыслительная деятельность контролирующая
порывистые стремления души делает, по
мнению Аристотеля, поведение человека
добровольным. Из своего понимания души
Аристотель выводил концепцию блага и
счастья, но в «Большой этике» (это
один из трех трактатов Аристотеля о
нравственности) эта тема не изучена до
конца.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

„Остроумие есть отшлифованное высокомерие.“

—  Аристотель

Последнее обновление 9 декабря 2022 г.

Темы

высокомерие

Аристотель фото

Аристотель222

древнегреческий философ, ученик Платона -384 — -321 до н.э.

Похожие цитаты

Менандр фото

„Выше высокомерия нет гнуснее порока.“

—  Менандр древнегреческий комедиограф -342 — -291 до н.э.

Уилки Коллинз фото

„Главная страсть цивилизованного человечества — высокомерие.“

—  Уилки Коллинз английский писатель и драматург 1824 — 1889

Нассим Николас Талеб фото

„Скромностью обычно называют удачно замаскированное высокомерие.“

—  Нассим Николас Талеб 1960

Нассим Николас Талеб фото

„Разница между величием и высокомерием – в том, чем вы занимаетесь, когда никто не смотрит.“

—  Нассим Николас Талеб 1960

Мишель де Монтень фото

„Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.“

—  Мишель де Монтень французский писатель и философ 1533 — 1592

Алекс Фергюсон фото

„Никогда нельзя думать, что ты лучший в своем деле. Высокомерие — не качество, а препятствие на пути к успеху.“

—  Алекс Фергюсон шотландский футболист и футбольный тренер 1941

Вариант: Никогда нельзя думать, что ты лучший в своем деле. Высокомерие — не качество, а препятствие на пути к успеху.

Эта цитата ждет обзора.

„Мое высокомерие, это не что иное — как отражение низкой самооценки окружающих меня людей.“

—  Иван_Пьянов

Франсуа де Ларошфуко фото

„Высокомерие — это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышанье заявляющая о своём присутствии.“

—  Франсуа де Ларошфуко французский писатель 1613 — 1680

«Максимы и моральные размышления»

Аль Пачино фото

„Гордость и высокомерие — слуги дьявола. Если ты не сможешь управлять ими, они начнут управлять тобой.“

—  Аль Пачино американский актёр 1940

Анна де Сталь фото

„Высокомерие взбирается на такую высоту и имеет такое непрочное основание, что весьма легко его ниспровергнуть.“

—  Анна де Сталь французская писательница 1766 — 1817

Билли Джо Армстронг фото

„Что вызывает у меня гнев, так это высокомерие некоторых людей. Они не слушают нашу музыку, они заранее решили, что она им не нравится.“

—  Билли Джо Армстронг американский музыкант, певец, гитарист, автор песен 1972

What annoys the hell out of me is the arrogance of some people. They don’t even listen to our music, they decided in advance that they don’t like it.

Жан де Лабрюйер фото

„Порою кажется, что самые влиятельные из вельмож оптом получают власть, величие и высокомерие, а затем раздают их провинциям в розницу.“

—  Жан де Лабрюйер французский моралист 1645 — 1696

„И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя»“

—  Александр Викторович Ельчанинов священник Русской православной церкви, церковный историк, литератор 1881 — 1934

„И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя.»“

—  Александр Викторович Ельчанинов священник Русской православной церкви, церковный историк, литератор 1881 — 1934

Мадонна (певица) фото

„Простить нужно было многое:… Мадонне — речистость и частое высокомерие; нам самим — порицание женщин, любящих секс искренне, честно и без чувства стыда.“

—  Мадонна (певица) американская певица и актриса 1958

О Мадонне

Александр Валентинович Турчинов фото

„К большому сожалению, последние несколько десятков лет на востоке Украины культивировалась пророссийскость, местечковость, обособленность и фальшивое ни чем не подкрепленное высокомерие по отношению к другим регионам.“

—  Александр Валентинович Турчинов украинский политический и государственный деятель, и. о. Президента Украины (2014) 1964

В 2014 году, В 2016 году
Источник: Убийцы украинцев не спрячутся ни в Донецке, ни в РФ. пусть дрожат и ждут http://www.liga.net/projects/pastor/

Марина Ивановна Цветаева фото

„От слишком большого и чистого жара сердца, от скромного желания не презирать себя за любовь к тому, кого не можешь не презирать, от этого — ещё и от другого — неизбежно приходишь к высокомерию,— потом к одиночеству.“

—  Марина Ивановна Цветаева русский поэт, прозаик, переводчик 1892 — 1941

Сергей Александрович Потапов фото

„Очень многие товарищи говорили о том, что в последние годы у Геннадия Андреевича появились такие чуждые коммунистам качества, как чванство, поддержка карьеристов, высокомерие, неуважение к людям.“

—  Сергей Александрович Потапов российский политический деятель 1951

Источник: Сергей Потапов о Г.А.Зюганове http://www.zamos.ru/dossier/?tree_id=18&qid=259

Бенедикт V фото

„Бенедикт, ложно называемый папой, подстегивал римлян, дольше сопротивляться императору, угрожал императору и его верным отлучением, лично взошел на стену и держался с большим высокомерием, чем это пристало папе.“

—  Бенедикт V папа римский

Уильям Питт Младший фото

„Высокомерие русского кабинета становится нетерпимым для европейцев. За падением Очакова видны цели русской политики на Босфоре, русские скоро выйдут к Нилу, чтобы занять Египет. Будем же помнить, ворота на Индию ими уже открыты.“

—  Уильям Питт Младший 16-й и 18-й Премьер-министр Великобритании 1759 — 1806

1791 год

Связанные темы

  • Высокомерие

Привычка во всём находить только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

5 минут на осмысление

Цитаты об остроумии

Острый язык — единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее.

3 минуты на осмысление

У иных людей остроумие (инструмент, пригодный в любом деле) — это всего лишь природный дар, который деспотически завладевает ими и уже не подвластен ни их воле, ни разуму.

7 минут на осмысление

Остроумие — способ выразить новую мысль, острословие — просто языковая гимнастика.

3 минуты на осмысление

Каламбур — низшая форма остроумия, поэтому шутки обычно строят на каламбурах.

3 минуты на осмысление

С остроумием дело обстоит так же, как с музыкой: чем больше ее слышишь, тем более тонких звучаний желаешь.

5 минут на осмысление

Острословие обнаруживает в человеке острый язык, но не обязательно острый ум.

3 минуты на осмысление

Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.

3 минуты на осмысление

Не повторяй своих острот: одним лезвием дважды не бреются.

3 минуты на осмысление

Остроумие надо использовать как щит, а не как меч, чтобы ранить других.

3 минуты на осмысление

Острый ум — увеличительное стекло, остроумие — уменьшительное.

3 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии