Покупка доли в иностранной компании юридическим лицом

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Покупка доли в иностранной компании

Покупка доли в иностранной компании

Подборка наиболее важных документов по запросу Покупка доли в иностранной компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 265 «Внереализационные расходы» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном отнесении налогоплательщиком на расходы процентов по кредитному договору, поскольку их выплата не была направлена на получение доходов. Суд установил, что налогоплательщик уплачивал проценты по кредитному договору с банком. Кредит был взят для рефинансирования задолженности налогоплательщика перед другим банком. Ранее, при рассмотрении вопроса о правомерности учета процентов по договору с первым банком, суд установил, что полученные по договору денежные средства были переданы налогоплательщиком как заем иностранной компании, которая использовала их для приобретения доли в уставном капитале налогоплательщика и еще одного юридического лица. При этом и сам налогоплательщик, и компания-заемщик, и вторая приобретаемая компания принадлежат одному физическому лицу. Суд пришел к выводу, что целью сделок было получение необоснованной налоговой выгоды, налогоплательщик учитывал расходы в виде процентов по кредитному договору, но не получал процентов по выданным займам, вследствие искусственного прекращения заемных обязательств между налогоплательщиком и заемщиком прекратилось начисление процентов по выданным займам, при этом налогоплательщик продолжал уплачивать проценты по кредитному договору, то есть на налогоплательщика было искусственно перенесено бремя несения расходов при фактическом извлечении доходов от привлеченного капитала взаимозависимым иностранным лицом, не уплачивающим налоги в РФ. Поскольку новый кредит был взят для рефинансирования ранее привлеченного кредита, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права учитывать проценты по такому кредиту.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.02.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)2.2) при реализации имущественных прав (в том числе долей, паев), приобретенных у контролируемой иностранной компании, в случае, если доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации этих имущественных прав (в том числе долей, паев) и расходы в виде цены их приобретения исключаются из прибыли (убытка) такой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 настоящего Кодекса, налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой контролируемой иностранной компании или являющимся российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, сумма фактически произведенных расходов в виде стоимости имущественных прав (в том числе долей, паев) определяется исходя из меньшей из следующих стоимостей:

Настоящая статья носит информационный характер о порядке заключения сделок с иностранными контрагентами. Вы можете обратиться к нам для прохождения официальной процедуры получения разрешения и оформления документов по сделке. Обратите внимание! Мы не предлагаем «ускорение процедуры» или другие серые схемы обхода Указов Президента РФ. 

В соответствии с Указом Президента РФ № 81 от 01.03.2022 года для ряда операций, в которых участвуют контрагенты из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, и подконтрольные им лица, с 02.03.2022 года нужно получать разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Требование ввели для российских компаний, граждан и других резидентов.

Для каких сделок и операций с иностранными контрагентами из недружественных стран требуется разрешение Правительственной комиссии?

  • выдача кредитов и займов в рублях иностранному лицу
  • сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество (за исключением сделок с ценными бумагами на организованных торгах с разрешения ЦБ РФ по согласованию с Минфином)
  • с 08.09.2022 года сделки (операции) с долями в уставном капитале российских юридических лиц (в соответствии с Указом Президента РФ от 08.09.2022 года № 618)

Также разрешение Правительственной комиссии потребуется для следующих операций:

  • валютные операции, связанные с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа
  • зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка
  • осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг

На каких иностранных контрагентов распространяется ограничение?

Юридические лица, которые

  • зарегистрированы в “недружественном государстве”
  • хозяйственную деятельность осуществляют преимущественно в “недружественном государстве”
  • прибыль от деятельности извлекают преимущественно в “недружественном государстве”
  • лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности

Также если контрагент из государства, которое не ввело ограничения в отношении РФ, то при покупке у него недвижимости или ценных бумаг, тоже может потребоваться разрешение. Речь идет о ситуации, когда владелец этих активов приобрел их у лиц из государств, которые ввели ограничения в отношении РФ, после 22 февраля 2022 года.

В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ № 95 от 05.03.2022 года иностранными контрагентами из “недружественных стран” не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами
  • информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

Перечень недружественных России стран и территорий утвержден Распоряжением Правительства от 5 марта 2022 года N 430-р. В него вошли Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства — члены Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария и Япония.

Таким образом, с учетом действующих ограничений для регистрации перехода права собственности на недвижимость в России на основании сделки, заключенной с иностранными контрагентами из недружественных стран, необходимо предоставить в Росреестр:

  • разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации 

или

  • документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, если иностранный контрагент соответствует требованиям п. 12 Указа Президента РФ № 95 от 05.03.2022 года

Перечисленные в настоящей статье ограничения применяются только к сделкам с иностранными гражданами и компаниями из недружественных стран согласно списку. Для иностранцев и компаний из других стран данные ограничения не применяются. Например, не распространяются данные ограничения на граждан и компании из ОАЭ, Китая (кроме Тайваня), Тайланда, Армении, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, если к ним не применимы иные признаки причастности к недружественным странам.

При этом согласно разъяснениям Росреестра при регистрации прав и сделок Росреестром не предъявляются дополнительные требования по наличию в договорах купли-продажи формулировки относительно иностранных лиц. Стороны самостоятельно составляют договор купли-продажи и свободны в определении его условий (за исключением существенных условий сделки, предусмотренных действующим законодательством).

Если сделка с недвижимостью подлежит нотариальному удостоверению (обязательному или по желанию сторон), то для проверки законности сделки данные документы должны быть предоставлены нотариусу вместе с проектом соглашения.

Обратите внимание! Указанные ограничения относительно сделок с иностранными контрагентами из недружественных стран не распространяется на отношения наследственного правопреемства, осложненные иностранным элементом, а также выдачу доверенностей, предусматривающих полномочия по осуществлению сделок (операций), для которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии.

Что такое банковский счет типа “С”?

С учетом введенных Россией ограничений в отношений иностранных контрагентов из недружественных стран государственными органами РФ по некоторым сделкам установлены требования по перечислению денежных средств резидентами РФ в счет исполнения по сделкам указанным иностранным контрагентам на специальный банковский счет — счет типа “С”. Например, при покупке резидентом РФ недвижимости у нерезидента, связанного с государствами, совершающими недружественные действия, денежные средства в счет оплаты по сделке, должны быть  зачислены на счет типа «С» (согласно Решению подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций от 17.03.2022 года).

Режим банковского счета типа “С” установлен Решением Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022 года. Согласно указанному Решению с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства только в целях осуществления:

  • уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
  • переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах
  • переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением
  • переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением
  • переводов на банковские счета типа «С»
  • переводов на брокерские счета типа «С» и специальные брокерские счета типа «С», торговые банковские счета типа «С», клиринговые банковские счета типа «С»
  • уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание по счету, брокеру, открывшему специальный брокерский счет типа «С», депозитарию, осуществляющему ведение счета депо типа «С», и иных комиссий, связанных с совершением сделок с ценными бумагами, зачисляемыми на счета депо типа «С»
  • переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе Президента РФ № 95
  • возврата ошибочно зачисленных на банковский счет типа «С» денежных средств

Как получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на сделку?

Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) подается в Министерство финансов РФ. Заявление должно содержать обращение, адресованное Правительственной комиссии, с просьбой выдать разрешение и информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения. Правительственная комиссия утвердила 17.03.2022 года рекомендуемую форму такого заявления.

К заявлению о выдаче разрешения прикладывается:

  • документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя — юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  • документ, удостоверяющий личность заявителя — физического лица
  • документ, подтверждающий факт учреждения заявителя — иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена
  • учредительные документы заявителя — юридического лица
  • документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия
  • бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)
  • сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента)

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть апостилированы (легализованы) и переведены на русский язык, перевод удостоверяется нотариусом.

Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя. 

В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке. 

Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления. К заявлению прилагается опись направляемых документов. 

Заявление и документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.

Решение о выдаче разрешения на сделку принимается единогласно подкомиссией, в состав которой входит по одному представителю от Администрации Президента РФ, Минэкономразвития и Центрального банка РФ. Возглавляет ее Министр финансов РФ. Срок действия разрешения определяется подкомиссией.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

«На 21.12.2022 мы успешно реализовали три сделки по покупке нашими клиентами трех крупных компаний, собственниками которых были иностранные юридические лица из «недружественных стран». Получили разрешение ФАС РФ (стоимость каждой сделки превышала 7 000 000 000 рублей), после чего, получили одобрение подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. У нас есть успешный опыт по согласованию сделок, как по покупке долей, так и объектов недвижимости. 

К сожалению, четкого публичного регламента, определяющего срок и условия рассмотрения заявок, а также основания отклонения заявок – пока нет.

Как мы можем помочь в получения согласия по сделки по покупке компаний с иностранным участием?

У нас есть успешная практика, поэтому мы понимаем:

  • Через какое министерство лучше подаваться 

  • Как безошибочно заполнить документы

  • Какой пакет документов нужен

  • Как правильно обосновывать цель сделки

  • Как оценивать стоимость покупаемого бизнеса 

  • Какая максимальная цена по сделке допустима 

  • Какие условия договора и тип договора можно использовать 

  • Как правильно указывать конечного бенефициара 

Особенностей очень много. 

Мы поможем Вам и подскажем, что и как нужно делать. 

Нам доверяют: СИ, Thermon, Ayona

Что указывать в форме заявления о выдаче разрешения?

Многие забывают указать срок, на который требуется разрешение, как правило он привязан к сделке.

Необходимо указать источник средств: собственные, кредитные. Что касается кредитных средств – достаточно предоставить справку о рассмотрении кредита. В идеале решение кредитного комитета. Проверять наличие собственных и заемных средств на счетах никто не будет.

Как правило покупатель в виде юридического лица специально создается под сделку. Чтобы у комиссии не было вопросов относительно благонадёжности покупателя, нужно доказать, что созданное лицо, входит в группу компаний холдинга, или что покупателем владеет лицо, способное реализовать сделку.

Нужно обосновать целесообразность покупки как со стороны российской компании, так и продажу —  со стороны иностранной компании. Например, «Объект не используется в профильной деятельности Компании. Решение о продаже принято с целью минимизации издержек, связанных с содержанием объекта».

Как оформить покупку бизнеса, состоящего из 4-х компаний?

В случае покупки бизнеса, состоящего из одновременной покупки нескольких компаний – форма заполняется одна, но комплект документов готовится по количеству покупаемых лиц. В справке нужно обосновать их связь и цель покупки.

Через какое министерство лучше подаваться?

В структуре Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации участвуют следующие министерства: ФАС, ФСБ, Минобороны, Минтранс, Минприроды, Минпромторг, Минздрав, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфин, Минюст, Минкомсвязи, Росфинмониторинг, ФСТЭК и «Росатом».

По общему правилу компания подается через то министерство, которое его контролирует, то есть является его регулятором. По большинству видов деятельности для обычных коммерческих компаний – это Минпромторг, к его компетенции относится большинство видов коммерческой деятельности. У нас есть опыт подачи заявлений через Минфин РФ и через Минпромторг РФ. Тонкость в том, что Минпромторг РФ выступает в качестве ведомства «просителя», тогда как Минфин РФ выступает в качестве ведомства «согласующего». Ограничений через сколько ведомств подаваться – нет. Мы рекомендуем подаваться через Минпромторг РФ, или через Минпромторг РФ и Минфин РФ одновременно. Последний вариант лучше в том случае, если продавец кроме Вас ведет переговоры с другими покупателями. В этом случае государство о конкурентных заявках узнает заранее, а не на самом рассмотрении.

Сложность выявления конечного бенефициара

Дело в том, что иногда показать конечного бенефициара почти невозможно. Например, если российской компанией владеет иностранное лицо, в свою очередь разместившее акции на Лондонской бирже. В этом случае подойдет справка в свободной форме. Обращаю внимание, что справка должна быть только в оригинале, ее можно сразу писать на русском, если подписант им владеет. Подписантом данной справки является CEO иностранной компании.

Второе Гражданство покупателя

Разрешение Правительственной комиссии на сделку не потребуется, когда заключаете ее с российским гражданином, даже если у него есть вид на жительство или даже гражданство недружественного государства. Такое лицо власти все равно рассматривают как гражданина России, а значит, он не попадает под ограничения. Однако, обращаю внимание, что ФАС РФ должна согласовать сделки больше 7 млрд. руб. ФАС РФ не пропускает сделку, если у покупателя есть второе гражданство из недружественной страны.

Какие условия по покупке/продаже лучше включить в договор

Важно понимать, что на согласование вместе с пакетом документов подается проект договора. Предполагается, что в ряде не ключевых моментов после согласования он может быть изменен. Обращаю внимание, что одобрение комиссии идет по факту обращения без привязки к существенным условиям договора купли-продажи. В протоколе рассмотрения комиссии нет условий согласования, вида «…согласовываем продать 100% долей ООО «Ромашка» на следующих условиях…», как правило указывается цена, ОГРН и количество долей, продлеваемой компании — все.

Рекомендуем в качестве применимого права указывать только правовые нормы РФ.  Приобретение долей должно идти без права обратного выкупа/опциона.

На сегодняшний день есть ряд правовых проблем при покупке долей, принадлежащих иностранным компаниям. Они заключается в том, что для совершения сделки и регистрации перехода права собственности на доли русской компании, российское законодательство совершенно не требует факта получения денежных средств в пользу продавца за проданные доли.

Более того, из-за политической ситуации бывают случаи, когда иностранные банки не принимают денежные средства из России. Иностранцы об этом прекрасно знают и требуют разработку в договоре условий, предусматривающих обязанность нотариусов отправлять документы на регистрацию в 46 налоговую только после получения определенного уведомления.

Поэтому мы рекомендуем включать в договор следующее условия: «Нотариус вправе направить заявление в ИФНС на регистрацию перехода права собственности на доли Обществ с 1-го по 60-й день только при условии предоставления Покупателем уведомления нотариусу. Продавец обязуется согласовать возможность зачисления денежных средств с Банком-получателем платежа и предоставить подтверждение о том, что обслуживающий его банк готов принять платеж. Стороны пришли к соглашению, что в случае не зачисления денежных средств на корреспондентский счет Банка Продавца (невозможность осуществить платеж со стороны Банка-эмитента счета-эскроу, возврат средств на счет Банка-эмитента счета-эскроу) в течение [60] календарных дней Эскроу Агент передает Продавцу «Уведомление для нотариуса», а Покупатель получает право на возврат денежных средств, размещенных на эскроу.»

Уведомление – это письменный документ, подтверждающий, что деньги зачислены на корреспондентский счет банка продавца. Настоятельно рекомендуем сам текст уведомления и всего договора также заранее согласовать с нотариусом. Более того, для безопасности сделки использовать счета-эскроу, в валюте «рубли», с последующей конвертацией в Евро по внутреннему курсу Банка-эмитента счета-эскроу на дату его открытия. Условия о счетах-эскроу и уведомлении находит понимание в Правительственной комиссии.

Какая цена сделки предпочтительнее?

Приветствуется цена сделки, если она ниже на 45% от оценочной стоимости покупаемого бизнеса.

Что делать, если по одному активу подались два покупателя?

Это на самом деле очень плохая ситуация. Откуда она может возникнуть? Продавец, понимая, что в любом случае покидает бизнес среду России, пытается вести диалог о продаже с несколькими покупателями, руководствуясь принципом, кто быстрее и больше даст денег — тот и молодец. Как правило для покупки компаний, стоимость которых исчисляется миллиардами, привлекаются денежные средства банков. До недавнего времени у чиновников от Правительственной комиссии было четкое понимание, что возможно согласовать сделку только с одним покупателем – один раз.  Мы были в такой ситуации, и считаем, что по своей правовой природе одобрение сделки Правительственной комиссией является одобрение предварительной сделки, которой может и не быть.

Можно ли подаваться по сделкам, превышающим 7 млрд без одобрения ФАС РФ?

По сделкам больше 7 млрд. руб. ФАС РФ до сих пор выдаёт только одно согласие по одной сделке. Но! 46 налоговая в качестве регистратора регистрирует переход права собственности на доли не зависимо от наличия/отсутствия разрешения ФАС РФ. Сделка без одобрения ФАС РФ возможна, но является оспоримой! Сделка без согласия Правительственной комиссии в принципе невозможна.

Сколько раз можно подаваться?

Существующая практика не ограничивает заявителя в количестве раз подачи заявления. Надо смотреть из-за чего отказали. Если отказ был дан из-за того, что сам покупатель не отвечает требованиям комиссии, то в этом случае последующие обращения обречены на отказ.

Сроки рассмотрения заявления

Как мы все знаем, официальных сроков рассмотрения заявлений нет. Самый быстрый вариант по нашей практике – это месяц. Сейчас перед новым годом, там просто «завал». Нет чёткого правила, когда и как часто собирается комиссия. В последнее время – это происходит раз в неделю, по пятницам. Реально надо рассчитывать на срок до двух месяцев.

Как выглядит согласие на сделку?

Согласие на сделку состоит из двух документов. Первый документ – выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением инвестиций в Российской Федерации, где, например, указано: «разрешить ООО «Ромашка» осуществление сделки по покупке 100% долей ООО «Лютик» за 8 000 000 000 руб.». Второй документ – это сопроводительное письмо того министерства, через которое Вы обращались за разрешением – например, Минпромторг.

Я описал несколько сложных моментов при согласовании сделки. К сожалению, их гораздо больше. Тем не менее, надеюсь эта информация вам пригодится. Если будут вопросы, всегда поможем. Обращайтесь.

Мы готовы оказать юридическую поддержку при совершении различных сделок, в том числе с контрагентами из «недружественных стран»: подготовим все необходимые документы, сопроводим доверителя при подписании сделки, пройдем процедуру получения разрешения Правительственной комиссии в установленном порядке и выполним необходимые регистрационные действия.

На кого распространяются требования Указа Президента РФ от 08.09.2022 №618?

Юридические лица, работающие, получающие прибыль или зарегистрированные в списке «недружественных стран». Кроме того, любые лица, которые находятся под контролем указанных выше лиц.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.03.2022 №430 утвержден перечень государств и территорий, совершающих в отношении РФ, Российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия:

  • Австралия

  • Албания

  • Андорра

  • Багамские Острова

  • Великобритания (включая коронные владения Британской короны и Британские заморские территории)

  • Государства — члены Европейского союза

  • Исландия

  • Канада

  • Лихтенштейн

  • Микронезия

  • Монако

  • Новая Зеландия

  • Норвегия

  • Республика Корея

  • Сан-Марино

  • Северная Македония

  • Сингапур

  • Соединенные Штаты Америки

  • Тайвань (Китай)

  • Украина

  • Черногория

  • Швейцария

  • Япония

Как российской компании купить долю в иностранной организации?

Российская компания ООО планирует приобрести долю в иностранной компании. Скажите, какие действия ООО должно совершить для оформления указанной сделки. Предусмотрена ли отчетность для российский компании — участника иностранной компании. Могут ли ООО исключить из субъекта МСП, в связи с приобретением доли в иностранной компании.

05 февраля 2019, 12:53, Светлана Лысак, г. Москва

Добрый день Светлана ! 

Как российской компании купить долю в иностранной организации?

Перечень документов как и порядок совершения сделки по приобретению доли в уставном капитале иностранного юр., лица зависит от требований законодательства страны где собственно находится иностранное юр., лицо  (ознакомьтесь со ст.1202 ГК). 

Но Вам будет необходимо подать в налоговый орган уведомление об участии в иностранной организации

Могут ли ООО исключить из субъекта МСП, в связи с приобретением доли в иностранной компании.

Исключаются из единого реестра субъектов МСП  те субъекты, которые (п.5,7 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения субъекта к МСП;(ознакомьтесь с соответствующими НПА)
  • прекратили деятельность (исключены из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)).

С уважением Александр Иванович ! 

06 февраля 2019, 06:19

Похожие вопросы

1000 ₽

Вопрос решен

Приватный вопрос

Трудовое право

Согласно договору, компания обучает меня одному из языков программирования, а я, в свою очередь, обязан отработать у них полтора года

Вчера в 15:16, вопрос №3639869, Михаил, г. Волгоград

Хочу купить квартиру в России, может ли муж претендовать на долю квартиры при разводе?

Мой муж немец живет в Германии я живу в России, брак зарегистрирован на территории Германии, свидетельство о браке ни в какие инстанции в России не было подано. У нас разные фамилии. Свидетельство не имеет апостиль. Хочу купить квартиру в России, может ли муж претендовать на долю квартиры при разводе?

20 марта, 18:22, вопрос №3644624, Мария, г. Москва

Необходимо совершить сделку по продаже доли ооо

Необходимо совершить сделку по продаже доли ооо. Всего 2 учредителя (по 50% доли у каждого). Один учредитель продает долю второму. Нужно ли направлять в организацию офертк о продаже или сразу без оферту можно заключать договор купли-продажи?

20 марта, 13:25, вопрос №3644139, Аида, г. Москва

На определенном этапе роста у бизнеса, как правило, созревает потребность в расширении рынка сбыта за рубежом. Так, мы в SimbirSoft выбрали новую локацию для открытия представительства – США, Бостон. Мы исходили из того, что наши сотрудники уже не раз проводили встречи с заказчиками в Бостоне и были хорошо знакомы с инфраструктурой города.

«Если для развития бизнеса вам нужно наращивать присутствие в отдельном регионе или стране, это хорошее время, чтобы задуматься об открытии представительства. С одной стороны, без этого можно обойтись, особенно в условиях всеобщей “удаленки”. Например, в нашей отрасли уже привычно создавать IT-продукты в распределенных командах — вместе со специалистами из других городов и стран. Однако, общаться с заказчиком из Европы или США зачастую проще, если у IT-компании есть представительство в той же локации. Это один из возможных критериев при выборе IT-подрядчика. Кроме того, быть ближе — значит, говорить на одном языке, лучше понимать менталитет и другие особенности, к примеру, в национальном законодательстве».

Марина, руководитель направления аккаунтинга SimbirSoft

Для создания представительства мы решили приобрести долю в уставном капитале компании–нерезидента, действующей в Бостоне. Для решения этой задачи нам нужно было не только учесть законодательство другой страны, но и разобраться с российскими нормами, которые включают несколько аспектов:

  • документальное оформление;

  • бухгалтерский учет;

  • налоговые обязательства.

Какие документы нужны для сделки

Изучив учредительные документы покупаемого актива и убедившись, что всё в порядке, мы перешли к составлению договора. Купля-продажа доли (части доли) в ООО производится в соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», независимо от того участвуют ли в сделке только резиденты или также лица (физические и юридические), не являющиеся резидентами РФ. Согласно п. 11 ст. 21 данного Федерального закона сделка подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Доля может быть продана как по номиналу, так и по стоимости выше или ниже его.

Бухгалтерский учет у покупателя

В учёте ООО «СимбирСофт», как у организации-покупателя, приобретенная доля учитывается по первоначальной стоимости полученных финансовых вложений. Кроме уплаченной стоимости доли (акций), она, как и любой актив, может включать в себя вознаграждение посредников, информационные, консультационные услуги и прочие затраты на приобретение. Если величина затрат на приобретение является для организации несущественной, их можно учесть единовременно в составе прочих расходов организации согласно п. 11 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений». Не подлежат включению в первоначальную стоимость финансового вложения проценты по кредитам и займам, если заёмные средства были использованы для оплаты. Согласно ПБУ 19/02 приобретенные доли (акции) другой организации учитываются на счёте 58 «Финансовые вложения» субсчёт 01 «Паи и акции». Факт приобретения отражается следующими проводками:

  • Дт 58.01 – Кт 76 – начислен долг продавцу за купленную долю.
  • Дт 58.01 – Кт 76 – в стоимость доли включены услуги посредника.

  • Дт 58.01 – Кт 60 – в стоимость доли включены информационные или консультационные услуги.
  • Дт 76, 60 – Кт 51 – оплачена стоимость доли и услуг по её приобретению.

Таким образом, на счёте 58.01 сформировалась первоначальная стоимость приобретенной доли. Несмотря на финансовые показатели приобретенной компании, Законодательство не позволяет проводить переоценку долей в уставном капитале других организаций, поэтому в последующем стоимость не изменится.

Налоговые обязательства

Первые два пункта, рассмотренные в данной статье, одинаково применимы как при приобретении доли российской компании, так и при покупке доли компании иностранной. Далее речь пойдёт о существенных различиях.

Покупка доли в иностранной компании сама по себе на налоговых обязательствах не сказывается, независимо от того, какой режим налогообложения применяет покупатель. Но после её совершения налогоплательщик – резидент РФ, получивший более 10% доли иностранной компании, обязан уведомить об этом Налоговый орган по месту своей регистрации. Эта обязанность возложена на организации подпунктом 1 п. 3.1. статьи 23 НК РФ. За нарушение этого требования предусмотрена ответственность согласно п. 2 ст. 129.6 НК РФ: непредставление уведомления в установленный срок – 50 000 руб в отношении каждой иностранной организации. Для подачи Уведомления об участии в иностранной организации законодательством отведено 90 дней от даты возникновения основания для его подачи.

Если доля участия российской компании в уставном капитале организации–нерезидента РФ составляет больше 25%, то такая иностранная компания признаётся Контролируемой Иностранной Компанией (КИК) согласно п.1 ст. 25.13 НК РФ. О том, что российская организация является контролирующей по отношению к иностранной компании, также необходимо ежегодно уведомлять Налоговую инспекцию.

Согласно п. 1 ст. 129.6 НК РФ непредставление в установленный срок уведомления о КИК влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании.

Уведомление о КИК сдаётся не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании.

Пример: за финансовый год иностранной компании, закончившийся 31 декабря 2019 года, мы должны будем подать уведомление до 20 марта 2021 года. В нём, кроме данных контролируемой компании, необходимо указать виды владения и возможность применения льгот при налогообложении.

Прибыль, полученная КИК, приравнивается к прибыли, полученной российским налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом. Она учитывается при определении его налоговой базы в составе внереализационных доходов в налоговом периоде, следующим за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года или дата окончания финансового года, если границы финансового года, установленные личным законом компании, отличаются от календарного.

При этом согласно Налоговому кодексу не допускается уменьшение прибыли КИК на величину расходов по обычной деятельности контролирующей организации. Есть ещё ряд особенностей, которые необходимо учитывать при налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, они указаны в ст. 309.1 НК РФ.

Согласно ст. 25.13-1 НК РФ существуют ситуации, при которых прибыль КИК совсем освобождается от налогообложения. Чаще всего российские контролирующие компании попадают под два исключения:

  • КИК является активной и в её доходах отсутствуют суммы, полученные от пассивных видов деятельности;
  • прибыль КИК не превышает порог в 10 млн.руб. Если компания верно заполнит декларацию по налогу на прибыль и укажет основание для освобождения, то налог на прибыль с доходов КИК рассчитан не будет.

В декларации по налогу на прибыль расчет налога по доходам КИК производится в Листе 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» и Приложениях к нему. При представлении декларации по налогу на прибыль с заполненным Листом 09, налогоплательщик обязан приложить к ней следующие документы:

  • финансовую отчетность КИК или, в случае её отсутствия, другие документы, подтверждающие размер прибыли;
  • аудиторское заключение по финансовой отчетности. Налоговая ставка, согласно п. 2 ст. 284 НК РФ для таких доходов составляет 20%. Налог зачисляется в Федеральный бюджет по п. 6 ст. 284 НК РФ.

Вопрос налогообложения прибыли КИК является очень сложным и запутанным. Так, в обращении 23 июня 2020 года Президент В. Путин предложил внести изменения в эту систему: «Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых контролируемых иностранных компаний по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме. Предлагаю ее кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 миллионов рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции».

В этом предложении пока ещё много неясного, но мы надеемся, что изменения в законодательстве помогут упростить существующий порядок налогообложения и многие связанные с ним процессы.

Подводя итоги

Для того, чтобы расширить и упростить работу с иностранными заказчиками, бизнес может создать зарубежное представительство — например, путем покупки доли в иностранной компании. В этой статье мы на примере IT-отрасли рассмотрели особенности налогового и бухгалтерского учета в этом случае, а также сроки, в которые нужно уведомить налоговую службу, чтобы избежать штрафов.

Спасибо за внимание!

Приобретатели ценных бумаг компаний-нерезидентов часто не задумываются о том, что помимо соблюдения норм иностранного законодательства владение такими ценными бумагами накладывает определенные обязанности и с точки зрения российского права.

В стратегии ведения современного бизнеса наряду с другими инструментами широко используются иностранные компании. Практически не осталось юрисдикций, в которых для приобретения ценных бумаг необходимо присутствие в стране инкорпорации. Сегодня достаточно прийти в офис профессионального посредника, где все права владения акциями будут оформлены надлежащим образом. Чаще всего именно поэтому приобретатели ценных бумаг не задумываются о том, что помимо соблюдения норм иностранного законодательства владение ценными бумагами нерезидентов накладывает определенные обязанности с точки зрения российского законодательства.

Публикация

В нашей статье мы хотели бы остановиться именно на аспектах российского законодательства, которые необходимо учитывать при приобретении акций иностранных компаний российскими юридическими и физическими лицами. Сразу оговоримся, что речь идет о ценных бумагах, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее – ОРЦБ).

Статья 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле1 (далее – Закон) определяет, что валютными операциями являются операции с участием резидентов и нерезидентов по приобретению, отчуждению, использованию в качестве средства платежа, ввозу и вывозу на/с таможенной территории РФ валютных ценностей, к которым, в том числе, относятся внешние ценные бумаги. Здесь можно рассматривать операции как по первичной эмиссии ценных бумаг, так и по приобретению ценных бумаг нерезидентов у лиц, которые ранее ими владели.

Валютные операции должны совершаться с валютными ценностями, под которыми понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Понятие внешних ценных бумаг дается через определение внутренних: внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся по Закону к внутренним ценным бумагам. При этом к внутренним ценным бумагам Закон относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Соответственно какие-либо операции с ценными бумагами иностранных эмитентов (приобретение, отчуждение, ввоз/вывоз и т. п.) являются валютными операциями и подлежат валютному регулированию с соблюдением правил валютного законодательства.

Чтобы определить, какие нюансы могут ожидать владельцев иностранных ценных бумаг в России, следует в первую очередь определить круг субъектов, которые могут быть задействованы в данной ситуации.

Их можно подразделить на две большие группы:

1. Резиденты и нерезиденты, т. е. субъекты, непосредственно осуществляющие операции с внешними ценными бумагами.

2. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля, т. е. субъекты, определяющие правила поведения в данной сфере.

В свою очередь во второй группе можно выделить:

1) Органы валютного регулирования:

— Центральный Банк РФ (устанавливает правила для банков);

— Правительство РФ (устанавливает правила для всех остальных хозяйствующих субъектов).

Именно органы валютного регулирования издают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты в области валютного регулирования и валютного контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов. Здесь важно отметить, что издавать акты в данной области эти органы могут только в случаях, предусмотренных Законом. Если Закон не предусматривает необходимость регламентации каких-либо валютных операций, значит, они осуществляются без ограничений.

2) Органы валютного контроля:

– Центральный Банк РФ (действует в отношении банков и валютных бирж);

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ (Росфиннадзор РФ) (в отношении остальных хозяйствующих субъектов).

Именно органы валютного контроля обладают полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать установленные законодательством РФ меры ответственности в случае нарушения валютного законодательства.

3) Агенты валютного контроля:

— уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку РФ;

— профессиональные участники ОРЦБ (брокеры, дилеры, регистраторы);

— таможенные и налоговые органы.

Это те органы, с которыми приходится непосредственно сталкиваться на практике. Агенты валютного контроля могут констатировать какие-либо нарушения, проводить проверки, запрашивать некоторые документы и т. п., но сами привлекать к ответственности не имеют права (о чем свидетельствует обширная судебная практика). В отдельных случаях они могут составлять протоколы об административном правонарушении, но в дальнейшем должны передать их для рассмотрения в Центральный Банк либо в Росфиннадзор.

Для осуществления своих функций агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.

Законом четко установлен перечень документов, которые имеют право запрашивать данные органы. Срок предоставления не может быть менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Агенты вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Оригиналы документов принимаются агентами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Органы валютного контроля тоже имеют право запрашивать документы по валютной операции, однако в отношении них Закон не устанавливает ограничений ни по перечню запрашиваемых документов, ни по относимости к конкретной валютной операции.

Когда Закон о валютном регулировании и валютном контроле только вступил в силу, в нем предусматривались требования использования специальных счетов, резервирования и пр. На сегодняшний день каких-либо специальных требований к приобретению ценных бумаг иностранных эмитентов Законом не предусмотрено. Также отсутствуют какие-либо требования к тому, приобретение какой иностранной компании осуществляется: в офшорной юрисдикции, в зоне с пониженным налогообложением либо иностранной компании с обычным налогообложением.

Все валютные операции с ценными бумагами должны отвечать критерию законности, т. е. не нарушать требования, установленные Законом.

Валютные операции между резидентом и нерезидентом в Российской Федерации разрешены, т. е. осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона). Нет никаких законодательно установленных особенностей и требований при приобретении ценных бумаг резидентом у нерезидента, как при первичной или дополнительной эмиссии у самого эмитента, так и при покупке у прежнего владельца-нерезидента.

Между резидентами валютные операции запрещены. Но есть ряд исключений, когда они свободно осуществляются:

1. операции с внешними ценными бумагами, которые осуществляются через организаторов торговли на ОРЦБ РФ, и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях;

2. внешние ценные бумаги не обращаются на ОРЦБ, но учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

3. все операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.

Здесь нужно обратиться к ч. 6 ст. 12 Закона, которая декларирует, что физические лица – резиденты вправе осуществлять валютные операции без ограничений, только если они не связаны с передачей имущества на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации.

Существует судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2006 № 1644/06), когда суд постановил, что легальный вывоз физическим лицом — резидентом иностранной валюты с территории РФ предполагает право ее свободного использования за пределами РФ. Из правового анализа Закона также следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из РФ с соблюдением требований Закона.

Необходимо учитывать требования Закона к порядку оплаты ценных бумаг. По общему правилу, все расчеты по валютным операциям с ценными бумагами должны осуществляться с использованием счетов, как в российских, так и в зарубежных банках.

В российских банках расчеты производятся юридическими и физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным Банком РФ2. В зарубежных банках расчеты могут производиться юридическими лицами и физическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета (ст. 12 Закона).

Нередко при приобретении ценных бумаг возникает вопрос о паспорте сделки (ст. 20 Закона). Паспорт сделки – это документ, служащий целям валютного контроля, порядок регулирования которого определяет Центральный Банк3.

Действие порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов:

— за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

— при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что оформление паспорта сделки по операциям с ценными бумагами не предусмотрено.

Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Ранее эта статья содержала большое количество критериев (например, неиспользование спецсчетов). Сейчас осталось только осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством, за которое предусмотрен административный штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлены должностным лицам органов и агентам валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Право рассмотрения дел о соответствующих административных правонарушениях предоставлено только органам валютного контроля (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ).

Следует учитывать, что административное законодательство предусматривает наложение ответственности в случае виновных действий как на само юридическое лицо, так и на его руководителя.

Что касается ввоза резидентами и нерезидентами в РФ валютных ценностей (к которым относятся в том числе и внешние ценные бумаги), согласно действующему законодательству при ввозе ценных бумаг в документарной форме, стоимость которых превышает 10 000 долларов США, они подлежат письменному декларированию в соответствии с таможенным законодательством РФ (ст. 15 Закона).

В случае недекларирования ценных бумаг ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для граждан и юридических лиц — штраф от 1/2 до двукратного размера стоимости ценных бумаг, а для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Подобные дела уполномочены рассматривать таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ), а также суды (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Помимо административной возможна и уголовная ответственность. Статья 188 УК РФ («Контрабанда») предусматривает в том числе ответственность за недекларирование товаров, если оно совершено в крупном размере.

Налоговые последствия владения ценными бумагами иностранных компаний различны для физических и юридических лиц.

Основные виды доходов, которые могут возникнуть, – это дивиденды либо доход от операций по продаже ценных бумаг.

Рассмотрим налоговые последствия для физических лиц.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Итак, дивиденды. Выбирая иностранную компанию для получения дивидендов, лучше использовать юрисдикцию, где при выплате дивидендов нет налога у источника. Например, Кипр, Великобритания.

В России полученные дивиденды для физических лиц будут формировать налоговую базу по НДФЛ. Доходы от долевого участия в деятельности иностранных организаций, полученные в виде дивидендов, подлежат обложению по ставке 9%.

Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения налог уменьшается на сумму налога, уплаченного на территории иностранного государства.

В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную по российскому законодательству, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.

Уплата налога производится физическим лицом самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ) не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ). При получении в текущем году доходов от долевого участия в нерезидентной компании физические лица — налоговые резиденты РФ обязаны не позднее 30 апреля следующего года подать в налоговые органы по месту своего жительства налоговую декларацию (п. 1 ст. 229 НК РФ). За неподачу декларации в установленные сроки возможны штрафные санкции в соответствии со ст. 119 НК РФ. Также необходимо иметь оправдательные документы, подтверждающие, что данный доход является дивидендом. Например, решение общего собрания акционеров нерезидента о распределении прибыли и выплате дивидендов, соответствующим образом легализованное и переведенное на русский язык.

Статьей 214.1 НК РФ для доходов от продажи ценных бумаг установлены особые правила.

Доход от продажи ценных бумаг облагается по ставке 13%. Налоговые вычеты при продаже ценных бумаг в настоящее время не предоставляются. При продаже ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2007 года, сумму дохода можно уменьшить на расходы, указанные в п. 10 ст. 214.1 НК РФ (п. 12 ст. 214.1 НК РФ). Налогооблагаемый доход можно сократить только на документально подтвержденные расходы. Перенос налогоплательщиками НДФЛ убытков на будущее в соответствии со ст. 214.1 и 220.1 НК РФ осуществляется в отношении убытков, полученных начиная с налогового периода 2010 года.

Важное дополнение, внесенное последними изменениями в Налоговый кодекс, – возможность расчета материальной выгоды по ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ. Ранее это не представлялось возможным. Кроме того, установлен порядок расчета рыночной цены (как по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, так и по необращающимся ценным бумагам). Это так называемая расчетная цена с пределом ее колебания от минимальной к максимальной.

Порядок расчета устанавливает ФСФР РФ по согласованию с Минфином РФ (статья начнет действовать с 1 января 2011 года). Изменениями в НК РФ установлено, что расчетная цена определяется либо независимым оценщиком, который действует в соответствии с федеральными стандартами оценки, либо сама организация оценивает стоимость ценной бумаги. В этом случае в учетной политике должно быть отражено, каким образом происходит оценка (для юридического лица).

Что касается юридических лиц — владельцев ценных бумаг нерезидентов, то доходы, получаемые от источников за рубежом в виде дивидендов, они обязаны включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Доходы юридических лиц от долевого участия в других организациях признаются внереализационными доходами.

Налоговая ставка здесь — 9% (общая) или 0% (льготная).

Нулевая ставка возможна при соблюдении ряда условий в совокупности:

— на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды российская организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

— стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Этот порядок не применяется, если организация, выплачивающая дивиденды, расположена в офшорной зоне4. В списке офшоров находятся практически все популярные юрисдикции (Сейшелы, Британские Виргинские острова, Кипр). В настоящее время в нем нет Великобритании (т. е. в Великобритании можно воспользоваться этой льготой). Данную льготу должен доказывать сам налогоплательщик: при подаче налоговой декларации в налоговую инспекцию должны быть предоставлены документы, подтверждающие владение определенной долей (указывается также ее размер и стоимость). Иностранные документы должны быть переведены на русский язык и апостилированы.

У организаций, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, вся сумма получаемых дивидендов включается в состав внереализационных доходов. В зависимости от выбора объекта налогообложения ставка составит 6 или 15% (ст. 346.20 НК РФ). С полученных дивидендов такие организации должны уплатить налог на прибыль, который они в принципе не платят, но поскольку иностранная компания не может выступать налоговым агентом, то организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль с полученных дивидендов (по ставке 9% или 0%), а так же подают декларацию по налогу на прибыль в части полученных дивидендов.

Если говорить о доходах от операций купли-продажи ценных бумаг нерезидентов, то они формируют базу по налогу на прибыль и облагаются по ставке 20%. Здесь есть некоторые моменты, которые следует принимать во внимание. При приобретении акции нерезидента принимаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость ценных бумаг определяется как сумма затрат на их приобретение, исчисленная по курсу ЦБ РФ на день приобретения. После принятия к учету текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.

Расходы на приобретение и реализацию учитываются только при выбытии ценных бумаг (подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ). Юридическим лицам, в отличие от физических, нельзя учесть расходы на хранение ценных бумаг, только затраты на покупку и реализацию. Так, расходы на независимого оценщика можно учесть как расходы при продаже ценной бумаги.

Реализация ценных бумаг не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Доходы от операций по реализации ценных бумаг определяются исходя из цены реализации. Доходы, номинированные в иностранной валюте, определяются по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности.

Правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, установлены п. 6 ст. 280 НК РФ. Для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (которое установлено в размере 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены). Если цена реализации ценных бумаг ниже минимальной или выше максимальной, то учитывается минимальная или максимальная цена соответственно (установленные исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен).

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен быть установлен ФСФР России по согласованию с Минфином России (абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ). Однако действие данной нормы с начала 2010 года приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ), поэтому в настоящее время расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, устанавливается организацией самостоятельно или с привлечением оценщика.

Требования к отчету об оценке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»». Отчет оценщика обязательно должен иметь свой порядковый номер и дату составления, поскольку сведения, указанные в нем, действительны в течение 6 месяцев. Кроме того, должен быть указан список допущений и ограничивающих условий, подтверждающих независимость оценщика в определении им рыночной цены. Заключение должно быть скреплено печатью и подписью оценщика, а его страницы пронумерованы и прошиты. Соблюдение установленных законодательством требований будет являться гарантией безоговорочного принятия такого документа всеми инстанциями.

Порядок определения расчетной цены данных ценных бумаг, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется юридическим лицом самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике.

Прибыль от операций с ценными бумагами исчисляется отдельно от прибыли по иным видам деятельности.

Убытки учитываются отдельно от убытков по другим видам деятельности юридического лица. Убытки, возникшие при продаже ценных бумаг, можно перенести на будущее в пределах 10 лет (ст. 283 НК РФ). В дальнейшем налогооблагаемую базу по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ, можно сократить сразу на всю сумму убытков или перенести какую-либо часть на будущее (в пределах 10 лет).

Отметим, что в НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика (только для юридических лиц) сообщать о любом случае участия в российских или иностранных организациях в месячный срок с момента начала такого участия (ст. 23 НК РФ). Например, в случае, если юридическое лицо приобретает акции офшорной либо любой нерезидентной компании, эта компания в месячный срок должна направить в налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет уведомление по установленной форме.

1Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2Положение ЦБ РФ от 31.05.2005 № 6657 «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам».

3Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2003 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

4Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108Н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Поделиться в социальных сетях:













Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии