Специфика внутрихозяйственного контроля в строительных компаниях объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому реализация контроля в строительстве, в частности, у заказчика-застройщика требует высокой квалификации исполнителей и знание современных процедур финансового и производственного контроля.
Наиболее распространенная схема участников при строительстве объектов выглядит следующим образом: «инвестор – заказчик – подрядчик». Но при этом в каждом случае функции участников могут быть различными. Например, заказчик (заказчик-застройщик) может заниматься только техническим контролем, а все расчеты с подрядчиками будет вести сам инвестор. Такое распределение обязанностей между участниками строительства может быть обусловлено разными причинами:
- инвестор желает сам контролировать, как расходуются денежные средства, направляемые на строительство;
- прямые расчеты между инвестором и подрядчиком более оперативны;
- инвестор не хочет распространять информацию о фактической стоимости строительства.
Поскольку инвестор поручает заказчику только технический контроль, а сам напрямую ведет расчеты с подрядчиком, то учет затрат на строительство также ведет инвестор. Так, затраты на строительство будут отражаться у инвестора на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств»).
В отличие от полного заказчика технический заказчик привлекается застройщиком лишь с целью осуществления контроля и надзора за строительством, соответственно все остальные функции застройщик выполняет самостоятельно.
Пределы полномочий технического заказчика (обычно инженерной организации) и порядок уведомления им застройщика о действиях подрядчика и недостатках, обнаруженных в процессе исполнения поручения, предусматриваются в договоре, который является договором об оказании услуг, следовательно, к нему должны применяться правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.
В этом варианте оформления взаимоотношений технический заказчик не ведет учета затрат по строительству, не получает средств на финансирование строительства. Ему перечисляется лишь вознаграждение за оказание предусмотренных договором услуг.
Доходы и расходы по деятельности технического заказчика отражаются им в бухгалтерском учете как доходы и расходы по обычным видам деятельности.
Вознаграждение, полученное от застройщика, облагается налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Как правило, застройщик одновременно является и заказчиком – лицом, реализующим инвестиционный проект и уполномоченным на то инвесторами (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.02.99 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.11 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Иначе инвесторы нанимают заказчика-застройщика, чтобы тот организовал строительство, обеспечил контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат.
Исходной величиной для определения норматива затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, является общая стоимость строительства объекта по итогу глав 1 – 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССР) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без НДС). Лимит затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, определяется по формуле:
СК = Сумма (S x N2 ) / 100,
где СК – размер средств на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, на весь период строительства;
S – итог глав 1 – 9 ССР в текущем уровне цен;
N2 – норматив затрат на оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика, для соответствующего значения базовой стоимости объекта в ценах по состоянию на 1 января 2000 г., определяемый на основании нормативов, приведенных в столбце №2 приложения к Методике определения норматива затрат на содержание службы заказчика-застройщика, оплату услуг организаций, осуществляющих функции строительного контроля заказчика при реализации мероприятий подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Безусловно, данная методика была разработана для целевой выборки строительных организаций, осуществляющих строительный контроль. Однако то, что издана она была на федеральном уровне и охватывает строительные организации большого региона, означает, что она вполне может быть использована и другими организациями отрасли как один из вариантов расчета затрат.
Осуществление внутрихозяйственного контроля требует применения определенных методов проверки. Прежде всего проверке должны предшествовать разработка программы (плана), определение характера проверки – сплошной или выборочной.
Программа проверки составляется в письменном виде, где подробно описываются процедуры, позволяющие выявить реальное положение контролируемого объекта.
По статистике, предоставляемой Росстатом и Минфином России, более 50% всех нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций связаны с неправильным или неполным отражением операций в регистрах бухгалтерского учета, что обуславливает повышенное внимание со стороны организаций, проводящих функции строительного контроля, к данному вопросу.
Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обычно осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных строительных работ.
Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но неправильно отраженным в бухгалтерском учете документам. Например, выданные под отчет суммы оформлены расходным кассовым ордером, где отражена корреспонденция счетов:
Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами», К-т 50 «Касса», субсчет «Касса организации».
При отражении данной операции в журнале-ордере № 1 выданная сумма записана в графу счета 26 «Общехозяйственные расходы» вместо счета 71, т.е. не была образована задолженность за подотчетными лицами, а выданная сумма списывалась на издержки производства и присваивалась.
При проверке полноты выполненных строительных работ и достоверности списания строительных материалов на их выполнение целесообразно использовать составление альтернативного баланса. Для уверенности в полноте выполненных строительных работ составляют баланс израсходованных строительных материалов по нормам, предусмотренным технологическими картами на выполненные строительные работы. Для этого составляют ведомость расхода строительных материалов по нормам на выполненный объем работ и сравнивают рассчитанный расход с фактическим. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может быть обусловлено двумя причинами:
строительные материалы списаны, а объем работ не был выполнен;
допущена приписка к выполненному объему строительных работ с целью начисления завышенной оплаты труда и списания строительных материалов.
Внутренние контролеры при проверке соответствия наличия материалов правильности их использования применяют следующие процедуры:
- инвентаризация;
- контрольный обмер;
- обследование;
- проверка качества строительных материалов, т.е. соответствия их ГОСТам;
- экспертная оценка.
Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления контролер систематизирует по участкам, видам операций и другим признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники.
В процессе внутрихозяйственного контроля кроме учетных применяются аналитические процедуры, целью которых является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области, требующие особого внимания контролирующего лица.
Ревизор применяет следующие аналитические процедуры:
- сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями;
- сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или организацией;
- сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;
- анализ текущих изменений показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.
Действенность аналитической и контрольной работы в строительстве во многом определяется качеством, детализацией и своевременностью информации об анализируемых и подвергаемых контролю явлениях и процессах. Если контрольные функции осуществляются несвоевременно, то их результаты могут утратить свою полезность. Данная проблема имеет широкое распространение, нередко контроль осуществляется бухгалтерами-аналитиками, «смотрящими назад». Основной упор делается на ошибки, вместо того чтобы дать управляющим ориентированную на будущее информацию, на основе которой можно было бы предпринимать эффективные действия.
Очевидно, что применение аналитических процедур в рамках системы внутреннего контроля позволяет координировать взаимосвязь сотрудников в сфере внутреннего контроля хозяйственной деятельности, эффективно управлять производственными ресурсами строительной организации с целью обоснованного их применения. Кроме того, путем применения аналитических процедур осуществляется оценка уровня достоверности информации, используемой для принятия оперативных решений.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ДОКУМЕНТОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26; 2018, N 53 (ч. I), ст. 8430) и в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить:
а) Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, применяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями при осуществлении внутреннего финансового контроля, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
б) Порядок ведения, учета и хранения журналов внутреннего финансового контроля, а также определения перечня должностных лиц, ответственных за их ведение, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
в) Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Минстроя России от 29 сентября 2016 г. N 676/пр «Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового контроля в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральных казенных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2016 г., регистрационный N 44397).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ КАРТ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧНЯ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ
КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР,
ПРИМЕНЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля, применяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями (далее — карты внутреннего финансового контроля), осуществляется при подготовке к проведению внутреннего финансового контроля в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Министерство) и подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральных казенных учреждениях (далее — федеральные казенные учреждения).
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля. Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
3. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются в Министерстве заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, координирующим и контролирующим деятельность структурного подразделения Министерства, ответственного за результат внутренней бюджетной процедуры, в федеральном казенном учреждении — руководителем (или иным уполномоченным лицом) федерального казенного учреждения.
4. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля согласно пункту 11 Правил включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее — бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков. Рекомендуемый образец перечня операций приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице Министерства и/или федерального казенного учреждения, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операций, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий, а также способах проведения контрольных действий.
5. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность — степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния — уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий, осуществляемых Министерством, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия «вероятность» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений Министерства, федерального казенного учреждения о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур;
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции Министерства, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
6. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения), ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, координирующим и контролирующим деятельность структурного подразделения Министерства, ответственного за результат внутренней бюджетной процедуры, руководителем (или иным уполномоченным лицом) федерального казенного учреждения.
8. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
9. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения курирующими соответствующие структурные подразделения заместителями Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, руководителем (иным уполномоченным лицом) федерального казенного учреждения о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусматривающие изменение внутренних бюджетных процедур.
Приложение N 1
к Порядку формирования, утверждения
и актуализации карт внутреннего
финансового контроля, а также перечня
мер по повышению качества выполнения
внутренних бюджетных процедур,
применяемых Министерством строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации и подведомственными
Министерству строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации федеральными
казенными учреждениями при осуществлении
внутреннего финансового контроля,
утвержденному приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
УТВЕРЖДАЮ: _______________________________ (наименование должности) _________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" __________ 20__ г. Карта внутреннего финансового контроля на ____ год ___________________________________________________________ (наименование структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения), ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур) I. _____________________________________________ (наименование внутренней бюджетной процедуры)
Процесс |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции, должность, отдел, ФИО (последнее — при наличии) |
Периодичность выполнения операции |
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие, должность, отдел, ФИО (последнее — при наличии) |
Характеристика контрольного действия |
|||
Метод осуществления контрольных действий |
Контрольные действия |
Вид/Способ контроля |
Периодичность осуществления контрольного действия и срок выполнения контрольного действия |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
II. _____________________________________________ (наименование внутренней бюджетной процедуры)
Процесс |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции, должность, отдел, ФИО (последнее — при наличии) |
Периодичность выполнения операции |
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие, должность, отдел, ФИО (последнее — при наличии) |
Характеристика контрольного действия |
|||
Метод осуществления контрольных действий |
Контрольные действия |
Вид/Способ контроля |
Периодичность осуществления контрольного действия и срок выполнения контрольного действия |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Руководитель структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения) ___________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 2
к Порядку формирования, утверждения
и актуализации карт внутреннего
финансового контроля, а также перечня
мер по повышению качества выполнения
внутренних бюджетных процедур,
применяемых Министерством строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации и подведомственными
Министерству строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации федеральными
казенными учреждениями при осуществлении
внутреннего финансового контроля,
утвержденному приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
ПЕРЕЧЕНЬ операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) по состоянию на "__" __________ 20__ г. Наименование главного администратора бюджетных средств _________________ Наименование бюджета _________________ Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур _________________ I. _____________________________________________ (наименование внутренней бюджетной процедуры)
Наименование процесса |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (должность, ФИО (последнее — при наличии)) |
Наименование бюджетного риска |
Оценка бюджетных рисков |
Указание на необходимость включения операции в карту внутреннего финансового контроля (да/нет) |
||
Критерий «вероятность» |
Критерий «степень влияния» |
Значимость бюджетного риска |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
II. _____________________________________________ (наименование внутренней бюджетной процедуры)
Наименование процесса |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (должность, ФИО (последнее — при наличии)) |
Наименование бюджетного риска |
Оценка бюджетных рисков |
Указание на необходимость включения операции в карту внутреннего финансового контроля (да/нет) |
||
Критерий «вероятность» |
Критерий «степень влияния» |
Значимость бюджетного риска |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
III. _____________________________________________ (наименование внутренней бюджетной процедуры)
Наименование процесса |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (должность, ФИО (последнее — при наличии)) |
Наименование бюджетного риска |
Оценка бюджетных рисков |
Указание на необходимость включения операции в карту внутреннего финансового контроля (да/нет) |
||
Критерий «вероятность» |
Критерий «степень влияния» |
Значимость бюджетного риска |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Руководитель структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения) ___________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ЖУРНАЛОВ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ИХ ВЕДЕНИЕ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
1. Выявленные в ходе внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журналах внутреннего финансового контроля.
Ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями осуществляется структурными подразделениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Министерство), ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур и подведомственными Министерству федеральными казенными учреждениями (далее — федеральные казенные учреждения).
Структурные подразделения Министерства определяют перечень должностных лиц, ответственных за ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля, состоящий из:
— начальников отдела;
— заместителей директора Департамента.
Федеральные казенные учреждения определяют перечень должностных лиц, ответственных за ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля.
2. Журналы формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указываются: наименование структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период (год, квартал (месяц); начальный и последний номера журналов; количество листов в папке (деле). Рекомендуемый образец Журнала приведен в приложении к настоящему Порядку.
3. Хранение Журналов осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
4. Соблюдение требований к хранению Журналов осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архивную службу Министерства, федерального казенного учреждения.
Приложение
к Порядку ведения, учета и хранения
журналов внутреннего финансового контроля,
а также определения перечня должностных
лиц, ответственных за их ведение,
осуществляемого Министерством
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
и подведомственными Министерству
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
федеральными казенными учреждениями,
утвержденному приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
Журнал учета результатов внутреннего финансового контроля за ____ год ______________________________________________________________ (наименование структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения), ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур)
Дата |
Наименование операции |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции, ФИО (последнее — при наличии) |
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие, ФИО (последнее — при наличии) |
Характеристики контрольного действия |
Результаты контрольного действия (выявленные недостатки и нарушения) |
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений) |
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения |
Отметка об устранении, дата, подпись и ФИО (последнее — при наличии) исполнителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Приложение N 3
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ
МИНИСТЕРСТВУ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
1. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, формируется подразделениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральными казенными учреждениями (далее — Министерство, федеральные казенные учреждения), ответственными за результаты выполнения бюджетных процедур, нарастающим итогом с начала текущего года на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и федеральными казенными учреждениями в форме отчета о результатах внутреннего финансового контроля (далее — Отчет), и представляется с сопроводительным письмом на бумажных носителях или в виде электронного документа в Департамент реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Министерства ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и до 30 числа месяца, следующего за отчетным годом. Рекомендуемый образец Отчета приведен в приложении к настоящему Порядку.
2. К Отчету прилагается пояснительная записка, содержащая дополнительную информацию о результатах, проведенных структурными подразделениями Министерства и федеральными казенными учреждениями проверок, о передаче материалов указанных проверок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, об иных решениях о привлечении виновных в выявленных нарушениях лиц к ответственности.
3. На основании Отчетов Департаментом реализации инвестиционных проектов и организации бюджетного процесса Министерства формируется сводная отчетность о результатах внутреннего финансового контроля до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, за соответствующий период, которая представляется на рассмотрение Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для принятия им решений согласно пункту 25 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
4. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Министерством.
Приложение
к Порядку формирования и направления
информации о результатах внутреннего
финансового контроля, осуществляемого
Министерством строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации и подведомственными
Министерству строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации федеральными
казенными учреждениями, утвержденному
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 марта 2019 г. N 150/пр
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
Отчет о результатах внутреннего финансового контроля по состоянию на "__" __________ 20__ года ________________________________________________________________ (наименование структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения), ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур)
Методы контроля |
Количество контрольных действий |
Количество бюджетных процедур, выполненных с нарушением |
Количество |
Количество материалов, направленных в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере |
|
Заключений, оформленных по результатам проверок, предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения |
Принятых мер, исполненных заключений |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Самоконтроль |
|||||
2. Контроль по уровню подчиненности |
|||||
3. Контроль по уровню подведомственности |
|||||
Итого |
Руководитель структурного подразделения Министерства (федерального казенного учреждения) ___________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" __________ 20__ г.
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности
Задачи и принципы
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
- Анализ соответствия операций документам и отчетности.
- Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
- Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
- Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.
Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Контроль базируется на этих принципах:
- Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
- Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
- Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
- Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
- Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
Предмет проверки
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
- Соблюдение законов.
- Правильность заполнения документов.
- Верность заполнения регистров бухучета.
- Сохранение активов организации.
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Особенности организации внутреннего контроля
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
- Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
- Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
- Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Уровни проведения внутреннего контроля
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
- Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
- Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
Особенности проведения внутреннего контроля
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
- Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
- Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
- Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Разновидности внутреннего контроля
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
- Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
- Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
- Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
- Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
- Визирование и согласование документации.
- Проверка договоров.
- Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
- Анализ расходной документации.
- Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
- Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
- Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
- Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
- Установление фактического наличия собственности компании.
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Последующий контроль
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
- Инвентаризация.
- Ревизия кассы без предварительной подготовки.
- Проверка путей использования средств.
- Анализ имеющихся документов.
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.