Вопрос
Как отразить в бухгалтерском учете возмещение ущерба по ОСАГО? Денежные средства от страховой компании поступили.
Ответ
Согласно Указаниям № 65н доходы в виде страхового возмещения по договору ОСАГО относятся на подстатью 143 «Страховые возмещения» статьи 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» КОСГУ (Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 27.12.2017) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)).
Согласно п. 112 Инструкции № 183н суммы задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации при возникновении страховых случаев, отражаются по дебету счета 020940000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» (Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 19.12.2017) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»).
В бухгалтерском учете страховое возмещение отразите следующим образом:
Проводка |
Операция |
|
Для автономного учреждения |
||
Д 2 209 40 000 К 2 401 10 140 |
Отражение задолженности в сумме страхового возмещения по договору ОСАГО |
|
Д 2 201 11 000 (2 201 21 000) К 2 209 40 000 |
Поступило страховое возмещение |
|
Забалансовый счет 17* |
||
*п. 365 Инструкции № 157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»). В настоящее время Планами счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений соответствующая детализация по подстатье 143 статьи 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» КОСГУ не предусмотрена. |
Обоснование
На счете 0 209 40 000 отражаются расчеты в том числе (п. п. 220, 221 Инструкции № 157н, п. 112 Инструкции № 183н):
- по суммам ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты либо необоснованного получения или сбережения (Письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014);
- суммам задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
- суммам задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- иным суммам принудительного изъятия.
Учреждение в рамках формирования учетной политики самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям (Письмо Минфина России от 29.05.2015 № 02-07-10/31334).
Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений учитываются по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (разд. V Указаний № 65н).
КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания (п. 1 разд. V Указаний № 65н). Порядок применения КОСГУ определен в разд. V Указаний № 65н (п. 1 разд. V Указаний № 65н).
Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 255н внесены изменения в Указания № 65н. По вопросу применения КОСГУ с учетом этих изменений см. Информацию Минфина России.
С вступлением в силу Приказа № 255н доходы необходимо отражать по соответствующим кодам подстатей КОСГУ (Приказ Минфина России от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н»).
Статья 140, согласно Приказу № 255н, называется «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» (прежнее название – «Суммы принудительного изъятия»). Данная статья детализирована следующим образом:
а) 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» – на ней отражаются доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг;
б) 142 «Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам» – подстатья применяется при поступлении доходов от штрафных санкций по долговым обязательствам;
в) 143 «Страховые возмещения» – отражаются поступления страхового возмещения от страховых организаций;
г) 144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)» – к данной подстатье относятся доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам;
д) 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» – учитываются прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141–144 КОСГУ.
Данные поправки влекут за собой необходимость внесения изменений в План счетов автономных учреждений (в настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н – размещен на сайте www.regulation.gov.ru).
На вопрос отвечала: О.Я. Решетова, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон» |
Источник: Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является на территории РФ обязательным (далее – ОСАГО). Без такой страховки невозможна эксплуатация автомобилей, в том числе служебных. Поскольку практически в каждом казенном учреждении имеется служебный автомобиль, и не один, тема, связанная с ОСАГО, является одной из актуальных и острых тем. В данной статье рассмотрим, какими документами следует руководствоваться при заключении договора ОСАГО, а также выясним порядок отражения в бюджетном учете операций по выплате страховой премии и поступлению выплат от страховщика.
Правовые основы взаимоотношений участников в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности регулируются следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40‑ФЗ);
- Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными ЦБ РФ 19.09.2014 № 431‑П (далее – Правила № 431‑П).
В силу ст. 1 Закона № 40‑ФЗ казенные учреждения являются владельцами транспортных средств, находящихся у них на праве оперативного управления. Исходя из этого, в отношении таких автомобилей они обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Причем страхование должно быть осуществлено до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 1, 2 ст. 4 Закона № 40‑ФЗ).
Стоит отметить, что неисполнение учреждением обязанности по страхованию своей гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере 800 руб. (п. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1ст. 15 Закона № 40‑ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств (страхователями) путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения такого договора страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ):
- заявление о заключении договора обязательного страхования;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
- водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
- диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (если иное не предусмотрено Законом № 40‑ФЗ и иными нормативными актами). Стоит отметить, что до 1 августа 2015 года вместо диагностической карты также принимаются ранее выдаваемые талоны технического осмотра или талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.
Договор обязательного страхования составляется на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40‑ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора (п. 1 ст. 10 Закона № 40‑ФЗ). Следует отметить, что условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сохраняют силу (Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 № Д06-5885).
Казенное учреждение в целях заключения договора ОСАГО вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. При этом страховщик не вправе отказать ему в заключении такого договора. В случае необоснованного отказа страховых организаций от заключения договоров ОСАГО или заключения договоров при условии приобретения дополнительных услуг учреждение вправе обратиться в суд. В соответствии со ст. 15.34.1 КоАП РФ необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, в частности договора обязательного страхования, либо навязывание страхователю дополнительных услуг, не обусловленных, например, требованиями Закона № 40‑ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц такой страховой организации в размере 50 000 руб.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис, который выдается страховщиком страхователю, с которым заключен договор (п. 7 ст. 15 Закона № 40‑ФЗ). Отметим, что с 1 июля 2015 года предусмотрена возможность выдачи страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО также в электронном виде (абз. 3 пп. «б»п. 17 ст. 1 Федерального закона № 223‑ФЗ[1]).
Страховая премия
Страховой премией называется плата за услуги страхования. Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО.
Согласно п. 2.2 Правил № 431‑П страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке при заключении договора обязательного страхования.
Страховая премия по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком их применения. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У.
Страхователь имеет право потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик, в свою очередь, обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя (п. 2.1 Правил № 431‑П).
Максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России (п. 4, 6 ст. 9 Закона № 40‑ФЗ).
Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если согласно договору страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действовавшим на момент ее уплаты страховым тарифам (п. 3 ст. 8 Закона № 40‑ФЗ, п. 2.1 Правил № 431‑П).
Датой уплаты страховой премии считается день поступления денежных средств в кассу страховщика наличными или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.
Бюджетный учет. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию, в том числе страхованию гражданской ответственности, следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Расходы по уплате страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО действует в течение года.
В соответствии с п. 302 Инструкции № 157н[2] суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, в том числе суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету данного счета как расходы будущих периодов, а затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Порядок включения расходов будущих периодов (суммы страховой премии) в течение срока действия договора ОСАГО в состав текущих расходов устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Например, признание таких расходов может осуществляться равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом положений п. 124 Инструкции № 162н начисление страховой премии по договору ОСАГО отразится в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:
1) начисление суммы страховой премии при заключении договора ОСАГО:
Дебет счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит счета 1 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
2) признание расходов будущих периодов в составе текущих расходов:
Дебет счета 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит счета 1 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 февраля 2015 года по 31 января 2016 года в отношении служебного автомобиля. Стоимость страховки (страховая премия) составила 12 000 руб. Согласно учетной политике начисленная сумма страховой премии учитывается на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включается в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена страховая премия по договору ОСАГО | 1 401 50 226 | 1 302 26 730 | 12 000 |
Уплачена страховая премия страховщику | 1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 12 000 |
Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат (ежемесячно в течение действия договора ОСАГО)
12 000 руб. / 12 |
1 401 20 226 | 1 401 50 226 | 1 000 |
Страховые выплаты
По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40‑ФЗ).
Согласно ст. 7 Закона № 40‑ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.
Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ).
Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431‑П, направляется страховщику по месту нахождения его самого или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.
Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40‑ФЗ):
- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;
- дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего осуществляется непосредственно потерпевшему лицу или лицам, которые являются представителями потерпевшего и полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом (п. 5 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ).
Согласно п. 15 ст. 12 Закона № 40‑ФЗ возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться:
- путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431‑П и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
- путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.
Бюджетный учет. Согласно положениям ст. 41 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, а также в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы, полученные от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели бюджетных средств (в частности, казенные учреждения), подлежат зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100%.
Таким образом, средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежат зачислению в определенном порядке в бюджет.
Вместе с тем финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений, связанных с ремонтом поврежденного имущества или приобретением нового в случае, если ремонт поврежденного имущества невозможен, должно осуществляться в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке путем доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и исполнение соответствующих расходных обязательств.
Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Учитывая вышеизложенные нормы, Минфин в письмах от 16.05.2012 № 02‑03‑09/1740, от 07.11.2012 № 02‑13‑06/4672 сообщает, что в соответствии с положениями ст. 217 БК РФ возможно увеличение бюджетных ассигнований и ЛБО для осуществления расходов по устранению ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) имуществу, находящемуся на праве оперативного управления у получателей бюджетных средств, при поступлении в бюджет сумм от страховых организаций путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись являются поступление в бюджет сумм по искам о возмещении вреда, причиненного имуществу, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, и увеличение в пределах указанных поступлений бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений, связанных с устранением последствий вреда, причиненного объектам государственного (муниципального) имущества.
На основании Указаний № 65н доходы, полученные от возмещения ущерба, в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев, следует отражать по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Согласно п. 220 Инструкции № 157н для учета расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в силу законодательства РФ, при возникновении страховых случаев предназначен счет 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
С применением данного счета расчеты по суммам, выплачиваемым страховщиком в качестве возмещения вреда в рамках заключенного договора ОСАГО, отразятся в бюджетном учете с помощью следующих бухгалтерских проводок:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Если казенное учреждение является администратором доходов бюджета |
||
Начислена страховая выплата | 1 209 40 560 | 1 401 10 140 |
Зачислена в бюджет страховая выплата, поступившая от страховой организации в возмещение вреда | 1 210 02 140 | 1 209 40 660 |
Если казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет |
||
Начислена страховая выплата | 1 209 40 560 | 1 401 10 140 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты | 1 304 04 140 | 1 303 05 730 |
Погашена задолженность перед бюджетом при зачислении страховой выплаты, поступившей от страховой организации | 1 303 05 830 | 1 209 40 660 |
Казенное учреждение застраховало служебный автомобиль по договору ОСАГО. В результате ДТП причинен ущерб данному автомобилю. Потерпевшей стороной признан водитель учреждения. На основании акта о страховом случае страховая компания произвела страховую выплату (стоимость восстановления автомобиля) в сумме 50 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена сумма страхового возмещения | 1 209 40 560 | 1 401 10 140 | 50 000 |
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме страхового возмещения | 1 304 04 140 | 1 303 05 730 | 50 000 |
Погашена задолженность перед бюджетом при поступлении средств от страховой организации | 1 303 05 830 | 1 209 40 660 | 50 000 |
Налоговый учет. При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
Суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Такой вывод сделан в Письме Минфина РФот 20.11.2014 № 03‑03‑06/4/59131. Аналогичные разъяснения приводились в письмах Минфина РФ от 31.10.2014 № 03‑03‑06/4/55221, от 17.07.2013 № 03‑03‑05/27903.
Что касается обложения указанных сумм НДС, в Письме № 03‑03‑05/27903 сообщается следующее: поскольку суммы страхового возмещения, получаемые учреждениями от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.
* * *
Подводя итог, можно выделить следующие основные моменты:
- страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО либо навязывать учреждению-страхователю дополнительные услуги в целях его заключения;
- договор ОСАГО заключается на один год. Условия договоров (контрактов), заключенных до вступления в силу нормативных актов об изменении страховых тарифов по ОСАГО, сохраняют силу. Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет за собой изменения страховой премии, выплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;
- сумма страховой премии в бюджетном учете относится при заключении договора на расходы будущих периодов, а затем в порядке, установленном в учетной политике учреждения, списывается на текущий финансовый результат;
- средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения вреда по договору ОСАГО, подлежат зачислению в бюджет. В бюджетном учете такие средства отражаются с использованием счета 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
- суммы страхового возмещения, полученные казенным учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 223‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
В статье «Учет возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта» мы обсуждали порядок возмещений от ФСС в соответствии с рекомендациями, данными в Письме Минфина России от 26.12.2019 года № 02-05-10/102478. Напомним, что Минфин рекомендует отражать возмещение предупредительных мер в качестве «новых» доходов от компенсации затрат. В свою очередь, возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом рекомендуется отражать как восстановление кассовой выплаты либо возврат дебиторской задолженности прошлых лет в зависимости от периода осуществления этих выплат.
Теперь давайте рассмотрим, каким образом отражаются данные возмещения на счетах бухгалтерского учета с учетом особенностей учреждений-участников пилотного проекта.
Отражение в учете возмещения расходов на предупредительные меры
Расходы на предупредительные меры отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от экономического содержания операции. Так, для отражения предупредительных мер могут применяться подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 «Увеличение стоимости основных средств», подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Однако возмещение этих расходов Фондом должно отражаться по виду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 1 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478).*(1)
Для учета расчетов по доходам от компенсации затрат применяется одноименный счет 0 209 34 000.
Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса, к которым относится в том числе и ФСС РФ, отражается по подстатьям 731 (831) КОСГУ (п. п. 15.3.1, 16.3.1 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Эти коды указываются в 24-26 разрядах номеров счетов бухгалтерского учета.
Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете бюджетный (автономных) учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:
- Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134 — начислены доходы от компенсации затрат в сумме расходов по предупредительным мерам, подлежащих возмещению ФСС;
- Дебет 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КВД 130, КОСГУ 134) Кредит 2 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет.
В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от компенсации затрат составляют неналоговые доходы бюджетов. Следовательно, в учете казенных учреждений данные суммы подлежат перечислению в соответствующий бюджет (на лицевой счет администратора кассовых поступлений).
Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете казенных учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:
- Дебет 1 209 34 561 Кредит 1 401 10 134 — начислены доходы от компенсации затрат в сумме расходов по предупредительным мерам, подлежащих возмещению ФСС.
Далее в зависимости от наличия полномочий учреждения по поступлению кассовых доходов:
- в учете администратора кассовых поступлений
Дебет 1 210 02 134 Кредит 1 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет администратора. - в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений
Дебет 1 304 04 134 Кредит 1 303 05 731 — на основании извещения отражена сумма ожидаемых к поступлению доходов;
Дебет 1 303 05 831 Кредит 1 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет администратора.
Отражение в учете возмещения социальных пособий
На основании п. 2 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 выплата пособия на погребение и оплата 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом должны отражаться по виду расходов 1Х9 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам…» (119, 129, 139, 149) и подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
При этом возмещение в текущем финансовом году расходов на выплату этих пособий, произведенных в том же финансовом году, осуществляется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Вместе с тем, выплата пособия производится одному лицу (сотруднику), а возмещение этой выплаты осуществляется от другого лица (ФСС). Следовательно, отразить возмещение пособия от Фонда по кредиту счета 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» с аналитикой «Сотрудник» не представляется возможным.
Кроме того, по сути, расходов по социальным пособиям, подлежащим возмещению Фондом, в учреждении не возникает. Следовательно, относить их на расходы (с применением счетов финансового результата — 401 20, или счетов затрат — 109 00), на наш взгляд, некорректно. Поэтому в рассматриваемой ситуации применима «зачетная» схема отражения социальных пособий (как в учреждениях, не являющихся участниками пилотного проекта).
Однако, следует учитывать, что согласно п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение-участник пилотного проекта уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Следовательно, учреждению необходимо продолжать уплачивать страховые взносы в полном объеме, несмотря на «зачетную» схему отражения операций. На наш взгляд, чтобы контролировать сумму, подлежащую возмещению Фондом, для счета 303 02 целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику.
Конкретного механизма для отражения возмещения Фондом социального пособия в учете учреждения-участника пилотного проекта не предусмотрено. Поэтому бухгалтерские записи рекомендуется согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
Таким образом, возмещение Фондом пособия на погребение и оплаты 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может отражаться в учете бюджетного (автономного) учреждения-участника пилотного проекта следующим образом:
- Дебет Х 303 02 831 (отдельная аналитика) Кредит Х 302 13 737 — начислено социальное пособие;
- Дебет Х 302 13 837 Кредит Х 201 11 610 (увеличение 18, КВР 119, КОСГУ 213) — отражена выплата социального пособия;
Возмещение суммы пособия в части операций текущего года отражается:
- Дебет Х 201 11 510 (уменьшение 18, КВР 119, КОСГУ 213) Кредит Х 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия.
Возмещение суммы пособия в части операций прошлых лет отражается:
- Дебет Х 201 11 510 (увеличение 17, КИФ 510, КОСГУ 510) Кредит Х 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия, выплаченного в прошлом году.
В учете казенных учреждений поступление сумм в возмещение расходов текущего года отражается следующим образом:
- Дебет 1 303 02 831 (отдельная аналитика) Кредит 1 302 13 737 — начислено социальное пособие;
- Дебет 1 302 13 837 Кредит 1 304 05 213 — отражена выплата социального пособия;
- Дебет 1 304 05 213 Кредит 1 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия на лицевой счет получателя бюджетных средств «03».
В учете казенных учреждений суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Следовательно, сумма возмещения ФСС социального пособия, выплаченного в прошлом году, подлежит перечислению казенным учреждением в доход соответствующего бюджета.
Итак, в статье мы рассмотрели порядок бухгалтерского учета возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта. Возмещение Фондом предупредительных мер должно отражаться в качестве «новых» доходов от компенсации затрат в корреспонденции со счетом 0 209 34 000. Возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может осуществляться как восстановление кассовой выплаты с применением отдельной аналитики к счету 0 303 02 000.
_____________________________________
*(1) В проекте Приказа «О внесении изменений в порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н» для отражения данных доходов предусмотрена подстатья КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации», которая будет применяется после официального вступления в силу приказа.
Опубликовано 27.02.2020