Практическая работа по обществознанию социальная стратификация 2 часа ответы

Практическая работа по  обществознанию

«Социальная
стратификация»

(2  часа)

Цели: 

— способствовать формированию умений применять на
практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать
научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Задание 
№1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество
динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой
_____(1). Это явление получило название социальной _____(2). Социологи
различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения
индивидов и групп, называют ______(3) мобильностью. Примерами являются переход
из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение
людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____(4). _________(5)
мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека.
Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном
обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами
мобильности выступают социальные ____(6): церковь, армия, брак, политика и
т.п.»

Выберите
из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо
пропусков:

А)
Миграция          Б) Мобильность         В) Горизонтальная           Г)
Институт          Д) Статус

Е)
Вертикальная   Ж) Группа                    З) Стратификация            И)
Лифты

Задание  №2. Прочитайте приведенный ниже
текст, выполните задания Социальная структура американского общества

      С 40-х гг. XX века в США выделяют
шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом
«престижности».

          1. Верхушка высшего класса. Это
элита общества, «пропуском» в неё служат унаследованное богатство и социальная
известность семьи. Эти люди не выставляют своё богатство напоказ, но тратят
деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

          2. Высший класс. В него входят
профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица
свободных профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены,
получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в
обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна
демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые
большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного
потребления. В составе населения таких людей 2-5%.

         3. Верхушка среднего класса. Это
люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях
высокопрофессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству
своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских
делах. Составляют около 15% населения.

         4. Низший средний класс. Это
типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам,
«американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие
предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников,
инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал,
учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном
доме. Доля этого класса – 35-40%.

         5. Верхушка низшего класса. К ней
относятся мелкие служащие и «люди, работающие в касках» — строители,
квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как
правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их
лишён творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или
квартирах в не престижных районах города. Составляют 30% населения.

         6. Низший класс.
Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки,
сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных»
районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят
на питание. Их доля – 15%.

Вопросы и задания:

1. Определите, какие критерии положены в
основу представленных групп.

2. Можно ли утверждать, что социальная
стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите
аргументы в подтверждение своей точки зрения.

3. Составьте схему «Социальная структура
американского общества

 Задание  №3. Прочитайте приведенный ниже
текст, выполните задания

«Маргиналы»  Е. Рашковский – современный
российский учёный.

         Маргиналы – обозначение личностей
и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками
характерных для данного общества основных структурных подразделений или
господствующих социокультурных норм и традиций… Маргинальная ситуация…
бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества,
нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного
творчества. … Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества
(мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы
художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно
маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и
культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно
новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие
между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание
вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации
– всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не
столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.
На переломе 70-80-х гг. … в мире начался бурный процесс становления так
называемых «неформальных» общественных движений – просветительских,
экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих,
благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с
подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных
групп… Однако есть проблема, представляющая трудность для современного
демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп,
которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические
идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного
беззаконного насилия… Однозначного ответа на этот вопрос не дано.
Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и
демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия
человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление
тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы
сознания.

Вопросы и задания:

1. Кого автор относит к маргиналам?
Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы понимаете мысль автора, что
маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных
структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?

3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов?

4. В чём причины появления
маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте
свой ответ примерами из истории и современности.

5. Как общество может обезопасить себя от
маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?

Задание  №4. В стране Г. в
2003 и 2012 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе которых
гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какой группе населения Вы, скорее
всего, отнесли бы свою семью?» Полученные результаты  представлены в виде
таблицы.

Варианты
ответа

2012

2016

Мы едва сводим концы с концами, денег не
хватает даже на продукты

18

9

На продукты денег хватает, но покупка
одежды вызывает затруднения

41

30

Денег хватает на продукты и одежду, но
покупка товаров длительного пользования является для нас проблемой

30

45

 Мы можем без труда приобретать вещи
длительного пользования, но нам затруднительно покупать действительно дорогие
вещи

20

15

Мы можем позволить себе достаточно
дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое

1

1

Найдите в приведенном списке выводы,
которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1)За 9 лет увеличился процент людей,
относящихся себя богатым.

2)За 9 лет существенно повысился процент
тех опрошенных, которые относят себя к бедным слоям населения.

3)Для большинства людей покупка товаров
длительного пользования является проблемой.

4) С 2012-2016 г. существенно снизилось
число граждан, которые считают, что могут без труда приобретать вещи
длительного пользования, но им затруднительно покупать действительно дорогие
вещи.

5)Абсолютное большинство опрошенных не
относится к богатым слоям населения

Задание  №5 .Ниже приведен
перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся  к понятию
«социальная мобильность»,  выпишите  их:

                1)миграция;                                          
2)социальный лифт;                   3)стратификация;

                4)профессиональный
карьеризм;        5)социальная норма;                  6)маргинальность

5

Раздел 3.Социальные отношения

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация (Занятие 2)

Практическая работа № 4

Социальная стратификация

Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания

Учебные задачи: научиться называть критерии и принципы социальной стратификации; давать характеристику  стратификации с использованием понятийного аппарата урока; научиться различать виды социальной мобильности; научиться определять  особенности социальной стратификации и социальной мобильности в  западных и российском обществах.

Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Задачи практической работы

1. Повторить материал по теме «Социальная роль и стратификация».

2. Выполнить все этапы практических заданий.

Слайд 1

Преподаватель приветствует курсантов (орг.момент)

Слайд 2

Актуализация полученных знаний.

Слайд 3-10

1. Социальное неравенство выражается в…

1) изменении социального статуса человека

2) разном доступе к социальным благам

3) многообразии социальных норм

4) особенностях поведения людей

2. Примером вертикальной социальной мобильности является

1) переезд человека на новое место жительства

2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

3) получение рабочим водительских прав

4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

3. Социальная стратификация представляет собой

1) социальное различие, неравенство в положении людей

2) результат взаимодействия внутри общественной группы

3) любые изменения в статусе личности

4) освоение индивидом социальных норм

4. Что значит понятие “страта”?
1) расслоение общества
2) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре
3) процесс дифференциации общества
4) все перечисленное выше

5. Важнейший критерий социальной стратификации по мнению М. Вебера:
1) уровень доходов
2) социальный престиж
3) политическое положение – обладание властью
4) все перечисленные выше

6. Определите достигаемые статусы:
1) профессор
2) глава католической церкви
3) президент
4) украинец
5) муж
6) космонавт
7) женщина
8) негр
9) член ЛДПР

10) герцог

7. Маргиналы это:
1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми
общностями;

2) опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;
3) представители малооплачиваемых слоев населения;
4) разорившиеся предприниматели.

8. Какое понятие отражает перемещение людей из одной социальной группы в другую?
1)социальная мобильность
3) социальная адаптация
2) социальная стратификация
4) социальная стабильность

Слайд 11

После проведения тестового задания, курсантам предлагается поменяться листочками с соседом по парте и провести, вместе с преподавателем, работу над ошибками и, согласно предложенным критериям, оценить выполнение теста. (Слайд 12-28)

Слайд 29

Преподаватель объявляет о начале практической работы по теме «Социальная стратификация». Определяет цели практического занятия.

Слайд 30

Цель занятия:

  1. на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;

  2. продолжить обучение курсантов применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной учебной ситуации;

  3. формировать навыки творческо-поисковой деятельности.

Слайд 31

Этап 1 – работа в тетради.

На слайдах будут появляться вопросы, ответ на которые вы должны записать в тетради.

Слайд 32-36

1.  Каковы мотивы, заставляющие людей стремиться повысить свой социальный статус? Только ли материальные стимулы двигают нами?

2. Как вы понимаете понятия социального неравенства и социальной справедливости? Могут ли в обществе одновременно сосуществовать социальное неравенство и социальная справедливость?

3. Почему в современном обществе невозможно понять, какое социальное положение занимает человек, только по экономическому критерию? Зачем необходимо знать другие параметры — доступ к власти, образование, место жительства?

4. Что такое «социальное дно»? Как и почему там оказываются люди? Должны ли общество и государство оказывать им помощь?

5. Согласно Р. Мертону, у бедности есть позитивные и негативные функции. Позитивные представлены в левой части таблицы. Правую часть таблицы заполните сами.

Таблица 1

Типология социальных функций бедности

Тип функций

Социальные функции бедности

Позитивные

Негативные

Экономические

– наличие людей, готовых выполнять грязную работу;

– бедные дают работу тем, кто ими занимается (социальным работникам);

– бедные покупают старые вещи, с просроченным сроком реализации

Социальные

– создают свои культуру (блюз, рок, поэзия гетто);

– занимают нишу: кто-то должен быть внизу, гарантируя статус тем, кто не беден;

– дают возможность богатым заниматься благотворительностью

Политические

– наличие людей, готовых участвовать в выборных компаниях

Слайд 37

Этап 2 – Дискуссия «Преодоление неравенства». (15 минут)

Группа делится на три подгруппы (по рядам):

– сторонники элитарных теорий, считающие, что есть люди и группы, которые по своей природе лучше, талантливее других, и что социальное равенство невозможно в силу природных отличий между людьми;

– сторонники эгалитарных теорий, придерживающиеся мнения, что необходимо стремится к преодолению социального неравенства и максимальному приближению к равенству для всех людей;

– сторонники меритократических теорий, утверждающие, что неравенство есть результат

а) собственных усилий людей (приложенные усилия и степень реализации способности),

б) условий, которые создает общество.

Общество должно помогать «достойным» бедным (стараются, но не могут подняться в силу объективных причин — например, государство не обеспечивает хорошими школами села) и не должно помогать «недостойным» бедным (тем, которые не работают, пьют, ленятся и т. п.).

Группам дается время на обсуждение и поиск аргументов в пользу своей теории. Затем выступают представители от каждой группы, а «оппоненты» могут задавать вопросы в соответствии со «своей» точкой зрения.

Слайд 38

Физминутка. (5 мин.)

Слайд 39

Этап 3 – «Социальный проект по борьбе с бедностью в г. Троицке».

Игра проводится по принципу «мозгового штурма». Группа делится на команды по 4–5 человек. В 1-ом раунде задача участников — придумать как можно больше социальных мероприятий по борьбе с бедностью (на этом этапе нет обсуждения, записываются все предложения). Во 2-ом раунде участники отбирают 4–5 наиболее удачных, на их взгляд, предложений. На третьем каждая группа выносит на общее обсуждение свои предложения. Проходит совместная дискуссия. В результате необходимо выбрать пять наиболее удачных идей от всей группы.

В конце занятия педагог подводит общий итог практической работы группы. Собирает тетради для проверки.

Слайд 40

Сообщает тему домашнего задания ( составить кроссворд по материалам пройденной темы).

Слайд 41

Практическая
работа по обществознанию

 Тема «Социальная стратификация»

Цели: 

— способствовать формированию
умений применять на практике понятия и представления в контексте
темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Задание
№ 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество
динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой
_____(1). Это явление получило название социальной _____(2). Социологи
различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения
индивидов и групп, называют ______(3) мобильностью. Примерами являются переход
из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение
людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____(4). _________(5)
мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека.
Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном
обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами
мобильности выступают социальные ____(6): церковь, армия, брак, политика и
т.п.»

Выберите
из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо
пропусков:

А)
Миграция          Б) Мобильность         В) Горизонтальная           Г)
Институт          Д) Статус

Е)
Вертикальная   Ж) Группа                    З) Стратификация            И)
Лифты

Задание
№ 2. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания Социальная структура
американского общества

     
С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет
людей с одинаковым рангом «престижности».

         
1. Верхушка высшего класса. Это элита общества, «пропуском» в неё служат
унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют
своё богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они
составляют менее 1% населения.

         
2. Высший класс. В него входят профессионалы
в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных
профессий (известные спортсмены, актёры, художники) и бизнесмены, получающие
чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали своё положение в обществе, а
заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна
демонстративность, подчёркивающая статус. Именно эти люди покупают самые
большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного
потребления. В составе населения таких людей 2-5%.

        
3. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в
бизнесе, науке, политике, областях высокопрофессиональной деятельности. Очень
требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно
участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15%
населения.

        
4. Низший средний класс. Это типичные
американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам,
«американскому образу жизни». К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие
предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников,
инженерно-технические служащие предприятий, средний медицинский персонал,
учителя. Они предпочитают жить в «приличном» районе, желательно в собственном
доме. Доля этого класса – 35-40%.

         5. Верхушка низшего класса. К ней относятся
мелкие служащие и «люди, работающие в касках» — строители, квалифицированные и
полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее
среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишён творчества, жизнь
довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в не престижных
районах города. Составляют 30% населения.

         6. Низший класс. Неквалифицированные рабочие,
люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на
сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в «трущобных» районах, многие из
них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля
– 15%.

Вопросы
и задания:

1.
Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.

2.
Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением
человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

3.
Составьте схему «Социальная структура американского общества

 Задание
№ 3. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания

«Маргиналы»
Е. Рашковский – современный российский учёный.

         Маргиналы – обозначение личностей и групп,
находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных
для данного общества основных структурных подразделений или господствующих
социокультурных норм и традиций… Маргинальная ситуация… бывает источником
нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм
интеллектуального, художественного и религиозного творчества. … Многие
обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие
философские системы и научные концепции, новые формы художественного
отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным
личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные
сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые
очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между
носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание
вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации
– всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не
столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей.
На переломе 70-80-х гг. … в мире начался бурный процесс становления так
называемых «неформальных» общественных движений – просветительских,
экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих,
благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с
подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных
групп… Однако есть проблема, представляющая трудность для современного
демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп,
которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические
идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного
беззаконного насилия… Однозначного ответа на этот вопрос не дано.
Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и
демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия
человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление
тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы
сознания.

Вопросы
и задания:

1.
Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы
находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных
подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?

3.
Чем маргиналы отличаются от люмпенов?

4. В
чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии
общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.

Задание
№ 4.

В стране Г. в 2003 и 2012 гг. проводились опросы общественного мнения, в ходе
которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Какой группе населения Вы,
скорее всего, отнесли бы свою семью?» Полученные результаты представлены в виде
таблицы.

Варианты ответа

2012

2016

Мы
едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты

18

9

На
продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

41

30

Денег
хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования
является для нас проблемой

30

45

 Мы
можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам
затруднительно покупать действительно дорогие вещи

20

15

Мы
можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и
многое другое

1

1

Найдите
в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За
9 лет увеличился процент людей, относящихся себя богатым.

2) За
9 лет существенно повысился процент тех опрошенных, которые относят себя к
бедным слоям населения.

3) Для
большинства людей покупка товаров длительного пользования является проблемой.

4) С 2012-2016 г. существенно снизилось число
граждан, которые считают, что могут без труда приобретать вещи длительного
пользования, но им затруднительно покупать действительно дорогие вещи.

5) Абсолютное
большинство опрошенных не относится к богатым слоям населения

Задание
№ 5. Ниже

приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию
«социальная мобильность», выпишите их:

               
1) миграция;                                           2) социальный
лифт;                   3) стратификация;

               
4) профессиональный карьеризм;        5) социальная норма;                  6) маргинальность

Практическая работа по теме «Социальная стратификация и мобильность».

Материалы и статьи

Конспект для закрепления пройденного материала. Практическая работа по теме «Социальная стратификация и мобильность».

Скачать практическую работу по теме «Социальная стратификация и мобильность»

Практическая работа по теме «Социальная стратификация и мобильность»

Социальная (стратификационная) структура, социальная дифференциация — расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей.

Типы мобильности:

1) добровольная и вынужденная;

2) межпоколенная (перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями) и внутрипоколенная (один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию);

3) индивидуальная (перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других) и групповая (перемещения происходят коллективно, меняется положение всей группы);

4) вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность — изменение статуса с изменением положения в социальной иерархии. Вертикальная мобильность разделяется на нисходящую и восходящую. Горизонтальная мобильность — изменение статуса без заметного изменения положения в социальной иерархии.

Вам будет интересно:

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по разделу «Орфография».

Метки: ЕГЭ обществознание ОГЭ 2023 практическая работа

Цель занятия:

  1. на основе ранее полученных знаний решить ряд
    познавательных (проблемных) задач;
  2. продолжить обучение школьников применять
    имеющиеся у них знания и умения в конкретной
    учебной ситуации;
  3. формировать навыки творческо-поисковой
    деятельности.

План занятия.

I. 1. Организационный этап: тема, цель, задачи,
условия проведения работы (индивидуальные
устные и письменные задания с последующим
обсуждением и анализом выводов).

2. Повторение некоторых терминов и понятий:

  • социальные отношения;
  • социальные общности;
  • социальная структура;
  • номенклатура;
  • страта;
  • социальная стратификация;
  • «средний класс»;
  • маргинальность;
  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • социальный престиж;
  • социальный конфликт.

II. Сравните:

Классовый подход к анализу общества и теорию
стратификации. В чем отличие подходов?

Социальную структуру российского общества:

— в начале XX века;
— к концу 1930-х годов;
— в начале 1990-х годов;
— сегодня.

III. Подумайте:

1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия –
маргинал всемирно-исторического процесса». Что
дало возможность историку сделать такой вывод?
Согласны ли вы с ним?

2) Как измениться социальная структура нашего
общества в том случае, если

а) страна уверенно войдет в рынок;
б) страна откажется от перехода к рыночным
отношениям и вернется к
административно-командной системе?

3) Как изменилось наше общество

а) с начала перестройки;
б) с 1992 г., с началом перехода к рынку;
в) после 15 лет рыночных реформ?

4) Существует ли в нашей стране социальная база
для:

а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?

5) Чтобы вы предпочли:

а) движение вперед по пути реформ;
в) возвращение назад к дореформенным временам?

Сопоставляем ответы и делаем обобщающий вывод.

IV. Письменное задание: «Какие профессии в наши
дни заслуживают особого уважения?»

1) См. приложение № 1.
Сопоставьте социальную структуру американского
общества с нашими представлениями о роли той ил
иной профессии. Почему так много отличий? В чем
они состоят? Почему шахтеры, водители такси
оказались внизу американской социальной
лестницы?

2) См. приложение № 2.

1) Какие профессии, по вашему мнению,
заслуживают сегодня наибольшего уважения? (Как
бы вы сегодня выстроили предложенный журналом
«Родина» список профессий по степени
значимости?)
2) Каков будет список десяти наиболее и десяти
наименее ценимых профессий сегодня?

V. Некоторые выводы по содержанию практического
занятия (обсуждение итоговых решений):

1) современная социология оперирует такими
понятиями как «классы», «слои» и «страты»,
объединенными общим названием «социальные
группы»;

2) социальные группы – это двигатели
общественного развития, так как без их усилий
никакие изменения в обществе происходить не
могут;

3) от характера социальных групп зависит не
только динамика (мобильность) общества, как его
статика, качество функционирования всех
социальных институтов в тот или иной
исторический момент;

4) от того, из каких групп состоит общество,
какие из них занимают лидирующее положение, а
какие – подчиненное положение, от идеологии и
реальной деятельности этих групп зависит тип
общества, его общественно-политическое и
государственное устройство.

VI. Подведение итогов занятия:

— результативность урока;
— подвижки учащихся в решении проблемных задач по
социологии.

Часть с

Решите
задачу.

Кривая
спроса на товар задается выражением Qd
=4000 – 200P,
а кривая предложения Qs
= 300 + 50P.
Ситуация на рынке: спрос равен предложению.

1)
Определите равновесную цену и количество,
постройте графики спроса и предложения.

2)
Опишите ситуацию, которая возникнет,
если будет введена фиксированная цена
на данный товар, равная 10.

Список
литературы:

1.
Важенин А.Г. Обществознание, 432c.,
М., Академия, 2011

2.
Слагода В.Г. Основы экономики, 216с.. М.,
Форум, 2006

  1. Практическая работа Социальная стратификация. Социальная мобильность

Цель:
обобщить
знания по теме, повторить понятия
связанные с темой, применить знания по
теме в ходе решения практических заданий.

Студент
должен знать

  • Понятие
    стратификации

  • Критерии
    стратификации

  • Типы
    стратификации

  • Понятие
    мобильность

  • Виды
    мобильности

  • Ранние
    формы религии

Уметь:

  • Определять
    типы стратификаций

  • Определять
    виды мобильности

Вариант № 1 Часть а

1.
Что такое социальная стратификация.
Назовите критерии стратификации общества
? Приведите примеры.

2.Что
такое социальная мобильность? Объясните
сущность горизонтальной мобильности
. приведите примеры

3.
Что такое социальное неравенство. Может
ли общество полностью избавиться от
него? Поясните ответ примерами.

Часть в

1.
В чем проявляется социальная стратификация?

1)
разделении общества на различные
социальные группы

2)
утрате обществом стабильности

3)
расширении прав и свобод граждан

4)
поддержке государством малообеспеченных
слоев населения

2.
Что
не относится к критериям стратификации

1)
возраст

2)
власть

3)
доход

4)
престиж

3.
Какой
признак лежит в основе объединения
людей в такую социальную общность, как
рабочие?

1)
политический

2)
территориальный

3)
профессиональный

4)
социально-классовый

4. Основой
современных, развитых обществ является

1)
высший класс

2)
средний класс

3)
низший класс

5.
Перемещение человека или группы в
общест­ве выражается понятием

1)
социальная адаптация

2)
социальная мобильность

3)
социальная дифференциация

4)
социальная стратификация

6.
Примером горизонтальной социальной
мобильности является

1)
получение очередного офицерского
звания

2)
перевод на новую, лучше оплачиваемую
должность

3)
выход на пенсию

4)
переезд в другой город

7.
Соответствие определения понятию

1)
Любой переход индивида или социальной
А.соц.мобильность

группы
из одной позиции в обществе в другую

2)
Соотносительное с другими положение
Б.соц. группа

индивида или
группы в социальной системе,

обусловленное
выполняемыми функциями
В. стратификация

3)
Совокупность людей, имеющих общий

социальный
признак

8. Вставьте пропущенные слова.

«Общество
динамично: и отдельные люди, и социальные
группы постоянно изменяют свой статус.
Это явление получило название социальной
________

(1). Социологи различают несколько ее
типов. Перемещения, не изменяющие
социального положения индивидов и
групп, называют ________
(2) мобильностью. Примерами являются
переход из одной возрастной группы в
другую, смена места работы, а также
переселение людей из одной местности
или страны в другую, т. е. ________
(3). ________
(4) мобильность предполагает качественное
изменение социального положения
человека. Примерами может служить
получение или лишение дворянского
титула в феодальном обществе,
профессиональная карьера – в современном
и т.п. Каналами мобильности выступают
социальные ________
(5): семья, школа, собственность, церковь,
армия и т. п.»

А.
миграция

Б.
мобильность

В.
горизонтальная

Г.
институты

Д.вертикальная

Е.
группа

Часть
С

Анализ
документа.

Статья «Социальная
мобильность»

Вариант
№ 2

Часть
А

1.
Что такое социальная стратификация.
Из каких групп состоит современное
российское общество? Приведите примеры.

2.
Что
такое социальная мобильность? Объясните
сущность горизонтальной мобильности
. приведите примеры.

3.Какую
роль в обществе играет социальная
стабильность? Поясните ответ примерами.

Часть
В

1.
Разделение общества на группы с точки
зрения неравенства в их общественном
положении, привилегиях и обязанностях

1)
социализация

2)
социальная стратификация

3)
социальная мобильность

4)
социальная справедливость

2.
Что
не относится к критериям стратификации

1)
образование

2)
национальность

3)
доход

4)
престиж

3.

Какой
признак лежит в основе объединения
людей в такую социальную общность, как
горожане?

1)
политический

2)
территориальный

3)
профессиональный

4)
социально-классовый

4. Основой
современных, слаборазвитых обществ
является —

1)
высший класс

2)
средний класс

3)
низший класс

5.Любые
изменения в социальном положении
индивида или социальной группы называют

1)
социальная адаптация

2)
социальная мобильность

3)
социальная дифференциация

4)
социальная стратификация

6.
Примером вертикальной социальной
мобильности является

1)
уход работником в оплачиваемый ежегодный
отпуск

2)
переход на новую работу, находящейся
ближе дому

3)
выход на пенсию

4)
переезд в другой город

7.Соответствие
определения понятию

1)
Любой переход индивида или социальной
А.соц.мобильность

группы
из одной позиции в обществе в другую

2)
Соотносительное с другими положение
Б.соц. группа

индивида или
группы в социальной системе,

обусловленное
выполняемыми функциями
В. стратификация

3)
Совокупность людей, имеющих общий

социальный
признак

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии