На чтение 4 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 28.10.2022
Содержание
- Взыскание долгов за ЖКУ
- Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд
- Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ
- Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу
- Законные способы для получения долгов за ЖКУ
Ответим на несколько вопросов о ведении УО и ТСЖ претензионно-исковой работы с неплательщиками за ЖКУ. Читайте, обязаны ли управляющие домами это делать, как правильно подать заявление в суд и отработать требование прокурора о ведении деятельности по взысканию долгов.
Взыскание долгов за ЖКУ
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, организация по договору управления, заключённому с собственниками, обязана за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ № 416 указано, что деятельность по управлению МКД – это соблюдение требований статьи 161 Жилищного Кодекса РФ и реализация решений общего собрания собственников. К указанным требованиям относятся расчёты с жителями за услуги по договору управления, за коммунальные услуги, а также ведение претензионной и исковой работы в отношении неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги.
Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд
Проводить мероприятия по взысканию долга управляющие организации может с первого дня после окончания срока внесения платы за ЖКУ, установленного в части 1 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ. Но обычно претензионная работа начинается спустя 2-3 месяца после образования задолженности, когда исполнитель коммунальной услуги уже имеет право ограничить подачу ресурса, согласно раздела XI Постановления Правительства РФ № 354.
Направление неплательщику досудебной претензии – это право УО, но не ее обязанность, согласно абзаца 7 статьи 132 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62. В претензии указываются размер задолженности, основания для взыскания, срок оплаты и последствия неоплаты. На погашение долга предоставляется 30 календарных дней. Документ вручается неплательщику лично в руки под подпись либо направляется заказным письмом с уведомлением.
Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ
УО имеет право подать в суд исковое заявление без предварительной претензионной работы или в случае, если потребитель не оплатил долг в срок, указанный в претензии.
Взыскать через суд долг, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей, можно по упрощённой процедуре – получить судебный приказ, в соответствии с частью 1 статьи 121 и статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. В таком случае УО должна обратиться с заявлением на получение судебного приказа в мировой суд по месту жительства должника. При этом следует учитывать, что срок исковой давности для взыскания долга за услуги ЖКУ составляет три года, согласно части 1 статьи 196 Гражданского Кодекса РФ.
Судебный приказ, согласно статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, выдаётся в случае, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате:
- жилого помещения, в том числе содержания общего имущества;
- взносов на капитальный ремонт;
- коммунальных услуг.
К заявлению о вынесении приказа УО должна приложить документы, подтверждающие обоснованность требования по взысканию долга, в соответствии со статьей 124 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Среди таких документов должны быть сведения, подтверждающие личность должника и права на помещение в МКД.
Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу
Если УО получила такое представление, а работать с долгами ещё не начали, то организации следует отчитаться перед прокуратурой о подготовительных мероприятиях.
Нужно доказать ведомству, что компания:
- ведёт информационно-разъяснительную работу с должниками;
- заказывает выписки из ЕГРН по жилым и нежилым помещениям должников в МКД;
- направляет претензии с требованием оплатить задолженность.
Эти действия нужно подтвердить: составить и отправить претензии, копии которых УО следует приложить к ответному письму прокуратуре вместе с доказательствами их отправки.
Юристы советуют УО готовить комплекты документов для подачи в суд заявлений для вынесения судебных приказов. Если у компании уже есть доказательства обращения в суд для взыскания задолженности, то нужно отправить их в надзорное ведомство и указать, какая работа и по каким должникам сейчас ведётся.
Законные способы для получения долгов за ЖКУ
Помимо претензионной и судебной работы с должниками, управляющие домами и поставщики ресурсов применяют и другие методы, которые помогают профилактике образования задолженности и помогают им влиять на неплательщиков.
Например, одним из самых эффективных способов работы с должниками, по мнению некоторых УО, является разъяснение жителям многоквартирных домов, из чего состоит тариф или размер платы, из чего он складывается. Открытое экономическое обоснование размера платы работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за непонимания этого вопроса.
Среди других популярных методов работы с должниками:
- печать квитанций на бумаге яркого цвета;
- установка «конструкций позора»;
- рекламные щиты и списки должников без указания персональных данных.
Пожалуй, одной из основных головных болей для управляющих компаний является взимание долгов с недобросовестных потребителей ЖКУ, которые подолгу не платят за коммунальные ресурсы и услуги. Сегодня рассмотрим меры воздействия, которыми управляющие компании могут заставить должников погасить свои долги за ЖКУ.
Этапы процедуры взыскания задолженности с потребителей ЖКУ
Существует 5 способов взыскания задолженности управляющей компанией с потребителей ЖКУ:
- превентивные меры;
- досудебное взыскание;
- взыскание через суд;
- обеспечение исполнения судебного акта о взыскании;
- банкротство физических лиц.
Также про претензионно-исковую работу УК с должниками ЖКУ читайте здесь
Превентивные меры
Под превентивными мерами имеется в виду информационно-разъяснительная работа УК со всеми собственниками помещений в МКД. Делается это для профилактики и недопущения возникновения долгов за ЖКУ. Проводить такую работу можно на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах МКД.
Информационно-разъяснительная работа УК заключается в доведении до сведений собственников о последствиях для должников ЖКУ:
- неустойка (п.14 ст.155 ЖК РФ, п.159 Правил предоставления коммунальных услуг) за несвоевременную оплату;
- выселение из жилого помещения нанимателей по договору социального найма при просрочке платежа свыше 6 месяцев (пп.1 п.4 ст.83 ЖК РФ);
- обращение взыскания на помещение (если оно не является единственным жильём для должника);
- ограничение либо приостановка водоотведения (пп.81–82 Правил предоставления коммунальных услуг).
Досудебное взыскание
Представляет собой ряд определённых действий со стороны УК для взыскания долга до подачи иска в суд на должника. Как правило, это разъяснительные беседы с должниками, проведение общих собраний собственников об их судьбе, направление письменных претензий с указанием суммы долга и применения дальнейших санкций.
Очень часто можно видеть, как информация о должниках размещается управляющими компаниями на дверях и информационных стендах в подъездах крупно и красочно с указанием ФИО, номеров квартир и суммы задолженности.
Но это категорически запрещено! Как показывает судебная практика, подобное поведение УК расценивается судами как неправомерное использование персональных данных и становится основанием для управляющей привлечения компании к административной ответственности (апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.08.2012 по делу №33–4479/2012).
Недремлющее око ГЖИ
Судебное взыскание
Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.
Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.
Если будет обнаружено какое-либо имущество должника кроме принадлежащего ему помещения, то УК имеет право ходатайствовать перед приставом-исполнителем об обращении взыскания на него. К имуществу, на которое может быть обращено взыскание, относится:
- автомобиль;
- право требования к другим физическим или юридическим лицам;
- банковские счета и вклады;
- компании, обладающие каким-либо имуществом.
Если собственник сам не проживает в помещении, а сдаёт его внаем, то взыскание долга производится с собственника помещения, а не с нанимателя. Если собственник-должник умер, то его долги и обязанность по их выплате наследует правопреемник.
Судебная практика: Как оспорить административные штрафы УК
Банкротство физических лиц
1 октября 2015 года вступил в силу ФЗ №127 от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Воспользоваться положениями закона может должник, если он хочет погасить свою задолженность посредством имеющегося имущества или утверждённой в судебном порядке рассрочки.
В ст.3 данного закона в качестве основания для банкротства физического лица признаётся неспособность гражданина в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательным платежам, налогам, сборам и штрафам.
Физическое лицо обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, если сумма задолженности превысила 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превысила 3 месяца (п.1 ст.213.4 ФЗ №127). Заявление нужно подать в течение 30 рабочих дней с момента, когда гражданин узнал об основаниях для признания его банкротом.
Дела о банкротстве физических лиц рассматривают арбитражные суды по месту жительства гражданина. Заявителями по делу о банкротстве физического лица могут быть кредиторы, уполномоченные органы или сам гражданин-должник. Нельзя возбуждать одновременно 2 дела о банкротстве гражданина как физического лица и индивидуального предпринимателя.
Теперь разберёмся, какое отношение банкротство физических лиц имеет к задолженности по коммунальным платежам. На самом деле, самое непосредственное. Дело в том, что если собственник помещения в МКД объявит себя банкротом и пройдёт для этого необходимую процедуру, то его долг по оплате коммунальных платежей может быть реструктуризован или имущество может быть реализовано для погашения задолженности.
Реструктуризация долгов
Проводится для восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности перед кредиторами по плану реструктуризации долгов. То есть таким способом управляющая компания может взыскать с собственника помещения, признанного банкротом, задолженность по оплате ЖКУ.
Для этого необходимо выполнить следующие шаги процедуры реструктуризации долга:
Шаг 1 Управляющая компания и собственник помещения в МКД должны составить план реструктуризации долга сроком до 3 лет. Потребуется указать, в какие сроки и за счёт какого имущества будет происходить погашение долга. Также нужно прописать порядок уведомления о существенном изменении имущественного положения гражданина с соответствующими критериями.
Можно вносить любые изменения в план по инициативе гражданина, но с согласия управляющей компании. План реструктуризации долгов, не одобренный управляющей компанией, всё же может быть утверждён арбитражным судом, если его реализация позволит целиком удовлетворить требования УК.
Шаг 2 С момента утверждения плана реструктуризации требования УК, содержащиеся в нём, могут быть предъявлены собственнику только в порядке и на условиях, прописанных в этом документе.
Шаг 3 Во время проведения реструктуризации долгов приостанавливается взыскание по исполнительным документам, прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, прочих финансовых санкций, процентов по всем обязательствам собственника кроме текущих платежей.
Шаг 4 Все финансовые сделки должника контролируются финансовым управляющим (ст.213.11 ФЗ №127 от 26.10.2002). Запрещается вносить своё имущество в качестве вклада в уставный капитал юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале юридического лица, совершать безвозмездные сделки (дарить или передавать своё имущество в ссуду).
Шаг 5 Не позднее чем за месяц до окончания срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий готовит отчёт о результатах его исполнения собственником и направляет его управляющей компании или в суд.
Шаг 6 По результатам исполнения плана реструктуризации долгов собственника арбитражный суд выносит одно из следующих решений:
- завершить реструктуризацию долга собственника и прекратить производство по делу;
- отменить план реструктуризации долга при недостоверных сведениях об имущественном положении гражданина или иных нарушениях.
Реструктуризация долга имеет смысл только в случае исправного должника с постоянным источником дохода, а также при отсутствии неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, и если ранее гражданин не признавался банкротом.
Реализация имущества должника
Происходит при невозможности погашения долга за счёт постоянного источника дохода. В таком случае всё имущество должника передаётся в конкурсную массу кроме того имущества, которое не попадает под взыскание. С момента признания физического лица банкротом все права на распоряжение имуществом, вошедшим в конкурсную массу, переходят к финансовому управляющему. Сам должник такое право утрачивает. Финансовый управляющий действует от его имени.
Финансовый управляющий делает опись и оценку имущества должника с последующим представлением в суд положения о порядке, условиях и сроках его реализации, об установлении стартовой цены его продажи. Имущество должника распродаётся на торгах. Имущество, вошедшее в конкурсную массу, но не реализованное финансовым управляющим, возвращается должнику.
Все требования кредиторов после распродажи имущества должника выстраиваются в очередь, состоящую из 4 уровней приоритета. Задолженность по коммунальным платежам удовлетворяется в третью очередь, к которой относятся требования об оплате долга за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
После завершения расчётов с кредиторами гражданин-банкрот освобождается от дальнейшего исполнения их требований.
Теперь вы знаете, какими способами и мерами вы можете воздействовать на должников по оплате коммунальных услуг с целью взыскания их долгов.
Необходимость взыскания задолженности в сфере коммунальных платежей обусловлена негативным влиянием проблемы долгов на качество оказания управляющими компаниями жилищно-коммунальных услуг.
Почему необходимо своевременно вносить плату за коммунальные услуги? Какие последствия неоплаты возникают у должника?
Об этом мы поговорим сегодня с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Дарьей Марковой.
Дарья Романовна, здравствуйте! Определен ли законом порядок и срок оплаты за коммунальные услуги?
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 63 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Гражданами плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Какие последствия для граждан несвоевременной оплаты за коммунальные услуги?
Необходимо своевременно оплачивать счета за потребленные услуги, в случае нарушения сроков внесения денежных средств, предусмотрена ответственность в виде: уплаты неустойки (пени), приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Для нанимателей социального жилья это также чревато расторжением договора найма и выселением.
Так, если наниматель в течение более шести месяцев без уважительных причин не оплачивают коммунальные услуги, они могут быть выселены из социального жилья и вселены в жилое помещение, размер которого соответствует общежитию. При этом, долг сохранится и обязанность его оплатить останется.
Например, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции оставлены без изменения судебные постановления о выселении граждан из социального жилья в связи с неуплатой долга по коммунальным услугам.
Оставляя судебные акты без изменения, кассационный суд указал, что ответчик без уважительных причин не вносил плату за жилое помещение непрерывно более чем шесть месяцев подряд, чем грубо нарушил обязанности нанимателя жилого помещения.
Также принято решение о взыскании образовавшейся задолженности и выселении граждан в другое жилое помещение, меньшее по площади, чем ранее занимаемое.
Следует учесть, что в случае неисполнения судебного решения о взыскании долга, судебные приставы ограничат выезд за пределы России.
Каким образом с граждан взыскивается задолженность?
Задолженность по коммунальным платежам с физических лиц может быть истребована в претензионном (досудебном) либо взыскана в судебном порядке путем обращения в суд общей юрисдикции в рамках приказного или искового производства.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен обязательный претензионный порядок по данной категории дел, поэтому кредитор может сразу обращаться в суд (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2021 по делу № 88-5004/2021).
К примеру, определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции оставлены без изменения судебные акты, которыми взыскана задолженность собственника жилья, длительное время уклонявшегося от оплаты коммунальных платежей.
Судебным постановлением принято решение о взыскании, помимо основного долга и пеней, судебных расходов, понесенных управляющей компанией при предъявлении иска в суд.
В чем отличие вынесения судебного приказа и решения по исковому заявлению?
В порядке приказного производства задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с гражданина в случае, если ее размер не превышает 500 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 121, ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания задолженности кредитор должен обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
В силу ч. 1 ст. 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Судебный приказ выносится без вызова взыскателя, должника и проведения судебного разбирательства. Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.
К примеру, мировым судьей взыскана в упрощенном порядке задолженность собственника жилья за неоплаченные коммунальные услуги. Вынесен судебный приказ без вызова сторон на судебное заседание, который выдается вместо исполнительного листа.
В случае, если размер задолженности по оплате коммунальных услуг превышает 500 000 рублей, либо если при рассмотрении спора в рамках приказного производства от должника поступили возражения относительно судебного приказа, необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.
Есть ли возможность при большом размере долга урегулировать вопрос взыскания долга по частям?
Да, законом урегулирована возможность реструктуризации задолженности перед кредитором путем заключения соглашения о предоставлении отсрочки или рассрочки платежей (ст. ст. 421, 450 ГК РФ, п. 75 Правил № 354).
Например, жилец может заключить соглашение с поставщиком и оплатить сначала пеню или часть основного долга.
При добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа (Письмо Минстроя России от 01.03.2021 № 7694-ОЛ/11).
В случае, если должник согласен будет оплатить долг, но иск уже подан, возможно ли прекратить производство в суде?
На любой стадии рассмотрения дела спор между должником и кредитором можно урегулировать, заключив мировое соглашение.
Документ должен регламентировать порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме.
С согласия кредитора мировым соглашением может быть уменьшен размер пени или увеличен срок уплаты задолженности. В случае заключения такого соглашения, суд выносит определение о прекращении производства по делу.
Например, судом первой инстанции удовлетворено исковое заявления управляющей компании к собственникам жилья, своевременно не оплативших коммунальные услуги.
В суде апелляционной инстанции между сторонами заявлено ходатайство об утверждении мирового соглашения по делу в порядке ст. 39 ГПК РФ, по условиям которого: ответчик признает исковые требования истца и обязуется возместить управляющей компании денежные средства.
В силу ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определением суда утверждено мировое соглашение по делу и производство по делу прекращено.
Подводя итог, напоминаю, что от своевременной оплаты за жилищно-коммунальные услуги зависит бесперебойное исполнение управляющими организациями своих обязанностей по надлежащему содержанию в чистоте подъездов, ремонт общедомового имущества и благоустройство придомовой территории
Многие полагают, что работа, связанная с взысканием задолженности за жилищно-коммунальные услуги, является относительно легкой и не требующей серьезной профессиональной подготовки. Исходя из собственного опыта работы с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, хотел бы обратить внимание на такие возникающие при взыскании задолженности за ЖКУ сложности, как:
-
отсутствие информации о точной сумме задолженности;
-
неверное понимание трудозатрат и трудностей, возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций (далее – УО);
-
отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством.
Рассмотрим каждый из указанных аспектов подробнее.
Отсутствие информации о точной сумме задолженности
Ни одна из УО, с которыми мне довелось работать, не могла сразу указать точную сумму задолженности по ЖКУ. Многие скажут – мол, много работы, и информация постоянно меняется. В свою очередь отмечу, что эти данные очень важны и руководство УО обязано постоянно их актуализировать, поскольку это прежде всего их доходы, от которых напрямую зависят качество услуг, закупка материально-технической базы и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов за ЖКУ согласно ст. 22 Закона о прокуратуре, и в случае непредоставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, руководителям УО необходимо постоянно проверять суммы задолженности по многоквартирным домам, которые они обслуживают, и иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьезный удар по ее репутации.
Неверное понимание трудозатрат и трудностей в работе юристов по данному направлению
Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ не нуждается в особом подходе или подготовке: достаточно иметь одного специалиста по данному направлению – и процесс взыскания пойдет сам собой.
Полагаю, это серьезное заблуждение. Представьте УО, обслуживающую более десятка многоквартирных домов. В каждом доме, как правило, есть должники, и работать нужно не с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. В связи с этим временные и трудозатраты возрастают на порядок. Параллельно ведется работа по исполнительному производству и направлению претензий должникам – юридическим лицам. Более того, несмотря на заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, все равно существует категория лиц, принципиально не согласных с оплатой долгов по ЖКУ и обжалующих заявления на выдачу судебных приказов, в результате чего возникает необходимость обращаться с иском в суды. Это существенно замедляет работу по взысканию, поскольку времени и документации по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ требуется гораздо больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства.
В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ функции юридического обслуживания нередко совмещаются с секретарской деятельностью и иными административно-хозяйственными функциями. Представьте, какой объем работы выполняют юристы: это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в судебных, в том числе административных, процессах по представлению интересов компании, и работа с госорганами и организациями, создание локальных нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок госорганов, консультации различным отделам и работникам, договорная работа и взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что даже в крупных УО все перечисленные функции выполняет один человек. Считаю, что все это ведет к дестабилизации деятельности юриста, его чрезмерной загруженности и, как следствие, – рутине, из-за которой выделить время именно на должников очень сложно.
В связи с этим считаю, что решать указанные вопросы возможно, только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделив желательно двух специалистов непосредственно на работу по взысканию долгов, так как у многих УО огромные суммы дебиторской задолженности и один человек физически не в состоянии справиться с данной задачей. Например, как отмечал глава Минстроя России Владимир Якушев на совещании Президента России с членами правительства, «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей». При этом он добавил, что из названной суммы задолженность населения – около 810 млрд руб., бюджетных организаций – 60 млрд руб., прочие потребители задолжали 400 млрд руб.
Как видим, к взысканию долгов за ЖКУ необходимо относиться с особой тщательностью. Для успешной работы в этом направлении необходимо наличие в организации двух сотрудников, один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП, а другой – представлением интересов компании в исковом производстве по взысканию задолженности.
Работу по исполнительному производству целесообразно разделить между указанными сотрудниками, один из которых будет вести исполнительное производство в рамках вступивших в силу судебных приказов, а другой – выданных исполнительных листов.
Отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством
В организации работы по взысканию без плана и сроков его реализации, на мой взгляд, обойтись невозможно – в противном случае не исключены волокита и неразбериха в документации, что приведет к дестабилизации деятельности по взысканию долгов за ЖКУ. Для решения проблемы предлагаю примерный план-инструкцию, состоящий из трех блоков:
- претензионно-исковая работа с юридическими лицами;
- претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями) жилых помещений;
- исполнительное производство.
Однако прежде всего необходимо определить сумму, с которой можно начинать работу по взысканию долга.
Во-первых, можно взять за основу норму п. 118 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у него задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного между потребителем-должником и исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.
Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому из них в отдельности. Таким образом, сумма задолженности – это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более чем вдвое. Однако если должник проживает в «старых» домах (например, пятиэтажках), где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, на мой взгляд, нет оснований приступать к взысканию сразу в судебном порядке, так как сумма будет довольно мала.
Во-вторых, определение суммы долга исходя из МРОТ по региону. Эта сумма уже может быть больше, чем две оплаты ЖКУ, но все равно сравнительно небольшая.
В-третьих, определение суммы долга исходя из средней заработной платы по городу или региону. Полагаю, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам за ЖКУ в полном объеме, включая судебную стадию.
Претензионно-исковая работа с юридическими лицами
Данный блок целесообразно разделить на две части: работа по взысканию долгов за ЖКУ с юридических лиц в приказном производстве (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. руб.) и в общем порядке рассмотрения споров в арбитражном суде (свыше 500 тыс. руб.).
Работа подразделяется на стадии:
-
запрос и получение списка должников в бухгалтерии;
-
обзвон должников, составление плана работы с каждым из них;
-
решение вопроса о заключении соглашений о рассрочке оплаты долгов по ЖКУ;
-
составление претензии по списку должников;
-
отправление претензий по почте, нарочным;
-
составление реестра направленных претензий;
-
мониторинг сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
-
направление документов в арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
-
проверка результатов выдачи судом исполнительных приказов и возбуждения арбитражных дел (после возбуждения судебных дел – направление необходимых объяснений, ходатайств (об аресте счетов), возражений на отзывы и т.д.);
-
ведение судебных процессов, получение решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП.
Претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями)
Алгоритм работы по взысканию задолженности с собственников (нанимателей) жилых помещений практически аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии.
Однако важно обратить внимание на идентификаторы должников (ст. 131 ГПК РФ), которых у управляющей организации может не оказаться. В этом случае имеет смысл поискать недостающие данные в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. В резолютивной части заявления важно обратить внимание суда, чтобы он обязательно указал этот идентификатор в своем решении, иначе исполнительный документ не будет принят ФССП согласно подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
Исполнительное производство
Работа с исполнительным производством также подразделяется на два блока:
-
проверка и ведение существующих исполнительных производств;
-
возбуждение и ведение новых.
В первый блок входят:
-
составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
-
составление и направление заявлений в отделы ФССП России о представлении отчета об исполнительных действиях приставов-исполнителей;
-
получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с производствами, по которым имеются вопросы;
-
составление плана действий после ознакомления (направление ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры и иным госорганам);
-
составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
-
мониторинг результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам; определение дальнейших действий по исполнительным производствам.
Второй блок включает следующие необходимые действия:
-
составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам (по возможности подаваемые заявления целесообразно группировать по каждому дому в отдельности);
-
направление указанных заявлений в отделы ФССП нарочным или по почте;
-
составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
-
получение постановлений о возбуждении исполнительных производств;
-
определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по ним.
Рекомендую также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам в отношении должников, по которым взыскание не осуществилось, лично ознакомиться с материалами исполнительного производства, сфотографировать их. Затем составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После этого мониторить судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.
В заключение хотелось бы обратить внимание на общий график (план) работы по взысканию долгов за ЖКУ. На мой взгляд, за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Если по взысканию работает один юрист, первую неделю имеет смысл выделить на подготовку документов в суд, включив сюда составление реестра должников, их обзвон, заключение соглашений о рассрочке погашения долгов за ЖКУ, составление претензий, а также заявлений в суд.
Обязательно следует выделить рабочий день (или половину) для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, поскольку человеческий фактор не отменяется, и ошибиться может любой. В противном случае может возникнуть ситуация, когда юрист направит много заявлений в суд с массой технических ошибок и опечаток. Хочу напомнить руководителям УО, что юристы составляют огромное количество документов, и ошибки, к сожалению, бывают всегда и у всех. Поэтому, чтобы предоставить специалистам возможность взыскивать много и эффективно, либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными (опечатки или описки в словах), либо предоставьте день на проверку и корректировку документов перед их отправкой.
Вторую неделю стоит посвятить исключительно подготовке позиции и составлению документов по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов в судах. Третью неделю целесообразно выделить под исполнительное производство, а четвертую посвятить подведению итогов работы, получению ответов на заявления, ходатайства, жалобы и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.
-
- Дата
- 05.06.2019
За несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, должнику грозят санкции — начисление пеней, отключение услуг, запрет выезда из страны, арест имущества, выселение. В статье мы расскажем о законных способах вернуть задолженность, как уменьшить сумму долга, какие организации и учреждения этим занимаются.
Порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам
- УК информирует гражданина о долге заказным письмом или доставляет домой под расписку, если он не вносил оплату более 2-х месяцев.
- При отсутствии платежей более 3-х месяцев, УК или поставщик производит расчет пеней по задолженности за ЖКХ — на основную сумму по ставке рефинансирования ЦБ РФ 1/300 за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 — за каждый последующий день до дня погашения.
- УК направляет официальную претензию должнику, заключает соглашение по погашению задолженности по коммунальным платежам с графиком оплаты.
- Если долги остались, поставщик ограничивает поступление ресурсов на 1 месяц. После оплаты счетов за квартиру, подача услуг возобновляется в течение 2-х дней.
- Досудебное разбирательство по взысканию задолженности за коммунальные услуги возможно с участием посредников — граждан, лично не заинтересованных в решении проблемы.
- В соответствии с ФЗ N 230 УК или поставщик может передать задолженность коллекторам до суда с начала ее возникновения.
- Взыскание задолженности за квартплату осуществляется через суд общей юрисдикции, если не удалось решить проблему конструктивным способом.
Судебная практика взыскания задолженности по коммунальным платежам
При какой задолженности ЖКХ подает в суд. УК или организация-поставщик услуг может подать иск о взыскании задолженности по коммунальным платежам или оформить заявление на судебный приказ, если собственник не оплачивает квитанции в течение 2–3 месяцев. Стоимость услуг юриста включается в иск.
За какой период нужно оплачивать долги. Срок давности долга за коммунальные услуги согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет 3 года, то есть можно взыскать долги, которые накопились за это время.
Судебный порядок взыскания. После того, как должник получил повестку, он обязан явиться в суд и предоставить возражения. Если решение будет не в его пользу, он может его обжаловать в течение 1 месяца. Исковое заявление о взыскании задолженности по ЖКХ в большинстве случаев удовлетворяется полностью. Можно взыскать долг без участия собственника по судебному приказу.
Решение суда. Собственник должен внести средства единовременно или в рассрочку по графику. По суду долг может быть уменьшен в счет снижения размера штрафа.
Исполнительное производство. Если мирное решение вопроса невозможно, дело о задолженности по ЖКХ передается судебным приставам. Они возбуждают производство:
- выявляют имущество, после продажи которого должник сможет оплатить задолженность;
- выявляют банковские счета, на которые накладывают арест;
- устанавливают место работы, куда направляют документы для удержания;
- принимают решение о запрете покидать РФ.
Взыскание долгов за ЖКХ с юридических лиц
Досудебное разбирательство. До обращения в суд поставщик услуг должен провести переговоры с должником или направить ему претензию. Эти меры могут стать достаточными для покрытия должником суммы долга полностью или частями.
При подаче искового заявления, необходимо предоставить пакет документов с результатами досудебных мер воздействия на должника. Для разрешения конфликта можно привлекать лиц, у которых нет личной заинтересованности в исходе дела.
Судебная практика. Порядок закреплен ст. 309 и ст. 310 ГК РФ. Истец подает иск в арбитражный суд первой инстанции. В качестве доказательства нужно приложить расчет задолженности коммунальных платежей.
Юридическое лицо может оспорить решение в течение 10 дней. После вынесения приказа арбитражного суда дело переходит судебным приставам, которые начинают производство — фиксируют, оценивают, арестовывают и продают имущество.
С кого можно взыскать долг за коммунальные услуги
Жилье в собственности. Если собственник не оплачивает ЖКУ, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ действует солидарное взыскание задолженности по жилищно коммунальным услугам. Ответственность за оплату несут другие дееспособные члены семьи, проживающие на одной жилплощади — супруг, дети, родители и другие лица.
Долевая собственность. Оплачивать услуги должен каждый собственник. Можно разделить лицевые счета, чтобы заключить договор на ЖКУ на каждого собственника.
Муниципальное жилое помещение. Солидарная ответственность распространяется на всех членов семьи нанимателя, указанных в договоре.
Прописан несовершеннолетний. Взыскание задолженности за ЖКУ с несовершеннолетнего невозможно. Оплачивать долги должны родители или опекуны при любой форме собственности жилья в рамках солидарной ответственности.
Собственник умер. В случае смерти собственника, обязанности оплатить задолженность ложится на других родственников, прописанных с ним, или на наследника.
Как узнать о долгах
Управляющей компании. Для УК и ТСЖ разработана автоматизированная система работы с должниками по взысканию задолженности. С ее помощью можно быстро получать информацию о долгах, автоматически информировать собственников о сумме долга, формировать нужные документы, контролировать иски в судебных инстанциях.
Собственнику жилья. Гражданин может проверить долг через лицевой счет в платежном документе, по адресу в УК, через госуслуги, мобильное приложение. Сервис автоматизированной системы учета позволяет собственникам своевременно узнавать о сумме задолженности, аварийных отключениях, участвовать в электронных голосованиях жильцов, оплачивать услуги. Чтобы воспользоваться услугой, заполните форму с данными УК — и мы свяжемся с ней и предложим программу для расчета коммуналки.
Преимущества АСУ «Жилищный стандарт» для контроля оплаты услуг
- В программе отражена точная информация об адресах, других личных данных. Контролировать актуальность загружаемых данных удобно, нет путаницы в документах.
- Все программное обеспечение, которое мы предлагаем, легко взаимодействует друг с другом. Мобильные приложения для жильцов и сотрудников УК дает возможность быть в курсе всех изменений.
- Функционал программы позволяет выявлять и отслеживать долги за ЖКХ, контролировать стадии судебного процесса по иску и оценивать результаты.
- Первые 3 месяца использования ПО — бесплатно. Стоимость дальнейшего использования рассчитываем индивидуально. Для этого позвоните или заполните заявку на сайте.
Источник фото: https://www.pexels.com/
В настоящей статье мы попытаемся разъяснить общую схему и построение алгоритмов организации работы по взысканию задолженности, в чем заключаются нюансы и сложности в этой, казалось бы, относительно не трудной работы и как их преодолеть. Данная статья наиболее актуальна для молодых специалистов- юристов и небольших УО.
Возможно, многие из вас слышали, что работа, связанная с взысканием долгов по ЖКУ является относительно легкой и не требующей серьёзной и аналитической подготовки. Однако, исходя из своего опыта при работе с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, можно вычленить следующие сложности, возникающие при организации построения работы по взысканию задолженности за ЖКУ, это:
-
отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ;
-
неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций;
-
отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством.
Отсутствие информации о точной сумме задолженности за ЖКУ
Среди тех предприятий с кем довелось поработать — сразу точная сумма задолженности по ЖКУ не называлась. Многие скажут: много работы и такая информация постоянно меняется. По нашему мнению, данная информация является очень важной и руководство УО обязано постоянно её проверять и обновлять т.к. это, прежде всего, те суммы, которые являются доходом УО, от которых напрямую зависит качество услуг, закупка материально – технической базы, благосостояние, как жильцов, так и работников УО. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры РФ, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов по ЖКУ согласно ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и в случае непредставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности за ЖКУ сама УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Вывод: руководителям управляющих организаций необходимо постоянно проверять суммы задолженности по МКД, которые они обслуживают, иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьёзный удар по репутации компании.
Неверное понимание и представление трудозатрат и сложностей возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций.
Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ довольно легка и не нуждается в каком-то особом подходе или подготовке, достаточно иметь одного человека для данного направления, и процесс взыскания пойдет сам собой. По нашему мнению, это серьёзное заблуждение. Представьте УО, владеющую не большим количеством МКД, скажем 10-20. В каждом доме, как правило, есть должники, а поработать нужно не просто с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. Вследствие этого время и трудозатраты возрастают в разы. Помимо указанной работы присутствует еще и параллельная работа юриста по исполнительному производству, направлению претензий к должникам юридическим лицам. Более того, следует понимать, что заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, безусловно, хоть и помогают, но все равно имеется процент тех, кто принципиально не согласен с оплатой долгов по ЖКУ, кто обжалует заявления на выдачу судебных приказов; в результате, чего возникает необходимость обращаться с иском в мировые или городские суды, что существенно замедляет работу по взысканию, ведь время и документация для судов по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ куда больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства. В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ у юристов часто функции юридического обслуживания слиты с секретарской деятельностью и иными административно – хозяйственными функциями.
Только представьте, какой объём работы выполняют юристы, в принципе — это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в различных судебных процессах по представлению интересов компании, вкупе с административными процессами, и работа с государственными органами и организациями, создание локально – нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок государственных органов, консультации отделам бухгалтерии, экономическому отделу, отделу кадров, иным работникам, руководителю, договорная работа и плюс взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что все указанное выше совмещает один человек даже в более крупных УК.
Мы считаем, что указанное выше, не приводит ни к чему положительному, все ведет к дестабилизации деятельности юриста, чрезмерной загруженности, усталости и как следствие рутине из-за которой очень сложно вычленить время юристу именно на должников. По нашему мнению, решить указанные вопросы, возможно только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделения одного, а лучше двух специалистов отдельно на взыскание долгов, т.к. пласт указанной работы огромный, прежде всего из-за того, что в нынешнее время среди многих УК имеются просто огромные суммы дебиторской задолженности и один человек просто не в состоянии физически заниматься данной работой.
Так, например в статье: «Минстрой: задолженность за услуги ЖКХ в России достигла 1,3 трлн руб.» опубликованной на сайте «РИА» указано, что: «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей, заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.
Он уточнил, что задолженность населения из этой суммы — около 810 миллиардов рублей, бюджетных организаций — 60 миллиардов рублей, прочие потребители задолжали 400 миллиардов рублей».
Как видно, нынешняя ситуация говорит, что к работе по взысканию долгов по ЖКУ необходимо относится с собой тщательностью. По нашему мнению, для успешной работы в направлении взыскания долгов по ЖКУ необходимо в организации наличии двух сотрудников:
-
один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП РФ;
-
второй будет заниматься представлением интересов компании в мировых и городских, районных судах в рамках искового производства по взысканию задолженности.
Работу по исполнительному производству рекомендуем делить между указанными выше работниками, один из которых, будет вести исполнительное производство в рамках, вступивших в силу судебных приказов, а другой — выданных исполнительных листов.
Отсутствие даже примерного плана по взысканию и работе с исполнительным производством
В организации работы по взысканию, по нашему мнению, без плана и сроков его реализации невозможно в принципе продвинуться, т.к. в противном случае будет наблюдаться волокита и «бардак» в документации по взысканию, что приведёт к дестабилизации работы по взысканию долгов по ЖКУ, а это по сути, полный провал деятельности УО по части взыскания долгов. Для решения данной проблемы мы предлагаем свой общий примерный план- инструкцию организации работы по взысканию долгов по ЖКУ.
По нашему мнению, общий план – инструкция по взысканию долгов по ЖКУ делиться на 3 блока:
-
претензионно–исковая работа с юридическими лицами;
-
претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений;
-
исполнительное производство.
Перед тем, как мы раскроем, что входит в каждый блок, полагаем, что имеет место серьезная необходимость определения той суммы, с которой можно начинать работу по взысканию долга. Ведь, если взыскивать независимо от суммы долга и взыскивать слишком маленькие суммы, это приведет к пустой трате времени и трудозатрат. В данном вопросе есть несколько отправных точек.
Первая — это аналогия закона: можно взять за основу п. 118 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что «под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения».
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Проще говоря, сумма задолженности — это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более, чем в 2 раза. Однако, в случае если должник проживает в «старых» домах, например, пятиэтажках, где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, то такой долг не является основанием, чтобы его начинали взыскивать сразу в судебном порядке т.к. он будет довольно маленьким.
Вторая точка зрения — это определение суммы долга за ЖКУ, исходя из МРОТ по региону. Это сумма уже может быть больше, чем 2 оплаты услуг по ЖКХ, но все равно сравнительно небольшая.
Третья точка зрения — это определение суммы долга по ЖКУ, исходя из средней заработной платы по городу или региону. Мы полагаем, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам по ЖКУ в полном объёме, включая судебную стадию. Данная сумма, априори, показывает возможного злостного неплательщика.
Претензионно-исковая работа с юридическими лицами
Данный блок рекомендуем делить на две части: работа по взысканию долгов по ЖКХ с юридическими лицами в части приказного производства (для ИП и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. рублей) и общего порядка рассмотрения спора в Арбитражном суде (свыше 500 тыс. рублей).
Далее указанный блок в общем и целом подразделяет на следующие необходимые стадии:
-
запрос и получение списка должников в отделе бухгалтерии;
-
обзвон и анализ должников, определение дальнейшего плана по каждому;
-
решение вопроса о заключении соглашений;
-
составление претензии по списку должников;
-
отправление претензий почтой, нарочно;
-
составление реестра направленных претензий;
-
отслеживание сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
-
направление документов в Арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
-
проверка результатов вынесения судом исполнительных приказов и возбуждения Арбитражных дел (после возбуждения судебных дел направление необходимых доводов, ходатайств (об аресте счетов) возражений на отзывы и т.д.;
-
ведение судебных процессов, получения решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП РФ.
Претензионно–исковая работа с собственниками/нанимателями жилых помещений
Алгоритм работы по взысканию задолженности по ЖКУ с собственников/нанимателей жилых помещений практически полностью аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии. Однако, мы просим обратить внимание на идентификаторы (ст. 131 ГПК РФ), которых может и не оказаться у УО на должников. В этом случае мы рекомендуем, все же поискать их для начала в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов, мы рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. Здесь важно указать в резолютивной части заявления о том, чтобы суд этот идентификатор в своем решении обязательно указал, т.к. в противном случае такой исполнительный документ не будет принят ФССП РФ по причине отсутствия идентификатора – п. а ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство
По нашему мнению, работа с исполнительным производством также подразделяется на 2 блока:
-
проверка и ведение существующих исполнительных производств;
-
возбуждение и ведение новых исполнительных производств.
Проверка и ведение существующих исполнительных производств
В данный блок мы выделяем следующие элементы:
-
составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
-
составление и направление заявлений в отделы ФССП РФ о представлении отчета об исполнительных действиях приставов – исполнителей;
-
получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с теми производствами, по которым имеются вопросы;
-
определение дальнейшего плана действий после ознакомления: сюда входит направление необходимых ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры РФ, иным государственным органам;
-
составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
-
отслеживание результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам и определение дальнейших действий по исполнительным производствам.
Возбуждение и ведение новых исполнительных производств
Этот блок подразделяется на следующие необходимые действия:
-
составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам. Мы рекомендуем по возможности группировать подаваемые заявления отдельно по каждому дому;
-
направление указанных выше заявлений в отделы ФССП РФ нарочно или через почту;
-
составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
-
получение постановлений о возбуждении исполнительных производствах;
-
определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по исполнительным производствам.
Мы рекомендуем также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам по тем должникам, по которым взыскание не осуществилось, обязательно лично, путем фотографирования, ознакомиться с материалами исполнительного производства. Далее составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После чего, отследить решения принятые по результатам рассмотрения ваших жалоб, заявлений и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.
Подводя итог, мы хотим также акцентировать внимание и на общий график работы по взысканию долгов по ЖКУ. Считаем, что за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Концепция, если работает по взысканию один человек, такова, что, условно, первую неделю нужно выделять на подготовку документов в суд, сюда включается составление реестра должников, обзвон должников, заключение соглашений, составление претензий, необходимых заявлений в суд. Обязательно выделяйте день или половину рабочего дня для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, в принципе, ведь человеческий фактор не отменяется и ошибиться может любой. В противном случае получается двоякая ситуация, когда работник вроде и подал много заявлений в суд, но при этом наделал много технических ошибок, опечаток. Таким образом, в лице руководителя он становится работником, который допускает слишком много ошибок. В отношении ошибок и технических опечаток хочу руководителям УО осветить, что юристы составляют огромное количество документов и ошибки бывают всегда и, к сожалению, у всех. Поэтому, чтобы дать возможность специалистам взыскивать много и эффективно либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными, как опечатки или описки в словах, или давайте день на проверку и правку документов перед их отправкой. Вторую неделю мы считаем, важным посвятить исключительно для подготовки позиции, составлению необходимых документов, по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов по ЖКУ в судах. Третью неделю, по нашему мнению, можно выделить под исполнительное производство. Четвертую неделю мы рекомендуем выделять для подведения итогов проделанной работы, получение ответов по заявлениям, ходатайствам, жалобам и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.
В заключении хотим отметить, что мы осветили лишь общую часть работы по взысканию и остается еще много нюансов и тонкостей, однако мы не может осветить все в одной статей — это будет слишком объемно. Мы дали лишь примерный план действий по взысканию долгов по ЖКУ для УО, и для каждой УО такой план-инструкция будет, безусловно, различаться и существенно варьироваться. Надеемся, что данная информация поможет вам лучше понять вопросы, возникающие при работе по взысканию задолженности по долгам ЖКУ, и успешно их разрешить.
С уважением,
Руководитель юридического агентства
«ДАРТ» Глебов Н.В.
г. Нижневартовск
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление правительства № 92. Этот нормативный акт изменил механизм расчета оплаты некоторых жилищно-коммунальных услуг для собственников многоквартирного дома (МКД).
Платежи за коммунальные ресурсы, использованные для общедомовых нужд, будут начисляться по показаниям приборов учета. Если на конец года возникнет разница между фактическим расходом ресурса и поступившей оплатой, собственникам МКД сделают перерасчет.
Согласно постановлению № 92, с управляющих компаний снимается ответственность по погашению долгов за перерасход ресурсов на общедомовые нужды. Поэтому жильцам фактически придется платить друг за друга. Первый перерасчет по новым правилам будет сделан в 1 квартале 2023 года. О самых важных нюансах, связанных с оплатой ЖКХ за должников в многоквартирном доме, читайте ниже.
В чем суть вопроса: новый порядок расчета оплаты за общедомовые нужды
Собственники и наниматели обязаны платить не только за свое жилье, но и за общедомовые нужды. В их состав входит освещение и отопление мест общего пользования, холодная вода для уборки лестниц и других помещений дома, иные услуги.
За коммунальные ресурсы (электричество, холодная и горячая вода), израсходованные на общедомовые нужды, нужно платить. Именно с изменением порядка оплаты за указанные виды услуг ЖКХ связано принятие постановления № 92.
По постановлению правительства № 92 собственникам и нанимателям квартир будет доначислен платеж за разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов
Перерасчет будет сделан по итогам года, т.е. квитанции с дополнительными платежами поступят в первом квартале 2023 года. Для расчета сверяются данные общих счетчиков дома со сведениями об учтенных и оплаченных ресурсах ЖКХ от жильцов. Управляющая компания, которая ранее оплачивала эту разницу, по постановлению № 92 освобождается от ответственности.
По старым правилам порядок учета и оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды заключался в следующем:
- расход электричества, горячей или холодной воды определялся по приборам учета (на коммуникациях при входе в дом), либо по федеральным и региональным нормативам;
- предприятия ЖКХ сравнивали объем поставленных ресурсов с размером платежей от собственников;
- если был оплачен не весь объем поставленных ресурсов, разницу выставляли к оплате управляющей компании (УК).
Жильцы дома финансируют работу управляющей компании путем оплаты услуг по управлению домом, обслуживанию общедомового имущества. Но в состав этих платежей не была заложена компенсация за разницу между поставленным объемом ресурсов и поступившей оплатой. Поэтому многие УК будут постоянно находиться в долгах, если не сумеют решить вопрос с ее дополнительными взносами от собственников.
Постановление правительства № 92 меняет указанный выше механизм. Теперь разницу будут оплачивать собственники дома, а не управляющая компания. Это не только повысит размер платежей за коммуналку, но и приведет к ряду других проблем. Например, новые правила не предусматривают взыскание компенсаций с УК, даже если несоответствие в объеме ресурсов и оплате возникло по ее вине. Подробнее об этих нюансах читайте ниже.
Когда вступает в силу
Постановление № 92 — это не новый закон о задолженности за коммунальные услуги, а лишь поправки в несколько действующих нормативных актов.
Например, изменения вносятся в постановление № 491 (правила обслуживания общего имущества в МКД) и постановление № 354 (о предоставлении и оплате коммунальных услуг). В некоторых случаях новый механизм позволит даже снизить размер платежей на общедомовые нужды.
Перерасчет из-за разницы в объеме ресурсов и оплате коммуналки будет сделан по состоянию на конец 2022 года. Это означает, что квитанции с дополнительными начислениями будут направлены в первом квартале 2023 года.
Скорее всего, управляющая компания постарается сделать это максимально быстро, чтобы «раскидать» задолженность между жильцами, а не копить ее на своем счете.
Принятие постановления № 92 не означает, что соседи будут платить за должников по всем просрочкам подряд. Личная задолженность по коммуналке, рассчитанная по индивидуальным приборам учета в квартире или по нормативу, будет взыскиваться персонально с собственника или нанимателя. Но если жилец не подает данные счетчиков, либо сознательно занижает их от месяца к месяцу, он может повлиять на разницу в объеме ресурсов и поступившей оплате по всему дому.
Правила распределения долга по коммунальным платежам между соседями
Механизм доначисления и перерасчета платежей на домовые нужды допускает применение нормативов и показаний домовых приборов учета. Общие счетчики фиксируют объем ресурсов, поступивших в дом. Если приборы учета не установлены, будет применяться норматив потребления, утвержденный региональными властями. На данный момент органы власти регионов не принимали таких решений, но наверняка это сделают в ближайшее время.
Как определяется объем потребленных услуг по постановлению № 92
О том, как определяется объем поставленных и потребленных ресурсов по старым правилам, мы рассказали выше. Новый механизм меняет этот порядок. Если в доме установлены общие счетчики на вход, расчет осуществляется следующим образом:
- представители ресурсоснабжающей организации снимают с приборов учета данные о количестве ресурсов, поставленных в дом (по электричеству, горячей и холодной воде);
- обрабатываются сведения от жильцов о показаниях счетчиков в квартирах, оплате коммуналки по их показателям;
- сведения о показателях с общих счетчиков сравниваются с объемом ресурсов, полученных жильцами, с суммами оплаты;
- если в дом поставлено больше ресурсов, чем показали и оплатили жильцы, разница фиксируется в актах (неофициально это называет «разбаланс»);
- после расчета платежей по разнице они распределяются между собственниками и нанимателями МКД (пропорционально площади помещений);
- сведения о доначисленных суммах указываются в квитанциях на оплату.
При наличии общих приборов учета разница в меньшую сторону не может быть зафиксирована даже теоретически. Даже если все собственники (наниматели) добросовестно передадут объективные данные счетчиков и вовремя оплатят коммуналку, то дополнительный объем ресурсов уйдет на освещение мест общего пользования (лестничные клетки, придомовая территория и т.д.), на уборку в доме. При правильном расчете этот объем потребления будет заложен в тарифы управляющей компании.
Если общих счетчиков нет, то объем оставленных ресурсов будет определяться по региональным нормативам. В этом случае может возникнуть «разбаланс» в обратную сторону (хотя это скорее будет являться исключением из общего правила). Соответственно, жильцам не выставят дополнительные платежи по итогам года.
Почему может возникнуть разница в расчетах
Разница в объемах поставленных и потребленных ресурсов может быть вызвана следующими причинами:
- если жилец не передает оказания счетчиков по своей квартире, либо занижает их;
- если в дневное время на лестничной клетке и на придомовой территории постоянно горит свет;
- если на общих коммуникациях дома вовремя не устраняются протечки;
- если кто-то из собственников или нанимателей самовольно подключился к электричеству, и этот объем не зафиксирован индивидуальным счетчиком.
Так как оплата разницы перекладывается на собственников, у управляющей компании не будет стимула своевременно выявлять и устранять коммунальные аварии, следить за экономным использованием освещения в доме.
Например, если в подвале постоянно протекает труба с холодной водой, то по постановлению № 92 за нее будут платить жильцы, а не УК. Заставить быстро устранить протечку очень сложно, особенно если управляющая компания уклоняется от своих обязанностей.
Чтобы избежать указанных выше ситуаций планируется уточнить нормы ответственности управляющих компаний за ненадлежащее качество услуг, за несвоевременное устранение аварий. Но на данный момент специальные нормы по этому вопросу еще не приняты.
По сути, новые правила предусматривают не только оплату долгов за соседей, но и ответственность за бездействие и ненадлежащее качество услуг от УК. Собственники, получившие квитанции на дополнительные суммы, смогут требовать компенсации или снижения платежей от управляющей компании. Но это может занять очень много времени, так как придется подавать претензии, жалобы и иски.
Когда и как будет сделан перерасчет
Еще раз отметим, что перерасчет по разнице в объемах поставленных и потребленных ресурсов будут делать по концу года. Квитанции с дополнительными платежами жильцы получат в январе-марте 2023 года. Итоговая сумма доначисления может оказаться весьма большой, а узнать ее заранее практически невозможно.
В постановлении № 92 не описан порядок оспаривания доначислений. Если кто-либо не согласен с тем, что долги соседей раскидывают на жильцов дома, он может запросить у управляющей или ресурсоснабжающей организации расчет по объему ресурсов, размеру платежей. Так как формулы расчетов достаточно сложны для рядовых граждан, лучше обратиться к независимым специалистам в сфере ЖКХ, к юристам.
Кто будет платить за должников: управляющая компания или собственники
В постановлении № 92 речь идет не об оплате за должников, а о компенсации разницы в объемах поставленных и потребленных ресурсов. Доначисление могут сделать даже в доме, где все собственники и наниматели вовремя оплачивают коммуналку. Управляющая компания теперь не отвечает за возникшую разницу.
В целом, этом может сократить количество банкротств УК по причине образования больших долгов. Но о повышении качества оказания услуг по обслуживанию домом говорить не приходится, так как уровень ответственности управляющих компаний стал ниже.
Можно ли платить меньше по новым правилам
Размер коммунальных платежей по квартире не изменится после начала работы по постановлению № 92. Перерасчеты и доначисления касаются только расходов на общедомовые нужды. Есть возможность снизить разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов и сумму доп. платежей:
- если точно и вовремя передавать данные по квартирным счетчикам;
- если уменьшить объем потребления ресурсов на домовые нужды (например, использование энергосберегающих ламп, своевременное выключение света в подъезде днем и т.д.);
- если не допускать потерь воды из-за протечек и аварий, максимально быстро устранять их;
- если вовремя проходить поверки общих приборов учета.
Оптимальный вариант — если помощь в контроле за экономией воды и электричества оказывает управляющая компания. Также жильцы могут рассмотреть на общем собрании вопрос о перерасчете платы за обслуживание и управление домом. Это логично, так как в эти тарифы теперь не нужно закладывать ответственность УК за разницу в объемах ресурсов.
Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ
Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.
Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.
Бесплатная консультация по списанию долгов
Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты