ГДЗ #1
ГДЗ #2
129. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: а) с приставкой про-; б) с приставкой пра-. Что означает приставка пра-?
Пр…внук, пр…славянский, пр…мочить, пр…катить, пр…ехать, пр…пр…дед, пр…писка, пр…ём, пр…родина, пр…звище, пр…кол, пр…родитель, пр…история, пр…образ, пр…рыв, пр…отцовский, пр…зелень, пр…лёт, пр…лог, пр…седь, пр…язык.
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.
Пр … мочить, пр … внук, пр … катить, пр … родина, пр … пр … внучка, пр … писка, пр … дух, пр … щур, пр … езд, пр … ём (в стене), пр … отцовский, пр … зелень, пр … иски, пр … кол, пр … лёт, пр … лог, пр … история, пр … образ, пр … матерь, пр … рыв, пр … славянский, пр … ток, пр … родитель, пр … язык.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Пр … мочить, пр … внук, пр … катить, пр … родина, пр … пр … внучка, пр … писка, пр … дух, пр … щур, пр … езд, пр … ём …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » ⭐️ Русский язык » Пр … мочить, пр … внук, пр … катить, пр … родина, пр … пр … внучка, пр … писка, пр … дух, пр … щур, пр … езд, пр … ём (в стене), пр … отцовский, пр … зелень, пр … иски, пр … кол, пр … лёт, пр … лог, пр …
12
Пр..мочить, пр..внук, пр..катить, пр..родина, пр..пр..внучка, пр..писка, пр..дух, пр..щур, пр..езд, пр..ём ( в стене), пр..отцов
Пр..мочить, пр..внук, пр..катить, пр..родина, пр..пр..внучка, пр..писка, пр..дух, пр..щур, пр..езд, пр..ём ( в стене), пр..отцовский, пр..зелень, пр..иски, пр..кол, пр..лёт, пр..лог, пр..история, пр..образ, пр..матерь, пр..рыв, пр..славянский, пр..ток, пр..родитель, пр..язык.
1 ответ:
0
0
<span>Промочить, правнук, прокатить, прародина, праправнучка, прописка, продух, пращур, проезд, проём ( в стене), праотцовский, прозелень, происки, прокол, пролёт, пролог, преистория, праобраз, праматерь, прорыв, праславянский, проток, прародитель, праязык.</span>
Читайте также
Обстоятельство обстоятельство обстоятельство обстоятельство <span>обстоятельство</span>
Ответ:
После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь , вещь, помощь;
б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш), напр.: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься;
в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься;
г) в неопределенной форме глаголов (после ч), напр.: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься.
Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр.: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь. Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж, в частице аж, а также в предлоге меж.
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм: а) им. п. ед. ч. существительных муж. рода 2-го склонения, напр.: нож, мяч, ковш, плащ; б) род. п. мн. ч. существительных жен. рода 1-го склонения, напр.: луж (от лужа), туч, галош, рощ; в) кратких форм муж. рода прилагательных, напр.: свеж, охоч, хорош, нищ»
Сочинение-описание по картине Кожина «Церковь Покрова на Нерли»:
Семён Кожин — современный художник, родом из Москвы. Мастер красок пишет, пейзажи, натюрморты,всевозможные жанровые и исторические картины. Мои любимые работы автора — серия по мотивам сказок Братьев Гримм «Рапунцель» и «Гензель и Гретель».
Одной из самых светлых и атмосферных является картина художника «Церковь Покрова на Нерли». Этот чудесный храм расположился на берегу реки. Среди серой природы ярко выделяется белая церковь. Она словно вселяет веру и надежду на счастливое будущее. Картина Кожина передает прекрасную атмосферу, которая царит на берегу реки.
Как(местоимением) хорошо(прилагательное), как(местоимение) сладко(прилагательное) было(глагол) на(предлог) душе(существительное)! Спокойно(прилагательное), тихо(прилагательное), светло(прилагательное)! Тихо(прилагательное) было(глагол) в(предлог) мире(существительное), и(союз) крупный(прилагательное) снег(существительное), что(наречие) падал(глагол) и(союз) падал(глагол) с(предлог) неба(существительное), все(местоимение) прибавлял(Глагол) тишины(существительное). Чуть (частица) морозит(глагол), и(союз) совершенно(наречие) тихо(наречие). Ветер(существительное) дул(глагол) с(предлог) материка(существительное), и(союз) потому(союз) у(предлог) берега(существительное) было(глагол) тихо(наречие), но(союз) вдали(наречие) ходили(глагол) большие(прилагательное) волны(существительное).
Вроде так, но это может быть не правильным, так что пользуйся моей подсказкой на свой страх и риск, удачи))
На фоне роскошной зелени, в прекрасном, старом парке, на берегу пруда, заросшего водорослями сидит семья с мамой, воспитательницей, или гувернанткой и детьми.
Мальчики, одетые в полувоенную форму, куртках с поясами, в сапогах, удят рыбу.
Видимо не очень у них клюет, судя по выражению лица старшего из мальчиков. Он сидит, откинувшись на спинку скамейки, а гувернантка ободряет его, положив руку на плечо. Рядом стоит ведро для возможной добычи. Меньший брат ещё не растерял энтузиазма и держит своё удилище уверенно и внимательно следит за поплавком своей удочки. Вода в пруду чистая — там растут кувшинки и им должно повести. Мама, прикрывшись от солнца зонтиком следит за успехами дочери в чтении книги. Хорошо выписаны платья мамы и дочери, шляпка на голове дочки сбилась на затылок.
Гувернантка стоит сзади старшего из мальчиков, ободряет его. Она одета в синее с голубым платье, пеструю юбку, а на спинку скамейки брошен красный плащ, или накидка.
Вокруг семьи летний полдень во всей своей красе.
Берег пруда обступили деревья, среди которых выделяется одно, под сенью которого все и расположились. Оно широко раскинуло свои ветви над берегом пруда. Дальше изображены молодые деревья, кустарники, среди которых мы видим ещё одно могучее дерево.
<span>При взгляде на картину нас охватывает чувство покоя и радости. Прекрасный летний день, яркое солнце. пруд дышит свежестью, семья отдыхает. Хотелось бы побывать на этом берегу и важно ли, что рыба ушла на дно и не хочет клевать наживку?</span>
МКОУ СОШ №3 г. Кизилюрт РД
Открытый урок по русскому языку
на тему:
«Правописание гласных и согласных в приставках»
(10 класс)
Провела: учитель русского языка и
литературы Исрапилова
Таибат Гусейновна
«Правописание гласных и согласных в приставках»
ЦЕЛЬ:
развивающие:
развивать самостоятельность мышления в работе с
учебным материалом,
совершенствовать
способы умственной деятельности ( анализ языковых явлений, сравнение и
сопоставление, опознавание орфограммы по изученным признакам, поиск примера,
соответствующего условию); совершенствование орфографических умений учащихся;
воспитательные:
воспитание
самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения,
рационального расходования рабочего времени.
Оборудование:
1) Русский
язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова,
И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2012.-448 с.;
2) Школьный
грамматико-орфографический словарь русского языка Б.Т.Панов, А.В. Текучёв.-
М.: «Просвещение», 1987.- 288 с.;
3) рабочие
тетради;
Этапы работы
1)
Организационный.
Приветствие
учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.
2)
Проверка домашнего задания (Упр. 125).
Словарный диктант.
Искусный,
искусственный, колоссальный, колосистый, абонемент, абонент, эффектный,
эффективный, неизмеримый, несоизмеримый, эмигрант, иммигрант, иллюзия, аллюзия,
гамма, драма, пьеса, программный, иллюстрация, интеллигенция, интеллект,
режиссёр, продюсер, яства, явственно, считать, рассчитывать, шествие,
шефствовать, галерея, гостиница.
3)
Вызов.
В
5-6 классах и на занятиях элективного курса в 9 классе мы знакомились с
орфограммами «Правописание приставок». Какие правила написания вы помните? (Ответы
учащихся)
Сегодня
на уроке мы вновь возвращаемся к этим орфограммам.
Традиционный
принцип русской орфографии гласит: «Приставки З — в русском языке нет.»
Обратимся к историческому комментарию (см. стр. 87 учебника).
В
ходе лабораторной работы вы вспомните условия выбора гласных / согласных в приставках,
узнаете новые виды написаний с подобными орфограммами. Так же, как в предыдущем
задании, будете выделять слова с интересующей нас орфограммой, объяснять её.
4)
Реализация.
Распоряжения
учителя, организующие работу класса.
Знакомство
с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной
лабораторной работы).
Инструкция.
1.
Изучите учебный материал §26 стр. 87.
Начните
заполнять таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в
нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.
Согласные и гласные не изменяются |
Приставка С — |
Приставки на З – и С — |
Раз -/ рас- Роз -/ рос- |
Про- / пра- |
При- / пре — |
На согласные |
На З — |
Раз -/ рас- |
|||
На гласные |
На С — |
Роз -/ рос- |
|||
прискорбный |
Далее
работа выполняется по вариантам I,
II.
2.
Выполните
упражнение № 139, графически объяснив орфограмму(I
вариант – 1 строка, II вариант – 2
строка).
3.
Выполните упражнения № 140 :
I
вариант – 1, 2 строчки; I I
вариант – 3,4 строчки.
4.
Из упражнения № 141 выпишите слова с
приставками на З -/ С-, объяснив орфограмму: I
вариант — стр. 88; I I
вариант — стр. 89.
(В
случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём).
5.
Изучите учебный материал §27 стр. 89-90.
Занесите в таблицу сведения.
6.
Вставьте пропущенные буквы в слова,
объяснив орфограмму.
Пр_увеличить
( ), пр_небрегать ( ), пр_зирать трусость ( ),
пр_зирать сирот ( ), пр_шедший ( ), пр_данья старины
( ), пр_сяга ( ), пр_двинуть ( ), пр_ручить
( ), пр_ступник ( ), непр_одолимое ( ) пр_пятствие
( ), пр_звание ( ).
5. Рефлексия.
Выполнение
тестового задания в формате ЕГЭ.
1. В
каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)
Пр_родители, пр_медление, ра_слать
2)
И_чезнуть, во_горание, не_гораемый
3)
Об_ём, ад_ютант, кон_ячный
4)
Пр_морский, пр_украсить, пр_лагательное
2. В
каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)
Пр_вычный, пр_успеть, пр_вет
2)
Во_стание, ра_сказчик, по_говорчивее
3)
Об_рачиваться, прип_дниматься, нез_медлительно
4)
Из_сканно, раз_грывать,
сверх_ндустриальный
3. Укажите
слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.
А)
_бить Б) _дача В) _дешний Г) _дание
1)
А, Б 2) А,Б,В 3) В, Г, 4) Б, В
4. Укажите
слово с приставкой ПРЕ-.
1)
пр_скорбный 2) пр_словутый 3) пр_зидент 4) Пр_морье
5. В каком
слове (словах) пропущена буква Т?
А) о_дать
Б) по_твердить В) на_пись Г) о_гадывать
1) А,
Б 2) Б,В 3) В, Г 4) А,Г
Самопроверка по
ключу.
Ответы: 1) 4;
2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 4
6. Итог
урока. Домашнее задание: §28 конспект, упр. 148.
Приложение 1.
Лабораторная работа № 2. Вариант __.
Учени__
10 класса ___________________________________________
Инструкция.
1. Изучите
учебный материал §26 стр. 87.
Начните
заполнять таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в
нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.
Согласные |
Приставка |
Приставки на З |
Раз -/ Роз -/ |
Про- / |
При- / |
На |
На З — |
Раз -/ |
|||
На |
На С — |
Роз -/ |
|||
прискорбный |
Далее
работа выполняется по вариантам I,
II.
2. Выполните
упражнение № 139, графически объяснив орфограмму(I
вариант – 1 строка, II вариант – 2
строка).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выполните
упражнения № 140 :
I
вариант – 1, 2 строчки; I I
вариант – 3,4 строчки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Из
упражнения № 141 выпишите слова с приставками на З -/ С-, объяснив
орфограмму: I вариант
— стр. 88; I I
вариант — стр. 89.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Изучите
учебный материал §27 стр. 89-90. Занесите в таблицу сведения.
Вставьте
пропущенные буквы в слова, объяснив орфограмму. (В случае затруднения
пользуйтесь орфографическим словарём).
Пр_увеличить
( ), пр_небрегать ( ), пр_зирать трусость ( ),
пр_зирать сирот ( ), пр_шедший ( ), пр_данья старины
( ), пр_сяга ( ), пр_двинуть ( ), пр_ручить
( ), пр_ступник ( ), непр_одолимое ( )
пр_пятствие ( ), пр_звание ( ).
6. Контрольный
тест
1. В
каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
5) Пр_родители,
пр_медление, ра_слать
6) И_чезнуть,
во_горание, не_гораемый
7) Об_ём,
ад_ютант, кон_ячный
Пр_морский,
пр_украсить, пр_лагательное
2. В
каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Пр_вычный,
пр_успеть, пр_вет
2) Во_стание,
ра_сказчик, по_говорчивее
3) Об_рачиваться,
прип_дниматься, нез_медлительно
4) Из_сканно,
раз_грывать, сверх_ндустриальный
3. Укажите
слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.
А) _бить Б)
_дача В) _дешний Г) _дание
1) А, Б 2) А, Б, В
3) В, Г, 4) Б, В
4. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
1) пр_скорбный 2) пр_словутый 3) пр_зидент 4) Пр_морье
5. В каком
слове (словах) пропущена буква Т?
А) о_дать Б)
по_твердить В) на_пись Г) о_гадывать
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
Приложение 2. Матрица для проверки
лабораторной работы.
2. Упр.
139
I вар.: рАссказать
–рОсказни, рАзыграть – рОзыгрыш, рАзвалить – рОзвальни.
II вар.: рАссыпать –
рОссыпь, рАсписать – рОспись, рАспустить – рОспуск.
3. Упр.
140.
I вар.: прАвнук,
прАславянский, прОмочить, прОкатить, прОехать, прАпрАдед, прОписка, прОём,
прАродина, прОзвище, прОкол.
II вар.: прАродитель,
прАистория, прОобраз, прОрыв, прАотцовский, прОзелень, прОлёт, прОлог, прОседь,
прАязык.
4. Упр.141.
I вар.: раСставание,
раСставили, раСсадили, раСклеили, раСпаяли, раЗвели, раСпяв.
II вар.: раСсо/рили,
раСсори/ли, раСслоили, раСселили, раСстроили, раСсовали, раЗбили.
5. ПрЕувеличить
(=очень ), пр_небрегать (= пере-), прЕзирать трусость ( запомн.), прИзирать
сирот ( в интер.), прИшедший (приближ.), прЕданья старины ( = пере-), прИсяга (
запомн.), прИдвинуть ( приближ.), прИручить ( присоед.), прЕступник ( =
пере-), непрЕодолимое ( = пере-) прЕпятствие (запомн.), прИзвание
( присоед.).
Используемая
литература
1. Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений (изд. 9-е) — М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2012.-448 с.
2. Гольцова
Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд.5-е).-
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 304 с.
3. Пучкова
Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания – М.:»Экзамен», 2010. –
125 с.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»
Верхнетоемского района Архангельской области
Лабораторная работа №2
по русскому языку в 10 классе
«Правописание гласных и согласных в приставках»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Редчук Ольга Алексеевна
п.Авнюгский
2013г.
Цели урока:
образовательные:
повторение и закрепление знаний по теме «Правописание приставок», умения опознавать по изученным признакам орфограммы;
развивающие:
развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом,
совершенствовать способы умственной деятельности ( анализ языковых явлений, сравнение и сопоставление, опознавание орфограммы по изученным признакам, поиск примера, соответствующего условию); совершенствование орфографических умений учащихся;
воспитательные:
воспитание самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения, рационального расходования рабочего времени.
Оборудование:
- Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.;
- Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка Б.Т.Панов, А.В. Текучёв.- М.: «Просвещение», 1987.- 288 с.;
- рабочие тетради;
4) раздаточный материал (технологическая карта — инструкция) по количеству учащихся,
5) матрица проверки оформления результатов лабораторной работы.
Этапы работы
- Организационный.
Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.
- Проверка домашнего задания (Упр. 125).
Словарный диктант.
Искусный, искусственный, колоссальный, колосистый, абонемент, абонент, эффектный, эффективный, неизмеримый, несоизмеримый, эмигрант, иммигрант, иллюзия, аллюзия, гамма, драма, пьеса, программный, иллюстрация, интеллигенция, интеллект, режиссёр, продюсер, яства, явственно, считать, рассчитывать, шествие, шефствовать, галерея, гостиница.
- Вызов.
В 5-6 классах и на занятиях элективного курса в 9 классе мы знакомились с орфограммами «Правописание приставок». Какие правила написания вы помните? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к этим орфограммам.
Традиционный принцип русской орфографии гласит: «Приставки З — в русском языке нет.» Обратимся к историческому комментарию (см. стр. 87 учебника).
В ходе лабораторной работы вы вспомните условия выбора гласных / согласных в приставках, узнаете новые виды написаний с подобными орфограммами. Так же, как в предыдущем задании, будете выделять слова с интересующей нас орфограммой, объяснять её.
- Реализация.
Распоряжения учителя, организующие работу класса.
Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).
Инструкция.
- Изучите учебный материал §26 стр. 87.
Начните заполнять таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.
Согласные и гласные не изменяются |
Приставка С — |
Приставки на З – и С — |
Раз -/ рас- Роз -/ рос- |
Про- / пра- |
При- / пре — |
На согласные |
На З — |
Раз -/ рас- |
|||
На гласные |
На С — |
Роз -/ рос- |
|||
прискорбный |
Далее работа выполняется по вариантам I, II.
- Выполните упражнение № 139, графически объяснив орфограмму(I вариант – 1 строка, II вариант – 2 строка).
- Выполните упражнения № 140 :
I вариант – 1, 2 строчки; I I вариант – 3,4 строчки.
- Из упражнения № 141 выпишите слова с приставками на З -/ С-, объяснив орфограмму: I вариант — стр. 88; I I вариант — стр. 89.
(В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём).
- Изучите учебный материал §27 стр. 89-90. Занесите в таблицу сведения.
- Вставьте пропущенные буквы в слова, объяснив орфограмму.
Пр_увеличить ( ), пр_небрегать ( ), пр_зирать трусость ( ), пр_зирать сирот ( ), пр_шедший ( ), пр_данья старины ( ), пр_сяга ( ), пр_двинуть ( ), пр_ручить ( ), пр_ступник ( ), непр_одолимое ( ) пр_пятствие ( ), пр_звание ( ).
5. Рефлексия.
Выполнение тестового задания в формате ЕГЭ.
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр_родители, пр_медление, ра_слать
- И_чезнуть, во_горание, не_гораемый
- Об_ём, ад_ютант, кон_ячный
- Пр_морский, пр_украсить, пр_лагательное
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр_вычный, пр_успеть, пр_вет
- Во_стание, ра_сказчик, по_говорчивее
- Об_рачиваться, прип_дниматься, нез_медлительно
- Из_сканно, раз_грывать, сверх_ндустриальный
- Укажите слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.
А) _бить Б) _дача В) _дешний Г) _дание
1) А, Б 2) А,Б,В 3) В, Г, 4) Б, В
4. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
1) пр_скорбный 2) пр_словутый 3) пр_зидент 4) Пр_морье
- В каком слове (словах) пропущена буква Т?
А) о_дать Б) по_твердить В) на_пись Г) о_гадывать
1) А, Б 2) Б,В 3) В, Г 4) А,Г
Самопроверка по ключу.
Ответы: 1) 4; 2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 4
- Итог урока. Домашнее задание: §28 конспект, упр. 148.
Приложение 1.
Лабораторная работа № 2. Вариант __.
Учени__ 10 класса ___________________________________________
Инструкция.
- Изучите учебный материал §26 стр. 87.
Начните заполнять таблицу правописания приставок примерами, объясняющими орфограмму, в нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить.
Согласные и гласные не изменяются |
Приставка С — |
Приставки на З – и С — |
Раз -/ рас- Роз -/ рос- |
Про- / пра- |
При- / пре — |
На согласные |
На З — |
Раз -/ рас- |
|||
На гласные |
На С — |
Роз -/ рос- |
|||
прискорбный |
Далее работа выполняется по вариантам I, II.
- Выполните упражнение № 139, графически объяснив орфограмму(I вариант – 1 строка, II вариант – 2 строка).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выполните упражнения № 140 :
I вариант – 1, 2 строчки; I I вариант – 3,4 строчки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из упражнения № 141 выпишите слова с приставками на З -/ С-, объяснив орфограмму: I вариант — стр. 88; I I вариант — стр. 89.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изучите учебный материал §27 стр. 89-90. Занесите в таблицу сведения.
Вставьте пропущенные буквы в слова, объяснив орфограмму. (В случае затруднения пользуйтесь орфографическим словарём).
Пр_увеличить ( ), пр_небрегать ( ), пр_зирать трусость ( ), пр_зирать сирот ( ), пр_шедший ( ), пр_данья старины ( ), пр_сяга ( ), пр_двинуть ( ), пр_ручить ( ), пр_ступник ( ), непр_одолимое ( ) пр_пятствие ( ), пр_звание ( ).
- Контрольный тест
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр_родители, пр_медление, ра_слать
- И_чезнуть, во_горание, не_гораемый
- Об_ём, ад_ютант, кон_ячный
- Пр_морский, пр_украсить, пр_лагательное
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- Пр_вычный, пр_успеть, пр_вет
- Во_стание, ра_сказчик, по_говорчивее
- Об_рачиваться, прип_дниматься, нез_медлительно
- Из_сканно, раз_грывать, сверх_ндустриальный
- Укажите слово (слова) с приставкой С-. Выберите правильный ответ.
А) _бить Б) _дача В) _дешний Г) _дание
1) А, Б 2) А, Б, В 3) В, Г, 4) Б, В
4. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
1) пр_скорбный 2) пр_словутый 3) пр_зидент 4) Пр_морье
5. В каком слове (словах) пропущена буква Т?
А) о_дать Б) по_твердить В) на_пись Г) о_гадывать
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
Приложение 2. Матрица для проверки лабораторной работы.
- Упр. 139
I вар.: рАссказать –рОсказни, рАзыграть – рОзыгрыш, рАзвалить – рОзвальни.
II вар.: рАссыпать – рОссыпь, рАсписать – рОспись, рАспустить – рОспуск.
- Упр. 140.
I вар.: прАвнук, прАславянский, прОмочить, прОкатить, прОехать, прАпрАдед, прОписка, прОём, прАродина, прОзвище, прОкол.
II вар.: прАродитель, прАистория, прОобраз, прОрыв, прАотцовский, прОзелень, прОлёт, прОлог, прОседь, прАязык.
- Упр.141.
I вар.: раСставание, раСставили, раСсадили, раСклеили, раСпаяли, раЗвели, раСпяв.
II вар.: раСсо/рили, раСсори/ли, раСслоили, раСселили, раСстроили, раСсовали, раЗбили.
- ПрЕувеличить (=очень ), пр_небрегать (= пере-), прЕзирать трусость ( запомн.), прИзирать сирот ( в интер.), прИшедший (приближ.), прЕданья старины ( = пере-), прИсяга ( запомн.), прИдвинуть ( приближ.), прИручить ( присоед.), прЕступник ( = пере-), непрЕодолимое ( = пере-) прЕпятствие (запомн.), прИзвание ( присоед.).
Используемая литература
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е) — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд.5-е).- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 304 с.
- Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания – М.:»Экзамен», 2010. – 125 с.
Огорелышева Наталья Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новокарьгинская СОШ»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Класс: 10
Тема урока: «Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня».
Тип урока: обобщающий
Цели:
— развивающие: развивать умение правильно писать приставки в словах;
— образовательные: показать особенности правописания приставок в русском языке; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки;
— воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе.
Приемы обучения фронтальный и индивидуальный опрос, чтение учебного материала, выполнение упражнений.
Методы: репродуктивный, эвристический.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами будем повторять правописание приставок. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:
-
Устная работа с эпиграфом к уроку (слайд 1):
«Совершенно ясно, что если все будут писать
по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»
Академик Лев Владимирович Щерба
(приблизительные ответы учеников: чтобы понимать друг друга, людям необходимо знать правила правописания)
-
Орфоэпическая «минутка».
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд
1. В каком слове ударение падает на второй слог (слайд 2):
1) статуя 2) каталог 3) августовский 4) пуловер
2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения (слайд 4):
1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук (слайд 6):
1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ
Мы с вами повторили правильную постановку ударений в словах. Не забывайте правила, так в ЕГЭ есть задание на орфоэпию.
-
Повторение правописания гласных и согласных в приставках.
Учитель: В правописании приставок встречаются трудности. Давайте вспомним правила, которые помогут вам безошибочно определить как пишутся те или иные приставки. Как узнать, какую гласную или согласную букву использовать в приставках в-, до-, на- и т.д.? (Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание (морфологический принцип))
-
Повторение правописания приставок, заканчивающихся на з-с.
Учитель: А теперь давайте вспомним, как пишутся приставки без— — бес-, воз— — вос-, из— — ис-, низ— — нис-, раз— — рас-, через— — черес-? (Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными, через с перед глухими согласными. Исключения: 1) иноязычная приставка дис— всегда пишется одинаково — с буквой с: дисбаланс, дисгармония; 2) слова с первым корнем близ всегда пишутся одинаково — с буквой з: близстоящий. Приставка с- всегда пишется одинаково: приставки з- в русском языке нет: сделать, сговор. У слов типа несговорчивый, несдержанный две приставки: не- и с-. В таких словах приставка с- пишется так же, как и во всех остальных случаях. Слова здоровье, здание, здесь пишутся с буквой з. В этих словах буква з не приставка, а часть корня)
Учитель: А сейчас попробуйте выполнить упражнение (у доски), вставляя вместо пропусков нужные буквы (слайд
Беспробудный, воскликнуть, истыкать, раскосый, безвыездный, ниспадать, беспорядок, всколыхнуть, беззаконный, безлесье, взбесить, здравствуй, сжать, бесстрашный, расклеивать, бездарный, здание, безжалостный, бездомный, бескрайний, бездеятельный, беззвучный, бесконечный, бессердечный, бесславный.
-
Работа с текстом стихотворения М.И. Цветаевой.
Учитель: Прочитайте стихотворение (слайд 10) и выпишите все слова с приставками, заканчивающимися на з-,с-.
Б.Пастернаку
«Расстояние: версты, мили…
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассОрили — рассорИли,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт! «
Марина Цветаева
24 марта 1925 г.
-
Повторение правописания приставок раз- (рас-) и роз- (рос-).
Учитель: Скажите, пожалуйста, как пишутся приставки раз- (рас-) и роз- (рос-)? (В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а: россказни — рассказать)
Выполним упражнение (слайд 12).
Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.
Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; распустить (на каникулы) – роспуск.
-
Повторение правописания приставок пра- и про-.
Учитель: Как в русском языке пишутся приставки пра-, про-? (В приставках пра- и про- гласные о, а пишутся в зависимости от значения слова. Приставка про- многозначна и встречается часто: провести, прокормить, произнести. Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т.д.: прабабушка, праславянский, праязык)
Выполняем упражнение 129 в ваших учебниках (устно по цепочке), объясняя правописание приставок.
Правнук, праславянский, промочить, прокатить, проехать, прапрадед, прописка, прием, прародина, прозвище, прокол, прародитель, праистория, прообраз, прорыв, праотцовский, пролет, пролог, проседь, праязык.
-
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, по какому принципу пишутся гласные и согласные в приставках в-,до-, по- и т.д.? (Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание (морфологический принцип))
Учитель: А как пишутся приставки без— — бес-, воз— — вос-, из— — ис-, низ— — нис-, раз— — рас-, через— — черес-? (Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными, через с перед глухими согласными)
Учитель: Вспомните, как пишутся приставки раз- (рас-) и роз- (рос-)? (В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а: россказни — рассказать)
Учитель: Правописание каких еще приставок мы повторили на сегодняшнем уроке? (Правописание приставок пра- и про-)
Учитель: Как в русском языке пишутся приставки пра-, про-? (В приставках пра- и про- гласные о, а пишутся в зависимости от значения слова. Приставка про- многозначна и встречается часто: провести, прокормить, произнести. Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т.д.: прабабушка, праславянский, праязык)
Учитель: Все вы сегодня хорошо поработали (выставление оценок).
-
Домашнее задание.
На каждое правило, которые мы сегодня повторили, написать по пять примеров.