Представление прокурора как акт прокурорского реагирования структура содержание реквизиты

Представление прокурора

Новейшие подходы, видоизменяющие уголовно процессуальное законодательство, привели к тому, что возникло несоответствие сформировавшегося в науке классического понятия представления в качестве акта прокурорского реагирования представлению, установленному в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации. Появилась необходимость в том, чтобы его осмыслить с научной точки зрения и привести в соответствие с действующими уголовно процессуальным законами.

Понятие прокурорского представления

В связи с последними изменениями в законодательстве Российской Федерации появилась необходимость разделить представления прокурора на 2 вида:

  1. надзорные – прокурор вносит их в порядке осуществления собственной надзорной функции;
  2. ненадзорные – представления, которые прокурор вносит в процессе осуществления деятельности, не имеющей отношение к надзору.
Определение 1

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора представляет собой официальный акт прокурора или же его заместителя, предметом которого является совокупность нарушений законодательства, адресованный к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательно рассмотреть и принять в определенный срок меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий, которые способствуют им, и привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности виновного лица и сообщить об итогах рассмотрения и принятых мерах прокурору в форме письма.

Итак, для надзорного представления прокурора характерен признак комплексности, проявляющийся в том, что, прежде всего, этот акт обычно привносится не на 1 единичное выявленное правовое нарушение, не на 1 отдельно взятый незаконный нормативно-правовой акт, а на несколько актов, группу правовых нарушений законодательства. Значит, предмет представлений – это совокупность нарушений законов.

Кроме того, в надзорном представлении излагают не только конкретные факты правовых нарушений, но и причины с условиями, способствующими совершению этих правовых нарушений, и приводятся требования для принятия конкретных мер, направленных на их устранение.

Определение 2

Представление является единственным актом прокурорского реагирования, где прокурор имеет право поставить вопрос по поводу привлечения виновных лиц к дисциплинарной/материальной ответственности.

Комплексность как особенная черта представления прокурора, вносимого в порядке выполнения прокурорского надзора, состоит в целевом назначении этого акта реагирования. Его цель – разработка системы мер, осуществление которых должно улучшить состояние законности на поднадзорном объекте.

Структура представления прокурора

Представление в порядке выполнения прокурорского надзора включает 4 части:

  1. вводная. Здесь указывают адресата, к которому обращается прокурор, его полное, а также официальное название;
  2. описательная, в которой описывают факты нарушения законодательства. В этой части предоставляется характеристика состояния законности на поднадзорном объекте, конкретном региональном либо районном участке. Начинают данную часть с указания информационного источника, из-за которого началась проверка прокурора, потом излагается число правовых нарушений, степень их тяжести, степень причиненного ущерба, предоставляется динамика правовых нарушений. Такое подробное изложение информации нужно для того, чтобы оказать психологического воздействие на лицо либо орган, в адрес которого вносится представление;
  3. мотивировочная. Здесь представляется анализ причин с условиями, способствующими совершению правовых нарушений. Всякая причина указывается отдельно и также по отдельности обосновывается юридически и фактически. Нарушенные законы делятся на 2 группы: основные (факты правонарушений) и примыкающие к ним (причины с условиями, способствующими совершению основного правонарушения);
  4. заключительная.

Заключительная часть состоит из 3-х компонентов:

  1. требовательный – содержит требования прокурора касаемо принятия мер по устранению нарушений законодательства;
  2. карательный – содержит указание на привлечение виновного лица к предусмотренной законодательством ответственности;
  3. распорядительный – содержит указание безотлагательно рассмотреть представление, принять в месячный срок меры по устранению и предупреждению правовых нарушений и указывает на обязательность письменного сообщения прокурору об итогах принятых мер.

В завершении представления указывается дата вынесения, наименование прокурора, его ФИО, классный чин и заверяется его подписью.

Замечание 1

Представление могут направить любому компетентному субъекту, которое способно устранить выявленные нарушения законодательства (вышестоящему либо другому контролирующему органу). В этом заключается отличие надзорного представления от протеста, который направляется лишь лицу, издавшему незаконный нормативно-правовой акт.

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:

  • надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.

  1. Требование прокурора по уголовному делу это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций.

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

  1. Представление прокурора. Порядок внесения прокурором представления регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.

Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:

  1. Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
  2. Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.

Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
    по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
    иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
    проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
    освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
    протест прокурора;
    представление прокурора;
    постановление прокурора;
    предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
    в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
    в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
    в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
    приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
    далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
    приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
    в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
    приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
    в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Протест представляет
собой

официальное возражение прокурора,
вынесенное от имени государства,
обращенное к органам государственной
власти, управлениям, коммерческим и
некоммерческим структурам, должностным
и приравненным к ним лицам, суду, по поводу
принятия незаконных правовых актов
об их отмене или изменении.

В
зависимости от функциональной
принадлежности различают протест:


применяемый в порядке осуществления
надзорной функции прокуратуры:


приносимый на судебное решение по делу
об административном правонарушении.

Протест
применяемый в порядке осуществления
надзорной функции преследует две цели:


устранение нарушения закона в незаконном
правовом акте и их последствий;


восстановление нарушенных прав
поднадзорных субъектов.

Структура
протеста, состоит из четырех частей:

-вступительной —
содержит сведения об адресате,
наименовании акта и предмете
опротестования;

-описательной —
излагается описание содержания
незаконного правового акта либо его
части;

-мотивировочной.
Это главная часть протеста, в которой
прокурор убеждает адресата в необходимости
отмены или изменения незаконного
правового акта, указывает нормы
нарушенного закона;

-резолютивной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
есть связующее звено, в котором содержится
указание на изложенное и норму
права, предусматривающую полномочия
прокурора на принесение протеста
(ст. 23 и п.3 ст. 36 закона о прокуратуре
РФ).

Резолютивная
часть протеста приносимого в порядке
осуществления надзорной функции
прокурора начинается со слов
«требую»

и состоит из требовательного
и распорядительного компонентов.

Требовательный
компонент, включает в себя:


во-первых
,
указание прокурора об отмене
или изменении незаконного правового
акта;


во-вторых
,
требование о восстановлении нарушенных
прав и охраняемых законом интересов
граждан;


в-третьих
,
устранения последствий незаконного
правового акта.

Распорядительный компонент
содержит указание прокурора
об обязательности рассмотрения
протеста в предусмотренный законом
10-дневный срок
,
и незамедлительном сообщении прокурору
о принятых мерах. В случае, когда
протест направляется коллективному
органу, прокурор требует о сообщении
ему времени рассмотрения протеста, для
решения вопроса и принятии личного
участия в заседании органа,
рассматривающего протест.

Протест
приносимый на незаконный судебный акт

вынесенный по административному делу
представляет собой официальное возражение
прокурора, вынесенное от имени государства,
обращенное к суду по поводу принятия
незаконного судебного акта об его отмене
или изменении.

Протест
приносимый прокурором на судебный акт
по делу об административном правонарушении
(п.3 ст.36 закона о прокуратуре РФ) преследует
цель отменить или изменить незаконное
постановление судьи по делу об
административном правонарушении, он
является ненадзорным актом прокурорского
реагирования
,
что обусловлено независимостью судов.

Структура
ненадзорного протеста прокурора и
состоит из следующих частей:

-вступительной,
содержащий сведения о суде, в который
направляется представление, наименовании
судебного акта и предмете опротестования;

-описательной,
излагается описание содержания
незаконного судебного акта либо его
части;

-мотивировочной,
в которой прокурор убеждает суд в
необходимости отмены или изменения
незаконного судебного акта, указывает
нормы нарушенного закона;

-заключительной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения. Она
начинается со слова «предлагаю»

и включает в себя предложение прокурора
об отмене или изменении незаконного
судебного акта.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
протеста

есть связующее звено, в котором содержится
указание на изложенное и норму права,
предусматривающую полномочия прокурора
на принесение протеста (соответствующие
нормы КоАП РФ, в которых содержится
право прокурора на принесение протеста).

В
резолютивной части протеста
,
приносимого прокурором на постановление
судьи по делу об административном
правонарушении (п.3 ст.36 Закона о
прокуратуре) прокурор предлагает суду
изменить либо отменить незаконное
решение по административному делу.

Заканчивается
протест

указанием даты его направления,
наименования, классного чина, фамилии
и инициалов и подписью прокурора,
принесшего протест.

Представление
прокурора:

В
соответствии с действующим законодательством
представление
прокурора представляет собой

один из разновидностей актов прокурорского
реагирования на выявленное нарушение
закона, приносимое уполномоченным
должностным лицом органов прокуратуры
в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенное нарушение
закона.

В
зависимости от функциональной
принадлежности представление прокурора
подразделяются на
:


надзорные,
приносимые прокурором в порядке
осуществления своей надзорной функции;


ненадзорные,
приносимые прокурором при осуществлении
деятельности по обеспечению исполнения
закона, но не связанной с осуществлением
надзора.

Представление
в порядке осуществления прокурорского
надзора
 —
это имеющий своим предметом совокупность
нарушений законов надзорный акт
прокурорского реагирования, вынесенный
от имени государства, прокурором либо
его заместителем, адресуемый к компетентным
органам и должностным лицам,
с требованием
его безотлагательного рассмотрения
и принятия в установленный срок
мер по устранению выявленных нарушений
законов, причин и условий, способствующих
им, а также привлечению к установленной
законом ответственности виновных лиц
и сообщения прокурору в письменной
форме о результатах рассмотрения
его требований и  принятых мерах.

Представлению,
применяемому в порядке осуществления
прокурорского надзора свойственен
признак комплексности.

Суть
комплексности состоит в том, что:


данный акт, как правило, приносится
не на одно единичное выявленное
нарушение закона, а на совокупность
нарушений законов (два и более).


в представлении приводятся не только
установленные факты нарушений закона,
но также причины и условия,
способствующие совершению данных
нарушений, и содержатся требования
принять конкретные меры, направленные
на их устранение.


указанное представление является
единственным актом прокурорского
реагирования, в котором прокурор
вправе поставить вопрос
о привлечении виновного лица
к дисциплинарной и материальной
ответственности (последней с согласия
лица).

Следовательно,
комплексность как признак или особенность
представления прокурора, приносимого
в порядке осуществления прокурорского
надзора, заключается в целевом
назначении данного акта реагирования.

Его
целью является

разработка системы мероприятий,
реализация которых должна привести
к улучшению состояния законности
на поднадзорной органам прокуратуры
объекте.

Структура
представления, приносимого в порядке
осуществления прокурорского надзора
состоит из четырех частей:


вводной части,
включающей в себя адресат, к которому
обращается прокурор, его полное
и официальное наименование;


описательной,
в которой описываются факты нарушения
закона, дается характеристика состояния
законности на проверенном объекте.
Описательная часть данного представления
начинается с указания на источник
информации, послуживший основанием
проверки, затем излагаются количество
выявленных нарушений закона, степень
их тяжести, размер причиненного вреда,
дается динамика нарушений закона. Такое
подробное изложение оказывает позитивное
психологическое воздействие на должностное
лицо или орган, в адрес которого
внесено представление;


мотивировочной,
в которой анализируются выявленные
прокурором причины и условия,
способствующие совершению нарушений
закона. При этом, каждая причина
указывается и обосновывается отдельно
с приведением конкретных установленных
фактов и юридической квалификации
деяния.
Все нарушенные законы подразделяются
на основные и примыкающие к ним.

Основные — сами нарушения закона
(факты выявленных нарушений), примыкающие —
причины и условия, способствующие
совершению основного нарушения закона;


заключительной части,
состоящей из трех компонентов:
требовательного, —
содержащего требования прокурора
о принятии мер по устранении
нарушений закона; карательного —
содержащего указание на привлечение
виновных лиц к предусмотренной
законом ответственности; распорядительного —
содержащего указание на безотлагательное
рассмотрение представления, необходимость
принятия в месячный срок мер
по устранению и предупреждению
нарушений закона и указание
на обязательность письменного
сообщения прокурору о результатах
принятых мер.

Завершается
представление

указанием даты его вынесения, наименования
прокурора, его фамилии и инициалов,
классного чина и подтверждается его
подписью.

Представление
может быть направлено любому компетентному
органу или должностному лицу
,
(вышестоящему или контролирующему
органу) способному устранить выявленные
в ходе проверки нарушения закона.

В
этом отличие представления прокурора,
приносимого в порядке осуществления
прокурорского надзора, от протеста
прокурора, который направляется только
лицу, издавшему незаконный акт.

Ненадзорное
представление прокурора:

Содержание
данного акта прокурорского реагирования
существенно отличается от представления
прокурора, применяемого в порядке
осуществления прокурорского надзора.
Цель
и содержание ненадзорного представления
,
применяемого прокурорами участвующими
в рассмотрении судами дел урегулированы
действующим процессуальным
законодательством, обуславливающим
его виды, сроки и порядок применения.

Ненадзорные
представления прокурора определяются
как

приносимые в суд официальное заявления
прокурора об отмене или изменении
конкретного, незаконного судебного
акта в целом либо в его части.

Положив
в основу разграничения данных актов
прокурорского реагирования судебную
инстанцию и наименование судебного
акта, на который приносятся ненадзорные
(судебные) представления, выделяют
следующие виды
ненадзорных представлений:

— апелляционные;

— кассационные;

— надзорные;

— частные.

Структура
ненадзорного представления аналогична
протесту прокурора и состоит из следующих
частей:

-вступительной
— содержащий сведения о суде, в который
направляется представление, наименовании
судебного акта и предмете обжалования;

-описательной
— излагается описание содержания
незаконного акта либо его части;

-мотивировочной
в которой прокурор убеждает суд в
необходимости отмены или изменения
незаконного судебного акта, указывает
нормы нарушенного закона;

-заключительной,
содержащей логические выводы из всего
предшествующего изложения. Она начинается
со
слова «предлагаю»

и включает в себя предложение прокурора
об отмене или изменении незаконного
судебного акта.

Между
мотивировочной и резолютивной частями
есть связующее звено, в котором содержится
указание на изложенное и норму права,
предусматривающую полномочия прокурора
на принесение представления (соответствующие
процессуальные нормы в которых содержится
право прокурора на принесение
представления).

В
отличие от надзорного, ненадзорные
представления
,
приносимые прокурором на судебные
акты, не имеют признака комплексности,
следовательно, не является комплексным
актом прокурорского реагирования.

Цель
ненадзорного представления

— отмена либо изменение незаконного
правового акта, вынесенного судом.

Различаются
и сроки рассмотрения судом различных
видов указанных представлений. Так, в
соответствии с ст. 389.4 УПК РФ апелляционное
представление должно быть подано
в 10-дневный срок
со
дня постановления приговора или иного
решения суда
.
В соответствии со ст. 389.10 УПК РФ
рассмотрение уголовного дела в
апелляционном порядке должно быть
начато в районном суде не позднее 15
суток, в верховном суде республики,
краевом или областном суде, суде города
федерального значения, суде автономной
области, автономного округа, окружном
(флотском) военном суде – не позднее 30
суток и в Верховном суде Российской
Федерации – не позднее 45 суток со дня
поступления его в суд апелляционной
инстанции. Кассационное
представление и надзорные преставления
рассматривается в соответствии со
ст.ст.401.2, 409.9 и 412.2, 412.6 УПК РФ.

Соседние файлы в предмете Прокурорский надзор

  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии