Анализ правил оформления всех реквизитов приказа, которые заложены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендациях по его применению: с подсказками, какие их предписания выполнять не стоит и почему, что появилось нового, а что можно продолжать делать «по старинке».
Дали минимально необходимую классификацию приказов – как их разделять на документопотоки, чтобы обеспечить правильную регистрацию.
Объяснили, какие шрифты теперь нужно использовать и где их взять, с каким межстрочным интервалом печатать приказы. Показали возможный состав метаданных.
Продолжаем изучать Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 7.0.97-20161, в которых закрепляются и правила оформления реквизитов организационно-распорядительных документов, и требования к их тексту. Особенности оформления реквизитов распорядительных документов (в т.ч. приказов) отражены буквально в каждом разделе Методических рекомендаций, а правила формулирования их текстов изложены в отдельном пункте 5.5. Но эти особенности проработаны в Методических рекомендациях для приказов, издаваемых по основной и административно-организационной деятельности.
Формуляр и особенности текстов приказов по личному составу Методические рекомендации не рассматривают и не делают никаких ссылок, очевидно, отдавая эти проблемы «на откуп» утвержденному Госкомстатом России в 2004 г. альбому форм первичной учетной документации (подсистема «Учет труда», формы документов с индексом «Т»), несмотря на то что ГОСТ Р 7.0.97-2016 распространяется на весь класс организационно-распорядительных документов 0200000, включенных в ОКУД (ОК 011-93).
В практике документирования до настоящего времени используется в качестве основного определение приказа как вида документа, закрепленное еще в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.
В этом определении отражены основные особенности приказа:
- его имеет право издавать только первый руководитель организации (единоличный исполнительный орган, обычно именуемый генеральным директором).
А если право издания приказов предоставляется (делегируется) заместителям или руководителям структурных подразделений (территориально обособленных филиалов, цехов), то в соответствующем приказе о делегировании (или в доверенности руководителю филиала) устанавливается конкретный перечень вопросов, ситуаций, а также разновидности приказов, право подписания которых предоставляется этим лицам; - приказы обеспечивают прежде всего важнейшие управленческие функции, которые находятся в зоне ответственности первого руководителя2;
- в приказе отражается принцип единоначалия (единоличного принятия решений), которому в тексте документа соответствует термин делового стиля «ПРИКАЗЫВАЮ:».
Приказы должны строго соответствовать действующему законодательству и учредительным документам организации.
Напомним вам о классификации приказов. Они должны быть разделены на первом этапе (самом верхнем уровне) на документопотоки с учетом значимости управленческих решений (вопросов деятельности) и сроков хранения (что предусматривает концепция управления документами). Их общепринятая классификация показана в Схеме 1.
Схема 1. Классификация приказов
К ней можно добавить, что приказы собственно по основной деятельности и по административно-хозяйственным вопросам подразделяются также:
- на инициативные, которые издаются в рамках зон ответственности первого руководителя и уполномоченных им должностных лиц, и
- изданные во исполнение прямых требований действующего законодательства, нормативных правовых актов, документов вышестоящих органов, контролеров и регуляторов.
Приказы по основной деятельности (и административно-хозяйственным вопросам) практически идентичны по составу реквизитов и структуре текста. Очевидно, поэтому Методические рекомендации обобщенно рассматривают требования к их оформлению, лишь изредка конкретизируя особенности изложения текстов.
Типовой формуляр приказа
Приказ может оформляться:
- на общем бланке организации,
- специально разработанном бланке приказа (в т.ч. должностного лица) или
- на листе бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.
При этом реквизиты бланка могут быть расположены следующими способами:
- угловым или продольным (сравните Примеры 2 и 3) и
- центрованным (Пример 3) или флаговым (в этом случае все реквизиты бланка печатаются сразу от границы левого поля).
Правда, совместные приказы всегда оформляются на чистых листах бумаги с продольным расположением реквизитов.
Если приказы издаются в организации чаще 200 раз в год, то экономически целесообразно разработать и применять специальный бланк приказа, изготовленный в бумажной форме типографским способом или электронную модель бланка (раздел 6 Методических рекомендаций), на основе которой проектируются формы (модели бланков) для просмотра и печати. Бланки проектируются с учетом пореквизитного анализа приказа.
Пример 1. Продольное расположение реквизитов заголовочной части приказа
Пример 2. Продольное расположение реквизитов заголовочной части приказа
Пример 3. Угловое центрированное расположение реквизитов заголовочной части приказа
В типовой формуляр приказа входят следующие реквизиты.
1. Наименование организации – автора документа с указанием ее организационно-правовой формы в соответствии с уставом или положением о ней. Сокращенное наименование, также закрепленное в уставе, является факультативным.
Факультативными являются также изображения:
- Государственного герба РФ и гербов субъектов РФ, использование которых регламентируется соответствующими федеральным конституционным законом и законами субъектов РФ, а также положениями об органах управления и уставами муниципальных образований;
- эмблемы или товарного знака.
«Фирменный» стиль организации, элементом которого являются бланки документов, утверждается приказом первого руководителя.
2. Наименование структурного подразделения – автора документа указывается строкой ниже наименования организации в бланках приказов филиалов, отделений и представительств, если их руководителям первый руководитель организации делегировал право издания приказов (это факультативный реквизит).
3. Наименование должности лица – автора документа оформляется через 1 пустую строку ниже наименования организации и только в бланке приказа должностного лица. Данный вид бланка может быть разработан для тех руководителей, которые уполномочены издавать подобные документы (для первого руководителя и, возможно, для других топ-менеджеров).
4. Название вида документа «ПРИКАЗ» всегда оформляется на отдельной строке прописными буквами. Методические рекомендации допускают его печать вразрядку или без нее (сравните Примеры 1 и 2). При этом практический опыт давно подтвердил, что лучшее оформление – вразрядку центрованным способом (посередине строки) как при продольном, так и при угловом расположении реквизитов.
5. Дата приказа обычно является датой его подписания и вступления в силу. Методические рекомендации одинаково допускают цифровой и буквенно-цифровой способы оформления данного реквизита (10.12.20193 и 10 декабря 2019 г.), но в примерах оформления заголовочной части приказов приводят только буквенно-цифровой вариант.
ГОСТ Р 7.0.97-2016 (в отличие от предшествующего ГОСТ Р 6.30-2003) рекомендует при буквенно-цифровом способе число месяца указывать без нуля в начале, если оно состоит из одной цифры, т.е. «1 октября 2019 г.». Ранее рекомендовалось оформлять «01 октября 2019 г.» для защиты реквизита от фальсификации путем добавления перед единицей другой цифры, преврающей дату в 11, 21 или 31 октября.
Считаем, что конкретный способ должен устанавливаться самой организацией и закрепляться в Инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте4.
6. Регистрационный номер (индекс) присваивается приказам в пределах соответствующих документопотоков. Вот самые распространенные принципы идентификации приказов в пределах документопотоков:
- приказы по основной деятельности могут иметь порядковый номер без добавления буквенного или цифрового индекса (№ 77), а приказам по административно-хозяйственным вопросам и по личному составу он добавляется (№ 77-адм и № 77-лс);
- довольно часто в регистрационном номере отражают номер дела, куда потом будет подшит документ, тогда приказ по основной деятельности может получить индекс № 77/01-08, по административно-хозяйственным вопросам – № 77/01-09, по личному составу со сроком хранения 50 лет – № 77/04-10, а со сроком хранения 5 лет – № 77/04-11.
Возможна и большая детализация документопотоков. Минимально необходимое разделение приказов на документопотоки (в зависимости от регулируемых вопросов и сроков хранения) показано на Схеме 1.
Некоторые организации классифицируют свои приказы только на кадровые и по основной деятельности без учета сроков хранения. Если на этом остановиться и не выделять приказы хотя бы постоянного хранения, 50- летнего и 5-летнего хранения, то потом повышается трудоемкость обработки дел с приказами перед их сдачей в архив и выделением их части к уничтожению либо увеличиваются затраты из-за максимально длительного хранения всех приказов.
7. Место составления или издания приказа, как правило, соответствует месту нахождения исполнительного органа организации, зафиксированному в уставе (в положении о филиале или представительстве). Обозначения и сокращения должны соответствовать установленному административно-территориальному делению и общепринятым сокращениям географических названий. Методические рекомендации по-прежнему подтверждают, что «при указании в качестве места составления (издания) документа городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) слово «город» в сокращенном написании («г.») не указывается. Сокращение «г.» не указывается также для городов, в названии которых содержится слово «город»/«град»: Белгород, Калининград, Новгород и т.п. Сравните Примеры 1 и 2.
8. Заголовок к тексту в приказе в настоящее время является обязательным реквизитом (особенно при применении СЭД). Но в течение некоторого времени он подпадал под правило: если объем текста приказа не превышал 4-5 строк, то заголовок к нему мог не формулироваться. Остальные же правила составления заголовка к тексту приказа соблюдаются даже
с усиленным вниманием – в Методических рекомендациях они сформулированы кратко:
- заголовок должен отвечать на вопрос «о чем?» и состоять из одной фразы;
- многословный заголовок, состоящий из нескольких строк, печатают через один межстрочный интервал;
- в конце заголовка точка не ставится, заголовки не заключаются в кавычки и не подчеркиваются;
- возможно выделение заголовка полужирным шрифтом.
Методические рекомендации допускают в приказах с продольным расположением реквизитов заголовок оформлять над текстом посередине рабочего поля документа (центрировать) – как показано в Примере 2. Эта новая рекомендация обеспечивает оптимальное зрительное восприятие документа.
А в своем ЛНА вы можете к предписаниям Методических рекомендаций об оформлении заголовка к тексту приказа добавить следующие правила:
Пример 4. Правила оформления заголовка к тексту приказа в Инструкции по делопроизводству или ином ЛНА
Заголовок должен кратко и точно отражать цель издания документа (отражать главную мысль текста и контекст, т.е. конкретное решение и управленческую ситуацию, в которой оно принимается).
Сначала составляется текст документа, разрабатывается управленческое решение и только потом к тексту формулируется заголовок.
Заголовок не может быть многословным, максимальный его объем не должен превышать 5 строк5.
Заголовок оформляется от границы левого поля через 1 пустую строку (2 межстрочных интервала) после реквизита «место издания». После заголовка до текста отступ составляет 2 пустые строки (3 межстрочных интервала).
9. Текст. Требования к структуре приказа и некоторым речевым моделям сформулированы в специальном разделе 6 Методических рекомендаций, его мы рассмотрим подробно далее.
10. Подпись должностного лица, в состав которой входит наименование должности, личный росчерк и расшифровка подписи (Пример 5), оформляется на бумажных документах.
Если электронный документ подписан электронной подписью, то отметка о такой транзакции оформляется несколько иначе: личный росчерк отсутствует, зато добавляется дата и время этой операции. Рекомендуем также добавлять в нее название действия («подписал» или «подписано»), рядом с фамилией порой указывают не два инициала, а полностью имя. См. Пример 6. Такой электронной подписью, поддерживаемой СЭД организации, подписываются в основном приказы по административно-хозяйственным вопросам, имеющие срок хранения 5 лет, которые могут в течение этого времени существовать в статусе аутентичного электронного оригинала.
Пример 5. Подпись на бумажном приказе
Пример 6. Отметка об электронной подписи (опыт лучших практик)
Фрагмент документа
Пример отметки об электронной подписи из п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Методические рекомендации приводят пример оформления реквизита 23 «Отметка об электронной подписи», который введен ГОСТ Р 7.0.97-2016. Пункт 4.23 Методических рекомендаций только повторяет то, что сказано в п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016. А тот в свою очередь заимствовал формулировки и образец из совместного приказа Минкомсвязи России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде». Но данные требования разрабатывались и обязательны для МЭДО (система межведомственного электронного документооборота как доверенная среда), а в СЭД организаций визуализация отметки об электронной подписи уже давно оформляется с обозначением транзакции (как в Примере 6), что предусмотрено и п. 41 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477). Но в большинстве СЭД ИТ-компании тем не менее «рисуют» отметку об электронной подписи по ГОСТ 7.0.97-2016 на тех традиционных площадях (местах), где должна оформляться собственноручная подпись должностного лица – между наименованием должности и расшифровкой подписи. Считаем, что до внесения изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые ожидаются в ближайшее время, не следует прямо применять положения п. 4.23 Методических рекомендаций.
11. Проекты приказов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными лицами и подразделениями. Визы оформляются на проекте приказа ниже оформленных частей реквизита «подпись», начиная
с лицевой стороны документа или на отдельном листе согласования. Методические рекомендации установили следующие правила размещения виз на проекте приказа (п. 4.21):
- на последнем листе документа под подписью;
- на обороте последнего листа подлинника документа;
- на листе согласования (визирования), прилагаемом к документу. В организациях, применяющих СЭД, согласование может проводиться в электронной форме, и тогда лист согласования можно распечатать оттуда. В Методических рекомендациях приводится пример традиционного листа согласования, на котором визы собираются «вручную». Причем в этом примере не предусмотрено указание структурного подразделения-инициатора и непосредственного исполнителя, не приведен заголовок к тексту проекта приказа и почему-то сразу обозначены дата и номер приказа, которые фактически на листе согласования оформляются только после подписания приказа руководителем и после регистрации.
Замечания к проекту приказа визирующий может оформить:
- на отдельном листе (как служебную записку или назвав просто «замечания») либо
- в составе самой визы, но кратко сформулировав их суть:
Пример 7. Виза (внутреннее согласование)
Фрагмент документа
Пример из п. 4.21 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Обратите внимание, что в Методических рекомендациях отражен вопрос формирования дел с приказами, если их согласование осуществляется с помощью отдельных от проекта и специально оформляемых документов:
- лист согласования оформляется, если согласующих лиц больше 5–6;
- лист согласования прикрепляется к приказу и вместе с ним подшивается в дело.
Зафиксирован и важный управленческий аспект: «лица, не согласные с предложением, изложенным в документе, не имеют права отказываться от визирования».
Эти правила рекомендуем отразить в Инструкции по делопроизводству или в ином специальном ЛНА.
Наконец, Методические рекомендации, не раскрывая причин включения этой разновидности визы в ГОСТ Р 7.0.97-2016, говорят, что «по усмотрению организации может применяться полистное визирование документа и его приложений – с проставлением визы на обороте каждого листа документа». Подобное парафирование проекта документа давно применяется в практике договорной работы.
Шрифты и отступы между реквизитами
При оформлении приказов и проектировании их бланков необходимо обратить внимание на технику их изготовления. Методические рекомендации описывают шрифты и интервалы:
Фрагмент документа
Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
3.3. Для изготовления документов используются свободно распространяемые шрифты по выбору организации, входящие в стандартный пакет офисного программного обеспечения.
Размер шрифта – № 12-14.
При составлении таблиц допускается использование шрифтов меньших размеров (до № 10, 11).
В Инструкции по делопроизводству рекомендуется установить единую гарнитуру шрифта для всех организационно-распорядительных документов.
3.4 Таблицы и графики могут располагаться на листе бумаги с использованием альбомной ориентации страницы.
3.5. Абзацный отступ текста документа – 1,25 см.
Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или центрируются по ширине текста.
3.6. Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов могут отделяться дополнительным интервалом.
Длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см.
Длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см.
Строки реквизитов выравниваются по левой границе зоны расположения реквизита или центрируются относительно самой длинной строки.
Мнение эксперта
Наталия Лобанова, главный редактор журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии»
Упоминания конкретных шрифтов (привычных большинству Times New Roman «с засечками» и «рубленного» Arial) в Методических рекомендациях нет. И это не случайно:
- разработчик этих шрифтов компания Monotype Imaging дозволяет их использовать в программных продуктах в некоммерческих целях, а также на компьютерах с лицензией Windows в любом качестве;
- на сайтах по продаже шрифтов, в т.ч. на сайте https://fonts.google.com, эти шрифты продаются – имеют цену;
- после введения санкций против России компания Monotype запретила использование своих шрифтов для передачи данных электронным способом с компьютера на компьютер, правда, не совсем понятно – только для госструктур или для всей страны в целом.
Глядя на этот «букет» в России были спешно разработаны отечественные свободно распространяемые шрифты. «PT Astra Serif и PT Astra Sans… по словам их создателей, являются полными метрическими аналогами Times New Roman. Это значит, что их применение не приведет к искажению документов, набранных в Times New Roman… Каждый шрифт представлен в 4 начертаниях – обычный, курсив, полужирный курсив и полужирный»6. PT Astra Serif и PT Astra Sans распространяются бесплатно и могут быть использованы в любых операционных системах и офисных программах.
Скачать эти свободно распространяемые шрифты и ознакомиться с лицензионным соглашением можно на сайте https://astralinux.ru, для этого перейдите в раздел верхнего горизонтального меню «Информация» и прокрутите страницу сайта до самого конца.
Теперь прокомментируем месторасположение реквизитов приказа. Конечно, мы можем ориентироваться на примерные зоны их размещения в ГОСТ Р 7.0.97-2016 на Рисунках Б.1 и Б.2 справочного приложения Б. Но там мы видим границы зон, а при оформлении документов нас еще интересует сколько пустых строк вставлять между соседними реквизитами. В этих схемах ответа на этот вопрос вы не найдете.
Методические рекомендации говорят, что:
- строки одного реквизита печатаются через 1 межстрочный интервал;
- однако составные части (атрибуты) реквизита могут отделяться дополнительным интервалом (т.е. пустой строкой);
- текст документа:
- его строки могут печататься через 1–1,5–2 межстрочных интервала;
- абзацный отступ – 1,25 см.
К этому добавим, что текст обычно отделяется от других реквизитов 2–4 межстрочными интервалами, т.е. 1–3 пустыми строками. Возможные отступы между иными реквизитами показаны в Примере 16: буквой П здесь обозначены пустые строки между соседними реквизитами.
Как и прежде, нумерация листов должна быть индивидуальной у приказа и каждого его приложения, номера проставляются начиная со 2-й страницы.
Текст приказа
Методические рекомендации рассматривают требования к тексту распорядительных документов на примере приказа и распоряжения (п. 5.5), но основное внимание уделено тексту приказа. Подтверждены общепринятые названия его структурных частей:
- констатирующая (а не преамбула, как устанавливает Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и
- распорядительная.
Констатирующая часть – это обоснование необходимости и разъяснение последующих распорядительных действий. А распорядительная – это изложение управленческих решений по степени значимости и в логической последовательности в пронумерованном арабскими цифрами виде.
Констатирующая и распорядительная части текста приказа разделяются термином делового стиля7 «приказываю», который заканчивается двоеточием. Методические рекомендации в п. 5.5 говорят, что он может оформляться:
1) прописными буквами (ПРИКАЗЫВАЮ:) без разрядки с новой строки от абзаца (это новая и практически ничем не обоснованная рекомендация!) или
2) строчными буквами вразрядку (п р и к а з ы в а ю:) в продолжение констатирующей части, с выделением полужирным шрифтом или без выделения.
Организациям, в которых уже давно регламентирована и сложилась практика издания распорядительных документов, рекомендуем термин «ПРИКАЗЫВАЮ:» по-прежнему оформлять с новой строки и от границы левого поля, что более технологично при проектировании электронных шаблонов документов и форм для печати и просмотра, поскольку оно будет представлять собой отдельное поле с неизменяемой частью текста (см. «1» в Примере 8).
Что касается 2-го варианта оформления этого термина (Пример 9), то он закреплен в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) и в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76). Коммерческие организации его редко используют.
Методические рекомендации допускают, что констатирующей части в распорядительном документе может не быть, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании. Такая структура текста характерна скорее для распоряжений и поручений, которые издаются руководителями организации в соответствии с делегированными полномочиями для решения оперативных вопросов деятельности.
Методические рекомендации отражают общую классификацию приказов, которые могут быть:
- изданными во исполнение и
- инициативными.
В приказах, изданных «во исполнение» (Пример 8), в качестве обоснования действий может выступать нормативный правовой акт вышестоящего органа, локальный нормативный акт или распорядительный документ, ранее изданный организацией. Именно здесь используются сложные отыменные предлоги «на основании», «в соответствии», «во исполнение» и т.п.
В инициативных приказах (Пример 9) в качестве доказательства необходимости издания перечисляются цели и задачи, стоящие перед организацией, факты или события, послужившие причиной издания документа.
Если приказ имеет приложения, то это оговаривается в его тексте – отдельная отметка о наличии приложений ниже текста не оформляется. Если приложений несколько – они нумеруются (см. «2» в Примере 8). Если оно одно, то не нумеруется, а в тексте в скобках сразу после упоминания его наименования пишут «(приложение)» либо «(прилагается)» (см. «2» в Примере 9).
Пример 8. Текст приказа, изданного «во исполнение» (с обычным оформлением слова «приказываю»)
Пример 9. Текст инициативного приказа (с оформлением слова «приказываю» способом, характерным для государственных организаций и федеральных органов исполнительной власти)
Обратите внимание на одно уточнение в п. 5.5 Методических рекомендаций. Если решение является организационным («утвердить», «создать»), в пункте распорядительной части приказа формулируется само решение без указания исполнителей и сроков исполнения. Организационные решения вступают в силу с даты подписания и регистрации приказа. С одной стороны, это справедливое подтверждение основного правила документирования – юридическую силу документ приобретает с даты подписания, которая одновременно является датой вступления в силу, датой начала срока исполнения и т.п. Но с другой стороны, на практике в такого рода приказах очень часто приходится отдельно устанавливать дату введения в действие локальных нормативных актов, для реального вступления в силу которых требуются специальные подготовительные мероприятия, назначение ответственных и дополнительные распорядительные действия. Поэтому одной из характерных формулировок констатирующей части приказов такой разновидности является следующая:
Пример 10. Распоряжение о вступлении в силу документа с более поздней даты, чем дата подписания приказа
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2020 г. Номеклатуру дел акционерного общества «Водолей» (далее – Номенклатура дел на 2020 год; приложение).
Таким образом, Методические рекомендации закрепляют классификацию приказов еще по одному основанию:
- приказы, закрепляющие организационные решения, являются нормативными, т.к. с их помощью формируется и актуализируется система локальных нормативных актов организации;
- если в приказе оформляются поручения по структуре: поручение – исполнитель (исполнители) – срок исполнения, то такие приказы относятся к поручительским. Оптимальной для них является следующая сложившаяся последовательность элементов текста (речевая формула): кому – что сделать – когда (Пример 11).
Пример 11. Поручительский пункт приказа
1. Начальнику Управления делами Симоновой Е.В. внести необходимые изменения и дополнения в Инструкцию по делопроизводству к 02.09.2019.
Если распорядительный документ отменяет полностью или частично ранее изданные документы, то Методические рекомендации предписывают указывать это в предпоследнем пункте распорядительного документа.
Пример 12. Пункт приказа, отменяющий ранее изданный документ
4. Признать утратившим силу приказ генерального директора от 25 января 2019 г. № 32 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка».
Пример 13. Пункт приказа, отменяющий конкретный пункт ранее изданного документа
5. Признать утратившим силу п. 2 приказа генерального директора от 22.08.2019 № 86 «О назначении ответственных за ведение делопроизводства, обработку и защиту персональных данных и обеспечение сохранности документов в структурных подразделениях».
А пункт о контроле за исполнением оформляется всегда последним. Методические рекомендации отмечают, что здесь пишется наименование должности лица, ответственного за его исполнение, с указанием фамилии и инициалов. Эта формулировка не точна, т.к. речь идет о возложении функции контроля за исполнением в порядке делегирования полномочий, а не о назначении исполнителей. Причем если делегирование контрольной функции по конкретному документу, а значит и вопросу, реально происходит, то такой пункт должен формулироваться так:
Пример 14. Пункт приказа о контроле за его исполнением
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора Иванова А.А.
Пример 15. Пункт приказа о контроле за его исполнением
7. Возложить функцию контроля за исполнением приказа на заместителя генерального директора Иванова А.А.
Если же функция контроля не делегируется, то подобный пункт в распорядительных документах не оформляется. Это означает, что контроль исполнения своих решений будет осуществлять тот руководитель, который подписал приказ. Поэтому формулировка: «Контроль исполнения приказа оставляю за собой» является избыточной.
Стандартные речевые модели, изученные в документоведении и документной лингвистике, способствующие четкости, ясности и некоторой формализации распорядительной части текста приказа, Методические рекомендации не рассматривают. Но мы рекомендуем в Инструкции
по делопроизводству организации или ином ЛНА их привести, например:
- что сделать – когда (в нормативном приказе, которым утверждается и вводится в действие ЛНА):
«1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2020 года Классификатор индексов структурных подразделений организации (далее – Классификатор подразделений; приложение)»; - кому (название должности, фамилия и инициалы позади фамилии) – что сделать (конкретные предписания, поручения) – когда, к какому сроку (в «поручительском» приказе):
«Начальнику административно-хозяйственного управления Семенову С.С. оформить передачу автомашины…, государственный номер… на баланс Коломенского филиала к 01.11.2019»; - что сделать – когда, к какому сроку – ответственный (название должности, фамилия и инициалы) (в нормативном приказе):
«1. Представить итоговые записи к номенклатурам дел структурных подразделений на 2019 год к 20.01.2020. Ответственные – начальники управлений и отделов»8.
Образец оформления приказа дан в приложении 4 к Методическим рекомендациям. К сожалению, он отличается небрежностью. Поэтому мы покажем не только его в первозданном виде, но и исправленный вариант в Примере 16 – получится поручительский приказ, изданный «во исполнение».
Фрагмент документа
Приложение 4 к п. 5.5 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Пример 16. Приказ из Методических рекомендаций, который мы исправили (здесь знаком П показано возможное количество пустых строк между соседними реквизитами)
Вопрос в тему
Как оформить упрощенный приказ, когда в нем нет констатирующей части или есть всего 1 распорядительный пункт? Когда констатирующей части нет, надо ли оставлять слово «приказываю» на отдельной строке? Надо ли нумеровать единственный пункт распорядительной части приказа? Покажите, пожалуйста, как это правильно оформить.
Мнение эксперта
Светлана Глотова, к.и.н., доцент кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов РГГУ
Такого понятия, как «упрощенный приказ» или «краткая форма приказа», в классической документоведческой литературе не встречается. В приложении 15 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти о построении текста приказа сказано следующее: «Текст приказа может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной». Исходя из этой формулировки, логично предположить, что приказ может и не состоять из 2 традиционных частей, а содержать только распорядительную часть. Как составлять в этом случае приказ, ни в учебниках по делопроизводству, ни в нормативно-методических документах не прописано.
Если проводить аналогии с приказами по личному составу, оформленными с использованием унифицированных форм, в тексте приказа может даже отсутствовать слово «приказываю» и присутствовать только распорядительное действие. Хотя лучше термин «приказываю» все-таки оставить – см. Пример 17. Если в приказе 1 распорядительный пункт, то его не нумеруют.
Вместе с тем следует отметить, что такое построение приказа нельзя считать целесообразным, хотя коммерческие организации могут себе это позволить. Использование констатирующей части дает возможность понять цель издания приказа, объяснить обстоятельства, дать ссылки на инициативные документы и правовые акты. Практически в любой ситуации можно дать краткое обоснование издания приказа, что, с одной стороны, покажет уважительное отношение к исполнителям поручений, с другой – позволит подготовить приказ грамотно с точки зрения существующих на данный момент требований.
Пример 17. Приказ без констатирующей части с 1 распорядительным пунктом
Метаданные приказа
Пореквизитный анализ дает возможность проектировать электронный документ по соответствующим составным частям (реквизитам, их атрибутам) и метаданным.
В приказе обязательными метаданными, соответствующими реквизитам приказа, будут:
- наименование организации – автора документа;
- наименование вида документа;
- дата;
- индекс/номер;
- место составления (издания);
- заголовок;
- текст. Названия логических структурных частей: обоснование, поле с постоянным термином «ПРИКАЗЫВАЮ:», распорядительные пункты приказа. Для каждой части текста с учетом разновидности приказа предусматривается определенная площадь/объем;
- метаданные подписи: наименование должности и имя, отчество, фамилия лица, подписавшего документ; дата подписания; вид транзакции – «подписал» или «подписано»; а вот срок действия сертификата электронной подписи (ЭП) становится обязательным для квалифицированной ЭП;
- метаданные виз: наименование должности; имя, отчество, фамилия лица, завизировавшего документ; дата согласования; вид транзакции – «виза» или «согласовано».
Обязательные метаданные об управлении документом:
- срок исполнения;
- срок действия:
- срок хранения;
- форма представления;
- локализация и т.п.
Факультативными (но обязательными, если разработаны необходимые классификаторы и справочники) будут, например:
- идентификатор структурного подразделения – инициатора, создавшего проект;
- идентификатор сотрудника-исполнителя;
- код унифицированной формы разновидности приказа;
- код темы, вопроса, направления деятельности;
- сведения о приложениях к документу (наименования, количество);
- маршрут рассылки для ознакомления;
- маршрут рассылки для исполнения и т.п.
Поскольку приказ в статусе электронного оригинала мы видим как файл, то необходимо обратить внимание и на метаданные файла: его имя и формат, дата создания, срок хранения, наименование и версия СЭД, в которой создан или сохранен файл и т.п.
Интересно, что простой на первый взгляд реквизит «Заголовок к тексту» часто вызывает споры между практиками. В шпаргалке расскажем, как различаются требования к заголовку в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, покажем стандарты оформления для самых распространенных видов документов – приказа, письма, протокола, акта и нормативного документа, а также подскажем, когда в оформлении допускается вариативность.
1. Где установлены требования к реквизиту?
Заголовок к тексту – реквизит 17 ГОСТ Р 7.0.97-2016[1]. Согласно стандарту заголовок к тексту должен:
- отражать краткое содержание документа;
- отвечать на вопрос «О чем?» и формулироваться с предлогом «О» («Об»);
- оформляться под реквизитами бланка слева, от границы левого поля (см. реквизит 17 на схеме из Приложения Б к ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Есть в стандарте и оговорки для некоторых ситуаций:
- для документов, текст которых не превышает 4–5 строк, заголовок может не составляться;
- для распорядительных документов, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрироваться относительно самой длинной строки.
При этом в Методических рекомендациях к ГОСТ Р 7.0.97-2016[2] находим уточнение к последнему правилу: «может оформляться» здесь заменяется на более конкретное «оформляется», ограничение «издаваемых органами власти» отсутствует, а круг документов, в которых заголовок следует оформлять посередине рабочего поля, расширяется до всех документов с продольным расположением реквизитов.
Кроме того, Методические рекомендации к ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополняют требования стандарта некоторыми важными техническими нюансами:
- заголовок должен состоять из одной фразы;
- заголовок не заключается в кавычки и не подчеркивается, но может выделяться полужирным шрифтом;
- в конце заголовка точка не ставится;
- если заголовок состоит из нескольких строк, его печатают через один межстрочный интервал.
[1] Здесь и далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
[2] Здесь и далее – Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ВНИИДАД, 2018).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 1, 2023.
Заголовок
официального документа — реквизит
документа, кратко излагающий его
содержание.1
Заголовок
к тексту (реквизит
18) включает в себя краткое содержание
документа. Заголовок должен быть
согласован с наименованием вида
документа.2
Заголовок
может отвечать на вопросы:
о
чем (о ком)?,
например:
Приказ
о создании аттестационной комиссии;
чего
(кого)?,
например:
Должностная
инструкция ведущего эксперта.3
Наличие
заголовка значительно облегчает
обработку документа, т.к. не читая всего
текста можно получить представление о
содержании и направить документ на
исполнение.4
Заголовок
расмещается над текстом под основными
реквизитами бланка. Заголовок печатается
без кавычек и не подчеркивается.5
Заголовок
составляется исполнителем, готовящим
проект документа, к любому документу
формата А4, кроме извещений, телефонограмм,
телеграмм.6
К
тексту документов, оформленных на
бланках формата А5, заголовок допускается
не указывать.7
Бланк
документа при необходимости может
включать ограничительные отметки для
верхних границ зон расположения реквизита
«Заголовок к тексту».8
Рис.
1.
Пример оформления заголовка
письма
__________
1
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения. – Введ.
1999-01-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во
стандартов, 1998. – Пункт 55.
2
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.18.
3 Там же. – Пункт 3.18.
4
Кузнецов С.Л. Современные технологии
документационного обеспечения управления:
учебное пособие для вузов / Под ред.
проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: Издательский
дом МЭИ, 2010. – 232 с.
5 Там же.
6
Там же.
7 ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт
3.18.
8 Там же. – Пункт 4.7.
Реквизит
19 – отметка о контроле
Отметка
о контроле
Отметка
о контроле – реквизит
документа, свидетельствующий о постановке
документа на контроль.
Отметку
о контроле (реквизит
19) за исполнением документа обозначают
буквой «К», словом или штампом
«Контроль».1
Отметка
о контроле обозначает, что документ
поставлен на контроль. Контролю подлежат
все зарегистрированные документы,
требующие исполнения.
Рис.
1.
Пример оформления реквизита «Отметка
о контроле»
__________
1
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.19.
Реквизит
20 – текст документа
Текст
официального документа –
информация, зафиксированная любым типом
письма или любой системой звукозаписи,
заключающая в себе всю или основную
часть речевой информации документа.1
Текст
документа составляют на государственном
языке Российской Федерации или на
государственных языках субъектов
Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.2
Официальная
переписка и иные формы официальных
взаимоотношений между государственными
органами, организациями, предприятиями,
учреждениями субъектов Российской
Федерации с адресатами в Российской
Федерации ведутся на государственном
языке Российской Федерации – русском
языке.3
Документы
должны быть написаны деловым стилем,
который обладает совокупностью признаков,
характеризующих его с точки зрения
отбора лексических средств языка,
построения словосочетаний, предложений
и текстов в целом. К основным стилевым
чертам деловой речи относятся: нейтральный
тон изложения; точность и ясность
изложения; лаконичность и краткость
текста. 4
Широкое
распространение в официальных документах
получило применение сокращенных слов
и словосочетаний, что уменьшает объемы
документов и ускоряет восприятие
информации. Сокращения должны быть
понятны адресату, поэтому в текстах
документов используются общепринятые
сокращения. При первом употреблении
сокращения в тексте в скобках может
быть дана его расшифровка. Это же
относится и к употреблению в текстах
документов профессиональных терминов.
5
Тексты
документов оформляют в виде анкеты,
таблицы, связного текста или в виде
соединения этих структур.6
При
составлении текста в виде анкеты
наименования признаков характеризуемого
объекта должны быть выражены именем
существительным в именительном падеже
(«фамилия», «возраст», «место
рождения») или словосочетанием с
глаголом второго лица множественного
числа настоящего или прошедшего времени
(«имеете», «владеете» или
«были», «находились» и т.д.).
Характеристики, выраженные словесно,
должны быть согласованы с наименованиями
признаков.7
При
составлении таблицы ее графы и строки
должны иметь заголовки, выраженные
именем существительным в именительном
падеже. Подзаголовки граф и строк должны
быть согласованы с заголовками. 8
Заголовки
граф пишутся с прописных букв, а
подзаголовки — со строчных, если они
составляют одно целое с заголовком,
т.е. поясняют его. Если подзаголовок
имеет самостоятельное значение, то он
пишется с прописной буквы. Точки в
заголовках и подзаголовках граф не
проставляются.9
В
заголовках и подзаголовках строк и граф
таблицы употребляются только общепринятые
условные обозначения.10
Если
таблицу печатают более чем на одной
странице, графы таблицы должны быть
пронумерованы и на следующих страницах
должны быть напечатаны только номера
этих граф.11
Связный
текст, как правило, состоит из двух
частей. В первой части указывают причины,
основания, цели составления документа,
во второй (заключительной) — решения,
выводы, просьбы, предложения, рекомендации.
Текст может содержать одну заключительную
часть (например, приказы — распорядительную
часть без констатирующей; письма,
заявления — просьбу без пояснения).12
В
тексте документа, подготовленного на
основании документов других организаций
или ранее изданных документов, указывают
их реквизиты: наименование документа,
наименование организации — автора
документа, дату документа, регистрационный
номер документа, заголовок к тексту,13
при этом дата оформляется словесно-цифровым
способом.
Например:
В
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении
Правил оказания услуг почтовой связи».
Для
лучшего восприятия документа его текст
делится на абзацы – простейшие компоненты
текста, состоящие из одного или нескольких
предложений и характеризующиеся
единством и относительной законченностью
содержания. Каждый абзац печатают,
отступив пять печатных знаков от границы
левого поля. 14
Если
текст содержит несколько решений,
выводов и т.д., то его можно разбивать
на разделы, подразделы, пункты, которые
нумеруют арабскими цифрами.15
Рис.
1.
Пример оформления ссылки на
документ-основание
и нумерации
пунктов
В
документах (приказ, распоряжение и т.д.)
организаций, действующих на принципах
единоначалия, а также документах,
адресованных руководству организации,
текст излагают от первого лица
единственного числа («приказываю»,
«предлагаю», «прошу»).16
В
документах коллегиальных органов текст
излагают от третьего лица единственного
числа («постановляет», «решил»).17
В
совместных документах текст излагают
от первого лица множественного числа
(«приказываем», «решили»).18
Текст
протокола излагают от третьего лица
множественного числа («слушали»,
«выступили», «постановили»,
«решили»).19
В
документах, устанавливающих права и
обязанности организаций, их структурных
подразделений (положение, инструкция),
а также содержащих описание, оценку
фактов или выводы (акт, справка), используют
форму изложения текста от третьего лица
единственного или множественного числа
(«отдел осуществляет функции», «в
состав объединения входят», «комиссия
установила»).20
В
письмах используют следующие формы
изложения:
-
от
первого лица множественного числа
(«просим направить», «направляем
на рассмотрение»); -
от
первого лица единственного числа
(«считаю необходимым», «прошу
выделить»); -
от
третьего лица единственного числа
(«министерство не возражает»,
ВНИИДАД считает возможным»).21
В
деловой переписке принята форма изложения
текста от первого лица множественного
числа (просим, сообщаем, направляем,
напоминаем, высылаем и т.д.), так как
должностное лицо, подписавшее письмо,
выступает от имени организации.22
Изложение
текста письма от первого лица единственного
числа (прошу, предлагаю, направляю и
т.д.) возможно в двух случаях:
-
письмо
оформляется на должностном бланке; -
письмо
носит конфиденциальный характер или
содержит персональное обращение к
адресату.23
При
подготовке документов рекомендуется
применять текстовый редактор Word for
Windows версии 6.0 и выше с использованием
шрифтов Times New Roman Cyr размером № 12-15, Times
DL размером 12-14 через один-два интервала.
При использовании таблиц могут
использоваться шрифты меньших размеров.24
Шрифты,
межстрочные интервалы и другие элементы
печатания устанавливаются в каждом
конкретном случае автором документа в
зависимости от характера документа и
назначения.25
__________
1
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения. – Введ.
1999-01-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во
стандартов, 1998. – Пункт 58.
2
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.20 .
3
Федеральный закон от 25 октября 1991 г. №
1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» [по состоянию на 11 декабря
2002 г.] – Статья 17.
4
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
5
Кузнецов С.Л. Современные технологии
документационного обеспечения управления:
учебное пособие для вузов / Под ред.
проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: Издательский
дом МЭИ, 2010. – 232 с.
6
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.20 .
7
Там же. – Пункт 3.20.
8
Там же. – Пункт 3.20.
9
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
10
Там же.
11
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.20.
12
Там же. – Пункт 3.20.
13
Там же. – Пункт 3.20.
14
Кузнецов С.Л. Современные технологии
документационного обеспечения управления:
учебное пособие для вузов / Под ред.
проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: Издательский
дом МЭИ, 2010. – 232 с.
15
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.20.
16-21
Там же. – Пункт 3.20.
22
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
23-25
Там же.
Реквизит
21 – отметка о наличии приложения
Отметка
о наличии приложения –
реквизит
документа, содержащий сведения о
документах, дополняющих основной
документ.
Отметку
о наличии приложения (реквизит
21), названного в тексте письма, оформляют
следующим образом:1
Приложение:
на 5 л. в 2 экз.
Если
письмо имеет приложение, не названное
в тексте, то указывают его наименование,
число листов и число экземпляров; при
наличии нескольких приложений их
нумеруют.2
Например:
Приложение: |
1. 2. Правила |
Рис.
1.
Пример оформления реквизита «Отметка
о наличии приложения» в письме
Если
приложения сброшюрованы, то число листов
не указывают.3
Например:
Приложение: |
Методические |
Если
к документу прилагают другой документ,
также имеющий приложение, отметку о
наличии приложения оформляют следующим
образом:4
Приложение: |
письмо |
Если
приложение направляют не во все указанные
в документе адреса, то отметку о его
наличии оформляют следующим образом:5
Приложение:
на 3 л. в 5 экз. только в первый адрес.
В
приложении к распорядительному документу
(постановлению, приказу, распоряжению,
правилам, инструкции, положению, решению)
на первом его листе в правом верхнем
углу пишут «Приложение №» с указанием
наименования распорядительного
документа, его даты и регистрационного
номера.6
Например:
Приложение к приказу ЗАО «Термика» от |
Если
приложение одно, порядковый номер не
указывается.7
Например:
Приложение к приказу ЗАО «Термика» от |
Допускается
выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать
прописными буквами, а также центрировать
это выражение, наименование документа,
его дату и регистрационный номер
относительно самой длинной строки.8
Например:
ПРИЛОЖЕНИЕ к приказу ЗАО «Термика» от 05.04.2009 № 25 |
Реквизит
«Отметка о наличии приложения»
оформляют от поля без абзацного отступа.
Если наименование приложения занимает
несколько строк, оно печатается через
один межстрочный интервал. При наличии
нескольких приложений наименования
приложений отделяются друг от друга
1,5-2 межстрочными интервалами.9
__________
1
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.21.
2-6
Там же. – Пункт 3.21.
7
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
8
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.21.
9
Кузнецов С.Л. Современные технологии
документационного обеспечения управления:
учебное пособие для вузов / Под ред.
проф. Т.В. Кузнецовой. – М.: Издательский
дом МЭИ, 2010. – 232 с.
Реквизит
22 – подпись
Подпись
–
реквизит
документа, представляющий собой
собственноручную роспись полномочного
должностного лица.1
В
состав реквизита
«Подпись» (реквизит
22) входят: наименование должности лица,
подписавшего документ (полное, если
документ оформлен не на бланке документа,
и сокращенное — на документе, оформленном
на бланке); личная подпись; расшифровка
подписи (инициалы, фамилия). 2
Например:
Генеральный ЗАО «Термика» |
|
А.Г. |
или
на бланке:
Генеральный |
А.Г. |
Рис.
1.
Пример оформления реквизита
«Подпись» в письме
Не
допускается подписывать документы с
предлогом «За» или проставлением
косой черты перед наименованием
должности. Если должностное лицо, подпись
которого оформлена на проекте документа,
отсутствует, документ подписывает
заместитель руководителя, имеющий право
подписывать документы за руководителя,
или иное должностное лицо, имеющее право
подписи. При этом указывается фактическая
должность лица, подписавшего документ,
и его фамилия.3
При
подписании документа лицом, в соответствии
с приказом исполняющим обязанности
временно отсутствующего руководителя
(отпуск, болезнь, командировка), подпись
оформляется следующим образом:4
И.о. |
Личная |
Т.П. |
или:
Исполняющий генерального директора |
Личная |
Т.П. |
Допускается
в реквизите «Подпись» центрировать
наименование должности лица, подписавшего
документ, относительно самой длинной
строки. 5
Инициалы
и фамилия в реквизите «Подпись»
печатаются с пробелом на уровне последней
строки наименования должности. 6
Например:
Генеральный ЗАО «Термика» |
А.Г. |
При
оформлении документа на бланке
должностного лица должность этого лица
в подписи не указывают. 7
Рис.
2.
Пример оформления реквизита
«Подпись» на бланке должностного
лица
При
подписании документа несколькими
должностными лицами их подписи располагают
одну под другой в последовательности,
соответствующей занимаемой должности.8
Например:
Генеральный |
А.Г. |
|
Главный |
|
Е.О. |
При
подписании документа несколькими лицами
равных должностей их подписи располагают
на одном уровне.9
Например:
Технический |
Коммерческий |
Личная |
Личная |
Право
подписания документов должностными
лицами организации может быть представлено:
учредительными документами организации
(уставом, учредительным договором,
положением об организации); нормативными
правовыми актами, определяющими порядок
деятельности организации; распорядительными
документами о делегировании полномочий
руководителя организации; доверенностями
на выполнение определенных действий
от имени организации.10
Документы,
исходящие от имени организации,
подписываются руководителем или его
заместителями, документы на бланках
структурных подразделений — руководителями
структурных подразделений или их
заместителями, документы
информационно-справочного характера
(докладные и объяснительные записки,
справки, заявления, отзывы и др.) — их
непосредственными составителями.11
При
подписании совместного документа первый
лист оформляют не на бланке.12
В
документах, составленных комиссией,
указывают не должности лиц, подписывающих
документ, а их обязанности в составе
комиссии в соответствии с распределением.13
Например:
Председатель |
Личная |
А.Г. |
Члены |
Личная |
Т.П. |
Личная |
К.В. |
|
Личная |
Е.Н. |
Реквизит
«Подпись» оформляют от поля без
абзацного отступа, при этом оставляя
2-4 межстрочных интервала от реквизита
«Текст» или «Отметка о наличии
приложения». Схема расположения
реквизита «Подпись» приведена на
рисунке 3.
__________
1
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения. – Введ.
1999-01-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во
стандартов, 1998. – Пункт 50.
2
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.22.
3
Методические рекомендации по разработке
инструкций по делопроизводству в
федеральных органах исполнительной
власти, утвержденные приказом Росархива
от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение №
11.
4
Там же. – Приложение № 11.
5
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.22.
6
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В .Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
7
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.22.
8
Там же. – Пункт 3.22.
9
Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Правила
оформления документов: Комментарий к
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов». – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2004. – 216 с.
10
Там же.
11
ГОСТ Р 6.30-2003. – Пункт 3.22.
12
Там же. – Пункт 3.22.
13
Там же. – Пункт 3.22.
Реквизит
23 — гриф согласования документа
Гриф
согласования —
реквизит официального документа,
выражающий согласие учреждения или его
органа, не являющегося автором документа,
с его содержанием.1
Гриф
согласования (реквизит
23) документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО,
должности лица, с которым согласован
документ (включая наименование
организации), личной подписи, расшифровки
подписи (инициалов, фамилии) и даты
согласования.2
Например:
СОГЛАСОВАНО
коммерческий
директор
ЗАО «Термика»
Личная
подпись
Е.Н. Ярославцева
Дата
Если
согласование осуществляют письмом,
протоколом и др., гриф согласования
оформляют следующим образом:3
СОГЛАСОВАНО
Письмо
ЗАО «Термика»
от 06.04.2009 № 430
или
СОГЛАСОВАНО
Протокол
общего собрания
акционеров ЗАО
«Термика»
от
06.04.2009 № 10
Рис.
1.
Пример оформления реквизита «Гриф
согласования документа»
Схема
расположения реквизита «Гриф
согласования документа» приведена
на рисунке 2.
Рис.
2.
Расположение
реквизита
«Гриф согласования документа»
20
— текст
документа;
21 — отметка
о наличии приложения;
22 — подпись;
23 — гриф
согласования документа;
24 — визы
согласования документа;
25 — оттиск
печати;
26 — отметка
о заверении копии;
27 — отметка
об исполнителе;
28 — отметка
об исполнении документа и направлении
его в дело;
29 — отметка
о поступлении документа в организацию;
30 — идентификатор
электронной копии документа
Гриф
согласования может располагаться на
отдельном листе согласования, в этом
случае в документе перед подписью
делается отметка: Лист согласования
прилагается.4
Лист
согласования может оформляться следующим
образом:5
|
Заполненный
лист согласования подписывается и
датируется руководителем службы ДОУ и
прилагается к проекту документа.6
При
наличии возражений по тексту документа
гриф согласования не подписывается.7
Внешнее
согласование в зависимости от содержания
документа должно осуществляться в
следующей очередности:
-
с
подчиненными и неподчиненными
организациями, когда последние выступают
обязательной стороной в правоотношениях,
возникающих вследствие издания правового
акта, или когда содержание документа
затрагивает их непосредственные
интересы; -
с
научными организациями, занимающимися
исследованиями в той области, к которой
имеет отношение содержание документа; -
с
органами, осуществляющими государственный
надведомственный контроль (надзор) в
определенной области.8
Внешнее
согласование может быть оформлено
грифом согласования, справкой о
согласовании, листом согласования или
представлением протокола обсуждения
проекта документа на заседании
коллегиального органа.9
__________
1
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное
дело. Термины и определения. – Введ.
1999-01-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во
стандартов, 1998. – Пункт 52.
2
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт
России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт
3.23.
3
Там же. – Пункт 3.23.
4
Организационно-распорядительная
документация. Требования к оформлению
документов: Методические рекомендации
по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив;
ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин,
А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
5-7
Там же.
8
Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Правила
оформления документов: Комментарий к
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы
документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов». – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2004. – 216 с.
9
Там же.
Оформляем заголовок к тексту документа
В процессе подготовки документа заголовку не всегда придается значение. И напрасно, поскольку «Заголовок к тексту» – важный реквизит, который должен составляться и оформляться по определенным правилам.
Восприятие официального документа зависит от того, как вы его оформляете. Так, заголовок должен точно доносить читателю то, что он увидит в документе. Правильно оформленный и легко читаемый документ отражает ваше уважительное отношение к адресату.
«Заголовок к тексту» – реквизит, в котором кратко излагается содержание документа. Заголовок формулируется составителем документа, должен быть кратким и емким, а также точно передавать смысл текста и грамматически согласовываться с названием документа.
Общие правила составления и оформления заголовка к тексту документа
Основные правила оформления текста документа содержатся в подп. 7.19 п. 7 Государственного стандарта СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядителной документации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта от 26.10.2016 № 83) (далее – СТБ 6.38-2016). Заголовок к тексту составляется к документам, оформленным на бланках или чистых листах бумаги формата А4. При этом на документах, текст которых не превышает 7 строк, а также оформляемых на бланках или чистых листах бумаги формата А5, заголовок к тексту допускается не указывать.
Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству), регламентирует основные требования к рассматриваемому реквизиту.
Реквизит «Заголовок к тексту» печатается от нулевого положения табулятора (п. 84 Инструкции по делопроизводству). Установлены так-
же нормы длины заголовка к тексту. Так, если он превышает 5 строк, допускается увеличивать длину его строк до 120 мм от границы левого поля (шестое положение табулятора), а при оформлении документа на листах формата А4 в альбомной ориентации – с отступом 160 мм от границы левого поля (восьмое положение табулятора).
Заголовок в кавычки не заключается и не подчеркивается, курсивом и полужирным начертанием не выделяется. В конце заголовка точка не ставится.
В заголовке к тексту разрешается употреблять сокращения слов и словосочетаний, используемых в государственных стандартах Республики Беларусь, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь, сокращенные наименования организаций и общепринятые сокращения (п. 54 Инструкции по делопроизводству). Например:
<…>
О внесении изменений в Инструкцию
по делопроизводству общества
в связи с внедрением СТБ 6.38-2016
На основании норм Инструкции по делопроизводству и СТБ 6.38-2016 можно сделать вывод, что заголовок к тесту пишется строчными буквами, кроме заглавной буквы «О», если она в названии заголовка присутствует:
- приказ (о чем?) «О внесении изменений в штатное расписание»;
- положение (о чем?) «О службе документационного обеспечения управления»;
- акт (о чем?) «О выделении к уничтожению дел и документов, не подлежащих хранению»;
- протокол (чего?) «заседания экспертной комиссии»;
- должностная инструкция (кому?) «секретарю приемной»;
- акт (чего?) «приема-передачи дел службы ДОУ» и др.
Оформление заголовка к тексту некоторых видов документов
Заголовок к тексту акта
Заголовком к тексту акта является содержание актируемого события (п. 112 Инструкции по делопроизводству).
Заголовок акта должен согласовываться с названием вида документа и формулироваться с помощью отглагольного существительного в предложном («акт – о чем?» – «О выделении к уничтожению дел и документов, не подлежащих хранению») или родительном («акт – чего?» – «приема-передачи дел и документов») падеже. Например:
АКТ
28.06.2021 № 11
г. Минск
О выделении к уничтожению дел и документов, не подлежащих хранению
АКТ
29.06.2021 № 12
г. Минск
приема-передачи дел и документов
Заголовок к тексту протокола
Заголовком к тексту протокола являются название конкретного вида заседания, наименование коллегиального органа (если орган не имеет своего бланка) и вопрос (тема) заседания, если он один (п. 106 Инструкции по делопроизводству). Например:
ПРОТОКОЛ
29.06.2021 № 8
г. Минск
заседания экспертной комиссии
Заголовок к тексту справки
Относительно справок следует отметить, что в их заголовки включается период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения. Например:
СПРАВКА
29.06.2021 № 4-12/23
г. Минск
О выполнении мероприятий по сокращению расходов бюджетных средств в 2021 году
Дополнительно отметим, что период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения, может также помещаться перед текстом.
В личных справках заголовок допускается не указывать.
Заголовок к тексту приказа
В большинстве приказов заголовок к тексту формулируется при помощи существительного в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?»: «Об увольнении…», «О предоставлении…», «О премировании…» и т.д. Например:
ПРИКАЗ
29.06.2021 № 34-к
г. Минск
Об увольнении Трушко А.Н.
Заголовок к тексту письма
В письмах заголовок к тексту также в большинстве случаев формулируется при помощи существительного в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?»: «О направлении на медицинский осмотр» и т.д. В письмах реквизит «Заголовок к тексту» оформляется ниже реквизита «Ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа». Например:
29.06.2021 № 02-03/28
Учреждение здравоохранения
на № ______от _______
«23 городская поликлиника
г. Минска»
О направлении на медицинский осмотр
Все кроется в мелочах. Уделяя внимание заголовкам, вы делаете шаг в сторону понятности и информативности документа для читателя.