Профилактика переутомления школьников
Профилактика переутомления школьников
Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
- поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
- физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
- психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.
Признаки утомления при умственной деятельности
Признаки | Незначительная усталость | Значительная усталость | Острая усталость |
---|---|---|---|
Внимание | Редкие отвлечения | Внимание рассеянное, частые отвлечения | Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют |
Движения | Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные | Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные | Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка). |
Интерес | Живой интерес | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия. |
Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).
Профилактика переутомления
- Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
- Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
- От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
- Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
- Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
- Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
- Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
- Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
- Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
- Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Утомление и переутомление у детей школьного возраста.
К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.
О начале утомления школьника говорят следующие признаки:
— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
— появление чувства усталости.
Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.
У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:
— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.
Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.
Выраженными признаками переутомления является:
— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).
Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
— режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;
— продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.
— время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;
— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.
Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.
Врач-гигиенист отделения
гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская
Начало ученого года у детей связано с повышенной умственной деятельностью, ведь начинаются занятия в школе, в секциях и кружках. Именно в это время у школьников отмечаются первые симптомы переутомления: сонливость, вялость, апатия. Иногда это случается из-за незрелости ребенка, когда его рано отправляют учиться в школу, иногда это связано с нарушением распорядка дня, или от того насколько сильно ребенок загружен уроками и другими развивающими занятиями. И здесь важно понимать, что как бы не хотелось вложить в свое чадо все, что сами родители в свое время не успели, как и объять необъятное, просто невозможно. Поэтому важно уметь распознавать первые симптомы переутомления у детей, чтобы не усугубить ситуацию и не стать причиной развития неврозов, ведь детская психика еще очень неустойчива. В материалах этой статьи мы поговорим о том, каковы причины и признаки детского переутомления, о способах снижения нагрузки и о том, сколько же кружков и секций являются нормой для детей разных возрастов.
Причины процесса переутомления у ребенка делятся на несколько категорий, в зависимости от социальных, психологических и физиологических факторов:
Социальные факторы обуславливают следующие причины переутомления:
- перевод в новую школу или учебное заведение, в котором ребенок не прошел еще процесс адаптации и не привык к новым сверстникам;
- развод между родителями;
- несоблюдение ребенком расписания режима дня, за счет чего ему трудно контролировать степень переутомляемости.
К психологическим причинам переутомления относятся:
- неправильный адаптационный процесс ребенка в новом учебном заведении;
- постоянные стрессовые ситуации, которые приобрели хроническое состояние;
- ярко выражающийся темперамент ребенка и особенности его характера;
- неустойчивая нервная система и постоянное нервозное состояние;
- плохие семейные отношения — неполный состав семьи, пьющие родители.
Физиологическими факторами, являющиеся причинами переутомляемости, считаются:
- неправильно установленный режим питания;
- нарушения давления в мозговой части головы;
- нарушение режима сна и отдыха;
- несоответствие нагрузок ребенка по отношению к его способностям;
- наличие заболеваний, способствующих быстрому утомлению ребенка — сбой работы щитовидной железы, нарушение в кровеносной системе, признаки сахарного диабета;
- употребление лекарств, которые влияют на организм ребенка таким образом, что вырабатывают в нем повышенную утомляемость;
- нарушение психической и нервной системы ребенка.
Последствиями переутомления ребенка могут являться бессонница, плохое настроение, перерастание болезней в их хроническое состояние, вялость и безразличие, отсутствие аппетита.
Симптомы переутомления у детей
Процесс переутомления у детей сопровождается рядом симптомов, которые характерны для любых возрастных категорий:
- У ребенка присутствует вялое, сонливое состояние, он ведет малоподвижный образ жизни.
- У ребенка отсутствует желание учить уроки, выполнять домашнее задание, помогать родителям по дому, играть с друзьями.
- У ребенка отмечается пониженный уровень внимания и время его концентрации на одном деле. У него проявляется симптом плохого запоминания и забывчивости, ему трудно порой вспомнить то, что ему рассказывали на уроке в школе.
- Проявляются признаки раздражения на любые действия и слова, сказанные в адрес ребенка. В ответ сверстники и взрослые люди могут услышать грубые и обидные слова, которые на подсознательном уровне вырываются на фоне общей агрессивности. Раздражительное состояние граничит со слабым состоянием, которое начинает охватывать большую часть его времени. Это ведет к тому, что нервная система подорвана и ребенку требуется медицинская помощь.
- Ребенку становится трудней учиться, он не может усваивать школьный материал в тех объемах, в которых учил его раньше.
- Он все чаще не может уснуть, постоянно просыпается в ночное время суток из-за кошмарных сновидений. Зато в дневное время спит крепко и долго.
- Изменение настроения и эмоционального состояния происходит довольно часто и резко. Оно колеблется от раздражительного настроения до внезапного плача и грусти.
- Из-за того, что организм ребенка постоянно находится в состоянии переутомления, его иммунная система дает сбой, и он часто болеет. Болезни могут возникать самые различные от обычных простудных заболеваний и до обширных аллергических болезней.
- Ребенок все время мучается от боли в голове, которые могут сопровождаться кружением головы, резкими скачками давления, болевыми ощущениями в области живота, потовыми выделениями, отдышкой.
Таким образом, самое главное постоянно обеспечить контроль за поведением ребенка. Тем самым это позволит во время определить наличие переутомляемости и уровень ее развития. В результате чего необходимо обратиться в медицинское учреждение за квалифицированной помощью и сдать все назначенные анализы.
Как снизить нагрузку?
Для того, чтобы ребенок перестал находиться в состоянии постоянного переутомления необходимо обеспечить ему снижение уровня нагрузки. Прежде всего, необходимо начать с эмоциональной нагрузки. Приходя домой, родителям необходимо не заводить разговоры о трудном рабочем дне и о том, как они устали. Так как дети очень восприимчивы и перенимают на себя эмоциональную усталость родственников.
Также не стоит ребенка ругать в грубой форме и довольно часто за его проступки и неуспеваемость в школе. Необходимо попытаться понять, что беспокоит его, поговорить с ним, провести беседу и разобрать проблему более детально.
Следующим этапом, является понижение уровня физического напряжения детского организма. Первоначально, необходимо выяснить, какое заболевание не дает нормально развиваться ребенку и переводит его состояние в стадию переутомления. Это может происходить из-за неправильно организованного режима и меню питания, а также из-за отсутствия в его рационе витаминных комплексов и продуктов. В связи с этим придется потрудиться и разработать оптимальное меню, которое будет способствовать укреплению общего эмоционального и физического состояния ребенка.
Также огромную роль в жизни детей играет оптимальное время нахождения на природе и свежем воздухе. Для этого необходимо пересмотреть режим дня ребенка и спланировать его таким образом, чтобы он чаще бывал на улице. Чтобы ему было интересно можно придумать для него игры на свежем воздухе.
Для того, чтобы у ребенка не происходило нарушение его сна, необходимо чтобы он укладывался спать до наступления 22:00. Это будет способствовать стабильному обменному процессу, а также в утреннее пробуждение ребенка будет сопровождать прилив бодрого и прекрасного настроения.
Как понять, сколько кружков — норма
Для того, чтобы ребенок был всесторонне развитым, и ни в чем не обделенным, родители пытаются вовлечь его во многие кружки и занятия. Получается, что помимо школьных занятий ребенок вместо отдыха спешит на остальные кружки и не имеет свободного времени. В связи с этим он погружается в состояние переутомленности. Многие родители не сразу замечают такое состояние ребенка, так как для них главное успеваемость на всех этих кружках.
Каких-либо определенных норм по назначению количества кружков для ребенка не существует. Каждый родитель при определении количества кружков должен исходить из способностей и возможностей ребенка, а также из его физиологических особенностей. Каждый ребенок индивидуален – кто-то может заниматься кружками и занятиями весь день, а какой-то ребенок с трудом осваивает школьные уроки. Самое главное после занятий в кружке следить за состоянием ребенка и расспрашивать о том, нравится ли ему его посещение и какие эмоции и знания ему это дает.
Что можно сделать для профилактики утомления
Чтобы избавить ребенка от возможности переутомления и исключить ее появление, необходимо проводить профилактические мероприятия, основанные на следующем:
- Не производить максимальную нагрузку ребенка кружками и занятиями. Определить достаточное их количество, среди которых у ребенка будет личное время на отдых и занятие тем, что ему хочется самому.
- Не стоит прививать ребенку заучивание больших объемов информации. Необходимо распределить занятия таким образом, чтобы они чередовались от заучивания, к занятиям на внимательность, на развитие памяти, логические задачи, проводить анализ и резюмировать изученное.
- Если в жизни ребенка присутствуют спортивные мероприятия, то следует произвести побор подходящего режима занятий и тренировочного процесса индивидуально под него. Так, чтобы они были направлены на развитие и укрепление здоровье ребенка, а не ухудшали и подрывали его.
- Ребенок должен жить по разработанному режиму дня, начиная от питания, занятия спортом и изучением домашнего материала и заканчивая режимом сна. При соблюдении режима, подобранного специально под него, он будет чувствовать себя бодрым и полным сил.
- Не стоит разрешать ребенку длительное время просматривать телевизор, играть в гаджеты и компьютерные игры. Ребенок не только подрывает состояние органов зрения, но и переутомляет свой организм.
- Как можно больше проводить время на свежем воздухе, заниматься активным образом жизни, участвовать в спортивных мероприятиях, делать зарядки и упражнения по поддержанию иммунитета.
- Разработать систему правильного режима и меню питания для ребенка. Включить в рацион все необходимые продукты и витаминные комплексы. Питание следует максимально разнообразить полезными продуктами – молочной продукцией, мясной, рыбной, зеленью, грибами, несколькими сортами орехов и семечек, морскими продуктами, яйцами, фруктами и овощными культурами.
- Необходимо проводить процедуры по закаливанию и укреплению общего иммунной системы ребенка. Для этого следует подобрать ряд спортивных мероприятий и закаливающих процедур, среди которых могут быть процедуры по обливанию, утренняя пробежка, зарядка. В дополнение к программе укрепления здоровья включить употребление витаминных комплексов, особенно осенью и весной. Для того, чтобы правильно разработать комплекс мероприятий можно обратиться к квалифицированному специалисту, который грамотно все разработает и проконсультирует.
Вместо заключения
Всестороннее развитие ребенка очень важно для формирования его личности, но часто родители хотят вложить побольше знаний в свое чадо, ведь их за плечами не носить. Иногда психика ребенка не выдерживает эмоциональных и физических перегрузок и малыш начинает заболевать. Задача родителей – относиться с умом ко всем этим занятиям, помнить, что помимо обучения, у детей должно быть время на отдых, игры, здоровый полноценный сон.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.
О начале утомления школьника говорят следующие признаки:
- снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
- ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
- появление чувства усталости.
Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.
У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:
- на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
- умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
- деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.
Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.
Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.
Выраженными признаками переутомления является:
- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
- нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
- стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).
Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
- режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;
- продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч;
- время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;
- продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.
Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд,
быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап.
Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем!
Врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков ГУ «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» Л. В. МихалевскаяДети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении.
Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого, дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.
О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки:
♦ двигательное беспокойство,
♦ частые смены позы и отвлечения,
♦ рассеянность внимания,
♦ кривляние,
♦ крик, плач и т.п.
Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.
Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.
Как избежать переутомления ребенка?
Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:
♦ Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.
♦ Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.
♦ Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки допоздна.
♦ Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.
♦ Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.
♦ Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
♦ Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
♦ Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.
Источник
Учебная работа детей и подростков в основном представляет умственный труд, связанный главным образом с деятельностью коры головного мозга и органов чувств. В результате деятельности того или иного органа по прошествии некоторого времени наступает утомление. Кора головного мозга, по сравнению с другими органами, наиболее поддаётся утомлению. Но при учебной работе имеет место нервно-мышечная деятельность, связанная с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (уроки по физической культуре, работа с физическими приборами, сидение за партой, требующее напряжения мускулатуры, особенно задних шейных и спинных мышц, процесс письма и т. п.).
Более быстрое развитие утомления у детей при повышающейся интенсивности мышечной работы может быть объяснено тем, что дети меньше, чем взрослые способны к мышечной работе, требующей особенно большого напряжения системы дыхания и кровообращения, а также несовершенная регуляция углеводного обмена вызывают снижение содержания сахара в крови уже при средней интенсивности нагрузки, что не может не уменьшать работоспособность детского организма.
Обычно утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Однако, они не всегда совпадают во времени. Если работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.
О начале утомления школьника говорят следующие признаки:
— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
— ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
— появление чувства усталости.
У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована, т.е.:
— должно быть обеспечено оптимальное состояние организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: http://34.rospotrebnadzor.ru/
Новости гимназии20.03.2023 Лингвострановедческая викторина ТюмГУ «Познай мир». Гимназисты приняли участие в Лингвострановедческой викторине ТюмГУ «Познай мир». Команда учеников десятых и одиннадцатых классов продемонстрировала знания по истории и культуре англоговорящих стран и заняла почетное первое место! После викторины, ребята продемонстрировали свои навыки говорения в формате «real talk», обсудив более 20 тем с преподавателями и студентами университета. Посмотреть все новости
Электронные сервисы Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области — ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» — Центр суицидальной превенции Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок и семья» Федеральная линия помощи «Дети онлайн» Кабинет профилактики употребления ПАВ Ляшук Ирина Сергеевна Сайт Тюменского образовательного канала
Сайт отвечает требованиям ст. 29 закона РФ «Об образовании в РФ».
|
Приёмы и методы снятия утомления и повышения работоспособности школьников
Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление. Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом: Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность). Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу. Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой. Гимнастика для глаз1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.). 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.). 3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.). 4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 5. Быстро моргать в течение 1-2 мин. 6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин. 7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно. 9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом. 10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты. 11. Можно осуществлять движения глазами, ориентируясь следующими схемами: Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения1. Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить назад. Затем голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову направо и – в исходное положение. Поворот головы налево и — в исходное положение. Повторить 6-8 раз медленно. 3. Стоя или сидя, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево и в исходное положение. То же проделать правой рукой. Повторить 4-6 раз медленно. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук1. Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный. 3. Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Физкультминутки для снятия утомления с туловища1. Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Бодрость за одну минуту по Д.В. КерниПредлагаемый комплекс, рассчитанный всего на 1-2 минуты, поможет освободиться от постепенно накапливающейся усталости. 1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук — 5 сек. 2. Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз — 5сек. 3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы — 5 сек. 4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья — 3 раза. 5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами — 3 раза. 6. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее; дышите глубоко, то же самое проделайте на другой стороне. 7. Большим пальцем нащупайте впадину в основание черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза. 8. Массаж рефлекторных зон ног: а) сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли, б) плотно захватите большими и указательными пальцами рук ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге, в) быстро потрите верх ступни рукой (или пяткой другой ноги). 9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх. Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута.
Возврат к списку
|