Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
Автор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Описание:
При участии проекта http://videouroki.net
Задание #1
Вопрос:
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ придаточные времени и придаточные места присоединяются к одному из слов в главной части предложения
__ придаточные времени присоединяются к главной части при помощи союзов
__ без указательных слов придаточные места употребляются редко
__ придаточные места и времени могут стоять после главного предложения, перед главным предложением и в середине главного предложения
Задание #2
Вопрос:
Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном времени.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) как
2) пока
3) едва
4) что
5) по мере того как
Задание #3
Вопрос:
Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном места.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) где
2) куда
3) откуда
4) тем временем
Задание #4
Вопрос:
Выберите предложение с придаточным места.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Каждому нужно иметь угол, куда ты при необходимости уходишь поплакать.
2) Он сам временами не представлял, куда ведет его дорога.
3) Кирюшу как магнитом тянуло туда, куда снижались, грозно завывая моторами, самолеты.
4) Это то самое место, куда мы с сестрой посадили цветы весной.
Задание #5
Вопрос:
Выберите предложение с придаточным времени.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Это дивная пора, когда природа словно украшает себя к празднику.
2) Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.
3) Я не мог дождаться, когда в конце улицы появятся мои добрые товарищи.
4) Я скажу тебе, когда пора начинать.
Задание #6
Вопрос:
Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Пожалуйста, выслушайте меня, прежде чем отвечать.
2) С тех пор как студент взялся за учёбу, в его жизни всё наладилось.
3) Я терплю грубости, только, до тех пор пока меня не разозлят по-настоящему.
4) По мере того как команда продвигалась в ночь, становилось все очевиднее, что нужно искать место ночёвки.
Задание #7
Вопрос:
Выберите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные времени стоят в середине главной части.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Мы очень обрадовались, когда впервые увидели этот дом, постаревший, но все такой же милый.
2) Кажется, когда сын Анастасии Геннадьевны пошел в пятый класс, она решила заниматься с ним по индивидуальной программе.
3) Нам объяснили, когда нашу группу встретит особый гид, и отправили в гостиницу.
4) На берегу, когда разыгралась буря, не было ни души.
Задание #8
Вопрос:
Выберите CПП, в котором придаточное места стоит после главного предложения.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Мы прекрасно погуляли по тому городу, где каждая улочка дышала покоем.
2) Всей душой мы стремились туда, куда отправлялись пока лишь самые опытные альпинисты.
3) Откуда никто не ожидал, оттуда беда и заявилась.
4) Мы так и не поняли, откуда взялся этот нелепый, взъерошенный человек.
Задание #9
Вопрос:
Посмотрите на предложение. Выберите его верную характеристику.
Санкт-Петербург построен очень удачно, в месте, где вода словно сливается с небосклоном.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) CПП с придаточным места
2) CПП с придаточным времени
3) CПП с другим видом придаточных
4) присоединяется при помощи союзного слова
5) присоединяется при помощи союза
Задание #10
Вопрос:
Выберите сложноподчиненные предложения с придаточными места или времени.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Летчик внимательно оглядывал аэродром, где выстроились рядами чужие самолеты.
2) Вам нужно пройти еще несколько инстанций, прежде чем сдать отчет.
3) Там, куда попадает зерно этого удивительного растения, вскоре появляется пышный куст.
4) Когда Павел Антонович заговорил, все дружно обратились в слух.
Ответы:
1) (3 б.) Верные ответы:
Нет;
Да;
Да;
Да;
2) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 5;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
4) (2 б.) Верные ответы: 3;
5) (2 б.) Верные ответы: 2;
6) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
7) (3 б.) Верные ответы: 2; 4;
(2 б.) Верные ответы: 2;
9) (3 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
10) (3 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
4
Инфоурок
›
Русский язык
›Тесты›Тест по русскому языку: «Сложноподчинённое предложение с придаточной времени»
Тест по русскому языку: «Сложноподчинённое предложение с придаточной времени»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 34 человека из 18 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 173 425 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
-
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Тема
§ 25 Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места
Больше материалов по этой теме
-
-
«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.
Тема
§ 16. Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Больше материалов по этой теме
-
«Русский язык», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.
Тема
§ 7. СПП с обстоятельственными придаточными времени
Больше материалов по этой теме
-
-
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Тема
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
Больше материалов по этой теме
-
«Русский язык», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В., Исаева Н.А.; под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А.А.
Тема
§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью времени
Больше материалов по этой теме
-
«Русский язык. Учебное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения», Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко и др.
Тема
§ 18. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
Типы придаточных предложений
Вариант 1
Расставьте пропущенные запятые. Определите тип придаточного предложения.
1) Я никогда не мог понять почему нам так тоскливо в ноябре.
2) Надо писать так чтобы малограмотный понял и безграмотному смог всё точно объяснить.
3) Как ни заурядна была его наружность во всём чувствовалось сознание силы и привычной власти над людьми.
4) Мне подарили книгу из которой я многое узнал.
5) До того мне стало вдруг стыдно что слёзы потекли по щекам.
6) Я хочу рассказать вам какая перемена произошла во мне в эти немногие часы.
7) Он употребил всё своё красноречие дабы отговорить Акулину от её намерения.
Всякий раз как только показывалось солнце замёрзший пруд блестел как только что вымытое зеркало.
9) Всякий труд важен ибо он облагораживает человека.
10) Обоим очень хотелось узнать привёз ли отец обещанную вещицу.
11) Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне…
12) Дорогу по требованию горожан расширили так что проблема с заторами на перекрёстках была решена.
13) Всё на что он глядел представлялось ему светлым и счастливым.
14) Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.
15) Мы верно уж поладим коль рядом сядем.
Найдите предложение с вводным словом, поставьте запятые. Найдите предложение со сравнительным оборотом, поставьте запятые.
Типы придаточных предложений. Проверочная работа.
Вариант 2
Расставьте пропущенные запятые. Определите тип придаточного предложения.
1) Вывеска должна быть расположена так чтобы каждый прохожий обращал на неё внимание.
2) Положение его весьма походило на положение школьника выбежавшего из секретной комнаты куда начальник направил его.
3) Что бы со мной ни было я хочу быть один.
4) То что было декоративной частью сада производило на нас сказочное впечатление.
5) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.
6) И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.
7) Поскольку дом был окружён высоким забором нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.
Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе трудно рассчитывать на успех.
9) Некая серая прозрачность виделась там где положено быть барабану молотилки.
10) По мере того как садится солнце море темнеет и становится ультрамариновым.
11) Андрей остановился в нерешительности и стал ждать не скажет ли она ещё чего-нибудь.
12) Листья на деревьях ярко и дружно зеленели словно их вымыли и покрыли лаком.
13) У Николая онемели ноги и изменилась походка так что однажды идя по коридору он споткнулся и упал вместе с подносом.
14) Статья оказалась настолько сложной что смысл её был понятен только специалистам-филологам.
15) Чтобы не сказать ничего лишнего Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.
Найдите предложение с причастным оборотом, поставьте запятые. Найдите предложение с деепричастным оборотом, поставьте запятые.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места
03.04.2020.
Тест. Русский язык, 9 класс
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Список вопросов теста
Вопрос 1
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Варианты ответов
- придаточные времени и придаточные места присоединяются к одному из слов в главной части предложения
- придаточные времени присоединяются к главной части при помощи союзов
- без указательных слов придаточные места употребляются редко
- придаточные места и времени могут стоять после главного предложения, перед главным предложением и в середине главного предложения
Вопрос 2
Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном времени.
Варианты ответов
- как
- пока
- едва
- что
- по мере того как
Вопрос 3
Из перечня выберите слова, которые могут являться средством связи при придаточном места.
Варианты ответов
- где
- куда
- откуда
- тем временем
Вопрос 4
Выберите предложение с придаточным места.
Варианты ответов
- Каждому нужно иметь угол, куда ты при необходимости уходишь поплакать.
- Он сам временами не представлял, куда ведет его дорога.
- Кирюшу как магнитом тянуло туда, куда снижались, грозно завывая моторами, самолеты.
- Это то самое место, куда мы с сестрой посадили цветы весной.
Вопрос 5
Выберите предложение с придаточным времени.
Варианты ответов
- Это дивная пора, когда природа словно украшает себя к празднику.
- Я всегда помогаю, когда меня об этом просят.
- Я не мог дождаться, когда в конце улицы появятся мои добрые товарищи.
- Я скажу тебе, когда пора начинать
Вопрос 6
Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
Варианты ответов
- Пожалуйста, выслушайте меня, прежде чем отвечать.
- С тех пор как студент взялся за учёбу, в его жизни всё наладилось.
- Я терплю грубости, только, до тех пор пока меня не разозлят по-настоящему.
- По мере того как команда продвигалась в ночь, становилось все очевиднее, что нужно искать место ночёвки.
Вопрос 7
Выберите сложноподчинённые предложения, в которых придаточные времени стоят в середине главной части.
Варианты ответов
- Мы очень обрадовались, когда впервые увидели этот дом, постаревший, но все такой же милый.
- Кажется, когда сын Анастасии Геннадьевны пошёл в пятый класс, она решила заниматься с ним по индивидуальной программе.
- Нам объяснили, когда нашу группу встретит особый гид, и отправили в гостиницу.
- На берегу, когда разыгралась буря, не было ни души.
Вопрос 8
Выберите CПП, в котором придаточное места стоит после главного предложения.
Варианты ответов
- Мы прекрасно погуляли по тому городу, где каждая улочка дышала покоем.
- Всей душой мы стремились туда, куда отправлялись пока лишь самые опытные альпинисты.
- Откуда никто не ожидал, оттуда беда и заявилась.
- Мы так и не поняли, откуда взялся этот нелепый, взъерошенный человек.
Вопрос 9
Посмотрите на предложение. Выберите его верную характеристику.
Санкт-Петербург построен очень удачно, в месте, где вода словно сливается с небосклоном.
Варианты ответов
- CПП с придаточным места
- CПП с придаточным времени
- CПП с другим видом придаточных
- присоединяется при помощи союзного слова
- присоединяется при помощи союза
Вопрос 10
Выберите сложноподчинённые предложения с придаточными места или времени.
Варианты ответов
- Лётчик внимательно оглядывал аэродром, где выстроились рядами чужие самолёты.
- Вам нужно пройти ещё несколько инстанций, прежде чем сдать отчёт.
- Там, куда попадает зерно этого удивительного растения, вскоре появляется пышный куст.
- Когда Павел Антонович заговорил, все дружно обратились в слух.
Тест по русскому языку Сложноподчиненное предложение с придаточными места, времени, причины, условия, цели 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите предложение с придаточным места.
1) Том, где небо встретилось с землей, горизонт родился молодой.
2) Я помню тот день, когда началась война.
3) Надо выучить правило, чтобы научиться им пользоваться.
4) Он так и не узнал, прибыл ли этот поезд.
А2. Укажите предложение с придаточным времени.
1) Когда подул ветер, до нас донёсся слабый запах сирени.
2) По мере того как расступался молочно-белый туман, стали видны очертания гор.
3) Мой друг не сразу заметил меня, потому что была страшная толчея и суматоха.
4) Я хочу, чтобы люди жили в мире и согласии.
А3. Укажите предложение с придаточным цели.
1) Мне говорили, что самое безмолвное время суток на земле бывает перед рассветом.
2) Он вернулся домой, чтобы взять забытые вещи.
3) Откуда ветер, оттуда и счастье.
4) Если ты поедешь на экскурсию, узнаешь много нового.
А4. Укажите предложение с придаточным условия.
1) Поэт хочет, чтобы его мысли и чувства разделили его читатели.
2) Чтобы попасть на этот спектакль, надо купить билеты заранее.
3) Так как было очень жарко, все окна были распахнуты настежь.
4) Поторопись, если хочешь вернуться засветло.
A5. Укажите вид придаточного в предложении:
Абитуриент сумел сосредоточиться, чтобы верно написать экзаменационный тест.
1) придаточное причины
2) придаточное времени
3) придаточное условия
4) придаточное цели
Часть В
В1. Выпишите союз из предложения.
С тех пор как я впервые побывал в Коктебеле, меня постоянно тянет туда.
В2. Определите вид придаточного предложения:
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Часть С
С1. Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого? (См. задание В2.)
Вариант 2
Часть А
А1. Укажите предложение с придаточным места.
1) Где ты будешь, там буду я.
2) Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
3) Комната, где меня обычно устраивали, была занята.
4) Легенда умалчивает, сохранился ли этот замок.
А2. Укажите предложение с придаточным причины.
1) Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо.
2) Звёзды одна за другой гасли по мере того, как розовел восток.
3) Так как мы уже встретились, дайте мне вашу руку.
4) Я догадываюсь, зачем ты хотел приехать.
А3. Укажите предложение с придаточным цели.
1) Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.
2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
3) Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
4) Мне грустно потому, что весело тебе.
А4. Укажите предложение с придаточным условия.
1) Счастье там нас ждёт, где его обрести не чаем.
2) Десятки мальчишек ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.
3) Окно было открыто, поэтому ночная прохлада вливалась в комнату.
4) Если вы отправитесь к нему, то можете разминуться.
A5. Укажите вид придаточного в предложении:
Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться.
1) придаточное причины
2) придаточное времени
3) придаточное условия
4) придаточное цели
Часть В
В1. Выпишите союз из предложения:
Для того чтобы собрать хороший урожай, нужно вложить много труда.
В2. Определите вид придаточного в предложении:
Как только все разошлись, я тоже начал собираться.
Часть С
С1. Как вы понимаете высказывание Людвига ван Бетховена?
«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям».
Ответы на тест по русскому языку Сложноподчиненное предложение с придаточными места, времени, причины, условия, цели 9 класс
Вариант 1
А1-1
А2-1
А3-2
А4-4
А5-4
В1. С тех пор как
В2. Придаточное цели
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
А5-4
В1. Для того чтобы
В2. Придаточное времени
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) |
Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. |
Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные |
Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. |
Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: |
||
• образа действия, меры и степени |
Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. |
Мы так устали, что не могли идти дальше. |
• времени |
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. |
Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
• места |
Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. |
На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
• цели |
Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. |
Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
• причины |
Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. |
Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
• условия |
Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли … ли. |
Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
• уступки |
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. |
Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
• сравнения |
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. |
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
• следствия |
Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. |
Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.
Алгоритм определения вида придаточного предложения
1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.
2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).
3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:
а) от содержания главной части в целом;
б) от сказуемого в главной части;
в) от существительного или местоимения в главной части;
г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).
4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).
5. Назовите вид придаточного предложения.
Упражнения по теме «Типы придаточных в сложноподчинённом предложении»
Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.
1) Я спр.сила у кукушки сколько лет я прож.ву. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине… 4) Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 5) И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та. 6) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 7) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда.
Упражнение 2. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных.
1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега.
Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»
1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?
1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.
2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?
1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.
2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.
3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.
4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.
3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?
1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.
2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.
3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.
4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.
4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?
1) Как только рассвело, мы отправились в путь.
2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.
3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.
4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?
1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.
2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.
3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.
4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.
6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?
1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.
2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.
3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.
4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.
7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?
1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.
2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.
3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.
4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?
Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. (В. Астафьев)
1) цели
2) изъяснительное
3) причины
4) определительное
9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?
Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. (Л. Андреев)
1) определительное
2) изъяснительное
3) меры и степени, образа действия
4) цели
10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?
В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. (Л. Толстой)
1) сравнительное, времени, изъяснительное
2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное
3) причины, условия, изъяснительное
4) меры и степени и образа действия, места, определительное
11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).
12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).
13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).
14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени).
2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия).
3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное).
4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (ответы)
1. 4)
2. 1)
3. 3)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
7. 4)
8. 1), 4)
9. 1), 3)
10. 2)
11. 2)
12. 3)
13. 4)
14. 1)
Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Тест для проверки усвоения учащимися темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».
Русский язык 9 класс | ID: 1532 | Дата: 17.3.2014
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос №
1
Какое предложение содержит придаточное времени?
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…
Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.
Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
Скажите, когда отправляется поезд?
Вопрос №
2
Какое предложение содержит придаточное времени?
Когда барабанщик вошел, Петя сел подальше от него.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
События начались в то утро, когда Костя проспал.
Я забыл, когда последний раз был в театре.
Вопрос №
3
В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?
Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
Как только начало светать, мы двинулись дальше.
Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.
Вопрос №
4
В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное места?
Решено было идти завтра, если дождь перестанет.
Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул.
Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек.
Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные розы.
Вопрос №
5
В каком предложении надо поставить только одну запятую?
В том году где мы с вами встретились ваш любимый куст хризантем расцвел.
Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.
Там где ветры слизали снег земля по ночам гулко лопается.
Оттуда куда мы направлялись поднимался широким облаком дым от лесного пожара.
Вопрос №
6
Какое предложение содержит придаточное места?
Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.
Забрел я в дальний лес, куда никто не заходил.
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Вопрос №
7
Какое предложение содержит придаточное места?
Оказались мы в глухомани, куда не ступала нога человека.
Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
В избушке, где я ночевал, на столе горела лампа.
Вопрос №
8
В каком предложении надо поставить только одну запятую?
Гром ворчал так долго что казалось он обегает кругом всю огромную землю.
Оттуда куда с лаем побежали собаки слышались крики.
Стая ласточек так мелькала у воды как будто сеть раскинули над прудом.
Нынче в пять часов утра когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.