-
Реализация принципа «эстетической вненаходимости» в психологическом консультировании.
Позицию эстетической
вненаходимости занимает автор по
отношению к своему герою. Что собой
представляет это понятие? В первую
очередь, голос как личностная позиция,
целостная позиция личности должен
иметь место исхождения в пространстве.
Поэтому эстетическая вненаходимость
предполагает существование другого
человека и его понимание. Но понимание
не значит вчуствование, говорит Бахтин,
не значит постановка себя на место
другого. Это именно диалог, совершаемый
между двумя людьми или позициями. Если
даже он совершается согласно, то
раздельность позиций должна сохраняться.
Для объяснения того, как это возможно,
Бахтин и вводит понятие эстетической
вненаходимости.
Термин эстетической
вненаходимости берет свое начало от
восприятия искусства. Например, картина
требует некоторого расстояния, чтобы
быть увиденной. Нельзя слиться с
картиной, если мы желаем ее увидеть,
понять, необходимо как раз дистанцироваться,
с расстояния охватить ее целостность,
а ее смысл – услышать в диалоге с
автором.
Это подразумевает
освобождение от случайного, ситуативного,
необязательного человеческого. Автор,
как и зритель или читатель, должен быть
в этом отношении безупречен, даже
объективен. Значит, герой должен быть
свободен от всего личностно‑случайного,
проецируемого на него. Потому что герой
ни в коем случае не является образом
самого автора или читателя. Создавая
героя, автор предоставляет возможность
самому герою сказаться.
Именно в таком
смысле автор должен занимать позицию
вненаходимости или быть объективирован
относительно того, что он творит, быть
предельно честным, чтобы дать сказаться
тому, что он творит, не замутняя это
своим привнесенным взглядом, образом,
предубеждением. Такая позиция автора
переносится в психологию как позиция
психолога по отношению к другому
человеку.
-
Отличие
психологической помощи от остальных
форм помогающей деятельности. -
Исторические
формы психотерапевтического опыта в
обществе
-
Социокультурные
предпосылки возникновения института
психологической помощи (по Бондаренко
А. Ф,).
1) развитие
экспериментальной психологии, начавшееся
с создания в 1879 году первой психологической
лаборатории В. Вундта;
2) гуманизация
отношения к психически больным от Ф.
Пинеля, снявшего цепи с психически
больных в 1793 году, до Ж. Шарко и П. Жане,
описавших истерию и применивших гипноз
для ее лечения. Обнаружение доказательств
материальной обусловленности поражения
психических функций;
3) развитие
тестирования Ф. Гальтона и Ф. Бине,
движение за умственную гигиену;
4) в Бостоне Фр.
Парсон организовал первое
профконсультирование;
5) возникновение
в 40‑х годах прошлого века недирективной
психотерапии К. Роджерса, закрепившей
в общественном сознании представление
о психологической помощи (от
консультирования до психотерапии);
6) институт
религиозного попечительства, возникший
на базе философских и теологических
факультетов, выпускники которых
предназначались для оказания практической
помощи людям, попавшим в трудную
житейскую ситуацию.
-
Характер
перспективных целей и задач
консультирования: адаптация, развитие
личности и становление ее жизненного
пути.
Обобщим
разные
процессуальные цели
в
три группы – адаптации,
коррекции, становления личности, в
зависимости от области психического
бытия человека, в которой должны
произойти изменения.
Цели
и задачи могут очерчиваться областями
бытия, условно названными
«уйти
от», «придти к» и
«выйти
за».
Первые
две перекликаются с определениями
свободы, данными Э. Фроммом как «свободы
от» и «свободы для».
-
Раскрыть характер
краткосрочных и ситуативных целей и
задач в консультировании.
Вычленяются из
спектра личностной проблематики, могут
определяться самим клиентом, но должны
быть переформулированы психологом
(например, такие цели как самоопределение
(идентичность), выбор (принятие решения),
самосознание (личностная рефлексия),
совладание с критической ситуацией и
т. д.).
○ Связанные с
самим содержанием запроса, с личностной
проблематикой, по поводу которой
обращается клиент
○ Связанные с
развитием отношений психолог-клиент
(снятие защит, подбор форм и техник
работы, определение степени готовности
к работе)
○ Связанные с
профессиональным самоопределением
самого психолога (личностного развития
психолога, благополучия и развития
мастерства).
-
Виды
и формы проведения консультативной
сессии.
Индивидуальная, групповая, семейная… -
Терапевтический
потенциал клиента: определение и
факторы.
В самом начале
взаимодействия с клиентом возникает
задача, которая нами была выделена в
общем списке как принятие решения о
сотрудничестве с клиентом и оценка
возможного отказа от работы. Это задача
общей ориентировки в личностном
потенциале клиента и постановки прогноза
перспектив совместной работы, которую
мы рассмотрим детальнее. Именно прогноз
успешности может дать психологу
обоснованное основание для отказа от
работы с этим клиентом.
По анализу
характеристик клиентов, связанных с
положительным исходом терапии,
обнаружено, что к ним относятся люди с
высоким интеллектом, образованием,
высоким социальным статусом, эмоционально
уравновешенные и переживающие острые
проблемы. Вместе с этим, отрицается
влияние на успешность терапии таких
факторов как пол, возраст, расовая
принадлежность. Понятно, что люди,
наиболее нуждающиеся в получении
психологической помощи, менее всего
оказываются способными ее получить.
Эти ограничения могут носить как
объективный характер (болезнь, нищета,
временные затраты), так и личностный.
Поэтому многие психотерапевты склонны
говорить о трудных психотерапевтах,
которые не понимают клиентов, так не
похожих на них самих.
Проблема оценки
терапевтического потенциала клиента
двунаправлена. С одной стороны, она
включает оценку состояния клиента, с
другой – возможности консультанта
преодолеть характеристики, негативно
влияющие на успешность терапии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подборка по базе: 2 Иерархическая структура работ по проекту (1).pdf, Состав структура и динамика расходов и доходов на примере МО ГО , Бесплатные ответы на тесты Университета Синергия по предмету _уп, ДАИ итоги по предмету2сем.docx, +Рабочая программа по предмету Литературное чтение 1А класс-1.do, Практическая работа № 4 _Проектирование учебного занятия на осно, Орг структура.docx, Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от , Практическая работа № 3 Сформулируйте предметную учебно-познават, Лекция 1. Психологическая структура личности и психологические.p
Тема 1. Предмет и структура консультативной психологии
01. Объект изучения консультативной психологии —
a. человек, группа или система людей как субъект психологической помощи
02. Ответьте, верно ли утверждение: «Вследствие того, что анализ психологической реальности клиента — уникальный процесс, протекающий в определенных условиях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки не является окончательно разрешенной» a. верно
03. Ответьте, верно ли утверждение: «Вследствие того, что анализ психологической реальности клиента — не уникальный процесс, протекающий в определенных условиях между двумя конкретными людьми, задача обоснования консультативной психологии как науки является окончательно разрешенной». b. неверно
04. Предмет исследования консультативной психологии включает в себя следующие составляющие:
a. социально-психологические характеристики индивида как субъекта психологической помощи
b. феномены, возникающие в результате взаимодействия индивида со средой и являющиеся причиной для обращения за психологической помощью
c. социально-психологические характеристики групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи
d. психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга
e. психология профессиональной подготовки и профессиональной деятельности психолога-консультанта
f. психологические теории и технологии оказания консультативной помощи, а также их сравнительная эффективность
05. Личность и (или) группа как субъект психологической помощи со всей присущей ей спецификой социально-психологических характеристик и взаимодействий — это… a. клиент
06. Характер контакта психолога и клиента, динамика отношений субъектов консультирования друг к другу, а также все цели и задачи, решающиеся либо изменяющиеся в ходе консультирования — это… b. процесс
07. Теоретическая консультативная психология
a. разрабатывает модели возникновения трудностей (проблем) в развитии личности (пары, группы, организации), прогнозирует их динамику
08. Эмпирическая консультативная психология
b. описывает явления, показывает внутренние закономерности их возникновения и развития
09. Практическая консультативная психология
c. разрабатывает способы и реализует программы эффективного воздействия на эти явления
Тема 2. Определение психологического консультирования
Начало формы
01. Психологическое консультирование — это отрасль науки и практики, основными функциями которой являются:
a. оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент
c. профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем
e. содействие людям в открытии и реализации их потенциала
02. Психологическое консультирование рассматривается как:
a. процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов
c. помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией
e. восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику
03. Консультирование предоставляет клиенту помощь, направленную на выполнение следующих задач:
a. разрешение актуальных жизненных проблем
b. развитие, социализацию и самореализацию личности
d. достижение более полной внутриличностной интеграции путем согласования личных и социальных интересов
f. выработку альтернативных способов поведения, адекватных определенным жизненным ситуациям
h. осуществление выбора и принятие ответственности за этот выбор
04. Анализ различных понятий консультирования позволяет разделить их на две большие группы, стоящие на позициях:
a. воздействия на клиента
c. взаимодействия с клиентом
05. Умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью — это…
a. доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
06. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент — b. ориентация на нормы и ценности клиента
07. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, давать рекомендации другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема — это принцип…c. запрет давать советы
08. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям — это…
d. анонимность
09. Запрет перехода с клиентами на дружеские отношения или попытки оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам — это принцип… a. разграничение личных и профессиональных отношений
10. Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально вовлеченным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом.
b. включенность клиента в процесс консультирования
11. Склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты — это… a. «перенос»
12. Склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом — это… b. «контрперенос»
Тема 3. Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи
01. Полюс психологического консультирования
a. связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений
02. Полюс психотерапии
c. устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности
П рактическая 1
Тема 4. Профессия психолога-консультанта
Вопрос 1
01. Ответьте, верно ли утверждение: «По существу, основная техника консультирования — «психолог как инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта».
a. верно
02. Ответьте, верно ли утверждение: «По существу, основная техника консультирования — «психолог не инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование клиента, выступает его собственная личность». b. неверно
03. Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него:
a. высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости
04. От психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и
b. особое «профессиональное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей
05. Ценностная нейтральность психолога — это
b. осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания
c. интегрированность профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму
06. Выберите верное утверждение:
a. Эффективное консультирование — это процесс, который осуществляется вместе с клиентом, но не вместо него
Тема 5. Типология клиентов и особенности взаимодействия с ними
01. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений — это a. Не уверенный в себе клиент
02. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения — это
b. Уверенный в себе клиент
03. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте, он неглуп, но проблема в характере, склонен запускать свои проблемы — это…c. Клиент все знающий и доверяющий только себе
04. Очень часто это человек, с нелегкой жизнью, одинокий, чувствительный, добрый, и страдающий вследствие своей доброты – это d. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину»
05. Стремится к точному знанию о себе и окружающих — это
a. Рационалистичный, реалистичный клиент
b. Прагматически ориентированный клиент
06. Считает личность уникальным, таинственным образованием, его привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути — это…
c. Интуитивно ориентированный клиент
d. Эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент
07. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:
a. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане
b. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей
08. Женщине-консультанту при работе с мужчиной
a. можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации
09. Мужчине-консультанту при работе с женщиной
b. следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии
10. Ответьте, верно ли утверждение: «В психологическом консультировании с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно». a. верно
Тема 6. Различные ролевые позиции психолога-консультанта
01. Позиции «нейтральный советчик» или «программист» подойдут
a. для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек
02. Позиции «зеркало» и «программист» более подойдут
b. для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума
03. Позиция «психолог-слушатель» подойдет
c. для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями
04. Позиция психолог-«катализатор» подойдет
d. для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению
05. Наиболее распространенные непрофессиональные роли, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни, можно описать так:
a. выслушав клиента, консультант может посочувствовать ему, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него
c. консультант демонстрирует клиенту свое знание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь как единственно правильный
e. консультант старается поставить клиенту диагноз, задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает банальные советы
06. Наиболее распространенные непрофессиональные роли, которые консультант ошибочно начинает играть в процессе консультирования в силу того, что они ему хорошо знакомы из обычной жизни, можно описать так:
a. консультант имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить
c. консультант использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии
Практическая работа 2
Тема 7. Структура процесса консультирования. Первый этап
01. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации…
a. о процессе консультирования
Тема 8. Второй этап: Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
01. Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез» включает:
a. Эмпатическое слушание
c. Принятие концепции клиента на этапе расспроса
e. Структурирование беседы
g. Осмысление того, что говорит клиент
02. Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез» включает:
b. Вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей
d. Изложение своей гипотезы (интерпретации клиенту)
f. Обсуждение и коррекция гипотезы
Тема 9. Третий и четвертый этапы консультирования
Начало формы
01. Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена цепочка событий
a. Работа с установками клиента (их коррекция)
02. На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим.
b. Изменения в поведении клиента
03. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия: подведение итогов беседы, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами, прощание консультанта с клиентом
a. Завершение консультативной беседы
04. Существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:
a. Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования
c. Клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения
e. Клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время
Цели и задачи психологического консультирования. Подходы к психологическому консультированию
в отечественной психологии
Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.
Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному — в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.
Алешина Юлия Евгеньевна (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
- 1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
- 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
- 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь — показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
- 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее — не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И, наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.
Рассмотрим, как решается вопрос о целях и задачах психологического консультирования в других подходах к психологическому консультированию, выработанных в рамках отечественной психологической традиции.
Абрамова Галина Сергеевна (2001, с.186) определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
На близких позициях находится Кочюнас Римантас-Антанас Броневич (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь — появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Эти черты Кочюнас Р.-А. Б. подробно описывает (1999, с.25-32). Во многом появление этих черт у консультанта Кочюнас Р.-А. Б. связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.
Обозов Н.Н. (1993) , как мы уже говорили, цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну — изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Обозов Н.Н. заложил основы типологии клиентов, наметил адекватные способы поведения по отношению к разным типам клиентов психологов-консультантов.
Флоренская Тамара Александровна (1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подходом. В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет задачу помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флоренская выделяет два образования:
- 1. «Эмпирическое обыденное Я» — средоточие прижизненно приобретенных личностью качеств.
- 2. «Духовное Я» — некий врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточие нравственной и творческой интуиции, подсказывающее человеку, что и как, каким образом необходимо делать, что нравственно, эстетично, а что нет.
С точки зрения Т.А. Флоренской, высшие проявления любви, готовность к самопожертвованию, способность преодоления инстинкта самосохранения ради высшего смысла — проявления «духовного Я» человека.
«Духовное Я» может не осознаваться или смутно осознаваться, но, даже будучи неосознанным, оно может руководить человеком, если его установки не противоречат голосу его «Духовного Я». Формой сосуществования «Духовного Я» и «Эмпирического обыденного Я» является внутренний диалог. «Духовное Я» и «Эмпирическое обыденное Я» нередко вступают в конфликт, следствием чего может быть вытеснение «Духовного Я» из сознания, отказ от желания прислушиваться к его голосу. Симптомы такого вытеснения — томящие человека неудовлетворенность, бессмысленность существования, нежелание жить.
Флоренская Т.А. описала условия, при которых личность может возвратиться к осознанию реальности своего «Духовного Я», начать жить в соответствии с его требованиями. Во-первых, в результате участливого выслушивания клиента он сам может вернуться на позиции своего «Духовного Я». Если этого не происходит, то психолог, во-вторых, может поступить следующим образом. Услышав в рассказе клиента внутренний диалог, психолог-консультант встает в этом диалоге на предполагаемую позицию «Духовного Я» клиента, таким
образом, пробуждает и подтверждает его собственное духовное знание. Важным условием работы здесь является «позиция вненаходимости» — психолог не должен опускаться до доводов «Эмпирического обыденного Я» клиента, становиться на предлагаемую ими позицию.
Копьев Андрей Феликсович (1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф. Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения.
Первой задачей на пути к этому является достижение «диалогического прорыва», то есть момента, когда происходит преодоление болезненной самозамкнутости личности в отношении существенных сторон бытия. Признаками самозамкнутости являются страх самораскрытия, дискомфорт от ощущения того, что придется перейти к общению, более глубокому, более личностному, возможно измениться в процессе этого общения. Человек боится динамики внутри своей личности и вне нее, он почти потерял пластичность. Он держится за свою усвоенную в процессе жизни ригидность и боится ее потерять. Психолог же, будучи готов к диалогу, побуждает к нему клиента. Состояние самозамкнутости у клиента должно смениться состоянием диалогической интенции — готовности серьезно и с полной самоотдачей обсуждать и решать свои проблемы здесь и сейчас, с данным консультантом. Состояния закрытости, самозамкнутости являются состояниями блокады диалогической интенции. Примером такой блокады может быть и повышенная говорливость.
Копьев А.Ф. описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:
- 1. Психологическая интоксикация. Выглядит как совершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к психологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффективным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных категорий. Сродни обыденному объяснению «Среда заела». Подлинные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологическим диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к психологу выполняет защитную функцию — позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу человека за то, что происходит в его судьбе.
- 2. Эстетизация личностных проблем. Человек воспринимает свои проблемы, невзгоды и «комплексы» как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения — «фабрики грез». В результате, одержимый другим, двойником человек не может жить для себя. Клиенты говорят об «этапах большого пути», сообщают, что «это — материал для романа». Человек становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.
- 3. Манипуляция—пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь — активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.
В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции А.Ф. Копьев предлагает использовать молчание. Консультант должен сохранять «душевную автономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы «свободное пространство», побуждающее клиента к самораскрытию и самоопределению.
Капустин Сергей Александрович (1993) основную цель психологического консультирования видит в разрушении полярности оценочной позиции. Оценочная позиция — пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных. Полярность оценочной позиции чаще всего бывает навязана человеку его социальным окружением, она не является результатом его свободного самоопределения. При этом человек отказывается от свободного самоопределения в жизни, сознательно отвергает оппозиционные по отношению к оценочной позиции требования жизни.
Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995) определяют свой подход к психологическому консультированию как проблемный. Цель работы психолога-консультанта они видят в решении клиентом своих психологических проблем. Акцент здесь делается на слове «Проблемы». Проблемы ставятся в центр работы и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Он ощущает дискомфорт и стремится от него избавиться. Он зачастую далек от мыслей о том, что возможно в том, что он столкнулся с проблемой, имеется положительный для него смысл. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти этот смысл. Обращается внимание на то, что в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь.
Заметим, что эти психологи являются авторами и еще одного интересного пособия, только фамилии их на обложке этого пособия поменялись местами — Васьковская С.В., Горностай П.П. (1996). В этом пособии изложены примеры психологического консультирования применительно к значительному количеству консультативных ситуаций, приведены различные варианты работы для каждой ситуации в зависимости от результатов диагностики. Книгу эту можно найти, например, в Российской государственной библиотеке.
Мастеров Борис Михайлович (1998) свой подход к психологическому консультированию называет реконструктивным. Первоочередной задачей психолога-консультанта в рамках этого подхода является реконструкция в ситуации «здесь и теперь» фрагмента субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Следующей задачей психолога-консультанта является обращение внимания клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, которые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал. Это помогает клиенту получить новый опыт в реконструированной реальности, что можно определить в рамках данного подхода как цель консультирования.
Мастеров Б.М. выделил и описал базовые элементы субъективной картины мира, позволяющие облегчить и систематизировать процесс вычле
нения в тексте клиента глубинных категорий. Это, прежде всего, пространство, время и оценка. Выделены миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов; физический, эстетический, психологический, символический и другие миры.
Юпитов А.В. (1995) выдвинул интересную цель для психологического консультирования применительно к особенностям психологического консультирования в вузе — воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности, опосредование текущих инструментальных действий в разных ситуациях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текущего поведения в соответствии с этими ценностями. Например, стоит ли ссориться с пусть даже некомпетентным преподавателем, если это закроет дорогу к диплому и к последующей деятельности, которая имеет для тебя большой смысл. Продвижение по направлению к этой цели выдвигает задачу изучения ценностно-смысловых ориентаций личности на диагностическом этапе консультирования.
Меновщиков В.Ю. (1998) цель психологического консультирования определяет как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Психологическое консультирование он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление. Люди редко воспринимают свои затруднения как задачу, ориентированную на мышление. В этом, возможно, их ошибка. Потребность в мышлении возникает, когда в ходе жизни перед человеком встает новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Именно в проблемных ситуациях возникает потребность в консультировании. Такой подход к психологическому консультированию выдвигает задачу овладения специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. Этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса.
Елизаров А.Н
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое консультирование
направлено на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Методы консультирования требуют от психологов разных
профессиональных знаний и навыков. В какой—то мере они выражают различные подходы при обслуживании
клиентов, разные профессиональные убеждения, связаные с неодинаковыми профессиональными
ценностями и критериями.
Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках
диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству
клиента. Как сделать так, чтобы результаты психологического консультирования, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективно решали
задачи психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации
его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей
разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления
кризисных ситуаций?
В данной работе мы
попытались рассмотреть разнообразные возможные подходы к отношениям
психолог-клиент с точек зрения разнообразных психологических школ, начиная с
основоположника психоанализа З. Фрейда и заканчивая новейшими психологическими
школами. Основной акцент в работе сделан
на два, принципиально разных подходах к
отношениям психолог-клиент – на диалогический и триалогический подходы к
консультированию.
В связи с
вышесказанным цель данной работы
формулируется следующим образом: максимально полный обзор особенностей
отношений психолог-клиент в различных концептуальных направлениях
психологического консультирования.
Для решения поставленной
цели в представленной работе будут решаться следующие задачи:
1.
обзор научной литературы
по представленной проблеме;
2.
рассмотрение
теоретических основ отношений психолог-клиент;
3.
анализ двух основополагающих подходов к
отношениям психолог-клиент в современном психологическом консультировании:
диалогического и триалогического.
В соответствии с
актуальностью, целью и задачами построена структура данной работы:
·
В первом параграфе
первой главы представлен обзор научной литературы по рассматриваемой проблеме.
Во втором параграфе первой главы рассмотрены теоретические основы
взаимоотношений психолога-клиента, основанных на первоначальном анализе
характера клиента.
·
Во второй главе приведен
анализ диалогического и триалогического подходов к психологическому
консультированию.
·
Непременными составляющими композиционной
структуры данной работы выступают «введение» и «заключение», а также список
использованной литературы. Во введении представлена актуальность проблемы, цели
работы и её структура. В заключении приводится материал, полученный в
результате воплощения поставленных целей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГ-КЛИЕНТ
1.1. Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в
разных психологических направлениях
Мир современного психологического консультирования и
психотерапии – это около пятисот (!) разновидностей активной психологической
работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и
круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика консультативного и психотерапевтического
общения. Такая ситуация складывалась постепенно, на протяжении десятков лет,
начиная с конца ХIХ века,
когда новаторские исследования З. Фрейда очертили сферу психоанализа – первой
разновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению своего
основоположника, являлся «не специализированной областью медицины… [но] частью
психологии, конечно, не всей психологией, но ее подразделом…».
Последующее развитие данной сферы практической
психологии теснейшим образом связано с дифференциацией всего корпуса
психологического знания, с возникновением основных направлений и школ
современной психологии – глубинной, поведенческой, когнитивной,
экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной. Параллельное и
координированное развитие психотерапии-консультирования и психологии,
неизменное присутствие психологического компонента в составе
психотерапевтических-консультативных практик иллюстрируют содержательные и
генетические связи психотерапии-консультирования и психологии и, прежде всего,
психологии личности.
Создавая сферу психотерапии-консультирования в
качестве раздела практической психологии, ее основоположники – от З. Фрейда и
К.Г. Юнга до К. Роджерса и Р. Мэя – указывали на непременность ее
теоретической, концептуальной составляющей, на чрезвычайную значимость
психологического знания для практической психотерапевтической и консультативной
работы. Так, Р. Мэй писал: «… нам следует начать с определения понятия
«личность». Сознательно уклонившись от такого определения, консультант
сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с
клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества
хотя бы своего консультанта, или любимого героя, или черты характера,
считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт
сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное
дело причудам подсознания».
Отношение между теорией и практикой в сфере
психотерапии-консультирования, отношение практиков к теоретическим концепциям и
моделям с самого начала и по настоящее время оформляется двояким образом – либо
как репродуктивное, либо как
продуктивное отношение. В первом случае акцент ставится на воспроизведении в
практике той или иной традиции психологического теоретизирования, того или
иного психотерапевтического мифа (от психоаналитического до трансперсонального).
Во втором случае акцент переносится на создание, порождение нового способа,
новой формы такого теоретизирования или мифотворчества. Если репродуктивное
отношение между теорией и практикой, между психологией и
психотерапией-консультированием обеспечивает существование традиционных школ и
направлений в этой сфере, то продуктивное отношение обеспечивает возникновение
новых разновидностей психотерапии-консультирования. В зарубежной (прежде всего
Западной) психологии оба эти отношения представлены весьма полно: наряду с
направлениями и школами, существующими десятки лет, мы видим непрестанное
возникновение десятков, а теперь уже и сотен новых разновидностей
психотерапии-консультирования. Такова вполне благополучная и естественная
ситуация допарадигмальной стадии развития данной сферы практической психологии
на Западе.
Совершенно иная ситуация наблюдается в отечественной
психологической науке. Развитие данного раздела практической психологии на
протяжении советского периода российской истории, по своей продолжительности
вполне сопоставимого с периодом развития психологии-консультирования в целом,
было весьма драматичным. Идеологическая и педагогическая ангажированность
психологии в СССР обусловила сначала ликвидацию традиционных разновидностей
психологической практики (особенно показательна в этой связи судьба
психоанализа в Советской России). В условиях тоталитаризма формировались лишь
такие психологические направления и школы, которые, несмотря на всю свою
психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютно неспособными
служить теоретическим основанием реальной практики
психотерапии-консультирования. СССР, а затем и страны социалистического лагеря
на протяжении десятилетий существовали как «здоровые» страны, населенные
«здоровыми» компенсированными невротиками и «психотиками» диссидентами.
Конечно, падение «железного занавеса» в конце 80-х гг. кардинальным образом изменило ситуацию в
отечественной психологии. Однако это изменение предельно отчетливо выявило проблему
соотношения отечественного и мирового наследия в области
психотерапии-консультирования, проблему репродуктивного и продуктивного
отношения отечественных психологов и
психотерапевтов к этому наследию. Данную проблему можно сформулировать в виде
следующего перечня вопросов. Возможно ли продуктивное отношение отечественного
психолога (психотерапевта-консультанта) к существующим в данной сфере практической психологии направлениям и
школам? Можно ли заниматься данной практикой, не «импортируя» при этом западные
теоретические концепты? Существуют ли отечественные разработки, которые можно
сделать теоретическим основанием для психотерапии-консультирования?
1.2.
Факторы, помогающие консультанту в общении с клиентом
Отличительной чертой
консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их
надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему
улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение
лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант
учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая
«открытая книга», а как новая страна перед путешественником, где все
свежо, интересно и требует понимания.
Каждая деталь в человеке
добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице
– все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом
поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в
манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление и
мы ощущаем это почти интуитивно.
Не стоит забывать, что все эти проявления
характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту
следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько
парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов и выражений лица, они
лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом
отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему
нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух
разных лиц.
В данном случае можно сформулировать
общее предостережение для консультантов: предположительный вывод о личностной
модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех
доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье,
конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом,
успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на
особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным
основанием для окончательного вывода. Даже два, три, четыре признака не дают
достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на
одни и те же особенности характера, может стать основой для более или менее
надежной гипотезы.
Консультант получает первое впечатление о
характере клиента уже по его манере подходить к кабинету. Твердый, размеренный
шаг указывает на мужество; запинающаяся походка говорит о нерешительности,
робости и тайном желании избежать встречи с консультантом. Рукопожатие давно
признано важным моментом в распознавании характера. Вялое, краткое рукопожатие
словно говорит за человека: «Мне не хотелось этой встречи». Такой
человек либо робок со всеми, либо просто боится именно этой встречи. Грубоватое,
крепкое рукопожатие, когда ваш собеседник словно клещами сжимает вашу руку и с
энтузиазмом трясет ее, говорит о желании клиента предстать перед вами эдаким
прямым потомком мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться
попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности. Рукопожатие – это символ
союза двух лиц и, когда оно выражает искреннее дружелюбие, интерес к человеку и
желание дать, а не взять, тогда оно говорит о душевном здоровье личности.
Что касается одежды человека, то ее
значение подтверждается даже поговоркой. В течение своей многовековой истории
человек приучился читать многое в манере одеваться. Неверно, что «человека
делает одежда», но верно то, что отдельные детали наряда могут намекнуть
на характер его владельца. Фрейд разъясняет этот момент с психотерапевтической
точки зрения: «Все, что человек делает со своей одеждой, часто даже сам
того не замечая, представляет не менее важный интерес для врача и заслуживает
его внимания. Любое изменение в привычном одеянии, любой недочет, не застегнутая
пуговица, например, любая привлекающая внимание деталь, все это средство
выражения чего-то такого, о чем сам человек не хочет говорить прямо; как
правило, он делает это совершенно бессознательно».
Неопрятность в одежде, неухоженные
волосы, рваные шнурки ботинок и тому подобное очень красноречиво говорят о
самом человеке. С другой стороны, человек, о котором хочется сказать
«отутюженный с головы до пят», сдувающий с себя пылинки, с безупречно
ровным галстуком и отполированными ногтями, как правило, склонен придавать
чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни. В одной из последующих
глав мы будем говорить о религиозном неврозе или неврозе принуждения. Так вот,
особенно преувеличенную тщательность в одежде проявляют страдающие этим видом
невроза.
Если женщина красит ногти зеленым лаком
или злоупотребляет косметикой, это для нее лишь способ сказать, что она
нуждается в нашем внимании. Либо она испытывает недостаток искреннего внимания
со стороны близких, либо избалована настолько, что ее требования выходят за
рамки разумного. В обоих случаях неординарную косметику следует воспринимать
как симптом глубоких личностных нарушений.
Особое внимание обращает на свой наряд в
день приема тот, кто сильно волнуется по поводу встречи с консультантом. Если
клиентка является в кабинет принаряженной, консультанту ясно, что она
нервничает по поводу предстоящей беседы. С другой стороны, изысканность туалета
может указывать на субъективный, возможно, неосознанный интерес к консультанту
как к мужчине. В таком случае, чтобы избежать привнесения субъективного
элемента в беседу, консультанту особенно важно правильно понять значение
нарядной одежды. Неряшливо одетый гость говорит своим видом о неуважении к тем,
с кем ему предстоит провести вечер. А если у человека постоянно неопрятный вид,
то это говорит об отсутствии у него всякого интереса к окружающим.
Еще одной подсказкой для понимания
клиента служит расстояние, на котором он с вами общается. Если он придвигает
свой стул поближе к консультанту, это можно воспринимать как дружеское
расположение. Если вас разделяет значительное расстояние, значит, существует
невидимый барьер. Такое значение придавал расстоянию Адлер, а я бы назвал
дистанцию между двумя людьми чем-то вроде «геометрии любви». Движение
в сторону партнера указывает на дружелюбие, заинтересованность и другие аспекты
любви, в то время как движение от партнера выражает неприязнь и прочие
отрицательные эмоции. Само собой разумеется, что в нашем обществе люди
настолько приучены владеть собой, что не позволяют себе явно выказывать
подобные эмоции в своих движениях. Но даже слегка вскинутая голова или едва
заметный наклон в сторону или от собеседника не ускользают от внимания
консультанта. Нормой и признаком идеального душевного здоровья является
свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, или, другими
словами, состояние объективной любви. Невротик, постоянно демонстрирующий
движение прочь, не способен испытывать чувство любви.
Если научиться улавливать неприметные
мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей, то можно разгадать
их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим
мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или
нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил
в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.
Есть много признаков, по которым можно
определить, что клиент нервничает во время приема. Это заметно по тому, как он
без конца то закидывает ногу на ногу, то распрямляет их, или напряженно сжимает
ручки кресла, или по его скованной манере держаться. Тогда мы задаем себе
вопрос: почему этот человек нервничает? Иначе говоря, что он скрывает или с чем
ведет внутреннюю борьбу? Ответ на эти вопросы выведет нас на его личностную
проблему.
В чтении характера большое значение имеет
также мимика. Многие из нас способны с достаточной точностью прочитать значение
непроизвольных изменений в выражении лица собеседника, но, как правило, не в
состоянии распознать, что скрывается за притворной маской. Консультант должен
обладать способностью читать по лицу клиента переживаемое им чувство, будь то
радость, боль или страх. Но, помимо этого, он должен уметь разглядеть эту боль
за видимой маской уравновешенности и непринужденности. Как правило, у вечно
улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует
безукоризненную выдержку, лишь прикрывает этим глубокую обеспокоенность своими
проблемами.
Достоевский, этот тонкий исследователь
человеческой натуры, точно подметил: «Смех человека может сказать о его
характере гораздо больше, чем скучное психологическое обследование».
Примечательно, что невротику не так легко от души рассмеяться. Он может
позволить себе сардоническую усмешку или ироническую ухмылку, какую изображает
провинциальный актер, играющий злодея в старинной пьесе, потому что при такой
мимике уголки рта все равно остаются опущенными. Искренний смех – это признак
душевного здоровья, приглашение к дружелюбию, прямое доказательство
распахнутого отношения к жизни.
О многом может поведать нам интонация
голоса, ибо его музыкальность с выразительностью симфонического произведения
говорит нам об умственном и душевном состоянии говорящего. Даже не расслышав
слов, по одной только интонации можно понять смысл сказанного. Отчетливый,
ясный голос говорит об искренности, твердый – о мужестве, а если голос
проникает вам в самую душу, это говорит об интересе к людям. Если человек
мямлит или бормочет себе под нос так, что вы изо всех сил напрягаетесь, чтобы
его расслышать, ясно, что он не горит желанием сблизиться с вами.
Голос наиболее точно отражает состояние
нервозности и душевного разлада. Если клиент говорит медленно и старательно
контролирует себя можно предположить,
что он испытывает определенные психологические напряжения. Мы уже говорили о
том, как можно определить скрытые подавления и торможения по тем фразам, на
которых клиент запинается, смущается или прибегает к повторам. Когда клиент
начинает усиленно возражать консультанту, возникает подозрение, что он сам не
очень-то верит в то, что говорит. И чем больше клиент «упирается»,
тем выше вероятность подсознательного сомнения в истинности собственных слов
(что служит доказательством того, что клиент старается убедить не только своего
слушателя, но и самого себя). С присущей ему проницательностью Фрейд замечает,
что, когда человек пишет или говорит витиевато и околичностями, справедливо
спросить, каким же образом он собирается нас «околпачить»? Прямота
высказываний говорит о честности, но если ваш собеседник чрезмерно многословен
по вполне ясному вопросу, или в его голосе звучит нервная дрожь, или он, как
говорится, ходит вокруг да около, опасайтесь нападения с тыла.
ГЛАВА 2. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ И ТРИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К
КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
2.1. Диалогический подход
В настоящее время основной способ решения проблемы
отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это
своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой
является репродукция и адаптация существующих разновидностей
психотерапии-консультирования – от психоанализа до нейролингвистического
програмирования, от аналитической психотерапии до онтотерапии, от психодрамы до
системной семейной психотерапии, от клиенто-центрированной психотерапии до
фокусирования и т.д. и т.п. Эта
доминирующая и массовая форма приобщения отечественных практических психологов
к современной мировой культуре вневрачебной психотерапии-консультирования
обнаруживает себя соответствующей референтной переводной литературой,
квалификационной подготовкой, сертификационными программами, членством в
ассоциациях, стажировками, системой деловых и личных контактов. Все эти способы
воспроизведения в России западной психотерапевтической-консультационной
практики можно рассматривать, одновременно, и как способы активной экспансии
данной практики. Результатом этого встречного движения является такое
современное состояние отечественной психотерапии-консультирования, при котором
основные направления в этой области представлены исключительно западными
разновидностями. Сама идея продуктивного отношения отечественных практических
психологов к психотерапевтической-консультативной практике представляется, как
правило, либо несвоевременной, незрелой и даже смехотворной, либо совершенно
невозможной и даже абсурдной.
И тем не менее в течение последних 10-15 лет усилиями
ряда отечественных психологов-психотерапевтов (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т.
Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и др.) была предпринята попытка
продуктивного подхода, разработки отечественной разновидности вневрачебной
психотерапии-консультирования. Эта разновидность стала называться диалогическим
подходом. Следует, однако, отметить,
что теоретической базой данного подхода стала отнюдь не советская психология, а
две фактически досоветские внепсихологические концепции – физиологическая
концепция доминанты А.А.Ухтомского (1966) и литературоведческая концепция
диалога М.М.Бахтина (1963). В рамках диалогического подхода диалог выступает, с
одной стороны, как эмпирический факт психотерапевтической-консультативной
практики, как диадическое общение психотерапевта-консультанта и
пациента-клиента, а, с другой, — как основной теоретический конструкт.
Несмотря на то, что разработчики и сторонники
диалогического подхода сближают, почти отождествляют понятия «доминанта на
другом» и «диалог», нам представляется, что семантические контексты данных
понятий образуют скорее антиномичные, нежели синонимичные психологические
концепции. Для А.А.Ухтомского общение изначально монологично, поскольку
ограничено «двойником», той тенью или системой проекций, которая встраивается в
пространство общения между мной и другим, препятствуя непосредственному
контакту и непосредственному общению с другим как другим, замыкая человека в
коконе эгоцентрической (аутичной, нарциссической,
солипсической) доминанты. Непосредственное (диалогическое) общение возможно
лишь в особых случаях, как результат большой и трудной внутренней работы,
завершающейся «смертью двойника» и возникновением принципиально иной, новой
доминанты – доминанты на другом (на собеседнике, на его лице). Для М.М.
Бахтина, напротив, общение изначально диалогично, а сам диалог – универсальная
и абсолютная характеристика человеческого бытия, базовое условие сознания и
самосознания человека. Всякое проявление человека рассматривается в этой
концепции как реплика в этом большом, глобальном диалоге. Поэтому любое
человеческое проявление (даже молчание, бездействие, игнорирование общения и
т.п.) диалогично по своей сути. Монолога
не существует a`priori. М.М. Бахтин писал: «Быть – значит
общаться диалогически… . Два голоса – минимум жизни, минимум бытия» (Бахтин,
1963, с.338-339).
В рамках диалогического подхода к
психотерапии-консультированию противоречие феноменологической (А.А.Ухтомский) и
онтологической (М.М. Бахтин) концепций диалога снимается в психологической
категории диалога как конкретного события общения. В таком диалоге, с одной
стороны, возникает доминанта на собеседнике, происходит размыкание границ
внутреннего мира, прорыв навстречу другому человеку, а с другой стороны, —
актуализируется подлинное, диалогическое бытие человека, его диалогическая
природа. В общении двух людей такой диалог, выступающий как реальная антитеза
монологу, может состояться и не состояться. Степень диалогичности общения
выступает здесь как результат преодоления различных форм неподлинного,
монологического (закрытого, ролевого, игрового, манипулятивного, т.е.
конвенционального) общения. В этой связи
ситуация психотерапевтического-консультативного общения трактуется как
такая ситуация, в которой диалог оказывается возможным.
Развивая содержание основной категории диалогического
подхода, его сторонники разработали четыре основных понятия данного подхода –
позиция вненаходимости, внутренняя диалогичность, диалогическая интенция и
диалогическая позиция.
Позиция вненаходимости – особая,
профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, осваивая которую он
перестает воспринимать внутренний мир собеседника (пациента-клиента) как сферу
своей практической деятельности или как объект рационального анализирования и
гипотезирования, но, напротив, начинает воспринимать этот мир как лишь
отображаемое и понимаемое содержание. Активность психотерапевта-консультанта,
находящегося в позиции вненаходимости, проявляется лишь как его внимание к
различным аспектам внутреннего мира клиента и как его адресованность к
различным психологическим инстанциям (голосам) этого внутреннего мира.
Внутренняя диалогичность – это
важнейшая характеристика внутреннего мира каждого человека (в том числе психотерапевта-консультанта
и пациента-клиента). Внутренняя диалогичность – это результат внутреннего
диалога, идущего в каждом человеке между двумя инстанциями его внутреннего
мира, между его наличным «я» и его духовным Я. Психотерапевтическая-консультативная
ситуация – это ситуация встречи (совмещения) двух внутренних диалогов, один из
которых блокирован, приостановлен или
затруднен (у пациента-клиента), а другой (у психотерапевта-консультанта)
осуществляется свободно и беспрепятственно. Психотерапевтический-консультационный
процесс развивается при этом как последовательность четырех основных этапов общения:
—
участливое выслушивание психотерапевтом-консультантом
голоса наличного «я» пациента-клиента;
—
восприятие психотерапевтом-консультантом голоса
духовного Я пациента-клиента;
—
озвучивание психотерапевтом-консультантом голоса
духовного Я пациента-клиента;
—
встреча наличного «я»
и духовного Я пациента-клиента,
восстановление внутренней диалогичности, освобождение, очищение
(катарсис) и исцеление (обретение целостности) внутреннего мира
пациента-клиента.
Диалогическая интенция – это
характеристика внутренней активности пациента-клиента в ситуации блокирования и
фрустрации собственной внутренней диалогичности. Диалогическая интенция – это
возможность внутренней диалогичности, обратная сторона тех реальных
затруднений, которые испытывает пациент-клиент при вступлении в диалог с
психотерапевтом-консультантом. Само существование диалогической интенции пациента-клиента
ставит перед психотерапевтом-консультантом задачу ее провокации. При этом общим
методическим решением в данном случае является так называемый «принцип
молчания» (А.Ф.Копьев) как специально создаваемый
психотерапевтом-консультантом дефицит
значимых реакций, депривация обратных связей в общении с пациентом-клиентом.
Диалогическая позиция – это
профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, образуемая комплексом его
установок или внутренних постулатов, в числе которых:
—
постулат внутренней диалогичности любого человека;
—
постулат неравенства позиций психотерапевта-консультанта
и пациента-клиента как следствие особой диалогической, вненаходимой и т.д.
позиции профессионала;
—
постулат
допустимости условного принятия и оценивания
психотерапевтом-консультантом наличного «я» пациента-клиента;
—
постулат незавершенности и неопределенности субъектной
природы пациента-клиента;
—
постулат допустимости совета как средства установления
контакта с пациентом-клиентом, актуализации в его сознании тех или иных
содержаний, указания на игнорируемые аспекты его собственной проблемы;
—
постулат свободы и ответственности пациента-клиента за
свою жизнь.
Не претендуя на сравнительный анализ и сопоставление диалогического подхода
с какими бы то ни было разновидностями психотерапии-консультирования (эта
большая и непростая работа еще должна быть сделана), нам хотелось бы
остановиться на оценке данного подхода per se.
Во-первых, следует отметить, что диалогический подход
не существует как единое и целостное направление, он представлен в работах
своих сторонников в виде особых, иногда весьма различающихся друг от друга
вариантов или версий. До настоящего времени никто еще не предпринял попытки
интегрировать эти версии в одно целостное, систематически разработанное и
представленное единым сообществом психологов-практиков направление.
Во-вторых, разработки в рамках диалогического подхода
отличает, как это ни парадоксально, монологичность, отсутствие диалога с
современным многообразным миром психотерапии-консультирования. Отсутствие
эксплицированного психологического референтного круга восполняется при этом
подчас имплицитными прикреплениями к православной, святоотеческой «христианской
психологии».
В-третьих, множественность, неоднородность, а подчас и
противоречивость источников, вариантов и методологических ориентаций внутри
диалогического подхода во многом определяют его многоаспектную маргинальность,
его положение между наукой и религией, мировой и отечественной психологий,
досоветской и советской психологией.
И, наконец, в-четвертых, некоторые постулаты
диалогического подхода, имеющие непосредственное отношение к практике
психотерапии-консультирования, явно не согласованы между собой и противоречивы.
Например, допустимость условного принятия и оценивания пациента-клиента в
работе психотерапевта-консультанта никак не согласуется с пониманием
собеседника не как объекта исследования, диагностики и воздействия, а как
равноправного субъекта живого диалогического общения; постулируемое неравенство
позиций участников психотерапевтического-консультационного общения очевидным
образом противоречит самой идее диалога
как равноправного общения; и т.д.
2.2. Триалогический подход
Разработка диалогического подхода к
психотерапии-консультированию представляется нам крайне важным и до последнего
времени единственным прецедентом продуктивного отношения к данной сфере
отечественных психологов-практиков. Вместе с тем, рефлексия проблемных аспектов
диалогического подхода в сочетании с собственной теоретической и практической
работой автора позволили сформулировать совокупность идей и положений, развивающих,
с одной стороны, общепсихологическую концепцию личности и сущности человека
(Орлов, 1995), а, с другой, — систему основополагающих понятий и представлений
самого диалогического подхода. Исходя из представлений автора о структуре
личности как интрапсихической триаде инстанций (персона, тень, лик) и
представлений А.А.Ухтомского о триаде «человек» — «другой как двойник» —
«другой как лицо (собеседник)», была начата разработка триалогического
подхода к психотерапии-консультированию (Орлов, 1998). Ключевой, основополагающей
категорией этого подхода является категория триалога – троегласия и
троебытия человека. Можно указать четыре основные значения данной
категории.
Первое значение: триалог
выступает как концептуальная фиксация фундаментальной тройственности человека
как структуры или системы. Эта тройственность представляет собой сквозную
основополагающую идею большинства религиозных, философских и психологических
учений о человеке и его личности. Исходная триада «тело – душа — дух» в
видоизмененном и подчас до неузнаваемости трансформированном виде многократно
обнаруживает себя в широчайшем диапазоне от «сакрального» (неба) до профанного»
(земли): в христианской религии – это учение о Божественной Троице, в искусстве – это темы Троицы и Святого
семейства, трех богатырей, Тройки, трех братьев и трех сестер; в философии –
это идеи трех моментов диалектики и трех миров (или планов существования)
человека; в психологии – это многочисленные триалогических построениях
классической психологии (эмоции-интеллект-воля), психоанализа
(ид-эго-суперэго), аналитической психологии (тень-персона-самость),
транзактного анализа (ребенок-взрослый-родитель), гуманистической психологии (me—I—self). В приземленных жизненных проявлениях – это
структура нуклеарной семьи, любовный треугольник и даже своеобразный ритуал «на
троих».
Второе значение: триалог –
это коммуникативная и аутокоммуникативная структура, контур которой
обладает интерперсональным (персона-персона), интраперсональным (персона-тень)
и транс-персональным (лик-лик) измерениями (см., Орлов, 1995).
Третье значение: триалог – это реальный
феномен практики психотерапии-консультирования, которая, лишь на первый
взгляд, являясь диалогическим общением tet—a—tet, всегда включает в себя не только две позиции,
два голоса психотерапевта-консультанта и пациента-клиента, но также позицию
(голос) наблюдателя — третьего участника общения. При этом позиция наблюдателя в практике
психотерапевтического-консультативного общения представлена двояко, в двух
различных, диаметрально противоположных ипостасях или плоскостях. С одной
стороны – это позиция наблюдателя-супервизора, того значимого другого,
который обеспечивает профессиональное и
личностное становление психотерапевта-консультанта, инициирует его приобщение к
практике психотерапии-консультирования, осуществляет передачу профессионального
мастерства и ремесла. С другой стороны – это позиция наблюдателя – субвизора
(наблюдателя со стороны
пациента-клиента), того значимого другого, участие которого в жизни
пациента-клиента в значительной степени определяет его проблему и запрос.
Позиции психотерапевта-консультанта, наблюдателя-супервизора и пациента-клиента
образуют внешнюю триаду (триалог) психотерапевта-консультанта.
Тем самым профанные проявления
психотерапевтического-консультационного общения, иллюзорно воспринимаемые как
осуществляющиеся tet—a—tet, на линии
«психотерапевт-консультант – пациент-клиент», в реальности обнаруживают в себе
сакральную символику магендовида (звезды Давида) и креста (см.,
рис. 1):
C
Т
К
с
Рис. 1. Психотерапевтическая/консультационная
практика, включающая в себя: а) позиции психотерапевта-консультанта (Т),
пациента-клиента (К), наблюдателя-супервизора (С) и наблюдателя-субвизора (с);
б) совмещение внешнего триалога психотерапевта-консультанта (Т-С-К) и внешнего
триалога пациента-клиента (К-с-Т); в) оппозиции психотерапевта-консультанта и
пациента-клиента (Т-К), наблюдателя-супервизора и наблюдателя-субвизора (С-с).
Четвертое значение: триалог – это обучающая
процедура в практике психотерапии-консультирования. Традиционной формой
такой процедуры является супервизорство, практикуемое фактически во всех
разновидностях психотерапии-консультирования и предполагающее систематическую
работу практикующего психотерапевта-консультанта со своим супервизором в целях
повышения эффективности своей работы. Еще одной формой обучающей процедуры в
данной сфере является практикуемая главным образом в гуманистических
разновидностях психотерапии-консультирования так называемая «работа в триадах».
Такая работа позволяет обучающимся последовательно осваивать три основные формы
опыта, являющиеся составными частями опыта профессионала – опыт обращения за
помощью и получения помощи (в позиции пациента-клиента), опыт оказания помощи (в позиции
психотерапевта-консультанта), опыт фиксации и анализа
психотерапевтического-консультационного процесса (в позиции наблюдателя/супервизора).
Важно отметить, что каждый из этих трех компонентов опыта профессионала может получить лишь путем
реального освоения каждой из позиций в триаде «психотерапевтконсультант –
пациент-клиент – наблюдатель-супервизор». Традиционное обучение психотерапии-консультированию
также предполагает экспириентальное освоение всех трех позиций, однако это
освоение практикуется в виде различных и разнесенных во времени форм работы:
позиция пациента-клиента осваивается в форме личной терапии; позиция
психотерапевта-консультанта осваивается в форме профессиональной деятельности;
позиция наблюдателя-супервизора осваивается в практике супервизорства.
Содержание
триалогического подхода к психотерапии-консультированию задается не только
рассмотренными выше основными значениями категории триалог, но и тремя
основными идеями данного подхода.
Идея трех территорий. Переход от классической
(спекулятивной) к постклассической (экспериментальной и практической)
психологии, связанный с именами В.Вундта, А.Бине и З.Фрейда, существенным
образом изменил научные представления о субъекте (личности) как неком
самовластном центре психической жизни человека. Благодаря работам в области
экспериментальной и практической психологии личность человека перестала
рассматриваться в качестве целостного субъекта, превратилась в расщепленную,
внутренне противоречивую, сложную и
динамическую конструкцию. Не смену кредо Р.Декарта — «Cogito, ergo sum» пришло
замечательное своей точностью и проницательностью кредо Ж.Лакана — «Я мыслю
не там, где я существую». Используя систему представлений триалогического
подхода, эту переформулировку Ж.Лакана можно в свою очередь преобразовать,
представив ее в следующем виде: «Я изживаю не там, где я переживаю, и я
переживаю не там, где я живу». Таким образом, любого человека (в том числе
любого психотерапевта-консультанта и любого пациента-клиента) можно
рассматривать как одновременно существующего и проявляющегося в трех различных
планах или на трех различных территориях – территории изживания-действия,
территории переживания-чувства и территории проживания- бытия.
Идея трех «субъектов» (персонажей,
внутренних инстанций). Я (эго) человека, осваивая каждую из трех территорий,
выступает каждый раз в качестве особого
«субъекта». На территории изживания-действия я человека выступает как
персональный аспект личности или как внутренний наблюдатель, на
территории переживания-чувства – как теневой аспект личности или как внутренний
клиент, а на территории проживания-бытия
— как ликовый аспект личности или как внутренний терапевт.
Идея трех языков. Проявления Я (эго) человека
на трех территориях в качестве трех указанных «субъектов» или аспектов
личности человека можно охарактеризовать
как различные формы говорения, различные голоса или языки: внутренний
наблюдатель использует знаковый язык поведения, внутренний клиент — сигнальный
язык тела, внутренний терапевт – символический (образный) язык
состояний.
Актуальная
и одновременная активизированность всех инстанций внутреннего триалога
психотерапевта-консультанта обеспечивает особое качество его присутствия
в сеттинге, особое, целостное участие в жизни пациента-клиента и особую
возможность транс-персональной встречи, утоляющей «боль одиночества и клиента,
и терапевта».
В
заключение отметим, что специфику триалогического подхода в
психотерапии-консультировании мы видим, прежде всего, в том, что этот подход интегрирует:
— интерперсональные
и интраперсональные, структурные и динамические аспекты данной практики;
— многообразие
уровней, форм и техник психотерапевтической-консультативной работы;
— имперсональные
варианты психологической рефлексии данной практики в виде симптомов, проблем,
процессов, функций, установок, структур и т.п. в
персонализированный-персонифицированный вариант этой практики, «действующими
лицами» которого являются реальные индивиды и гипотетические персонажи
(позиции, инстанции);
— практику
психотерапии-консультирования и практику супервизии, традиционно существовавшие
отдельно и в пространстве, и во времени, вводя в сам сеттинг
психотерапии-консультирования актуально присутствующего наблюдателя-супервизора,
который при этом не становится со-терапевтом-консультантом, но занимает и
удерживает свою специфическую позицию, отличительной особенностью которой
является ее полная противоположность конвенциональной позиции
наблюдателя-субвизора: если наблюдатель-субвизор говорит, когда говорит
внутренний наблюдатель пациента-клиента (Кн), увеличивает дистанцию и ослабляет
контакт, когда говорит внутренний клиент пациента-клиента (Кк) и молчит, когда
говорит внутренний терапевт пациента-клиента (Кт), то наблюдатель-супервизор,
напротив, молчит, когда говорит внутренний наблюдатель пациента-клиента (Кн),
сокращает дистанцию и усиливает контакт, когда говорит внутренний клиент
пациента-клиента (Кк) и говорит, когда говорит внутренний терапевт
пациента-клиента (Кт); тем самым наблюдатель-супервизор обращает логику
присутствия субвизора в жизни пациента-клиента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании
вышеприведенного исследования можно сделать следующие выводы по представленной
проблеме.
Отношение
между теорией и практикой в сфере психотерапии-консультирования, отношение
практиков к теоретическим концепциям и моделям с самого начала и по настоящее
время оформляется двояким образом – либо как
репродуктивное, либо как продуктивное отношение. В первом случае акцент
ставится на воспроизведении в практике той или иной традиции психологического
теоретизирования, того или иного психотерапевтического мифа (от
психоаналитического до трансперсонального). Во втором случае акцент переносится
на создание, порождение нового способа, новой формы такого теоретизирования или
мифотворчества. Если репродуктивное отношение между теорией и практикой, между
психологией и психотерапией-консультированием обеспечивает существование
традиционных школ и направлений в этой сфере, то продуктивное отношение
обеспечивает возникновение новых разновидностей психотерапии-консультирования.
Не стоит
забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого
индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих
выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость
жестов и выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности
водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной
личностной модели.
Разработчики
и сторонники диалогического подхода сближают, почти отождествляют понятия
«доминанта на другом» и «диалог», нам представляется, что семантические
контексты данных понятий образуют скорее антиномичные, нежели синонимичные
психологические концепции.
В рамках
диалогического подхода к психотерапии-консультированию противоречие
феноменологической (А.А.Ухтомский) и онтологической (М.М. Бахтин) концепций
диалога снимается в психологической категории диалога как конкретного
события общения. В таком диалоге, с одной стороны, возникает доминанта на
собеседнике, происходит размыкание границ внутреннего мира, прорыв навстречу
другому человеку, а с другой стороны, — актуализируется подлинное,
диалогическое бытие человека, его диалогическая природа. В общении двух людей такой
диалог, выступающий как реальная антитеза монологу, может состояться и не
состояться.
Триалог
выступает как концептуальная фиксация фундаментальной тройственности
человека как структуры или системы. Эта тройственность представляет собой
сквозную основополагающую идею большинства религиозных, философских и
психологических учений о человеке и его личности. Исходная триада «тело – душа
— дух» в видоизмененном и подчас до неузнаваемости трансформированном виде
многократно обнаруживает себя в широчайшем диапазоне от «сакрального» (неба) до
профанного» (земли).
Актуальная
и одновременная активизированность всех инстанций внутреннего триалога
психотерапевта-консультанта обеспечивает особое качество его присутствия
в сеттинге, особое, целостное участие в жизни пациента-клиента и особую
возможность транс-персональной встречи, утоляющей «боль одиночества и клиента,
и терапевта».
Список
литературы:
1.
Асмолов А.Г. Психология
личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Бахтин М.М.
Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
3. Варга А.Я.,
Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современной
психотерапии. М., 2000, с.3 – 12.
4. Влияние
современной американской психологии на практическую психологию в России. М.,
1998.
5.
Грининг Т. История и задачи
гуманистической психологии//Вопросы психологии.1988. № 4.
6. Джейкобс
Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего
консультирования. С-Пб.: Б.С.К., 1997.
7. Калмыкова
Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления
современной психотерапии. М., 2000, с.15 – 43.
8. Копьев А.Ф.
Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники //
Московский психотерапевтический журнал, 1992, N 1.
9. Копьев А.Ф.
Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы
психологии, 1990, N 3.
10. Менегетти
А. Учебник по онтопсихологии. М., 1997.
11. Мэй Р.
Искусство психологического консультирования. М., 1994.
12. Орлов А.Б.
Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.,
1995.
13. Орлов А.Б.
Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная
дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основа
гуманизации образования. М., 1998, с.172-173.
14. Основные
направления современной психотерапии. М., 2000.
15. Роджерс
К.Р. Человекоцентрированный / клиентоцентрированный подход в психотерапии //
Вопросы психологии, 2001, N 2.
16. Романов
И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М.,
1994.
17. Ухтомский
А.А. Доминанта. М.-Л., 1966.
18. Флоренская
Т.А. Диалог в работе христианского психолога // Начала христианской психологии.
М., 1995, с.194-204.
19. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
20. Ярошевский
М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.:
Педагогика. 1974.
Нужна помощь в написании работы?
Позицию эстетической вненаходимости занимает автор по отношению к своему герою. Что собой представляет это понятие? В первую очередь, голос как личностная позиция, целостная позиция личности должен иметь место исхождения в пространстве. Поэтому эстетическая вненаходимость предполагает существование другого человека и его понимание. Но понимание не значит вчуствование, говорит Бахтин, не значит постановка себя на место другого. Это именно диалог, совершаемый между двумя людьми или позициями. Если даже он совершается согласно, то раздельность позиций должна сохраняться. Для объяснения того, как это возможно, Бахтин и вводит понятие эстетической вненаходимости.
Термин эстетической вненаходимости берет свое начало от восприятия искусства. Например, картина требует некоторого расстояния, чтобы быть увиденной. Нельзя слиться с картиной, если мы желаем ее увидеть, понять, необходимо как раз дистанцироваться, с расстояния охватить ее целостность, а ее смысл – услышать в диалоге с автором.
Это подразумевает освобождение от случайного, ситуативного, необязательного человеческого. Автор, как и зритель или читатель, должен быть в этом отношении безупречен, даже объективен. Значит, герой должен быть свободен от всего личностно‑случайного, проецируемого на него. Потому что герой ни в коем случае не является образом самого автора или читателя. Создавая героя, автор предоставляет возможность самому герою сказаться.
Именно в таком смысле автор должен занимать позицию вненаходимости или быть объективирован относительно того, что он творит, быть предельно честным, чтобы дать сказаться тому, что он творит, не замутняя это своим привнесенным взглядом, образом, предубеждением. Такая позиция автора переносится в психологию как позиция психолога по отношению к другому человеку.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость