Принудительное разделение монополии на несколько компаний принятие стандарта качества мороженого

Что такое принудительное разделение организаций

В статье 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ перечислены случаи, когда допускается принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

Подобные шаги предпринимаются по решению суда в отношении монопольных компаний, а также компаний, занимающих доминирующее положение на том или ином рынке.

Суд может принять решение о принудительном разделении коммерческой организации в случае систематического осуществления ей монополистической деятельности, если она занимает доминирующее положение на каком-либо рынке.

Иск об этом может подать антимонопольный орган (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, иск антимонопольного органа должен быть согласован с Банком России). Суд может также принять решение о выделении из состава компании одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу.

Действующее регулирование основано на норме части 1 пункта 2 статьи 57 ГК РФ), согласно которой в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Доминирующим положением признается также положение хозяйствующего субъекта, позволяющее устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основным квалифицирующим признаком в данном определении является возможность оказания хозяйствующим субъектом (группой лиц) влияния на товарный рынок, а также возможность ограничения конкурентной среды на данном рынке.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются (или могут являться) недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Отметим, что антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Процесс реорганизации юридического лица регулируется действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами самой компании. Согласно статье 57 ГК РФ основными формами реорганизации юридических лиц являются:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Наряду с основными формами ГК РФ не запрещает проводить и смешанную реорганизацию, то есть реорганизацию с одновременным сочетанием вышеперечисленных форм, когда, например, из состава одной организации выделяется новое юридическое лицо с одновременным присоединением к другому.

Кроме того, допускается реорганизация с участием двух и более организаций, в том числе разных организационно-правовых форм, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Слияние и присоединение используются организациями для укрупнения организаций, разделение и выделение – при их дроблении, а в случае преобразования меняется только организационно-правовая форма юридического лица, участвующего в реорганизации.

Реорганизация юридических лиц сопровождается правопреемством. Иными словами, права и обязанности реорганизуемой компании не прекращаются (как в случае ликвидации), а переходят к ее правопреемнику, в качестве которого обычно выступает новое юридическое лицо (одно или несколько), «наследующее» полностью или частично объем прав и обязательств «старой» организации.

Согласно статье 58 ГК РФ такими правопреемниками при реорганизации выступают:

  • при слиянии – вновь созданная компания, возникшая в результате слияния двух и более фирм, прекративших свое существование;
  • при присоединении – действующая компания, присоединяющая к себе одну или несколько фирм, прекративших свою деятельность;
  • при разделении – вновь созданные юридические лица, возникшие при разделении фирмы-предшественника, прекратившей свою деятельность;
  • при выделении – одна или несколько компаний, выделившихся из состава фирмы-предшественника. При этом фирма-предшественник продолжает работать;
  • при преобразовании – новая компания другой организационно-правовой формы, появившаяся на месте «старой», прекратившей свое существование.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  • существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  • отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  • существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением. Срок, который определен указанным решением, не может быть менее чем 6 месяцев.


Предмет: Математика,


автор: дашкатащер

упростите выражение пожалуйста

Приложения:

Ответы

Автор ответа: Еленка98





0

(15м+32м)-(22м+15м)=15м+32м-22м-15м=10м

Автор ответа: mistress17





0

(5с+8+9d)×6+3×(4c-2-d)
20c+48+54d+13c-6-3d;
20c+13c+48-6+54d-3d;
33c+42+51d;

(15m+32n)-(22n+15m)
15m+32n-22n-15m
15m-15m+32n-22n
0m+10n

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: chulkovaelena7086

Черепаха медленно по песку ползет подчеркни грамотичесекю основу предложения

5 лет назад

Предмет: Русский язык,
автор: LOSYASCH

В каком случае в словосочетании связь между словами будет только по смыслу
1. Если есть предлог
2. Если есть союз
3. Если есть неизменяемая часть речи

5 лет назад

Предмет: Музыка,
автор: slimelime455

Работа в тональности с аккордовым сопровождением.
Определите тональность. к предложенным трезвучиям подпишите ступени. Отметьте в мелодии все неаккордовые звуки.
Помогите пожалуйста! Это очень срочно! Даю 20 баллов.

5 лет назад

Предмет: Биология,
автор: mv2

какая наука изучает влияние человеческой деятельности на окружающую среду?

7 лет назад

Предмет: География,
автор: tryvhxxjhch

чем океоническое течение отличается от волн покажите по карте тёплые и холодные течение

7 лет назад

Глава 9. Монополия и защита конкуренции

201

Сегодня подобные законы существуют почти во всех странах мира. При этом наказанию подлежит не сама монополия как таковая, а стрем­ ление к монополизации рынка, т. е. проведению определенной эконо­ мической политики на основе монопольной власти над рынком. Осно­ ваниями для судебного преследования монополиста обычно являются искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Это стандартные ходы любой компании, сумевшей разрушить на рынке сво­ их товаров механизм совершенной конкуренции. Например, в 1961 г. правительство США доказало наличие тайного сговора о ценах (карте­ ля) между крупнейшими электротехническими компаниями страны, в том числе «Дженерал Электрик» и «Вестингауз». Семеро руководите­ лей фирм отправились в тюрьму, а на фирмы были наложены огромные штрафы: 2 млн долл. им пришлось уплатить в казну США, а 100 млн долл. — своим покупателям, пострадавшим от монопольного завыше­ ния цен.

Во многих странах, в том числе и в США, закон возлагает ответствен­ ность за монопольное поведение не только на фирмы, но и персональ­ но на их руководителей. По американским законам на них могут быть наложены штрафы размером до 10 тыс. долл. При этом каждый день продолжение прежней монопольной практики после решения суда рас­ сматривается как самостоятельное экономическое преступление и на­ казывается отдельно.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1)предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2)снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком оте­ чественных монополистов;

3)принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было про­ делано некогда со «Стандарт Ойл»);

4)введение государственного контроля за процедурами слияния и по­ глощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при кото­ ром поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;

5)введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к ес­ тественным монополиям) прямого государственного контроля за цена­ ми и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовы, трактуются зако­ ном как монопольные продавцы на рынке труда;

6)наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

202

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

Ценовая дискриминация — продажа одинаковых товаров в одном и том же II количестве на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям.

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением. Преж­ де всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

создания уникального товара;

эффективного маркетинга;

разработки и освоения новой технологии, позволившей суще­ ственно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Слова «не лишаясь прибыли» стоят того, чтобы обратить на них вни­ мание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, также караемый по закону.

Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурен­ тов и стать монополистом. А уж тогда можно взвинтить цены и с избыт­ ком компенсировать потери прибыли от продаж по демпинговым ценам.

Поэтому антимонопольные органы строго проверяют фирмы, про­ дающие свои товары значительно дешевле, чем их конкуренты. Мно­ гие страны карают демпинговую практику и иностранных фирм-импор­ теров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки.

Конечно, граждан другой страны нельзя посадить в свою тюрьму по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Но по­ высить цену товаров до уровня местных производителей вполне возмож­ но. Для этого уличенные в демпинге иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товаров в страну дополнительную плату.

Надо сказать, что многие российские фирмы были наказаны в ре­ зультате антидемпинговых разбирательств в ряде стран Европы и в США. Их обвинили в попытке захватить рынки сбыта за счет продажи товаров по «бросовым» ценам и покарали введением повышенных им­ портных пошлин (иногда в размере до 100% цены).

Например, осенью 1995 г. швейные фирмы США подали жалобу на дем­ пинг со стороны российских фирм, которые предложили на американс­ кий рынок большую партию женских пальто по смешной цене — 100 долл. Скорее всего, в действительности российские фирмы были неповинны в демпинге — просто у них были исключительно низкие затраты на произ­ водство из-за крайней заниженности заработной платы в России и отно­ сительной дешевизны других видов производственных ресурсов.

Глава 9. Монополия и защита конкуренции

203

Но страх перед демпингом и последующей гибелью разоренных им фирм (на смену которым придет применивший демпинг монополист) столь велик, что суды зарубежных стран охотно применяют против рос­ сийских фирм антидемпинговые процедуры. Тем самым они защища­ ют своих производителей от разорения и ухода с рынка.

Впрочем, в 1995 г. право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка получили и оте­ чественные фирмы. Это явилось результатом постепенно совершенству­ ющегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам Рос­ сии придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные имен­ но для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура россий­ ского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономи­ ческими системами рыночного типа.

Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно но­ вую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государствен­ ной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1)естественные монополии;

2)разрешенные монополии; 3)временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться

отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно им­ портировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теп­ лоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепрово­ ды, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обес­ печивающие нужды государства в обороне и безопасности либо произ­ водящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за каче­ ством и продажами этой продукции.

204

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (ак­ цизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, ко­ торые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь пред­ метом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Фе­ дерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании маховика инфляции.

В этом нетрудно убедиться, если посмотреть на рис. 9.5, где показа­ но, насколько быстрее росли в 1992—1996 гг. цены на продукцию или услуги естественных монополистов, чем в целом по промышленности (такая тенденция сохранялась и в последующие годы). При этом уско­ ренный рост цен в отраслях — естественных монополистах нельзя спи­ сать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом кварта­ ле 1994 г. затраты предприятий связи из-за роста цен повысились: по электроэнергии — в 1,5 раза, по материальным ресурсам — в 1,8 раза, по транспортным операциям — в 2,5 раза. Но при этом тарифы на соб­ ственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соот­ ветственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Рис. 9.5. Обгоняющий рост цен на продукцию и услуги отраслей • естественных монополистов в России в 1992-1996 гг.

Глава 9. Монополия и защита конкуренции

205

В итоге доставка газет и журналов стала сейчас в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вы­ нуждены ввести такую странную форму распространения своих изда­ ний, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Аналогичную практику проводят и другие российские естественные монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнер­ гетике сейчас выше средней по промышленности в 4—5 раз (в зависи­ мости от региона страны и ценовой политики местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на желез­ нодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.

Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для регулирования их де­ ятельности в 2000 г. был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). Эта организация, подчиненная Правительству РФ, устанавливает цены на электро- и теплоэнергию, а также тарифы на перевозку грузов и пассажиров транспортом и перекачку нефти по трубопроводам.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыноч­ ного поведения — прежде всего, свобода ценообразования — ограничива­ ется, и на смену ей введено государственное экономическое управление.

Опыт такого рода в нашей стране имелся и прежде. В той же логике Правительство РФ еще в октябре 1995 г. приняло решение о «замора­ живании» цен (т. е. запрещении их повышения) в отраслях — естествен­ ных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намере­ вается осуществлять следующие меры:

запретить формирование финансово-промышленных групп, спо­ собных захватить доминирующее положение на местных товар­ ных рынках отдельных регионов страны;

запретить уже существующим финансово-промышленным груп­ пам включать в свой состав предприятия, занимающие домини­ рующее положение на местных товарных рынках отдельных ре­ гионов страны;

поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регио­ нов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы осла­ бить доминирование монополистов на рынке;

206

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирую­ щих фирм;

поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если

это может помочь снижению степени монополизации рынка. При этом наиболее действенным методом решения задачи улучше­

ния конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а послед­ ствия ее неоднозначны. Дело в том, что большинство отечественных предприятий пока проигрывают соревнование с зарубежными конку­ рентами по соотношению «цена/качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень ка­ чества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубеж­ ных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще теря­ ют рынок (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они, действуя впол­ не рационально, будут покупать именно зарубежные изделия. Но госу­ дарство не может не считаться с тем, что такое развитие событий при­ ведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отрас­ лей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге Правительству РФ приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед, два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монопо­ листов и заставить все российские предприятия заниматься улучшени­ ем качества или удешевлением своих товаров, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышлен­ ности.

Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часго менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конку­ рирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт ма­ шин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удо­ рожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией оте­ чественного автомобилестроения. А летом 2001 г. автомобильное лоб-

Глава 9. Монополия и защита конкуренции

207

би в лице директоров российских автозаводов добилось у президента Путина решения о введении повышенных пошлин на ввоз в Россию по­ держанных иностранных автомобилей старше 3—5 лет, поскольку такие недорогие и качественные автомобили очень понравились россиянам и отечественные автомонополисты стали терять рынок.

Экономика в лицах Джон Д. РОКФЕЛЛЕР — самый знаменитый монополист мира

В экономическую историю человечества прочно вошли события, в центре которых были фирма «Стандарт Ойл» и ее глава Джон Д. Рок­ феллер (1839—1937). Будучи тогда молодым, но опытным бизнесменом и финансистом, Рокфеллер в 1870 г. возглавил нефтяную компанию «Стандарт Ойл». Он сумел предугадать, что в перспективе роль нефте­ продуктов в экономике будет возрастать и тот, кто поставит рынок этих продуктов под свой контроль, обеспечит себе гигантские барыши.

На протяжении последующих 12 лет глава «Стандарт Ойл» путем инт­ риг, экономического подавления конкурентов за счет более низких цен, а также скупки наиболее упорных противников захватил контроль над 90% мощностей США по добыче и переработке нефти. Под его руководством эта фирма стала также владелицей всех трубопроводов страны.

И наконец в 1872 г. Рокфеллер решил, что настало время пожинать плоды абсолютного контроля над рынком. Он принял решение закрыть половину своих предприятий, резко сократив тем самым предложение нефтепродуктов на рынок, и одновременно поднять цены на волне им же созданного дефицита. Это сулило фантастические прибыли.

Но впервые монополия натолкнулась на организованное сопротивле­ ние общества. Действия «Стандарт Ойл» вызвали такое возмущение в стране, что парламент США в 1890 г. принял специальный антимоно­ польный закон, вошедший в историю под именем его разработчика как закон Шермана. Уже на основе этого закона в 1892 г. суд штата Огайо постановил разделить «Стандарт Ойл» на несколько независимых ком­ паний меньшего размера. Так началась эпоха борьбы с монополизмом.

Так гласит закон

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в Рос­ сии предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовав­ ший в США закон Шермана. Однако организации российских предпри­ нимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его при­ нятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополис­

тической деятельности на товарных рынках».

2 08

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее поло­ жение на рынке, если их результатом оказывается существенное огра­ ничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка,

втом числе отдельных граждан;

2)запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3)подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности; распространяющие ложные сведения о то­ варах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаков­ ку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, про­ изводственную и торговую информацию;

4)контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государ­ ственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный ко­ митет);

5)при нарушении требований законодательства Антимонопольный ко­ митет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн руб.

Основные выводы

1. Если фирма становится монополистом, т. е. обретает возможность существенно влиять на рыночную ситуацию, она начинает выбирать те варианты объемов производства и цен, которые наиболее выгодны именно для нее. Прежде всего, фирма определяет предельно возмож­ ный объем продаж. Он достигается в тот момент, когда дальнейшее уве­ личение числа проданных товаров не приносит более прироста выруч­ ки от продаж, т. е. когда предельный доход от продаж становится рав­ ным нулю. Затем фирма определяет тот объем продаж, который принесет ей наибольшую прибыль, и ограничивает свое предложение именно этой величиной. А поскольку она монополист, то это означает, что и общее рыночное предложение ограничивается той же величиной. В результате на рынок товаров предлагается меньше, чем при совершен­ ной конкуренции, и по более высокой цене.

Глава 9. Монополия и защита конкуренции

2 0 9

2.Захват монопольного положения на рынке и проведение коммер­ ческой политики, обеспечиваемой им, приносят монополисту повы­ шенную прибыль. Это привлекает на рынок монополиста конкурентов из других отраслей. Но они не могут войти на рынок монополиста, по­ скольку он защищает его с помощью специальных барьеров. Важней­ шими видами таких барьеров являются: естественные, юридические и экономические. Защитив себя от вторжения конкурентов, монополис­ ты начинают использовать свое положение для получения сверхвысо­ ких прибылей. Для этого они применяют различного рода незаконные методы и сговоры.

3.Опыт столкновения с монополиями привел развитые страны в конце прошлого века к пониманию необходимости ограничения моно­ польной практики и защиты конкуренции. С этой целью принимаются специальные законы и создаются государственные органы, которые пре­ пятствуют действиям монополий. Методы борьбы с монополиями раз­ личаются в зависимости от их вида. В России в настоящее время закон различает естественные, разрешенные и временные монополии. Основ­ ное внимание уделяется ограничению вредных для общества действий естественных и временных монополий.

Контрольные вопросы

1.Зачем фирма проводит расчет своего предельного дохода от про­ даж при разных уровнях цены?

2.Как уровень прибыли влияет на выбор фирмой-монополистом предпочтительных условий своей деятельности?

3.Какой вид имеет кривая предложения фирмы-монополиста?

4.С помощью каких барьеров монополисты ограничивают своим конкурентам вход на рынок?

5.Сегодня во многих городах России стали появляться системы ра­ диотелефонной (сотовой) связи. Каковы последствия такого процесса для естественного монополиста — телефонной службы города?

6.Российские газеты не раз сообщали о том, что бывают случаи, ког­ да некие бандитские группировки останавливают грузовики, на кото­ рых крестьяне везут продукты для продажи на городских рынках, и тре­ буют продать все продукты им. В чем экономическая подоплека этого явления?

7.В каком случае занятие монопольного положения на рынке не мо­ жет служить основанием для государственного вмешательства или су­ дебного наказания?

210

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

8.Какие причины приводят к возникновению естественных моно­ полий?

9.Инфляцию какого типа порождают действия российских есте­ ственных монополий?

Вопросы для обсуждения

1. Почему законодательство многих стран запрещает ценовую дис­ криминацию?

2.Попробуйте на примере рынка легковых автомобилей проследить противоречие интересов рядовых покупателей, российских автомоби­ лестроителей и государственного бюджета при решении вопроса демо­ нополизации рынка автомобилей.

3.Почему в категорию естественных монополистов попадают фир­ мы по производству алкогольных напитков и лекарств?

Наиболее распространено нарушение антимонопольного законодательства в виде сговора с целью установления монопольно высоких (низких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации. Это обуславливает необходимость противодействия сговору.

Как правило, сговор не оформляется документально, поэтому его трудно доказать. Вместе с тем, определенные приемы доказательства сговора разработаны и применяются. В случае наличия документа, подтверждающего сговор решение антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования.

Например, в Польше в конце 80-х гг. единовременно произошло повышение цен на сахар в два раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятом на совещании (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене договоренности.

Иногда сговор может быть доказан на основе анализа статистической и ценовой информации. Так было с делом шести фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет и было отмечено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при их одновременном повышении. Схема движения цен на муку, составленная антимонопольными органами, послужила для суда доказательством нарушения правил конкуренции.

По законам США в качестве доказательства сговора принимается свидетельство очевидцев встречи (беседы) руководителей (представителей) конкурирующих фирм на нейтральной почве — за ленчем, на приеме, в общественном месте и т.д., если через определенное время будут обнаружены признаки сговора.

Но чаще всего основанием для возбуждения дела и источником компрометирующей информации бывают конфиденциальные сообщения, полученные в частном порядке от сотрудников фирмы или других лиц, обладающих такими сведениями.

Законодательство США, Англии и других стран предусматривает вознаграждение за помощь в обнаружении нарушений антимонопольного законодательства в размере нанесенного ущерба (напомним, что штраф налагаемый на нарушителя составляет трехкратную сумму нанесенного ущерба).

Разделение монополиста на несколько частей. На практике разделение монополиста на несколько частей как форма демонополизации рынков используется достаточно редко. Вместе с тем, в мировой практике она имеет место.

Так, крупнейшая американская компания Standard Oil, крупнейший монополист на рынке нефтепродуктов, была разделена в 1908 году. ATT (American Telephone & Telegraph) до середины 70-х гг. была монополистом на рынке средств связи.

На территории США фирма установила порядок, при котором все работы по обеспечению функционирования систем связи (проведение коммуникаций — в том числе в домах — все виды ремонтов, установка средств связи, изготовленных только на заводах корпорации и т.д.) могли проводиться только силами корпорации.

Кроме этого, АТТ монополизировала связь американских абонентов с другими странами, что и послужило причиной выявления монополии.

При оплате внешних связей было замечено, что стоимость телефонного разговора из Англии в США стоит в три раза дешевле обратного. Это побудило ФТК открыть дело против АТТ. Чтобы избежать штрафных санкций, компания согласилась на предлагаемое разделение и была разделена на 7 самостоятельных компаний. Аналогичное решение было принято по разделению авиатранспортной компании Pan-american. В России подобных прецедентов не было.

В 1911 году суд признал Standard Oil Джона Рокфеллера монополией, и компании пришлось разделиться. Несмотря на это, она продолжала контролировать цены, а «дочки» компании лидируют на рынке нефти до сих пор.

Джон Рокфеллер

В 1859 году Джон Рокфеллер основал нефтеперерабатывающую компанию, которая производила керосин. Предприятие росло, поглощало конкурентов и к концу 19 века стало контролировать 88% американского рынка нефти.

После того как в США приняли антимонопольный закон 1890 года, отдельные штаты подали 33 иска на Standard Oil. Однако компания 20 лет избегала наказания, подкупая правительство. Суд против Standard Oil начался только при президенте Теодоре Рузвельте, в 1906 году, — и в итоге монополию поделили на 34 компании.

Впрочем, обретя формальную независимость, они продолжили контролировать цены и конкурентов, а некоторые по-прежнему лидируют на нефтяном рынке.

Как появилась Standard Oil

В 1859 году 20-летний Рокфеллер обратил внимание на нефтяную промышленность: заметил большую разницу в цене на сырую нефть и на готовые нефтяные продукты. К тому времени Рокфеллер вместе с партнёром, с начинающим предпринимателем Морисом Кларком уже открыл свою фирму. Clark & Rockefeller продавала зерно, мясо и сено.

Рокфеллер познакомился с химиком Сэмюэлом Эндрюсом, который первым в Кливленде (там располагалась Clark & Rockefeller) начал производить керосин. Он верил, что керосин — перспективное топливо для освещения.

Через три года Рокфеллер, Кларк и Эндрюс на равных условиях открыли предприятие по обработке нефти Andrews, Clark & Company. Затем компания запустила нефтеперерабатывающий завод The Flats.

В конечном счёте Рокфеллер выкупил долю Кларка за $72 тысячи и расстался с партнёром. Они расходились в вопросах трат на развитие. Рокфеллер брал кредиты для роста компании, Кларк же считал это расточительством.

В 1866 году объём продаж компании перевалил за $2 млн. Рокфеллер продолжал вкладывать прибыль и заёмные средства в нефтепереработку, построил ещё одно предприятие, привлёк к бизнесу своего брата Уильяма.

Тогда же Рокфеллер встретил предпринимателя Генри Флэглера, который вошёл в компанию Рокфеллера и Эндрюса, вложив $50 тысяч. Также Флаглер убедил Стефана Харкнисса, родственника своей жены, инвестировать $90 тысяч.

В начале 1870-х года Джон и Уильям Рокфеллеры, Сэмюэл Эндрюс, Генри Флаглер и Стефан Харкнисс зарегистрировали новую фирму по нефтепереработке на базе предыдущей — Standard Oil с капитализацией $1 млн.

Standard Oil стала монополистом

В 1860-е очистка нефти и логистика были ещё не налажены: процесс часто был дорогим и неэффективным, основной нефтепродукт — керосин — на выходе получался низкого качества. Для обработки сырую нефть везли по железной дороге в деревянных бочках, они дорого стоили и часто протекали.

По пути приходилось останавливаться на мелких нефтеперерабатывающих заводах, чтобы полностью загрузить бочки. Для покрытия расходов на логистику производители устанавливали высокие цены на продукт.

Неэффективность этого рынка предоставила Standard Oil возможность создать продукт хорошего качества, который можно продавать по минимальной цене.

Нефтеперерабатывающий завод Standard Oil в Ричмонде, Калифорния, 1911 год

Standard Oil внесла несколько изменений в процесс производства:

  • Изменила процесс очистки: керосин извлекали из сырой нефти при помощи фракционной перегонки и потом очищали, добавляя серную кислоту.
  • Раньше почти 40% нефти после переработки считали отходами и выбрасывали. Standard Oil делала из «отходов» новые продукты — парафиновый воск и бензин — и продавала их. Часть бензина использовала для питания своих электростанций, чтобы сократить расходы на уголь.
  • Каждая бочка для нефти стоила $2,5. Standard Oil купила лесные угодья и начала производить собственные бочки за $1. Позже компания построила трубопроводы для транспортировки сырой нефти напрямую с производственных площадок на перерабатывающие предприятия.
  • Standard Oil убедила железнодорожные компании сделать ей скидку на перевозки как оптовому клиенту.

Влияя на железнодорожные тарифы, Standard Oil целенаправленно разоряла конкурентов. Компания даже скупала бочки и вагоны-цистерны, чтобы лишить соперников доступа к транспортной инфраструктуре. Затем через подставные фирмы покупала у разорившихся компаний нефтяные заводы и вышки.

В 1870 году Standard Oil занимала 4% нефтяного рынка США, на котором работали 250 независимых производителей. К 1874 году её доля увеличилась до 25%, к 1880-му — до 85%. Число компаний-конкурентов сократилось до 80.

Карикатура, опубликованная в 1904 году в американском журнале Puck: на ней Standard Oil обвивает своими щупальцами Конгресс США, здание Палаты представителей и крупные промышленные предприятия, одновременно протягивая руку к Белому дому

Между тем цена на нефть упала с 30 центов за галлон в 1869 году до 8 центов в 1885 году: Рокфеллер увеличил добычу и снизил цены, создав тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест. Став монополистом, Standard Oil подняла цены и стала крупнейшей компанией в мире.

В 1882 году Рокфеллер организовал Standard Oil Trust — группу из 40 компаний, которые занимались добычей, переработкой и сбытом нефти, 14 из них находились в полной собственности треста. Он позволял Рокфеллеру контролировать индустрию нефтепереработки.

К тому времени в фирме работало 100 тысяч человек, у неё было 20 тысяч нефтескважин и 5000 автоцистерн.

Компания 20 лет избегала наказания по антимонопольному закону

В 1890 году правительство США приняло антимонопольный закон Шермана. Отныне любой контракт, трест или сговор с целью ограничить торговлю конкурентов признавался незаконным.

Закон приняли по нескольким причинам:

  • Монополии сдерживали торговлю, поддерживали высокие цены, получая чрезмерную прибыль.
  • Конкуренция между независимыми фирмами была необходима для обеспечения справедливых цен, высокого качества продукции и разумной прибыли.

Начиная с Огайо в 1887 году, десять штатов и территория Оклахома подали 33 отдельных судебных иска против компаний, аффилированных со Standard Oil Trust. В большинстве случаев Standard Oil проигрывала в суде. Но Рокфеллер реорганизовал трест, перенёс центральный офис Standard Oil в Нью-Джерси и уклонялся от судебных решений, чтобы сохранить монополию.

Автор книги «Династия Рокфеллеров» Александр Фурсенко считал, что подобный результат стал возможен благодаря умению Рокфеллера выстраивать отношения с правительством. Standard Oil была постоянным спонсором и демократической, и республиканской партий.

Компания подкупала сенаторов, маскируя взятки под финансирование. В комиссиях, расследовавших деятельность Standard Oil, состояли агенты Рокфеллера, которые докладывали ему обстановку и влияли на принимаемые решения.

В 1890 году предпринимателю удалось договориться с политиком Маркусом Ханной, чтобы тот переубедил прокуроров открывать дела против треста. Влияние Рокфеллера и Ханны укрепилось в 1896 году: президентом США стал Уильям Маккинли, в его предвыборную кампанию Рокфеллер вложил $250 тысяч.

Ситуация стала меняться, когда в 1901 году президентом стал Теодор Рузвельт с его антимонопольной риторикой: он подал в суд на 45 компаний-монополистов.

В 1895 году Рокфеллер начал отходить от управленческой деятельности, хотя оставался крупнейшим акционером. В 1897 году управление практически перешло к вице-президенту компании Джону Арчболду, но официально он стал главой компании лишь в 1911 году.

Судебное разбирательство и раздел Standard Oil

Поскольку иски штатов против Standard Oil ни к чему не привели, журналисты настаивали на исках федеральных. С 1902 по 1904 год журналистка Ида Тарбелл написала серию из 19 статей в журнале McClure’s, в которых подробно рассказала о нечестной борьбе Standard Oil с конкурентами. Тарбелл помогла правительству США провести расследование в отношении Standard Oil.

18 ноября 1906 года генеральный прокурор США подал в суд на Standard Oil и на дочерние компании, входящие в трест. В том же году против компании началось судебное разбирательство по нарушению антимонопольного закона.

Оно длилось более двух лет, в суд вызвали 444 свидетеля, полный отчёт о деле составил 14 495 страниц в 21 томе.

В 1909 году Федеральный суд США вынес решение в пользу правительства, приказал распустить Standard Oil и наложил на компанию штраф $29 млн.

Standard Oil подала апелляцию в Верховный суд. В мае 1911 года судьи поддержали решение федерального суда и дали Standard Oil полгода на самороспуск. При этом они отменили штраф. Рыночная доля корпорации к этому времени снизилась до 64% (двадцатью годами ранее она составляла 88%), но компания всё ещё оставалась монополией.

Standard Oil разделилась на 34 компании, в основном по географическому признаку.

Крупнейшие компании, на которые разделилась Standard Oil, со временем вошли в состав более известных сейчас брендов: ExxonMobil, Shell, BP, Unilever и других.

После раздела правительство разрешило акционерам Standard Oil получить по доле акций во всех 34 фирмах. Это означало, что у каждой из компаний были акционеры-владельцы, которые должны были конкурировать друг с другом.

Но фактически для этого было мало стимулов, и акционеры действовали сообща, продолжая влиять на ценообразование нефти. Их деятельность после разделения почти не контролировалась: по мнению Фурсенко, этому способствовало влияние Рокфеллера на президентов США Уильяма Тафта и Томаса Вильсона.

В начале 20 века керосиновые лампы заменило электричество, но доход нефтяных компаний не упал: бензин, побочный продукт нефтепереработки, который считали бесполезным, стали использовать как автомобильное топливо. Развитие автомобильной промышленности сделало бывших участников треста богаче, чем когда-либо.

Состояние Рокфеллера, владевшего четвертью каждой из 34 новых компаний, в 1913 году оценивалось в $900 млн. Он был самым богатым человеком в мире.

Компании после разделения Standard Oil

ExxonMobil

После раскола в 1911 году Standard Oil Company of New York, которая теперь называлась Socony, сосредоточилась на производстве бензина. До начала 20 века он практически не использовался, а с развитием машиностроения его стали применять как топливо для двигателей внутреннего сгорания.

Компания зарегистрировала продукт под маркой Mobiloil, известность которому принёс гонщик Ральф Де Пальма, победитель автогонок «Индианаполис 500».

В 1931 году Socony объединилась с другой компанией, отделившейся от Standard Oil, нью-йоркской Vacuum Oil. Спустя два года — новое объединение: Socony-Vacuum Oil вместе с Exxon (бывшей Standard Oil of New Jersey) заключили соглашение о сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Exxon добывала и перерабатывала нефть в Индонезии, но не имела там рынков сбыта. Socony-Vacuum Oil, наоборот, управляла азиатскими рынками удалённо из Калифорнии. Поэтому две компании решили объединить усилия и открыли «дочку» под названием Standard-Vacuum Oil (Stanvac), которая проработала почти 30 лет.

В течение следующих нескольких десятилетий обе компании — Socony-Vacuum и Exxon — набирали обороты. Exxon стала крупнейшей нефтяной компанией в мире. Socony-Vacuum Oil сменила название на Mobil и скупала конкурентов.

В 1999 году пути Mobil и Exxon снова пересеклись, и, чтобы повысить конкурентоспособность, компании объединились в корпорацию ExxonMobil.

В сентябре 2020 года ExxonMobil занимала первое место среди десяти крупнейших нефтегазодобывающих компаний США по рыночной капитализации с показателем в $159,83 млрд.

Amoco

После обретения независимости Standard Oil Company of Indiana тоже сфокусировалась на растущем автомобильном рынке: производила и рекламировала бензин. Компания даже открыла автозаправочную станцию в Миннеаполисе, Миннесота, в 1912 году. Тогда в мире существовало всего лишь несколько заправок.

К 1918 году у компании была уже 451 станция и продажа бензина составляла треть бизнеса Standard Oil Company of Indiana. В 1920 году она занимала третье место по объёму переработки нефти в США после Exxon и Chevron.

Через семь лет, когда у компании было более 25 тысяч сотрудников по всей стране, она объединилась с крупнейшим производителем нефтепродуктов American Oil Company.

С того же времени фирма стала использовать на некоторых автозаправочных станциях бренд Amoco, образованный от American Oil Company. За 1929 год чистая прибыль объединённой компании составила $78,5 млн.

В начале 1950-х годовой объём продаж компании вырос до $1,5 млрд, у неё работало 12 нефтеперерабатывающих заводов в США. Компания продавала свою продукцию в 41 штате, владела 19 тысячами км нефтепроводов.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов предприятие открыло PTA, вещество для производства полиэфирных волокон. В 1968 году она купила химические компании Avisun Corporation и Patchogue-Plymouth, образовав Amoco Fabrics and Fibers Company.

В последующие десятилетия компания расширялась по всему миру, открывала заводы, нефтяные скважины и представительства в более чем 30 странах, включая Россию, Австралию, Великобританию. Кроме того, она купила подразделение Tenneco Oil Company и Dome Petroleum, став одной из крупнейших нефтяных компаний в мире.

В 1985 году она окончатеьно переименовалась в Amoco. В том же году Amoco стала шестой по величине нефтяной компанией в США. В 1994 году при выручке компании в $30 млрд чистая прибыль составила $1,79 млрд.

Британская British Petroleum приобрела Amoco за $43,2 млрд в 1998 году. Объединённая англо-американская компания стала работать под брендом BP. В 2017 году она объявила, что в США вновь будет работать под брендом Amoco.

По данным на 2018 год, выручка BP составила $303,7 млрд, чистая прибыль — $9,6 млрд.

Chevron

После разделения Standard Oil Company of California (Socal) продолжила добычу нефти. К 1919 году она добывала 26% всей нефти США.

Компания начала выпускать промышленные масла и смазки под брендом Chevron в 1926-м, позже этот бренд станет её основным брендом.

В 1928 году компания приобрела у американской Gulf Oil концессию — права на добычу нефти в Бахрейне, спустя пять лет — в Саудовской Аравии. Дочернюю арабо-американскую компанию назвали Aramco.

Вскоре Socal поняла, что запасы нефти в этих странах превышают её возможности, и в 1936 году продала 50% прав на добычу компании Texaco.

Нефтедобыча в Саудовской Аравии началась в 1939 году. Король был настолько доволен работой американских партнёров и прибылью, которую они приносили стране, что в том же 1939 году увеличил площадь добычи до 440 тысяч квадратных миль, более 1 млн км².

После Второй Мировой войны руководители Aramco вновь решили, что им не хватает ресурсов для освоения местных запасов нефти. И поэтому продали 40% Aramco другим нефтяным компаниям, в том числе Exxon.

К середине 1950-х годов на Саудовскую Аравию приходилась треть добычи и две трети запасов Socal. Вместе с тем компания оставалась лидером по продаже нефтепродуктов в Калифорнии.

Заправщик на АЗС Chevron. Примерно 1957 год.

В 1961 году Socal купила Standard Oil Company of Kentucky, чтобы продавать свой бензин на юго-востоке США. В 1984 году Socal сменила название на Chevron Corporation и купила американского конкурента, Gulf Oil, за $13,2 млрд.

В 2001 году Chevron совершила ключевую сделку в своей истории: купила Texaco за $45 млрд и стала четвёртой по величине публичной нефтедобывающей корпорацией в мире и второй в США. 2019 год принес компании выручку $147 млрд.

Наследие Standard Oil

После раскола Standard Oil крупнейшие вышедшие из неё компании продолжали контролировать нефтяной рынок. В 1950-х глава нефтегазовой компании Eni Энрико Маттеи ввёл термин «семь сестёр» для семи фирм, которые доминировали в мировой нефтяной промышленности с середины 1940-х до середины 1970-х годов.

В их числе было три компании-выходца из Standard Oil: Exxon, Mobil и Chevron. Также в семёрку вошли British Petroleum, Gulf Oil, Royal Dutch Shell и Texaco. Эти семь компаний сосредоточили в своих руках почти 90% мировых запасов нефти.

Две компании-наследницы Standard Oil — ExxonMobil и Chevron — вошли в десятку крупнейших нефтяных компаний в мире по доходу за 2019 год, по данным Thomson Reuters:

  • Sinopec — $432,54 млрд.
  • Royal Dutch Shell — $382,97 млрд.
  • Saudi Aramco — $356 млрд.
  • PetroChina — $347,76 млрд.
  • British Petroleum (BP) — $296,97 млрд.
  • ExxonMobil — $275,54 млрд.
  • Total — $185,98 млрд.
  • Chevron — $157,21 млрд.
  • «Роснефть» — $132,73 млрд.
  • «Газпром» — $129,41 млрд.

Ad

Ответы на сканворды и кроссворды

Демонополизация

Устранение государственной или иной монополии одного производителя продукции 15 букв

Похожие вопросы в сканвордах

  • Устранение государственной или иной монополии одного производителя продукции, диктующего свои условия потребителям 15 букв
  • Устранение монополии одного производителя продукции, диктующего свои условия потребителям 15 букв
  • Устранение контроля одного производителя продукции, диктующего свои условия 15 букв

Похожие ответы в сканвордах

  • Демонополизация — Устранение контроля одного производителя продукции, диктующего свои условия 15 букв
  • Демонополизация — Устранение государственной или иной монополии одного производителя продукции, диктующего свои условия потребителям 15 букв
  • Демонополизация — Устранение монополии одного производителя продукции, диктующего свои условия потребителям 15 букв

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии