Источник фото: https://www.pexels.com/
Достаточно часто нам в юридический отдел поступают вопросы об отражении в бухгалтерском учёте операций, связанных с движением денежных средств через расчетно-кассовые центры. После подготовки очередного ответа было принято решение опубликовать его в блоге, что собственно и делаем.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила №354). Согласно п.13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Поскольку управляющая организация выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, доходы от их оказания признаются выручкой (п. п. 2, 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее по тексту – ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н).
Согласно п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Сумма выручки в бухгалтерском учете от оказания коммунальных услуг формируется из двух «источников»:
-
выручка от оказания коммунальных услуг по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций (п.38 Правил №354);
-
выручка от применения повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги в отношении потребителей, которые не обеспечили установку индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов соответствующего вида (п.1 ст.157 ЖК РФ).
С точки зрения отражения в бухгалтерском учете разделение выручки на два вышеуказанных источника, на мой взгляд, не имеет смысла, так как действующее законодательство:
-
не содержит требования осуществления раздельного учета доходов, формирующихся при применении повышающего коэффициента (ранее такое требование было);
-
повышающий коэффициент 1,5 не увеличивает объем оказанной услуги, а лишь влияет на её стоимость.
С учетом условия признания выручки в бухгалтерском учёте, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, можно сделать вывод о том, что выручка от оказания коммунальных услуг в бухгалтерском учёте управляющей организации формируется в размере начисленной потребителям платы ежемесячно бухгалтерской записью Дебет 62 Кредит 90-1 (за исключением платы за отопление при равномерном начислении).
Обратите внимание на то, что согласно действующему законодательству (п.1 ст.1005 ГК РФ), при совершении агентом (в роли которого выступает расчетно-кассовый центр) сделки, когда агент выступает от имени и за счет принципала (управляющей организации), права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Следовательно, отражение выручки на счетах бухгалтерского учета производится именно у принципала (управляющей организации). Агент в свою очередь, при указанной выше схеме, в качестве выручки будет у себя отражать лишь размер начисленного агентского вознаграждения по агентскому договору.
Для отражения расчетов расчетно-кассовым центром необходимо использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с субсчетом «Расчеты с РКЦ».
Схема отражения на счетах бухгалтерского учёта расчетов с расчетно-кассовым центром будет выглядеть следующим образом:
-
Дт 55 Кт 76/Расчеты с РКЦ — Поступили денежные средства от расчетного центра на специальный счет управляющей организации
-
Дт 60 Кт 76/Расчеты с РКЦ — Удержано вознаграждение расчетного центра из поступивших денежных средств / начисленных денежных средств
Надеюсь, что эта коротенькая статья будет полезна…
Поскольку в управляющих организациях часто разница между доходами и расходами небольшая или равная доходам, а даже иногда превышает доходы, выбор падает в основном на УСН 15%.
Доходы от реализации услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов необходимо учитывать ежемесячно на последний день календарного месяца, исходя из фактически оказанных услуг.
Что говорит закон?
«Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.»
Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ
Как все это понять?
Представим, что условия, указанные в ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, соблюдены, и в распоряжении управляющей организации остается экономия средств между запланированными и фактическими расходами. Тогда на момент возникновения права на распоряжение данной экономией (что происходит только после размещения годового финансового отчета в государственной информационной системе ЖКХ), неиспользованные деньги, поступившие в счет оплаты работ (услуг), могут считаться дополнительным налогооблагаемым доходом от реализации УО.
На основании поправок в НК по Федеральному закону № 325-ФЗ управляющая организация на упрощенке «доходы минус расходы», которая выступает как исполнитель коммунальных услуг, не должна с 1.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:
- доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;
- расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.
Такой порядок учета нужно применять вне зависимости от того, что утверждено в учетной политике организации. Если же там прописан другой порядок учета, надо внести изменения в действующие документы в соответствии с НК РФ.
Учет в управляющей организации на примерах
Разберем подробнее ведение учета полученных и израсходованных средств в управляющей организации.
Деньги, полученные от собственников жилых помещений в счет услуг по содержанию и ремонту имущества МКД, в данном случае являются авансом и формируют кредиторскую задолженность — и в таком случае они должны учитываться обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», в учете указывается «получены денежные средства от собственников имущества МКД».
При фактическом оказании услуг по содержанию (последний день календарного месяца) и передаче результатов выполненных работ по текущему ремонту (дата подписания акта) в учете организации отражается выручка от реализации работ (услуг) (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99):
Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка», в учете указывается «доход от реализации работ (услуг)»
В этот момент расходы по обычным видам деятельности, формирующие себестоимость выполненных работ (услуг) (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99), переносятся в дебет счета 90 «Себестоимость продаж»:
- Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 20 — списана себестоимость работ (услуг);
- Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»;
- Дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 — отражена прибыль от реализации результатов работ (услуг) (выявляется за отчетный месяц).
или
- Дебет 99 Кредит 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — отражен убыток от реализации результатов работ (услуг).
При получении экономии в учете возможны следующие записи:
- Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка»- отражен доход в виде экономии;
- Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»- зачтены авансы в счет получения экономии.
Счет 20
Подробнее поговорим о списании себестоимости работ (услуг) на счет 20.
В большинстве случаев в управлении (обслуживании) управляющих организаций находится не один, а несколько многоквартирных домов. На каждый МКД тариф утверждается индивидуально, исходя из его технических характеристик, особенностей и перечня услуг, в том числе и помимо утвержденного законодательством перечня.
В установлении размера платы за услуги по содержание и ремонту общего имущества многое зависит от предпочтений, интересов и финансовых возможностей собственников. Соответственно, и затраты на каждый дом будут разные, и учитывать их необходимо раздельно, не «перемешивая» деньги разных МКД между собой.
Поэтому для счета 20 нужно создавать несколько номенклатурных групп с наименованием объекта управления, по которому списывается та или иная услуга (работа).
Сфера ЖКХ жестко регулируется контролирующими органами. Согласно ЖК РФ, произведенные управляющей организацией работы должны быть подтверждены собственниками МКД путем подписания акта выполненных работ (в котором прописан вид работ, материалы и дата выполнения), акт подписывают уполномоченные собственники и сотрудник управляющей организации. Такой акт выполненных работ прикладывается к бухгалтерским документам (счет-фактура, акт, авансовый отчет) и только после этого производится списание на 20 счет материалов или работ.
Такой способ ведения раздельного учета помогает:
- быстро и без проблем проходить проверки надзорных органов и отвечать на запросы собственников о расходах;
- быстро и четко понять, хватает ли утвержденного тарифа на тот или иной МКД;
- в формировании ежегодного финансового отчета управляющей организации перед собственниками МКД.
Стародубцева Ирина Валерьевна, Мударисова Анастасия Владимировна
Бухгалтерский учет в управляющих компаниях
Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.
Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.
Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.
Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2022)?».
- Учет МПЗ.
Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.
Порядок учета материалов по ФСБУ 5/2019 описан в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель.
- Учет затрат.
Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:
Субконто 1 |
Субконто 2 |
Субконто 3 (Затраты) |
Подразделение 1 |
МКД 1 |
1. Канализация 2. Водоснабжение 3. Отопление 4. Электроэнергия 5. Озеленение 6. Содержание 7. Газоснабжение и т. д. |
МКД 2 |
||
Подразделение 2 |
МКД 3 |
|
МКД 4 |
||
МКД 5 |
Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.
Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».
По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.
- Учет взаиморасчетов.
Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.
Проводки в данном случае будут следующими:
Дт |
Кт |
Содержание |
20 (25) |
60 |
Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании |
19 |
60 |
Выделен входной НДС |
68 |
19 |
НДС принят к вычету |
62 |
90.1 |
Начислены платежи в УК потребителям |
90.3 |
68 |
Начислен НДС |
90.2 |
20 |
Списаны издержки |
50 (51) |
62 |
Поступили платежи от собственников |
60 |
51 |
Оплата услуг ресурсоснабжающей компании |
Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».
Проводки:
- Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
- Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
- Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.
Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.
С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.
С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.
Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.
УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».
Блок проводок будет следующий:
- Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
- Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
- Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.
- Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
- Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
- Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
- Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
- Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.
В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Как учесть полученные дивиденды в управляющей компании на УСНО, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Особенности бухучета в ТСЖ
ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.
Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:
- как членские взносы участников ТСЖ;
- целевое финансирование из бюджета;
- коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.
Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».
В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.
Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.
Дт |
Кт |
Содержание |
76 |
86 |
Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете |
10 |
60 |
Закуплены материалы |
20 |
10 |
Списаны материалы |
20 |
60 (76) |
Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС |
26 |
60 |
Затраты на управление ТСЖ |
26 |
70 |
Заработная плата управленческого персонала ТСЖ |
51 |
76 |
Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги |
60 |
51 |
Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций |
86 |
20 |
Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги |
В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.
Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.
Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:
- Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
- Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».
Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).
Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.
Оплата коммунальных услуг через ЕРКЦ: проводки у управляющей компании
Собраны деньги от населения Единым Кассовым центром для управляющей организации,находящейся на УСН, за отопление,горячую воду,стоки, содержание и ремонт жилья. На р/с управляющей организации поступили денежные средства только за ремонт и содержание, все остальные платежи были перечислены на р/с поставщикам услуг.Как правильно составить бухгалтерские проводки
Единый расчетный кассовый центр- муниципальное учреждение. Договора с поставщиками были заключены с управляющей компанией.Но с 17 марта в одностороннем порядке со стороны поставщиков ( поставщики — монополисты) якобы расторгнуты, и на этом основании Единый расчетный кассовый центр перечисляет собранные платежи им на р/с.
Цитата (танёк):Собраны деньги от населения Единым Кассовым центром для управляющей организации,находящейся на УСН, за отопление,горячую воду,стоки, содержание и ремонт жилья. На р/с управляющей организации поступили денежные средства только за ремонт и содержание, все остальные платежи были перечислены на р/с поставщикам услуг.Как правильно составить бухгалтерские проводки
Что такое Единый Кассовый центр? Это часть (подразделение) управляющей компании или независимое юридическое лицо?
Кем заключены договора с поставщиками коммунальных услуг? Управляющей компанией или еще кем-нибудь?
От ответов на эти вопросы зависят проводки у УК.
Заполнить, проверить и сдать декларацию по ЕСХН через интернет
Цитата (танёк):Единый расчетный кассовый центр- муниципальное учреждение. Договора с поставщиками были заключены с управляющей компанией.Но с 17 марта в одностороннем порядке со стороны поставщиков ( поставщики — монополисты) якобы расторгнуты, и на этом основании Единый расчетный кассовый центр перечисляет собранные платежи им на р/с.
Добавили. хорошо.
А на каком основании РКЦ пересылает платежи сразу коммунальщикам? У УК есть договор с РКЦ? А в договорах с коммунальщиками что написано, кто должен платить?
И на будущее, дополняйте свои вопросы в отдельном сообщении — не надо больше править первоначальный вопрос. Тем более, что всё-равно потом дублируете (дубль я убрал).
Есть договор между ЕРКЦ и УК, однако ЕРКЦ с 17 числа деньги перечисляет поставщикам услуг на основании УКАЗАНИЯ поставщиков, имеются ли между ЕРКЦ и поставщиками услуг договорные отношения мне не известно.
Монополист, он и в Африке монополист!
Не знаю, можно ли с этим бороться, но у Вас возникает проблема в учете оплаты.
Т.е. по договорам задолженность образуется у Вас, а оплачивают ее непосредственно жильцы.
У Вас должны быть точные сведения, кто, когда, куда и сколько заплатил.
Тогда Вы списываете задолженность с жильца и гасите свой долг перед коммунальщиками.
Кстати, а какой договор у Вас с коммунальщиками — обычный, абонентский (т.е. Вы для жильцов тоже поставщик услуг) или посреднический (т.е. Вы — только посредник)?
Подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу через интернет
договора с поставщиками все абонентские, все сведения по оплате жильцов предоставляет ЕРКЦ
Цитата (танёк):договора с поставщиками все абонентские, все сведения по оплате жильцов предоставляет ЕРКЦ
Ну, тогда такой вариант проводок:
Дт 20 — Кт 60 — поставщики-коммунальщики предъявили счет за месяц
Дт 62 — Кт 90.1 — выставили счета жильцам
Дт 76 — Кт 62 — поступили сведения из ЕРЦ об оплате коммуналки
Дт 60 — Кт 76 — зачли оплату жильцов (коммуналка)
Поскольку жильцы не всегда платят вовремя и сполна, на сч. 60 будет постоянно Ваша задолженность по коммунальным услугам перед их поставщиками.
Не нравиться мне Ваша ситуация, никак не поймаю логику действий всех заинтересованных сторон.
Где-то зарыт ключик, который мы никак не можем найти…
Успехов!
г. Санкт-Петербург4 333 балла
Цитата (танёк):договора с поставщиками все абонентские, все сведения по оплате жильцов предоставляет ЕРКЦ
ой ли? Сведения-то предоставляет…, только оказывать услуги и заключать абонентные договора может организация, у которой сети на балансе(в аренде). Обычно расчетно-кассовые центры имеют договоры с поставщиками коммунальных услуг и за определенную плату (обычно % ) оказывают услуги по сбору средств (а это посредничество!)
Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд
Цитата (n1a2t3):
Цитата (танёк):договора с поставщиками все абонентские, все сведения по оплате жильцов предоставляет ЕРКЦ
ой ли? Сведения-то предоставляет…, только оказывать услуги и заключать абонентные договора может организация, у которой сети на балансе(в аренде). Обычно расчетно-кассовые центры имеют договоры с поставщиками коммунальных услуг и за определенную плату (обычно % ) оказывают услуги по сбору средств (а это посредничество!)
А причем тогда управляющая компания?
Я вот понимаю ситуацию (из жизни), когда в кооперативном доме стоит единый счетчик и бухгалтер кооператива выписывает счета за месяц каждой квартире. Но они платят в кооператив и уже сам кооператив расчитывается за поребление воды, тепла и т.п.
Вот я и говорю, что не понимаю ситуацию в вопросе. Кто с кем что заключил и кто перед кем становится обязанным… непонятно. Надо смотреть реальные договора и делать выводы.
Расчеты через расчетные центры
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 1
В статье «Принципы бухгалтерского учета в ЖКХ» были рассмотрены основные подходы к признанию доходов и расходов управляющего домом, принципы учета расчетов с поставщиками и покупателями. Отдельного внимания требуют расчеты за жилищно-коммунальные услуги через платежного агента. Правовые основы взаимодействия с платежными агентами были прокомментированы ранее на страницах журнала <1>.
<1> См. статью Д.В. Дурново «Прием платежей через платежных агентов» (2014, N 11).
У бухгалтеров возникает много вопросов из-за непонимания работы с расчетными центрами, поначалу все кажется запутанным. Для отражения расчетов с этим контрагентом необходимо использовать счет 76, субсчет указывать не будем, бухгалтер предприятия выберет его исходя из рабочего плана счетов. Непонятная на первый взгляд денежная масса становится прозрачной, если сделать для себя вспомогательные таблицы на основании итоговых данных из отчета расчетного центра. Это должен быть отчет о поступивших в расчетный центр и перечисленных на расчетные счета УК (ТСЖ) денежных средствах. Возможно, исходя из производственной необходимости в этом отчете будут суммы, перечисленные напрямую поставщикам, а также суммы агентского вознаграждения расчетного центра.
Счет 76 по своему характеру является собирательно-распределительным. Кредит счета будет выполнять собирательную функцию, а дебет — распределительную.
Итак, собираем счет 76. Предлагаемые программой «1С:Предприятие» субконто — «Контрагенты» и «Договоры». Контрагент нам известен: это расчетный центр. В справочник «Договоры» удобнее всего внести виды услуг, которые поименованы в платежных документах, ведь именно эти услуги оплачивает собственник. Расчетный центр распределяет поступившие суммы по видам услуг и отчитывается перед УК (ТСЖ). К тому же данный справочник бухгалтер уже формировал для счета 62.
Обороты по кредиту счета 76 будут формироваться из следующих бухгалтерских проводок:
- Дебет 51 Кредит 76 — поступили денежные средства от расчетного центра на расчетный счет УК (ТСЖ);
- Дебет 60 Кредит 76 — произведена оплата расчетным центром поставщикам коммунальных услуг из средств, полученных от населения, по поручению УК;
- Дебет 60 Кредит 76 — удержано вознаграждение расчетного центра из поступивших денежных средств.
Бывает, что бухгалтеры ошибочно игнорируют оплату поставщикам, не прошедшую через расчетный счет УК (ТСЖ), в результате в балансе отражается задолженность поставщику, не соответствующая действительности. Это одна из причин, по которой остаток задолженности по данным поставщика и задолженность, числящаяся в балансе УК (ТСЖ), могут не совпасть. В действительности УК (ТСЖ) исполнила свою обязанность по осуществлению оплаты поставщику, пусть и минуя собственный расчетный счет, этот факт должен быть отражен в балансе.
Составление третьей проводки будет зависеть от того, каким образом согласно договору выплачивается вознаграждение расчетному центру. Если УК (ТСЖ) оплачивает услуги расчетного центра со своего расчетного счета, дополнительной проводки по счету 76 не будет. А если расчетный центр удерживает свое вознаграждение из поступивших средств, ее необходимо сформировать. Заметим, что расчеты с расчетным центром по суммам, причитающимся ему за оказанные услуги, мы отражаем с использованием счета 60. На счете 76 обобщается информация о движении сумм, принадлежащих УК как принципалу.
Кредит счета собран, приступаем к распределительной части. На основании отчетов расчетного центра необходимо списать суммы, уплаченные потребителями, на счета учета расчетов с заказчиками — в состав дебиторской и кредиторской задолженности. Наименования справочников-субконто к счетам 62 и 76 совпадают — «Договоры». Принятые характеристики субконто также должны совпадать: если мы вводили в эти справочники виды услуг, то и списание будем производить по видам услуг, если же вводили лицевые счета, то и списание будет аналогичным. Важно не забыть, что и по видам услуг, и по лицевым счетам у предприятия может быть как дебиторская, так и кредиторская задолженность, соответственно, будут задействованы счета учета задолженности и полученных авансов. Списание (закрытие задолженности) будем отражать проводкой Дебет 76 Кредит 62. Обратим внимание, что граждане исполнили свою обязанность по погашению задолженности в момент внесения денежных средств платежному агенту, значит, в балансе УК данный факт должен найти отражение именно на эту дату. Единственный источник информации в таком случае — отчет расчетного центра. Он составляется по окончании месяца и содержит информацию обо всех платежах, поступивших с первого по последний день месяца включительно, поэтому в балансе УК возможно проведение оплаты общей суммой на последнее число месяца. Этот подход соответствует требованию рациональности, согласно которому польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку. В УК, где число и объем поступлений очень большие, данная работа потребует дополнительных трудозатрат, тогда как для составления отчетности за месяц достаточно информации о поступлениях от потребителей общей суммой. При этом в расчетной базе платежного агента платежи должны быть разнесены по лицевым счетам в соответствии с фактической датой их внесения для того, чтобы правильно начислять пени.
Отчет расчетного центра: Дебет 76 Кредит 62
Отчет расчетного центра является единственным документом, подтверждающим сроки и объемы поступления платы за жилое помещение и коммунальные услуги от потребителей. Кстати, даже чиновники делают аналогичный вывод для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-11-06/2/25023). В договоре между УК и расчетным центром (платежным агентом) обычно устанавливается срок перечисления на счет УК денежных средств, полученных от населения в пользу УК. Обычно такое перечисление платежный агент обязан сделать на следующий рабочий день. Это справедливо, поскольку необходимо идентифицировать поступления, разнести их по лицевым счетам, а также сформировать и направить в банк платежное поручение. Поэтому в отчете расчетного центра за месяц неизбежно возникает разница между суммами, полученными от потребителей, и суммами, перечисленными УК. Платежи потребителей за последнее число месяца фактически поступят УК не ранее 1-го числа следующего месяца. Здесь для УК главное — отразить погашение потребителем задолженности на основании отчета расчетного центра. Разница на отчетную дату останется в виде дебиторской задолженности расчетного центра.
Выписка по банковскому счету: Дебет 55 Кредит 76
Исполнение обязательства платежного агента по перечислению УК денежных средств, поступивших от потребителей, отражается по кредиту счета 76. В отчете расчетного центра есть данные о суммах, перечисленных им на счет УК. Однако этот документ не может рассматриваться в качестве основания для составления соответствующей записи в бухучете. Дело в том, что момент списания денежных средств с банковского счета плательщика нередко не совпадает с моментом зачисления денежных средств на банковский счет получателя в силу объективных причин.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. В свою очередь, перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). В этой же статье (п. п. 9, 10, 11) указано, что при переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика (проще говоря, банка плательщика), перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности. Окончательность перевода денежных средств наступает:
- в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, если плательщика и получателя обслуживает один оператор по переводу денежных средств (банковские счета открыты в одном банке);
- в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств (то есть банка плательщика), если плательщика и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств.
Вплоть до зачисления средств на счет получателя (если перевод осуществляется в пределах одного банка) или на счет банка получателя денежные средства, скажем так, находятся в сфере ответственности плательщика (движение денежных средств обусловлено обязательствами плательщика и банка плательщика). Когда денежные средства поступили в банк получателя, банк обязан зачислить их на счет получателя в силу обязательств банка и получателя.
В законодательстве не назван момент исполнения денежного обязательства при расчетах платежными поручениями. Но из приведенных выше положений можно сделать вывод, что таким моментом никак нельзя считать момент списания денежных средств с банковского счета плательщика <2>. В судебной практике преобладает такой подход: денежное обязательство при расчетах платежными поручениями считается исполненным в момент зачисления денежных средств на счет банка получателя или непосредственно на счет кредитора (Постановления ФАС МО от 16.06.2014 N Ф05-5431/2014, от 29.07.2013 по делу N А41-50621/12, от 15.03.2013 по делу N А41-30901/12, ФАС СЗО от 16.01.2012 по делу N А66-3748/2011).
<2> Тем более что в Постановлении от 28.01.2014 N 13222/13 Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что день уплаты долга (день зачисления денежных средств на банковский счет кредитора) следует включить в период просрочки для целей исчисления процентов за пользование чужими денежными средствами. В этом случае денежные средства в оплату задолженности зачислялись на счет банка получателя в день поступления платежных поручений на исполнение в банк, обслуживающий плательщика.
Известен случай, когда банк расчетного центра ставил на платежных поручениях расчетного центра отметки о списании денежных средств со счета. Однако он не перечислял деньги банку УК, чуть позже его лицензия была отозвана и впоследствии банк расчетного центра был признан банкротом. Факт списания с расчетного счета ответчика денежных средств банком плательщика не свидетельствует о зачислении этих денежных средств на счет банка получателя и не может признаваться доказательством надлежащего исполнения обязательства в рамках агентского договора. В итоге суд принял решение о взыскании в пользу УК с расчетного центра сумм, поступивших от населения и подлежащих перечислению на счет УК в соответствии с договором. Взыскивать списанные со счета суммы расчетный центр будет с банка (соответствующие требования включены в реестр требований кредиторов банка). Сразу несколько УК пострадали от банка, лишенного лицензии, но их права были восстановлены судом (Постановления АС ЦО от 15.10.2014 по делу N А68-9944/2013, от 03.09.2014 по делу N А68-9945/2013, от 02.09.2014 по делу N А68-9947/2013).
Выходит, обязательство расчетного центра по перечислению денежных средств на счет УК в соответствии с договором нельзя считать исполненным в момент списания денег со счета расчетного центра, значит, кредитовать счет 76 нет оснований, задолженность должна числиться на нем вплоть до исполнения обязательства. Одновременно утверждение о том, что запись по дебету счета 55 <3> производится только на основании выписки банка, оспаривать бессмысленно. Поэтому проводку Дебет 55 Кредит 76 УК составит только в строгом соответствии с банковскими документами.
<3> Согласно ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» поставщик (в нашем случае — УК) при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Поэтому для отражения поступлений от платежного агента может быть использован счет 55 «Специальные счета в банках».
Очевидно, что данные из отчета платежного агента о перечислении денежных средств, поступивших от потребителей, на счет УК не совпадут с данными из выписки по банковскому счету УК за расчетный месяц. Вероятно, и суммы, указанные расчетным центром в отчете как полученные от потребителей, но не перечисленные, не будут равны дебиторской задолженности расчетного центра в бухгалтерском учете УК. Нет ли здесь каких-либо искажений?
Существует мнение о необходимости использования счета 57 «Переводы в пути» для отражения указанной разницы (деньги, списанные со счета расчетного центра, но еще не зачисленные на счет УК). Редакция не согласна с данным подходом. Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, основаниями для принятия к учету сумм по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитной организации, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам, например в случае, когда организация принимает плату за товары, работы, услуги от физических лиц через банк путем осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета. Так, на основании предъявленного клиентом исполненного распоряжения с указанием даты исполнения, штампом банка и подписью уполномоченного лица банка организация делает запись по дебету счета 57. При поступлении средств на расчетный счет составляется проводка Дебет 55 Кредит 57. В рассматриваемой же ситуации у УК нет актива в виде денежных средств в пути, а есть актив в виде дебиторской задолженности расчетного центра.
Кстати, счет 57 может быть использован для отражения погашения дебиторской задолженности собственника помещения путем осуществления перевода без открытия банковского счета: банк принимает наличные денежные средства от физического лица для зачисления их на счет УК. Обязательство гражданина по закону считается исполненным с момента внесения денежных средств в банк (пора делать запись по кредиту счета 62), есть документ (распоряжение со штампом банка), подтверждающий внесение денежных средств, но на расчетный счет они еще не поступили (проводку по дебету счета 55 делать рано). Отнести суммы на счет 76 (отразив на нем дебиторскую задолженность банка) нельзя, поскольку у УК с этим банком нет обязательств по перечислению денежных средств — обязательство возникло у банка и плательщика <4>, иначе говоря, банк не является контрагентом УК.
<4> Подробнее см. статью Д.В. Дурново «Прием платежей через третьих лиц» (2013, N 9).
Акт сверки с РСО: Дебет 60 Кредит 76
Если УК поручила расчетному центру перечислять платежи за коммунальные услуги в адрес РСО, отчет расчетного центра также не может быть основанием для погашения кредиторской задолженности перед РСО (Дебет 60 Кредит 76). Представляется, что для этого нужно подтверждение от РСО получения оплаты, в частности путем сверки расчетов. Напомним, что согласно п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления РСО исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок, сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. В рассматриваемой ситуации есть необходимость составлять его ежемесячно.
В похожей ситуации, когда обязательство УК перед РСО исполняют третьи лица — собственники помещений (при прямых расчетах с РСО на основании решения общего собрания), информацию о своей задолженности УК получает также от РСО (пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
* * *
Получение платежей от потребителей через расчетные центры для многих УК стало или в ближайшем будущем станет рутинной операцией. Всю исчерпывающую информацию о состоянии расчетов с каждым потребителем должен иметь расчетный центр, а в бухгалтерии УК допустимо отражать лишь общие суммы по итогам месяца. Одновременно нужно помнить, что отчет расчетного центра нельзя рассматривать как достаточное основание для отражения расчетов с расчетным центром. Он подтвердит только дебетовые обороты по счету 76. Записи по кредиту этого счета составляются на основании выписки со счета УК, актов сверки расчетов с РСО.
Е.А.Пещерская
Главный бухгалтер
ЗАО «Орджоникидзевская УЖК»
г. Екатеринбург