Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).
Данный Перечень состоит из 4-х разделов: I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, дорожное хозяйство; II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; III. Гражданская авиация; IV. Морской и речной транспорт.
В каждом из разделов названы виды работ, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в соответствующем разделе.
2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются, как правило, соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ в нормативных правовых актах, учитывающих специфику труда таких работников. См., например:
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11);
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24);
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30);
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 (БНА РФ. 2005. N 49);
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (БНА РФ. 2003. N 10), и др.
3. В части, не противоречащей ТК РФ, продолжают действовать и некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, отражающие специфику труда работников соответствующих видов транспорта.
В качестве примера можно привести Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 «Об утверждении раздела «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56″. Данный документ применяется на территории РФ в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России» (Бюлл. Минтруда РФ. 1994. N 7 — 8).
Второй комментарий к Статье 329 Трудового кодекса
1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.
2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.
4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.
Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.
Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.
5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.
Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.
Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.
Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 октября 2021 г. N 339
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, РАБОТА КОТОРЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАНА С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
В соответствии с частью второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) и подпунктом 5.2.43 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42504);
приказ Минтранса России от 1 августа 2019 г. N 250 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44» (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2019 г., регистрационный N 55749).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 11 октября 2021 г. N 339
ОСОБЕННОСТИ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, РАБОТА КОТОРЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАНА С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ
I. Общие положения
1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее — Особенности), устанавливают режим рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов (далее — работники).
Особенности распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услуг железнодорожного транспорта общего пользования, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
Особенности не регулируют рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность в области строительства, ведомственной охраны, образовательной деятельности, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания (включая вагоны-рестораны, вагоны-кафе, вагоны-бары), а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ.
2. В порядке, предусмотренном статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации <1> (далее — Трудовой кодекс), продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.
Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, или иного представительного органа работников (при наличии) (далее — представительный орган работников), и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса <2>.
———————————
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.
В целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.
3. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса <3> допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом, не превышающим одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, три месяца. В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
———————————
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 24, ст. 3379.
В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Ежемесячный, квартальный и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности, включающего режим работы и отдыха на весь месяц, квартал и год соответственно.
4. Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.
При непрерывной круглосуточной работе продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, не сокращается, переработка сверх нормы учетного периода при суммированном учете рабочего времени компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, в соответствии со статьей 95 Трудового кодекса <4>.
———————————
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3.
5. Работа более двух смен подряд в период ночного времени (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением работников локомотивных бригад, указанных в пункте 19 Особенностей, а также за исключением работников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием железнодорожных линий (участков инфраструктуры) преимущественно в ночное время суток. Перечень железнодорожных линий (участков инфраструктуры), ремонт и техническое обслуживание которых организовано преимущественно в ночное время суток, утверждается локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников соответствующей организации.
6. Для работников поездных бригад пассажирских поездов (проводников пассажирских вагонов, начальников (механиков — бригадиров) пассажирского поезда, поездных электромехаников, мойщиков — уборщиков железнодорожного подвижного состава, инженеров, электроников) и работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, ночное время определяется по часовому поясу расположения депо формирования пассажирского поезда (станции приписки мобильного средства диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры).
Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены) допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
7. Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, — работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (далее — АРВЭ), хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки после его отдыха в пункте постоянной работы).
8. Дежурство на дому или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона допускается с письменного согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве. Дежурство на дому (при возможности вызова на работу) или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона может устанавливаться дежурным по железнодорожным станциям, начальникам железнодорожных станций участков инфраструктуры, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой, работникам хозяйства пути и сооружений в зимний период, работникам хозяйства электрификации и электроснабжения, работникам хозяйства автоматики и телемеханики, работникам хозяйства связи, приемосдатчикам груза и багажа, работникам восстановительных поездов, проводникам пассажирских вагонов, проводникам по сопровождению специальных вагонов, осмотрщикам-ремонтникам вагонов.
II. Время начала и окончания работы
9. Рабочее время начинается с момента времени явки работника к постоянному месту работы. Рабочее время оканчивается после освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.
Начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы) в пределах обслуживаемого участка, о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.
В других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников.
Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ, мобильных средств диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, работниками, осуществляющими свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, а также время на подготовку в рейс указанных бригад (работников) включается в рабочее время работников.
10. Время начала работы (смены, поездки) локомотивных и поездных бригад, машинистов (водителей) специального самоходного подвижного состава (далее — ССПС), железнодорожно-строительных машин и их помощников, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, бригад, обслуживающих вагоны — транспортеры сочлененного типа, работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, начинается с момента времени явки к месту постоянной работы по графику, наряду или вызову.
Время окончания работы (смены, поездки) завершается оформлением работником или представителем работодателя документов первичного учета и поездной документации, подлежащих оформлению в соответствии с локальными актами работодателя после сдачи локомотива, мотор-вагонного подвижного состава (далее — МВПС), поезда, состава, железнодорожно-строительной машины, рефрижераторной секции, АРВЭ, вагона или мобильного средства диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в месте постоянной работы.
Время окончания работы (смены, поездки) в случае несостоявшейся поездки или смены работника на железнодорожной линии в пределах обслуживаемого участка определяется работодателем в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.
11. Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.
Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), может быть разделен на части в порядке, установленном статьей 105 Трудового кодекса <5>, общей продолжительностью не более 12 часов.
———————————
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.
12. Время начала работы по окончании отпуска или болезни, исполнения государственных или общественных обязанностей работников с суммированным учетом рабочего времени, которым выходные дни предоставляются по графикам сменности, определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
13. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место при неявке сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене другим работником. Междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.
Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
III. Особенности режима рабочего времени локомотивных
и кондукторских бригад
14. Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по графикам сменности или по безвызывной системе, при которой локомотивной бригаде устанавливается время явки на работу после окончания междусменного отдыха, предоставляемого после каждой поездки. Требования к продолжительности междусменного отдыха и порядок его расчета установлены пунктом 43 Особенностей.
В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову. Порядок вызова устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Для обеспечения своевременной сменяемости и предотвращения переработки сверх нормальной продолжительности смены бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами не допускается отправление этих бригад на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены.
В рабочее время работников локомотивных бригад грузового и пассажирского, пригородного, скоростного, высокоскоростного движения включаются:
время на подготовку к работе, включая время прохождения инструктажа и предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, предусмотренных Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 12 января 2021 г. N 4 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2021 г., регистрационный N 62430) (далее — Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте);
время, непосредственно затрачиваемое на выполнение основной трудовой функции;
время на приемку и сдачу локомотива, МВПС;
время следования пассажиром и ожидание следования пассажиром;
время ожидания работы;
время прохождения освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), предусмотренного локальными нормативными актами работодателя, принятыми по согласованию с представительным органом работников.
Для работников локомотивных бригад, занятых на сменной работе, в рабочее время включается время от начала до окончания работы, установленное графиком, с учетом времени прохождения предрейсового или предсменного инструктажа и обязательного предрейсового или предсменного медицинского осмотра, время на приемку и сдачу локомотива.
15. По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учетом мнения представительного органа работников устанавливается предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки, по истечении которого отправление их в поездку запрещается.
16. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 7 часов при шестидневной рабочей неделе, но не более 12 часов, работа с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо места постоянной работы, а также при изменении режима работы локомотивных бригад в период действия графика сменности устанавливается в порядке, утвержденном работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При доведении поезда до железнодорожной станции для смены локомотивной бригады при необходимости продолжительность непрерывной работы с согласия ее работников может быть увеличена работодателем, но не должна превышать 12 часов.
Продолжительность непрерывной работы от момента явки в депо или пункт подмены по вызову до момента сдачи локомотива (за исключением времени следования пассажиром) локомотивных бригад устанавливается в соответствии с графиком движения поездов и разрабатываемыми в связи с предоставлением технологических окон в движении поездов вариантными графиками движения поездов в границах обслуживаемого участка во всех видах движения поездов с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм времени оборота работников локомотивных бригад.
Продолжительность рабочего времени машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и высокоскоростного движения при работе без помощников машиниста должна составлять не более 7 часов.
Продолжительность рабочего времени машиниста пассажирского движения при условии оборудования подвижного состава системой автоведения, при работе без помощника машиниста должна составлять не более 8 часов.
Продолжительность работы работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста с момента отправления и до прибытия поезда должна составлять не более 6 часов.
17. Время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива (поезда, МВПС), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда, МВПС) включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.
18. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов не может превышать 12 часов, а после ночного отдыха в пункте оборота не более 10 часов.
19. Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 до 5 часов суток по местному времени, в том числе если на одну из ночных поездок приходится следование пассажиром. Для машинистов локомотива при работе без помощника машиниста запрещается работа в течение двух ночей подряд. Настоящие требования не распространяются на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов (МВПС) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
IV. Особенности режима рабочего времени сменных работников
и работников с рабочим днем, разделенным на части
20. Для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем, устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графиками сменности с двенадцатичасовой продолжительностью работы.
Продолжительность смен в ночное время не сокращается.
21. Для диспетчеров поездных, работающих на диспетчерских участках железнодорожного транспорта общего пользования с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1 класса на участках железнодорожного транспорта общего пользования с интенсивным движением поездов устанавливается пятисменный график сменности с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурства продолжительностью 48 часов с соблюдением месячной (квартальной) нормы рабочего времени.
V. Особенности режима рабочего времени работников
поездных бригад пассажирских поездов, рефрижераторных
секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными
отделениями, работников, ответственных за обеспечение
транспортной безопасности пассажирского поезда
22. Режим рабочего времени работников поездных бригад пассажирских поездов, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности пассажирского поезда, несущих сменные дежурства в поездке, регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд с учетом местных условий с учетом мнения представительного органа работников.
По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) работников поездных бригад пассажирских поездов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов.
Режим работы работников поездных бригад пассажирских поездов, работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда, не несущих сменных дежурств, регламентируется графиками дежурств в рейсе, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиями с учетом мнения представительного органа работников.
23. Время следования работников поездных бригад пассажирских поездов на железнодорожные станции от места постоянной работы для приема вагонов вне места постоянной работы, а также после сдачи и возвращении обратно к месту постоянной работы включается в рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения в пути следования или на железнодорожных станциях. При нахождении в пути следования или на железнодорожных станциях менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
24. Продолжительность поездки бригады рефрижераторной секции и АРВЭ не должна превышать 45 суток. Продолжительность поездки сверх срока может быть увеличена до 15 суток, если на момент смены бригады рефрижераторная секция и АРВЭ находятся в груженом состоянии или следуют в депо приписки, а при согласии работников бригады и на больший срок. Продолжительность поездки и порядок ее увеличения устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность поездки работников поездных бригад, обслуживающих вагоны в составе туристических и специальных поездов (разово назначенных по запросу сторонних организаций для перевозки организованных групп пассажиров по ранее запланированному маршруту), воинских эшелонов без захода в пункт формирования не должна превышать 30 суток. Продолжительность поездки сверх указанного срока может быть увеличена до 15 суток, если на момент смены в вагонах находятся пассажиры или вагоны следуют в депо приписки.
Продолжительность поездки и порядок ее увеличения устанавливается локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения представительного органа работников. Направление работников поездных бригад для обслуживания составов данных поездов допускается с письменного согласия работников.
25. В рабочее время при проезде работников в качестве пассажиров на железнодорожные станции, в том числе на межгосударственные передаточные от места (к месту) постоянной работы для приема рефрижераторных секций и АРВЭ, проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности всего пассажирского поезда формирования иностранных государств при следовании по территории Российской Федерации, а также после сдачи рефрижераторных секций и АРВЭ и возвращении обратно к месту постоянной работы включается 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) или 8 часов за каждые 24 часа (при пятидневной рабочей неделе) нахождения в пути следования или на пограничных и других железнодорожных станциях. При нахождении в пути следования (на железнодорожных станциях, в том числе межгосударственных передаточных) менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
26. При обслуживании рефрижераторных секций и АРВЭ, в том числе находящихся в запасе, продолжительность работы (смены) каждого работника (механика, проводника по сопровождению грузов и спецвагонов) по графику сменности не должна превышать 12 часов в сутки вне зависимости от количества грузовых вагонов в составе рефрижераторной секции.
27. При сопровождении рефрижераторных секций и АРВЭ на заводской или деповской ремонт (с момента выдачи уведомления на отправление) и ожидании постановки рефрижераторных секций и АРВЭ в ремонт каждому работнику бригады, сопровождающей рефрижераторные секции и АРВЭ, в рабочее время включается половина затраченного на это времени.
Время нахождения бригад рефрижераторных секций и АРВЭ на заводах и в депо при сдаче, приемке и сопровождении рефрижераторных секций и АРВЭ включается в рабочее время в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
VI. Особенности режима рабочего времени работников
путевого хозяйства
28. При проезде работников путевых машинных станций к месту производства работ и обратно в пределах обслуживаемого участка специальными рабочими поездами время, затраченное время в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, включается в рабочее время. Если место производства работ находится за пределами обслуживаемого участка, то время проезда включается в рабочее по 8 часов за каждые 24 часа проезда при пятидневной рабочей неделе или 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе).
29. В рабочее время работников, в том числе специалистов, обслуживающих железнодорожно-строительные машины, включаются:
время прохождения инструктажа и предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, предусмотренных Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте;
время на подготовку машины к работе;
время непосредственной работы на машине;
время ожидания прицепки и отцепки от локомотива;
время ожидания отправления;
время следования по перегону;
время маневра на железнодорожной станции;
время постановки машины на место стоянки;
время прохождения освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), предусмотренного локальными нормативными актами работодателя, принятыми по согласованию с представительным органом работников.
Время, затраченное на подготовку, погрузку и выгрузку хоппер-дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также на технический уход, включается в рабочее время каждого работника бригады, обслуживающей хоппер-дозаторы и думпкары в соответствии с графиком работ.
При необходимости перемещения железнодорожно-строительных машин в нерабочем состоянии в составе поезда отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходного специализированного подвижного состава), хоппер-дозаторными и думпкарными маршрутами с железнодорожных станций погрузки к железнодорожным станциям выгрузки и обратно работодатель с учетом мнения представительного органа работников при создании условий для отдыха составляет графики сменности работников, обслуживающих железнодорожно-строительные машины.
VII. Особенности режима рабочего времени работников,
обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный
подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны
30. Время проезда работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав вне места постоянной работы (депо приписки, дистанции, участка обслуживания дистанции пути, путевой машинной станции, дирекции), в качестве пассажиров для приема специального железнодорожного подвижного состава на пограничных и других железнодорожных станциях, а также время после его сдачи и время проезда при возвращении в место постоянной работы включается в рабочее время по 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения в пути или на пограничных и других железнодорожных станциях. При нахождении в пути, на пограничных и других железнодорожных станциях менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
31. В рабочее время работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный самоходный подвижной состав (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников к месту работы), включаются:
время на подготовку к работе, включая время прохождения инструктажа и предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, предусмотренных Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте;
время на подготовку машины к работе;
время, непосредственно затрачиваемое на выполнение основной трудовой функции;
время ожидания отправления;
время следования по перегону;
время маневров на железнодорожной станции;
время постановки на место стоянки;
время прохождения освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения), предусмотренного локальными нормативными актами работодателя, принятыми по согласованию с представительным органом работников.
32. Рабочее время проводников по сопровождению локомотивов, пассажирских вагонов и специального железнодорожного подвижного состава, моторвагонного подвижного состава в недействующем состоянии из депо, дистанций в другие депо, дистанции, а также на заводы и обратно включается в рабочее время по 12 часов в сутки.
Работникам, сопровождающим мобильные средства диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, в рабочее время включается половина затраченного времени.
При следовании свыше 12 часов на каждую единицу подвижного состава (сплотку локомотивов, группу вагонов) назначается по два проводника. Время следования в качестве пассажира, сдачи-приемки железнодорожного подвижного состава на заводе, в депо, дистанции включается в рабочее время по семь часов за каждые 24 часа нахождения в пути (при шестидневной рабочей неделе).
При сопровождении локомотива, МВПС в ремонт в действующем состоянии в составе поезда (вторым локомотивом) рабочее время каждого члена локомотивной бригады отмечается в маршруте машиниста и должно быть не более 12 часов в сутки.
VIII. Особенности режима рабочего времени работников
восстановительных поездов
33. Для работников восстановительных поездов применяется суммированный учет рабочего времени.
34. При выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий производственной аварии или стихийного бедствия порядок организации режима рабочего времени и времени отдыха работников восстановительного поезда и привлеченных работников, в том числе предоставление и учет времени перерывов для отдыха и питания в вагонах восстановительного поезда, определяются локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
35. При выезде восстановительного поезда для производства работ по устранению последствий производственных аварий или стихийных бедствий в течение длительного периода (после открытия движения поездов) работникам восстановительных поездов и привлеченным работникам должны предоставляться перерывы для отдыха и питания в вагонах восстановительного поезда. Указанные перерывы в рабочее время не включаются.
36. При выезде восстановительных поездов на учебно-тренировочные занятия и на выполнение работ по договорам подряда рабочее время определяется на основании графика сменности.
IX. Особенности режима рабочего времени
работников с ненормированным рабочим днем и работников,
обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные
вагоны, и работников, осуществляющих свою деятельность
на мобильных средствах диагностики и мониторинга
устройств инфраструктуры
37. Работникам в соответствии с перечнем должностей, определенным коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем, за исключением работников поездных бригад пассажирских поездов, несущих сменные дежурства.
38. Для работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны, и работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, применяется суммированный учет рабочего времени, а при необходимости рабочий день, разделенный на части. При нахождении в поездке рабочее время и время отдыха данных работников, за исключением проводников, устанавливается начальником вагона или его заместителем.
В поездке продолжительность работы (смены) работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны, не должна превышать 12 часов в сутки, а при работе по месту приписки вагона — 8 часов при пятидневной рабочей неделе.
39. Продолжительность поездки работников, осуществляющих свою деятельность на мобильных средствах диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, не должна превышать 15 суток.
X. Время отдыха
40. Работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов в соответствии со статьей 110 Трудового кодекса <6>.
———————————
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в месте постоянной работы и устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
41. Дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графике сменности.
Число дней еженедельного непрерывного отдыха в соответствии со статьей 111 Трудового кодекса <7> должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.
———————————
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.
42. Предоставление как исключение дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:
с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые, пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели. Продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном пунктом 40 Особенностей;
для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, инженеров, электроников, начальников пассажирских поездов, работников поездных бригад пассажирских поездов, работающих по графику сменности), — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;
проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, — за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки;
бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время поездки;
для работников путевых машинных станций, работникам хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, имеющих разъездной характер работ, — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;
работникам, сопровождающим мобильные средства диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, машинистам и помощникам машинистов железнодорожно-строительных машин механизированных дистанций инфраструктуры, ССПС — за период не более 15 суток.
43. Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в месте постоянной работы предоставляется междусменный отдых без учета времени отдыха в пункте оборота (подмены). Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в месте постоянной работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для локомотивных бригад пригородных поездов и бригад, работающих по сменному графику, — 12 часов) не допускается. Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены).
С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.
44. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до 4 часов предоставляется междусменный отдых в месте постоянной работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 43 Особенностей.
При многократном обороте пригородного поезда в течение смены работникам локомотивных бригад может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в месте постоянной работы (рассматриваемом как пункт оборота). Перерыв для отдыха и питания может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее 1 часа. Время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад или в месте постоянной работы локомотивных бригад до 1 часа включается в рабочее время.
45. Работникам локомотивных бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены), когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха (как правило, одного за поездку) должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее 3 часов и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до момента окончания работы по прибытии в пункт оборота (подмены).
Допускается предоставление второго отдыха за поездку. Перечень участков, на которых допускается предоставление локомотивной бригаде второго отдыха за поездку и условия работы, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
46. Допускается возвращение в место постоянной работы работников локомотивных и кондукторских бригад пассажирами без предоставления отдыха в пункте оборота (подмены).
Если работники локомотивной бригады следовали в пункт оборота локомотивов или подмены локомотивных бригад пассажирами в вагоне пассажирского или пригородного поезда, то они могут быть отправлены в поездку без отдыха.
47. Общее время полагающегося междусменного отдыха в месте постоянной работы для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 43 Особенностей, за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю за период поездки (туры) воскресений и нерабочих праздничных дней. Дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.
Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью.
В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка или иным локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения представительного органа работников, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение нескольких поездок общей продолжительностью не более 16 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка (тура).
В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1 — 2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.
Если в течение 1 — 2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой для работников пассажирских поездов, если не применялся суммированный учет рабочего времени.
48. Если продолжительность междусменного отдыха локомотивных бригад и работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, превысила нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени междусменного отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде, но не более чем на четверть нормальной продолжительности.
49. Кроме междусменного отдыха в основном пункте работы, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, предоставляется отдых во время поездки. Продолжительность этого отдыха должна соответствовать графику сменности, принятому для этого поезда (вагона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы.
50. Работникам поездных бригад пассажирских поездов, не несущих сменные дежурства, в месте постоянной работы предоставляется междусменный отдых такой же продолжительности, как работникам того же поезда, рабочее время которых в поездке регламентируется графиками сменности.
51. В период массовых пассажирских перевозок работодателем с учетом мнения представительного органа работников для работников бригад пассажирских поездов — на период май — сентябрь, для кассиров билетных на железнодорожном транспорте — на период апрель — июль может устанавливаться особый режим времени отдыха, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы с письменного согласия работников данных категорий предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 47 Особенностей.
Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее:
двух суток — у работников бригад пассажирских поездов;
12 часов — у кассиров билетных на железнодорожном транспорте.
Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.
Неиспользованное время междусменного отдыха, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 47 Особенностей, должно быть компенсировано работникам поездных бригад пассажирских поездов не позднее 1 мая следующего календарного года, кассирам билетным на железнодорожном транспорте не позднее 1 апреля следующего календарного года предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок или присоединено к ежегодному отпуску.
52. В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций, машинистов железнодорожно-строительных машин, ССПС и помощников машинистов железнодорожно-строительных машин в отдельных случаях с их письменного согласия и с учетом мнения представительного органа работников допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.
Неиспользованное время полагающегося междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам путевых машинных станций, машинистам железнодорожно-строительных машин, ССПС и помощникам машинистов железнодорожно-строительных машин путем предоставления дополнительного времени отдыха по окончании летних путевых работ, но не позднее 31 декабря текущего года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки с оплатой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Работа в течение двух смен подряд запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Приказом Минтранса России от 01.08.2019 № 250 внесены изменения в особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44.
Данный приказ дополняет п. 14 и устанавливает, что продолжительность рабочего времени машиниста пассажирского движения, при условии оборудования подвижного состава системой автоведения, при работе без помощника должна составлять не более 8 часов.
В предыдущей редакции данный приказ устанавливал общую продолжительность рабочего времени машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и высокоскоростного движения при работе без помощников – не более 7 часов.
Продолжительность работы работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста с момента отправления и до прибытия поезда должна составлять не более 6 часов.
При этом уточнятся, что время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива, если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.
Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов не может превышать 12 часов, а после ночного отдыха в пункте оборота – не более 10 часов.
Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 до 5 часов местного времени, в том числе если на одну из ночных поездок приходится их поездка как пассажиров. Для машинистов локомотива при работе без помощника машиниста запрещается работа в течение двух ночей подряд. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
Изменения вступили в силу 08.09.2019.
Разъяснения подготовлены помощником Северного транспортного прокурора И.Е. Логутовым
Определена продолжительность рабочего времени машиниста пассажирского движения, при условии оборудования подвижного состава системой автоведения
Приказом Минтранса России от 01.08.2019 № 250 внесены изменения в особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 09.03.2016 № 44.
Данный приказ дополняет п. 14 и устанавливает, что продолжительность рабочего времени машиниста пассажирского движения, при условии оборудования подвижного состава системой автоведения, при работе без помощника должна составлять не более 8 часов.
В предыдущей редакции данный приказ устанавливал общую продолжительность рабочего времени машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и высокоскоростного движения при работе без помощников – не более 7 часов.
Продолжительность работы работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста с момента отправления и до прибытия поезда должна составлять не более 6 часов.
При этом уточнятся, что время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива, если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.
Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов не может превышать 12 часов, а после ночного отдыха в пункте оборота – не более 10 часов.
Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 до 5 часов местного времени, в том числе если на одну из ночных поездок приходится их поездка как пассажиров. Для машинистов локомотива при работе без помощника машиниста запрещается работа в течение двух ночей подряд. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращающиеся из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.
Изменения вступили в силу 08.09.2019.
Разъяснения подготовлены помощником Северного транспортного прокурора И.Е. Логутовым
Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору .
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Комментарий к статье 103 ТК РФ
1. Статья 103, посвященная сменной работе, устанавливает возможное количество смен: две, три и даже четыре.
В одних случаях введение сменной работы является необходимым, поскольку обеспечивает функционирование производственного процесса, когда его длительность превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (например, в непрерывно действующих организациях); в других — возможным, когда работодатель преследует цель эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг (например, в организациях, обслуживающих население). Выбор конкретного варианта сменной работы: будут ли работники трудиться в две, три или четыре смены — определяется работодателем, при этом учитываются основания применения сменного режима работы.
2. Количество рабочих смен и последовательность перехода работников из одной смены в другую устанавливаются графиком сменности. В тех случаях, когда такой график охватывает и ночное время, работодатель обязан учитывать, что определенный круг работников может работать в ночное время только с их согласия.
На основании ст. 96 ТК к ним относятся: женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; инвалиды; работники, имеющие детей-инвалидов; работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением; матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста. О порядке привлечения их к работе в ночное время см. ч. 5 ст. 96 ТК.
3. Разработанный работодателем график сменности направляется представительному органу работников, мнение которого работодатель обязан учитывать. После учета мнения представительного органа работодатель утверждает график.
Данный порядок не применяется, если в организации нет представительного органа работников.
4. График сменности, регулирующий труд работников, может как быть самостоятельным локальным нормативным актом, так и прилагаться к коллективному договору.
5. Частью 4 комментируемой статьи установлен месячный срок доведения до сведения работников информации о введении графика сменности. Это правило распространяется на случаи, когда работники уже работают в сменном режиме и возникла необходимость ввести новый график или изменить действующий.
Статья 103 не устанавливает процедуру доведения этой информации до работников. На основании ст. 22 ТК работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
6. Когда график сменности вводится причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), то работодатель обязан уведомить работника об этом в письменной форме не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК).
7. Продолжительность рабочего времени в течение смены определяется в зависимости от установленной нормы рабочего времени и вида рабочей недели (пяти- или шестидневная рабочая неделя).
Законодательно допустимая (предельная) продолжительность ежедневной работы предусмотрена только для отдельных категорий работников. О продолжительности ежедневной работы (смены) см. ст. 94 ТК, о продолжительности работы (смены) в ночное время см. ст. 96 ТК.
Для других категорий работников продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, исходя из нормальной еженедельной продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть и менее четырех часов, если речь идет о режиме неполного рабочего времени (см. письмо Роструда от 01.03.2007 N 474-6-0).
8. Обычно графики сменности предусматривают прямой порядок чередования работников по сменам (после первой смены работник переходит работать во вторую, затем — в третью) или обратный порядок чередования (после первой смены работник трудится в третьей смене, затем — во второй, и цикл повторяется снова). На практике наиболее часто встречается прямой порядок чередования смен, поскольку он соответствует естественному суточному ритму природных процессов человека (см.: Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха. М., 1967).
9. Смена, в которой не менее половины рабочего времени приходится на ночное время, считается ночной. Смена, непосредственно предшествующая ночной, считается вечерней (совместное Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 07.05.1987 N 294/14-38 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194»).
10. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двукратной продолжительности работы в предшествующий рабочий день (смену) вместе с временем обеденного перерыва (см. п. 11 Постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»).
Составляя графики сменности, работодатель обязан учитывать правило ст. 110 ТК о предоставлении работникам еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью не менее 42 часов.
11. Работники чередуются по сменам равномерно в часы, определенные графиками сменности. Количество рабочих и выходных дней по графику может не совпадать с количеством дней в неделе. В этом случае переход из одной смены в другую происходит, как правило, после выходного дня, определенного графиком.
В условиях непрерывного производства, когда нет возможности использовать режим рабочего времени по пяти- или шестидневной рабочей неделе, применяются графики сменности, обеспечивающие непрерывное обслуживание производственного процесса, работу персонала сменами постоянной продолжительности, регулярные выходные дни для каждой бригады, постоянный состав бригад и переход из одной смены в другую после дня отдыха по графику. Обычно применяются четырехбригадные графики сменности. При этом ежесуточно работают три бригады, каждая — в своей смене, а одна бригада отдыхает.
12. Законодатель запрещает привлекать работника к труду в течение двух смен подряд. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 99 ТК привлечение к сверхурочной работе (с письменного согласия) возможно для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях на работодателя возлагается обязанность немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
13. Для некоторых категорий работников установлены особенности применения сменной работы. Так, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта закрепляется, что для работников плавсостава при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на три месяца (см. п. 14).
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, определено, что продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 до 6 часов) не допускается (см. п. 6).
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, определено, что для работников со сменным режимом работы не допускается начало работы (смены) ранее 6 часов и окончание работы (смены) позднее 22 часов местного времени (см. п. 8).
Другой комментарий к статье 103 ТК РФ
§ 1. С целью более эффективного использования оборудования и увеличения выпуска продукции либо в случае, если длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, допускается введение 2-, 3- и 4-сменной работы.
§ 2. Переход из одной смены в другую должен проходить регулярно через определенное число рабочих дней в соответствии с графиком сменности. При этом допускается прямой (I — II — III — I) порядок чередования смен или обратный (I — III — II — I). Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха (М., 1967. С. 86) признают более предпочтительным прямой порядок чередования смен, поскольку он соответствует естественному суточному ритму природных процессов человека.
При несовпадении числа рабочих и выходных дней по графику с календарной неделей переход из одной смены в другую должен происходить после выходного дня по графику.
§ 3. Междусменный перерыв не может быть менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене.
§ 4. График сменности является обязательным как для работника, так и для работодателя. Последний не может вызвать работника для выполнения трудовых обязанностей вне графика. Работник не может без разрешения работодателя менять очередность смен, предусмотренных графиком, а также меняться сменами с другими работниками. Несоблюдение указанного правила расценивается как нарушение трудовой дисциплины.
§ 5. Работникам, работающим посменно, за счет средств организации могут устанавливаться дополнительные отпуска и доплаты. Руководители организаций могут повышать работникам, занятым в многосменном режиме, размеры вознаграждений по результатам работы за год, вводить (бесплатное или по льготным ценам) горячее питание для лиц, работающих в ночную смену, и т.п.
Работодатель привлекает сотрудников к работе в ночное время, чтобы достичь определенных целей. Таковыми могут быть более высокие экономические результаты, обеспечение непрерывности производственного процесса или круглосуточный контроль над работой оборудования. Но учитывая особенности человеческого организма, социальные, этические и другие аспекты жизни, в РФ законодательно установлены ограничения, лишь при учете которых можно использовать ночную работу.
Какая работа считается занятостью в ночное время
Ночные часы работы согласно ч. 1 ст. 96 Трудового кодекса включают в себя период с 22:00 до 06:00. Трудовая деятельность в это время считается работой в ночное время.
Если смена сотрудника начинается в 18:00 и заканчивается в 06:00, а обеденный перерыв установлен с 23:00 до 24:00, то ночным считается время его работы с 22:00 до 23:00 и с 24:00 до 06:00.
Продолжительность работы в ночное время
Обычно ночное время работы (ночная смена) сокращается на один час. Это объясняется, прежде всего, биологическими причинами: труд ночью наиболее тяжелый с точки зрения самочувствия работника, его привыкания к такому режиму сна и бодрствования. В эту смену особенно чувствуется усталость, и увеличиваются ошибки при выполнении работ. Отрабатывать сотруднику сокращенный час потом не придется (ч. 2 ст. 96 ТК).
Но есть работники, на которых такое правило не распространяется. А в определенных законодателем случаях ночная и дневная работа или смена должны быть одинаковой продолжительности (ч. 4 ст. 96 ТК):
- специально принятым для того, чтобы трудиться ночью. Это может быть ночной сторож или дежурный. Коллективным договором для таких сотрудников могут устанавливаться иные условия продолжительности работы в ночное время (ч. 3 ст. 96 ТК);
- тем, у кого рабочее время по закону сокращено. Это касается несовершеннолетних, инвалидов, сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и некоторых других категорий работников.
Сотрудникам, которые трудятся по сменному графику в режиме 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем, устанавливается одинаковая продолжительность работы или смены в дневное и ночное время. Такой порядок может быть установлен и в связи с непрерывным производственным процессом или в других случаях, когда это необходимо условиями труда (ч. 4 ст. 96, ч. 1 ст. 100, ч. 1 ст. 103 ТК). Конкретный список таких работ может быть определен в коллективном договоре или локальном нормативном акте на предприятии (ч. 4 ст. 96 ТК).
Кого нельзя привлекать работе в ночное время
К работе в ночное время не допускаются:
- беременные женщины;
- несовершеннолетние, кроме спортсменов в установленных законом случаях, а также творческих и некоторых других работников;
- сотрудники, которым такая деятельность противопоказана по состоянию здоровья согласно медзаключению.
Установление указанных выше запретов связано с психофизиологическими, возрастными особенностями перечисленных категорий работников и состоянием их здоровья. Эти нормы являются реализацией государственной политики по охране материнства и детства, обеспечению здоровья молодежи.
Есть категория сотрудников, привлечение к работе в ночное время которых возможно только с их согласия. К ним относятся (ч. 5 ст. 96, ч. 2, 3 ст. 259, ст. 264 ТК, пп. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда от 28.01.2014 № 1):
- женщины с детьми в возрасте до трех лет;
- инвалиды;
- сотрудники, имеющие детей-инвалидов, в том числе опекуны и попечители;
- лица, ухаживающие за больными членами их семей по медзаключению;
- матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей в возрасте до 14 лет;
- опекуны и другие лица, воспитывающие детей до 14 лет без матери;
- родитель, имеющий ребенка в возрасте до 14 лет, если другой родитель работает вахтовым методом;
- работники, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, если младшему из них не исполнилось 14 лет.
При уходе за ребенком или иным членом семьи у таких сотрудников по объективным обстоятельствам сокращается количество свободного времени, как и продолжительность сна. В целях создания благоприятных условий, позволяющих сочетать труд с общественной жизнью, законодатель предоставил им право на работу в ночное время по собственному усмотрению.
Что касается инвалидов, то их право выбора ночного труда ограничивается в зависимости от состояния здоровья. Первая редакция статьи 96 ТК содержала еще более жесткий запрет на привлечение инвалидов к такому труду. Он устанавливался вне зависимости от того, противопоказана инвалиду или нет работа в ночное время. Но не всякая инвалидность препятствует нормальной работе в такое время. Это можно сказать о расстройствах функций органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата. Поэтому в ряде случаев запрет на привлечение к ночному труду ухудшал положение работников-инвалидов.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 97-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 96 Трудового кодекса Российской Федерации» запрет был оставлен только для инвалидов, имеющих медицинские противопоказания. Что же касается других сотрудников-инвалидов, которым ночной труд не противопоказан, то им было разрешено работать, но только при их письменном согласии.
Сотрудников, от которых требуется согласие на ночной труд, нужно письменно ознакомить с правом отказаться от него. Это можно сделать, вручив соответствующее уведомление. Отказ такого лица от работы в указанное время, даже если на него пришлась только часть работы, не является дисциплинарным проступком (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).
Если же такой работник согласился работать ночью, то это нужно оформить письменно. Работодателю важно убедиться, что такая работа не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, для чего запрашивается медзаключение (часть 5 ст. 96, ч. 2, 3 ст. 259 ТК, абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).
Как оформить работу в ночное время
Если компания привлекает к работе в ночное время нового сотрудника, с ним нужно заключить трудовой договор и при необходимости издать приказ о приеме на работу (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 ТК).
С тем, кто уже трудится в данной фирме, может быть заключен отдельный трудовой договор на внутреннее совместительство. При необходимости оформляется приказ о приеме на такую работу. В ПФР представляется форма СЗВ-ТД согласно порядку заполнения формы, утвержденному постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п. Если на данного сотрудника ведется трудовая книжка, то по его просьбе туда вносится соответствующая запись (ч. 5 ст. 66, ч. 1, 2 ст. 66.1, ч. 1 ст. 68, ст. 282 ТК, пп. 1, 2.4–2.6 ст. 11 закона о персонифицированном учете).
Можно пойти по другому пути и оформить допсоглашение к заключенному ранее трудовому договору с условием о переводе сотрудника на должность, предусматривающую трудовую деятельность в ночное время. Как правило, для этого требуется согласие человека. Не нужно оно в редких случаях, к примеру, при переводе на ночные работы из-за произошедшей производственной аварии (ст. 72, ч. 1 ст. 72.1, ч. 1–3 ст. 72.2 ТК).
При отказе сотрудника подписать допсоглашение привлечь его к ночному труду можно только в предусмотренном ст. 74 ТК РФ специальном порядке.
Единожды привлечь работника к ночному труду можно, оформив соответствующий приказ и прописав в нем все условия работы. Дополнительно можно оформить уведомление о привлечении к работе в ночное время. Порядок действий в такой ситуации может быть определен локальным нормативным актом организации.
Если к ночному труду привлекается сотрудник, который имеет право отказаться от него, администрации юрлица потребуется также оформить дополнительные документы: об ознакомлении человека с правом на отказ от ночного труда, о согласии на такую работу.
Ознакомить с правом отказаться от труда ночью нужно тех сотрудников, кому законодатель предоставил это право. Новый это сотрудник или уже давно работающий в компании — в данном случае не имеет значения. Ознакомление должно быть оформлено письменно в произвольной форме. Но необязательно готовить отдельный документ, ведь информацию об ознакомлении можно включить и в трудовой договор с таким работником.
У тех сотрудников, которые по трудовому законодательству вправе отказаться от ночного труда, необходимо также получить согласие на привлечение к этой работе. Оно оформляется письменно (ч. 5 ст. 96 ТК). Форма такого документа может быть произвольной. Сотрудник может выразить свое согласие прямо в трудовом договоре или дополнительном соглашении, а может в отдельном документе. Также согласие может быть выражено в виде отметки на уведомлении о праве отказаться от работы ночью.
Оформляя трудовой договор с условием о ночном труде, в него нужно включить все обязательные сведения и условия, характерные для каждого трудового договора. В том числе указывают место работы, должность сотрудника, график работы, условия оплаты труда (ч. 1, 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ст. 107, 108 ТК).
Важно правильно прописать продолжительность трудовой деятельности в ночные часы. Так, если сотрудник принят непосредственно для работы ночью, сокращать продолжительность его труда на час не придется, если иное не предусмотрено коллективным договором (ч. 3 ст. 96 ТК). В условиях оплаты труда обязательно должна быть указана доплата за деятельность в ночное время.
Дополнительное соглашение с сотрудником при переводе его на должность, предусматривающую ночной труд, составляется в письменном виде (ст. 72 ТК). Форма может быть произвольной. В соглашении указывают изменившиеся условия: режим работы, оплату труда, а также срок работы в новом режиме и дату, с которой изменения вступают в силу (абз. 5, 6 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ч. 1 ст. 100 ТК).
Приказ не является строго обязательным документом, если по условиям трудового договора работник занят в ночное время. Его оформляют, если человека привлекают к ночному труду в выходной день или в праздничные дни, а также, если для сотрудника это сверхурочная работа (ст. 97, ч. 1 ст. 99, ч. 8 ст. 113 ТК).
В табеле учета рабочего времени тоже нужно отразить ночную трудовую деятельность. В унифицированных формах № Т-12 или Т-13 ночные часы работы фиксируются буквенным кодом Н или цифровым 02. Ниже в строке под кодом ставится продолжительность отработанного времени.
За нарушения, допущенные работодателем при привлечении сотрудников к труду в ночное время, предусмотрена административная ответственность:
- по статье 5.31 КоАП. Такая мера может быть применена, если сотруднику, специально принятому для ночной трудовой деятельности, рабочее время не было сокращено на один час, тогда как по коллективному договору компания должна была это сделать;
- по части 2 ст. 15.33.2 КоАП, если должностным лицом нарушены правила представления в Пенсионный фонд РФ сведений о трудовой деятельности;
- по частям 1, 2 ст. 5.27 КоАП, если нарушен порядок привлечения к деятельности в ночное время. К примеру, не была уведомлена под подпись сотрудница с ребенком в возрасте до трех лет о ее праве отказаться от такой деятельности.
- по частям 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП. В частности, если вопреки требованиям ч. 5 ст. 96 ТК РФ привлечен к ночному труду работник с медицинскими противопоказаниями.
Оплата работы в ночное время
Каждый час ночного труда оплачивается как минимум с 20-процентной доплатой по сравнению с дневным. Более высокий размер минимальной доплаты может быть определен соглашением, например, отраслевым.
Максимальный размер доплаты не ограничен. Конкретный процент может быть зафиксирован в локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре (ч. 1 ст. 96, ст. 149, 154 ТК, постановление Правительства от 22.07.2008 № 554).
Минимальный размер доплаты за ночную работу распространяется на всех сотрудников — в том числе и на тех, кто принят специально для такого труда. По закону исключения не предусмотрены.
Порядок расчета оплаты ночных рабочих часов зависит от системы оплаты труда сотрудника. Труд сотрудника может оплачиваться исходя из оклада, часовой тарифной ставки или по сдельной оплате.
Сотрудник на окладе
Для человека на окладе сначала придется рассчитать часовую ставку. Затем с ее учетом определить доплату за ночную трудовую деятельность и итоговую выплату за все ночные рабочие часы.
Для удобства можно воспользоваться следующими формулами:
Часовая ставка = оклад / количество рабочих часов в соответствующем месяце
Доплата за один час = часовая ставка х процент повышения оплаты труда
Оплата ночной работы = (часовая ставка доплата за один час) х количество часов ночной работы
Оплата труда по часовой тарифной ставке
Рассчитать ночную оплату из часовой тарифной ставки проще всего. Сначала нужно рассчитать доплату за час ночного труда.
Для удобства предлагаем следующие формулы для расчета:
Доплата за один час = часовая тарифная ставка х процент повышения оплаты труда
Оплата ночной работы = (часовая тарифная ставка доплата за один час) х количество часов ночной работы
Работник на сделке
При сдельной оплате труда вначале нужно рассчитать часовую ставку. За основу ее расчета нужно брать сдельную расценку и месячную выработку работника.
А из часовой ставки уже рассчитывать доплату за час ночного труда, но не ниже минимальной доплаты. Дело в том, что нормативно определена только минимальная доплата за час ночной трудовой деятельности для тарифной ставки или оклада. А при сдельной оплате она не установлена. Но по закону в повышенном размере оплачивать ночные часы нужно всем сотрудникам, в том числе и сдельщикам.
Конкретный порядок расчета компания может закрепить внутренним документом об оплате труда.
Для удобства расчета предлагаем следующие формулы:
Часовая ставка для оплаты = (месячная выработка х сдельную расценку за единицу продукции) / общее количество отработанных часов в соответствующем месяце
Доплата за час работы = часовая ставка х процент повышения оплаты труда
Доплата за месяц = доплата за час работы х количество часов, отработанных в ночное время за месяц
Суммированный учет рабочего времени
Трудовую деятельность в ночное время при суммированном учете рабочего времени оплачивают тоже в повышенном размере.
Какие-либо особенности законодателем на этот счет не предусмотрены. Каждый час ночной работы (с 22:00 до 06:00) должен быть оплачен минимум с 20-процентной доплатой по сравнению с дневной. Порядок расчета оплаты ночных часов зависит от установленной работнику системы оплаты труда, о чем говорилось выше. Способ учета рабочего времени не влияет непосредственно на расчет.
Когда перечислять оплату?
Оплатить ночной труд фирма должна в дату выплаты зарплаты за тот месяц, в котором такая деятельность велась.
Если ночной труд выпадает на выходной, праздничный день или в сверхурочное время, доплату нужно сделать по каждому отклонению от нормальной работы. Это означает, что ночная работа, которую человек выполнял сверхурочно, оплачивается и как сверхурочная, и как ночная (ст. 149, ч. 1 ст. 154 ТК, письмо Минтруда от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353).